Интегрированное занятие в младшей группе "В гостях у Белочки" план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему. Тематическое занятие "белка" Белка на занятии в доу

Игровые приёмы, направленные на развития у детей коммуникативных качеств личности

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «БЕЛОЧКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ»

Мясникова О.Д.

Создать условие для познавательно-речевого развития детей

  • обогащать представления детей о лесных обитателях (белка), её внешнем виде, питании, среде обитания, особенности поведения;
  • развивать интерес к художественной литературе: потешкам;
  • развивать мелкую моторику рук через пальчиковую игру, элементы экспериментальной деятельности (с мятой бумагой «Бумажные комочки», «Пересыпь орешки»);
  • воспитывать понимание и любовь ко всему живому.

Предварительная работа:

Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…», игры с природным материалом «Пересыпь орешки», «Пересыпь горох».

Подготовка к занятию:

Игрушка «Белочка»; бумажные комочки с сюрпризом; для пересыпания: корзинки, ложечки по количеству детей, тканевые мешочки; орехи или шишки для игры «Поможем белочке», шапочки для игры

Ход занятия:

Стук в дверь. Появляется белка (игрушка).

Воспитатель:

Вот приходит белка в гости

Нацепила бант на хвостик

Динь-динь, донна-донна,

А сегодня (имя ребёнка) дома?

/ Воспитатель пробегает пальчиками по руке ребёнка вверх до мочки уха, слегка тянет мочку «Звонит». Повторить 2-3 раза, с несколькими детьми /

Здравствуйте, ребятки! Вы меня узнали?

Я, пушистый, маленький зверёк

По деревьям прыг, да скок!

Я пришла к вам в гости

Хочу увидеть, как вы подросли?

Чему вы научились?

Может и я чему-нибудь у вас научусь.

Воспитатель:

Детки, подойдите ближе к белочке. Посмотрите, какая она маленькая. У белки пушистая, мягкая шёрстка. На голове ушки, на ушках кисточки, глазки, носик, а ещё у белки есть пушистый хвостик. Белочка живёт в лесу, умеет прыгать по деревьям. Дом у белочки - дупло. Погладьте белочку аккуратно.

Воспитатель:

В корзинке у белочки для деток подарки (бумажные комочки, которые дети разворачивают и видят орех). Посмотрите, что это? (Предложить детям круговыми движениями покатать орех между ладонями и убрать в корзинку).

Спасибо, белочка, нашим деткам очень понравились бумажные комочки, прокатывать орешки.

Белочка, послушай, мы тебе расскажем и покажем потешку «Сидит белка на тележке…»

Сидит белка на тележке (дети стучат кулачками)

Продаёт она орешки

Лисичке-сестричке (большой палец)

Воробью (указательный палец)

Синичке (средний палец)

Мишке Толстопятому (безымянный палец)

Заиньке усатому (мизинец)

Кому в платок (поглаживание ладоней)

Кому в роток (поглаживание ладоней)

Кому в лапочку (ладонь в кулачок)

Воспитатель:

Белочка, наверное, проголодалась. Дети, скажите, что любит есть белочка? (шишки, орехи, грибы). Зубки у белочки крепкие, поэтому, больше всего белочка любит грызть орехи. Давайте насыплем белочки орехи кедровые, которые у нас в лесу растут.

/ Дети работают за столами, предлагаю пересыпать орешки из корзины в мешочки, ложечками, всё по количеству детей /

Воспитатель:

Ребята, давайте поиграем в игру «Маленькие белочки»

/ Детям предложить шапочки белочек по желанию/

Маленькие белочки скачут по ветвям (прыгают, руки к груди)

Пушистенькие хвостики мелькают тут и там (виляют туловищем из стороны в сторону)

Маленькие белочки замёрзли на ветру (приседают на корточки)

Как согреть им лапочки в осеннюю пору?

Лапка лапку ударяет (хлопают в ладони)

Быстро, быстро согревает

Прыг да скок, прыг да скок,

И свернулись все в клубок (круговые движения руками, подойти близко друг к другу).

Воспитатель:

Ребята, белочка наша грустная, она плачет. Упала корзинка и все орешки рассыпались. Орешки белочка припасла себе на зиму. Давайте поможем нашей белочке собрать орешки в корзинку.

Белочка благодарит детей и уходит.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с белочкой? Пришла пора нашей белочке возвращаться домой. Скажем, до свидания! А где живёт белочка? Что запасает белочка на зиму? Мне понравилось, как вы играли. Как помогли собрать орешки.

Конспект занятия для детей младшего возраста по теме: «Белочка в лесу»


Холина Мария Анатольевна, воспитатель МДОУ детский сад №50 "Ручеёк" г. Серпухов
Описание занятия:
Занятие можно проводить как в помещении с использованием дополнительных материалов (шапочки белочек, корзинки с муляжами, печатные иллюстрации), так и на прогулке.

Образовательная область: познавательное развитие, физическое развитие

Программные задачи:
1. Познавательное развитие
Сформировать представление о живой природе и её обитателях, обучить модели поведения (в конкретном случае – внешнего облика белочки, её местообитание, особенности поведения).

2. Физическое развитие
Обучить менять характер движений в соответствии с движениями, выполнить комплекс гимнастических упражнений для развития гибкости, координации движения.

Материалы и оборудование: иллюстрации на доске по тематике занятия, стихотворение про белочку Е. Шушковской.

Организационный момент:
(Воспитатель оформляет доску иллюстрациями, дети сидят за столами.)

Воспитатель: «Ребята, сейчас я прочитаю стишок, а вы угадайте, о ком же я сегодня расскажу».
«Если будет день хорош,
Точно в парк гулять пойдёшь.
И возьми с собой орешки,
Говорю не для насмешки.
Там уже на елях ждут,
За гостинцами придут,
Быстрые, как – будто, стрелки,

Наши рыженькие белки
(Е. Шушковская)

(Воспитатель может попросить детей отгадать самим, опираясь на иллюстрации)

Воспитатель: «А вы знаете дети, кто такие белочки и как они выглядят?»
(продемонстрировать иллюстрации, описать кисточки на ушках, пушистый хвост закорючкой, рыжие летом и серые зимой, любят орехи, живут в лесу, запасаются орехами на зиму)

Воспитатель: «А в нашем городе есть белочки? Где вы их видели?»
(Воспитатель слушает ответы детей, задаёт наводящие вопросы)

Воспитатель: «А давайте с вами разыграем сказку про белочку! Я буду её рассказывать, а вы мне поможете её показать.»
(Дети встают в круг с воспитателем.)

Воспитатель: «В большом-большом лесу...»
(Дети вытягивают руки в разные стороны, показывая какой большой лес. Цель воспитателя – мотивировать детей как можно сильней размахнуть руками.)

Воспитатель: «Где росли высокие превысокие деревья...»
(Дети тянутся руками вверх, встают на цыпочки)

Воспитатель: «Жила маленькая рыженькая белочка. Прям как вы малыши. У белочки были такие красивые ушки. А ну-ка покажем ушки!»
(Дети сгибают пальчики на руках и прикладывают к макушке. Цель воспитателя: попросить их согнуть и выпрямить пальчики, как «прикрывать и открывать ушки», выполнить это упражнение несколько раз)

Воспитатель: «И такой красивый пушистый хвостик. Давайте покажем, как она им виляла».
(Дети виляют попами, держа ручки в виде ушек.)

Воспитатель: «И построила белочка в том лесу себе домик. Давайте покажем домики. Все спрятались в свои домики?»
(Дети вытягивают ручки треугольником над головой, как под крышей домика.)

Воспитатель: «Собирала наша белочка в лесу листики...»
(Дети крутят кистями, изображая листики)

Воспитатель: «И орешки».
(Дети сжимают кулачки и крутят ими)
(Чередовать «листики и орешки» несколько раз)

Воспитатель: «А складывала свои припасы белочка в круглое дупло! Давайте покажем его».
(Воспитатель демонстрирует детям как его показать – сцепить руки в пальцах, вытянуть вперёд на уровне плеч и чуть развести локти в стороны, сформировать круг)

Воспитатель: «И вот шла как-то по лесу лисичка...» .
(Дети изображают белочек, а воспитатель входит в круг и изображает лисичку – сжимает руки перед собой как лапки у лисы и виляет попой)

Воспитатель: «Увидела она белочку и захотела её поймать и съесть! »
(Воспитатель вертится в кругу, показывая, будто хочет поймать и съесть детишек)

Воспитатель: «Но наша белочка юркая, она быстренько спряталась в своём домике!»
(Воспитатель предлагает игру: дети изображают белочек, и как только воспитатель – лисичка обращается к ребёнку («Дайка я тебе съем!» ), ребёнок должен присесть, изображая домик (руки в треугольник над головой).)

Воспитатель: «Какие вы быстрые белочки! Не удалось лисичке вас поймать. Давайте теперь как белочки попрыгаем и соберём все разбросанные игрушки в наш сундук» .
(Дети держат ручки как ушки у белочки, подпрыгивают. Воспитатель контролирует, чтобы никто не упал.)
(Дети собирают разбросанные вещи в коробку для игрушек.)

Заключение:
Выполнены упражнения на развитие моторики рук, и ног, дано общее представление о животных в лесу, мотивирована трудовая деятельность.

Список литературы:
1. Е.Шушковская Стихи.


КОНСПЕКТ

Сюрпризный момент

По описанию угадать кто придет сегодня в гости. Потом появляется белка в сопровождении стиха.

Я маленькая белочка

Прыг-скок, прыг-скок,

Я прыгаю по веточкам

Прыг-скок, прыг-скок

Зимой не замерзну я,

Прыг-скок, прыг-скок,

Орешки собираю я

Прыг-скок, прыг-скок.

Художественная литература

Дидактическая литература

  1. ШСГ 2-3 года. «На лесной полянке».

Стихи

См. Приложение.

Видео

Мультфильмы

  1. http ://www .youtube .com /watch ?v =ODBmuBlgreI – лесные путешествиники

Презентации

Музыка

Аудиосказки

http://sovmult.ru/index/0-3877 - лесные сказки

http://sovmult.ru/index/0-3150 - белочка-умелочка

Демонстрационный материал

Карточки и фото с изображением белки.

УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Логика

  1. Собрать пазлы
  2. Игра «Угадай по тени», что ест белка
  3. Разложи по возрастанию (орехи, грибы)
  4. Собрать по абразцу с помощью блоков Дьеныша или фигур вырезанных из картона/плитки белку.

Математика

Белка угощает друзей. Раздать согласно заданию друзьям животным (лиса, медведь, ёжик). Счет до 3.

Сенсорика

  1. Рассортировать орехи по величине
  2. показывю зайчика и белочку, говорю, что они живут в лесу и любят вместе играть: в прятки, догонялки, в жмурки и др. Однажды они решили поскакать по пенечкам. На лесной полянке друзья расставили пенечки, и договорились, что у зайчика будут синие пенечки, а у белочки - красные.

1 вариант:

Каждый может перескакивать на пенечек своего цвета.

2 вариант:

10 кубиков и расставляю по кругу, чередуя по цвету: красный - синий - красный - синий. Предметы располагаются на одинаковом расстоянии друг от друга. Ставлю зайчика на синий кубик, а белочку рядом с ним - на красный и договариваюсь: «Ты будешь зайчиком, а я - белочкой.» Фигурки поворачиваются друг к другу спинками и начинают «перескакивать» через пенечек, попадая только на свой цвет, наконец, они встречаются на противоположной стороне круга, обращенные друг к другу мордочками. Этот момент эмоционально обыгрываю: зверюшки здороваются, разговаривают и разбегаются в обратную сторону, встречаясь вновь на прежней стороне круга. Сценка встречи повторяется. При повторении игры, прошу самостоятельно расставить кубики – «пенечки», чередуя их по цвету, форме или величине.

Внимание

  1. Прятать фигурку ёжика и белки под стаканчики и угадывать.
  2. Сравнить две картинки и найти отличия.

Память

  1. Рассмотреть внимательно одну картинку, потом убрать и показать две картинки, отличные друг от друга и спросить какую видел.
  2. Показать две фигурки животных, затем одну спрятать и спросить кто убежал в лес.

ТВОРЧЕСТВО

Рисование

1. Раскраска белка

2. Раскраска карандашами

3. Раскраска «Котишка-плутишка»

Лепка

  1. Сделать орешки белочки, грибы (катаем шарики)

Аппликация

  1. Из рваной бумаги хвост белки
  2. Аппликация белка на ветке
  3. Белкины запасы
  4. ЭМВМ 1-3 года Геометрическая аппликация
  5. Белка из луковой шелухи
  6. Белка из крашенной манки
  7. Сделать хвост из крашенной ваты
  8. Рыжий львёнок
  9. Геометрическая аппликация
  10. Маленькие фантазеры. Аппликация «Белка»

Развитие речи

Рассмотреть картинку с белкой и ответить на вопросы.

Артикуляция

1. Учимся делать упражнение «Орешек».

Белка щелкает орешкиОбстоятельно,

без спешки. Упираем язычок

Влево-вправо, на бочок.

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка тов левую, то в правую щеку. Выполняем 6-8 раз. Затем даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).

Моторика

  1. Помочь белке засушить грибы, продев веревку
  2. Помочь белке засушить грибы, подвесив с помощью прищепок
  3. Покормить белку (фасолью)
  4. В корзинку собрать грибы. И рассортировать съедобные и несъедобные
  5. Дорожки: помоги найти еду, добраться до шишек.

Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке,

Хлопки ладонями и у дары кулачками друг о друга попеременно.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Загибать пальчики, начиная с большого.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Физкультминутка

У медведя дом большой (Руки поднять вверх, подъем на носочки.)

А у белки - маленький. (Приседание на корточки, руки вытянуты перед собой.)

Наш медведь пошёл домой, (Переступание с ноги на ногу.)

А за ним и белочка.(Прыжки.)

Мы зверяток провожаем (Прощальные движения рукой.) И занятие продолжаем.

Зарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучке она присела(прыгаем влево и приседаем) .
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом(прыгаем вправо и кружимся) .
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень(прыгаем в стороны) .

Юля Абрамова
Конспект НОД в подготовительной группе «Белочка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка.

Цель: узнать дикое животное – белку.

Задачи:

1. Образовательные:

Расширять представления о диких животных, знания о том, как звери готовятся к зиме;

Упражняться в рисовании акварелью, кистью;

Обогащать словарный запас детей.

2. Развивающие:

Развивать интерес к миру животных;

Развивать умение выполнять рисунок белки, опираясь на схемы;

Развивать эстетические чувства.

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание помогать.

Планируемые результаты:

Ребенок знает названия диких животных и особенности их жизни в период подготовки к зиме;

Ребенок составляет небольшой рассказ по предложенной теме, употребляя в речи сложные предложения;

Ребенок выполняет рисунок белки, опираясь на схемы.

Материалы и оборудование: картинки с изображениями животных леса; простой графитный и цветные карандаши, альбомные листы; акварельные краски, кисточки.

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю вас, ребята, поиграть. Давайте присядем на наш волшебный ковер. Отгадайте загадку.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орешки прячет

Сушит ягоды, грибы?

К нам сегодня в гости пришла белочка. Давайте поприветствуем белочку и подарим ей улыбку.

– Скажите, а где живет белка? (В лесу, в дупле)

– А где находится дупло? (Высоко, на дереве)

– А какая у белочки шубка? (Пушистая, рыжая)

– Что у белочки на ушах? (Кисточки)

– Какой хвост? (Большой, пушистый)

– Какие глазки? (Черненькие)

– Какая мордочка? (Остренькая)

– Что можно сказать про белочку, какая она? (Быстрая, ловкая, шустрая, подвижная)

– Что любит белочка? (Грибы, орешки)

А давайте поиграем с белочкой.

Половина детей – деревья, другая половина – белки. Белочек на одну больше. Под веселую музыку белки резвятся, прыгают, орешки грызут, ищут грибы. Музыка заканчивается. Белки разбегаются, прячутся в дупла.

Белка красивый лесной зверек. Живет в густом лесу. Не любит сырости. Летом у белки рыжий короткий мех. Ведет подвижный образ жизни, перепрыгивая с одного ствола дерева на другой в поисках орешков, желудей и шишек. У белки остренькая мордочка. На ушах кисточки, глазки черненькие. Блестят, как бусинки. Тело покрыто рыжим мехом, на лапках острые коготки, ими белочка цепляется за кору деревьев, но самый красивый у белочки хвост. Посмотрите, как она его распушила. В холодную погоду белка хвостом накрывает себя, как теплым одеялом, чтобы согреться.

– Ребята, что-то наша белочка такая грустная, что случилось?

Она мне шепнула на ушко, что у нее в лесу нет друзей. И, правда, в нашем городе много лесов. А животных там живет мало. Вот и у белочки друзей нет.

– Что же нам делать? Как порадовать белочку?

Дети: Нарисуем ей друзей.

Воспитатель: Правильно, ребята, но сначала мы разбудим наши пальчики, чтобы они у нас хорошо работали, красиво рисовали.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась –

Четыре белочки осталось.

А теперь, скорей смотри,

Их осталось ровно три.

Ну и ну! Какая жалость,

Только две у нас осталось.

Эта новость так грустна –

Осталось белочка одна.

Артикуляционная гимнастика.

– А теперь, ребята, вокруг себя повернитесь и в белочек превратитесь. Ой, какие замечательные белочки! Давайте погрызем орешки. (Улыбнуться и постучать зубами.) А теперь вокруг себя повернитесь и в ребят превратитесь.

Нарисуем друзей для белочки. Рассмотрим этапы рисования:

– Какую форму имеет туловище?

– А голова?

Будем рисовать белочку простым карандашом поэтапно: по схеме.

1. Берем карандаш и намечаем овалами те места, где будут голова, хвост, лапки и тело.

2. Прорисовываем ушки и животик белки.

3. Раскрашиваем контуры белки.

Дети рисуют белочку, опираясь на схемы. Звучит спокойная музыка.

– Ребята, давайте с вами отдохнем.

Спортом белочке не лень

Заниматься целый день!

С одной ветки прыгнув влево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево – вправо! Целый день

Прыгать белочке не лень.

Ребята, а теперь мы продолжим рисовать белочку, оденем ей пушистую, красивую шубку.

Итог. Какие замечательные белочки у нас получились. Белочка благодарит вас за работу.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Белочка в гостях у ребят» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сахюртинский детский сад «Чебурашка» Белочка в гостях у ребят Районное методическое.

Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Белочка в гостях у ребят» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе «Белочка в гостях у ребят» Воспитатель: Миронова В. Н. Интегрированное.

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе «В гости к детям приехала белочка» Программное содержание: Продолжать закреплять правильное звукопроизношение, продолжать закреплять знания цветов (красный, жёлтый, зелёный,.

Конспект итогового занятия по лепке в старшей группе «Белочка грызет орешки» Подготовила и провела воспитатель Хохлова М. С. Цель: Закреплять умение детей лепить зверька, передавая его характерные особенности (маленькое.

Задачи: - учить отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста; - учить понимать и использовать в речи слова в их переносном значении;.

Цели:
Расширить и уточнить знания детей о белках. Пополнить имеющиеся у детей знания новыми сведениями. Познакомить с загадкой о белке и пословицами: «Подальше положишь – поближе возьмешь», «У кошки котя – тоже дитя». Словарь: шустрая, задиристая, деловитая, скандальная. Продолжать учить отгадывать загадки и изображать отгадки. Воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование:
Картинки и фотографии белки, оборудование для занятия аппликацией.
Белка

Ход занятия:

Звериных и птичьих кладовых осенью в лесу много. Каких птиц и зверей, устраивающих на зиму кладовки, вы знаете? (Ответы детей). Сегодня мы поговорим как раз о таком зверьке. Послушайте о нем загадку:
Загадка про белку
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
Что в загадке навело вас на мысль о белке? (Ответы детей).
Запасы на зиму белка делает основательные – в разных местах, разные запасы, помногу. Очень по-хитрому собирает орехи. Раскачает ветку, прыгнет в сторону и смотрит. Какая ветка дольше качается, та и тяжелее, а значит орехов на ней больше. Вот на эту ветку белка влезает и скусывает орехи. Пустой или порченый орех сразу же распознает и ни за что не возьмет. Грибов белка на зиму запасает тоже очень много. И выбирает самые-самые лучшие. Сушит белка и мухоморы, надо полагать в лечебных целях. Высушенные грибы прячет в дуплах или под отставшую от деревьев кору. У грибов потом белка съест только шляпку, а ножку выбросит. Кроме грибов и орехов белка запасает на зиму желуди. Желуди – это с какого дерева? (Ответы детей). С дуба.
А вот как белка добычу свою прячет: выкопает ямку, аккуратно в нее положит добычу. Вобьет поглубже, а сверху еще земли и сухих листьев нагребет, чтобы кто чужой не учуял. Мало ли по зимнему лесу шатается зверушек-побирушек. «Подальше положишь – поближе возьмешь». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей).
Случается, что чужаки съедают беличьи запасы. Но и сама белка, если наткнется зимой на чужие запасы, не постесняется и съест их. Часть запасов останется несъеденными. Это пойдет на пользу лесу: ведь весной они пустят корешки и прорастут.
Вот как написал о белке М. Пришвин в рассказе «Беличья память».
«Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробиралась сквозь снег в мох. Достала там с осени припрятанные два ореха, тут же их съела – я скорлупки нашел. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах орехов через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расположение между ними. Но самое удивительное – она не могла отмеривать, как мы, сантиметрами, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!»
Давайте немного поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Белка»
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.
В конце осени белка сменит шубку с рыжей на серую. Как вы думаете, зачем? Кто еще меняет шубку к зиме? (Ответы детей).
Когда наступают сильные морозы, белку не увидишь. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько дней.
Кроме запасов белка любит полакомиться зимой сосновыми шишками. Сорвав шишку, белка устраивается где-нибудь в развилке среди веток. Шишку держит в передних лапках, скусывает зубами чешуйки шишки и губами достает жирные семена. Если зима выдалась суровая и длинная, белка ест кору, молодые побеги, почки. Срезает зубами веточку и, держа ее в лапах скусывает с нее кору и почки. Объест, сбросит вниз и за новую примется. Но эта еда не сытная, голодают белки при таком питании.
Зато летом питание белки разнообразится личинками различных насекомых, муравьиными и птичьими яйцами, при случае и птенцами, а еще ягодами, плодами, сережками ив и осины.
Пришло время поиграть. Дети изображают зверей, обитателей леса.
Игра «Покажи отгадку»
Нет у бедного берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

В птичник повадится –
Жди беды.
Рыжим хвостом
Заметает следы.
(Лиса)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)

Не зверь и не птица,
Всего боится.
Половит мух –
И в воду – плюх.
(Лягушка)

Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга.
(Олень)

Вьется веревка,
На конце головка.
Ползет, извивается,
На врага бросается.
(Змея)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Еж)

Эта серенькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь)

Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Рыло пятачком.
(Кабан)
Для жилья белка строит одно главное гнездо на зиму и 2-3 летних, запасных. Эти запасные гнезда как дачи, в них белка отдыхает, прячется от хищников, пережидает летнюю жару. Если вдруг бельчатам угрожает опасность, то перетаскивает их в эти запасные гнезда. Летние гнезда легкие, продуваемые ветром. А вот зимнее гнездо сплетено и выстроено искусно, утеплено. Бывают, правда не очень трудолюбивые белки, которые приспосабливают под гнездо сорочьи и вороньи гнезда, прогоняя из них хозяек.
По характеру белка шустрая, задиристая, деловитая и скандальная. Давайте разберемся со значениями этих слов. Что значит «шустрая»? Задиристая? Деловитая? Скандальная? (Ответы детей).
Свадьбы у белок бывают два раза в году – в конце зимы и в конце весны. Бельчата тоже появляются дважды в году. Рождаются бельчата крошечными, голыми, слепыми и некрасивыми. Но это на наш взгляд. Для каждой мамы, будь то ворона или белка, свой ребеночек краше всех. Про то и пословица: «У кошки котя – тоже дитя». Уже через месяц у бельчат открываются глазки, тело покрывается нежной шерстью. А совсем скоро они станут такими баловниками и так надоедают своей матери своими выходками, что она уходит в запасное гнездо и там отдыхает от своих неугомонных детишек. Но к ночи, передохнув, она возвращается к деткам. Ведь белка – заботливая мать.
В случае нападения врага, белка старается его от гнезда отвести, убегая по стволам деревьев. Иногда прикидывается мертвой, падает на землю. Бывает так, что, спасая малышей, белка погибает.
Как только бельчата-сыновья подрастут, они покидают родителей. Бельчата-дочки уйдут в самостоятельную жизнь чуть попозже. Старые белки живут на прежнем месте, а молодые устраиваются на новом.
К сожалению, главный враг белки – это человек. И до того дошло, что перестреляли в Крыму всех белок. Спохватились, да поздно. Пришлось вылавливать белок там, где их много и завозить на наш полуостров. К счастью, этим белкам понравилось у нас, они хорошо прижились и размножились.
Но всем людям нужно помнить: мы большие и сильные, но должны быть еще добрыми и мудрыми, чтобы не навредить малым и беззащитным.
Сейчас я предлагаю вам выполнить аппликацию «Белка».
Вопросы:
1. Как белка готовится к зиме?
2. Что запасает в своих «кладовочках»?
3. Какую хитрость использует при сборе орехов?
4. Зачем белка сушит мухоморы?
5. Шишками какого дерева любит лакомиться зимой?
6. Что ест белка в голодные зимы?
7. Что добавляется летом в беличье «меню»?
8. Как белки устраивают дома?
9. Чьи дома занимают некоторые белки?
10. Какой у белки характер?
11. Какими появляются на свет бельчата?
12. Как белка заботится о бельчатах?
Педагог: Ребята, кто к нам пришел?
Дети: Белочка.
Педагог: Это сынок белочки, он еще маленький, как правильно сказать?
Дети: Бельчонок.
Педагог: Дети, бельчонок хочет с вами познакомиться. Вставайте в круг, к кому бельчонок будет подходить, тот будет говорить ему: «Здравствуй, бельчонок. Меня зовут… и сказать назвать своё имя», и, конечно, улыбнутся надо бельчонку.
Бельчонок здоровается с детьми, узнает, как зовут. Дети рассматривают бельчонка.
Отвечают на вопросы воспитателя:
- Какая шубка у бельчонка? (мягкая, пушистая)
- Чем бельчонок слышит, что ему говорит мама? (ушками)
- Где уши у бельчонка? (на голове)
- Что еще есть на голове бельчонка? (глаза, нос, рот)
Педагог говорит, что бельчонок грустный, он хочет домой к маме – белке, но не знает дорогу домой.
Педагог: А где живет бельчонок с мамой – белкой?
Дети: В лесу.
Педагог: А вы знаете, где лес? Давайте, проводим бельчонка к маме.
Бельчонок:
Как хорошо, что вы меня проводите к моей маме. Но на улице холодно. Почему на улице холодно?
Дети:
Зима наступила, много снега.
С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки
Покрывая всё кругом
Мягким бархатным ковром.
Бельчонок:
У меня шубка теплая, я не замерзну, а вы раздетые пойдете меня провожать?
Педагог: Чтобы не замерзнуть, надо нам тепло одеться.
Дети: Наденем штаны, кофты, шубы, шапки, варежки, а на ноги обуем валенки.
Дети имитируют одевание на улицу.
Дети с воспитателем и бельчонком переходят из группы в зал, где расставлено спортивное оборудование для ходьбы по наклонной, ползание по бревну, подлезание, перешагивание.
Педагог: Мы попали с вами в зимний лес. Посмотрите, чтобы пройти по лесу, надо подняться на горку и спуститься с нее. А теперь проползти по бревну. Мы попали с вами на полянку. На полянке сидит заяц.
Педагог: Посмотрите, кто тут живет?
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык…
Дети:
Зайка.
Дети рассматривают зайчика, отмечают, какая у него шубка на ощупь, что у него на голове, какой хвостик.
Педагог:
Зайка, ребята знают песенку про тебя, они тебе ее сейчас споют.
Исполняется песня с имитирующими движениями в текст песни.
Нет у зайки рукавиц,
Нет у зайки шапки,
Греет зайка у костра
Маленькие лапки.
Ну и Дедушка Мороз,
Ой, какой проказник.
Отморозил зайке нос
Он под самый праздник.
Зайка:
Какая хорошая песенка, она мне очень понравилась. Спасибо.
Педагог: Ребята, Эта мама бельчонка?
Если дети отвечают «Да», то проводится наглядное сравнение бельчонка и зайца. Сравнивают уши, хвост. Выясняют, что это не его мама.
Педагог: Пойдёмте дальше в лес, искать маму-белку.
Дети подлезают по препятствию на пути, затем перешагивают через «веточки» и выходят к елке и березе.
Педагог: Посмотрите, какие деревья в лесу. Это дерево – береза, а это как называется?
Дети:
Ёлка!
Педагог: У березы и у ёлки есть ствол, вот он. (Обратить внимание детей на окраску ствола березы) Деревья высокие. Какие они высокие, покажите.
Дети показывают ручками, какие деревья высокие.
Педагог : От ствола растут веточки. У ели ветки, как платьице у девочки (показ - руки вниз, кисти рук в стороны); а у березки веточки растут вверх, к солнышку, а потом опускают вниз свои тонкие веточки (кисти рук опускают вниз) и смотрят как они высоко от земли.
Дети повторяют движения за воспитателем.
Педагог : А где же листики у березы?
Рассматривают ветки березы, высказывают свои предположения.
Педагог: Листиков нет. Они сидят в своих домиках-почках. Когда растает весь снег и станет тепло, листочки проснутся и выглянут из своих домиков посмотреть тепло ли на улице, весь ли снег растаял.
Затем рассматриваются веточки ели.
Педагог : А у елки вместо листиков иголочки. Они зеленые. Потрогайте, Какие они, колючие или мягкие? Как они пахнут, понюхайте носом.
Дети обследуют, отмечают, что иголки колючие, нюхают (пахнут смолой, лесом).
Бельчонок:
А это кто сидит на ёлке? Кто это?
Дети называют знакомых птиц.
Бельчонок:
А что любят кушать птички зимой?
Дети:
Зернышки клюют.
Бельчонок:
Днем птички летают, а ночью они спят. Поиграйте со мной в игру.
Игра «День-ночь»
Повторяется 2 раза.
Воспитатель обращает внимание детей на залетевшую с ветерком снежинку.
Педагог: Посмотрите, какая она тоненькая, нежная. Давайте тихонько подуем на снежинку, вот так. (показывает, как нужно дуть на снежинку, произнося звук П). Дети выполняют упражнение.
Затем снежинка летает вверх, вниз, в стороны, а дети следят за ней глазами.
Бельчонок видит знакомые шишки под елкой. Детям предлагается взять шишки в руки.
Бельчонок:
Какие шишки шершавые, не такие мягкие как моя шубка. (Дети повторяют слово шершавые).
Бельчонок:
Давайте, ребятки поиграем в игру «Собери шишки».
Проводится игра «Собери шишки»
Бельчонок замечает свою маму (изображение на стене за елкой). Мама-белка благодарит детей за то, что помогли бельчонку найти свой дом.
Воспитатель предлагает детям нарисовать шишки для бельчонка, его мамы и их друзей белок, чтобы зимой не голодали, зима еще длинная.
Объяснение как рисовать шишки. Дети рисуют пальчиками шишки, на предварительно приготовленных листах.
Итог занятия:
Бельчонок:
Как много шишек вы нарисовали. Какие они все разные, и большие есть и маленькие.
Дети с бельчонком любуются работами. (Выставка работ)
Бельчонок собирает детей вокруг себя.
Бельчонок:
Спасибо ребята, что помогли мне найти дорогу домой. Мне очень понравилось с вами играть. Вы такие смелые, ловкие, быстрые. Приходите к нам в лес с мамами и папами. Моя мама вам в дорогу гостинец передала, в группе попробуете грибочки. До свидания! До встречи!
Воспитатель поясняет детям, откуда у белочки зимой грибы.