Что поведал кудесник о жизни князя развернутый

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста

Подготовьте развернутый ответ на вопросы Что поведал кудесник о жизни князя Срав??ите тексты баллады и летописи В чем вы видите разницу И что в них общего

Ответ:

1)Кудесник поведал князю, то что он умрет от коня своего. Поэтому Олег расскался с конем, но через некоторое время придя на место смерти коня, он наступил на его череп, оттуда вылезла змея и ужалила князя. Он умер. Предсказание сбылось! Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии. Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определённый образ, повлиять на читательское отношение к герою.

Похожие вопросы

  • Определите структуру предложений. Расставляя необходимые знаки препинания, выпи??ете сначала простые предложения, затем-бессоюзные сложные, затем-сложные предложения, части которых соединены союзами. Найдите деепричастные обороты, объясните расстановку знаков препинания при них. __________________________________________________________________ Однажды утром Варюша проснулась открыла глаза и зажмурилась. С крыши перегоняя друг друга падали длинные капли. Горячий свет бил в оконце. Орали галки. Варюша выглянула на улицу. Тёплый ветер дунул ей в глаза растрепал волосы. Блестели чёрные ветки шуршал сползая с крыш мокрый снег и влажно и весело шумел за околицей сырой лес. Весна шла по полям как молодая хозяйка. Стоило ей только посмотреть на овраг как в нём тотчас начинал булькать и переливаться ручей. Весна шла и звон ручьёв с каждым её шагом становился громче и громче.

Разберемся в прочитанном (с. 84)

1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?

В балладе A.C. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» кудесник в ответ на вопрос князя поведал о его жизни следующее: князь Олег удачливый воин, имя его известно далеко за пределами Руси, он успешно воюет и на суше, и в море. Деяния князя сопровождаются защитой ангела-хранителя. Так из этого рассказа мы узнаем о жизни князя, о его походах, он славный воин и удачливый человек.
Известно, что баллада - это поэтическое переложение летописной легенды о смерти князя Олега.
Пушкин сохранил сюжет предания, но дополнил его лирическим содержанием, рассказав о чувствах князя, его переживаниях, выразив при этом свое отношение к происходящему.
В балладе дается.характеристика кудесника: он смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе. Здесь Пушкин выражает свою точку зрения на роль и предназначение поэта: поэт дружит с «волей небесной», он правдив и свободен.
Также в балладе выражается авторская оценка поведения князя: он несколько высокомерен по отношению к волхву, легкомысленно относится к его словам («презреть бы твое предсказанье!»), он даже бранит кудесника («ты лживый, безумный старик»), за это и наказан. Но князь наделен и добрыми чувствами: он с любовью относится к коню, заботится о нем, скучает в разлуке. Еще в балладе автор описывает воинское братство, которое основано на тех подвигах, которые дружинники князя совершили.
В балладе, в отличие от бесстрастного повествования в летописи, показан художественный образ князя, а также отношение к событиям, происходящим с лирическим героем.

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор?

Диалог князя и старца раскрывает их взаимоотношения. Князь считает себя всесильным, он думает, что его все боятся («не бойся меня»). Интересна реакция князя на слова волхва («он усмехнулся - однако чело/ И взор омрачился думой»). Это говорит о том, что он суеверный, а не верующий человек.
Он принимает решение расстаться с конем, но в глубин« души сердится на кудесника, что выражается в словах далее «Кудесник, ты лживый, безумный старик!»
Предсказатель же показан мудрым человеком, обладающим большим чувством собственного достоинства. Ему не ведом страх, внутренне он совершенно свободен, потому что «с волей небесною дружен». Поэтому образ волхва кажете: более привлекательным; автор на его стороне, так как через этот образ Пушкин выражает и свою точку зрения на пред назначение поэта и поэзии.

3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей... Согласны ли вы с этим суждением?

Вполне возможно предположить, что словами волхв Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта. Известно, что Пушкин считал божественным происхождение поэтического дара; диалог волхва и князя аллегорической форме показывает отношение вищестоящего (царя) и одаренного (поэта).

4. Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к Л. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, "Олег" не нравится: напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость
о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

«Песнь о вещем Олеге» - произведение, которое знаю все. Чем вызвана такая известность баллады?
Во-первых, знаменателен сюжет, основу которого составляет летописное предание. Но в балладе показаны живы образы людей, наделенные чувствами, переживаниями, имеющими свою точку зрения и свою судьбу.
Во-вторых, баллада Пушкина очень красивая, автор ис пользует различные средства выразительности, чтобы сделать повествование ярким, выразительным.
Например, эпитеты («дивная судьба», «вдохновенный кудесник», «лукавый кинжал») помогают выразить авторскую позицию; олицетворения («и пращ, и стрела, и лукавый кип жал/ Щадят победителя годы») делают текст образных «оживляют» повествование; старославянизмы («вещий», «врата», «сеча», «глава», «прах») придают тексту возвышенность, что также характеризует позицию автора.
В-третьих, интересна идея стихотворения: показав судьбу князя, автор хочет заставить читателя поразмышлять об отношении человека к жизни, о власти и божественном даре, о вере и суеверии.
Также это стихотворение рассказывает об историческом прошлом нашей Родины, о славе её и подвигах воинов.
Очень интересен подтекст, о котором пишут многие исследователи: Пушкин утверждает через образ волхва свободу и независимость поэта и поэтического слова.
Все это делает стихотворение незабываемым.

5. Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конем драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры. Как это отражено в иллюстрациях П. Васнецова?
Какие еще литературные приемы делают балладу рассказом о старине живым и эмоциональным, торжественным
и проникновенным?

Действительно, A. C. Пушкин подробно описывает прощание с конем, называет жесты, позу, состояние, настроение. Это одна из особенностей повествования, которая позволяет живописать картину.
О других приемах см. задание № 4.

Будьте внимательны к слову (с. 84-85)

1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов "обманчивый вал", "дивная судьба", "незримый хранитель" и пр.

Устаревшие слова придают тексту возвышенный характер, погружают читателя в мир прошлого, а выражения «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» - это образные словосочетания из языка пушкинской эпохи, что делает балладу легкой для восприятия.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

Вещий - ведающий, знающий, предвидящий будущее. В большей степени это определение относится к кудеснику, который предсказан князю будущее, а тот не поверил ему и погиб.

3. Известно, что в черновом варианте были слова "престарелыи кудесник", в окончательном вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Слово «престарелый» говорит только о возрасте человека, а эпитет «вдохновенный» передает отношение автора и характеризует дар кудесника: этот дар провидения дан ему свыше, Богом. Так замена одного слова другим значительно углубляет текст.

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции:
«Князь но полю едет на мерном коне». Что достигается заменой слова?

Слово «смирный» говорит только о характере коня, а слово «верный» говорит об отношении между человеком и конем: они друзья, причем конь по-настоящему дорог хозяину, потому что верен, как человек.

Вопросы и задания (с. 85)

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой на этих текстов лучше пересказать, какой - инсценировать или прочитать по ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для каждого из текстов (иллкягграции. памятники, портреты героев)?

Летописный текст легко пересказывать, а балладу Пушкина можно инсценировать, читать по ролям или снять мультфильм. Иллюстрации подходят для обоих текстов, а вот портреты героев лучше создавать по тексту баллады, так как именно в этом тексте характеры героев ярко и выразительно переданы автором.

3. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили - князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.

На полотне художника В.И. Васнецова изображен тот момент, с которого начинается развитие сюжета - это разговор старца и князя Олега.
Художник передает ощущение тревоги, такое впечатление, что дует ветер. Старец спокоен, уверен в себе. Князь грозен, он недоволен тем, что он слышит. У князя красивый конь светлой масти, он сильный, но спокойный, у коня красивая сбруя, грива расчесана - ясно, что это любимый конь. Иллюстрация замечательно показывает отношения между героями, помогает представить их внешний вид.
Интересно было бы создать памятник старцу, это был бы человек в одежде того времени, со свитком в руках: он уже записывает то, о чем думает, это символический образ творца, который лишен чувства страха, потому что говорит правду.