Возрастные особенности иммунитета у детей. Иммунная система ребенка: строение, функции, особенности

Кроме того, иммунная система контролирует процесс развития клеток и тканей организма и не допускает отклонений от заданной генетической программы. То есть, уничтожает опухолевые, стареющие и отмирающие клетки и регулирует механизм созревания их молодых «последовательниц», чтобы те взяли на себя весь заложенный объем работы.

Схема «грозного оружия»

Что же такое иммунный ответ? Каков принцип его действия? Если микроб проникает в организм, это значит, что первая «линия обороны» с ним не справилась. И теперь его пытаются уничтожить «солдаты» иммунной системы - фагоциты (от греческого phagein «поедать», «пожирать»). Эти клетки первыми вступают в борьбу. Среди фагоцитов есть клетки, способные перемещаются в зону нарушений, захватывать и переваривать чужеродные агенты, а есть клетки не способные передвигаться, но они подобно фильтру задерживают чужеродные частицы, поступающие с током крови. Если микроб не слишком агрессивен (слабый), фагоциты сами справляются с «неприятелем». Это – вариант естественной природной саморегуляции организма человека. Тотальная мобилизация всех иммунных сил, при таком ходе событий не требуется, так как организму невыгодны повышенные энергозатраты. Чем меньше усилий приложено для ликвидации микробов, тем легче протекает заболевание и быстрее наступает выздоровление или болезнь не развивается вовсе. Поглощая и переваривая «чужака», фагоцит выделяет вещества - цитокины, которые активируют клетки крови, в том числе и лимфоциты , способствующие развитию специфического иммунитета, то есть иммунитета против конкретного инфекционного агента, поступившего в организм. Лимфоциты подразделяются на Т- и В- клетки. В-лимфоциты получили свое название от слова «бурса» - лимфоидного образования пищеварительного тракта птиц, где и были впервые выявлены (отсюда буква B в названии). Основная функция этих клеток заключается в производстве антител (иммуноглобулинов различных классов). Т-лимфоциты образуются в вилочковой железе - тимусе (отсюда буква Т в названии). На долю Т-клеток в крови приходится около 75% всех лимфоцитов. Т-лимфоциты подразделяются на подгруппы, одни из них «помогают» В-лимфоцитам синтезировать и выделять антитела, способные сохраняться в течение долгих лет, а то и всей жизни. Другие способны усиливать или ослаблять (по необходимости) нормальный иммунный ответ на вирусную или бактериальную инфекции. Третьи, способны уничтожать нездоровые клетки собственных тканей организма. При нарушении этих функций Т-лимфоцитов развиваются иммунодефицитные состояния, опухолевые и аллергические процессы. Если Т-лимфоциты включаются в борьбу с инфекционным агентом, то происходит уничтожение живых бактерий, грибов и клеток организма, пораженных вирусом, то есть - уничтожается живой клеточный материал. Если в борьбу с инфекционным агентом включаются В-лимфоциты, продуцируются антитела и формируются, так называемые, клетки памяти или иммунологическая память . Она дает возможность при повторном действии инфекционного агента быстро мобилизовать Т- и В-клетки, вырабатывающие большое количество антител, и уничтожить «неприятеля». Отсюда и закономерность: человек, однажды переболевший корью, краснухой и т.п., больше ими не заболеет. Эта способность иммунной системы «запоминать» «неприятеля» используется при вакцинации детей: введенный в небольших дозах ослабленный микроб (или его часть) не вызывает болезни, а приводит в действие иммунную систему, заставляя ее вырабатывать антитела и сохранять клетки памяти. При встрече с настоящей инфекцией это позволяет защитить организм. Правда, реакция на «чужака» при первичной встрече с ним вырабатывается долго, путем постепенного включения всех звеньев иммунитета. В чистом виде, только Т-клеточного или В-клеточного иммунного ответа, практически не существует, в каждом случае имеется взаимодействие Т- и В-клеток, с преобладанием тех или других.

Как клетки «общаются»?

Чтобы система (в том числе, и иммунная), работала слаженно, ее составляющие должны трудиться, контактируя друг с другом. Общим «языком» для нашего иммунитета выступает большая группа белковых соединений (интерлейкины, цитокины и пр.). Именно они осуществляют передачу сигналов от клетки к клетке иммунной системы и обеспечивают их взаимодействие. Каждое из этих соединений по-своему сложно, однако у всех имеется общая конечная цель: они вызывают воспалительную реакцию - универсальную форму борьбы организма с воздействиями, нарушающими его жизнедеятельность. Большинство воспалений возникает на иммунной основе, то есть является ответом на действие антигена, который может поступать не только из внешней среды (бактерии, вирусы, грибы и др.), но и образовываться в самом организме (омертвевшие клетки и ткани, опухолевые клетки). В целом этот вид реакций направлен на уничтожение опасного «чужака» для организма и восстановление поврежденных тканей.

Развитие иммунной системы у детей

Становление и развитие иммунной системы является основой устойчивости организма ребенка, или наоборот, его подверженности различным заболеваниям бактериальной, вирусной, грибковой природы, а также иммунодефицитным состояниям и развитию аллергии. Процесс созревания этой глобальной природной защиты длится многие годы, поскольку иммунологическая память не наследуется, а приобретается человеком в процессе развития. Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода. Синтез собственных иммуноглобулинов плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности и представлен незначительным количеством иммуноглобулинов М, которое, однако, значительно увеличивается ближе к родам. На 12-той неделе у плода появляются Т-лимфоциты. Число лимфоцитов резко возрастает у новорожденного после 5-х суток жизни. Иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Важнейшее биологическое значение этого состоит в предупреждении риска слишком бурных иммунных реакций, неизбежных при контакте новорожденного с огромным количеством антигенов. Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, т.е. если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передает готовые антитела малышу. Собственный синтез иммуноглобулинов у маленького ребенка крайне ограничен. К концу первого года жизни в крови малыша имеется примерно 50-60% иммуноглобулинов G и только 30% - иммуноглобулинов А от средних значений взрослых. Содержание иммуноглобулина М достигает «взрослых» показателей только к 3-5 годам жизни. В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы. Первый критический период – период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию собственных условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета. Второй критический период – 3-6 месяцев жизни, обусловлен разрушением материнских антител в организме ребенка. Но на проникновение инфекции в организме малыша все же развивается первичный иммунный ответ, преимущественно за счет синтеза иммуноглобулинов М, не оставляющих иммунологической памяти. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и т.д.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии. Третий критический период – 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще очень чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания. Четвертый критический период – 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам у взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний. Пятый критический период – подростковый возраст (12-13 лет у девочек; 14-15 лет – у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки, сочетается с уменьшением лимфоидных органов. После периода спада, отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний. Группа целебной поддержки По данным Всемирной Организации Здравоохранения дети раннего возраста (до 3 лет) переносят 6-8 респираторных заболеваний в год. В среднем, в течение года при нормальном функционировании иммунной системы, ребенок может переболеть 1-2 раза достаточно тяжелыми вирусными инфекциями (грипп, аденовирусная инфекция); до 4-5 инфекций могут протекать легко в виде насморка, покашливания, невысокой температуры. Единственный способ полноценно защититься от инфекционных заболеваний – выработать собственный иммунитет, который формируется при встрече с микробом. В этих случаях родителям не стоит считать, что у малыша снижен иммунитет. Частые ОРВИ ни в коей мере нельзя рассматривать, как проявление несостоятельности иммунной системы ребенка и говорить об иммунодефиците. Наоборот, для иммунодефицита характерны длительные, часто повторяющиеся инфекции, возбудителями которых являются бактерии и грибки. Конечно, дети, посещающие детские сады, первое время болеют достаточно часто, так как возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается. Этот период обычно длится 6-12 месяцев. Причиной повышенной заболеваемости может стать и стрессовая ситуация, нежелание ребенка находиться в дошкольном учреждении, и т.п. Отмечено, что дети, не посещающие детский сад, болеют реже, но как только они начинают ходить в школу, частота вирусных заболеваний у них резко возрастает. Для повышения защитных сил организма ребенка можно применять различные общеукрепляющие методики: закаливание, контрастные воздушные ванны, одевать малыша соответственно погоде, принимать поливитамины, стараться максимально ограничить контакты с другими детьми в периоды вспышек сезонных вирусных заболеваний (например, во время эпидемии гриппа не стоит водить ребенка на елки и прочие массовые мероприятия). К тому же можно применять лекарственные средства, повышающие местную неспецифическую защиту слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Это всем известные: оксалиновая мазь, интерферон (гриппферон), антигриппин и т.п. Достаточно эффективны средства народной медицины, например, чеснок и лук. Эти растения выделяют, так называемые, фитонциды - вещества, уничтожающие вирусы и бактерии. Обычно их измельчают и расставляют в стеклянных блюдцах в помещении. Нанизанный на ниточку зубчик чеснока можно повесить малышу на шею. Широко используется и защитное действие лимона. В этом виде цитрусовых, помимо наличия фитонцидов (в кожуре) содержится много витамина С, обладающего высокой стимулирующей активностью иммунной системы. Лимон можно, добавлять в чай или воду для питья, но существуют и более интересные рецепты. К примеру, протертый через мясорубку лимон смешивается с медом и курагой (грецким орехом) в равных пропорциях, принимается по 1 чайной ложке 1-2 раза в день в течение 1 месяц. Естественно, это блюдо противопоказано детям-аллергикам, так как все его составляющие высокоаллергенны.

Когда следует обращаться к иммунологу?

  • При частых простудных заболеваниях, протекающих с осложнениями (ОРВИ, переходящая в бронхит – воспаление бронхов, пневмонию - воспаление легких или возникновение на фоне ОРВИ гнойного отита – воспаление среднего уха и т.п.).
  • При повторном заболевании инфекциями, к которым должен вырабатываться пожизненный иммунитет (ветряная оспа, краснуха, корь и т.п.). Однако, в таких случаях необходимо учитывать, что если малыш переболел этими заболеваниями до 1 года, то иммунитет к ним может быть нестоек, и не давать пожизненной защиты.
  • Если у ребенка имеется какое-либо хроническое или острое заболевание и по этому поводу проводится длительное лечение антибактериальными, противогрибковыми, гормональными препаратами, ослабляющими иммунитет.
Во время консультации врач подробно расспрашивает родителей о том, как протекала беременность, роды, чем и как болел ребенок, осматривает малыша, при необходимости может назначить обследование. В иммунологии существуют свои, специфические, методы исследования иммунной системы, но, как правило, в раннем возрасте (до 3-х лет) они мало информативны, поскольку редко выходят за пределы нормальных возрастных показателей. Однако, выяснив состояние здоровья ребенка, в лечебных или профилактических целях иммунолог может назначить специальные препараты, повышающие иммунную защиту. Условно (так как некоторые из них обладают широким спектром действия) можно разделить на следующие группы: - иммуномодуляторы – лекарственные препараты, усиливающие функциональную активность иммунной системы в целом. Каждый из них обладает избирательным воздействием на какое-либо звено иммунитета, но его конечный эффект многогранен. Наиболее известные из этих препаратов: группа, так называемых, бактериальных лизатов (продуктов распада): бронхомунал, ИРС-19, имудон, рибомунил (они содержат части микробов, при поступлении в организм которых происходит выработка антител к ним). Действие этих препаратов во многом сходно с действием вакцин, и также применяются в основном для профилактики вирусных заболеваний. Эффективность их достаточно высока при длительных курсах лечения. В результате появляется возможность сокращения числа острых и обострений хронических заболеваний, значительного сокращения продолжительности и уменьшения тяжести течения болезни, профилактика осложнений. Иммуномодуляторы назначаются детям после перенесенного острого вирусного заболевания, осложненного бактериальной инфекцией (бронхитом – воспалением слизистой оболочки бронхов, ларинготрахеитом – воспаление слизистых оболочек гортани и трахеи, инфекцией мочевыводящих путей и т.д.). А также часто болеющим детям в период сезонного повышения простудных заболеваний (осень-зима) в качестве профилактики. Широкое распространение в практической медицине получил препарат Виферон, который содержит интерферон (белок крови человека, выполняющий функцию неспецифической защиты от вирусов), токоферола ацетат (витамин Е), аскорбиновую кислоту (витамин С). Этот препарат выпускается в 4-х вариантах, в зависимости от содержания в нем интерферона. Действие виферона заключается в активизации фагоцитов, Т- и В- лимфоцитов. Эти свойства виферона предупреждают заражение, обеспечивают удаление возбудителя инфекции и возможные осложнения. Кроме того, этот препарат обладает иммуномодулирующим действием, то есть, способствует нормализации работы иммунной системы, мобилизует внутренние резервы организма. Скажем несколько слов и о широко используемом гомеопатическом препарате Афлубин. Комбинация компонентов Афлубина позволяет отнести его к комплексным гомеопатическим препаратам с иммуномодулирующим, противоспалительным, жаропонижающим действиями. Препарат оказывает противоспалительное воздействие на слизистые оболочки ротовой полости, дыхательных путей, кишечника. Обладает жаропонижающим действием, при этом снижение повышенной температуры тела происходит плавно до субфебрильной температуры (37,2-37,5 градусов С), которая наиболее оптимальна для активизации фагоцитов и лимфоцитов. Эффективность препарата не зависит от типа вируса, но связана со сроками начала лечения, чем раньше применяется препарат, тем легче протекает заболевание. Также Афлубин можно применять для профилактики простудных заболеваний дыхательных путей. - иммунокорректоры – средства, воздействующие на конкретно нарушенное звено иммунной системы (на Т-лимфоциты, В-лимфоциты и пр.); К препаратам этой группы относятся: ликопид, иммунофан, галавит . - иммуностимуляторы – средства, усиливающие иммунный ответ (метилурацил, диуцифон, дибазол, левамизол, витаминные (в основном, витамины групп А, Е, С) и биопрепараты (с бифидо- и лактобактериями), пищевые добавки и пр.; Главным отличием этих препаратов от иммуномодуляторов является воздействие их на организм в целом, а не на какое-либо звено иммунной системы в отдельности. Также эта группа обладает выраженным стимулирующим действием и на неспецифические факторы защиты. Иммуностимуляторы в основном применяются только для профилактики инфекционных заболеваний. К этой же группе относится препарат Иммунал (содержит в своем составе эхинацею пурпурную). Он способствует повышению активности неспецифических факторов защиты, стимулирует кроветворение и активность фагоцитов. Однако, даже имея большой арсенал средств, повышающих иммунитет, родители не должны заниматься самолечением. Ведь правильно разобраться в причине частых инфекционных заболеваний, оценить способность иммунной системы ребенка противостоять инфекции, может только врач, наблюдающий малыша, который по совокупности внешних проявлений болезни, данных лабораторных анализов, поможет вам среди многообразия лекарственных средств выбрать то, что действительно поможет в каждом конкретном случае.

Первые 28 дней жизни новорожденного защищает детский иммунитет, приобретенный от матери в период внутриутробного формирования. В это время он наиболее подвержен различным инфекционным заболеваниям. Но на 5 день происходят перемены в формуле крови, и лимфоциты начинают преобладать. Сохранение грудного кормления в этот период позволяет поддерживать иммунную защиту.

Отдельные факторы, влияющие на младенца, снижают иммунитет, что будет способствовать частым заболеваниям. Важную роль играет приобретенный иммунитет, который передается по наследству. Различают также видовой, активный, пассивный, врожденный, специфический и неспецифический иммунитет.

Приобретение специфического иммунитета у ребенка или естественного происходит в течение жизни, при контакте с возбудителями (микробами, бактериями, вирусами, грибами). Он может быть пассивным и активным. Последний развивается в ответ на введение сывороток. Активный иммунитет возникает после перенесения заболевания.

Признаками слабого иммунитета будут:

    • частые простудные заболевания, более 5 раз в год;
    • низкая чувствительность к применяемому лечению;
    • плаксивость и раздражительность;
  • бледность кожи;
  • нарушения работы пищеварительной системы;
  • долгое восстановление после болезни;
  • простуды заканчиваются осложнениями - отиты, бронхиты, ларингиты, ангины.

Справка! При сниженном иммунитете потребуется проведение иммунокорректирующей терапии.

Факторы, снижающие детский иммунитет

На формирование иммунитета у детей влияют внешние и внутренние факторы. Они могут сказываться на развитии как положительно, так и отрицательно. На защитную функцию у грудничков влияют и особенности внутриутробного формирования.

Факторы пониженной защиты у грудничков :

  • осложненные роды;
  • наследственная предрасположенность к различным патологиям;
  • тяжелое течение беременности, вредные привычки у матери;
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта;
  • плохая экологическая ситуация;
  • недостаточное питание, дефицит или переизбыток пищевых веществ;
  • отказ от грудного молока до 6-месячного возраста;
  • частый прием лекарств;
  • психологическая травма.

У старших детей на иммунитет могут повлиять такие факторы, как:

  • нервное перенапряжение и стрессы;
  • гиподинамия, малоподвижный образ жизни;
  • неправильное питание;
  • частые переохлаждения, обострения аллергии.

Справка! Выделяют 5 критичных этапов формирования иммунной защиты, и на каждом будут свои факторы, которые более всего сказываются на стойкости организма.

Как формируется иммунитет у грудного ребенка

Формирование иммунитета начинается в период внутриутробного развития. К 12 недели в организме появляются Т-лейкоциты, число которых сильно возрастает на 5 день с рождения. Первые месяцы жизни ребенок защищен материнскими антителами, и синтезировать собственные иммуноглобулины организм еще не в состоянии. Только к 3 годам иммунитет малыша становится приближенным к взрослым по показателям количества антител типа М.

Чтобы понять, как формируется иммунитет младенцев и старших детей, следует рассмотреть его основные периоды. Всего их выделяют 5, длительностью с рождения до подросткового возраста - 12-15 лет.

Основные этапы формирования иммунной защиты

Важные периоды жизни, от которых будут зависеть особенности иммунитета у детей:

  • Первый этап - с рождения до 28 дня жизни.
  • Второй - с 3 месяцев до полугодовалого возраста.
  • Третий - со 2-го года до 3 лет.
  • Четвертый - 6-7 лет.
  • Пятый - подростковый возраст до 15 лет.

Первый этап развития

Первый важный этап для формирования иммунитета у ребенка - 28 дней с рождения . В это время новорожденный находится под защитой антител матери, он имеет врожденный неспецифический иммунитет, в то время как его собственный только начинает складываться. Организм в это время наиболее подвержен болезням, особенно тем, от которых не были переданы антитела от матери. Врожденная иммунная система обеспечивает также защиту от заболеваний, которыми человек не болеет.

Справка! Чтобы укрепить иммунитет ребенка, важно поддерживать грудное кормление, так как материнское молоко становится основной защитой.

Второй этап развития

С 3-месячного возраста до 6 месяцев в организме грудничка разрушаются антитела, полученные от матери, и начинает формироваться активный иммунитет. Ребенок подвержен острым респираторным вирусным заболеваниям. Груднички также склонны к кишечным расстройствам, глистам, патологиям респираторной системы. Ребенок может не получить от матери антитела к таким патологиям, как ветрянка, коклюш, краснуха. В таком случае высок риск тяжелого течения этих заболеваний.

Иммунологическая память в этот период еще не сформирована. Это становится фактором повторного развития инфекционных заболеваний. В этот период высок риск аллергических реакций. Аллергенами могут выступать продукты питания, пыльца растений, пылевые клещи и другие вещества.

Третий

С 2 до 3 лет ребенок начинает более активно контактировать с окружающими и познавать мир. В организм попадают новые возбудители заболеваний. В этот период иммунная система у детей еще не зрелая, преобладает первичный иммунный ответ. Высок риск появления таких нарушений, как глистные инвазии, стоматиты, респираторные заболевания. Организм особенно подвержен бактериальным и вирусным возбудителям.

Четвертый

С 6 лет уже есть накопленный активный иммунитет. До 7 лет дети подвержены переходу острых заболеваний в хронический процесс. Родителям следует обращать внимание на любые изменения в состоянии здоровья, чтобы провести своевременное лечение до того как начнется период полового созревания, ведь тогда гормональная перестройка усугубляет все имеющиеся патологии. Дети 6-7 лет подвержены аллергическим реакциям.

Пятый

В подростковый период с 12 лет у девочек, и у мальчиков с 13-14 лет начинается активная гормональная перестройка. На состоянии здоровья это сказывается обострением хронических заболеваний. Гормональные изменения сочетаются с уменьшением лимфоидных органов. Подросток может нуждаться в удалении миндалин (аденоидов), которые увеличиваются на фоне частых заболеваний и слабой защиты. Возбудителями болезни могут стать как вирусные, так и бактериальные агенты.

Как выработать иммунитет у ребенка

Соблюдая отдельные рекомендации специалистов при развитии малышей, можно помочь их нормальному росту, исключив частые проблемы со здоровьем. Начинать заботиться об этом следует еще во время беременности. Женщине нужно принимать витаминные комплексы, полноценно питаться, исключать стрессовые ситуации.

Как повысить резистентность организма к инфекционным возбудителям:

  • Обратить внимание на рацион . Любой продукт с первого прикорма должен быть полезным, то есть содержать витамины. Если организм не будет получать достаточного количества полезных веществ, он не сможет полноценно функционировать, соответственно иммунитет от этого тоже пострадает.
  • Регулярно по рекомендации врача давать ребенку витаминные и минеральные комплексы .
  • Соблюдать режим дня , утром делать зарядку, а перед сном прогуливаться на свежем воздухе. Нужно сразу приучать к одному графику. Лучше заранее уточнить, какой режим в детском саду, чтобы подготовить к нему малыша. Смена обстановки, поход в садик и школу - это стресс, а он сказывается на иммунитета. Если же не придется резко менять режим, ребенок перенесет это легче. Кроме того, перед садиком и школой рекомендуется дополнительно давать общеукрепляющие, иммуномодулирующие и витаминные комплексы.
  • Готовить ребенка психологически к любым неприятным ситуациям (поход к врачу, особенно к стоматологу, переезд, незнакомые люди в доме).
  • Долечивать все заболевания и обращаться к врачу при появлении первых признаков болезни. Важной мерой будет и профилактика детских инфекций путем вакцинации.

Важно! Для нормального функционирования защитного механизма важен здоровый сон.

Ребенок должен спать ночью дольше взрослых. Дневной сон также важен, и приучать к нему нужно согласно ожидаемому графику в детском саду. Полноценный сон способствует повышению иммунитета. Дополняется положительное действие на иммунные клетки выполнением зарядки, правильным закаливанием организма и психологическим комфортом.

Способы проверки иммунной системы

Узнать какой иммунитет, чтобы заняться его повышение, помогут специальные анализы. Основной - иммунограмма. Анализ крови на иммунитет можно сдать по собственному желанию или по назначению врача.

Иммунограмма позволяет получить следующую информацию:

  • количество иммуноглобулинов;
  • скорость реакции фагоцитов на раздражители;
  • функциональная способность цитокинов;
  • скорость фагоцитоза;
  • количество лейкоцитов;
  • наличие аллергии на антитела.

При наличии отклонений в иммунограмме врач назначит лечение. Через некоторое время анализ крови сдается повторно. Для получения достоверных результатов нужна правильная подготовка к обследованию.

Подготовка к сдаче крови:

  • врачом отменяются некоторые лекарственные средства;
  • устраняются очаги воспаления (анализ проводится через месяц после лечения);
  • за день до анализа нужно отказаться от активных физических игр и спорта.

Когда нужно сдавать анализы

Основными показаниями к анализу крови на иммунитет ребенка будут:

  • первичные иммунодефициты;
  • приобретенные иммунодефициты;
  • частые вирусные заболевания;
  • плохое реагирование на лечение.

Признаки иммунодефицита, при котором нужно обследоваться:

  • часто рецидивирующие инфекционные и гнойные заболевания;
  • частые кандидозы полости рта;
  • тяжелое течение дерматологических заболеваний.

Справка! Анализы могут назначаться, когда ребенок часто болеет без видимой причины, и когда есть невосприимчивость к лекарствам.

Количество лейкоцитов у ребенка

При сниженном количестве лейкоцитов важно проверить иммунитет ребенка. Нормальными показателями будут от 6,5 до 13,8 у месячного малыша, от 5,5 до 12,5 в полгода и с года до 6 лет - от 6 до 12. Когда иммунитет становится приближенным к взрослому, показатель начинает варьировать от 4,5 до 9.

Чем опасно снижение количества лейкоцитов:

  • развитием анемии;
  • тромбоцитопенией, приводящей к кровотечениям;
  • стоматитами с тяжелым течением (язвами, некрозом);
  • патологиями печени, когда инфекция попадает в орган;
  • агранулоцитозом - происходит некроз тканей, появляются язвы;
  • бактериальным воспалением легких.

Повысить уровень лейкоцитов можно правильно подобранным рационом. Ребенку нужно давать больше цитрусовых, ягод, свежих овощей. Полезными будут свекла, грецкие орехи, морепродукты, куриные яйца. При нормальной переносимости рекомендуется давать больше молочных и кисломолочных продуктов. Народная медицина с этой целью предлагает использовать отвары овса, мед с цветочной пыльцой, настой полыни.

Когда ребенок с рождения кажется вялым, плохо кушает, не проявляет интереса к окружающему миру, часто болеет, следует проконсультировать с иммунологом и педиатром. Специалисты дадут рекомендации для укрепления защитных сил, что улучшит общее самочувствие.

Иммунитет – это сопротивляемость организма к различным инфекциям и вредоносным микробам, которые ежесекундно атакуют человека, стремясь нанести непоправимый вред здоровью.
Уникальность иммунной системы заключается в том, что она распознаёт здоровые клетки собственного организма и уничтожает те, что попадают извне и несут угрозу. Также иммунитет борется с мутантными клетками внутри самого организма. Яркий пример таких клеток, опухолевые клетки, которые образуются в организме любого человека. При нормальном функционировании иммунной системы эти клетки уничтожаются в зародыше и не наносят вреда здоровью.

Классификация иммунитета

Иммунитет подразделяется на два вида
Врождённый или его еще называют неспецифическим иммунитетом. Это иммунитет, направленный на борьбу со всеми возбудителями. Он выступает первым барьером к организму человека. И если не справляется, то на помощь приходит адаптивный иммунитет.
Адаптивный или специфический иммунитет. Это способность распознавать определённых возбудителей, с которыми организм сталкивался ранее, благодаря выработке антител к ним. Такой иммунитет формируется после болезни или путём вакцинации.

Почему дети часто болеют?

Известно, что при рождении, помимо своего врождённого иммунитета, дети защищены иммунитетом матери. Иммуноглобулины класса G проникают через плаценту, пока малыш еще не родился. А также передаются с молозивом при первом прикладывании новорождённого к груди. Материнский иммунитет сохраняется у ребенка от 6 месяцев до года. Поэтому в первый год жизни дети болеют редко. А дальше маленькому человеку, а точнее, его иммунной системе приходится учиться самостоятельно вырабатывать антитела для защиты. Сталкиваясь с новым вирусом или бактерией, ребенок заболевает. Повышается температура, и появляются прочие симптомы болезни. Всё это – проявление борьбы иммунной системы с ранее неизвестным возбудителем. Выздоровление – это победа и приобретение специфического иммунитета.

Что делать, чтобы ребенок не болел

Иммунологи считают, что иммунитет необходимо поддерживать в тонусе. Чтобы хорошо работать и защищать организм иммунитет должен постоянно тренироваться, и вырабатывать антитела. Пока не накопится достаточное количество антител для успешной борьбы с наиболее часто встречающимися возбудителями. Дети должны болеть. Тем не менее любому родителю хочется, чтобы ребенок болел реже.
Заболеет ребенок или нет, зависит от . И прежде всего, необходимо исключить факторы, неблагоприятно влияющие на иммунную систему в целом.

Факторы, пагубно сказывающиеся на иммунитете

  1. Неправильное питание. Питание – это основной фактор, влияющий на работу иммунитета. Если ребенок не получает достаточное количество белков, жиров и углеводов, но при этом потребляет большое количество сахара и трансгенных жиров, то работа иммунной системы будет поставлена под угрозу.
  2. Стресс. Если взрослые думают, что стресс – это их прерогатива, то они ошибаются. Дети не меньше взрослых подвержен стрессу, а главная проблема в том, что ребенок не может помочь себе сам. Основной причиной стресса для маленького ребенка, к сожалению, являются его родители. Невнимание, занятость, конфликты в семье, даже если они не касается самого ребенка. Просто тяжёлая атмосфера всеобщего неудовольствия. Дети все чувствуют, принимают на счёт.
  3. Экология и климат. Часто так случается, что ребенку просто не подходит климат его места проживания. Еще дети часто реагируют на загрязнённый воздух. Сюда же можно отнести микроклимат отдельно взятой квартиры. Слишком сухой или слишком влажный воздух, слишком жарко. Плесень, грибок. Все это пагубно влияет на иммунную систему.
  4. Болезни внутренних органов. Если в организме, что-то не в порядке, то все силы организма, в том числе и силы иммунитета, брошены на попытку устранения проблемы. У детей с хроническими заболеваниями чаще снижен иммунитет.

Факторы, снижающие иммунитет

Устранение данных факторов позволит укрепить иммунитет.

Как укрепить иммунитет

Самое простое средство, на первый взгляд, это медикаментозное решение проблемы. Выпить лекарство, и подстегнуть иммунитет к работе. Но использовать иммуностимулирующие препараты стоит лишь по назначению врача, на основании клинических анализов и подтвержденном диагнозе. Бесконтрольный прием подобных лекарств может подорвать собственную систему защиты и обернуться большими проблемами со здоровьем. Существуют , которые, показаны всем детям и взрослым.

  • Физическая активность. Ежедневные активные прогулки на свежем воздухе поднимают настроение, улучшают кровообращение и обмен веществ. Детям рекомендовано гулять ежедневно не менее двух часов в день.
  • Сбалансированное питание. Только получая все необходимые витамины и минералы, организм сможет полноценно бороться с болезнями.
  • Создание комфортного микроклимата в доме. Температура не выше 20–23 градусов и влажность воздуха не менее 50%. Особенно это актуально в зимний период, когда воздух пересушен из-за центрального отопления.
  • Водные процедуры. Закаливание. Купать ребенка рекомендуется в воде от 37 градусов и ниже. Полезно обливаться прохладной водой или принимать контрастный душ. Нужно иметь в виду, что температура воды понижается постепенно, а ребенок должен быть здоров.
  • Не рекомендуется одевать ребенка слишком тепло. Народная мудрость: «жар костей не ломит» может сыграть злую шутку. Вспотевший ребенок заболеет от любого ветерка. Конечно, переохлаждать ребенка тоже не стоит. Одевать нужно так, чтобы при активной деятельности ребенок не потел. При этом учитывая активность конкретного ребенка.

Как определить «часто болеющего» ребенка?

Существует мнение, что ребенок должен болеть не более шести раз в год. Если ребенок болеет чаще, то на него вешают ярлык, «часто болеющий» и, начинают активно лечить даже самый незначительный насморк, чтобы «не разболелся».
Однако определяющим является не количество болезней, а продолжительность и тяжесть.
Еще вчера ребенок болел стандартные шесть раз в год, а сегодня пошел в детский сад и болезни посыпались как из рога изобилия. Скорее всего, проблема не в падении иммунитета и не в том, что он изначально был слабый. Это нормальная картина, характерная для подавляющего большинства детей, попавших из домашней безопасной среды, в места большого скопления таких же детей с несформированным иммунитетом.

Что такое иммунодефицит?

Итак, важно не сколько раз болеет ребенок, а как он переносит болезнь. Один и тот же вирус дети могут переносить по-разному. Один ребенок отделается обычным насморком, а у другого начнется синусит. Один пролежит с температурой несколько дней и пойдёт на поправку, у другого могут начаться осложнения вплоть до госпитализации. Но и здесь говорить об иммунодефиците еще рано.
Иммунодефицит очень серьёзный диагноз. Это не просто частые простудные заболевания.
Разработаны клинические критерии, позволяющие заподозрить наличие иммунодефицита. Частые синуситы, отиты, пневмонии, случающиеся несколько раз в год это повод обратиться к врачу – иммунологу.
К счастью, случаи настоящего иммунодефицита случаются крайне редко.

Аутоиммунные заболевания

В любой системе случаются сбои. И человеческий организм не исключение. Одним из сбоев иммунной системы можно считать аутоиммунные заболевания. Это заболевания с абсолютно разными клиническими проявлениями, но все они развиваются вследствие патологической выработки антител против здоровых клеток и тканей собственного организма.
Причиной таких заболеваний может быть: наследственность, воздействия внешней среды или инфекционные заболевания, при которых аутоиммунные заболевания проявляются как осложнение.

Аллергия

Вторым примером сбоя в работе иммунной системы является аллергия. Острая реакция иммунитета на нормальные, не угрожающие организму внешние факторы. На сегодняшний день – это одно из наиболее распространённых заболеваний на земле. Но точные причины её появления не установлены. Аллергия чаще всего проявляется ещё в детском возрасте. Бывают случаю неистинной аллергии, когда к определенному возрасту человек её просто перерастает. Однако чаще аллергическая реакция остаётся у человека на всю жизнь. Эта болезнь на сегодняшний день не лечится, можно лишь временно заглушить реакции либо избегать аллергена.
Причины сбоев в иммунной системе

Еще в 1989 году была выдвинута «Теория влияния гигиены». Теория о том, что при недостаточном количестве внешнего врага иммунитет начинает искать «работу» внутри своего организма. Особенно это касается детей, т. к. именно в детском возрасте иммунитет должен испытывать определенную нагрузку для нормального развития. Эта теория имеет под собой реальную основу. Известно, что жители стран третьего мира (например, страны Африки) страдают аллергиями гораздо реже, чем жители развитых стран. А в развивающихся странах отмечается рост аутоиммунных заболевай, по мере роста благосостояния населения.
Это, конечно, не значит, что стоит разрешить ребенку пить из лужи и облизывать ступеньки. Однако чрезмерная мнительность относительно чистоты рук и бактерий на них, стерилизация посуды и полов в доме – это перебор. Детский организм запрограммирован самой природой на активное изучение окружающего мира. И помещая ребенка в условия, приближенные к стерильным, есть риск помешать его иммунной системе развиваться правильно.
Важно помнить, что ребенок родился с уже работающим иммунитетом. А значит, способен сам себя защитить.

Иммунная система ребенка очень отличается от иммунной системы взрослого человека, поэтому очень важно знать ее особенности и критические периоды развития, это поможет избежать многих заболеваний и сохранит здоровье ребенка. В этой статье пойдет речь об особенностях строения и функционирования иммунной системы детей разной возрастной категории.

Формирование иммунной системы в эмбриогенезе

Процесс закладки органов иммунной системы начинается на 4-6 неделе беременности, образуется фетальная печень, которая выполняет иммунную функцию на внутриутробном этапе жизни. Затем происходит закладка всех органов иммунной системы: костного мозга, тимуса, селезенки и лимфатических узлов. В первом триместре беременности формируется подавляющее большинство органов иммунитета, основные органы начинают свое формирование в самом начале гестации, когда женщина еще не подозревает о наступившей беременности. Поэтому в этот период будущей маме чрезвычайно важно избегать воздействия негативных факторов: рентгеновского излучения, вирусных и бактериальных инфекций, необоснованного приема лекарственных препаратов. Прием некоторых медикаментов допускается, но это необходимо согласовывать с акушером-гинекологом, наблюдающим беременность.

Строение иммунной системы у ребенка

Органы иммунной системы ребенка можно разделить на центральные и периферические. К центральным органам иммуногенеза относятся костный мозг и тимус (вилочковая железа). К периферическим органам - селезенка, лимфатические узлы и особые скопления лимфатической ткани (пейеровы бляшки, групповые фолликулы).

В центральных органах иммуногенеза происходит непосредственно созревание иммунных клеток (иммуноцитов), у детей раннего возраста развита вилочковая железа, где активно происходит иммуногенез, в то время как у взрослого человека тимус находится в состоянии инволюции и практически не определяется. В костном мозге происходит образование и созревание всех клеток иммунной системы, а так же идет гемопоэз.

В периферических органах иммунной системы происходит дальнейший рост иммунных клеток и их дифференцировка на субпопуляции. В лимфатических узлах, которые располагаются вдоль крупных кровеносных сосудов и внутренних органов содержатся зрелые лимфоциты, осуществляющие строгий иммунный контроль. Лимфатические узлы одни из первых реагируют на проникновение чужеродного агента ивозникновение воспалительного процесса, они увеличиваются в размерах и становятся болезненными, что регистрируется лечащим врачом во время осмотра ребенка. У детей до 3-х летнего возраста может быть в норме увеличены лимфатические узлы 1-2 групп. Если это не является признаком наличия хронического очага инфекции в этой области тела, то не требуется никаких лечебных мероприятий.

Особое значение имеют лимфоидные фолликулы и пейеровы бляшки, они располагаются вдоль кишечника, их количество сравнительно площади кишечника достаточно велико и позволяет осуществлять иммунный контроль. Нормальный биоценоз кишечника обеспечивает активное функционирование пейеровых бляшек, что не позволяет многим чужеродным агентам попасть в кровеносное русло посредством всасывания из кишечника.

Функции иммунной системы

Иммунная система обеспечивает чрезвычайно важные функции организма :

  1. Защита от инфекционных агентов (бактерий, вирусов, грибов и простейших). Выработка специальных белков - иммуноглобулинов позволяет осуществлять борьбу с чужеродными агентами и вырабатывать длительно персистирующий иммунитет.
  2. Иммунологическая память. Данная функция позволяет организму «запоминать» инфекционного агента и воспроизводить иммунный ответ по уже заготовленной заранее схеме. На этом принципе основана работа поствакцинального иммунитета.
  3. Иммунологическая толерантность. Данная функция иммунной системы обеспечивает «терпимость» иммунной системы к собственным тканям и клеткам организма, что предотвращает развитие аутоиммунных заболеваний, когда антигеном выступают собственные клетки организма человека.
  4. Поддержание нормальной микрофлоры. Нормальный биоценоз позволяет осуществлять защитные свойства слизистых оболочек. Особое вещество лизоцим обладает бактерицидным свойством и позволяет слизистым оболочкам выполнять барьерную функцию по отношению к болезнетворным микроорганизмам.
Критические периоды развития иммунной системы

После рождения ребенка иммунная система продолжает дальнейшее активное формирование, в котором выделяют несколько критических периодов развития :

Необходимость наблюдения за состоянием здоровья ребенка подразумевает оценку правильной работы иммунной системы в первую очередь. Самым простым рутинным методом исследования работы иммунной системы является клинический анализ крови . По общему анализу крови (количество лейкоцитов, лейкоцитарная формула, СОЭ) можно сделать вывод о наличии воспалительного процесса в организме, оценить реактивность иммунитета. Для каждого возрастного периода соответствуют свои референтные пределы нормы каждого показателя крови, это должно обязательно учитываться при интерпретации полученных данных. Для детей до 3 лет характерно преобладание в периферической крови лимфоцитов, это является особенностью функционирования иммунной системы ребенка.
Оценка лейкоцитарной формулы позволяет делать вывод о состоянии защитных сил организма, об их реакции на инфекционный агент. Существует два понятия в оценке иммунной системы по лейкоформуле: сдвиг лейкоцитарной формулы влево и сдвиг лейкоцитарной формулы вправо.

Сдвиг лейкоцитарной формулы влево представляет собой увеличение количества молодых форм лейкоцитов (палочкоядерных нейтрофилов), что свидетельствует о хорошем ответе организма на инфекцию, об активном процессе борьбы. Сдвиг лейкоформулы влево сопровождает большинство заболеваний у детей и является прогностически благоприятным критерием.

Сдвиг лейкоцитарной формулы вправо означает повышение процента зрелых и старых форм нейтрофилов с сегментированным ядром. Повышение их количества означает об истощении иммунных сил, такое возникает при длительно протекающих, тяжелых инфекционных заболеваниях.

Напряженность иммунитета к определенным инфекциям может выявить анализ крови на иммуноглобулины класса М и G. Антитела класса М указывают на наличие острого инфекционного процесса в организме, а антитела класса Gвыявляют хроническую инфекцию или поствакцинальный иммунитет.

В некоторых случаях показано проведение иммунограммы – специального исследования, позволяющее оценить качественные и количественные признаки гуморального и клеточного иммунитета, системы комплемента и интерферона. Иммунограмма позволяет выявить наличие первичного (врожденного) или приобретенного иммунодефицита, исходя из ее результата, становится возможным подобрать ребенку адекватную схему лечения.

Важной задачей родителей является позволить иммунной системе ребенка формироваться в нужном направлении, немного помогая правильным уходом за ребенком, особенностями питания и закаливанием организма. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) для формирования иммунной системы у ребенка важно производить первое прикладывание к груди непосредственно сразу после рождения ребенка в родильном зале, продолжать грудное вскармливание до достижения ребенком возраста полтора-два года. При частых инфекционных заболеваниях, особенно протекающих в тяжелой форме, выраженных аллергических реакциях следует своевременно обращаться к иммунологу для проведения обследования ребенка и назначения адекватной иммунной коррекции.

Глава 2. Основная часть

2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета

2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета

Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 «5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Глава 2. Основная часть


2.1 Что такое иммунитет?
2.2 Виды иммунитета
2.3 Механизм действий иммунного ответа
2.4 Факторы, наносящие вред иммунной системе

2.5 Особенности иммунитета
2.6 Причины снижения иммунитета


Глава 3. Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста

3.1 Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

3.2 « 5 критических периодов в жизни детей»

3.3 Восстановление иммунитета

Глава 4.Вывод
Глава 5. Список литературы.

Приложения.

Глава 1.

Введение.


В народе говорят: «Здоровье, как погода, пока хорошее – не замечаешь».
Зачем людям – не медикам, нужно знать об иммунитете? Анализ состояния здоровья населения во всем мире показал, что медицине не удается сделать здоровыми без вооружения человека знаниями о его собственной природе, о причинах возникновения болезней о путях восстановления и поддержания нормальной деятельности всех органов и систем организма.
В этой связи осведомленность людей – не медиков, в вопросах сохранения нормального функционирования иммунной системы организма неоценимо важна. В современном мире у человека могут формироваться различные иммунные нарушения, в результате чего человек становится, по сути, заложником иммунодефицита на всю жизнь, который и определяет его «здоровье».
Исследования последних лет показали, что основной причиной многих и многих заболеваний являются нарушения иммунитета. Чем бы и как бы человек не лечился, болезнь возвращается вновь и вновь до тех пор, пока не будет восстановлена его иммунная система, пока организм не сможет излечивать себя сам.
Цель: выяснить, что такое иммунитет, как его повысить и формировать у детей дошкольного возраста.
Задачи:

  • изучить и проанализировать материал по теме;
  • рассмотреть механизм действия иммунитета;
  • выяснить причины ослабления иммунитета;
  • найти пути повышения иммунитета;
  • детский иммунитет;
  • проанализировать и систематизировать полученные сведения.

Глава 2

Основная часть

2.1. Что такое иммунитет?

Сегодня одна из модных тем это иммунитет человека. На эту тему пишутся различные статьи, научные работы, но безграмотность населения относительно этого вопроса остается еще достаточно высокой. А тем не менее, чтобы успешно заниматься вопросами восстановления своего здоровья, а еще лучше - его профилактикой, необходимо разбираться в этих фундаментальных понятиях.

Иммунитет - защитная реакция организма, способность противодействовать повреждающим факторам и обеспечивать невосприимчивость к инфекции. Иммунитет контролирует сложный механизм взаимодействия нескольких систем одновременно: нервной, эндокринной, обмена веществ и других.

Состоит из ряда звеньев - клеточного, гуморального, фагоцитарного, интерферонового, взаимодействие которых обеспечивает правильные реакции защитной системы. Недостаток или избыток любого из них приводит к нарушениям.

Элементами иммунной системы человека являются костный мозг, вилочковая железа, селезёнка, лимфатические узлы, лимфоидные образования кишечника, эмбриональная печень, а также клетки костномозговой природы - лимфоциты и моноциты, присутствующие в крови и тканях. Иммунитет осуществляется самими клетками (клеточный) и продуктами их жизнедеятельности (гуморальный).

Защита организма человека имеет многоуровневую систему и поэтому чужеродным организмам невозможно выжить при условии если наша иммунная система (ИС) здорова и все ее компоненты работают отлажено. Но чтобы в случае чего "помочь" своему иммунитету, необходимо знать его "структуру", каким образом она работает.

2.2 Виды иммунитета


По механизму развития различают следующие виды иммунитета:
Видовой иммунитет, генетический обусловленный особенностями обмена веществ данного вида. Он, в основном, связан с отсутствием необходимых условий для размножения возбудителя.
Например, собаки не болеют некоторыми болезнями человека (сифилис, гонорея, дизентерия), и, наоборот, люди не восприимчивы к возбудителю чумы собак. Строго говоря, данный вариант резистентности не является истинным иммунитетом, так как он не осуществляется системой иммунитета. Однако есть варианты видового иммунитета, обусловленные естественными антителами. Такие антитела исходно имеются в необходимом количестве против многих бактерий и вирусов.
Приобретенный иммунитет возникает в течение жизни. Он бывает естественным и искусственным, каждый из которых, может быть активным и пассивным.
Естественный пассивный иммунитет возникает в результате передачи от матери к плоду через плаценту или с молоком готовых защитных факторов.
Естественный активный иммунитет появляется в результате контакта с возбудителем после перенесенного заболевания.
Искусственный пассивный иммунитет создается после введения в организм готовых антител с сыворотками крови иммунизированных доноров.
Искусственный активный иммунитет создается после введения в организм вакцин, содержащих микроорганизмы или их части

2.3. Механизм действий иммунного ответа

Иммунный ответ - реакция организма на агрессию микробов или токсинов. Его вызывает любое вещество, по структуре отличное от тканей человека, но в зависимости от заложенных механизмов он различен.

Неспецифический иммунный ответ – первая реакция при обнаружении инфекции. Он почти одинаков для любого типа микробов и определяет общую сопротивляемость. Его задача - формирование очага воспаления как универсального защитного процесса локализации и первичного разрушения микробов.

Специфический иммунный ответ – второй этап защиты организма. Он характеризуется распознаванием микроба и созданием факторов специфической защиты.

Неспецифический и специфический иммунитеты согласуются и дополняют друг друга. Различают два типа специфического иммунитета: клеточный и гуморальный.

Клеточный иммунный ответ - формирование К-лимфоцитов, разрушающих клетки, содержащие инородные материалы. Направлен преимущественно на ликвидацию вирусной инфекции и некоторых типов бактерий (проказа, туберкулёз), а также раковых клеток.

Гуморальный иммунный ответ - активация В-лимфоцитов, после распознавания активно синтезирующих антитела (иммуноглобулины).

На поверхности одного микроба может быть множество различных антигенов, поэтому вырабатывается целая серия антител, каждое из которых направлено на определенный антиген. Иммуноглобулин – молекула белка, способная прилипать к микроорганизмам определенной структуры и вызывать его разрушение.

Сила иммунного ответа различна и зависит от реактивности организма – уровня реакции на инфекцию и токсины.

2.4. Факторы, наносящие вред иммунной системе

  • Нездоровый образ жизни
  • Загрязнение окружающей среды
  • Появление новых вирусных бактерий
  • Частые бактериальные и вирусные инфекции
  • Неправильное питание
  • Длительное лечение антибиотиками и др. препаратами
  • Тяжелые физические и умственные нагрузки, стресс.

2.5. Особенности иммунитета

При решении задачи укрепления иммунной системы (ИС) необходимо учитывать особенности иммунитета, которые зависят от возраста индивидуума. Мы уже знаем, что формирование ИС человека начинается уже со 2-го месяца беременности и заканчивается к 14-16 годам. За это время человек проходит несколько критических периодов, связанных с особенностями иммунитета. К примеру, в первые месяцы своей жизни малыш обладает только неспецифическим иммунитетом, наследованным от родителей и сильно подвержен ко всякого рода инфекциям, которые имеют специфическую природу. Это, конечно, же необходимо учитывать. В преклонном возрасте формирование специфических иммунных клеток так же проблематично т.к. тимус уже потерял свою активность и в 10 раз (по сравнению со своим максимальным весом) уменьшился в объеме. Именно по этим причинам особенности иммунитета нужно учитывать постоянно, занимаясь вопросами своего здоровья.

2.6. Причины снижения иммунитета

Возрастные изменения, старение и износ организма также приводят к снижению иммунитета. Но существуют и разнообразные методики укрепления здоровья и повышения иммунитета у детей и взрослых.

Глава 3.

3.1.Формирование иммунитета у детей дошкольного возраста.

Детский иммунитет формируется в период внутриутробного развития. Если ребёнок часто болеет, причиной может быть курение или злоупотребление спиртного родителями, перенесённые мамой инфекционные заболевания при беременности или недостаток молока в период грудного вскармливания, которое очень важно для формирования иммунитета ребёнка. Дети, находящиеся на грудном вскармливание от рождения до полугода, гораздо реже болеют и растут крепкими. Каждая капля материнского молока ценна для малыша и способна поднять иммунитет: ведь с молоком в детский организм поступают антитела к заболеваниям, перенесённым ранее матерью.

Высокая концентрация иммуноглобулинов класса A в первом грудном молоке, который при вскармливании распределяется в полости рта, желудочно-кишечном тракте, верхних дыхательных путях, обеспечивает малышу полноценную защиту. Таким образом иммунитет ребёнка, не болея сам, «знакомится» с целым спектром болезней. Искусственное питание молочными смесями таких иммуноглобулинов, естественно, не содержит, и вероятность заражения ребёнка возрастает.

Часто у новорождённых наблюдаются признаки неполного созревания иммунной системы. Причина - замедленное внутриутробное развитие. В таких случаях требуется постоянный врачебный контроль, процедуры для укрепления здоровья детей, способствующие формированию иммунной системы и поддерживающие ребёнка до его завершения.

Как правило, набор и количество антител достигает нормальной концентрации к 2-3 годам жизни.

3.2. «5 критических периодов в жизни детей»

Известны «5 критических периодов в жизни детей, каждому из которых присущи особенности иммунитета.

  1. Первые 28 дней жизни, когда дети имеют иммунитет, полученный от матери. Отсутствие материнских антител от какой-либо инфекции, повышает чувствительность ребёнка. Так называемый первый перекрёст в формуле белой крови на пятые сутки жизни устанавливает преобладание лимфоцитов. В это время очень важно сохранять грудное вскармливание. Однако в этом периоде недостаточен неспецифический иммунный ответ за счет неразвитого фагоцитоза(слабая способность зернистых лейкоцитов локализовать инфекции и разрушать возбудителя)
  1. В 3-6 месяцев происходит разрушение материнских антител. Период, когда формируется активный иммунитет. Дети подвержены ОРВИ, кишечным инфекциям, пищевым аллергиям и нуждаются дополнительных факторах (например, вакцинации) для поднятии иммунитета.
  2. Около 2 лет, когда ребёнок активно познаёт мир, могут проявляться атопический диатез, врождённые аномалии.
  3. В 4-6 лет уже накоплен активный иммунитет, сформированный благодаря перенесённым инфекционным заболеваниям и вакцинации. Возможно возникновение острых процессов и хронических заболеваний.
  4. В 12-15 лет происходит бурная гормональная перестройка. Повышенная секреция половых гормонов сочетается с уменьшением размеров лимфоидных органов. Время окончательного формирования типов иммунного ответа. Одновременно организм ребёнка впервые сталкивается алкоголем, курением, наркотиками.

Ребёнок часто болеет из-за снижения иммунитета

Часто болеющий ребёнок – совсем не редкость. Зачастую источник повторяющихся заболеваний – снижение иммунитета.

Явные признаки ослабленного иммунитета: хроническая усталость, быстрая утомляемость, головные боли, сонливость, бессонница, ломота в мышцах и суставах, частые простудные заболевания и обострения герпеса, длительные повышения температуры, сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

На формировании и уровне иммунитета у ребёнка могут сказаться различные факторы.

3.3. Восстановление иммунитета

Восстановление иммунитета у детей может быть двух видов.

Для специфической иммунокоррекции применяются препараты, непосредственно воздействующие на иммунную систему и помогающие в эффективном лечении ОРВИ:

  • Иммуностимуляторы, способствующие возрастному созреванию иммунной системы,
  • Индукторы иммунологической толерантности, повышающие активность иммунной системы.
  • Иммуносупрессоры для поддержки иммунной системы
  • Эти препараты могут быть назначены врачом иммунологом и только после детального обследования состояния уровня иммунитета у конкретного ребенка.
  • При неспецифической иммунокорреции повысить иммунитет позволяют: правильное питание: разнообразная и качественная пища. Регулярное употребление мяса, рыбы, овощей и фруктов, зелени, кисломолочных продуктов. Исключение из рациона консервантов, продуктов с избытком сахара. Отказ от диет и, с другой стороны, борьба с избыточным весом.
  • Витамины и минералы: витамины A, B5, C, D, F, PP, минералы - селен, цинк, магний, кальций, железо, йод и марганец.
  • Пробиотики - продукты, стимулирующие рост в организме полезных бактерий: репчатый лук и лук-порей, чеснок, бананы и артишоки.
  • Закаливание организма. Чередование низких и высоких температур: контрастный душ, обливание холодной водой, баня, сауна.
  • Природные средства: эхинацея, солодка, женьшень, лимонник, а также травяные отвары и настои. Возможно использование и лекарственных средств, изготовленных на основе растительных адаптогенов, или применение индукторов интерферона (потенцируют выработку собственных интерферонов в организме) – анаферон детский, эргоферон.
  • Активный образ жизни, физические упражнения: гимнастика, бег и плавание, фитнес, аэробика, длительные пешие прогулки.
  • Расслабление. Правильное расслабление помогает эффективно бороться с последствиями стрессов. Спокойная музыка, позитивные мысли, дыхательная гимнастика.
  • Борьба с дисбактериозом: поддержание баланса полезных бактерий и палочек в кишечнике.
  • Полноценный сон. Спать нужно не менее 8 часов в сутки, а для детей дошкольного возраста оптимальным является продолжительность ночного сна -10 часов.

Глава 4 .

Вывод.

Иммунная система человека начинает свое формирование до рождения ребенка. Ее место и масштабы влияния на здоровье генетически запрограммированы. От рождения до завершения периода полового созревания, шаг за шагом, формируются структура и функции иммунной системы. Развитие иммунной системы переживает ряд критических этапов, которые необходимо учитывать при оценке состояния здоровья, формировании профилактических программ и назначении лечения при заболеваниях. Для поддержания возрастного созревания иммунной системы и полноценного ее функционирования в последующие годы необходимо ежедневно получать с пищей иммунонутриенты (микроэлементы и витамины) и осуществлять мероприятия по сохранению и восстановлению нормальной микрофлоры кишечника.