Шелк как добывают. Китайский шелк: легенды, история и технология производства

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в . С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Уже в эпоху Сражающихся Царств (475-221 до н.э.) шелк и изделия из шелка повсеместно распространились в Китае практически во всех слоях населения. Мэн-цзы (372-289 до н. э.), «Второй совершенномудрый», предлагал по периметру «колодезных полей» высаживать тутовые деревья, чтобы стар и млад ходили в шелковых одеждах.

Шелк широко применялся в хозяйстве. Помимо использования в качестве ткани для одежды и вышивки, из него изготовляли струны для музыкальных инструментов, тетивы для луков, делали лески рыбной ловли и даже бумагу. Во времена правления династии Хань (206 до н.э. – 220 н.э.) шелк стал своего рода универсальным денежным эквивалентом: крестьяне платили налоги зерном и шелком, чиновникам государство платило также шелком.

Ценность шелка рассчитывалась исходя из его длины и была приравнена к золоту. Шелк стал, фактически, валютой, использовавшейся при расчетах с другими странами. О важной роли шелка в китайской культуре свидетельствует и тот факт, что из 5 тысяч наиболее употребительных около 230 имеют ключ «шелк».

Технологии шелководства, вышивки, окрашивания тканей быстро совершенствовались. Это продолжалось вплоть до периода правления династии Тан (618-907).

Объемы и качество шелковой продукции постепенно увеличивались. Яркость красок, богатство и совершенство вышивки поражали. Со II в. до н.э. была налажена внешняя торговля – знаменитый Шелковый Путь. Ключевую роль в этом процессе сыграл Чжан Цянь 张 骞 (?-114 до н.э.), китайский дипломат и путешественник, открывший для Китая и китайской торговли страны Центральной Азии. По караванным путям, часть которых существовала и прежде, на Запад отправились караваны, груженные китайскими товарами.

Впрочем, ряд исторических и археологических фактов свидетельствуют, что в других странах о китайском шелке узнали намного раньше. Так, в одной из египетских деревень недалеко от Фив и в Долине Царей были обнаружены женские мумии, обернутые в шелковые ткани, датируемые XI в. до н.э. Вероятно, это наиболее ранняя находка.

После воцарения династии Тан (618-907) были основаны специальные ткацкие мастерские, первоначально производившие церемониальные головные уборы, а позднее – разноцветные шелковые ткани. Ткани окрашивались растительными красителями: цветами, листьями, корой, корнями растений. Главные ткацкие центры располагались на территории современных провинций Хэнань, Хэбэй, Шаньдун и Сычуань. Танская эпоха – время интенсивной торговли шелком, он обнаружен на территории современного Синьцзяна, Турфана, Таджикистана и даже на Северном Кавказе.

Греки и римляне называли Китай «Страной шелка» – Серика. Среди знати шелк пользовался огромной популярностью. Он стоил чрезвычайно дорого, но, тем не менее, его охотно покупали. Цена могла доходить до 300 динариев – зарплаты римского легионера за целый год! Импорт шелка стал уже угрожать самой экономике Римской империи. В 380 году римский историк Аммиан Марцеллин (ок. 330-после 395) писал, что «использование шелка, которое когда-то было ограничено только знатными, сейчас распространилось на все классы без различия, даже на самые низшие» .

Варвары также были пленены этим удивительным материалом. Гот Аларик, захвативший Рим в 409 году, потребовал, среди всего прочего, 4000 шелковые туники.

Однако тайна изготовления шелка долгое время оставалась неразгаданной. Предлагалось множество фантастических объяснений. Так, Вергилий (I в. до н.э.), например, полагал, что шелк изготовлен из начеса с листьев. Греческий историк Дионисий (I в. до н.э.) считал, что шелк сделан из цветов. Высказывалось предположение, что блестящие шелковые нити растут на деревьях, или что его создавали огромные жуки, или он сделан из пуха птиц. Римский историк IV в. Аммиан Марцеллин представил такое объяснение: «Шелковые ткани сделаны из почвы. Китайская почва мягкая, как шерсть. После полива и особой обработки она может быть использована для формирования шелковых нитей» .

Китайцы рьяно оберегали секрет изготовления шелка. Любого, кто пытался перевести за границу яйца, личинки, коконы шелкопряда, казнили. Тем не менее, в Корее, а затем и в Японии узнали тайну производства шелка. Считается, что в Корею около II в. до н.э. его привезли сами китайцы, эмигрировавшие туда. На Японских островах шелк появился в III н.э. Затем, в IV веке, шелковое производство было налажено в Индии.

Существует несколько легенд, повествующих о том, как технология изготовления шелка стала известна в других странах. Согласна одной из них, китайская принцесса была помолвлена с принцем Хотана. Её жених пожелал, чтобы его невеста привезла с собой семена тутового дерева и личинки шелкопряда. По другой версии, сама принцесса захотела привезти их на свою новую родину. Она спрятала семена и личинки в своей пышной прическе и вывезла их за пределы Китая. Произошло это около 440 года. А оттуда уже секрет производства шелка распространился по всему миру.

Согласно другой полулегенде-полуистории, секрет разгласили два несторианских монаха. Около 550 года они тайно в своих полых бамбуковых посохах привезли яйца шелкопряда и семена тутовника византийскому императору Юстиниану I (483-565).

Тем самым Византия стала первой страной, входящей в западный мир, где появилось своё шелководство. Церковь и государство создавали свои шелковые мастерские, монополизировав производство и рьяно охраняя секрет его изготовления. В VI веке персы освоили искусство шелкоткачества и создали свои собственные шедевры.

Католические прелаты носили богатые шелковые одеяния, им украшали алтари. Постепенно мода на шелк распространилась среди знати. В VIII-IX веках шелк стали производить в Испании, а спустя четыре столетия шелк успешно производился городами Апеннинского полуострова, несколько городов которой дали свое имя тканям. Считается, что итальянский шелк берет свое начало от двух тысяч искусных мастериц, вывезенных в XIII веке в Италию из Константинополя.

Сегодня шелк производят во многих странах мира: в Китае, Италии, Индии, Испании, Франции. Но по-прежнему Китай – крупнейший на мировом рынке экспортер шелка-сырца и шелковой продукции.

Технология производства шелка

Веками шелк оставался для большинства стран мира роскошным товаром, за который отдавали последние деньги. Производство шелка - очень долгий и кропотливый процесс, который требует постоянного внимания. В настоящее время ряд процедур автоматизирован.

В течение столетий шелководство развивалось и совершенствовалось, превратившись в точную науку. Но даже сейчас технология получения шелка базируется на старых методах.

Шелк получают из коконов шелковой моли. Существует множество разновидностей дикой шелковой моли. Но только одна из них стала прародительницей знаменитой Bombyx mori — слепой, бескрылой моли, из которой получают лучший шелк. Предполагают, что она произошла от Bombyx mandarina mori — дикой шелковой моли, обитающей на белых тутовых деревьях только в Китае. В процессе селекции она потеряла свою способность к полету и может только есть, спариваться, производить потомство и вырабатывать шелковые волокна.

Помимо этого, существует в природе еще один вид моли – Antheraea mylitta , также производящий шелковое волокно, но более грубое. Получаемые из него нити называют тусса.

Самка Bombyx mori , вылупившись из кокона, спаривается с самцом. После этого в течении 4-6 дней она откладывает до 500 и более яиц, и вскоре после этого погибает. Для дальнейшего использования отбираются только здоровые яйца. Они сортируются и тестируются на инфекцию. Больные яйца сжигают. Яйца шелкопряда очень мелкие и легкие – вес сотни едва ли достигает 1 грамма. Они содержатся при температуре около 18 градусов по Цельсию, постепенно увеличивая её до 25 градусов Цельсия.

Приблизительно на седьмой день вылупляются маленькие червячки, размер которых не превышает 2 мм. Именно эта личиночная стадия моли и называется, собственно, шелкопрядом. Дальше на протяжении месяца шелкопряды постоянно едят, увеличивая свой вес и размер. Так, в возрасте 4-5 недель их длина достигает 3 см и более, а вес за это время увеличивается в тысячи раз!

Питаются они исключительно листьями тутового дерева, которые для них собирают и отбирают вручную, а затем размельчают. Кормление происходит регулярно, день и ночь. В это время тысячи кормящихся червяков содержатся в специальных поддонах, которые ставятся один на другой.

В помещении, где содержатся червяки, поддерживается постоянный температурный режим и влажность. Они должны быть защищены от любых колебаний внешней среды, как: громких звуков, сквозняков, сильных запахов продуктов и даже пота. От тысяч челюстей, перемалывающих листья тутовника, стоит постоянный гул, напоминающий звук сильного дождя, барабанящий по крыше. За это время червяки несколько раз линяют, постепенно меняя свой цвет с серого на бледно-розовый.

Наконец, приходит время свивать кокон. Шелкопряд начинает волноваться, трясти головой вперед-назад. Гусениц помещают в отдельные отсеки. С помощью двух специальных желез – фильер, — червяки начинают производить студенистую субстанцию, которая затвердевает при контакте с воздухом. Вещество, которое вырабатывают шелкопряды, включает в себя два основных компонента. Первый – фиброин, нерастворимое протеиновое волокно, составляющее 75-90% выработки. Второй – серицин, клейкое вещество, предназначенное для скрепление волокон кокона. Помимо них присутствуют также жиры, соли, воск.

За три-четыре дня шелкопряды свивают вокруг себя кокон, помещая себя внутри его. Они становятся похожи на белые пушистые вытянутые клубки. В это время коконы сортируют по цвету, размеру, форме и др.

Затем проходит еще 8-9 дней, и коконы готовы к раскручиванию. Если упустить время, то куколка превратится в моль и прорвет кокон, повредив целостность нити. Поэтому куколку сначала надо умертвить. Для этого её подвергают тепловому воздействию, после чего кокон опускают в горячую воду, чтобы растворить клейкое вещество серицин, скрепляющее нити. В этот момент удаляется только незначительная его часть, около 1%, но этого достаточно для того, чтобы можно было размотать нить.

После этого находят конец нити, проводят ее через фарфоровый глазок и осторожно начинают раскручивать, наматывая на шпульку. Каждый кокон производит нить длиной, в среднем, от 600 до 900 метров, а отдельные особи – до 1000 и более метров!

Затем вместе скручивают 5-8 нитей, чтобы получить из них одну нить. Когда какая-то из нитей заканчивается, к ней скручивается новая, и таким образом формируется очень длинная нить. Серицин способствует прилипанию одной нити к другой. Полученный продукт – шелк-сырец, сматывается в мотки пряжи. В настоящее время этот процесс автоматизирован.

Мотки пряжи шелка-сырца сортируют по цвету, размеру и другим характеристикам. Затем шелковые нити снова крутят для достижения ими однородной структуры и плотности. На этой стадии можно скручивать и разные пряжи, чтобы получить затем разные текстуры ткани. Далее нити пропускают через специальные ролики. После этого пряжа поступает на ткацкую фабрику.

Здесь пряжу снова замачивают в теплой мыльной воде. Происходит рафинирование, в результате чего вес пряжи уменьшается приблизительно на 25%. После этого пряжа приобретает сливочно-белый цвет и далее может быть окрашена и подвергнута дополнительным процессам обработки. Только после этого можно приступать к изготовлению ткани.

Шелковые волокна, которые не пошли на прядение нитей, например, от разрушенных коконов, порванные концы и др., можно также скручивать в нити, наподобие тех, что получают из хлопка или льна. Качество этого шелка ниже, он имеет тенденцию к слабости и нечеткости. Его можно пустить, например, на изготовление шелкового одеяла.

Интересная статистика: на шелк для мужского галстука требуется, в среднем, 111 коконов, а на шелк для пошива женской блузки - 630!

Несмотря на то, что сейчас появилось множество искусственных волокон – полиэстер, нейлон и др., ни одно из них не может сравниться по качеству с настоящим шелком. Шелковые ткани согревают в прохладную погоду и холодят в жару, они приятны на ощупь и приятны глазу. Кроме того, шелковая нить более прочная, чем стальная нить равного диаметра!

В заключение — небольшое стихотворение о трудностях разведения тутового шелкопряда:

养蚕词
Yăng cán cí
Песня-цы о вскармливании шелкопряда

作者:缪嗣寅
Zuòzhě: Miào Sìyín

蚕初生,
Cán chū shēng
[Когда] шелкопряд родится,

采桑陌上提筐行;
Cǎi sāng mò shàng tí kuāng xíng
Собираю тутовые листья, по меже с корзиной иду;

蚕欲老,
Cán yù lǎo
[Когда] гусеница шелкопряда готовится созреть,

夜半不眠常起早。
Yèbàn bù mián cháng qǐ zǎo
Глубокой ночью не сплю и часто встаю спозаранку.

衣不暇浣发不簪,
Yī bù xiá huàn fà bù zān
Одежду нет времени постирать и волосы не укладываю,

还恐天阴坏我蚕。
Hái kǒng tiān yīn huài wǒ cán
А еще боюсь, что дождливая погода попортит моих шелковичных червей.

回头吩咐小儿女,
Huítóu fēnfù xiǎo nǚ’er
Оглянувшись, поучаю маленькую дочь,

蚕欲上山莫言语。
Cán yù shàng shān mò yányŭ
[Когда] гусеницы шелкопряда собираются подняться [чтобы выделить шелк], не смей разговаривать!

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

2 Вот так хрянятся готовые окуклившиеся личинки.

3 На таких вот плоских плетеных корзинках.

4 Кура желает полакомиться личинкой-другой, но ее гоняют)

6 Когда мы приехали был обеденный перерыв, девочки кушали, а мы походили по пустому помещению, посовали всюду свой нос, пристрелялись. Там полумрак и у меня упорно не получались резкие кадры и я уж было расстроилась, что все пропало, но я сняла полярик, задрала чувствительность и вроде более-менее все получилось, ура!

7 Сначала была абсолютная тишина и все стояло и мы не могли никак понять, что к чему. Но вдруг все вокруг зашумело, затрещало, задвигалось, завертелось и девочки встали к станкам.

8 Они палочками берут комок коконов и сначала кладут в кастрюльку с кипящей водой, чтобы личинки сварились и умерли. Запах там стоит немного тошнотворный, запах похожий на вареное мясо, только специфичнее. Позже когда мы купили шарфики, они были пропитаны этим запахом и даже после того как я его постирала, все равно немного осталось, буэээ.

9 Вот в такой кастрюльке варятся коконы.

10 Вареные и намокшие коконы.

12 Я раньше думала, что ищут обязательно самый кончик нитки в коконе, чтобы его размотать. На деле я поняла, что это конечно бред, просто стягивают с поверхности паутинку. Вот тут видно как идет нить от каждого кокона.

14 И вот второй миф. Я думала, что нить из кокона - это и есть конечная нить. Это не так. Шелковая нить скручивается из нескольких микро-нитей. Кол-во этих нитей определяет тольшину готовой нитки и соответственно толщину будущей ткани. Видите ряд "душиков"? Так вот, это не душики, а нити от коконов. Девочка пальцем подводит пучок нитей к этим быстро крутящимся пимпочкам и нити как бы засасываются туда и скручиваются.

19 Готовые мотки с шелковой нитью.

27 Баррригадир))

28 Размотанные коконы выглядят так.

29 Это фото я сделала еще в прошлом году в COOP-маркете. Тогда я и не подозревала, что это "шелковые" личинки. Я не уверена на 100 проц., но очень похожи и по логике подходит. Иначе куда им еще девать личинки отработанные?)

30 Еще тут есть несколько ткацких станков, где ткут простую ткань. Наверху левее станка видно висящую стопку перфокарт.

31 Это карточки, в которых закодирован узор ткани. Через каждую дырочку пропускается нить и потом на станке они хитро сдвигаются и волшебным образом получается узор.

36 А на этом станке делаю грубую шелковую мешковину. Для чего мы не поняли, может чисто в декоративных целях.

37 А на этом единственном станке делают нити по такому же принципу как и остальные, но только толстые и с узлами, буклированные нити.

39 Из этих нитей потом вот такие шарфики получаются. Мы с мамой купили таких как раз по 6 баксов, разных цветов. Это они воняли вареными личинками)

40 Во дворе сушатся покрашенные ткани.

41 Выбор тканей тут совсем небольшой.

43 Вот тут подшивают шарфики и делают бахрому.

44 А здесь делают вышивку. Но только тоже простенькую совсем. Безумной красоты тут нет. Все красота на фабрике XQ.

Натуральный шелк — замечательная ткань, не имеющая аналогов, его история овеяна древними легендами, а процесс производства мало изменился за несколько тысячелетий.

Публикация будет интересна и поклонникам валяния , т.к. шелк Тусса и Малбери, а также шелковые платочки, очесы, коконы и прочие материалы широко используются в мокром валянии.

Итак, откуда берется шелк.

Натуральный тутовый шелк (

Наверное, практически все знают, что натуральным шелком нас обеспечивают удивительные червячки — неприглядные на вид гусеницы (личинки) тутового шелкопряда. Шелк высокого качества производят именно эти червячки, и часто его называют "тутовым шелком" или шелком Малбери (Mulberry — тутовое дерево в переводе с английского), тутовое дерево у нас называют шелковицей и многие любят его плоды. А личинки любят листья и превращают их в шелковую нитку.

Тутовый шелкопряд (научное название Bombyx mori — лат.) — бабочка из семейства Настоящие шелкопряды, в переводе с латинского языка Bombyx mori означает "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк". Название объясняется тем, что бабочке не позволяют вылететь из кокона, она умирает внутри.

Бабочка очень импозантная, встречала также название "шелковая моль": Размах крыльев 4-6 см, гусеница перед окукливанием может вырастать до 9 см.

Предполагают, что бабочка Bombyx mori произошла от дикой шелковой бабочки, обитающей на тутовых деревьях Китая. Это было очень давно, считается, что история производства шелка насчитывает не менее 5000 лет, и за длительное время разведения бабочек в неволе они утратили способность хорошо летать. Самки практически не летают, самцы летают немного в период спаривания, так сказать в минуты душевного подъема.

Процесс получения тутового шелка-сырца

Бабочка, вылупившись из кокона, спаривается с самцом, и после начинает откладывать яйца. За 4-6 дней она откладывает до 800 яиц, ничего не ест, т.к. ее ротовой аппарат недоразвит, и закончив свой труд — погибает. Яйца проверяют, отбирая здоровые, не пораженные инфекцией. Таким образом контролируется качество будущего шелка и воспроизводство здоровых бабочек.

Каждое яйцо через неделю дает личинку около 2-3мм с невообразимым аппетитом. Личинку нужно кормить регулярно днем и ночью в течение месяца листьями шелковицы (тутового дерева). Листья собираются, сортируются вручную и измельчаются. Все это время личинки находятся в больших поддонах с листьями, поставленными один на другой в специальном помещении с постоянной температурой и влажностью. Личинки удивительно чувствительны — в помещении не должно быть сквозняков, посторонних запахов и громких звуков. Что может произойти при несоблюдении условий? да просто гусеница не станет свивать кокон, умрет, и все старания шелководов окажутся напрасными.

Аппетит у гусениц постоянно растет, и уже через день они съедают в два раза больше, чем в предыдущий.

От постоянной работы огромного количества челюстей шелкопрядов в помещении стоит гул, похожий на барабанный стук сильного дождя по крыше.

На пятый день жизни личинка замирает и спит сутки, крепко вцепившись в листок. Затем резко выпрямляется, и старая тесная шкурка лопается, освобождая подросшую гусеницу. За период кормления личинки 4 раза меняют кожу, и вновь принимаются за еду.

Перед окукливанием гусеницы теряют интерес к еде и начинают вести себя беспокойно, постоянно помахивая головой вперед-назад. Под нижней губой находятся железы, вырабатывающие шелковую субстанцию. К этому моменту они представляют 2/5 массы тела, и переполняются настолько, что за гусеницей тянется шелковая ниточка.

Шелководы перемещают гусениц на настилы из листьев и веток, на деревянные решетки или специальные пучки прутьев для свивания кокона.

Сначала гусеница закрепляется на прутике или другой основе, создавая пушистую сеточку-каркас, и уже потом внутри нее свивает кокон. Она начинает выделять студенистую субстанцию, которая затвердевает на воздухе, образуя шелковую нить, и вращательными движениями обматывается этой нитью в форме восьмерки.

Нить состоит на 75-90% из белка - фиброина и из клейкого вещества серицина, который скрепляет нити и не дает им распадаться, также в нити присутствуют соли, жиры и воск. Полностью кокон гусеница заканчивает за 3-4 дня.

Интресный факт: коконы самцов сделаны более тщательно — они плотнее и длина нити больше, чем у самок. Те, кому приходилось держать коконы в руках, знают, какие они приятные и шелковистые на ощупь.

Через 8-9 дней кокон готов к раскручиванию. Если время упустить — через 2 недели из кокона выйдет бабочка, повредив шелковую оболочку. Т.к. ротовой аппарат бабочки неразвит, она не прогрызает кокон, а выделяет специальное едкое вещество, которое растворяет верхнюю часть кокона. Такой кокон уже нельзя размотать, нить будет рваной.

Поэтому куколку умертвляют, прогревая коконы горячим воздухом, и она задыхается в коконе, откуда и появилось название - "смерть шелкопряда" или "мертвый шелк".

Вот оно, чудесное сырье для шелка!

Коконы сортируют по размеру и цвету и готовят к размотке.

Промывают поочередно в горячей и холодной воде. Клейкое вещество серицин, скрепляющее нити между собой, растворяется достаточно, чтобы можно было размотать нить.

Согласно всем изученным источникам — только размотка нити механизирована в настоящее время, все предыдущие этапы производства остаются полностью ручным трудом как в давние времена.

Нить одного кокона очень тонка, поэтому при размотке соединяют от 3 до 10 нитей, получая таким образом шелк-сырец. Когда одна из нитей в процессе сматывания заканчивается, к ней прикручивают новую, обеспечивая непрерывность. Оставшийся в нити серицин (клейкое вещество) помогает легко скрепить кончики нити.

Шелк-сырец требует дальнейшей обрабоки, его сматывают в пряжу и отправляют уже на ткацкую фабрику. Фабрики покупают шелк на вес, но в процессе дальнейшей обработки такой шелк-сырец теряет 25% веса — его замачивают для удаления остатков серицина, отбеливают. Чтобы компенсировать свои потери, фабрики обогащают шелк металлическими солями или растворимыми в воде веществами — крахмалом, сахаром, клеем или желатином. Такие пропитки позволяют делать более экономное переплетение нитей, и компенсировать потери веса при ткачестве.

В источниках прямо не сказано, но я думаю, что именно поэтому натуральный шелк дает приличную усадку при стирке. Ведь если вымыть из ткани соли или водорастворимые пропитки — ткань даст усадку освободившегося пространства.

После размотки коконов остается мертвая куколка, которая богата белком и употребляется в пищу!

Сейчас культура тутового шелкопряда разводится исключительно искусственным путем. Коконы, которые плетет гусеница тутового шелкопряда, могут быть различных оттенков от белого до желтого и даже сероватого. Белый сорт коконов содержит самый высокий процент шелкового белка и дает шелк наилучшего качества. Производится тутовым шелкопрядом в Японии, Китае и Индии. Япония первая применила научный подход к селекции и разведению шелковичных червей в специальных лабораториях, и сейчас превосходит другие страны в эффективности шелкового производства, но по объемам производства лидирует Китай.

Считается, что Франция и Италия делают шелковую ткань более высокого качества, чем страны Азии. Но исходное сырье — шелк-сырец закупается европейскими производителями в Китае.

Ткань белый китайский шелк:

Встречала такой пример: на женскую блузку нужна нить 600 коконов шелкопряда.

Традиционный тайский тутовый шелк получают переработкой желтых коконов, которые производятся другой разновиднодностью тутового шелкопряда Bombix Mori. Процесс разведения аналогичный.

Желтые коконы содержат меньше шелкового белка, и нить неровная — она имеет утолщения. При скручивании нить получается неравномерной, и на шелковом полотне тайского производства мы видим такие характерные утолщения нити. Опять же, весь процесс производства — ручной труд, часто даже размотка ведется вручную, поэтому тайский шелк довольно дорогой и в Тайланде доступен только состоятельным тайцам.

Ткань тайский шелк:

Натуральный "дикий шелк", "шелк тусса (Tussah, tussar)"
Что это такое и чем отличается от тутового?

Этот шелк потому и "дикий", что бабочка выращивается в природных условиях, на кустах и деревьях, которые максимум защищены навесами. Шелководы только присматривают за гусеницами и защищают их от птиц. Шелковые коконы собирают уже после вылета бабочки из кокона, и бабочки совсем другие - Antheraea, разновидность ночных павлиноглазок , которых называют дубовым шелкопрядом . Бабочки крупные, прекрасно летают, гусеницы перед окукливанием вырастают до 10см.

Китайский дубовый шелкопряд (есть японский, монгольский и прочие разновидности). Размах крыльев бабочки 10-15 см.

Они могут питаться листьями дуба, яблони, сливы или каштана, и их коконы отличаются коричневатым цветом, более грубой и прочной нитью. Коконы крупные, в несколько раз крупнее тутовых, и могут достигать размера небольшого куриного яйца.

В одних источниках пишут, что нить трудно разматывается, и шелковое волокно счесывают с кокона, в других — что нить разматывается превосходно. Не знаю, где правда!

Также дикий шелк отличается меньшим блеском, его нить блестит не равномерно, а как бы поблескивает.

Шелк, получаемый таким способом, не отбеливается до чисто белого цвета. Ткань долговечна и часто используется для оформления интерьера и производства очень носких плотных костюмных шелковых тканей.

Лично у меня давно на нее руки чешутся расписать, будет шикарная юбка, но все некогда.

Ткань из окрашенного дикого шелка:

Я надеюсь, уважаемые читатели, что статья была вам интересна. Лично я в процессе написания узнала много нового для себя и поняла, оценив масштаб ручного труда, почему настоящий натуральный шелк никак не может быть дешевым:)

На фото в публикации, скорее всего, небольшие частные хозяйства Азии. В Китае очень распространено выращивание шелкопряда фермерами и потом продажа коконов на вес в дальнейшую переработку.

Статья написана с использованием материалов с различных интернет-сайтов.

Автор

Интересно, что упоминавшееся клейкое вещество серицин, названо по имени древнего народа Серы, который, согласно дошедшим до нас записям историков (Геродот), и занимался с древних времен изготовлением шелка.
Как видите, шелк производят разные шелкопряды, не только тутовые.

На территории России распространен сибирский шелкопряд, который является вредителем:

"При благоприятных для развития погодных условиях они способны за небольшой промежуток времени значительно увеличивать свою численность. Таким образом, происходит вспышка массового размножения вредных лесных насекомых. Общая площадь действующих очагов вредителей и болезней в 2001 г. составила более 10 млн. га. Почти 70% этой площади приходилось на долю сибирского и непарного шелкопрядов. Очаги сибирского шелкопряда в Якутии на площади 6 млн. га перешли в разряд затухающих после проведения истребительных мероприятий и под воздействием естественных причин.

Наиболее опасными вредителями в Сибири являются сибирский шелкопряд (основной ареал - Иркутская область, Республика Бурятия и Красноярский край) и черный усач (основной ареал - Красноярский край). Сибирский шелкопряд обладает ярко выраженной экологической изменчивостью, отличаясь в разных частях ареала набором предпочитаемых кормовых пород и особенностями динамики численности , что позволило А.С. Рожкову (1963) выделить несколько регионов, где он питается на определенных видах кормовых растений и вспышки его массового размножения происходят со сходной динамикой (рис. 6). Площадь лесов, поврежденных этим дендрофагом только за 40 лет XX века (1930-1970 г.), составила более 8 млн. га только для Средней Сибири (Кондаков, 1974).

Из болезней леса наиболее широко (на 445 тыс. га) распространен рак пихты. Основным ареал данного заболевания в Сибири является Кемеровская область.

Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Российской Федерации помимо биологических особенностей вредителей и болезней вызвано действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты, такими как ограниченная численность специалистов в регионах, недостаточное финансирование лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д."

Ареал распространения сибирского шелкопряда:

Вредоносность сибирского шелкопряда, по А.С. Рожкову (1963):
1 - наибольший вред; 2 - значительный вред; 3 - небольшой вред; 4 - возможный вред.

То есть, даже при нынешнем суровом климате Якутии и Красноярского Края, Сибири, шелкопряд активно размножается, представляя угрозу лесам. В прошлом Сибирь была гораздо более подходящим местом, если судить о богатой флоре и фауне, остатки которой находят учены при раскопках. А сохранившийся кусочек тропических джунглей Приморья, наглядно иллюстрируют, каков был климат в прошлом. Когда теплое тихоокеанское течение работало на обогрев Дальнего Востока и Сибири.

Собственно, в Приморье и проходит сейчас северная граница ареала тутового шелкопряда:

Шелководство - разведение шелковичных червей для получения шёлка. Согласно конфуцианским текстам, производство шёлка с использованием тутового шелкопряда началось около XXVII века до н. э., хотя археологические исследования позволяют говорить о разведении шелковичных червей ещё в периоде Яншао (5000 лет до н. э.). В первой половине I века н. э. шелководство пришло в древний Хотан ,, а в конце III века - в Индию. Позднее оно было введено в других азиатских странах, в Европе, в Средиземноморье. Шелководство стало важной отраслью в экономике ряда стран, таких как Китай, Республика Корея, Япония, Индия, Бразилия, Россия, Италия и Франция. Сегодня Китай и Индия являются двумя основными производителями шёлка, охватывая около 60 % мирового годового производства.

Хотан, историческая справка:
История города неразрывно связана с функционированием Великого шёлкового пути, который отсюда шёл либо на юг, в Индию, либо на запад, через ущелья Памира. В древности в оазисе обитали носители тохарского языка, которые рано приняли буддизм и мумии которых были обнаружены европейскими исследователями в начале XX века.
Вероятно, что здешние монахи первыми познакомили с буддийским вероучением китайцев, которых влекли в Хотан запасы высоко ценившегося при дворе императора поделочного камня - нефрита.

Приблизительно со II века до н. э. оазис заселяется сакскими ираноязычными племенами, оставившими довольно многочисленные памятники буддийской литературы на хотаносакском языке I тысячелетия до н. э. С их появлением связано собственно основание города и получение им известного нам названия (иран. xvatan). Начиная с IX-X веков хотаносакский язык постепенно вытесняется тюркскими наречиями.

Хотанский оазис (называемый в старых китайских текстах 和阗) обозначал предел распространения китайских границ во времена империй Хань (в 73 году здесь побывали войска Бань Чао) и Тан (в 630-е гг. здесь была китайская пограничная застава). По преданию, ещё в V веке китайская царевна, выданная замуж за хотанского князя, тайком вывезла из Поднебесной в своей пышной причёске куколки тутового шелкопряда. Таким образом, Хотан стал первым центром шелководства за пределами Китая; именно отсюда секрет его производства просочился в Персию и Византию.

В X веке в Хотане господствовали кашгарские князья. В периоды своего наивысшего могущества оазис пытались подчинить также владыки Тибета. Посетивший город в 1274 г. Марко Поло восхищался качеством местных тканей.

Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

История

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Виды шелка


Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

Как определяют искусственный шелк:

  • не имеет переливчатого блеска, искусственная ткань «светится» тускло;
  • в отличие от полиэстровых тканей, даже гладкий вид шелка имеет некоторые погрешности на поверхности;
  • шелк-холодок ткут из нитей искусственного происхождения;
  • шелковые нити растворяются в теплом 10% растворе щелочи;
  • подожженные искусственные волокна издают запах горящего пластика или древесины;
  • при сжатии в кулаке образуются заломы с четкими линиями.

Свойства шелка

  • Натуральный шелк обладает уникальным приятным умеренным блеском, который не исчезает с годами. В лучах солнца шелковая ткань будет сверкать и переливаться, играя различными оттенками в зависимости от угла падения света.
  • Шелк отличается высокой гигроскопичностью (все шелковые ткани впитывают влагу, равную по количеству половине собственного веса и при этом очень быстро сохнут).
  • Внешний вид нитей: белые, слегка кремовые, гладкие, длинные (около 1000м), тонкие, мягкие.
  • Толщина элементарной нити – 10-12 мкм, комплексной – 32мкм.
  • Шелк настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
  • Шелк обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение – порядка 40 кгс/мм? (1 кгс/мм?=107н/м?); разрывное удлинение 14–18%.
  • Во влажном состоянии разрывное напряжение падает на 10%, разрывное удлинение растет на 10%.
  • Шелк малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется.
  • Шелк не тянется и не дает усадку
  • Шелк прекрасно драпируется. Это свойство позволяет использовать шелк не только для создания одежды практически любых форм, но и для штор, постельного белья и др. предметов домашнего интерьера
  • К действию света устойчивость шелка невелика. При попадании прямых солнечных лучей разрушение шелка происходит быстрее, чем у других натуральных волокон.
  • Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени горение само затухает, присутствие слабого запаха жженого волоса, продукт горения – черный пушистый хрупкий пепел.
  • Получение шелка связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалом.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Уход

Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Стирать шёлковые платки (шарфики и др. изделия) нужно вручную, в теплой (30-40 градусов) воде, причём без предварительного замачивания, без отбеливателей.
  2. Для стирки использовать мягкие моющие средства для шелка (типа Ласка), нейтральный шампунь или детское мыло. Налейте воды в тазик, добавьте пару капель (много не нужно) моющего средства, взболтайте его до пены. Только после этого опускайте шёлк в воду.
  3. При стирке и полоскании шёлк не рекомендуется тереть руками, т.к. ткань очень нежная и от сильного давления может потерять свою красоту. Поболтайте ткань в мыльном растворе пару-другую минут, несколько раз поднимите её из воды и опустите вниз. После таких несложных движений в мыльном растворе шёлк можно полоскать в прохладной воде. При этом при первых стирках возможно незначительное окрашивание воды. Не пугайтесь! Если вода осталась такая же прозрачная, но чуть-чуть окрасилась, изделие цвет не теряет. Это выходят излишки краски из очень ярких изделий.
  4. Для освежения цвета шёлк желательно полоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (2 ст. ложки на 10 л воды). Вода должна быть слегка кисленькой. Но можно этого и не делать. Полощите шёлк и сливайте воду до тех пор, пока не останется пены.
  5. Отжимать шёлк надо бережно, без выкручивания. Не забывайте, что шёлк, даже атласный – очень нежная и деликатная ткань! Сжимайте её, зажав между двумя руками, пока не перестанет течь вода. После этого – можно отжать в чистом полотенце.
  6. Сушить шёлк лучше в расправленном виде, вдали от отопительных приборов, чтобы не образовались складочки, которые потом придётся снова намочить, чтобы разгладить. Исключение – шёлк, окрашенный способом шибори, когда ткани специально придают фактурность. После заключительной стирки её скручивают жгутом (не сильно) и сушат, не разворачивая.
  7. Гладить шёлк лучше всего пока он влажный, т.к. шёлк разглаживается лучше во влажном состоянии максимально горячим утюгом в режиме «хлопок». Натуральный шёлк температуры не боится и не расплавится, как искусственные (вискоза и ацетат) или синтетические (полиэстер и капрон) ткани. С изнаночной стороны в режиме «шёлк» нужно гладить также изделия, окрашенные акриловой краской и имеющие контурный (выпуклый) рисунок. Для надёжности их лучше гладить через тонкую хлопковую ткань.
  8. Избегайте попадания на шёлковые изделия химических средств (духи, крем, лак для волос, дезодорант). От этого краски могут потерять яркость или даже обесцветиться. Чтобы этого не произошло, повязывайте платок (шарф) после того, как парфюмерия высохнет.
  9. Пятна от пота и другие сильно загрязненные места аккуратно протрите спиртом.

  1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда. Для формирования мотка шелковой нити весом 250 грамм требуется 12 часов работы.
  2. Шелковая нить обладает потрясающей прочностью, она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником).
  3. В изделиях из натурального шёлка не заводится пылевой клещ. Этому свойству шёлк обязан серицину. Серицин, шёлковый клей, вязкий белок натурального шёлка. Большая его часть вымывается при обработке (промывке) шёлка в горячей воде, но то что остаётся, достаточно для того, что бы противостоять появлению пылевого клеща. Благодаря этому натуральный шелк абсолютно гипоаллергенен.
  4. Отличить натуральный шёлк от не натурального можно с помощью теста «на горение». Как и в случае с шерстью, от горящего шелка исходит неприятный запах, а если убрать источник огня, материал прекращает гореть, а сама нить затем рассыпается в пепел.
  5. 80% всего производимого шелка в мире принадлежит Китаю.
  6. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
  7. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
  8. Для создания всего одного метра шелковой материи требуется в среднем от 2.800 до 3.300 коконов, на галстук уходит 110, 650 требуется для изготовления блузки, а для шелкового одеяла может потребоваться до 12.000 коконов тутового шелкопряда.
  9. Если распутать нити десяти коконов тутового шелкопряда, их хватит, чтобы овить ими Эверест.
  10. Одно из самых ценных свойств шелка – терморегуляция. В жару натуральный шелк «холодит», а зимой прекрасно держит тепло. При этом изделия из шелка отлично впитывают влагу.

Китай подарил миру немало замечательных изобретений: компас, бумагу, фарфор, порох и шёлк. Когда-то тайна изготовления шёлка была одной из самых охраняемых в Поднебесной. За разглашение иностранцам этой технологии китайцу могла грозить смертная казнь. Сегодня секрет шёлка известен всем. Но до сих пор ни одной стране не удалось достичь таких высот в изготовлении шёлка, как китайским мастерам.

Технология производства

Для изготовления натуральных шёлковых нитей используются коконы тутовых шелкопрядов. Этот вид бабочки родственен обычной домашней моли. Очевидно, тутовые шелкопряды произошли от дикой шёлковой моли, облюбовавшей в качестве места жительства тутовые деревья. Способностью вырабатывать шёлковые волокна обладают многие насекомые, например, пауки. Однако такой шёлк не используется в текстильной промышленности.

Тутовый шелкопряд

Данные археологических раскопок позволяют предположить, что целенаправленное разведение шелкопрядов началось в Китае ещё 4000-5000 лет назад. По мере своего одомашнивания дикая моль, потеряла способность к полёту, у некоторых особей почти не развиты органы зрения и ротовой аппарат.

Самки шелкопрядов откладывают по несколько сотен крошечных яичек, а через несколько дней погибают. Яйца тщательно проверяют, они проходят несколько тестов на различные инфекции. Здоровые яйца, которые затем будут использоваться для дальнейшего производства, отправляют в инкубатор. Примерно через неделю из яиц появляются личинки. За ними очень внимательно следят, в помещении, где находятся тутовые шелкопряды, поддерживается постоянная температура и влажность, а также не допускаются громкие звуки. На данной стадии развития шелкопряды постоянно едят, чтобы набраться сил перед превращением в бабочку. В их рацион входят листья тутовых деревьев, цитрусовые корки и салат. Примерно через месяц личинки начинают готовиться к последней стадии своего роста и приступают к витью кокона.

С помощью специальных желёз гусеницы вырабатывают особую густую массу, затвердевающую при контакте с воздухом. В состав этой массы входят два основных вещества:

  • фиброин — белок, который способны вырабатывать многие насекомые.
  • серицин — клейкое вещество, скрепляющее между собой нити.

Несмотря на то, что шёлковые нити намного тоньше человеческого волоса, они очень прочные. Ведь в то время как личинка находится в коконе, она должна быть защищена от хищников и влаги. На создание кокона у семисантиметровой личинки уходит не больше 4 дней. После этого коконы сортируют в зависимости от цвета и качества. Для текстильного производства больше всего подходят белые коконы. Для того чтобы получать больше сырья нужного цвета, китайские селекционеры столетиями занимались скрещиванием тех или иных особей. Примерно через полторы недели незадолго до того момента, как личинки смогут покинуть кокон, приходит время сбора шёлка. Коконы помещают в горячую воду, это убивает гусениц и разрушает часть клейкого серицина. Если передержать коконы, гусеницы превратятся в бабочек и разорвут шёлковые нити.

Теперь коконы можно разматывать. Один шелкопряд даёт от 600 до 1000 метров шёлковой нити. Для того чтобы получить пригодную для текстильного производства нитку необходимо соединить 5-7 нитей, произведённых гусеницами. Перед тем как ткать полотно, нити ещё раз скручивают, чтобы они стали ровными и гладкими. Затем их тщательно промывают и очищают. Теперь шёлковые мотки можно окрашивать и отправлять на ткацкие станки.

Сегодня производство шёлка в Китае — это высокотехнологичный процесс, но тысячи лет назад все манипуляции с шёлковыми нитями проделывались вручную.

История шелководства в Китае


Женщины проверяют качество шелка. XII век. Изображение на шелковом полотне.

К V веку до н. э. шелководство стало одним из самых развитых направлений китайского производства. Главным центром изготовления шёлка стал город Ханчжоу. Сначала одежды из драгоценных нитей носили только члены императорской семьи. Но со временем в шелка стали всё чаще облачаться высшие сановники и придворные.


производство шелка в Древнем Китае. XIII век

Для жителей древнего Китая шёлк стал не просто тканью, а чем-то божественным. Тутовые рощи, помещения, где ткали шёлк, стали по-настоящему священными местами. Здесь проводили часто ритуалы, посвящённые богине Цань-шэнь — покровительнице шелководства. Согласно легендам, в древности иноземцы похитили одного человека. Жена пленника поклялась выдать свою дочь замуж за того, что вернёт ёй мужа. Через несколько дней хозяин дома вернулся, сидя верхом на своём коне. После возвращения конь отказывался от пищи и воды. Тогда хозяйка дома рассказала супругу о своей клятве. Хозяин убил коня и повесил шкуру сушиться во дворе. Когда во двор вышла хозяйская дочь, шкура внезапно обвилась вокруг девушки и понесла её по воздуху. В конце концов, они опустились на большое дерево, где девушка тут же превратилась в шелковичного червя. Позже родители увидели свою дочь, пролетающей по небу, и она сказала им, что стала богиней. В провинциях, где было развито шелководство, Цань-шэнь воздавались большие почести и приносились жертвы.


Женщины производят шелковые нити. XII век.

К III веку до н. э. шёлк стал своеобразной валютой. Им выдавали жалование, платили налоги и расплачивались за товары. Производство шёлка вышло за пределы отдельных провинций и охватило весь Китай. Каждая провинция сталась привнести в технологию изготовления шёлка что-то новое, поэтому сырьё из разных частей страны имело свои особенности. В это время шёлк отличался разнообразием фактур, цветов и богатством вышивки. Существовал ряд наиболее распространённых сюжетов и орнаментов, выполняемых на шёлке:

  • драконы;
  • цветы;
  • рыбки и водоросли;
  • фениксы;
  • дворцы и сценки из жизни высших сановников и т. д.
Императорский шелковый халат

Китайские мастерицы занимались вышивкой только в хорошую и ясную погоду. Искусство вышивки требовало вдохновения и бодрого расположения духа. Для окрашивания шёлка использовались преимущественно растительные вещества, получаемые из листьев, коры и кореньев.

Расширилась и сфера применения шёлка. Его использовали для изготовления рыболовной лески, струн, в качестве писчего материала и для плетения тетивы.

Со II века до н. э. в Китае началась торговля шёлком. Сначала изделия распространялись только в соседних странах — Японии, Корее. Но к VI веку н. э. в связи с расцветом Великого Шёлкового пути китайский шёлк стал попадать в страны Северного Кавказа, Средней Азии и Европы. Несмотря на широкий экспорт, китайцы ревностно охраняли секрет изготовления шёлка. Вывоз коконов шелкопряда за пределы страны был строго запрещён под страхом смертной казни. В других государствах не раз предпринимались попытки разгадать тайну шёлка. Предположения были самые неожиданные. Кто-то утверждал, что шёлк получают из волокон растений, птичьего пуха или даже из почвы.


Великий шелковый путь — схема распространения шелка

Но, несмотря на строгие запреты, уже в IV веке н. э. технология шелководства становится известна в Японии, а в VI веке — и в Византии. В Европу секрет шелководства попал намного позже — уже в эпоху Крестовых походов. Однако в Европе шелководство не получило широкого распространения. Здесь большей популярностью пользовался дешёвый хлопок. А в некоторых странах и вовсе — из-за эпидемий вымерли целые популяции шелкопрядов. Поэтому в эпоху Нового времени мировыми лидерами шелкопрядства стали Китай и Япония.