Ручной труд гантели в доу. Ручной труд в доу

В пособии представлены программа и методические рекомендации для организации работы по конструированию и ручному труду с детьми 2–7 лет. В каждой возрастной группе выделены задачи и содержание воспитательно-образовательной работы, раскрыта методика с учетом возрастных особенностей детей.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также преподавателям и студентам педагогических колледжей и вузов.

    Людмила Куцакова - Конструирование и ручной труд в детском саду - Программа и методические рекомендации - Для занятий с детьми 2–7 лет 1

Людмила Куцакова
Конструирование и ручной труд в детском саду
Программа и методические рекомендации
Для занятий с детьми 2–7 лет

Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду" под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой

Предисловие

Конструирование и ручной труд являются обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания.

В "Программе воспитания и обучения в детском саду" ставятся задачи постепенного формирования у детей с учетом их возрастных возможностей конструктивных навыков и умений; развития фантазии и воображения, творческого мышления; воспитания самостоятельности, активности, дружелюбия, любознательности, аккуратности, трудолюбия и других важных личностных качеств. Эти задачи решаются как на занятиях, так и при организации конструктивной деятельности в свободное время и в процессе игр. В каждой возрастной группе раскрываются психологические особенности детей, которые необходимо учитывать при организации методической работы; определяются виды конструирования в зависимости от используемого материала, дается содержание работы и подробные методические рекомендации по ее осуществлению.

Обеспечивая в процессе конструктивной деятельности всестороннее развитие детей, педагог формирует у них жизненно необходимые навыки и умения, раскрывает и развивает потенциальные возможности, организует работу так, чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Программа по конструированию и ручному труду

Первая младшая группа

Конструирование

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.). По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно со взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т.п.).

К концу года дети могут

Различать основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки,

используя большинство форм.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

Вторая младшая группа

Конструирование

Подводить детей к простейшему анализу созданных построек. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разных цветов. Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота). Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами – кубики и др.). Учить изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

Продолжать учить обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.

Приучать после игры аккуратно складывать детали в коробки.

К концу года дети могут

Знать, называть и правильно использовать детали строительного материала.

Располагать кирпичики, пластины вертикально.

Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.

Средняя группа

Конструирование

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг детского сада. На прогулках, в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть форму частей и расположение по отношению к самой большой части.

Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина). Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах – стены, вверху – перекрытие, крыша; в автомобиле – кабина, кузов и т.д.).

Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции ("Построй такой же домик, но высокий").

Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для создания и украшения построек.

Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому – окна, двери, трубу; к автобусу – колеса; к стулу – спинку).

Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т.д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

К концу года дети могут

Использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

Преобразовывать постройки в соответствии с заданием.

Сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад

комбинированного вида «Брусничка»

Педагогическая концепция

«Я мастер своего дела»

к районному конкурсу «Лучший педагог детского сада – 2009»

Тема: «Ручной труд в детском саду»

Воспитатель: И.В. Манина

г. Тарко-Сале

2009 год

ТЕМА: «РУЧНОЙ ТРУД В ДЕТСКОМ САДУ»

ЯНАО, Пуровский район,

Г. Тарко-Сале,

Ул. Сеноманская, 4

МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»

Воспитатель: Манина

Ирина Владимировна.

СУЩНОСТЬ ОПЫТА

Рука учит мозг – чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление.

Ручной труд полностью отвечает интересам детей, их особенностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью. Следовательно, благодаря ему, ребёнок особенно быстро совершенствуется в навыках и умениях, в умственном и эстетическом развитии.

Ребёнок – прирожденный творец, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в художественном труде, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои поделки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Работая над поделками, ребенок вынужден узнавать о них как можно больше – таким образом, развиваются познавательные интересы. А совместная деятельность детей представляет большие возможности для воспитания первоначальных навыков работы в коллективе.

Правильно организованный ручной труд дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к декоративному искусству, готовит к обучению в школе. Есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармоничного развития ребенка.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

«Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство».

В. Сухомлинский.

Известно: ребенку интересны не только игрушки и предметы быта, но и различные материалы, из которых можно что-то сделать. Он с удовольствием исследует, изучает их. Но этот спонтанный интерес может вскоре угаснуть. Только взрослый способен поддерживать его и научить творить.

В детских учреждениях ручной труд присутствует во всех программах, что не мало важно для развития детей. Практика показывает: дети, которые занимались ручным трудом, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом.

Ручной труд позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся совершенствования речи ребенка, интеллектуально и художественно-эстетического восприятия, физического совершенствования, обогащает опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребенка, формирует эмоциональный и речевой контакт со взрослыми, приучают к аккуратной работе за столом.

Ни с чем не сравнимо чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такие игрушки милы сердцу, с ними можно беседовать, бережно их охранять. О них хочется рассказывать другим.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ОПЫТА:

Важно максимально реализовать детскую способность, создать условия для свободной деятельности, чтобы дети могли выразить свои чувства, разбудить их фантазию. Детям необходимо общение в сотрудничестве со взрослыми, оно помогает им узнать мир. Нужно чаще хвалить его: положительная оценка со стороны взрослого придает уверенность, дает ощущение собственной компетенции, формирует фундамент творческой и счастливой взрослой жизни.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА:

В работе по ручному труду использованы:

Методы формирования навыков художественного труда Л.В. Куцаковой; О.В.

Дыбиной; А.В. Козлиной.

Пальчиковые игры и упражнения;

Русский фольклор, художественное слово, наблюдения в природе;

Метод использования поделок в театральной деятельности;

Метод рассказа-показа на занятиях, сочинения сказок.

НОВИЗНА:

Тесное взаимодействие воспитателя и ребенка.

Кружковая работа с детьми по ручному труду.

Встречи с родителями на семейном клубе «Очумелые ручки».

ПРОДУКТИВНОСТЬ:

Чтобы лучше отслеживать индивидуальные способности каждого ребенка в работе по ручному труду, ведутся диагностические карты, они позволяют судить, на что необходимо обратить внимание, выявить слабые и сильные стороны каждого воспитанника. Как видно из диаграммы на конец учебного года возрос средний и высокий уровень. Таких результатов нам удается достичь благодаря совместной работе детского сада и семьи.

УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОПЫТА:

Для применения опыта необходимо:

  1. Наличие методической литературы.
  2. Тесный контакт с родителями.
  3. Расширение своего кругозора через самообразование.
  4. Проведение выставок детских работ и совместных работ детей и родителей.
  5. Сотрудничество с музеями, Домом Детского творчества, библиотеками.
  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА

Создана организационно-методическая система развития творческой личности ребенка через ручной труд в условиях детского сада.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ:

  1. Направленность приемов и методов организации воспитательно-образовательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности детей;
  2. Организация работы с родителями;
  3. Самостоятельная художественная деятельность детей в свободное время от занятий время;
  4. Использование межпредметных связей;
  5. Кружковая работа.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И КОМПОНЕНТЫ:

Ручной труд – увлекательная творческая работа, которая объединяет детей, учит взаимопомощи, формирует умения, навыки, которые пригодятся в школе и во всей дальнейшей жизни. Работа по ручному труду формирует умение преодолевать трудности, планировать свою работу, доводить начатое дело до конца.

В процессе занятий по ручному труду открывается духовный потенциал ребенка, совершенствуются конструкторские навыки, умение экспериментировать.

Основными принципами являются: наглядность, систематичность, дифференцированность.

Использование разных поделок, в разных видах деятельности повышает активность детей.

4. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Так как ручной труд связан с другими видами деятельности необходимо его систематизировать на занятиях и в свободной деятельности детей.

Используя в работе различные инструменты, дети учатся технике безопасности. Учатся, как правильно пользоваться инструментами, как и где их хранить.

На занятиях по познавательному развитию, дети на своем опыте усваивают элементарные представления о свойствах и качествах различных материалов (материал превращается различным превращениям), делают самостоятельно свои выводы, эксперименты.

На занятиях по развитию речи театрализованной деятельности, используя свои поделки, дети учатся инсценировать и пересказывать произведения, придумывать свои сказки и рассказы.

На занятиях по изодеятельности создают индивидуальные и коллективные композиции, применяя также свои поделки.

Ручной труд развивает сенсорику у детей, мелкую моторику пальцев, дети легко усваивают ориентировку в пространстве: справа, слева, вверху, внизу, посередине и т.д.; качество предметов: цвет, форму, величину, твердость, что не мало важно знать на занятиях по математике.

С большим интересом и увлечением свои фигурки дети используют во время игр, особенно сюжетно-ролевых.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ребенок легко может перенести все знания, умения и навыки в свободную деятельность, это и является показателем его сформированности.

В младших группах необходимо создать разнообразную предметную среду.

Уже в средних группах нужно создать уголок для самостоятельной деятельности детей, имея свободный доступ к материалам.

В старших и подготовительных группах дети работают коллективно. В этом возрасте детям предоставляется право самостоятельного выбора, даётся возможность создать творческие работы, осуществлять свой замысел.

6. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

В работе использует как традиционное занятие, так и другие формы обучения, например:

1. Комплексные и интегрированные занятия.

2. Разработан краткосрочный проект «Наши руки не знают скуки». Тип проекта: познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный. Цель проекта: познакомить детей с разнообразием природного, бросового, подручного материала, используя самые разнообразные виды деятельности: театрализацию, игровую, экспериментирование, занятия; развивать свободную творческую личность ребенка.

Задачи проекта:

Формировать поисково-познавательный интерес к окружающему миру.

Развивать творческие способности актерского мастерства.

Развивать мелкую моторику рук и связанные с ней речевые структуры.

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс группы.

Воспитывать умение с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками поделки.

3. Метод: рассказ-показ. Во время занятия рассказывается какая-нибудь сказка, приключение и одновременно в игровой форме идёт объяснение

изготовления поделки.

7. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Один из важнейших компонентов воспитательной работы - это совместная работа педагога и родителей.

Все навыки и умения, приобретённые детьми на занятиях, находят применение в домашних условиях. Дома проходит закрепление всех знаний. С помощью консультаций, бесед, информаций в папках - передвижках проходит разъяснение о значении ручного труда в развитии детей. Привлекаем родителей к различным выставкам семейных поделок внутри сада и группы.

Организован семейный клуб «Очумелые ручки», цель которого: налаживание эмоционального контакта с родителями и детьми; обучать родителей различным приёмам ручного труда; эффективно готовить детей к школе.

8. КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Приобщение к ручному труду проходит не только на занятиях, но и в свободной от занятий деятельности, на занятиях в кружке «Пчёлка, который проводится 2 раза в неделю по специально разработанной модифицированной программе. Дети с желанием занимаются в кружке, так как они в любое время могут переключиться на другую деятельность.

Кружок посещают дети, которые особенно нуждаются:

В развитии мелкой моторики пальцев рук, в психотерапевтической

Помощи, так как такие занятия успокаивают (гиперактивные дети);

И способные дети, желающие заниматься трудом, творчеством.

«Ребёнок по своей природе пытливый исследователь открыватель мира, так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках ярких трепетных звуках, в сказках и игре, в собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце… ».

В.А. Сухомлинский


ART 15075 УДК 372.862:373.24

Епураш Валентина Николаевна,

воспитатель МБДОУ детский сад № 14, р. п. Мухен, Хабаровский край [email protected]

Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда

Аннотация. В работе отражены проблемы трудового воспитания, стоящие перед педагогами дошкольных учреждений: каким трудовым навыкам надо обучать детей, какие давать задания на занятиях и в свободное время и как обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Ключевые слова: ручной труд, организация педагогического процесса, дети дошкольного возраста.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что проблемы трудового воспитания неоднократно обсуждались в области на совещаниях педагогов дошкольных учреждений. Хотелось подчеркнуть, что в формировании целостной личности ребенка большое значение имеет целенаправленная, полезная трудовая деятельность. Необходимо создание благоприятных условий для развития трудовых навыков, умений и воспитания у детей интереса к труду.

Нельзя сказать, что воспитатели не стремятся разнообразить трудовую деятельность детей. Однако в трудовом воспитании не всегда есть система, последовательность в решении учебно-воспитательных задач.

Нужно отметить, что работа по ручному труду проводится эпизодически. Нет четкого представления о том, каким трудовым навыкам надо обучать, какие задания необходимо давать детям на занятиях и что они могут делать в свободное время, как при этом обеспечить одновременный контроль за разнообразной деятельностью всех детей и руководство ею.

Хотелось бы заострить внимание на развитии ручного труда детей дошкольного возраста с помощью природных материалов.

Объект исследования – ручной труд детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности организации педагогического процесса с развитием ручного труда детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить влияние развития ручного труда на организацию педагогического процесса у детей дошкольного возраста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить роль ручного труда в формировании личности ребенка.

2. Выявить особенности влияния природных материалов на развитие детей дошкольного возраста.

3. Определить процесс организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом.

4. На примерах показать, как развивать ручной труд детей дошкольного возраста.

5. Подчеркнуть роль совместной работы воспитателя и детей в формировании ручного труда.

Всестороннее развитие детей дошкольного возраста

в процессе работы с природным материалом

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отноше-

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

ния к ней и формирования первых трудовых навыков. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской: забавой, заполнением свободного времени или интересным делом?

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

С прогулки дети часто приносят желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Ручной труд способствует развитию сенсорики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Большое влияние труд с природным материалом оказывает на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Иногда малышу не удается сразу выполнить какую-либо работу: подобрать шишки нужной формы для создания ослика, плюски из желудей для шапочек или соединить части игрушки определенным способом. Под руководством взрослого ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно формируются такие качества, как настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца .

В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте дают возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

Нужно отметить, что труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четкой организованностью. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников детского сада дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста .

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

Как организовать работу по труду у детей дошкольного возраста

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности и др. Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя;

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремлённость, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого надо учитывать его возможности на начальном этапе организации работы в старшей группе, а также их дальнейшее расширение и изменение. Ребятам очень нравится разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, каждый хочет научиться делать такие игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то новое, свое. Всегда пользуются успехом в группе выставки детских работ: «Уголок Самоделкина», «Умелые руки», «Природа и мы»… Важно, чтобы дети понимали, что конечный результат зависит от работы каждого.

Сначала воспитатель активно вмешивается в процесс распределения обязанностей между детьми, показывает, как это делается. Чтобы мнение взрослого не было навязано детям, ему желательно включиться в совместное изготовление поделок и, как всем участникам коллективного труда, отвечать за какое-нибудь конкретное дело .

В дальнейшем детям предоставляется возможность самим распределять обязанности между участниками работы. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется успешнее, если они имеют возможность заниматься ею

и в других видах деятельности (различные семена, скорлупки орехов, мох, желуди, их чашечки).

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей.

Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа. Прежде чем приступить к ее созданию, с детьми проводятся экскурсии в природу (в лес, парк, к реке, прогулки по участку).

Беседуя с детьми, воспитатель побуждает их к наблюдениям, развивает образное восприятие, фантазию: в семенах, шишках, корягах ребята видят забавных человечков, животных, птиц, насекомых. Впечатление об увиденном на экскурсии закрепляет приобретенные знания. Затем можно перейти к изготовлению игрушек из природного материала .

Работу по изготовлению игрушек следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.

Для создания поделок на начальном этапе рекомендуется использовать только растительный материал. Прежде чем дети приступят к работе, им предлагают проанализировать готовую поделку. Воспитатель объясняет, как это делается. В ходе анализа рассматривают части, детали поделки, характерные особенности ее формы, цвета, размеров, использованный материал и возможности его замены другим. Игрушки лег-

~ 3 ~

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

кой конструкции требуют небольшого количества материала, а для соединения деталей во время анализа и работы используют пластилин. Если детали соединяются с помощью веточек, например голова ослика (желудь) с туловищем (другой желудь), делают отверстия шилом. Для этого нужен свежий материал, тогда наколы делаются легко, без усилий. На данном этапе все действия с шилом делает воспитатель. Когда дети научатся делать простые по конструкции игрушки (стрекоза, посуда, бабочка, уж, козлик, котёнок, птицы), им можно предлагать более сложные поделки, с большим количеством операций и большим разнообразием растительного материала .

Дошкольников продолжают учить анализировать будущую игрушку по ее рисунку, а затем рисунок заменяют контурным изображением поделки, так называемой моделью. С помощью модели дети выявляют характерные признаки и части игрушки, которую им предстоит сделать.

Когда дети научатся мастерить простые игрушки из растительного материала, им можно предложить более сложные поделки: оленя, вертолёт, павлина, собачку… Схема методики проведения занятий по изготовлению поделок из природного

материала примерно такова:

1. Вступительная беседа воспитателя о материале (например, о ракушках), с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность ракушки, обследовать форму, обратить внимание на цвет.

2. Сообщение темы и показ образца игрушки.

3. Анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Воспитатель корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом.

4. Изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимся необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий.

5. Анализ готовой игрушки, в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

6. Уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

Хотелось бы на примере нескольких поделок показать, как практически можно использовать материал.

Цели: формировать практические навыки работы с разнообразным природным материалом; при изготовлении игрушки учить соизмерять ее части; развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой; продолжать учить анализу процесса работы.

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, плоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей (кисточка), салфетка.

Ход работы. На столе воспитателя расположены готовые игрушки – бабочки разных размеров и цветов. Взрослый вместе с детьми определяют, какие части и детали бабочки сделаны из определенного природного материала, обсуждают возможные варианты его замены.

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

На следующем этапе детей продолжают учить анализировать последовательность изготовления игрушки: для туловища используют желудь, отделенный от шляпки; в качестве крыльев бабочки берут маленькие (для нижних) и большие (для верхних) листья любого дерева, что даст возможность сделать крылья бабочек различной формы и окраски. При этом важно научить детей соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Цели: продолжать учить детей использовать шиповник для изготовления разнообразных поделок, закреплять навыки работы с шилом, умение анализировать образец поделки и процесс ее выполнения; формировать устойчивый интерес к работе с природным материалом.

Материал и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, шило.

Ход работы. Воспитатель загадывает детям загадку о котенке, после этого приносит готовую игрушку и предлагает рассмотреть ее, выделить части, из которых она сделана. Затем показывает последовательность действий по изготовлению игрушки и просит запомнить ее. Для головы надо взять плод шиповника и насадить его на маленькую тонкую веточку или половинку спички, очищенной от серы. Шилом обвести глаза, усы сделать из сосновой хвои, а из острых чешуек еловой шишки – уши.

Для туловища котенка можно использовать два крупных плода шиповника, плотно соединив их друг с другом с помощью спички. Ноги и хвостик сделать из половинок спичек, концы которых покрасить черной краской: это подушечки лапок и кончик хвоста котенка.

При изготовлении этой игрушки шило используют минимально. Свежие плоды шиповника мягкие, и их легко накладывать на веточки или спички. Но если будут использоваться подсохшие плоды, то без шила не обойтись. Перед началом работы с шилом воспитатель напоминает детям правила техники безопасности: все операции с шилом производить на столе, при этом плод шиповника придерживать большим и указательным пальцами левой руки. Шило держать в правой руке и вводить его в плод медленно, не спеша, покачивая влево и вправо.

После анализа образца дети приступают к самостоятельному изготовлению игрушек, воспитатель контролирует работу каждого ребенка, помогает накладывать отверстия шилом.

Готовые игрушки он выставляет на свой стол, чтобы дети могли увидеть все работы, дать им оценку. В конце занятия оставшийся природный материал и инструменты убирают на место. Все вместе отмечают тех детей, кто бережно и экономно использовал материал.

Работа с природным материалом поможет ввести маленьких почемучек в мастерскую детского сада, где сохранен необычный запах застывшей природы: тонко пахнут смолой шишки елки, поблескивает своим солнечным светом солома, перламутром переливаются ракушки.

Каждый природный материал, который сейчас лежит в коробочках или на полках в природной мастерской, будит воспоминания ребенка о теплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса, или о неиссякаемом тепле и особом запахе степной пыли, смешанном с нежным запахом пшеницы в тех местах, откуда вы принесли солому.

Наша задача в том, чтобы дети не только увидели эту мастерскую, но, однажды войдя в нее, больше с ней не расставались. Как это сделать? Попытаться помочь

Епураш В. Н. Особенности организации педагогического процесса по развитию ручного труда // Концепт. – 2015. – № 03 (март). – ART 15075. – 0,4 п. л. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15075.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

ART 15075 УДК 372.862:373.24

оживить природу могут взрослые и детские ловкие руки, а также фантазия, которая поведет в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств – радость созидания, творчества.

1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 6. – С. 66–71.

2. Бабаева Т. И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.

3. Венгер Л. А. Как изменить готовность к школе // Дошкольное воспитание. – 1995. № 8. – С. 66–74.

4. Будницкая И. И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. – М., 1985.

5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2002.

Valentina Epurash,

Educational specialist of first qualifying category, kindergarten №14, Muhen, Khabarovsk

[email protected]

Features of pedagogical process organization for the development of manual labor

Abstract. The paper reflects the problems of labor education, which teachers of preschool institutions meet: what the necessary life skills for children are; what tasks children should do iat kindergarten and at home; how to provide simultaneous control and management of children activities.

Key words: manual labor, organization of pedagogical process, pre-school children.

1. Antonova, T., Volkova, E., Mishina, N. (1998) “Problemy i poisk sovremennyh form sotrudnichestva pedagogov detskogo sada s sem"ej rebenka”, Doshkol"noe vospitanie , № 6, pp. 66–71 (in Russian).

2. Babaeva, T. I. (1990) Sovershenstvovanie podgotovki detej k shkole v detskom sadu, Leningrad (in Russian).

3. Venger, L. A. (1995) “Kak izmenit" gotovnost" k shkole”, Doshkol"noe vospitanie , № 8, pp. 66–74 (in Russian).

4. Budnickaja, I. I. & Kataeva, A. A. (1985) Rebenok idet v shkolu , Moscow (in Russian).

5. Kozlova, S. A. & Kulikova, T. A. (2002) Doshkol"naja pedagogika , Moscow (in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

©Куцакова Л. В., 2007
©«Мозайка-Синтез», 2007

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

От автора

Самоделка. Какое хорошее слово!
Сам сделал своими руками! Смастерил игрушку, поделку, вещь, в которую вложили свой труд, фантазию, выдумку – такая работа дорогого стоит.
Это ли не радость, если ваш ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своего труда, если он все больше утверждается в своих возможностях, увереннее берется за изготовление новой самоделки.
А знаете ли вы, уважаемые педагоги, мамы, папы, бабушки и дедушки, к какой удивительной развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребенок?
Он активно получает знания, умения и навыки, которые станут его достоянием на всю жизнь. Малыш приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объем его новых представлений, умений, приобретаемых в учебе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребенка, способствует развитию технического мышления. Ребенок учится обдумывать и создавать схему будущей поделки, подбирать материал с учетом возможностей его использования, придумывать оформление, приемы изготовления. Он познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, выкройками, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он познает свойства самых различных материалов: бумаги, картона, ткани, природного, бросового материала.
С помощью такой работы, доступной ребенку, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится поделка, если ее переделать по-другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, цветовое решение, применить другой материал и т. д.
Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Малыш приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.
Уважаемые взрослые, помните о том, что развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, активность, стремление доставить своим трудом радость окружающим.
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинтересованность, успеваемость и сознательное стремление научиться, то заниматься им ребенку как говорят в народе: «Сам бог велел».
Развитие познавательных мотивов – это основа подготовки ребенка к школе, залог того, что малыш будет расти наблюдательным, любознательным, сообразительным, находчивым, усидчивым, активно-творческим и самостоятельным. Очень важно понять: ребенок не исполнитель, а творец. В этой книге мы предлагаем методику, отвечающую тенденциям и взглядам на проблему детского творчества, утвердившуюся в настоящее время в педагогике. Изготовление конкретной поделки не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребенка. Поэтому в книге показаны варианты изделий, раскрывается общий принцип и закономерность построения данного вида самоделок.
Основная задача взрослого состоит не в том, чтобы научить ребенка мастерить конкретного зайчика или котика (это, как известно, просто способствует формированию ручных умений и навыков при воспроизведении образца), а в том, чтобы дать обобщенные способы изготовления, усваивая которые ребенок сам смастерит множество поделок, проявляя при этом неистощимую фантазию и выдумку. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
Предлагаемая в данном пособии методика нацелена на обучение детей самостоятельному конструированию художественного образа, нахождению выразительных изобразительных средств для его передачи, развитию умения действовать с образом воображаемой ситуации, играть с ним. Методика предполагает такие формы преподнесения ребенку знаний и представлений, которые способны вызвать заинтересованность, зародить в его душе стремление к познанию, направить активность на анализ учебного материала, активизировать его пытливый ум.
Взрослым следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе над самоделкой. А главное – радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что скоро он научится мастерить лучше.
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы. Например, в одну коробку можно сложить разную бумагу и картон, в другую – всевозможный мелкий бросовый материал (коробочки, пластмассовые бутылочки; куски клеенки, поролона, синтепона; фантики, шпагат, проводка в оболочке и пр.), в третьей коробке можно хранить материалы для шитья, вышивания, плетения, вязания и изготовления поделок из ткани (лоскуты, обрезки тесьмы и лент, кружева, резинки, нитки разного качества, пуговицы и пр.), четвертую коробку можнозаполнить всевозможным природным материалом (шишки, желуди, каштаны, веточки, засушенные растения, ракушки, семена и пр.), а в пятую положить различные инструменты и материалы, необходимые для труда (линейки, шаблоны, выкройки, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, кисточки и пр.).
Мы надеемся, что эта полезная книга поможет вам в организации увлекательной работы с детьми, даст возможность творческого общения с ними и станет подарком для тех, кто любит творить и трудиться. Желаем успеха!

Игрушки из бумаги

Четвероногие друзья

Из бумажной полосы, сложенной пополам, можно смастерить любое животное (рис. 1). Предложите детям сделать собачку. Какую – пусть каждый ребенок решит сам. Собаки бывают разные: большие и маленькие, лохматые и гладкошерстные, декоративные и служебные… Может быть, у кого-то из малышей дома живет четвероногий друг – можно изобразить его. А можно сделать друга, о котором мечтает ребенок.


Для работы понадобятся плотная бумага, ножницы, клей, карандаш, ластик и фломастеры.
Объясните детям, как нужно сложить пополам полосу бумаги, сделать на ней разметку простым карандашом (туловище, лапы, хвост), нарисовать голову и шею собаки (по отдельности), раскрасить фломастерами, нарисовать пятнышки, шерсть, глаза, нос, а затем вырезать обе части и приклеить голову к туловищу. Когда дети научатся делать собачек, они без труда смастерят любых животных.

Зверюшки из конусов

Этого симпатичного медвежонка сделать нетрудно. Рассмотрите вместе с детьми изображение поделки, затем детали (рис. 2). Пусть дети сами догадаются, какие части фигурки можно сконструировать из этих деталей, сколько их понадобится.
Смастерите картонные шаблоны, которые дети будут накладывать на бумагу, обводить, а затем вырезать.
Посоветуйте начать конструировать поделку с изготовления конуса (рубашка), затем сделать голову. Не спешите объяснять и показывать способы крепления деталей – пусть дети сами догадаются, как это можно сделать.

Добрые звери

А вот очень добрые лисичка и тигренок – сидят, смотрят на нас и улыбаются (рис. 3). Рассмотрите с ребятами изображение поделки; им наверняка захочется сделать такие сувениры. Раскройте детям секрет изготовления таких игрушек: их мастерят из двух частей, чтобы с обеих сторон они получились цветными и могли сидеть на задних лапках.


Пусть каждый ребенок выберет игрушку для изготовления. Посоветуйте, какую лучше подобрать бумагу, как сложить ее пополам, наложить шаблон и вырезать сразу две детали, потом переднюю часть поделки оформить аппликацией. Объясните, что склеиваются только верхние части поделки до сгиба, с тем, чтобы можно было сложить игрушку по линии сгиба с двух сторон и затем посадить.

Забавная собачка

Какая забавная собачка, не правда ли?
Предложите ребятам смастерить таких собачек (или других зверюшек). Научите их пользоваться готовыми шаблонами (рис. 4). Объясните, как подобрать бумагу нужного цвета, сложить ее пополам, наложить шаблон так, чтобы спина животного совпала с линией сгиба, и обвести шаблон карандашом; затем вырезать заготовку и оформить по-своему (аппликацией или нарисовать мордочку фломастерами). Важно, чтобы образ получился выразительным.
Вот и все. Теперь можно посадить зверюшку. Для этого нужно сделать на игрушке сгибы, так, как показано на рисунке. Усвоив этот нехитрый способ изготовления, ребенок сможет придумать и сделать по такому принципу свои игрушки (бельчонка, енотика, козлика и др.).

Игрушки-складушки

Вот забавный зайчик (рис. 5). Его можно сделать из бумаги по предложенным выкройкам.
Туловище делают из тонкой бумаги. Дети вырезают по шаблонам 5–6 бумажных кружков, приклеивают их к картонным деталям, которые являются нижней и верхней частью туловища (эти детали дети могут вырезать сами по шаблонам из тонкого картона).
Склеивается поделка следующим образом: на детали, которая служит нижней частью игрушки, делают 5 мазков клеем (как показано на рисунке) и накладывают кружок, затем на этом кружке делают мазки между точками предыдущего приклеивания и накладывают следующий кружок, затем на этом кружке делают мазки в тех же местах, как и на первом кружке и т. д. Аналогично приклеивается нижняя часть поделки. После этого приклеивается голова поделки, которая делается их двух деталей, между которыми вклеивается петелька. Таким образом можно сделать любую зверюшку: лисичку, щенка, лягушонка, белочку и многих других забавных зверьков. Такие игрушки особенно хороши в качестве украшений на новогодней елке.

Пушистые птицы

Работу можно начать с организации коллективной деятельности, предложив детям сделать птицу. Затем вместе с ними рассмотреть ее, обращая внимание на то, какая она пушистая, красивая, обсуждая принцип ее изготовления (рис. 6).
Начинают работу с изготовления перышек: широкие бумажные полосы (10–12 см) нарезают на узкие полосы (3,5–4 см), затем складывают их вдоль пополам, вырезают перья и надрезают их так, как показано на рисунке. Можно вырезать сразу несколько перьев из бумаги, сложенной гармошкой.
Взрослый делает из плотной бумаги или тонкого картона конус (высота 20–25 см), срезает острую часть и, заклеивая его полосками бумаги, придает конусу округлую форму (голова птицы).
Затем к получившейся основе приклеивает перышки: сначала нижний ряд, потом следующий и далее до головы, чтобы вся поверхность конуса покрылась перьями. Остается вырезать три длинных пера (хвост и крылья) и два коротких (ушки), приклеить глаза, клюв, лапки – игрушка готова.


Если пофантазировать, то, используя этот прием, можно создать любых птиц: лебедя, цаплю, страуса, павлина, синицу, снегиря, пингвина, индюка, петуха с семьей и даже жар-птицу (не только из белой, но и из цветной бумаги). Размер поделок может быть любым – в зависимости от того, как игрушки будут использоваться (сувениры, елочные украшения, куклы для театрализованной деятельности и т. д.).

Вот так гармошечки!

Посмотрите, какие удивительные игрушки можно смастерить из бумаги, сложенной гармошкой. Эти поделки украсят новогоднюю елку и интерьер комнаты. А получить в подарок такой сувенир будет рад каждый!


Ребята любят мастерить такие игрушки, потому что они несложны в изготовлении. Детям нравится придумывать свои поделки, используя этот способ и украшать их по-своему вырезанными узорами. Научите ребят складывать бумажные полосы гармошкой (рис. 7 а ) и делать на них разные срезы, такие, как на предлагаемом рисунке (рис. 7б ) или другие.
Предложите детям развернуть полоски, полюбоваться ажурным узором, а потом сложить по-разному и веером, и в цилиндр. Из этих полос можно сделать фонарики. Если склеить части попарно, получится пятигранный фонарик. А можно склеить только две крайние части – получится оригинальный объемный фонарик. Очень красивы фонарики с подвесками (рис. 7 г ). Можно сделать гирлянду, соединив вместе несколько фонариков.
Хороши и белоснежные снежинки. Сделать их совсем не трудно. Нужно собрать гармошку и перетянуть ее посередине ниткой, а потом развернуть веером и склеить верхнюю и нижнюю части.


Можно сделать японский фонарик. Сначала складывается гармошка (складочки делаются узкими) и сгибается. Затем гармошку растягивают, сворачивают в цилиндр и склеивают крайние складочки. Вешать такие игрушки удобно на нити елочного дождя (их вклеивают в середину игрушки или делают петлю с помощью иголки с вдетой в нее нитью елочного дождя (поделку прошивают, иголку снимают и делают петлю)).
Чудесные бабочки получаются из гармошек. Для этого вырезают два овала (один большой, другой меньшего размера), складывают их, соединяют вместе и связывают в середине прочным фантиком, сложенным в жгутик.
Можно сделать ангела (рис. 8). Сначала склеивают бумажный конус. Потом вырезают круг и складывают его гармошкой (линии сгиба отходят от центра круга). Получившуюся деталь намазывают в середине клеем и надевают на конус. Затем делают крылья, складывая выкройку мелкими складочками; связывают ее посередине и с помощью клея ПВА приклеивают к спине ангела. Потом вырезают голову, рисуют фломастером черты лица и приклеивают к верхней части цилиндра.
Красивый новогодний сувенир можно сделать из гармошки, которая служит основой, подставкой для композиции. Предложите детям сложить из белой плотной бумаги гармошки и разложить их на столе, а потом вырезать любые фигурки и приклеить их к складкам ближе и дальше, создавая перспективу. Сюжет может быть любой. Если на верхних частях складочек сделать отверстия, то фигурки можно будет не приклеивать, а вставлять в эти отверстия. Получится миниатюрный настольный театр.

Игрушки из цилиндров

Кто не знает Карлсона – веселого озорника и выдумщика, доброго и милого друга детей, героя книги Астрид Линдгрен?
Вот он, маленький рыжий толстячок, наивный и смешной, болтунишка, хитрец и сластена! Детям он понятен и близок: в нем они видят самих себя. Если вы предложите ребятам смастерить забавного Карлсона, они с радостью согласятся. Делается это так (рис. 9).
На прямоугольный лист бумаги розового цвета (140 × 120 мм) наклейте детали, как показано на рисунке, затем склейте прямоугольник так, чтобы получился цилиндр. Руки и волосы нужно вырезать по контуру, обводя картонные шаблоны. Ступни ног и руки сделайте из прямоугольника (20 × 30 мм), сложенного пополам.
Но самое главное – пропеллер! Без него Карлсону никак не обойтись. Пропеллер должен вращаться. Научите детей делать его по принципу вертушки: разделите квадрат бумаги (40 × 40 мм) по диагонали, сделайте надрезы, как показано на рисунке, загните четыре угла к центру и приклейте. Чтобы углы держались прочнее, наклейте сверху кружок конфетти. Острые углы вертушки закруглите (трехлопастной пропеллер можно сделать и из круга диаметром 40 мм, если разделить его на три равных сегмента).


Крепится пропеллер так: отрезком проволоки (50 мм) в полихлорвиниловой оболочке проткните его в центре, закрутите проволоку по спирали с внешней стороны пропеллера, проткните игрушку другим концом проволоки в том месте, где должен быть укреплен пропеллер. Закрепите проволоку внутри цилиндра. После этого приклейте оставшиеся детали – поделка готова. С ней интересно играть, ее приятно подарить.
По аналогии можно изготовить Щелкунчика, Солдата, Моряка. Не спешите объяснять детям, как это делать. Предложите подумать и объяснить, как можно сделать игрушку, как сделать пилотку из прямоугольного листа (160 × 140 мм).
Помните: важно научить детей пользоваться чертежами и рисунками, доступными их пониманию.
А когда ребята научатся делать эти поделки, они будут придумывать и мастерить любые игрушки из бумажных цилиндров; смогут изготавливать персонажей к разным сказкам и показывать настоящий театр; будут делать сувениры, поделки, игрушки.

Превращай и удивляй!

Хотите, чтобы дети росли маленькими изобретателями, конструкторами, дизайнерами? Тогда почаще играйте с ними в «превращалки». Вот одна из таких игр – «Преврати модуль». Бумага, ножницы, клеящий карандаш – это все, что нужно для этой удивительной игры. Ну и, конечно, не обойтись без фантазии, выдумки, смекалки и большого желания удивить всех необычной, интересной, выразительной поделкой.
Склейте два бумажных цилиндра (большой и маленький) и приклейте маленький цилиндр к большому. Предложите детям рассмотреть получившийся модуль, пофантазировать: во что его можно превратить, если рассматривать то в одном, то в другом ракурсе? А если сделать на цилиндрах сгибы, надрезы, срезы, на что он станет похож? (Например, цилиндры можно надрезать с двух сторон узкими полосами и «завить» их, протягивая между концами ножниц и большими пальцами.) Пусть дети трансформируют модули, вырезают и приклеивают к ним бумажные элементы, превращают модули в разные игрушки, поделки (рис. 10).
По окончании работы устройте выставку, рассмотрите с детьми получившиеся изделия. Похвалите их фантазию, отметьте выдумку тех, кто особенно отличился (наверняка кто-то из ребят придумает такое, что сразу и не догадаешься, что получилось).

Игрушки из конусов и цилиндров

С помощью циркуля, трафаретов или шаблонов дети вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба и склеивают из полукругов конусы. Затем каждый конус превращают в зверюшку, птичку, человечка, приклеивая к нему соответствующие детали. Цилиндры склеивают из полос. При оформлении этих игрушек откажитесь от шаблонов, пусть дети сами вырежут и приклеят детали. Можно предложить ребятам рисунки-образцы подобных игрушек.
Не забывайте отметить в работе каждого ребенка творчество, выдумку, оригинальное решение.
Оформлять такие игрушки лучше способом аппликации, используя бумагу или ткань, кружево, тесьму, нитки, блестки, которые не осязательно пришивать, а можно просто приклеить на поделку. Научите ребят использовать клей по назначению: крахмальным клеем удобно склеивать и приклеивать бумагу, тонкие ткани; картон, бисер, тесьму приклеивают клеем ПВА.

Лесной музыкант

Посмотрите на забавного музыканта! Как лихо волк играет на гармошке.
Музыканта можно «оживить». Рассмотрите с детьми рисунок; пусть они догадаются, какие части у игрушки подвижные (рис. 11). Обратите внимание на нарисованные точки – это места крепления деталей к основе. Проткните две сложенные вместе детали шилом, возьмите проволоку в полихлорвиниловой оболочке длиной 6–7 см, проденьте ее в образовавшееся отверстие так, чтобы с обеих сторон остались концы, одинаковые по длине, и закрутите их. Покажите детям, как двигаются детали. Если к одной из них привязать нитку и дергать ее вверх, деталь будет подпрыгивать. Это и есть принцип игрушки-дергунчика.


Сделайте картонные шаблоны и предложите детям смастерить игрушку. При изготовлении волка обратите внимание на то, что гармошку необходимо сделать раздвигающейся, а лапы – приклеить к ней.
Оформите поделки аппликацией, а мелкие детали (мордочка, отделка одежды) прорисуйте фломастерами.
Таким же образом можно сделать других лесных музыкантов: лягушонка-скрипача, мышонка-барабанщика, зайца-балалаечника.

Волшебная шкатулка

Обычно для изготовления даже самой простой коробки необходимо сделать довольно сложную выкройку. А мы предлагаем смастерить коробку-шкатулку из… полоски! Шкатулка пригодится для упаковки сувенира, хранения мелких предметов, например счетного материала и т. п.
Такую шкатулку можно быстро разобрать и собрать. Из тонкого картона вырежьте полосу, сделайте на ней разметки, как показано на рисунке. Теперь внимательно посмотрите на чертеж, запомните порядок складывания и приступайте к сборке (рис. 12).
Чтобы поделка сохраняла форму, в конце сборки угол квадрата вставьте в образовавшийся кармашек. Коробку можно украсить аппликацией.


В зависимости от того, какие по ширине полоски вы будете использовать, у вас получатся разные по размеру шкатулки.
Можно сделать шкатулку в форме кубика или бруска, для этого разметки на полосках делают по-другому, а складывают поделки таким же способом.

Сумочки и коробочки

Сумочки и коробочки пригодятся и для игры, и для упаковки сувениров. Их можно повесить на елку, спрятав в них сюрпризы (конфеты, орехи и т. д.).
Дети накладывают выкройку на плотную бумагу, обводят ее, вырезают и склеивают (рис. 13). Сумочки и коробочки можно украсить узорами из цветной бумаги, конфетти, серпантина. Аппликацию удобнее наклеивать на развернутой заготовке.
Рассматривая с детьми чертежи, обратите их внимание на то, что некоторые сумочки склеивают с боковых сторон, а другие сумочки просто складывают.

Цветные узоры

Сувениры и другие поделки из бумаги, картона, коробок и т. д. оформляют аппликацией (рис. 14). Для аппликации используют цветную бумагу разной фактуры и оттенков, фольгу на бумажной основе, серпантин, конфетти.
Покажите детям способы вырезания из бумаги, сложенной гармошкой, нескольких одинаковых деталей. Рассмотрите с ними рисунки, предложите выбрать узор или придумать свой.
Поделки оформляют не только геометрическими узорами, но и изображениями различных предметов. Например, корзинки, коробки, салфетки, закладки и прочие изделия можно украсить предложенными узорами.

Незабудковая гжель

Гжель! Гжель! Гжель! Послушай, как звенит это мелодичное слово – будто бубенчик заливается развеселой песней. Гжель – это диковинные сине-голубые цветы, листья, травинки на белоснежной керамике. Кто хоть раз увидит это чудо, услышит удивительные песни Гжели, тот никогда ее не забудет. За это да за волшебные узоры из незабудок, называют гжель незабудковой.
Гжель – родина русской керамики – село, расположенное в 60 км от Москвы. Этот край в древние времена был богат гончарными белыми глинами, поэтому население всех окрестных деревень издавна занималось этим промыслом (впервые о Гжели упоминается в 1328 г. в Духовной грамоте князя Ивана Калиты). Изделия гжельских умельцев отличаются оригинальной, изящной формой, а узоры, выполненные всего одной краской, то едва заметным голубым цветом, то насыщенным темно-синим с переливом, превращают вазы, посуду, подсвечники, различные фигурки в сказочные, поющие. И идет слава о русских мастерах по всему миру. Гжель не может не взволновать детей своей красочностью, выдумкой, декоративностью и мастерством исполнения.
Рассматривайте с ребятами гжельские изделия. Любуйтесь их красотой, удивляйтесь мастерству народных умельцев и предлагайте конструировать разные изделия из бумаги по мотивам Гжели. Например, дети могут сделать чайник и украсить его гжельским узором (рис. 15).
Это занятие позволяет упражнять ребят в рисовании гжельских узоров, способствует развитию конструкторских способностей в процессе построения несложных выкроек и конструирования по ним изделий; развитию фантазии, творчества, изобретательства и ручных умений.

Данная книга является практическим пособием по организации работы с дошкольниками по художественному труду. В ней вы найдете множество полезных советов по обучению детей созданию поделок из самых разных материалов: бумаги, картона, ткани, ниток, природного, бросового материала и др.

Пособие отвечает новым подходам к организации детской творческой деятельности. Книга поможет развить у дошкольников художественный вкус, пробудить фантазию, преподнести малышам первые в их жизни уроки творческого труда, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству; развить воображение, творческое мышление и интеллектуальные способности; сформировать стремление мастерить своими руками, глядя на окружающий мир глазами художника, подарить счастье творчества и позволить каждому ребенку ощутить себя мастером и творцом.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям, гувернерам.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. Для занятий с детьми 4-7 лет" Куцакова Людмила Викторовна бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.