Развивающие коврики для детей своими. Развивающие коврики для новорожденных своими руками: что надо знать

Развивающий коврик появился в обиходе сравнительно недавно и уже завоевал широкую популярность: в уходе за ребенком и его воспитании в раннем возрасте он способен заменить целый набор вещей и в то же время практически не отнимает полезной площади жилья. Соответственно, цены на эти предметы явно завышены, поэтому желающих сделать развивающий коврик своими руками хоть отбавляй, тем более, что в домашних условиях это вполне возможно и не требует сколько-нибудь существенных затрат.

Однако, если просмотреть широко известные руководства по изготовлению развивающих ковриков, то они сводятся преимущественно к указаниям, какой брать материал, как кроить, вести строчку, набивать и т.п. А в остальном – что-то вроде «родители могут проявить свою фантазию и выразить индивидуальность». Свою? Но коврик-то должен помогать ребенку формировать личность, а у взрослых она уж такая, как есть. Потом, мама, скорее всего, шить уже умеет, раз смотрит сайты для рукодельниц, а не торговые каталоги. В данной публикации мы постараемся прежде всего дать читателям представление, какой развивающий коврик для детей в каком случае будет лучше и как его сделать исходя из особенностей детской психологии. Хотя и кройка с шитьем тоже не останутся в стороне.

Технологически большинство развивающих ковриков равноценны стеганому одеяльцу, хотя возможны и другие варианты исполнения, см. далее. Собственно развивающие элементы в нем – разного рода аппликации, карманы, клапаны, объемные мягкие накладки. Как свести все это в единое изделие, см. напр. мастер класс:

Видео-мастер класс: развивающий коврик своими руками


А мы попробуем разобраться, как придумать полезную для малыша и занимательную для него композицию. Точнее – каких рамок следует придерживаться, фантазируя о будущем самодельном развивающем коврике.

Примечание: при прочтении дальнейшего о композиции коврика в мастер-классе могут возникнуть вопросы, о чем мы еще поговорим.

От 0 до 7

Напомним вкратце основные стадии развития маленьких детей. Учтите только, что указанные возрастные границы условны; индивидуально они могут существенно различаться. Итак:

  • 0-6 мес. – несмышленыш. Ощущения почти полностью органические («внутренние», продиктованные состоянием организма). Формируются основы зрения: четкое видение (взгляд становится осмысленным), адаптация к освещенности. Обратная связь с внешним миром инстинктивная: крик, улыбка, нецеленаправленные движения.
  • 0,5-1 год – ползунок, учится распознавать информацию от органов чувств и распоряжаться ею, совершая пока еще неуверенные движения. Примерно от года ему уже пойдут на пользу развивающие игрушки и предметы, в т.ч. коврик, дающие тактильные и зрительные ощущения. Цветовое зрение еще несовершенно, синяя гамма воспринимается затемненной и с плохо различимыми тонкими оттенками, а красные и желтые тона – чрезмерно яркими, «полыхающими».
  • 1-3 года – ходунок, ребенок учится управлять конечностями и совершать целенаправленные движения. В зрении понемногу набирают «соку» синие тона и притухают теплые. Набирает точность «дальномер» бинокулярного зрения, но его геометрия пока искажена: предметы кажутся огромными, пухлыми. В возрасте 2-3 года ребенку нужен уже развивающий коврик с игровыми элементами. Появляется первая точная обратная связь с миром – речь.
  • 3-5 лет – важнейший «эволюционный скачок»: человек начинает мыслить, сопоставлять причины со следствиями, делать элементарные выводы о причинах происходящего и прогнозы на будущее исходя из анализа текущей обстановки. Моторика, органы чувств и речь совершенствуются, но отвлеченного мышления пока нет: мирок малыша – его вещи и ближайшие окрестности, а его центр – мама. Причинно-следственные связи осознаются простые непосредственные.
  • 5-7 лет – развивается образное мышление. Нормально развитый ребенок способен уже отслеживать 2-4 ступени причинно-следственных связей и, соответственно, совершать целенаправленные движения из стольких же фаз. Цветовое зрение – почти взрослое, и во всем прочем ребенок уже не малыш. Следуя правилу онтогенеза, это переход от первобытной дикости к цивилизации: ребенок уже понимает, что мир это не только то, что он непосредственно ощущает, а нечто огромное, но вполне познаваемое, преобразуемое и пригодное для использования. Коврик, может быть, еще сгодится, но для каких-то других целей: в развитии он свое дело сделал, в школу пора.

Примечание: правило, или принцип, онтогенеза в биологии гласит, что любой живой организм в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в какой-то степени повторяет биологическую историю своих эволюционных предков (филогенез). Правило это справедливо и для человека. Напр., у человеческого зародыша в начальных стадиях беременности на некоторое время появляются… жабры. Потом, еще в утробе матери, они исчезают и заменяются легкими.

А нужен ли он вообще?

Педагоги, педиатры и детские психологи пока не пришли к единому мнению, полезен ли безусловно ребенку развивающий коврик. Согласие есть лишь в одном: развивающий коврик для малышей благотворен, только если мать регулярно и как можно большую часть времени игровой активности ребенка занимается с ним или хотя бы внимательно присматривает. Иначе на коврике способен замкнуться весь мирок ребенка, и он может вырасти интравертом, или, еще хуже, аутистом, не умеющим органично вписаться в человеческое общество и адекватно реагировать на обстоятельства жизни. Попросту говоря: коврик маму не заменит, хотя облегчить ее заботы может значительно. Если же матушка бросит своего на коврике развиваться, как может, а сама завеется куда-то, то будет только хуже.

Какой нужен коврик

«Оторвали мишке лапу/Уронили мишку на пол/Все равно его не брошу/Потому, что он – хороший!» Всем известно, как крепко дети привязываются к любимым игрушкам. Основа этого эффекта непробиваемая: инстинкт самосохранения. Пропажа или порча привычной вещи, безопасность, надежность и польза от которой, с точки зрения маленького, проверены – сигнал о какой-то опасности. Тем более страшной, что неизвестной. Именно поэтому, а не потому, что перешивать придется, детский развивающий коврик крайне желательно делать так, чтобы он стал любимым от момента возникновения потребности в нем до его пенсионной поры – обращения в прикроватный или просто к коврик для игр. Возможна и реинкарнация, для будущих новых членов семьи. Тогда на развивающем коврике должно быть интересно играть с младшеньким и ребенку уже не маленькому.

Удачные образцы такого рода самодеятельного творчества представлены на фото. О материалах для них поговорим ниже, а пока обратим внимание на:

  1. Деталировка разнообразная, но не слишком мелкая и не очень крупная: мелочи ползунку не разглядеть как следует, а очень большие однородные поля ходунку если не покажутся явно угрожающими, то и симпатии не вызовут;
  2. Цветовая гамма не кричащая, яркие детали мелкие, чтобы и совсем крохе в сопоставлении с собой не показались большими. Элементы синих расцветок в композиции не доминируют;
  3. Для ползунковой стадии предусмотрено много деталей с разнообразными фактурами – есть все возможности оттачивать осязание;
  4. Ходункам они же дают возможность упражняться в счете. Пока еще не осознанно, но потом понять, что 1 не 2 и не 3 и что «много» можно считать сколько угодно, будет проще;
  5. Кармашки, клапаны, завязки, застежки – учимся точно двигать пальчиками;
  6. Для мыслительных стадий – зонирование, неявное слева и явное справа. Организуя порядок в своем мирке, приучаемся к нему и сами.

Примечание: еще до стадии предметного мышления можно (может быть, с помощью детского психолога) определить, каким будет темперамент ребенка. В некоторых случая это возможно и для новорожденных, напр. с помощью правил наследования темперамента. Для холериков и меланхоликов предпочтительно неявное зонирование, а для сангвиников и флегматиков – явное.

О материалах

Сделать развивающий коврик лучше всего из натуральных тканей, гипоаллергенность которых (неспособность вызывать аллергию) проверена: атласа (для гладкой, но не скользкой основы), фетра, бязи, байки, джинсовой ткани. Шерсть не годится, она аллерген. Слабый, для взрослых безопасный, но кожа детей куда чувствительнее. По той же причине (нежная кожа) не подходит шелк, он очень легко электризуется и блестит сильно поляризованным светом, см. далее.

Современные синтетические ткани для детских вещей не уступают натуральным, но – только и только с соотв. сертификатом от проверенных производителей. Если синтетика неясного происхождения вроде бы ничуть не хуже х/б, это еще ни о чем не говорит: она может быть изготовлена из дешевого пластика, полученного с применением токсичных катализаторов. Остатки катализатора из волокон ткани могут выделяться в количествах, обычным лабораторным анализом не улавливаемых, но при длительном воздействии вредных для детей.

Наполнителем лучше брать синтепон, он гипоаллергенен и практически не накапливает статическое электричество. Мебельный поролон марки от 35 не так хорош, в сухом помещении заметно электризуется. Отлично подошел бы самый обыкновенный ватин – но, увы, до первой стирки. Что касается ниток, то наилучший вариант – пропиленовые. Они прочны, стойки, не аллергенны. Сами по себе слегка электризуются, но, если весь коврик антистатический, накопления заряда на обнаруживается.

Чего не надо

Указанные выше правила построения композиции детского коврика дают широкий простор фантазии родителей, поэтому следует и очертить границы, переступать за которые нельзя. Совершенно недопустимо зеркало на развивающем коврике, поз. 1 на рис., чем, между прочим, грешит немало дорогих раскрученных в торговле изделий. Дело не в том, что ребенок может испугаться своего отражения, совсем нет. Дело в том, что отраженный от зеркала прямой свет (а как его избежать наверняка?) поляризован до 100%. Для неокрепшего зрительного аппарата это очень вредно; ставить зеркало настоятельно не рекомендуется и в детской для больших детей.

Примечание: объемные детали в данном образце просто случайность. От них худа не будет.

Следующая грубая ошибка – однообразные предметы для ощупывания, поз. 2. Тактильное чувство должно развиваться всесторонне, как и прочие. И на поз. 3 – слишком большое блестящее поле насыщенного синего. Чем оно плохо – см. выше.

Далее на рис. идут примеры ошибок уже мало-мальски простительных. На поз. 4 синее поле приглушено, на поз. 5 его площадь относительно невелика. На поз. 6 расположение холодного цвета вообще-то неудачно, сказывается т. наз. эффект доминирования верха, но бледно-голубой колер его существенно нивелирует. Здесь главная ошибка – слишком детальная и сложная композиция, рассчитанная уже на достаточно развитое образное мышление.

Примечание: совсем отказываться от синего в колористике развивающего коврика, конечно, тоже плохо. Ребенок должен учиться различать и его. Тут имеет смысл, кроме выбора мягких оттенков, согнать синеву в центр коврика, где она будет психологически нейтральна, см. напр. видео ниже.

Видео: развивающий коврик «Подводный мир»

Ошибочность коврика на поз. 7, надо полагать, ясна в свете вышеизложенного: это слишком мелкая и лишенная ясного смысла деталировка зон. Как понять эти узоры человеку, мыслящему категориями «бяка – больно», «мокро – бух»? Также и на поз. 8: коврик явно для девочки, но что тут к чему в каждом секторе? Если дети, в силу неразвитого еще образного мышления, прагматики, то девчонки прагматики вдвойне. И остаются в большинстве своем таковыми всю жизнь. Этот же огрех, неясного смысла, на поз.8: зоны подходящего размера, явно выражены, но, чисто детский вопрос: а зачем здесь что? Сумеете объяснить своему?

Правильные коврики

Коврики для девочек

Деталировка развивающего коврика для девочки может быть достаточно подробной, как, напр. в мастер-классе в начале. Но при условии, что вся композиция семантически прозрачна и ориентирована в определенном направлении. Если же круг интересов дочурки пока неясен, то зоны нужно делать крупнее, четко выраженными, а с деталями в них также не мельчить, слева на рис. Девочки вообще предпочитают круглые коврики; круг интересов для будущей хозяйки не отвлеченное понятие. Интересов для успешного ведения хозяйства требуется много разных, и в таком случае зонировать круглый коврик нужно секторами, в центре. Если же коврик прямоугольный, то в середине обязательно должно быть свободное место для повелительницы этого мирка, справа; у женщин стремление к автаркии остается на всю жизнь.

Другие спецковрики

Для ребенка-непоседы, которого так и тянет куда не надо бы, хорошо подойдет коврик с мягким барьером, слева на рис. Большой детский ковер можно дополнить отдельным барьером, в центре.Он не обязательно должен быть с наполнителем, подойдет и совсем низкий барьер из помпонов. Как сшить детский коврик из помпонов, см. ролик вниз раздела, но таким же образом можно сделать бордюр на любом развивающем коврике.

Детские развивающие коврики со специальными возможностями

Мягкий барьер и психологически мягок, в отличие от ограждения детского манежа, и удерживает ребенка в его законной оперативной зоне ненавязчиво. Вдруг чадо любимое вознамерится натворить шкоды на стороне, в его головешке мелькнет нечто вроде: «Э-э-э… М-м-м… Исходя из анализа совокупности действующих факторов, путем тривиальных умозаключений приходим к выводу, что, в принципе, несанкционированная деятельность объективно возможна, да только весьма вероятно – мама заругает».

Для девочек очень-очень хозяйственных, в хорошем смысле слова, подойдет коврик с большими глубокими карманами и клапанами, справа на рис. Быть копушей для той же будущей хозяйки и домоправительницы не такой уж грех; в жизни может пригодиться так же, как храбрость для мальчишки.

Видео: коврик из помпонов для ребенка своими руками

Об автоковриках

Развивающие автоковрики преимущественно мальчишеские, хотя в современной жизни знание ПДД и умение управлять автотранспортом необходимы всем. Поэтому узкая специализация коврика на дорожном трафике не может считаться его недостатком. В конце концов, где сказано, что любимой игрушкой должна быть только одна? Или что к автоковрику нельзя сшить еще один, общеразвивающий?

Если ребенок играет с машинками на коврике сызмальства в одиночку, делать его желательно несколько стилизованным, детализированным и фактурированным, как описано выше, слева на рис. Если же его дисциплину вождения контролирует инспектор ГИБДД в виде старшего брата, деталировка допустима более подробная и приближенная к реальности, в центре. Но в любом случае ставить светофор у каждого перехода-зебры, или оставлять все зебры без светофоров, не надо. Лучше всего изобразить светофоры у 1-2 переходов, справа там же, чтобы усвоил: зебра она и в Африке зебра, со светофором или без.

Коврики с дугами

Развивающие коврики с дугами более чем заменяют детский манеж, не предъявляя в то же время явных запретов в виде его ограждения:

  • Виртуально, но недвусмысленно определяют собственное пространство ребенка, не создавая в то же время физически непреодолимых препон; это способствует развитию самодисциплины с самого раннего возраста.
  • За дуги и подвешенные к ним игрушки куда способнее хвататься, учась ходить, чем за барьер манежа.
  • На коврике с дугами для ребенка вероятность шлепнуться с размаху навзничь (чего, между прочим, манеж не предотвращает) минимальна.
  • Будучи уже вполне квалифицированным ходунком, с помощью тех же игрушек удобно делать потягушечки-порастушечки, поз. 1 на рис.

Дуги для самодельного детского развивающего коврика можно сделать по-разному. Наиболее прочные и недорогие получаются из пластикового гимнастического обруча, обтянутого синтепоном и обшитого тканью. Нужно только решить, как сделать их складными, чтобы по миновании надобности убирать и прятать.

В промышленных изделиях такого рода дуги часто ставят накрест и снабжают скрытым шарниром, поз. 2. Сделать его своими руками, учитывая мягкую обшивку дуг, сложно, а обвязывать перекрестье шнуром (поз. 3) или бантом – ненадежно.

Проще всего будет сделать дуги касательными и стык туго стянуть тесьмой или резинкой, поз. 4 и 5. Если ноги дуг соединить полосой фанеры толщиной 3-4 мм, то шатер из них получится не менее прочным и удобным для сборки-разборки, чем шарнирный. Соединяются ноги дуг фанеркой тоже несложно: в их концы загоняют деревянные пробки, а полосу-стяжку прикрепляют к ним с испода саморезами. Далее видимые деревянные детали ошкуриваются и красятся.

В стесненных жилищных условиях или, скажем, при долговременном выезде всей семьей на дачу, может пригодиться развивающий коврик-кроватка и одной дугой. В таком случае ее ноги ставят в нашитые снаружи на боковинах карманы. Для сна ребенку, чтобы рельеф коврика не давил, кладут матрац.

О фигурках для коврика

Фигурки для развивающего коврика, как уже сказано, шьют. Выкройки нескольких видов даны на рис. Дерево, слева вверху – простая аппликация. Указанные детали нашиваются на зеленый лоскут в виде кроны. А вот столь любимый маленькими бегемотик это уже что-то вроде текстильной камеи: он 3-слойный из одинаковых по форме лоскутов разных цветов. В последующих, снизу вверх, лоскутах, прорезаются окна, через которые проглядывает предыдущий или нижний слой. Фигурки из набора справа выполняются в той или другой технике.

Чтобы помочь малышу освоить первые навыки мелкой моторики можно приобрести развивающий коврик. Покупка эта довольно серьезная и ответственная. Ведь это первая развивающая игрушка, которая поведет малыша во «взрослую» жизнь. Не всегда предлагаемый производителями товар соответствует требованиям родителей, а иногда цена товара кусается.

А так хочется помочь крохе в его первых начинаниях. Поэтому, предлагаю вооружиться иголками, нитками, всевозможными лоскутками, пуговицами, змейками и прочими интересными разностями и самим начать делать коврик для крохи.

Детский развивающий коврик, сделанный своими руками

Для начала работы определяемся с основой для коврика. В нашем случае взято сентипоновое одеяльце и обычный детский пододеяльник для него.

На пододеяльник по кругу пришивались тематические лоскутки — картинки. Их мы и рассмотрим детальней.

Голубая основа, на ней солнышко, облачка, тучка и птички. Солнышко связано крючком и обшито блестками, У солнышка лучики косички, завязанные красными бантиками из ленточки, они расплетаются.

Облачка мягонькие, они из пеленки. Птички вырезаны, как и все последующие животные, из ползунков и пришиты с шуршащей бумагой внутри. Когда малыш будет их трогать, они будут шуршать, вызывая интерес. Одна из птичек «летает» на ленточке и прячется в домик.

Тучка из махровой ткани, отличается от облаков на ощупь, со змейкой, при открытии из тучки идет дождик из ниток.

Шелковый материал со звездами, символизирует ночное небо, на котором медвежата перекидывают друг другу звезду на шлейке. Внизу мишка катится на луне. Сбоку птичка спряталась под джинсовым лоскутком с цветочком.


Дворец, вырезанный из старого верблюжьего одеяла. В нем открываются окна и двери. За дверями мишка, в окнах пчелки.

Зайчик изначально был на пододеяльнике. Сверху пришит обычный карман и прицеплена ручка от пакета в каких продаются одеяла. Крепится карман к пододеяльнику липучкой.

Цветочная поляна, в центре шелковый цветок. В листьях цветка прячутся пчелки. Две пчелки пришиты на резинках и прячутся в домиках-кармашках.

По всей длине пододеяльника к шву пришит шарф. На нем паровозик, за рулем белочка, вагончики кармашки, по краям шарфа станции с животными. Станции расшиты бусинками разных размеров.

Красный домик со змейкой-дверкой. В нем живут зверюшки. На крыше спрятались кот и птичка, во дворе растет дерево и живет собака, которая сидит в будке с открывающейся дверцей. В траве спрятались букашки.

На черной ткани пришиты развивающие головоломки. В центре шнуровка под ней заклепка. Сверху карман из жгутиков, в нем сидит змея на ленте. Сбоку в карманчике прячется привязанный заяц.

К пододеяльнику пришит кошелек с липучкой, застежкой и множеством разных кармашков.

В углу аквариум, в нем дельфин из поролона, рак – открывалка для бутылок и краб с брелочка. Много камушков и ракушек. Чтоб обезопасить ребенка, мелкие детали спрятаны под толстой клеенкой и обшиты белой лентой.

Обычные кольца с карниза на ленте.

Игрушка панда крепится к краю резинками. Обычная картонная основа из под кухонной фольги, сверху надето два детских носка со звенящими пандами. Носки сшиты между собой.

По краю на змейке цветные треугольники. Они с разными наполнителями: фасоль, бумага, вата, шуршащий кулек, нитки, кусочки поролона.

Если у родителей есть фантазия и усидчивость, можно без особого труда сшить великолепную развивающую игрушку для ребенка, учитывая свои пожелания и возможности. При этом вложить туда свою любовь и душу.

Родители стремятся развить своего малыша с самого рождения. Они приобретают огромное количество игрушек, помогающих крохе познавать мир. Детский развивающий коврик входит в список полезных приспособлений для ребенка. Он продается в детском магазине, но большинство хотят соорудить его своими руками. И сделать это довольно просто.

Детский развивающий коврик

Детский развивающий коврик

Развивающий коврик представляет собой полотно, которое выполняется из ткани или связано с использованием пряжи. Дополняется яркими аппликациями и различными подвижными элементами, с которыми малыш сможет играть. Иногда коврик оснащен каркасом, к которому подвешиваются игрушки. Используется с момента появления на свет, что позволяет начинать развитие ребенка с 0 лет и старше.

Среди функций детского развивающего коврика отмечаются следующие:

  1. Помощь в концентрации внимания ребенка на предметах. Улучшение координации, тренировка мелкой моторики рук благодаря постоянному перебиранию закрепленных элементов.
  2. Развитие умственных способностей и тренировка логического мышления заданиями в игровом формате.
  3. Обучение и запоминание разных геометрических фигур, их различий по формам и параметрам.
  4. Обучение в распознавании цветов и оттенков, тренировка памяти.
  5. Развитие воображения.
  6. Обучение азбуке и счету.

Детский коврик с паровозом
Светлый развивающий коврик для ребенка с овечками

У новорожденного малыша мозг развит не полностью. В начале жизненного пути нервные связи начинают активнее всего развиваться. Положительное воздействие на это оказывает обстановка, которая окружает ребенка. Большое значение имеет насколько часто и эффективно занимаются с новорожденным.

Развивающий коврик является одной из наиболее полезных игрушек. Сочетает в себе платформу не только для игры, но и развития ребенка. Когда кроха научиться сидеть самостоятельно, уже не понадобится задействование посторонних, и он будет играть один, без мамы.


Яркий
Развивающий коврик для ребенка

Преимущества коврика, изготовленного своими руками

Среди плюсов сооружения развивающего коврика своими руками можно отметить следующие факторы:

  1. При самостоятельном изготовлении предмета, вы сможете вложить в проект свою душу, заботу, сделать с любовью.
  2. Материал выбирается вами лично. В этом случае вы точно будете уверены в составе игрушки.
  3. Можно сделать коврик требуемого размера и формы, а не подстраиваться под уже готовый вариант.
  4. Вы получите массу удовольствия. Можно воплотить собственные идеи, включив фантазию и реализовать творческие идеи.
  5. Развивающие элементы и остальные декорации подбираются вами самостоятельно. Можно воплотить собственную идею, украсив по-особенному или повторить уже существующие дизайны.
  6. Изделие получится оригинальным, единственным в своем роде и полностью сможет соответствовать потребностям вашего малыша.

Коврик для ребенка
Развивающий коврик для ребенка

Определяемся с дизайном и конструкцией

Окончательная модель будет зависеть от многих факторов. В первую очередь имеет значение пол ребенка и круг интересов. Девочки больше предпочитают коврики круглой формы. Необходимо разделить их на крупные зоны, которые должны быть четко выраженными. Детали на игрушке не делайте слишком мелкими.

Мальчикам подходит отдельный вид – это автоковрики. И на нем все должно быть как в реальной жизни, светофоры, зебры и прочее. Если кроха предпочитает играть один, можно оформить полотно более детально и стилизовано. Если он предпочитает использовать конструкцию в компании с кем-то, например братом, тогда изобразить все рекомендуется более приближенно к реальной дороге.


Развивающий коврик для ребенка
Красивый большой коврик с именем ребенка

Если карапузу сложно усидеть на месте, то изделие дополняется мягким барьером. Не обязательно сооружать его массивным и высоким. Поместите конструкцию барьера в центре. Это поможет удержать малыша на коврике для развития. Мягкий барьер предпочтительнее, чем детский манеж в психологическом плане. Он помогает ненавязчиво удерживать ребенка в игровой зоне.

Существуют модели, оснащенные специальными дугами. Их можно изготовить своими руками. Такой коврик сможет заменить детский манеж и не иметь навязчивого ограждения. Он поможет ребенку развить самодисциплину и не создаст непреодолимых в физическом плане преград. Развивающий коврик с дугами не даст возможности малютке упасть навзничь, в отличие от манежа.


Детский развивающий коврик с различными рисунками
Детский развивающий коврик

Необходимые материалы

Чтобы соорудить развивающий коврик запаситесь следующими материалами.

  1. Основа. Для нее подойдет поролон или детское одеяло. Можно выбрать мягкую ткань, но она обязательно должна быть плотной.
  2. Материал, которым будет обтянуто полотно. Из него же изготавливаются элементы декора. Остановите выбор на вариантах из натуральных тканей. Карапуз будет довольно большое количество времени проводить с этой игрушкой, и она не должна спровоцировать появления высыпаний и раздражения. Цвета можно выбирать любые. От слишком ярких, неоновых оттенков рекомендуется отказаться. Они не оказывают положительного влияния и быстро начнут раздражать малыша.
  3. Сопутствующие элементы. В качестве них можно взять пуговицы различной величины и цветов, нитки всевозможных оттенков, цветные молнии. Пригодятся веревки, тесьма, резинки, липучки и прочие детали, требуемые, чтобы украсить.

Детский развивающий коврик с домиком
Детский коврик с рисунком

Необходимые инструменты

Чтобы соорудить развивающий коврик воспользуйтесь следующими инструментами:

  1. ножницы;
  2. иголки;
  3. подходящие по цвету нитки;
  4. швейная машинка.

Инструментов требуется мало, намного больше необходимо материала. Сам процесс довольно легкий и простой.


Детский коврик с домиком


Процесс изготовления: пошаговая инструкция

Поможет в изготовлении несложная схема. На бумаге нарисуйте, как будет выглядеть будущая игрушка, ее форма, размер, прорисуйте дополнительные детали. Это сделает работу более быстрой и простой. Изготавливая игровой аксессуар, придерживайтесь инструкции.



Детский коврик с мышкой

Подготовка основания.

При помощи ножниц из основной ткани вырежьте полотнище в соответствии с избранными параметрами. То же самое стоит проделать с будущей подкладкой и синтепоном. Полученные элементы располагаются с три слоя таким образом, чтобы синтепон оказался посередине. Используя нитки и иголку, соедините части в одну целую основу. Края обрабатываются оверлоком. Для этого можно взять окантовку или просто подогнуть их.


Детский коврик с дорогой и речкой
Детский развивающий коврик с рыбками

Сооружение игрового поля.

Когда основа будет закончена, именно на ней начинают воссоздавать игровое поле. Уже отмечалось, что перед началом работ следует сделать эскиз того, как изделие будет выглядеть в будущем. Разместить в этой области можно любые предметы, клумбу с цветами, лес, речку, дорогу по которой будут ездить машины и прочее. Включите фантазию и помните про увлечения и интересы ребенка. Из ткани следует вырезать фигуры нужного цвета и размера. После изготовления их крепят к основе. Сначала пришейте все вручную, затем воспользуйтесь швейной машинкой. Некоторые детали можно прикрепить к основе при помощи мягкого клеевого состава - флизелина. С ним легче и удобнее работать.


Детский коврик для игр и развития

Сооружение игровых частей.

Этот этап работы наиболее трудоемкий. В качестве деталей для игры могут выступать цветы, грибочки, птички, замки из сказок и прочее. Мальчику можно соорудить кораблики, машинки или самолеты. После изготовления игровых частей их можно закрепить, используя шнурки или ленточки, прикрепляемые на кнопки или липучки. Благодаря этому они станут подвижными. Их можно просто пришить. Для придания объема следует наполнять их синтепоном.


Яркий детский развивающий коврик

Закрепление объектов.

Подготовленные части расположите на основании так, как нарисовано в эскизе. Каждую композицию необходимо полностью завершить. Расставьте объекты в нужных местах, надежно закрепите их. Затем обязательно нужно проверить, насколько прочно все закреплено, чтобы во время игры ничего не отвалилось, или кроха о не оторвал что-нибудь.


Детский коврик

Завершающий этап – декорирование

Уже отмечалось, что в качестве декора можно соорудить разнообразные фигуры из ткани или другого сырья. Смастерите кораблик, который сможет продвигаться по специальному закрепленному шнурку. Если на полотне размещен домик, соорудите окна и двери, которые будут открываться, чтобы сказочные персонажи могли зайти внутрь.

Для маленьких объектов изготавливают карманы, закрываемые на молнию. Пуговицы на шнурке или небольшие бусинки станут отличным дополнением. Важно, чтобы они были разного цвета, и ребенку можно было их двигать.


Детский коврик с рисунками
Детский развивающий коврик

Помимо домиков и машинок, можно изготавливать различных животных. Если вы решили разместить на полотне озеро, сделайте его из полиэтилена. Он обязательно должен быть прозрачным. Можно заменить органзой. Под полиэтиленом разместите рыбок. Для сооружения самого озера используйте ворсистую ткань подходящего оттенка. Развивающий коврик, который вы изготовите своими руками, сможет отразить ваши задумки и фантазии, а крохе доставит большую порцию положительных эмоций, веселья и радости. Особенно если станет отражением интересов и увлечений малютки. Игра и развитие будут проходить одновременно.

Многие родители считают такой аксессуар весьма полезным. К тому же, пока карапуз возится с яркими частями полотна, у мамы и папы есть время заняться домашними делами.

Видео: Как выбрать развивающий коврик для детей

50 фото идей развивающих ковриков для детей:

Когда в семье появляется такое маленькое чудо как ребенок, молодые родители начинают задумываться о том, как обеспечить правильное физическое, эмоциональное и умственное развитие малыша. Столкнувшись с такой задачей, начинаются нелегкие походы по детским магазинам в поисках верного решения.

В наше время современная индустрия по производству дидактических игр, пособий и игрушек для детей разных возрастов не только находится на высоком уровне, но и продолжает стремительно набирать обороты. В частности, на сегодняшний момент немалым спросом пользуется такой универсальный товар, как развивающие коврики для детей - их можно легко сделать самостоятельно.

Один из мастер-классов по изготовлению небольшого круглого коврика вы можете увидеть ниже.

Назначение

Детский коврик – это своеобразное первое дидактическое пособие для малышей и родителей. При разработке такого изделия, главной идеей являлось размещение на красочном и ярком полотне разного размера всевозможных развивающих элементов: тканей разных фактур и цветов, музыкальных деталей, погремушек, грызунков и т.д.

Целью такого атрибута является развитие слуха, двигательной активности, познавательной сферы и сенсомоторных навыков крохи. С помощью таких ковриков ребенок в процессе игры учится дотягиваться до игрушек, ползать, сидеть, ходить, различать цвета и формы.



Важно, чтобы коврик соответствовал следующим требованиям:

  • Материалы должны быть качественными. Это требование относится не только к ткани, но и к комплектующим элементам, дабы избежать аллергической реакции у малыша.
  • Целостность материалов, т.е. отсутствие различного рода повреждений, трещин, сколов, некачественно выполненных швов и т.д.
  • Качество сборки изделия надлежит быть высоким. Декоративные элементы и различная фурнитура не должны болтаться, а должны быть прочно пришиты и прикреплены.
  • Универсальность полотна. Так как малыши достаточно быстро растут, возникнет необходимость в усовершенствовании данного детского аксессуара. Стоит обратить внимание на то, возможно ли при необходимости менять и дополнять развивающие детали и игрушки на приобретаемом коврике. К примеру, если такой развивающий товар шьется для новорожденных детей, малышей до 3 месяцев и планируется использоваться в дальнейшем, идеальным выбором будут модели с раскладывающимися мягкими бортами и прочными навесными дугами, к которым и может крепиться различный дидактический материал. Наличие в данном изделии дуг и откидных бортиков дает возможность модернизировать и увеличивать игровую площадь.





  • Возрастные особенности ребенка. Не стоит шить младенцу переполненное музыкальными и электронными элементами полотно, а также делать коврики-паззлы. Малыши такого возраста только начинают свое знакомство с окружающей средой и не способны логически думать и устанавливать причинно-следственные связи.
  • Разнообразие комплектующего материала. Чем больше шумящих, шуршащих, звенящих, сенсомоторных, движущихся, интерактивных, зеркальных, светящихся и т.д. элементов, различных по фактуре, цвету, размеру и форме – тем быстрее и легче ребенок заинтересуется игрой. Такое полотно не только развивает малыша, но и развлекает его, когда родители заняты и не могут на какое-то время уделить ему внимание.
  • Мобильность. Возможность при желании легко сложить и транспортировать данное изделие.
  • Все элементы детского развивающего коврика должны легко сниматься и отстегиваться, особенно музыкальные и электронные. Это необходимо учитывать, так как полотно временами будет нуждаться в стирке.

Поиски товара, который бы соответствовал всем вышеизложенным требованиям, могут привести родителей к такому результату, где цена на такой детский атрибут будет достаточно высокой. Прекрасный выход из данной ситуации – сделать такой развивающий центр самостоятельно.





Процесс пошива своими руками

Без сомнения, достаточно очевидна и ясна польза от такого изделия для развития малыша. Поэтому, если выбор сделан в пользу самодельного центра, следует немного потрудиться, запастись терпением и фантазией. А для начала надо подумать и решить, как будет выглядеть коврик и какой вариант выбрать для его изготовления, чтобы в результате получился оригинальный атрибут, наполненный родительской любовью, заботой и теплотой.

Для того, чтобы не допустить ошибок в работе по созданию полотна и не навредить малышу, важно учитывать следующие моменты:

Во-первых, присутствие зеркал на коврике недопустимо. Это опасно не только тем, что зеркало может разбиться или его часть может отколоться, но и вредно для зрения малыша, поскольку отражаясь от зеркальной поверхности, свет поляризуется на 100%.


  1. Предметы для мелкой моторики пальцев рук не должны быть однообразны. Ребенок быстро потеряет интерес к данной игровой деятельности. Необходимо чередовать различные на ощупь фактуры. Это нужно и для того, чтобы всесторонне развивать тактильные ощущения крохи.
  2. Для основы полотна не стоит выбирать насыщенные однотонные ткани с глянцевым эффектом. Глаза малыша быстро устанут и увлечение игрой пропадет.
  3. При декорировании изделия важно учитывать уровень развития крохи. Не стоит слишком детализировать и усложнять композицию. Лучше оставить немного свободного пространства для дальнейшего внесения желаемых изменений.
  4. Использовать в изготовлении данного детского атрибута тканей как холодных, так и теплых оттенков. Цвета должны быть яркие, но не кричащие.
  5. Важно продумать и то, на какие зоны будет разделено полотно. Подобрать декорированные элементы таким образом, чтобы они уместно смотрелись и отражали идею задуманного.



Выбираем модель

Вариаций детских развивающих полотен достаточно много. Ориентируясь на понравившуюся модель, гораздо легче будет спроектировать свою, сделав ее более совершенной и индивидуальной.


Развивающие мини-площадки можно классифицировать следующим образом.

По возрасту ребенка

  • Для новорожденных. Полотно мягкое, яркое. Обязательно наличие бортиков и дуг. Игрушки расположены так, чтобы малыш мог до них дотянуться. Используются дополнительные элементы в виде мягких шнурков, полосок ткани разного материала, гремящих и шуршащих игрушек. Часто такие коврики выпускаются по типу «трансформеры». При желании они достаточно легко складываются, могут перевоплощаться в сумку для игрушек или люльку.
  • Для крох от 6 месяцев до 1 года. Чаще всего это коврики с музыкальной атрибутикой. Малыш в это время учится сидеть, ползать и ходить. Пространства для игровой деятельности должно быть много. Ребенку становиться удобней и интересней играть на полу. Исходя из этого, развивающее полотно шьется с поролоновой или синтепоновой вставкой. Низ такого изделия – клеенчатый. Это помогает в чистке его от возможных загрязнений.
  • Для малышей от 1 года. Для детей данного возраста выбор можно сделать в пользу двустороннего полотна. Если возникнет желание сменить поле деятельности для игры, просто следует перевернуть изделие. Ребенку – годовичку интересны так же будут музыкальные или электронные коврики, так как кроха стремительно развивает свои слуховые навыки и танцевальные движения.
  • Для детей от 2 лет. В это время у малыша развитие речи набирает обороты. Предметно - дидактическая среда игрового поля должна стимулировать кроху активизировать словарный запас по темам: размер, первые цвета, животные и звуки, которые они издают. На этот возраст приходится становление сюжетно – ролевой игры. Идеальным будет выбор развивающего атрибута в виде игровых домиков и дорожек – лабиринтов;
  • Для ребят от 3 лет. В этом возрасте дети учатся устанавливать причинно-следственные связи. Основной вид деятельности – сюжетно–ролевая игра. Малыши учатся находить новое применение уже знакомым игрушкам. Активно развивается логика и мышление. Весьма полезны и интересны для ребят такого возраста коврики – паззлы, усложненные дорожки-лабиринты.



С дугами и бортиками

Изделия такой модели достаточно распространенные и востребованные. Дуги, перекрещиваются между собой, довольно просто открепляются от коврика. На них можно подвешивать различные игровые элементы, музыкальные детали и т.д. Бортики–ограничители шьются из мягкой ткани, иногда выполнены в форме валиков.


Для мальчиков и для девочек

Такие полотна могут отличаться по цвету, форме, комплектующим составляющим. Способов, как сделать такие гендерные коврики, огромное количество. Все зависит от фантазии и навыков мастера, взявшегося творить подобное изделие.

У мальчишек преимущественно использование в изделии оттенков синего и голубого цвета и изображение дорожной и строительной техники. Такие «автоковрики» помогут ребенку познакомиться с правилами дорожного движения. В качестве идеи декорирования полотна для юных автолюбителей можно смастерить светофор, в котором необходимо правильно подобрать и прикрепить цвета с помощью липучей ленты или заклепок. Достойно так же будут выглядеть и самодельные машины, умеющие пищать или бренчать из-за помещенных в них мелких деталей.


В декорировании ковриков для девочек за основу берутся красный и розовый цвета, изображены куклы, цветочки, сердечки и т.д. Интересными и актуальными для юных леди покажутся полотна с уклоном на хозяйственный труд: уместно использование различных глубоких карманов, вкладышей, вставок, аппликаций в виде печей, шкафов, в которые при помощи ленты – липучки или клепок можно поместить маленькие тканевые кастрюльки и кукольные платья.


В виде паззлов

Самые распространенные полотна такого вида – это изделия из поливинилхлорида (ПВХ), так как он стойкий к ударам, не жесткий, долгосрочный и теплоудерживающий. Благодаря перечисленным качествам такого сырья, можно быть уверенным в том, что ребенку, играющему на полу, будет тепло и комфортно.

Есть и текстильные коврики-паззлы, которые мамы с удовольствием делают самостоятельно.


Этапы работы

Определившись с моделью детского развивающего коврика, можно приступать непосредственно к его изготовлению. Намного удобней будет работать, опираясь на составленный план действий.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе нам нужно:

  • Сделать рисунок игрового полотна, учитывая все декоративные добавочные элементы и развивающие детали.
  • Подобрать ткань. При выборе ткани, важно учитывать ее гипоаллергенность. Таким качеством обладают: хлопок, бязь, джинсовый материал, байка, атлас, фетр. Если в проекте есть вязаный элемент декора, необходимо выбирать хлопковую пряжу, так как она не только приятна на ощупь, но и не вызывает раздражений на нежной коже ребенка. Не стоит забывать про поролон или синтепон, которые позволят крохе играть на теплом и мягком полотне.
  • Подготовить все необходимые инструменты и фурнитуру: ножницы, иголки, нитки, аппликации, фантики, пуговицы, ленточки, замочки-молнии, липкую ленту, шнурки, бусины и т.д.


Второй этап – работа с тканью.

Игровой коврик состоит из двух основных частей – изнаночная и лицевая стороны. Определившись с тканью, формой и размерами изделия, начинаем делать выкройку низа и верха полотна, не забывая про отступы для швов. Далее, следует тщательно обметать края, убедившись в отсутствии торчащих ниток.

Третий этап – работа с декоративной отделкой.

Выбранные тканевые аппликации пришиваем на верхнее полотно, которое является основой коврика. Те же самые действия проделываем с подготовленной фурнитурой, шуршащими и звуковыми деталями, игрушками. Работая с декорированием полотна, особо важно следить за тем, чтобы пристрачиваемые элементы были прочно прикреплены.


Четвертый этап – завершение работы.

На этом этапе с изнаночной стороны сшиваются части полотна – основа и дно. Но для того, чтобы коврик был мягким, необходимо вложить между тканями поролон или синтепон (если он очень тонкий, то понадобится два слоя).


Мастер-класс по изготовлению коврика

Рассмотрим пошагово, как изготовить развивающий коврик с дугами для новорожденного.

Процесс изготовления можно посмотреть на видео:

Шаг первый. Подготовка необходимого инструментария и материала.

Внимание! Ткань для полотна нужно подбирать максимально качественную, например, хлопок. Этот материал достаточно прочный и абсолютно натуральный. Использовать для создания изделия лучше ткани разных тонов – холодных и теплых оттенков.

  • примерно 1 метр однотонной яркой ткани на днище и дуги;
  • 8 лоскутов ткани в горошек, цветочек, полоску, клеточку или в другой любой рисунок;
  • хлопковая тесьма, атласные ленты или полоски ткани (на выбор);
  • гимнастический пластиковый обруч, диаметр дуги которого будет равен приблизительно 65 см;
  • бумажная выкройка в форме квадрата со сторонами длиной 45см;

Внимание! Стороны квадратной бумажной выкройки будут меняться в зависимости от диаметра выбранного обруча. Если дуга будет длиннее, соответственно размер изделия получиться больше.

  • ножницы, иголка, нитки, канцелярский нож, булавки;
  • синтепон: 2 метра на дуги и 1 метр на основание полотна.


Шаг второй. Выкройка материала.

Приветствую вас, дорогие читатели! — отличная игрушка и развивающее пособие для малышей. Сегодня поговорим о том, как сделать развивающий коврик своими руками .

Как сделать развивающий коврик своими руками

Эту игрушку можно выполнять в разнообразных формах: в виде развивающего коврика, панно, мягкой книжки или подушки. Здесь вы можете дать волю фантазии и придумать что-то своё. Но чаще всего она делается в виде коврика. Суть в том, чтобы дать ребёнку максимально разнообразные тактильные ощущения, а также учить его выполнять действия, развивающие мелкую моторику.

Что можно разместить на развивающем коврике:

  • Много различных пуговиц. Их можно трогать, изучать цвета, размер (большая или маленькая пуговица), считать пуговки.
  • Петельку (сделать петлю из шнурка), которую нужно надеть на пуговицу.
  • Липучки. Из ткани можно вырезать различные фигурки (круг, квадрат и т.п.), пришить к ним одну сторону липучки. Точно такие же фигурки пришить на основную ткань вместе со второй частью липучки. Задача – сопоставить фигурки и приклеить липучки. Можно выполнить кармашки на липучках и многое другое.
  • Замочки, молнии, всевозможные кармашки с замочками, где лежит какой-то сюрприз.
  • Шнурки. Пробить на плотной ткани отверстия для шнурков (лучше используя специальную металлическую фурнитуру). Задача зашнуровать рисунок. Можно выполнить в виде пришитого мягкого тапочка (тогда можно ногу туда просунуть).
  • Кармашки всевозможные.
  • Брелки для ключей, колечки и т.п. мелочи.
  • Маленькую перчатку или варежку, чтобы туда можно было засунуть ручку.
  • Большую прорезную петельку и большую пуговицу.
  • Пластиковое зеркальце, можно оформить в виде солнышка.
  • Разнообразные «шуршалочки» — малыши с удовольствием ими играют и слушают необычный звук.
  • Можно пришить кнопки и крючки, пряжки, застежки, например от бюстгальтера, в общем, всё, что можно открыть, закрыть, застегнуть, прицепить и т.д.

Самодельный развивающий коврик для мелкой моторики должен быть ярким, красочным, можно сделать его даже сюжетным (например, лесная полянка или город). И, конечно, необходимо помнить о мерах безопасности, все детали пришивать очень прочно, ведь ребёнок непременно захочет попробовать всё на зубок!

А сейчас несколько фотографий развивающих ковриков своими руками .