Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) - Библиотека - Доктор Комаровский. Нет родничка у младенца

Нередко молодые родителям кажется, что у ребенка нет родничка. На самом деле он может просто иметь маленький размер, хотя случаи, когда родничок на самом деле отсутствует, тоже встречаются.

Новорожденные дети обычно находятся под пристальным наблюдением со стороны родителей и врачей. Когда у ребенка нет родничка или его размер очень мал, это является поводом для волнений, так как может указывать на развитие серьезных заболеваний

Если у новорожденного нет родничка, нужно немедленно показать кроху специалистам. Как правило, врачи осматривают ребенка в родильном доме и во время домашнего патронажа. При появлении подозрений может потребоваться консультация хирурга.


На голове малыша, только что родившегося на свет, должен быть родничок. Нет у новорожденного этого участка, либо он просто очень мал - это должен решать исключительно специалист.

В период внутриутробной жизни опорно-двигательный аппарат и другие органы плода развиваются постепенно. Череп вначале состоит из подвижных пластин, которые затем покрываются хрящевой тканью, а чуть позже окостеневают.

Но окостеневает череп не полностью. К моменту появления малыша на свет на его голове должны располагаться 6 родничков. Один из них находится в верхней части черепа, один - на затылке и двое парных - по бокам. Но самым большим по размеру является именно самый верхний родничок. Остальные могут зарасти еще до появления крохи на свет или в течение первого месяца жизни и это считается нормой.

Верхний родничок представляет из себя подвижную пластину, которая расположена на стыке двух крупных костей черепа. Со временем этот участок окостеневает и врачи констатируют его зарастание.

При рождении малыша родничок на его голове должен иметь форму ромба. Длина самой широкой его части должна составлять около 30 миллиметров. Но иногда случается так, что не окостеневший участок имеет гораздо более маленький размер или отсутствует вовсе.

Данная патология обнаруживается при визуальном осмотре, но для постановки более точного диагноза может потребоваться УЗИ.

Отсутствие родничка может представлять опасность для ребенка, даже если данная особенность не связана с какими-то серьезными заболеваниями. Не окостеневшие участки выполняют функцию амортизаторов. Они защищают голову малыша от травм, которые он может получить в результате падений.

Родничок также принимает участие в терморегуляции. Как известно, организм малышей не совершенен, поэтому новорожденных так легко перегреть. Если температура окружающей среды резко повышается, тело ребенка нагревается, но не окостеневшие участки исключают возможность перегрева головного мозга.

Родничок защищает голову малыша от повреждений во время родов. Когда малыш проходит по родовым путям кости черепа заходят друг за друга. Если череп окостенел полностью, родовой процесс проходит гораздо более тяжело.

Если нет родничка у новорожденного, это может свидетельствовать о задержке внутриутробного развития. Серьезным поводом для беспокойства должно стать отсутствие родничка в сочетании с уменьшенным размером головы по сравнению с общепринятыми нормами.

Отсутствие родничка на голове малыша создает угрозу и для здоровья женщины. Во время родов она может получить разрыв промежности, особенно если малыш очень крупный или окружность головы достаточно большая.

Многие мамы задаются вопросом о том, может ли маленький не окостеневший участок указывать на развитие серьезной патологии. К сожалению, небольшой размер или отсутствие родничка на голове иногда являются симптомами развития тяжелого порока. Это заболевание является крайне редким, но приводит к глухоте, слепоте. Если патологию удается выявить на ранних стадиях, справиться с недугом может помочь операция. Именно поэтому так важна своевременная диагностика. После проведения оперативного вмешательства есть все шансы на полное выздоровление.

Отсутствие родничка может стать причиной повышения внутричерепного давления, что влечет за собой весьма неприятные последствия. В некоторых случаях педиатры даже советуют уменьшить порции смеси или грудного молока во время кормления. Конечно же, это актуально только для детей, хорошо набирающих вес.

Нередко родители считают, что у их ребенка нет родничка, но на самом деле его размер просто составляет всего несколько миллиметров. Немаловажным является и то, как не окостенелый участок будет зарастать со временем. В норме к году он должен уменьшиться до 8 миллиметров, но окостенение может происходит и более быстрыми, а также более медленными темпами. Если изначально размер родничка был мал, чаще всего наблюдается замедленное зарастание.

На скорость окостенения участка черепа не влияют никакие внешние факторы, а также питание. Все зависит от индивидуальных особенностей организма малыша. Принято считать, что родничок - это очень уязвимое место. На самом деле это не совсем верно. Родителям не стоит бояться лишний раз погладить кроху по голове, расчесать его. Если соблюдать общепринятые правила техники безопасности, ребенку ничего не угрожает. Мозг хорошо защищен от внешних воздействий даже под не окостеневшими участками.

Если родничок расположен не на верхней части черепа, а ближе к затылку, это тоже должно стать поводом для более углубленного обследования. Специалисты советуют молодым родителям, при наличии у их малышей подобной особенности, регулярно проходить осмотры. Это позволит вовремя выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья крохи и начать лечение, если это необходимо.

Когда у новорожденного нет родничка, это не может стать причиной рахита, как привыкли считать многие. Наоборот, при данном заболевании наблюдается размягчение костей. В любом случае, диагнозы должен ставить исключительно специалист.

Если у младенца нет родничка, родителям крохи стоит немедленно показать его врачу. Эта особенность может быть связана с наследственными факторами, а также являться симптомом развития некоторых заболеваний. Отсутствие родничка повышает риск получения травмы новорожденным.

Маленький родничок у новорожденного – участок неокостеневшей ткани черепа, который имеет размеры, не достигающие нормальных показателей. Всего в норме у ребенка можно обнаружить 6 таких структур, имеющих определенную локализацию и закрывающихся к конкретному периоду жизни.

В некоторых случаях маленький родничок у грудничка указывает на серьезную патологию, а в некоторых – является физиологической особенностью. Разобраться родителям в причине таких изменений поможет врач-педиатр.

Наиболее значимыми для малыша и врачей являются переднее и заднее темечки, которые не только помогают в процессе родов, но и осуществляют терморегуляцию ликвора и вещества головного мозга (посредством этих образований происходит отдача избыточного тепла). Самый крупный родничок у грудничка располагается в области сочленения двух теменных и двух лобных костей и имеет ромбовидную форму. Его очень легко найти и прощупать, особенно у новорожденного.

Заднему темечку соответствует стык затылочной кости и пары теменных, образование при этом имеет вид маленького треугольника. В норме у детей его размеры не превышают 10 мм, а зарастание происходит не позднее первых двух месяцев жизни.

В диагностике заболеваний наибольшее значение придают все-таки переднему темечку.

Поэтому очень важно знать его нормальные показатели в соответствии с возрастом ребенка (допускается разброс значений на 2 мм в сторону уменьшения и увеличения):

к 4-м неделям размер родничка достигает 28-31 мм; в возрасте 2-х месяцев происходит его значительное уменьшение –до 25-26 мм; в 3-месячном возрасте нормальные размеры соответствуют 21-23 мм; к 4-5 месяцам показатели достигают 18-20 мм; в 6 месяцев нормальная ширина равняется 16,5-17 мм; к 7 месяцам жизни он уменьшается всего на 1-1,5 см и становится 15,5-16 мм; в 8-9 месяцев размеры не должны превышать 15 мм; в 10-месячном возрасте ребенок имеет темечко с 12 мм; 11 месяцам жизни соответствует 8 мм.

Таким образом, самое крупное хрящевое образование на черепе ребенка должно закрыться к году или максимально – к полутора годам. Если даже с учетом допустимых погрешностей регистрируется маленький родничок у ребенка, это значит, что родителям и врачу необходимо начать диагностический поиск причины такого состояния.

Для этого проводится детальный опрос касательно течения беременности и раннего послеродового периода, уточняется характер питания матери и был ли прием каких-либо профилактических или лечебных лекарственных средства.

Как для здорового, так и для новорожденного с очень маленьким родничкомврач выполняет полный объективный осмотр с оценкой общего, психоэмоционального и соматического развития. В некоторых случаях ребенку назначается консультация врача-невропатолога, инфекциониста и генетика для проведения дифференциальной диагностики.

Компьютерная томография головного мозга. Электроэнцефалография. Ультрасонографическое исследование вещества головного мозга. Рентгенография костей черепа. Причины маленького родничка

Почему у новорожденного может быть маленький родничок? Из физиологических причин выделяют наследственные особенности строения черепа и длительный прием матерью витаминов во время беременности.

В первом случае маленький родничок является семейной особенностью, что сопровождается нормальной окружностью головы малыша и полноценным психосоматическим развитием, соответствующим возрасту. Такое состояние не опасно и не требует коррекции либо лечения. Употребление комплексных витаминных препаратов во время беременности также может привести к тому, что маленький родничок у ребенка будет с рождения. Как правило, последствия заключаются лишь в раннем окостенении темечка.

В редких случаях размер хрящевого образования, не достигшего нормальных показателей, означает наличие врожденных пороков, внутриутробных инфекций или некорректной дозы витамина D3.

Наиболее распространенные патологические причины:

Врожденные пороки развития головного мозга (микроцефалия, лейкомаляция, микрополигирия и т. д.). Микроцефалия говорит о недоразвитии головного мозга и о том, что его размеры значительно меньше положенных. Встречается в случае врожденной краснухи, токсоплазмоза, герпесвирусной инфекции. Лейкомаляция – это очаговое размягчение ткани мозга, являющееся следствием чаще всего врожденной ветряной оспы, сифилиса и т. д. Краниосиностоз. Маленький родничок у новорожденного может быть следствием патологии костной системы, при которой происходит ускоренное окостенение темечек и швов черепа, а также зон роста трубчатых костей. Наблюдается при рахите, болезнях щитовидной и паращитовидных желез. Избыток кальция. Высокая концентрация ионов кальция и витамина D в периферической крови нередко приводит к серьезным последствиям, одним из которых является недостаточный размер переднего темечка. Это объясняет то, почему назначение витамина для профилактики рахита должно быть обоснованным.


Возможные последствия

Опасен ли маленький родничок у новорожденного? Известно, что любое патологическое состояние в грудном возрасте имеет свои ранние или отдаленные осложнения разной степени выраженности.

Наиболее типичные последствия маленького родничка у новорожденного при краниосиностозе – это деформация костей черепа, косоглазие, в более тяжелых случаях имеет место быть слепота, тугоухость и задержка психического, умственного и физического развития. Данная патология требует хирургического лечения.

При врожденных пороках головного мозга в более старшем возрасте дети страдают глубокой умственной отсталостью, могут иметь очаговую неврологическую симптоматику в виде парезов конечностей, нарушения речи, зрения и слуха. Нередко им выставляют диагноз ДЦП.

Гиперкальциемия приводит к тяжелому поражению почек, пищеварительного тракта и костной системы, что проявляется тугоподвижностью и контрактурами суставов.

Уход за маленьким родничком

При подтверждении физиологического генеза уменьшения переднего темечка особых действий со стороны родителей не требуется.

оптимизировать объем и количество кормлений при грудном вскармливании; вводить витамин D только строго по показаниям и в назначенной врачом дозировке; оберегать податливую область черепа от травм, переохлаждения и чрезмерного нагревания.

Даже при хорошем самочувствии ребенок регулярно должен посещать своего врача-педиатра.

Полезное видео о размерах родничка у новорожденного

Сообщение 29035769.
Время: 14:22 Дата: 21 май 2007

Сообщение 29038849. Ответ на

сообщение 29037538

анонимный пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29044639. Ответ на

сообщение 29038849
СияхаСтатус:

Время:

Дата:

Сообщение 29060692.
Anonymous Статус: анонимный пользователь Время: 13:59 Дата: 22 май 2007

Сообщение 29089930.

Пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29091635.

Пользователь

Время:

Дата:

Сообщение 29102076.

Время:

Дата:

Одним из внешних показателей нормального развития ребенка для педиатров, неврологов и других детских специалистов является родничок у новорожденных детей. Он представляет собой небольшой мягкий пульсирующий участок на голове малыша, под которым достаточно близко расположены ткани мозга. Поверхность родничка покрыта плотной пленкой с небольшим пушком.

Родничок новорожденного значительно облегчает процесс родов, как для малыша, так и для матери. Проходя родовые пути, кости черепа сжимаются, и поэтому головка новорожденного первое время после родов выглядит вытянутой. Потом форма головы восстанавливается; Наличие родничка обеспечивает оптимальные пространственные условия для нормального роста мозга в том темпе, который заложен природой; Родничок участвует в процессах регуляции теплообмена малыша и окружающей среды. Если температура тела ребенка превышает 38 градусов, то через родничок естественным путем происходит охлаждение тканей мозга; За счет способности сжиматься родничок может выполнять функцию амортизатора при случайном падении ребенка.

Большой и малый роднички

Где находится

Определить, где находится родничок у новорожденного ребенка, достаточно просто.

Большой родничок в форме ромба размером 2 на 2 сантиметра находится прямо на середине темени, или, как обычно, говорят – на макушке.

Маленький родничок находится на затылке. Его размер составляет примерно полсантиметра.

Когда зарастает

Большой родничок зарастает примерно к годовалому возрасту ребенка, иногда бывают небольшие отклонения от этого параметра примерно до полутора лет. Но если у ребенка по остальным параметрам соответствует возрастным нормам, то для беспокойства нет причин.

Маленький родничок у детей, рожденных в срок, уже закрыт. Однако бывает так, что он был обнаружен уже после родов. Тогда его закрытия следует ждать через два-три месяца.

Скорость и время закрытия родничков в основном зависит от того, насколько организм малыша обеспечен кальцием. Если в питании мамы не было отклонений, был соблюден оптимальный режим приема поливитаминов, то зарастание родничков обычно происходит в норме.

Отклонения в развитии

Зная сроки, когда зарастает родничок, а также размеры, можно увидеть какие-либо отклонения, избежать и предотвратить развитие многих опасных заболеваний у новорожденных. Среди них можно назвать несколько:

Рахит . Это заболевание является практически самой частой причиной позднего закрытия родничка. Как правило, это происходит у недоношенных детей, редко бывающих на солнце, имеющих недостаток кальция и витамина D. Читаем статью о рахите >>>; Гипотиреоз. Уменьшение количества гормонов щитовидной железы также может быть причиной замедления процесса зарастания родничка; Синдром Дауна. Слишком крупные размеры родничка указывают на наличие этого заболевания наряду с другими характерными признаками; Зарастание родничка раньше срока может говорить об избытке кальция , а также свидетельствовать о таких заболеваниях, как краниостеноз, микроцефалия; Вдавленный родничок также представляет собой серьезный симптом. Это явление говорит об остром обезвоживании организма.

(картинка кликабельна)

Что означает слишком большой родничок или медленное (позднее закрытие) родничка

Внимательное обследование ребенка специалистами, подробное описание родителями состояния малыша станет залогом раннего выявления отклонений и будет способствовать правильному назначению профилактического лечения.

Причины раннего закрытия родничка

Слишком маленький родничок или слишком быстрое закрытие родничка

Выпирающий родничок?

Чаще всего выпирающий родничок наблюдается на фоне заболеваний, которые сопровождаются повышением внутричерепного давления: менингит, энцефалит, опухоли, внутричерепное кровотечение, повышение внутричерепного давления по другой причине.

Если выпирающий родничок сочетается с одним или с несколькими из изложенных ниже симптомов следует как можно скорее вызвать врача:

Сильная температура; Выбухание родничка возникло после травмы головы, падения ребенка; Рвота; Сонливость или чрезмерная раздражительность ребенка; Косоглазие; Судороги или эпилептические приступы; Потеря сознания; Выбухание родничка в течение длительного времени без других симптомов.

Впавший родничок?

Чаще всего западение родничка наблюдается из-за обезвоживания ребенка на фоне температуры, поноса, многократной рвоты. При обнаружении запавшего родничка следует обеспечить ребенку обильное питье и связаться с врачом для лечения болезни, вызвавшей обезвоживание.

Боязнь повредить

Многие очень сильно боятся как-то повредить родничок. Запомните! - такое практически невозможно. Несмотря на кажущуюся мягкость родничка он очень прочный, и повредить его обычными манипуляциями (умывание, купание, расчесывание и др.) нельзя.

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

Внешний вид только что появившегося на свет ребенка отличается от вида розовых карапузов, которых женщина созерцает на картинках журналов во время беременности. Но пугаться не нужно, ведь совсем скоро вид крохи поменяется. Однако чтобы избежать лишних волнений, каждой беременной стоит заранее узнать, что для вида новорожденного малыша является нормой и не должно стать причиной переживаний молодой мамы.


Голова

Окружность головы новорожденного составляет в среднем 33-35 сантиметров. Маму может удивить то, что голова новорожденного непропорционально большая по сравнению с телом. К тому же, у головы малютки может быть неправильная форма. Чаще всего голова крохи продолговатая, так как младенец проходил по родовым путям. Не переживайте, ведь спустя несколько недель ее форма станет круглой. Также отметим, что у младенцев, которые родились с помощью кесаревого сечения, форма головы не меняется (не сплющивается).

У многих малышей отмечают отек в области затылка в течение первых суток после рождения. Его называют родовой опухолью. Волосы на голове новорожденного обычно темные, но это вовсе не значит, что ребенок останется темноволосым. Их чаще всего довольно много, но у некоторых деток шевелюра совсем редкая.

На голове новорожденного младенца имеется два родничка. У большинства малюток маленький родничок закрытый. Его иногда можно отыскать на затылке малютки. Большой родничок расположен на макушке карапуза и обладает ромбовидной формой. Он может иметь различные размеры (до 3x3 см) и скорость его закрывания индивидуальна у каждого ребенка. Родителям бывает страшно дотрагиваться до родничка, но бояться не следует, так как родничок довольно прочный и вы не сможете повредить его мытьем головы или причесыванием.


Лицо

Личико крохи сразу после родов имеет небольшую отечность, особенно если родовой процесс был тяжелым. Щеки могут быть сдавленными и иметь синий оттенок. Кончик языка новорожденного может казаться раздвоенным.

У новорожденного маленький носик, который довольно часто бывает приплюснутым. На кончике носа вы можете заметить белые или желтоватые точки, представляющие собой жировые железы, просвечивающие под тоненькой кожей карапуза.

Глаза

Первое время глазки будут закрытыми из-за отека после родов, а веки – припухшими, красного или синего оттенка. Почти у всех только что рожденных малышей оттенок глаз – голубой или серый. Если во время родов у крохи лопнули сосуды, то родители заметят на глазных яблоках малютки красноту, но волноваться насчет этого не нужно, ведь вскоре такие красные пятнышки рассосутся.

У новорожденного крохи глаза мутные, а взгляд будто подернут пеленой и постоянно блуждает.


Младенец пытается рассмотреть окружающие предметы, но сфокусировать взгляд у него пока не получается. Также у некоторых младенцев сразу после родов выявляют косоглазие, которое проходит к 6-месячному возрасту.

Слезы в первое время после родов у ребенка отсутствуют. Кроме того, у многих малышей нет бровей и ресниц.

Кожа

На теле новорожденного сначала есть много беловатого вещества, которое называется первородной смазкой. После обтирания крохи маслом это вещество удаляется. Нередко у малюток кожа после родов некоторое время бывает очень сухой. Она даже может начать шелушиться в области груди и живота.

Оттенок кожи появившегося на свет малыша в норме красновато-голубоватый, а сама кожа кажется очень тонкой. Такой оттенок кожи вовсе не свидетельствует о том, что младенцу холодно. К третьему дню жизни кожа крохи приобретает желтоватый оттенок из-за физиологической желтухи.

На плечиках и спине малютки вы можете увидеть тонкие волоски, называемые лануго. Если кроха недоношенный, такого пушка на его теле намного больше. Не переживайте, эти волоски уменьшатся и исчезнут в первые недели жизни.


Туловище

У туловища новорожденного младенца отмечают такие особенности:

  • Короткая шея, а живот выпуклый.
  • Окружность грудной клетки младенца составляет в среднем 31-33 сантиметра.
  • Грудные железы карапуза могут быть слегка припухлыми и из них может выделяться молоко, что является нормой и не должно вызывать беспокойства родителей (такое состояние называют гормональным кризом).
  • Весит новорожденный в среднем 3400-3500 грамм (вес мальчиков обычно выше), а рост малютки составляет в среднем 50 см (рост мальчиков тоже будет больше).

Пупок

На пуповину во время родов накладывается зажим, а тот маленький отрезок пуповины, который остается под зажимом, обычно засыхает до момента выписки из родильного отделения. Когда остаток пуповины отпал, на теле крохи остается небольшая ранка, которая кровоточит и вскоре покрывается коркой. Персонал роддома рассказывает и показывает новоиспеченной маме, как за этой ранкой правильно ухаживать.



Конечности

Руки у новорожденного на первый взгляд слишком длинные и постоянно выполняют хаотические движения. Кулачки только что появившегося на свет ребенка сжаты, а в состоянии покоя ножки и ручки прижаты к телу (такую позу называют флексорной). Так как подкожного жира у младенца практически нет, на запястьях вы увидите собранную в складки кожу.

По сравнению с руками ножки крохи выглядят коротковатыми. Такое впечатление лишь усиливается из-за их постоянного полусогнутого состояния. А вот стопы смотрятся очень крупными.

У ступней некоторое время сохраняется синеватый оттенок, связанный с особенностями кровообращения крохи. Кожа на ступнях тоже очень тоненькая и выглядит будто помятой.

Ноготки младенца хоть и мягкие, но довольно острые и могут оставлять царапины на теле крохи, поэтому сразу после родов их уже можно срезать. Лишь у недоношенных крох ногти после родов не выступают за кончик ногтевого ложа, поэтому срезать у них нечего.


Половые органы

Половые губы девочки и мошонка мальчика могут быть красными и припухшими. Это нормально и зависит от гормонов, выделяющихся в теле матери перед родами.

Новорожденным ребенок считается до исполнения ему одного месяца. Этот месяц является своеобразным переходным периодом от внутриутробного существования плода к жизни в мире людей. Малыш еще не избавился от многих врожденных рефлексов, плохо видит, почти не моргает и совсем не приспособлен к новым условиям. Он существует только в тесной связи с матерью и всецело зависит от нее. В этот период ребенку свойственно множество интересных особенностей, которые он утратит по мере взросления.

Плач

Новорожденные плачут без слез. Это связано с сужением или реже закупоркой слезных желез. Вместо привычного плача кроха громко кричит, выражая этим тревогу, боль, голод или дискомфорт. Ученые доказали, что во время плача малыш копирует интонации и акцент матери, подслушанные им еще в утробе. Об этом говорят и результаты научного исследования, в котором были задействованы 60 детей со своими родителями: 30 говорящих на французском языке и столько же на немецком. Было выявлено, что младенцы француженок плачут с возрастающей интонацией, что характерно для французского языка, а дети немок – с нисходящей, что свойственно немецкому.

Скелет

В скелете младенца насчитывают более 300 костей, в то время когда скелет совершеннолетнего состоит всего лишь из 206. Впрочем, это достаточно просто объяснить – некоторые кости новорожденного срастаются по ходу укрепления и роста.

Дыхательная система

Малыш, в отличие от взрослых, может дышать и глотать одновременно. Этим он похож на животных. Эту удивительную способность кроха использует примерно до 9 месяцев, пока происходит формирование и усложнение артикуляционного аппарата и опущение гортани вниз.


Еще одно удивительное свойство, характерное для младенческого дыхания – то, что дети дышат в несколько раз чаще взрослых. Для сравнения: частота дыхания взрослого – около 20 раз в минуту, малыша в возрасте года – 33 – 36 раз, младенца – от 30 до 45 раз в минуту.

Кроме этого, новорожденные не умеют дышать ртом. Они научатся столь необходимому умению только при первой заложенности носа: во время простуды или аллергии.

Форма и цвет глаз

Размер детских глаз остается неизменным на всю жизнь. Именно поэтому глаза младенца кажутся нам такими огромными и глубокими. А вот нос и уши имеют свойство расти всю жизнь. Помимо этого, удивительно то, что каждый ребенок, за редким исключением, рождается с серым или голубым цветом радужной оболочки. Это обусловлено временным недостатком пигмента под названием меланин. Уже в процессе взросления цвет глаз приобретает постоянный оттенок, это происходит примерно к полугоду. ()

Способность к плаванию

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Все время своего развития до рождения плод проводит в водной среде, поэтому у более 90% младенцев сохраняется плавательный рефлекс. Именно благодаря ему кроха способен плавать и нырять, совершая барахтающиеся телодвижения. Организм малыша способствует сохранению кислорода для легких и сердца, замедляя кровоток к пальцам конечностей и уменьшая частоту биения маленького сердечка на целых 20%. Если рефлекс не закрепить, он будет утрачен к 3 – 4 месяцам. ()

Сердцебиение

Сердце крохи бьется невероятно быстро – с частотой до 130 – 160 колебаний в минуту. Во время плача частота может достигать 200 ударов. Для сравнения, частота колебаний сердца совершеннолетнего человека – 60 – 80 в минуту.

Зрительные особенности

Зрение новорожденного – это еще недостаточно изученное явление. Только недавно учеными была опровергнута теория о том, что малыш видит окружающий мир плоским. На самом деле ему с рождения доступно трехмерное изображение.


В остальном наука непреклонна – кроха видит не очень хорошо, всего на 25 – 28 см, что приблизительно будет равно промежутку от соска матери до ее глаз. Первые пару недель после родов малыш воспринимает окружающую реальность в черно-белых тонах и только к третьей недели после рождения начинает постепенно различать цвета. Любой младенец отдает предпочтение ярким оттенкам и крупным рисункам, на них проще сфокусировать взгляд.

Еще один интересный факт – младенцы намного реже, чем взрослые, моргают: всего 1 – 2 раза в минуту. Пока медицина не способна найти причины этой физиологической особенности.

Вкус

Пищевые пристрастия малыша формируются еще на 7 – 9 месяцах беременности матери и окончательно закрепляются к первому году жизни малыша. Доказано, что младенцу приятнее уже знакомые запахи и вкусы, которые поступали в его организм ранее – с грудным молоком или в составе амниотической жидкости. Эта физиологическая особенность объясняет то, почему новорожденные на грудном вскармливании быстрее привыкают к прикорму, чем те дети, которых кормили искусственными смесями.

Метеозависимость

Светловолосые младенцы более остро реагируют на изменение погодных условий, чем их сверстники-брюнеты. Повышенной чувствительностью отличаются близнецы и двойняшки, недоношенные детки. Эта восприимчивость еще больше увеличивается после болезней, стрессов и прививок.

Именно таким маленький человечек приходит в наш мир. Не удивляйтесь и не переживайте, если он не соответствует вашим ожиданиям. Уже через несколько недель вы научитесь понимать своего кроху и общаться с ним на языке взглядов и жестов. Новорожденный адаптируется к окружающему миру: научится плакать, очаровательно улыбаться и радостно гулить при виде вас.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.