Кризис отрочества (предподростковый). Кризис отрочества и его основные проблемы

Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы, а также падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает ориентировка на себя, на свои качества, умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

Симптомы кризиса:

1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития . Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подрост-ка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.



Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций вряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

2. Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.

Контрольная работа

По дисциплине

« Психология и педагогика»

на тему «Проблема конфликта в подростковом возрасте»
Содержание

Введение

Подростковый возраст – трудное время и для детей, и для родителей, и для педагогов. И не известно еще, кому труднее. На мой взгляд, тема конфликта вообще, и подросткового в частности, неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости.

С подросшим ребенком уже нельзя общаться «по старинке». Если легко диктовать свои требования послушному малышу, то подросток воспринимает такие советы, как давление, которому он с удвоенной силой сопротивляется. Повзрослевший ребенок борется за свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома, однако ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Таким образом, проблема конфликтов в подростковом возрасте была и остается всегда актуальной. В процессе работы мною изучено и проанализировано огромное количество материалов по теме, но, к сожалению, в рамках данной работы, не представляется возможным привести всю информацию о подростковых конфликтах, поэтому я постаралась остановиться лишь на основных. Цель данной работы: всестороннее изучение, обобщение и анализ проблемы конфликтов в подростковом возрасте.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

1. Конфликт: теоретические основы

Сегодня в литературе существуют самые различные определения конфликта.

По словарю Даля: «Конфликт (лат. conflictus - столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».

А.Г. Здравомыслов определяет: «Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями». Можно привести и другие определения конфликта, важнее сформулировать его общее понятие. В этом плане «всякий конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей, основанное на отрицательных эмоциях». Сущность конфликта - это межгрупповое или межличностное противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии. Это столкновение принципов, мнений, оценок, характеров или эталонов поведения людей. Конфликт в своём развитии проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование.

Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны следующие варианты психолого-педагогической коррекции конфликта: компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», отделение деловой и эмоциональной сторон конфликта, отсрочка.

Существуют основные типы и причины, по которым подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, приводящие к конфликту:

Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т.п. у одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т.п. Если внутриличностный конфликт носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности; возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода конфликты нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения ещё недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутренними тенденциями. Такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости жизнью, друзьями, учебой, отношениями со сверстниками, малой уверенностью в себе и близких людях, а также со стрессом. Споры с самим собой, познание себя, самоутверждение и самореализация приводит к конфликтам внутри себя. Этот конфликт в большей мере свойственен подростку, переживающему очередной возрастной кризис, один из самых сложных и острых кризисов

Педагогу следует проявлять повышенное внимание к отклонениям в поведении детей, поскольку симптомы неблагополучия могут довольно явно свидетельствовать о его причинах, т.е. внутренний конфликт всегда проявляется внешне. Чтобы вернуть ребёнку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; восстановить пошатнувшуюся самооценку пли утвердить её на новой основе; привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями.

Межличностный конфликт - ситуация взаимодействия людей, при которой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон. Противоречие в межличностных отношениях - явление естественное, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения полностью совпадают. Несовпадение мнений, оценок и т.п. может быть разрешено в доброжелательном споре, в котором обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в конфликт.

В педагогической практике, вопреки провозглашавшемуся ранее мнению, имеется ряд оснований для возникновения конфликта. В личности растущего человека происходят определённые изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьёзные изменения могут происходить с коллективом, членом которого является ребёнок. Т.о., в учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликту между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождает активное внутреннее торможение у ребёнка, которое может быть расценено как умственная отсталость. Такой конфликт иногда провоцирует ребёнка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность к защищённости, ощущении своей полноценности.

Конфликт между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребёнка, консолидации сил коллектива.

Конфликт между личностью и группой - может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы, например, весь класс срывает урок, а один подросток остается в классе…несмотря на его устойчивую нравственную позицию, его отношения с классом будут конфликтом, так как он идет против мнения группы.

Возможно возникновение межгруппового конфликта, когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.

2. Проблема конфликта в подростковом возрасте

Подростковый возраст, который считается от 12 до 17 лет - трудный период полового созревания и психологического взросления. В это время в самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Это время быстрых перемен и трудных исканий. Одновременно подростки сталкиваются с многочисленными психологическими проблемами: они становятся независимыми от родителей, учатся правильно строить свои отношения со сверстниками, вырабатывают для себя комплекс этических принципов, развиваются интеллектуально, приобретают чувство индивидуальной и коллективной ответственности. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. И это далеко неполный перечень перемен в их жизни.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое.

Итак, совсем еще недавно ребенок был милым и очаровательным, а сейчас вступает в то специфическое состояние, которое принято называть «подростковым возрастом». О «кризисе подросткового возраста» знают сейчас очень многие родители, конечно «легких» возрастов не бывает, но все же кризис отрочества, действительно самый острый и болезненный для всей семьи. В первую очередь начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями, вступают в дело физиологические и гормональные процессы, связанные с интенсивным созреванием организма. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Эти процессы оказывают воздействие, как на самих подростков, так и на родителей. Но проблемы физиологии обостряются кризисами из предшествующих стадий развития ребенка. Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, вовсю проявляемая инициатива – это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью.

Наиболее важными и наиболее напряженными являются в подростковый период отношения с родителями. Это время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Тяжесть положения здесь обусловлена, с одной стороны, экономической зависимостью и прочими формами зависимости от родителей, и с другой – желанием получить самостоятельность, возрастающей потребностью в независимости. В отношениях с родителями подросток поставлен в довольно сложные условия: с одной стороны, он «занимается формированием собственной индивидуальности», с другой – в связи с новым своим положением «налаживает новые связи с родителями» (А.А. Реан). Это противоречие во взаимоотношениях подростка и взрослого характерно именно для подросткового возраста. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Отношения подростка с родителями и конфликтность этих отношений, связанная со стремлением молодого человека освободиться от родительской опеки и контроля, зависит от многих факторов. Это, во-первых, условия, связанные с материальным положением семьи, ее психологической атмосферой, стилем воспитания, уровнем образования, социальным положением и родом занятий родителей. Во-вторых, сформировавшиеся к этому времени индивидуальные особенности юноши и девушки.

В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию.

Наиболее частыми причинами конфликтов являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и свиданий, занятия подростка, отход ко сну, укоренившиеся убеждения, выбор одежды, прически, необходимость работы по дому.

Типы конфликтов с родителями и способы их преодоления

1. Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Недостатки в этом возрасте многочисленны: несобранность, неусидчивость, нецелеустремленность, несдержанность и др. Внешний облик соответствует этим качествам. Вообще, подросток непривлекателен. Вместе с тем, ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, - все забывает, разбрасывает вещи и т. д. В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок - послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

2. Диктатура родителей. Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье - это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: «Кто сильнее, тот и прав».

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, - все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда «посторонним вход воспрещен». Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры - явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов введите некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

Не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина,

Не трогать личные вещи,

Не подслушивать телефонные разговоры.

Необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.

Искренне объясняйте, что вы чувствуете, когда расстроены, но не вспоминайте старых, давнишних грехов, а говорите о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давите, не наказывайте физически, не унижайте.

3. Мирное сосуществование - скрытый конфликт. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент - беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.

Сюда же можно отнести воспитание «без запретов». Установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.

Поменяйте тактику общения. Установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка. Соответственно помогите ему участвовать в жизни семьи. Создайте так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

4. Конфликт опеки. По сути, опека - это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в «диктат младшего». Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали и он был последней надеждой на счастье. Но «деспотизм» подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто «срываются» и «восстают» против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности.

Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям «медвежью услугу». Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят «маменькиных сыночков и дочек». Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Не отказывайтесь от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но сведите опеку к минимуму. Не требуйте от ребенка только правильных поступков, примите его таким, какой он есть. Помогайте, но не старайтесь решать за него все проблемы. Стимулируйте общение со сверстниками. Дозируйте опеку, дозируйте свободу, дозируйте похвалу и порицание - это один из выходов в данной ситуации.

5. Конфликт родительской авторитетности. Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: «А вот я в твоем возрасте...». Это приводит к двум типам конфликтов:

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.

Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость - грубостью, на злорадство - злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой.

Измените отношение к своему ребенку. Станьте терпимее к недостаткам подростков. Постарайтесь восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найдите и развивайте в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижайте, а поддерживайте. Не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны. И главное - уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то, чего в вас недостает. Поймите, что и ему трудно!

Отношения с родителями несут на себе еще один конфликт. Когда ребенок находится на ранней стадии развития, он переживает самый первый свой конфликт, в котором закладывается его доверие или недоверие к миру. Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если в младенчестве ребенок испытал боль, отчуждение, закладывается конфликт или базовое недоверие к миру. Такой ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе. Когда подходит пора подросткового возраста, такой ребенок часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

Как же выражаются эти конфликты в семье. Как правило, внутренний конфликт проявляется у подростка впадением из крайности в крайность. То он рассуждает и ведет себя как совершенно взрослый, умудренный опытом человек, то, вдруг, безо всякой видимой причины превращается в инфантильного, капризного ребенка. То он готов принимать решения и ответственность по очень серьезным вопросам (и требует, чтобы ему позволили это делать), то оказывается абсолютно безответственным в давно обговоренных вещах (постирать свои носки и вынести мусор). Вдруг начинают меняться привычки, поведение становится абсолютно другим, манера разговаривать, мимика, жесты, поведение – все меняется. Появляются новые интересы, причем все сразу и одновременно. Меняется круг общения и компания становится строго избирательной.

«13-летняя Ира М. заявила своим родителям, которых она стала звать «предки», что с завтрашнего дня она становится скейтбордисткой, так как в ее кругу общения все ездят на скейтах, носят специальную одежду. Родители купили скейт и все аксессуары. Через месяц она сообщает, что теперь она рэперша, при этом ведет себя странно, использует сленг и движения своих новых кумиров. Еще через месяц она записывается в студию восточных танцев, так как «все девчонки» уже сто лет туда ходят. При этом она начинает спорить с учителями в школе и пропадать вечерами во дворе». Понятно, что такие «зашкаливания» нагнетают напряжение в семье, задают неровный, «рваный» ритм жизни для всех ее членов. Более того, поскольку большинство подростков ведут себя таким образом не только дома, это создает сложные, иногда критические ситуации, расхлебывать которые нередко приходится мамам и папам».

Как же быть и чем помочь подростку? Во-первых, не забывать, что основой такого поведения является потребность обрести власть над своей жизнью, отделиться, стать независимым от взрослых. Во-вторых, не забывать, что часто его уверенность, что он все сможет и все знает – иллюзия того, что он способен стать хозяином собственной жизни.

Стремление быть независимым проявляется, в первую очередь, в отрицании традиций, поведенческих норм, способов подавать себя, манеры одеваться, принятых в обществе. Хотя где-то в глубине души подросток ощущает потребность в авторитете. Это противоречие нередко вызывает особенно болезненную реакцию у взрослых и служит дополнительным катализатором конфликтов. И родители гордо произносят подобные фразы: «Если ты такой умный, не обращайся ко мне за деньгами, зарабатывай сам!» или «Если ты такая взрослая, не плачься теперь и не обвиняй всех подряд. Ты ведь не слушала меня, когда я тебе говорила, что этот парень не внушает мне доверия!» Такие или подобные фразы звучат довольно часто в семье подростка. Причину подобной реакции взрослых, в частности, в том, что большинство родителей сами еще не до конца пережили свой подростковый возраст. Многие из них, столкнувшись, в общем-то, с обыденными подростковыми проблемами своих детей, отнюдь не связанными с употреблением наркотиков, участием в криминальных группировках или ранней беременностью - разводили руками и честно признавались: «Я совершенно не представляю, что с этим делать». Для таких родителей проявление подростком здоровой и необходимой потребности в обретении контроля над собственной жизнью, является недопустимым и из ряда вон выходящим поведением. Они воспринимают действия сына или дочери как претензию на контроль и власть и над их жизнью тоже.

В итоге поведение подростка, которое внешне выглядит, как отрицание и обесценивание авторитетных взрослых выглядит в глазах родителей как вызов. Контекст: «Я уже могу и хочу многое решать и делать самостоятельно. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!», читается как: «Я теперь главный! Будет так, как я скажу!» В результате в семье начинается элементарная борьба за власть. На определенное поведение подростка следует абсолютно неадекватная реакция родителей. А дальше пошла цепная реакция: бунт подростка, бунт убеждает родителей в том, что они увидели его негатив.

В итоге реакция родителей – непонимание того, что на самом деле хотел подросток. Возникает порочный круг…

Конфликтность отношений между педагогами и учащимися средних и старших классов - весьма распространенное явление. Учащиеся в процессе обучения в школе переживают четыре конфликтных периода:

1. Первый класс – происходит смена игровой деятельности на учебную, появляются новые требования и обязанности. Адаптация может длиться от 3-х месяцев до 1,5 лет.

2. Переход из 4-го в 5-й класс. Вместо одного учителя появляются учителя-предметники и новые школьные предметы.

3. В 9-м классе необходимо решить – идти в специальное учебное заведение или продолжить учебу в 10-11 классе.

4. Окончание школы, выбор будущей профессии, экзамены в вуз.

Самые распространенные конфликты в школе – конфликты между подростком и учителем. И часто причина тому – несоответствие подростка ожиданиям учителя.Особенности конфликтных ситуаций в подростковый период: наступает потеря интереса к учебе; проявляется недисциплинированность учащихся; конфликты чаще возникают при ошибках в методике оценивания знаний и умений со стороны педагогов. В старших классах: завышение требований ко взрослым при снисходительном отношении к себе; характерна эмоциональная неустойчивость; отстаивание своей точки зрения в ответ на доминантную позицию педагога – приводит к конфликтам.

Существуют следующие виды педагогических конфликтов:

Конфликты деятельности, возникающие по поводу невыполнения учеником учебных заданий, неуспеваемости, вне учебной деятельности. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается мотивация к учению вообще.

Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики; конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить. Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это ведет к негативным последствиям (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причиной конфликтов в школе может стать акселерация (ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями), так как она не столько ускоряет общее созревание организма, сколько усиливает его дисгармонию с социальным созреванием и усугубляет течение подросткового кризиса. Это затрудняет правильное воспитание детей. Педагогам становится все труднее понимать и внутреннее состояние, и потребности учеников, общаться с ними, руководить ими. Поэтому возникают конфликты.

Слишком жесткое или слишком лояльное отношение к ученикам вызывает реакцию протеста, потому что в подростковом возрасте дети оценивают в учителе, прежде всего, человеческие качества. Он должен понимать своих учеников, вести за собой, относиться к ним с уважением и т. д.

Также меняется отношение и к учебе. Учеба воспринимается как подготовка к взрослой жизни, и поэтому учитель (главный источник информации), по мнению подростков, должен понятно, доступно объяснять материал. На этой почве тоже могут возникнуть противоречия.

Подобно родителям, учитель в сознании подростка - обладающий властью, распоряжающийся наказаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области - должен стать товарищем и другом. По их мнению, идеальный учитель - это человек, в котором:

1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть старшего друга.

2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.

3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты. Такие конфликты, как установлено психологами, в возрасте от 13 до 18 лет неизбежны и нормальны. Без них не обойтись. Главное, чтобы они не перерастали в «войны», «революции» и чтобы правильно оценивались.

К примеру, учителя «старой закалки», обычно недолюбливают творческих, раскрепощенных детей, воспитывающихся в атмосфере любви, доверия и свободы. Если такой ребенок высказывает собственное мнение, преподаватель усматривает в этом недостатки воспитания, а когда школьник решает задачу необычным способом, его обвиняют в плохом усвоении материала. А педантичные учителя, уделяющие много внимания оформлению тетрадей и внешнему виду учеников, как правило, предъявляют претензии к большей части класса. Как известно, младшие школьники не отличаются аккуратностью, поэтому подобные конфликты обычно заканчиваются, как только дети переходят в среднюю школу.

В переходном возрасте конфронтация учителей и учеников переходит в острую стадию. Подростки уже не способны спокойно реагировать на замечания учителей. Они отстаивают свои права, даже если на них никто не посягает. А самые развязные ребята стремятся завоевать уважение одноклассников и самоутвердиться, грубя преподавателю. Недостаточная квалификация учителя, скучные уроки, неумение взаимодействовать с подростками – все это вызывает у школьников реакцию протеста.

Наиболее распространенные конфликты подростков с учителями

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой реакции. Отказ может быть высказан словесно или действиями. Связано это, видимо, с желанием отстаивать свое мнение - пусть иногда нелепым способом.

Конфликт единства. Подросток поступает так, как принято в среде одноклассников. Сам бы он так себя не вел, если бы не боязнь выглядеть «слабаком», «маменькиным сынком», «тряпкой».

Конфликт лидерства. Подросток видит учителя как конкурента в классе. Он старается не потерять авторитет.

Конфликт нелюбви. Происходит тогда, когда к учителю относятся без уважения. Знают, что его можно вывести из себя. Специально устраивают такие ситуации, чтобы учитель потерял терпение.

2.4 Конфликты между подростками

В школе встречаются конфликты и между подростками. Это неизбежное, нормальное явление. И вопрос не в том, почему возникают эти конфликты, а в том, как взрослые на это реагируют.

Общение со сверстниками - особая сфера жизни подростка. Известно, что влияние на него товарищей, одноклассников, как положительное, так и отрицательное, может быть очень велико. Однако психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны и учителям, и родителям. Они определяются своеобразием происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от детства к взрослости.

Подросток не мыслит себя вне коллектива, и все события коллективной жизни вызывают у него активное эмоциональное отношение. Он испытывает подъем от переживания общности со своей группой, когда действует вместе со всеми и вместе со всеми выражает свое положительное или отрицательное отношение к событиям школьной жизни, за пределами школы и т.д. Отрыв от коллектива, изолированность, отсутствие друга или разрушение дружбы воспринимается подростком как личная драма.

Опытные педагоги знают, что неблагополучие в отношениях подростка с одноклассниками, практический разрыв деловых и личных взаимоотношений с ними могут иметь многосторонние отрицательные последствия не только в плане возникновения у подростка тяжелых переживаний, но и для формирования его личности в целом.

Наиболее распространены среди подростков конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух-трех лидеров и их группировок за первенство. В средних классах часто, конфликтуют группа парней и группа девчонок. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности. Детская жестокость - явление общеизвестное. Ребенок гораздо больше взрослого подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных. Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены важной особенностью возраста - формированием морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, я делаю следующие краткие выводы.

Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Основные типы конфликтов у подростков: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Что стоит за этими подростковым конфликтом? Превращение ребенка в подростка происходит постепенно и вместе с тем неожиданно: у одних это связано с периодом бурного роста, другие встречаются с ним, когда проходят через первый конфликт с учителем или родителем или принимают первое самостоятельное и ответственное решение. Суть подросткового возраста в поиске себя, в поиске ответа на вопрос «Кто я?». Пока ребенок мал, он во всем доверяет родителям и не задается этим вопросом. Повзрослев, ребенок понимает, что для признания его «своим» семья, школа, группа, улица требуют разного стиля поведения. Он ищет «свое» и «своих». Конфликт заключается в том, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый, а хочет свободы и независимости, которыми наделены взрослые. Даже не зная, как распорядиться свободой, он желает ее признания с нашей стороны. При этом свобода понимается как отсутствие обязательств, об ответственности речи не идет. Помочь подростку связать свободу и ответственность – это задача взрослых. Разрешение конфликта возможно лишь при выяснении интересов сторон, их потребностей, сути конфликта. Взрослый, узнав о проблеме, как минимум должен обсудить это с подростком. Возможно, нужно привлечение третьей стороны, например значимого взрослого или кого-то из одноклассников. Главное в конфликте – найти решение, а не виновного. Разрешение конфликта может послужить хорошим поводом для развития отношений в коллективе подростков, между подростком и учителем, между подростком и родителем.

Таким образом, одна из величайших профессиональных и человеческих способностей педагога - способность не только безболезненно разрешать, но и предупреждать возникновение подростковых конфликтов. Как много это значит и для школы, и для семьи, и для ребенка и для самого педагога.

Список использованной литературы

1. Баныкина С.В. Конфликты в современной школе: Изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И.Степанов. – М.: АТП, 2006. - 184 с.

2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. - М.: Педагогика, 1982.

3. Драгунова Т.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / Т.В. Драгунова.- М.: Педагогика, 1986.

4. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1972. - №2.

5. Лозоцева В.Н. Конфликты, развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. - М., 1986. - №8.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1999.

7. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 1995.

8. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1988.

9. Психология конфликта / Сост. и общая редакция Н.В. Гришиной. - СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

10. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.

11. Семенов А.В. Проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте /А.В. Семенов. – М.: Гос. ун-т упр.- 2000. - N 1.

12. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде): Учеб. Пособие. / Под ред. А.Б. Белинской. – М.: Прометей, 2000. – 212 с.

    Реферат по психологие

    Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

    Реферат по психологие

    Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста

    Реферат по психологие

    Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка

    Реферат по психологие

    Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте

    В психологической науке существует несколько принципиальных позиций рассмотрения периода 9-11 лет. Некоторые исследователи считают этот возраст началом стабильного подросткового периода (Л.С. Выготский), другие - частью критического (в целом) подро­сткового возраста (Л.И. Божович и др.) или окончанием детского возраста, латентной стадией (3. Фрейд). В периодизации Д. Б. Эль-конина этот период рассматривается как кризис между стабильны­ми младшим школьным и подростковым возрастами.

    Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризисом (иногда вплоть до так называемого мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции, исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сфор­мированы. Симптоматика кризиса: отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выпол­нять учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успеш­ным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягост­ной она им воспринимается.

    В школе складывается достаточно устойчивый статус ученика, причем именно неблагополучный статус имеет тенденцию сохра­няться при переходе из начальных классов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя трудности в обучении, вызванные недоста­точным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются. Перед ребенком встают новые.задачи, проблемы, ко­торые он вынужден решать (проверка себя и сравнение с другими, адаптация к новым условиям обучения, к требованиям множества разных учителей).

    Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является, по мнению К.Н. Поливановой, рефлексивный «оборот на себя» 1 . Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможно­стей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

    Во время перестройки всей социальной ситуации развития ре­бенка возникает «ориентировка на себя», на свои качества и умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюда­ется стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

    1. Что такое позиция школьника?

    2. Б чем специфика взаимоотношений младшего школьника с учителем?

    3 Почему учебная деятельность признается ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

    4. Какова адекватная мотивация учения как деятельности?



    5 Какова структура учебной деятельности?

    6. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте.

    7 Что имеют в виду, говоря о психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте? Каковы ее причины?

    8. Обозначьте основные направления развития личности младшего школь­ника.

    9. Какими психологическими проблемами отмечен переход от младшегошкольного к подростковому возрасту?

    ЗАДАНИЕ 1

    Как вы можете охарактеризовать позиции брата и сестры в семье и в шко­ле? Как это сказывается на их взаимоотношениях, какие последствия может иметь в"личностном плане? Почему педагогический прием, придуманный сестрой, оказался неподходящим для мальчика?

    «Маруся, сгорбившись, сидит на диване. Глаза ее вонзились в библиотечную книгу. Книга называется так «О чем щебетала ласточка». Маруся читает ее чуть не двенадцатый раз.

    Возьми из духовки мамалыгу и рыбу и, пожалуйста, не мешай мне читать,-говорит она, не отрываясь от «Ласточки» Голос у нее сухой и отчетливый, будто онадиктует диктант.

    Маруся строгая, всегда занятая, разговаривает со мной свысока. Она считает меня легкомысленным лодырем. Я боюсь ее больше, чем маму. Она первая ученица в гимназии и уже зарабатывает ежемесячно четыре рубля, так как дает уроки племян­нице мадам Шершеневич. Все хвалят Марусю за то, что она такая серьезная, и по­прекают меня, зачем я непохож на Марусю.

    Одна только мама относится ко мне снисходительно. Маруся чувствует это, и для нее это большая обида.

    Мне очень хочется быть таким же серьезным, как Маруся, но у меня ничего не выходит. Несколько раз она пробовала воспитывать меня на свой лад и в конце кон­цов махнула рукой Года три назад она сказала мне каким-то неожиданным, маль­чишеским голосом

    Хочешь играть в путешествия?Я ответил:

    Потому что я жаждал кораблекрушений и подвигов. Но она взяла пять узеньких листочков бумаги, написала на них старательным почерком «Азия», «Африка», «Европа», «Америка», «Австралия» и приколола их булавками в разных концах на­шего большого двора Кухня для биндюжников оказалась Америкой, крыльцо усача Симоненко - Европой. Мы взяли длинные палки и пошли из Азии в Америку. Чуть только мы очутились в Америке, Маруся нахмурила лоб и сказала:

    В Америке главные реки такие-то, главные горы такие-то, главные странытакие-то, климат такой-то, растения такие-то.

    А потом сказала:

    Повтори.

    Я вместо ответа заплакал. Лучше бы она побила меня 1 Путешествовать - значи­ло для меня мчаться по прериям, умирать от желтой лихорадки, выкапывать древние клады, спасать прекрасных индианок от кровожадных акул, убивать бумерангами людоедов и тигров, и вдруг вместо этого меня ведут от бумажки к бумажке и застав­ляют, как в классе, зубрить какие-то десятки названий! Марусе эта игра была по сердцу - полезная игра, поучительная. Я убежал от нее со слезами, чуть только мы дошли до Европы, и спрятался в «Вигваме» на весь день. С тех пор Маруся оконча­тельно убедилась, что я легкомысленный лодырь, и говорит со мною, как с жалким ничтожеством» {Чуковский К.И. Серебряный герб. Киев, 1985. С. 187).

    ЗАДАНИЕ 2

    О каком изменении в восприятии ребенком окружающего мира говорится в этом отрывке?

    «Вы богаты - мы бедны, эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысяча новых, неясных мыслей, касательно одинокого положе­ния их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бед­ны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку

    «Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? - думал я,- и каким образом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего ж нам не разделить поровну того, что имеем?» Но я понимал, что с Катенькой не годится говорить об этом, и какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил мне, что она права и что неуместно бы было объяснять ей свою мысль.

    Неужели точно ты уедешь от нас? - сказал я - Как же это мы будем житьврозь?

    Что же делать, мне самой больно; только ежели это случится, я знаю, что ясделаю. .

    В актрисы пойдешь... вот глупости! - подхватил я, зная, что быть актрисойбыло всегда любимой мечтой ее.

    Нет, это я говорила, когда была маленькой..

    Так что лее ты сделаешь?

    Пойду в монастырь и буду там жить, буду ходить в черненьком платьице, вбархатной шапочке. - Катенька заплакала.

    Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни вдруг замечать, что вашвзгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы виделидо тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого родаморальная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, скоторого я и считаю начало моего отрочества "

    Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что суще­ствует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал.

    Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особенным от путей, которые, чтобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься над ее будущим положением, был для меня этим путем. Когда я глядел на Деревни и города, которые мы проезжали, в которых в каждом доме жило по крайней мере такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любо­пытством смотрели на экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это в Петровском, но не Удостаивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос, что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? и из этого вопроса воз­никли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускам ли играть, как наказывают? и т.д.» (Толстой Л.Н. Детство // Избранные про­изведения. М., 1985. С. 162-164).

    Дополнительная литература:

    Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1979.

    Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М; Воронеж, 1998.

    Зак A3. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол наука и образование. 1997. № 2. С. 36-41.

    Психическое развитие младших школьников: экспериментально-психологическое ис­следование / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1990

    Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С Лейтеса. М., 1996.

    Репкин Н., Репкина Г, Заика Е. О системе психолого - педагогического мониторин­га в построении учебной деятельности // Вопросы психологии. 1995. № 1, С 13-24.

    Глава XVI

    ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТРОЧЕСТВО)

    Предподростковый кризис. Описание и анализ предподросткового кризиса представляет собой наиболее сложную проблему. Дело в том, что в рамках культурно-исторической теории разными авторами подростковый возраст понимается по-разному. В периодизациях Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина «подростковый» кризис - это переход от младшего школьного к подростковому возрасту, и потому точнее называть его «предподростковым».

    Подростковый возраст Д.Б.Эльконин рассматривал как ста­бильный. Стабильный в норме, несмотря на то, что в peaльной жизни в силу особых причин он может протекать весьма бурно. Как можно понять это противоречие? Подростковый возраст понятие, возникшее лишь около ста лет назад, не нашло еще в современной культуре способов своего разрешения, «амплификации», подобно более древним возрастам. Сегодня нет еще в культуре, в социальных институтах адекватных для решения задач подросткового возраста пространств.

    Действительно, решим мысленно такую задачу: попытаемся представить себе то «место», где подросток был бы «уместен». Младенца естественно представить себе на руках у матери или в кроватке, малыша до трех лет - играющим в кубики или в песо­чек, дошкольника - с куклой или машинкой, младшего школьни­ка - в классе. А где место подростку? На этот вопрос трудно най­ти общий для всех ответ.

    Поэтому в жизни мы имеем дело с кризисом, не находящим своего разрешения. Именно так можно объяснить видимое несо­ответствие теоретических посылок реально наблюдаемым прояв­лениям подростничества.

    Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечест­венной психологии. Несмотря на большое число исследований, нет пока единого мнения относительно таких ключевых аспектов этой проблемы, как ведущая деятельность подростничества, цен­тральные новообразования возраста. Да и, наконец, вопрос о том, к стабильному или кризисному возрасту следует относить подростничество, остается открытым.



    В данном контексте нас интересуют работы, в которых были вы­явлены и проанализированы характеристики перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, а не просто исследования психологии детей подросткового возраста. Во-первых, подростко­вый возраст, как мы уже отмечали, трактуется очень широко, слово «подросток» относят к широкому возрастному диапазону: если нижняя граница возраста не опускается ниже 10-ти лет, то верхняя может доходить до 16-ти (Л.И.Божович), и даже до 18-ти (Л.С.Выготский). Поэтому еще раз подчеркнем, что мы ограни­чиваемся лишь описанием перехода от младшего школьного к подростковому возрасту, стараясь и в более широких аналитиче­ских, и экспериментальных конструкциях выделить именно «дра­му развития», воплощающую этот переход.

    Л.С.Выготский в работах, посвященных «проблеме возраста» в целом и отдельным возрастным периодам, не дает характери­стики предподросткового кризиса. Его взгляды на подростковый возраст мы находим в работе «Педология подростка», написан­ной в 1931 г., до построения целостной концепции возраста. Это приводит, как мы увидим, к некоторым противоречиям и разно­чтениям.

    По мысли Выготского, ключом к пониманию психологии под­ростка является проблема интересов. Необходимо исследовать «те основные моменты направленности, своеобразная конфигурация которых определяет на каждой данной ступени структуру, внут­ри которой находят свое место и свое значение все механизмы по­ведения (курсив наш. - К. П.)» . При этом «целостные дина­мические тенденции, определяющие структуру направленности на-ших реакций, и следует с полным основанием называть интересами (курсив наш. - К.П.)» [там же, с. 13].

    С коренной перестройкой всей системы интересов, побуждаю­щих человека к действию, связаны особенности поведения подро­стков: «падение школьной успеваемости, ухудшение прежде уста­новленных навыков, особенно когда перед ребенком развертыва­ется продуктивная работа творческого характера» [там же, с. 20].

    По мысли Л.С.Выготского, подростничество распадается на две фазы - негативную и позитивную, фазу влечений и фазу инте­ресов. Л.С.Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установив­шейся системы интересов (отсюда ее протестующий, отрицатель­ный характер) и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза - фаза интересов - ха­рактеризуется вызреванием нового ядра интересов. Выготский также обращает внимание на сходство негативной фазы подростничества с негативизмом, характерным для трехлетних детей, предупреждая, впрочем, об опасности их отождествления.

    Давая характеристику симптомам негативной (критической) фазы подросткового возраста, Выготский отмечает а) их край­нюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наобо­рот); в) неоднородность и сложность поведения.

    В работе «Педология подростка» Выготский вводит представ­ление о трехчленном строении критического или переходного пе­риода. Трудность и противоречивость его позиции, однако, со­стоит в том, что трехфазная модель кризиса включает в себя тре­тью фазу позитивного развития, но в других работах третья фаза скорее трактуется как стабильный возраст.

    Важно отметить, что Выготский пубертатный возраст относит к числу стабильных, что позволяет ему удержать единую логику ана­лиза критических возрастов как особенных. В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский выделяет кризис 13 лет и следующий за ним стабильный пубертатный возраст. Комментируя эту работу Д.Б.Эльконин пишет следующее: «Интересно отметить, что в публикуемых в настоящем томе главах книги "Педология подро­стка" Выготский еще не определял подростковый возраст как ста­бильный, употребляя часто понятия "переходный возраст" и "подростковый возраст" как синонимы» .

    Л.И.Божович смотрит на проблему подросткового возраста иначе. Она весь возраст полового созревания полагает критиче­ским: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с бы­стрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхрон­ности в физическом, психическом и социальном развитии подро­стка, очень трудно» . Этот период рассматривается как особенный в онтоге­незе, поскольку его содержанием является становление человека как субъекта собственного развития . Самоопределение в юности характеризуется двуплановостью, которая создает исходное противоречие, переживаемое как ценностно-смысловой кризис.

    В целом можно высказать предположение, что чем младше ребенок, чем «древнее» возраст, тем определеннее и конкретнее его проявления. Напротив, чем выше продвигается индивид по «лестнице» возрастов, тем выше влияние конкретных обстоя­тельств индивидуальной жизни и социокультурных особенно­стей.

    Возможно, социальная ситуация развития в юности и опреде­ляется встречей ребенка с изменяющимся миром (в противопо­ложность другим возрастным кризисам, когда ребенок открывает для себя особую, новую, но устойчивую форму следующего возраста).


    1 Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. -М.: Педагогика, 1982-1984. С. 244-268.

    Д. Б. Эльконин. Избранные психологические труды. - М.: Педаго­гика, 1989. С. 60-77.

    «Вопросы психологии», 1978. N4; 1979.N2, 4.

    Тот факт, что самыми элементарными формами психической жизни (ее истоками) являются эмоции, вполне объясним, так как для ребенка, почти лишенного инстинктивных способов удовлетворения своих потребностей и удовлетворяющего их через взрослого, биологически более важными являются ориентация в состоянии своих потребностей, чем в окружающей действительности, и своевременная сигнализация об этом переживание представляет собой средство такой ориентации

    Ситуативность свойственна не только детям первого года жизни. Она присуща в несколько ином виде детям раннего, дошкольного и даже школьного возраста. Ситуативность преодолевается лишь постепенно и ее преодоление в значительной степени является свидетельством формирования личности ребенка. Последнее мы попытаемся показать в дальнейшем изложении.

    Э.Эриксон. Детство и общество. – СПб., 1996, стр. 379-386.

    Крайг Г. Психология развития. С-Пб.: Изд-во «Питер», 2000, стр. 676-679.

    Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии // Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1978. С. 237-252.

    Доналдсон М. Мыслительная деятельность де­тей. М.: Педагогика, 1985. С. 158-176.

    Пиаже Ж, Избранные психологические труды. - М.: Просвеще­ние, 1969. С. 579-591.

    Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. -М: Изд-во АПН РСФСР, 1956. С. 438-452.

    Д.Боулби. Привязанность. – М, 2003, стр.221-234.

    Средний возраст начала ползания у детей из племени ганда составлял двад­цать пять недель, в то время как у белых американцев он был равен семи с половиной месяцам (Gesell, 1940). В этом (и во многих других) отношении двигательное развитие у детей из племени ганда происходит намного быстрее, чем у белых детей (Gebei, 1956).

    Такое же название носит и населенный пункт, в котором проживает это племя. - Примеч. пер.

    Наблюдения велись еще за одним ребенком (девочкой), но поскольку к концу исследования ей было только три с половиной месяца, данные о ней не были включены в описание.

    Щаффер и Эмерсон предполагают, что, возможно, о наиболее ранних и еще не постоянных проявлениях привязанности им не сообщали, поскольку они обнаружили, что когда им впервые о них сказали, протест детей против ухода матери уже достигал высшей точки или был близок к этому.

    Имеется в виду четвертая четверть первого года жизни ребенка.

    Шаффер и Эмерсон сообщают, что они не смогли установить факторы, вызывающие отдельные колебания по интенсивности, а также «некие колебания спонтанного характера». Однако вполне возможно, что непосредственные и более частые наблюдения могли бы выявить обстоятельства, о которых матери не упоминали во время бесед, которые исследователи проводили с ними раз в месяц.

    Мерфи не приводит точных цифр или коэффициенты корреляции

    В Великобритании и многих других странах дети поступают в начальную школу с 5 лет

    Латентная стадия - в периодизации 3 Фрейда четвертая стадия психосексуального развития ребенка (с 5 до 12 лет)

    Д.Боулби. Привязанность. – М., 2003, стр. 293-387.

    Tabula rasa (лат) - чистая доска

    В результате дальнейшего анализа полученных данных Эйнсворт (сообще­ние в личной беседе) пришла к выводу, что особенно весомым показателем надежной привязанности может оказаться то, как ребенок реагирует на возвращение своей матери после ее кратковременного отсутствия. Данные Эйнсворт позволяют пред­положить, что ребенок с надежной привязанностью демонстрирует организованную последовательность целекорректируемого поведения: после приветствия матери и приближения к ней он или стремится к тому, чтобы его взяли на руки и он мог прижаться к матери, или остается околонее. Другие дети показывают реакции двух видов: или их не интересует возвращение матери, или их огорчение и вспышки раздражения не сопровождаются попытками подойти к ней.

    Давид и Аппель каждые две недели (иногда чаще) посещали парижские семьи, в которых в общей сложности было двадцать пять детей. Каждое посещение длилось три часа во время этих посещений ученые собирали подробные данные с поминутной фиксацией взаимодействия ребенка и матери в их естественной домаш­ней обстановке в течение первого года жизни. В дальнейшем эти данные были до­полнены сведениями, полученными в результате ежемесячных посещений семей ко­торые продолжались до тех пор, пока детям не исполнилось по два с половиной года. Эти сведения также дополнили данные лабораторных сеансов, проводившихся в возрасте одного года и одного месяца, полутора лет и двух с половиной лет. Однако пока опубликована лишь часть собранных материалов, причем в основном только те из них, которые касаются возраста тринадцати месяцев.

    В своей публикации Ярроу не приводит критерии, на основе которых он оце­нивал эту способность.

    Под «ритмами» здесь имеются в виду различные состояния ребенка (бодрст­вование, сон). - Примеч. ред.

    Приведенный ниже отрывок представляет собой частично сокращенную и парафразированную цитату из работы Эйнсворт и Уиттига (Ainsworth, Wittig, 1969). Данные, подтверждающие эти выводы, содержатся в публикации Эйнсворт и Белл (Ainsworth, Bell, 1969).

    Эту точку зрения высказывали два врача-клинициста, имеющие большой опыт работы с детьми, страдающими аутизмом. Беттельхайм (Bettelheim, 1967) счи­тает, что детям, страдающим аутизмом, не хватает опыта, который показывал бы, что их действия в ходе социального взаимодействия имеют прогнозируемые резуль­таты. В итоге при общении с людьми они «отказываются от целекорректируемого действия... [и] прогноза». Беттельхайм противопоставляет это обстоятельство их по­ведению по отношению к безличным объектам, которое, по его словам, обычно ста­новится и остается целекорректируемым Малер (Mahler, 1965) так же считает, что «уход во вторичный аутизм» может быть результатом того, что поведение матери кажется непрогнозируемым.

    Й. Лангемейер, З. Матейчек, Психическая депривация в детском возрасте, Прага, 1984. с. 21-38, 65-70

    Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968.

    Э.Эриксон. Детство и общество. – СПб. ИТД «Летний сад», 2000.

    Trust - доверие, вера (как в выражениях «доверять кому-либо», «верить кому-либо», «полагаться на кого-либо»); надежда; ответствен­ность, обязательство. Confidence - доверие (как в выражениях «пользо­ваться чьим-либо доверием», «доверять кому-либо свои тайны»); уве­ренность в ком-чем либо, в том числе, и в себе. Там, где слово «trust» у Эриксона является, фактически, термином, в качестве русского эк­вивалента используется слово «доверие». - Прим. пер.

    Это и составляет коммунальную и психологическую сторону религаи. Ее часто парадоксальное отношение к духовности отдельно­го человека представляет собой вопрос, который невозможно обсу­дить кратко и мимоходом (см. Young Man Luther). - (Э.Г.Э.)

    Эриксон употребляет здесь двусмысленное выражение «being on the make» (1. развиваться, делать карьеру; 2. искать и добиваться сексуальной близости), чтобы подчеркнуть связь инициативы с локо­моторной и фаллической стадиями развития. - Прим. Пер

    См. «The Problem of Ego-Identity», J.Amer.Psa.Assoc, 4:56-121.

    Иначе говоря, отсрочки – Прим. пер.

    Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М.: Педаго­гика, 1989. С. 130-141. Впервые работа опубликована в 1978 г.

    Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. Педагогика, 1978. С. 208-212

    Из книги: Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 274-288

    Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.с. 241-251 М., 1989

    Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. С. 145-161.

    Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. С. 395-399

    Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. С. 268-280. М., 1989

    М.Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991., стр.46-47., 70-74, 109-125.

    Описанная Пиаже стадия формальных операций не является универсальной и представляется характерной лишь для ограниченного числа подростков-тех, кто ходит в школу нашей культуры Представляется неправомерным считать ее всеобщей

    Английский остров в проливе Ла-Манш

    М.Кле. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991., стр.147-151

    Изначально Марсиа использовал только две первые темы - идеологию и профессиональный выбор. Сексуальность была введена позднее, чтобы разрешить проблемы различения статусов подростками

    Этот термин, менее привычный для французского языка, чем английское mo­ratorium, означает период некоторого «взвешенного состояния»: период отсрочки Эриксон утверждает, что отрочество является периодом психосоциального мора­тория, во время которого любое общество терпимо относится к свободному экспери­ментированию подростка до окончательного формирования идентичности

    Э.Эриксон. Детство и общество. – СПб., 1996, стр. 369-379.

    Ливехуд Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга, 1994, с. 41-92.

    Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. – М.: Изд-во МГУ, 1982, стр. 182-186.

    Термином «неуспокоенность» мы переводим англ. слово «generativity», не считая возможным его прямой перенос в русский язык.

    Шихи Гейл. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Ювента, 1999. С. 30-43

    Мир психологии, 1999, №2, стр. 111-122.

    Ян Стюарт-Гамильтон . Психология старости. - СПб, 2002, с. 17-20, 42-51, 129-134

    К.Н.Поливанова. Психология возрастных кризисов. – М., Изд.центр «Академия», 2000. стр.147-153.

    Использование термина «мифологизация» связано со спецификой мифа как осо­бой культурной формы. В мифе форма и содержание нерасторжимы, например, герой в мифе, меняя одежду, становится неузнаваемым

    Л.С.Выготский. Психология. – М.: Изв-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 947-989.

    Л.С.Выготский. Психология. – М.: Изв-во ЭКСМО-Пресс, 2000, с. 989 – 997.

    К.Н.Поливанова. Психология возрастных кризисов. – М., Изд.центр «Академия», 2000. стр.75-81.

    Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле.

    В литературе описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется глубоким мотивационным кризисом, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы, а также падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды.

    Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса является рефлексивный «оборот на себя». Сформированное в предшествующий стабильный период рефлексивное отношение к мере собственных возможностей в учебной деятельности переносится в сферу самосознания.

    Во время перестройки всей социальной ситуации развития ребенка возникает ориентировка на себя, на свои качества, умения как основное условие решения разного рода задач. Поведение детей не просто теряет непосредственный характер, в это время наблюдается стремление к нарочитой взрослости. Общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития.

    Симптомы кризиса:

    1. Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

    Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития . Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

    Происходит открытие мира психического, внимание подрост-ка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.


    Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

    Мышление в подростковом возрасте не одна из функций вряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

    Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

    2. Второй симптом кризиса – негативизм . Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

    У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже – в 14-16 лет.

    Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С.Выготский пишет о трех вариантах поведения.

    1. Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

    2. Ребенок – потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

    3. Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

    На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.