Как ведут себя дети в 5 месяцев. Психоэмоциональное развитие ребёнка

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Чтобы самостоятельно оценить психомоторные навыки грудничка, нужно проводить наблюдения, когда ребенок здоров, бодр и настроен на общение. Также важно помнить, что объективная оценка общего развития малыша должна проводиться педиатром и узким специалистом при плановом осмотре.

Пятимесячный грудничок прекрасно себя чувствует, когда лежит на животе. Ведь
перед ним открывается хороший обзор. А еще лучше, если мама или папа берут на руки. Путешествие по дому становится незабываемым приключением. Кроха с интересом рассматривает яркие предметы. Также без участия взрослых он может самостоятельно играть, а именно: удерживает в руках погремушку, поворачивает ее, бросает, перекладывает, рассматривает, засовывает в рот.

Новые открытия в движениях

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев? Какие новшества появляются в его двигательной активности?

  • Раскачивание на животе. Грудничка уже меньше интересует положение, когда он опирается предплечьями о твердую поверхность и приподнимает грудь. Теперь кроха выполняет упражнение «лодочка»: приподнимает согнутые руки и ноги вверх, балансирует на животе. Это новое открытие чрезвычайно забавляет малыша. В этом положении кроха тренирует мышечный аппарат, разрабатывает толкательно-разгибательные движения, которые совсем скоро ему понадобятся. Надо признать, что упражнение «лодочка» требует больших энергетических затрат и координации движения. Грудничку удается пробыть в этой позе недолго - около 2-3 секунд. Если у малыша нет таких движений в этом возрасте, это еще не говорит об отставании в моторном развитии.
  • Пассивный переворот с живота на спину. Можно наблюдать, что при раскачивании кроха случайно переворачивается на спину. В 5 месяцев малыш довольно активен, нельзя оставлять его одного без присмотра. В этом возрасте чаще всего начинаются первые и неожиданные падения с высоты. Допускать этого нельзя. Малыша можно учить пассивно переворачиваться на спину. Для этого необходимо показывать ребенку игрушку и при этом отводить ее вверх над головой и за спину младенца. Он будет следить за движением игрушки, поворачивать голову и корпус, таким способом совершает переворот с живота на спину.
  • Вертикальное положение головы. Сохраняется в любой позиции. Грудничок уверенно держит голову ровно в положении на животе, находясь на руках у взрослого. Если грудничка аккуратно приподнять со спины за ручки, его голова уже не будет запрокидываться назад, ее положение сохранится на линии шеи и позвоночника.
  • Положение сидя. Малыш в 5 месяцев еще не должен уметь самостоятельно садиться, не стоит его рано присаживать. Иногда грудничка можно усадить в это положение, чтобы наблюдать некоторые двигательные навыки. Кроху нужно усадить на коврик и поддерживать за плечи, слегка разведенные в стороны. Из этой позиции нужно наклонить малыша влево и вправо и понаблюдать. Голова при этом не опускается в сторону наклона, а держится ровно. Это важное достижение! Если отпустить руку младенца, он не будет ее использовать в качестве опоры при наклоне тела. Этот навык появится позже.
  • Усовершенствование координации «глаза-руки». Еще в 4 месяца грудничок мог захватывать игрушку или небольшой предмет, который находился перед ним. В 5 месяцев этот навык закрепляется. Для тренировки требуется яркая игрушка диаметром около 3 см. Нужно показать малышу игрушку на расстоянии 30 см от лица. Первая реакция ребенка - сосредоточение внимания, которое длится недолго. Следующий шаг - малыш быстро тянется рукой (чаще двумя) к желанной цели. Важно, что это целенаправленное, осмысленное движение. Малыш не всегда может захватить предмет, иногда только прикасается ладошкой к нему.
  • Навыки ползания. Лежа на животе, грудничок пробует совершать ползковые движения. Перемещается малыш, опираясь на предплечья, но становиться на четвереньки пока не может. Если перед ним положить яркую игрушку, у крохи появится заманчивый стимул, чтобы продвигаться вперед и захватить игрушку.
  • Выпрямление ног при опоре. Если малыша взять под мышки и поставить в вертикальное положение с опорой стоп, он начнет выпрямлять ноги. При этом грудничок пока не становится всей стопой на поверхность, а опирается только кончиками пальцев.

Также малыш в 5 месяцев может удерживать бутылочку в руках, самостоятельно вытаскивает пустышку изо рта и точно засовывает обратно. Эти действия подтверждают, насколько усовершенствовалась координация «глаза-руки».

Грудничка по-прежнему интересует лицо мамы. Но если раньше он лишь созерцал и улыбался, то теперь исследует лицо ладошками, щупает нос, трогает пряди волос, засовывает маме пальцы в рот. Малыш любит, когда с ним играют, громко и эмоционально разговаривают, поднимают, вращают, щекочут - обычно на все эти действия он реагирует звонким смехом. Но любая перемена во внешности близкого человека (прическа, цвет волос, шапка, броский макияж) может насторожить кроху и даже напугать.

Восприятие окружающего мира малышом 5 месяцев

Что должен уметь малыш в 5 месяцев и как он учится воспринимать мир? Как развивается его эмоциональная сфера, тактильные ощущения, зрительные, слуховые реакции?

  • Ориентирование на все новое и необычное. Если в поле зрения попадают новые предметы, кроха непременно концентрирует на них свое внимание. Грудничку интересны предметы, которые двигаются, издают звуки, демонстрируют какие-то новые свойства. Он способен различить крупные детали на игрушках, а цветовое восприятие уже включает весь спектр цветов. По-разному кроха реагирует на новые предметы и явления: что-то вызывает радостные возгласы, а что-то испуг и плач. Также грудничок замечает, когда меняется игрушка или переставляются предметы. В этом возрасте его уже привлекают яркие картинки в книжках.
  • Развитие эмоциональной сферы. Эмоции, как и моторные навыки, формируются постепенно. На 1 месяце жизни примитивные эмоции были связаны с органическими, но не социальными причинами. Улыбка была неосознанной. Малыш в 5 месяцев умеет эмоционально реагировать на ситуации, его переживания становятся социально обусловленными. Двигательная активность и эмоции в этом возрасте сильно взаимосвязаны. Также все ярче проявляются эмоции при общении с близкими людьми.
  • Негативные и позитивные эмоции. Если кроха пробует перевернуться на живот, пытается схватить игрушку, но у него ничего не получается, можно наблюдать, как ребенок нервничает и плачет. Но также можно видеть позитивные эмоции, когда у малыша что-то получается. Психологи говорят о том, что чувство радости у младенцев сохраняется надолго. Положительный опыт подталкивает малыша повторять движения снова и снова.
  • Тест на слуховую реакцию. Все груднички - аудиалы, их ухо чутко настроено на новые звуки, тембр, интонации голоса, различные шумы, музыку. Есть предположение, что основной канал восприятия мира (аудиальный, визуальный, кинестетический) закладывается в грудном возрасте. Как проверить слуховую реакцию? Нужно уложить малыша на спину, убрать все внешние раздражители, отвлекающие моменты, встать за головой крохи и пошуршать бумагой со стороны одного уха, затем - другого. Ребенок должен поворачивать голову в сторону источника шума. Также грудничок реагирует на включение и выключение музыки, шум при работе бытовой техники, телефонный звонок.
  • Тактильные ощущения. Ребенок реагирует на перепад температуры, сравнивает твердую, мягкую, пушистую поверхность. Для развития его тактильных ощущений рекомендуется приобретать игрушки из различных безопасных материалов, давать в руки предметы различной формы. Ребенок этого возраста уже реагирует смехом на щекотание.

Психомоторное развитие девочки и мальчика протекает в одном темпе. Предпочтительнее говорить не о половых различиях, а об индивидуальных особенностях грудничка, его врожденном темпераменте, типе телосложения, которые могут повлиять на формирование навыков.

Что нового в речевом развитии

Грудничок в 5 месяцев еще не перешел в стадию доречевого развития, которая называется лепетом. Но артикуляция звуков уже потихоньку приближается к звукам родной речи. Как развиваются речевые навыки ребенка в 5 месяцев?

  • Уже произносятся такие гласные : «и», «ы», «э», «о», «а», «у».
  • Уже произносятся такие согласные : «д/т», «г/к/х», «в/ф», «с/з», «б/п», «м».
  • Интонации в голосе. Тональность голоса связана с эмоциональным состоянием малыша. Голосом он может показать радость, восторг, неудовлетворение, беспокойство.
  • Новые слоговые цепочки : «ба-ба», «ма-ма» (пока что неосознанно), «да-да», «ме-ме», «дай-дай», «мем-мем».

Еще одна характерная особенность этого возраста - появление ударения в слогах. Поэтому гуление грудничка приобретает ритмическую окраску и уже интонационно начинает приближаться к ритмике родной речи.

Что может ребенок в 5 месяцев? Заметно обогащается его двигательная активность и эмоциональная сфера. Движения становятся более скоординированными, ловкими, точными. Руки малыша уже много чего умеют: тянуть, толкать, качать, держать, поворачивать, бросать. Но самое любимое движение - хватать.

Распечатать

Первые месяцы жизни малыша пролетают так быстро и стремительно, что родители не успевают замечать, как он растет. Казалось бы, совсем недавно родился, и вот ребенку 5 месяцев! Что он должен уметь? Этим вопросом задаются многие мамы. И в самом деле, особенно стремительно. Каждый день для него - это новое открытие и умение. Конечно, все малыши развиваются индивидуально, но есть и общие показатели, по которым могут ориентироваться молодые родители.

и двигательная активность

Итак, ребенку 5 месяцев! Что он должен уметь в этом возрасте? Пожалуй, стоит начать с физического развития. Обычно к концу пятого месяца жизни рост малыша увеличивается примерно на 10-15 сантиметров (с момента рождения). Многие мамы беспокоятся, что их ребенок мало кушает и слишком худенький по сравнению со сверстниками. Сколько весит ребенок 5 месяцев? В среднем, к этому возрасту масса тела удваивается - носить малыша на руках становится все тяжелее. Хотя небольшой недобор веса не должен слишком расстраивать родителей - повторимся, что каждый ребенок развивается по-своему. Конечно, это при условии, что все остальные показатели в норме.

Малыш становится все более активным. Он уже может долго держать головку, лежать на животике, приподнимаясь на вытянутых руках. Многие дети уже учатся переворачиваться, так что родителям стоит быть особенно бдительными и не оставлять малыша одного на диване. Примерно с этого возраста ребенок может порадовать родителей тем, что уже учится ползать. Если поставить малыша на ножки, придерживая его, он уже способен простоять несколько минут.

Ребенок может попытаться даже сесть самостоятельно, но нельзя усаживать его преждевременно. Особенно это важно для девочек: ранняя нагрузка на позвоночник может обернуться серьезными проблемами в будущем. Ребенок сядет только тогда, когда будет сам к этому готов. Вообще, родителям очень важно придерживаться золотой середины - с одной стороны, не ограничивать чада, но, с другой, не торопить его.

Эмоциональное развитие

Ребенку 5 месяцев - что он должен уметь еще? В этом возрасте малыш уже узнает родных и радостно встречает их. А вот незнакомых людей кроха может испугаться. Ребенок чутко реагирует на настроение мамы, даже на тон голоса. Поэтому не нужно пугать малыша и проявлять при нем отрицательные эмоции. Кстати, в этом возрасте ребенок уже интересуется другими детьми и своим отражением в зеркале.

Какой ребенок в 5 месяцев не любит ярких игрушек? Малышу доставит огромное удовольствие перебирать их и перекладывать из одной ручки в другую. Конечно, маме не стоит надеяться, что они займут его надолго - минут 10-15, не больше. А еще кроха с большим удовольствием играет с родителями.

Первый лепет

В возрасте пяти месяцев ребенок начинает певуче произносить свои первые слоги: "ма", "ба", "па". Разумеется, это еще не осознанная речь, просто гуление постепенно сменяется лепетом. Он доставляет огромное удовольствие не только родителям, но и самому малышу. Чтобы поощрить маме нужно уже сейчас как можно больше с ним общаться, причем не сюсюкать, а говорить обычным спокойным голосом, четко произносить все слова. Пусть малыш сразу привыкает к правильной речи. С самого раннего возраста нужно рассказывать ребенку стихи и потешки, петь колыбельные.

Режим дня малыша

5 месяцев существенно не меняется. Количество кормлений остается тем же - за день малыш кушает шесть раз в течение дня. Время отдыха тоже не слишком меняется - кроха спит один раз утром и еще дважды - в обед и вечером. Ночью грудной ребенок 5 месяцев может один раз просыпаться для кормления. Вскоре необходимость в этом пропадет, и он будет крепко спать до самого утра.

С ребенком нужно два раза в день гулять. Кстати, в пять месяцев малыш может уже и не спать на прогулке, а активно интересоваться окружающим миром. Как и прежде, для малыша обязательны гигиенические процедуры утром и вечером, а также гимнастика после пробуждения и легкий массаж перед сном.

Питание

Как и раньше, лучшей едой для ребенка остается материнское молоко. При этом грудничку до шести месяцев совершенно не требуется прикорм. Молоко полностью удовлетворяет все его потребности, конечно, при условии, что кормящая мама полноценно питается. То же можно сказать и про детей-искусственников - качественная адаптированная смесь обеспечивает малыша всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Впрочем, допаивать малыша чистой можно, особенно летом. И лучше всего при этом сразу приучать ребенка пить из чашки.

Когда появляются первые зубки?

У многих детей к этому возрасту уже прорезываются первые зубки. Нижние, а затем верхние центральные резцы - вот, чем может порадовать родителей ребенок 5 месяцев. Комаровский Евгений Олегович по этому поводу утверждает, что в среднем, появляются у детей в возрасте полугода. Но опережение или отставание в этом даже на 5-6 месяцев вовсе не является патологическим. Как бы то ни было, нужно помнить, что прорезывание первых зубов у малышей часто сопровождается плохим настроением и самочувствием. Стоит позаботиться о том, как помочь крохе в это время. Можно предложить ребенку игрушку-прорезыватель или обсудить с педиатром необходимость применения специальных охлаждающих мазей для десен.

Здоровье малыша

Правильный режим дня и питания, достаточное количество сна и прогулок, свежий и чистый воздух в комнате - это основы здоровья, которые должна обеспечить любящая мать, чтобы ребенок рос активным и счастливым. Но есть некоторые вопросы, особенно часто беспокоящие родителей. Одной из проблем является повышение температуры тела без видимых причин.

Педиатры говорят, что 37-37,2 - это еще нормальная отметка для детей раннего возраста. Кстати, нужно помнить, что у ребенка 5 месяцев температура может подняться, если малыш слишком тепло одет или в комнате очень жарко. Некоторые дети так реагируют на прорезывание зубов, также это может быть первый признак вирусной инфекции. В любом случае, если родителей тревожат какие-либо проблемы со здоровьем ребенка, лучше вовремя обращаться к педиатру. В этом возрасте особенно должно насторожить следующее:

  • малыш не интересуется новыми игрушками и безразличен к родным;
  • ребенок плохо реагирует на звуки или совсем их не слышит;
  • у малыша наблюдаются систематические нарушения сна;
  • ребенок не держит головку.

Любой из этих симптомов является однозначным поводом для обращения к специалисту.

Игры и занятия с крохой

Все мамы хотят, чтобы их дети росли активными и не отставали в развитии от сверстников. Лучший способ помочь малышу - это, конечно, игра. В этом возрасте дети обожают играть в прятки. Очень хорошо показывать ребенку яркие картинки и предметы и при этом называть их, обращать внимание малыша на форму и размер игрушек, на звуки, которые они издают. Вообще, для развития слуха всем детям полезно слушать хорошую музыку, причем это могут быть как колыбельные и детские песенки, так и классические произведения. Во время купания можно давать ребенку яркие плавающие игрушки - это развеселит малыша и сделает водные процедуры еще приятнее.

Итак, вашему ребенку 5 месяцев. Что он должен уметь делать, мы уже перечислили выше, но еще раз подчеркнем, что все эти нормы являются усредненными. В любом случае, каждый ребенок растет и развивается индивидуально. Что-то получается раньше, а что-то позже. Родителям нужно сравнивать малыша не с графиками и таблицами, не с другими детьми, а прежде всего с ним самим. Ведь каждый день открывает для крохи что-то новое.

И самое главное здесь - это любовь и терпение. Потому что маленький ребенок - это сосуд, который щедро и заботливо наполняют родители. И те эмоции и чувства, которые они вложат в малыша в первый год, будут сопровождать его всю жизнь.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Коза и козленок Сорока-ворона

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.

В этом ребенку могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Вконтакте

И снова здравствуйте, дорогие читатели! Если вы сейчас здесь, значит вы прекрасный родитель и обеспокоены развитием своего ребенка. Для матери очень важно, чтобы её малыш развивался своевременно, поэтому очень хочется узнать, что должен уметь малыш в пятимесячном возрасте.

На самом деле, развитие ребенка в 5 месяцев скорее является закреплением ранее полученных навыков. Однако это вовсе не значит, что ваш малыш нисколько не изменился. Проведите параллель между развитием крохи сейчас и месяц тому назад. Да он же повзрослел!

Вы заметили, что ваш малыш изменился в лице? И взгляд его стал более осмысленным? Нет? Посмотрите фотографии вашего ребеночка за прошлый месяц – теперь он совершенно другой!

Он подрос:

  • вес девочки составляет 5,4-8,8 кг (мальчика: 6,0-9,3 кг);
  • рост малышки колеблется от 59,6 до 68,5 см (малыша: от 61,7 до 70,1);
  • окружность головки вашей дочери теперь 38,9-44,0 см (сына: 40,1-45,0 см).

Вы ведете календарь веса вашего малютки? Заметили, что он сейчас весит почти в два раза больше, чем при выписке из роддома? И это действительно так. Малыш окреп и готов познавать наш необъятный мир с ещё большим интересом, чем ранее.

Сон малыша стал ещё крепче, теперь он может и вовсе не просыпаться ночью. Однако рекомендуется всё же предлагать малышу грудь во время ночного сна, ведь именно в это время лучше всего вырабатывается окситоцин – гормон, влияющий на лактацию. А вот днем малыш может «уходить на сон» до трех раз.

Питание крохи на данном этапе жизни мало отличается от предыдущего. Малыши, которые находятся на естественном вскармливании, по-прежнему продолжают питаться материнским молоком. Вводить прикорм сейчас не стоит. Однако есть несколько нюансов, которые указывают на необходимость введения прикорма на ГВ:

  • малыш часто капризничает;
  • плохо спит по ночам;
  • грудного молока недостаточно для утоления голода младенца;
  • вес крохи стоит на месте или набирается очень медленно;
  • частая отрыжка.

Но прежде чем принимать решение по введению прикорма стоит проконсультироваться со специалистом. Педиатр Комаровский и вовсе считает, что недостаток молока можно восстановить.

Если же ваш малыш питается молочной смесью – можно задуматься о прикорме или продолжить вводить новые продукты питания (если вы уже ранее докармливали малыша).

2. Особенности развития пятимесячного малыша

Внимательные родители замечают, что ребенок совершенствует свои навыки с каждым днем. Сейчас малыш набрался сил и научился владеть своим телом.

Теперь его движения не хаотичны, он всё делает осознанно:

  • ребенок пытается становиться на полную стопу, когда вы держите его в вертикально положении (поддерживайте кроху подмышками, ему ещё рано стоять);
  • в вертикальном положении малыш теперь не «прыгает», а вытягивает ноги и почти не сгибает коленки;
  • он пытается садиться, когда вы поднимаете его за ручки их положения «лежа на спине» (поддерживайте малыша, ему ещё нельзя сидеть самостоятельно: позвоночник не полностью окреп);
  • он с удовольствием пытается ползти к предмету, который его заинтересовал (навык «ползания» малыш скоро изучит в полной мере);
  • без посторонней поддержки переворачивается в любую сторону и обратно;
  • без труда поднимает свои ножки и ручонки, чтобы рассмотреть их (или попробовать на вкус);
  • отлично держит головку в любом положении, не запрокидывая её;
  • держит различные предметы в ручках, с интересом щупает шуршащие и звенящие игрушки.

Вы можете заметить, что малыш стал гораздо активнее и любознательнее, а это значит, что он нуждается в дополнительном уходе. Обратите внимание, что кроха все пытается опробовать на «зуб», и тянет разные предметы в рот. Не забывайте малышу мыть руки и дезинфицировать игрушки, которые он любит погрызть, во избежание попадания инфекции в организм.

Психомоторное развитие малыша также не стоит на месте. Теперь он не только тянет букву «а», но и пытается произносить различные слоги: «ма», «ба», «па». Сейчас самое время начать заниматься развитием речи.

И это ещё не всё! Помимо «слогов» кроха делает и другие успехи:

  • он распознает не только лицо матери, но и других близких людей (папочку, сестренку, бабушку);
  • различает голоса тех членов семьи, которые часто с ним общаются;
  • понимает интонацию и на грубые замечания может заходиться в истерике (от обиды, конечно), а на ласковое лепетание отвечает легкой улыбкой;
  • разговаривает сам с собой, потому что ему нравится слышать свой голос;
  • фокусирует взгляд на движущихся предметах или людях (не удивляйтесь, если после вашего ухода из комнаты малыш расплачется, потому что теперь он видит, куда вы ушли).

Кстати, сейчас малыш может оставаться наедине сам с собой. Вы можете прикупить манеж, так как играть в нем безопасно за счет высоких бортиков. Наполните его различными игрушками, чтобы ваш кроха не скучал.

Однако если вы хотите, чтобы малыш развивался скорее, вам нужно знать, как с ним заниматься. И в этом вам помогут различные игры и пособия по развитию малыша.

Посмотреть и выбрать лучшие пособия для вашего крохи можно в одном из интернет-магазинов, например, здесь: akusherstvo.ru .

3. Развивающие игры для малютки

Каждая мама хочет, что её малыш был самым умным и самым лучшим. На самом деле, ваш ребенок всегда будет казаться вам наипрекраснейшим человечком в мире, однако развивать его навыки никогда не будет лишним.

В пятимесячном возрасте малыш начинает лепетать, а это значит, что самое время заняться с ним развитием речи всерьез:

  1. Вы можете приобрести картинки с изображением овощей, фруктов, животных и показывать их малышу, произнося их названия вслух: «яблоко», «стол», «помидор». Такая незамысловатая игра поможет малышу научиться проводить параллель: предмет – наименование.
  2. Игра в «перекличку». Когда ваш малыш говорит что-то – повторяйте за ним. Да, вам придется побыть попугаем и говорить: «баб-бап-па», но в дальнейшем малыш начнет повторять несложные слоги за вами. Вскоре у вас состоится первый диалог!
  3. Пение гласных. Просто тяните «а» или «о». Но мелодично, чтобы малышу нравилось. Вскоре вы споете дуэтом!
  4. Произносите вслух название всех предметов, которые вы видите. Комментируйте каждое своё действие: «я мою твои ручки», «я мою посуду». Малыш скорее заговорит, если постоянно будет слышать речь.

Акцент можно делать и на физическое развитие малыша. Делайте малышу массаж, называя все части тела. Пусть запоминает!

Можно ребенка записать в бассейн. Думаю, не стоит даже говорить о том, как это полезно для развития малыша, ведь во время плавания прорабатываются все группы мышц. Это, кстати, и для здоровья полезно! И весело!

Не стоит забывать и о самых обычных игрушках: мигалках, пищалках, шуршалках, погремушках. Также маленьким деткам нравится слушать ритмичную музыку, следить за огоньками, смотреть на яркие цвета.

Сейчас огромное разнообразие различных развивающих игрушек, вы обязательно найдете что-то интересное для своего ребенка!

И помните, что во многом развитие вашего ребенка зависит от вашего отношения к нему. Поэтому не скупитесь на ласку!

Посмотреть видео об особенностях развития в 5 месяцев можно здесь:

А здесь можно посмотреть видео о развитии малыша в 5 месяцев на конкретном примере:

На этой ноте буду прощаться с вами, но ненадолго. Если вам была полезна статья, порекомендуйте её к прочтению своим друзьям. И подписывайтесь на мои обновления, мне есть что рассказать. Пока-пока!

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см - то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками - забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении - в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления - малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев становится все более динамичным: с каждым днем малыш демонстрирует новые эмоции и стремление к общению...

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже . Но все же не все. , организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета - красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками - распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают - смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться - ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы...

  • 1 Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  • 2 Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это - мячик», «Это - кролик», «Это - твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  • 3 Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  • 4 К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия - достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  • 5 Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка - это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев :

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже - и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова - еще впереди.