История о: фанатской атрибутике. Как собрать ценную коллекцию фанатских шарфов

Инструкция

Итак, как мы уже сказали, главный принцип в использовании фанатских шарф ов – простота. Поэтому многие приходят на стадион, просто перекинув его через шею. Правда, концы шарф а должны быть аккуратно расправлены, чтобы было видно, за кого болеет и чьей игрой гордится.

Следующий распространенный способ шарф – или петелька: шарф складывается примерно пополам, один конец оставляется чуть длиннее. Надевается на шею и впереди через петельку протягиваются оба конца шарф а одновременно. Кстати, так шарф ы не только болельщики, но и сами . Потому этот способ завязывания шарф а и популярен среди болельщиков.

Можно просто перекинуть шарф через шею, аккуратно завязать и расправить. Этот способ очень удобен, и когда игрок любимой команды отправит мяч в ворота соперника, сдернуть шарф в порыве радости не составит особенного труда.

В холодное время года фанаты укутывают шарф ом шею. Нужно просто обмотать его вокруг шеи один или несколько раз (если шарф длинный). Концы в этом случает также аккуратно расправляются.

Теплый шарф в условиях нашего климата жизненно необходим, однако ваш внешний вид зависит от того, как завязать шарф. Ведь шарф может стать очаровательным украшением вашего зимнего образа.

Вам понадобится

  • Зеркало
  • Брошка

Инструкция

Самый распространенный вариант для длинного шарфа - сложить шарф пополам, закинуть за шею, а концы шарфа просунуть в образовавшуюся петлю . Таким образом завязывается "парижский узел".

Этот узел можно поворачивать набок, можно этот узел так, чтобы концы шарфа были разной длины. Такой способ подходит к курткам и , имеющими воротник-стойку.

Также можно накинуть шарф на шею или обмотать его таким образом, чтобы концы шарфа оказались . После этого их нужно завязать в узел. Затем один конец протягивается через наверх вокруг шеи, а другой – вперед. Должен получиться узел сбоку. Такой способ завязывания очень элегантно.

Видео по теме

Обратите внимание

Если шарф толстый, нужно учитывать это при завязывании узлов, они могут получиться слишком толстые.

Полезный совет

Если вещь, с которой планируется носить шарф, однотонная, то шарф может быть украшен орнаментом.

Мужской шейный платок является великолепной альтернативой галстуку. Он способен придать мужчине изысканность и одновременно небрежность.

Видео по теме

Обратите внимание

В качестве материала лучше всего подойдет шелк.

Полезный совет

Расцветку шейного платка подбирайте лучше с рисунком, но только не однотонную.

Шарф уже давно перестал быть только защитой от холода. Его носят как промозглой осенью и холодной зимой, так и жарким летом. Как завязывать шарфы ?

Инструкция

Повседневный вариант.Шарф можно подобрать практически под любой наряд. Если позволяют цвета основной , можно шарф яркой контрастной расцветки. Кроме того, "разбавить" образ можно разными узлами, которыми вы завяжете шарф.1. Самый простой способ подходит для длинных вязаных или тонких палантинов. Оберните их вокруг шеи, но не затягивайте плотно у , а опустите получившуюся "петлю" ниже, до груди. Перемещая концы , вы можете расположить их асимметрично, добавив изюминку в образ.2. Еще один несложный вариант подойдет для завязывания достаточно большого квадратного платка или . Сложите или шарф так, чтобы получилась узкая прямая полоска. Оберните ее один раз вокруг шеи, сделайте " ". Возьмите нижний конец шарфа и заведите его под "хомут". Верхний конец шарфа проденьте в получившуюся "петлю" и расправьте узел.

Не заправляйте шарф под куртку. Используйте различные модные узлы. Как вы повяжете шарф, так он и будет смотреться.

Самый популярный сегодня способ повязывания шарфа - это парижский узел (он хорошо смотрится с ). Возьмите шарф двумя и сложите его в длину пополам; оберните вокруг шеи, свободные концы проденьте в петлю и слегка затяните; степень натяжения можно регулировать - она зависит и от толщины шарфа. Если на улице очень холодно, спрячьте концы шарфа внутрь и повыше застегните молнию.

Куртку носят обычно в холодную погоду. В таком случае можете повязать двойной узел. Он похож на парижский узел, и завязать его не составит особого труда. В отличии от парижского, двойной узел можно не заправлять в куртку. Он достаточно объёмный и хорошо греет. Можете даже опустить воротник у куртки.

Завязывают его так: накиньте шарф на шею, один его конец должен быть значительно длиннее другого; длинный конец оберните вокруг шеи дважды, не слишком затягивая; свободные концы шарфа можно заправить под пальто для дополнительного тепла.

Обратите внимание

Шарфы для ношения на улице («для тепла») и в помещении (или летом на улице) следует подбирать в первую очередь исходя из типа, качества и фактуры материала. И без подсказок ясно, что шерстяные (на 100% или частично) следует надевать на прогулки, а легкие шарфики из шелка и полиэстера подойдут в качестве модного аксессуара для дополнения образа.

Полезный совет

Секрет ношения шарфов – в непринужденности. Не прилагайте лишних усилий, просто обмотайте шею и завяжите концы, не глядя в зеркало. Широкий шарф можно носить, закинув один из его концов за плечо. Идеал, к которому нужно стремиться, - коренные жители Чили: в данном случае источником вдохновения служат их широкие и теплые накидки-пончо.

Источники:

  • шарф к черной куртке

Умение использовать аксессуары позволяет за считанные секунды кардинально изменить образ, оставаясь в одном и том же наряде утром и вечером. Научившись завязывать большие шарфы , вы сможете уместно выглядеть и в офисе, и на вечеринке. Никто не догадается, что вы подготовка к торжественному мероприятию заняла у вас буквально пару минут.

Инструкция

Используйте большой шарф в качестве яркого пояса или . Для этого сверните его пополам или в четыре раза (ширина пояса зависит от роста и вашего вкуса) и оберните вокруг талии. Закрепите булавками или завяжите красивый узел. Помните, что в этом случае стоит избегать ярких кофт или брюк, лучше, если они будут однотонными и темных расцветок. Если же вы используете не красочный шарф, то можно добавить цвета в основном наряде.

Превратите шарф в элегантную кофточку. Центр платка заколите (или сшейте), и разместите его на груди, скрепленной частью к телу. Перекиньте края платка назад и завяжите их: нижние на талии, верхние – на шее.

Создайте из большого шарфа юбку. Этот креативный наряд делается буквально двумя движениями: Закрепите один конец шарфа у бедра и оберните вокруг талии. Если вас смущает величина разреза, воспользуйтесь вторым платком и оберните его, закрепив с противоположной стороны.

Используйте разные : простые булавки можно заменить оригинальными брошками или заколками. Если есть время, сшейте концы платка яркими нитками. Задорный и веселый наряд получится, если закрепить платок с помощью веселого значка.

Оберните большой шарф вокруг плеч и закрепите его концы на груди. Это настоящий элемент вечернего наряда, уместного даже в театре. Кроме того, он визуально делает более хрупкой, придавая ее образу утонченность и изысканность.

Защитите голову от палящего , сделав из широкого шарфа бандану или похожий головной убор. Сверните платок треугольником и покройте голову так, чтобы вершина треугольника оказалась у основания шеи, а две других возьмите в руки. Заявяжите их поверх третьей.

Видео по теме

Шарф перестал быть аксессуаром, призванным лишь помочь защититься от холода. Это уже и элемент стилизации вашего внешнего облика. Умение правильно завязывать шарф в зависимости от погоды и ситуации поможет создавать различные комбинации с одеждой.

Вам понадобится

  • -шарф.

Инструкция

В холодную пору года классикой и считается завязывание шарфа на простой и европейский узлы, а также " ". В первом случае оберните шарф вокруг шеи (при излишней длине – дважды), оставив концы впереди. Завяжите на одинарный простой узел и красиво расправьте. Для европейского узла сложите длинный шарф вдвое, накиньте его на шею, протяните свободные концы через петлю, образовавшуюся при складывании шарфа, и затяните. Силу затягивания и расположение таких узлов (строго по центру лица или со смещением) можете варьировать на свой вкус и в зависимости от погоды. При наличии большого открытого выреза оправданным будет вариант "под ", для которого нужно сложить шарф вдоль вдвое (если широкий - вчетверо), обернуть вокруг шеи, а концы вложить и равномерно распределить впереди под верхней одеждой.

Для более неформального внешнего вида подойдет простое решение - накинуть шарф так, чтобы один конец был длиннее другого, и забросить его на плечо. Слегка романтичным и женственным выглядит такой вариант: накиньте шарф, чтобы его концы оказались сзади, расправьте шарф на шее, а концы закрутите жгутом и завяжите впереди себя одинарным узлом. Вариацией описанного способа может быть перекрещивание концов не сзади, а с боку, в результате чего один из концов шарфа получится немного длиннее. В особо суровые морозы дополнительное утепление поможет обеспечить шарф, завязанный двойным узлом, который хорошо смотрится с воротником- . Для его выполнения набросьте шарф на шею концами впереди себя. Один из них должен быть намного длиннее другого. Дважды оберните его вокруг шеи, не затягивая слишком сильно. Концы шарфа можно оставить естественно свисающими.

В межсезонье или используйте легкие из шелка, призванные не столько утеплить, сколько дополнить наряд и подчеркнуть вашу элегантность. Среди наиболее популярных узлов – кокетливый "Аскот" и -повседневный "Бандана". Для "Аскот"-узла сложите квадратный шарф по диагонали в треугольник, оберните вокруг шеи концами назад, сделайть круг повторно, чтобы они оказались спереди и завяжите аккуратный бант. Для "Бандана"-узла шарф также складывайте треугольником. В дальнейшем его наибольшую сторону сверните до середины в направлении противоположной вершины, а сложенный таким образом шарф положите на плечи и завяжите простым узлом.

Видео по теме

Хорошо подобранный аксессуар, такой как , например, не только подчеркнет индивидуальность вашего наряда, но и сделает ваш образ законченным. Однако важно не только правильно подобрать текстуру и расцветку шарф а, но и красиво его завязать.

Инструкция

Завяжите шарф простым узлом – это самый быстрый и универсальный способ. Оберните шарф вокруг шеи так, чтобы его концы свисали спереди. Завяжите концы в свободный узел.

Придайте своему образу немного французской романтики. Сложите шарф вдвое по длине и оберните его вокруг шеи. Протяните оба конца в образовавшееся кольцо и затяните шарф . Также можно протянуть два конца шарф а в шахматном порядке, а затем расправить его, чтобы придать образу небольшую небрежность.

Добавьте вашему яркость с помощью шерстяного или кашемирового шарф а. Сложите шарф вдвое или вчетверо, если он слишком широкий. Оберните сложенный шарф вокруг шеи. Спрячьте концы шарф а , а сам шарф аккуратно распределите около воротника. Такой способ завязывания поможет утеплиться, если у вашего пальто или открытый вырез.

Соедините одноцветный шарф с узорчатым и завяжите их бантом. Для этого накиньте оба шарф а на шею и завяжите их. Сделайте петлю из обоих нижних концов шарф а. Также сложите вторую петлю и завяжите обе петли горизонтально. Можно таким же образом сложить бант-розетку – завяжите поверх одного банта другой бант и расправьте его.

Украсьте шею шелковым шарф иком в виде змейки. Сначала сделайте узелки на концах шарф а. Закрутите шарф жгутом вокруг своей оси. Обмотайте вокруг шеи несколько раз так, чтобы концы остались спереди. Заправьте свободные концы под верхний ряд намотанного шарф а. Таким же образом можно сделать жгут, соединив два шарф ика разных цветов.

Выберите узкий шарф длиной два метра. Накиньте его на шею так, чтобы один конец был длиннее и лежал под коротким концом. Закиньте длинный конец на более короткий и протяните его сзади через петлю. Или возьмите три длинных шарф а сочетающихся по цвету и свяжите их вместе узлом. Заплетите косичку и просто накиньте ее на плечи.

Видео по теме

Полезный совет

Шарф можно не только повязывать на шею. Сделайте из широкого шарфа оригинальный головной убор или оберните шелковый шарфик вокруг талии вместо ремня.

Стильным дополнением к любому наряду станет шарф или шейный платок. Но мало иметь в своем гардеробе красивый шарф , важно научиться правильно и аккуратно его повязывать. Существует множество вариаций завязывания данного аксессуара.

Инструкция

Наиболее популярным способом завязывания шарф а считается простой узел. Таким образом можно завязать абсолютно любой шарф , начиная от зимнего вязаного, заканчивая легким . Положите шарф на шею, перекинув его концы вперед, и завяжите в свободный узел на той высоте, которая вам больше нравится. Если погода ветреная, то подтяните узел к подбородку, а если солнечный день, то спустите узел до уровня ключиц.

Так называемый узел пришел к нам из Парижа – города романтиков и модниц. Сложите шарф вдвое и оберните вокруг шеи, продев два свободных конца в образовавшуюся петлю. Затяните шарф . Очень красиво смотрятся и пестрые шарф ы, завязанные по такому принципу.

Кокетливый аскот-узел, придаст образу строгий и одновременно романтичный . Несмотря на замысловатое , завязать шарф данным способом проще простого. Лучше всего использовать квадратный шарф или легкий шейный платок. Сложите платок по диагонали в треугольник, затем приложите к шее, отведя острые углы назад. Сведите концы платка за шеей и протяните вперед, завязав их в бантик.

Платок, завязанный на затяжной узел, станет отличным дополнением к офисному , так как внешне напоминает галстук. Сложите шарф в узкую полоску и накиньте на шею. Правый конец оберните вокруг левого, а затем протяните его в образовавшуюся петлю. Выровняйте узел по центру – и стильное дополнение к вашему наряду готово!

В холодное время года шарф служит не только модным дополнением к наряду, но и согревает своего обладателя. Если у вас верхняя с открытым кроем воротника, то завяжите шарф следующим образом. Широкий шарф необходимо сложить вдвое по горизонтали, после приложить к шее, направляя длинные концы назад. За спиной скрестите концы шарф а, протяните их вперед и завяжите в узел. Наденьте , аккуратно распределите шарф вдоль воротника, вытащив только узел наружу.

Видео по теме

Шарф давно является необходимым аксессуаром. Квадратные шарфики прекрасно дополняют гардероб, их можно завязывать как угодно. Выполненные из разных материалов, они прекрасно дополняют образ и выполняют свои защитные функции в любое время года.

Вам понадобится

  • Квадратный шарф

Инструкция

Завяжите квадратный шарф во французском стиле. Обычно для этой цели используют тонкие квадратные косынки или платки. Сложите платок на угол и сверните его, чтобы получился шарф. Ширину вы можете определить самостоятельно. Обмотайте получившийся шарфик вокруг шеи и завяжите на обычный узел спереди или сбоку.

Завяжите шарф квадратным узлом. Шарф , завязанный таким способом, прекрасно закрывает слишком открытую шею. Сложите квадратный платок на угол и далее сверните его в шарф. Если вы знаете, как завязывался пионерский галстук, то вы легко освоите и этот вариант завязывания шарфа. Накиньте шарф на шею так, чтобы спереди один конец был чуть длиннее другого. Скрестите концы шарфа. Тот, что располагается сверху, обвейте вокруг другого и протяните в образовавшуюся петлю. Затяните на желаемой высоте и слегка потяните за нижний конец. Затем повторите манипуляции верхним концом шарфа еще раз, завязав квадратный узел. Концы узла спрячьте под одежду.

Завяжите квадратный шарф углом спереди. Для такого варианта подходят квадратные платки и косынки. Завязывать шарф таким способом можно в любой сезон. Платки могут быть выполнены из легких и воздушных материалов или наоборот, быть объемными и теплыми. Сложите косынку на угол и завяжите ее на шее сзади. Оставьте концы платка там же или завяжите их спереди, поверх шарфа. Такой вариант будет отлично смотреться с верхней одеждой.

Завяжите шарфик следующим образом. Сложите на угол квадратный платок и сверните из него узкий прямоугольный шарфик и завяжите на уголках узлы. Перекиньте концы шарфа назад, оберните вокруг шеи и завяжите на узел сбоку или спереди. На шарфе должны быть видны три узла. Такой шарфик, выполненный из набивных с оригинальными рисунками тканей, очень интересно смотрится с рубашками и легкими куртками как на , так и женщинах.

Видео по теме

Никогда не проходит спрос на аксессуары, хотя предпочтения меняются. В настоящее время опять вернулась мода на шарфы и платки. Причем это не только способ укрыться от холода, а еще и стильная деталь, с помощью которой ваш образ становится индивидуальным, а значит, вы уже не затеряетесь в толпе. Правда, это возможно лишь в том случае, если вы умеете правильно завязывать и носить шарф.

Инструкция

Если шарф носится с , то его можно завязать двойным узлом. Особенно актуален такой способ его ношения, если воротник является стойкой. Делается двойной узел достаточно просто: шарф накидывается на шею так, чтобы один конец опускался ниже, чем другой. Затем более длинный конец обматывается вокруг шеи дважды без сильного затягивания. Свободные концы можно оставить снаружи, а можно убрать под одежду.

Еще проще повязать шарф одинарным узлом, правда, в этом случае он менее пригоден для защиты от холода. Из понятно, что шарф обвязывается вокруг шеи лишь один раз. Со свободными концами можно поступить так же, как и в предыдущем примере. Одинарный узел прекрасно смотрится на однотонных вещах, будь то пальто или свитер, особенно если шарф тонкий и подобран в тон.

Все большей популярностью пользуется способ завязывания шарфа так называемым парижским узлом. В этом случае он складывается вдвойне, оборачивается вокруг шеи, а затем в получившуюся при складывании петлю продеваются свободные концы. В зависимости от степени затягивания шарф будет смотреться по-разному.

Рассмотрите варианты для лета. В этом случае утеплительная функция полностью отсутствует, поэтому всегда выполнены из таких тканей, как шелк, атлас или шифон. Цвет и фактура выбираются в соответствии с основным нарядом. При этом шарф может как контрастировать, так и гармонично дополнять ваш наряд. Классическим вариантом завязывания летнего шарфа можно назвать, например, узел, который называют пионерским. Он хорошо знаком людям старшего поколения.

Видео по теме

Обратите внимание

Следует заметить, что шарф может быть модной деталью как в холодное время года, так и в теплое. В первом случае его носят с верхней одеждой, а во втором – с легкими нарядами.

Футбольный шарф, или, как его называют фанаты, «роза», непременный атрибут всех серьезных футбольных событий – и дерби между клубами одного города, и игры сборной за право выхода на чемпионат мира или Европы.

Инструкция

Повяжите футбольный шарф на шее самым простым способом – обычным узлом. Он подходит, если этот вязаный элемент фанатской атрибутики не слишком длинный. Вспомните с рисунками, где у малышей аккуратно повязаны полосатые шарфики. Перекиньте шарф через шею так, чтобы один его конец был чуть длиннее другого. Следите, чтобы он не перекручивался на ваших плечах. Наложите более длинный конец шарфа на тот, что короче, заведите его за кончик в петлю с внутренней стороны, протащите до конца. Поправьте этот конец шарфа так, чтобы он полностью лежал на другой половине и клуба, вышитая на краю, аккуратно смотрела вперед. Помните, что этот вариант завязывания не подойдет при носке шелкового или атласного шарфа - они скользкие и будут соскальзывать.

Используйте чуть более сложный способ завязывания, если шарф достаточно длинный. Также этот вариант подходит для шелковых и атласных футбольных шарфов. Сложите его пополам, поместите в таком состоянии себе на плечи, чтобы согнутый конец находился под горлом. Вденьте руку в петлю, полученную при складывании, возьмите концы шарфа, введите их в петлю и подтяните. Расправьте кончики, они должны находиться один на другом, эмблема клуба или флаг/герб

Перед стартом «Спартака» в Лиге чемпионов мы поговорили с известным болельщиком московского «Спартака» Амиром Хуслютдиновым (известным в болельщицких кругах как «Профессор») и узнали, как и когда на трибунах стали появляться фанатские «розы», и какие изменения претерпел главный элемент гардероба любителя футбола. Ведь было время, когда увидеть разодетого в клубные цвета фаната было невозможно, и стадионы не были такими яркими, как сейчас.

Почему фанаты называют шарф «розой»?

«Название пошло из Англии, - объясняет «Профессор». - Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

Какими были фанатские шарфы в нашей стране?

История развития фанатских шарфов берёт начало с 1970-х годов. С того момента можно выделить 5 основных этапов, благодаря которым сформировался современный вид футбольных «роз»:

1. «Самопальные»,1970-е годы

Амир «Профессор»: «Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки – и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать – резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите». Власти не понимали, что это за явление. А за непониманием всегда идёт отторжение. Это словно сейчас кто-то волосы в зелёный покрасит – будет выделяться из толпы своим внешним видом и поведением. У нас очень не любят такие вещи».

2. «Михневские», начало 1980-х

Амир «Профессор»: «В сентябре 1981 года во время общего сбора спартаковских фанатов на железнодорожной станции«Коломенская» появились парни в идеальных шарфах. Тонкой вязки и яркого алого цвета. Я сразу же подошел к ним, чтобы узнать, откуда взяли. Выяснилось, что было такое ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. На электричке нужно было доехать до станции «Михнево». У одного из парней мама работала там закройщицей. Цена за пошив шарфа составляла 11 рублей. У меня не было проблем с деньгами, поэтому я дал - очень сильно хотел. Следующего сбора ждал, как чуда, это невозможно объяснить. Когда они привезли мне этот шарф – испытал верх счастья. На меня на стадионе все смотрели с широко открытыми глазами. Завидовали, спрашивали, откуда я его взял.

«Михневские» шарфы – бренд того времени. Машина вязала их, как чулок.Позже две части сшивали и делали вручную кисти. Проделывалась дырочка, отрезалось энное количество пряжи и завязывался узелок. Всё было сделано из трикотажа хорошего качества. Станок был импортный.

Изготовление обычно составляло от трёх дней до недели, поэтому я давал рубль сверху. Заказ отшивался при мне. За два часа, пока был перерыв в электричках, успевали сделать два-три шарфа.

Кстати, оттуда же я вывез первый шарф для «Динамо». Аркаша «Хирург», болельщик «Динамо» и болельщики «Торпедо» попросили им помочь, так как место производства держалось в секрете. Связать пару шарфов, чуть подороже их продать – хороший бизнес, тем более что на эти деньги можно было купить билет на футбол. Никаких возмущений от своих, что другим помогаю, не было. Во-первых, спартаковские фанаты доминировали в те годы, а во-вторых, это были знакомые ребята, которые не трогали мой клуб. Например, когда делал «розы»для «Торпедо», ничего не поимел на этом сверху. Но один инцидент всё же произошёл. Один парень узнавал, когда будут готовы заказы для болельщиков ЦСКА и «Динамо» и не отходя от кассы занимался «гоп-стопом», отнимал шарфы. Кто-то взял и стуканул, хотя по фанатским понятиям это не приветствуется. Парню дали восемь лет за грабёж.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

3. «Печатки», конец 1980-х годов

Амир «Профессор»:«В Тарасовке был открыт кооператив «Фотон». Там делали шарфы «печатки». На ткань просто наносился рисунок. Первый шарф сделали на шёлке, он был односторонний. Тираж был совсем маленьким, тем более, что качество было не очень хорошим. Так что век «печаток» прошёл практически незаметно».

4. Попытка наладить производство в России, 1989-й год

Амир «Профессор»: «Был такой спартаковский фанат «Аист». Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина - 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность – посадят. Поэтому машину пришлось продать».

5. «Английские» шарфы, 1990-е годы

Амир «Профессор»: «Настоящей революцией в истории «роз» стала наша со Славой Трубецким идея. Мы сделали в Англии два дизайна шарфов. Презентовали их 16-го сентября 1993-го года на «Локомотиве». Заказ делали за два месяца.Тираж – 400 штук. Тогда продали мало, всё-таки это дорогой продукт из Англии. Шарфы были стандартного размера – 136-141 см в длину, двусторонний, вязаный.

Английские шарфы были настоящим «взрывом». Первый динамовский «английский» шарф тоже мы делали. Кстати, многие говорят, что тот дизайн один из самых красивых до сих пор. Сделали заказ для ЦСКА – 4 шарфа. Когда один из болельщиков «Торпедо» попросил сделать «розетку», он позвонил и спросил почему на их шарфе нет надписи «гордость России». Я сказал, что они конечно молодцы, но гордость России одна – «Спартак». До сих пор не видел, чтобы на шарфах других клубов была эта надпись. Получается, что я заложил традицию для наших «роз». Надпись «короли Москвы» тоже сотворил ваш покорный слуга.

Была попытка сделать подобное в России в Питере, но получилось некачественно. Первый шарф был бордового цвета, а второй ало-оранжевого с белым. Причём по размеру они были короткими, видно нитку экономили.
Первый спартаковский шарф, в котором использовался черный цвет, называли«хулиганка». С надписью «Спартак hooligans», флаг и на фоне флага череп – это первый раз, когда в клубные цвета вторгались другие. Я так себя ломал, вычерчивал на миллиметровке, пытался максимально убрать черный цвет.

Со временем стали делать подделки в Турции. Если английский шарф стоил примерно 100 рублей, то турецкий – 80. Производство Англии - знак качества, поэтому достаточно взрослая публика могла себе позволить те шарфы. А вот зарождающиеся хулиганы, молодежь, покупали «турецкие» шарфы. Мы их поэтому прозвали «притурки». Не «придурки» и не «турки», а именно «притурки».

Одному мальчику мама купила в Польше «розу». На ней буква «С» была синим цветом. Люди даже не удосужились посмотреть, как правильно. Я в итоге парню поменял шарф на нормальный английский.Мне хотелось приучить людей к качественным товарам.

Производство в Турции закончилось с приходом налогов. Ещё была забавная история с динамовским болельщиком. Он приехал в Стамбул, чтобы сделать партию шарфов. Отдал туркам дискету с эскизом, заказал 400 штук. Сказали, что свяжут только ему, улыбались. Отдал дискету, и на два дня с девочками загулял. Через четыре дня приходит тётка, ей турки выкатывают тележку с шарфами, 600 штук. А товарищ уже посчитал прибыль, сколько будет продано. Приезжает в Москву, а на всех рынках его «эксклюзив».

В 2001-м году был связан последний шарф под нашим с другом руководством. Пошла жесточайшая конкуренция. Каждый раз объяснять, в чём разница между шарфами стоимостью 80 и 100 рублей, было тяжело. Сейчас все шарфы вяжутся в России».

Как реализовывали продукцию?

Амир «Профессор»: «У каждого клуба был подвижник, который продавал шарфы на стадионе перед матчем. Это были стихийные точки. Без налогов и разрешительных документов. Только к концу 1990-х рынок начала устаканиваться, за это взялись власти. Хотя бы на «Лужниках» разрешение выписывали.Стычек между фанатами не было. Да и точки располагались по пути фанатов конкретного клуба. Все понимали прекрасно специфику продаж, и не создавали лишних проблем.

Сотрудничали ли с клубами и крупными брендами?

Амир «Профессор»: «Клубы иногда помогали и поддерживали своих фанатов. У «Динамо», например, Серёжа «Кабан» сейчас в клубе работает. Он уважаемый человек в динамовской тусовке, делал дизайны атрибутики. До последнего момента именно он держал динамовские точки. У ЦСКА есть Миша Акулов. Ему удалось договориться с клубом, теперь они совместно выпускают достойные вещи. У «Торпедо» Василий Петраков – один из старых, уважаемых болельщиков, тоже до сих пор в клубе работает.

Клуб иногда помогал, а иногда и конкурировал. Было такое, что война была. Фанат всегда сделает такую вещь, которая однозначно продастся. Потому что в первую очередь ты спрашиваешь себя: «куплю ли я сам?» Если отвечаешь:«да» – надо выпускать.

«Не Нольтрофеич». Главные видео о чемпионстве «Спартака»

Дождавшийся Федун, напуганный «Зенит», бешеный Глушаков, раздетый Фернандо, кричащий Каррера и другие моменты красно-белого счастья.

Была история, когда меня пригласили на совещание в клуб с представителем adidas. «Спартаковский» бюджет составлял $ 6 млн. Представляете, как времена поменялись? Это бюджет всего клуба вместе с зарплатами и всем остальным. И вот один из представителей клуба заявляет:«Я хочу, чтобы от мерчендайзинга было 40% от бюджета клуба, а лучше – 60%». Я мысленно по карманам полазил: «где же ты $ 2 млн или 3 млн украл?»

Самое смешное, что в газете «Футбол-Хоккей»тогда появилась серия статей о проблемах немецкого футбола – и в числе других там разместили заметку про мерчендайзинг. На тот момент из всех клубов Бундеслиги только один клуб работал в плюс – это «Бавария». А «Айнтрахт», у которого собиралось 37 тысяч зрителей на каждом матче, имел в бюджете минус 100 тысяч марок. То есть на тот момент даже монстры Бундеслиги, при том что у людей безумные зарплаты, которые они готовы тратить, не могли уйти по атрибутике в плюс. Мадридский «Реал» может, конечно. Там после покупки Зидана за две недели продали 77 тысяч маек с его фамилией. Правда, из них 3 тысячи украли – испанцы пришли в магазин и просто унесли 3 тысячи маек. Но это «Реал» - самый титулованный клуб мира.

В общем, мы над этим посмеялись. Человек реально бредил. Помните, в прошлом году господин Слуцкий прямо сказал, что наша страна нефутбольная. Я это ещё раньше сказал. Когда Гинер переносил матч из «Лужников» в Химки.

Даже сейчас, приезжаешь в «Оренбург», а из местной атрибутики только шарф и программка. Всё на убогом уровне, - а-ля 1990-е, когда всё только начиналось. И то тогда было лучше. У нас вообще у провинции комплекс неполноценности. Первый вопрос к болельщику, когда туда приезжаешь: «Кто вам за это платит?» И когда они понимают, что ты за свои едешь, у них возникает недоумение».

«Нынешний болельщик никогда не поймёт наше поколение. В те времена я доставал японский двухкассетник, ехал с ним в метро, и на меня ненавидяще смотрели люди, завидовали. А сейчас пришёл в магазин или на стадион – купил. Достать и купить - разные вещи. Кайфа сейчас нет. Не ценится ничего.Когда делаешь дизайн шарфа, то воспринимаешь его, как своё детище. Я раньше конструктором работал, поэтому знаю, как составлять чертежи. Процесс такой: отрисовываешь, спускаешь в цех, а потом бах и твоя деталь. Это творчество. Если бы я условно вложил те деньги в трусы и жвачку, можно было отбиться на раз-два. Потому что сколько людей, столько и трусов, а у кого-то и по две пары. Жвачку все жевали. Но мне такие деньги не интересны были. Шарфики – блажь, расхожий материал у болельщиков. Его можно повязать и на шею и на пояс, если только живот позволяет повязать. Производство таких вещей нужно любить, без души это делать нельзя».

Панов: мой дом - Москва, а не Питер. И да, я фанат «Спартака», не «Зенита»

Самый искренний русский футболист рассказывает Дмитрию Егорову о большой перезагрузке в своей жизни.

Готовы поспорить, что в вашем воображении уже возник образ не очень трезвого человека, одетого в спортивный костюм в клубных цветах команды с шарфиком на шее и неистово кричащим на трибунах стадиона или бредущая кричащая толпа вам на встречу по улицам города, которую надо опасаться и обходить стороной на улице.

Но вы глубоко ошибаетесь. Хуллс, как принято на английский манер называть футбольных хулиганов, предпочитают растворяться в общей толпе, опознать их можно только по определенным вещам. Среди хуллс разных стран существует своя мода и приверженность к мировым брендам, которые выпускают «линейку» одежды в уличном стиле.

Как и во что одеваются хуллсы?

Пальма первенства в футбольной моде, как сам футбол и футбольные драки, принадлежит жителям Великобритании. Именно они ввели моду на стиль casual, что означает «обычный».

Casual зародился из субкультуры Teddy Boys и прошел через среду английских болельщиков, которые старались и стараются показать не только свою приверженность к команде, но и выделиться из толпы, благодаря стильной одежде спортивного стиля. Сопровождая команды по странам Европы, английские фанаты опустошали брендовые бутики, появляясь стильно одетыми на трибунах стадионов и культивируя данный образ среди болельщиков других стран.

Англичане предпочитают местные бренды

Классические джемпера, свитшоты и рубашки - Burberry

Верхняя одежда - это, в основном, парки Stone Island и вощеные куртки Barbour

Джинсы Calvin Klein - один из главных атрибутов настоящего британского фаната

Поло Fred Perry и рубашки Ben Sherman

Обувь - белые кроссовки Nike

Аксессуары - Burberry

Бежевая клетка - фирменный элемент Burberry, по которому можно опознать футбольного хулигана

Стиль футбольных фанатов остальных европейских стран в целом похож на британский. Особая страсть к бренду Burberry переросла в приобретение «хулиганами» подделок, из-за чего репутация люксового бренда была подорвана.

Burberry ― культовый бренд, история которого насчитывает более 150 лет. Эта знаменитая марка подарила фанатской моде непромокаемый габардин, удобный и стильный плащ-тренч, а также ставшую невероятно популярной красно-черно-бежевую клетку.

Германия

Щепетильные в вопросах качества, экономии и поддержания местных брендов, фанаты-бюргеры поддерживают местных производителей.

Одежда брендов Alpha Industries и Thor Steinar

Джинсы Lee - самый популярный джинсовый бренд

Кроссовки - Adidas и Puma

Бренд Burberry в фаворе у зажиточных немцев.

Голландия

Отличительная черта голландцев - более яркий экстравагантный стиль. Оранжевый цвет - официальный цвет национальной сборной по футболу, поэтому неудивительно, что во время игр сборной трибуны голландцев окрашены в рыжий цвет.

Джемпера Burberry вне конкуренции

Помимо джинсов, отдают предпочтение лейблу Machine, и очень модны полосатые брюки крепкого покроя фирмы Decant

Верхняя одежда - черные бомберы различных марок, которые можно вывернуть изнаночной стороной, выполненной из ярко-оранжевой ткани

Обувь - кроссовки различных модных брендов

Для итальянцев футбол - национальный вид спорта номер один. Болельщиков тут называют «тиффози». Любители пиццы достаточно требовательны и щепетильны к качеству изделий, которые они выбирают. В фаворитах у тиффози: C. P.Company и Paul Shark

Наиболее популярны джинсы фирм Trussardi и Armani.

Олимпийки и толстовки - Cappa и Fila

Обувь - кроссовки Adidas, а также летние легкие ботинки

Шик - именные джинсы Versace

Испанские фанаты тесно сотрудничают с клубами, что выражается в финансовой поддержке со стороны клуба, оплате болельщикам переездов во время выездных матчей. Испанские фанаты больше ориентируются на доступные цены и удобство, чем на раскрученность бренда.

Синие джинсы

Популярны джинсовые сочетания «черный верх - синий низ» или «синий верх - черный низ»

Фирменные футболки клубов

Фирменные кепки Fila, Lacoste, Cappa

Кроссовки Nike

Бейсболка Burberry и черные джинсы «Double black» фирмы Levi"s Россия

У нас не существует собственной моды хуллс как таковой, подобные традиции только недавно начали свое формирование. Однако свои тенденции в среде российского движения футбольных фанатов все же есть. При выборе одежды предпочтение отдается таким брендам, как Henry Lloyd, Helmut Lang, Stone Island, Paul Smith, Hackett.

Джинсы. Любые и любой фирмы. Предпочтение отдается синему и голубому цвету

Обувь. Любые кроссовки белого цвета или тяжелая обувь фирмы Grinders. Но сейчас тенденция в обуви на акции - легкие кроссовки.

Плотно облегающие голову спортивные шапочки темных цветов, бейсболки

Шик. Любая фирменная вещь Burberry. Единственный официальный бутик фирмы Burberry в России находится в Москве, в Столешниковом переулке.

Фанатская роза

Розетка или роза - главный и самый магический элемент фанатской атрибутики, его «боевое знамя». Растягивание ее над головой - это символический и почти мистический факт возвещения миру, что фанат и клуб неразделимы.

Время появление первых фанатских шарфов относят к 60-м годам ХХ века. Изготавливались они из шерстяной плотной ткани в полоску, выполненную в цветах клуба. Вскоре они стали появляться и на стадионах Италии.

В СССР шарфы на трибунах стадионов стали появляться в 80-х годах: «розетки» сначала пытались делать из обычной хлопковой ткани, на которую наносили красочный рисунок. Однако этот вариант оказался не таким практичным и шарфы стали вязать: сами, кто умел, или на заказ.

Сегодня купить «розетку» проще простого. Раньше все было совсем не так. «Чемпионату» рассказали любопытные подробности.

Перед стартом «Спартака» в Лиге чемпионов мы поговорили с известным болельщиком московского «Спартака» Амиром Хуслютдиновым (известным в болельщицких кругах как «Профессор») и узнали, как и когда на трибунах стали появляться фанатские «розы», и какие изменения претерпел главный элемент гардероба любителя футбола. Ведь было время, когда увидеть разодетого в клубные цвета фаната было невозможно, и стадионы не были такими яркими, как сейчас.

Почему фанаты называют шарф «розой»?

«Название пошло из Англии, - объясняет «Профессор». - Но там под «розой» подразумевается несколько кусочков материала, сшитые в несколько слоёв, по убывающей, как лепестки цветка. Затем к ним пришивались две ленточки в форме треугольничка. Получался цветок из ткани. А у нас не разобрались и обычный шарф прозвали «роза» или «розетка». В Англии фанатский шарф называется «scarf».

Какими были фанатские шарфы в нашей стране?

История развития фанатских шарфов берёт начало с 1970-х годов. С того момента можно выделить 5 основных этапов, благодаря которым сформировался современный вид футбольных «роз»:

1. «Самопальные»,1970-е годы

Амир «Профессор»: «Первый шарф появился в 1972-м году. Был такой фанат «Заплата», Александр Гуренков. Именно он первый раз появился на стадионе в шарфе. Вы только представьте: серый стадион, неяркие свитера и куртки – и тут что-то выделяющееся! Фанаты сразу же подхватили эту идею. Тем более у «Спартака» праздничные цвета, так что именно у нас появилась первая атрибутика в стране. В то время нитки редко пропадали в магазинах. Мамы, бабушки, девушки, которые умели вязать – резко поднимались в цене в лице фанатов. Шарф был простым, полосатым.

Была история: три друга попросили кого-то из родственников связать шарф длиной в девять метров. Повязывали его на троих, и получалось, как у Агнии Барто: «Мы с Тамарой ходим парой». Люди просто прикалывались, но это лучше, чем избивать кого-то. Когда ребята шли втроём в обнимку, все умилялись. И хотя они никому не мешали, милиции это всё равно не нравилось. Говорили: «вы всех задушите». Власти не понимали, что это за явление. А за непониманием всегда идёт отторжение. Это словно сейчас кто-то волосы в зелёный покрасит – будет выделяться из толпы своим внешним видом и поведением. У нас очень не любят такие вещи».

2. «Михневские», начало 1980-х


Амир «Профессор»: «В сентябре 1981 года во время общего сбора спартаковских фанатов на железнодорожной станции«Коломенская» появились парни в идеальных шарфах. Тонкой вязки и яркого алого цвета. Я сразу же подошел к ним, чтобы узнать, откуда взяли. Выяснилось, что было такое ателье «Трикотажница», которое находилось в 100 километрах от Москвы. На электричке нужно было доехать до станции «Михнево». У одного из парней мама работала там закройщицей. Цена за пошив шарфа составляла 11 рублей. У меня не было проблем с деньгами, поэтому я дал - очень сильно хотел. Следующего сбора ждал, как чуда, это невозможно объяснить. Когда они привезли мне этот шарф – испытал верх счастья. На меня на стадионе все смотрели с широко открытыми глазами. Завидовали, спрашивали, откуда я его взял.

«Михневские» шарфы – бренд того времени. Машина вязала их, как чулок.Позже две части сшивали и делали вручную кисти. Проделывалась дырочка, отрезалось энное количество пряжи и завязывался узелок. Всё было сделано из трикотажа хорошего качества. Станок был импортный.

Изготовление обычно составляло от трёх дней до недели, поэтому я давал рубль сверху. Заказ отшивался при мне. За два часа, пока был перерыв в электричках, успевали сделать два-три шарфа.

Кстати, оттуда же я вывез первый шарф для «Динамо». Аркаша «Хирург», болельщик «Динамо» и болельщики «Торпедо» попросили им помочь, так как место производства держалось в секрете. Связать пару шарфов, чуть подороже их продать – хороший бизнес, тем более что на эти деньги можно было купить билет на футбол. Никаких возмущений от своих, что другим помогаю, не было. Во-первых, спартаковские фанаты доминировали в те годы, а во-вторых, это были знакомые ребята, которые не трогали мой клуб. Например, когда делал «розы»для «Торпедо», ничего не поимел на этом сверху. Но один инцидент всё же произошёл. Один парень узнавал, когда будут готовы заказы для болельщиков ЦСКА и «Динамо» и не отходя от кассы занимался «гоп-стопом», отнимал шарфы. Кто-то взял и стуканул, хотя по фанатским понятиям это не приветствуется. Парню дали восемь лет за грабёж.

Ателье хорошо поднялось на этом бизнесе, цены постепенно росли. Сначала было 10 рублей, потом 11 рублей 20 копеек, потом 11.64, так дошло до 12.В конце 1982-го года, по слухам, с «Петровки» приехали люди, и запретили «Трикотажнице» вязать любые шарфы клубных цветов».

3. «Печатки», конец 1980-х годов


Амир «Профессор»:«В Тарасовке был открыт кооператив «Фотон». Там делали шарфы «печатки». На ткань просто наносился рисунок. Первый шарф сделали на шёлке, он был односторонний. Тираж был совсем маленьким, тем более, что качество было не очень хорошим. Так что век «печаток» прошёл практически незаметно».

4. Попытка наладить производство в России, 1989-й год


Амир «Профессор»: «Был такой спартаковский фанат «Аист». Он где-то нашёл японскую машину и сделал вязаные шарфы с надписью тиражом около 50-ти штук. Односторонний, узенький шарф, как шнурочек. Ширина - 7 сантиметров. Это было нечто. Но радовались недолго. Пришли представители власти, сказали, если не прикроет свою деятельность – посадят. Поэтому машину пришлось продать».

5. «Английские» шарфы, 1990-е годы


Амир «Профессор»: «Настоящей революцией в истории «роз» стала наша со Славой Трубецким идея. Мы сделали в Англии два дизайна шарфов. Презентовали их 16-го сентября 1993-го года на «Локомотиве». Заказ делали за два месяца.Тираж – 400 штук. Тогда продали мало, всё-таки это дорогой продукт из Англии. Шарфы были стандартного размера – 136-141 см в длину, двусторонний, вязаный.

Английские шарфы были настоящим «взрывом». Первый динамовский «английский» шарф тоже мы делали. Кстати, многие говорят, что тот дизайн один из самых красивых до сих пор. Сделали заказ для ЦСКА – 4 шарфа. Когда один из болельщиков «Торпедо» попросил сделать «розетку», он позвонил и спросил почему на их шарфе нет надписи «гордость России». Я сказал, что они конечно молодцы, но гордость России одна – «Спартак». До сих пор не видел, чтобы на шарфах других клубов была эта надпись. Получается, что я заложил традицию для наших «роз». Надпись «короли Москвы» тоже сотворил ваш покорный слуга.

Была попытка сделать подобное в России в Питере, но получилось некачественно. Первый шарф был бордового цвета, а второй ало-оранжевого с белым. Причём по размеру они были короткими, видно нитку экономили. Первый спартаковский шарф, в котором использовался черный цвет, называли«хулиганка». С надписью «Спартак hooligans», флаг и на фоне флага череп – это первый раз, когда в клубные цвета вторгались другие. Я так себя ломал, вычерчивал на миллиметровке, пытался максимально убрать черный цвет.

Со временем стали делать подделки в Турции. Если английский шарф стоил примерно 100 рублей, то турецкий – 80. Производство Англии - знак качества, поэтому достаточно взрослая публика могла себе позволить те шарфы. А вот зарождающиеся хулиганы, молодежь, покупали «турецкие» шарфы. Мы их поэтому прозвали «притурки». Не «придурки» и не «турки», а именно «притурки».

Одному мальчику мама купила в Польше «розу». На ней буква «С» была синим цветом. Люди даже не удосужились посмотреть, как правильно. Я в итоге парню поменял шарф на нормальный английский.Мне хотелось приучить людей к качественным товарам.

Производство в Турции закончилось с приходом налогов. Ещё была забавная история с динамовским болельщиком. Он приехал в Стамбул, чтобы сделать партию шарфов. Отдал туркам дискету с эскизом, заказал 400 штук. Сказали, что свяжут только ему, улыбались. Отдал дискету, и на два дня с девочками загулял. Через четыре дня приходит тётка, ей турки выкатывают тележку с шарфами, 600 штук. А товарищ уже посчитал прибыль, сколько будет продано. Приезжает в Москву, а на всех рынках его «эксклюзив».

В 2001-м году был связан последний шарф под нашим с другом руководством. Пошла жесточайшая конкуренция. Каждый раз объяснять, в чём разница между шарфами стоимостью 80 и 100 рублей, было тяжело. Сейчас все шарфы вяжутся в России».

Как реализовывали продукцию?

Амир «Профессор»: «У каждого клуба был подвижник, который продавал шарфы на стадионе перед матчем. Это были стихийные точки. Без налогов и разрешительных документов. Только к концу 1990-х рынок начала устаканиваться, за это взялись власти. Хотя бы на «Лужниках» разрешение выписывали.Стычек между фанатами не было. Да и точки располагались по пути фанатов конкретного клуба. Все понимали прекрасно специфику продаж, и не создавали лишних проблем.

Сотрудничали ли с клубами и крупными брендами?

Амир «Профессор»: «Клубы иногда помогали и поддерживали своих фанатов. У «Динамо», например, Серёжа «Кабан» сейчас в клубе работает. Он уважаемый человек в динамовской тусовке, делал дизайны атрибутики. До последнего момента именно он держал динамовские точки. У ЦСКА есть Миша Акулов. Ему удалось договориться с клубом, теперь они совместно выпускают достойные вещи. У «Торпедо» Василий Петраков – один из старых, уважаемых болельщиков, тоже до сих пор в клубе работает.

Клуб иногда помогал, а иногда и конкурировал. Было такое, что война была. Фанат всегда сделает такую вещь, которая однозначно продастся. Потому что в первую очередь ты спрашиваешь себя: «куплю ли я сам?» Если отвечаешь:«да» – надо выпускать.

Была история, когда меня пригласили на совещание в клуб с представителем adidas. «Спартаковский» бюджет составлял $ 6 млн. Представляете, как времена поменялись? Это бюджет всего клуба вместе с зарплатами и всем остальным. И вот один из представителей клуба заявляет:«Я хочу, чтобы от мерчендайзинга было 40% от бюджета клуба, а лучше – 60%». Я мысленно по карманам полазил: «где же ты $ 2 млн или 3 млн украл?»

Самое смешное, что в газете «Футбол-Хоккей»тогда появилась серия статей о проблемах немецкого футбола – и в числе других там разместили заметку про мерчендайзинг. На тот момент из всех клубов Бундеслиги только один клуб работал в плюс – это «Бавария». А «Айнтрахт», у которого собиралось 37 тысяч зрителей на каждом матче, имел в бюджете минус 100 тысяч марок. То есть на тот момент даже монстры Бундеслиги, при том что у людей безумные зарплаты, которые они готовы тратить, не могли уйти по атрибутике в плюс. Мадридский «Реал» может, конечно. Там после покупки Зидана за две недели продали 77 тысяч маек с его фамилией. Правда, из них 3 тысячи украли – испанцы пришли в магазин и просто унесли 3 тысячи маек. Но это «Реал» - самый титулованный клуб мира.

В общем, мы над этим посмеялись. Человек реально бредил. Помните, в прошлом году господин Слуцкий прямо сказал, что наша страна нефутбольная. Я это ещё раньше сказал. Когда Гинер переносил матч из «Лужников» в Химки.

Даже сейчас, приезжаешь в «Оренбург», а из местной атрибутики только шарф и программка. Всё на убогом уровне, - а-ля 1990-е, когда всё только начиналось. И то тогда было лучше. У нас вообще у провинции комплекс неполноценности. Первый вопрос к болельщику, когда туда приезжаешь: «Кто вам за это платит?» И когда они понимают, что ты за свои едешь, у них возникает недоумение».

«Нынешний болельщик никогда не поймёт наше поколение. В те времена я доставал японский двухкассетник, ехал с ним в метро, и на меня ненавидяще смотрели люди, завидовали. А сейчас пришёл в магазин или на стадион – купил. Достать и купить - разные вещи. Кайфа сейчас нет. Не ценится ничего.Когда делаешь дизайн шарфа, то воспринимаешь его, как своё детище. Я раньше конструктором работал, поэтому знаю, как составлять чертежи. Процесс такой: отрисовываешь, спускаешь в цех, а потом бах и твоя деталь. Это творчество. Если бы я условно вложил те деньги в трусы и жвачку, можно было отбиться на раз-два. Потому что сколько людей, столько и трусов, а у кого-то и по две пары. Жвачку все жевали. Но мне такие деньги не интересны были. Шарфики – блажь, расхожий материал у болельщиков. Его можно повязать и на шею и на пояс, если только живот позволяет повязать. Производство таких вещей нужно любить, без души это делать нельзя».

    «Коллекционеры – счастливые люди», – однажды сказал Иоганн Гете, собравший у себя дома в Веймаре различные естественнонаучные и художественные коллекции. Немало собирателей чего-либо ценного и среди любителей спорта. Один из таких – Владимир Морозов, известный в фанатских кругах под прозвищем Морган. Уже восемь лет он собирает шарфы легендарного ярославского «Шинника» и других футбольных команд, в городах которых он побывал ради поддержки любимого клуба.

    - Почему шарфы? А не значки, программки, игровые футболки?-

    Из перечисленного лет через 10–15 реальную ценность будут иметь только майки. Допустим, футболка, которую сняли с полузащитника ЦСКА Понтуса Вернблума, сейчас стоит от 7 до 12 тысяч рублей. Игровой свитер Мануэля Нойера, изготовленный специально к матчу за Суперкубок UEFA – 2013, обошелся моему товарищу в 7,5 тысячи.-

    - Приличные суммы…

    И значки, и программки будут стоить максимум тысячу. Даже те, что сохранились с 1945 года. Но коллекционеров это мало волнует. Им интересен процесс, который затягивает на долгие годы. Известный болельщик из Ярославля собирал программки к матчам «Шинника» на протяжении 15 лет. Раздобыл почти все, в том числе раритеты 1957 года, когда на базе шинного завода был образован наш клуб.

    - А потом?

    Продал за 1500 долларов парню, который хранил дома сотни, если не тысячи крышек от пивных бутылок.

    - Странное увлечение.

    Есть индивидуумы, которые собирают этикетки с бананов. До сих пор в ходу байка, как один миллионер из Европы отправил своего подчиненного в Южную Америку. Специально, чтобы тот привез ему редкий стикер.

    - Вы назвали сумму – 1500 долларов за программки. То есть заработать все-таки можно?

    Цена вполне обоснованна. Ведь покупатель приобрел сразу все. К тому же избавил себя от беготни, нервотрепки, трат на почту и переезды.

    - Итак, почему шарфы?

    Первая «роза» (такое название позаимствовано у британцев, называющих rossete – «розетка» – собственные фанатские шарфы по аналогии со словом rose – «роза». – Прим.) появилась в конце 1990‑х. «Буревестник» (Москва), за который играл в чемпионате Москвы. В 2004‑м купил на стадионе первый шарф «Шинника». А четыре года спустя вступил в группу коллекционеров на сайте «ВКонтакте». Создал личный альбом, выложил все свои шарфы (на тот момент – не более 15 штук) и начал меняться, подыскивая интересные экземпляры.

    - Какое направление у вашей коллекции?

    Собираю все вязаные шарфы «Шинника». На данный момент – 50 штук. Есть цель собрать все. Даже те, которые были выпущены в конце 1990‑х тиражом две-три штуки. Второе направление – «розы» команд, в городах которых присутствовал на матчах с участием «Шины». Обычные шарфы, что продаются у стадиона за 300 рублей, не интересны. Приоритет – старые, желательно первые шарфы клубов и группировок фанатов. Достать раритеты сложнее. Порой кажется, что вообще нереально. Но я целенаправленно, в течение нескольких лет, «веду» редкий шарф, чтобы потом, заполучив его, положить в шкаф с чувством выполненного долга… До охоты за следующим.

    - Что делать, если владелец интересного вам шарфа категорически отказывается его обменивать или продавать?

    Каждый случай индивидуален. Главное – не отчаиваться, быть настойчивым, искать варианты. Отказы получал неоднократно. Вот недавно был случай: нашел «розу» «Шинника» 1997 года, но не могу договориться с владельцем – деньги (четыре тысячи) и обмен ему не интересны. Пару дней не общались. Потом сам написал: «Слушай, я через месяц открываю пивную. Интерьер так себе, хочу украсить стены атрибутикой – шарфами, футболками, флагами. Есть что предложить?» В итоге я отдал семь шарфов, примерная стоимость которых достигала трех тысяч. Оба остались довольны.

    - Класс! Сэкономили даже.

    Иногда все очень сложно. Предлагаешь крупные суммы, десятки шарфов на обмен, но раз за разом в ответ слышишь «нет» или слова вроде «нельзя продать молодость». Меня, правда, это скорее заводит.

    Год назад хотел заполучить первую «розу» «Нефтяника» из Ярославля. До исчезновения этот клуб выступал во второй лиге. В детстве я часто ходил на его матчи. Не совсем мое направление, но четко решил: нужно разыскать первый шарф, который был выпущен тиражом 9 штук в 1999 году. При этом все знают, что часть «розеток» безвозвратно утеряна. Единственным коллекционером, владевшим «Нефтяником», оказался Слава Ширинкин, лидер популярной группы Clockwork Times. До разговора было ясно одно: деньги и равноценный обмен его не заинтересуют. Но я таки предложил: получил отказ, затем назвал приличную сумму. Снова отказ. И тут рассказал о возможности опубликовать интервью с ним в популярном спортивном журнале (у меня имелись связи в издательстве). Наверное, Слава подумал: «О, скоро выходит новый альбом. Надо бы засветиться», – и согласился на сделку.

    - Самый дорогой шарф, который вы приобретали?

    - «Уралмаш» (Екатеринбург) за десять тысяч. Это случилось в 2011‑м, когда работал в PR-агентстве. Оклад 20 тысяч, половина – на шарф, который сделала популярная банда «Стальных монстров». Помню, месяц сидел на молоке и сухарях. Но я доволен. Шарф редкий, 1997 года, с историей. Есть фотография, где уралмашевцы едут на выезд в Омск (823 км) в открытом контейнере грузового поезда. А в руках у парней – этот шарф.

    - Каким образом вы находите то, что вам нужно?

    Самый крутой вариант – съездить на выезд. При себе нужно иметь деньги и хороший обмен. Но это полдела. Куда важнее – расположить к себе незнакомца. Тогда шарф мечты может оказаться в ваших руках. Куда менее романтичная площадка для поиска – социальные сети. На сайте «ВКонтакте» есть группа, где состоят семь тысяч участников, в том числе ведущие коллекционеры (у кое-кого дома лежит несколько тысяч шарфов). Альбомы продажи, обмена, аукцион, черные списки – все находится там. Кроме того, некоторые коллекционеры регулярно мониторят интернет-аукцион Ebay и популярный ныне Avito, где раз в месяц появляются ценные «розы» за разумную сумму.

    - Что посоветуете начинающим коллекционерам?

    Четко определиться с направлением, не делать шарфы с убогим дизайном (увы, в последнее время таких много) и быть честными, никого не обманывать.

    - Когда-нибудь вы закончите коллекцио­нировать. Что будет с шарфами?

    Скорее всего, продам за хорошие деньги. Но отдавать абы кому не очень-то хочется. Верю, что «Шинник» построит новый стадион. Внутри наверняка будет музей – там коллекции самое место.