История лент и тесьмы. Атласная лента история

С лентами в нашей жизни связаны особые торжественные и приятные моменты: это может быть долгожданный подарок в коробке, перевязанный бантами из лент , свадебный кортеж, украшенный лентами . Кроме того, лентами украшают интерьеры домов к различным праздникам, награждают за выдающиеся заслуги. Вышивкой лентами украшают одежду и аксессуары (сумки, ремни, пояса, зонты, перчатки, платки, обувь), различные предметы декора (тюль, подушки, покрывала, рамки для фотографий, картин, абажуры, скатерти, подхваты). Очень изысканно смотрятся пригласительные открытки, свадебные фотоальбомы, подушки для колец, подарки, оформленные вышивкой лентами . Вещи и предметы, украшенные вышивкой, смотрятся очень красиво, романтично и немного антикварно.

На Западе праздничный стол украшают лентами . Символами рождественских праздников считаются красные ленты и банты , которые прикрепляют к входным дверям перед Рождеством и Новым годом. В нашей стране сложился обычай перевязывать конверты с новорожденными розовыми и голубыми лентами , а автомобили свадебного кортежа украшать лентами различных цветов, чаще всего цветами Государственного флага.

Вышивка лентами – один из самых интересных видов рукоделия. Этот вид считается объемной вышивкой. Ленты придают нужный объем. Кроме шелковых лент , в вышивке используют атласные, жатые, плиссированные ленты, ленты из органзы, декоративные шнуры, ленты с проволочными каемками . Кроме того, можно сочетать различные виды вышивок, например вышивку лентами с вышивкой бусинами и бисером или мулине. Можно добавлять роспись по ткани, аппликацию.

Чаще при помощи лент изображают природные мотивы. Шелковые ленты очень пластичны, ими можно вышивать практически так же, как и нитками; самое главное условие – их нельзя затягивать. При помощи лент можно вышить прекрасные букеты цветов, веточки ягод, листочки, насекомых, некоторых животных.

Сама техника выполнения вышивки довольно проста. Изучив основные виды швов, можно за небольшой отрезок времени расшить футболку, сделав ее красивой и оригинальной, украсить сумку или шляпку, придав купленному изделию неповторимый вид, вышить мешочек для сухих трав, картину, обложку для фотоальбома, которые будут прекрасным подарком. Можно объединить в единый ансамбль несколько изделий, сделав на них объемную вышивку. Этот вид рукоделия универсален. Вы можете украсить вечернюю дамскую сумочку и детский уголок, скатерть и различные коробочки для мелочей.

ИСТОРИЯ ВЫШИВКИ ШЕЛКОВЫМИ ЛЕНТОЧКАМИ


История вышивки лентой начинается с древнейших времен. Ее прародительницей можно считать веревку из растительных волокон, которая постепенно превратилась в тесьму, а затем в ленту.

Еще в доисторические времена люди украшали прически пестрыми узкими полосками из ткани и кожи, на которых создавали выразительные узоры. Постепенно художественное шитье развивалось, стали применять не только различные виды пряжи: шерстяной, льняной, шелковой, конопляной, хлопковой, – но и драгоценные камни, жемчуг, монеты, перламутровые ракушки, бисер, бусины, блестки. Самые древние вышивки, дошедшие до нас, датируются V–IV вв. до н. э. Они выполнены китайскими рукодельницами. Эти изделия вышиты золотыми и серебряными нитями, шелком, волосом на шелковой ткани. В Китае вышивкой украшали одежду, ковры, картины. Чаще изображались цветы и птицы. В Японии, Иране, Древней Индии вышивали жанровые сцены, фигурки животных, растительные мотивы.

В Древнем Риме и Древней Греции женщины украшали свои волосы лентами и полосками ткани. Гречанки в волосы вплетали расшитые полоски ткани, а римлянки свои прически украшали лентами, расшитыми драгоценными камнями и золотом. Одежду также отделывали цветными лентами . Причем по определенным материалам и цветам лент можно было определить социальный статус человека. В Древнем Египте также вышивали одежду. До наших дней дошли красиво расшитые одеяния фараонов. Ассирийцы и евреи заимствовали искусство вышивки у древних египтян. В Средние века византийские рукодельницы оригинальным способом вышивали шелком и золотом особые орнаменты. Из Византии этот вид рукоделия распространился в других европейских странах. Например, в Англии стали вышивать шелком, серебром и золотом роскошные растительные орнаменты. В это же время в Италии лентами стали декорировать балдахины и спинки стульев, подвязывать ими тяжелые занавеси, закрывавшие зимой окна для защиты от ветра и холода.

В Древней Греции существовала легенда о мастерице Арахне, бросившей вызов богине войны и мудрости Афине. За это богиня превратила рукодельницу в паука.

В XIV в. началось широкое применение шелковых лент . В Лионе, французском городе, стало довольно быстро развиваться производство шелковых ниток и тканей. Знатные господа стали носить красивую одежду, расшитую парчовыми лентами или лентами с золотой каймой , соответствовавшими рангу и происхождению носившего.

По приказу будущего короля Людовика XI в 1446г. были завезены разные станки для выделки шелка, и он изготовления лент и пригласил итальянских мастеров, чтобы они обучили местных ткачей своему мастерству. Но из этого ничего не получилось.


Немного позже началась мода на плащи и камзолы, отделанные золотыми и парчовыми лентами . Поэтому спрос на такой товар продолжал расти. Лион постепенно стал крупным текстильным центром. В 1560 г. в нем уже трудились 50 000 мастеров, которые изготавливали и различные ленты: парчовые, золотые, шелковые, атласные . В соседних городах Сент-Этьене и Велзи работали около 45 000 ткачей, производивших тесьму . Через 100 лет, в 1660 г., в Сент-Этьене и его окрестностях больше 80 000 станков вырабатывали ленты и 370 изготовляли позументные изделия (галун, позумент, басон). При дворе Людовика XIV все предметы туалета (от панталон до обуви) стали украшать лентами, расшитыми драгоценными камнями и жемчугом. Сам король призывал всех своих придворных одеваться красиво и с выдумкой. Людовик XV, следующий французский монарх, любил не только одежду, украшенную лентами, но и сам обожал вышивать лентами и дарил свои изделия придворным. В этот период в моду вошли объемные платья с летящими силуэтами, со складками и множеством ленточек. Знатные дамы стали украшать свои платья лентами; сначала нашивали на корсажи множество розочек, других объемных цветов с изящными листиками. Мотивы дополняли жемчужинами и хрусталиками. Затем стали и белье украшать лентами. Оно становилось более изящным и роскошным. Появились специальные ателье – поставщики королевского двора, мастера которых с помощью шелковых лент и иглы создавали настоящие произведения искусства. Сейчас их изделия можно увидеть в различных музеях мира. Постепенно вышивка шелковыми лентами распространилась по всему миру, начиная с Англии. В XVII–XVIII вв. лентами стали украшать не только женские наряды, но и одежду мужчин. Даже облачение священников было украшено лентами.

В одном из крупнейших в мире музеев декоративно-прикладного искусства и дизайна – Виктории и Альберта в Лондоне – есть мужской костюм, который украшен 250 ярдами шелковых лент.

Постепенно увлечение этим видом рукоделия возрастало и в XIX в. стало популярным практически среди всех слоев населения. В одном из ведущих регионов промышленного производства – городе Базеле количество станков, изготавливавших ленты, выросло с 1225 в 1775 г. до 7631 в 1870 г.

Англичанин Чарльз Фредерик Ворт, основатель Дома моды Рю-де-ле-Пе, соединил английскую технику вышивки с французским шиком. Он стал не просто украшать одежду лентами, пришивая их сверху, а вышивать на одежде различные мотивы тесьмой и шелковыми лентами . Платья с вышитыми узорами предназначались для женщин высокого положения в обществе. Кроме того именно он стал основателем моды на украшение вышивкой различных аксессуаров. Перчатки, туфли, веера, нижнее белье отделывали вышивкой из тесьмы и лент . Постепенно Англия и ее колонии, британские и новозеландские, перехватили инициативу. Самыми лучшими рукодельницами в то время считались новозеландские мастерицы. Королева Виктория в XIX в. именно им поручала украшать свои наряды. В Австралии этот вид рукоделия распространился больше, чем вышивка нитками, так как в этой стране существует большой налог на волокна и нити из Японии, а на ленты нет налога.

В нашей стране ленты для декорирования применялись с древнейших времен. В незапамятные времена невеста, которую засватали, надевала на голову венок с лентами, который назвали красота. Другой старинный убор для девушек – ленты – декорировался разноцветными лентами с бусинами и золотыми нитями. В Ржевском уезде женщины и девушки носили повойник – головной убор с нашитыми лентами и вышивкой из золотой нити. Низ праздничных рубах украшали двумя полосками красных шелковых лент . Другие рубахи обшивали пестрыми лентами . Низ сарафана украшали ленточками и ажурной строчкой. По центру сарафана нашивали вертикальную полосу из шелковых или хлопчатобумажных лент . Вышитые ленты часто использовали вместо поясов в праздничном одеянии.

Одежду донских казаков в XVII–XVIII вв. отделывали вышивкой золотыми и серебряными, шелковыми нитями и различными лентами. Рубахи украшали вышивкой и лентами по низу подола и рукавов. Верхнее, распашное платье, кубелек расшивали лентами и жемчугом. Лентами украшали даже обувь, чирики.

Постепенно под влиянием стилей рококо и барокко в России становится популярной вышивка шелковыми лентами различных цветочных узоров. Лентами украшали одежду, перетягивая рукава и формируя букетики цветов.

В 1870-е гг. вышивка шелковыми ленточками получила наибольшее распространение. Лентами декорировали юбки, лифы, рукава, воротники, манжеты платьев, перчатки, муфты, шали. Кроме того, объемной вышивкой украшали стеганые одеяла, абажуры, зонтики и разнообразные предметы обихода. А также стали модными различные накладные отделки из украшений: шелковых лент , фигурных блесток, объемных аппликаций из подкрашенного газа с синелью. Могли комбинироваться различные виды вышивок, например аппликацию из шелковых ленточек совмещали с цветной гладью.

В XX в. интерес к этому виду рукоделия снизился так же, как и к остальным его видам. Но в конце прошлого столетия вышивка шелковыми ленточками стала появляться вновь и в настоящее время переживает второе рождение.

По материалам книги С. Ю. Ращупкиной "Вышивка шелковыми лентами"

Вышивка является одним из самых древних видов народного творчества. Первые ее элементы возникли в период первобытно общинного строя. Тогда вместо лент использовались полоски кожи, с помощью которых создавались выразительные узоры.

С развитием человечества развивалось и художественное шитье: стали применяться различные виды пряжи - льняная, шерстяная, шелковая, конопляная, хлопковая, а также жемчуг, драгоценные камни, перламутровые ракушки, монеты, блестки, бусинки и бисер.

Самые древние вышивки, которые сохранились до наших дней, были выполнены в V-IV веках до н. э. китайскими мастерицами. Они представляют собой декоративное шитье шелком, волосом, золотыми и серебряными нитками на шелковой ткани.

В Древнем Китае вышитыми узорами украшались одежда, картины и ковры. В вышитых орнаментах зачастую встречались изображения птиц и цветов. В вышивках Древней Индии, Ирана и Японии преобладали растительные мотивы, фигурки животных и жанровые сцены.

О развитии этого вида искусства в Древней Греции повествует миф о рукодельнице Арахне, посмевшей бросить вызов самой Афине. За свою дерзость женщина была превращена богиней в паука. В декоративных целях древние греки и римляне использовали и ленты. Гречанки вплетали в волосы полоски тканей, а римлянки украшали свои прически повязками, расшитыми золотом и драгоценными камнями. Цветными лентами отделывалась и одежда, причем каждому социальному классу соответствовали определенные цвет и материал. Искусство вышивки также было известно древним египтянам, о чем свидетельствуют богато расшитые одеяния фараонов. У древних египтян его заимствовали евреи и ассирийцы.

В период Средневековья красотой и изяществом шитья золотом и шелком славилась Византия, где рукодельницами были разработаны оригинальные способы вышивания и особые орнаменты. Их мастерство способствовало развитию этого вида рукоделия во многих европейских странах. В XIII веке в. Англии большой популярностью пользовалась вышивка серебром, золотом и шелком, для которой были характерны роскошные, причудливо переплетающиеся растительные орнаменты. В средневековой Италии спинки стульев и балдахины декорировались лентами. Ими подвязывались и тяжелые занавеси, которыми зимой закрывались окна для защиты от холода.

Тем не менее широкое применение шелковых лент в бытовых целях началось лишь в XIV веке. Благодаря благоприятным климатическим условиям и развитым традициям ткачества во французском городе Лионе быстро развивалось производство шелковых тканей и ниток. Знатные вельможи стали носить роскошные одежды, расшитые лентами с золотой каймой или парчовыми лентами в соответствии со своим рангом и происхождением.

А началось все в 1446 году, когда будущий король Людовик XI пригласил во Францию итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству французов. Несмотря на то что затея завершилась неудачей, в Лион были завезены различные станки, предназначенные для изготовления шелка и шелковых лент. Постепенно производство шелковых лент в этом городе расширялось, и вскоре Лион превратился в крупный текстильный центр. В 1560 году в производстве лент было занято уже 50 тысяч ткачей. Мастера изготавливали различные их виды - от простых до самых экстравагантных и очень дорогих.

Южнее Лиона, в городах Велзи и Сент-Этьене, началось производство тесьмы, в котором было задействовано почти 45 тысяч человек. К 1660 году в Сент-Этьене и его окрестностях насчитывалось около 80 тысяч станков для выработки лент и 370 станков, на которых производились позументные изделия - позумент, басон, галун. Спрос на них резко возрос в XVIII веке, когда наступила эпоха роскошного декора, которым отделывалась не только одежда, но и предметы интерьера. Король Франции Людовик XIV даже свою обувь украшал лентами, расшитыми драгоценными камнями, и призывал всех придворных одеваться утонченно и с выдумкой.

В период развития рококо в моду вошла одежда, чересчур щедро украшенная множеством декоративных элементов. Король Людовик XV был увлечен вышивкой и зачастую дарил придворным дамам сделанные своими руками милые безделицы. Платья стали более объемными и «летящими», с незастроченными складками на груди и множеством ленточек.

Именно в этот период во Франции появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы украшали ею свои роскошные платья. Корсажи отделывались мелкими изящными розочками в стиле рококо, листиками и большим количеством всевозможных объемных цветочков. Все это великолепие дополнялось сверкающими жемчужинами и хрусталиками. Вслед за платьями лентами начали украшать и белье, которое становилось все более роскошным и изящным. Создавались специальные ателье, носившие название «Поставщики королевского двора», в которых с помощью простой иглы и шелковых лент создавались настоящие шедевры искусства. В наши дни их можно увидеть в музеях всего мира.

Из Франции искусство вышивания шелковыми лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Не стала исключением в этом отношении и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался очень поэтично - «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками. Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток. Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками шелковых кумачовых лент. Обшивались пестрыми лентами и рубахи - «сенокосицы». Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент. Иногда вышитые ленты использовались в качестве поясов.

В XVII-XVIII веках одежда донских казаков шилась из привозных хлопчатобумажных, льняных и шелковых тканей, которые украшались серебряными, золотыми, шелковыми нитками и лентами. Рубаха была богато украшена вышивкой спереди, по низу рукавов и подолу. Поверх нее надевалось расшитое жемчугом и лентами длинное распашное платье - кубелек. Вышивкой декорировались даже шубы. Иногда ленточными узорами отделывалась и обувь - чирики.

Под влиянием стилей барокко и рококо, наряду с вышивкой серебром, золотом, цветной гладью, блестками, бисером, в России особую популярность приобрела вышивка цветочных узоров шелковыми ленточками. Этими блестящими полосками украшали костюмы: ими перетягивали рукава, завязывая их бантиками и формируя букетики цветов.

На смену стилю рококо пришел строгий классицизм. Модными стали одежды из тонких материалов, похожие на туники. Допускалась их легкая отделка, в том числе и шелковыми ленточками неброских расцветок, которые использовались для окантовки деталей одежды.

Расцвет вышивки шелковыми лентами пришелся на 70-е годы XIX века. В частности, шелковыми лентами украшались лиф, юбка, рукава, манжеты и воротники платьев, шляпки, шали, перчатки и муфты. Красовалась объемная ленточная вышивка не только на предметах дамского туалета, но также и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах и всевозможных предметах обихода. Вошли в моду накладные отделки из вышитых элементов, фигурных блесток и украшений из шелковых лент. В связи с этим большую популярность приобрели объемные аппликации, выполненные из подкрашенного газа с синелью. Кроме того, в этот период часто использовались комбинированные виды вышивок: например, вышивка крестом совмещалась со вставками из бисера, а цветная гладь - с аппликацией из шелковых ленточек.

Стиль модерн, вступивший в свои права в начале XX века, способствовал подъему декоративно-прикладного искусства. К середине XX столетия интерес ко всем видам рукоделия заметно снизился. Но на протяжении нескольких последних десятилетий наблюдается возрождение вышивки, в том числе и шелковыми лентами. Это весьма занимательное занятие. В вышивке шелковыми лентами применяются достаточно простые и хорошо известные приемы вышивания, зато выполненный в этой технике объемный рисунок выглядит настолько привлекательным, что никого не оставит равнодушным.


Еще в древние времена люди использовали ленты, которые представляли собой узкие полоски ткани. Причем сфера их применения была достаточно широка. Ленты использовались в хозяйственных целях, в быту, а также в качестве украшений. Жительницы Древней Греции и Древнего Рима зачастую вплетали в свои прически полоски ткани, украшенные драгоценностями. Ленты также использовали для отделки одежды, причем по их цвету можно было определить, к какому социальному классу принадлежит их носитель. В Италии в средние века ленточки начали применять для декора интерьера. Ими украшали мебель, занавеси, балдахины и так далее.

Однако наибольшее распространение шелковые ленты получили в XIV веке. Это было связано с развитием в это время производства шелковой нити. В середине XV века король Людовик XI распорядился пригласить из Италии ткачей, которые должны были обучить французов искусству выделки шелка и изготовлению шелковых лент. С этой целью в Лион было завезено большое количество предназначенных для этого станков. Таким образом, Лион стал центром текстильного производства. Первыми отделывать одежду лентами начали французские подданные. Знатные дамы и господа все чаще появлялись в шикарных нарядах, украшенных парчовыми или шелковыми лентами.

Естественно, что спрос на ленты повышался. Уже спустя сто лет в Лионе насчитывалось около пятидесяти тысяч ткачей, которые занимались производством самых разнообразных шелковых лент. В это же время было налажено производство тесьмы в Сент-Этьене и Везли. К середине XVII века в этих городах работало уже около трехсот семидесяти станков, предназначенных для производства золотой и серебряной тесьмы, а также около 80 тысяч ткацких станков, изготавливающих шелковые ленты.

Пик использования шелковых лент приходится на начало XVIII века. Король Людовик XIV очень любил украшать свои наряды многочисленными лентами с драгоценностями на них. Даже обувь короля была отделана лентами. Людовик XIV был неравнодушен к оригинальным нарядам и всячески поощрял своих придворных одеваться необычно.

В эпоху рококо во Франции в моду входит несколько легкомысленный образ жизни. Отвечая веяньям времени, французские модницы украшают свои платья многочисленными рюшами, лентами и защипами. В этот период появляется новый вид отделки одежды – вышивка шелковыми лентами. Вслед за Францией такие тенденции в моде подхватили в Англии, а позже и во всей Европе.

Один из интересных видов рукоделия. Изучив различные виды швов , можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи. С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме . Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал. В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых . Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее в Везли и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы.

К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим. Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами . В моду вошли "летящие платья" с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась . Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками "а ля рококо", листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание "Поставщики королевского двора" с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность. Расцвет искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганных одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течении двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

Шелковые ленты и тесьма применяемые для отделки прочно вошли и в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественными событиями, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называются "праздниками с бантиками".

Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче. Ленты оживляют прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья приобретают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест , богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!

На Западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляют к входным дверям домов в преддверии Рождества и встречи Нового года. У нас же сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.

История этой техники восходит к древним англосаксонским традициям. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники вышивки в том, что она придает рисунку объемность. Изучив различные виды швов, вы без труда сможете их повторить и создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого у вас появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта Вы сможете объединить в единый ансамбль несколько предметов вашего гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок и дамскую вечернюю сумочку. Кроме того, вы научитесь делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

Делимся опытом вышивания лентами на форумах Рукодельного Рунета -

Обсуждение статьи

Первой лентой,
ставшей предметом украшения внешнего
облика человека, наверное, была самая
обыкновенная верёвка из растительных
материалов. После изобретения ткацкого
станка эта верёвка сначала превратилась
в тесьму, а затем в эпоху развития
торговли с восточными странами и
знакомства Европы с шёлком - стала
атласной лентой.

Обычай украшать свои
причёски и одежду разноцветными и узкими
полосками ткани был широко распространён
ещё в древние времена и на всех континентах
— начиная Америкой и заканчивая Австралией.
В Древнем Риме и Греции знатные люди
украшали свою одежду всевозможными
лентами и тесьмой, богато украшенными
серебряными и золотыми монетами, нитями
и бусинами.

Цвет лент и материал, из
которого они были изготовлены, могли
многое рассказать о статусе человека
и его принадлежности к определённому
племени или клану. В эпоху средневековья
в истории лент начался ещё один этап. В
средневековой Европе быт был очень
суровым, и в каменных замках даже самых
знатных вельмож было очень холодно и
неуютно. Однако после крестовых походов,
во время которых крестоносцы познакомились
с роскошью и традициями Востока, многое
изменилось. После завоевания поселившись
в восточных странах, рыцари очень быстро
привыкли к обычаям этих народов
обустраивать своё жильё, в котором было
много ковров и подушек, балдахинов,
занавесей и других предметов, изготовленных
их парчовых и тонких шёлковых тканей с
вышитыми золотой ниткой узорами. Они
поняли, что их жизнь может стать намного
комфортнее, если окружающие предметы
украсить тканями. Вернувшись на родину,
крестоносцы принесли в свои дома
восточную культуру, радикально изменившую
внутреннее убранство старинных замков.
Роскошные и богатые ткани - парча, шёлк,
бархат со своими яркими и сочными
красками стали неотъемлемым элементом
домов знати. Владельцы замков стали
гордиться не только неприступными
стенами своих крепостей, но и роскошью
убранства внутренних помещений, интерьер
которых приобрёл ярко выраженный
восточный стиль и был насыщен тканями,
которые присутствовали практически
повсюду: на окнах, мебели, стенах и полах.

Восточные ткани, как правило, были
тяжёлыми с вытканными золотыми нитками
сложными узорами, а подушки и покрывала,
сшитые их них, были украшены ещё кистями
и красивой атласной тесьмой. Много было
вышивки шёлковыми нитками и бисером. В
те далёкие времена европейцы впервые
познакомились с искусством аппликации
- приёмом декорирования, родиной которого
был так же Восток. Шнурами и узкими
полосками бархата, гобеленовым шитьём
стали украшать парадные наряды и
подвязывать ставшие очень модными
тяжёлые занавеси, а также балдахины над
кроватями в спальнях. Однако триумфальное
шествие декоративных лент по Европе
началось только с XIV века. Король Франции
Людовик XIV пригласил в Лион искусных
венецианских ткачей, чтобы те обучили
местных мастеров искусству ткать
шёлковые ткани, но хитроумные итальянцы
привезли лионским ткачам только станки
для изготовления шёлковых лент. С этого
момента французские дворяне стали
отделывать свои камзолы и плащи парчовыми
и золотыми лентами, позументами и
галунами, причём, больше всего в этом
усердствовали не дамы, а… мужчины. При
дворе Людовика XIV лентами, расшитыми
жемчугом и драгоценностями, стали
украшать абсолютно все предметы туалета
— от обуви до панталон. А следующий
французский монарх, Людовик XV, уже сам
с огромным удовольствием расшивал
лентами кошельки и платки, которые затем
дарил своим фавориткам. До начала XVIII
века искусство вышивки лентами было
привилегией знатных особ.

В эпоху рококо
вышивка лентами оформилась в самостоятельный
вид элегантного рукоделия, ставшим
таким привлекательным не только потому,
что его техника позволяла вышить объёмный
рисунок, но ещё и потому, что он выглядел
очень реалистично. Шёлковыми розочками,
бутончиками и листиками украшали лифы
дамских платьев, вплетая в петельки
лент жемчуг, хрусталь и драгоценности.
Придворные модники заказывали у белошвеек
не только расшитые лентами и драгоценностями
платья - очень скоро вышивкой целых
букетов стали украшать нижнее бельё, а
затем банты из лент перекочевали и на
туфельки и даже сапоги. А чего стоят
замысловатые, роскошные шляпы дам
высшего света, на которых можно было
увидеть практически весь цветник: тут
«росли» и розы, и фиалки, ландыши и
даже орхидеи! Из Франции - общепризнанной
законодательницы мод, вышивка лентами
мгновенно распространилась по всему
земному шару. Шедевры моды прошлых
веков, хранящиеся в музеях, до сих пор
радуют глаза посетителей. Очень скоро
искусство вышивки лентами , а не просто
пришивание лент сверху на ткань, стали
использовать не только для одежды, но
и для декора помещений: ими стали украшать
гобелены, занавеси, шёлковые одеяла и
покрывала, чехлы и обивку диванов и
кресел. Именно со времён пышных балов
при французском дворе и появился обычай
украшать помещение лентами и бантами.

В XX веке особую
популярность приобрёл такой стиль
декора, как эклектика, в основе которого
лежит взаимодополняющий контраст
старого и нового - здесь современные
музыкальные центры и самая модерная
мебель удачно соседствуют с вышитыми
картинами в стиле рококо и расшитыми
цветами и украшенными бантами шторами.
Главное, чтобы вы в любой обстановке
чувствовали себя комфортно и уютно, а
ваша квартира не превратилась в музей
с табличками «Руками не трогать!».

Хорошо оформить
комнату означает добавление элементов
декора, придающих ей больше жизни и
характера. Это могут быть вышитые картины
на стене, разбросанные декоративные
подушки, оригинально оформленная рамка
семейной фотографии или зеркала. В
большей степени это может быть связано
с созданием некой особой атмосферы,
например, восточной умиротворённости
или современной динамичности. Важно
то, какое впечатление производит такая
атмосфера, а также насколько эффективно
вы можете реализовать свой замысел.
Каким бы ни было ваше решение, все эти
завершающие штрихи будут лишь началом
и стимулом для вдохновения.