Эдипов комплекс у взрослых мужчин примеры. Эдипов комплекс – что это такое

Потом ему случилось спасти Фивы от Сфинкса. Этот чудо-зверь приставал к путникам с загадками и убивал за неправильный ответ, в результате Фивы оказались отрезаны от внешнего мира. Тогда благодарные фиванцы пригласили Эдипа на царство и отдали ему в жёны царицу Иокасту, его родную мать. Кончилась история печально: все умерли.

В таком виде сюжет древнегреческого мифа лёг в основу трагедии Софокла «Царь Эдип». Однако мир до сих пор помнит о злоключениях бедняги, не столько благодаря драматургическому таланту античного автора, сколько благодаря бурной фантазии отца психоанализа Зигмунда Фрейда.

« По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. »
На «Э» начинается...
Впервые понятие «эдипов комплекс» было использовано Фрейдом в работе «Толкование сновидений» (1899) и стало одним из краеугольных камней всей фрейдистской парадигмы.

Фрейд считал, что мать, доставляя маленькому сыну чувственное удовольствие кормлением грудью, теплом, заботой и лаской, становится объектом сексуального вожделения с его стороны. В результате ребенок испытывает ревность к отцу, вплоть до желания его смерти. Однако страх наказания («комплекс кастрации») вытесняет его вожделение в сферу бессознательного.

Когда мальчик становится чуть взрослее, через идентификацию с отцом он осознаёт свой собственный пол, и тогда сексуальное влечение переносится с матери на других женщин. Так происходит разрешение эдипова конфликта.

Женский вариант эдипова комплекса называется комплекс Электры (по имени героини другого древнегреческого мифа, мстившей матери за убийство отца). Сразу возникает простой вопрос: куда же у девочек исчезает влечение к матери как к источнику приятных телесных ощущений на ранней фазе развития, и откуда берётся влечение к отцу? Для ответа на него Фрейд придумал термин «зависть к пенису». Оказывается, осознав половые различия, девочка проникается ощущением собственной «неполноценности» и винит в этом мать, «отобравшую» у неё отца вместе с его пенисом. Позднее она понимает, что пенис есть и у других мужчин, и переносит вожделение на них. Так разрешается конфликт Электры.

От мала до велика
Таким образом, в классическом психоанализе эдипов комплекс у детей в возрасте от 2.5 до 6 лет считается нормальной фазой развития личности и сексуальности ребёнка, а не извращением или признаком психического заболевания.

Проблемы начинаются тогда, когда нормальной отработки эдипова комплекса по каким-то причинам не происходит, и повзрослевшему ребёнку не удаётся освободиться от привязки своих сексуальных влечений к родителю противоположного пола либо от «выяснения отношений» с родителем своего пола. Такое бывает, например, у детей деспотичных родителей, или когда кто-то из родителей умирает, когда ребёнок ещё мал.

Вечные холостяки, до седых волос отчитывающиеся перед мамочкой о своём малейшем телодвижении, или капризные девы, отвергающие кавалеров одного за другим на том основании, что-де недостаточно хороши. Братья Карамазовы, Гамлет и Павлик Морозов, все они, если верить психоанализу, – типичные жертвы эдипова комплекса.

Зато, вопреки распространённому мнению, до прямого инцеста или явных инцестуальных побуждений эдипов комплекс доходит чрезвычайно редко. Вспомним несчастного Эдипа: он ведь не просто убил отца и женился на матери. Он сделал это, не зная, что они приходятся ему родителями. Так и носители эдипова комплекса не осознают сексуальной природы своих отношений с родителями, разве что во сне привидится…

Иногда банан – это просто банан
По количеству вызываемых споров и накалу чувств оппонентов психоанализа можно сравнить разве что с марксизмом. Сторонники фрейдизма видят проявления подавленных сексуальных комплексов в любом поступке вплоть до выбора блюд в ресторанном меню, а противники объявляют шарлатанством любой текст, где фигурирует слово «подсознательное». Пикантность ситуации усугубляется тем, что психоанализ как о само собой разумеющемся говорит о вещах, в «приличном обществе» совершенно немыслимых. Шутка ли – признать существование сексуальных страстей у несмышлёных детей или «обвинить» какого-нибудь уважаемого человека в тайных помыслах об отцеубийстве!

Самый серьёзный аргумент критиков психоанализа состоит в том, что и постулаты, и выводы своей теории Фрейд взял «с потолка», эмпирически они недоказуемы, а вместо доказательств используются «показательства» – примеры, иллюстрирующие тот или иной тезис. Причём объяснить многие явления с тем же успехом можно в какой-нибудь другой системе координат и без всякого фрейдизма.

Например, для этолога (специалиста, изучающего поведение животных) агрессия мужчины по отношению к отцу – очевидное проявление ранговых разборок между самцами в стае, их конкуренции за доминирующее положение, а распространённая среди девушек тяга к старшим по возрасту мужчинам – не более чем стремление к выбору в качестве партнёра альфа-самца. Сексуальное влечение к матери можно считать атавизмом, унаследованным от наших предков, поскольку животным неведомы табу на инцест, и так далее.

С точки зрения психолога-нефрейдиста (равно как и с точки зрения житейского здравого смысла) чрезмерный родительский педагогический раж по существу – насилие над личностью ребёнка. Он приводит либо к бунту, либо, наоборот, к инфантилизму и прямой психологической зависимости от родителей. И для объяснения этих случаев совсем не нужны такие сомнительные категории, как комплекс кастрации или зависть к пенису.

А в современном мире, где неполная семья стала уже скорее нормой, чем исключением, любовь-ненависть ребёнка по отношению к любому из родителей куда проще и естественнее следует из травмы, возникшей из-за развода родителей, чем из какого-то метафизического эдипова комплекса. «Люблю маму, потому что она тянет меня одна», «ненавижу маму, потому что она сделала что-то, из-за чего отец нас бросил», «ненавижу отца за то, что он нас бросил», «люблю отца, потому что мне его не хватает» – как всё это знакомо…

Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт
В общем, всерьёз рассуждать об эдиповом комплексе можно только оставаясь в рамках фрейдизма. Там он стройно и логично вписывается в общую картину мира. А за пределами психоанализа эдипов комплекс имеет примерно такой же смысл, как вера в переселение душ за пределами индуизма и буддизма.

Зато, несомненно, это удобный образ для описания действительно широко распространённых проблем в отношениях отцов и детей и для разговоров о влиянии родителей на развитие ребёнка и формирование его сексуальности.

Если вера в эдипов комплекс позволяет спокойно отнестись к заявлению пятилетнего карапуза, что он хочет жениться на маме, а не хвататься за голову и не бежать «лечить» ребёнка от «психических отклонений»; если эта вера помогает не сходить с ума от чувства вины, увидев эротический сон с собственным родителем в главной роли – какая разница, открыл его старик Фрейд, как Колумб Америку, или сочинил, как Софокл – трагедию о царе Эдипе?...

Эдипов комплекс, то, согласно Фрейду, этот комплекс обязателен и универсален для всех в детстве. Эдипов комплекс, что одно из понятий, используемых Фрейдом в классическом психоанализе для того, чтобы обозначить противоречивое отношение ребенка к своим родителям. То есть таким образом объясняется проявление у ребенка неосознанных влечений, которые сопровождаются выражением чувств одновременно и любви, и ненависти к родителям.

Древнегреческая трагедия, легшая в основу комплекса Эдипа

Эдипов комплекс, что это, можно объяснить с помощью времени Софокла «Царь Эдип». В этой трагедии рассказывается о несчастной судьбе Эдипа. Бессознательно он сначала убивает своего отца Лая, чтобы потом стать мужем своей матери Иокасты. После того как он узнает от оракула о деяниях, совершенных им, он ослепляет себя.

Именно из этого мифа Фрейд почерпнул идею того, откуда появился Эдипов комплекс у мужчин. И, как считал Фрейд, этот комплекс присущ каждому человеку. Он утверждал, что наши сны доказывают, что все без исключения направляют свое первое на мать и свое первое желание причинить насилие - на отца.

Изучая воспоминания взрослых и наблюдая за детьми, Фрейд сделал вывод, что проявление Эдипова комплекса универсально. Мальчик в детстве эротически привязан к своей матери и хочет овладеть ею. В этом случае отец им воспринимается как помеха. Девочка же испытывает потребность в устранении матери, так как испытывает теплые чувства к своему отцу.

Эдипов комплекс, что это по Юнгу

В психоаналитической литературе, чтобы обозначить Эдипов комплекс у женщин, часто используют понятие, введенное Юнгом К.Г,- комплекс Электры. И это название также берет свои истоки у древнегреческого мифа о дочери Агамемнона. В этой трагедии Электра помогла убить свою мать, которая была виновна в смерти отца.

Но Фрейд, рассуждая на тему "Эдипов комплекс, что это?", считал, что он в равной степени свойственен всем людям независимо от того, к какому полу они принадлежат. Фрейд обосновывал это тем, что человек имеет мужское и женское начало, и его бисексуальность приводит к тому, что ребенок может занимать позицию активную или пассивную.

Вытеснение Эдипова комплекса

Согласно Фрейду, Эдипов комплекс начинает проявляться у детей в возрасте от 3 до 5 лет. И задача каждого - его преодоление, так как этот процесс обязателен для развития ребенка, характеризующегося переходом от фазы детской сексуальности к нормальному пути развития человека. Если он сохранится в бессознательном ребенка, то это может стать причиной невротизации ребенка и скажется на его психологических расстройствах уже во взрослом возрасте.

Но, несмотря на универсальность комплекса, Фрейд все-таки считал, что у мальчиков и девочек он развивается и изживается по-разному. Страх мальчика перед кастрацией как наказанием за влечение к матери приводит к его отвращению от Эдипова комплекса. И мальчик сублимирует свои влечения на другие, социально допустимые цели.

Девочка же, по мнению Фрейда, нормально реагирует на то, что у нее отсутствует пенис, но при этом она испытывает зависть к тому органу, которого у нее нет, и желает получить его от отца. сохраняется достаточно длительный период, поэтому с Эдиповым комплексом девочки расстаются медленно. Но продолжительное сохранение у девочек этого комплекса способствует подготовке женщины к ее половому созреванию.

Эдип, пожалуй, самый известный в психологии мифологический персонаж. Ведь наверняка о том, что существует Эдипов комплекс и комплекс Электры, вспомнит даже самый далекий от этой науки человек. Вспомнит, но вот рассказать подробнее уже вряд ли сможет.

Итак, что такое Эдипов комплекс, из-за чего он возникает и как дает о себе знать?

Миф об Эдипе

Мы начали разговор с упоминания античных мифов. И действительно, прежде чем речь зайдет о психологических аспектах проблемы, нелишним будет остановиться на аспектах культурных. Вспомним трагедию Софокла «Царь Эдип», основанную на мифологическом сюжете.

Царь Лай, правитель Фив, получает страшное предсказание: он умрет от руки собственного сына. Напуганный Лай велит слуге избавиться от своего новорожденного наследника, однако тот жалеет мальчика и передает его пастуху из соседнего царства. Пастух относит младенца к своему правителю, ребенок получает имя Эдип и становится приемным сыном царя.

Повзрослев, Эдип узнает о пророчестве. Считая своим отцом воспитавшего его человека, он решает покинуть царство, чтобы тем самым помешать пророчеству сбыться. В пути путешественник сталкивается со старцем. У них завязывается ссора, которая заканчивается тем, что Эдип убивает старика и его слуг.

Дорога приводит героя в Фивы. Город находится во власти Сфинкса, он загадывает прохожим загадку, которую никто не может отгадать, и безжалостно расправляется с людьми, дающими неверные ответы. Эдип отвечает правильно, и благодарные фиванцы предлагают ему стать их повелителем и взять в жены царицу: прежний царь Лай убит неизвестными.

Спустя несколько лет в Фивы снова приходит несчастье: неурожаи, голод, массовые смерти. Эдип просит оракула помочь справиться с бедами, и тот говорит, что во всем виноват убийца Лая. Если найти и наказать этого человека, город вновь будет процветать. Расследование открывает Эдипу горькую правду. Во всем виноват он сам. Старец, встретившийся ему в дороге, был Лаем.

Эдипов комплекс чаще всего рассматривается в связке с комплексом Электры - так называется его форма, возникающая у женщин. Эта античная героиня сталкивается с похожей ситуацией - становится соучастницей убийства собственной матери. Мать Электры с помощью своего любовника убила мужа и хотела избавиться и от детей, однако им, Оресту и Электре, удалось выжить, а впоследствии отомстить матери и ее сообщнику.

Трансформация определения

Автором понятия «Эдипов комплекс» стал . Основатель назвал таким образом влечение, которое ребенок испытывает к родителю противоположного пола одновременно с желанием избавиться от родителя одного с собой пола. Интересно, что на такие мысли Фрейда натолкнули его личные детские воспоминания.

Вообще, правильнее определять это явление не как однозначную враждебность к своему полу и тягу к противоположному, а как совокупность разнонаправленных чувств ребенка к родителям в целом. Дело в том, что, по Фрейду, комплекс может проявить себя в трех разных состояниях.

  • Позитивный Эдипов комплекс.
  • Негативный комплекс.
  • Полный комплекс.

Позитивная форма - это уже обозначенная и наиболее известная трактовка. Особенности негативной формы в том, что она представляет собой обратную ситуацию: девочка тянется к матери, мальчик – к отцу. У детей отмечаются признаки обеих разновидностей - это объясняется наличием и мужского, и женского начал, составляющих личность человека.

Таким образом, мальчик не только испытывает тягу к матери и стремится устранить отца, но и ощущает привязанность к отцу и неприятие матери, характерные для девочки. Аналогично распределяются чувства и в жизни девочки. Все это сложное сочетание противоречивых переживаний Фрейд именовал полным Эдиповым комплексом.

На современном этапе фрейдовские представления подверглись значительной корректировке. Оспаривается утверждение об универсальном характере комплекса, акцент сместился с биологической стороны на социальную. Все больше сомнений вызывает наличие комплекса у девочек. Наметилась тенденция к использованию понятия в более широком смысле - для обозначения всего спектра отношений, возникающих между детьми и родителями.

Значение для человека

Проявление комплекса становится заметно в возрасте 3-5 лет, когда, согласно периодизации Фрейда, личность находится в фаллической, крайне важной для дальнейшего состояния психики, стадии развития. Этот период ознаменован возникновением интереса к отношениям полов и формированием Сверх-Я, контролера и цензора личности. В конце этой стадии комплекс смягчается, однако вновь дает о себе знать в подростковом возрасте - лишь тогда происходит его окончательное разрешение (причем по-разному для детей разного пола).

Подсознательный страх кастрации и боязнь наказания за недозволенные влечения к матери становятся силой, подавляющей Эдипов комплекс у мальчиков. Девочки же, по мнению Фрейда, воспринимают кастрацию как уже произошедшее событие, ведь пениса у них нет. Девочки одновременно испытывают и зависть, и влечение к отцу; в конце концов зависть к пенису переходит в желание получить от отца собственного ребенка, а комплекс медленно угасает.

Несмотря на эту разницу, Фрейд рассматривал комплекс применительно к ребенку любого пола на одинаковых основаниях. Назвать Эдипов комплекс у девочек комплексом Электры предложил не он, а . Фрейд, кстати, термин не оценил.

Эдипов комплекс, а вернее, его благополучное преодоление, считал Фрейд, лежит в основе всего процесса психосексуального развития и мужчин, и женщин. Неразрешенный комплекс у взрослых становится истоком всех отклонений в сексуальной сфере и расстройств психики вообще.

В этом смысле примечательно любопытное совпадение. Трагедия «Царь Эдип» начинается с того, что народ Фив просит помощи у своего правителя, а затем, по мере расследования Эдипа, перед нами разворачивается вся история произошедшего. По такому же принципу строится сеанс психоанализа: клиент обращается с проблемой, а задача терапевта - внимательно слушая и анализируя слова обратившегося, докопаться до сути его внутреннего конфликта, причина которого, как правило, кроется в раннем детстве.

Более того, психоаналитик пошел дальше и сделал вывод, что в комплексе совпадают начала религии, нравственности, социальных и культурных институтов, утверждающих универсальный запрет на инцест. Отсюда следует, что эдипальные проявления - основа основ человеческой цивилизации!

В настоящее время последователи психоанализа по-прежнему подчеркивают исключительную значимость Эдипова комплекса, а вот сторонники других направлений склонны относиться к этому явлению скептически. Автор: Евгения Бессонова

У представителей обоих полов эдипов комплекс можно считать пиком инфантильной сексуальности. Эрогенное развитие от орального эротизма через анальный эротизм к генитальности, как и развитие объектных отношений от инкорпорации через парциальную инкорпорацию и амбивалентность к любви и ненависти, кульминирует в эдиповых устремлениях, которые, как правило, выражаются в исполненной чувством вины мастурбации. Преодоление этих устремлений — необходимая предпосылка зрелой сексуальности и нормальности, напротив, бессознательная фиксация на эдиповых склонностях характеризует невротическую психику. В отдельных случаях любовь к родителю противоположного пола и желание смерти родителю одинакового иола могут означать многие вещи, особая форма которых зависит от конституции и жизненного опыта. При исследовании влияния жизненных обстоятельств обнаруживается трудно обозримое многообразие. Различия обусловлены не только личностными особенностями родителей, но и вариацией от ребенка к ребенку представлений о любви и смерти. Любовь строится из многих компонентов, и относительное акцентирование разных компонентов сильно варьирует. Смерть тоже мыслится многими способами: желание смерти родителя может даже претерпевать садистскую сексуализацию и тем самым одновременно выражать негативный эдипов комплекс.

Не существует перцепции вне эмоциональных связей. Весь жизненный опыт детерминирует специфическую форму эдипова комплекса. Его проявления зависят от переживаний в фаллический период, а предшествующие переживания могут придать ему прегенитальную окраску вследствие фиксаций. Уникальность травматического опыта столь же существенна, как и повседневные влияния.

Эдипов комплекс часто не преодолевается вследствие травматического опыта, что особо подчеркивается со времени зарождения психоанализа. В обсуждении гениталь-ных устремлений в первую очередь следует рассматривать генитальные факторы. Обольщение может преждевременно пробудить у детей генитальность, и интенсивное возбуждение, вызванное извне, порой выходит из-под контроля ребенка. Возникают травматические состояния, в которых генитальность связывается с угрозой. Все, что усиливает страхи и, следовательно, способствует вытеснению сексуальности, впоследующем мешает преодолеть эдипов комплекс. Таков механизм воздействия угроз и всех событий, субъективно означающих угрозу: всяческих инцидентов, телесных повреждений, смерти близких и неожиданного зрелища гениталий взрослых. Посредством перенесения прегенитальные переживания, особенно внезапные оральные и анальные фрустрации, могут оказывать тот же эффект, что и генитальные переживания.

В формировании эдипова комплекса важно все, что ребенок знает и думает о сексуальной жизни родителей, особенно при внезапности переживаний. Часто решающее значение имеет сочетание реальных событий и их ошибочной интерпретации. Здесь следует упомянуть о садистском восприятии сексуальности. Так называемая первичная сцена, т. е. наблюдение ребенком сексуальных сцен взрослых (родителей), вызывает сильное сексуальное возбуждение (природа которого варьирует в соответствии с возрастом ребенка) и одновременно создает впечатление, что сексуальность опасна. Это впечатление обусловлено тем, что возбуждение превышает способность ребенка к разрядке и поэтому болезненно травмирует. Ребенок может также ошибочно интерпретировать воспринятые события на садистский манер, или вид гениталий взрослого может вызвать у него страх кастрации. Субъективное содержание, степень и продолжительность воздействия первичной сцены варьируют в зависимости от подробности воспринятого. Внешние обстоятельства и индивидуальные факторы определяют, что фактически ребенок осознает, о чем догадывается, каким образом инкорпорирует свои наблюдения и догадки в предшествующий опыт. Существенно, происходит ли эта инкорпорация и разработка в момент видения сцены или впоследствии.

Вместо первичной сцены могут переживаться замещающие зрелища: коитус животных, вид обнаженных взрослых и даже вовсе несексуальные сцены, субъективно воспринятые как таковые. Действенность подобных сцен увеличивается, если другие объективно безобидные обстоятельства облегчают перенос увиденного на родителей. Ссоры между родителями часто приравниваются детьми к сексуальным сценам и создают представление о сексуальности.

Вызовет ли у детей вид гениталий взрослого болезненный страх зависит от всей предшествующей жизни ребенка, т. е. от психических связей, в которые вплетается новый опыт. Фрейд назвал инфантильную идею о наблюдении сексуального акта родителей «первичной фантазией». При отсутствии фактического наблюдения соответствующие события измышляются, ребенок утилизирует в этих целях все имеющиеся в реальности намеки. Конечно, воздействие такой фантазии не равнозначно реальным переживаниям.

Что касается постоянных влияний, то реакции ребенка на родителей и его желания зависят от их личности и поведения. Необычное поведение может провоцировать необычные реакции, что очевидно в семейном анамнезе среднего невротика. Невротичные родители воспитывают невротичных детей, в эдиповом комплексе детей отражается неразрешенный эдипов комплекс родителей. Очень часто мать любит сына, а отец любит дочь. Если в силу внешних обстоятельств или невроза сексуальное удовлетворение родителей недостаточно, они бессознательно испытывают более сильную сексуальную любовь к своим детям. Такого рода любовь бессознательно воспринимается детьми как сексуальное обольщение и усиливает эдипов комплекс. Иногда даже родители это бессознательно чувствуют, и тогда подвергают детей угрозам и фрустрациям.

Таким образом, некоторые дети сначала вводятся родителями в соблазн и потом со стороны родителей же подвергаются санкциям. Идеальный эдипов комплекс отражает ситуацию «треугольника» и фактически наиболее выражен у единственного ребенка. Когда присутствует больше или меньше трех человек, возникают особые формы эдипова комплекса. В рамках семьи с позиций эдиповых устремлений братья и сестры излишни. Прежде всего, они объекты ревности; частные обстоятельства определяют усиливает ли их присутствие бессознательную ненависть к родителям одинакового пола или уменьшает ее благодаря отвлечению. Другие дети тоже служат объектами переноса любви, особенно если они старше или немного младше. Если в семье несколько старших братьев или сестер, можно наблюдать «дубликаты эдипова комплекса»: чувства к родителям дублируются в отношениях к старшему брату и сестре. Это способствует ослаблению конфликтов или, напротив, создает новые конфликты.

Пациент, имевший несколько братьев, рассказал следующее сновидение: «Я вернулся после прогулки с мамой и обнаружил, что шайка грабителей в наше отсутствие обворовала дом». Грабители символизировали его братьев, с которыми ему пришлось, придя с прогулки, снова разделять мать.

Младшие братья и сестры обычно воспринимаются ребенком как соперники, но могут рассматриваться и как собственные дети, особенно при большой разнице в возрасте. В первом случае эдипов комплекс стимулируется, например, у девочек может возникнуть не только идея ревности: «Отец (или мать) будет любить младенца вместо меня», но также идея: «Отец подарил ребенка матери, а не мне». Во втором случае эдиповы желания уменьшаются благодаря их замещающему осуществлению.

У детей, воспитанных одним родителем или вообще без родителей, эдипов комплекс образуется специфически. Если один из родителей умер или оставил семью - в развитии ребенка существенно значимо - знает ли он этого родителя, имеется ли отчим (мачеха), когда и при каких обстоятельствах семья пополнилась новым взрослым, каково поведение оставшегося родителя и его отношение к ребенку.

Даже дети, не знающие недостающего родителя, понимают, что таковой однажды существовал и другие дети живут с отцом и матерью. Отсутствие родителя порождает чувство своей исключительности и потребность в определенных компенсациях. В общем, можно утверждать следующее. Если умер родитель одинакового пола, это переживается как осущестатение эдипова желания и, следовательно, вызывает сильное чувство вины. Если умер родитель противоположного пола, фрустрация эдиповой любви часто способствует идеализирующим покойного фантазиям. Детали зависят от того, когда и при каких обстоятельствах ребенок узнал о смерти. Особенно важны, по-видимому, три последствия. Во-первых, усиливается привязанность к оставшемуся родителю, характер этой привязанности определяется также отношением родителя к ребенку и обычно амбивалентен. Во-вторых, часто возникает сильная бессознательная связь между представлениями о сексуальности и смерти под эгидой «секретов взрослых». Отсюда сильный страх сексуальности, поскольку сексуальные действия рисуются как приводящие к смерти, или даже мазохистские наклонности, в которых умирание (воссоединение с умершим родителем) может стать сексуальной целью. В-третьих, опечаленный индивид регрессирует к оральной фазе; если это случается в раннем возрасте, то неизгладимо отпечатывается в структуре эдипова комплекса и характере. Эдипова любовь, как и все последующие объектные отношения, переплетается тогда с идентификацией. Второй и третий пункты также справедливы при переживаниях, связанных со смертью брата или сестры.

Пациентка боялась замужества. В пятилетнем возрасте она лишилась матери и фантазировала, что смерть матери неким образом обусловлена деторождением или сексуальностью. В наказание за эдипово удовлетворение, испытанное при смерти матери, пациентка ожидала такой же судьбы после замужества.

Нечто похожее произошло с пациентом, который в детстве реагировал на смерть матери тревогой и ипохондрией. Он идентифицировался с матерью и боялся, что сексуальное удовлетворение с отцом убьет его, как, согласно его фантазии, убило мать. Здесь конденсация таинств сексуальной жизни и смерти особенно понятна, поскольку она окрасила кастрационную тревогу, превратив ее в страх исчезновения вещей.

Пациентка, у которой еще в детском возрасте умер отец, впоследствии возненавидела всех людей: мужчин за то, что никто из них не походил на отца, возведенного ею в идеал, женщин за то, что мать забрала отца себе, позволив ему умереть, прежде чем дочь могла бы им насладиться.

В случае отсутствия отца или его «слабости» мальчики предрасположены к женственности, потому что дети идентифицируются в большей мере с родителем, который рассматривается ими как источник основных фрустраций.

Конфликты между родителями, развод родителей, их раздельное проживание оказывают схожее влияние. Если сами дети — предмет родительских раздоров, то легко интенсифицируется полный эдипов комплекс и фиксация на нарциссизме, что вынуждает ожидать повышенного интереса к себе окружающих, на манер родительского отношения, но эти ожидания обречены на провал. Родители постоянно депрессивной и вообще заторможенной пациентки развелись, когда она была в годовалом возрасте. Она никогда не видела своего отца. Ее эдипов комплекс сосредоточился вокруг следующей фантазии: «Отцу не понравилось жить с моей матерью, она недостойна его. Я совершенно другая. Однажды отец придет и заберет меня с собой». Он не пришел. Пациентка возненавидела отца, эта ненависть затем обернулась против нее самой, что и привело к депрессии. Депрессивная утрата самоуважения означала: «Я тоже недостойна любви моего идеального отца». Необычное поведение родителей формирует у детей необычный эдипов комплекс. Под необычным поведением понимаются чрезмерное попустительство, излишняя строгость или их сочетание. Избалованность неизбежно влечет необычные фрустрации, потому что избалованный ребенок не привык к лишениям и воспринимает слабые фрустрации как сильные. Запланированные воспитательные меры менее важны, чем естественное повседневное поведение родителей. Особую роль играют, вероятно, два фактора: 1) отношение матери к полу ребенка: некоторые матери нарочито показывают дочери, что хотели бы иметь сына; 2) родительские взаимоотношения, поскольку они формируют у ребенка представление о сексуальности.

Итак, семейная мораль оказывает влияние на форму эдипова комплекса. В какой мере ребенок считает допустимыми инстинктивные побуждения зависит не столько от особенностей запрета на мастурбацию, сколько от общего отношения родителей к сексу, которое они осознанно или неосознанно постоянно декларируют. Имеются в виду реакция родителей на отношение ребенка к ним самим, другим детям, на его мастурбацию, а также установки родителей относительно отнятия от груди и тренинга чистоплотности в оральный и анальный период. Неизгладимый отпечаток на эдипов комплекс налагает ирегенитальная фиксация. Особенно стоит упомянуть пассивно-рецептивные формы эдипова комплекса у мужчин в результате чрезмерной опеки матери. В свою очередь авторитарные отцы блокируют любую возможность становления независимости ребенка.

Пациент сорока лет с явной амбивалентной фиксацией на деспотичном отце, простудившись, получил из дальнего города телеграмму от отца: «Погода неустойчива, не выходи из дома». На форму эдипова комплекса влияет и социальное положение родителей, обусловливающее различия в окружающей детей обстановке. Большинство детей бессознательно уравнивают низкое социальное положение с инстинктивной несдержанностью, а высокое социальное положение с сублимацией и запретами.

Если индивида из благополучной среды сильно тянет на низший социальный уровень, то психоанализ часто раскрывает не только поиск гарантий от унижения (кастрации) посредством общения (сексуальных связей) со столь же униженными («кастрированными») особами, но также стремление к запретной чувственности. Все это может подаваться в рациональной форме (рационализация) как содействие улучшению социальных условий.

Содержание эдиповых грез многих детей состоит в том, что на самом деле они не являются детьми своих родителей. Они якобы подкидыши, отпрыски некой семьи с совсем другим социальным положением. Это либо особо привилегированная семья, либо семья очень бедная. Фантазии такого рода, названные «семейным романом», могут служить разным целям: нарциссической гордости, упрямству, мести родителям, выражать надежду на будущее удовлетворение.

Бессознательные фантазии о социальных различиях мало свидетельствуют о путях влияния этих различий на эдипов комплекс ребенка. Фактически такое влияние оказывается постоянно, поскольку сексуальный опыт и его фрустрация соответствуют социальным паттернам. Фрейд подробно осветил данную проблему. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, достаточно вспомнить о сексуальном опыте и агрессивности беспризорных детей. Переживания, связанные с социальным положением отца, наверняка влияют на отношение к нему: любовь или ненависть, благоговение или презрение, восхищение или жалость.

Все же создается впечатление, что объективно важный фактор социального положения семьи меньше отражается на эдиповом комплексе ребенка, чем следовало бы ожидать. Причина в том, что моральные устои (и даже их колебание) относительно одинаковы в разных слоях того же общества.

Предлагалось исследовать достоинства и недостатки воспитания, сформировавшего эдипов комплекс, сравнивая детей, кто воспитывался в семье и вне семьи, например в воспитательном учреждении. Однако и на вторую категорию детей влияет представление о семье, рано или поздно они узнают об институте семьи и о том, что другие дети имеют отца и мать и что сами они в невыгодном положении. У них тоже формируется эдипов комплекс. Они любят, ненавидят и ревнуют воспитателей. В дополнение, наподобие обычных детей, фантазируют об отце и матери, только их сочинительство отличается большей отвлеченностью, а эдипов комплекс характеризуется сильным расхождением между фантазией и реальностью. Что было сказано о детях, не знающих одного из родителей, вдвойне справедливо для детей из воспитательных учреждений. Если они воспитываются не в одном месте и часто меняют окружение, это отражается не только в типичных расстройствах характера. У них вообще не имеется возможности развить какие-либо длительные объектные отношения, их эдипов комплекс остается чистой фантазией.

Эдипов комплекс каждого индивида формируется жизненным опытом. Но что такое собственно эдипов комплекс? Биологический феномен, свойственный человеческому ролу, или продукт социального института (семьи), подверженный изменениям, как и этот институт?

Во-первых, следует сказать, что различие между биологической и социальной детерминацией относительно. Мы подчеркивали, что Фрейд не считал инстинкты неизменными паттернами, согласно его взглядам, инстинкты, скорее, остатки прежних влияний окружения. Вовсе не врожденный эдипов комплекс мистической природы создал семью, чтобы обеспечить свое удовлетворение, напротив, семья способствовала становлению эдипова комплекса. Дитя человека биологически беспомощнее детенышей других млекопитающих и нуждается в опеке и любви. Поэтому младенец всегда будет добиваться любви от опекающих его взрослых, а те, кто отнимает любовь, будут вызывать у него ненависть и ревность. Если этот феномен назвать «эдиповым комплексом», можно говорить об его биологической основе.

Однако Фрейд использовал данное понятие в более строгом смысле. Он понимал под эдиповым комплексом генитальную любовь к родителю противоположного иола в сочетании с ревнивым желанием смерти родителю одинакового пола, пик длительного развития инфантильной сексуальности, когда происходит высокая интеграция эмоциональных отношений. В этом смысле эдипов комплекс, несомненно, подвержен влиянию семьи. Если институт семьи изменился бы, эдипов комплекс тоже неизбежно Претерпел бы изменения. В обществах с разными семейными конфигурациями отличается и эдипов комплекс. Попытки объяснить разные семейные конфигурации как «вытеснения эдипова комплекса», ио-видимому,несостоятельны. Проблема происхождения эдипова комплекса сводится, следовательно, к интересной и еще не изученной проблеме происхождения семьи, но эта тема выходит за пределы теории неврозов. Фрейд постулировал гипотезу о филогенетическом происхождении эдипова комплекса в доисторический период, когда человечество было организовано в племена, возглавляемые вождем, однажды убитым и съеденным своими сыновьями; эта инкорпорация ознаменовала первое раскаяние и запрет. Здесь не место обсуждать зачаровывающую гипотезу тотема и табу. Гипотеза не меняет тот факт, что сексуальные конфликты Детей были бы иными, если они не жили бы с родителями, братьями и сестрами. При изменении среды изменяются реакции.

На высоте эдипова комплекса ребенок испытывает разочарование, его нарциссизму наносится ущерб, поскольку соперник, взрослый, обладает преимуществами и привилегиями. Дети неодинаково реагируют на травму. Реакция зависит от конституции ребенка, его раннего опыта и специфики травмирующих событий. Каждый ребенок жаждет быть взрослым и играет роль взрослого.

Однако в положении ребенка тоже имеются преимущества. Всякий раз, когда ребенок боится собственных эмоций, непримиримых эротических и агрессивных побуждений, он может спрятаться за рецептивным устремлением к внешней помощи и установкой: «Все это не слишком серьезно, ведь я еще ребенок».

Желание быть взрослым блокируется переживанием вины и ощущением защищенности в статусе ребенка, что причиняет фиксации и вынуждает многих невротиков вести себя, будто они все еще дети на фаллической стадии.

Пациент, успешно проработавший многие годы врачом, в процессе психоанализа обнаружил, что он всегда изумляется, когда фармацевт составляет лекарства по его рецепту: «Фармацевт, взрослый человек, выполняет эту работу исключительно ради меня, ребенка, написавшего рецепт!»

Неправильно полагать, что в детстве помимо родителя противоположного пола не существует других любовных объектов. Братья и сестры, дяди и тети, дедушки и бабушки, друзья и знакомые родителей могут оказывать в этом смысле существенное влияние. У многих детей завязываются своего рода любовные интриги со взрослыми и другими детьми одинакового и противоположного иола. Частота таких приключений увеличивается, если воспитание не налагает на них запрет. Что касается механизмов выбора объекта, то Фрейд различал между анаклитическим и нарциссическим выбором.

В первом случае объект выбирается, поскольку он провоцирует ассоциации с первичным объектом, обычно родителем противоположного пола, иногда родителем одинакового пола или братом, сестрой, другими особами из детского окружения. Во втором случае выбор объекта обусловлен тем, что ему свойственны некоторые характеристики собственной личности индивида. Оба типа выбора могут осуществляться позитивным путем, тогда выбранный объект имеет сходство с прошлым объектом или собственным эго, и негативным путем, тогда выбранный объект противоположен прошлому объекту или собственному эго. Кроме того, возможен выбор объекта на основе идеала, тогда выбранный объект репрезентирует те качества, которые индивид некогда хотел видеть в прошлом объекте или желает иметь в его собственное эго.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Современные ученые-психологи и психоаналитики широко используют термин «эдипов комплекс», который изучает взаимоотношения детей и родителей. Исследования помогают выявить новые закономерности в развитии личности и вылечить такие болезни, как истерия и невроз.

В мифе рассказывается о юноше Эдипе, который после разгадки загадки Сфинкса убил собственного отца Лая и женился на матери, не ведая этого. Судьба ребенка была предсказана еще в младенчестве.

Похожая мифологическая история связана и с героиней Электрой, которая хотела убить родную мать. Фрейд применял свою теорию и для мужчин, и для женщин, но сегодня в противовес эдипову комплексу введено понятие комплекса Электры.

Эти легенды легли в основу теории и были использованы для объяснения притяжения детей к родителю противоположного пола, причем бессознательного, изучения становления внутреннего «Я», а также «сверх-Я»

Что такое Эдипов комплекс в теории Фрейда

Если рассматривать более подробно это понятие, то в трудах Фрейда можно найти такое утверждение: это группа неосознанных побуждений, враждебные чувства по отношению к отцу или матери с целью «устранения» родителя не своего пола.

Выражается в том, что маленький мальчик всячески льнет к маме, старается быть заменой папе и может даже проявить открытую агрессию, соперничать с отцом. Девочка же привлекает к себе папино внимание и соперничает с матерью и другими сестрами, если они есть в семье. При этом она менее агрессивна, но более услужлива.

Фрейд считал эдипов комплекс нормальной стадией развития человеческой сексуальности, которая начинает проявляться с пяти лет. Длится период вплоть до полового созревания. Во время процесса развивается и психика ребёнка. При неправильном поведении у детей могут зарождаться психические отклонения, которые в дальнейшем сложно излечиваются уже во взрослом периоде жизни.

Зигмунд Фрейд отмечал, что зачастую неврозы и истерии во взрослом состоянии могут быть следствием неправильного поведения родителей при развитии здоровой сексуальности ребенка.

Процесс сексуального созревания австрийский психиатр разделял на стадии:

  • оральную, при которой ребенок пьет грудное молоко, соприкасаясь с грудью матери и полностью сконцентрирован на себе. Если в этот период младенец недополучит материнской любви, он будет замкнутым и грубым;
  • анальную, когда малыш учится ходить на горшок и контролировать свои физиологические процессы вплоть до 3 лет. Например, когда родители ругают малыша за то, что не дотерпел до горшка, они закладывают в него сдержанность в будущем;
  • фаллическую, которая является начальной стадией эдипова комплекса. Малыш в пять лет начинает понимать половые различия мальчиков и девочек и тянется к родителю противоположного пола, оттесняя «соперника»;
  • латентную, при которой человек осознает свое «Я» и «сверх-Я», помимо своих потребностей. Начинает развиваться в 6-12 лет, сталкивается с социумом. Зарождаются новые социальные потребности;
  • генитальную, являющуюся пиком полового созревания и протекающую до конца жизни.

По мнению Фрейда, абсолютно каждый проходит данные стадии. И если взаимоотношения родителей и детей построены верным образом, мать и отец живут счастливо, демонстрируя положительные образы ребенку, процесс становления сексуальности пройдет довольно быстро и не зародит психические заболевания у будущей личности.

Как для мальчиков, так и для девочек характерны следующие признаки эдипова комплекса.

  1. Чрезмерная капризность. Ребенок требует нахождение родителя не своего пола рядом. Иначе отказывается кушать, спать, играть.
  2. Нежелание общаться со сверстниками. Девочка будет настаивать на частой игре с отцом, а мальчик – на помощи матери. При этом происходит отказ от игры с одногодками.
  3. Трудность с прощанием. Малыш не захочет отпускать любимого родителя на работу. Будет плакать и даже истерить.
  4. Раздражительность. Ребенок может вести себя агрессивно и даже отвечать на вопросы взрослого очень зло.

Мама проводит с ребенком большую часть времени. На фаллической стадии мальчик начинает бессознательно испытывать к ней влечение и пока не может провести грани между разными видами любви.

Именно тогда начинает проявляться раздражительность, ребенок постоянно плачет, если мама уделяет внимание папе, а не ему. А в отношении отца возникает агрессия. Отец для него становится бессознательным соперником, которого нужно устранить.

Если отец не отнесется с пониманием к проявлению такого рода любви, не будет пытаться построить диалог, в итоге данная стадия не завершится, и процесс перейдет в эдипов комплекс у взрослых мужчин.

У девочек

Девочки мало проявляют агрессии. Они на данной стадии копируют поведение мамы, учатся угождать и именно тогда закладывается образ будущего мужа, которому девочка готовит еду, за которым моет посуду, всячески ублажает.

Если отец сформирует у девочки негативный образ, в дальнейшем будущая женщина испытает сложности с выбором партнера и формированием доверия к мужчине в целом.

Значимость понятия в психоанализе

Эдипов комплекс носит временный характер в становлении личности и половом созревании, по мнению Зигмунда Фрейда. Авторитет родителей подрывается и перемещается в бессознательное детской психики. Он становится первым звеном в становлении «Сверх-Я», которое в дальнейшем формирует чувство вины. Оно вызывает сильнейшие невротические расстройства в дальнейшем. И поддаются лечению только с помощью курсов психоанализа.

По мнению психоаналитиков, люди, которые прошли стадию эдипова комплекса с отклонениями, начинают часто болеть, ударяются в религию и часто критикуют общество за его несовершенство, из-за чего сами сильно страдают. Им присуще излишнее морализаторство, осуждение.

Теория психоанализа и развитие понятия эдипова комплекса получило широкое развитие в трудах Карла Юнга, а также ряда других известных ученых, исследовавших взаимоотношения полов и развитие сексуальности с младенчества до зрелости.

Основная масса психиатров расширяла понятие. Некоторые в целом отказывались от данного термина и опровергали его существование, связывая раздражительность и капризность с дурным воспитанием.

Особенности подхода к комплексу Эдипа

У Карла Юнга

Карл Юнг был учеником Фрейда, но теорию своего учителя он отрицал, создав свое учение, основанное на архетипах, которые представляют собой мысленные представления. Они появляются в течение жизни и наполняются эмоциями.

Юнг выделял коллективное бессознательное, а также архетип матери, который является общим для всего человечества. Помимо этого, архетипа ученый выделил архетип Персона, Тень, Самость, Анима и Анимус.

  1. Персона связана с нашими социальными ролями и тем, какими мы являем себя миру с уникальным характером и способом самовыражения.
  2. Тень – материал, вытесненный сознанием на уровень неосознанного (желания, переживания).
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начало, идеальные представления о мужественности и женственности, сформированные в результате общения с противоположным полом.
  4. Эго – центр всего сознания.
  5. Самость – порядок, целостность личности, которое объединяет и сближает сознательное и бессознательное.

У Альфреда Адлера

Ученый подчеркнул, что в нормальных условиях ребенок уже к 6 годам проявляет интерес к отцу и маме. Определенный уход в сторону, влечение может быть связано лишь с внешними воздействиями, когда малыш проводит больше времени с одним из взрослых. Эдипов комплекс при этом Адлер считает проявлением обычной капризности.

У Эриха Фромма

Фромм в целом соглашался с Зигмундом Фрейдом и считал, что развитие сексуальности действительно начинается с детства. Однако конфликт с отцом не связан с соперничеством за мать, а выступает сигналом о желании свободы и самостоятельности, независимости. Отец пробует подчинить сына, наталкиваясь на сопротивление. И это никак не связано с «войной» за мать.

В этом, по мнению Эриха Фромма, и выражается эдипов комплекс.

Насколько научен термин «эдипов комплекс»

Ученые много спорят о том, является ли комплекс Эдипа проявлением сексуального стремления к матери или же это борьба за свободу. Многие психотерапевты используют этот метод в своей работе и достигают успехов.

Важно отметить, что именно это стало отправной точкой для создания теории психоанализа, которая проверена клинически и помогает излечить множество неврозов.

Последние практики показали, что простые разговорные практики без применения медикаментов или гипноза не столь эффективны, поэтому разрабатываются новые методики работы психотерапевтов. Большую роль при этом сыграли исследования головного мозга человека.

Заключение

В заключение стоит отметить, что труды Фрейда были исключительными. Изучение развития человека и его отношений с родителями и другими людьми до сих пор продолжается и помогает в борьбе с болезнями нового века – стрессами, истериями, неврозами и другими психическими отклонениями.

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.