Декоративное панно на стену папье маше. Мастер-класс «Панно и вазоны из папье-маше

В этой статье речь пойдет об одной необычных и оригинальных техник для создания поделок - папье-маше. С помощью нехитрых приемов и простых материалов создаются очень красивые вещицы - вазы, шкатулки, маски и театральный реквизит, предметы декора интерьера, такие как светильники, куклы, рамки для фото и многое другое.

С французского папье-маше можно перевести, как рваная бумага. Собственно уже в названии и раскрыт смысл. Все поделки формируются из бумажных волокон с добавлением различных клеев.

Хотя название техники французское, пришла она к нам из древнего Китая - родины бумаги. На раскопках археологи обнаружили доспехи с многослойным лаковым покрытием, датированные III веком до н.э. Эти оригинальные изделия были достаточно прочны, выдерживали скользящий режущий удар и обладали очень маленьким весом, что было преимуществом в бою. Позже это искусство появилось в Японии и Персии, где таким образом делали различные поделки для праздников, например, маски. С середины 17 века эта техника стала очень популярна в Европе.

Для тех, кто только осваивает поделки из папье-маше, важно будет узнать три способа их создания.

Для начала будет необходима основа для поделок. Ее можно будет потом извлечь из-под слоев бумаги или оставить.

Первый способ заключается в следующем: первый слой - мокрые бумажные кусочки покрываются клеем, на него наносят еще один слой бумаги и снова покрывают клеем. Таких слоев может быть больше сотни. Этот процесс носит название - маширование. Клей можно выбрать специальный, его продают в магазинах рукоделия или сделать его самостоятельно из крахмала, муки и ПВА. Если по плану форму нужно вынимать, то предварительно ее необходимо смазать жирным кремом или вазелином.

Второй способ - изделие создают из бумажной массы, смешанной с клеем. Рецептов создания такой смеси существует несколько. Главным принципом остается размачивание бумажных кусочков в воде и смешивание их с клеем. Получившуюся массу можно отлить в форму или нанести на основу.

Формой-основой могут быть деревянные, пластиковые, стеклянные или пластиковые изделия.

Третий вариант создания поделок папье-маше похож на изготовление фанеры. Куски картона обрабатывают клеем и спрессовывают.

После высыхания изделия могут покрывать шпатлевкой, шлифовать, грунтовать и после окончательного высыхания красить, приклеивать различные элементы декора или расписывать.

Вазы в технике папье-маше

Такой чудесный элемент декора помещения, как ваза, многие недооценивают и считают их ненужными. Но правильно подобранная по цвету и форме ваза обязательно станет изысканным штрихом в дизайне помещения, сделает дополнительный акцент на стиле комнаты. По учению фен-шуй вазы накапливают положительную энергию Ци, что благотворно сказывается на энергетике дома. Сделанная своими руками ваза, не только станет украшением помещения, она будет нести в себе частичку положительной созидательной энергии творца.

Ваза папье-маше в технике маширование

Для создания вазы папье-маше понадобится:

  • Основа под вазу (в данном мастер классе стеклянная ваза);
  • Газеты;
  • Бумажные пакеты (нужна грубая бумага, можно использовать упаковочную);
  • Клей ПВА;
  • Острый нож;
  • Искусственная (синтетическая) кисть;
  • Акриловая краска или грунтовка;
  • Краски для окончательного покрытия;
  • Кусочек губки;
  • Элементы декора;
  • Вазелин.

Итак, приступаем. Для начала необходимо смазать стеклянную основу вазелином, это предотвратит прилипание слоев к основе.

Режем газету и бумагу на кусочки. Можно разорвать. Теперь берем клей, если необходимо немного разводим водой, чтобы не был слишком густым. Покрываем нашу основу слоями, чередуя слой газет и слой упаковочной бумаги. Это нужно для того, чтобы покрытие было равномерным. Вы будете видеть, если где-то пропустите участок. Необходимо сделать минимум 6 слоев.

Теперь дожидаемся полного высыхания. Здесь необходимо терпение - сохнуть может долго.

Когда Вы наконец дождетесь, сделайте вдоль заготовки несколько надрезов ножом (см. фото).

Аккуратно вытаскивайте основу из бумажного кокона. Места разрезов склеиваем малярным или обычным скотчем. Теперь заготовку нужно обклеить бумагой в один слой и снова дождаться полной сухости.

Покрываем грунтовкой или краской белого цвета. Когда высохнет, снова красим, на этот раз в тот цвет, который нравится, ну или соответствует задумке. Снова высушиваем.

Приступаем к декору. В данном мастер классе у вазы нижняя часть украшена грубой веревкой. Не забудьте проклеить часть вазы под декор.

Теперь обмотку из веревки красим с помощью губки. Наша ваза готова.

Ваза папье-маше в глиняной технике



Понадобится:

  • Мука ¾ стакана;
  • Туалетная бумага 1 рулон;
  • Клей ПВА;
  • Миксер;
  • Пищевая пленка;
  • Воздушные шары (для основы).

Туалетную бумагу размотать, сложить в емкость и залить большим количеством воды примерно на 20 минут. Затем сливаем воду, разрываем бумагу на части.

Готовим клеящий раствор. Необходимо смешать 1 часть клея, 3 части воды (будет примерно 1 стакан) + ¾ стакана муки. Добавляем это к бумаге и смешиваем до однородной массы. Удобнее воспользоваться миксером.

Из полученного сырья формируем лепешку. Надуваем шарик или наполняем его водой. Теперь покрываем нашей лепешкой не меньше чем до половины. Хвостик у шарика оставить свободным от массы. Разумеется, шарик надо смазать, чтобы масса не приклеилась намертво к нему. Используйте крем или вазелин.

Кладем нашу заготовку на пищевую пленку и плотно оборачиваем. Теперь надо закрутить концы пленки. Форму делаем более шарообразную.

Оставляем заготовку до полного высыхания. Сдуваем шарик, красим по желанию и составляем красивые композиции с маленькими вазочками.

В следующей поделке соединились два вида декоративно-прикладного искусства - техника папье-маше и декупаж.

Тарелка папье-маше



Такая поделка станет отличным декоративным элементом для кухни или столовой. Просто подберите краски и картинки, соответствующие обстановке комнаты.

Понадобится:

  • Стеклянная тарелка основа;
  • Туалетная бумага 1 рулон;
  • Клей ПВА и обойный (уже жидкий);
  • Кусок марли;
  • Вазелин или что-либо жирное (для смазывания основы);
  • Шпатлевка;
  • Белая гуашь;
  • Краски акварельные;
  • Салфетка с рисунком (на Ваш вкус);
  • Гелевый контур золотого цвета (или любые другие элементы декора);
  • Прозрачный лак.

Совет! Если Вам необходима в работе шпатлевка, дешевле будет купить ее в строительном магазине, а не в рукодельном.

Туалетную бумагу разрываем на кусочки и замачиваем теплой водой. Нужна пара часов. Получившуюся массу надо тщательно перемешать и процедить от лишней жидкости. Можете использовать марлю.

Добавляем оба клея и снова размешиваем. Для удобства можно взять миксер. Масса должна получиться очень эластичной. Для пробы скатайте шарик. Если форма держится значит масса готова. Можно добавить 1-2 ложки шпатлевки.

Тарелку основу с внешней стороны смазываем чем-нибудь жирным. Подойдет крем для рук, вазелин или растительное масло.

Покрываем тарелку нашей массой и оставляем до полного высыхания. Запаситесь терпением, так как на это потребуется довольно много времени - до нескольких дней.

Если есть неровности по краям после высыхания обрезаем. Шпатлюем нашу заготовку и снова оставляем до полного высыхания. Покрываем гуашью белого цвета, благодаря этому акварельные краски лучше лягут. Приклеиваем выбранную картинку с салфетки.

Когда все опять высохнет, смешиваем краски с гуашью и раскрашиваем нашу тарелочку. В данном мастер классе по контуру тарелки нанесена золотая каемочка.

Покрываем лаком (воспользуйтесь автомобильным аэрозольным). Тарелочка готова.

Рамка для фото в технике папье-маше


Очень часто можно встретить поделки из старых автомобильных покрышек или пластиковых бутылок. Для этой красивой рамочки тоже использован мусор - картонные лоточки от яиц.

Понадобится:

  • Лотки от яиц (4 - 5 шт. в зависимости от того, насколько большую рамку Вы хотите);
  • Клей ПВА;
  • Фольга или пищевая пленка;
  • Доска основа (можно взять обычную разделочную доску);
  • Миксер;
  • Глубокая емкость;
  • Марля;
  • Каттер для внутренних контуров;
  • Шнурки (для создания фактуры);
  • Гуашь.

Берем наши лоточки и разрываем их на мелкие кусочки. Складываем в глубокую мисочку и заливаем кипятком. Вода должна полностью покрыть бумажные кусочки. Оставляем разбухать до следующего дня. Разумеется, время условно, так как количество бумаги у Вас может отличаться. Просто спустя пару часов попробуйте, если кусочки расползаются под пальцами, то масса уже готова.

Половину жидкости сливаем. Затем берем миксер и перемешиваем все до однородности. Чем больше потратим на перемешивание, тем лучше будет текстура. Если же вы хотите грубую структуру изделия взбивайте миксером недолго. В процессе взбивания добавляем несколько столовых ложек клея ПВА.

Нас снова надо избавиться от лишней жидкости. Для этого массу помещаем в марлю и кладем под пресс в дуршлаг. Похожим методом делают сыр или творог. Чтобы узнать, готова ли масса, необходимо сформировать небольшой кусочек. Его можно прищипнуть пальчиками или скатать колобок. Если форму держит, значит, хватит отжимать влагу, можно создавать рамку.

Берем нашу основу и застилаем ее фольгой или пищевой пленкой. Это надо для того, чтобы масса не присохла намертво к доске.

Раскатываем слоем примерно в 1 см. Главное, чтобы слой был равный по всей поверхности.

Приступаем к формированию рамки. В центре надо сделать углубление для фото. Выберете любую формочку, которая понравится. Например, коробочку от ватных палочек. Теперь помещаем ее в центр заготовки и аккуратно вдавливаем на 2 - 3 мм. Не вынимая формочку, обрезаем края рамки, можно использовать линейку и острый нож.

Теперь надо сделать нашу рамочку фактурной. Для этого берем шнурок, сворачиваем его и выдавливаем спиральки на рамочке. Глубина примерно пара миллиметров. Можно прорисовать штрихи зубочисткой или иголкой.

Теперь оставляем на время, чтобы рамочка высохла. Как обычно это занимает от нескольких часов до нескольких дней.

Когда поделка полностью высохнет, красим ее. Для того чтобы подчеркнуть фактурность, лучше использовать для покраски гуашь. Когда краска полностью высыхает, остается только приклеить фото в центр, можно использовать двухсторонний скотч. На обратной стороне можно приклеить крепление-ножку.

Из папье-маше можно делать сотни самых разных вазочек, шкатулок, тарелок и прочих элементов декора помещения. Но украшать поделками из этого сырья можно не только комнаты. В следующем мастер классе мы предложим сделать маску в духе венецианского карнавала. Благодаря достаточной пластичности и безвредности массы, создать маску именно для себя, по своим меркам будет легко.

Маска папье-маше в венецианском стиле



Понадобится:

  • Туалетная бумага и газеты;
  • Жирный клей или вазелин;
  • Клей ПВА;
  • Акриловые краски;
  • Элементы для декора (кружева, перья, стразы, бисер, бусины и т.д.).

Режем или рвем газету и туалетную бумагу на полоски.

Теперь самое главное. Основой для Вашей будущей маски будет служить Ваше лицо. Его необходимо смазать жирным кремом или вазелином. Для того чтобы маска получилась хорошо, очень нужно не выражать эмоций на лице - не двигать бровями, не улыбаться. Оставаться спокойным.

Начинаем приклеивать слой газетных кусочков, смазанных клеем. При необходимости их можно смачивать водой, чтобы они легли как можно более плотно к лицу. Чередуйте слой газеты и слой туалетной бумаги. Благодаря этому, Вы будете видеть, если где-то пропустите кусочек. Нужно примерно 5 - 6 слоев. Старайтесь сразу выкладывать ту форму, которой хотите получить маску.

Закончив со слоями, возьмите фен и подсушите заготовку прямо на лице. Как только маска подсохнет, снимайте и сушите естественным путем. Края аккуратно подровнять ножницами. Класть заготовку необходимо выпуклой стороной кверху. Не забудьте сделать отверстия для резиночки или другого крепления.

Когда маска полностью высохнет, покрываем акриловой краской с обеих сторон. Украшать маску можно любыми деталями на Ваш вкус: перьями, кружевом, бисерными низками, стразами или бусинками.

"Вот такое панн о, состоящее из четырех досок размером 150х50 см, было сделано мною для оформления входа одного из детских садов Москвы.
Основа - доска. Изображения - папье-маше.
Дополнения - стекло, бисер. Краска - акрил. Защитный слой - воск.

Для того, чтобы начать работу над созданием декоративных панно, необходимо приготовить такие материалы, как:

1. Бумажная масса
2. Картон, оберточная грубая бумага, газета, бисер, бусины, осколки зеркала и СD-дисков, тесьма, шнуры различной толщины.
3. Краски акрил (можно использовать и гуашь, но в этом случае изделие нужно обязательно покрыть лаком)
4. Мастика для пола на основе пчелиного воска (ею люблю покрывать все свои работы - изделие остаётся приятным на ощупь, чего не скажешь о варианте с использованием лака, ну здесь уж - дело вкуса)
5.Основа вырезается из доски,фанеры, оргалита, плит ДСП и т.д. Не рекомендуется в этом случае использовать картон, как основу - каким бы толстым он ни был - размокает и коробится при высыхании.

На основу после нанесения рисунка накладывается папье-машовая масса. Рецептов приготовления ее сейчас в сети достаточно, я использую бумажную массу, замешанную на клее ПВА. (Если кому-то понадобится поподробнее об этом, обращайтесь - расскажу)
Доска перед нанесением рельефного слоя тоже покрывается слоем ПВА.
Бумажная масса может полностью покрывать основу, а может, как в этом случае, лишь частично.
На фотографии видно как используются различные материалы - фантазии нет границ - выдумывайте, сколько душе угодно!
Здесь использована тесьма, стекло, жгутики из бумажных платочков и осколки зеркала

Ниже видно как с помощью бумажной массы можно подчеркнуть особенности некоторых деталей, в нашем варианте - плавников рыбки, а бисер добавил фактурности в области тельца. Для глаз у рыб использованы стеклянные шарики, а у птиц - небольшие бусины.

Рот и веки пролеплены Папер-клеем, но можно использовать и самозатвердевающие массы для детского творчества.

На фото ниже видно как используется грубая оберточная бумага, когда она смочена в разведенном водой клее ПВА, из нее очень легко создавать различные драпировки, - в этом случае - часть хвоста павлина.

Картон помогает достичь выразительности, поднимая уровень некоторых деталей над общим фоном. Под картон тоже подкладывается слой папье-маше, которое должно полностью заполнить область под приподнимаемой деталью.

Добавляют выразительности детали из стекла, осколков зеркала и СD-дисков, а законченности формы можно достичь использованием бумажных жгутиков

И вот настала самая интересная и самая ответственная часть работы - роспись. Сразу оговорюсь, что расписывать нужно после полного высыхания работы.
А вот как расписывать - тут точных рецептов нет, всё зависит от замысла, вкуса, умения и даже настроения.
Не советую выполнять работу в состоянии раздражения - такая работа в дальнейшем не принесет радости ни вам, ни тем, для кого она была сделана.

Я накладываю краску в несколько слоев, начиная с грунтовки.
Грунтовочный слой может быть темным:

Или светлым, все зависит от замысла:

На следующем фото видно, насколько объёмны налепленные детали будущего панно. Для достижения большего объёма тут использовалась обычная газета. Смочив лист газеты разбавленным ПВА, сформируйте комок нужного размера и формы, наложите на рисунок, как следует ужмите и можно зафиксировать его - обклеить обрывками бумаги, чтобы комок не "раскрывался" при высыхании, а уж когда он немного подсохнет - наложите на него фактурный слой по замыслу.

Вот примерно что получилось после долгих часов работы с краской


После того, как всё готово - нужно обязательно нанести защитный слой - воск, или лак.
Восковую мастику я наношу кусочком поролона, после высыхания растираю мягкой тканью до блеска.
Если нужна более мощная защита - вместо воска использую матовый лак.

И непременным условием успеха должно быть...

Чтобы такой ассистент...

Был всегда рядом:-)"

Масса папье-маше. МК от Татьяны Бушмановой.

Большое спасибо талантливому мастеру за очень полезное МК!

Ура, вот мы и будет готовить пластичную массу папье-маше.
Уж сколько я перебрала ингредиентов, не буду вам описывать, всё равно многие элементы вы не всегда можете купить в наших магазинах.
Кто захочет вместо ПВА добавить обойный клей, пусть учтёт, что такие изделия будут давать большую усадку, так как обойный клей мы разводим водой.
P.S. для тех, кто будет копировать мастер-класс, просьба указывать первоисточник.
Девочки, добавляю. Я не леплю из этой массы (как вы видите из моих изделий), я её НАМАЗЫВАЮ ТОНКИМИ СЛОЯМИ С ПРОСУШКОЙ. И, так как туалетная бумагабывает разного качества, пробуйте по немногу, не замешивайте сразу ведро.

Нам понадобится: туалетная бумага (серенькая такая, которая быстро размокает в воде, вес одного рулона около 50 грамм), клей ПВА (погуще), шпатлёвка любая (желательно мелкозернистая, хоть масляно-клеевая, хоть латексная), сетка от комаров (та самая, которую на форточки прицепляют, можно и другой тканью покрепче заменить).

Рвём туалетную бумагу на кусочки (можно и не рвать, сама размокнет).

Заливаем горячей водой.

И самое интересное, я пользуюсь вантусом. Начинаем чамкать нашу бумажную кашу. Кому не жалко блендер, можете пользоваться им (вреда ему от этого точно не будет, равно как и желудку).

Получилась бумажная каша-малаша.

Наливаем нашу кашу порциями в сеточку (была идея сшить мешочки из сеточки и отжимать в стиральной машине, но руки пока не дошли до этого эксперимента).

Отжимаем как можно сильнее.

Получаем вот такие бумажные какушки. Руками разбиваем из в кусочки поменьше.

Далее, берём кухонный комбайн (у кого его нет, даже не знаю что и посоветовать), насыпаем нашу бумагу порциями и измельчаем. Пока измельчается можно съесть что-нибудь вкусненькое:)))

Измельчаем...

Получаем крупку волокнистую, похожую на измельчённое варёное куриное мясо (не вздумайте это попробовать на зубок).

Вот получили мноооого бумажной крупы.

Забыла в материалах добавить какое-нибудь мыльное средство (жидкое мыло, фейри) у меня Аос. Наливаю около 1 ст ложки в бумажную крошку.

Добавляю около 5 ст л шпатлёвки.

Клея наливаю по чуть-чуть, чтобы не переборщить, в процессе потихоньку перемешиваю и довожу до нужной кондиции. Дальше я месила эту массу ногами (не стала уж вам свои ноги демонстрировать, дабы не смущать).

И что мы имеем в итоге - около (пошла взвешивать) 2500 грамм массы папье-маше, которая по консистенции напоминает тесто для песочного печенья.
Выводы: что нам дала шпатлёвка (более пластичную массу, которая в последствии будет легче шкуриться), мыло (дало нам гладкость, пластичность и неприлипание к рукам), ну и клей (дал скрепляющие свойства).

Ещё иногда я делаю массу с добавлением голубой глины (вместо шпатлёвки). Это даёт нам более сильную крепость, но большую усадку. Шкурятся изделия с добавлением глины потяжелее.

Изящный Прованс. Декоративное панно в стиле Mixed Media. МК.

1. Вырываем основной фрагмент с букетом цветов из карты. Рисовую бумагу с орнаментом рвём на несколько частей. Раскладываем фрагменты на холсте, определяемся с композицией.

2. Наклеиваем фоновые фрагменты рисовой карты с узором при помощи моделирующего геля. Гель предварительно разбавляем водой до получения жидкой консистенции. Наносим разведенный гель на поверхность холста, прикладываем рисовую бумагу и промазываем гелем сверху, прижимая и разглаживая картинку от центра к краям.

Вместо прозрачного моделирующего геля, можно воспользоваться .


3. Наклеиваем декупажную карту. Карту замачиваем в воде на пару минут, просушиваем на бумажном полотенце, чтобы убрать излишки воды. Наносим разведенный моделирующий гель на поверхность холста и на обратную сторону декупажной карты. Приклеиваем карту к поверхности, аккуратно разглаживая резиновым шпателем, чтобы выгнать воздушные пузырьки и излишки геля. Сверху закрепляем картинку всё тем же моделирующим акриловым гелем. Даем холсту высохнуть.

Гель для наклеивания декупажной карты можно разводить чуть меньше, чем для рисовой, чтобы увеличить сцепление.

4. Чтобы придать поверхности интересную фактуру наносим фоновый узор с помощью трафарета-маски. Для создания рельефного эффекта используем грубую рельефную пасту. Наносим её размазанными пятнами, чтобы она покрывала поверхность фона частично, особенно на участках, где соединяются фрагменты карт.

Снимаем трафарет и на свободных участках там, где надо замаскировать край декупажной карты, наносим пасту хаотичными движениями мастихином. Даем рельефу полностью высохнуть.

5. Тонировка красками. Усложняем фон. Наносим два цвета акриловой краски, подходящие к цветовой гамме картинки и к выбранному стилю: Неаполитанский желтый и Небесный. Краски наносим пятнами в стык, где-то можно оставить не закрашенные участки.

6. Чуть подсохшую краску начинаем стирать влажной тряпочкой, чтобы смазать границы пятен, проявить рельеф и создать эффект потёртостей. Даем холсту высохнуть.

8. Тонировка грунтом. Фон получился сложным, но довольно пёстрым. Чтобы приглушить яркие цвета и объединить композицию, наносим тонкий слой грунта Левкас — он даст матовое, слегка прозрачное покрытие. Если грунта под рукой нет, можно использовать белую краску.


Также стираем влажной тряпочкой, где-то больше, где-то меньше, проявляя участки фона с орнаментом. Даем холсту высохнуть.

9. Для стиля Прованс характерным узором являются полоски. Добавим полосок чуть более темных, чтобы поддержать достаточно насыщенную картинку с букетом. Чтобы полоски получились живописными и слегка небрежными, воспользуемся декоративным валиком и двумя цветами красок: Лиловый и Ультрамарин. На палитре нанесем рядом пятна краски и прокатаем по ним валик. Проведем валиком несколько раз по фону, создавая ритмичные полоски.

10. Добавляем в фон растительные мотивы. Вырываем из рисовой бумаги веточки плюща и наклеиваем по верхнему краю холста, создавая ощущение свисающего плюща. Здесь я также пользуюсь разведенным, но более жидко, моделирующим гелем, но вы можете при желании воспользоваться декупажным клеем.

11. Чтобы еще больше подчеркнуть рельеф и проявить его сквозь веточки плюща и полоски, проходимся по поверхности холста легкими движениями сухой щетинной кисточкой с белой краской.

12. В стиле Прованс часто используют эффекты полустертого, старого золота. Добавим нашей работе загадочного золотистого мерцания с помощью моделирующего геля «Хамелеон». Воспользуемся трафаретом с классическим орнаментом в полосе.

13. Делаем композиционный акцент с помощью чипбордов. Изящная веточка и бабочка уравновесят композицию и добавят игры рельефа. Тонируем чипборд с помощью спонжа и краски «Акрил-Хобби Де Люкс» Персики в шампанском.

14. На свежую краску сразу наносим фиолетовые чернила Darwi тонкой кисточкой. Кое-где добавляем капельки золотых чернил. Чтобы цвета красиво перетекали можно взбрызнуть спреем с водой. Даем чипборду высохнуть. Наклеиваем затонированные элементы чипборда на холст с помощью моделирующего геля. В данном случае гель не надо разбавлять, чтобы он оставался вязким и хорошо схватился с рельефным фоном и элементами.

15. «Глиттером» подрисовываем усики бабочке. И в заключении проходимся кое-где по чипборду и контуру сухой кистью белой краской, объединяя элементы с общей цветовой гаммой.

Работа закончена! Получилось многослойное, но легкое и изящное панно. В зависимости от освещения оно будет матовым и светлым или красиво играть золотистыми узорами, создавая разное настроение.

Мастер-класс от студии

Традиционно папье-маше используется для изготовления масок. Материал, созданный из подручных средств, принимает абсолютно любую форму. Папье-маше в интерьере стали применять совсем недавно. Материал ассоциировался только с детским творчеством и созданием подделок, а ведь из «мокрой бумаги» можно изготовить авторский барельеф, объемное панно, эксклюзивную вазу и даже искусственный кирпич или камень. Декор из папье-маше отличается простотой создания, но при этом обладает невероятной твердостью и прочностью. В отличие отстеклянных, такие украшения не разобьются, а о том, сколько стоят качественные имитации натурального камня лучше умолчать. Рассмотрим в деталях несколько мастер-классов по изготовлению папье-маше и вдохновимся креативными идеями других декораторов.

История происхождения

Название папье-маше в переводе с французского означает «жеваная бумага». Хотя изысканное имя оригинальному тесту для лепки действительно придумали во Франции, его настоящей родиной был Китай. Еще в древние времена, когда здесь изобрели бумагу, параллельно разработали простой способ создания особого материала, который был податлив при работе, но обладал прочностью после просушки. Дополнительную жесткость папье-маше придавали с помощью наложения нескольких слоев лака на готовое изделие. Китайцы предпочитали создавать из бумажной массы боевые шлемы, которые действительно хорошо защищали головы, и даже элементы доспехов. Казалось бы, что может быть глупее, чем доверять свою жизнь размоченной и склеенной бумаге, но амуниция пользовалась популярностью. Стрелы ее не пробивали, а скользящих ударов мечей и вовсе можно было не опасаться. Кроме того, папье-маше в сравнении с металлическим обмундированием было легким, словно перышко, что позволяло китайским воинам передвигаться с большей скоростью и ловкостью.

Следующими эстафету переняли японцы. Заполучив рецепт папье-маше, они приспособили его всвоей культуре, создавая из бумажного теста оригинальные декорации для праздников и традиционных для этой страны церемоний - маски. Изделия шлифовались шкурками до воскового блеска и покрывались дополнительными защитными слоями, раскрашивались. Получалось великолепное и простое в изготовлении украшение. Из Японии рецепт папье-маше попал в Европу, где французы его нарекли всем известным именем, а англичане усовершенствовали. Некто Джон Баскервилл,бывший печатником, открыл производство декора из папье-маше. Вначале он пользовался японскими образцами, а затем стал внедрять и свои идеи. Тарелки, шкатулки, фигурки людей и животных, декоративные маски и даже часы пользовались небывалой популярностью. Помощник декоратора Генри Клей проводил эксперименты с составами, пытаясь найти оригинальную рецептуру, которая обретет еще большую прочность. И, в конечном счете ему это удалось. Размоченную массу он высушивал на манер глины под воздействием высоких температур, и она получалась невероятно твердой, по прочности не уступая даже древесине. Свой рецепт Клей запатентовал.


В последствии было открыто еще несколько фирм по производству оригинальных украшений из папье-маше, но «бумажное тесто» со временем перекочевало в творчество и хобби. Его замешивали на дому и изготавливали кукол для детей, корзинки под конфеты, декоративные блюдца, вазы, лакированные шкатулки для украшений. Особой популярностью материал пользуется, как дешевая имитация дорогих поверхностей: металла, древесины, керамики, камня. Чтобы придать сходство с оригиналом, достаточно просто правильно подобрать краски и создать подлинную фактуру, чего легко добиться, сняв с настоящей поверхности слепок. В Россию техника изготовления папье-маше пришла во времена Петра I. При работе с бумажной массой стоит учитывать, что изделия сильно усаживаются после высыхания. Потеря объема может составлять до 5-8%. Поэтому делать декор необходимо заведомо больше по размерам, учитывая эту особенность мастики.



Изделия из папье-маше прослужат долго, если в помещении будет поддерживаться средний уровень влажности. Постоянное «размокание» сильно сократит эксплуатационный срок украшений.

Техника изготовления

Что касается техники изготовления, то используют два основных способа:

  • Смешивание массы в емкости.
  • Накладывание бумажных слоев на подготовленный молд.

Первый вариант подходит для тех случаев, когда изделие будут лепить руками или заливать массу внутрь формочек. Сам процесс напоминает работу с пластилином или глиной. Второй способ пригодится, если используются молды, которые нельзя наполнить изнутри, но их форму мастер повторить не сможет. Обычно речь идет о шарах, то есть таких изделиях, которые сложно выполнить идеальными самостоятельно.

Рецепты приготовления массы

Хотя основа в любой технике - бумага, «приготовить» ее можно совершенно по-разному с использованием необычных дополнительных ингредиентов. В зависимости от рецептуры в составы добавляют мел, канифоль, муку, олифу, гипс, крахмал, клейстер и даже измельченные овсяные хлопья. Иногда в ход идут довольно необычные составляющие, но мы рассмотрим два традиционных рецепта, которые советуют новичкам мастера лепки из папье-маше.

Рецепт №1

Для первого рецепта понадобится бумага (туалетная, офисная, газетная), жидкое мыльное средство, клей ПВА, горячая вода и строительная шпатлевка. Работу начинают с замешивания теста. Около 8 рулонов туалетной бумаги (этого будет достаточно для получения примерно 2 кг готовой массы) измельчают и помещают в чистую емкость. Ее заливают горячей водой. Бумаге дают «отдохнуть» несколько часов. Теперь ее помещают в марлю, сложенную в несколько раз, ткань (не очень плотную) или сеточку от комаров. Массу отжимают, но не досуха. Затем бумагу измельчают повторно. Для этих целей используют миксер или блендер. В результате получится волокнистое тесто, в которое добавляют примерно 1 ст. ложку мыльного средства (подойдет даже обычное средство для мытья посуды “Фейри”). Перемешивают. Теперь в массу постепенно заливают клей ПВА. Добавляют его порциями, чтобы состав равномерно перемешался. Точной дозировки клея нет. Здесь мастер решает сам, насколько густое папье-маше ему нужно. После клея в тесто добавляют 4-5 ст. ложек шпатлевки. Массу еще раз замешивают. Папье-маше готово к использованию.

Рецепт №2

Для приготовления состава по другой рецептуре потребуется:

  • 0,5 кг туалетной бумаги.
  • 0,5 кг клея ПВА.
  • 2-3 ст. ложки масла льна.
  • 1,5 л теплой воды.

Бумагу измельчают и заливают водой в чистой емкости. Будущее тесто оставляют на сутки. После того как бумага разбухнет, ее порциями помещают в марлю и отжимают. Теперь в миску добавляют клей. Его следует разделить на пять частей и постепенно вливать в бумажную массу, каждый раз тщательно перемешивая. Теперь в почти готовое папье-маше добавляют масло льна, которое позволит получить более эластичные изделия. Массу еще раз перемешивают и тесто из бумаги для лепки готово.

Из папье-маше изготавливают вазы, мелкую скульптуру, чаши, сундучки, шкатулки, коробочки, куклы. С помощью бумажной массы можно создать барельеф или объемное панно на стену. Из материала лепят камушки, гальку, кирпичики, которые после покраски от настоящих отличаются только весом. Необычный декор закрепляют на стенах, каминах, вокруг дверных или арочных проемов. Этот вариант идеален для бюджетного ремонта, если у оформителя есть свободное время, чтобы покорпеть над созданием многочисленных элементов.

Вазы

Вазы проще всего изготовить по технологии накладывая кусочков на форму. В качестве основы может выступать старая или треснувшая керамика, которую хочется заново воссоздать. Газетные листы измельчают, смачивают в клее и накладывают на вазу слоями. После высыхания получившееся изделие разрезают пополам, отделяют от образца, а затем повторно скрепляют столярным клеем. Чтобы получить круглую вазу используют воздушный шарик. После застывания папье-маше его прокалывают иголкой и извлекают через небольшое отверстие, которое тоже впоследствии склеивают. Податливость материала позволяет создавать сложные, ажурные поверхности. Дополнительно украшение декорируют яичной скорлупой, нитками, которые образуют узоры, фурнитурой, бисером, пуговицами.


Декорирование стен

В декорировании стен папье-маше используют для создания сложных художественных композиций и для изготовления дешевой декоративной отделки. В первом случае потребуется фанерный лист, на который наносят рисунок. Затем разводят бумажно-клеевую массу, из которой формируют отдельные фрагменты картины. После их высыхания, детали приклеивают к основе строго по контурам рисунка и окрашивают. Если приложить достаточно усилий, то можно получить фантастические панно с изображениями сказочных принцесс и нереальных существ. Такое украшение идеально подойдет для интерьера детской комнаты. Спальню или гостиную декорируют картинами с изображениями объемных цветов, птиц, животных, деревьев. На кухне будет эффектно смотреться натюрморт или рельефная виноградная лоза. Чтобы сделать кирпичики или камни из материала, обязательно заготавливают формы. Для этого подбирают подходящий образец (а лучше парочку), помещают его в емкость и заливают гипсом. Когда нужно украсить большой участок стены, используют несколько молдов, так как это значительно ускорит трудоемкий процесс штампования. Вместо туалетной бумаги, рекомендуют размачивать яичные лотки. В состав обязательно добавляют алебастр для большей прочности. Изделия хорошо просушивают и закрепляют на стене с помощью столярного клея. Если нужна гладкая поверхность, то искусственные камни шлифуют наждачной бумагой.


Необычно будут смотреться панно, где часть рисунка выполнена красками, а папье-маше декорированы только акцентные детали.

Элементы декора и поделки

Из папье-маше можно сделать дверные ручки или молотки, декоративные венки, которые дополнительно украшают веточками, мешковиной, шишками и лентами. Материал часто используют для создания шкатулок, пиратских сундуков с сокровищами, копилок, подсвечников и искусственных фруктов. В последнем случае лучше пожертвовать оригинальным угощением, чтобы создать форму. Кстати, папье-маше после высыхания будет легче отделяться от молда, если тот предварительно смазать вазелином. Из бумажной массы получаются и сложные украшения. К примеру, изделие декоративная рука, на пальцах которой развешивают браслеты и бусы. Лепниной из бумаги украшают мебель. Завитушки из папье-маше получаются ничуть не хуже, чем из гипса. Солнечная система из миниатюрных планет, которые создают с помощью все тех же воздушных шариков, украсит комнату юного астронома.



Маски для карнавала и не только

Папье-маше считается классическим материалом для изготовления церемониальных и карнавальных масок. Конечно, при работе лучше применять купленный образец, который просто обкладывают кусочками бумаги, смазанными в клее. Если оригинала под рукой нет, то придется использовать собственное лицо. Для этого его обкладывают защитной пленкой (лучше брать пищевую), затем несколькими слоями салфеток и только сверху приклеивают массу. После того как все очертания лица будут перенесены на заготовку маски, ее снимают, а края подрезают в местах, где есть излишки, и накладывают дополнительные кусочки бумаги, чтобы толщина изделия увеличилась. После этого папье-маше дают окончательно высохнуть и затвердеть. Затем покрывают слоем лака, краской, приклеивают блестки, кусочки фольги, стразы и прочий мелкий декор. Оригинальным украшением в дизайне комнаты станет голова животного из папье-маше: носорога, оленя, волка, льва. Подобные элементы сочетаются с охотничьим стилем, сафари, шале.


Из материала можно быстро изготовить новогодний или хэллоуинский декор, когда сроки уже поджимают, а в магазин бежать некогда: миниатюрные тыковки, елочки, шарики, колокольчики, фигурки символичных животных (олени, медвежата, летучие мыши, пауки).

Из папье-маше получаются оригинальные тарелки, чаши, чайники, чашечки, бутылки и стаканы. Использовать такую посуду по прямому назначению, конечно, нельзя, но декор выйдет красивым. Из этого же материала можно изготовить целый набор для детских чаепитий. Миниатюрный заварочный чайничек и комплект кружек порадуют девочку. Тематические фигурки Шляпника и Белого Кролика дополнят церемонию. Тарелки после росписи располагают на подставках. Подходят такие украшения к деревенскому, этническому стилю, провансу и кантри. Чтобы сделать посуду, используют образцы, которые обклеивают бумагой. Форму тарелки не так легко повторить. Декоративные чаши могут использоваться для хранения конфет или фруктов. Такую нагрузку украшение выдержит, а вот от контакта с жидкостями его следует оградить.

Заключение

Папье-маше - наглядный пример того, что даже из самых простых ингредиентов, добавив к ним толику фантазии, можно создать нечто оригинальное, авторское и при этом невероятно красивое. С годами рецептура бумажного теста менялась, к ней стали добавлять новые ингредиенты, но два основных компонента остались прежними. Помните, что мало просто создать анатомически верную форму, ее нужно еще и правильно раскрасить, подключив таланты художника. Лепка из папье-маше может стать замечательным хобби для всей семьи, в котором взрослые будут изготавливать «серьезный» декор, а дети - миниатюрные фигурки или маски. Процесс работы с массой без молдов развивает мелкую моторику рук, что особенно полезно для ребенка.