Суггестия примеры. Суггестия (внушение): что важно знать о ней каждому

Суггестивные техники. На современном этапе существует множество психотерапевтических концепций, использующих внушение, суггестивное воздействие, к их числу можно отнести эриксоновский гипноз, аутогенную тренировку и многое другое. Суггестивные воздействия, техники погружения клиента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. Важным является тот фактор, что специалист, применяя суггестивные техники, может аппелировать к неосознаваемым переживаниям клиента, миновав цензуру сознания. Часто в экстремальной ситуации для человека, потерявшего дом, родных, в сознании появляется табу, например на то, чтобы чувствовать себя счастливым не только в данный момент (что понятно и естественно), но и в будущем. Техники внушения разнообразны, среди них есть тех--ики, применение которых экономично по времени, не требует дополнительного инструментария. Существуют техники, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолированное помещение и т.д.)

7. Методы релаксации и саморегуляции

Человека, как явление природы, в довольно упрощенном виде можно представить как сложную двухкомпонентную систему, состоящую из телесной и психической подсистем.

Люди научились более или менее сносно управлять гигиеной своего тела, работой мышц, мыслительными процессами; однако многие остаются по существу бессильными в сфере управления собственными эмоциями и страстями. Неспособность человека регулировать свои настроения отрицательно сказываются не только на взаимоотношениях с окружающими (конфликты, несовместимость, вражда, и т.д.), но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей. Длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (тревоги, ожидания неизвестного, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние.

В идеале, и психика должна поддерживать себя в здоровом равновесии.

Это также естественно, как и дышать. Но в условиях непрерывного стресса естественная, бессознательная саморегуляция нарушается и, как следствие, рушится и совершенная система под названием человек. Поэтому очень важно взаимодействовать с почти неуловимой стороной нашей психики – бессознательным.

Методы психической саморегуляции (ПСР) используются для восстановления функционального состояния при наличии умеренно выраженной психоневрологической симптоматики (нарушения сна, высокий уровень тревожности, раздражительность и пр.), а также для оперативного (за 20-30 мин) снятия утомления, эмоционального напряжения, увеличения работоспособности в сложных условиях деятельности на период до 7 часов. Кроме того, предварительное формирование навыков управления своим состоянием с помощью методов ПСР уже само по себе повышает устойчивость клиента к действию стресс-факторов, а в случае возникновения экстремальных ситуаций активизирует необходимые резервы.

Наиболее важным результатом ПСР является снижение эмоциональной напряженности, выраженных стрессовых реакций и, как следствие, предотвращение их нежелательных последствий. Это достигается посредством обучения вхождению в так называемое состояние "релаксации" (от латинского relaxatio - уменьшение напряжения, расслабления) и на его основе различных степеней аутогенного погружения. В процессе освоения ПСР это состояние претерпевает закономерные изменения не только количественного, но и качественного характера. В начале формируется состояние релаксации, которому свойственны ощущения тепла, тяжести во всем теле, отвлечения от внешних раздражителей, переживания состояния покоя, отдыха, внутренней безмятежности, снятия тревоги и беспокойства.

Более глубокие стадии аутогенного погружения сопровождаются ощущением легкости, невесомости тела, внутренней свободы, максимальной концентрацией на внутренних ощущениях как следствия измененного состояния сознания (ИСС) активной природы.

Достижение этих ИСС позволяет перейти к следующему, более сложному кругу задач ПСР: активизации восстановительных процессов и усилению мобилизации ресурсов, что создает предпосылки формирования состояний с высокой активностью и работоспособностью; решению некоторых частных, индивидуальных проблем человека, т.е. "целенаправленной регуляции отдельных процессов, реакций и состояний".

Достоинства методики ПСР:

1) доступность, сравнительная простота освоения;

2) возможность группового обучения вхождению в состояние аутогенного погружения (ИСС) в виде гетеротренинга;

3) возможность в дальнейшем самостоятельно применять методику ПСР;

4) использование простых "ключей доступа" для вхождения в состояние аутогенного погружения.

ПСР включает выработку навыков управления вниманием, оперирования чувственными образами, регуляции мышечного тонуса и ритма дыхания, а также словесного внушения.

Методики, техники и способы регулировать свое состояние несложны и легко выполнимы. Одним из достоинств метода психической саморегуляции,как уже упоминалось выше, является то, что его упражнения доступны каждому и не требуют каких-то особых условий, специального оборудования.Для овладения ими и повышения их эффективности ведущую роль играет систематичность и регулярность занятий. Вместе с тем, сложность состоит в том, что количество этих техник велико, и в этом многообразии важно, как говорится, «попасть в десятку». Эффективность любой техники зависит от правильного выбора, адекватного тому состоянию, которое нужно скорректировать или изменить.

Итак, психическая саморегуляция (ПС) - это свойство организма, которое определяется как регуляция различных состояний, процессов и действий, осуществляемых самим организмом с помощью психической активности. Необходимость освоения приемов ПС обусловлена возможностью для клиента с их помощью предупреждать различные психосоматические расстройства (нарушение сна, аппетита, снижение работоспособности, нарастание слабости, повышение артериального давления), невротические расстройства и даже органические заболевания (гастрит, язвенная болезнь, вегето-сосудистая дистония и пр.). Такие расстройства являются результатом истощения внутренних энергетических ресурсов человека вследствие нервного напряжения и физического переутомления, вызываемых особыми условиями работы.

Успех в приобретении навыков психической саморегуляции зависит от индивидуальных возможностей клиента. Это значит, что каждый, кто начнет обучаться психической саморегуляцией или ее методическими приемами, сможет улучшить свою память, волевые качества, внимание и т.д., но не сразу. Для этого требуется время и терпение. Достижение значительных результатов – длительный и многоэтапный процесс.

Существует огромное количество методов релаксации и саморегуляции. К ним можно отнести суггестивную технику аутогенной тренировки, технику активной мышечной релаксации, технику пассивной мышечной релаксации, медитации, а также огромное количество других методов. Использование этих методов в экстремальных условиях позволяет решать специалисту-психологу сразу несколько проблем. Это помощь пострадавшим, их родственникам; огромное значение применение этой группы техник, приобретает при оказании помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС, специалистам, обеспечивающим социальную помощь и поддержку пострадавшим; также большое значение имеет применение этих методов для обеспечения высокой работоспособности самих психологов.

Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов.

Внушения наяву делаются эмоционально насыщенным повелительным тоном, в виде резких, коротких фраз, обычно несколько раз повторяемых. Применяется при истерических, неврастенических, фобических состояниях.

Кроме этого вида внушения существуют и другие: внушение в состоянии естественного сна, внушение в состоянии гипнотического сна.

Гипнотический сон – это состояние суженного сознания, вызванное действиями гипнотизера и характеризующееся повышенной внушаемостью.

Гипнотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.

Различают три степени гипнотического сна: сонливость, легкий сон и глубокий сон или сомнамбулизм. Именно в состоянии сомнамбулизма можно внушить выключение функций любого анализатора, а также галлюцинации любого характера. Однако, даже в состоянии сомнамбулизма обычно не удается внушить то, что глубоко противоречит этическим и моральным устоям личности гипнотизируемого

Гипноз может с успехом применяться не только для лечения неврозов, но и для лечения наркомании, алкоголизма, как симптоматическое средство для устранения болей различного генеза, для обезболивания родов, при токсикозе беременных, аменорее, для лечения экземы и т.д. Гипнотерапия применяется также для лечения ряда соматических заболеваний бронхиальной астмы, сахарного диабета и др.

Лечение внушением в состоянии гипнотического сна противопоказано больным, склонным к бредовым идеям отношения и воздействия (шизофрения и другие психозы), т.к. может привести к укреплению этих идей и включению гипнотерапевта в бредовую систему.

Внушение в состоянии наркотического сна может проводиться только при условии, что это состояние будет неглубоким. Больному вводится раствор гексенала, теопентала натрия или др. в-во, в результате чего пациент пребывает в состоянии приятной дремоты в это время ему производят лечебное внушение, затем больному рекомендуют выспаться. Применяется при пограничных расстройствах с фобической, ипохондрической, депрессивной симптоматикой.

Метод самовнушения может быть непроизвольным и произвольным. Самым распространенным методом самовнушения является аутогенная тренировка по Шульцу в различных современных модификациях. При проведении этой методики вначале достигается состояние мышечного расслабления (релаксации), а затем проводятся самовнушения, направленные на различные функции организма. Применяется при всех видах невротических и неврозоподобных нарушений, явлениях вегетативного дисбаланса, ряде соматических заболеваний (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.). С осторожностью следует применять у больных с тяжелыми сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Любые методы внушения и самовнушения строго противопоказаны больным с бредом, галлюцинациями и другими психотическими расстройствами.

«Поведенческая» (условнорефлекторная) психотерапия. Методика лечения включает в себя два элемента: формирование новой реакции, не имеющей ничего общего со страхом, и единовременно-условное торможение страха. Например, при страхе ездить в метро постепенно в течение нескольких дней пациента просят подходить ко входу в него, затем заходить в него, проезжать одну остановку, потом несколько. Постепенно у человека формируется положительный опыт поездок, который вытесняет прошлый страх. Таким образом вырабатывается новый положительный рефлекс. Применяется при обсессивно-фобических расстройствах и изолированных монофобиях.

Казуальная (аналитическая) психотерапия. При казуальной терапии происходит обмен информацией между больным и врачом, ведущий к осознанию и отреагированию больным его психотравмирующих переживаний. Для того, чтобы вылечить от некоторых болезненных симптомов психогенного генеза, нужно их выявить и больному осознать породившую их причину. Аналитическая терапия была предложена З.Фрейдом.

Кроме вышеперечисленных методов психотерапии существуют такие методы, которые в последние годы приобрели широкое распространение. К таким методам относятся:

а) музыкотерапия;

б) библиотерапия;

в) арттерапия (используются прикладные методы художественного творчества)

Гештальт-терапия . Основной целью гештальт-терапии является увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем интеграции и развития. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружающим – важнейшая задача гештальт-терапии. Основой терапевтического процесса является переживание контакта с самим собой и с окружением, повышение осознания различных установок и способов поведения и мышления, которые закрепились в прошлом и сохраняют устойчивость, а также проверка, каковы их значение и функция в настоящее время.

Технические приемы, используемые в гештальт-терапии, могут быть разделены на принципы и игры.

Принцип «теперь», или идея концентрации на настоящем моменте, - самый важный принцип в психотерапии. Пациента просят определить то, что он в настоящее время делает, чувствует, что с ним и вокруг него происходит в данную минуту. События прошлого просят пациента излагать так, как будто они разворачиваются сейчас.

Непрерывность (континуум сознания). Намеренная концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, отчет себе в том, что и как происходит в данную минуту.

Игры – вторая группа процедур. Это разнообразные упражнения, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта и способствующие более непосредственной конфронтации со своими переживаниями, а также предоставляющие пациенту возможность экспериментировать с самим собой и другими людьми. Применяется для лечения невротических заболеваний.

НЛП (нейро-лингвистическое програмирование). Включает в себя сочетание скрытых «встроенных» команд, суггестивного потенцирования идеомоторных стереотипов и ритмических словесных структур; формы терапевтической суггестии при этом формируются косвенно, путем внедрения ключевых слов в структуру индифферентных по смыслу предложений.

Среди техник НЛП выделяют основные: рефрейминг (переформирование) – «перепрограмирование», (аппелирующее к бессознательным ресурсам пациента, смена неудовлетворяющего стереотипа реагирования или способа решения проблемы более адекватным и адаптивным); методика «якорь» - ассоциативная связь, которая фиксируется; методика визуально-кинестетической диссоциации (путем стирания из переживаний их первоначальную эмоциональную насыщенность, переводя негативные воспоминания в ассоциированное восприятие, в воспоминания конструированных образов); метод «взмах» (в основе метода лежит врожденное стремление человека переходить от «неприятного» к «приятному»).

Психотерапия для врача, лечащего своего пациента – это в значительной мере способ клинического мышления, принцип подхода к больному. Многие общие патогенетические проявления и клинические симптомы внутренних болезней нуждаются в психотерапии – патологическая фиксация пациента на заболевании, дисбаланс психологической защиты, состояние социальной дезадаптации, аффективные и невротические нарушения и многое другое.

Одним из самых широких применений находит психотерапия при гипертонической болезни, в гастро-ентерологической клинике, бронхиальной астме, в работе акушеров-гинекологов.

Психотерапия применяется и при лечении эндогенных психозов, особенно со стертым течением, в начале заболевания, без выраженной продуктивной симптоматики. Она улучшает адаптацию пациента к своей болезни, в обществе, может стать средством сохранения работоспособности. При органическом поражении головного мозга с помощью психотерапии важно устранение расстройств сна, аппетита, настроения, астенических расстройств. Психотерапия при эпилепсии обычно направлена на седацию и выравнивание настроения, повышение активности, оптимизацию отношений с окружающим, повышение адаптации в социуме.

Наиболее широкие перспективы для психотерапии открывают невротические расстройства, при которых психотерапия является основным методом лечения.

При алкоголизме и наркомании психотерапию рассматривают как обязательный базис, без которого нельзя рассчитывать на успех любого терапевтического мероприятия. Больные алкоголизмом не всегда осознают у себя наличие влечения к алкоголю, а объясняют употребление алкоголя «жизненными трудностями» и т.д.

Психические воздействия в комплексе лечебных мероприятий при заболеваниях внутренних органов, психических заболеваний имеют давние традиции. Применение психотерапевтических методов является обязательным для врачей любых специальностей, соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии необходимо для полноценной работы врача и психологического комфорта пациента.

Психологическая помощь в кризисных периодах, особенности оказания медицинской помощи в экстренных ситуациях. Психогенные расстройства при стихийных бедствиях и массовых катастрофах занимают особое место в связи с тем, что они могут одновременно возникать у большого числа людей, внося дезорганизацию в общий ход спасательных и восстановительных работ. Этим определяется необходимость оперативной оценки состояния пострадавших, прогноза выявляемых расстройств, а также применения необходимых и возможных лечебных мероприятий. Вследствие множественности внезапно действующих психотравмирующих факторов в экстремальных ситуациях происходит одномоментное возникновение психических расстройств у большого числа лиц. Клиническая картина в этих случаях не носит строго индивидуальный, как при обычных психотравмирующих обстоятельствах, характер и сводится к небольшому числу достаточно типичных проявлений. В данной ситуации человек не может позволить себе расслабиться и углубиться в свои болезненные переживания, а вынужден вести активную борьбу ради выживания, сохранение жизни близких и окружающих.

В задачи врача любой специальности входит:

а) оценка психологических и клинико-психопатологических особенностей лиц, находящихся в очаге бедствия;

б) предотвращение панических реакций;

в) лечение возникших или обострившихся в экстремальных условиях психических заболеваний;

г) сам врач должен оставаться по возможности спокойным, решительным, собранным, способным оказывать помощь пострадавшим, никогда не показывать паники, страха незнания, что делать;

д) предупреждение суицидального поведения;

Неожиданное возникновение жизнеопасной ситуации у неподготовленных людей может вызвать сильный, страх, сопровождающийся появлением измененного состояния сознания. Наиболее часто развивается оглушенность, выражающаяся в неполном осмыслении происходящего, затруднении восприятии окружающего, нечетком выполнении необходимых для спасения жизни действий. В таком состоянии врач должен обратить внимание не только на психическое, но и на соматическое здоровье человека, т.к. пациент может не предъявить жалобы даже при наличии существенных ранений и патологических состояний.

Реабилитация социальная и профессиональная, ее основные разделы. Реабилитация – это общественно необходимое функциональное и социально-трудовое восстановление трудоспособности человека при помощи государственных, общественных, медицинских, педагогических, юридических, профессиональных и психологических мероприятий.

Главной задачей реабилитации является восстановление здоровья пострадавшего в результате заболевания или травмы до возможного оптимума в физическом, духовном, профессиональном и социальном отношениях.

Принципы реабилитации:

1) биологический – заключается в свойстве систем и органов человека приспосабливаться благодаря компенсаторно-восстановительным процессам к новым условиям жизни и трудовой деятельности;

2) морально-этический – основан на гуманизме, чувстве коллективности;

3) социально-экономический – основан на использовании опыта, стажа, глубоких профессиональных знаниях, умениях и навыков человека, потерявшего в той или иной степени трудоспособность;

4) психологический – основан на важных свойствах человеческой личности, таких как чувство полезности для общества, стремления к активной трудовой деятельности, чувстве престижа и т.д.;

5) медицинский – основан на успехах, достижениях и возможностях современной медицины и техники.

Конечными целями реабилитации являются определение степени потери и степени восстановления трудоспособности, заключение о клиническом и трудовом прогнозе, разработка и осуществление мероприятий и условий, необходимых для восстановления трудовой деятельности и общественного положения больного. Максимальный успех реабилитации возможен только при сотрудничестве врачей всех уровней и специальностей.

Правила реабилитации:

1) наиболее раннее возвращение нетрудоспособного к труду;

2) создание оптимальных условий для социальной активности.

Виды реабилитации:

1) медицинская (восстановительное лечение) – комплекс лечебно-диагностических мероприятий направленных на восстановление здоровья больного, функциональных возможностей его организма. Проводится врачами всех специальностей амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

2) Социальная (бытовая) – комплекс мероприятий, направленных на развитие навыков у пострадавшего, обеспечивающих возможность самообслуживания. Проводится специалистами-реабилитологами путем обучения больного приемам использования различных приспособлений и аппаратов, позволяющих ему обходиться без посторонней помощи.

3) Профессиональная (производственная) – подготовка больного к конкретной трудовой деятельности с учетом его способностей и возможностей. Проводится специалистами по трудовому обучению при активном участии врача.

4) Психологическая – изучение биогенных, социогенных и психогенных элементов личности больного, его интересов и установок, отношения к болезни с целью определения потенциальной и фактической социальной «роли» и рационального использования остаточной трудоспособности. Может проводиться врачами, психологами. Максимальный эффект достигается при участии врачей-психотерапевтов.

Реабилитации подлежат все больные, утратившие в той или иной степени трудоспособность и в первую очередь инвалиды. В то же время чрезвычайно важна и ответственна роль врачей по реабилитации временно нетрудоспособных, составляющих подавляющее большинство больных, потерявших трудоспособность.

Реабилитация психически больных с различными нозологиями имеет свои особенности. Соотношение биологических и психосоциальных воздействий на различных этапах при этом может меняться в зависимости от болезни. Конкретные цели реабилитации в зависимости от многих обстоятельств могут быть различными. Цель может быть довольно скромной: например, добиться уменьшения необходимого ухода за больными в домашних условиях и даже больничных условиях (при старческом слабоумии или так называемых конечных состояниях шизофрении). В других случаях цель реабилитации более существенна: изменить профессию, приспособить к ней больного, приспособить его к жизни и деятельности во внебольничных условиях. Наконец, там где речь идет о хорошей и стойкой ремиссии, которой удается добиться активными воздействиями на первом этапе реабилитации, или о достаточной компенсации имеющегося дефекта, что чаще всего достигается на втором этапе реабилитации, - цель может заключаться в возвращении на работу по прежней специальности или в продолжении учебы.

Важным этапом при реабилитации является трудотерапия, которая направлена на восстановление утраченных функций, социальную адаптацию пациента.

Виды трудотерапии:

    Тонизирующая (предназначена для поддержания общего физического и психического фона пациента);

    Восстановительная (предназначена для восстановления утраченных профессиональных функций);

    Диагностическая (предназначена для определения последующих трудовых перспектив пациента);

    Продуктивная (полностью восстанавливающая все профессиональные навыки пациента).

Принципы трудотерапии:

    индивидуальная дозировка с постепенным увеличением объема труда и сложности трудовых операций, эффективное техническое оснащение трудового процесса и рабочего места;

    постоянный контроль со стороны медицинского персонала, руководство, инструктаж и помощь со стороны технического персонала;

    психологическая подготовка (работа в трудовом коллективе, осмысленный труд, заинтересованность в конечных результатах труда).

Реабилитация должна проводиться как в амбулаторных стационарных учреждениях общей сети, независимо от ведомственной подчиненности, так и в специализированных учреждениях.

Контрольные вопросы :

    Комплекс мер по обеспечению нормального развития личности, сохранения и укрепления психического здоровья, обеспечение лучших условий для психической деятельности человека – это:

    1. Психогигиена;

      Психопрофилактика;

      Психотерапия;

      Реабилитация;

      Психологическое консультирование

    При лечении больной Н., 35 лет, обратившейся с жалобами на слабость, вялость, раздражительность, снижение работоспособности, удалось выяснить, что недавно на работе возник конфликт, при котором больная чувствовала несправедливое, предвзятое отношение к себе со стороны начальства, считает себя обиженной. Психотерапевт использует метод логического убеждения, учит пациентку рационально мыслить, избегать конфликтов. Как называется этот метод психотерапии:

      1. Рациональная психотерапия;

        Психоанализ;

        Аутотренинг;

        Суггесивная психотерапия;

        Психологические тренинги.

    Основной целью психологического консультирования является:

    Формирование личностной позиции;

    Формирование адекватного поведения;

    Постановка диагноза;

    Формирование неврозоустойчивости;

    Коррекция лечебных мероприятий

    В рамках психологической коррекции происходит формирование:

    Личной позиции;

    Навыков адаптивного поведения;

    Стрессостойкости;

    Фрустрационная толерантность;

    Изменение характера

    Подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических процессов, оказывается воздействие на вегетативные функции без активного участия личности, без логической переработки воспринимаемого. К какому виду психотерапии подходит данное определение.

Суггестивные методы и техники психотерапии.

Психотерапевтом преднамеренно используются как отдельные приемы внушения (свидетельства, апелляции, связывания, смысловой неопределенности, пресубпозиции, предписания осознания и др.), так и целостные техники суггестивного (внушающего) воздействия (гипноз, самогипноз, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием и др.). Общими условиями эффективности при использовании суггестивных приемов и техник являются: 1. установление отношений, благоприятствующих внушению (субординация, доверие, авторитетность психолога); 2. адекватный способ конструирования формулы внушения (адресность, краткость, императивность); 3. учет возрастных особенностей, индивидуальных качеств и состояния клиента на момент внушения; 4. соответствие внушаемого содержания коррекционным задачам; 5. управление своими эмоциями со стороны суггестора, подбор точной формы для выражения своих чувств. Суггестивные техники помогают клиенту преодолеть психологические защиты, мешающие конструктивному поведению, оказывают глубинное психологическое воздействие, помогающее придать клиенту чувство уверенности в себе, преодолеть тревожность, застенчивость и т.д., получить доступ к своим бессознательным ресурсам.

К целостным суггестивным техникам психотерапевтического воздействия можно отнести аутотренинг, метод словесно-образного эмоционально-волевого управления состоянием (СОЭВУС) Г.Н.Сытина, гипнотерапию, гипнотическую технику М. Эриксона.

Аутогенная тренировка (аутотренинг) как метод лечебного самовнушения была впервые предложена Дж. Шульцем в 1932 г. для лечения неврозов, в нашей стране метод стал активно применяться в 60-х-70-х годах ХХ века. В основе метода аутогенной тренировки (АТ) лежит применение упражнений, способствующих появлению и углублению ощущений тяжести, тела и холода, покоя в определенных участках тела, что ведет к релаксации, на фоне которой производится самовнушение с помощью специально разработанных формул. Эти формулы учитывают жалобы больного и симптоматику болезни. Методика АТ предполагает также применение дыхательных упражнений в успокаивающем и мобилизующем вариантах, обучение приемам концентрации внимания и самоконтроля состояния, сочетание транквилизирующих и мобилизующих приемов саморегуляции. Лечебная эффективность АТ объясняется действием релаксации, сенсорной репродукцией состояний, связанных с позитивным самочувствием, влиянием самовнушения и самоубеждения, уменьшающих эмоционально-вегетативную возбудимость и ослабляющих функциональные проявления. В отдельных модификациях АТ усиливается значение приемов саморегуляции состояния, применяются расширенные формулы спокойствия, используются методы письменной фиксации ощущений (ведение дневника), биологической обратной связи (пациент получает задание снижать силу тока, фиксируемую электромиограммой, изменять флуктуации альфа-ритма на ЭЭГ, изменять температуру участков кожи и т.д.).

Метод СОЭВУС, разработанный Г.Н. Сытиным в 1944 году и впоследствии прошедший успешную апробацию в клинике соматических и нервно-психических расстройств, в психокоррекции, реализуется через действие исцеляющих и регулирующих состояние человека психотерапевтических «настроев» - текстов, содержащих эмоционально окрашенные и императивно сформулированные положительные утверждения об энергичном и благополучном состоянии клиента. Например, пессимизм по поводу наблюдаемых женщиной процессов увядания преодолевается с помощью настроя, содержащего, в частности, такие слова: «Вновь родившаяся, новая, бурно-бурно развивающаяся новорожденная жизнь вливается в мое лицо…». Для женщин, проявляющих неуверенность в своей внешней привлекательности, разработан настрой на женскую красоту, включающий такие фрагменты: «Иду – птицей на крыльях лечу, ярко чувствую свои молодые силы … Неприступный замок женского превосходства светится в моих глазах, царственная гордость светится в моих глазах, царственное величие светится в моих глазах, торжествующая сила молодости светится в моих глазах …». В процессе коррекции клиент должен усваивать представление о себе, как о человеке, обладающем желательными ему качествами, которые он у себя развивает. При составлении настроев автор использовал яркие метафоры, эмоциональные обороты речи, актуализировал образы здоровья, молодости, силы, неутомимости и красоты, которые усиливают положительные чувства (радость жизни и др.), стимулируют волевые усилия клиента в целях управления состоянием.

Гипносуггестивная психотерапия предполагает введение пациента в состояние гипнотического транса, характеризующееся динамическим сужением поля сознания в диапазоне «сон-бодрствование» и формированием раппорта, то есть избирательного эмоционально-вербального контакта между психотерапевтом и гипнотизируемым. В состоянии транса пациент проявляет повышенный уровень внушаемости и сниженный контроль сознания. В психотерапевтической практике гипноз применяется: 1. как самостоятельный метод с целью достижения седативного и вегетонормализующего эффекта; 2. для усиления действия целенаправленного внушения; 3. для проведения возрастной регрессии и гипнокатарсиса (при наличии психотравм в анамнезе), 4. для гипнотической десенсибилизации (снижения остроты негативных переживаний). Показаниями к применению гипнотерапии являются неврозы и неврозоподобные состояния, психосоматические заболевания, нарушения поведения (непсихотического генеза), патологические привычки, наркомании и токсикомании, болевой синдром. Гипноз противопоказан при острых инфекционных и соматических заболеваниях, асоциальных установках, психотических расстройствах с бредообразованием и депрессией (угроза суицида), истероидной психопатии, отрицательном отношении к гипнозу. Перед сеансом гипноза обычно проводятся пробы на внушаемость. Проба с падением руки заключается в том, что по команде пациент поднимает и опускает руку; при достаточной внушаемости рука свободно падает вниз. Проба со сведением пальцев предполагает сближение пациентом указательных пальцев на 5-10 см при согнутых в локтях руках, инструкция предписывает сделать глубокий вдох, как только пальцы сойдутся друг с другом; внушаемый пациент сводит пальцы и делает глубокий вдох, невнушаемый спрашивает, нужно ли сводить пальцы. Проба с идентификацией запахов заключается в определении названия жидкости в трех пробирках, наполненных водой, или в выборе пробирки с пахучей жидкостью (внушаемый пациент указывает на одну из пробирок). О степени внушаемости психотерапевт судит также по данным анамнеза и клинического общения (у внушаемых отмечается некритическое усвоение внешней информации, несамостоятельность суждений, легкая подчиняемость окружающим, частота перемены мнений). Введение в гипнотическое состояние чаще осуществляется посредством вербальных методик с применением монотонных воздействий на зрительный (фиксация взгляда на блестящем предмете), слуховой (стук метронома, воспроизведение шум прибоя, дождя, тихой музыки) и кожный (пассы вдоль тела пациента с воздействием тепла) анализаторы. Далее психотерапевт поддерживает гипнотическое состояние и проводит внушение трех видов: общее, центрированное на симптом, мотивированное. При общем внушении используются настрои на улучшение самочувствия («С каждым днем Вы будете чувствовать себя лучше и лучше во всех отношениях … Вы будете становиться все более спокойным и уверенным в себе… Пришла пора выздоравливать»). Внушение, центрированное на симптом, содержит формулы конкретных позитивных изменений (например, при заикании: «Запинки и задержки из Вашей речи постепенно исчезнут…»). Мотивированное внушение подразумевает обоснование позитивных сдвигов («Любую вредную привычку можно устранить … Я помогу Вам избавиться от страха… Для достижения успеха Вы должны четко и добросовестно выполнять мои рекомендации…»). Вывод из гипнотического состояния (дегипнотизация) осуществляется с помощью постепенно усиливающегося внушения состояний бодрости, прилива сил и энергии на счет от одного до пяти с окончательной формулой: «Пять … Вы полностью проснулись! Сеанс окончен!»



М. Эриксон – основатель направления психотерапии, впоследствии названного «эриксоновским гипнозом» и ставшего одним из наиболее популярных. Используемые этим знаменитым психотерапевтом приемы внушения, основанные на искусственной расплывчатости выражений, позволяют коммуникатору формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществлять адекватную подстройку к любым переживаниям слушателя и проводить терапевтическое ведение (коррекцию, направляемую специалистом). Так, может применяться прием связывания , предполагающий имитацию причинно-следственной связи очевидного и внушаемого факта с помощью средств языка, например: «В то время как Вы слушаете звук моего голоса, Вы начинаете расслабляться», прием смысловой неопределенности внушаемого содержания: «Этому легко научиться» (не указывается, чему именно), «Я знаю, что Вы любопытны» (не указано, к чему проявляется любопытство), прием скрытой команды : «Ты можешь устроиться поудобнее и начать расслабляться», скрытого вопроса : «Меня удивляет то, что Вы испытываете тягу к алкоголю». Эффективны также прием оценочных суждений , подразумевающий оценку внушаемого факта как очевидного: «Хорошо, что Вы так быстро достигли успеха!», прием предписания осознания , подводящий к тому, что собеседник может просто не осознавать якобы очевидный факт: «Понимаете ли Вы, что Ваше подсознание уже начало учиться?». В коррекционной практике успешно используется прием пресубпозиции – предварительного предположения , создающий видимость альтернативы, но содержащий предварительно заданное содержание, которое не меняется в случае любого выбора: «Я не знаю, какая рука у Вас начнет расслабляться первой» (предполагается, что расслабление произойдет), «Я хотел бы с Вами кое-что обсудить, прежде чем Вы закончите свою работу» (предполагается, что клиент закончит работу).

Известна техника гипнотического рассеивания, разработанная Милтоном Эриксоном, с помощью которой ему удавалось, например, снимать тяжелейшие боли у онкологических больных или лечить энурез, воздействуя на подсознание клиента. В словесную ткань беседы с больным фрагментарно включались многочисленные терапевтические формулы (например, с больным, который увлекался растениеводством, психотерапевт разговаривал о выращивании томатов, вкрапляя в беседу слова типа: «плод, который принесет удовлетворение », «ты можешь действительно почувствовать себя счастливым , глядя на семечко помидора» и т.д., внушая клиенту состояния удовлетворения, расслабления и комфорта).

Многофункциональна используемая М. Эриксоном техника терапевтических историй – рассказов о бывших клиентах, о случаях из своей жизни, стимулирующих поиск аналогий слушателями и имеющих коррекционное влияние. Терапевтические истории имеют разнообразное функциональное назначение: используются как иллюстративный материал, подтверждающий возможность позитивных изменений, стимулируют ассоциации клиента, усиливают мотивацию изменений, уменьшают сопротивление клиента, помогают порождению новых идей, переосмыслению проблемы, представляют позитивные эталоны отношений.

Информирующие методы психотерапии (дидактические, дискуссионные)

Информирующие дидактические методы применяются в т.н. рациональной психотерапии, предполагающей воздействие на пациента посредством логического убеждения. Иногда убеждение выступает основным методом лечебного воздействия, например, используется для исправления заблуждения человека относительно природы имеющихся у него болезненных явлений. Основой дидактических методов является демонстрация ошибочной логики пациента и опровержение ложных выводов. Так, имея фрагментарную и неопределенную информацию о раке, туберкулезе, сифилисе и др. серьезных болезнях больной приходит к ложным выводам, создает собственные теории профилактики заражения, практическое осуществление которых приводит к дезадаптации. Рациональная психотерапия включает убеждение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, применение дидактических и риторических приемов. Рациональная психотерапия может проводиться с помощью ознакомления пациента с определенными аргументами при изучении специальной литературы, причем психолог (при необходимости) поправляет суждения пациента при извращении понимания истинного смысла прочитанного. Она может проводиться в форме диалога психотерапевта с пациентом, в процессе которого психолог выявляет и демонстрирует логические ошибки пациента, разъясняет причины его проблем, трудностей, болезненных состояний, устраняет неопределенность представлений о проблеме. Дидактические методы психотерапии направлены на коррекцию неопределенности, противоречивости, непоследовательности и бездоказательности в суждениях и выводах клиента. При использовании дидактических методов психотерапевт следует известным дидактическим принципам сознательности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, научности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Так, наглядность в рациональной психотерапии достигается демонстрацией клиенту всевозможных пособий, рисунков, графиков, таблиц, примеров из жизни. Принцип доступности исключает обилие специальных терминов в речи психотерапевта, малоупотребительных в обыденном языке слов («гиперопека», «неадекватное представление»), апелляцию к неизвестным клиенту закономерностям. Как и в педагогике, в психотерапии практикуются «домашние задания», в которых клиенту рекомендуется проработать материал проведенной беседы по предложенному плану. Дидактическими методами психотерапии являются информирование, убеждение и переубеждение, интерпретация прошлого и настоящего клиента, постановка заданий, которые должен выполнять клиент.

Дискуссионные информирующие методы реализуются в форме индивидуальной дискуссии психотерапевта и клиента или групповой дискуссии (при групповой психотерапии). Групповая дискуссия как – это совместное обсуждение участниками психотерапевтической группы спорного вопроса, позволяющее прояснить мнения, позиции и установки членов группы в процессе непосредственного общения, а также изменить их. Ведущий или кто-то из участников группы предлагает обсудить актуальный вопрос, волнующий участников (например, касающийся значимой для определенного возраста жизненной проблемы, отношений между участниками группы и др.); участники в заданном порядке (например, по кругу, по желанию) высказывают свои позиции. Высказанные мнения, степень активности и эмоциональности выступающих влияют на понимание проблемы другими участниками, являются факторами психотерапии. В ходе дискуссии корригирующими механизмами выступают убеждение, внушение, эмоциональное заражение, подражание. В процессе групповой дискуссии могут преследоваться следующие цели: 1. Предоставление для участников коррекционной группы возможности разностороннего анализа проблемы. 2. Групповая рефлексия разных аспектов проблемы через анализ индивидуальных переживаний. 3. Уменьшения сопротивления членов группы участию в дальнейшей работе. 4. Усиление сплоченности группы. 5. Облегчение самораскрытия участников. 6. Актуализация и разрешение скрытых конфликтов и устранение эмоциональной предвзятости путем открытых высказываний. 7. Предоставление возможности для участников проявить компетентность и удовлетворить потребности в признании, уважении, самоутверждении. По степени регламентации процедуры дискуссии со стороны ведущего выделяют структурированную и неструктурированную формы групповой дискуссии. При структурированнойформе ведущим задается тема обсуждения, регламентируется порядок проведения дискуссии. При неструктурированной форме ведущий пассивен, тему выбирают участники группы, время и порядок проведения дискуссии формально не ограничивается. По содержанию дискуссии бывают тематические, биографические и интеракционные. Тематическая дискуссия предполагает обсуждение значимых для участников группы проблем (например, качества идеального супруга, возможности трудоустройства и т.д.), биографическая – направлена на анализ прошлого опыта членов коррекционной группы, интеракционная – на рефлексию структуры и содержания взаимоотношений между участниками группы.

Активизирующие методы психотерапии (гимнастические, музыкальные, танцевальные, двигательные)

Активизирующие методы психотерапии выполняют настроечную функцию, способствуют преодолению состояний депрессии, апатии, безразличия, в групповой психотерапии они содействуют сплочению группы, стимулируют более интенсивное взаимодействие между участниками. Кроме того, активизирующие методы часто связаны с решением задач телесно-ориентированной психотерапии и дают коррекционный эффект. К данной группе методов можно отнести многие психогимнастические техники. Психогимнастика – одна из форм психотерапии (главным образом – групповой), при которой основным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует выражения эмоций с помощью мимики, пантомимики. Психогимнастические упражнения способствуют уменьшению напряжения, сокращению эмоциональной дистанции между участниками терапевтической группы, вырабатывают умение выражать свои состояния и понимать чувства других без помощи слов. Одни психогимнастические упражнения активизируют внимание (повторение движений за ведущим с отставанием на одно движение, передача движения по кругу, зеркальное повторение движений партнера), другие активизируют взаимодействие участников («разговор через стекло» – помощью жестов, изображение и опознание чувств, обращение на себя внимания участников группы), третьи активизируют поиск путей решения проблемы (символическое «преодоление трудностей», изображаемых каким-либо предметом, поведение по отношению к «запретному плоду», также символизируемому предметом и др.).

Музыкальные активизирующие методы входят в арсенал музыкотерапии, регулирующей психовегетативные процессы, эмоциональные состояния, способствующие повышению социальной активности пациентов. Существуют «лечебные каталоги» музыки с выделением произведений с активизирующим и седативным действием (например, активизирующим действием обладает «Танец с саблями»), однако, нужно учитывать, что степень и направленность лечебного воздействия музыки опосредована многими переменными клинического, психологического, социально-психологического порядка и может сильно варьировать. В ряде исследований отмечается разнонаправленный эффект уровня психической активности и самочувствия при прослушивании одной и той же музыки. Наряду с рецептивной музыкотерапией (прослушивание и обсуждение эффекта) применяются метода активной музыкотерапии (вокалотерапия, в т.ч. – хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение музыки).

Методы танцевальной терапии используются для преодоления эмоциональных расстройств, нарушений общения, межличностного взаимодействия. Основные задачи танцевальной терапии – осуществление спонтанных движений, побуждение к свободе и выразительности движений, развитие подвижности, укрепление физических и душевных сил. Танцевальная терапия способствует осознание клиентом собственного тела и возможностей его использования, выработке позитивного образа тела, развитию социальных навыков. Динамика танцевальных движений оценивается по параметрам пространства (прямое, многофокусное), силы (мощность, легкость), времени (быстрота, плавность), течения (свобода, ограниченность). Танцевальные движения могут быть структурированными или спонтанными. Танцевальная терапия используется в качестве самостоятельного или вспомогательного метода коррекции (в сочетании с другими методами) в санаторно-курортных условиях, при коррекции дисгамий в супружеских парах, для преодоления зажатости, скованности, неуверенности.

Двигательные упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов, многообразны, в их числе – упражнение «велосипед» в сочетании с глубоким дыханием, имитация протестующих движений (например, брыкание) в сопровождении протестующих выкриков («нет!», «не буду!»), удары по матрасу или стулу, выражающие отрицательные эмоции, борьба и другие виды физических контактов с участниками группы, сопротивление участников группы попытке встать или продвинуться в определенном направлении. Для снятия избыточного напряжения могут использоваться массаж, похлопывание по напряженным местам, волевое сбрасывание напряжения клиентом под наблюдением ведущего.

Техники гармонизации движений направлены на поиск оптимальной системы движений, отличающихся легкостью, плавностью, гибкостью, грацией, соблюдением нормы мышечного напряжения (отсутствие как излишнего напряжения, так и разболтанности, расхлябанности, вялости). В числе таких техник – отработка вставания (клиента просят встать бесшумно, затем – бесшумно и легко, наконец – бесшумно, легко и радостно, демонстрируя «мышечную радость»). Подобным образом корректируется походка, которая должна быть легкой, гибкой, не разболтанной, оптимально презентующей достоинства личности. Возможно специальное введение системы движений (например, имитация полета, плавания) и отработка их гармоничного выполнения

Психодраматические методы и техники (пантомимические, импровизационные, ситуационные, игроролевые)

Идея психодрамы первоначально возникла у Джакоба Леви Морено как замысел о спонтанном театре, в котором возможна реализация творческого потенциала личности, затем она претворялась как идея личностных изменений и гармонизации психического развития через драматизацию. Цели психодрамы – диагностика и коррекция неадекватных эмоциональных состояний, реакций, отработка социальной перцепции и социального опыта, углубление самопознания. Психодраматические методы используются в групповой психотерапии. К психодраматическим относят, в частности, пантомимические техники, предполагающие невербальное отражение реакций, разыгрывание ситуаций без слов; импровизационные техники инсценировки возможных или желаемых состояний, сюжетов развития событий; ситуационные техники реагирования на события в психотерапевтической группе. Используются основные техники самопрезентации клиента через действие, монолога – комментирования действий до и после драматизации, дублирования (двойник, второе «Я» протагониста, который может быть нейтральным, страстным, оппозиционным, ироническим и т.д.), обмена ролями, «зеркала» (один из членов группы отражает движения и действия протагониста), проигрывания возможных будущих ситуаций за спиной протагониста. В основе психодраматических техник лежат игроролевые методы психотерапии, предполагающие игровое моделирование возникающих у клиента психологических проблем, трудностей, ситуаций, требующих коррекции состояния и поведения. Игроролевые методы подразумевают условность моделируемых жизненных ситуаций, возможность их варьирования и многократного повторения в разных вариантах до получения терапевтического эффекта. В игре могут быть введены правила, регулирующие поведение клиента в оптимальном для получения результата режиме. Разыгрываемые ситуации могут быть отсняты на видеопленку для последующего обсуждения. После выполнения игр и упражнений в группе проводится обсуждение их результатов, возникших у членов группы переживаний и мнений.

Игроролевые методы психотерапии подразделяются по форме на ситуационно-ролевые (разыгрывание ситуаций повседневного общения), имитационные (подражание персонажам, животным), творческие (построение и разыгрывание сюжетов, создаваемых участниками группы), деловые (воссоздающие законченный элемент профессиональной деятельности). Цели использования игровых методов в психотерапии: 1. Преодоление скованности, безболезненное снятие психологических защит. 2. Диагностика и самодиагностика клиента. Игра как инструмент диагностики и самодиагностики позволяет мягко, ненавязчиво обнаружить психологические проблемы, которые клиенту легче принять, поскольку ситуация их обнаружения условна, не является реальной жизненной ситуацией.

3. Стимулирование искренности и открытости участников игры. (в силу психологической связи игры с детством).4. Интенсификация обучения клиента. В игре, имеющей высокую процессуальную мотивацию, происходит обучение новым коммуникативным умениям, отрабатываются и закрепляются его поведенческие навыки. 5. Обнаружение и раскрытие творческого потенциала клиента (в игре высок удельный вес креативного компонента).

Игровая психзотерапия может быть направленной и ненаправленной. Направленная, или директивная, игровая психотерапия предполагает активное участие ведущего на этапах определения сюжета игры, разыгрывания ситуаций (регуляция поведения участников), варьирования игрового действия в терапевтических целях, анализа действий участников. Ненаправленная, или недирективная, игровая терапия подразумевает стихийное развитие игрового сюжета, свободное самовыражение участников в игре, расширение репертуара самовыражения, саморегуляцию поведения участников. В числе целей ненаправленной игровой терапии – сублимация подавляемых бессознательных импульсов, эмоциональный катарсис, свободная вербализация чувств и переживаний, инсайт – более глубокое понимание себя и других. В директивной психотерапии основные инструменты влияния на участников – определение роли и ролевых предписаний, интерпретация действий. В недирективной терапии определяющее влияние оказывает техника зеркального отражения, объективирование мыслей и чувств клиентов.

Суггестивная терапия (от лат. suggestio – внушение) – форма психотерапии, в которой устранение телесных и психических нарушений достигается за счет применения внушения. При этом оказывается целенаправленное влияние на функциональные нарушения, вегетативные нарушения, состояния напряжения, а также телесные недуги (например, боль). Суть терапии состоит в том, что пациенту передают в форме устного сообщения правильные установки. Суггестивные формулировки описывают состояние, которое должно быть достигнуто, при этом они должны даваться только в позитивной форме – не допускается использование отрицательных языковых конструкций (Кондрашенко и др., 2001).

К суггестивной терапии относятся гипноз, внушение и аутотренинг.

Гипноз – это особое состояние сознания, возникающее под влиянием направленного психологического воздействия, отличающееся как от сна, так и от бодрствования и сопровождающееся значительным повышением восприимчивости к специфически направленным психологическим факторам при резком понижении чувствительности к действию всех других факторов внешней среды.

Единой теории, объясняющей природу гипноза, в настоящее время нет. Существуют отдельные концепции, в той или иной степени обоснованные системы взглядов на механизм этого явления.

По И. П. Павлову, гипноз – это частичный сон. Он представляет собой промежуточное, переходное состояние между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков головного мозга присутствует бодрствующий, «сторожевой» пункт в коре больших полушарий, обеспечивающий возможность «раппорта» между гипнотизируемым и гипнотизером.

По Фрейду, гипноз – это перенесение в сфере бессознательного на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде, вытесненных отношений детей к родителям (например, сына к отцу). Этот феномен перенесения и создает, по мнению Фрейда, неодолимую власть гипнотизера по отношению к гипнотизируемому. Гипнотические взаимоотношения, по Фрейду, имеют эротическую основу.

Помимо физиологической теории И. П. Павлова и психоаналитической теории Фрейда, являющихся, по существу, антиподами, существует большое количество концепций, пытающихся объяснить природу гипноза.

Внушение – это различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воздействия на человека с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям.

Посредством внушения могут быть вызваны различные ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения, изменения соматовегетативных функций организма.

Следует отличать убеждение и внушение как психологические категории и гипноз как особое состояние высших отделов центральной нервной системы. Внушение отличается от убеждения прежде всего тем, что информация при внушении воспринимается без должной критической обработки.



В то же время внушение является одним из методов психотерапевтического лечения. Врач, пользующийся авторитетом и доверием у больных, обстановка и процесс психотерапевтического лечения сами по себе, безотчетно или сознательно, оказывают на больных суггестивное воздействие.

Различают гетеросуггестию – внушение, производимое другим лицом, и аутосуггестию – самовнушение. Внушение, вызванное каким‑либо процессом, действием, называют реальным, вызванное же с помощью слов – вербальным.

Внушение, реализуемое непосредственно через слово врача, определяют как прямое. Больной обычно может установить связь между произведенным прямым внушением и вызванным им действием, то есть источник поступления информации им осознается. При косвенном внушении врач прибегает к помощи добавочного (промежуточного) раздражителя, с которым больной, как правило, и связывает полученный лечебный эффект.

Внушение с лечебной целью может проводиться в бодрствующем состоянии, в гипнозе, а также в состоянии неглубокого естественного и наркотического сна.

Не последнюю роль при этом методе психотерапии играет аффективное состояние пациента. Подмечено, что страх, гнев, экстаз и другие эмоционально насыщенные состояния способствуют резкому повышению внушаемости и создают возможность осуществления массового внушения наяву (при боевых действиях, на митингах и т. д.). Внушение в бодрствующем состоянии показано при всех формах неврозов, особенно при истерическом, при алкоголизме и табакокурении, с целью коррекции девиантного поведения. Особенно эффективен этот метод лечения у детей и у лиц с повышенной внушаемостью.

Существует несколько вариантов техники внушения наяву .

Вариант 1. После предварительной разъяснительной беседы врач усаживает пациента напротив себя и, пристально глядя ему в глаза, повелительным, не вызывающим сомнения тоном повторяет несколько раз: «Вы безразличны к алкоголю, вы будете отказываться от алкоголя везде, где бы вам его ни предлагали». У наиболее внушаемых пациентов можно выработать тошнотно‑рвотную реакцию на вид и запах алкоголя.

Вариант 2. Пациент усаживается поудобнее на стул или в кресло. Врач становится напротив и негромким, но уверенным голосом приказывает: «Закройте глаза!» Затем кладет пальцы своих рук на виски больного и, слегка сдавливая голову, напряженным, уверенным голосом 3–4 раза подряд с интервалом в несколько секунд произносит формулу внушения: «Вы спокойны, сердце ваше совершенно здорово. Здорово!» В интервалах между фразами нужно несколько уменьшить сдавливание висков. Можно положить руку на область пищевода и несколько раз повелительным тоном повторить: «Пища по пищеводу будет проходить легко и свободно».

Речь врача может быть тихой или, наоборот, нарочито громкой, но обязательно эмоционально окрашенной, выразительной и уверенной.

Вариант 3. Пациент укладывается на кушетку, закрывает глаза и внимательно слушает врача, который проводит внушение. Иногда рекомендуется предварительно проводить внушение полного безволия, полного подчинения. «Вы не спите, вам совершенно не хочется спать, но вы не оказываете сопротивления, вы полностью подчиняетесь мне, и все будет так, как я вам говорю…» Далее следует внушение, которое можно расценивать как вариант гипносуггестии.

Внушение в состоянии естественного сна. В настоящее время сон рассматривается как результат активного функционирования синхронизирующих сомногенных систем головного мозга. Доказано наличие в мозге не только активных механизмов, поддерживающих бодрствование, но и систем, участвующих в организации сна. Выделяют несколько стадий сна: переход от релаксации к дремоте, дремота, поверхностный сон, сон средней глубины и глубокий сон.

В связи с различной глубиной сна могут возникнуть различные фазовые состояния: уравнительная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и наркотическая фазы сна. Фазовые состояния во время сна обусловливают избирательную чувствительность к определенным раздражителям, посредством которых можно поддерживать контакт с внешним миром.

Раппорт со спящим человеком можно установить с помощью речи. При этом верификация внушаемой информации в силу изолированности сигналов бывает очень низкой, а эффект внушения высоким. Не обязательно добиваться, чтобы пациент запомнил информацию, вводимую во время сна. Наоборот, внушение более действенно, если сказанное во время внушения после пробуждения подвергается амнезии.

В практике наиболее часто применяются следующие варианты внушения в состоянии естественного сна.

Вариант 1. Больного переводят из состояния сна в просоночное, налаживают с ним речевой контакт и после этого осуществляют внушение. Для этого прикасаются к спящему и, когда он слегка проснется, ему предлагают пошевелить рукой, ногой. Убедившись, что речевой контакт установлен, проводят лечебное внушение.

Вариант 2. С пациентами проводится предварительная беседа, во время которой им объясняется смысл лечения. Им говорят, что ночью они будут спать, но сквозь сон услышат сигнал (например, счет до десяти) и слова внушения. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и предварительно дают прослушать (весь или только начало) пациентам в бодрствующем состоянии. Внушение проводится непосредственно врачом или посредством магнитофонной записи, которая включается и выключается автоматически или медицинским персоналом. Текст внушения может быть унифицирован (при однородном контингенте больных) или, наоборот, индивидуализирован. Чаще этот метод применяется при коллективных сеансах терапии.

Наиболее широкое применение данный метод нашел при лечении фобий и истерических симптомов у детей. Используется также для коррекции девиантных форм поведения, при ночном энурезе. У взрослых применим при различных формах неврозов и хроническом алкоголизме.

Гипносуггестия. Наиболее широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом нашел метод внушения в гипнозе. В основе метода лежит тот факт, что в состоянии гипноза значительно снижается верификация поступающей информации, а следовательно, повышается внушаемость.

Основным условием для осуществления метода внушения в гипнозе является умение врача вызвать состояние гипноза и уже на его фоне провести лечебное внушение. Весь процесс лечения можно условно разделить на несколько периодов (этапов): подготовительный, гипнотизации, лечебного внушения в состоянии гипноза, дегипнотизации с постгипнотическим внушением.

Лечение следует начинать только тогда, когда для этого созданы соответствующие условия.

Важным этапом подготовительного периода является предв арительная беседа с пациентом. Прежде всего нужно выяснить отношение больного к лечению гипнозом. Если больной по каким‑то причинам боится гипноза и не хочет ему подвергаться, то спешить с гипнотизацией не следует. Гипнологи знают, что существует так называемый антисуггестивный ба рьер. Чем он выраженнее, тем меньше внушаемость.

Пробы на внушаемость . Многие врачи, прежде чем перейти непосредственно к гипнотизации, используют в своей практике пробы (приемы, тесты) на внушаемость: внушение невозможности разжать кисти рук, сомкнутых в «замок»; внушение несуществующих запахов при предъявлении больному трех чистых пробирок; внушение падения вперед или назад после того, как терапевт уберет руку от лба или затылка пациента; проба с маятником (пациенту внушают, что груз на нитке, которую он держит в руке, раскачивается сам собой), и другие.