Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Картотека


Распорядок дня и меню ясельной группы детского сада Взрослея, малыши постепенно вливаются во взрослую жизнь, законы которой порой очень сильно отличаются от домашнего беззаботного времяпрепровождения. Безусловно, окунувшись в мир детского сада, моментально принять и понять ритм его жизни ребенку будет трудно. Поэтому, если вы точно знаете, что спустя несколько месяцев вашей крошке предстоит выход в "свет", попытайтесь постепенно и очень нежно познакомить ее с ясельным режимом дня и, быть может, даже внести некоторые коррективы в привычное домашнее расписание.



Рисование в ясельной группе Малыши в возрасте до 3-х лет приходят в детский сад с совершенно разными навыками рисования: кто-то еще никогда не держал карандаш в руках, кто-то впервые увидел краски, кто-то умеет правильно держать в руке карандаш, а кто-то нет. Первоначальная задача воспитателя заключается в том, чтобы уровнять уровень подготовки детей, то есть объяснить и наглядно продемонстрировать, что такое карандаш, фломастер, кисточка, краски, и как ими правильно пользоваться. Самые первые занятия по рисованию в ясельной группе направлены на обучение ребенка правильно держать в руке кисть или фломастер (причем ребенку удобнее рисовать толстыми фломастерами). Именно этим инструментам для рисования отдается предпочтение при работе с детьми ясельного возраста, потому что для рисования карандашом малыши еще недостаточно хорошо владеют рукой. За время пребывания в яслях детей обучают самым базовым навыкам рисования, которые пригодятся им в старших группам: делать мазки гуашью, рисовать фломастером, а затем и гуашью, вертикальные и горизонтальные прямые линии, и высший пилотаж – замыкающиеся линии (круг, овал, абстрактная фигура). Прежде чем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, ребенок должен иметь четкое представление о том, что это такое, и как это выглядит. Поэтому перед тем, как нарисовать что-то, воспитатель знакомит детей с этим предметом или явлениям. Ведь ребенку интереснее будет рисовать знакомый предмет, о котором он имеет собственное представление. Исходя из поставленных задач и возможностей маленьких художников, воспитатели могут предложить ребенку ясельного возраста следующие сюжеты для рисования: «Дождь» (синие мазки гуаши на белом листе), «Снег» (белые мазки гуаши на предварительно тонированном голубом листке бумаги), «Забор» (сочетание горизонтальных и вертикальных прямых линий), «Облака» (замкнутые контуры белой гуашью на тонированном голубом листе бумаги), «Солнце» (замкнутый контур и прямые линии, выполненные желтой гуашью)


Время для игр занимает основную часть собрания и длится от минут до одного часа. Дети в это время могут играть с игрушками. Они научены использовать только одну игрушку в то же самое время и вернуть ее перед тем, как взять другую. Это время должно помочь детям в общении друг с другом, помочь в развитии речи, научить дисциплине и развить логическое мышление. Игрушки, используемые в ясельной группе, должны быть образовательными и не поощрять детей к деструктивности. Время для игр занимает основную часть собрания и длится от минут до одного часа. Дети в это время могут играть с игрушками. Они научены использовать только одну игрушку в то же самое время и вернуть ее перед тем, как взять другую. Это время должно помочь детям в общении друг с другом, помочь в развитии речи, научить дисциплине и развить логическое мышление. Игрушки, используемые в ясельной группе, должны быть образовательными и не поощрять детей к деструктивности.


Развитие всех психических процессов детей ясельного возраста осуществляется через предметную среду. Важно уметь правильно организовать ее, тогда это будет стимулировать психологическое развитие ребенка. Для этой цели предложите малышам "умные" игрушки: всевозможные коробочки, которые надо научиться открывать, закрывать, вкладывать друг в друга; лабиринты, по которым катается шарик; предметы, при нажатии кнопок издающие звуки, деревянные пазлы и т.п. Взрослому необходимо учитывать, что маленькие дети не умеют играть в игрушки вместе и еще долго будут этому учиться. Поэтому у каждого малыша должна быть возможность взять желаемую игрушку. Стоит особо отметить, что дети ясельного возраста требуют только индивидуальной обращенности к каждому: слова, сказанные всем, а не лично конкретному ребенку, для последнего не существуют. Приведём пример организации ясельного досуга: взрослый на детской площадке раскладывает разные игрушки и предлагает каждому по очереди выбрать одну и поиграть в неё. Как только ребята наигрались в данную игрушку, предложите им отнести игрушку на место и взять другую. "умные" игрушки Дети ясельного возраста ещё только учатся общаться друг с другом. Это общение происходит в форме возни. Дети начинают бегать, заражая этой беготней друг друга, падать, кричать. Этот шум и суматоха, как правило, раздражают взрослых, и поэтому быстро пресекаются. Взрослому надо понять ее психологический смысл. Это и есть первый опыт коллективности, совместного действия. Чтобы он не вызывал негативных ощущений у взрослых, его надо научиться специально организовывать. Лучше всего этой цели служат игры с прибаутками и потешками. По замыслу они обычно очень просты. В них нет ведущих ролей, нет конкуренции. В соответствии с очень простеньким сюжетом дети что-то делают одновременно, но каждый за себя. Организует игру взрослый. Приведем примеры подобных игр: Игра "Ладушки-ладушки": Ладушки, ладушки! (ребёнок бьёт ладошкой друг об друга) - Где были? - спрашивает взрослый. - У бабушки, - отвечает ребёнок. - Чего ели? - спрашивает взрослый. - Кашку, - отвечает ребёнок. - Чего пили? - спрашивает взрослый. - Бражку, - отвечает ребёнок. Кашка масленька, Бражка сладенька, Бабушка добренька, Попили, поели, (ребёнок показывает, как он пил, ел) Домой полетели, На голову сели, (ребёнок показывает, как летят ладушки, как садятся на головку) Ладушки запели! - эту фразу говорят вместе с взрослым.

Зайчики.

Все дети - «зайчики». Воспитатель произносит:

В поле на пригорке зайчики сидят,

Свои лапки греют, ими шевелят.

(Дети делают движения (попрыгивают, шевелят руками). Через минуту дети и воспитатель говорят)

Крепче стал мороз никак,

Мы замерзнем стоя так.

Чтоб согреться поскорей,

Будем прыгать веселей.

(Дети сбегают с горки и начинают бегать, похлопывая лапкой о лапку.)

Поезд

Воспитатель - «паровоз». Все дети - «вагоны». «Паровоз» гудит и «поезд» трогается. Дети двигают руками и произносят:

«Чу-чу-чу».

Вот поезд наш едет,

колеса стучат.

А в поезде нашем

ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу.

Пыхтит паровоз.

Далеко-далеко ребят он повез.

Воспитатель говорит:

«Стой. Остановка.

Скорее выходите, пойдем гулять».

Дети «гуляют» по комнате.

Совушка-сова.

Детям предварительно показывают картинку, на которой изображена сова. Один из детей - «сова». Остальные - «птички». «Сова» сидит на дереве (стул).

Остальные дети бегают вокруг нее, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель читает:

Совушка-сова,

большая голова,

На дереве сидит,

головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит.

«Сова» начинает ловить «птичек». Пойманная «птичка» становится «совой».

Куры и петух.

У одной из стен сидят ребята - «куры». На большом расстоянии гуляет «петух». В одном из углов комнаты «Кошкин дом», в нем сидит «кошка».

Воспитатель сидит с «курами», показывая на гуляющего «петуха», поет:

Петя в желтых сапогах

Ходит по песку,

А потом как закричит

Ку-ка-ре-ку!

Воспитательница:

Выходите, курочки,

Собирайте крошки.

Много здесь есть мушек

На моей дорожке.

Выбегает «кошка», все дети убегают в домик.

Лягушки.

На середине зала лежит тоненький шнур в форме круга. Дети стоят за кругом. Воспитатель говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Ква-ква, ква-ква-ква,

Скачет, вытянувши ножки.

Дети подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед по кругу. Воспитатель хлопает в ладоши - пугает «лягушек»; малыши присаживаются на корточки - «лягушки» прыгают в «болото».

Повторить 2-3 раза.

Мы топаем ногами.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головами.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети соединяют руки, образуя круг.)

И бегаем кругом,

И бегаем кругом.

(Все бегут, воспитатель говорит: «Стой». Малыши останавливаются.)

Лохматый пес.

Дети сидят на одной стороне зала. Один ребенок на противоположной стороне изображает пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим: что-то будет?

«Пес» выскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пес догоняет их.

Пчелки

Дети изображают пчелок, бегают по комнате, размахивают руками - крыльями, жужжат. Появляется «медведь». Воспитатель говорит:

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки домой.

«Пчелки» летят в угол - улей. «Медведь» идет туда же. «Пчелки» говорят:

Этот улей - домик наш

Уходи, медведь, от нас,

Ж-ж-ж-ж-ж.

Машут крыльями, прогоняют медведя. Улетают от него, бегая по комнате. «Медведь» ловит их.

Пузырь.

Дети держатся за руки, стоят кружком. При первых словах песни круг растягивается и растягивается. На последнем слове «лопнул» - круг разрывается, и дети бегут к центру круга.

Надувался пузырь,

Надувался большой,

Надувался большой,

Да не лопни такой.

Ш-ш-ш - лопнул.

Игра повторяется снова.

Мотыльки.

Дети изображают мотыльков. Воспитатель поет, дети бегают, помахивая руками, как крылышками.

На зеленом на лугу

Мотыльки летают.

И с цветочка на цветок

Весело порхают.

Тетя вышла на лужок,

А в руках у ней сачок.

Берегись-ка, мотылек,

Улетай скорей, дружок!

Дети убегают, а воспитатель ловит их сачком.

Птицы.

Дети - птицы. Каждая птица устраивает свое гнездо; это может быть круг, начерченный на полу мелом. Каждая птица садится в свое гнездо. Воспитательница читает:

Птички в гнездышках сидят

И на улицу глядят.

Полетать все захотели

И все сразу улетели.

Птички вылетают из гнезд и разлетаются по комнате. По сигналу (гудок, звонок) они возвращаются в гнезда.


Догони

Малыши любят от кого-то убегать или кого-то догонять. В этой игре они учатся бегать по периметру зала.

Посадите игрушечных зайку и мишку в противоположных сторонах зала. Объясните детям, что игру начинает зайка, он «убегает» от детей, а они его догоняют.

Воспитатель берет зайчика и во время бега держит его за спиной, чтобы малыши видели, за кем они бегут. Недалеко оттого места, где сидит мишка, дети догоняют зайку. «Он устал и хочет отдохнуть», — говорит педагог и сажает зайку на пол. Затем берет мишку, и теперь уже он «убегает» от де-тей, а малыши догоняют. Так дети пробегают по периметру зала два круга. Игра заканчивается.

Поговорите с детьми о том, как зайка и мишка хотели убежать от них, но у деток быстрые ножки, и они догнали зверей.

Совмещайте руководство игрой с выполнением главной роли: вы помо-гаете зайке и мишке «убегать» от малышей.

Следите за тем, чтобы дети бежали в одном направлении, не задевали друг друга. Не позволяйте вас перегонять.

По ходу игры спрашивайте, за кем они бегут, кого догоняют.

Таким образом, вы помогаете ребенку удерживать в памяти поставленную перед ним задачу.

Догоню, убегу

Эта игра по организации напоминает игру «Догони», но с детьми «игра-ет» кошечка. Сначала она «убегает» от малышей, но они ее быстро догоня-ют. Затем уже кошечка догоняет убегающих от нее детей.

Играя, изменяйте направление движения, дети должны бежать по пери-метру зала то справа налево, то слева направо.

По ходу выполнения двигательных заданий разговаривайте с детьми, задавайте вопросы, оценивайте их действия.

Если дети не могут ответить на поставленный вопрос, ответ дает сам воспитатель.

Например:

— От кого вы сейчас убегали? (От кошечки.)

— Кошечка бежала быстро, но деток не догнала!

— У вас ножки отдохнули? Да? Сейчас кошечка от вас будет убегать, а вам ее нужно догнать.

— Вы кошечку догнали? Какие у вас быстрые ножки!

Учите детей бегать в разных направлениях.

Бусинки (вариант)

На шнурок нанижите другие предметы и наденьте новые бусы. Интерес-но, увидят ли дети, что бусинки на шнурке другие? В противном случае вы обратите их внимание на эти отличия.

Спросите детей, в какую игру они будут сейчас играть .

Затем дети — большие «бусины» — встают вдоль длинного шнура, и вы их ведете по залу или площадке.

Веселые «бусины» решили похлопать в ладоши и показать, какие они большие; шнур падает, дети разбегаются и прячутся от вас. Ищите их, нарочно заглядывая не в те места: «Где же мои бусины, куда они укати-лись?»

Позовите детей: «Бусины, идите ко мне!» Малыши с восторгом выбега-ют из своих укрытий.

Игра повторяется несколько раз.

Воробушки - пташки

Поговорите с малышами, оживите в их памяти знания о птицах, за пове-дением которых они наблюдали на прогулке. Спросите, каких птичек они кормили крошками и как птички сказали: «Спасибо».

Воспитатель объясняет игру, где все дети будут птичками.

На одной стороне зала положите обручи — это «гнездышки», в них си-дят «воробушки».

Воробушки - пташки.

Серые рубашки,

Вместе с солнышком встают,

Громко песенку поют:

Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирик!

«Воробушки» спели песенку и «полетели» гулять. Они «летали, летали», сели на дорожку, нашли «зернышки» и начали «клевать».

Из гаража «выезжает машина». По сигналу воспитателя «Машина едет!» — «воробушки улетают» и «садятся на кустик» (дети встают на ска-мейку), ведут себя тихо и смотрят, куда поедет машина. Машина возвраща-ется в гараж.

«Воробушкам» стало весело, они еще раз спели песенку и «полетели» гулять. «Воробушки» могут не только «зернышки клевать», но и пить водич-ку, «чистить перышки», греть на солнце свои носики, но как только появля-ется «машина», они «улетают».

В конце игры «воробушки летят в свои гнездышки».

Малыши в игре подражают всему, что видят. Покажите детям этих пти-чек во время прогулки, на улице. Интересно послушать, как громко они «разговаривают» (чирикают), когда стайка воробьев сидит на кустиках. Побеседуйте с воспитанниками:

— О чем они говорят?

— Птичкам весело, они радуются солнышку!

— Бросьте им крошки и понаблюдайте, как они клюют. Чем еще можно покормить птичек?

Покажите, как воробушки чистят перышки, отряхивают пыль с хвостика, расправляют крылышки, тянут поочередно лапки.

При повторении игры меняйте условия, придумывайте новые действия; знакомые движения усложняйте. От машины дети «воробушки» могут не «улетать в гнездышко», а «перелетать» с одного места на другое.

Такое педагогическое руководство способствует развитию у детей воссоздающего воображения.

Мы веселые ребята

На одной стороне зала для каждого малыша положите несколько обру-чей диаметром 50см — это их домики, а на противоположной стороне по-ложите два-три обруча диаметром 1м.

Дети встают в «домики», воспитатель рядом с ними играет большим мя-чом и вместе с малышами говорит такой текст:

Мы — веселые ребята,

Мяч, попробуй нас догнать.

Раз, два, три — догони!

Как только будут произнесены последние слова, дети бегут на противо-положную сторону зала, мяч их «догоняет».

В каждый обруч встают несколько малышей. Похвалите их: «Какие друж-ные дети живут в домиках!» Спросите, как зовут дружных детей, каждый должен назвать свое имя.

Игра повторяется. Дети бегут на противоположную сторону зала и пря-чутся от мяча каждый в своем «домике».

ИСТОЧНИК http://enerhodar-dnz13.edukit.zp.ua/

Прокати мяч

Задачи: обучать простым играм с мячом; развивать внимание и быстроту реакции.

Описание игры: воспитатель усаживает детей в круг (диаметром 3—4 м) или полукруг. Ребенок сидит на полу, раздвинув ноги в стороны. Воспитатель сидит в центре и катит мяч по очереди каждому ре-бёнку, называя при этом его имя. Ребенок ловит мяч, а потом катит его назад воспитателю.

Солнышко и дождик

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Домиками служат либо стульчики, либо круги на земле.

Воспитатель поворачивает детский стульчик спинкой вперед и предлагает всем сделать то же самое со своими стульчиками. «Смотрите, получился домик», — говорит он, присаживаясь перед стульчиком и выглядывая в отверстие спинки, как в окошко. Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.

Так выстроенные полукругом стульчики становятся домиками, в которых живут дети.

«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:

Смотрит солнышко в окошко,

Наши глазки щурятся.

Мы захлопаем в ладошки,

И бегом на улицу!

Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю.

«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель и убегает. Дети разбегаются в разные стороны. Неожиданно воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.

«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку:

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капли не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Шум дождя вначале усиливается, но постепенно утихает, а вскоре и совсем прекращается. «Сейчас выйду на улицу и посмотрю, кончился дождик или нет», — говорит воспитатель, выходя из своего домика. Он делает вид, что смотрит на небо и зовет малышей: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»

Дети опять собираются вокруг воспитателя и вслед за ним повторяют стихотворение про солнышко и выполняют забавные движения. Можно побегать, попрыгать, поплясать, но до тех пор, пока воспитатель снова не скажет: «Ой, дождик начинается!»

Кошка и мышки

Задачи: упражнять детей в подлезании, умении реагировать на сигнал, выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения.

Описание игры: игра проводится с подгруппой детей (8-10) в комнате (на ковре) или на лужайке, покрытой мягкой травой. На середине комнаты (на ковре) или лужайке на ребро ставят гимнастическую лестницу или натягивают шнур. С одной стороны огороженного пространства—домик мышек. Выбирают кошку. Она садится на стул или пенёк. Мышки сидят в норках, за лестницей, Воспитатель говорит:

Кошка мышек сторожит,

Притворилась, будто спит.

Мышки вылезают из норок (пролезают между рейками лестницы или подлезают под шнур) и бегают.

Через некоторое время воспитатель говорит:

Тише мышки, не шумите,

Кошку вы не разбудите…

Кошка слезает со стула, встаёт на четвереньки, выгибает спину, громко произносит: «мяу» - и ловит мышей, они бегут в свои норки (не подлезать под шнур или рейки лестницы). Роль кошки вначале выполняет воспитатель, затем поручается наиболее активному ребёнку, затем к этой роли привлекаются и другие дети. Игра повторяется каждый раз с новой кошкой.

Ножки

Задачи: учить прислушиваться к взрослому, выполнять движения в соответствии с текстом; развивать воображение.

Описание игры: воспитатель проводит на земле черту. «Это будет наш дом, - говорит воспитатель, - отсюда наши ножки побегут по дорожке, а куда они побегут, сейчас покажу». Воспитатель отходит от детей на расстояние 20-25 шагов и проводит на земле параллельную черту: «Здесь остановятся дети».

Вернувшись к ребятам, он помогает им построиться у первой (стартовой) черты и произносит слова, под которые они будут выполнять действия, Затем предлагает повторить их.

Ножки, ножки,

Бежали по дорожке,

Бежали лесочком,

Прыгали по кочкам,

Прыг-скок, прыг-скок,

Прибегали на лужок,

Потеряли сапожок.

Под эти слова дети бегут по направлению к другой линии, прыгают на двух ногах, приближаясь к взрослому (всего четыре прыжка). С последним словом останавливаются, приседают на корточки, поворачиваются то в одну, то в другую сторону, будто ищут сапожок. «Нашли сапожок!» - говорит воспитатель, и все бегут обратно к исходной линии. Игра начинается сначала.

Пузырь

Задачи: закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его; учить согласовывать движения; развивать внимание.

Описание игры: проводится ритуал приглашения в игру: «Катенька, пойдём играть!». Воспитатель берёт ребёнка за руку, подходит с ним к следующему малышу: «Ванечка, пойдём играть!» Ребёнок подаёт руку предыдущему, и теперь они уже втроём идут приглашать следующего. Так по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а скованных детей целесообразнее приглашать последними.

Дети вместе с воспитателем берутся за руки, образуют круг, начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, малыши дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом раздувании, все делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Эти действия повторяются 2-3 раза. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Получается большой растянутый круг.

Воспитатель говорит: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, говорят: «Хлоп!» и сбегаются в кучку (к центру).

После этого игра начинается сначала.

Закончить игру можно так. Когда пузырь лопнет, сказать: «Полетели маленькие пузырики…» Дети разбегаются в разные стороны.

Карусели

Задачи: учить согласовывать движения друг с другом и ритмом текста; развивать внимание.

Описание игры: «Сейчас мы будем кататься на карусели, - говорит воспитатель. - Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу и произносят следующие слова:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два…(пауза),

Вот и кончена игра.

Под эти слова карусель сначала медленно движется в одну сторону, потом темп речи и движений ускоряются, На слова «побежали» карусель меняет направление движения и кружится быстрее. Потом темп движений постепенно замедляется, и на слова «Вот и кончена игра» все останавливаются.

Лови-лови!

Задачи: упражнять в прыжках.

Описание игры: к палочке длиной примерно полметра на крепком шнуре прикрепляется лёгкий удобный для хватания предмет - мягкий поролоновый мячик, лоскуток и т.д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая её, он предлагает некоторым детям поймать предмет на шнурке. Взрослый собирает вокруг себя ребят, заинтересовавшихся ловлей мяча, предлагает им встать в кружок. Сам становится в центре.

«Лови-лови!» - говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке предмет то к одному, то к другому ребёнку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребёнок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей.

Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки.

Куклы пляшут

Задачи: учить выполнять игровые действия по очереди; воспитывать самостоятельность.

Описание игры: воспитатель показывает стол, на котором расположены куклы. «Смотрите, какие куклы пришли сегодня поиграть с нами!»-говорит воспитатель, стараясь привлечь внимание к новым игрушкам. -Таким нарядным куклам, наверное, очень хочется поплясать, но сами они плясать не умеют. Они маленькие и привыкли, что их берут на руки и танцуют с ними». Взяв куклу, взрослый показывает, как можно с ней танцевать. Потом он подзывает детей (от одного до трёх), предлагает каждому выбрать куклу. Дети вместе с куклами выполняют плясовые движения. Под конец куклы в руках детей раскланиваются.

«А теперь, - говорит взрослый, - подумайте, кому передать свою куклу». Малыши передают кукол тем, кто ещё не плясал. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не попляшут с куклами.

Игра может проводиться как под музыкальное сопровождение, так и под пение взрослого.

Подарки

Задачи: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения; учить имитировать движения, характерные для той или иной игрушки; развивать воображение.

Описание игры: «Вы любите, когда вам дарят игрушки? - обращается к детям воспитатель. - Вот мы сейчас и будем делать друг другу подарки». Взрослый предлагает детям построиться в большой круг, подзывает того, кто будет первым выбирать себе подарок. Малыш выходит на середину круга, а воспитатель с детьми ведёт хоровод под следующие слова:

Принесли мы всем подарки,

Кто захочет, тот возьмёт,

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель, обращаясь к ребёнку, стоящему в кругу, спрашивает, какой из перечисленных подарков он хотел бы получить. Если малыш выбирает коня, дети изображают, как скачет конь, если выбирается кукла, все танцуют, как куклы, если волчок - кружатся, а если выбирается самолёт - подражают полёту и приземлению самолёта.

Если ребёнок выбирает коня, то под слова:

«Скачет конь наш чок-чок-чок!

Слышен топот быстрых ног,

Хоп-хоп-хоп! Хоп-хоп-хоп!»

дети скачут, высоко поднимая ноги, как лошадки.

Обращаясь к ребёнку внутри круга, воспитатель предлагает ему посмотреть, «какие у него красивые кони», и выбрать того, кто ему больше всего понравился. Выбрав себе подарок, ребёнок занимает место в хороводе, а тот, кого он выбрал, выходит на середину круга. Дети снова берутся за руки и повторяют слова: «Принесли мы всем подарки…»

Если ребёнок выбирает куклу, то дети изображают кукол, пляшущих на месте под слова:

Кукла, кукла, попляши,

Яркой лентой помаши.

(Повторяется 2-3 раза.)

Волчок кружится на месте, а потом приседают под слова:

Вот как кружится волчок,

Прожужжал и на бочок.

(Повторяется 2 раза.)

Самолёт изображают так: каждый ребёнок заводит мотор, делая круговые движения перед собой. Затем раздвигает руки в стороны и бежит по кругу. Сделав полный круг, самолёт замедляет движение и медленно приземляется, т.е. ребёнок приседает на корточки.

Зайка

Задачи:

Описание игры: выбирают «зайку» среди детей, ставят его в центр круга. Дети выполняют движения под слова:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит,

Вот так, вот так,

И ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать!

Скок-скок-скок-скок,

Надо зайке поскакать!

Сначала дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушами. Затем поглаживают то одну, то другую руку, хлопают в ладоши. Потом встают, подпрыгивают на двух ногах к «зайке», стоящему внутри круга, стараются согреть его, ласково гладят, затем возвращаются на место. «Зайка» выбирает себе замену, и игра начинается сначала.

Бабушка Маланья

Задачи: учить становиться в круг, выполнять движения в соответствии с текстом, показом.

Описание игры: дети берутся за руки, образуют круг, взрослый произносит слова:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, все без бровей,

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами,

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На неё глядели,

Делали вот так…

Под эти слова дети сначала идут в одну сторону по кругу, держась за руки. Потом останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чём говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «Круглые глаза». «Большой нос», большую голову, бороду и т.п. Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. В конце они повторяют за ведущим любое движение: сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, покружиться, поклониться, покачаться из стороны в сторону и т.д.

Самый меткий

Задачи: упражнять в бросании мешочков горизонтальную цель; развивать меткость.

Описание игры: дети стоят в кругу. В центре круга на расстоянии 1-1,5 м от игроков ставят большую корзину. В руках у ребят мешочки с песком. Дети бросают мешочки по сигналу воспитателя, стараясь попасть в корзину. Воспитатель хвалит тех, кто попал в корзину и подбадривает промахнувшихся. Можно усложнить игру, увеличив расстояние до корзины (дети делают шаг назад).

Догони мяч

Задачи: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от сложившейся ситуации, приучать бегать в разных направлениях, не задевать друг друга, ловить мяч, развивать внимание и выдержку.

Описание игры: воспитатель показывает корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон зала. «Догоните мяч»,- говорит воспитатель и выбрасывает мячи (по количеству детей) из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны. Дети бегут за мячами, берут их, несут в корзину.

Где звенит?

Задачи: развивать у детей внимание и ориентировку в пространстве.

Описание игры: дети стоят лицом к стене, один из детей прячется в другом конце зала и звенит колокольчиком. «Послушайте внимательно, где звенит колокольчик, найдите его»,- обращается воспитатель к детям. Когда они находят колокольчик, воспитатель хвалит малышей. Игра повторяется.

Подползи под воротца

Задачи: упражнять детей в ползании на четвереньках и пролезании под препятствие, не задевая его.

Описание игры: дети располагаются на стульях, поставленных вдоль одной из стен зала. Впереди на расстоянии 2-3 м поставлена дуга - воротца. Воспитатель приглашает самого смелого ребёнка, предлагает ему доползти на четвереньках до воротец, пролезть под ними, встать и вернуться на своё место.

По мере усвоения упражнения можно усложнить его: ползти на четвереньках и пролезть в обруч, подлезть под 2-3 дуги, стоящие на расстоянии 1 м друг от друга.

Задачи: упражнять детей в бросании предмета на дальность.

Описание игры: дети стоят в шеренге на одной стороне зала. Все получают мешочки с песком и по сигналу воспитателя бросают их вдаль. Каждый должен заметить, куда упал его мешочек. По сигналу воспитателя дети бегут к своим мешочкам, берут их в руки и поднимают над головой. Воспитатель отмечает тех, кто бросил мешочек дальше всех.

Ай гу-гу!

Задачи: знакомить с народными подвижными играми; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры: взрослый рассаживает детей на стульчики. Переходя от одного ребёнка к другому, он говорит: «Иду, иду, иду, дружка себе найду!» Затем останавливается перед одним из малышей. «Хочешь играть со мной? - спрашивает воспитатель. - Тогда пойдём вместе». Воспитатель берёт ребёнка за руку, ионии вместе идут дальше со словами: «Идём, идём, идём, дружка себе найдём!» Постепенно собирается цепочка.

Дети вместе с воспитателем образуют круг. Взрослый читает текст и просит повторять за ним движения:

Ай гу-гу, гу-гу, гу-гу,

Не кружися на лугу.

На лугу-то лужица,

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда так беда!

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

Движения: дети ведут хоровод в одну сторону, с последним словом первого четверостишия слегка приседают. Затем идут в другую сторону. Делают несколько прыжков и с последним словом приседают и останавливаются: «попадают в лужу». Опускают руки, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой.

Воспитатель подходит к любому ребёнку, берёт его за руки и помогает ему выскочить из лужи. Спасённый ребёнок может по собственному желанию помочь любому из играющих выскочить из лужи. Так, дети вместе с воспитателем спасают всех, и игра начинается сначала.

У медведя во бору

Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; учить бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Описание игры: выбирается «медведь», который садится в стороне на стульчик. Остальные дети ходят вокруг него, «собирают грибы-ягоды» и приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь сидит,

И на нас рычит.

С последним словом медведь встаёт со стула, дети разбегаются, «медведь» их ловит. Далее выбирают нового «медведя».

Пчёлки и медведи

Задачи: учить детей действовать по сигналу; бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Описание игры: дети делятся на две подгруппы: одна группа - пчёлы, другая - медведи. Пчёлы летают по залу, произнося: «Ж-ж-ж». Воспитатель произносит слова:

Ой, медведи идут,

Мёд у пчёлок унесут!

Выходят медведи. Пчёлки машут крыльями, жужжат, прогоняют медведей: «жалят» их, дотрагиваясь до них рукой. Медведи убегают.

Кто раньше дойдёт до флажка?

Задачи: учить ходить в прямом направлении; воспитывать выдержку.

Описание игры: воспитатель спрашивает детей, кто из них умеет ходить очень быстро. «Все? Давайте это проверим!» Вначале соревнуются двое детей. Они стоят на одной линии. Флажок лежит на полу на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу (удар в бубен) дети идут к флажку. При этом взрослый подчеркивает, что к флажку нужно идти, а бежать не разрешается. Остальные дети наблюдают, награждают победителя аплодисментами. Затем выбираются новые участники, и игра продолжается.

Самолёты

Задачи: упражнять детей в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; выполнять движения по сигналу.

Описание игры: дети становятся на одной стороне зала. Воспитатель спрашивает: «К полету готовы?» Дети отвечают. Воспитатель продолжает: «Заводим моторы!». Дети по показу воспитателя делают вращательные движения руками перед грудью. После сигнала: «Полетели!» разводят руки в стороны и разбегаются по залу. По сигналу: «На посадку!» играющие возвращаются на исходную позицию.

Мой весёлый звонкий мяч

Задачи: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Описание игры: дети стоят лицом к воспитателю, который держит в руках большой красивый мяч. Затем воспитатель показывает детям как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой о пол. Затем просит детей попрыгать высоко, как мячики, произносит слова:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой!

Потом воспитатель бросает мяч в сторону со словами: «Сейчас мячик вас догонит - убегайте от него!» Дети убегают.

Зайцы и волк

Задачи: знакомить детей с русскими народными подвижными играми; приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве.

Описание игры: дети изображают зайцев, воспитатель - волк. На одной стороне зала для зайцев отмечают домики или один общий дом. Волк прячется на противоположной стороне - в овраге.
Взрослый произносит:

Зайки скачут скок, скок, скок
На зеленый на лужок,
Травку щиплют, слушают,
Не идет ли волк.

В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только взрослый произнесет слово "волк", волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. В дальнейшем роль волка исполняет ребёнок.

Весёлые зайчата

Задачи: упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость. Побуждать к самостоятельности. Вызывать чувство радости от совместных действий со взрослым и сверстниками.

Ход игры: воспитатель рассказывает, что в лесу живут веселые зайчики с мамой-зайчихой и серый волк, который хочет их поймать. Затем предлагает поиграть: «Вы будете веселые зайчата, а я ваша мама-зайчиха. Зайчата живут в домиках». Воспитатель говорит:

Маленькие домики

В лесу густом стоят.

Маленькие зайчики

В домиках сидят.

Дети садятся на корточки, руки прикладывают к голове, изображая зайчат.

Мама-зайчиха

По лесу бежала.

Лапкой она

Всем в окошко стучала.

Педагог подходит к каждому домику, стучит и приговаривает: «Тук-тук, зайчата, пойдемте гулять. Если волк появится, мы спрячемся опять». Зайчата выбегают из своих домиков, прыгают, бегают, резвятся, пока не появляется волк (взрослый или ребенок старшей группы). Он выходит на поляну и говорит: «Ой, сколько зайчат! Какие они веселые. Сейчас я их поймаю». Зайчата убегают. Волк сокрушается: «Ой, как зайчата быстро бегают. Никак мне их не догнать».

Игра повторяется несколько раз.

Лошадки

Задачи: приучать детей двигаться вдвоем один за другим, согласовывать движения, не подталкивать бегущего впереди, даже если он двигается медленно.

Описание игры: дети распределяются в пары по желанию: один лошадка, другой - кучер, который запрягает лошадку (надевает вожжи) и едет по залу от одной стороны ее до другой и обратно. Двигаться начинают после произнесения слов воспитателем:

Цок! Цок! Цок! Цок!

Я лошадка серый бок.

Я копытцами стучу,

Если хочешь, прокачу.

Затем по предложению воспитателя дети меняются ролями и игра повторяется.

Не боимся мы кота

Задачи: приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание игры: воспитатель берёт игрушку-кота, сажает его на стульчик - «кот спит». Ведущий говорит:

Мышки, мышки, выходите,

Порезвитесь, попляшите,

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей.

Мышки окружают кота и начинают приплясывать со словами:

Тра-та-та, тра-та-та

Не боимся мы кота.

Кот просыпается и ловит мышек (воспитатель с игрушкой догоняет детей). Мыши убегают в норки (садятся на стульчики).

Мячики

Задачи: упражнять в бросании мячей вдаль.

Описание игры: для игры необходимо разложить на полу мячи разных размеров: большие и маленькие. Воспитатель объясняет правила: большой мяч бросать вдаль обеими руками, а маленькие одной рукой. Показывает, как надо бросать мячи. Дети встают на одной стороне зала, повторяют действия воспитателя. После того, как все мячи брошены дети идут собирать их.

Вышла курочка гулять

Задачи: учить внимательно слушать взрослого, выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры: дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

Ко-ко-ко да ко-ко-ко

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Дети повторяют движения за воспитателем: шагают, высоко поднимая колени, машут «крыльями». На слова: «Ко-ко-ко не ходите далеко!» - грозят пальцем. «Лапками гребите, зёрнышки ищите» - присаживаются на корточки, ищут зёрнышки. «Съели толстого жука» - показывают толщину жука, «дождевого червяка» - показать длину червяка, «выпили водицы» - наклон вперёд, руки отводят назад.

Поезд

Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание игры: дети строятся в колонну вдоль стены зала.

Воспитатель стоит впереди, он - «паровоз», дети - «вагоны». Дети не держатся друг за друга. Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед; вначале медленно, затем быстрее и наконец переходят на бег (при медленном движении дети произносят звуки «чух-чух-чух»). «Поезд подъезжает к станции»,— говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются.

Передай мяч

Задачи: учить передавать мяч друг другу; развивать быстроту.

Описание игры: дети вместе с воспитателем стоят в кругу. Воспитатель передаёт мяч рядом стоящему ребёнку, тот - своему соседу. Мяч нужно передавать быстро, можно под музыку. Воспитатель старается догнать мяч.

Веснянка

Задачи: учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Описание игры : дети с воспитателем встают в круг. Воспитатель говорит:

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Движения: дети идут по кругу. Со слов «побежал в саду ручей» - дети бегут по кругу, «прилетели сто грачей» - машут руками, «сугробы тают» -медленно приседают, «цветочки подрастают» - встают на носочки, тянутся вверх.

Лохматый пёс

Задачи: учить внимательно слушать текст, бегать по сигналу в разных направлениях.

Описание игры: в центре зала ставится стул, на него сажают игрушку-собаку. Дети ходят вокруг собаки со словами:

Вот лежит лохматый пёс

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим.

И посмотрим, что же будет?!

Под этот текст дети, приближаются к псу. На последние слова текста они протягивают руки и дотрагиваются до лохматого пса. Воспитатель берёт игрушку и догоняет детей. Дети бегают по залу в разных направлениях. Затем пёс «устаёт», опять ложится спать.

Допрыгни до воздушного шара

Задачи: упражнять детей в прыжках.

Описание игры: дети встают в круг, воспитатель идёт по кругу с воздушным шариком в руках. Дети прыгают, стараясь дотронуться до шара.

Птички летают

Задачи: учить имитировать движения птиц, действовать по сигналу.

Описание игры: дети - «птички» садятся на стульчики. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всему залу. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели!» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется.

Ловишки

Задачи: развивать ловкость, быстроту.

Описание игры: дети стоят на одной стороне зала. Воспитатель-ловишка стоит в центре. Дети говорят: «Раз-два-три, лови!» и перебегают на другую сторону зала. Воспитатель со словами: «Сейчас поймаю!» ловит детей.

Птички и кошка

Задачи: упражнять детей в беге в разных направлениях.

Описание игры: дети - «птички», воспитатель - «кошка». Воспитатель изображает спящую кошку, а дети в это время гуляют: машут руками, присаживаются, клюют зёрнышки. Кошка просыпается, произносит «мяу», старается поймать птичек, дети разбегаются в разные стороны, прячутся в домики (садятся на стульчики).

Солнечные зайчики

Задачи: учить бегать легко, догоняя солнечный блик, меняя направление и темп движения в соответствии с характером перемещения солнечного зайчика, развивать быстроту движений; воспитывать интерес к совместному со сверстниками участию в подвижных играх; способствовать совершенствованию деятельности дыхательной и опорно-двигательной систем организма ребенка; поддерживать положительный эмоциональный настрой у играющих.

Описание игры: игра проводится в ясный солнечный день. Взрослый выносит на улицу небольшое зеркальце и привлекает детей к наблюдению за появлением солнечного зайчика.

Зайчик солнечный, прыг-скок,
Прогуляться вышел,
Прыгнул ловко за окно,
Побежал по крыше.
Прыг да скок, прыг да скок,
Прыгнул на окошко.
Прыг да скок, прыг да скок,
И на нос Антошке.
- Эй, ребята, не зевайте

И зайчонка догоняйте!

Взрослый предлагает детям «поймать» солнечного зайчика, скачущего по стене веранды или дорожке. Его задача: быстро перемещать луч солнца так, чтобы ребята были вынуждены активно бегать по участку со сменой направления движения. Выигрывает тот, кому удастся первому «поймать» солнечного зайчика.

Пчёлки

Задачи: знакомить детей с русскими народными играми, развивать быстроту и ловкость.

Описание игры: на земле чертится круг, в его центр кладут цветок. Воспитатель выполняет роль сторожа, стоит в круге; дети - пчёлки - сидят на корточках за пределами круга. Воспитатель говорит:

Пчёлки яровые,

Крылья золотые,

Что вы сидите,

В поле не летите?

Аль вас дождичком сечёт,

Аль вас солнышком печёт?

Летите за горы высокие,

За леса зелёные —

На кругленький лужок,

На лазоревый цветок.

Пчелы стараются забежать в круг и дотронуться до цветка, а воспитатель старается никого не впускать. Когда детям удаётся дотронуться до цветка, игра заканчивается со словами: «Долетели пчёлки до цветка!»

Зайчики в домике

Задачи: повышать двигательную активность детей, развивать быстроту, ловкость; учить ориентироваться в пространстве.

Описание игры: на полу раскладываются обручи по количеству детей. Дети - «зайчики» — прыгают и бегают по залу. Воспитатель играет роль волка. На слова взрослого: «Серый волк!» - «волк» выходит на охоту, дети забегают в свои «домики».

«Подпрыгни до воздушного шара».

На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Взрослый следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).

Вариант с усложнением.

На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Педагог следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.

«Угости белку орешком».

Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Взрослый следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.

«Прыгни через шнур».

На полу протягивают шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя перепрыгивают через него.

Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 50 см).

«Прыгни в обруч».

На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз. Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.

«Из обруча в обруч».

Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.

«Через ручеек».

На полу сделан «ручеек» из клеенки голубого цвета шириной 15—20 см, длиной 2 м. Взрослый говорит, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть дальше, чтобы не намочить ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами. Педагог следит, чтобы они сильнее отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.

«Прыгай до флажка».

Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1—1,5 м от стульчиков протягивается на полу шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу педагога прыгают от него на двух ногах, продвигаясь вперед до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны взять их, помахать ими и положить на место. Обратно возвращаются бегом.

Педагог следит, чтобы дети, выполняя прыжки, отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись.

«По ровненькой дорожке».

По дорожкам длиной 2—3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, то не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки. Для дорожки можно использовать цветные шнуры, гимнастические палки или цветную клеенку.

«Вокруг обруча».

Дети стоят в больших обручах по 2 человека. По сигналу педагог они выпрыгивают из обруча и прыгают на двух ногах вокруг него. Каждый ребенок делает до 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу взрослого дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.

«Спрыгни на дорожку».

Дети со скамейки высотой 15 см спрыгивают на цветную дорожку, сделанную из клеенки. На скамейке они стоят свободно, не мешая друг другу. При спрыгивании приземляются мягко на обе ноги.

Вариант с усложнением. Взрослый ставит 3— 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии не менее 1 м, у каждой стелет дорожки разного цвета. Дети поочередно спрыгивают со всех скамеек. Упражнение повторяется от 3 до 5 раз, в зависимости от возможностей детей.

«Спрыгни в обруч».

Перед скамейкой положены плоские обручи. На скамейку дети встают соответственно количеству обручей и спрыгивают в них. Педагог следит за тем, чтобы дети приземлились мягко на носочки.

«С кубика на кубик».

С помощью детей педагог расставляет по кругу кубы на расстоянии 50—60 см друг от друга. Упражнение выполняют одновременно 2—3 ребенка. Каждый спрыгивает с куба и по кругу переходит к другому кубу, встает на него, опять спрыгивает и т. д.

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ

Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.
Описание работы : Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий.
Цель : Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические.
Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Догони меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке.
С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.


«Лохматый пёс»

Задачи:
Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве
Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим.
Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
На меня он все глядит.
А потом как зарычит.
И за нами побежит.
Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Где спрятался колокольчик?»
Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий.
Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.