Представления о частях суток сказки. Сказка про часы

Татьяна Зайкова
Сказка по закреплению у детей представлений о времени и знаний о часах «Мишка-всезнайка»

Как-то летним днем Петя сидел дома и играл со своим любимым плюшевым медвежонком. Оставался всего один месяц до прихода 1 сентября и поступления в школу, поэтому ему очень хотел за это коротенькое время как можно больше поиграть со своими любимыми игрушками.

Тут в доме раздался телефоны звонок. Мама с кухни быстро подбежала к телефону и взяла трубку. Петя только и слышал : «Но как?. у меня же Петя. и Маша…я не могу…Хорошо…» . Маму опять вызвали на работу. Она быстро собралась и только успела сказать : «Петенька, ровно в 5 часов нужно будет забрать Машу из детского сада, я очень надеюсь на тебя». А детский сад находился прям под окнами дома. Ну и Петя как уже совсем взрослый выпускник детского сада и практически первоклассник понял свое поручение и успокоил маму, что все сделает. Раздался лишь щелчок дверного замка и стук маминых каблуков в подъезде.

В доме стояла полная тишина, лишь тиканье настенных часов иногда нарушало ее. Тиканье часов? Тут Петя поднял глаза на часы и вспомнил мамино задание : «Ровно в 5» …. «Но как, -подумал Петя, - как я узнаю что пришло то самое «ровно пять» ?. Все! …что же мне делать?». И Петя заплакал. Вдруг послышалось : «ОЙ, ой, ой….откуда это? Дождик? что такое?» . Мальчик опустил глаза и увидел,что с ним разговаривает его любимы мишутка. «А это ты. -сказал мишутка , - знаю, знаю…можешь не рассказывать » «Что же мне теперь делать?» - спросил Петя. «Хочешь помогу?» -сказал мишутка . «Да» . «Я живу уже более 100 лет….еще твой дедушка играл со мной, поэтому я очень-очень много знаю…. пошли со мной…». Мишутка подвел мальчика к настенным часам . «Вот посмотри. Видишь 2 стрелки?» . «Да, - ответил Петя,- одна широкая и коротка, а другая узкая и длинная» . «Молодец, ты хороший ученик, - продолжал мишутка,- внимательно слушай и запоминай : толстая всегда показывает часы 1, 2,3…сколько сейчас часов?» «Четыре?» «Правильно! А часы, вас в детском саду учили, из чего состоят?» «Из минут. 60 по-моему…» «Молодец! Абсолютно верно из 60 минут. Так вот эти минуты показывает узкая длинная стрелка : 2 – это 10 минут, 3 – 15 минут….» Так мишутка объяснил Пете полное строение часов и минут. «Ну кА, сможешь определить сколько сейчас времени … «Так, - начал рассуждать Петя,- толстая стрелка на 4, узкая на 5….значит…4 часа 25 минут !» «Правильно! – воскликнул медвежонок,- ты будешь просто отличником в школе. Тебе во сколько нужно забрать Машу?» «Ровно в 5. Значит это уже скоро!» . «Тогда ты за это время успеешь посадить меня на место и убрать остальные игрушки». «Спасибо тебе,мишутка. Ты мой самый лучший друг и помощник, без тебя бы я никогда не справился с маминым поручением!».

Так, Петя и научился определять время по часам . Он во время забрал сестренку из детского сада, за что мама после работы похвалила его и вознаградила целой коробкой вкусных конфет. После этого он весь вечер бегал по дому и сообщал своим родителям и сестре точное время .

Даже маленькие дети знают, что все вещи и предметы только кажутся неживыми. Ведь только наступает ночь, всё вокруг оживает. И начинается разговор о том, о сём…

Однажды, в одну из таких ночей, когда часы на стене пробили двенадцать раз, и произошёл такой спор…

– Сколько можно шуметь?! Все и без того знают, что пора спать! – возмущённо воскликнул фарфоровый слоник, стоявший на полочке как раз под этими часами. – Никакого покоя!

– Мы самые важные! – даже не обидевшись на слоника, гордо проговорили часы. – Если бы не мы, то люди бы не знали, который сейчас час!

– Ха-ха-ха! – хохотнул будильник. – Что толку от этого шума? То ли дело я! Стою на самом видном месте, тихонько тикаю, никому не действую на нервы своим грохотом, как некоторые…

И сердце-батарейка у меня долговечное. Причём всегда его можно заменить на новое, импортное. А настенные часы только тронь за цепочку, и всё! Встали!

– Хи-хи-хи… – хихикнули женские часики, тихо лежащие на столике возле кровати, на которой спала девушка. – Я важней, чем какой-то там будильник! Ведь люди его не берут с собой на улицу, а нас наша хозяйка каждый день на ручку наденет и гулять выводит.

Мы знаем все её тайны и переживания. Она постоянно нами любуется, слушает, как мы тикаем, прикладывая нас к ушку. Особенно, если её дружок на свидание опаздывает. Наверное, хозяйка думает, что мы остановились.


– Вот-вот! – подали голос из другой комнаты массивные мужские часы в позолоченном корпусе.

– Ваша хозяйка вам не доверяет! То ли дело мы! Хоть бей нас, хоть роняй! Мы противоударные! И самые дорогие среди вас! И наше сердце не зависит от какой-то там фирмы http://Watch-Japan.ru/ .

У нас снаружи завод, поэтому не надо к нам в нутро лазить и что-то там менять. Ещё и инфекцию занести недолго! Знаем, знаем… видели, как из вашего сердца, уважаемый будильник, однажды белая кровь вытекала!


– Не кровь, а кислота! – выдали свои познания настенные часы. – Мы тоже видели и слышали, как будильник чуть на свалку не выбросили!

– Ну-у… чуть не считается… – обиженно протянул будильник. – Кстати, насчёт противоударных… Двух камней у вас не хватает: на один положить, а другим стукнуть! – съязвил он, отпустив шутку в адрес мужских часов.

– Фу! Какое бескультурье! – фыркнули женские ручные часики. – И шутка уже старая. Сразу видно, что от жизни отстал!

– Да-да! Кстати о современности, – подал голос сотовый телефон. – В моём устройстве самые точные часы! Их не надо заводить каждый день. Выставил время один раз – и любуйся! Да, не спорю, корпус мой нежный и хрупкий, но зато ни у кого не возникает желание им стучать и испытывать на прочность. Нажал на кнопочку – экран засветился и показал время. И тиканья никакого нет.

– Кстати, о кнопке! И где это у тебя кнопка?! – съехидничали мужские часы. – Слышали мы, что стоит на неё нажать, то не только твои часы, но и ты сам надолго впадёшь в кому!

– В летаргический сон! – подхватил будильник.


Сотовый телефон хотел что-то возразить, но в разговор вмешался ноутбук, до этого мирно дремавший на столе в углу комнаты:

– Смешно вас слушать! Во всех вас вместе взятых нет и доли той информации, какой обладаю я! Что толку от вашего «тик-так», да «бом-бом»! То ли дело я! От меня зависит всё! Если я не захочу включаться, посмотрю, как вас будут холить и лелеять ваши хозяева!

– Да ты весь паутиной зарос! – воскликнули настенные часы. – Не мешало бы тебя помыть!

– Дремучая, вы, техника! Паутина – это не паучьи сети, а Великий Интернет! Это важней, чем свидания твоей хозяйки, – повернулся ноутбук к женским часикам.


Неизвестно, сколько бы продолжался спор, но звонкой трелью прозвенел будильник, возвестивший, что настало утро, и всем обитателям квартиры пора было вставать: кому в школу, кому на работу.

Мужские часы быстро были надеты на мускулистую руку, женские часики украсили нежное девичье запястье.

Хозяин, проходя мимо настенных часов, тронул рукой гирьку, качнул её и удовлетворённо произнёс:
– Идут, родимые!

Шустрая ребячья рука схватила со стола сотовый телефон и спрятала его в карман куртки.

Кто-то из обитателей квартиры включил ноутбук, чтобы узнать последние новости и заодно сверить все часы.

Не остался без похвалы и будильник.
– Молодец! Вовремя разбудил! – произнесла бабушка, погладив морщинистой рукой бок часов. – Что бы мы без часов делали?!

А настенные часы, женские часики, мужские наручные часы, будильник, сотовый телефон и ноутбук пристыжено молчали. Они вдруг поняли, что каждый из них важен на своём месте и очень нужен своему хозяину!

Пыхтарева Екатерина, 12 лет. Ученица Коммунального государственного учреждения «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.
Педагог: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска.

Описание: Данный материал будет интересен родителям дошкольников и младших школьников, воспитателям, классным руководителям для проведения беседы о цене времени, учителям начальных классов, учителям самопознания, литературы и ИЗО.
Назначение: Сказка может быть использована для домашнего чтения; во время занятий или уроков чтения, литературы и самопознания; на классных часах нравственной направленности. На уроках ИЗО сказку можно проиллюстрировать. Текст сказки может стать основой проекта книги "О Времени", в которой будут собраны иллюстрации и детские размышления на эту тему. Можно использовать как сценарий сценки, так как слова героев (Девочки, Короля и Совы) можно взять, как ролевые реплики.

Цель: приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи:
Образовательные: прививать интерес к чтению.
Развивающие: развивать внимание, воображение, умение анализировать.
Воспитательные: формировать позитивное мировосприятие; воспитывать желание беречь и эффективно использовать время.

А вы знаете куда уходят, даже убегают минуты, часы, секундочки. Нет? Я вам расскажу…

Однажды мне открылась эта тайна .
В один самый обычный, ничем не примечательный день я проснулась позже обычного.
Сначала я даже не обратила внимания, что происходит, но когда я умылась, сделала зарядку и села завтракать мой взгляд упал на кухонные часы. Я ужаснулась: было уже далеко за полдень, стрелки часов показывали 16:10. Они крутились как-то быстро. Ведь в обычные дни почти незаметно, как передвигается минутная стрелка. А в этот день она довольно быстро крутилась. Казалось, что время убегает, а может торопится куда-то? Я обежала всю квартиру и проверила все часы в доме, даже бабушкины старенькие наручные часы, которые уже очень давно не ходили.
Везде было то же самое: время стремительно куда-то «убегало».
На минуту я запаниковала, испугалась и громко прокричала в пустоту: «Куда же ты бежишь?! И, главное, зачем?! Что случилось?!»


Комната начала вращаться, посередине закружился столбик вихря, который рос с каждым мгновением. Все вещи, находящиеся в комнате, сама комната и даже я - все закрутилось в каком-то безумном вихре. Перед моими глазами мелькали сначала предметы из моей комнаты, затем вихрь закрутил меня сильнее и я уже не могла разобрать, что крутилось вокруг меня, да и вокруг чего крутилась я, оказавшись уже не в своей, а в какой-то другой комнате.


Даже сложно это назвать комнатой, скорее это был зал какого-то дворца.
Немного придя в себя и оглядевшись, я решила выйти из этого убежища и попробовать разузнать, где же все-таки я оказалась.
Ступив за порог зала, я попала в большую светлую комнату в которой находилось много человечков.
Они были: одни длинные и худые, другие – пониже и потолще, но у всех головы как будто заостренные. И у каждого человечка на голове была одета шапочка, похожая на колпак. Шапочки отличались только цветом. Те, что были выше – носили синие; те, которые пониже – красные. А самые тоненькие и худые, казалось, они сейчас сломаются, были в шапочках зелёного цвета.
В комнате были большие и сверкающие люстры, окна украшали прекрасные шторы, на стенах было множество свечей в удивительных подсвечниках. В самом центре возвышался пьедестал, на котором стоял величественный трон.
Я поняла, что попала в самое сердце замка. Это был тронный зал. Меня очень поразило то, что сам трон и пьедестал вокруг него были тех же цветов, что и шапочки у окружавших меня человечков.
Трон был пуст.
Но меня сейчас больше интересовало другое: куда же я все-таки попала и как можно вернуться домой?
Человечки в зале как-будто меня не замечали. Говорили они очень-очень быстро и встревоженно на непонятном мне языке. Будто куда-то торопились и боялись не успеть. Они долго не стояли на месте: одни передвигались быстрее, другие чуть-чуть медленнее, только самые маленькие не торопились и немногоо вальяжно стояли на местах.
Вдруг зазвенели трубы, зазвучала музыка и в зал вошел, по-видимому, хозяин данного замка.


Все примолкли, расступились. Он прошел к центру и занял свое место на троне.
«Дорогие мои верноподданные, я собрал вас здесь в столь срочном порядке для того, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие. В связи с тем, что участились случаи неэкономного использования времени, я, как повелитель этой страны, объявляю о всеобщей безработице и освобождаю вас всех от любых обязанностей, связанных со временем. Извините меня за то, что не смог оправдать все ваши ожидания и вовремя урегулировать ситуацию. Мною принято еще одно важное государственное решение: я покидаю свой пост.»
«Постойте!»- только смогла выкрикнуть я, так сильно меня поразила речь короля. «Не торопитесь! Может еще можно все исправить?!»
«Нет»,- промолвил грустно король. «Вы, девочка, вообще-то кто и как здесь появились?».
Только я хотела начать свой рассказ, как он остановил меня следующими словами: «Подожди, милое дитя. Давай пройдем в мой кабинет, где ты все мне подробно расскажешь».
Мы прошли в кабинет короля, после чего он выслушал мой рассказ о необыкновенном появлении в его стране. Теперь настала моя очередь задавать вопросы.
Получив на это разрешение, я начала: «Ваше Величество, будьте столь любезны, объяснить мне где же я нахожусь, что здесь случилось и как мне можно вернуться домой?»
«Ваша любопытство понятно, маленькая почемучка. Я попытаюсь ответить на ваши вопросы. Ты попала в Великую Страну Времени , а я – Король этой страны, по крайней мере был им до сегодняшнего дня. Все человечки, которых ты видела в тронном зале – это жители нашей страны. Да-да, это: секунды, минуты, часы. Как разобрать кто из них кто – это совсем не сложно. Ты же не один раз видела циферблат часов. Тонкие и маленькие стрелки, означают часы, потолще и длиннее – минуты, ну а совсем тоненькие, конечно секунды. Надеюсь, на первый твой вопрос я ответил, ну а далее … Понимаешь, случилось непредвиденное, хотя, наверное, это можно и даже нужно было предвидеть! Люди начали тратить время впустую. Вот, например, сколько времени ты тратишь на завтрак?»
Я ответила, немного подумав: «Ну … минут сорок, а может даже час».
«А почему так долго?» - спросил король.
«Я немного поем, потом поболтаю по телефону, потом опять поем, бывает отвлекусь на интересную передачу в телевизоре, или посмотрю в окно…" Начала перечислять я.
«Вот-вот, а ведь могла позавтракать минут за двадцать. Если бы не отвлекалась, или сказать по-другому, не тратила время впустую! И так каждый день любой человек тратит и тратит драгоценные минуты. А время, потраченное зря, превращается в глупое, ненужное время. Эти минуты и часы больше не могут работать, они бесполезно болтаются по улицам и уже никогда не смогут приносит пользу людям. Ситуация на сегодняшний день сложилась таким образом, что бесполезного времени стало больше , чем полезного. Если так пойдет и дальше, все время станет бесполезным. Я не хочу видеть как рушится моя Великая страна! Поэтому я решил забрать все минуты, часы и секунды со своих постов и остановить время
«Но как же так?!» - воскликнула я, - «А мы, люди? Мы не можем жить без времени! По нему мы встаем по утрам и ложимся спать, по нему мы учимся в школе и работаем, оно везде, во всем! Я хочу помочь восстановить пропавшее, бесполезное время, только скажите, что нужно делать?»
«Ситуация очень сложная», - промолвил король,- «Нужно подумать… Знаешь, есть одна очень умная Сова, которая живет в нашей стране с незапамятных времен. Давай спросим у нее! Может она нам что-то и посоветует.»


Мы отправились к Сове. Пока мы шли, я сумела разглядеть все улочки в Стране Времени, они были очень красочными, но в то же время, на улицах не было ни одной лишней детали. Все так или иначе приносило пользу жителям этой необычной страны. Все улицы были наводнены человечками, каких я видела ранее, в тронном зале, и все они были заняты делом, никто не слонялся просто так. Как после объяснил мне король, так было только в центре, возле королевского замка.

Подходя ближе к окраинам картина была все грустнее, улицы все однообразнее, а жители все больше слонялись без дела.
Наконец, мы дошли до дома Мудрой Совы. Она с большим почтением и радостью приняла нас у себя и очень внимательно выслушала.
Пораздумав, она ответила нам так: «С таким нелегким делом справится только очень мудрый правитель, а такой у нас имеется. А также нам понадобится большое желание исправить ситуацию, думаю, это тоже у нас есть, так как ты, девочка, никак не сможешь попасть домой, если все время не вернется на свое место. Твоего искреннего желания вернуться будет достаточно, для исправления «ошибки», которую вы, люди, совершили. Для этого, я думаю, тебя сюда и забросил Ветер Перемен.»
«Извините любезная Сова»,- очень учтиво сказал король, - «Что же все-таки нужно сделать?»
«Я думаю, вы должны собрать все, бесполезно шатающееся по улицам королевства время и заставить его вспомнить, как и когда оно стало бесполезным. Вам нужно собрать все минуты, часы и даже секунды, ничего не пропустив. Как только они вспомнят время своего превращения из полезного в бесполезное, вы должны прошептать над ними следующее заклинание: «Время, время, не ленись, ты полезным обернись!» и все встанет на свои места! Удачи вам, друзья, не тратьте не секунды зря!»
Выйдя из дома Совы, мы тотчас двинулись по всем домам, улицам, заглядывая в каждый переулок, мы глядели в оба, стараясь не пропустить ни одного человечка-минуты, человечка-часа и даже секунды!
Улицы, с каждым мгновением становились все красочнее.
И я понимала, что очень скоро мне удастся попасть домой. Когда мы с королем вышли из последнего домика, где, наверное, в тысячный раз произнесли волшебные слова, я была совершенно обессилена, но на душе было очень радостно и светло!


Король очень тепло посмотрел на меня и сказал: «Милое дитя, я очень рад был познакомиться с тобой! Я благодарен тебе за то, что ты не дала мне опустить руки в тяжелую минуту, но нам пора проститься, если, конечно, ты не хочешь остаться здесь.»
«Благодарю за предложение, но мне очень хочется вернуться домой. Вы научили меня ценить не только часы, но и каждую минуту. Теперь я понимаю, насколько это важно и чем все это может обернуться.»
«Обернись», - промолвил король, - «За тобой летит Ветер Перемен.Я уже вижу вихрь, который так стремительно к нам приближается.»
Не успев сказать «до свидания» я взлетела и закружилась с такой неимоверной скоростью, что мне могли бы позавидовать даже космические корабли.


И вдруг - тишина и только яркий свет в глаза. Я, поморщившись, открываю глаза и обнаруживаю себя на кровати в своей комнате. А свет – это солнечный зайчик, светящий мне в глаза. Взглянув на часы, я вижу, что сейчас 8:15. Всё, пора вставать, ведь ни одна минута не должна пройти зря, без дела. Сказка о временах года для 1 класса

Валентина Юденко
Сказка о частях суток «Четыре принцессы»

Математическая сказка «Четыре принцессы »

Давным-давно, в одной сказочной стране на высокой , высокой горе в прекрасном замке жили четыре принцессы . Они были родными сестрами, но такими разными, что все вокруг только удивлялись. Одна принцесса любила тишину , ей нравилось часами сидеть у окна и смотреть на темное звездное небо, она любила все черное, одевалась в черные наряды. Вторая принцесса любила трудиться , она была отличной швеёй и всегда сшила платья только из нежно голубого шелка, так как голубой был ее самым любимым цветом. Третья принцесса была жизнерадостной танцовщицей, ее радовали светлые тона и белые нарядные одежды. А последней четвертой принцессе нравились спокойные игры, занятия, поэтому она часто брала краски , уходила в свою комнату и часами рисовала фиолетовые картины. Ее платья, костюмы всегда были фиолетового цвета.

Сестры часто ссорились между собой, так как не могли найти общее занятие. Если третья принцесса радовалась ярким лучам солнца и весело танцевала, то первая, ворча, зашторивала окна и просила тишины. Четвертую принцессу раздражали звуки швейной машинки и голубой цвет, а вторую печалили черные одежды ее сестры.

Долго бы это продолжалось, если бы не волшебник Сутки, который жил по соседству и наблюдал за ними каждый день. Волшебнику Сутки надоело смотреть на их ссоры, он призвал их к себе и сказал : «Вы достаточно ссорились, а сейчас я вас заколдую, и оживать вы будете по очереди. Первую принцессу я назову Ночь . Когда наступит твое владение, то все вокруг будет черным, все будут спать, отдыхать, только звезды на небе будут ярко светить. Следом за принцессой Ночь будет оживать принцесса Утро , в это время все будет голубого цвета, все будет пробуждаться к действию и движению. После будет оживать третья принцесса , ее имя День. Днем все становится белым, светлым, радостным, все начинает работать, петь, играть, танцевать. И последней будет Принцесса Вечер , она окутает все в фиолетовый цвет, все здесь затихает, успокаивается готовиться к отдыху и сну. А затем снова все пойдет по кругу. И так будет всегда!» Взмахнул волшебник своей палочкой и с тех пор принцессы оживали по одному друг за другом в четком порядке. Наступала черная Ночь, за ночью пробуждалось голубое Утро, за Утром наступал белый День, за Днем спокойный, тихий фиолетовый Вечер и опять за Вечером была Ночь и так все по кругу. И все остались довольны. Тут и сказочке конец , а кто слушал – молодец!

Дедушка, это что? - спросил Витя.
- Стенные часы.
- Часы? А почему они не просыпаются?
- Как не просыпаются? - удивился дедушка.
- Стрелочки не крутятся, маятник не мается, тик-так молчит.
- Механизм разладился. Вот и уснули часики, - сказал дедушка.

Настал вечер. Все в доме улеглись спать, и Витя подумал: «Когда светло, часики спят. А когда темно, они тоже спят?»

Выбрался он из кроватки, крадучись скользнул в другую комнату. Сюда заглядывала луна, и на полу лежал узор от занавески.

Витя вскарабкался на стул, со стула - на письменный стол и поднялся на цыпочки. Он тихо постучал пальчиком в стекло на часах.

Вы спите? Проснитесь.

Он постучал еще раз, но часы не откликались. Тогда Витя толкнул часы в бок.

Проснитесь!

И вдруг - часы сорвались со стены, с грохотом упали на стол. Витя испугался, спрыгнул на пол, кинулся к своей кроватке, юркнул под одеяло.

Дедушка услышал шум, вошел и увидел сломанные часы.

Все равно у меня бессоница, - сказал себе дедушка. - Возьмусь-ка я за этот механизм.

У дедушки были зоркие глаза и золотые руки.

Утром Витя пришел в ту комнату пить чай и глазам своим не поверил. Часы преспокойно висят па стене, маятник мается, слышно тик-так.

Мама! Дедушка! Смотрите, проснулись часики!
- Вот в хорошо, - отозвался дедушка.
- Это я их разбудил! - гордо сказал Витя. Дедушка ухмыльнулся, а мама сказала:
- Ты всех в доме разбудил среди ночи.

Сказка про часы и время из журнала «Семья и школа», 1971 год