Православная мода. Размышление над терминами

Верующие христианки часто сталкиваются с проблемой поиска своего уникального стиля. Ведь женщине верующей хочется одеваться красиво, женственно, со вкусом, но, при этом умеренно, целомудренно, скромно. Такая одежда есть, и, более того, у каждой из нас есть возможность найти свой неповторимый стиль, чтобы не выглядеть как все. Ведь все мы разные, уникальные, и неповторимые, а значит, во всём многообразии женственных и скромных нарядов нужно найти себя, найти гармонию между своим внутренним я и внешним, чтобы показать в одежде грани своей личности, свои ценности, свой вкус и красоту.

Составлять базовый гардероб удобнее всего исходя из своей цветовой палитры и предпочтений, образа жизни, вкуса, стиля, типажа внешности. Ведь если вы романтичная особа, любящая рюши и всякие милые детали, проводящая время в уютном семейном кругу, и не очень расположенная к путешествиям или спорту, вам вряд ли пригодятся советы базового гардероба для истовой паломницы и путешественницы, которая не мыслит себя без приключений и экстрима. Это не значит, что путешественница не может быть романтичной, отнюдь! Но всё же базовый гардероб этих женщин будет разным.

Еще важным моментом является знакомство с собой. Какая вы? Что любите, какие грани хотите выразить в наряде? Какие увлечения, ценности, черты характера у вас? Помните фильм “Степфордские жены”, где все женщины в городе Степфорд были одеты одинаково в стиле 50-х? Все как на подбор, как красивые картинки, при этом совершенно не понятно, кто из них кто. Какой у них характер, внутренний мир, и так далее. А стиль прекрасный! 50-е вообще очень женственные, красивые, романтичные. Но не могут все женщины в городе быть одинаковыми! Поэтому, выбирая одежду и учитывая свою веру, необходимо, прежде всего, обратиться к самой себе. Тип фигуры, типаж внешности, цветотип, характер, внутренний мир, мечты, цели. Всё это поможет вам найти свой стиль одежды.

Какие стили мы можем взять на вооружение, если говорить об одежде для православных женщин?

Романтический стиль – очень женственный, детальный, изящный, воздушный, милый. Оборки, кружева, милые детали, воланы, рюши, драпировки, банты, локоны, ленты. Всё изящное, прекрасное, изысканное. Сочетание приталенности и пышности в одежде, плавность линий, полное отсутствие вульгарности, обилие декора, деталей. Любимые принты романтика – цветы, горошек, узоры, орнамент. Романтики любят в основном платья и юбки, и именно они составляют основу базового гардероба. Можно ли сказать, что этот стиль подойдет всем? Конечно, нет! Кто-то считает его приторным, перегруженным, не своим. Какой характер у Романтика? Он всё-таки имеет с её нарядами много общего. Мягкая женственная походка, мягкие движения, загадочная улыбка, женственность.

А ля Русс – стиль, который сейчас очень популярен. Народные элементы в а-ля русс более смягченные, чем в фолк. Стиль женственный и достойный, с элементами ретро. Отсутствие вульгарности делают этот стиль привлекательным для многих. Длинные платья, юбки с оборками, красивые детали, головные уборы. Как правило, основой базового гардероба тоже становится платье, и к нему уже подбираются аксессуары, кардиганы, жакеты, обувь.

Нью Лук (50-е) – особый стиль, который тоже уместен для женщин верующих. Важно понимать, что этот стиль подходит в основном тем, у кого очень хрупкий верх, тонкая талия, узкие плечи. И не забывайте, что одежда в стиле Нью Лук обращает на себя очень много внимания со стороны окружающих. Готовы ли вы к нему, нравится ли оно вам? Это тоже нужно спросить себя. Основа базового гардероба в стиле Нью-Лук – это платья, юбки и женственные блузы.

Классический стиль – этот стиль для тех, кто предпочитает умеренность, консерватизм и, вместе с тем, женственность. Помните, что классический стиль отличается от делового. Базовый гардероб в классическом стиле – это элегантные полуприталенные платья, юбки классической длины ниже колена, жакеты, аксессуары. Такая одежда уместна всегда, она вне времени.

Повседневный городской стиль – в этом стиле большое разнообразие для жительниц города. Этот стиль для тех, кто любит свободно передвигаться, следит за модой, путешествует налегке, предпочитает смешение стилей. Стиль кэжуал очень мобильный, разнообразный, меняющийся. В базовом гардеробе этого стиля есть платья свободного кроя или полуприталенные (в зависимости от вашего типа фигуры), юбки, жакеты и жилеты, интересные аксессуары.


Бохо – стиль, который любим многими, но не всем подходящий. Это стиль женственности и свободной личности одновременно, стиль очень летящий, многослойный, удобный, яркий. Его базу составляют длинные свободные платья и юбки, сарафаны и многослойные топы, множество аксессуаров. Вещи интересные, незаурядные. В бохо есть и хиппи, и прованс, более утонченный французский стиль, и романтика.

В былые времена женщины бережно хранили «воскресный наряд», который одевали только по особым случая в церковь. С тех пор укоренилось понятие «людей посмотреть и себя показать». Многие ходили в церковь только за этим. Мы хотим, чтобы наряды оставались умеренно скромными и не отвлекали внимание от Богослужения. Помните, что святость — в умеренности!

Хотите развить свой собственный вкус, чтобы быть уверенной в себе и довольной тем впечатлением, которое производите на окружающих? Приходите на наш и создавайте образы, в которых вам будет комфортно всегда!

С уважением,

стилист-имиджмейкер Екатерина Панкина

Мама всегда красивая и модная, – убеждены дети. А что говорит о моде и внешнем образе Новый Завет? В Евангелии об одежде упоминается вскользь – о власянице Иоанна Крестителя, о плащах, постилаемых народом во время входа Господня в Иерусалим, об одежде Христа, о которой воины метали жребий. В одной из притч читаем и о ветхих одеждах – тех, к которым не пришивают заплат, отодрав их от новых. Но ровным счетом ничего не сказано, как должно одеваться женщине в храме.

Бывает, что приходские ревнители благочестия спешат выставить за порог храма тех, кто не соответствует принятому формату, и большинство обиженных на замечания обратно не возвращаются. Нужны ли некие стандарты достойного и приличного костюма для участия в богослужении? Защитят ли они чувства верующих и тех, кто на пути к вере? Этим вопросам в новой России не один десяток лет, а однозначных ответов до сих пор нет.

О смирении… с подиума?

Вспоминается, как лет семь тому назад в российских СМИ открыто звучала дискуссия по поводу внешнего облика прихожан. Вслед за духовенством и общественными деятелями тему одежды для посещения храма подхватили ведущие дизайнеры модного мира, тотчас представившие свои «православные» коллекции. В столице состоялось несколько фэшн-показов, с точки зрения бомонда – громких, гламурно-успешных, а с позиции церковных людей – скорее, провальных и вызывающих острое чувство стыда.

Из репортажей СМИ с нашумевшего показа в ювелирном доме «Эстет» в 2011 году можно было заключить, что православную женщину модельеры представляют себе абсолютно по-разному . То таинственной незнакомкой , поверх неуместно глубокого декольте обернутой в прозрачный газ, то былинной русской красавицей в сарафане с кокошником (популярный за рубежом этнический стиль медведей и балалаек!), а некоторые – и вовсе неким существом среднего рода , одетым в бесформенный бесполый балахон из пластика и других «современных» материалов. Некоторые известные кутюрье преобразили манекенщиц в юных ретроградных старушек , с головы до пят упакованных в бесцветные платья-футляры из плотных неудобных тканей тусклых землистых оттенков.

С точки зрения простой обывательницы с природным вкусом, все это – от лакированного православия и пародий на него до западных примитивных представлений о «русскости» – плохо, пошло, ретроградно, безрадостно. Кажется, что профессионалы модного мира узнали о православной культуре только сейчас и на скорую руку стилизовали модели под эти представления.

А вот как восприняли показ молодые модельеры.

Елена Макашова, дизайнер одежды : «Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал».


Одежда несет свою философию и рассказывает о человеке
: кто он, какое у него образование, каков мир его интересов. Она определяет, как к нему относиться. О чем должна говорить одежда православной женщины? О смирении , одной из основных христианских добродетелей. Можно ли сказать об этом, глядя на старомодные или эпатажные наряды с элементами национальной русской одежды? Если бы мне довелось работать над коллекцией, то это были бы, наверное, более простые ткани, я придала бы им интересную форму (сложный крой), чтобы интересно было носить молодым , сделала бы что-то современное. Потому что, к сожалению, в представленной одежде мне не видны ни современность, ни представления о целомудрии, чистоте и смирении».


Любовь Логинова, художник-дизайнер
: «От православия на этом показе было очень мало. Да, модели были в платках. Да, большинство платьев были длинными, но мягко говоря, не радовали новизной и свежестью идей. В одежде, которую можно отнести к православному дресс-коду, главное элегантность и строгость , но не обязательно, чтобы платье было закрытым, со стоечкой по шею. Нужно учитывать особенности и тип женской фигуры. Я думаю, православная одежда не должна быть зажата в узкие рамки, она может быть цветная, нарядная , но подобрана со вкусом и отвечать правилам приличия. Хочется, чтобы православные женщины своей одеждой привили людям вкус одеваться достойно и элегантно, и многие бы увидели, что для того, чтобы показать себя, совсем не обязательно обнажаться . Одежда обрамляет, подчеркивает натуральную, естественную красоту. Одежда показывает степень воспитания женщины , степень ее понимания ситуации и места, в которое она пришла. Так было во все времена».

Стразы и алмазы

Так давайте поразмышляем в стороне от подиумных идей. «Православная мода» – словосочетание само по себе странное, парадоксальное. В начале 20 века сочетать два этих понятия вряд ли пришло бы кому-то в голову. Наверное, потому, что большинство жительниц нашей страны так или иначе отождествляло себя с православной верой и понимало, что мода – это о салонах и балах, а православие – совсем о другом.

Правда, тогда женщины всех сословий, от высшей знати до простых крестьянок, гораздо лучше понимали значение слов «случай» и «повод», и на каждый случай и повод имели заготовленный заранее продуманный до мелочей соответствующий наряд.

Православие – о вечном, мода – сиюминутное настроение, или, как удачно сказал какой-то известный кутюрье, всего лишь кусок ткани, перемещаемый по телу женщины . Наверное, поэтому не увенчались успехом изначально добрые начинания инициаторов показа, и у модельеров и представителей Церкви не получилось диалога .

Одни не уловили духа и смыслов православия, другие не оценили полета фантазии, затраченных усилий, профессиональных решений, километров дорогих полупрозрачных тканей, килограммов бисера, пайеток и кружев.

Но что делать, если получилось неубедительно, не похоже на правду?

Мода – всегда китч , противопоставляющая здоровой радости истерические восторги шоу, яркий вызов окружающим, эпатаж, выпускающая на волю сексуальность.

Православие – скрытая от глаз драгоценность, мода – нарочито блестящий страз. Ценности абсолютно разные. Очевидно, поэтому православной моды… не бывает?

Назад в историю

А должен ли вообще православный человек выглядеть как-то особенно?

Стоит заглянуть в прошлое, чтобы убедиться: специальной одежды для церкви в истории костюма не было.

Каждому периоду соответствуют свои эталоны красоты, свои силуэты и формы, кстати, иногда гораздо более эпатажные и нелепые, чем сейчас в среде неформальной молодежи. Все они отражены в мировом искусстве – особенно в живописи, графике и скульптуре. Стоит только вспомнить огромный испанский воротник «фреза» 16 века, напоминавший одетый на шею мельничный жернов (кстати, это из-за него придумали столовую вилку – иначе пообедать в таком «архитектурном сооружении» на шее было бы невозможно). Или жесткое, стесняющее движения французское платье-робу на металлическом каркасе с натянутой на него юбкой без единой складки, называемой «хранитель добродетели». Но это – европейские примеры, не так сильно проникшие на русскую почву. А вот корсеты начала 20 века , в которых женская фигура неестественно нагибалась вперед, а талия затягивалась до объема в 55 см , из-за которых женщины не просто испытывали неудобства, но даже теряли сознание, были очень популярными в России. Как и более ранние «хвостатые» накладные юбки-турнюры . Примеров таких модных изощрений много, но все они на какое-то время становились общепринятыми. Выглядеть иначе означало бросать вызов приличиям.

Как на иконе

Иконописные образы – богатый источник сведений об одежде. Они глубоко символичны, но при этом отражают реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в платке-мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке-хитоне и прямоугольном плаще-гиматии . Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые.

Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую , где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни. Без платка изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

Одежды на иконах – прекрасные, нарядные, богато украшенные орнаментом и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в таком костюме вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?

Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы…

Мимикрия и царский путь

«Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются .

Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, это одна из форм проповеди . Но здесь вот какая проблема: Церковь – это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Церковь в каком-то смысле больше общества, и у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур». И я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда.

Есть такая мысль – ее приписывали разным отцам первых веков христианства, – что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.

Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, - скромность. Целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне . Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень многое направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».

Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная».

Другая крайность – небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть, это не очень правильно с православной точки зрения.

Верующий человек – это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается . И здесь важно, как всегда, искать царский путь».

О брюках и язычестве

Интересно мнение протодиакона Андрея Кураева:

«Отношение к брюкам не является устоем православной веры. Это не вероучительная, а этикетная форма, но когда-то за этим стояли две серьёзные вещи.

Первое. В брюках раньше порядочные люди вообще не ходили – ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, в Палестине, в Византии. Все ходили в туниках. А в брюках ходили варвары. Когда по Константинополю шёл человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм .

Когда варвары стали христианами, этот мотив ушёл. Но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку . Эти переодевания на Святки или Масленицу были рудиментом очень древних языческих ритуалов встречи Нового года. Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского , молодого и старого было разрушением устоявшихся социальных ролей, поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот – это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому .

Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердец . А память об этом некогда серьёзном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду.

И нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех – независимо от пола, попробуйте представить, что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!»

Не «выламываясь» из приличий

Косметика существует веками и также является частью костюма. Размышляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким». Женская косметика всегда была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.

Во-первых, косметика Евангелием… предписывается : «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет, а духовный.

Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением благочестивого ужаса передвигаться по улицам…

Если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.

Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна . Но для неё косметика была не личным выбором вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции».

Ради ближнего

Совет отца Андрея Кураева «женщине, которая специально идёт на службу – одеться «по-церковному».

Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.

Несколько часов держать свой ум в состоянии постоянной молитвенной сосредоточенности – очень трудно. Конечно, человек отвлекается . И тут вы даёте такой прекрасно-законный повод заняться чем-то другим помимо молитвы. И ещё, нам очень важно помнить золотую формулу христианской этики: не я терплю – меня терпят. Все мы в Церкви только еле терпимы. Никто из нас не хозяин в храме . Домовладыка тут – Господь, и Он позвал нас к Себе».

Подытожить хотелось бы словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в его бытность главой Синодального отдела внешних церковных связей: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример, в том числе и внешним обликом».

Эстетика в Церкви, по его словам, имеет огромное значение, а это в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие – это не убожество, это красота жизни », – подчеркивал он в одном из интервью.

Радость и чувство цвета

…С 2011 года информационная волна по поводу церковной одежды в СМИ стихла, и ведущие дизайнерские дома больше не предлагают создавать единый национальный дресс-код и выверенную униформу для посещения храма.

Но православные верующие не отчаялись и впали от этого в когнитивный диссонанс – те обычные женщины, которые живут церковной жизнью и при этом всерьез интересуются вопросами стиля, имеют не один удобный и приличный костюм, не оскорбляющий чувства молящихся рядом с ними. А потому им не приходит в голову надеть рваные джинсы с растянутой майкой с лейблом или надписью про любовь и обернуться поверх этого урбанистического шедевра в пляжное парео, имитируя юбку в пол. Обычно «церковный» наряд заготовлен ими заранее и только ждет своего часа в шкафу.

…Евангельский взгляд не спорит с модой – он вне перемен, он устремлен поверх нарядов, направлен мимо всего временного .

Любуясь нарядной и празднично-яркой одеждой наших прихожанок на Пасху и Троицу, на Петров день, понимаешь, что православная вера – не только борьба со страстями и исповедание грехов, но радость во Христе, а значит, и красота, и свет, и чувство цвета.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

…православный человек не должен
за собой следить, то есть не только
прихорашиваться, но просто следить.
И если человек в чистой,
выглаженной и красивой одежде,
значит, он неправославный.
Из вопросов протоиерею Максиму Козлову

«Наши!» , – насмешливо восклицает муж, потом вовремя вспоминает, что в детстве его учили «не показывать пальцем» и начинает всячески кивать в сторону группы женщин. Он страшно гордится своей наблюдательностью. Еще бы! Ты, жена, не заметила, а я сразу понял, что это женщины не простые, а православные, мало того – глубоко воцерковленные, не веришь? А вот сейчас мы с ними поравняемся. Так и есть:

– Это у Вас, Иулия, искушение!

– Простите, Фотиния, Христа ради…

Фотиния (в миру Светлана, можно просто Света ) оглядывается по сторонам, не находит в округе ни одного храма, яростно крестится на Макдоналдс, подбирает в охапку юбку и ныряет в московскую подземку. Там она достанет из рюкзака замасленный, обернутый в позапрошлогодний «МК» молитвослов и начнет почти бесшумно шевелить губами…

Опознать в толпе большого города обычную прихожанку – дело несложное, но, увы, не по радостному лицу и доброму приветливому отношению мы узнаем ее. На голове неопределенного цвета платок. Юбка волочится по асфальту. Черная. Бесформенная. Часто бархатная, что ясно по только этому материалу присущим потертостям. Сношенные ботинки. Ну и хит любого сезона – его величество рюкзак! Если на нем провести миниархеологические раскопки (можно воспользоваться лезвием), вам повезет найти надпись «Олимпиада – 80!», на худой конец – «Голосуй сердцем!»

Это явление необъяснимо. Что-то вроде наивысшей ступени ложного смирения. Подумать только! Моде наплевательства, неаккуратности и уродливости следуют тысячи молодых женщин, призванных нести в мир красоту, выраженную не только в добрых делах и честной жизни, но и, как бы непривычно это не звучало, во внешности.

Только у нас вместо модных глянцевых журналов – устное народное творчество, передающее десятки ложных посылов типа

– В храме не красуются!

– Черный – цвет смирения!

– В тапочках-ровесниках службу отстоять легче!

Торговые центры – вертеп разврата!

– Я этот платок уже два года не стираю, с тех пор как к мощам приложила. Благодатный!

– Эта юбка хоть и старая, зато «намоленная», я в ней крестилась!

Пожалуй, тут и остановимся: кажется, добрались «до самой сути» . Изломанное, несчастное поколение женщин, которых родители не крестили в возрасте сорока дней в беленьких рубашечках, бабушки не приучали ходить в церковь в белых же, вышитых бисером платочках, а мужья не вели под венец в белых платьях. Придя в храм через боль и страдание, женщина как бы говорит: «Боженька, видишь, мне больше ничего не надо!» На самом-то деле, отрекаемся мы от самого простого, ведь прожить без новых туфель и сумок намного легче, чем без осуждения и злобы. И мы вновь становимся свидетелями того, как кидается на молоденькую девчонку в розовой юбочке бабушка в изношенном мужском свитере с огромной надписью на груди «ADIDASUS » со словами: «В храме не красуются…. Ты внимание привлекаешь…»

Священники в храме облачены в красивые и яркие одежды, почему же мы контрастируем с той радостью, которую несет православие, своим унылым видом. Ведь поход в храм – это праздник. А праздник – это наряд…

Православный гардероб

Основа

Естественно, это длинная юбка. С тем, что негоже женщине носить мужскую одежду (в том числе мужские свитера!), спорить никто не собирается. Но тут есть несколько важных нюансов.

Во-первых, сама длина. Многие выбирают «миди» (намного ниже колен, но не до пола), что и понятно: не будет пачкаться о землю, особенно в слякотную погоду. Однако эта длина вообще мало кому идет, да еще при этом всегда подразумевает высокий каблук. Если это «не ваше» – а, скорее всего, дело именно так и обстоит, откажитесь от капризной юбки-миди. Лучше выберите длину «в пол». Всегда красиво, зрительно увеличивает рост и стройнит.

Во-вторых, модель. Очень часто можно встретить прихожанку в вечерней длинной юбке и, например, футболке. Хотя происхождение такого наряда понятно: юбка хоть и вечерняя, зато удобная, возможно, перепала вам «по наследству», а вот столь же нарядная блузка не позволит спокойно креститься и класть поклоны. Все верно, просто тогда и юбку надо найти повседневную.

И третье: стремитесь уходить от юбок «на резинке» и переходить к нормальной юбке «на молнии». Резинку придумали для того, чтобы было удобно копать картошку или мыть пол.

Платки разные нужны…

… разноцветные важны! О. Андрей Кураев любит говорить о том, что сейчас в храмах уже нет «белых платочков», на которых, в свое время, выстояла Церковь. Серо-грязно-черная масса. А ведь есть добрая традиция надевать на Пасху красный платок, на Троицу – зеленый, на Богородичные праздники – голубой, в Великий Пост – черный, а в остальное время – белый. Именно белый, а не белый в подковках и не белый в звездочках.

И еще: подделки. Когда на синем платке оранжевыми буквами написано: «FENDI. Made in China», становится неловко. Грубый, низкокачественный fake (фэйк – дешевые подделки самых дорогих брендов) осудил весь мир по многим причинам. Но нас интересует одна – с сумкой « Louis Vuitton » за 500 рублей и в платке « Chanel » за сотню вы выглядите глупо и смешно. Ведь огромные деньги люди платят именно за качество этих товаров (например, пожизненная гарантия на сумку Hermes) , а не за черные изделия, прошитые бело-красной нитью…

Платок – почти единственный аксессуар православной женщины. И поэтому их должно быть много: добротных, качественных и, как следствие, красивых.

Обувь

К сожалению, обувь должна быть дорогой. Просто потому, что качественной и недорогой в природе не существует. Зато таковая встречается в дисконт-центрах и на распродажах! Куда выгоднее купить летом шикарные сапоги, а зимой удобные мокасины, чем покупать на рынке непотребный ужас, вспоминая об обуви в самый последний момент.

О рюкзаках, рюкзачках и рюкзачищах

Они полезны в паломничестве. Сослужат незаменимую службу матери с двумя малютками. В остальных случаях рюкзак красит женщину – туриста, а не женщину-женщину.

Куда как приятнее держать в руках красавицу-сумку! Не ту, что из серии «Все по 200», а ту, что можно завещать внучке. Вы же можете позволить себе хоть одну, правда?

Винтаж

Сейчас многие подхватили это словечко. Но, к сожалению, не все понимают его смысл. Винтаж – это именные вещи, которым «за 50», а совсем не старье, провалявшееся на антресолях 5 лет. Винтаж – красит, старье – уродует.

Рынок и индивидуальный пошив

Мне встречались странные девушки, которые стеснялись признать, что великолепную юбку им сшила мама, но зато с гордостью рассказывали, что купили новый палантин… в «Лужниках». Но во все времена одежда, сшитая специально для тебя, считалась особенным шиком. А вот хвастаться товаром китайско-тайваньского производителя, который хамски одевает нас в дешевый ширпотреб… Нужно ли?

НИКОГДА не надо

Повязывать вокруг джинсов косынку. От этого они не превратятся в юбку.

Класть на голову носовые платки. Они все равно останутся носовыми.

Наматывать на голову «подручные предметы». Даже очень хорошо пристроенные на ней пакеты, кофты и газетки не превратятся в платок, увы.

И напоследок расскажу вам историю, в которую почти никто не верит. В одном московском приходе «заслуженная трудница церковной лавки» пошила себе разноцветные платья из парчи для священнических облачений… Стоит ли говорить о том, что от этого она не стала «священнослужительницей»?

По сообщению агентства Интерфакс, Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом.

“Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто . Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом”, – заявил владыка Кирилл в среду в Москве на конференции, посвященной православному паломничеству.

В этой связи митрополит рассказал, как был потрясен, получив однажды от зрителей своей программы “Слово пастыря” письмо с вопросом, почему православные женщины так убого выглядят.

Эстетика в Церкви, по словам митрополита Кирилла, имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма.

“Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета”, – подчеркнул представитель Московского патриархата.

Прот. М. Козлов, «Последняя крепость», М., 2004.

Вопрос: Мирские люди почему-то больше наслышаны о тех юродивых и блаженных, которые принимали на себя такую аскезу, что по ним вши ползали, клопы, тараканы, даже крысы, и, исходя из этих скудных знаний о святости, считают, что православный человек не должен за собой следить, то есть не только прихорашиваться, но просто следить. И что если человек в чистой, выглаженной и красивой одежде, значит, он неправославный.

Ответ прот. Максима Козлова: У меня перед глазами фотография царственных страстотерпцев незадолго до революции: царя-мученика Николая, царицы-мученицы Александры, Великих княжон… Мне кажется, святая царица Александра являет для многих наших современниц дивный пример того, как пройти средним, и в данном случае в прямом смысле слова царским путем. С одной стороны, выглядеть достойно того положения, которое она занимала, с другой стороны, никогда не переходить грани в том, что ей было так доступно и легкодостижимо применительно к условиям того времени. Но в ее внешнем облике несомненны такт, чувство меры, корректность. Равно можно сказать и по отношению к государю, традиционно изображаемому в военном мундире, так украшающем каждого, с честью его носящего, и так приличествующем, как всякая форма, каждому мужчине, – вот образец, на который нам хорошо равняться. Одно дело – юродивые и монашествующие, у которых, впрочем, тоже есть своего рода внешняя форма и есть необходимость ей соответствовать, в том числе и форма одежды, которую надо в достойном виде содержать, а другое дело – человек, живущий в миру. «Ничего слишком» – это общее правило для православного человека, которое распространяется даже на внешний облик.

Однажды к владыке Никодиму (Ротову) подошла на причастие женщина. «Как тебя зовут?», – спросил владыка. «Светлана», – сказала он. «Не Светлана, а Фотиния», – поправил ее рядом стоящий диакон. «Твою жену как зовут? – спросил диакона митрополит, – Вера? Вот и зови ее теперь Пистис!»

Каким должно быть платье для православного храма? Какую одежду выбрать лучше всего, чтобы гармонично вписываться в среду верующих христиан и не ощущать на своей спине укоризненные взгляды. Стоит уважать церковные традиции. Поэтому, если вы хотите выглядеть приличной христианкой, вам стоит и платье одеть «христианское», для того, чтобы подготовиться к молитвенному стоянию перед Всевышним Небесным Отцом.

  • Одежда должны быть скромной, закрытой.
  • Чистой.
  • Длинна юбки или платья ниже колена.
  • Желательно избегать ярких цветов и разрезов.
  • Ткань должны быть непрозрачной.
  • Старайтесь избегать броских принтов на одежде.
  • Глубокое декольте, открытые плечи — лишнее.
  • Придерживайтесь целомудрия в помыслах и одежде.
  • Помните и про важность покрытия женской головы платком.
  • Желательно придти без косметики.
  • Женщине в период очищения не стоит посещать храм.

Можно одеться аккуратно и красиво при этом. В моду вернулись красивые, элегантные платья и юбки длинной в пол, что позволит верующей барышне-христианке выбрать себе привлекательную и скромную одежду для посещения православного храма.

Важно одеться так, чтобы не отвлекать других прихожан от молитвы и не будить ни в ком страстных помыслов.


Если же же вы шли в храм не целенаправленно, а спешили по городу по делам и решили зайти в храм, чтобы вознести свои молитвы, то брюки на вас не смогут помешать вам в этом благородном деле.

Смело заходите. одевайте в маленьком коридорчике специально приготовленные для этих случаев юбки и платки и идите на молитву.

Раньше крестьяне ходили в храм, как на праздник, стремясь одеть свои самые красивые одежды.

Ведь они спешили на встречу к Самому Небесному Отцу.

Мода или стиль?

Для тех, кто является православным человеком, вместе с первым зимним месяцем наступит рождественский пост. В это время принято думать о красоте не только телесной, но и духовной. Если не привести в порядок мысли, никакая внешняя красота не спасет. Поэтому обязательно надо посещать храм, многие так и делают.





Люди издревле отправляясь в церковь, надевали самое лучшее платье. В наше время это не исключение.

Только надо помнить, что собираясь на церковную службу или просто помолиться, одежда должна быть соответствующей. Она должна быть не просто чистой и праздничной, но и строгой.

Хочется одеться не только красиво, но и модно. Возникает вопрос, существует ли вообще православная мода? Модные тенденции меняются каждый сезон. А тут не возникает много вопросов: в чем ходить. Скорее это не мода, а стиль. Может возникнуть еще один вопрос, нужна ли православная мода? В наш современный век просто необходимо знать правила, по которым подбирают наряды для работы, спорта, отдыха и, конечно же, для храма. А то многие твердят, что глубоко верующие люди, но при этом носят наряды не подобающие верующим людям.




Цвет одежды практически роли не играет, а вот длина юбок желательно должна быть ниже колена. Вовсе не обязательно подолом юбки вытирать пол, но и мини тоже не позволительны. Ни в коем случае нельзя посещать храм в штанах и брюках. У тех, кто часто посещает богослужения, всегда найдется наряд предназначенный именно для этого. Не стоит забывать, что голову стоит покрыть платком. Для этого можно взять легкий шелковый шарфик или купить специальный кружевной платок для храма.

Дизайнеры не смогли остаться в стороне от этой темы и предлагают вниманию девушек наряды. К сожалению, практически нет домов православной моды. Несмотря на это есть модельеры, которых занимаются разработкой нарядов для женщин, придерживающихся православных традиций. В принципе одежда всегда должна быть корректной, что бы можно было в любой момент зайти в храм.

Православная мода – это мода не специальная, предназначенная для определенной прослойки населения, а именно та одежда, в которой можно и нужно ходить всем.




Она практически ничем не отличается от строгих классических нарядов, против которых мы ничего не имеем. Православие входит в нашу жизнь и поэтому надо иметь представление о том, как надо одеваться.


Неплохие комплекты можно создать из юбок, как темных, так и ярких насыщенных цветов и светлых блузок. Прекрасно будут смотреться сарафаны с водолазками, рубашками. Платья с белыми воротничками или наряды с вышитыми цветами. Сейчас в моде клетчатые ткани. Платья в любую клетку и любой расцветки прекрасно впишутся в гардероб православной женщины.

Модельеры работают над этой проблемой. Уже были организованы показы первых нарядов для девушек и женщин. Для каждого православного праздника был подобран определенный цвет для нарядов, в соответствии с традициями. Сложно что-то изменить в стиле сложившимся веками, но для того они дизайнеры, чтобы создавать новое.

Можно одеваться красиво и скромно, чтобы не провоцировать мужчин на похотливые, лукавые помыслы. Смотрите фотографии элегантных нарядов.






Православный храм — опора для души

Какое счастье, что есть православный храм. Во многих печалях помогает молитва и дает утешение и поддержку даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях.

Раньше говаривали:»Как тревога, так до Бога». И правильно делали…

А сейчас, чуть что, так до бутылки бежать поскорее…

Радость? Отличный повод выпить. Грусть? Скорее за бутылку! А в результате ничего хорошего из этого не выходит. Сколько горя и бед делает это стремление пообщаться с алкоголем в любых его проявлениях и по любому поводу.

Как говорится, кто хочет, найдет возможность. Было бы желание.
Жданов бьет во все колокола и рассказывает про ужасные последствия этого порока, которая возведена в современном социуме в ранг нормы и выдается за обыденное явление.

Семьи разрушаются, дети страдают, люди плачут, но продолжают пить эту отраву для души и тела. Как в анекдоте про ежиков, в котором те ели кактус, плакали, кололись и продолжали его есть.

Кстати, а вы обратили внимание на то, как груба стала современная речь? Жрать кактус, как говорится в оригинале. Не только молодежь, но и взрослые люди выражаются грубо, непристойно и это вырождение мысли и речи человека преподносится как норма.

Если человек начинает гворить красиво и изъясняться грамотно, на него уже смотрят с недоумением, чего это ты из себя строишь? Будь попроще. Проще мысли, проще живи, проще види себя. Выпей бутылочку-другую и станешь своим.

Дурные сообщества разрушают добрые нравы. Развращение молодежи происходит на каждом шагу.

Все это стало привычным. Это — норма такая…

Великие люди ходили в храм

Раньше даже великие люди ходили по выходным в храм. Стремились к высокой Истине, размышляли о философских свободах, о смысле бытия человека, о том, что такое хорошо по-настоящему и что плохо.

Помню, как с удивлением читала статью великого Михаила Михайловича Сперанского про чудо Иисусовой молитвы. О том, как правильно ее стоить творить и упражняться в этой тайне, чтобы душа наполнялась светом.

На уроках по истории рассказывали нам про этого удивительного человека. Лермонтов, Пушкин, Энштейн, Менделеев и другие гении ходили в храм и глубоко размышляли над онтологическим смыслом бытия.

Цари и те понимали, что есть над ними Высшая власть и за все дадут отчет. Сейчас же…

Сейчас же эта тема считается не модной…

По счастью, конечно, многое зависит от кругов общения. Однако, как выразился один из философов, худших всегда большинство.

Хорошие, порядочные люди живут тихо и не привлекают к себе особого внимания, тогда, как, мусор всегда болтается на поверхности и кричит о себе.

Бывает, едешь в автобусе и с грустью видишь красивых юных девушек или парней, которые хвастаются пьяными гулянками, как здорово они провели время и как непристойно себя вели.

Сбиты координаты, цели и ценности. Без царя в голове, как говаривали про таких в старину.

Душа- Царь в голове. Сейчас же речь только о теле, о 5-й точке человека. Обратите внимание, как вытеснилось слово «любовь» из обихода, а также такие слова, как «страсть, нежность, романтизм, восхищение, обожание, преклонение, ухаживание» и прочее.

Странно и нелепо видеть, как люди считают, что переспать с другом с другом, это нормально, а влюбиться или признаться в своих чувствах, это повод для стыда и насмешек.

Даже животные выбирают себе партнера внимательно.

Сухое слово «секс» заменило собою все выражения: ночь любви, красивый роман, приголубить, любиться, нежиться, волочиться, крутить роман. Ведь эти выражение я говорят о чувствах!

А не только о взаимодействии тел человеческих…

Нежность, восхищение, радость, счастье, любовное томление, стремление соединить душу и сердце с любимым в семейном союзе, эти понятия словно стираются чем-то безжалостным ластиком. Понятия упрощаются, нивелируются и выхолащиваются.

Слово правит миром. Мы видим мир сквозь призму слов. Если речевые шаблоны в сознании людей заложены примитивные и грубые, пошлые, тогда и жизнь будет такой же.

Особенно прекрасным девчонкам, которые входят только в жизнь и видят моду на одежду, на слова и поведение, где им взять верную модель для поведения, если микро — и макро — социум диктует свои условия и правила поведения?

Хочешь быть крутой чикой? Делайте так! говорит, как быть крутой, а быть лохушкой.

Откуда в наш лексикон вошли эти странные, ненормальные, чужеродные слова?!

Почему не привычные: слабый человек, сильный человек, умный или глупый. красивый или некрасивый. Кто занимается внедрением в умы и речи молодежи сих странных инородных словечек? Что это за обрубки слов: прикол, класс, круто, лох, прикинь, охренеть и прочее….

Опять рептилоидное правительство запускает лапу в сознание? Сидят и создают грубые речи, шаблоны гнилого лексикона, чтобы затемнить сознание людей?

Верно Задорнов говорит, как и когда, на каком основании вся страна вдруг стала вещать на постыдном языке отбросов общества, на языке зеков? Кому это выгодно?

Если задуматься, сколько красивых слов ныне вышло из употребления: благородство, любочестие, благодушие, благородный, благолепный. Возможно, пройдет еще несколько поколений и потомки уже не смогут понять, о чем идет речь в этих словах.

Как говорится, в любом деле главное – начать.

Вот и начали. В конце апреля московский ювелирный дом «Эстет» организовал в своей штаб-квартире дефиле с одновременно интригующим и удивляющим названием «Православный дресс-код». Несмотря на откровенно слабую организацию мероприятия, оно стало катализатором если еще не продвижения православной моды в массы, то бума на подобные мероприятия.

На сегодняшний день представленные на дефиле модели имеют мало общего с нашей привычной повседневной одеждой. Но кто знает, во что выльется при активном продвижении подобное нововведение лет через несколько.

На выложенных в Интернете фото с дефиле я сразу узнала модели из прошлогоднего показа Вячеслава Зайцева, так как в Интернете же видела ролик этого зажигательного показа. Гуру российской моды создал практически всю коллекцию из палопосадских платков. Даже колготки на моделях с характерными узорами в тон одежды. При всей яркости и «повышенной цветастости» его коллекция смотрится очень гармонично.

Организован показ православной моды под патронатом одиозной личности, вызывающей разноречивые чувства у россиян. Это Всеволод Чаплин – протоиерей, глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Похоже, именно его участие добавило негатива в и без того нелестные и немногочисленные отзывы журналистов.

Настоящая изюминка, вернее, шоколадка показа православной моды – афророссиянин в скорее африканском одеянии, но ассимилирующим с местными традициями. Настоящий шоколадный заяц.

Зачатки народившегося бума на показы православной моды можно заметить в последовавших событиях за показом в Москве. 13 мая в Уфе состоялся концерт, в программе которого также значился показ православной моды. Была представлена одежда для работников церкви, паломников, для венчания и повседневной жизни. В Ставрополе в середине мая прошел Краевой молодежный фестиваль-конкурс «Мегаполис», в рамках которого значилась номинация «Театр мод». Свои коллекции православной моды представили 22 организации края.

С одной стороны, противно повсеместное засилье чересчур обнаженного тела. С другой стороны, где найти много желающих надевать на себя нечто подобное.