История нижнего белья: от кружевных панталон до бунта против корсета. История корсета: красота требует жертв

Корсет - специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках или молнии, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. ("Большая российская энциклопедия").

История корсета неотрывно связана с историей костюма, историей развития человечества. Первые упоминания о корсете относят к 2600-1250гг до н.э. Древние народы, жившие на островах в бассейне Эгейского моря, создали интересную культуру. Костюмы жителей Крита и Микен поражают своей сложностью и искусностью. Это прекрасный крой, подчёркивающий все характерные особенности фигуры. Стройные талии женщин и мужчин затягивали негнущимися кожаными поясами, которые помогали достигать не только идеальной формы, но и служили дополнительной защитой во время сражений. Для придания большей прочности в них вставляли металлические и деревянные пластины, благодаря развитию ювелирного искусства, пояса обильно украшались. В Древней Греции (8-2 в до н.э.) для придания фигуре стройности, женщины стягивали грудь страфионом, а талию туго охватывали куском талии.

Тонкая талия была идеалом в самые разные времена. В Новой Гвинеи, например, ребенка крепко стягивают посередине, так он приобретает на всю жизнь осиную талию. Но там в это вкладывают скорее магический, чем эстетический смысл. У народов многих стран принято обматывать туго вокруг талии пояс.

Несмотря на многовековую историю, слово "corset" появилось только в 1834 году от французского "corps", означающего "тело". В русском языке - от немецкого "korsett".

В последующие годы корсет менял свой вид и форму в зависимости от силуэта, господствующего в моде, но устройство же по своей сути оставалось одинаковым - каркас, удерживающий фигуру при помощи вшитых в ткань косточек и пластин.

В Европе корсет появляется в Средние века, во времена Крестовых походов. Корсеты выполняли в основном защитную функцию и внешне походили на воинские доспехи. В письменных источниках XII века можно найти указания на шнурование лифа. К концу XIII века женскую талию охватывал широкий пояс - bandeau, приподнимавший и грудь. В моду вошло облегающее платье, подчеркивающее формы тела. Зашнуровывалось оно то спереди, то сзади. Широкий пояс удерживался в моде и в XV веке, он стягивал талию и приподнимал груди, и они выступали как два яблока, из декольте платья. И тотчас нашлись моралисты, резко критиковавшие глубокое декольте и туго затянутую талию. Были сделаны первые попятки расширить форму юбки, чтобы подчеркнуть талию - хитроумный прием, позже в XIX веке, ставший основным орудием моды.

В период готики покрой корсета усложнился. Благодаря железным и деревянным брускам, которые размещали между грудными железами, корсет исправлял естественные недостатки фигуры. Он шнуровался сзади, сбоку и спереди. Женщинам этот элемент одежды помогали выглядеть соблазнительно и привлекательно. Но не каждая женщина могла позволить себе носить корсет, так как его цена была очень велика. Мужчины тоже носили корсеты, они использовали их как средство защиты от мечей врагов. Мужской корсет имитировал панцирь, был изготовлен из металла, иногда из кожи, и закрывал все туловище. Со второй половины XV века, женские корсеты начали изготавливать из кожи с металлическими брусьями. В корсете делали отверстия для доступа воздуха к телу, при стягивании корсета, края этих отверстий врезались в кожу и доставляли женщинам ужасные мучения.


Корсет - предтеча современному бюстгальтеру появился в эпоху Возрождения. В это время моду входят более обтягивающие одеяния, которые были пытались исправлять недостатки женской фигуры. Железные или деревянные бруски,которые вшивали в ватную подкладку одежды, находились между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Стоимость такого корсета была очень высокой, и это могли себе позволить только женщины из высшего общества.

И все же, хотя самостоятельным элементом одежды корсет стал у бургундцев в 14 -15 веках, в настоящий фетиш дамской моды он превратился с помощью испанских законодателей моды в 16-17 веках, когда слабый пол был закован в панцири, державшиеся с помощью деревянных планок, металла и китового уса. В середине XVI века церковь провозглашает женщин исчадием ада, испанский двор возводит в культ плоскую фигуру.Представительницам слабого пола пришлось надеть корсеты из сложной металлической конструкции со стальными болтами, весил такой наряд внушительно и был похожим на настоящие латы. От естественных линий и форм почти ничего не осталось; деформированные женские бедра поддерживали колоссальный рок на обручах. К корсетам приучали с 5-6 лет, причем бедным девочкам запрещали расшнуровываться на ночь, либо ставили на грудь свинцовые плиты, чтобы грудь не развивалась и оставалась плоской.

По утрам несчастных дам отлаженным движением зашнуровывали крепкие служанки, упираясь коленом в хозяйский зад. Белье времен торжества испанской моды сравнимо с орудием пыток. Следствием ношения такого корсета была ранняя смертность женщин. Испанские дамы из высшего общества для достижения плоских форм стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов. К корсету прикреплялась вертлога конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Несмотря на то, что ношение этого аксессуара нередко приводило к смерти, металлический корсет занял прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века.

Знаменитая французская королева мод Екатерина Медичи ввела стандарт обхвата талии, который составлял 33 сантиметра. Женщины, которые старались соответствовать моде, жертвовали здоровьем, так как при ношении корсета происходила сильная нагрузка на внутренние органы, корсет сдавливал печень, желудок, почки и нарушал кровообращение.

У «жертв» моды начинались проблемы с пищеварением и воспроизводительной функцией. Врачи говорили, что четверо из пяти женщин умирают из-за ношения корсета.


Корсеты одевали не только на Западе, но и на Востоке. Индийские танцовщицы баядеры носили корсеты, которые отвечали потребностям здоровья и одновременно совершенствовали женскую фигуру. Их корсеты были изготовлены из коры мадагаскарского дерева и имели телесный цвет (поэтому иногда казалось, что грудь обнажена). Эластичность корсета не затрудняла дыхания. Баядеры никогда не снимали корсет, даже спали в нем.

С середины XVII века снова возвращается обычай приподнимать грудь, делая ее пышной. Теперь корсет изготавливают из шелка, атласа и кружева, украшают вышивкой и перьями. В эпоху барокко, корсет с кринолином был основой женского наряда, он стал изготавливаться из ткани и гибкого китового уса. Английский корсет шнуровался сзади, а французский - спереди. В период барокко главное назначение корсета - создание узкой талии.

Рококо, возродив в 18 веке юбку на обручах, снова сделал корсет основой дамского облика. В это век, не случайно названный "галантным" , эти сжимающие грудь пластины, были вещью, сильно возбуждающей чувственность.

Корсет надевали на тонкую рубашку, так как швы при тугом стягивании могли причинить массу неудобств, поэтому к аккуратности их изготовления предъявляли высокие требования и искусство мастериц-корсетниц ценилось очень высоко. В начале XVIII в появляются корсеты с китовым усом, с их помощью можно было затянуть талию до 40см, одновременно с помощью корсажа придать груди полукруглую форму. Корсет безжалостно отодвигал назад плечи и руки, заставляя свою хозяйку сильно прогибаться в спине. Декольте было так глубоко, что обнажались соски.

Выходить на улицу и посещать церковь в таком виде не возбранялось. Напротив, в хрониках Лондона начала XVIII века сохранилась запись о трех молодых сестрах, которые каждое утро прогуливались по аллеям вокзала в платьях, открывавших бюст целиком; горожане восхищались девушками: "Почтенные матери приводили своих дочерей взглянуть на такую красоту, а мужчины спорили, кому из сестер присудить пальму первенства, и никак не могли столковаться ".

Страшные муки терпели женщины, желавшие соответствовать моде. Представьте себе, что в пушкинские времена в моде была талия 56 сантиметров, а в эпоху модерна у светских львиц существовало негласное правило: объем талии должен равняться объему шеи любовника! Талия в 40 сантиметров была обычной для бального платья. Но как при этом они, бедняжки, дышали? Не удивительно, что на балах дамы то и дело падали в обмороки, однако и это они заставили служить себе на пользу: мол, обмороки случаются от нежных чувств, от тонкой трепетной натуры!

В женской одежде XVIII века господствовали зашнурованный лиф и убка на обручах - panier. Лиф зашнуровывался спереди или сзади посередине. Передняя застежка служила украшением платья, иногда ее закрывала вышитая деталь, иногда ее нарочито оставляли навиду и декорировали. Туго затягивали лиф не только женщины, но и маленькие девочки. Без корсета ходили только в провинции простые женщины.

После Французской буржуазной революции (1789) корсет некоторое время не одевали. В одном из французских музеев хранится корсет, который в тюрьме носила свергнутая королева Мария Антуанетта. Революция объявила войну таким аристократическим атрибутам, как корсет, юбка на обручах, припудренные парики, ленты, банты, мушки... Был создан единый стиль одежды, который затушевал классовые различия. Корсет уменьшился до размеров пояса. На это изменение повлияла Англия - в моду вошла одежда английских дворян, ценивших удобство. Также на моду повлияло увлечение античностью и идеалом становятся греко-римские наряды с преобладающей простотой. На рубеже XVIII-XIXвв, когда в моду вошли туники из полупрозрачных тканей, женщины временно смогли отказаться от жестких корсетов, если им позволяла фигура, в противном случае они пользовались полукорсетами из эластичных тканей (известных с конца XVIIIв.).

Во времена Директории с ее классическим идеалом и свободой, восторженно встреченными женщинами, корсет не согласовывался более и исчез. В 1799 году линия талии поднялась под самую грудь, в результате платье фактически выполняло роль бюстгальтера, и корсет потерял всякий смысл. Формы тела подправляли иногда узким шарфом, поддерживающим грудь и завязывающимся сзади накрест. Через несколько лет линия талии стала снова опускаться на естественное место. И срузу же стали придумывать средства для того, чтобы зрительно ее уменьшить. Англичане придумали свой тип корсета, удивив в Париже в 1814 году французов талией на нормальной высоте. Но французская мода все же победила. Стиль "ампир" с перемещенной под грудь линией талии держался в моде до 1821 года. Лишь после этого талия начала понемногу опускаться, пока к 1825 году вновь не оказалась на своей естественном месте.

Уже с 1810 года мода снова возвращает корсеты слабому полу, на этот раз почти на целое столетие; с 1820 года производство корсетов было поставлено на промышленную основу. Во французской промышленности изготовление корсетов приобрело особое значение. В конце XIX века оно сосредоточилось в двух городах - Лионе и Ромилли. и сразу были введены новшества: в 1828 году изобрели блочки (до этого вырезали отверстие, которое обметывали петельным швом). они позволяли плотнее зашнуровывать корсет. Начиная с 1930 года корсет носили не только модницы, но и практически женщины всех слоев общества.

С появлением турнюра корсет стал заковывать женщину почти до колен. Ходить без корсета считалось неприличным, женщина считала себя неодетой, если её заставали без корсета. Во времена Виктории, британской королевы, корсет носили даже беременные англичанки - появиться на светском рауте с заметными признаками округлившегося живота было равноценно позору. Считалось, что на 3 месяца будущая мама должна была находиться под домашним арестом.

Иногда борьба за талию приводила к досадным конфузам: в 1828 году одна несчастная дама, утянувшая свою талию на целую треть, с треском "лопнула" на придворном балу и, к ужасу своего кавалера, мгновенно располнела.

Одни лишь англичане позволили женщинам ослабить корсетный "гнет" - их корсеты шнуровались сзади и не затягивались так туго, как французские.

Решительным противником корсетов был Ж.Ж.Руссо, французский писатель и философ, ее взгляды нашли отражение в книге «Вырождение человеческого рода под влиянием корсетов», вышедшей в свет во второй половине 18 века во Франции.

Запрета на корсеты требовали врачи, реформаторы, философы. Плохое пищеварение, приступы истерии, искривление позвоночника, болезни печени и сердца, рак и ранняя смерть - все свалили теперь на корсет.

Несмотря на это в течении всего XIX века корсет оставался основой женской одежды. В конце концов корсет сделал женскую фигуру похожей на песочные часы, но изменения происходили и здесь...

К 1870 году корсет состоял из 40 китового уса. Он помогал подчеркнуть тонкую талию и высокую грудь. Подобная форма держалась еще 10 лет, до 1880 года, затем начали ее все больше срезать наверху. Вносили измениния и в шнуровку. Застежка состояла из двух стальных полосок и крючков, позволявших легко растегивать корсет, к тому же не нужно было более боятся того, что спутаются завязки.

В 1880 году появился новый сорт корсета - "помпадур". Он был коротким, выше бедер, спереди и сзади заканчивался острым углом.

В 1885 году женщины сели на велосипед и с этой поры стали жаловаться на то, что тугой корсет мешает им в езде. В следующем году появился бюстгальтер как отдельный предмет женской одежды. Изобретение это было запатентовано Йозефом Уэлсом из Филадельфии. Бюстгальтер представлял собой корзину сплетенную из проволоки, он был гигиеничен, не впитывал пот, и каждая женщина могла подобрать себе нужный размер. Уже в следующем году, изобретение это можно было заказать по почте за 75 центов.

В середине 1880-х годов появились первые резиновые штрипки, к которым прикрепляли чулки, но несмотря на это продолжали носить подвязки.

Некоторое время спустя использование полос из нержавеющей стали позволило ввести следующее новшество: стальные полосы корсета выгибали соответственно формам тела: по талии - вовнутрь, по бедрам снаружи.

В последнем десятилетии XIX века корсет стал короче и прямее: по бедрам в нем сделали вырезы, бюст же разделили короткие пучки из китового уса, называвшегося divorces.

В 70-80 годах XIX века борьба за изменение женской одежды принимает широкие масштабы. В Англии возникает общество «Эстетическое движение», которое выступает против деформации женского тела.

Корсеты часто были подвержены критике. Ученые гигиенисты называют корсет орудием пытки. Наполеон отмечал, что корсет, это одежда для кокеток с плохим вкусом, он предупреждал, что этот вид одежды вызывает увечье для потомков, и называл корсет убийцей человеческого рода. Французскому королю Карлу X совсем не нравились женщины в корсетах, он часто говорил, что раньше во Франции можно было встретить Венер, Диан, а теперь здесь только «осы».

Знаменитый французский естествовед Жорж Кюв’е прогуливаясь на природе с дамой в корсете, видел в ней настоящую жертву моды. Когда девушка посмотрела на душистый цветок, он сказал, что раньше она напоминала ему этот цветок, а завтра этот цветок будет напоминать ее. На следующий день молодые люди подошли к тому же цветку, он терял свой естественный цвет и форму. Девушка не могла понять, как цветок мог так быстро увянуть. Жорж Кюв’е объяснил ей, что этот цветок - это образ девушек и женщин в корсетах, которые вянут от сжимания своего тела. Естествовед показал своей спутнице нить, которой перевязал вчера на прогулке стебель прекрасному цветку. И предостерег девушку, что она так же увянет, как этот цветок, постепенно теряя обворожительность молодости, если не перестанет носить «опасную» одежду.

И все же в конце 19- го века всесильная мода снова затянула женщин в корсет так, чтобы совсем не было видно живота. Весил корсет несколько килограммов. Женщина в нем едва могла дышать и совершенно не могла нагнуться. А лишний тур вальса, игра в волан или катание на велосипеде иной раз заканчивались для дам летальным исходом. Смертельных случаев было так много, что в конце 90-х годов даже пришлось издать указ о запрещении носить корсет во время занятий спортом.

Корсеты начала XXв высоко поднимали грудь и сильно прогибали спину, придавая женской фигуре S-образную форму. Создавалось впечатление, что у женщины осиная талия и пышные бёдра. Грудь демонстрировалась в ее естественных формах, живот освободился от давления. Идеалом стали формы зрелой женщины. Крупным реформатором-освободителем женского тела стала танцовщица Айседора Дункан. Пропагандируемый ею естественный танец ускорил появление в моде свободного платья.

В 1902 году изобрели корсет, поддерживающий снизу живот. Передняя часть лифа была абсолютно прямой благодаря корсету. Но и этим стали вскоре злоупотреблять: лиф оказался донельзя утянутым, спина сильно вогнутой, а живота вообще не было, его поднимали вверх. В 1903 году, француженка, женщина-врач Парижской медицинской академии, Гош Саро разделила корсет на две части: верхняя - бюстгальтер и нижняя - пояс. В 1905 году знаменитый парижский модельер Поль Пуаре предложил женское платье без корсета. Говорят, что он преуспел в этой борьбе благодаря таким танцовщицам, как Айседора Дункан, Мата Хари. Именно они впервые на сцене показали свои гибкие прекрасные тела под тонким шёлком. Он предложил платья рубашечного покроя и без корсета - юбка начиналась возле груди и ниспадала до пола. Он создал силуэт, который принёс ему славу, и назвал его «La Vague». Его жена Дениза была чрезвычайно стройная женщина и к тому же она демонстрировала все его модели, а потому парижанкам захотелось выглядеть так же привлекательно и грациозно, как Дениза. Корсет Пуаре заменяет бюстгальтером и поясом для чулок. К слову сказать, корсет и раньше не использовался для поддержания чулок. Эту функцию выполняли подвязки, которые представляли собой ленты и завязывались выше или ниже колена в виде банта. И в том и другом случае эта деталь туалета, как у мужчин, так и у женщин, также имела свойство вредности для здоровья. Подвязками перетягивали ноги, и соответственно нарушалось кровообращение. Говорят, что фабриканты корсетов отправилисьу Пуаре с петицией, умоляя отказаться от бескорсетных моделей, которые грозили им разорением.

В 1910 году корсет опустился, сдавив безжалостно живот и бедра. Теперь он меньше стягивал талию, высвободил бюст, но сковал ноги. В 1911 году впервые в истории моды вошли в моду узкие будра и корсет иногда доходил до колен.

Твитнуть

Класснуть

Корсет нужен всем! Думаю, с этим согласится любая современная модница. Девушки стремятся приобрести корсеты в свой гардероб, а модные бренды активно включают корсеты в свои коллекции.



Но не будем забывать, что сегодняшний корсет очень отличается от своих предшественников из прошлого. Поэтому предлагаю заглянуть в историю и вспомнить, как менялась эта деталь гардероба, прежде чем она пришла к своему современному виду.

Наверное, самым древним предком корсета можно считать широкий кожаный пояс, который носили юноши и девушки на Крите около тысячелетия назад, чтобы подчеркнуть тонкую талию.

Затем на протяжении времени пояс эволюционировал, становился более широким и уже не только подчеркивал талию, но и приподнимал грудь, придавая ей красивую форму.

Впервые корсет как отдельный элемент женского гардероба появляется в Бургундии. Он представлял собой железные или деревянные бруски, вшитые в ватную подкладку и стоил достаточно дорого.

Господствующее же положение в моде корсет занял в начале XVI века. Он был довольно тяжелым и неудобным. Особой жестокостью в моде XVI века отличились испанцы. В Испании в моду вошла абсолютно плоская женская фигура, поэтому корсет был призван утянуть не только талию, но и грудь. Испанские корсеты того времени и сейчас сохранились в музеях и больше напоминают панцирь, чем элемент женской одежды.



В XVII веке основу корсета стал составлять китовый ус, что сделало корсет не таким жестким и более удобным в носке. Теперь он был призван утягивать талию. Модный стандарт талии, введенный Францией, составлял 33 см, так что женщины беспощадно затягивали себя в корсеты, что, разумеется, не сказывалось благоприятно на их здоровье.




Кадр из фильма "Мария Антуанетта".

Корсет оставался в моде до Великой французской революции (1789) . Она способствовала не только свободе нравов, но и свободе в одежде. Линия талии поднялась под грудь, в моду вошел стиль «ампир» и корсет почти исчез как ненужный элемент гардероба, либо оставался в качестве белья, но уже не утягивал так сильно тело женщины.

Стиль «ампир» был в моде до 1821 года, после чего линия талии вернулась на свое обычное место и корсет опять появился на модной арене и не сдавал своих позиций уже до начала XX века. Конечно, за это время он претерпел немало изменений.

Например, в 1880 году входит в моду корсет «помпадур» - короткий, выше бедер и заканчивающийся острым углом спереди и сзади.

Примерно в это же время в моду входит и особенно широкая и пышная юбка, которая была призвана подчеркнуть тонкую талию. Помните Скарлет и ее талию в 17 дюймов?




В конце XIX века впервые начинают говорить о вреде корсета для женского здоровья, однако, он по-прежнему составляет основу женского гардероба.

В 1910-х годах в моду входит длинный корсет, он утягивает не только (и не столько) талию, сколько живот и бедра. Впервые за всю историю в моду входят узкие бедра.





Такой корсет можно увидеть в фильме "Титаник"

Однако, в середине XX века история корсета завершается. Последний раз корсет замечен в 50-е годы, во времена new look.

Женская одежда становится более удобной и корсет исчезает из гардероба. Но, возможно, исчезает лишь для того, чтобы в подходящий момент снова занять главенствующие позиции в мире моды?

По крайней мере сегодня мы наблюдаем интерес дизайнеров к корсету. Что ж, думаю, нам можно порадоваться, что современные корсеты не только красивы, но и удобны. И при этом они все же позволяют сделать талию хоть на несколько сантиметров меньше и выглядеть всегда прекрасно и соблазнительно.

Модницы конца XIX - начала XX веков сравнивали объем своей талии, утянутой в корсет, с объемом шеи своих поклонников. Сейчас это кажется почти невероятным, но корсет творил чудеса! И кому было дело, кроме врачей, что ребра модниц искривляются? В крайнем случае, можно было удались пару нижних ребер и стать еще краше и тоньше - и это в эпоху, когда полного наркоза не существовало, а была лишь локальная анестезия...

"Чтобы быть красивой - надо родиться красивой, а чтобы казаться красивой - надо страдать" - гласит старинная французская пословица. Слишком тонкая талия от природы - явление редкое, а вот мода на ее утягивание широкими поясами из кожи со шнуровкой наблюдалась впервые на Крите в VI веке до нашей эры.

Для придания большей прочности в корсеты вставляли металлические и деревянные пластины, благодаря развитию ювелирного искусства, пояса обильно украшались.

В Древней Греции, где он играл чисто функциональную роль. Так, для поддержания груди гречанки оборачивали вокруг нее широкие ленты. Это делалось для того, чтобы грудь не мешала во время танцев и занятий спортом, а также с целью остановить ее рост - большой бюст не вписывался в существовавшие тогда идеалы гармонии.

Эти ленты - строфионы - изготавливали из шерстяной ткани или мягкой кожи. Традицию использовать подобные повязки переняли и римляне, однако к тому моменту они превратились в предмет моды и социальных различий, просуществовав в таком виде до XII века.

В период раннего средневековья на смену свободной драпированной греко-римской одежде появилась модная, обтягивающая тело человека, одежда. Покрой ее усложнился, появилась выточка и застежка. Одежда впервые должна была исправлять естественные недостаки фигуры, а не прикрывать их. Достигалось это благодаря использованию железных и деревянных брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Бруски располагались между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота. Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Часто при расслаблении шнуровки бруски могли выпасть. Стоимость такого корсета была очень высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из высшего общества.

В период Готики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины. У мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так называемый колет), выполняющие роль мужского корсета. Гладкий и жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в близкой связи с военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов.

Долгое время корсет считался частью мужской одежды. Он изготовлялся из кожи или металла и закрывал все туловище, начиная от шеи и кончая верхней половиной бедра. Такой панцирь носили воины, принадлежащие к кавалерии.

Первые похожие на современные корсеты напоминали двухслойные корсажи, или "брасьеры", которые главным образом поднимали грудь и утягивались шнуровкой. Их родиной французы считают Англию, а временем возникновения - вторую половину XIV века.

В ту пору талию еще не утягивали узко, так как средние века были знамениты своей модой на беременных женщин, и их округлый живот не только очень котировался, но даже имитировался подложенными под платье "коттарди", на костях из китового уса.

Мода на поднятую грудь и высокую талию продержалась весь XV век, лишь после открытия Америки Колумбом в 1492 году стала "спускаться ниже".

В эпоху Возрождения (со второй половины ХV века до ХVI века) мужской корсет не выходил из употребления. Позднее такие корсеты-панцири изготовляли из ажурного железа, затем появились более гибкие корсеты с применением в конструкции китового уса. Арматура из китового уса покрывалась тканью. На протяжении многих веков корсеты носили как мужчины, так и женщины. Женские готические корсеты сменили корсеты из кожи, отделенные от платья, в которых для устойчивости и твердости применялись металлические и деревянные брусья.

Такие корсеты первыми надели испанские женщины. В боковых частях этого корсета вставлялись шарниры, а по всему корпусу корсета делали круглые отверстия для доступа воздуха к телу. Когда корсет стягивали, то края дырочек врезались в тело, принося ужасные мучения. В наше время ученые гигиенисты назвали испанский корсет орудием пытки. И это вполне справедливо. Испанские светские дамы для достижения желаемой формы стягивали свою талию до 20-20,5 см в полуобхвате, тем самым вызывая многие заболевания внутренних органов.

Узкий корсет сдавливал печень, смещал желудок, сжимал почки и живот, нарушал правильное кровообращение, и, следовательно, приносил вред всему организму в целом.

К корсету прикреплялась вертлога – конструкция из металлических прутьев. Прутья расходились на метр с каждой стороны, и на таком расстоянии размещалась юбка. Женская одежда деформировала тело, фигура была плоской.

Металлический корсет занимал прочное место в гардеробах модниц до конца ХVII века. Однако, несмотря на все зло, которое он причинял, корсет столетиями не выходил из употребления.

В ХVIII веке в связи с изменением стиля моды “барокко”, корсет перестал быть орудием пытки. Французские дамы страдали меньше от корсета при новом стиле Рококо (первая половина и середина ХVIII века), чем испанские женщины в эпоху барокко. Корсет стал изготавливаться из ткани с применением более гибкого китового уса. Жесткость самого корсета ограничивалась только жесткостью материала, из которого был сделан корсет. Он шнуровался или спереди, или сзади.

Назначение корсета сводилось к созданию узкой талии. Когда он шнуровался спереди, то шнуровка использовалась как декоративное украшение к платью. Иногда использовался кусок вышитого материала, чтобы скрыть шнуровку, иногда ее показывали открыто.

Французская живопись XVIII века изобилуют сценами, изображающими дамский туалет, в том числе и затягивание корсета. Нередко здесь присутствуют и мужчины, которые наблюдают, а иногда и помогают дамам в этом нелегком деле. Очень часто изображенная женщина держится за столб кровати, в то время как камеристка, упершись коленом в мягкую точку своей госпожи, старательно затягивает шнуровку корсета. Дело в том, что в те годы шнуровка на корсете проходила зигзагом, как это можно увидеть, например, на рисунке Роуландсона. Когда женщину затягивали в корсет, шнур дергали из стороны в сторону, а значит бедняжка тоже моталась направо и налево, как оса не веревочке. Чтобы не потерять равновесие, нужно было вцепиться во что-нибудь устойчивое.

В XVIII веке путешественники замечали, что англичанки затягивались в корсеты гораздо чаще, нежели француженки. Это считалось хорошим тоном, ведь дама из приличного общества не могла показаться неряхой и распустехой. Более того, в Англии корсеты были в почете у служанок и крестьянок, даже тех, что занимались тяжелым физическим трудом. Ситуация существенно изменилась в конце века, с наступлением Великой Французской Революции. Сами революционеры не жаловали корсеты, так как считали их еще одним признаком "аристократии в одежде." Женщины вняли их призывам и освободились от корсетов - вернее, перестали затягивать их чересчур туго.

Идеалом нового стиля (Ампир) были греко-римские образцы. Но даже при таком стиле женщины не могли полностью отказаться от корсета. Эффект корсета достигался покроем платья, в котором линия талии располагалась так высоко, что она являлась естественной поддержкой для груди. Но это продолжалось недолго. Возврат к корсету произошел по древнему образцу в виде пояска, но с бретелями (1798 г.), которые стали носить ниже груди.

В 1810 году снова появились корсеты, охватывающие верхнюю и нижнюю части туловища.

Мода в ХIХ веке менялась очень быстро. В каждой модельный сезон появлялся новый мотив, формировавший силуэт. Мода предлагала носить женщинам гладкий лиф, сформированный корсетом, и юбку с обручем-кринолином.Так, в 60-х годах ХIХ века дань моде отдавалась кринолинам, достигшим к этому периоду огромных размеров.

А уже в 1869 году основным силуэтным мотивом в женской одежде был треугольник, который воспроизводился при помощи юбки-каркаса, прикрепленной к корсету.

Период с 90-х годов и начало ХХ века был последним в истории женской одежде периодом, когда женщины имели “осиные талии”.

Корсет затягивался так сильно, что силуэт женщины в корсете напоминал букву S. В течение всего ХIХ века, несмотря на то, что женская одежда была на каркасе (кринолин, тюрнюр), велась непрерывная война против ношения корсетов. Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие (пока еще частичное) в общественно-полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.

Первой выступила против общепринятого костюма 30-х годов ХIХ века французская писательница Жорж Санд. Но только лишь в конце 70-80-х годов борьба за реформу женского платья приняла более широкие масштабы. На съездах врачей-гигиенистов начали обсуждать эту проблему как одну из наиболее важных. К сторонникам реформ женского костюма относились в большинстве немки и англичанки. В это время в Англии возникает общество под названием “Эстетическое движение”, которое объединяло ряд деятелей английской культуры. Их основные положения в области костюма сводились к следующему: современный женский костюм противоестественен, так как он стягивает и деформирует тело, тогда как природа создала тело для свободы.

Хотя функция у корсетов одна - придавать фигуре более привлекательную форму - существовали различные виды корсетов, в том числе и корсеты для беременных, кормящих матерей, наездниц, а так же ночные корсеты. Несмотря на негодование врачей, изготовители корсетов утверждали, что именно их продукция - не только самая красивая, но и полезная для здоровья. Реклама корсетов подчеркивала их удобство, легкость, и пользу в исправлении природных дефектов.

Вплоть до 1870х, подобная реклама редко изображала женщин, облаченных в корсеты - как ни крути, но это нижнее белье. Зачастую на рекламных открытках можно увидеть сами корсеты, иногда в окружении ангелочков. Этот аспект особенно интересен, ведь согласно распространенному мнению, корсеты приводили к осложнениям беременности, а то и вовсе к появлению искалеченных детей. Но рекламодатели, очевидно, хотели подчеркнуть, что хороший корсет - не помеха деторождению. Кроме того, согласно мнению историков, ангелочки, затягивающие корсет на дамах, указывают на эротический подтекст, символизируя мужчин, которые тоже зашнуровывают женщин в определенных обстоятельствах.

Еще более интересна реклама нержавеющих корсетов, изображающая голого мальчика в сапогах, который поливает корсет из шланга. Несмотря на двусмысленность самой ситуации, возражение у общественности вызвал лишь тот факт, что на мальчике не было одежды. Когда ее дорисовали, публика успокоилась.

Женщины, надевавшие корсеты во время беременности или после родов, подвергались существенному риску. Например, вот что пишет Ги Де Мопассан:
Я успел позабыть эту давнюю историю, но на днях, на одном из модных пляжей, увидел изящную, очаровательную, кокетливую даму, пользовавшуюся любовью и уважением окружавших ее мужчин.
Я шел по берегу под руку с приятелем, врачом на этом курорте. Вскоре я увидел няньку и трех детей, игравших на песке.Пара маленьких костылей, валявшихся рядом, вызвали у меня чувство щемящей жалости. И тут я заметил, что эти три маленькие существа уродливы, горбаты, искривлены, ужасны.
Доктор сказал мне:
-- Это -- чада прелестной дамы, которая только что повстречалась тебе.
Глубокое сострадание к ней и к ее детям овладело моим сердцем. Я воскликнул:
-- О бедная мать! И как она еще может смеяться! Мой приятель продолжал:
-- Не жалей ее, дорогой мой. Жалеть нужно бедных малышей. Вот последствия перетянутых талий, которые до последнего дня остаются тонкими. Эти уроды -- результат корсета. Она знает, что рискует при этом жизнью. Но ей все равно -- лишь бы она была хороша, лишь бы ее любили!

Но тем не менее в XIX веке корсет все еще популярен. В 1870-1880-х годах появились очень длинные корсеты "кираса", которые опускались до бедер и заставляли дам садиться в кресло боком, как бы полулежа, что было очень пикантно и делало их похожими на русалок. Тот же Ги де Мопассан рассказывал о манере завязывать корсеты сзади на особые сложные бантики, чтобы мужья имели возможность вечером проверить, снимался ли корсет днем.

В начале ХХ века покрой женской одежды резко упрощается, силуэт приобретает трубовидную форму, талия удлиняется. Корсет продолжают носить, но без особого прогиба в талии, вследствие чего исчезла крутизна бедер и, вместе с тем, сохранялся красивый изгиб спины. Словом, получились более естественные линии тела, общий вид которого стал мягче, удлиненнее и гармоничнее, чем при стянутой талии.

Так к 20-м годам ХХ века был создан прямой корсет, который с течением времени получил широкое распространение. Модный силуэт одежды того времени требовал от корсета воспроизведение плоской формы. Прямой корсет деформировал грудь, поддерживал живот, слегка его поднимал и оставлял свободу и гибкость талии. Такой корсет меньше влиял на ухудшение здоровья. Впоследствии прямые корсеты разделились на две части: верхнюю и нижнюю. Верхнюю часть стали именовать “лифчиком”, “бюстгальтером”, нижнюю – поясами. Затем появились бюстодержатели, которые делались на бретелях, слегка воспроизводившие форму груди. Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Стремление к естественной форме было связано с изменением женского силуэта, грудь приподнимается и подчеркивается.


33 сантиметра объём мужской шеи и талии у истинной дворянки в эпоху Екатерины Медичи. Королева, которая славилась своей жестокостью, заточила всех дам в корсеты из китового уса. Тех, кто отказывался носить неудобную вещь, принимали за простолюдинок.


В 18-ом веке моду на осиную талию подхватила вся Европа. Первые корсеты мамы выдавали девочкам уже в 7 лет, а 16-летние девушки не снимали их даже во время сна. Это было неудобно и очень вредно для здоровья. Ношение корсета грозило рождением мёртвых детей, ведь корсет не снимали даже в первые месяцы беременности.


Облачение в корсет было делом нелёгким. На рисунках того времени изображена, как правило, дама, которая держится за столб кровати, тогда как камеристка, упираясь коленом в пятую точку госпожи старательно затягивает шнуровку корсета.


И моднице и камеристке приходилось изрядно попотеть. Ведь чем тоньше талия – тем выше статус. Так считали модницы тех лет и утягивали в корсеты перед зваными ужинами и балами, добиваясь головокружительных результатов в прямом смысле этого слова. Ведь организм практически не получал кислорода, а бал продолжался всю ночь, а к утру девушки в бессознательном состоянии просто валились на пол.


Первый смертельный случай произошёл в Париже. Невеста в узком свадебном платье упала и скончалась прямо у алтаря.


Популярностью корсеты (особенно цветные) пользовались у куртизанок. Об этом можно судить по картинам Мане “Нана” или “Ролла” Анри Жерве. Чтобы у зрителя не осталось сомнений, что на кровати спящая дама лёгкого поведения, а не жена мужчины у окна, на переднем плане изображена гора смятого белья. На кресле – красный вывернутый корсет, из-под которого, посылая горячий привет Фрейду, виднеется кончик трости. Лежащий на корсете цилиндр свидетельство того, что дама разделась прежде, чем её клиент снял шляпу. Неудивительно, что картина эта стали причиной скандала. Ведь далеко не все женщины, носившие корсеты, привлекали ими любовников. Чаще женщине просто приятно осознавать, что на ней красивое бельё.


Самым человеколюбивым дизайнером оказался Поль Пуаре. Он первым отказался от корсетов и ввёл в моду одежду нового кроя, но это уже другая история.

Истории моды известны предметы гардероба, которые уже на протяжении нескольких столетий, даже тысячелетий, находятся на пике популярности и всегда востребованы. Есть в числе таковых один весьма примечательный предмет, который поистине делает женщину более грациозной, изящной, даже сексуальной, но, с другой стороны, и наносит вред ее здоровью, деформируя, зачастую, внутренние органы. Речь идет о . Но, как говорят, мода требует жертв, и дамы, особенно прошлых веков, страдали, но носили корсет. Того требовали каноны красоты.

История становления уходит в далекое прошлое. Еще древние греки и римляне стали использовать тугие повязки из кожи. Женщины надевали их под грудь или на грудь, в зависимости от того, что требовала мода, а также плотно затягивали ими . Мужчины также носили подобные повязки на талии, которые служили еще и средством защиты во время боев.

В Древней Греции женщины использовали в качестве прототипа корсета ленты. Ими обвивали тело, акцентируя область груди.

Особая популярность на корсеты возникла в период средневековья. Канули в лета свободного кроя платья по типу и в моду вошли самостоятельные виды : широкая юбка и плотно прилегающий лиф. Первоначально роль самого корсета играл именно лиф, в подкладку которого закрепляли пластины из металла, деревянные бруски, которые должны были , скрыть ее недостатки. Было моветоном показывать грудь. Ее целенаправленно уплощали с помощью лифа-корсета, который плотно шнуровали сбоку, спереди или сзади. В те же времена корсеты носили мужчины. Их также изготавливали из металла и кожи. Это был атрибут воина, корсет был отличным защитным средством. Стоимость корсета была очень велика, поэтому позволить его могли весьма обеспеченные люди.

Некоторые историки моды склонны думать, что «прародителем» корсета стал пояс верности, который рыцари надевали на своих жен, уходя в длительные крестовые походы. Но…. трудно сказать, насколько эта информация достоверна.

В 14 веке французы предложили корректировать фигуру с помощью корсета. Родиной его стала Бургундия, но сделали из корсета фетиш испанцы. В Испании, которая на тот период была законодательницей европейской моды, имел место корсет, больше всего похожий на орудие пыток. Металлический с болтами он плотно сковывал фигуру. Было неприличным показать округлые формы, поэтому дамам из высшего общества приходилось страдать и очень сильно.

В 15 столетии корсет был востребован в Италии. Там он представлял собой жесткую конструкцию из металла, слоновой кости, китового уса и дерева. Дамы украшали его лентами и перьями, превращая, собственно, в лиф платья. Идеал красоты, который ввела Екатерина Медичи - это дама с обхватом талии 33 сантиметра.

Ношение корсета приводило к значительным деформациям внутренних органов. Помимо нарушения кровообращения были сдавлены печень и желудок.

К корсету приучали девочек 5-6 лет, не разрешая снимать его на ночь, тем самым уже с раннего возраста деформировалась грудная клетка. На область груди накладывали тяжелые пластины, дабы грудь не развивалась. Именно по причине ношения корсета увеличилась смертность среди светских дам. От корсета умирали 4 женщин из 5. Весьма печальная статистика. Несмотря на это металлический корсет просуществовал вплоть до 17 века.

Известно, что в странах Востока, танцовщицы также носили , но он был более щадящим. Изготавливали его из коры мадагаскарского дерева. Благодаря эластичным свойствам он не затруднял дыхание, а его телесный оттенок «сливался» с кожей.

В период барокко корсет и стали неотъемлемой частью дамского костюма. В это период роскоши и некой театральности корсет был богато . Впервые появился корсет на английский манер, который зашнуровывался сзади в отличие от французского - шнуровка спереди.

Рококо также не оставил без внимания этот предмет гардероба. Дабы не натирать кожу корсет надевали на тонкую . Талию затягивали до 40 см в обхвате. С его помощью приподнимали грудь, ведь в этот период в моде было очень глубокое декольте, порой открывающее грудь настолько, что были видны соски. Женщины испытывали массу неудобств, но каноны красоты требовали от них жертвовать своим здоровьем.

В эпоху романтизма талию затягивали до 56 см, однако бальные платья шили под обхват в 40 см. Недаром многие дамы на балах часто теряли сознание. Только в период господства женщины смогли вздохнуть. Полупрозрачные легкие платья с сильно завышенной линией талии по типу греческих туник и хитонов не требовали ношения жесткого корсета. Сам лиф исполнял роль бюстгальтера. Однако среди дам находились те, кто надевал корсет, специально скорректированный под новую моду.

Этот стиль продержался до 1821 года, а затем линия талии стала опускаться на естественный уровень. Опять возникла необходимость сделать талию много тоньше и снова обратились к корсетам. Их уже изготавливали промышленным способом, поэтому они стали более доступными для широкого круга лиц. Основной материал - китовый ус. Мода требовала ношения корсета даже от женщин, находящихся в положении. Было неприлично показаться в обществе с округлыми формами.

В течение 19 века корсет оставался на пике популярности. Он видоизменялся, приобретал новые черты благодаря разным видам используемых материалов. Так, к 1870 году на изготовление корсета уходило около 40 пластин китового уса.

Благодаря его форме удавалось формировать узкую талию и эффектно подчеркивать грудь. Затем стали еще больше срезать верхнюю часть, дабы еще сильнее акцентировать женскую грудь. К шнуровке добавились в качестве застежки крючки.

Позже появился корсет именуемый «помпадур», названный по имени знаменитой маркизы Помпадур. Он был коротким и спереди и сзади был оформлен мысом.

Технический прогресс 19 века, подаривший миру велосипед, повлиял на изменения в костюме. Женщины стали пользоваться данным видом транспорта, а в жестком корсете это было крайне неудобно. Тогда и был придуман бюстгальтер. Его изобретатель Й. Уэлс из Филадельфии. Бюстгальтер настолько пришелся к месту, что его производство было поставлено на «широкую ногу» и уже в 1886 году его можно было приобрести нужного размера всего за 75 центов.

В начале 20 столетия корсеты были направлены на подъем груди и придание фигуре модного S-образного изгиба. Появились платья с турнюром. Корсет стал длинным, практически до колен.

Женщины настолько к нему привыкли, что считали себя неодетыми без корсета. Подобный корсет был на героине фильма «Титаник».

В конце 19 - начале 20 веков многие врачи-гигиенисты заговорили о вреде ношения корсетов. Кроме того менялся образ жизни людей, появились эмансипированные женщины. Статус женщин поменялся, это уже не только светские дамы. Появился класс работающих женщин, поэтому требования к костюму в целом стали совсем иными. Доминирующими стали не только эстетичность, но также комфортность и удобство.

В 1905 году известный модельер Поль Пуаре предложил платья-рубашки, которые имели подрез под грудью, а далее свободно ниспадали до пола. На создание своих моделей его вдохновили именитые танцовщицы Мата Хари и Айседора Дункан.

Вместо корсета он предложил носить бюстгальтер и пояс для чулок, которые появились на два года ранее благодаря женщине, французскому врачу Гош Саро. Именно она предложила разделить корсет на две отдельные самостоятельные части.

В течение нескольких десятилетий 20 века о корсете не вспоминали. Снова он возник с появлением стиля , предложенного Кристианом Диором. Состоятельные модницы покупали оригинальный корсет от именитого кутюрье. Он состоял из шелковой сетки, укрепленной 24 пластинами из китового уса и имел остроконечные чашки бюстгальтера. Остальные дамы носили отдельно корсаж и бюстгальтер с остроконечными чашками, испытывая при этом массу неудобств поскольку корсаж во время носки смещался, скручивался по краям.

После 50-х годов корсет в моду не входил. Однако сегодня он не утратил своей привлекательности, он не забыт. Корсет стали изготавливать из новых видов материалов, его рассматривают не только в качестве нижнего белья, но и верхней одежды. Он стал неотъемлемой частью костюма отдельных субкультур, например, сторонников готического стиля, стиля стимпанк и других. Корсет нашел широкое применение в современных моделях . Его назначение осталось тем же, что и ранее. Он направлен на коррекцию фигуры. Корсет эффектно подчеркивает грудь и тонкую талию.

Дизайнеры очень часто обращаются к теме корсетов. Их можно видеть на подиумах, страницах модных журналов.

Женщина всегда хочет выглядеть привлекательно и в этом ей помогает корсет. Не нужно изнурять себя тренировками в спортивном зале, достаточно покрепче затянуть шнуровку и красивое тело гарантировано. Дама, облаченная в корсет, никогда не останется без внимания сильной половины человечества. Может поэтому корсет так прочно укрепился в дамском шкафу.

Наталия, Иваново

О себе:
Творчество - для меня дело интересное и увлекательное. Рисую, вышиваю, шью. Хобби - коллекционирование декоративных наперстков