Детские развивающие игры для 10 месячного ребенка. Внимательно слушает речь взрослых

За первые 10 месяцев грудной малыш становится маленькой личностью. Самостоятельно передвигается ползком, пешком. Пытается есть ложкой, радуется играм, шутливой возне. Демонстрирует собственное мнение, привычки, выделяет любимые игрушки. Гармоничное развитие ребёнка в 10 месяцев подразумевает набор двигательных реакций, определённых интеллектуальных, эмоциональных черт личности. Что важно знать родителям?

Физическое развитие: основные достижения

Физическое развитие малыша в 10 месяцев характеризуется закреплением «старого» опыта, активным приобретением навыков. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев:

  • Ходить при поддержке взрослых
  • Передвигаться вдоль опоры приставными шажками
  • Вставать самостоятельно, держась за стену
  • Несколько минут стоять, балансируя
  • Преодолевать небольшие препятствия ползком, пешком, держась за опору
  • Освоить пинцетный захват (участвуют пальчики, не ладонь)
  • Держать игрушку обеими руками
  • Последовательно действовать (оставить одну игрушку, взять следующую)
  • Повторять мимику, жесты, действия родителей, выполнять просьбы
  • Уверенно сидеть
  • Садиться из положения лёжа, стоя.

Малыш будет нормально развиваться наравне с остальными детьми, если стимулировать двигательную активность. Освободите пространство для подвижных игр. Учите ползать. Интерес пробуждают мячики, каталки, движущиеся игрушки. Почаще ходите за обе ручки, укрепляйте спину, пресс занятиями с фитболом, учите карапуза приседать, пританцовывать.

Двигательная активность укрепляет мышцы, развивает интеллект. Чтобы сделать какое-то движение, нужно его продумать.

Малыши любят музыку, охотно «танцуют», держась за перила кроватки. Танцевальные движения развивают общую моторику, координацию. Осваивайте вместе музыкальные инструменты: барабан, дудку, колокольчик. Проводите зарядку под весёлые заводные мелодии.

Меры безопасности: малыш начинает активно ползать, интересоваться содержимым ящиков, тумбочек. Научите его спускаться с дивана, опустив ножки, а не как придётся. Спокойно, но настойчиво объясняйте ребёнку про запретные поступки. Заблокируйте дверцы шкафов, холодильника, розетки. Уберите опасные вещи подальше. Помня о любви пробовать всё на вкус, выбирайте качественные материалы, периодически мойте игрушки хозяйственным мылом.

Пора приучать кроху к горшку. Сначала показываете, объясняете, зачем он нужен. Присаживайте игрушечного мишку, дайте присесть малышу, не снимая штанишки. Процедура привыкания проходит по-разному, но ругать малыша, заставлять силой нельзя. Учитывайте режим: предлагайте горшок следом за приемом пищи. Главное проявлять терпение, увлекать игрой.

Интеллект

Когда десятимесячный ребёнок развивается гармонично, изменения не касаются исключительно физических навыков. Психоэмоциональное развитие малыша характеризуется формированием активной, пассивной речи, памяти, слухового внимания, навыков общения.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев:

  1. Показывает знакомые вещи, персонажей сказок (цветы, часы, коляска, зайчик).
  2. Радуется шуткам.
  3. Имитирует действия взрослых (собирает крошки со стола, «звонит» по телефону).
  4. Делает осознанные жесты, действия (тычет пальчиком, кидает игрушки вниз, рушит пирамидки из кубиков, играет в «ладушки»).
  5. Осознаёт связь между действиями (ищет спрятанную игрушку)
  6. Знает части тела.

Развивающие игры вызывают интерес у крохи. Малыши любят открывать-закрывать крышки коробочек, завинчивать пробки, перебирать мелкие детали, возиться с сортерами. Популярностью пользуются вещи родительского обихода: старый кошелёк, кухонная утварь, ключи, мобильный телефон. Полезно предлагать ребёнку творческие задания: лепку из теста, пластилина, пальчиковое рисование, рисование крупами. В процессе занятий развивается мелкая моторика, происходит знакомство со свойствами предметов, материалов, формой, цветом. Попутно объясняйте понятия «большой-маленький», «мягкий-твёрдый», «сухой-мокрый».

Подходящие игрушки: матрёшки, кубики, пирамидки, крупные детали конструктора. Нанизывать кольца пирамиды случайным образом, перекладывать мелочи - любимые занятия малышей. Развивающими игрушками становятся прищепки, скрепки, пуговицы. Родителям в помощь созданы развивающие программы, изданы методички и обучающие карточки. Любые занятия проводятся в форме игры, с перерывом на подвижный отдых.

Речевое развитие

Речевые навыки ребёнка в 10 месяцев - «лепетные» фразы, слоги, звукоподражание. Ребёнок перестаёт общаться криком, осваивает иные формы взаимодействия с папой, мамой, сверстниками. Родителям необходимо знать: для карапуза 10 месяцев развитие речи -это погружение в языковую среду, обогащение пассивного лексикона, формирование речевого аппарата. Используйте разные интонации, произносите звуки нараспев, повторяйте простые фразы, указывая на предметы, учите звукоподражаниям (гав-гав, му-му).

Полезно петь песенки, произносить потешки. Главное охотно поддерживать «реплики» ребёнка, «вести диалог», повторять названия игрушек, зверей птиц, имена героев сказок. Эффективны занятия речевой, дыхательной гимнастикой. Подробные комплексы упражнений ищите на сайтах развивающих центров. Специалисты рекомендуют регулярно массировать пальчики, стимулируя развитие речевого центра мозга.

Десять месяцев -удачный период приучить ребёнка читать. Выбирайте картонные книжки с крупными картинками. Полезно завести ритуал: чтение вслух несколько минут перед сном. Скоро ребёнок привыкнет, начнёт брать книжки, разглядывать картинки. Будет с удовольствием листать страницы, показывать знакомых персонажей.

Эмоциональное развитие

Ребёнок становится общительным, проявляет интерес к сверстникам, любит пощупать их, составить компанию. Жестами, лепетом сын или дочь приглашают взрослых поучаствовать в забаве, призывают помочь: открыть коробку, достать игрушку.

У малыша формируется стойкая привязанность к близким. Попытка незнакомцев контактировать с карапузом вызывает бурные слёзы. Ребёнок начинает общаться мимикой, жестами, простыми фразами («дай», «бо-бо»). Любит участвовать в разговорах, улыбкой отвечает на шутливое обращение, улавливает настроение адресованных ему фраз. Важно, чтобы тон родителей всегда был доброжелательным, поведение последовательным. У малыша сформируется позитивное отношение к миру, не возникнет страхов.

Малыш привязывается к некоторым игрушкам. Ни в коем случае не прячьте любимцев, нельзя наказывать, отнимая игрушки. Разовьёте внутреннюю тревожность, недоверие к окружающему миру. Мечтаете вырастить оптимиста: всегда улыбайтесь улыбке ребёнка.

Режим, питание

Стабильность, повторяющиеся регулярно действия помогают малышу справляться с потоком поступающей информации, эмоциональным напряжением. Соблюдение режима карапузу необходимо. Он спит трижды в течение суток. Продолжительность ночного сна 10-11 часов. Длительность прогулок при благоприятной погоде - 3-5 часов. Купание проводят ежедневно или 3-4 раза в неделю.

Питание малыша пятиразовое. Молочную смесь, грудное молоко продолжают давать утром, перед сном вечером.

Прикормы-пюре постепенно заменяйте размятой вилкой пищей. Предлагайте ребёнку режим питания, формирующий взрослые привычки. Второй завтрак - каша, обед - мясное пюре, овощи, суп на овощном бульоне. Полезно давать твёрдую пищу небольшими кусочками, сушки. Умение жевать развивает речевой аппарат. Помимо молока предлагайте соки, компоты, детские чаи.

Несмотря на питание как у взрослых, прибавка веса замедляется. Причина -двигательная активность ребёнка. Месячный малыш прибавляет 600-800 граммов. За десятый месяц мальчик или девочка едва наберёт половину данной массы. Рост ребёнка составит 70-75 см.

Показатели физического и психоэмоционального развития индивидуальны. Они определяются полом, двигательной активностью, темпераментом крохи. Он начинает ощущать себя самостоятельной личностью. Задача взрослых сформировать у малыша позитивное отношение к миру, поддерживать познавательный интерес, поощрять физическую активность.

Играть с ребенком в 10 месяцев становится все более увлекательно и интересно, ведь сейчас он уже достаточно большой и понимает многое из того, ч то в ы ему говорите. Кроха освоил многое: он умеет ползать, самостоятельно сидеть , вставать, ходить с поддержкой, говорит свои первые слова и слоги: « п а-па », «ма-ма», «ба-ба» и т.д. Интересно, что такие малыши уже способы к простому анализу и могут целенаправленно что-то делать: например, прикинуть, что до того мячика удобнее доползти. И ползет он именно за мячиком, а не за другой игрушкой.

  1. Введение
  1. Массаж и физическое развитие
  1. Пара слов о безопасности
  1. Заключение
Осваивая новый навык – хождение – ребенок все еще осторожничает. Ваша задача, уважаемые родители, привить ему чувство уверенности и «поставить на твердые ноги». Поэтому стоит ограничить нахождение ребенка в ходунках, если вы используете их . Поскольку ходунки немного упрощают процесс хождения, боле того ребенок не чувствует того, что может легко удариться, что может привести к травме при самостоятельном передвижении.

В этом возрасте ребенок пытается копировать жесты, звуки, действия взросл ых, и в аша задача помочь ему в этом местами нелегком деле.

Главный принцип занятий с ребенком в 10 месяцев: помогать, поддерживать, объяснять – все терпеливо, постепенно и , зачастую, многократно.

Массаж и физическое развитие


Техника массажа остается точно такой же, как и месяц назад – выполняем упражнения на тренировку мы шц спины, живота и конечностей.

Для проведения физических занятий с ребенком в 10 месяцев можно использовать дополнительные приспособления: кольца, мячи, гимнастические палочки.

К примеру, малыш может держаться за кольцо или любимую игрушку руками, а мама в этот момент потянет ее вверх, заставляя кроху встать . З атем наоборот, опустит предмет вниз – ребенок должен присесть. Сопровождая подобны е упражнения речевыми командами «сели-встали», в ы быс тро научите кроху выполнять их.

Даже в таком серьезном возрасте, когда колики и прочие проблемы раннего периода позади, массаж животика актуален и полезен. Во-первых, такой массаж в форме ласковых заигрываний мамы с ребенком приятен и доставляет мас су положительных эмоций . В о-вторых, круговые и встречные поглаживания по косым мышцам живота можно дополнить легким пощи пыванием в области пупка – так в ы еще и проведете отличную профилактику возникновения грыжи .

Еще одно комплексное упражнение, направленное на тренировку сразу группы мышц - живота, спины и ручек - это так называемый «мостик». Положите ребеночка себе на колени лицом вниз. Грудь и плечики малыша при этом должны оставаться свободными и провисать.

Пусть ребенок дотянется ручками до любимой игрушки на полу и возьмет ее. Точно такое же упражнение можно выполнять, перевернув ребенка на спинку. Кстати , многие детки с у довольствием выгибаются назад вниз головой, поскольку посмотреть на мир вверх тормашками довольно любопытно для малыша. Помните, что при выполнении подобных заданий необходимо обязательно поддерживать ребено чка за ножки, чтобы он не упал.


С каждым последующим днем все более активно формируется словарный запас малыша, и о н все больше и больше понимает в ас. Вы можете обратить внимание, что 10-месячный малыш во многом пытается общаться с мамой и папой с помощью жестов.

Продолжайте разговаривать с ним, выполняя любые действия: собираетесь ли в ы гулять или купа ться, или ребенок подает в ам свою любимую игрушку или пытается накормить – называйте простыми понятными фразами все, что происходит.

Желательно употреблять одни и те же слова для обозначения предметов и действий, встречающихся регулярно. Постарайтесь использовать в речи как можно меньше местоимений: я, ты, он, она . Н азывайте людей, животных, ребенка по имени – крохе так намного легче понять в ас.

Старые и новые игрушки: что актуально?


Интересно, что ребенок в этом возрасте начинает понимать причинно-следственные связи и вполне способен управиться сра з у с несколькими игрушками, держа их в руках и всячески ими манипулируя. К примеру, он уже понимает, что будет с кубиком, если его положить в коробочку, мячик покатится, если его то л кнуть и ускачет, если кинуть с силой. Ему нравится гром ко стучать предметом о предмет, и он прекрасно понимает, что такой звук получается именно при данном движении. Это приводит ребенка в неописуемый восторг!


  • Сейчас ассортимент игрушек, которые могут быть интересны вашему карапузу, значительно возрос. Уже можно начинать предлагать машинки, куолок-пупсиков, яркие конструкторы для самых маленьких. Ребенку наверняка понравятся музыкальные игруш ки в виде ксилофона, бубна, трещеток и колокольчи ков. Покажите, как играть с такими инструментами, и малыш навер н яка попробует за вами повторить.
  • Мы уже упоминали о таких игрушках как сортеры. Эти цветные игрушки с отверстиями различно й формы отлично подходят для общ его развития малыша до года. Вы можете изучать цвета, форм, ребенок учится анализировать и сопоставлять форму детальки с формой отверстия в сортере .
  • Обратите внимание и на старые-добрые . Покажите малышне, как нужно ее собирать, как колечки нанизываются на ось. Спустя время вы с удовольствием будете наблюдать, как малыш сам с легкостью собирает пирамидку.
  • Бижутерия с крупными цветными бусинами. Несколько необычная игрушка для ребенка, казалось бы. Однако сколько интереса и пользы она принесет! Браслеты с большими бусинами без о стрых краев, длинная нить бус вы зовет недюжи нны й интерес у крохи, заставит перебирать их пальчиками, рассма т ривать, катать по ниточке, даже пробовать на зуб. Находчивые мамы, кормящие своих деток грудью, придумали так называемые слингобусы – такую интересную для малыша цветную бижутерию, которую он может накручивать, перебирать и рассматривать пока кушает мамино молочко. Удобно, стильно, полезно!
  • Биззиборд – еще одна современная игрушка для детей до года. Эдакая доска со всякой всячиной в виде мелких замочков, кнопочек, шнурков, движущихся деталей, дверных ручек – всего, что может вызвать потенциальный интерес у ребенка. Строгого оформления у такой развивашки нет, впрочем, особо талантливые родители вполне могут соорудить такой биззиборд и подручных материалов. Ну а те, кто привык поступать максимально просто – купить в магазине или изготовить на заказ.


Играть с ребенком в 10 месяцев можно много, но помните, что малыш устает и утомляется достаточно быстро, и не переусердствуйте – даже положительные эмоции и смех отнимают у детки много сил.
  • 10-месячный малыш или малышка может пытаться само стоятельно кушать ложкой, несмотря на то, что моторика еще не развита настолько хорошо, чтобы точно и аккуратно попадать ложкой в цель и без по терь черпать пищу из тарелки. П озволяйте ребенку тренировать этот навык. Совершенно точно он и с пачкается с ног и до головы, и, возможно, вам снова сегодня придется мыть пол. Но зато он сам! Сам орудовал ложкой, возил тарелку и зачерпывал из нее фруктовое пюре! Похвалите своего карапуза и дружно идите купаться!
  • Развитие мелкой моторики и появившийся интерес к мелким предметам можно и нужно закреплять. Дай те крохе по перебирать , например , фасоль. П омните, что такие игры с ребенком в 10 месяцев должны проходить под обязательным контролем взрослых, поскольку желание попробовать предметы на вкус у крохи все еще велико, и он может попросту подавиться.
  • Поиграйте в ассоциации! Для этого не нужно практически ничего, кроме, допустим, ярких картинок или подходящих игрушек. Ваша задача: вызвать ассоциативный ряд у ребенка, показывая ему предмет или картинку и произнося соответствующий звук. Например: машина – «би-би», поезд – «чух-чух», кошка – «мяу», фото мамы – « ма-ма » и так далее.
  • Мы не раз говорили о пользе чтения даже для таких ма лышей, как ваш. Действительно, уж е с малых лет прививая ребенку любовь к чтению, вы выстраиваете прочный и надежный фундамент знаний, расширенного кругозора и полезных навыков. Книжки для так и х малышей особые, с большими красочными картинками, плотны м и и толстыми страничками, чтобы ребенок мог сам перелистывать и не порезаться. Некоторые книжки имеют тактильные, подвижные элементы в виде в с т авок ткани, игрушечных глаз у героев. Некоторые даже оснащены музыкальным модулем.
  • Стихи и потешки – вот что помогает учиться и играть таким малышам! Это же весело! Читая забавный стишок про пальчики, вы знакомите ребенка с его ладошкой и смеетесь вместе с ним. Купая его и приговаривая потешку про ручки, ножки и носик, вы объясняете ему, где находятся части его тела и как они выглядят. Огромное количество маленьких и простых развивающих стишков есть для таких малюток. Вам остаетс я выбрать наиболее полюбившийся и играть вместе с малышом.

Пара слов о безопасности


Окружающие предметы, кстати, можно тоже задействовать во благо общего развития вашего ребенка. Конечно же, при условии, что они не навредят ему и абсолютно безопасны. Пластиковая посуда, деревянные колечки, ленточки. Важно не забывать о том, что такие игры все равно не должны оставаться без пристального маминого присмотра.

Старайтесь не оставлять предметы, которыми играть небезопасно в зоне досягаемости или постарайтесь объяснить крохе, что о ни не предназначены для игры. М алыш уже очень подвижен, и завладеть новым предметом для него становится проще с каждым днем.

Помните, что детки растут быстрее, чем родители успевают это заметить. Сегодня кроха только научился вставать, а завтра он уже спокойно самостоятельно заберется на стол или диван. В летнее время стоит особенное внимание уделить безопасности оконных проемов .

Д ети очень часто выпадают из-за установленных на окнах москитных сеток, думая, что эта крепкая опора, за которую можно ухватиться и встать. Постарайтесь пресечь все возможности добраться до окна для малыша и установите специальные блокирующие устройства, чтобы ребенок не мог самосто ятельно открыть окно.

Заключение

Дети растут быстро! Вроде бы недавно вы принесли в свой дом этот маленький розовый комочек, а сейчас этот комочек превратился в крепкого задорного 10-и месячного карапуза, который спешит покорить этот мир! Так помогите ему сделать это! Играя с малышом, вы не только отлично проводите время и совместной досуг, но и обучаете ребенка основным навыкам, развиваете его, совершенствуете возможности, приумножаете его потенциал.

Очень во многом от вас зависит, каким он вырастет, что будет уметь в том или ином возрасте, насколько развит будет по сравнению со сверстниками. И помните, дети растут быстро, наслаж дайтесь этими моментами и пользуйтесь этими драгоценными минутами!
Здоровья вам и в ашим деткам!!

Важно чередовать активные развивающие игры с ребенком 10 месяцев с более спокойными обучающими занятиями. Игрушки становятся более сложными и интересными.

Как заметно меняются потребности десятимесячного ребенка! Он больше не нуждается в длительном дневном сне, а период бодрствования использует для познания мира, социализации и приобретения новых умений и навыков. Все дети в этом возрасте становятся особенно активными, подвижными и любознательными. Создается впечатление, что ползать, играть и общаться малыши готовы целый день. Но нервная система крохи еще далеко не совершенна, и, чтобы не допустить ее перегрузки, важно грамотно организовать его времяпровождение, чередуя активные и эмоциональные игры для детей 10 месяцев с более спокойными обучающими и развивающими занятиями.

Активные игры

Что уже умеет кроха в таком возрасте? Он активно ползает, встает на ножки, даже не пользуясь опорой, самостоятельно стоит и пытается шагать. Все игры с ребенком 10-ти месяцев будут направлены на закрепление уже приобретенных двигательных навыков и обучение малыша самостоятельному хождению. Сопровождаются они, как правило, всплеском эмоций и возбуждающе действуют на нервную систему ребенка. Поэтому педиатры советуют проводить такие занятия исключительно в первой половине дня, спустя некоторое время после пробуждения.


Особое место в распорядке дня 10 месячного крохи занимают прогулки. Не менее двух часов нужно проводить на воздухе каждый день. Превратите прогулку в активное познавательное занятие. Прогуляйтесь, держа ребенка за руки. Обращайте его внимание на дома, растения, животных, птиц, людей, которые встретятся на пути. В этом возрасте дети очень любят качели и игры в песочнице, где можно познакомиться и пообщаться со сверстниками.

Игры для развития пальчиков

В 10 месяцев продолжаем развивать мелкую моторику ребенка, заметно усложняя игры, разрабатывающие чувствительность рук. Если раньше действия малыша были направлены, в основном, на «разрушение»: он ломал башенки из кубиков, снимал колечки пирамидки, вынимал игрушки из коробки, то теперь стоит научить кроху «созидательной» деятельности.


К десяти месяцам меняется питание малыша. Теперь он может кушать «взрослую» пищу сам, сидя за столиком. Пришло время осваивать столовые приборы. Малютка уже знаком с ложкой и прекрасно умеет стучать ею по столу. Но теперь нужно научиться правильно держать ложку, зачерпывать ею кашу и подносить ко рту. Это сложная задача для ребенка 10 месяцев, которая требует определенной сноровки и долгих тренировок, и без маминого совета и помощи никак не обойтись.

Сюжетные игры

В десять месяцев пора научить малыша сюжетным играм, которые просто необходимы для полноценного развития, так как знакомят с основными жизненными ситуациями, эмоциями и правилами поведения. Играя, маленький человечек не просто познает окружающий мир – он готовится к жизни в обществе, познает законы человеческого бытия. Начинать стоит с самых простых сюжетов: покажите, как кукла ходит, кушает, ложится спать, плачет, как нужно катать машинку или работать игрушечным молоточком. Затем усложните историю, поставив перед ребенком определенную задачу.


Очень полезно разыгрывать с детьми те ситуации, которые вы вместе наблюдали в реальной жизни. Например, погрузить на машину кирпичи – кубики и отвезти их на стройку, или полечить куклу, дав ей лекарство и теплый чай. Сделать занятия яркими и приближенными к действительности, помогут новые игрушки: куклы, машинки, наборы посуды, строительных и медицинских инструментов, кукольная мебель.

Игры, развивающие речь

На первом году жизни закладывается основа речевой деятельности. Десятимесячный карапуз проявляет большой интерес к говорящему человеку, пристально рассматривая его губы и даже, трогая их руками. Так он изучает работу артикуляционного аппарата, формируя способность к речевому подражанию. Кроха уже может повторить простейшие слова, похожие на лепет: мама, ав-ав, баба, папа, га-га, ляля. В его звуковой практике появляются более сложные согласные: «т», «д», «н», «л». Малыш понимает значения многих слов, тонко чувствует эмоции и интонации. Играя, ребенок должен пополнить свой словарный запас, натренировать произношение знакомых звуков и освоить новые.


В этом возрасте дети уже способны заниматься словотворчеством – придумывать свои собственные короткие слова для обозначения предметов, действий и эмоций.

Игры перед сном

Незадолго до сна необходимо исключить активные и эмоциональные игры и переключить малыша на занятия, которые успокоят нервную систему, расслабят и подготовят к быстрому засыпанию. Очень хороши для этой цели тактильные развивающие игры:


Придумайте особые игры для детей, которые помогут настроиться на сон. Это может быть чтение книг с рассматриванием картинок или игра с лазерной указкой в темной комнате. Слежение за световым лучом быстро усыпляет младенцев.

Родители ни в коем случае не должны жестко диктовать малышу правила игры, одергивать и поправлять его. Нужно помнить, что десятимесячный малыш – уже личность со своим характером, желаниями, эмоциями и собственным видением мира. А игра – это эффективное средство развития инициативы и творческого начала маленького человека.

10 месяц жизни ребенка - это интересный период как в жизни малыша, так и в жизни его родителей, наполненный неповторимой романтикой познания окружающего мира.

В этом возрасте в развитии ребенка по всем ведущим линиям – сенсорной, социальной, речевой, моторной – наблюдаются качественные изменения. По-прежнему ведущей остается предметная деятельность (ознакомительная игра), в которой намечается новое:

ребенок начинает интересоваться не только самим предметом, но, в большей мере, тем, что с ним можно делать;
в действиях младенца появляется тенденция к созиданию.

В возрасте 10 месяцев внимание ребенка привлекает игра взрослого с кубиками, пирамидками, шариками, кольцами. И чем чаще крохе показывают различные вариации с давно знакомыми ребенку предметами, тем больше он получает сенсорной информации об их свойствах: шарик катится, а кубик стоит, конус можно поставить на основание, но нельзя удержать на вершине и т.д.

Если раньше, находясь на руках родителя, малыш смотрел на его лицо, то теперь, обретя некоторую автономность, сидя на ковре или стоя у опоры, ребенок наблюдает , прежде всего, за руками взрослого: как тот действует с теми или иными игрушками.

Постепенно ребенок отходит от беспорядочного манипулирования. Все чаще и чаще вы видите такую картину: вот он поставил кубик на кубик, шарики прикатил к дырочке, колечко положил рядом с другим и т.п.

Строим пирамидки

Если раньше малыш только разрушал то, что складывала для него мама, то на 10-м месяце кроха улавливает созидательный смысл ее действий и начинает повторять их так, чтобы и у него что-то получилось. Такая созидательная направленность, начавшаяся в конце 9-го и на 10-м месяце жизни, будет становиться все более выраженной.

Это необходимо для развития мышления и речи , ведь перед ребенком появляется продукт его усилий, который имеет название – башенка, пирамидка, лесенка, дорожка и т.п.

Игра с предметами

Другой важный аспект – понимание речи. Ребенок начинает понимать фразу из двух слов: название предмета и действия с ним. Например: «Дай ручку!», «Помаши ручкой. Пока!», «Покажи, где собачка?», «Пей молочко», «Ешь кашку», «Собери шарики» и т.п.

Для овладения пониманием речи ребенку необходимо образование связи между предметом и словом, обозначающим его. Вот почему предметная деятельность приобретает особое значение для речевого развития ребенка , являясь по содержанию ориентировочно-исследовательской, а по форме – ознакомительной игрой. В процессе этой игры ребенок усваивает названия предметов и действий с ними.

При игре с игрушками также появляются новации – показы сюжетов развернутых действий: куколка нарядилась и спела песенку; петушок походил, поклевал зернышки, прокукарекал; собачка танцевала на задних лапках, потом легла и т.п. Все эти показы эмоциональны и сопровождаются краткими речевыми пассажами: «Ляля топ-топ! Ля-ля-ля!», «Собачка ав-ав!» и др.

Вы замечаете, что ребенок с интересом наблюдает за действиями домашних: бабушка шьет, дедушка стучит молотком, сестренка поет – все что-то делают. Их действия взрослый обозначает словом, и малыш внимательно вглядывается в происходящее. У 10-месячного ребенка интенсивно формируется понимание, но и в развитии активной речи происходят значительные позитивные изменения.


К 10–11 месяцам жизни у ребенка наблюдается более сформированная способность к речевому подражанию. Теперь кроха вслед за взрослым сходу повторяет фонемы родного языка, звукоподражания и даже наиболее легкие лепетные слова-обозначения, например, «ав-ав» (собачка), «га-га» (уточка), «ку-ка» (петушок) и т.п.

Однако далеко не все звуки речи одинаково хорошо удаются крохе. И вы замечаете, что во время переклички малыш легко произносит те звуки, которые еще раньше появились в лепете: «м», «б», «в», «п» (губно-губные). Их звучание связано со смыканием и размыканием губ на выдохе, что на первых порах возникает спонтанно.

Ребенок издает звуки , близкие к правильно артикулируемым – по-другому он пока не может. Но важно, что в этот момент включается физиологический фактор: малыш слышит себя, подражает сам себе. В процессе этих повторений происходит коррекция произношения. Следовательно, отрабатываются алгоритмы тех фонем, которые ребенок слышит и неоднократно повторяет. Их артикуляция удается малышу быстрее.

Как правило, к 9 месяцам ребенок уже правильно произносит губно-губные «м», «п», «б», «в», а к 10–11 месяцам – губно-зубные «т», «д»; сонорные «н», «л». И вы слышите примерно такие речевые рулады: «ба-ба-ба», «а-ля-ля», «нэ-нэ», «дя-дя-дя», «та-та», «та-ка», «ав-ава» и т.п.

Но еще не скоро появятся в детской речи звуки «р», «ш», «ч», «з», «ц», «щ», потому что они требуют более сложного произношения. Как отмечают специалисты, для большинства трудных фонем должна образоваться своя система обратных связей на более высоком уровне развития речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Становится понятным, почему 1 год жизни ребенка называют подготовительным этапом речевого развития: нужно время, чтобы даже легкие речевые звуки (фонемы) малыш начал артикулировать. Ведь фонемы – единицы речи, из которых формируются слова!

Общее развитие ребенка

Задачи общего развития малыша, которые стоят перед родителями, направлены на правильную организацию его жизни:

  • обеспечьте ребенку достаточную двигательную активность: возможность перемещаться в пространстве (ползание) и вставать на ножки у опоры (у кресла, у дивана и др.), двигаться приставным шагом вдоль опоры;
  • обогащайте предметные игры малыша введением разнообразных действий с одним и тем же пособием («шароброс», пирамидка, матрешка, кубики и т.п.);
  • развивайте у вашего чада устойчивость и целенаправленность действий с предметами;
  • уделяйте особое внимание созидательным действиям ребенка, в результате которых появляется «продукт» – башенка, каталка из колечек, деревянная матрешка и др.;
  • обогащайте игровое общение малыша не только с мамой, но и с близкими, разыгрывая ситуации с использованием предметов домашнего обихода, игрушками и др.;
  • продолжайте совершенствовать мелкую моторику пальцев рук;
  • поддерживайте в малютке интерес к другим детям, учите ребенка играть рядом с другими малышами.

Развитие речи ребенка

Задачи развития речи ребенка следует выделить особо:

  • наполняйте жизнь ребенка яркими впечатлениями при знакомстве с окружающим миром – природой и социумом (теплое солнышко, зеленая травка, воркующие голуби, поливальная машина, праздничные флаги, клумба осенних цветов и т.п.);
  • называйте все предметы, явления, события, попадающие в поле зрения малыша;
  • говорите эмоционально, но не многословно, не торопясь; стройте предложения из двух слов – подлежащее, сказуемое (предмет и действие с ним). Употребляйте простые обороты речи, понятные ребенку;
  • продолжайте развивать речевые навыки в процессе расширяющихся социальных контактов малыша со взрослыми и детьми;
  • расширяйте понимание ребенком обращенной к нему речи взрослого (его пассивный словарь);
  • в процессе развития действий с предметами и на специальных речевых занятиях формируйте активный словарь малыша (т.е. самостоятельное употребление им слов);
  • побуждайте ребенка подражать взрослому, повторять за ним новые слоги, которых нет в лепете малыша;
  • поощряйте кроху к произношению первых лепетных слов: «ма-ма», «ба-ба», «пa-пa» и т.п.

Малышу интересны не только электронные игрушки с меняющимися модулями света, цвета, звука, но и самые простые хозяйственные предметы: бидончик, в который малыш набирает шарики; дуршлаг, в котором много дырочек и др. Эти предметы отличаются от игрушек, но не менее интересны для малютки, потому что действия с ними доступны и зрительно (визуально) просты.


Развивающая игра «Кто что делает?»

Задачи игры

  1. Продолжать обогащать социальный опыт ребенка, организуя познавательные и речевые контакты со взрослыми из его ближайшего окружения (отец, бабушка, сестра и др.), повышать интерес к ним.
  2. По договоренности с домашними разыграть ситуации действий с предметами домашнего обихода.
  3. Практиковать понимание фраз из 2 слов: название предмета и действия с ним («Что делаешь?» – «Варю кашку», «Чиню машинку» и др.).

Материал для игры

Предметы домашнего обихода (ситечко, корзиночка, деревянные ложки, расписанные под хохлому, дуршлаг, бидончик и др.), пирамидка, предметные картинки (3–4 шт.): кукла, машинка, мишка, зайчик, петушок и др.

Мама вместе с ребенком идет к бабушке на кухню. Бабушка ласково встречает малыша, называет по имени. Мама, держа ребенка на руках, глядя на бабушку, медленно и выразительно спрашивает: «Что ты делаешь?» Бабушка отвечает: «Я варю кашку. Кашку для Сашеньки (имя ребенка)».

Бабушка показывает бидончик, дуршлаг, корзиночку. Дарит ребенку корзиночку, в которую он будет собирать шарики. Мама предлагает малышу помахать бабушке ручкой: «До свидания! Пока! (разученное действие) Мы идем к дедушке!»

Дедушка ласково встречает ребенка. Ему задается тот же вопрос: «Что ты делаешь, дедушка?» Дедушка отвечает, что собирает пирамидку для Сашеньки. Мама опускает малыша на ножки около стула, на котором разложены колечки. Мама и ребенок наблюдают за действиями дедушки. Малыш расстается с дедушкой, мама предлагает помахать ручкой: «До свидания! Пока!» (разученное действие) и, взяв каталку, они идут посмотреть, что делает сестренка (тетя, брат). Вся сцeнкa повторяется. Сестра рассматривает картинки и показывает их малышу, называет изображения. В конце игры-занятия мама и малыш играют на ковре. Собирают шарики в корзиночку, возят каталочку, подбирают игрушки к картинкам (кукла, мишка, петушок). Мама озвучивает действия ребенка: «Сашенька складывает шарики», «Сашенька катает каталочку», «Сашенька смотрит на картинки» и т.д.

Речевое общение с домашними следует повторять с разными аксессуарами, находя новые игровые поводы.

Развивающая игра «Собачка»

Задачи игры

  1. Использовать прогулку с малышом для ознакомления с животными, живущими рядом с человеком, в частности, с собакой. Обратить внимание ребенка на внешние признаки, повадки, голосовые реакции. Ввести звукоподражание («ав-ав»).
  2. Продемонстрировать эмоционально-доброе отношение к животному, но не допускать приближения ребенка к нему (наблюдение проводить с расстояния 3–4 м, младенец находится на руках взрослого).

Взрослый обращает внимание ребенка на собачку: «Соба-а-ачка! Ав-ав!» и, держа ребенка на руках, следует за животным, обходит вокруг, давая возможность обозревать собачку с разных сторон: «Вот какая соба-а-ачка, ав-ав!» Далее мама описывает животное: «У собачки хвост, лапы, ушки. Как собачка лает?» – Отвечает: «Ав-ав! Ав-ав!» Обращается к ребенку: «Скажи: ав-ав! ав-ав!»

В заключение читает стихотворение Н. Комиссаровой «Собачка»:

К нам пришла собачка,
Добрая собачка,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
Ав-ав! Ав-ав!

Пальчиковая игра «Но-но! Нельзя»

Задачи игры

  1. Разучить с ребенком условное «запрещающее» движение пальцем руки (погрозить), соединив его с пониманием фразы: «Но-но! Нельзя!»
  2. Ввести это запрещающее движение в игровой показ с сюжетными игрушками. Использовать фольклор для маленьких.

Материал для игры

Сюжетные игрушки среднего размера (30–40 см): собачка, зайка, киска, поросенок Хрюша.

Мама удобно устраивает малыша на стульчике за детским столиком. Садится напротив ребенка. Под столиком располагает игрушки. Вначале мама старается привлечь внимание ребенка: называет по имени, ласково гладит его ручки, улыбается.

Затем читает:

К нам пришла Жучка,
Хвостик закорючкой,
Хвостиком виляет,
Громко-громко лает!
(Л. Н. Павлова)

С этими словами взрослый выводит на столик собачку. Собачка крутится, бегает по поверхности столика и начинает лаять на взрослого, потом на ребенка (звукоподражание «ав-ав!» выполняет взрослый).

Мама строго говорит: «Но-но!» (грозит указательным пальцем собачке). «Не лай! Нельзя!» Затем подходит к ребенку и выполняет это действие его пальчиком (пассивное движение).

Несколько раз повторяет фразу: «Но-но! Нельзя!», сопровождая ее запрещающим жестом ручкой малыша.
Затем то же игровое действие выполняет с киской, запрещая собачке лаять на кошечку. При этом взрослый ручкой ребенка повторяет запрещение со словами: «Но-но! Нельзя!»:

Ты, собачка, не лай!
Нашу киску не пугай!
(по мотивам русского фольклора)

Затем приходит зайка. Сценка повторяется. Мама старается перевести в активное движение уже понятый ребенком запрещающий жест с междометием «Ho-но!» Взрослый дополняет «Нельзя!»

Ты собачка Жучка,
Хвостик закорючкой,
Нельзя! Не лай!
Зайку, зайку не пугай!

Ты, собачка, не лай!
Хрюшу (Тепу, Мышку, Лиску и др.) не пугай!

В конце игры-занятия все зверушки собираются перед ребенком, мама пересаживает их в тележку и вывозит на ковер.

Развивающая игра «Кукла танцует»

Задачи игры

  1. Продолжать практику речевой переклички на основе разученных слогов «ла», «ля». Связать лепетное слово «ляля» с демонстрацией куклы: ляля (кукла) танцует («ля-ля-ля!»).
  2. В ходе занятия постараться, чтобы малыш понял смысл фразы «кукла танцует» («Ляля ля-ля-ля!»).

Мама сажает ребенка напротив себя так, чтобы он хорошо видел ее артикуляцию. Затем произносит: «Ля-ля-ля». Замолкает. Дает возможность ребенку откликнуться, повторяет звукосочетание еще раз. Если малыш откликнулся, мама подхватывает: «Ля-ля-ля!» Если ребенок молчит, она повторяет еще и еще этот речевой пассаж. Как правило, малыш откликается, вступает в перекличку, повторяя за мамой: «Ля-ля-ля!» Она показывает куколку, которая начинает танцевать: «Ляля (кукла) ля-ля-ля!» (танцует). Эту сценку мама эмоционально обыгрывает, несколько раз повторяет, что «Ляля танцует».

Развивающая игра «Озорные колечки»

Задачи игры

Развивать мелкую моторику пальцев. Расширять чувственный опыт при действиях с предметами: простейшее соотношение части с целым. Понимать фразу из двух слов: «Сними колечко!», «Дай колечко!»

Материал для игры

Кольца одного размера и цвета (4–5 шт.), нанизанные до конца стержня.

Взрослый располагает перед ребенком стержень горизонтально, держа за один кончик. Наклоняет стержень к ребенку.

Малыш сидит за столом или на ковре. Ему предлагается снять колечко. Первое снимает взрослый, показывая, как выполнить это действие, и объясняет: «Колечко! Сняли колечко!» Затем ребенок начинает снимать одно колечко за другим, а взрослый облегчает ему эту задачу, наклоняя стержень к его рукам.

Когда малыш снимет все колечки, мама эмоционально говорит: «Нет колечек!» (разводит руки). Ребенок может повторить этот жест и даже произнести: «Не-е-ту!»

Как играть с ребенком в 10 месяцев? В этом возрасте у крохи расширяются возможности, и возрастает желание познакомиться с окружающим пространством. Именно сейчас кроха уверенно ползает и начинает ходить. Во время своих перемещений малыш, не только легко запоминает расположение предметов в пространстве, но и решает такие важные задачи как оценить расстояние между вещами, выбрать последовательность действий (подползти, поднять, взять). Сейчас кроха старательно подражает вам, повторяет те действия, которые вы делаете с предметами. Именно это и следует использовать.

Новые действия со знакомыми игрушками

Еще совсем недавно ребенок реагировал на все игрушки и вещи практически одинаково. Кроха хватал их, тащил в рот, тряс и кидал на пол. Настало время расширить его знания об известных предметах.


Изучаем новое

Пора начать изучать что-то новое не только с игрушками, но и безопасными предметами. Во время игр подробно рассказывайте ребенку что и зачем вы делаете.

Пирамидка

Приобретите самую простую пирамидку из 4-5 цветных колец. Покажите малышу, как ее нужно разбирать и собирать. Кроха по началу будет только снимать кольца. Но уже через пару месяцев научится одевать их обратно в разнобой. Пройдет еще немного времени и вот уже все кольца одеты в правильном порядке.

Кубики

Одна из любимейших игрушек малышей. С виду они очень просты, но сколько с ними простора для творчества и развивающих игр. В этом возрасте вместо деревянных кубиков лучше взять мякиши, с ними малыш точно не поранится.

  • Постройте башенку из 3-4 кубиков и предложите малышу её разрушить. Не беспокойтесь, в этом возрасте дети находятся в разрушительной фазе своего развития. Пока им просто нравится все ломать и смотреть, как постройка разлетается на детали. Строить малыш научится позже.
  • Стулья. Возьмите несколько кубиков и расставьте на некотором расстояние друг от друга. Расскажите ребенку о том, что это стулья и начните рассаживать на них игрушки (для этой игры возьмите небольшие игрушки из пластика). Сопровождайте свои действия рассказом: «Этот стульчик для Развивающие игры для 10-месячного ребенка Развивающие игры для 10-месячного ребенка Миши, садишь мишка. Этот для Зайки…». Конечно, малыш собьет их и поломает постройки, но сначала понаблюдает и запомнит ваши действия.
  • Пирамидки. Сложите из кубиков пирамидку. Внизу будет три кубика, выше два, наверху один. Возьмите игрушку и пройдитесь ей по этим ступенькам вверх-вниз, скажите «топ-топ». И эта постройка тоже будет разрушена, но ребенок запомнит ваши действия и очень скоро будет прохаживать по ним маленьким пластмассовым зайчиком или медведем, а только потом рушить.

Уборка

Предложите ребенку сделать уборку вместе с вами. Дайте малышу красивую тряпочку и покажите как вы стираете пыль с предметов. Ваше чадо попытается повторить ваши движения. Это будут его первые навыки в ведении хозяйства.

Изучаем животных

Рассматривайте и читайте книжки. Спрашивайте малыша: «Где киска?» и сами отвечайте: «вот она» и покажите ее на рисунке. Теперь спросите: «Как говорит киска?» и ответьте «Мяу-мяу». Очень скоро кроха включится в игру и будет показывать животных и отвечать сам. Это упражнение важно для понимания и развития речи.

Тело человека

Дети в 10 месяцев активно познают окружающий мир и самих себя. Малыш уже понимает что у него есть ручки и ножки и научился ими пользоваться, но плохо знает как они называются. Одевая ребенка всегда говорите «одеваем на одну ножку, на другую», моя ручки «моем одну ручку, вторую ручку» и т.д. Теперь ему очень интересен рот, глаза, нос. Обычно детки находясь на руках у взрослых активно трогают эти части лица. Сопровождайте действия словами, а также спрашивайте малыша: «где щечки?» и целуйте или трогайте маленькие щечки. Несколько таких уроков и кроха сам покажет ответы на ваши вопросы.

Найди отличия

Начните знакомить ребенка с разными свойствами предметов. Обращайте его внимания на то какие предметы большие (разведите руки в стороны и скажите большой) и маленькие (сожмите два пальца и покажите «маленький»), какие мягкие, а какие твердые, какие гладкие, а какие нет.

Музыкальная пауза

Начните развивать музыкальный слух ребенка. Включайте ему детские песенки и классическую музыку, пойте сами. Купите маленькое игрушечное пианино, дудку.

Прислушивайтесь к звукам вокруг. Слышите как гудит самолет? Обратите внимания малыша на этот звук и скажите «самолет». Соседи делают ремонт? Что же, придется познакомиться и с этим звуком. Изобразите пальцами дрель и просверлите стену «дж-ж-ж», малышу полезно будет узнать откуда берутся эти звуки, так он скоро перестанет их пугаться.