Чем полезна лепка из пластилина для детей и как правильно увлечь малыша. Лепка из пластилина — польза для вашего малыша

Лепка из пластилина – любимое занятие малышей и их родителей, которые во время создания зайчиков и ежиков могут спокойно заниматься своими делами. Однако польза этого творческого занятия намного больше, чем кажется на первый взгляд. Заниматься лепкой рекомендуют не только педиатры, но и логопеды. Чем полезно это увлекательное творчество и как заинтересовать ребенка, если ему не нравится работать с пластилином?

Лепка – полезное детское хобби

Известно, что лепка развивает не только воображение, но и моторику. Но это далеко не все полезные качества. Доказано, что лепка:

  • заставляет работать оба полушария мозга одновременно;
  • вырабатывает аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
  • способствует развитию речи;
  • развивает абстрактное мышление;
  • учит понимать пропорции деталей;
  • снижает возбудимость и раздражительность;
  • помогает избавиться от страхов (путем лепки пугающих персонажей);
  • повышает самооценку юного скульптура.

Создавая незамысловатые фигурки из пластилина, малыш становится более любознательным, учится экспериментировать и фантазировать. Если что-то не выходит с первого раза, поделку всегда можно переделать, что не всегда получается при работе с другими материалами и видами творчества.

Какой материал выбрать для дошкольника

Начинать лепить можно примерно с полутора лет и даже раньше. Важно только следить, чтобы юный скульптор не тащил «орудия труда» в рот. Для самых маленьких лучше выбирать безопасные материалы.

Для малышей есть разные материалы для лепки:

  • Пластилин – популярный и хорошо знакомый пластичный материал, но его рекомендуется покупать только для детей старше трех лет. Выбирая, отдавайте предпочтение наболее мягкому виду, иначе у маленького мастера просто не хватит сил, чтобы размять массу и придать ей нужную форму.
  • Восковой пластилин – более мягкий и пластичный, не требует разминания, легко склеивается, подходит для малышей.
  • Скульптурный пластилин – позволяет получить реалистичные фрукты и ягоды, подходит для лепки сложных животных и героев мультфильмов. Удобен в работе, не крошится и не засыхает. Ориентирован на детей от трех лет.
  • Тесто для лепки – мягкая и безвредная масса, идеальный выбор для самых маленьких «рукодельников». Можно приготовить соленое тесто самостоятельно. Но поделки из соленого теста затвердевают только после сушки. Естественным образом тесто высыхает очень долго, поэтому нужно использовать духовку.
  • Глина – подходит для совместных занятий с детьми, так как готовые поделки нужно запекать.
  • Полимерная глина – искусственный аналог натуральной. После запекания изделие похоже на пластик, не боится воды и тепла. Идеальна для игрушек, но подходит только для совместных занятий, так как требует запекания в духовке.
  • Самозастывающая масса (или самоотвердевающая полимерная глина, не требующая запекания) – новинка последних лет. Отличается пластичностью, приятна в работе. Готовые фигуры застывают на открытом воздухе за несколько часов и становятся прочными.

Как увлечь ребенка лепкой

Большинство малышей с удовольствием лепят из пластилина всевозможные фигурки. У кого-то сразу получаются узнаваемые персонажи, а кто-то фантазирует и создает новые образы. Но есть дети, у которых лепка не вызывает интереса. Ни в коем случае нельзя насильно заставлять сына или дочь заниматься творчеством, задача стоит в другом – вызвать интерес и научить работе с незнакомым материалом.

1. Для начала дайте малышу кусочек массы для лепки и покажите, как ее можно мять и вытягивать, придавая различные формы. Пусть поймет, что кусок легко разделить на части и склеить в один ком или фигуру.

2. Затем слепите что-нибудь простое и узнаваемое малышом самостоятельно. Это может быть колобок, ежик, шишка, мяч, морковка. Главное, чтобы ребенок узнал эту фигурку и захотел сделать что-то подобное.

3. Заметив интерес, покажите маленькому скульптору, как работать с материалом – раскатывать колбаски, катать шарики и жгутики между ладонями. Не спешите просить ребенка слепить что-то конкретное, пусть знакомится с пластилином или тестом.

Для начала лепите вместе простые фигуры. Девочкам можно предложить слепить колобка, а мальчикам будет интересно сделать своими руками яркий мяч. Старайтесь избегать замечаний, пусть ребенок сам сделает то, что хочет, лучше разберите поделку по итогам, подскажите, как сделать результат более красивым и похожим на прототип. Малышам не показывайте лепку вареников, пирожков и другой еды, чтобы избежать опасной «дегустации».

Из пластилина можно не только лепить объемные фигуры, но и создавать картины или панно, взяв за основу твердую поверхность. Посмотрите мастер-класс по изготовлению магнита для холодильника с яркой свинкой , выполненной в технике спиралек. Аналогично можно создавать более сложные композиции.

Малышам можно предложить выложить на пластике или ламинированном картоне простой цветочек, например, одуванчик или ромашку, небо с солнышком или звездами. Для правильных геометрических фигур есть трафареты и формочки, а для создания рельефов – стеки.

Детей постарше, которые уже понимают, что детали нельзя тащить в рот, научите сочетать пластилин с декором из бусин и пуговиц, природными материалами. В итоге получатся красивые поделки, игрушки и подарки для бабушек.

Чтобы лепка из пластилина доставляла ребенку удовольствие, не превращайте ее в обязательное занятие и не становитесь строгим учителем. Пусть малыш экспериментирует с недорогим и простым пластилином или тестом так, как ему хочется. И только после того, как маленькому творцу понравится лепить, покажите ему, что можно сделать из пластилина, и заинтересуйте в дальнейшем развитии.

Лепить любят все детки. Кто-то для этого использует песок во дворе, кто-то - тесто, которое мама подготовила для печенья, а кто-то - пластилин.

Именно последний материал является лучшим источником фантазии и творчества. Оказавшись в руках ребенка, брусочек пластилина вмиг превращается в колобок, зайчик, ёжик или другой сказочный персонаж.

А поскольку детская лепка увлекает малышей , родители могут спокойно заняться своими делами в то время, как ребенок создает различные поделки своими руками, а не рисует на обоях или носится по всему дому.

К тому же, изготавливать целый сказочный мир из пластилина рекомендуют педиатры и логопеды. И не просто так..

Лепка из пластилина развивает мелкую моторику рук

Когда ребенок работает с мягким материалом: разминает его в руках, катает колбаску или шарик, создает детали разных форм, скрепляет их вместе, вытягивает и сплющивает, в работу включаются подушечки пальцев.

А когда пальцы активно работают, развивается мелкая моторика рук . Ученые доказывают, что она напрямую связана с работой мозга. От уровня развития мелкой моторики зависит координация движений, речь малыша, память, а также логическое мышление.

К тому же, когда ребенок что-то лепит из пластилина , он не только развивает мелкую моторику, но и подготавливает руку к письму.

Детская лепка - эффективный метод умственного развития

Лепка из пластилина - полезное занятие для детей, которое кроме развития мелкой моторики рук развивает также умственные способности, а именно:

. развивает образное, абстрактное, пространственное и логическое мышление ;

. развивает память, интеллект, зрительное восприятие - перед тем, как что-то слепить из пластилина ребенок внимательно наблюдает за действиями взрослых, затем повторяет за ними. А в конце сравнивает полученный результат с оригиналом.

Запоминание, что идет и за чем, хорошо развивает память, учит сопоставлять факты и образы, а также повышает уровень интеллекта;

При работе с пластилином у ребенка работают одновременно оба полушария мозга. Также происходит укрепление межполушарных связей, вследствие чего развивается концентрация внимания и саморегуляция.

. формирует воображение и развивает творческие способности - когда малыш занимается лепкой из пластилина без помощи взрослых, он сам придумывает, что ему слепить.

Таким образом, делая из кусочков пластичного материала новые формы, смешивая цвета и создавая необычные фигурки, у ребенка тренируется творческая жилка;

. развивает математические способности. Для детей лепка из пластилина - это не только творческий процесс, но и своеобразная математика. Ведь, создавая какую-либо фигурку, из рабочего материала нужно отщипывать определенное количество кусочков;

. способствует развитию речи. Разминание в руках кусочка пластичного материала - это и массаж кисти, и развитие речи.

Дело в том, что зона моторики кисти тесно связана с речевой моторикой. Поэтому детская лепка, стимулируя нервные окончания, тренирует речь в тот момент, когда дите еще не умеет говорить, то есть в 2 года. Именно в этот период речь только начинает активно развиваться.

Поэтому, если Вы дадите своему малышу что-то смастерить из пластилина, то ему проще будет учить новые слова и собирать их в простые предложения;

Лепка из пластилина - лучший метод для детей, которые страдают дислексией и заиканием. Это творческое занятие помогает малышам справляться с речевыми проблемами.

. развивает сенсорную чувствительность - создавая различные фигурки, ребенок учится понимать, что такое вес, форма, фактура, цвет.

Создание поделок из пластилина улучшает здоровье и эмоциональное состояние

Создание маленьких пластилиновых произведений искусства положительно влияет на нервную систему. При регулярном занятии детской лепкой нормализуется сон, снимается напряжение, а также уменьшается чрезмерная активность, возбудимость и раздражительность. На смену плохому настроению приходит хорошее.

К тому же, с помощью лепки ребенок выплескивает как положительные, так и негативные эмоции: злость, тревогу, волнение, гнев.

По мнению психологов, лепка - это своеобразная арт-терапия, которая способствует внутреннему исцелению.

Также, пластилиновое творчество для детей - это лучший способ справиться со своими страхами. Например, малыш может слепить того, кого он очень боится: Бабу Ягу, клоуна или монстра из мультика, а потом смять фигурку и слепить из нее что-то положительное - солнышко, зайчика, медвежонка и так далее.


Детская лепка развивает в ребенке личность

Для детей игра с пластилином - это также эффективный инструмент для развития своего «Я». Это занятие позволяет малышу выявить в себе скрытые способности, оно показывает ему собственную неповторимость .

А еще, при создании различных фигурок из пластилина малыш учиться быть усидчивым, целеустремленным, любознательным и аккуратным.

Также лепка повышает самооценку маленького скульптора. Экспериментируя, он забывает о том, что у него ничего не может получиться. Ведь пластилин - это мягкий материал с устойчивой формой. Поэтому при желании фигурку можно легко изменить или разрушить, не боясь допустить ошибку.
К тому же, лепка - важная составляющая эстетического воспитания. Это занятие прививает ребенку чувство прекрасного.

Лепка из пластилина - это не только хороший способ провести досуг, но и полезное занятие, как для родителей, так и для ребенка.

Занимая Ваше чадо таким творчеством, Вы тем самым способствуете развитию его умственных и творческих способностей , фантазии, речи. Ребенок становится более усидчивым, внимательным и аккуратным.

К тому же, разминая в руках мягкий материал и создавая яркие поделки, малыш избавляется от своих страхов, раздражительности и комплексов. Он растет целостной и гармоничной личностью.

Вам может быть интересно: Тест для проверки памяти.

Не так давно я уже публиковала статью о том, как можно организовывать первые занятия по . В статье я рассказывала в основном про развивающие игры с тестом, которые помогут малышу научиться отщипывать, резать тесто, оставлять на нем отпечатки, да и вообще много чего интересного с ним сделать:) Сегодня мне бы хотелось продолжить тему лепки, но немного поподробнее остановиться на лепке уже не из теста, а из пластилина, и предложить вашему вниманию варианты самых первых пластилиновых поделок с малышом.

Занятия лепкой, как известно, чрезвычайно полезны для малышей. Даже во время таких, казалось бы, незамысловатых действий, как раскатывание колобка, колбаски развивается воображение, творческое мышление малыша. Ребенок учится воспринимать объемные образы, а заодно и тренирует мелкую моторику, что очень благотворно сказывается на развитии речи, на подготовке руки к письму. Иначе говоря, лепка в целом весьма благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, поэтому очень желательно включать ее в регулярные занятия с малышом.

Часто мамам кажется, что с годовалым малышом лепить еще рано, т.к. ребенок с большой вероятностью захочет испробовать пластилин на вкус. Однако даже если ребенок предпримет попытки его отведать, не отказывайтесь сразу же от ваших уроков творчества! Постарайтесь продемонстрировать малышу, на что способен пластилин, покажите, сколько всего необычного можно из него сделать. Даже если ребенок будет упорно продолжать «пробовать» массу для лепки, то первое время лепите из . Во-первых, ничего страшного не произойдет, если малыш его попробует, так как оно абсолютно натуральное, во-вторых, после нескольких дегустаций ребенок, скорее всего, откажется от этого занятия, т.к. тесто очень соленое на вкус.

Все поделки в этой статье можно сделать как из пластилина, так и из теста (магазинного, типа «Play Doh» или домашнего). Единственное, стоит заметить, что когда вы будете делать налепы на бумагу, пластилин будет значительно лучше прилипать к бумаге, чем тесто. Если вы все-таки работаете с пластилином, то выбирайте для занятий наиболее мягкий пластилин, чтобы малыш не разочаровался после первых же своих попыток полепить.

Всегда помните, что творческие занятия должны длиться не более 5-10 минут. Не удерживайте и не заставляйте ребенка лепить пластилином, если он этого не хочет или капризничает. Даже незначительное давление на малыша приведет к тому, что он в конце концов потеряет к творчеству всякий интерес. Поэтому, если ребенок отказывается лепить, просто предложите ему это занятие через какое-то время (через день, неделю, а может и через месяц), главное не заставляйте!

С чего начинать занятия по лепке с ребенком 1-2 лет

Естественно, не стоит на первых же занятиях лепить сложные поделки. Сейчас наша задача освоить основные и самые простые навыки работы с пластилином. Итак, чему в первую очередь нужно учить малыша:

  • Отщипывать кусочек пластилина большим и указательным пальцами
  • Разминать пластилин в ладошке
  • «Расплющивать» указательным пальчиком маленькие пластилиновые шарики. Поначалу шарики для малыша делает мама, затем постепенно учимся катать шарики вместе.
  • Катать колобок между двумя ладошками. Предпочтительнее задействовать обе руки (а не катать колобок об стол), так как в этом случае массажируются обе ладошки, что вдвое полезнее для моторики малыша. Если катать шарик двумя ладошками трудно, поначалу можно учиться катать колобок об мамину ладошку. Придавайте получившемуся шарику разные образы, так ваши простые манипуляции с пластилином приобретут смысл. Например, добавив к шарику листочек, можно превратить его в яблоко, а при помощи спички или зубочистки легко сделать настоящего колобка, который укатился от бабки с дедкой!
  • Катать колбаску между двумя ладошками. Обычная пластилиновая колбаска легко может стать огурчиком для проголодавшейся куклы Маши или червячком, который потом поползет по ручке малыша.

Ну а теперь различные варианты поделок из пластилина, которые можно создавать даже с годовалым карапузом.

Самые простые поделки из пластилина

Для всех поделок нужно будет заранее нарисовать или распечатать шаблон-картинку. В статью я добавила возможность скачать самые простые ч/б шаблоны. При желании вы можете предварительно раскрасить их, или, если у вас есть цветной принтер, найти более интересные цветные аналоги шаблонов. Думаю, малышу понравится любой вариант, даже черно-белый.

Старайтесь, чтобы при создании поделки каждый кусочек пластилина малыш отщипывал сам, а также по возможности скатывал в шарик.

  • Божья коровка

  • Зернышки для курицы

  • Снежинки


  • Арбуз с косточками

  • Пятнышки на мухоморе

  • Дерево с листочками

Поделки из пластилина с расположением элементов на конкретные места

  • Бусы

  • Перекладины для лестницы . Предложите ребенку помочь девочке забраться на пальму за кокосами – без лестницы тут никак не обойтись. –

  • Колеса для паровозика

  • Цветочек

  • Полоски для зебры

  • Пластилиновые прятки . Прячем колобка от лисы –

В своих занятиях вы также можете использовать готовые пособия. Это очень удобно, т.к. совершенно не требует дополнительной подготовки перед занятием. Вот какие пособия использовали мы:

  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • (Ozon , My-shop )

Любые занятия малыша, связанные с тактильными ощущениями, способствуют развитию мелкой моторики рук, интеллекта, объемно-пространственного мышления. Специалисты считают, что лепка среди всех видов художественного творчества является самой хорошо осязаемой. Ведь рисунком или аппликацией из бумаги можно только полюбоваться эстетически, если работа удалась. В противном случае уже не удастся внести серьезные исправления. А пластилин дает широкие возможности творчества, когда ребенок ощущает его вес, объем, текстуру, учится слаженно действовать обеими руками, до бесконечности корректируя задуманный образ.

С какого возраста давать ребенку пластилин

Иногда родители не позволяют ребенку пользоваться пластилином считая, что он еще слишком мал для этого занятия. Действительно, малыш 1,5–2 лет зачастую просто отщипывает мелкие кусочки и норовит их куда-нибудь прилепить, будь то плательной шкаф, телевизор или мягкая мебель. Однако этот возраст и есть самый подходящий для знакомства с пластилином и такое может случиться только при отсутствии контроля со стороны взрослых. Не стоит жалеть времени на занятия с ребенком, ведь ему нужно показывать даже самые простые приемы лепки.

Сначала понадобится картон, чтобы ребенок мог на нем создавать абстрактные объемные картины, просто расплющивая кусочки пластилина. В полтора года малыш только знакомится с его пластическими свойствами. Затем он сможет овладеть простыми приемами лепки и начнет скатывать из пластилина шарики и колбаски, которые будут использоваться как отдельные детали для очередной поделки. На первый взгляд, ничего особенного, но именно в эти моменты ребенок развивает сенсорную чувствительность и воображение. Слепить нечто осмысленное самостоятельно малыш сможет годам к трем, но это при условии, что пластилин попадет ему в руки гораздо раньше.

Комплексное воздействие лепки на общее развитие ребенка

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей.

Родители, прививающие любовь к лепке, поймут, как они были правы, когда их ребенок пойдет в школу. Развитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Недаром дети, занимающиеся музыкой, более успешны в общеобразовательной школе, даже если не обладают особым музыкальным даром. Лепка оказывает не меньшее влияние на мозговую активность.

Приступая к очередной поделке из пластилина, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, родители заложат прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

Екатерина Копанова
Лепка из пластилина, как один из факторов развития ребёнка

Е. А. Копанова

МБДОУ «ДСКВ №68» г. Братск

Лепка из пластилина , как один из факторов развития ребёнка .

Лепка является одним из любимых видов деятельности детей. Заниматься ею можно как дома, так и в детском саду. Благодаря занятиям происходит познание детьми окружающего мира, что доставляет им особое удовольствие. Так что же такое «пластилин » ?

Пластилин - искусственный пластичный материал для лепки . Делают его из глины, парафина и других веществ, препятствующих высыханию, после окрашивают в различные цвета. Это прекрасный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Немного истории.

По одной из версий, создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Однажды Джо принёс образец массы своей родственнице, работавшей в детском саду. Как мы можем догадаться – детям масса очень понравилась. Эта пластилиновая основа вначале была только белого цвета, но чуть позже, уже в промышленном производстве, в массу стали добавлять краску - и пластилин стал цветным .

В 1955 году в мире случился настоящий бум на пластилин . Благодаря большому спросу, Джо Маквикер в 27 лет стал миллионером.

Значение лепки в развитии ребенка трудно переоценить. Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук . Это, в свою очередь, необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Ведь чем больше он работает пальчиками, тем быстрее развивается , лучше говорит и думает. Ребенок, уже знающий геометрические фигуры, знакомится с объемной формой предмета. Создавая поделки из пластилина , он учится анализировать формы и размеры, наблюдает, сравнивает, выделяет черты сходства и различия предметов по размеру, по расположению в пространстве.

Пространственное и образное мышление, внимание, воображение - процессы, способствующие всестороннему развитию .

Занятия лепкой одновременно является и занятием по развитию речи . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином воспитатель ведёт непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем ребенок вступает в диалог с игрушечным персонажем. Занятия – это особая ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению активного и пассивного словаря детей. Малыши знакомятся с окружающим миром, применяются варианты обобщения, даются знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, развивается фантазия и творчество.

Лепка из пластилина - один из основных обучающих предметов в детском саду. Малыши с большим удовольствием лепят фигурки человечков и животных, разнообразные фрукты, цветы и многое другое. Воспитатели в детском саду должны научить деток отображать не только объемную форму предмета, но и другие характерные для него показатели, например, цвет. Маленький человек приобретает представление таких понятий, как пропорция. Вылепляя своими руками яблоко, апельсин или снеговичка малыш понимает, что все эти предметы круглые. Для их создания необходимо сделать шарик. Так развивается умение обобщать предмет и форму. Появляется также понимание разницы форм – столешница прямоугольная, а апельсин круглый. Лепка формирует точность движений, улучшает глазомер и конструктивные навыки. А гиперактивным деткам добавляет спокойствия и усидчивости, учит их концентрироваться.

Пластилин – это уникальный материал. Он не сохнет, не прилипает к рукам. Его мягкость зависит от температуры и интенсивности работы. Пластилин бывает самых разных цветов, и он практически вечен! Дети любят работать с этим материалом, потому что он всегда разный и интересный. Пластилин можно ломать , рвать, размазывать, тянуть, мять – полный набор тактильных ощущений!

Как видите, лепка из пластилина способствует всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста, поэтому на занятиях в детском саду этой дисциплине уделяется особое внимание.

Не забывайте : Работа с пластилином для ребенка – очень трудоёмкая, требует усидчивости, усилий, но природа детей такова, что они физически не могут выдержать долго сидеть на одном месте, поэтому в процессе занятия не пренебрегайте разминочками, и уж, конечно, если ребенок хочет отвлечься, побегать – позвольте ему это. Ему самому будет интересно, потом вернуться к занятию – ведь самое главное – это результат! Ставьте акцент на результат работы.

В заключении хочу отметить, что лепка – важное занятие для малышей, которое благотворно влияет на нервную систему в целом. Польза от занятий лепкой огромна . Лепите вместе с детьми, лепите чаще, лепите с радостью, лепите на здоровье!

Литература :

Давыдова Г. Н. Пластилинография . Анималистическая живопись. Скрипторий 2003. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников» . - СПб., «Детство-Пресс» , 2002.

Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. / О. А. Новиковская. - М.: АСТ; СПб : Сова, 2006

Ткаченко Т. Б. Лепим из пластилина / Т . Б. Ткаченко, К. И. Стародуб. - Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс» , 2003

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды как один из факторов личностного развития дошкольников 1 слайд Организация развивающей предметно - пространственной среды для детей в соответствии с требованиями ФГОС и СанПин - ответственный.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка из пластилина) «Фиалка» Конспект НОД по Художественно-эстетическому развитию (лепка из пластилина) в подготовительной группе. Тема: «Фиалка». Задачи.

Конспект НОД в первой младшей группе «Морковка для зайчонка» (лепка из пластилина) Программные задачи: Образовательные: Стимулировать речевую и двигательную активность на занятии. Способствовать получению положительных.

Уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию фотоотчет о проведении занятия по лепке из пластилина. Наши дети очень любят лепить.