Церковный развод? Как развенчать церковный брак: процедура, причины, основания.

Установил для неразрывного соединения супругов в одну плоть, так что христианский закон провозглашает святость семейного союза и его нерасторжимость. Это поддерживает достоинство человеческой природы, с одной стороны, и с другой, дает благо нашей жизни: дает нам правила счастливой семейной жизни.

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ().

Исповедуя этот взгляд на брак, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12–13 лет для женщины и 14–15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5–7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Когда люди влюблены друг в друга, они мечтают соединить свои судьбы не только в гражданских институтах, но и перед Богом, пройдя таинство венчания в церкви. Однако в жизни порой складывает все не так прекрасно и радужно, как мы себе это представляем. Поэтому часто когда-то любящие друг друга люди разводятся. Но церковный развод не так-то просто осуществить, ведь церковный брак является таинством, при котором сам Бог дает свое благословение верующей паре на совместную жизнь, рождение и воспитание детей. А то, «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает…».

Церковный брак предусматривает пожизненную верность супругов и нерасторжимость православного брака, и, тем не менее, она может дать согласие на церковный развод в некоторых случаях, предусмотренных церковными канонами. В настоящее время этим занимается специальная каноническая группа при епархиальном совете.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из супругов, который не был виновником распада семьи, решает повторно пройти таинство венчания. А без развода церковного этого сделать будет невозможно. Естественно есть и те, кто не особо задумывается о необходимости расторжения церковного брака, однако для верующих людей этот вопрос очень важен. Ведь только истинно верующие люди могут пройти обряд православного венчания . Церковный развод не прекращает брака при отсутствии светского развода. Однако для государства достаточно светского развода, после которого человек считается свободным при отсутствии развода церковного. Церковь не дает согласие на расторжение церковного брака ради угождения прихоти, или в целях «доказательства» гражданского развода. Однако если распад семьи – это свершившийся факт, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи не возможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Поводы, на основании которых церковь дает согласие на церковный развод.

  • Неспособность к брачному сожитию, которая наступила до брака или стала итогом намеренного самокалечения.
  • Отказ или принятие супругом другой веры.
  • Противоестественные пороки.
  • Измена супруга.
  • Осуждение к наказанию с лишением всех прав состояния.
  • Заболевание одного из супругов проказой или сифилисом.
  • Серьёзная, неизлечимая душевная болезнь и расстройство одного из супругов, без уведомления об этом другого супруга.
  • Незаконное (насильственное) заключение брака.
  • Неспособность одного из супругов к деторождению.
  • Сводничество и извлечение выгод из непотребства супругов.
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга или детей.
  • Оставление одним из супругов семьи.
  • Брак между близкими родственниками без ведома супругов.
  • Брак был заключен при наличии у одного из супругов законного супруга (супруги).
  • Сожитие свекра со снохою (снохачество).
  • Вступление одного из супругов в другой брак.
  • Безвестное отсутствие одного из супругов более 5 лет.
Сегодня этот список дополняют заболевания СПИДом, хронический алкоголизм, засвидетельствованный медицински, наркомания, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

Церковь отрицает повторные браки. И все же по каноническому праву тот супруг, не по вине которого произошел распад семьи, может повторно совершить церковный брак. Для тех супругов, которые стали виновниками развода, повторный церковный брак дозволен только в случае их покаяния и выполнения епитимий, которые налагаются согласно каноническим правилам. В исключительных случаях допускается третий церковный брак, но при этом по правилам Василия Великого увеличивается срок епитимий.

В случае принятии решения о церковном разводе супругам выдается документ, назначается посильная епитимия при условии наличия документа о светском разводе. Однако этот документ носит рекомендательный характер. Вопрос каждого церковного развода решается индивидуально, для чего и были введены Дни Духовника. Часто у священников мнения относительно каждого случая церковного развода расходятся.

Чтобы пройти процедуру «развенчивания» необходимо подать прошение на имя епархиального архиерея в епархиальное управление. Для этого бывшие супруги должны прийти в определённые дни к духовнику и написать прошение. Несмотря на то, что прошение пишет один из супругов, согласие в письменном виде второго должно быть обязательно прикреплено к прошению, поэтому на такое важное мероприятие лучше приходить вдвоем.

Распад семьи церковью всегда воспринимается трагедией, в которой виновны оба супруга. Поэтому осознание и признание этого факта должно прийти к каждому из супругов. В прошении последними словами обоих супругов являются «… Прошу прощение за расторгнутый брак». В нем также следует указать вкратце историю брака и причины развода, место и дату заключения церковного брака, а также прикрепить копию документа о венчании (если такое выдавалось) и копию документа о гражданском (светском) разводе.

Прошение с прикрепленными документами духовник предоставляет в Епархию, управляющий которой после рассмотрения ставит резолюцию. После этого документ с резолюцией духовник выдает бывшим супругам. Он служит свидетельством того, что церковь прекращает действие брака между подателями прошения.

После расторжения церковного брака или признания его «безблагодатным» можно вновь провести таинство венчания. В случае если для кого-то из супругов венчание проводится впервые, то совершается обычное чинопоследование, как в первый раз. Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам.

Решение супругов венчаться в церкви должно быть осознанным со всей степенью серьезности. Перед проведением венчания священник выясняет у жениха и невесты степень их веры, крещеные ли они, а также насколько духовно они готовы к церковному браку. Многие пары вступают в церковный брак, отдавая дань моде, либо из-за красоты и торжественности самой церемонии. Неудивительно, что потом такие семьи просят церковь развенчать их. Поэтому прежде чем пойти на такой шаг необходимо быть уверенным в себе и своем партнере, а самое главное в своей вере.

Сегодня многие пары, регистрируя свой брак, предпочитают сопровождать данный процесс красивым обрядом венчания в церкви. И лишь единицы осознают всю серьезность религиозного таинства, а также ответственность, которая возлагается на них после венчания.

Приходя к гражданскому расторжению брачных уз, супруги задаются вопросом: ? В православной церкви предусматривается для этого специальная процедура.

В чем принципиальное отличие «развенчания» от гражданского развода?

Как известно, гражданский развод может совершаться в одной из двух инстанций:

  • в ЗАГСе;
  • в суде.

Это будет зависеть от некоторых обстоятельств, а именно: от наличия несовершеннолетних детей, обоюдного/необоюдного согласия супругов, явки/неявки на назначенные предыдущие заседания и т. д.

Расторжение брака в церковном порядке не имеет градации относительно инстанций. Церковь не осуществляет судебных разбирательств относительно бракоразводных дел, несмотря на наличие или отсутствие у супругов детей. Чтобы получить резолюцию священнослужителя на разрыв брачных уз, достаточно подать ходатайство в епархию .

Важно знать! Развод в церковном порядке совершается уже на основе акта о гражданском расторжении брака: или решения суда.

Где проще развестись: в церкви или гражданских органах?

В некоторых случаях процедура церковного развода может быть существенно проще, чем в гражданском его варианте. Прежде всего, это касается тех случаев, когда расторжение брака проходит в суде.

Судебный процесс более длительный, чем в ЗАГСе и церкви. Разбирательство может продлеваться неоднократно судьей, поскольку оно совершается в случае:

  • наличия несовершеннолетних детей;
  • несогласия одного из супругов на разрыв брачных уз;
  • неявки в ЗАГС.

Несмотря на относительную простоту процедуры, не стоит легкомысленно относиться к вопросу о церковном браке и разводе. Церковь очень негативно относится к фактам разрыва семейных уз, а также их причинам.

К сведению! Желающим «развенчаться» необходимо будет тщательно подготовиться к аргументации причин для этого. Список их ограничен, четко прописан в некоторых церковных актах. В этом заключается сложность процедуры церковного развода, в отличие от гражданского. Обычным желанием супругов здесь не обойтись.

Какими актами церковного законодательства регулируется вопрос развода?

Еще в 1917-1918 гг. Собором Православной Церкви был принят акт – «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» . Документ определил причины, которые считались «законными» в церковных кругах для прекращения брака между обвенчанными супругами. Данные обстоятельства и сегодня принимаются церковью в качестве весомых поводов для совершения процедуры «развенчания».

Прежде всего, документом, регулирующим вопросы о церковном браке и его расторжении, сегодня являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000). В 10-й главе данного документа – «Вопросы личной, семейной и общественной нравственности» – излагается позиция церкви по отношению к разводам, процедуре их совершения.

Также в 2000 г. был принят «Устав Православной Церкви», в котором отдельное внимание уделено процедуре разбора бракоразводных дел епархиальными священнослужителями.

Интересно! Православная церковь Московского патриархата приняла решение собрать требования к заключению и расторжению церковных браков в пределах одного специализированного документа – «О церковном браке» (2015). С его проектом можно ознакомиться на официальном сайте религиозной структуры.

Связь между церковным, гражданским и фактическим видами брака

Гражданский брак – это отношения, официально зарегистрированные в специальных государственных органах. Регистрация – принципиальное отличие гражданского брака от фактического – не оформленного в установленном законом порядке.

Интересно! Как оказывается, в наше время ошибочно незарегистрированное сожительство называют гражданским браком.

Церковным браком называются отношения, освященные с помощью специальной церковной процедуры – венчания. В некоторых странах только церковные брачные союзы признаются легальными, такими, которые имеют юридическую силу.

В нашей стране соотношение между этими видами брачных уз таково: гражданский брак наделен юридической силой, которой не имеют остальные виды. Фактические союзы не получают одобрения священнослужителей. Церковный же брак «накладывается» на гражданский: церковь рекомендует сначала официально узаконить отношения между супругами, и только после этого скреплять союз перед Богом .

Что служит основанием для церковного развода?

Если причиной для гражданского развода может стать изъявленное желание супругов или кого-то из них, то для церковной процедуры одного его недостаточно. Чтобы церковь проявила снисхождение и дала разрешение на расторжение брака, необходимы очевидные доказательства того, что семья распалась, а шансов на ее восстановление не существует более.

Одним из наиболее ярких доказательств для церкви может считаться раздельное проживание супругов на протяжении длительного времени.

Безоговорочными причинами, по которым церковь удовлетворяет желание супругов на «развенчание», считаются:

  • конфликты между супругами на почве разных вероисповеданий;
  • признание одним из супругов своей измены;
  • официально подтвержденные в медицинском порядке заболевания одного из супругов: СПИД, сифилис, алкоголизм, наркомания, душевные расстройства;
  • засвидетельствованные врачом неизлечимые проблемы с репродуктивной функцией одного из супругов;
  • аборт без ведома и согласия мужа.

Церковь также предусматривает расторжение брака в том случае, если он был фиктивным, основанным на насильственном принуждении, шантаже и прочих незаконных методах, если имеются соответственные доказательства и признания.

«Развенчание» также разрешается, если совместное проживание супругов становится невозможным в силу чрезмерной конфликтности, применения насилия в семье, покушения на жизнь одного из ее членов (в том числе и ребенка).

Церковные каноны позволяют расторгнуть брак, когда он считается незаконным и согласно гражданским законам:

  • один из супругов на момент регистрации данного брака имел другие нерасторгнутые брачные узы;
  • вступил в следующий брак в процессе данной супружеской жизни;
  • супруги, вступившие в брак, приходятся друг другу родственниками;
  • один из супругов, будучи в браке, начинает отношения с близким родственником.

Важно знать! Снисходительна церковь к одному из супругов и тогда, когда второй пропал без вести и отсутствует пять лет . В этом случае каноны позволяют освободить человека от уз. Это касается и ситуации, когда муж или жена являются серьезными правонарушителями, осужденными на наказание с тяжелыми последствиями (конфискация имущества и т. д.).

Как правильно составить прошение о расторжении церковного брака (образец)?

Чтобы совершить расторжение брака, скрепленного церковным обрядом, необходимо составить и подать специальное прошение на имя епархиального архиерея – представителя епархиального управления .

Данный документ может составляться и подаваться как одним, так и двумя супругами, желающими расторгнуть брак. Чтобы выполнить процедуру правильно, избежать возможных задержек в рассмотрении дела из-за ошибок в заполнении бланка, предлагается ознакомиться с образцом прошения о расторжении церковного брака.

Это достаточно простой по своей структуре документ, не требующий слишком большого количества данных. Чтобы его составить, необходимо указать:

  • фамилии, имена и отчества супругов;
  • дату венчания;
  • место совершения обряда;
  • название храма;
  • причину расторжения брака.

К сведению! Если есть желание на вступление в повторный церковный брак у одного или обоих супругов уже на момент развода, в прошении можно прописать и этот момент: попросить разрешения у епархии, указав данные будущих жены и/или мужа.

Подача прошения о расторжении церковного брака

Итак, как мы уже указывали выше, прошение о «развенчании» подается на имя епархиального архиерея. А это значит, что относить документ следует не в храм, в котором священник совершил таинство венчания, а непосредственно в саму епархию (любого уровня) . Дело будет передано на рассмотрение архиерею, потому что в его компетенции – принимать решения о расторжении уз.

Подавать прошение в епархию можно в любой день недели, кроме выходных. Для этого присутствие обоих супругов не обязательно. Эту процедуру может осуществить кто-то один.

Рассматриваются только те прошения, к которым прилагается установленный пакет документов:

  • копия документа о гражданском разводе (свидетельства);
  • оригинал свидетельства о венчании;
  • копии документов, которые будут обосновывать причину церковного развода (при необходимости);
  • копии паспортов разводящихся супругов.

Важно! Супругам нужно будет лично присутствовать при рассмотрении в назначенное время.

Процедура рассмотрения прошения в епархии

Процедура рассмотрения каждого прошения индивидуальна. Но в ней можно выделить несколько общих шагов:

  • просмотр прошения и прикрепленных к нему документов комиссией в той епархии, куда они были поданы;
  • передача пакета документов представителю высшего (областного) епархиального управления, который будет принимать решение по делу;
  • рассмотрение дела вместе с супругами во время личной беседы.

По своей длительности беседа священнослужителя с супругами не регламентирована никакими документами, как и ее содержание. В течение этого времени супругов будут пытаться всячески примирить.

Если этого сделать не удается, уже бывшим супругам выдается документ с резолюцией священника о прекращении брака.

Повторный церковный брак: миф или реальность?

Относительно повторных браков, церковные каноны достаточно строгие. В результате выполнения определенных требований существует возможность получить разрешение на повторное венчание разведенного с другим человеком. Церковью допускается не более трех браков.

Очередной церковный брак чаще всего разрешается для того супруга, который не был виновником расторжения уз в первом случае. В такой ситуации таинство венчания проходит традиционно, как и в первый раз. Но если оба брачующиеся вступают в церковный брак повторно, то процедура венчания для них будет немного отличаться от первой: на них венцы не будут возлагаться (процедура «вторым чином»).

Церковный канон также предусматривает возможность повторного брака и для «провинившегося» в предыдущем «развенчании». Но для этого необходимо выполнение церковных требований – совершения покаяния путем выполнения епитимий.

Епитимия – это так называемое «наказание», которое налагается церковью для искупления греха виновником «развенчания». По своей форме епитимии могут существенно отличаться:

  • паломничество в святые места;
  • пост;
  • подаяние милостыни и проч.

Срок выполнения епитимии (в среднем от двух до трех лет), ее форму выбирает священник. Она зачастую зависит от меры «греха», который привел к расторжению церковного брака.

По результатам «отбывания церковного наказания» и искупления греха священник принимает решение: удовлетворить или отклонить прошение человека о повторном венчании.

Интересно! Для получения разрешения на вступление в третий церковный брак условия и срок епитимии ужесточаются. При этом у желающего не должно быть детей от первых двух браков, а возраст его не должен превышать 40 лет.

Таким образом, церковный развод – это не вымысел, а реальная процедура, которая совершается церковью. Но в связи с наличием возможности «развенчаться» не стоит легкомысленно подходить к скреплению брачных уз путем церковного таинства. Принимая решение о венчании, нужно руководствоваться не мечтами о красивой церемонии, а серьезностью намерений и готовностью отвечать за свои действия.

Рассказывает священнослужитель

На видео ниже дает ответы на вопросах о развенчании настоятель Храма Святого Василия Великого — отец Аркадий.

Жизнь не всегда складывается именно так, как хочется человеку. Браки и семьи распадаются по многим причинам. И если в мирской жизни проблем с разводом обычно не возникает, то после венчания пара может столкнуться с серьезными проблемами. Ведь это особое таинство, по поверьям, связывающее молодых на всю жизнь.

Поэтому разобраться с тем, возможно ли развенчание церковного брака, процедура которого требует особого подхода, следует подробнее.

Во все времена церковь отрицательно относилась к расторжению брака, поэтому развенчание - это процедура более сложная, чем простое получение штампа о разводе в загсе. Такие случаи фиксируются документально, и свидетельства о расторжении хранятся в каждом храме, где проводится таинство венчания.

Причины для подобного шага должны быть крайне вескими, чтобы батюшка дал свое разрешение на эту процедуру.

  • доказанный факт приема наркотических или алкогольных средств, приведших к зависимости человека;
  • справка из диспансера о том, что супруг болен СПИДом;
  • аборт, сделанный без согласия супруга.

Конечно, причин для расторжения брака может быть еще множество, но священник не всегда признает их довольно вескими для того, чтобы позволить это сделать. Кроме того, священнослужитель может разрешить и повторное венчание после развенчания предыдущего церковного брака.

Если имеются какие-либо из перечисленных причин, то развенчать брак могут даже без согласия одного из супругов. Но в целом каждый случай рассматривается индивидуально. И если священник считает, что причины недостаточно веские, то супруги могут получить отказ.

Сначала муж и жена должны развестись официально - в загсе . И только после этого можно задуматься, как развенчать церковный брак и обратиться за консультацией к батюшке.

Русской православной церковью определена поэтапность процесса, который пара сможет пройти в течение двух недель.

Первоначально нужно отправиться именно в тот приход, где было совершено таинство венчания. Желательно поговорить именно с тем священником, который выполнял обряд. Так, если свадьба прошла на территории Московской области, то развенчание может быть совершено только в Москве. Если же пара регистрировала церковный брак в другом городе, куда в нужный момент нет возможности попасть, то разрешается обратиться в ближайший церковный приход.

С каждым из пары священник разговаривает по отдельности, пытаясь выяснить основную причину развода и пояснить, какими будут последствия.

После беседы нужно направить прошение на имя Управляющей Епархии, в котором должны быть указаны дата венчания и место, где проводилось таинство. Важно описать всю семейную жизнь супругов, чтобы было понятно, что причина развода не придумана с какой-либо другой целью. Все причины развенчания требуется подтвердить справками и документами, заверенными у юриста. Последним важным документом станет письмо священника, который в нем высказывает свое мнение и отношение к семейной паре.

Список необходимых документов, которые требуется приложить к заявлению, состоит из таких бумаг:

  • свидетельство о разводе, выданное загсом;
  • документ о новом браке (если кто-то из пары уже заключил его);
  • документ, подтверждающий венчание;
  • нотариально заверенное согласие второй половины на развенчание;
  • документы, подтверждающие причины решения расторгнуть брак.

Все это прикладывается к заявлению в виде ксерокопий. Оригиналы остаются у отправителя.

Можно ли развенчаться, если брак распался , в одностороннем порядке или по обоюдному желанию - теперь более или менее ясно. Но могут ли супруги повторно пройти обряд венчания с другим человеком, следует разобраться подробнее.

Повторное венчание в православной церкви разрешается только в том случае, когда венчанных супругов разлучила смерть. Во всех остальных случаях церковь относится крайне отрицательно к такому вопросу, как расторгнуть церковный брак.

Повторно таинство венчания может быть совершено только после регистрации в загсе. После этого молодые должны будут правильно составить прошение в Епархию. Образец такого документа есть в каждом храме. Обряд будет совершаться только в том случае, если придет разрешение архиерея. Обычный священник не может сам принять решение о повторном венчании, после того как он дал разрешение паре разводиться.

Однако в этом случае Епархия снимает с себя всю ответственность . Она не выдает официального документа, который подтвердит развенчание. На повторное совершение обряда молодые могут получить лишь благословение, а само таинство будет происходить по «второму чину». На жениха и невесту не будут надеваться венцы, а написать документ о повторном венчании не сможет ни один священник.

Когда можно венчаться снова

В христианском мире есть традиция, по которой венчание совершается трижды. Но третий раз обряд становится возможным только в том случае, когда венчаются вдова и вдовец или у них имеются несовершеннолетние дети. Для этого надо будет обязательно оформить документы, подтверждающие вдовство. С них требуется снять копии и передать в Епархию вместе с заявлением .

Развенчание в православной церкви, правила и каноны которой сильно отличаются от других верований, имеет ряд отличий от обычного развода. Если последний проходит довольно быстро, то для совершения первого должны существовать довольно веские причины, и он будет контролироваться несколькими церковными инстанциями. Главная цель этого обряда заключается в том, чтобы не просто развенчать супругов, а добиться повторного благословения на венчание ввиду признания первого неблагодатным событием.

Прежде чем отправиться в церковь за ответом на вопрос , как развенчаться с бывшим мужем, нужно осознать все последствия для каждой стороны. Ведь на повторное венчание разрешение получит только тот партнер, который признан невиновным в разрыве.

Часто после развода пара забывает о том, что ей необходимо развенчаться. Но если это люди верующие, то сия проблема стоит для них на первом месте. Избежать неприятного действа можно только в том случае, если обряд венчания был осознан супругами за годы совместной жизни, а не стал очередной данью традициям и погоне за красивым торжеством.

Хотя венчанный брак – шаг куда более серьезный, чем светское оформление отношений, предполагающий нерушимость духовных уз на небе и на земле, в жизни бывает всякое. Что же делать с данными в церкви клятвами, как завершить отношения правильно, не усугубляя и без того совершённый грех? Конечно же, церковь относится к подобным ситуациям критично, но милосердие к человеческой природе не позволяет ей отвернуться от прихожан на сложном этапе их жизни.

Православная церковь считает, что браки заключаются на небесах, поэтому о слове «развод», а уж тем более «развенчание» и речи быть не может. Во время таинства происходит мистерия, где жених олицетворяет Христа, невеста – Церковь, а их брак – священный союз, запечатлённый в вечности. Как такая нерушимая связь может быть разрушена кем бы то ни было, людьми или государством?

Но расставания по той или иной причине случаются, а значит, с ними необходимо что-то делать. Любой батюшка будет до последнего бороться за сохранение брака и призывать к тому же своих прихожан, ведь развод для православных – грех. Но если восстановление союза невозможно, то считается, что человеку лучше поискать нового спутника жизни, чем жить в блуде.

Важно! Ответственное решение о расторжении венчанного союза может принять только высокий церковный чин.

Для начала паре, желающей развестись, необходимо оформить развод официально в ЗАГСе, а затем написать епархиальному архиерею . В письме необходимо описать ситуацию подробно, но без лишнего негатива по отношению к бывшей половинке, а также приложить все необходимые документы. Далее останется только смиренно ждать ответа.


Даже если вы – пострадавшая сторона, к вашему письму всё равно необходимо прикрепить согласие на развод супруга, кроме случаев, когда это физически невыполнимо, к примеру, человек пропал без вести. Развенчаться против воли второго супруга нельзя , так как, по мнению церкви, если человек грешит, но всё равно цепляется за семью, значит, что-то ещё можно починить.

Следует отметить, что процедура не является развенчанием в полном понимании. У бывших супругов сохраняется духовная связь в глазах церкви и Бога, но при этом невиновной стороне даётся возможность построить новые отношения. Естественно, перед разводом необходимо исповедаться, покаяться и, возможно, выдержать епитимью.

Церковь считает, что в любом разрыве всегда виноваты обе стороны , но стоит понимать, что если отношения закончились по вашей вине, то и наказание будет суровее.

Причины для расторжения союза

Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке . Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.


Церковь позволяет развод в следующих случаях:

  • измена одной из сторон : вначале батюшка постарается примирить супругов, напомнить о том, что все мы совершаем ошибки, но если это не удастся, то шанс на расторжение отношений многократно повышается;
  • переход мужа или жены в другую веру;
  • жена сделала аборт без согласия мужа и наличия медицинских противопоказаний;
  • бесплодие – очень сложный момент: строгий батюшка откажет, если это единственная причина, ведь только Богу решать, сколько детей будет в семье;
  • диагностированный алкоголизм или наркомания : обязательно нужна справка из медицинского учреждения, просто любовь выпить уважительным поводом не является;
  • насилие в семье, также задокументированное в правоохранительных органах;
  • неизлечимое, опасное для будущих детей заболевание , к примеру, СПИД или сифилис;
  • диагностированное неизлечимое психическое расстройство;
  • сексуальные извращения, в особенности угрожающие детям;
  • длительное тюремное заключение;
  • новый гражданский или официальный брак бывшего супруга;
  • пропажа без вести на срок более 3 лет.

Совет! Если ваши причины не входят в список выше, не стоит отчаиваться – подавайте прошение со своими аргументами. Православная церковь милосердна и старается входить в положение всех без исключения своих чад.

Как расторгнуть?


Итак, если вы твёрдо решили, что брак закончен, то сначала необходимо развестись в глазах государства. Лишь после получения свидетельства о разводе в ЗАГСе можно писать епархиальному архиерею.

Помните, что подать прошение вы можете в одиночку, но разрешение от супруга принести всё равно придётся. Существуют определённые шаблоны написания писем архиерею, можно пользоваться ими, можно писать самостоятельно, от сердца. Не стоит описывать ваши причины слишком сухо, ведь церковь – это не бюрократическая система, или, напротив, слишком эмоционально – чувства можно выразить своему духовнику, но никак не высокому церковному чину.

Если архиерей посчитал ваши причины легитимными, то вы получите благословение на новый брак , подтверждающую это бумагу, и сможете . Но помните, что более трёх браков церковь не приемлет, так что хорошенько подумайте перед следующим походом под венец.

Обязательно побеседуйте с духовником, батюшкой, который вас венчал. Он разъяснит все спорные моменты, даст необходимые советы, а также сумеет поддержать в трудную минуту.

Документы


В церковь с собой стоит взять:

  • паспорта;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о венчании;
  • письмо архиерею;
  • любые документальные подтверждения указанных причин для развода – медицинские справки, заключения от правоохранительных органов.

Развод в других религиях

Все мировые религии сходятся в том, что расторгать брак – грешно, но из-за слабости человеческой природы ставить абсолютный запрет на развод бессмысленно. Если попытки примирить супругов и вернуть их в семью оказались безуспешными, а в семье сложилась исключительная ситуация, священнослужители позволят отказаться от данных клятв.

Важно! Процедуре будет предшествовать разговор с духовником, а в случае с католической церковью и целый церковный суд, но в конечном счёте разводящимся всё равно пойдут навстречу.

Есть ли развенчание в церкви у католиков?

Католическая церковь относится к разводам, с одной стороны, гораздо непримиримее, а с другой – мягче, нежели православная. Для католиков нормальным считается гражданский развод и раздельное проживание. В некоторых случаях это даже не будет являться грехом. А вот развенчание, снятие с себя данных перед Богом клятв, – совершенно неприемлемо.

После единственная возможность – признание брака недействительным, аннулированным, причём выносить такой вердикт будет не один священнослужитель, а целый трибунал.


Разбирательство по аннулированию католического брака нередко растягивается на годы.

Даже при объективно доказанной вине одной из сторон никто не гарантирует развода. Основанием для разрыва чаще всего является измена, но возможны также и иные причины – импотенция, нарушение обязательств. В случае насилия в семье, психического заболевания, алкоголизма или наркомании католическая церковь может предложить больному супругу пройти лечение, а второму подождать.

В более сложных, нестандартных ситуациях – смириться, терпеть и извлечь урок, который жизнь пытается преподать той или иной проблемой.

Можно ли разводиться у мусульман?

Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после , особенно инициированных женщиной, это не совсем так.

Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.


Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму. Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.

Важно! Семья в исламе священна, брак означает союз двух семей, а потому разводы так редки и применяются они лишь как крайнее средство.

Полезное видео

Сегодня венчание – это дань моде, а после расторжения брака у бывших супругов возникает множество вопросов: существует ли развенчание церковного брака, как развенчаться, можно ли развенчаться? Ответы на эти вопросы в видео:

Заключение

Развестись после венчания сложно, но возможно. Конечно, стоит заранее осознавать, что таинство соединит вас с определённым человеком на всю жизнь, поэтому подходить к венчанию нужно осознанно. Если ошибка уже совершена, то дело церкви – помочь её исправить. Уважительные причины, искреннее раскаяние и желание жить в православной традиции позволят пережить развод с минимальными потерями, а «очищенные» бывшие супруги смогут спокойно двигаться к новому союзу.