Зарождение человеческой любви. Текст из ЕГЭ

Введение

Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек - центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.

Философский анализ любви разворачивается в двух основных направлениях: описание конкретных многообразных видов любви (от наиболее отчетливых ее видов до видов, стоящих на грани влечения и пристрастия) и исследование тех общих черт, которые присущи каждой из разновидностей любви. Главное внимание уделяется половой (эротической) любви, являющейся парадигмой всякой любви. Любовь истолковывается как влечение, порыв, вдохновение, как воля к власти и вместе с тем стремление к верности, как особая сфера творчества и одновременно стимул к творчеству в других областях, как предметное выражение глубин личности и ее свободы, притом свободы, готовой добровольно принести себя в рабство, как сложное, многоплоскостное перечисление биологического и социального, личностного и общественно значимого, интимного, затаенного и вместе с тем открытого, ищущего, претендующего.

Зарождение человеческой любви

Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь - вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее. Многие считают, что любовь родилась позже своих собратьев - ненависти, зависти, дружелюбия, материнского чувства. Пещерные люди, которые жили ордой, групповым браком, наверно, не знали никакой любви. Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Исходя из работ таких исследователей - Моргана и Бахофена,- Энгельс писал: «До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т. п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко».

Многие философы считают что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение. Эрос античности - так называют они любовь того времени. Вряд ли верно, что в древности не было настоящей любви. О любви то и дело говорится уже в самых древних мифах Греции, а в классическую эпоху, почти двадцать пять веков назад, появились даже теории духовной любви - Сократа, Платона и Аристотеля. А греческие боги любви? В свите богини любви Афродиты было много богов - покровителей любви. Один из них олицетворял собой начало и конец любви (у Эрота была стрела, рождающая любовь, и стрела, гасящая ее), другой - плотские вожделения (Гимэрот), третий - ответную любовь (Антэрот), четвертый - страстное желание (Поф), пятый - любовные уговоры (богиня Пейто), шестой - брак (Гименей), седьмой - роды (Илифия). И раз были боги любви и даже теории любви, то откуда же они брались, если не из любви?

При древних храмах жили тогда жрицы любви, их почитали, а любовь обожествлялась как таинственная сила. Это простой эрос, телесный, лишенный духовности. Но уже и в те времена людям ясно было, что этот эрос не просто животное чувство, - он очеловечивает человека. С ходом времени менялись люди, другим делался уклад их жизни, их психология. И нельзя выводить общие для всех эпох античности правила, думать, что любовь была в них одинаковой, равной самой себе. Любовь ранней античности вполне можно назвать античным эросом. Это как бы предлюбовь, в ней еще много обще природного, одинакового для человека и других живых существ. Телесные (хотя уже и одухотворенные) тяготения, плотские желания - таким и был, видимо, ранний эрос античности. Не раз говорится в мифах о том, что боги принимали облик других людей, чтобы под их видом явиться к возлюбленным.

Интересно, что любовь появляется во времена, когда женщина попадает под господство мужчины. Можно было бы подумать, что любовь возникла в истории как психологическое возмещение за женское рабство: подчинив женщину, мужчина сам попал к ней в плен. Но это внешний подход - и очень однолинейный. Можно предположить, что похожие нравы царили в начальные времена варварского патриархата. Любовь не выдержала этого психологического ледникового периода и погибла. И лишь спустя долгие тысячелетия, когда отношения мужчины и женщины начали смягчаться, любовь стала рождаться снова. Личность начинает обособляться от общества, начинает все больше осознавать свои отдельные, частные интересы, все больше выдвигать их на первый план. И вместе с этим обособлением резко углубляется и любовь, она как бы выдвигается вперед, попадает под увеличительное стекло, и постижение ее ценностей делается куда более глубоким и разветвленным. Именно тогда появляется ощущение исключительности любви, ее несравнимости с другими чувствами.

То и дело говорят поэты, что любовь - центр жизни, самое главное в ней, что она сильнее всего на свете - сильнее уз крови, сильнее даже инстинкта жизни. Поэтому в античной поэзии начинает звучать нота нескончаемости любовного чувства.

С ходом цивилизации любовь все больше пронизывается духовными тяготеньями, и это видно не только в лирике, и в позднеантичном романе. Для древних любовь - смесь меда и яда. Вместе с появлением любви резко выросли не только радости жизни, но и еще больше - ее горести, ее боль, тревога. Любовь - огромный психологический усилитель восприятия, и она увеличивает в глазах людей и счастье и несчастье, и, может быть, несчастье даже больше, чем счастье. И поэтому так много горя и боли в античной драме, в античной лирике, да и вообще у поэтов всех других эпох - от Петрарки до Блока и Маяковского.

Входя в жизнь человечества, любовь меняет весь строй ее ценностей. Это совершенно новый стимул среди стимулов человеческого поведения, и, появляясь, он бросает свой отсвет на все другие стимулы, смещает их равновесие, резко меняет пропорции. Простота человеческой жизни теперь пропадает, рождение любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь, лишает ее былой ясности и цельности. Конечно, в разные времена и у разных людей это выглядит по-разному. Но ясно одно - и это давным-давно стало понятно людям: любовь приносит человечеству не только свет, но и мрак, она не только поднимает, но и гнетет человека.

Текст из ЕГЭ

(1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды…

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать. «(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. (23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

(По Н. Долининой)

Вступление

Любовь – сильнейшая эмоция, наполняющая нашу жизнь смыслом и особым значением. Ради любви мы совершаем подвиги, во имя любви слагаем стихи и песни, жертвуем всем ради счастливых моментов рядом с любимым человеком. Любовь толкает нас на преступления и возрождает к новой сказочной жизни.

Приносит ли любовь счастье? Взаимная – да, но не всегда это чувство находит отклик в сердце объекта обожания. Все дело в том, что не каждый из нас способен правильно выстроить свои отношения, правильно относиться к тому, кого любишь и кто любит тебя.

Проблема

Комментарий

Она говорит о том, что любовь – это сложная душевная работа, которая под силу далеко не каждому человеку. Конечно, о любви мечтают все, надеясь обрести в ней спасение от одиночества. Мы вожделеем разделить с кем-то всю свою жизнь целиком, не только ее радостные моменты, но и боль, обиду, несправедливость.

Заботиться о ком-то тоже приносит нам своеобразное духовное удовлетворение, особенно осознание того, что мы кому-то нужны и необходимы. Это ощущение наполняет значимостью наше существование.

Далее автор размышляет о том, как зарождается любовь и что нужно делать, чтобы удержать ее. Порой в молодости нам кажется оскорбительным выражение «удержать любовь», ведь по преданию поэтов любовь вольна как птица. Но Н. Долинина вспоминает произведение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц», который постиг тайну любви и нашел свою единственную розу.

Путешествуя по планетам, Принц познакомился со старым королем, который знал единственно-верный закон жизни: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумной». Эти слова автор применяет и к отношениям между мужчиной и женщиной.

В нашем обществе семьи существуют по иным принципам – неопытные жены начинают требовать от мужей слишком многого.

Авторская позиция

Н. Долинина убеждена, что в любви никто никому ничего не должен. Главное правило любви – ее добровольность. Человек будет петь серенады под окном или готовить еду не потому, что так ему приказали, а потому, что ему так хочется.

По мнению автора, любовь – когда чувствуешь, что сможешь ради любимого человека претерпеть все препятствия на пути. Когда власть над человеком будет терпелива и не заставит перевоплощаться его в того, кем он не является, тогда, приручив друг друга, вы станете единственными и незаменимыми друг для друга.

Своя позиция

Я понимаю то, о чем хочет сказать автор. Для любви важна свобода. Если же из-за недоверия, ревности или по другим причинам ее нет, то чувство рано или поздно зачахнет, погибнет. Нельзя заставить человека любить, не изменять, совершать подвиги или дарить подарки. Любовь добровольна и вольна в своих проявлениях.

Аргумент №1

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» мы видим яркий пример того, как любовь умирает под гнетом никому не нужных правил и ограничений. Катерина и Тихон – молодая супружеская пара, которая живет в доме купчихи Кабановой, идеализирующей заповеди домостроя. Она настраивает сына против его жены Катерины, заставляя содержать ее в страхе и повиновении.

Катерина любила супруга, но в условиях деспотизма и атмосферы угнетения, ее любовь угасла. В результате девушка изменила мужу, а впоследствии покончила жизнь самоубийством.

Аргумент №2

Вспоминается пример из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где главный герой Григорий Печорин похитил понравившуюся ему чеченскую девушку и, заперев ее в крепости, требовал от нее ответных чувств. Однако, перепробовав все – от уговоров до подкупа, только лишь позволив ей уйти, добился своего. Когда девушка почувствовала свободу, она поняла, что тоже любит молодого русского офицера. И какое-то время они действительно были счастливы.

Заключение

Любовь – понятие хрупкое и крепкое одновременно. От того, как мы будем относиться к нашим избранникам, зависит насколько счастливую семью мы выстроим, насколько долог будет наш союз.

(продолжительность – 35 минут)

Как известно, греческое слово «философия» двусоставное, его первая часть – «филия» -- переводится как «любовь», а вторая, «софия», словом «мудрость». Однако, как это ни прискорбно, основное внимание философы уделяли именно поискам мудрости, знания, истины, а вот размышления о любви нередко считали если и не второстепенными, то менее важными, чем думы о закономерностях мироустройства, природе познания, смысле истории. В современной философии тема любви считается, пожалуй, ещё более маргинальной, чем в философии прошлого. Складывается впечатление, что современные философы либо забыли про любовь «по недосмотру», либо решили, что этой темой должны заниматься психологи и сексологи, а, может, дело в том, что по этой теме уже нельзя сказать ничего нового – вот философы и переключились на иные, более «злободневные» вопросы?

На мой взгляд, проблема любви должна стать одной из центральных тем современной философии, о ней не надо бояться и стесняться говорить, ведь замалчивание, как показывает исторический опыт, ещё ни к чему хорошему не приводило. Но рассуждать о любви надо с опорой на традиции её философского осмысления, которые коренятся в глубине веков, в эпохе Древнего мира и, в частности, в античной философии и культуре.

Вопрос о том, где и когда появилась любовь, до сих пор считается не решенным. На мой взгляд, можно выделить два подхода в решении этого вопроса: культурологический и естественнонаучный. Сторонники первого – философы, историки, культурологи – спорят о том, в какую эпоху жизни человечества родилась любовь. Для них любовь – это, несомненно, достояние человека, животные же любви не знают.

Естественнонаучный подход к проблеме генезиса любви связывается сегодня с этологическими исследованиями, начало которым положили пионерские работы К. Лоренца, Н. Тинбергена, М. Фриша и др. По мнению этологов, любовь присутствовала не только в жизни греков, была известна не только жителям государств Древнего Востока, но была свойственна и первобытным людям. Такой вывод основан на изучении полового поведения высших животных. По мнению этолога М.Л. Бутовской, любовь – это, прежде всего, привязанность друг к другу, любовь возникает «только там, где возникает личное узнавание и личная привязанность», а последние присущи не только приматам, но также и некоторым птицам, например, серым гусям.

Рассмотрим теперь, как решалась проблема любви в истории человечества, какие виды любви при этом выделялись.

3.1. Любовь в Античной культуре

Древняя Греция традиционно считается колыбелью и философии, и науки, и всей западной культуры. Логично предположить, что и истоки философского осмысления любви надо искать именно в Древней Элладе. Действительно, греки были не только очень разумным, мыслящим народом, но также и народом любвеобильным. Греки также поклонялись прекрасному, высоко его ценили во всех проявлениях, начиная от изящества посуды, украшений и заканчивая проникновенными стихами и трагедиями, от красоты тела до нравственной красоты поступков, красоты души.

Неудивительно, что греки разработали первую всеобъемлющую классификацию видов любви , сохранившую свою актуальность до сих пор. Её описывает А.Н. Чанышев, отмечающий следующие виды любви:

    Эрос – любовь-страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь. Это главным образом половая любовь.

    Филия более спокойна, у неё «больший спектр значений», «такой любовью можно любить многоразличное». Кроме того, «это не только любовь, но и дружба», поэтому «эротическая любовь – лишь один из видов филии».

    Агапэ (агапэзис) – любовь-влечение, отличающаяся мягкостью и нежностью, ставшая «во времена утренней зари христианской» новозаветной любовью Богочеловека ко всем людям 18 .

Более подробно виды древнегреческой любви характеризует современный философ В.В. Ильин:

    Агапэ – «горячее жертвенное чувство», суть которого в том, чтобы «быть счастливым счастьем другого». Идеальное воплощение находит в любви матери к ребенку.

    Филия – «пристрастное желание, симпатия», «любовь вообще».

    Эрос – влечение, привязанность, страсть. Идеальное воплощение находим в любви мужчины и женщины.

    Сторге – «нежность в семейном братстве, походящая на благоговение творца, всецело верующего в предмет своего творения». Идеальное воплощение – любовь брата к сестре, любовь между друзьями.

    Прагма – «корыстная любовь по расчету», не чувство, а скорее его имитация.

    Людус – «гедонистическое кокетство, ветреный флирт, не скованный обязательствами».

    Мания – «иррационально-одержимое, граничащее с болезненным чувственное пристрастие, предполагающее растворение самости в объекте влечения» 19 .

В философии любовь осмыслялась вне этой классификации, параллельно ей, поэтому у того же Платона мы не найдем размышлений о прагме, агапе, сторге, а лишь о любви вообще.

Среди античных философов первым, кто сделал любовь центральным понятием своей философии, был, без сомнения, Эмпедокл (490-430 до н.э .), у которого любовь (филия) выступает глобальной космической силой, аналогичной гравитации, ибо и та, и другая стягивает, сплачивает в одно все вещи, все элементы. Противоположна Любви – Ненависть, стремящаяся разделить, раздробить Космос на части. С позиций современной науки позиция Эмпедокла совсем небессмысленна, скорее, наоборот, весьма эвристична. В современной физике на вселенскую Любовь Эмпедокла похожа негэнтропия, а на Ненависть – энтропия, а в мире мы видим борьбу двух начал – энтропии (закона возрастания энтропии, т.е. хаоса, беспорядка) и порядка, жизни, любви…

Наибольший вклад в развитие представление о любви в античности внес Платон (427-347 до н.э.) – крупнейший античный мыслитель. Остановимся на основных идеях, выраженных им в диалоге «Пир», специально посвященном теме любви, её сущности и видов. У Платона, мы, наконец-то, находим определения любви, которые дают участники симпосиона. Согласно Аристофану, «любовью называется жажда целостности и стремление к ней» 20 . К такому выводу Аристофан приходит опираясь на миф об андрогинах – двуполых существах на четырех ногах, с четырьмя руками и т.п., -- которых боги за гордыню рассекли на две половины, и с тех пор эти двуногие, «камбалоподобные» «половинки» ищут свою «вторую половину».

Согласно Сократу – герою диалога – любовь – это стремление к прекрасному , а также «стремление к вечному обладанию благом » 21 .

В речи Павсания мы находим знаменитое учение Платона о двух видах любви – о двух Эротах, двух Афродитах – небесной и земной, возвышенной и пошлой. Первая в обыденном сознании получила название платонической любви, под которой подразумевают чисто духовную любовь, чуждую стремлению к сексуальной, телесной близости. Но послушаем самого Платона: «Все мы знаем, что нет Афродиты без Эрота; следовательно, будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один; но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два. А этих богинь, конечно же, две: старшая, что без матери, дочь Урана, которую мы и называем поэтому небесной, и младшая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой. Но из этого следует, что и Эротов, сопутствующих обеим Афродитам, надо именовать соответственно небесным и пошлым… Эрот Афродиты пошлой поистине пошл и способен на что угодно; это как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди любят, во-первых, женщин не меньше, чем юношей; во-вторых, они любят своих любимых больше ради их тела, чем ради души, и, наконец, любят они тех, кто поглупее, заботясь только о том, чтобы добиться своего, и не задумываясь, прекрасно ли это… Эрот же Афродиты небесной восходит к богине, которая, во-первых, причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому, -- недаром это любовь к юношам – а во-вторых, старше и чужда преступной дерзости. Потому-то одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу, отдавая предпочтение тому, что сильней от природы и наделено бо льшим умом…» 22 .

Приведенные фрагменты показывают, что Платон в большей степени пропагандировал гомосексуальную любовь, чем любовь духовную, однако именно за последней почему-то закрепилось название «платонической любви».

В целом, именно античности мы обязаны первыми глубокими проникновениями в сущность любви, первыми классификациями видов любви, которые сохранили до сих пор свою значимость и для философии, и для повседневного сознания.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает читателям об отношениях двух молодых людей, Лизы и Пауля. Сначала, пишет автор, Лиза относилась к Паулю несерьезно, даже посмеивалась над ним. Но, когда Пауля призвали на фронт, чувства Лизы изменились.

Федор Сологуб подчеркивает: в душе у Лизы поднялась «бережная, жалостливая нежность» к Паулю. Автор также говорит о том, что Лиза понимала чувства Пауля, видела, что он ее любит. Она с грустью думала о том, что он сейчас уйдет на войну, возможно, погибнет и, умирая, вспомнит ее, но «чуждую, далекую». Автор показывает нам, как, провожая Пауля на фронт, Лиза признается ему в чувствах, обещает ехать за ним, стать сестрой милосердия и при первой же возможности обвенчаться с ним. Это происходит потому, что в глазах Лизы Пауль становится героем.

Данная проблема поднимается во многих произведения русской литературы, например в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Любовь Наташи Ростовой и Андрея Болконского развивалась постепенно. Когда Наташа первый раз увидела князя Андрея, она не обратила на него особого внимания. Спустя время они вновь встретились на балу. После этого вечера Болконский стал часто бывать у Ростовых. Он не думал о Наташе, но «воображал ее себе, и вследствие этого вся его жизнь представлялась ему в новом свете». Андрей и Наташа робели перед друг другом. Наташа была «испуганной, но счастливой и восторженной», и все в доме чувствовали некоторый страх перед «чем-то важным, имеющим совершиться». Вскоре князь Андрей твердо решил, что женится на Наташе. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любовь не всегда развивается быстро, а иногда наоборот – весьма мучительно и болезненно.

Но все же любовь с первого взгляда тоже нередкое явление. Так в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна практически сразу влюбилась в Евгения. Ее сердце ждало любви, и первым, кто оказался на ее жизненном пути, оказался Онегин. У Татьяны в душе был образ любимого человека и она перенесла его на Евгения: «давно ее воображенье, сгорая негой и тоской, алкало пищи роковой…душа ждала кого-нибудь, и дождалась...открылись очи; она сказала: это он!».

Итак, мы видим, что различные жизненные обстоятельства, собственные мечты и желания могут повлиять на развитие чувств между людьми.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Нет такого человека, который не знает слово любовь. Те немногие, кому известно, что означает это чувство, и то противоречат друг другу по поводу его возникновения.

Любовь - прекрасное состояние души, которое зарождается где-то в области сердца. Так считают люди с романтическим складом. Откуда же такое происхождение символа любви? В античные времена, когда так ценилась женщина и её функция деторождения, ученые сравнивали сердце с пятой точкой, т.е. попой. Через века эта часть женского тела прошла через разные метаморфозы и до наших дней дошла в качестве символа любви.

Шиацу - китайская наука - считает, что любовь зарождается в области двух активных точек, которые отвечают за сексуальное желание, т.е. ануса.

А с точки зрения науки, любовь вообще считается химической реакцией, где главную роль играет не сердце, а мозг. Уровень гормонов (адреналина, допамина и норадреналина) повышается, и происходит влюблённость, тем более, если есть для этого подходящий человек. Не зря же существует такая пословица: любовь зла, полюбишь и «козла». Гормон допамин необходим при состоянии эйфории, при выделении гормона адреналина чаще бьётся сердце и человек испытывает взволнованность.

И эти же гормоны воздействуют на так называемую зону удовольствия мозга, увеличивая приток крови, что ведёт к возникновению неврозов. А также снижается уровень гормона серотонина, который отвечает за память и концентрацию внимания человека, поэтому в первые дни вспыхнувшего чувства влюблённости трудно думать о чём-то, кроме предмета своего воздыхания.

На протяжении отношений чувства проходят некоторые этапы, во-первых, сексуальное влечение, во-вторых, духовную близость и, в-третьих, чувство привязанности.

На первом этапе, отношения основаны на влечении людей друг другу, как это не удивительно для романтиков. К сожалению, дальше влечения у многих пар отношения не идут. Такой этап длится всего два-три года и их ярким примером служат разводы трехлетних браков. После страстных чувств наступает близость духовная, ведь отношения между партнёрами уже налажены и стабильны, внешний облик изучен, так же как и недостатки, душевные тайны раскрыты. Поворотным моментом от страсти к иным отношениям в этот период является рождение ребёнка.

После десяти-пятнадцати лет брака у супружеской пары вырабатывается так называемая привычка. Это объясняется психологическими причинами, такими как привычный уклад жизни, устроенный быт, удобство и т.д., а также биохимическими процессами. Ведь в течение всех прожитых вместе лет супруги постоянно обмениваются ферментами (момент сексуальной близости). Кстати, это является одной из причин болезненного переживания развода для супругов, долго проживших друг с другом в браке, т.к. их организм не получает необходимые гормоны (как наркоманы).

И всё же, как бы ни пытались учёные объяснить, понятие «любовь» - это очень сложно. По утверждению древних индийских Гуру, влечение тела (страсть), влечение духа (дружба), влечение ума (уважение) в совокупности и являют собой самое прекрасное, самое таинственное чувство на земле – любовь.