Виды ароматов. Классификация ароматов: как выбрать идеальный для себя парфюм

Покупая парфюмерию (духи, туалетную воду, одеколон...) каждый человек хочет знать, как долго он сможет пахнуть после применения. Или, какова стойкость аромата . Основной параметр, влияющий на стойкость любого аромата , - это концентрация содержащегося в нем "действующего вещества " , или парфюмерной композиции . Хотя в некотрой степени на стойкость аромата влияет и его состав - то есть у каждого их входящих в парфюмерную композицию веществ свое время жизни, и своя стойкость.

Что такое парфюмерная композиция?

В предыдущем абзаце было несколько раз упомянуто словосочетание "парфюмерная композиция ". Что же это такое и разве это не то же самое, что и сам аромат?

Практически все парфюмерные средства (туалетная вода, духи, дневные духи, льсьоны после бритья, дезодоранты ) состоят из парфюмерной композации, спирта и воды . В общих чертах парфюмерная композиция - это и есть набор летучих ароматических веществ, или масел, растворенных в спирте определенной концентрации . Чем больше этого вещества на единицу объема флакончика - тем больше концентрация парфюмерной композиции . Почему смесь веществ называют композицией? Потому, что парфюмер при составлении аромата использует не только одновременное, но и последовательное звучание различных ароматов, их совместимость и последовательность восприятия, составляя таким образом даже не букет, а целую "симфонию" ароматов. Но вернемся к концентрации композиции в различных парфюмерных продуктах.

В зависимости от концентрации различают:

  • духи (PARF, parfum, extrait) - 15-30% и более парфюмерной композиции в спирте 90%.
  • парфюмированная вода , или туалетные духи (EDP, eau de parfum, parfum de toilette, esprit de parfum ) - 10-20% парфюмерной композиции в спирте 90%,
  • туалетная вода (EdT, eau de toilette ) - 4-10% парфюмерной композиции в спирте 85%.
  • Одеколон (EdC, eau de cologne ) - с одеколоном ситуация немного более запутанная.
    Если это стандартный европейский товар, то это один из наименее концентрированых продуктов. Концентрация парфюмерной композиции 3-5% в алкоголе крепостью 70%. Однако если это Eau de Cologne производства США , то по стандартам этой страны концентрация его составляет 12-15%, что соответствует достаточно стойким Парфюмерным духам (Parfum de Toilette)
  • Могут ли духи держаться несколько суток?

    В данной статье приведены примерные цифры, известные из опыта. Такой срок стойкости ароматов будет, если продукт (духи, туалетную воду, одеколон) наносится на тело, и под воздействием окружающей среды. Официально же проверяют стойкость духов в специальной лаборатории, нанесением на специальный бумажки (блоттеры ), без сквозняков , воздействия погоды и "собственного химизма " человека. В таких условиях стойкость духов значительно больше, и достигает нескольких суток.

    Духи (parfum )- очевидно, что самым стойким видом парфюмерной продукции являются духи . Они держатся 5-10 часов . Духи, как правило, дороже, так как содержат больше парфюмерных масел, цена которых на мировом рынке очень высока.

    Парфюмированная вода (туалетные духи, EdP) - самый распространенный вид парфюмерии, потому что обладают оптимальным балансом цены и стойкости (3-5 часов) . К тому же, у многих фирм парфюмированная вода - самый высокий по концентрации экстракта вид товара, так как далеко не все производители считают нужным (или возможным) выпускать свои ароматы в виде духов.

    Туалетная вода (EdT) - также пользуется большим спросом из-за невысокой цены. К тому же мужская парфюмерия практически вся представлена в виде туалетной воды. Однако ее хватает всего на 2-3 часа . Чтобы продлить действие аромата, рекомендуется использовать туалетную воду с сопутствующими товарами (дезодорантами, лосьонами и кремами для тела, лосьонами после бритья).

    Однако часто говорят, что вот, мол, раньше духи держались несколько суток. Действительно, если мы возьмем старый советский ГОСТ , то парфюмерия в СССР классифицировалась по-другому.

    Она вся называлась Духи , и духи эти делились на 4 группы: Экстра, А, Б и В
    Гост гласил: "Духи группы экстра содержат не менее 10% парфюмерной композиции (от массы духов), а стойкость запаха должна сохраняться не менее 60 часов " . Если у Вас остались духи с советских времен - попробуйте. В принципе, запах "Красной Москвы" можно различить на пробной бумажке через несколько суток. Но согласитесь, это немного не тот аромат, который многие хотели бы носить на себе сегодня.

    Другие особенности - зависимость от конкретного человека.

    Иногда покупатели жалуются, что "на подруге духи держатся целый день, а на себе через два часа уже не слышу". Стойкость аромата также зависит от особенностей кожи конкретного человека. Уже ни для кого не секрет, что один и тот же аромат может по-разному раскрываться на разных людях. То же самое происходит и со стойкостью. У кого-то кожа лучше «держит» мускусные ароматы, на кого-то лучше «ложится» ваниль, на кого-то - древесные нотки. Это можно проверить только «опытным путем», пробуя различные ароматы непосредственно на себе.

    Стойкость аромата зависит еще и от типа кожи . Чем бледнее кожа, тем она суше и соответственно, ароматические вещества мужского и женского парфюма быстрее испаряются с её поверхности. Жирная кожа , напротив, сохраняет аромат дольше . При коже сухого типа кожи, некоторые парфюмеры рекомендуют смазать кремом те участки тела, куда планируете наносить парфюм.

    Если же вас интересует объективное мнение о стойкости тех или иных парфюмов, то имейте в виду, что первыми испаряются свежие запахи , цитрусовые и цветочные испаряются чуть медленнее , древесные - еще медленнее и, наконец, настоящие долгожители - это ориентальные ароматы . Продлить действие аромата можно, если знать, куда его наносить. Известно, что дольше всего аромат держится на чистых волосах. Можно также наносить парфюм на шарфик, носовой платок, белье, воротничок блузки, но имейте в виду, что некоторые ароматы на одежде звучат совсем по-другому, чем на коже.

    Можно ли компенсировать качество количеством?

    Многие женщины пытаются компенсировать нестойкость аромата тем, что стараются «надушиться» им как можно больше. Нужного эффекта они добьются, и к вечеру все еще будут благоухать любимым парфюмом. Но подумайте о людях, которые будут находиться рядом с вами в первой половине дня - как раз после того, как вы так обильно надушились! Ведь не каждый может разделять ваше увлечение одним конкретным парфюмом. На мой взгляд, лучше найти в своей сумочке место для флакончика и носить его собой, время от времени «подправляя» ауру своего аромата.

    И не стоит забывать, что наше обоняние устроено так, что со временем человек привыкает к аромату и ему кажется, что он выветрился и уже не пахнет. Так может возникнуть ложное ощущение, что парфюм нестойкий. Поэтому имейте в виду, что при длительном использовании одним ароматом вы можете не ощущать его запаха, хотя другие люди будут отлично его чувствовать.

    И последнее, на чем хотелось бы остановиться.

    Стойкость аромата зависит от окружающей среды.

    Ароматы по-разному реагируют на изменение температуры и уровень влажности воздуха. В летнее время, когда солнце дарит нам радость и тепло, ароматы раскрываются быстрее, но и испаряются они тоже быстрее. Зимой (при низких температурах) стойкость ароматов обычно выше, чем летом, что связано с тем, что аромат медленнее испаряется.
    Можете поэкспериментировать, нанеся свежий легкий парфюм летом и зимой. Парфюмеры рекомендуют использовать в холодное время года более теплые, сладкие и насыщенные духи. Зато летом, когда нам хочется прохлады Вас отлично освежит свежий цитрусовый парфюм.

    И кстати, не забывайте, что аромат держится меньше при нахождении рядом с электрооборудованием (компьютером, ксероксом и т. д.).

    Стойкость духов группы Экстра?

    По классификации, принятой в Советском Союзе, духи были несколько других классов. Вот выдержка из ГОСТа:

    По композициям и качеству можно выделить следующие виды духов: экстра, А, Б и В .
    Духи экстра содержат не менее 10% парфюмерной композиции от массы духов и наибольшую стойкость аромата (не менее 60 часов) .
    Духи группы А содержат не менее 10% композиции и имеют стойкость запаха не менее 40 ч.
    Духи группы Б содержат не менее 5% композиции и не более 10% воды, стойкость не менее 30 ч.
    Духи группы В содержат не менее 5% композиции и 30% воды.


    С давних времен попытки классифицировать запахи предпринимались учеными, принадлежащими к самым разным областям науки. Естествоиспытатель Карл Лин-ней в работе «Odores medicamentorum» (1756) разрабо-тал систему из семи классов (пряный, благовонный, амброво-мускусный, чесночный, козлиный, отталкивающий, зловонный); примерно в это же время врач Альбрехт фон
    Галлер предложил гораздо более простую классифика-цию всего из трех категорий (приятные, неприятные и «промежуточные» запахи). В конце XIX века голландский психолог Гендрик Цваардемакер переработал систему Линнея, добавив к ней эфирные и горелые ароматы (та-ким образом, получилось девять категорий) и разделив некоторые классы на подклассы:

    1. Эфирные запахи (ацетон, хлороформ).
    2. Пряные запахи.
    2.1. Камфарные (камфара, хвоя).
    2.2. Пряные (гвоздика).
    2.3. Анисовые (анис, ментол).
    2.4. Цитрусовые (лимон, апельсин).
    2.5. Миндальные (горький миндаль).
    2.6. Прочие (лавр, корица, лаванда).
    3. Благовонные.
    3.1. Цветочные (жасмин).
    3.2. Фиалковые (фиалка).
    3.3. Ванильные (ваниль).
    4. Амброво-мускусные (амбра, мускус).
    5. Чесночные.
    5.1. Чесночные (чеснок).
    5.2. Мышьячные (мышьяк).
    5.3. Галогеновые (бромин).
    6. Горелые (поджаренный хлеб, табачный дым).
    7. Каприловые, или козлиные (сыр, пот, моча,сперма).
    8. Отталкивающие (некоторые разновидности орхи-дей, некоторые насекомые).
    9. Зловонные (тухлое мясо, фекалии).

    Вскоре появились попытки исчислить запахи не в двухмерной, а в трехмерной перспективе. По замыслу Ханса Хеннинга (1916), любой запах должен был найти свое строго определенное место внутри так называемой «парфюмерной призмы», по углам которой располага-лись базовые, первичные запахи (цветочный, фрукто-вый, травяной, горелый, вонючий, смолистый). Еще одна подобная система, основанная на четырех «психо-логически основных» запахах (приятный, кислый, горе-лый, каприловый), была предложена в 1927 г. амери-канцами Крокером и Хендерсоном: они предлагали при-писывать каждому запаху значение от 1 до 8 по этим шкалам; таким образом, при помощи этой системы тео-ретически можно описать до 8888 различных ароматов.

    В 1960-х гг. американский ученый Дж. Амур в рамках своей стереохимической теории запахов вернулся к семичастной классификации (эфирные, камфарные, мус-кусные, цветочные, мятные, едкие и вонючие). Если задача исчисления всех мыслимых ароматов имела в значительной степени теоретический характер, являясь тем самым прерогативой точных наук, то узкая
    проблема классификации парфюмерных запахов встава-ла все более остро по мере того, как росла популярность парфюмерии: производитель духов, продавец и покупа-тель нуждались в некоем общем языке.

    На рубеже XIX—XX веков многие парфюмеры пыта-лись создать свою классификацию. В 1870 г. Эжен Рим-мель предложил рубрикатор из 18 категорий; в 1887 г. Септимус Пиесс выдвинул свою идею «одофона», помо-гающего создавать гармоничные запаховые аккорды (например, ингредиенты из групп «до», «ми» и «соль» об-разуют в этой системе духи «до мажор»).

    В 1926 г. амери-канец Уильям Паучер выпустил книгу «Духи, косметика и мыла», в которой также делал попытку классифицировать

    запахи. В 1936 г. появилась классификация французского аптекаря Рене Сербело, в которой было целых 75 клас-сов — слишком много для того, чтобы ее можно было использовать на практике.

    Гораздо более удобной была классификация французского парфюмера Анри Робера (создателя ароматов № 19 и «Cristalle» от Chanel), содер-жавшая 18 категорий:

    1. Кислые запахи (уксус).
    2. Фруктовые запахи (фрукты, мята, анис).
    3. Камфарные запахи (камфара, розмарин, хвоя, ти-мьян).
    4. Линалооловые запахи (розовое дерево, лаванда, кориандр, бергамот).
    5. Запах флердоранжа и жонкили (разновидность нарцисса).
    6. Жасминовые запахи (жасмин, иланг-иланг).
    7. Растительные запахи (сирень, ландыш, нарцисс, гиацинт и т.д.).
    8. Пряные запахи и их основные составляющие (ду-шистый горошек, мускатный орех, имбирь, корица).
    9. Медовые запахи.
    10. Розовые и гераниевые запахи.
    11. Ирис, фиалка, резеда.
    12. Древесные запахи (кедр, сандаловое дерево, ветивер).
    13. Перечные запахи (пачули, перец).
    14. Мхи, лакрица.
    15. Табак.
    16. Ваниль.
    17. Растительно-амбровые ноты, кипарис, шалфей.
    18. Животные ноты, бобровая струя, мускус, ци-бетин.

    Значительно позже, в 1983 г., несколько известных французских парфюмеров (Раймон Шайян, Юри Гуцац, Жан Керлео, Раймон Пуликан, Анри Себаг, племянник Анри Робера Ги Робер и др.) создали «Технический коми- тет» Французского общества парфюмеров (STPF — Societe Technique des Parfumeurs de France). Одной из основных целей комитета стала разработка классификации, кото- рая бы наиболее полно отражала состояние парфюмерии. В 1984 г. появилась первая версия классификации
    французского парфюмерного комитета, покрывавшая только женские ароматы. В ней было пять категорий: цве-точные, шипровые, фужерные («папоротниковые»), ам-бровые и кожаные запахи. Три из них (цветочные, шип-ровые и амбровые) подразделялись, в свою очередь, на подкатегории.

    Вторая версия была предложена в 1990 г.: в ней уже присутствовали мужские запахи, были добавлены катего-рии цитрусовых и древесных ароматов, а фужерные и ко-жаные запахи стали делиться на подкатегории. Последняя версия классификации, относящаяся к 1998 г., по-прежнему включает семь категорий, подразде-ляющихся на 45 подкатегорий. В ней
    уже нашел отражение тот факт, что в начале 90-х возник совершенно новый парфюмерный тип — «морские» аро-маты, однако было решено не выделять их в отдельную группу, а распределить по «половому» признаку: женские ароматы попали в группу В8 («цветочно-морские»), а муж-ские — в Е7 («древесно-морские»). Однако для так называ-емых «съедобных», или «гурманских», запахов даже тако-го решения не нашлось, их просто раскидали по разным группам.

    КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПАРФЮМЕРНОГО КОМИТЕТА (CLASSIFICATION DES PARFUMS ET TERMINOLOGIE, ИЗД. SOCIETE FRANÂIS DU PARFUM, 1999)
    A. Цитрусовые
    Al Цитрусовые («Eau Folle» от Guy Laroche, «Signoricci» от Ricci)
    A2 Цитрусово-пряные («Eau de Lanvin» от Lanvin, «Cacharel pour Homme» от Casharel)
    A3 Цитрусово-ароматические («Eau de Dali» от Dali, «Green Water» от Jacques Fath)
    A4 Цитрусово-шипро-цветочные («Eau de Rochas» от Rochas, «Eau Sauvage» от Christian Dior)
    A5 Цитрусово-древесные («Drakkar» от Guy Laroche, «Armani pour Homme» от Armani)
    A6 Цитрусово-древесно-цветочные («СКОпе» от Cal-vin Klein, «Bvlgary» от Bvlgary)

    B. Цветочные
    Bl Моноцветочные («Diorissimo» от Christian Dior, «Narcisse Noir» от Caron)
    B2 Цветочно-лавандовые («English Lavender» от At-kinsons, «Agua Lavanda» от Puig)
    ВЗ Цветочный букет («White Linen» от Estee Lauder, «L"Air du Temps» от Nina Ricci)
    B4 Цветочно-альдегидные («№ 5» от Chanel, «Ma-dame Rochas» от Rochas)
    B5 Цветочно-зеленые («Vent Vert» от Pierre Balmain, «Fifth Avenue» от Е. Arden)
    B6 Цветочно-фруктово-древесные («Nahema» от Guerlain, «Kashaya» от Kenzo)
    87 Цветочно-древесные («Amarige» от Givenchy, «Fahrengeit» от Christian Dior)
    88 Цветочно-морские («Cool Water Woman» от Davidoff, «Acqua di Gio» от Armani)
    B9 Цветочно-фруктовые («Les Belles» от Nina Ricci, «So de la Renta» от О. de la Renta)

    C. Фужерные
    CI Фужерные («Jicky» от Guerlain, «That Man» от Revlon)
    C2 Фужерно-цветочные («White Jeans» от Versace, «Para Hombre» от Loewe)
    СЗ Фужерно-амбровые («Skin Bracer» от Mennen, «The Dreamer» от Versace)
    C4 Фужерно-пряные («Old Spice» от Shulton, «Enigme» от Pierre Cardin)
    C4 Фужерно-ароматические («Jazz» от Yves Saint Lau-rent, «Drakkar Noir» от Guy Laroche)
    C5 Фужерно-фруктовые («Escape for Men» от Calvin Klein)

    D. Шипровые
    Dl Шипровые («Chypre» от Coty, «Pour Monsieur» от Chanel)
    D2 Шипрово-фруктовые («Mitsouko» от Guerlain, «Sables» от Annick Goutal)
    D3 Шипрово-цветочно-альдегидные («Aromatics Eli-xir» от Clinique, «Diva» от Ungaro)
    D4 Шипрово-кожаные («Talisman» от Balenciaga, «Deep Forest» от Bogner)
    D5 Шипрово-ароматические («Phileas» от Nina Ricci, «Trussardi Uomo» от Trussardi)
    D6 Шипрово-зеленые («Miss Dior» от Christian Dior, «Polo» от Ralph Lauren)
    D7 Шипрово-цветочные («Donna Trussardi» от Trussardi, «Chromatics» от Estee Lauder)

    E. Древесные
    El Древесные («Santal de Mysore» от Shiseido, «Vetiver» от Givenchy)
    E2 Древесно-цитрусово-хвойные («Bvlgary pour Hom-me» от Bvlgary)
    ЕЗ Древесно-пряные («Ricci Club» от Nina Ricci, «Comme des Gargons White» от Comme des Gargons)
    E4 Древесно-амбровые («Chaos» от Donna Karan, «Santos» от Carder)
    E5 Древесно-ароматические («Xerius» от Givenchy, «D» от Dunhill)
    E6 Древесно-пряно-кожаные («Acteur» от L. Azzaro)
    E7 Древесно-морские («Kenzo pour Homme» от Kenzo, «Eau d"lssey» от Issey Miyake)
    E8 Древесно-фруктовые («Feminite du Bois» от Shi-seido, «Dolce & Gabbana pour Homme» от Dolce & Gab-bana)

    F. Амбровые
    Fl Мягко-амбровые («Vanilla Muse» от Coty, «Loulou Blue» от Cacharel)
    F2 Цветочно-пряно-амбровые («Accenti» от Gucci, «Organza» от Givenchy)
    F3 Цитрусово-амбровые («Petits et Mamans» от Bvl-gary, «Habit rouge» от Guerlain)
    F4 Цветочно-древесно-амбровые («Tocade» от Rochas, «Obsession for Men» от Calvin Klein)
    F5 Цветочно-полуамбровые («Youth Dew» от Estee Lauder, «Le Male» от Jean-Paul Gaultier)
    F6 Цветочно-фруктово-амбровые («Nilang» от Lalique, «Fou d"EUe» от Lapidus)

    G. Кожаные
    G1 Кожаные («Tabac Blond» от Caron, «Derby» от Guerlain)
    G2 Цветочно-кожаные («Knize Ten» от Knize, «Centaure Cuir Etalon» от Pierre Cardin)
    G3 Табачно-кожаные («Royal Copenhagen» от Swank)

    В настоящее время классификация французского парфюмерного комитета получила большое распростра-нение. Альтернативу ей может составить разве что гео-метрическая классификация американской фирмы Dragoco, представляющая себой восьмиугольник — «парфю-мерный октагон». Однако эта четкая форма налагает еще более жесткие ограничения на содержание. Если французские парфюмеры хоть и неохотно, но вынужде-ны добавлять в свою систему новые группы в соответ-ствии с потребностями времени, то классификаторы Dragoco вынуждены «вбивать клинья» в свое детище: в последней версии 2002 г. уже четыре грани из восьми
    поделены пополам, так что правильнее было бы назвать эту фигуру двенадцатиугольником (додекагоном). И это, разумеется, не предел. На сегодняшний день классификация устарела и больше не применяется.
    В классификациях, созданных другими парфюмер-ными организациями, еще меньше логики и больше курь-езов: к примеру, в американском учебном центре «Per-fumer"s World» преподавание основано на системе, классы которой соответствуют буквам английского алфа- вита — для удобства запоминания. Психологи классифицируют духи с совершенно дру-гой точки зрения: их интересуют не столько свойства са-мого аромата, сколько эффект, который он оказывает на сознание. Один из вариантов такой классификации пред-лагает доктор С. Еллинек. Он выделяет четыре грани женской природы: изысканность, спортивность, есте-ственность и соблазнительность, а духи, по его мнению, можно распределить по двум шкалам: «тепло — холод» и
    «романтика— независимость». Например, в романтиче-ской группе прохладные ароматы («Eau de Givenchy» от Givenchy, «Calyx» от Prescriptives) больше подходят жен-щинам, которые ценят гармонию с природой, а теплые («Noa Noa» от Otto Kern, «Tendre Poison» от Dior) — обольстительницам. Что касается классических духов («Rive Gauche» от Yves Saint-Laurent, «Chanel № 5» от Chanel), то они находятся в центре таблицы С. Еллинека и, по его мнению, годятся на все случаи жизни.

    Все знают о том, что существует общепринятая классификация ароматов, согласно которой запахи распределяются по семьям. Однако даже в этой стабильности столько беспорядка и недосказанностей, что они могут ввести в заблуждение самого искушённого парфюмера, не говоря уже о нас - скромных потребителях.

    Вконтакте

    И всё-таки каждая женщина должна обладать чутьём и знаниями, позволяющие ей угадывать, какой семье принадлежит тот или иной аромат. И на это есть свои причины.

    Зачем нужно разбираться в семействе ароматов?

    Зачем людям знать, какие бывают ароматы и как их можно сгруппировать? Ведь по статистике 80% женщин выбирают для себя аромат с ходу, потому что уже имеют любимый бренд и меняют его достаточно редко. И ни о каких классификациях они точно не задумываются.

    А ведь совершенно напрасно. Существует ряд причин, по которым всё-таки стоит упорядочить в своей голове ароматы, разбив их по семьям, как принято в современной парфюмерии.

    • Во-первых, это позволит вам менять различные ароматы в рамках одной семьи и при этом быть уверенной, что запах подойдёт ничуть не хуже, чем прежний.
    • Во-вторых, вооружившись этими знаниями вы сможете контролировать запахи вокруг себя . Вы никогда не задумывались, почему беспричинно болит голова или вдруг начало подташнивать? Возможно, был приобретен парфюм из той категории ароматов, который вам совершенно не подходит или вступает в конфликт с типом вашего запаха.
    • В-третьих, вы сможете показать себя знатоком в любом парфюмерном магазине , определив необходимый тип духов. Консультанты в бутиках не посмеют предложить низкосортный товар той, кто так хорошо разбирается в классификация запахов.
    • В-четвёртых, это поможет вам ориентироваться в парфюмерных новинках .

    К примеру, вы узнали, что какой-то производитель выпустил новую серию духов или туалетной воды. А в примечании будет оговорено, что в композиции присутствуют нотки кардамона, мандарина, жасмина, мускуса и амбры. Если вы знаете, к какой группе ароматов они относятся, то сможете отреагировать соответствующим образом: заинтересоваться или остаться равнодушной.

    Обзор общепризнанных классификаций ароматов

    Что это за классификация такая, и как она создаётся?

    На самом деле разновидностей очень много: каждый парфюмер пытается усовершенствовать старые модели или изобрести что-то своё. Некоторые категории в каждой из существующих классификаций совпадают, а что-то существенно разнится.

    На сегодняшний день самыми популярными считаются только два способа систематизации запахов.

    «Колесо Ароматов» Майкла Эдвардса

    Майкл Эдвардс - специалист и знаток в области парфюмерии, которого в кулуарах называют лучшим «носом» мира. Он предложил свою классификацию ароматов ещё в 1983 году в виде цветного колеса.

    У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий , Древесный , Цветочный , Восточный .

    Каждая семья имеет свои категории. 13 категорий располагаются с внешней стороны колеса таким образом, что схожие нотки соприкасаются друг с другом. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

    • цветочные;
    • цветочные мягкие;
    • цветочные восточные;
    • восточные мягкие;
    • восточные;
    • древесно-восточные;
    • древесные;
    • мшисто-древесные;
    • древесные сухие;
    • цитрусовые;
    • морские;
    • зелёные;
    • фруктовые.

    Внутри своего цветного колеса парфюмер разместил особую, четырнадцатую категорию - фужеры , которые отличаются пряно-горьким вкусом. Кроме того, внутри каждой из групп Эдвард выделил ещё подгруппы: сухие, свежие, классические, глубокие.

    Изучая колесо, можно заметить, что такие популярные запахи, как шипры и кожаные, в нём отсутствуют. Они у него просто включены в другие семьи: шипры оказываются в мшисто-древесном семействе, кожаные - в категории сухих древесных ароматов.

    Будучи знатоком парфюмерного искусства, Макйл Эдвардс ежегодно публикует целую энциклопедию современных запахов, которая называется «Ароматы мира».

    В 1983 году она насчитывала всего 323 аромата, а последнее издание этой своеобразной «Библии парфюмера» содержит уже около 8 000 наименований самых разных запахов.

    Кроме того, в 2005 году он представил миру электронную базу ароматов из 10 000 наименований , в которой по каждому запаху имеется исчерпывающая информация: характеристика семейства, пирамида запаха, ноты аккорда, парфюмер-создатель, дизайнер и изображения флакона, компания-производитель, страна происхождения, год выпуска аромата.

    Это уникальная база данных, аналогов которой никогда не создавалось, и вряд ли кому-то удастся перещеголять великого парфюмера. К сожалению, доступ к ней предоставляется на платной основе по этому адресу www.fragrancesoftheworld.com

    Классификация ароматов французского сообщества парфюмеров

    Вторая классификация не уступает по популярности классификации М. Эдвардса.
    В 1990 году во Франции собирался целый Парфюмерный комитет (Comite Francais De Parfum) . Итогом их собрания стала классификация, которая получила большую популярность и используется сейчас многими парфюмерными домами и знатоками запахов.

    Французы распределили группы ароматов следующим образом.

    Цитрусовые: основу составляют эфирные масла, извлечённые из цитрусовых - лимона, апельсина, мандарина, бергамота, помело, грейпфрута, танжерина, юзу и цитрона (L’Eau par Kenzo, Be, One, Dune pour homme, Drakkar Noir, Cerruti 1881).

    Цветочные: ароматы цветов - жасмин, нарцисс, сирень, роза, ландыш, фиалка, тубероза (Cool Water Woman, Kenzo, Dune, Eternity for Men, Laura, Gio, Amarige).

    Древесные: ароматы тёплых оттенков - пачули, кедр, сандал, ветивер (Salvadoro Dali, Paloma Pikasso).

    Восточные: амбре, а также ароматы с ладаника-лабданума, пудровыми, ванильными и животными акцентами (Samsara, Obsession, Loulou, Venezia, Ysatis, Opium).

    Кожа: ароматов этой семьи мало, они отличаются сухостью и своеобразными кожными запахами с примесью цветочных (English Leather от Dana, Pour Lui и Royal Copenhagen от Oscar de la Renta).

    Шипры: духи, созданные в 1917 году Франсуа Коти, объединяют под своим началом целое семейство; здесь можно уловить ноты ладаника-лабданума, дубового мха, бергамота, пачули (Moments, Paloma Picasso, Ysatis, Beautiful).

    Фужерные: ноты дубового и древесного мха, лаванды, бергамота, кумарина (Drakkar Noir).

    Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах.
    Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле.

    Конечно, знать наизусть все виды ароматов - это ещё не значит стать знатоком парфюма. Однако вы можете попытаться хотя бы навести порядок в собственных понятиях относительно запахов. Как это сделать?

    1. Не хватайтесь за несколько классификаций сразу. Выберите для себя одну (лучше одну из тех общепризнанных, которая указан нами чуть выше), тщательно разберитесь в ней, выясните непонятные для себя моменты, запомните основные семьи, категории и подгруппы.
    2. От теории постепенно переходите к практике. Выучили, какие ноты отличают семью цитрусовых, - пройдитесь по парфюмерным магазинам, изучите эти ароматы. Конечно, придётся потратить на это не один день, но зато в последующем вы станете настоящим ценителями парфюма. Изучив одну семью, переходите к изучению другой.
    3. Консультируйтесь со специалистами, чтобы ошибочное суждение не отпечаталось в вашем сознании как истина. Обращайтесь к консультантам в магазинах, найдите сайты, где могут дать советы, читайте наши рекомендации в разделе F.A.Q.

    И отдельное слово о шипровых ароматах (Chypre)

    Ни одна группа ароматов не вызывает такого беспокойства и недоумения, как шипровые. Давайте разберемся, что значит шипровый аромат и как с ним обстоят дела в данный момент.

    Классический аромат шипра был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. Изначально он состоял из ароматов бергамота, мха дуба, пачули, ладана и сандала. Своё название получил от острова Кипра, где произрастал дубовый мох, ставший основой семьи.

    Долгие годы в парфюмерии использовали именно этот набор для создания различных шипров:

    • традиционные (Chypre от Coty);
    • фруктовые (Christian Dior Diorella или Guerlain Mitsouko);
    • цветочные (Chance и Coco Mademoiselle от Chanel, Ricci Ricci от Nina Ricci, Gucci By Gucci, Laura Rose от Laura Biagiotti);
    • кожаные (Christian Dior Diorling или Piguet Bandit);
    • ароматические (Карон Ятаган);
    • цветочно-альдегидные (Hermès Caleche или Жан Кутюрье Coriandre);
    • зелёные (Christian Dior Miss Dior).

    Ещё несколько лет назад можно было назвать определённые бренды этого семейства ароматов, но сегодня ситуация существенно изменилась. Дело в том, что на тот самый дубовый мох, произрастающий на Кипре и составляющий основу шипра, не так давно были введены ограничения.

    Соответственно, изменились и сами ароматы этого семейства . В них либо совсем отсутствует эта нота, либо её так ничтожно мало, что даже самое тонкое обоняние её не почувствует.

    Однако название осталось прежним, и парфюмерные дома по неизвестным причинам не отказываются от этого брендового, но уже практически не существующего аромата .

    В тех духах, что они предлагают, от прежнего шипра почти ничего не осталось.

    Вот такая ситуация складывается в современной парфюмерной индустрии. Всё течёт, всё меняется, а вот непревзойдённые, тонкие, чувствительные, завораживающие ароматы остаются покорять наше воображение. Почувствовать оттенки разных семей ароматов - это такое невыразимое наслаждение, доступное только избранным. Почему бы и вам не оказаться в их числе?

    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    «Пусть наши мысли - только фантазия, но фантазия эта благодаря таланту парфюмера находит возможность осуществиться»
    Эрнест Бо



    Классификация ароматов по запахам – цветочные, шипровые и другие...


    Существует несколько различных классификационных систем, но одну из первых классификаций ароматов предложил Карл Линней в 1756 году. Однако специальному изучению ароматы подверглись в ХХ столетии.


    В основном запахи подразделяют на 20 -30 категорий (амбровые, древесные, цветочные, фруктовые и т.д.). Однако, все классификации субъективны. Также, как и люди, запахи имеют свой характер, свой стиль, свою индивидуальность. Если вы знаете, к какой группе относится ваш любимый запах, тогда проще будет найти ещё один любимый аромат, а может и не один. Сейчас в современном мире так всё быстро меняется, и мы в круговороте перемен становимся переменчивыми. Нас увлекает то одно, то другое. Мы пытаемся изменить себя, свой образ, свой стиль. И это не просто подражание тому или иному, это становится потребностью…..



    И так, какова же классификация ароматов?


    Существуют французская, немецкая, американская классификации. Все европейские классификации строятся по принципу преобладания тех или иных компонентов. Однако и они в ходе событий изменяются, ежегодно пополняются новыми, образуются новые подгруппы. А в некоторых парфюмерных фирмах свои разновидности ароматов. Самая известная классификация была предложена французским парфюмерным комитетом Comite Francais De Parfum. Все ароматы подразделяют на семь основных семейств: цветочные, папоротниковые (фужерные), ориентальные (амбровые или восточные), гесперидные (цитрусовые), кожаные, древесные. Каждое семейство в свою очередь делится на подгруппы. Выделяют, например, цветочно-фруктовые, шипрово-фруктовые, древесно-ароматические и т.д.



    Рассмотрим основные классы ароматов.


    Цветочные
    Это, можно сказать, самое большое семейство. В этом классе доминирующая тема – цветы. Причём главной нотой может быть запах какого-то одного цветка или букет цветов с дополнительными нотами – фруктовыми, лесными.


    Шипровые
    В первом «Шипре», созданном Франсуа Коти, был букет пачулей, ладанной камеди, дубового мха, и бергамота. Именно эти ноты характеризуют семейство шипровых. В них бодрящая свежесть и сладость. Среди них есть и фруктово-шипровые, и цветочно-шипровые, которые более лёгкие и нежные. В них содержатся ароматы персика, мирабели, ландыша, розы, жасмина.


    Папоротники (фужеры)
    В действительности семейство этих запахов папоротником не пахнут. Иногда парфюмеры относят это семейство к разновидности шипровых. Но чаще их определяют в своё семейство, среди которых много мужских ароматов. В ароматах папоротниковых присутствуют запахи лаванды, кумарина, бергамота, запахи древесных нот и дубового мха. Они имеют свежий, чуть горьковатый запах. А вот названию своему они обязаны духам Убигана (1882год – «Королевский папоротник»). Есть фужерно-пряные ароматы, которые содержат в себе цветочные ноты с оттенком пряностей, например, гвоздики.


    Амбровые (восточные ориентальные)
    Восточные ароматы яркие, темпераментные, с пряным оттенком, с экзотическим звучанием. Запахи эти сладковатые, пронзительные, немного тяжеловатые, с бальзамическим оттенком. В этих ароматах присутствуют одни из самых эротичных и чувственных: роза, жасмин, флёрдоранж, ирис, сандал, ветивер, пачули, . В некоторых классификациях запахи, содержащие большее количество пряных веществ, отнесены в группу пряных ароматов. Последние менее сладкие, так как доминантной нотой являются здесь оттенки гвоздики, перца, древесные ноты и животные оттенки.


    Цитрусовые
    Для этих ароматов используется экстракты из цедры бергамота, лимона, мандарина, цветы горького апельсина. Это основной аккорд семейства. К ним присоединяют из цветочных, чаще всего жасмин, или древесные ноты. Иногда выделяют подгруппы цитрусовые цветочно-шипровые, пряно-цитрусовые. В последних, кроме цитрусовых, присутствуют гвоздика или перец, мускатный орех или ваниль. Есть и древесно-цитрусовая подгруппа, в которой присутствуют и древесные ноты.


    Кожаные
    Это семейство ароматов появилось в 20-х годах ХХ – го столетия, когда эмансипированные женщины пристрастились к сигаретам. Ноты кожи, используемые в парфюмерии, искусственны. Натуральная кожа имеет не очень приятный запах. Поэтому в семействе кожаных ароматов основной нотой является смесь кожи и других компонентов. Среди них выделяются собственно кожаные, цветочно-кожаные, табачно-кожаные.
    Ароматическим аккордом в них являются сухие ноты, характеризуемые запахом кожи: лёгкие древесные запахи с дымным привкусом, табак и цветочные ноты.


    Древесные
    Семейство, в основе которого сандал и пачули с добавлением кедра или ветивера. В начале композиции присутствуют цитрусовые или лавандовые нотки. В подгруппы выделяют чисто- древесные ароматы, древесно-пряные, древесно-ароматические, амброво-древесные, древесно-кожаные.


    В конце ХХ-го столетия прошлого века появилось ещё одно новое семейство ароматов – морские ароматы. Новый запах – запах морского воздуха, морского побережья вызвал волну восхищения, когда в 1991 году Кензо Такада создал Kenzo Pour Homme. Аромат чистого озона, символизирует естественность и чистоту природы. Морские ароматы обычно с лёгким цветочным оттенком с присутствием фруктовых – персика или дыни.



    Сегодня ароматы имеют настолько сложную структуру, что иной раз трудно отнести к определённой группе. Иногда аромат включает в себя вещества практически всех групп. А главное, найдите свой, любимый.

    И всё-таки каждая женщина должна обладать чутьём и знаниями, позволяющие ей угадывать, какой семье принадлежит тот или иной аромат. И на это есть свои причины.

    Зачем нужно в этом разбираться?

    Зачем людям знать, какие бывают ароматы и как их можно сгруппировать в семейства? Ведь по статистике 80% женщин выбирают для себя аромат с ходу, потому что уже имеют любимый бренд и меняют его достаточно редко. И ни о каких классификациях они точно не задумываются.

    А ведь совершенно напрасно. Существует ряд причин, по которым всё-таки стоит упорядочить в своей голове ароматы, разбив их по семьям, как принято в современной парфюмерии.

    • Во-первых, это позволит вам менять различные ароматы в рамках одной семьи и при этом быть уверенной, что запах подойдёт ничуть не хуже, чем прежний.
    • Во-вторых, вооружившись этими знаниями вы сможете контролировать запахи вокруг себя . Вы никогда не задумывались, почему беспричинно болит голова или вдруг начало подташнивать? Возможно, был приобретен парфюм из той категории ароматов, который вам совершенно не подходит или вступает в конфликт с типом вашего запаха.
    • В-третьих, вы сможете показать себя знатоком в любом парфюмерном магазине , определив необходимый тип духов. Консультанты в бутиках не посмеют предложить низкосортный товар той, кто так хорошо разбирается в классификация запахов.
    • В-четвёртых, это поможет вам ориентироваться в парфюмерных новинках .

    К примеру, вы узнали, что какой-то производитель выпустил новую серию духов или туалетной воды. А в примечании будет оговорено, что в композиции присутствуют нотки кардамона, мандарина, жасмина, мускуса и амбры. Если вы знаете, к какой группе ароматов они относятся, то сможете отреагировать соответствующим образом: заинтересоваться или остаться равнодушной.

    Обзор общепризнанных классов

    Что это за классификация такая, и как она создаётся?

    На самом деле разновидностей очень много: каждый парфюмер пытается усовершенствовать старые модели или изобрести что-то своё. Некоторые категории в каждой из существующих классификаций совпадают, а что-то существенно разнится.

    На сегодняшний день самыми популярными считаются только два способа систематизации запахов.

    По Майклу Эдвардсу

    Майкл Эдвардс - специалист и знаток в области парфюмерии, которого в кулуарах называют лучшим «носом» мира. Он предложил свою классификацию ароматов ещё в 1983 году в виде цветного колеса.

    У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий , Древесный , Цветочный , Восточный .

    Каждая семья имеет свои категории. 13 категорий располагаются с внешней стороны колеса таким образом, что схожие нотки соприкасаются друг с другом. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

    • цветочные;
    • цветочные мягкие;
    • цветочные восточные;
    • восточные мягкие;
    • восточные;
    • древесно-восточные;
    • древесные;
    • мшисто-древесные;
    • древесные сухие;
    • цитрусовые;
    • морские;
    • зелёные;
    • фруктовые.

    Внутри своего цветного колеса парфюмер разместил особую, четырнадцатую категорию - фужеры , которые отличаются пряно-горьким вкусом. Кроме того, внутри каждой из групп Эдвард выделил ещё подгруппы: сухие, свежие, классические, глубокие.

    Изучая колесо, можно заметить, что такие популярные запахи, как шипры и кожаные, в нём отсутствуют. Они у него просто включены в другие семьи: шипры оказываются в мшисто-древесном семействе, кожаные - в категории сухих древесных ароматов.

    Будучи знатоком парфюмерного искусства, Макйл Эдвардс ежегодно публикует целую энциклопедию современных запахов, которая называется «Ароматы мира».

    В 1983 году она насчитывала всего 323 аромата, а последнее издание этой своеобразной «Библии парфюмера» содержит уже около 8 000 наименований самых разных запахов.

    Кроме того, в 2005 году он представил миру электронную базу ароматов из 10 000 наименований , в которой по каждому запаху имеется исчерпывающая информация: характеристика семейства, пирамида запаха, ноты аккорда, парфюмер-создатель, дизайнер и изображения флакона, компания-производитель, страна происхождения, год выпуска аромата.

    Это уникальная база данных, аналогов которой никогда не создавалось, и вряд ли кому-то удастся перещеголять великого парфюмера. К сожалению, доступ к ней предоставляется на платной основе по этому адресу www.fragrancesoftheworld.com

    По французскому сообществу парфюмеров

    Вторая классификация не уступает по популярности классификации М. Эдвардса.
    В 1990 году во Франции собирался целый Парфюмерный комитет (Comite Francais De Parfum) . Итогом их собрания стала классификация, которая получила большую популярность и используется сейчас многими парфюмерными домами и знатоками запахов.

    Французы распределили группы ароматов следующим образом.

    Цитрусовые: основу составляют эфирные масла, извлечённые из цитрусовых - лимона, апельсина, мандарина, бергамота, помело, грейпфрута, танжерина, юзу и цитрона (L’Eau par Kenzo, Be, One, Dune pour homme, Drakkar Noir, Cerruti 1881).

    Цветочные: ароматы цветов - жасмин, нарцисс, сирень, роза, ландыш, фиалка, тубероза (Cool Water Woman, Kenzo, Dune, Eternity for Men, Laura, Gio, Amarige).

    Древесные: ароматы тёплых оттенков - пачули, кедр, сандал, ветивер (Salvadoro Dali, Paloma Pikasso).

    Восточные: амбре, а также ароматы с ладаника-лабданума, пудровыми, ванильными и животными акцентами (Samsara, Obsession, Loulou, Venezia, Ysatis, Opium).

    Кожа: ароматов этой семьи мало, они отличаются сухостью и своеобразными кожными запахами с примесью цветочных (English Leather от Dana, Pour Lui и Royal Copenhagen от Oscar de la Renta).

    Шипры: духи, созданные в 1917 году Франсуа Коти, объединяют под своим началом целое семейство; здесь можно уловить ноты ладаника-лабданума, дубового мха, бергамота, пачули (Moments, Paloma Picasso, Ysatis, Beautiful).

    Фужерные: ноты дубового и древесного мха, лаванды, бергамота, кумарина (Drakkar Noir).

    Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах.
    Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле.

    Как же научиться распознавать запахи?

    Конечно, знать наизусть все виды ароматов - это ещё не значит стать знатоком парфюма. Однако вы можете попытаться хотя бы навести порядок в собственных понятиях относительно запахов. Как это сделать?

    1. Не хватайтесь за несколько классификаций сразу. Выберите для себя одну (лучше одну из тех общепризнанных, которая указан нами чуть выше), тщательно разберитесь в ней, выясните непонятные для себя моменты, запомните основные семьи, категории и подгруппы.
    2. От теории постепенно переходите к практике. Выучили, какие ноты отличают семью цитрусовых, - пройдитесь по парфюмерным магазинам, изучите эти ароматы. Конечно, придётся потратить на это не один день, но зато в последующем вы станете настоящим ценителями парфюма. Изучив одну семью, переходите к изучению другой.
    3. Консультируйтесь со специалистами, чтобы ошибочное суждение не отпечаталось в вашем сознании как истина. Обращайтесь к консультантам в магазинах, найдите сайты, где могут дать советы, читайте наши рекомендации в разделе F.A.Q.

    Отдельное слово о шипровых нотах (Chypre)

    Ни одна группа ароматов не вызывает такого беспокойства и недоумения, как шипровые. Давайте разберемся, что значит шипровый аромат и как с ним обстоят дела в данный момент.

    Классический аромат шипра был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. Изначально он состоял из ароматов бергамота, мха дуба, пачули, ладана и сандала. Своё название получил от острова Кипра, где произрастал дубовый мох, ставший основой семьи.

    Долгие годы в парфюмерии использовали именно этот набор для создания различных шипров:

    • традиционные (Chypre от Coty);
    • фруктовые (Christian Dior Diorella или Guerlain Mitsouko);
    • цветочные (Chance и Coco Mademoiselle от Chanel, Ricci Ricci от Nina Ricci, Gucci By Gucci, Laura Rose от Laura Biagiotti);
    • кожаные (Christian Dior Diorling или Piguet Bandit);
    • ароматические (Карон Ятаган);
    • цветочно-альдегидные (Hermès Caleche или Жан Кутюрье Coriandre);
    • зелёные (Christian Dior Miss Dior).

    Ещё несколько лет назад можно было назвать определённые бренды этого семейства ароматов, но сегодня ситуация существенно изменилась. Дело в том, что на тот самый дубовый мох, произрастающий на Кипре и составляющий основу шипра, не так давно были введены ограничения.

    Соответственно, изменились и сами ароматы этого семейства . В них либо совсем отсутствует эта нота, либо её так ничтожно мало, что даже самое тонкое обоняние её не почувствует.

    Однако название осталось прежним, и парфюмерные дома по неизвестным причинам не отказываются от этого брендового, но уже практически не существующего аромата .

    В тех духах, что они предлагают, от прежнего шипра почти ничего не осталось.

    Вот такая ситуация складывается в современной парфюмерной индустрии. Всё течёт, всё меняется, а вот непревзойдённые, тонкие, чувствительные, завораживающие ароматы остаются покорять наше воображение. Почувствовать оттенки разных семей ароматов - это такое невыразимое наслаждение, доступное только избранным. Почему бы и вам не оказаться в их числе?