Родительское собрание на тему "формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях". Организация работы с детьми и родителями по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23»

Родительское собрание

«Формирование коммуникативных

умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях »

(2 младшая группа)

СКАЧАТЬ (полная версия)

Подготовила:

старший воспитатель

Миргородская

Анна Сергеевна

Артемовский 2016г.


Место проведения: групповая комната.

Форма проведения: круглый стол.

Задачи: Познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «Коммуникабельный человек», помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка, помочь родителям и детям понимать друг друга, создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Повестка дня:

1. Открытый показ интегрированного занятия по ОО «Познавательное развитие» и ОО «Социально - коммуникативное развитие» «Теремок».

2. Упражнение «Подари приветствие присутствующим» на невербальном уровне

3. Дискуссия на тему «Что такое коммуникативные умения». 4. Сообщение «Основные направления работы с детьми 3-4 лет в формировании коммуникативных умений

5. Проблемный вопрос родителей на тему «Достаточно ли вы общаетесь с ребенком дома?»

6. Анализ анкет «Социализация и коммуникация», «Ребенок и социум».

7. Знакомство родителей с одной из форм совместного взаимодействия детского сада, родителей и детей - создание социальных паспортов (портфолио) детей.

8. Выдача памяток и буклетов для родителей

Приложение №1

Ход собрания:

(звучит релаксационная музыка).

Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. А сейчас давайте отвлечемся от проблем, которые вы решали весь день и поиграем в игру «Подари приветствие соседу», но на невербальном уровне. Кто знает что такое «невербальное»? (выслушиваю ответы родителей).

Да, вы правильно сказали - без слов (сама начинаю игру и «здороваюсь» с тем родителем, который рядом. Все родители придумывают свое приветствие).

Сегодня тема нашего собрания «Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в домашних условиях». Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Воспитатель внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания)

Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение - это умение общаться друг с другом. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение, является сложной и многогранной деятельностью. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность.

Несмотря на достаточно глубокую изученность данного вопроса, проблема общения и формирования коммуникативных умений детей

дошкольного возраста остается актуальной. Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с самого раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В практике дошкольного воспитания применяются образовательные программы, многие из которых предполагают развитие коммуникативной деятельности детей, как основы социализации, ставят задачу формирования коммуникативных умений у дошкольников как интегративного явления, имеющего трехблочную структуру:

Информационно-коммуникативные умения

Регуляционно-коммуникативные умения

Аффективно-коммуникативные умения.

Именно к 4 годам у детей складывается потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками. Содержанием общения становится совместная, главным образом, игровая, деятельность. В этом же возрасте возникает и потребность в уважении и признании сверстников. Таким образом, у детей 3- 4 лет существует потребность в общении со сверстниками, которая тесно связана с основными потребностями ребенка - потребностями в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Данные теоретические положения позволили выделить особенности формирования коммуникативных умений у детей 3-4 лет: усвоение детьми коммуникативных моделей происходит в совместной деятельности со взрослым; в формировании социальных потребностей ребенка и освоении им опыта человеческой деятельности ведущая роль принадлежит совместным играм со сверстниками.

Одним из факторов формирования коммуникативных умений у детей 3 -4 лет является благоприятный психологический климат в группе детского сада и в семье. Для описания модели формирования коммуникативных умений давайте с вами определим критерии сформированности коммуникативных умений у детей 3 - 4 лет: умение ориентироваться в ситуации общения, употребление вербальных и невербальных средств общения, умение

организовать процесс общения, преодоление конфликтов, эмоциональное восприятие партнера по общению.

1. Понятия «общение» и «коммуникация» рассматриваются нами как идентичные. Исходя из этого, под коммуникативными умениями дошкольников мы понимаем освоенные детьми способы выполнения коммуникативных действий, за-висящих от сформированности его коммуникативных мотивов, потребно-стей, ценностных ориентации, знаний, навыков и определяющие готовность ребенка к общению.

2. В структуру коммуникативных умений детей входят:

Информационно-коммуникативные умения: умение начать, поддержать и завершить общение, привлечь внимание собеседника;

умение ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (адекватно реагировать на знакомого и незнакомого человека, понять намерения, мотивы общения партнеров); умение употреблять средства вербального и невербального общения, использовать слова и знаки вежливости;
- регуляционно-коммуникативные умения: умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров; умение помогать партнеру и самому принимать помощь;

умение решать конфликты адекватными способами;
- аффективно-коммуникативные умения: умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнера; умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам.

Эффективность модели формирования коммуникативных умений у детей в процессе игровой деятельности обеспечивается реализацией следующих условий: создание благоприятного психологического климата в группе дошкольного образовательного учреждения и в семье воспитанника; реализация комплекса игровых тренингов, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений; субъектная позиция педагога и

родителей в процессе взаимодействия с воспитанниками; обеспечение единства когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов личности ребенка в процессе совместной игровой деятельности;

вариативность и рефлексивный характер игровой деятельности. Исходя из вышесказанного, попробуйте ответить на вопрос: «Достаточно ли вы коммуникабельны со своим ребенком?». (Дискуссия родителей).

Я провела анкетирование среди Вас на тему: «Социализация и коммуникация детей», «Ребенок и социум»

(Проводится анализ анкет)

В нашем детском саду разработана одна из форм взаимодействия детского сада, родителей детей - это создание социальных паспортов детей или «Портфолио дошкольника» . Оно состоит из следующих разделов:

  • Это я,
  • Это моя семья
  • Мое имя
  • Генеалогическое дерево семьи
  • Я расту
  • Я люблю
  • Я не люблю
  • Мои любимые книги, игрушки
  • Мои друзья
  • Мои увлечения
  • Мой любимый праздник
  • Мои достижения
  • Мои творческие работы
  • Выпуск в школу
  • Что ни слово, то золото

Приложение № 2

Конспект интегрированного занятия

тема: «Теремок»

Задачи:

Образовательные: Закреплять умение детей делать постройки из мягких модулей и крупного строительного материала, составлять целое изображение из частей, дополнять постройки деталями из бумаги и картона.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрализации сказок, выразительность жестов, мимики, голоса, умение детей передавать образы различных животных. Развивать творческие способности при выборе формы постройки, расстановке декораций на сцене.

Воспитательные: Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, воспитанию дружеских отношений друг к другу средствами музыкальной культуры и сказкотерапии.

Методические приёмы: театрализованная разминка, игра «Назови соседа ласково», игра на воображение «Что ты видишь?», изображение животных с помощью мимики, голоса и жестов, дидактическая игра «Собери полянку», конструирование из мягких модулей и кубов, обыгрывание сказки, танец героев.

Интеграция образовательных областей:

О.О. «Социально- коммуникативное развитие» (театрализованная деятельность): передача образов различных животных с помощью жестов, мимики и голоса; драматизация знакомой сказки.

О.О. «Развитие речи»: - развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения внятно и отчетливо проговаривать слова.

О.О. «Физическое развитие»: - развитие двигательной активности, создание психологического микроклимата на положительных эмоциях детей, различной смены деятельности.


Предварительная работа по образовательным областям:

О.О. «Познавательное развитие» (развитие продуктивной (конструктивной) деятельности): создание построек из мягких модулей, составление целого изображения из нескольких частей.

О.О. «Социально- коммуникативное развитие»: драматизация знакомых сказок.

О.О. «Физическое развитие»: двигательная активность детей, контроль за осанкой детей.

Материалы и оборудование : магнитофон с записями музыкальных композиций и русской народной музыки, мягкие модули, кубы,пирамида, элементы «окон» и «дверей» из самоклеящейсябумаги, ёлки, птички из картона с петельками, детали цветовиз картона, «бабочки» с рисунками-схемами животных итеремка, маски: муха, мышка, лягушка, ёжик, заяц, лиса,волк, медведь, ширма, стол, зеркало.

Место проведения : музыкальный зал.

Ход занятия:

1 часть: Театральная разминка.

(Дети входят в зал под сказочную музыку)

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас встанем в круг и назовем друг друга ласково, поднимем друг другу настроение!

Игра «Назови соседа ласково».

Воспитатель: Ну вот, все и узнали, как нас зовут, и как мы друг друга называем. А теперь я приглашаю вас отправиться в сказочный лес. Закроем глаза на минутку, скажем волшебные слова: «Мысли полетели, на полянку сели…Раз, два, три! Раз, два, три, что здесь видишь, расскажи!»

Игра на воображение «Что ты видишь?»

(Дети рассказывают, что можно увидеть в лесу, можно изобразить ветер, деревья, «понюхать» цветы и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте немного здесь погуляем.


(Подходят к зеркалу, на котором на ниточках развешены бабочки с картинками-схемами животных: мухи, мышки, лягушки, ежа, зайца, лисы, волка, медведя и теремка на обороте)

Посмотрите, ребята, кто-то в нашем лесу оставил зеркало. Я думаю, оно волшебное, ведь неспроста на нём уселись эти красивые бабочки. Сейчас я буду дотрагиваться до них, а вы попробуйте отгадать, в какое животное они превратятся.

(Воспитатель по очереди переворачивает бабочек, дети отгадывают животных и изображают их перед зеркалом с помощью мимики, жестов и голоса).

Воспитатель: Ребята, у нас осталась ещё одна бабочка (переворачивает схему теремка) . Ой, а здесь и не зверь, и не птица, не то дом, не то дворец. Кто-то здесь загадал нам сказку, давайте посмотрим ещё раз на эти картинки и отгадаем, что за сказка здесь спряталась?

Дети: Теремок.

Воспитатель: Верно, «Теремок»! А теперь, давайте вспомним, что случилось с теремком в конце сказки? Почему это произошло? (Ответы детей).

Правильно, ребята, мишка развалил маленький теремок, потому, что он в него не поместился.

Давайте разыграем эту сказку по - новому, но прежде, нам нужно построить большой теремок, чтобы всем зверям в нем места хватило.

Посмотрите, здесь на полу лежит всё, что нужно для наших декораций. Осталось всё это нам только собрать.

2 часть: Конструирование и сборка декораций.

(Дети под музыку строят теремок из мягких модулей, ставят ёлки, вешают на них птичек, составляют цветы из лепестков).

Воспитатель: Вот и готовы наши декорации. Какой большой и красивый теремок у нас получился! Как вы думаете, поместится сейчас в нем мишка?

А сейчас, я предлагаю разыграть нашу сказку.

Но чтобы разыграть настоящий спектакль, нам нужно превратиться в героев сказки, в этом нам помогут маски. Посмотрите, разбирайте, перед зеркалом надевайте! (Дети под музыку выбирают маски, надевают их на голову, проходят за ширму).

3 часть: Драматизация сказки «Теремок».

(В конце сказки мишка залезает в теремок к остальным героям)

4 часть: Заключительная.

Воспитатель: Залез мишка в теремок. И ему место нашлось, ведь мы все вместе построили большой и крепкий теремок. Стали звери в нём жить-поживать, песни петь и распевать!

(Заключительный танец героев сказки).

Приложение №3

Анкета «Социализация и коммуникация»

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет воспитателям лучше узнать Вашего ребенка и спланировать работу по социально - коммуникативному развитию.

1. Фамилия, имя ребенка___

2. Считаете ли Вы способность к общению необходимым качеством каждого человека?

В) затрудняюсь ответить

3. Как часто вы делаете замечания ребёнку, если он допускает ошибки в общении?

А) всегда

Б) иногда

В) никогда

4. Какие приёмы и как часто используются в семье для развития у ребёнка умения общения?

А) указаний

Б) объяснений

В) внушения

Г) убеждения

Д) просьб

5. Что больше всего беспокоит вас в общении ребенка со сверстниками и взрослыми?

А) ничего

Б) неуверенность моего ребенка

В) затрудняюсь ответить

6. Как Вы оцениваете коммуникативные умения вашего ребенка в целом?

А) неудовлетворительно

Б) удовлетворительно

В) хорошие

7. В каких видах деятельности, по Вашему мнению, ребенок чаще проявляет инициативу и самостоятельность?

Б) в общении

В) познавательно - исследовательской деятельности

Г) двигательной деятельности

8. Как Вы исправляете ошибки, допускаемые ребенком при общении?

А) не исправляем

Б) делаем замечание

В) обещание подарков за хорошее поведение

Г) угрозы физического наказания

Д) беседа с ребенком

9. Играете ли вы вместе со своим ребенком?

В) иногда, когда есть время

10. Какие игры для социального развития Вы знаете?

11. Нуждаетесь ли Вы в педагогической поддержке по вопросу социализации и развитию коммуникативных умений вашего ребенка.

12. Находите ли Вы время для общения со своими детьми?

Б) стараюсь, но не всегда получается

В) нет, не хватает времени

13. Назовите причины, мешающие Вам полноценно общаться с вашими детьми?

А) таких причин не существует

Б) занятость на работе и бытовые проблемы

В) ваш вариант ответа

14. Считаете ли Вы проблему общения с детьми достаточно важной?

В) затрудняюсь ответить

Конспект родительского собрания:

"Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению"

Цель: помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка; создание благоприятной атмосферы общения в семье.

Задачи:

- познакомить родителей с понятиями «коммуникативные умения», «коммуникабельный человек;

Познакомить родителей с принципами и правилами общения с детьми;

Сплочение группы, совершенствование коммуникативных навыков родителей;

Создание положительного эмоционального климата в группе.

Участники: воспитатели, родители.

Методическое обеспечение: микрофон, мягкая игрушка «Сердечко», буклеты для каждого родителя, конверт с вопросами.

Ход работы

Человек постоянно находится в водовороте контактов с людьми, близкими и совершенно незнакомыми. Его успехи, достижения и душевного благополучия во многом зависят от того, как хорошо он освоил в детстве искусство общения.

-Как научить правильно общаться с ребенком?

-Как понять своих детей и проявить заботу?

-Как вырастить ребенка, уверенно общающегося с людьми?

Уважаемые Родители,

Вас интересуют все вышеперечисленные вопросы, и мы хотели бы, чтобы Вы хотите поделились опытом семейного общения со своим ребенком.

1. Игра «Европейский город»

Воспитатель приветствует родителей на очередном родительском собрании и предлагает всем поздороваться друг с другом.

Для проведения игры воспитатель и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола.

Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара колокола - здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают. Каждое действие участники пары выполняют с новым партнером.

2. Дискуссия на тему «Коммуникативные умения»,

«Общение с ребенком»

Воспитатель: Сегодня нам хотелось бы поговорить с вами о коммуникативных умениях детей. Как вы понимает что такое «Коммуникативные умения»? Сегодня я принесла «волшебный микрофон» он поможет нам. Сейчас тот, у кого окажется в руках микрофон выскажет свою точку зрения, как он понимает что такое «Коммуникативные умения». (Родители, по очереди, передают микрофон и высказывают свои суждения по заданной теме. Педагог внимательно выслушивает все высказывания и в конце обобщает все высказывания).
Да, вы правильно сказали, что коммуникативное умение – это умение общаться друг с другом. А что вы понимаете под общением?

(ответы родителей)

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.

Общение ребенка-дошкольника с взрослыми начинается и исходно формируется, прежде всего, в семье. Именно семья является первой школой воспитания нравственных чувств ребенка, навыков социального поведения. Однако родители не всегда умело взаимодействуют и общаются со своими детьми.

4. Сообщение «Как научить ребенка речевому общению»

(Приложение 1)

5. Правила личностного взаимодействия с ребенком:

«Не рядом, не над, а вместе»

(Родители, разбившись на пары с помощью воспитателя разбирают несколько позиций общения с ребенком и разрабатывают правила общения с ним).

(Приложение 2)

6. Игра «Узнай сказку»

Воспитатель: Хорошая книга – лучшее средство общения детей и родителей. Все дети любят сказки, и мы сейчас узнаем, как хорошо знаете их вы, уважаемые родители:

Послушал лисьего совета:

Сидел на речке до рассвета.

Рыбешки, правда, не поймал,

Лишь хвост, бедняга, потерял. («Волк и лиса»)

Мальчик в джунглях очутился

И с волками подружился,

И с медведем, и с пантерой.

Вырос сильным он и смелым. («Маугли»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно – коммунального хозяйства? («Теремок»).

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно – гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

В какой сказке личность, во всех отношениях серая, осуществляет коварный план убийства двух лиц и, лишь благодаря своевременному вмешательству общественности, все кончается благополучно? (Ш.Перро “Красная Шапочка”).

Он к меду поднимался и умудрялся петь:

«Я тучка-тучка-тучка, а вовсе не медведь». («Вини - Пух»)

В какой сказке главному герою запрещалось садиться на пенек? (Машенька и медведь)

7. Игра «Добрые слова»

Воспитатель: Общение с ребенком невозможно без похвалы. Ни одного дня без похвалы. Пусть первую порцию похвалы ребёнок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой обязательно найдите возможность похвалить его. Сейчас мы узнаем «Кто может дольше похвалить ребёнка?» (Родители, стоя по кругу, передают друг другу игрушку, называя при этом слово похвалы, одобрения, любви)

Воспитатель: Мы хотим подарить Вам буклет, в котором Вы найдете 99 способов сказать ребенку «Я люблю тебя!». (Приложение 3). Есть в семье один опасный враг - это скука. Сегодня мы приготовили для вас подарок «Домашнюю игротеку». Здесь есть подборка игр, в которые вы сможете играть с ребенком дома и ненавязчиво помочь ему формировать свои коммуникативные умения. (Приложение 4).

8. «Конверт дружеских вопросов» .

(Родители вытаскивают из конверта записку с вопросом и отвечают на него).

Вопросы:

Что Вы делаете, если Ваш ребенок пригласил домой друзей?

Что Вы делаете, если Ваше «сокровище» Вас не слушается?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок просит игрушку по цене всей Вашей зарплаты?

Что Вы делаете, если Ваш ребенок порвал новую куртку?

Что Вы делаете, если у Вашего ребенка плохой аппетит?

9. Домашнее задание.

Воспитатель: Уважаемые родители, в конце нашей встречи - вам домашнее задание. В течение недели постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратитесь к ребенку с эмоционально положительным высказыванием (радость, одобрение) и сколько - с отрицательным (упрек, замечание, критика). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

10.Чтение стихотворения.

(воспитатель читает стихотворение).

Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в нас людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с нами подружиться.

Постарайтесь нас не упрекать,

Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте нас своим теплом,
Крепостью для нас пусть станет дом.

Вместе с нами пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте,
И во всех делах нам помогайте.

Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет наш уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.

Взрослые, надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

Воспитатель: Работа родителей над собой и своими ошибками зависит от понимания смысла известной житейской мудрости: «ваше здоровье в ваших руках». Применяя ее к ситуации общения семьи, можно с уверенностью утверждать, что психологический климат семьи, ее духовное здоровье, комфортность общения всех членов семьи друг с другом, находятся в руках взрослых.

Приложение 1

Как научить ребенка речевому общению

Что же делать, если ребенок существенно отстает от своего возраста в развитии общения? Можно научить ребёнка общаться с взрослыми. Для этого нужны специальные занятия, направленные на развитие общения. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Однако, можно выделить общие правила организации общения с ребенком.

Это инициатива взрослого. Взрослый должен давать ребенку образцы общения, вести его за собой, включать его в общение. Ребенка нужно учить уметь слушать, понимать и отвечать на высказывание партнёра.

Внимательно слушайте ребенка. Вполне возможно, что мы слушаем наших детей, однако насколько эффективно? Возможно, параллельно мы еще и воспитываем их, смотрим телевизор, общаемся по телефону. Подобное общение вряд ли можно назвать эффективным и успешным. Рекомендуется уделять от 15-30 минут на общение с ребенком каждый день. При этом слушайте внимательно, не отвлекаясь на посторонние дела, реагируйте на ту или иную информацию (жестами, выражением лица, задавайте вопросы), которую вам сообщает ваш ребенок, переспрашивайте, если что-то вы недопоняли.

«Обучение общению» лучше начинать с того уровня, которого ребенок уже достиг, т.е. с того, что ему интересно. Это может быть совместная игра , которая особенно нравится ребенку. Взрослый при этом должен выполнять роль организатора и участника игры: следить за соблюдение правил, оценивать действия детей и в то же время сам включаться в игру.

В ходе игры или после нее можно вовлекать детей в разговор на познавательные темы: рассказать им о жизни и повадках животных, о машинах, о явлениях природы и пр.

Например, после игры в «кошки-мышки» можно спросить детей - чем кошка отличается от мышки и от собаки (по внешнему виду и по характеру), где она живет. Разговор лучше сопровождать показом картинок, иллюстрирующих содержание рассказов.

Чаще спрашивайте детей об их познаниях, наводите на правильные ответы, стимулировать их собственные вопросы. Важно помнить, что задача таких занятий - не только сообщение детям новых знаний, но, главное, формирование у них способности общаться на познавательные темы. Задавайте не сложные и доступные детям вопросы. Темы, подбирайте такие, которые интересны самим детям, и о которых у них уже есть свои знания и представления, позволяющие им быть равноправными участниками беседы.

По-другому происходит формирование личностного общения. Не стремитесь обрушить на вашего ребенка бесконечный поток мыслей, чувств и переживаний. Выдавайте информацию «порциями», чтобы у вашего ребенка была возможность вас понять, переварить информацию. При обсуждении ваших чувств либо иных каких-либо интимных вопросов постарайтесь создать теплую душевную атмосферу, сядьте рядом друг с другом, обнимите его. Это позволит ребенку расслабиться и лучше воспринять информацию. Сначала разговор с ребенком может основываться на его конкретных действиях: как ты хорошо сегодня домик построил, или песенку спел. Взрослый при этом должен высказывать и обосновывать свое отношение к результатам детской деятельности.

После этого можно предложить ребёнку разговор на личностные темы. Желательно начинать с чтения и обсуждения детских книжек о событиях из жизни детей - об их конфликтах, отношениях, поступках. Хорошим материалом для таких бесед могут рассказы для детей Л.Н.Толстого, Пантелеева или волшебные сказки, в которых моральная оценка тех или иных качеств и поступков персонажей выступает особенно ярко. Именно в дошкольном возрасте дети могут и должны понять, что такое хорошо, а что такое плохо, должны и могут усвоить представления о добре, и зле. Эти представления не зависят от социального строя и экономических условий. По-прежнему добро – это доброта, помощь, сочувствие, а зло – это злость, жестокость, безразличие к чужой беде.

К сожалению, во многих современных мультфильмах и книжках для детей все эти представления размыты и перепутаны. Любимыми героями наших детей часто становятся персонажи, к которым трудно приложить определённые этические характеристики. Например, Человек-паук, или черепашки - нинзя, покемоны. С одной стороны они вполне привлекательны, с другой – они всё-таки не совсем люди и считать их образцом для подражания довольно трудно. Или, например герой известного мультика Шрек: с одной стороны он милый и добрый малый, с другой – людоед. Такого рода произведения не дают необходимых для детей моральных ориентиров и образцов правильного, заведомо хорошего поведения. Поэтому для личностного общения лучше выбирать традиционные, классические произведения, где позитивные и негативные персонажи чётко разделены.

После прочтения книжки можно спросить ребенка, кто из персонажей ему больше всех понравился и почему, на кого ему хотелось бы походить. Если ребенок не может ответить на подобные вопросы, взрослый сам должен высказать свое мнение и обосновать его. Постепенно можно переводить беседу от конкретной книжки к какой-либо общей теме, касающейся жизни ребенка и окружающих его детей. При этом взрослый должен не только спрашивать ребенка, но и сам быть активным участником разговора: высказывать свое мнение о конфликтах и событиях, происходящих в группе детей, рассказывать о себе, о своих знакомых.

Можно заранее продумать и приготовить несколько личностных тем, обязательно связанных с реальной жизнью ребенка, с тем, что он может узнать в себе и в окружающих людях. Это могут быть темы о качествах сверстников (о доброте, упрямстве, жадности), о событиях из жизни ребенка (поход к папе на работу, просмотр фильма и пр.).

Выбирайте подходящий момент для разговора. Для того чтобы разговор был успешный и результативный, выбирайте подходящее место и время. К примеру, не стоит затевать разговор на личную тему в людном и шумном месте, как не стоит его начинать, если вы оба устали, не имеете достаточно времени выслушать друг друга. Никогда не заводите разговор, когда вы рассержены, иначе ваше ощущение будет тут же передано и вашему ребенку. Выдержите паузу, остыньте, и лишь тогда заводите разговор.

Можно возразить, что подобными беседами хорошо заниматься, когда нет других забот. А что если ребёнок не слушается, не уважает взрослых, безобразничает, грубит и т.д. Вот где реальные жизненные проблемы. Но дело в том, что все эти проблемы, так или иначе, связаны с отношениями детей и взрослых, а значит с их общением. Если родители хорошо понимают ребёнка, знают, что его интересует, умеют найти простые доходчивые слова и способы воздействия, многие проблемы могут и не возникнуть. При этом вовсе не обязательно бросать все дела и устраивать специальные «сеансы» общения. Ведь говорить о чём-то важном можно и за обедом, и по дороге в детский сад, и на прогулке, и перед сном. Для этого не нужно много времени, но нужно внимание к маленькому человеку, уважение его интересов, понимание его переживаний.

Известный семейный терапевт рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Приложение 2

Правила личностного взаимодействия с ребенком «Не рядом и не над, а вместе»

Для полноценного общения с детьми давайте рассмотрим три понятия.

I. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает выйти двум родителям. Один участник пары садится на пол, другой встает перед ним на стул.

Воспитатель: проделав эти действия, вы ощутите, что видит ребенок, общаясь с вами, какими он вас видит.

ВЫВОД: люди, находящиеся при общении в такой позиции, видят окружающих и друг друга совершенно по-разному. Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не только видят глаза друг друга, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане: ни один не считает себя более значимым, умным, чем другой.

II. ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей сесть на стулья на расстоянии 3-4 метра друг от друга.

Вопрос родителям: - Комфортно ли вам, общаться друг с другом? Что вы почувствовали?

Воспитатель: Физические неудобства приведут к неудобствам психологическим: контакт нарушился – говорить расхотелось.

ВЫВОД: когда дистанция между собеседниками физически (метрически) велика, контакт между ними вряд ли возможен.

Воспитатель: При этом у ребенка недолжно быть чувства одиночества, заброшенности. Есть дети, любящие и короткую (стремятся «приласкаться», сесть на колени) и длинную дистанцию общения. Дистанция общения должна быть именно такой, чтобы обеспечивать для участников контакт и свободу одновременно.

III. ПРОСТРАНСТВО ОБЩЕНИЯ.

Воспитатель предлагает паре родителей попробовать разговаривать, отвернувшись от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое.

Вопрос родителям: - Удобно ли вам так общаться?

Воспитатель: Часто и мы с детьми находимся в разных пространствах, каждый в своем. Особенно важно, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе, в одном пространстве так, чтобы чувствовался взаимный такт, не нарушающий в то же время свободу и равенство позиций. Иными словами, чтобы дети были «не рядом и не над, а вместе».

Приложение 3

99 возможностей сказать ребенку: «Я тебя люблю»

Когда мы выражаем ребенку нашу любовь, мы даем ему поддержку и чувство близости с нами, необходимые для полного самораскрытия, реализации. Сказать «Я тебя люблю» это только одна из возможностей. Есть много слов и безмолвных жестов, которые более подходят к конкретной ситуации и подкрепляют в ребенке чувство уверенности в себе, принятие мира и любви. Вам предлагаются только некоторые из возможных фраз как идеи, примеры. Самое главное – руководствоваться собственным чувством, прислушиваться к себе, чтобы найти свои личные слова не оставить их про себя, а обязательно сказать ребенку, вложив в них всю силу своей любви.

К этому осталось добавить только «Я люблю тебя». Именно это стоит за всеми словами, фразами и молчаливыми жестами. Это важно для тех, кто нам дорог.

Гришина Елена Владимировна
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Чайка" г. Нижняя Тура Свердловской области
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-02-19 Опыт работы на тему «Взаимодействие с родителями по развитию навыков общения у детей» Гришина Елена Владимировна Работа описывает опыт учреждения по вовлечению родителей в процесс по развитию навыков общения у детей дошкольного возраста.

Просмотреть свитедельство о публикации

Опыт работы на тему «Взаимодействие с родителями по развитию навыков общения у детей»

Обобщила:

заместитель заведующего по ВМР

Гришина Е.В.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного без оценочного принятия. Поэтому, цель дошкольного учреждения:

— оптимальное развитие ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива;

— тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.

Семья – это первая ступень социализации,первая встреча ребенка с новым для него миром, первая школа общения с людьми, первая школа познания окружающей, такой непонятной для него, действительности, первая школа приобретения им конкретно-чувственного опыта. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. В мире малыша главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, радости или уныния. Дети во многом несамостоятельны, и поэтому для них важно быть уверенными, что взрослые — люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость. Если взрослые относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваивают навыков общения, границы желательного и нежелательного поведения.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существуют тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием принимать активное участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста. Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.

Для ребенка необходимо не только организованная деятельность в саду, но и совместная деятельность с родителями дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах. Большое значение имеет отношение родителей к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью

Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно осуществляется и дома и за пределами его. Общение приносит радость и детям и родителям. Поэтому, так велико воздействие семьи на формирование личности малыша. Проблема общения детей раннего возраста со взрослыми, очень актуальна и злободневна

Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:

— Открытость ДОУ для семьи.

— Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.

— Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и педагогов дает наиболее эффективный результат в работе с детьми. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и именно у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые педагогами навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком.

В нашем детском саду создана и реализуется модель сотрудничества детско-родительского и педагогического коллектива: активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Одним из важнейших направлений в нашей работе является просвещение и поддержка семьи в вопросах развития, воспитания и социализации детей раннего возраста. С целью создания и эффективного взаимодействия партнерского сообщества «дети – семья – педагоги» мы предлагаем родителям

В работе повышению по родительской компетентности в развитии навыков общения у детей, в нашем детском саду используются разные формы и методы взаимодействия.

1.Коллективные:
Родительские собрания «Потребность в общении: взрослый – пример для подражания!»

— Консультации «Играем дома», «Полезные игрушки», «Совместные игры зимой».

— Клуб по интересам «Колыбельная для малышей»

— Познавательный журнал для родителей «Здоровый малыш», где педагоги предлагают практический материал, а родители делятся своим опытом семейного воспитания и оздоровления.

— Дни открытых дверей «Давайте познакомимся», «Здоровье детей – дело общее»

— Клуб заботливых родителей « Азбука общения», «Поиграем с куклой»
— Круглые столы « Наши пальчики играют», «Современные родители»;

— Дискуссии «Учим детей общаться», «Научи ребенка дружить».

— Творческие задания для родителей. Например: Предлагаем вам совместно составить рецепт, который поможет вам построить общение с малышом.

Вам предлагается взять слова – помощники из нашего «словаря» и составить «Рецепт желанного общения родителей с ребенком».

«Словарь»: Доступность, Родительская Любовь, Авторитет, Ответственность, Признание, Принятие.

Взять П_________, добавить к нему П___________, смешать с определённым количеством Р__________ Л__________ и Д__________, добавить собственной О_____________, приправленной любящим материнским и отцовским А_____________.

А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.Прошу прочитать.

Рецепт желанного общения родителей с ребенком.

Взять Принятие, добавить к нему Признание, смешать с определённым количеством Родительской Любви и Доступности, добавить собственной Ответственности, приправленной любящим материнским и отцовским Авторитетом.

школьного возраста.
Совместные досуги, праздники «А ну-ка, мамы», «Папа может все, что угодно». Родители активно участвуют в подготовке детей, изготовлении костюмов и атрибутов, украшении зала.

— Выставки детско-родительского и родительского творчества «У мамы руки золотые», «Зимние забавы», «Вместе веселее»
— Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада) « Наши мамы лучше всех», «Защитники Отечества», «Наши любимые животные»
— Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето», «Моя семья»)

2. Индивидуальные:
— Внеплановые индивидуальные беседы «Агрессивный ребенок», «Если ребенок капризничает», «Как попрощаться, оставляя ребенка утром»
— Рекомендации по изучению педагогической литературы;
— Рекомендации по использованию методических пособий;
— Консультации:«Культурно-гигиенические навыки», «Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» « Все умею делать сам!» «Как научить ребенка одеваться»

3. Н аглядно-информационные:
— Рекламно-информационные стенды «Родителям о ФГОС дошкольного образования», «В магазин за игрушкой»

— Видеоуроки по развитию навыков общения Серия: Учимся самостоятельности: «Учимся мыть руки», «Учимся одеваться». Серия Развиваем игровые навыки «одень куклу» «Уложи куклу спать», «Полечи куклу»
— Подборка рекомендаций педагогов «Игры на развитие коммуникативных навыков», «Игры на развитие эмоций»

— Буклеты «Воспитание ребенка начинается в семье», «Если скоро в детский сад», «Общение с детьми раннего возраста»

— Презентации «Посмотрите, как играем», «Поговори со мною, мама!»

— Фотовыставки «В детском садике своем дружно, весело живем», «С мамой весело гуляем», «Использование предметов домашнего обихода для развития навыков общения»

Выставка литературы «Читаем и играем!», «Сказки и фольклор для малышей»
— Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
— Подарки и приглашения для родителей к праздникам.

Современный мир так устроен, что одним из условий успеха личности является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, которыми работаешь. Только в гармоничном сотрудничестве, в команде, детский сад и семья могут создать наилучшие условия для социализации детей раннего и дошкольного возраста

В общении родители все чаще проявляет любовь и заботу, демонстрируя принятие ребенка. Необходимым условием развивающего общения является взаимодействие взрослого и ребенка. Именно в ситуации взаимодействия, когда родитель ориентирован на удовлетворение потребностей ребенка, поддержание его интереса, ребенок ощущает собственную значимость, осознает свои возможности. Организуя взаимодействие с ребенком, взрослый берет на себя ответственность за его воспитание, развитие, дальнейшее будущее

0 Беседа как средство развития коммуникативных навыков детей

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Сургут

МБДОУ № 47 "Гусельки"

Заместитель заведующего по УВР

Евграфова Е.А.

Беседа как средство развития коммуникативных навыков детей

Коммуникативность - это умение общаться, используя при этом мимику, жесты, речь, интонацию, обмен чувствами, эмоциями.

Без общения человек существовать не может, т.к. это его важнейшая человеческая потребность. Только в общении с другими людьми человек устанавливает личностные отношения, познает другого человека. Может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обуславливается тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдая при этом правила этикета.

Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывающее отрицательное влияние на характер и содержание ролевой игры, межличностных отношений, определяя его невысокий статус в группе сверстников.

В младшем возрасте закладываются основы общения. Это время, когда у ребенка есть возможность овладеть родным языком, фразовой речью, когда он приобретает опыт практического взаимодействия со сверстниками в разнообразных видах деятельности.

Для развития коммуникативного общения у детей нашего дошкольного учреждения воспитатели применяют разнообразные методы и приемы. Но основной формой развития общения используют беседу, так как беседа выявляет, как велика у детей потребность выражать свои мысли, как развивается их язык, если тема беседы соответствует их интересам.

В беседе взрослый объединяет детей вокруг общих интересов. Беседа учит ребенка вырабатывать навыки речи в коллективе.

Беседа протекает как в свободной деятельности, так и в непосредственно образовательной деятельности. Темы бесед подбираются доступные пониманию детей, с учетом их возраста и личного опыта: «Добрые и вежливые слова», «О настроении», «Как вести себя во время разговора», «Защитники девочек», «Не поделили игрушку». Эти беседы учат способам поведения, которые не приносят другим вреда или огорчений. Здесь развивается умение задавать вопросы, слушать не перебивая, договариваться, уступать и подчиняться, рассуждать, высказывать свое мнение. В ходе беседы с детьми поддерживаются доверительные отношения.

Замечательным приемом, создающим почву для беседы, является совместное рисование. Здесь можно определить каковы межличностные отношения ребенка с другими людьми, чтобы потом воздействовать на эти отношения, влиять на развитие личности ребенка. Например:

Вот машина. В машине два места. Ты едешь в интересную поездку. Кого ты возьмешь с собой. Почему?

Вот сидят за столом мама и папа, брат, сестра и т.д. Покажи, где сядешь ты. Почему?

На осознание эмоционального состояния можно предложить детям рисование красками «Рисование эмоций пальцами», или предложить коллективный рисунок «Наш дом» (на большом листе рисуется дом, в котором могла бы жить вся группа). Каждый рисует то, что хочет. Здесь дети учатся договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

Хорошо создать группы по интересам, где дети с удовольствием изготавливают игрушки для игр и личных потребностей. Это могут быть куклы из ниток, машинки и домики из коробок, человечки из природного материала. Это способствует сотрудничеству ребенка со взрослым и сверстниками как с равным партнером.

Для практического взаимодействия детей используются коллективные игры:

  • «Хоровод», «Перекатывание мяча» – эти игры развивают языковую способность;
  • «Клеевой ручеек» (выпал клеевой дождик, приклеил руки к плечам - действовать совместно, друг за другом, преодолевая препятствия: «Обойди широкое озеро», «Спрячься от злого зверя», «Преодолей препятствия»);
  • «Вежливый ручеек» (дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом, оставшийся один, прежде чем выбрать пару, говорит какое - либо вежливое слово).

Положительное и эффективное влияние оказывают игры парами. Здесь дети ведут диалог, учатся слушать и понимать партнера, развивается чувство ответственности за другого человека, доверительные отношения друг к другу:

  • «Поводырь» (один ребенок ведет другого с закрытыми глазами через препятствия);
  • «Ладонь в ладонь» (дети прижимают ладошки друг к другу, и таким образом двигаются по комнате, преодолевая препятствия);
  • «Прилипшая рука» (рука «прилипла» к голове другого, голова убегает, а рука старается не отстать и наоборот).

Особенно благоприятные условия для установки контактов со сверстниками создаются в игре-драматизации, где дети принимают на себя роли и разыгрывают ролевые диалоги («Почему так?», «Отнял игрушку», «Нечаянно разрушил постройку товарища», «Толкнул»).

В сюжетно-ролевую игру воспитатель включается на правах равного партнера. Здесь дети учатся вести беседу, сотрудничать, уступать друг другу, оказывать помощь, сопереживать.

Щербакова Валентина
Беседа с родителями «Роль коммуникативных игр»

Публикация : «Роль коммуникативных игр »

Цель - повышение уровня коммуникативной культуры дошкольников и их родителей . Что же такое коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Коммуникативные навыки – это способность ребенка вступить в процесс общения с детьми, с взрослыми, умение соблюдать правила общения в отношениях с товарищами, умение ориентироваться в ситуациях

общения. Как Вы считаете, сформированы ли коммуникативные навыки у вашего ребенка? (Выслушать ответы родителей .) Как вы считаете, нужно ли развивать коммуникативные навыки у детей ? Для чего? (Выслушать ответы родителей , обобщить.) Нужно, так как : дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период приобщения к общечеловеческим ценностям, время установления отношений с ведущими сферами жизни, миром людей, миром природы и собственным миром. У ребенка изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и способности. 6-7 летний возраст ребенка – это подготовка ребенка к школе, поскольку именно в этот период будущие «ученики» легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки. Для детей с несформированными коммуникативными навыками будет характерен : страх и неуверенность, их смущает новизна обстановки, непривычность роли, им страшно сказать не то или не так, как, им кажется, хочет учитель или воспитатель, они боятся быть осмеянными товарищами. Поэтому, необходимо развивать у ребенка коммуникативные способности , учить общению, умению учиться основам нравственной, эстетической, физической культуры, что вырабатывает привычку к систематическому труду. Без специально развивающей работы ребенку будет трудно быть общительным, коммуникабельным , что так необходимо для готовности к школе. Как вы думаете, в каком виде деятельности лучше всего развивать коммуникативные навыки ? (Ответы родителей .) Какие вы знаете игры? (Ответы родителей .) Что же такое дидактическая игра? (Ответы родителей .) Дидактическая игра – обучающая игра, в которую входят : обучающая задача, правило, игровое действие. (Разобрать дидактическую игру. Например, «Зоологическое лото» ) Что такое подвижная игра? (Ответы родителей .) Подвижная игра – это игра, основанная на ловкости (физической компетенции, включающая в себя правило и игровые действия. Например, подвижная игра «Ловишки» . Как вы думаете, какие коммуникативные навыки формируются в игре? (Ответы родителей .) умение организовывать игру;

умение быть ведущим в игре; умение договариваться о ходе игры; умение подводить итог игры; умение выбирать ведущего в игре. В играх у ребенка развиваются такие качества : самоконтроль , выдержка, умение взаимодействовать друг с другом, умение договариваться и приходить к единому результату, формируется самооценка, взаимовыручка. Вспомните и назовите игры, запомнившиеся вам с детства? (Ответы родителей .)

Публикации по теме:

Роль режиссерской игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне,.

Беседа с родителями «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Беседа с родителями на тему: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни» Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека,.

Беседа с родителями «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей» В дошкольном возрасте дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных, постоянными болезнями ребят, не всегда.

Использование дидактических игр в развитии коммуникативных способностей детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан.

Использование коммуникативных игр на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях Формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.