Рисуем пасхальное яйцо с детьми. Декоративное рисование в средней группе «Пасхальное яйцо

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Роспись праздничного пасхального яйца» по ФГОС

1. Жукова Любовь Петровна

2. МБДОУ №70 - детский сад комбинированного вида

3. Воспитатель

4. Художественное творчество

5. Старшая-подготовительная группа

6. Цель занятия: создать условия для развития: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Пасха

7. Задачи:

-обучающие: Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить составлять узор из народных орнаментов, учить самостоятельно находить приемы выполнения элементов узора, их сочетание и колорит.

-развивающие: Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение, творчество и художественный вкус детей.

-воспитательные: воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам и аккуратность в работе.

8. Формы работы воспитанников индивидуальная

9. Необходимое оборудование: ноутбук учителя, иллюстрации, пасха, кулич, расписные яйца, коллекция пасхальных яиц, гуашевые краски разных цветов; кисточки; подставки под кисточки; ватные палочки; стаканчики с водой; салфеточки;

10. Структура и ход занятия.

Ход занятия.

1. Организационный (3мин.)

Весна, радостная пора. Ее наступления ждут, ей радуются люди. Да и как не радоваться весне!? Природа просыпается от долгого зимнего сна и оживает.

В эти весенние дни колокольный звон в христианских храмах возвещает о наступлении « великого праздника».

Вопрос детям:

Назовите мне, какой же главный христианский праздник, мы с вами скоро будем отмечать?

Воспитатель:

Праздник «Пасха» называется «красным». В древней Руси это слово означало не только цвет, но и красивый.

«Красная пасха» - праздник победы жизни над смертью.

Вопрос детям:

Как готовятся люди к этому празднику?

Ответы детей:

Пекут куличи, красят яйца.

Воспитатель:

Крашенное яйцо стало символом этого праздника - символом жизни.

Вопрос детям:

Почему яйцо стало символом жизни?

Ответы детей:

− Из яйца появляется живое.

Воспитатель:

На Руси использовались 2 вида праздничных яиц:

Крашенки - крашенные яйца.

Писанки - расписные яйца.

Яйца хранились целый год, яйцо, играло роль оберега, считалось, что оно может уберечь от пожара, засухи, грозы, беды.

Актуализация знаний. Повторение

Показать несколько орнаментов, которыми дети могут украсить пасхальные яйца, объясните их символические значения:

Волнистые линии, обозначающие воду;

Круги, символизирующие солнце;

Две параллельные линии с точками между ними (вспаханная земля, засеянная зерном).

По аналогии дети могут придумать и другие орнаменты, которыми они украсят свое яйцо.

Значение символов на писанке.

Солнце .

Солнце Жизни давних людей было очень сложным. Трудно было пережить холодную зиму, дождаться нового урожая. Приход долгожданной весны воспринимался как рождение нового солнца, освобождения небесного светила, от сил темноты. Поэтому с символом солнца связано все лучше, что есть в человеческой жизни. Среди языческих богов Даждьбог - солнечный бог - был одним из главных. В христианстве солнце также стало символом Бога, поскольку Бог - это Свет.

Крест.

Один из солнечных знаков, символ вселенной, четырех сторон мира, четырех ветров, четырех времен года. Происходит от схематического изображения птицы, в древности солнце представлялось птицей, которая летит по небу. В христианстве крест - символ страдания, смерти и воскресенья, которым церковь все начинает, благословляет и освящает.

Трирог .

Один из самых старых символов солнца, а также знак святого числа "три".

Свастика, сварга.

Знак святого огня, солнца и вечного движения. Один из старейших знаков вообще. Первые его изображения находят на изделиях первобытных охотников, а это много тысяч лет назад! По народным представлениям сварга предвещала добро и защищала от темных сил. Разновидности свастики широко используются не только в писанкарстве, но и в вышивке, керамике, резьбе по дереву.

Ружа, рожа, Розетта, звезда.

Символизирует солнце и утреннюю зарю. Содержит в себе косой крест, прямой крест, а также левостороннюю и правостороннюю свастики. В народной символике - неизменный символ любви. Подарить писанку из ружей означало признаться в любви.

Бесконечник, или кривулька.

Знак одной из главных стихий - воды. Будучи необходимым для всего живого, вода одновременно могла быть злой и неумолимой во время весеннего половодья. Удивляясь силе и многогранности свойств воды, наши предки ее знаком обозначали вечность.

Грабельки, расчески, треугольнички с гребешками.

Принадлежат к символам, которые связаны с водой. Изображают облака и дождь. Писанки с грабельками изготовляли в засуху, думая, что написав этот знак, можно вызвать долгожданные небесные воды.

ОЛЕНЬ

Символ достатка, богатства. Существует еще со времен первобытных охотников, когда мясо этого животного было основной пищей, кожа была нужна для пошива одежды и строительства жилья, а из костей и рогов изготовляли оружие и украшения. В народной мифологии небесный олень на своих рогах несет солнце.

Лошадь .

Символ лошади также связан с поклонением солнцу. По древним преданиям солнце едет по небу на колеснице, запряженной огненным лошадьми. В христианстве конь - образ бесстрашного прорицателя веры, безудержного, готового к самопожертвованию.

Птица.

Символ зарождения жизни, плодородия, приплода, достатка, полуземное, полунебесное существо. Петух считался проводником Божьего солнца и сторожем против зла, голубки - символом любви, верности и согласия. В христианстве птица - символ вознесения к Богу.

Утиные лапки, Божья ручка, перчатка.

Птичий след также был оберегом, как отпечаток руки языческого Бога-Солнца, который, как мы уже рассказывали, в древности ассоциировалось с птицей. Подобные знаки символизировали власть, покровительство, целостность - все то, что связывалось с уважением к руке.

Дерево жизни, или вазон.

По народным верованиям, посреди рая стоит большое дерево - Дерево Жизни. Оно покрывает собой весь рай, имеет листья и плоды всех деревьев. Именно на нем находятся три брата - Солнце, Луна и Дождь. С приходом христианства этот символ приобрёл своё глубокое значение, связанное с моментом грехопадения первочеловеков. Обозначает ось мироздания, которая соединяет в себе три мира - подземный, земной и небесный, так называемые сказочные "три царства". Символ вечно обновляющейся природы.

Дерево жизни обозначает также развитие рода - отец, мать и ребенок. Поэтому, как правило, дерево имеет три веточки. В христианстве - символ Божьей мудрости.

Сосенки, ели, елки.

Считаются символами вечной молодости, здоровья, роста и бессмертия.

Дубовые листья.

Дуб в украинских традициях всегда ассоциировался с силой и могуществом. Дубовые листья - излюбленный мотив в вышивке мужских рубашек.

По дохристианским верованиям, мировым деревом был именно дуб. В дуб чаще попадает молния, и поэтому он еще и символ бога-громовержца.

Символы цветов писанки.

Древнейшими считаются писанки одного цвета. Впоследствии возникли многоцветные писанки, в которых применялись различные природные красители. Такие краски, в отличие от современных, имели приятные мягкие оттенки. Но цвет в писанке появился не только ради красоты, но и получил свое символическое значение, происхождение которого не случайно.

Желтый, золотистый, оранжевый цвета писанки влияют на человека подобно солнечным лучам и дарят радостный, светлый настрой. В писанке эти цвета символизируют тепло, надежду, небесное светило, урожай в хозяйстве.

Красный цвет на писанках пожалуй является самым многозначительным. Недаром в народном языке он сблизился с понятием красивого слова "красный" - "хороший" стали взаимосоответствующими. Красный цвет символизирует добро, радость жизни, для молодых - надежду на счастливый брак. Именно красное яйцо является главным символом Воскресения, жертвенности и небесного огня.

Зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай.

Голубой - небо, воздух, а также здоровье.

Бурый, коричневый - землю и ее скрытую жизненную силу.

Черный цвет - цвет ночи, потустороннего, всего неизвестного и таинственного. В писанке, будучи фоном, проявляет силу других цветов. Так же, как в жизни, тьма дает возможность понять, что такое свет. Также символизирует бесконечность жизни человека, продолжение бытия после смерти.

Многоцветная писанка является символом семейного счастья, мира, благополучия.

Темные писанки писали на проводы, как выражение уважения к тем, кто отошел в мир иной.

3. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Воспитатель показывает образцы росписи яиц. На яйце элементы располагаются симметрично. Делиться яйцо на части вдоль или поперек одной, двумя или несколькими линиями. Потом в эти сеточки рисуют узор. (после объяснения образцы убираются)

Вопрос к детям:

Какими элементами расписаны яйца?

Ответы детей

Яйца расписывались геометрическими элементами - точка, ромб, линии; растительными элементами - ветка, цветок, колосок, трилистник.

Кто затрудняется ответить подсказать.

Варианты простых рисунков к Пасхе с детьми.

Простые красивые рисунки с детьми на Пасху: от простых до сложных способов, рисунки простым карандашом или красками.

Окончание Великого поста и ожидание самого светлого и радостного праздника вызывают в сердцах православных христиан необычайное состояние, которому невозможно дать объяснение.

Восторженные чувства, возвышенное ощущение благодати в светлые пасхальные дни подчеркивают особенные праздничные ритуалы.

Подготовка к Пасхе начинается заранее. Христиане молятся, очищаются духовно и физически. Поздравить с этим важным событием родных и передать искренние теплые поздравления можно с помощью собственного рисунка, выполненного в пасхальной тематике.

Дети также с нетерпением ждут Пасху, во время которой дни наполняются особым весельем, играми, развлечениями и подарками.

Некоторые из таких символических подарков дети могут сделать своими руками: например, нарисовать красивые рисунки с куличами, крашеными яйцами и веточками вербы.

Давайте и мы попробуем нарисовать рисунок на Пасху. с помощью пошаговых фотографий вы освоите основы рисунка к Пасхе, и сможете подарить результат своего творчества родным и близким.

Будем рисовать кулич — традиционную пасхальную выпечку, которая является символом присутствия Божьего в этом мире и его заботы обо всех людях.

Для рисунка понадобится:

  • чистый лист бумаги
  • простой карандаш
  • цветные карандаши
  • ластик
  • черная гелевая ручка или фломастер

Приступаем к созданию пасхальной картинки:

  • Обозначим на листе бумаги прямыми линиями границы кулича напоминающие по форме квадрат. Делать это нужно без нажима на карандаш, иначе рисунок будет выглядеть неаккуратно после того, как все ненужные линии сотрутся ластиком.

  • Нарисуем верхнюю и нижнюю части кулича: проведем округлые линии над квадратом и под ним.

  • Проводим еще одну дугу — под верхней изогнутой линией, соединив их в овал. Верхушка будущего кулича почти готова.

  • Нарисуем свечу, определив центр овала и добавим складки салфетки, на которой кулич стоит — проведем несколько изогнутых линий прямо под основанием кулича.

  • Изобразим вербовые веточки: проведем несколько изогнутых линий для стеблей, а потом дорисуем овальные почки. Обратите внимание: ближе к верхушке почки маленькие, а вдоль остального стебля — крупные.

  • «Наносим» глазурь на кулич: рисуем плавные извилистые линии вдоль стенок кулича, которые переходят в каплеобразные выросты. Показываем объемную глазурь под свечой небольшой линией.

  • Прорисовываем более детально ямки на выпечке, рисуем круглую «присыпку» в виде крошечных кружочков. Дорисовываем волоски на почках вербы и проводим еще по одной линии на стеблях.

  • Наводим более темным цветом контур рисунка. Для этого можно использовать гелевую ручку или фломастер.

  • Убираем вспомогательные линии.
  • Разукрашиваем пасхальный кулич, используя цветные карандаши или фломастеры.

Что еще нарисовать с детьми на Пасху? Например, вот такие яркие крашеные яйца, которые являются главными пасхальными атрибутами:

  • Перед тем, как начать рисовать, можете объяснить ребенку значение пасхальных яиц: для христиан эта обрядовая праздничная пища означает начало новой жизни.
  • С яйцом связаны надежды на возрождение и восстановление. Один из праздничных ритуалов заключается в обмене крашанками с друзьями и знакомыми.
  • Нарисованное пасхальное яйцо ребенок может разрисовать яркими красками, украсить орнаментом и забавными фигурками. В этом ему поможет фантазия и усидчивость.
  • Благодаря нашим пошаговым мастер-классам ребенок без труда подготовит красивый красочный рисунок на тему Пасхи. Предложенные здесь варианты помогут вашему ребенку занять достойное место на конкурсе детского творчества в школе или детском саду.
  • Нужно только внимательно следовать поэтапным фотографиям и в точности повторять все линии. А разукрашивать готовый эскиз можно как душа пожелает

Для работы понадобится:

  • альбомный лист
  • простой карандаш
  • цветные карандаши или фломастеры
  • ластик

Постараемся в точности передать форму яйца. Для этого ставим перед собой обычное куриное яйцо. Оно послужит нам «наглядным пособием».

  • Начинаем с круга, который нужно будет «увенчать» верхушкой: рисуем над кругом фигуру, напоминающую треугольник, но с сильно закругленным средним углом. Боковые стороны треугольника — это контуры круга.

Рисуем круг и верхушку яйца

  • Убираем ластиком линию, разделяющую круг и треугольник. У нас получилось яйцо правильной формы.
  • Украшаем пасхальное яйцо: рисуем волнистые линии, геометрические фигурки. Можно изобразить широкие полосы, которые расширяются от верхушки до боков, охватывая яйцо и образуя забавный «полосатый» узор.

  • Цветными карандашами или фломастерами нанесем на пасхальное яйцо яркие краски. Уникальное авторское творение готово!

  • Как еще разрисовать пасхальное яйцо? Разукрасить его одним цветом, а потом дорисовать контрастными цветами на его поверхности точки, круги, полоски.

Видео: Как нарисовать ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО?

Как нарисовать рисунок на Пасху поэтапно и легко карандашом для начинающих и детей?

Такой рисунок может нарисовать и ребенок старшего дошкольного возраста, если занятие будет проходить под руководством взрослого.

Для работы понадобится:

  • чистый лист бумаги
  • простой карандаш
  • цветные карандаши, краски или фломастеры

  • Наносим на лист первоначальные линии: это будет покрытая глазурью верхушка кулича.

  • Рисуем без нажатия на карандаш. Добавляем впадинки и ямки застывшей глазури.

  • Теперь дорисуем сам кулич под «шапкой» глазури.

  • В левом углу рисуем пасхальные яйца. Чтобы придать рисунку праздничный вид, «обвяжем» одно яйцо ленточкой.

  • Рисуем плавными линиями тарелку, на которой стоит кулич.
  • Уточняем контуры рисунка и наводим их более темным цветом. Добавляем тени под глазурью.

  • Прорисовываем контуры пасхальных яиц и затеняем некоторые участки на бантике.

  • Обводим контур тарелки темным цветом. Разукрашиваем рисунок яркими цветами.

Видео: Как нарисовать кулич к Пасхе — урок рисования для детей от 4 лет, гуашь, рисуем дома поэтапно?

Продолжаем рисовать на пасхальную тему. Благо, простор для фантазии и творчества здесь поистине безграничный.

Ребенок может нарисовать корзинку с пасхальными яйцами и разукрасить свою работу яркими жизнерадостными красками. Получиться красивый подарок на Пасху, благодаря которому дом наполниться атмосферой торжества.

  • Рисовать корзинку начнем с изображения круга посередине листа.
  • Обведем ободок сверху, дополнив с одной стороны изогнутые линии — плетение корзинки.
  • Нарисуем травку.
  • В корзинке нарисуем три пасхальных яйца.
  • Две изогнутые линии — это ручки корзинки.
  • Разукрашиваем рисунок яркими красками.

Посмотрев видео, вы узнаете, как нарисовать пасхальную корзину. Рисунок не сложный, потому его можно использовать на занятиях в детском саду или начальной школе.

Видео: Пасхальная Корзина

Рисунки к Пасхе с детьми в школу и детский сад своими руками

Если в предверии Светлого Христова Воскресенья в детском саду или в школе проводится выставка рисунков на пасхальную тематику, то подготовить картинку или открытку к празднику вместе с родителями не составит труда.

Ваше чадо может представить свое видение этого светлого праздника или выполнить рисунок, воспользовавшись пошаговым описанием ниже.

Рисуем с детьми пасхальных кроликов:

  • Изобразим на листе бумаги четыре окружности, расположенные парами одна на другой.

  • Нарисованные сверху круги — это головы кроликов, которые должны быть больше окружности для туловища. На голове рисуем по две пересекающиеся линии.

  • Прорисуем более детально контуры голов кроликов. Добавим уши, задорные челки и детали мордочек.

  • Дорисуем зрачки, внутренние линии ушей, усики, брови.
    Рисуем передние лапы и контуры животиков.
  • Теперь добавляем задние лапы. Кролик справа держит в лапках корзинку. Нарисуем ее, начав с окружности и уточнив ее форму.

  • Добавляем недостающие детали: яйца в корзинке, пятки у кролика, который лежит слева.

  • Готовый эскиз легко «превратить» в открытку, сделанную своими руками, если красиво разукрасить его и подписать.

Как разукрасить пасхальных кроликов

Рисунки на Пасху красками для конкурса

Передать атмосферу праздника воскрешающейся жизни можно с помощью нарисованного красками пасхального натюрморта.
Рисовать будем кулич, разноцветные яйца и веточки вербы.

Для работы понадобится:

  • лист акварельной бумаги
  • простой карандаш (B или B2)
  • ластик
  • гуашь или акварель
  • кисточки
  • палитра или любая другая плоская белая поверхность (блюдце или обычный лист бумаги)
  • малярная лента

Закрепляем лист бумаги вертикально малярной лентой. Приблизительно намечаем простым карандашом (без нажима) место расположения кулича, вазочки для вербы и крашеных яиц.

  • Делим лист на верхнюю и нижнюю части и проводим горизонтальную линию чуть ниже срединной линии листа. Это будет край стола. На столе нарисуем прямоугольник, располагая его не по центру, а немного сдвигая в левую сторону.

  • Рисуем в правой половине листа и немного выше еще один прямоугольник: узкий и маленький. Дорисовываем край тарелки с куличем. Убираем лишние карандашные линии (линию стола и линии внутри предметов), чтобы они не мешали нам при рисовании.

Рисуем линию стола и край тарелки

  • Удаляем ластиком верхние углы прямоугольников и уточняем контуры кулича и вазы.

  • Берем круглые предметы подходящего размера и начинаем рисовать яйца, расположенные вокруг кулича. Ближние пасхальные яйца изображаем больше по размеру, чем дальние.
  • Прорисовываем контуры яиц, грани на вазочке и добавляем глазурь на куличе.

  • Теперь нужно нарисовать свечу. Чтобы не усложнять себе задачу, просто приложим простой карандаш к верхушке кулича и обведем его, добавив маленький огонек сверху.

  • Рисуем тарелку под куличем. Заполняем пустое пространство нижней правой части листа крупным пасхальным яйцом.

  • Дорисовываем вербовые веточки, подправляя или укорачивая при необходимости верхушку свечи.

  • Добавляем на веточках вербы почки.
  • Пишем на ближнем яйце две буквы «ХВ», означающие Христос Воскрес.

  • Рисуем узор на пасхальных яйцах.

  • Берем краски и начинаем разукрашивать нашу пасхальную картинку.
  • Кулич закрашиваем светло-бежевым цветом с добавлением песочно-желтого оттенка.
  • Добавляем немного синего цвета к оттенку кулича.

Разукрашиваем глазурь и добавляем желтый огонек свечи

  • Готовим подходящий оттенок для закрашивания свечи и частично — яйца. Это может быть краска охра.

  • Немного розового и голубого цвета добавляем на глазурь. Желтым цветом закрашиваем огонек свечи. Рисуем круговыми движениями свет.

  • Рисуем фон нежно голубыми и бирюзовыми цветами.

  • Пройдемся тем же цветом по контуру веточек вербы.

  • Добавляем желтый цвет к огоньку свечи.
  • Набираем поочередно розовую краску, разведенную водой, оранжевую и заполняем фон слева.
  • Закрашиваем поверхность стола, позволяя краскам смешиваться.
  • Разукрашиваем пасхальные яйца. Чтобы картинка получилась живописной, используем для некоторых яиц красный цвет, красно- оранжевый и красно-коричневый тона.
  • Рисуем узор на пасхальных яйцах, добавляем тени

    • Рисуем фиолетовые тени на столе, под яйцом и под вербой.
    • Начинаем закрашивать вазочку нейтрально-голубым цветом. Добавляем немного желтого цвета.

    • Разукрашиваем вербу, показав взъерошенные маленькие пушистые соцветия.

    Видео: Видео урок Рисуем Гуашью Пасхального кролик

Татьяна Кандаурова

Программные педагогические задачи: познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением; развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Планируемые результаты: проявляет интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважительно относится к традициям русского народа. Развивает творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Словарная работа: народный праздник, Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки.

Оборудование и материал: яйца крашеные, яйца силуэтные (из бумаги, гуашевые краски, кисточки, стаканчики с водой, ватные палочки, печатки, деревянные заготовки в форме яиц, аудиозапись колокольного пасхального звона.

Подготовительная работа: беседа с детьми о великом празднике Пасха, его исторических корнях; рассматривание иллюстраций, рассматривание репродукции «Дети, катающие пасхальные яйца»- автор Кошелев Н. А. ; пасхальная выставка с участием родителей, раскраски - пасхальные яйца, слушание духовного стиха «Бедная птичка в клетке сидит…». Игры- забавы с детьми: «Катание яиц с горочки», «Самое крутое яйцо», игра-эстафета «Перенеси яйцо».

Интеграция образовательных областей: Познание, Речь, Коммуникация, Социализация, Художественное творчество.

Ход занятия.

Организационный момент:

Звучит в записи праздничный колокольный звон.

Всюду радостный трезвон.

Сообщает людям он,

Что настал великий час –

Праздник Пасхи у нас!

Приглашаю детей занять места за столами.

Вот и наступил этот великий праздник – Пасха. Великая Пасха. - Очень многие люди, и ваши родители тоже, готовились к нему: красили яйца (показываю крашеные яйца, пекли куличи (показываю кулич, делали творожную пасху.

А как по-другому называется праздник Пасха?

Дети. Воскресение Христа.

Помните, мы с вами говорили, что когда-то очень давно, Бог послал на Землю людям своего сына - учить людей быть добрыми, трудолюбивыми помогать нуждающимся. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди y6или Иисуса Христа.

А через три дня и три ночи Иисус Христос воскрес из мёртвых. День, когда Иисус Христос воскрес, назвали Пасхой. И он стал самым радостным и счастливым днём для всех людей.

Поэтому в день Пасхи говорят друг другу: «Христос Воскресе!» и отвечают: «Воистину Воскресе!»

А что при этом дарят?

Дети. – яйцо!

Да, ребята, символом Пасхи стало яйцо.

Существует и легенда о том, как яйцо стало символом Воскресения Христова. Когда Иисус воскрес, его ученица, Мария Магдалина, отправилась с этой вестью к самому императору Тиберию.

Без подарков к императору ходить было не принято, а у Марии не было ничего, кроме обычного куриного яйца. Придя к императору, Мария объявила ему о воскрешении Иисуса. Рассмеявшись, Тиберий сказал: "Скорее белое яйцо у тебя в руках станет красным, чем я поверю, что твой рассказ правдив". Но не успел римлянин произнести эти слова, как яйцо в руках Марии Магдалины стало алым. С тех пор христиане в день Пасхи дарят друг другу красное яйцо как символ счастливой вести.

Раньше яйца красили только в красный цвет.

А сейчас красят в разные цвета и даже их расписывают.

Ребята, а если яйца называют «крашенки», это значит, что с ними делали?

Дети. -Красили.

А если -«писанки»?

Дети. – Расписывали.

Обращаю внимание детей на картинки – расписные яйца.

А у нас с вами есть вот такие деревянные заготовки в форме яйца. Но они белого цвета…

Ребята, закройте глаза и представьте, что мы с вами превратились в мастеров, тех самых, которые так красиво расписывают пасхальные яйца.

Откройте глаза, посмотрите, уже все готово, для того чтобы приступить к росписи?

Дети. – Да, всё готово!

Тогда давайте сделаем пальчикам разминку.

Дети выходят из-за столов.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко, выйди из-за речки, (раскрыть ладони)

Солнышко, солнышко, сядем на крылечке, (сложить руки полочкой)

Посчитаем лучики? Раз, два, три… (загибают пальцы)

Не закроют тучи яркие лучи, (скрестить руки перед собой)

Мы тебя давно все ждём, посвети своим лучом (хлопки в ладоши)

Солнышко, вставай, свои лучики бросай! (постепенно поднять и опустить руки)

Ребята, когда человек красит пасхальные яйца, он думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.

Под аудиозапись духовного стиха дети расписывают свои заготовки.

(Детям, неуверенным, нерешительным, помогаю советом.)

Вот какие чудо - писанки у вас получились! От этих узоров даже настроение стало лучше.

Вы уже решили, кому подарите такое чудесное яйцо?

Дети. Я – маме, а я – сестрёнке…

Думаю, что они будут очень рады!

А я желаю вам любить своих родных, друзей, природу, окружающую вас! Желаю вам прекрасных радостных чудес! Христос Воскрес!

Дети. - Воистину Воскрес!

После занятия знакомлю детей с игрой «Катание яиц с горки»

Фотоотчёт

Грунтуем деревянные заготовки


Роспись деревянных заготовок гуашью.


Творчество


Игры с пасхальными яйцами – «крашенками»

Хлебникова Ольга Геннадьевна

МБДОУ «Центр развития ребенка – д/с 3 387»

Средняя группа

НОД

Декоративное рисование «Пасхальные яйца».

Цель: создание условий для формирования навыков декоративно-прикладного рисования, путем овладения приемами росписи яиц.
Задачи.

Развивающие : развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, воображение.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, самостоятельность.

Обучающие: знакомить детей с пасхальными традициями, продолжать учить составлять узор из знакомых элементов на предложенной форме – силуэт яйца.

Оборудование:

Ваза с ветками вербы;

Пасхальные яйца из различных материалов (Бумажные – 2 шт., деревянные, пластиковые и т.д.), украшенные различными способами: (бисероплетение, вышивка, роспись, паетки и блестки, ленты и тесьма, и т.д.);

Заготовки бумажные в форме яиц белого цвета;

Краски гуашь;

Кисти разных размеров;

Ватные палочки;

Ленточки;

Клей;

Цветные бумажные яйца для рефлексии.

Предварительная работа : беседа на тему «Праздник Пасхи», рассматривание различных пасхальных яиц, просмотр презентации «Дорого яичко ко Христову дню»

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Воспитатель стоит около стола, перед ним ваза с ветками вербы, пасхальные яйца из различных материалов, украшенные различными способами. У него расстроенный, растерянный вид. После вопроса детей, что случилось воспитатель, рассказывает детям о своей проблеме:

Скоро праздник – Пасха. Я хотела украсить нашу группу к Пасхе и подумала, что веточки вербы хорошо подошли бы для этого. Но одни веточки не очень празднично выглядят. Чем бы их украсить? Не могу придумать!

Воспитатель выслушивает предложения детей и вместе с ними приходит к выводу, что можно украсить ветки пасхальными яйцами. Но все ли они подойдут для этого. Воспитатель предлагает детям повесить яйца на веточки и опытным путем определить, какие из них хорошо весят, а какие тяжелые для этих веток. Выясняется, что подходят бумажные расписанные яички. Они легкие, красивые, яркие и ветки под ними не гнуться и не ломаются, к ним легко можно привязать ленточку.

Спасибо за подсказку, ребята! Придётся мне расписать еще много бумажных яиц, потому что двух не хватит. Конечно, на это уйдет много времени, но что делать, надо украсить группу к празднику!

Если дети не предложат свою помощь сразу, воспитатель подводит их к этому решению.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно украсить пасхальное яйцо с помощью красок, как называются такие яйца (крашенка, писанка). Можно показать детям несколько образцов (иллюстраций, картинок).

Обращает их внимание на заготовки для яиц, вырезанные из бумаги, краску гуашь, различные кисти и ватные палочки. Педагог предлагает детям подсказать, какие из кистей подойдут для данного размера заготовок, чем можно рисовать различные элементы (например, точки удобно рисовать ватными палочками, тонкие линии – тоненькими кисточками и т. д.)

Ребята, у нас еще одна проблема. Чтобы украшение было красивым, ярким наши «яйца» надо украсить с двух сторон. Но краска долго сохнет и придётся ждать, перед тем как перевернуть заготовку. Наверно есть другой способ решения этой проблемы? (Разделиться на пары, склеить раскрашенные «яйца»)

Далее воспитатель помогает детям разделиться на пары (по желанию детей), подготовить рабочее место и приступить к работе. Во время рисования можно включить тихую спокойную музыку или звон колоколов. Напомнить детям о том, что когда человек красит пасхальные яйца, думает о хорошем и светлом, желает здоровья всем своим родным и близким людям, друзьям.

Когда все заготовки расписаны и подсохли, воспитатель помогает детям склеить их, привязать к ним ленточку и повесить на ветки вербы. Обратить внимание на творческие находки детей, технику и аккуратность.

Конспект открытого занятия в изостудии

«Роспись пасхальных яиц»

Вид занятия: декоративное рисование

Тип занятия: комбинированный.

Методы и формы работы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, практическая работа.

Цель: обучить воспитанников составлять эскизы росписи пасхальных яиц с использованием символики писанки.

Задачи:

Обучающие:

    Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

    Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.

Развивающие:

    Развитие умения высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища.

    Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.

Воспитательные:

    Воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Оборудование для педагога:

    Компьютер.

    Проектор.

    Экран.

    Шаблоны в форме яйца.

    Дидактические таблицы «Знаки - символы, используемые при росписи писанки» и «Варианты композиции росписи писанки».

Музыкальный ряд: ау диозапись пасхального колокольного звона.

Зрительный ряд: в ерба, экспозиция росписи пасхальных яиц, компьютерная презентация.

Литературный ряд: с тихи о Пасхе, загадки, легенды.

Оборудование и материалы для учащихся: гуашь, кисти №1, № 2, палитра, тряпочка, баночка, простой карандаш, ластик.

План занятия.

    Организационный момент.

    Постановка темы и целей.

    Актуализация знаний.

    Формирование новых знаний.

    Физкультминутка.

    Самостоятельная творческая работа.

    Анализ работ.

    Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Приветствие учащихся
(слайд 1)
Проверка готовности к занятию.

2. Постановка темы занятия ( слайд 2)
Мир вокруг нас…Огромный, таинственный, удивительный. Каждый человек совершает свои открытия в этом мире, удивляется его чудесам.
А чудеса, порой, оказываются совсем рядом и не нужно идти за ними за тридевять земель. Стоит пристально вглядеться в окружающие вас вещи, предметы – и вот же оно чудо!

Отгадайте загадку и узнаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь (слайд 3)

Домик круглый, домик белый
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец!
(Яйцо)

Сегодняшнее занятие, ребята, посвящено пасхальной традиции росписи яиц и проходит оно в дни празднования Светлого Христова Воскресения, праздника Пасхи Христовой (слайд 4)

(аудиозапись колокольного перезвона)

Христос Воскрес! Пасхальным звоном
Поют, гудят колокола…
Весна идет в венце земном
Благоуханна и светла…

Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.

- Бог воскрес, и смерть побеждена!

Эту весть победную примчала

Богом воскрешённая весна.

И кругом луга зазеленели,

И теплом дохнула грудь земли,

И, внимая трелям соловьиным,

Ландыши и розы расцвели.

Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, булки и конечно, крашеные яйца.)

3. Актуализация знаний учащихся. Яйцо издавна наделялось особым смыслом. По народным поверьям весь мир родился из огромного яйца, и потому наши предки почитали яйцо как источник жизни и всей Вселенной.
Давайте обратимся к легендам
(слайд 5)

До наших дней дошла легенда о сотворении мира:

Из яйца из нижней части
Вышла мать-земля сырая;
Из яйца из верхней части
Стал высокий свод небесный,
Из желтка из верхней части
Солнце светлое явилось,
Из белка из верхней части
Ясный месяц появился.

4. Формирование новых знаний.

Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Ребята, что вы знаете о традициях празднования Пасхи? - (ответы детей )

На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и конечно окрашеные яйца, которые являются главным символом праздника. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Очень давно люди начали украшать яйца. По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами. (слайд 6, 7)

Вам, конечно известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.

А как появилась традиция красить яйца? (слайд 8) Существует предание о первом красном яйце.

Пришла к римскому императору Тиберию Магдалина и принесло радостную весть: «Христос воскрес!» Но он ей не поверил и сказал: «Нет, женщина, тебе я не поверю, как не поверю в то, что белое яйцо, тобою принесённое мне в дар, вдруг станет красным, вспыхнет, как пожар».

Император Тиберий замолчал. Но вдруг над головами разлилось дивное свечение, послышалась далёкая музыка. И вдруг яйцо зажглось в лучах этого сияния и стало красным, как кровь Христа.

С этого времени, как говорит легенда, стали на Пасху красить яйца.

(слайд 9)

Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца. А вот как – это другое дело. На сегодняшний день бытует несколько основных видов росписи яиц.

(слайд 10)

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают

Ребята! А с помощью каких красок у вас в семье красят яйца? - ответы детей

Применение искусственных красителей осуждалось. Краски надлежало брать у радуги, а она прятала их в цветах, травах, кореньях, коре, листьях деревьев... У хорошей хозяйки в доме всегда было припасено много всякого зелья, которое служило и лекарством, и оберегом от напасти, и краской для пасхальных яиц. Из коры, снятой с побегов молодой яблони, не садовой, а дикой, той, что выросла из зернышка, посеянного самим Творцом, получалась чудесная желтая краска , которая так и называлась в народе "яблонькой ". Всевозможные оттенки желтого цвета добывали также из молочая, горицвета, зверобоя, луковой шелухи, молодых побегов тополя, цветков бузины, купавок, шафрана... Зеленая краска получалась из зелени ржи, коры крушины, шелухи черных семечек подсолнуха, листьев березы, а также из сочетания красок желтого и синего цветов. Синюю, лиловую, голубую, фиолетовую можно было приготовить из сушеных ягод бузины или черники, из всего первого весеннего голубоцветья. Густые отвары коры дуба или яблони, листьев грецкого ореха или конского каштана, луковой шелухи были превосходной коричневой краской. Черную делали из молодых листьев черноклена, корня крапивы, коры ольхи.

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым..

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Педагог: Кто был внимателен и может сказать, как назывались крашенные яйца? (ответы детей)

Ребята, посмотрите на сувениры, яйца из бисера ( слайд 11 ) .

А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости . Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).

Писанка до сих пор очень популярна во многих уголках мира (слайд 12.)

Музей Писанки есть в Коломые, Украине. На территории Канады, в местечке Вегревилль, расположенном к востоку от Эдмонтона и населенном, в основном, этническими украинцами, находится самое большое в мире пасхальное яйцо: его длина 8, а ширина 5 м. Вот что это за чудо-писанка!

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)

Значение цвета:

красный - цвет радости, жизни, любви;

желтый – солнце, луна, звезды;

зеленый – символизирует весну, молодость;

сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.

При росписи яиц широко использовались знаки-символы:

Существует достаточно много символов для росписи… Символы были разные. Звездочки рисовали на рождение девочек, как пожелание нравственной чистоты, красоты, а мальчикам расписывали дубовыми листочками – символ стойкости, жизненной силы. Сосновые веточки - пожелание здоровья и долголетия, бабочка – несла детям веселую, легкую и беззаботную жизнь, мельница – для получения большого урожая. Многодетной семье – виноградная лоза, а бездетной - птички. Если рисовали барашков - то желали «жить - поживать - добра наживать». Изображение петушиных гребешков защищало дом от всякого несчастья.

Значения символов , используемых при росписи пасхальных яиц (слайд 14 -16)

С чего же начиналась работа над росписью писанки?

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур.

Сетка, образованная пересечением кругов и овалов называется разводом. Развод – основа орнамента писанки позволяет легко и просто нанести на сферическую поверхность яйца самый сложный узор.

Ребята, посмотрите внимательно на варианты композиции росписи (слайд 17 – 19).

И варианты поэтапного выполнения работы (слайд 20-22)

    Физкультминутка.

А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз - присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.

6. Самостоятельная творческая работа

Ребята, сегодня вы узнали много нового о нашем народном традиционном виде декоративно-прикладного искусства – украшении пасхальных яиц.

Как вы уже, ребята, поняли, сейчас вы самостоятельно попробуете составить эскиз писанки. Смело проявляйте свою фантазию и творчество! Форму яйца обведите по шаблону.

Вспомните, какими цветами и символами пользовались мастера? (демонстрация дидактических таблиц «Знаки - символы, используемые при росписи пасхальных яиц и «Варианты композиции росписи писанки».

Этапы выполнения эскиза:

    На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов;

    Составляем узор;

    Расписываем цветом;

Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности
(Фронтальная и индивидуальная помощь педагога).

Беседа за работой:

Писанкам придавали большое значение.

Выходили в поле и подбрасывали яичко вверх, чтобы хлеба росли такие же высокие.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.

Высохшим желтком лечили ожоги.

Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.

Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.

Первое пасхальное яйцо, полученное при христосовании, имело особую силу: останавливало пламя во время пожара, оберегало имущество от воров.

Первое пасхальное яйцо, полученное при христосовании, клали в воду, а потом умывались этой водой. Целый год будешь красивой.

7. Анализ работ учащихся и обсуждение.

(Выставка писанок)
Вот и закончилась наша работа. Молодцы, ребята! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

Обобщение по теме занятия.

    Для чего делали яйца-писанки?

    Какие цвета использовали мастера?

    Что нового вы узнали на уроке?

8. Подведение итога занятия.

Меняются времена, меняется мода, но все-таки народные промыслы живы. И по-прежнему изделия народных мастеров приносят нам радость.

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Детские работы (слайд 23-24)

Используемая литература:
1. У.Ю.Бондарь, Л.Н.Герук «100 поделок из яиц». Ярославль «Академия развития», 2000г., 141стр.
2.В.Волина «Праздник БУКВАРЯ» Москва, 1996г.,380стр.
3.Журнал «Начальная школа» №3 1998г.