Конспект нод старшая группа тема весна фгос. Нод по развитию речи на тему "весна" старшая группа по фгос

Людмила Онипко
Конспект занятия «Весенняя страда»

Образовательные задачи :

Расширять и закреплять знания детей о весенних изменениях в природе, весенних месяцах .

Расширять представления о жизни животных и птиц с приходом весны.

Формировать интерес к художественному слову с яркими описаниями, сравнениями, характеризующими явления и объекты природы.

Формировать и обобщать представления о труде взрослых в весенний период .

Развивающие задачи :

Активизировать словарь детей по теме «Весна» .

Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями , стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Развивать коммуникативные способности детей в общении с воспитателем и друг с другом.

Воспитательные задачи :

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, формированию интереса детей к природе.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Подготовительная работа :

Разучивание стихотворений, изготовление кормушек, выполнение домашнего задания, поиск в интернете нужного материала.

В.: Ребята, вам было дано домашнее задание, все его выполнили? (ответы детей)

В.: Ответьте на вопрос. – Какие бывают птицы? (перелётные и зимующие)

В.: Назовите перелётных. (ответы)

В.: Назовите зимующих. (ответы)

В.: А что нового вы узнали от родителей о птицах? (ответы детей)

В.: Молодцы! С домашним заданием вы справились.

А теперь давайте послушаем «Звуки природы» Звучит запись «Звуки природы»

Слышится стук в дверь, входит Бабушка – Загадушка.

В.: Ребята, давайте поздороваемся с нашей гостьей.

Дети здороваются

В.: Говоря по обычаю, когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Дети хором читают стихотворение «Я здороваюсь везде»

Б. з.: Ребята, я из леса пришла, там такие изменения произошли в природе.

– Вы не знаете почему?

Дети – Потому, что весна наступила.

В- А почему весну называют красной?

-: Дети : - Потому что она красивая и все ей рады.

: - Кто назовет мне весенние месяцы ?

Б. З.: - Правильно, весна долго шла к нам, через зимние вьюги, холодные ветра и снежные сугробы.

Б. З.: - Давайте вместе отправимся в весеннее путешествие .

Б. З.:- Ребята, мы попали с вами на поляну загадок

Загадки :

1 Дел у меня не мало –

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (Весна)

2. Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель) .

3. Первым вылез из темницы,

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький … (подснежник) .

4. Морковка бела,

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька)

5. На шесте – дворец.

Во дворе – певец.

А зовут его … (скворец) .

6. Меня ждут - не дождутся,

как увидят – разбегутся. (Дождь.)

В.: - Б. З., наши ребята очень любят играть

Игра с солнышком «Признаки весны» .

Дети называют слова (Солнечная, радостная, шаловливая, дружная, звонкая, и т. д.) и выкладывают лучики солнышку.

В.: - Куда же мы попали?

Б. З.:- Это волшебный лес.

В.: Вы чувствуете какой в лесу воздух. Чем он пахнет?

Дети. Хвоей, смолой, свежестью и т. д.

Дыхательное упражнение «Запах леса» .

Б. З.: А у меня есть игра на внимание.

Игра называется «Прилетели птицы» .

1. Прилетели птицы : голуби, синицы, галки и вороны, стрижи и макароны.

2. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты. Вороны, мухи и грачи.

3. Прилетели птицы : голуби, синицы, волки и стрижи.

Молодцы вы были очень внимательны.

Б. З.: Вот и птички поселились в нашем лесу, и луг какой красивый, давайте поиграем

Физкультминутка. «На лужайке по утру»

В.: -Как хорошо в лесу, сколько красоты, доброты, а можно в лесу кричать, ветки ломать, костер разжигать и т. д.

Д.: (ответы детей)

: - Садитесь поудобнее, сейчас я вам покажу приход весны на экране, а вы

скажете что увидели.

(Включается ноутбук, и показываются слайды о весне)

Дети : - Назовите первые признаки наступившей весны? Предполагаемые ответы детей :

Днём стало пригревать солнце.

Стало теплее, день стал длиннее.

Снег потемнел, стал таять.

Появились первые проталины.

Слышно звонкое чирикание воробьёв, они радуются наступлению весны.

Б. З – А стихи о весне вы знаете (дети читают стихи)

Какие занятия у людей весной ?

Д.: - (сажают огороды, пашут землю, засевают поля и т. д.)

А что сажают дома в огороде?

Б. З.: А в детском саду вы сажаете огород?

Д.: - Да. Мы посадили редиску, горох, огурцы. (молодцы, вы и трудиться умеете.)

Б. З.: Ребята, понравилось вам путешествие? Вы очень порадовали меня. Я услышала. Как много вы знаете о весне, любите природу и бережно относитесь к ней мне пора уходить. До свидания. До новых встреч.

В.: Молодцы! О каком времени года мы сегодня беседовали? Понравилось вам наше путешествие? Кто сегодня к нам приходил в гости? Кого мы видели в лесу? Ребята как вы думаете, а мы гости или хозяева в лесу? Чем заняты люди в весенний период ?

В.: Мне понравилось, что вы старались, и были очень активны.

Занятие по развитию речи в старшей группе

Программное содержание:

Задачи на развитие познавательных способностей:

Закрепить правила поведения детей в лесу;

Уточнить знания детей о жизни диких животных в лесу;

Задачи на развитие связной речи:

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь, последовательно рассказывать, составлять короткий рассказ по картине;

Развивать фонематический слух;

Определять место звука в слове;

Делить слова на слоги;

Учить составлять предложения;

Образовывать однокоренные слова.

Развивать творчество у детей, создавать доброжелательность при обращении друг с другом.

Предварительная работа:

Чтение рассказов и стихов о птицах, о диких животных;

Рассматривание иллюстраций;

Составление кроссвордов.

Ход занятия.

Ребята, мы отправимся сегодня на экскурсию, а куда, вы догадайтесь сами, если внимательно послушаете музыку, то поймете. .

Правильно в лес. Идем на лесную поляну, садитесь на пенечки, закройте глаза и послушайте, как поют птицы, как звенят комарики и перелетают бабочки с цветка на цветок.

- Скажите, ребята, как надо вести себя в лесу?

(правила поведения в лесу)

Тихо, чтобы не спугнуть птиц и услышать их пение.

А чего нельзя делать в лесу? Что запрещается там делать?

А) - Нельзя рвать большие букеты цветов, обычно подснежников и ландышей, их становится все меньше.

Б) - Нельзя ломать ветки деревьев, молодые деревья, они будут засыхать.

В) - Нельзя разорять птичьи гнезда.

Г) - Нельзя жечь костры в лесу.

- Правильно, ребята, но мы сегодня пришли не просто в лес, а на лесную полянку, где находится лесная школа для зверей, здесь умный ежик придумывает различные задания для зверей, обучает их грамоте.

Но сегодня у зверей переменка, они разбежались по своим норкам, чтобы покушать.

Давайте посмотрим, какое задание они выполняли, о чем они говорили, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

А) Кроссворд «Весна» - читают дети.

Молодцы! Птицы поют о весне, звери говорят о весне.

Скажите, какое настроение появляется у вас в весеннем лесу?

(веселое, радостное, праздничное)

Б) Чтение стихов о весне »В апрельском лесу», «Весенняя песенка».

Слово «Весна».

Назовите первый и последний звук в слове.

Сколько слогов в слове «Весна»?

Дидактическая игра «Добавь слово».

Игра «Живое слово».

(Весной появляются листочки) .

Образуйте родственные слова от слова «весна».

(весенний, веснянка, веснушки)

Образуйте родственные слова от слова «лес».

(лесной, лесовик, лесник)

Цепочка из слов.

Игра «Наоборот».

Птицы зимующие и перелетные.

Как называют птиц, которые остаются у нас зимовать?

А которые улетают на юг? Чем питаются перелетные птицы?

(насекомыми)

Поставьте на верхнюю полочку - зимующих птиц, а на нижнюю - перелетных птиц и расскажите, как нужно заботиться о птицах.

Скороговорка:

С одной сорокой - одна морока,

А сорок сорок - сорок морок.

Подул ветер, закачались деревья:

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Расскажите, как ведут себя птицы, после того, как вернутся в родные места?

А теперь давайте тихонечко прогуляемся по лесу: на поляне растет много цветов, можно сорвать только по одному цветочку, но, чтобы они не завяли, нужно поставить их в вазы, мы будем составлять букеты их цветов разного цвета. В вазе, на которой нарисован ландыш, должны быть цветки такого цвета, в названии которого есть звук «л». В вазе, на которой нарисована ромашка, должны быть цветы такого цвета и оттенков, в названии которых есть звук «р».

Как вы думаете, ребята, кто живет в этом уголке леса? (хозяин леса)

А что вы знаете о жизни медведей в лесу?

Как медведи готовятся к зиме?

Когда у медведиц родятся маленькие медвежата?

Как ведут себя медведи и маленькие медвежата, когда просыпаются и выходят из своей берлоги?

Чем питаются медведи в лесу?

Как учит медведица своих медвежат добывать корм?

А теперь давайте вернемся на лесную полянку, в лесную школу.

Часто к зверятам в гости приходят веселые человечки, они помогают ежику составлять кроссворды, читают им свою любимую книгу. А как она называется, нам помогут угадать картинки «АЗБУКА».

(дети называют первый звук в слове и выкладывают слово.)

Правильно - азбука. Звери очень любят слушать рассказы из книги, но когда начинается дождь, они разбегаются по своим норкам, а Веселым Человечкам прятаться негде, давайте им построим дом.

Как можно его назвать по другому, чтобы в слове был звук «р».

(терем, дворец)

Стены, окна уже готовы, надо только дорисовать части дома, в названии которых есть звук «р».

Какие части дома имеют в своем названии звук «р»?

(крыша, порог, труба, дверь, дверная ручка, крыльцо, чердак, чердачное окно)

Из какого материала будет построен наш дом?

(из дерева, кирпича)

В какой цвет покрасим дом?

(серый, красный, розовый, коричневый, оранжевый)

Какая мебель и другие предметы необходимы для жизни Веселых Человечков могли бы находиться внутри дома?

(сервант, кровать, кресло, телевизор, радиоприемник, картина, торшер)

Какие деревья мы нарисуем около дома?

(рябина, береза. орешник, смородина, крыжовник)

Какие цветы мы посадим возле дома?

(розы, ромашки, астры, настурцию)

А теперь давайте поможем Веселым Человечкам расселиться в доме:

В комнате на первом этаже будут жить Веселые Человечки, чьи имена состоят из 3-х частей, в комнате на 2-м этаже будут жить те, а именах которых 4 слога.

А теперь нам пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с Веселыми Человечками и с весенним лесом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Конспект НОД по познавательному развитию

на тему: «Пробуждение весны»

Выполнила:

воспитатель 1 кв.кат.

Козлова С.В.

г. Арзамас 2016 г.

Цель : формирование представлений детей о весне.

Задачи:

1)Образовательные – способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды; способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач; содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса; обогащать словарный запас.

3) Воспитательные – побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.

Методические приемы : этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент - письмо из леса от Старичка-Лесовичка; мотивация – «Помочь Старичку-Лесовичку разбудить лес, так как наступила весна»; беседа «Признаки весны»; рассказ воспитателя, «Как образуется сосулька»; загадки о весне, сосульке, ручейке; игра с мячом «Опиши весну»; чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»; игра «Что лишнее?», музыкальное сопровождение – А.Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели, щебетание птиц; экспериментальная деятельность «Что происходит с сосулькой в теплых условиях»; физкультминутка «Мишка»; художественное творчество (рисование цветными карандашами) – «Листья на деревьях».

Средства : классическая музыка А. Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, конверт с письмом; металлический поднос; мольберт; альбомный лист (по количеству детей), цветные карандаши (по количеству детей), мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке за весенними признаками.

Рассматривание картин о весне: А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март», «Весна», «Весна. Большая вода», «Весенняя пора. Последний снег»; И.И. Шишкин «Лес весной»; Борис Кустодиев «Весна»; В. Бакшеев «Голубая весна»; К. Юон «Мартовское солнце»; Альфред Сислей «Весна».

Чтение художественной литературы: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», «Ранней весной»; Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А.А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.

Заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф.И Тютчев «Весенние воды», «Весна».

Беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».

Ход образовательной деятельности

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро? (Ответы детей )

Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро? (Ответы детей )

Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир. Прежде чем начать наше путешествие, давайте встанем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие.

Итак, сегодня мы совершим путешествие и отправимся в гости. А к кому вы узнаете, отгадав загадку.

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной).

Правильно, сегодня мы отправимся в гости к весне.

Весна – это переход от зимы к лету. Солнце ярко светит и припекает. Сегодня старичок-лесовичок прислал нам письмо из леса. Сейчас мы посмотрим, что в нём. «Дорогие ребята. Произошла беда. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц, землю».

Ребята, на чем мы отправимся в лес? (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес на ковре-самолете. Полетели (дети садятся на ковер и слушают музыку ).

Звучит отрывок музыкального произведения А.Вивальди «Времена года. Весна» (1 минута) .

Ребята, какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого музыкального произведения? (Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение

Уж тает снег...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...

(Алексей Плещеев)

Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении? (ответы детей )

А какие еще признаки весны вы знаете? (ответы детей )

Ребята, давайте порадуем весну красивыми словами. Поиграем в игру «Опиши весну». Я буду кидать вам мяч, а вы опишите мне, какая же она – весна (ответы детей ).

Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете? (ответы детей )

Сейчас у нас конец марта. Скажите мне, какие изменения в природе произошли к этому периоду (ответы детей )

Вот мы и прилетели в весенний лес.

Как же мы с вами сможем помочь весне? Что нужно, что бы снег начал таять? (разбудим солнышко). Давайте разбудим солнышко, а помогут нам в этом, угадайте кто?

Звучат звуки капели.

Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.

Что это? (сосульки)

Правильно, сосульки

Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.

Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку контейнер с сосулькой. Предлагает потрогать сосульку и сказать, какая она ).

Ребята, потрогайте ее, какая она? (ответы детей)

А теперь посмотрите на сосульку, какая она? (Ответы детей)

Давайте посмотрим, как образуется сосулька.

Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.

Дети с воспитателем делают вывод, что сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.

Что будет происходить, если поднять сосульку над ладошкой? (ответы детей )

Правильно, сосулька начинает капать. Почему? (ответы детей )

Итак, сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях.

Если расположить сосульку над металлическим подносом, то мы услышим звуки капели. (Воспитатель с детьми держат сосульки над металлическим подносом )

Сосульки капает, звенит капель, солнышко проснулось.

Воспитатель читает загадку

Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый…. (ручеек).

Правильно, ручеек. Солнце светит ярче. От весеннего тепла снег растаял, и побежали, зажурчали, проснулись ручейки.

Какие бывают ручьи? Что они делают? (Ответы детей ).

Ребята, а какие звери живут в лесу? Что с ними происходит весной? (ответы детей). Давайте разбудим медведя, выполним физкультминутку.

Физкультминутка «Мишка» (2 раза)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна (потягивания-руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (
наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот )
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (
Дети садятся ).

Ребята, а знаете ли вы, какие первые весенние цветы появляются? (Ответы детей ) Давайте и их разбудим.

Да, конечно. Весной их очень много появляется на проталинках. Цветки мать-и-мачехи, подснежника, гусиные лапки, ландыши. Они радуют глаза людей весной своими цветками.

А теперь поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?». (Воспитатель показывает картинки на слайде (мать-и-мачеха, подснежник, ландыш, кактус)).

Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему? (ответы детей )

Но не всех мы еще разбудили в лесу.

Звучит музыка, слышится щебетание птиц.

– Ребята, вы слышите эти звуки?

– Посмотрите! К нам птицы прилетели! Какие птицы прилетели к нам из теплых стран (ответы детей )

Вроде всех мы разбудили, но чего-то в лесу не хватает. Как вы думаете, чего? (ответы детей)

Правильно, не хватает листьев у деревьев. Давайте нарисуем их.

(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без листьев. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами . По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)

Вот мы и помогли старичку – лесовичку разбудить лес и совершили увлекательное путешествие в мир весны. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в гостях у старичка-лесовичка? Как мы помогли старичку-лесовичку? (ответы детей)

А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

Мы прилетели обратно в наш детский сад.

В каждом человеке прячется весна,

Если ты печальный - значит, спит она.

Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –

Это, значит, в вас весна вылезла наружу!

И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.


Елена Тюрина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Весна идет, весне дорогу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

в старшей группе «Весна идет , весне дорогу »

Цель : Обобщить знания детей о весне .

Задачи :

Образовательные :

Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.

Развивающие :

Развивать связную речь : умение понятно для окружающих выражать свои мысли. Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к родной природе.

Способствовать формированию интереса детей к природе.

Материал : мультимедийное оборудование; мольберт с солнышком, закрытым тучами; коробка с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветная бумага, ножницы; магниты; коробка с картинками птиц.

Ход НОД

I. Вводная часть. Организационный момент. Проблемная ситуация.

В центре комнаты стоит мольберт на котором расположено солнце, закрытое тучами, дети заходят, видят мольберт. Ребята, что случилось с солнышком? Как мы можем ему помочь? Дети решают, что делать, как помочь солнышку.

В : Давайте подуем на тучки (тучки освобождают солнышко, оно с одним лучиком) Солнышко пока к нам добиралось, после долгой зимы все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Поможем солнышку? Обращаю внимание детей на другую коробку, которая стоит в стороне с ленточками желтого и оранжевого цвета, цветной бумагой, ножницами.

II. Основная часть.

Игра : «Солнце какое?» Назовите слова, которые отвечают на вопрос : солнце какое? И на каждое сказанное слово добавим лучик. (ласковое, лучистое, теплое, желтое, круглое и т. д.) /Детям предлагается самостоятельно выбрать материал для лучика и прикрепить его к солнышку/

В : Посмотрите, ребята, наше солнышко повеселело, расправило свои лучики и стало обогревать землю. Хотите поиграть с ним? (слайд 2)

Гимнастика для глаз :

Лучик вверх, лучик вниз,

Лучик детям улыбнись,

Вправо, влево посмотри,

Вокруг солнца обойди.

В : Вы рады солнышку, а кто еще радуется, когда светит солнце? Как вы думаете? (просыпается природа, животные)

В :- Ребята, представьте себе, что мы с вами в лесу! (слайд 3)

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

В какой лес мы с вами пришли?

(Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный).

В : - Какое время года изображено на картинках? (весна ) (слайд 4)

В : - Почему вы так решили? На этой картине в лесу лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето? Какие приметы весны изображены на картинках? (слайд 5)

Дети доказывают, что на картинах изображена весна , называют весенние признаки. (Тает снег, солнце светит ярче, с крыш свисают сосульки, прилетают птицы, текут ручьи, распускаются первые цветы).

В : А кто знает весенние месяцы. (март, апрель, май) (слайд 6)

В : Прислушайтесь, пожалуйста, слышите? Что это за звуки, послушайте? (звучит запись пения птиц)

В : А почему они щебечут и поют? (Весна пришла , птицы прилетели)

В : Каких вы знаете птиц? (перелетные и зимующие) (слайд 7,8) Что же здесь произошло, почему так шумно? (птичьи голоса) Здесь все птички перепутались. Ребята, что же делать? … (дети играют, делят птиц на перелетных и зимующих)

В : Ребята, а что еще происходит весной . Мы с вами сказали : просыпается природа, прилетели птицы, весело щебечут. А кто еще просыпается в лесу, после зимней спячки. (ответы детей) (слайд 9)

В : Конечно, просыпаются звери, а когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку. Хотите узнать, какую зарядку делает медведь? (слайд 10)

Физкультминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна : Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна .

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращения головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет .

Ищет мишка корешки Наклоны : правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся в кружок)

В : Ребята, я знаю интересную игру. Хотите, я научу вас в неё играть?

«Назови ласково» (с существительными данной темы перекидывая друг другу мяч)

снег – снежок, вода – водичка

ручей – ручеек, солнце – солнышко

цветок – цветочек, листок – листочек

птица - птичка

Дидактическая игра «Продолжи мысль»

Предлагаю логически завершить начатые предложения о весне . (Предлагаю детям составить предложение)

Прошла суровая зима, и к нам пришла (весна ) .

Весна - это пора , когда все… (оживает, пробуждается, радуется, растет)

Небо весной (голубое, высокое, чистое, ясное)

С неба нам приветливо сияет (солнышко)

Солнце согревает землю своими… (лучиками)

Всюду бегут звонкие … (ручьи) .

Тает… (Снег)

Скоро вернутся из теплых краёв перелётные … (птицы)

Всюду зеленеет весенняя…. (трава)

Расцветают первые весенние… (цветы)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

В : Ребята! Мне было очень приятно общаться с вами. А вам что запомнилось? Что вы сможете рассказать о сегодняшнем дне дома? А кого я могу похвалить? За что? А кому было трудно? А в какую игру вы можете поиграть дома с родными? А может быть, сделаете с родителями зарядку для мишки?

Ребята, а кто помнит, с чего началось наше занятие? (помогли солнышку) . В народе часто звали солнце, чтобы оно стало согревать землю, и зима отступила. А вы знаете, как его можно позвать? Давайте, мы с вами покличем солнце, чтобы зима уж совсем отступила и было тепло. (слайд 11) Где ты, Солнышко? Проснись! Где ты, Солнышко? Вернись! Освети нас, обогрей! Приходи же к нам скорей! Сыпать снег зима устала, Кап-кап-кап! Весна настала .

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Весна идет - весне дорогу» Тема:. «Весна идет – весне дорогу» Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическая».

Вид занятия: развитие речи. Тема: «Весна идёт, весне дорогу!» Программное содержание: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять.

Задачи. 1. Закрепить и уточнить знания детей о весне, ее характерных признаках; закрепить знания о жанре изобразительного искусства: пейзаж.

Конспект познавательно-речевому развитию «Весна идет, весне дорогу» (подготовительная группа) Образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме "Весна идет, весне дорогу" Задачи: 1.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Весна идет! Весне дорогу!» Слайд 2 Цель: научить устанавливать связи между сезонными явлениями и явлениями, происходящими в живой и неживой природе; научить видеть.

Соколова Наталья Анатольевна

Воспитатель, МДОУ детский сад № 5 "Золушка", Серпухов

Соколова Н.А. Конспект НОД в старшей группе "К нам весна шагает" // Совушка. 2018. N2(12)..07.2019).

Заказ № 92642

Конспект НОД по образовательной области познавательное развитие
Возрастная группа старший дошкольный возраст
Тема «К нам весна шагает»

Программные задачи:

Обучающие - расширять знания детей о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы и т.д); расширять представления детей о многообразии окружающего мира; формировать умения ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу)

Развивающие - развивать лексико-грамматический строй речи - подбор глаголов - действий к заданному слову по теме «Весна»

Воспитывающие - воспитывать отзывчивость, любовь и уважение к природе.

Способы организации детей стоя, сидя

Оборудование:

Демонстрационный материал: телевизор, ноутбук, фотографии, письмо от «сороки», магнитофон, солнце из картона, образец с нарисованным скворечником

Раздаточный материал: простой карандаш на каждого ребенка, листы с заданием, подносы со счетными палочками, прищепки по 3 штуки на ребенка

Словарная работа проталины, первоцветы, скворечник

Предварительная работа рассматривание иллюстраций, беседы на темы: «Времена года», «Птицы», «признаки весны», д/и: «Когда это бывает?», «Зимующая или перелетная?», «Назови птицу», «Чей детеныш?»

наблюдения в природе, чтение художественной литературы: Г. Скребицкий «Четыре художника», «Еж», И. Соколов-Микитов «У старой сосны», «Медвежья семья», Д. Зуев «Лесной тропой»; загадки о природе.

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, я видела, как к окну прилетела сорока, постучала в окно, радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Посмотрите - ка что это?

(дети обнаруживают конверт, воспитатель читает письмо)

Собирайтесь поскорей,

В необычный поход,

Ждут вас тайны лесные,

Вдаль тропинка зовет.

Вы, хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами.

Тогда становитесь друг за другом.

Речь с движением: «По тропинке в лес пойдем…»

По тропинке в лес пойдем, (Дети шагают)

Лужу мимо обойдем, (Обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек, (Перепрыгивают через «ручеек»)

И присядем на пенек (Дети приседают)

Мы налево поглядим, (Смотрят налево)

И на направо поглядим, (Смотрят направо)

К солнцу руки поднимаем (Поднимают руки вверх)

Чистый воздух мы вдыхаем (Дышим носом)

Ах, какая красота! !! (Удивляются, разводят руки в сторону)

С вами мы в лесу, друзья!!!

слайд 1. Вот мы с вами и попали на лесную опушку. (Дети садятся на пеньки - стулья)

Воспитатель:

Какое сейчас время года? (Весна)

В лесу лежит снег - слайд 2. Я думаю это зима. А здесь я вижу цветы - слайд 3. Может быть это лето? Докажите мне, что сейчас весна. Назовите весенние признаки.

(Дети доказывают, что на картинках изображена весна, называют весенние признаки, воспитатель открывает нужную картинку)

Теперь я вижу на всех картинках улыбку весны. А что весне дарит улыбку? (Солнце). Слайд 4.

Давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, добавим ему лучиков.

Мини - пауза «Весеннее настроение»

(Дети добавляют лучи - прищепки к заготовке из картона. Сначала - девочки, затем мальчики, каждый ребенок по 3 штуки)

Слышите, как поют птицы в весеннем лесу? Послушайте загадку:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица грач. Слайд 4

Почему так в народе говорят: «Грач весну открывает?»

Какие птицы еще возвращаются из теплых стран? (ласточка, скворец, гуси, журавли)

Отгадайте загадку:

На шесте - дворец,

Во дворе - певец,

А зовут его - … (Скворец). Слайд 5

Как называется домик у скворца? Кто строит скворечник?

Давайте и мы построим уютные домики для скворцов.

Дидактическое упражнение «Скворечник»

(Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе по образцу).

Молодцы, дети! А сейчас мы с вами выйдем на солнечную полянку. Раз она солнечная, то и снег на ней как тает? (Быстро.) Значит, на земле появляются проталины, а на проталинах какого весеннего гостя вы видите? (Подснежник)

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник»)

К нам Весна лишь заглянула (протягивают руки вперед)

В снег ладошку окунула (руки внизу, вдоль туловища)

И расцвел там нежный, (руки соединяют в бутон на уровне глаз)

Маленький подснежник (медленно раздвигают пальцы «цветок раскрылся»

(дети садятся на «пеньки»)

Воспитатель: Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке…(тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы…(появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

Воспитатель: Молодцы, ребята. У нас получилась красивая весенняя картина, которую мы с вами сейчас нарисуем. Но для этого нам надо вернуться в детский сад. Становитесь все за мной.

По тропинке мы пойдем, мы пойдем, мы пойдем.

Снова в садик попадем, попадем, попадем.

Дидактическое упражнение «Художники»

(Дети под диктовку выполняют задания на листке бумаги)

Воспитатель: Ребята, чем вам запомнилась наша прогулка? Что вам понравилось?