Внеклассное мероприятие «Дерево держится корнями, а человек семьей. Моя родословная

Общешкольное мероприятие посвящено изучению родословной, что требует большой подготовительной работы: изучения истории своего рода, составления "Древа жизни", написания сочинений о своих бабушках и дедушках. Такая работа воспитывет в детях любовь и уважение к своему роду, семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Галиуллина Гузэль Кабировна , учитель русского языка и литературы высшей категории МОБУ СОШ с. Ермекеево Ермекеевского района Республики Башкортостан

Общешкольное мероприятие «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

1 вед .

Кем был твой прадед. Кем твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало бы дружный смех?

И как они женились?

Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошел

В башкирском том полку?

И, если все узнаешь ты,

Изучишь древний род,-

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь свой народ.

2 вед.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о шежере. Что же это такое? Что вы узнали об этом на уроках культуры Башкортостана, родного языка?

(Ответы учащихся.)

Итак, шежере означает «родословная». А каково его происхождение?

3 вед.

С древнейших времен у многих народов сложился обычай изустной передачи, а позже письменной фиксации родов и племен. На этой основе возникли европейские хроники, скандинавские саги, славянские летописи, а также памятники тюркских и других восточных народов в виде шежере – родословных.

Башкирские шежере – своеобразные письменные памятники, относящиеся к 15-18 векам и к более ранним периодам. В эти записи башкиры вносили имена предводителей своих родов, включали сведения об исторических событиях, имевших место при том или ином родоплеменном вожде, о жизни и быте народа.

4 вед.

Шежере - это первый рукописный памятник, созданный самим народом о своей истории. Если иметь в виду, что письменные памятники каждого народа создавались на фольклорной основе, то можно предположить, что шежере появились в виде легенд и преданий о пророках и отдельных личностях, известных истории. Говоря иначе, шежере - это устно - поэтическое творчество, бытующее в письменной форме. В первое время шежере, видимо, как и все традиционные формы башкирского фольклора, из поколения в поколение передавалось в устной форме.

5 вед.

Патриархально-родовые отношения предписывали знание и почитание своих предков. По традиции каждый башкир должен был знать свою родословную, по крайней мере, до седьмого колена. Сведения о наиболее авторитетных старейшинах и значительных событиях в жизни рода хранились в памяти людей, эта незаписанная история передавалась из поколения в поколение изустно. Позднее, с распространением среди башкир письменной культуры, шежере получили свое письменное оформление.

6 вед.

Шежере, как и тамга (родовой знак), птица и дерево, считалось необходимым атрибутом, т.е. необходимым, постоянным признаком рода (племени). Своим шежере башкиры очень дорожили. Оно хранилось, как правило, у самых уважаемых старожилов аула, его потеря считалась большим позором, о местах его хранения знали лишь несколько человек.

Во времена Золотой Орды и позднее борьба башкир за сохранение патриархально- родовых отношений и своей самостоятельности превратила шежере в полуофициальный документ.

После присоединения башкирских племен к Русскому государству и получения ими грамот от Ивана Грозного на земельное владение шежере приобретали часто характер юридического документа.

7 вед.

Есть разные типы шежере. Одни дают лишь перечень имен. Другие перемежаются упоминанием важных событий, на фоне которых изображается история рода. Этот тип шежере является наиболее ценным историко-литературным памятником. Лучшие образцы этого жанра представляют собой неповторимое, национально-самобытное явление письменной литературы.

Башкирские шежере носят энциклопедический характер: они содержат различные сведения по истории и быту народа и отдельных родов, описание обычаев и нравов, юридических и морально-этических норм, образцы народного творчества.

Шежере – по-арабски – дерево – произведение, дополняемое и расширяющееся. Подобно дереву, оно отпускает все новые и новые ростки и ветви. За несколько поколений шежере дополняются, однако начальные части сохраняются в первозданном виде. Внесение изменений в то, что написано предками и аксакалами, считалось недопустимым.

8 вед .

С 16 века в значительных по объему шежере чаще появляется подробное описание исторических событий. Фиксация увиденного или услышанного не превращает шежере в сухой летописный материал. По своему характеру они тяготеют скорее к исторической повести, в них налицо оценка деяний рода, отношений к истории народа в целом. Вместо пересказа событий составитель шежере облекает их в красочную литературно-художественную форму, при недостатке материала прибегает к домыслу и фантазии. Таким образом, во многих шежере документальность сочетается с художественностью, факт с вымыслом. Таковы, например, объёмистые шежере родов Юрматы, Мин, Бурзян, Кипчак, Табын, являющиеся в какой-то мере художественным отражением истории башкир, образца их жизни, межродовых отношений.

Этот тип шежере демонстрирует переплетение стилей исторического сочинения и художественного повествования.

9 вед.

Отдельные шежере охватывают довольно большой исторический период. Например, шежере рода Айле содержит трактовку событий, начиная с древнейших времен до 18 века, включая период господства Золотой Орды. В кипчакских шежере эпоха кипчакских объединений и последующие события 14 - 16 веков отражены в тесной связи с историей башкир. Стремление осветить историю башкир в единстве с историей родственных народов, показать их мирные отношения с соседями и совместную борьбу за свободу придают шежере патриотическое и интернациональное звучание.

10 вед.

В древности, когда шежере передавалось из уст в уста, целям быстрого запоминания и длительного сохранения его в памяти наиболее соответствовала форма исполнения в виде кубаира. В дальнейшем в связи с письменным оформлением и превращением в полуофициальный

документ, за шежере закрепляется исключительно прозаическая форма.

Башкирские шежере - это уникальный памятник духовной культуры народа. Учитывая это, правительство РБ 10 мая 2006 года приняло постановление, по которому рекомендовано ежегодное проведение народного праздника "Шежере байрамы".

11 вед.

В наше время возрождается интерес к родословной, большинство людей стремятся хорошо знать историю своего народа, помнить имена своих предков до шести-семи поколений.

Каждый из нас получил задание составить дома шежере с помощью родителей. Что у нас получилось, мы видим по рисункам. Давайте послушаем некоторых ребят.

О своей родословной рассказывает…

12 вед.

Как вы видите, ребята, шежере можно представить в нескольких формах. Некоторые из нас сделали в форме таблицы (демонстрация шежере...

), некоторые в виде лучиков (…), а большинство - в виде дерева.

Каждый из вас – вершина своего дерева, его молоденькая веточка. А ваши родители, бабушки и дедушки – это могучие стволы и корни вашего семейного дерева.

Из старинных шежере можно узнать самые разнообразные и интересные исторические сведения о своих предках.

Давайте послушаем, что вам еще удалось узнать о своих предках?

(Чтение сочинения Гибазетдиновой Алсу, Хуршудян Лилит.)

13 вед.

Итак, шежере - это родословная рода. Чтобы написать родословную, мы должны знать о своей семье. А семья не может существовать отдельно от общества, страны. Семья – это часть общества. Общество, страна как большая семья. В нашей стране проживают люди разных национальностей. И каждый народ старается сохранить любовь к родному краю, к родной литературе, к родной речи.

А это начинается с самого малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Поэтому каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы получше изучить свою родословную, гордиться своими предками.

14 вед.

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ - родительский дом.

15 вед.

Здравствуй, семья! Какое красивое слово! Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя нарекли именем. А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий! Например, слово «семья» можно разделить на два слова - «семь» и «я». И тогда оно как будто говорит нам: «Семья - это семеро таких же, как я». И правда, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядсм, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и занятия. А когда же родилась ее величество семья? Оказывается, давно. Когда-то о ней не слыхала земля, но..

16 ведущий, ученик и ученица читают по ролям стихотворение.

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила; «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет? Постирает белье?

Меня приголубит? Украсит жилье?»

«Я, я - снова вторила Ева, - я, я...»

С этой поры и родилась семья!

17 вед .

Поздравляю тебя, семья! У тебя давние и глубокие корни. У тебя высокая крона, устремленная в будущее.

18 вед.

Почитать родителей - значит: в детстве - их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Если заповедь эта исполняется, то можно сказать, что семя было посеяно не напрасно. Нежные цветы дали добрые плоды! Бывает, что по одному человеку о всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье.

Стихотворный монтаж в исполнении учеников.

1 ученик

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты внук,

За то, что ты сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож...

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

2 ученик

Там, где дружная семья,

От счастья кружится голова!

Там, где дружная семья,

Лица светятся улыбкой,

Словно звездочки горят!

Там, где дружная семья,

Спорятся отлично все дела!

Там, где дружная семья,

Удач тропинка пролегла!

3 ученик

Волшебный символ жизни - семья,

В нем капелька Отчизны, в нем - я,

В нем мама, папа, братик, сестра,

В нем маленький квадратик двора.

В нем - солнце, и березка, и дом,

В нем все тепло смеется кругом.

Семь нот волшебных песни, семь фраз.

Чтоб солнца свет чудесный не гас,

Смеялись громко дети земли,

Продолжить род священный могли.

4 ученик

И в этот праздник счастья всех нас

Мы поздравляем прямо сейчас,

Пусть крелкой будет наша семья –

Иначе жить на свете нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.

Она заслон надежный и причал.

Она дает призванье и рожденье.

Семья для всех - основа всех начал. Звучит песня «Родительский дом»

Заключительная часть.

1 ученик

И у учителей, и у наших родителей, ребята, главная забота, чтоб мы выросли хорошими людьми. И для этого они прикладывают все силы. Любовью и терпением наших родителей достигается семейное согласие, непрестанным трудом - достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить!»

2 ученик .

Да, семья – это дом. Это свято. Семья – это мама и папа, бабушки и дедушки, дети. Это любовь и забота. Труд и радость, несчастье и печали, привычки и традиции.

3 ученик .

Род- это одна большая семья. У каждого рода есть свое начало.

Откуда род берет свое начало?

Коль хочешь, чтоб фамилия звучала,

С любовью посмотри в родные лица

Узнай побольше, будет чем гордится.

4 ученик.

Помни землю свою и предков.

Чтоб не оказаться в ряду безродных.

5 ученик

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить о семье, о своих предках. Для этого мы написали сочинения, разучили песни, полдготовили выставку фотографий. Надеемся, после этого праздника вы больше заинтересуетесь своими корнями, больше будете уважать и почитать своих предков, ведь они- наши корни. А теперь приглашаем вас спеть с нами песню «Как здорово,что все мы здесь сегодня собрались».


Это мероприятие можно посвятить празднику День России.

Сценарий в начальной школе «Моя родословная»

(Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).)

Учитель. Какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится? Что объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?

(Ответы детей.)

В песне говорится не только о большой Родине, но и о малой - о том месте, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. Родина начинается с отчего дома.

(Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». У этих слов один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать однокоренные слова к слову «Отечество».)

Как мы знаем, в древних летописях авторы описывали происходившие в то время события. Причем не только крупные и относящиеся к государству в целом, но и события из жизни русских князей. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и др. Однако свою историю имеют не только княжеские семьи, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включает в себя общих предков семьи и их современных потомков. Каждый человек имеет фамилию, имя, отчество. А как на Руси возникали имена и фамилии?

(Ученики предполагают, как образованы имена и фамилии: от прозвищ, названий зверей, места рождения, названий рек, профессий, занятий.)

Фамилия переходит от старших к младшим. У каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

(Составление схемы родословной.)

Мы составили общую схему родословной любой семьи. Дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея эту схему, выполните несколько заданий.

1. Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

2. Отметьте на схеме звездочкой тех родственников, фотографии которых хранятся у вас дома.

3. Напишите, с кем лично вы знакомы из этих людей.

(Дети выполняют задание.)

Родина и родословная тесно связаны между собой. В начале занятия мы говорили, что есть большая и малая Родина. Вспомните, что это значит?

(Высказывания детей.)

Малая родина - это место, где мы родились и выросли. Это могут быть и маленькое село с речкой, и многолюдный город. И в это понятие входят люди - те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, свой животный и растительный мир, города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. Как называется наша с вами малая родина? Откуда произошло это название?

(Ответы детей.)

Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название - Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

(Звучит песня «Россия - родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).)

О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». А вы какие знаете пословицы и поговорки?

(Ответы детей.)

Давайте посмотрим на карту современной России.

(Учащиеся с учителем делают вывод о том, что Россия - очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учителем дети показывают границу России и называют государства, с которыми она граничит, моря, которые ее омывают.)

А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Добавление к личному имени, переходящее к нам от родителей. (Фамилия.)

2. Перечень поколений семьи, ее история. (Родословная.)

3. В Древней Руси: регулярная запись событий, происходивших в стране. (Летопись.)

4. Наука, изучающая прошлое с помощью предметов и документов, найденных при раскопках. (Археология.)

5. Место рождения, Отечество. (Родина.)

6. Наша страна. (Россия.)

7. Личное название человека, данное ему при рождении. (Имя.)

Молодцы! Как видим, в выделенных клетках получилось слово «история», это слово имеет отношение ко всему, о чем шла речь в кроссворде. А теперь игровое задание. Мы говорили с вами о фамилиях, о том, как они образуются. А теперь я пущу по рядам чистые листы. Каждый ученик должен вписать фамилию, которая образована от названия профессии. Повторяться нельзя. Какой ряд быстрее закончит, тот и выиграл. Начали! (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

(Дети выполняют задание.)

А теперь перейдем от фамилий к именам. Кто больше напишет имен на букву «а»? (Андрей, Артур, Антон, Анастасия, Анна и др.)

(Итог мероприятия: подготовка детьми своих родословных с выставкой в классе.)

Древо жизни

(сценарий семейного праздника)

Цели:


  1. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива.

  2. Сформировать у учащихся элементарные представления о родословной семьи, познакомить со значением слов «родословная», «род», «поколение», «фамилия», рассмотреть происхождение имён и фамилий.

  3. Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Оформление: раскидистое дерево с листочками, семейные проекты «Моя семья», Гербы семей, шары, рисунки «Мой дом! Моя семья!»

Плакаты:


  • «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»

  • «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому.»
Музыкальное оформление: песни «Родительский дом», «Изгиб гитары жёлтой…», «Мы желаем счастья вам!»

Предварительная подготовка:

1.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.

2.0формление фотовыставки« Загляни в семейный альбом».

3.Сочинения учащихся «Моя семья», «Династии», «Наши имена»,

« Семейные традиции», родителей «Мой ребенок».

4. Поиск старинных документов и вещей для конкурса

«Семейная реликвия»

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуй, ребята, уважаемые гости Сегодня мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными традициями русского народа.

Ведущий : В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

Основа основ - родительский дом.

Исполнение песни «Родительский дом»- дети вместе с родителями.

С чего начинается любая семья?

Ведущий: Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

Так что же такое «семья»? (Ребята стараются сами ответить)

Ведущий: А когда родилась ее величество семья?

(Сценка Разговор Адама и Евы).

Еве сказал перед свадьбой Адам:

«Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?»

И Ева тихо ответила: «Я!»

«Кто их воспитает, царица моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто пищу сготовит, о радость моя?»

И Ева снова ответила: «Я!»

«Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приголубит?

Украсит жилье?

«Я, я – снова вторила Ева, - Я, я... »

С этой поры родилась семья.

Ведущий: Сколько же их этих родственников, давайте считать.

А. Кардашова

«1,2,3,4»

Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

И Миха, папин сын.

Еще красавица живет

С родными неразлучно.

Один из них ее зовет

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовет ее другой,

А третий - милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина самый младший.

Ведущий: А кто живет в вашей семье?

Им мы посвящаем эти стихи:

1.Любимые наши,

Бабушки и дедушки, мамы и папы!

Желаем мы вам дорогие здоровья,

Чтобы не было причины грустить.

И в полном здравии, конечно,

До свадьбы правнуков дожить.

2. Я с бабушкой своею

Дружу давным давно.

Она во всех затеях

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.


    Стала бабушка старой,
От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее,

Отдохнет она наконец.

Скажет бабушка: «Ай да внучек мой!

Ай да летчик мой! Молодец!»


    За все, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Мы благодарны нашим дорогим дедам.


  1. От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

6.За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

Мы крепко и нежно любим ее.

7.Наши папочки не хуже

Могут кашу, щи варить.

И для дома все, что нужно,

Могут быстро смастерить.

8.Папа может, папа может

Все что угодно.

Плавать брассом, спорить басом,

Дрова рубить.

Папа может, папа может

Быть кем угодно,

Только мамой, только мамой

Не может быть.

9.Наши папы - мастера,

Машинисты, доктора...

Одним словом - удальцы!

Наши папы- молодцы!

10.В праздник наш такой желанный

Что же вам еще сказать?

Разрешите всем сейчас нам

Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!

Не сердитесь никогда!

Вот такими молодыми

Оставайтесь навсегда!

Ведущий: Сколько хороших слов было сказано в адрес членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

Сценка «Бабушки и внуки».

Две старушки.

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том... »

l-я: Так, хорошо.

2-я: «оо И днем и ночью пес ученый... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том и днем и ночью кот ученый... »

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я: Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

2-я: Ее уже назвали.

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки...

Ведущий: Ребята, а в ваших семьях ваши бабушки помогают вам с уроками?

(ответы учащихся)

Ведущий: Семья это сложный организм, недаром же она называется « семь я». Ведь в семье каждый из нас имеет множество воплощений. Кем может быть в семье женщина?

Ответы детей.

Кем может быть в семье мужчина?

Ответы детей

Правильно

А в ваших семьях кто вы? - Ответы детей

Ведущий: Вот, сколько важных ролей мы выполняем. В каждом из нас можно найти одновременно характерные черты всех наших предков: нос мамин, подбородок бабушкин, характер папин и т. п.

При подготовке к данному уроку вы писали мини-сочинение о своей семье. Я предлагаю вам послушать самые лучшие сочинения.

(учитель зачитывает 2 сочинения учащихся и 2 сочинения родителей)

Исполнение песни «Изгиб гитары жёлтой…»

Ведущий: В языке русского народа жили и живут слова, обозначающие степень родства. А каких родственников вы знаете?

Конкурс «Кто это?» Конкурс ребусов.

Конкурс пословиц «Все дороги ведут к дому».

Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?

Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои корни?»

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово?

(ответы учащихся)

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не

5000 исторических имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. А самое роскошное дерево получилось у Филимонова Алексея, нам хотелось бы услышать о том, как ты работал?

Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

Ведущий: А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи - это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог вам. Вот и мы оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии - это еще одна традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.

На столе оформлена выставка « Семейные реликвии».

(Из коробки достаются различные семейные реликвии, о которых дети и родители рассказывают).

Ведущий: И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

Как вы его представляете?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть в гербе?

(возможные ответы учащихся)

Родители и дети представляют и защищают свои семейные гербы.

Ведущий: И так, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?

Правильно, семья!


  1. Это близкие и родные люди.

  2. Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

  3. Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

  4. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
В заключении нашего мероприятия, мы хотели бы вам раздать памятки, в которых говорится какими вы должны быть в своей семье (памятка в виде сердца появляется на слайде и учитель раздаёт такую же памятку детям и родителям).

Ведущий: В заключении нашего мероприятия, я предлагаю всем вместе исполнить песню: « Мы желаем счастья вам».

Приложение

КОНКУРС «КТО ЭТО?»

1.Брат жены - шурин.

2.Брат мужа - деверь.

3.Сестра мужа - золовка.

4. Мать жены - теща.

5.0тец жены - тесть.

6.Мать мужа - свекровь.

7.7. Отец мужа - свекор.

8.Дочь брата или сестры - племянница.

9. Брат отца или матери - дядя.

10.Родители мужа и жены - сваты.

КОНКУРС «ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ... »

1.ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ - НЕДАЛЕКО ПАДАЕТ.

2.СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА.

3. ТВОЙ ДОМ - ТВОЯ ВОЛЯ.

4.В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

5.ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

6. МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

7.СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

8. ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

9. НА ЧТО И КЛАД, - КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД.

МБОУ Лицей № 4

Семейный праздник-игра «Моя родословная»

Учитель:

Бараненко Н. П.

г-к. Кисловодск

«Неуважение к предкам – первый признак безнравственности».

А. С. Пушкин

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастная – несчастна по-своему».

Л. Н. Толстой

ЦЕЛЬ ПРАЗДНИКА-ИГРЫ: пробудить у детей интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям; расширить представления о связи времён; углубить представления об именах и фамилиях, их происхождении и значении; воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины.

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАЛА: на центральной стене эмблема праздника – «Родословное древо», рядом – плакат с девизом праздника: «Мы умеем предками гордиться!» На стенах – родословные, составленные и оформленные каждой семьёй. Оформлена выставка семейных реликвий. У каждого участника праздника – эмблемы.

ХОД ПРАЗДНИКА-ИГРЫ

ВЕДУЩИЙ. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Я приветствую всех участников нашего семейного праздника «Моя родословная». Он проходит под девизом…

ДЕТИ (хором). «Мы умеем предками гордиться!»

ВЕДУЩИЙ. В нашей школе немало замечательных традиций. Сегодня рождается новая – впервые в празднике участвуют семейные команды! Все конкурсы будет оценивать уважаемое жюри. Пусть его решения будут добрыми и справедливыми. Символом игры является аист. Пусть он принесёт всем счастье и удачу.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

УЧЕНИК. В семейном кругу мы с вами растём,

Основа основ родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основ основ – родительский дом.

ВЕДУЩИЙ. Дом, семья… Слова эти понятны и дороги всем, как слова «хлеб» и «вода». Они с первых минут жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка. Это любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции. Я хочу рассказать вам одну легенду. В давние времена в одной стране жила семья, состоящая из 100 человек, и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя этой страны, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь и не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и что-то написал на ней. Правитель посмотрел и удивился. На листе сто раз было начертано одно и то же слово – «понимание»! До сих пор в старых деревенских домах висят фотографии всех членов семьи – близких и дальних родственников. А в центре – на видном месте – обязательно увеличенные портреты отца и матери. Такие святые слова, как «родители» и «Родина» не зря имеют один корень. Они помогают нам полюбить и понять родной язык, родную природу, традиции своего народа. Сегодня мы и поговорим о семейных традициях и праздниках.

1-й УЧЕНИК. Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив – папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й УЧЕНИК. Все хотят соревноваться,

Пошутить и посмеяться.

Знания и мудрость показать

И сноровку доказать.

3-й УЧЕНИК. Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

4-й УЧЕНИК. Вместе с нами здесь учительница –

Наша классная руководительница.

5-й УЧЕНИК. Обо всех заботится,

Немного беспокоится,

Всегда подскажет и поможет,

А если нужно – и пристрожит.

Своим классов довольна

Наша Нина Петровна.

6-й УЧЕНИК. И ещё на праздник в зале

Мы гостей к себе позвали.

Убедитесь, что у нас

Самый дружный в школе класс!

1-й УЧЕНИК. Жизнь человека – только миг

В безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

2-й УЧЕНИК. Всё это так, да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки –

Такие случаи нередки.

3-й УЧЕНИК. Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

4-й УЧЕНИК. Одной мы связаны судьбой,

Одной семьёй, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

5-й УЧЕНИК. И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольётся,

И никогда не оборвётся

Веков связующая нить.

ВЕДУЩИЙ. Конкурс 1-й: «Тайна имени». Родился ребёнок, и родители сразу дают ему имя.

1-й УЧЕНИК. Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет. И в именах есть тайна,

И таинство есть имянареченье.

2-й УЧЕНИК. И вот мы с вами силами своими

Осознаём в начале века:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека.

ВЕДУЩИЙ. Знаете ли вы о происхождении вашего имени? Что оно означает? Внимание! Вас приветствуют команды.

1-я КОМАНДА (хором). «Родня».

2-я КОМАНДА (хором). «Родичи».

Конкурс проводится в форме блица: представители обеих команд по очереди рассказывают о своём имени.

ВЕДУЩИЙ. У наших детей прекрасные, благозвучные имена. А вот какую историю описал в своём стихотворении поэт Юрий Благов.

3-й УЧЕНИК. Дед, стараясь для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имён, звучащих звонко:

Тавий… Муций, Свен, Орест.

4-й УЧЕНИК. Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

Назовём посовременней –

Гелий… Атом… Космодром…

5-й УЧЕНИК. Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон

С целым импортным набором:

Эдвин… Мельвин… Сельвин… Джон…

6-й УЧЕНИК. Бабка с нехристями знаться

Не желает и сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой… Сысой… Кузьма… Фома…

7-й УЧЕНИК. Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

ВЕДУЩИЙ. Как вы думаете, почему спорщикам удалось договориться? (Ответы детей).

Исполняются песни «Песня о папе» и «Мамины глаза».

Вопросы родителям. Статистика. Конкурс для пап и мам (см. приложение). Дети переодеваются для сценки.

ВЕДУЩИЙ. Начинаем 2-й конкурс – «А вы откуда родом?» Итак, имя вам дали родители. Отчество вы получили от отца. А откуда появилась ваша фамилия? К вашему отцу она перешла от деда, к деду – от прадеда. Но кого же первого в роду так называли и почему? Ведь всего 200 лет назад фамилий совсем не было.

1-й УЧЕНИК. В фамилиях различных лиц,

Порою нам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых…

2-й УЧЕНИК. Лисичкин, Раков, Индюков,

Селёдкин, Мышкин, Тёлкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепёлкин.

ВЕДУЩИЙ. Сейчас вы увидите сценку, из которой станет ясно, откуда появилась фамилия Иванов.

Сценка «У плетня» (см. приложение).

1-й УЧЕНИК. «Молодая бабушка» – люди говорят,

Я за нашу бабушку очень рад,

Я, ребята, бабушке, не грублю,

Потому что бабушку я люблю.

2-й УЧЕНИК. Будем нашим бабушкам

Помогать с тобой.

Улыбайся, бабушка,

Всегда будь молодой!

Песня «О бабушке».

ВЕДУЩИЙ. Вы попытались составить свои родословные. Конечно, в них не 5000 исторических имён, но и вы вправе гордиться своими предками. Объявляется 3-й конкурс – «Моя родословная». Сейчас мы отправимся в прошлое. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите в этом зале прекрасно составленные родословные. Я уверена, что каждый из вас мог бы защитить свою родословную, но команды поручили сделать это тем, у кого самые «глубокие» и содержательные родословные (по 2 человека от каждой команды).

3-й УЧЕНИК. Если спорят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи?»

Рассказать ведь им придётся

Лучше чётко, от души.

4-й УЧЕНИК. И не мямлить, и не мяться,

Мол, не помню, хоть убей!

Вот поэтому занялся

Родословною своей!

5-й УЧЕНИК. Ведь не дань капризной моде –

Предков знать за 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

6-й УЧЕНИК. Жаль того нам, кто не помнит

Жизни предка своего.

Мы свои копали корни –

Накопали кой-чего.

Песня «Золотая свадьба».

ВЕДУЩИЙ. Объявляю следующий, четвёртый конкурс – «Герб и девиз нашей семьи. Прошу участников команд произнести девизы и показать гербы своих семей, а также описать их (по 2 человека от команд).

ВЕДУЩИЙ. А теперь начинается 5-й конкурс – «Добрая пословица ко времени молвится». Сейчас в течение трёх минут (по секундомеру) игроки обеих команд поочерёдно будут называть известные им пословицы.

Танцевально-ритмическая пауза. Все участники исполняют танец «Маленьких утят» или «Летка-Енька».

ВЕДУЩИЙ. В каждой семье есть свои предания, интересные истории из жизни предков. Участники нашего праздника – не исключение. Предлагаю принять активное участие в 6-м конкурсе, который так и называется – «Семейные предания и истории».

Физминутка.

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а теперь я хотела бы обратить ваше внимание на фотовыставку, которая называется «Загляните в семейный альбом». Как вы думаете, почему она организована здесь? С какой связана традицией? (Ответы детей). Правильно, в каждой семье есть фотографии, которые надолго сохраняют память о дорогих и близких людях, о знаменательных и повседневных событиях семейной жизни. Традиция хранить старые фотографии очень важна. Недаром во время войны или других тяжёлых жизненных ситуаций, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи, в том числе и фотографии друзей и близких, самых дорогих для них людей. «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом» – поётся в одной из песен. Вот почему здесь, на нашей выставке представлены фотографии из ваших семейных альбомов.

Предлагаю провести 7-й конкурс – «Самая интересная семейная фотография».

Пока жюри подводит итоги конкурса, звучит фонограмма песни «Семейный альбом».

ВЕДУЩИЙ. Ребята, а как вы думаете, что делает дом, не похожим на другие дома. Что вас постоянно окружает в вашем доме, в квартире. (Ответы детей.) Правильно. Человек в течение своей жизни всё время пользуется какими-нибудь вещами, которые становятся дороги ему, так как связаны с определёнными событиями. И вот уже человека нет, а его вещь остаётся. Мы продолжаем её хранить. У каждого в доме – в гараже, в чуланчике, на чердаке, на даче – хранится много старинных вещей. Вам было дано задание провести разведку и поиск старинных предметов, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Вы выполнили задание и принесли эти вещи сюда, чтобы всем показать. А мы сложили эти семейные реликвии в большой бабушкин сундук. Вот он у нас какой! Об этих старинных вещах и пойдёт сейчас речь.

Ведущий достаёт из сундука вещи. Команды представляют их.

1-й УЧЕНИК. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд.

Но преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

2-й УЧЕНИК. Есть на свете земном

Разные края.

Только там, где отчий дом,

Родина твоя.

Веселись, расти и пой,

Знай, что Родина с тобой.

Помни главные слова:

«Мама», «Родина», «Семья»!

ВЕДУЩИЙ. Вот и подходит к концу наш семейный праздник. Я думаю, что всем было интересно, но ответьте на вопрос: «У кого до проведения этого праздника уже была составлена родословная?» Оказывается, что ни у кого! Поэтому я хочу посоветовать вам: не выбрасывайте свои работы, храните их для своих детей, для своей семьи, пополняйте своё генеалогическое древо, узнавайте как можно больше о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Надеюсь, что в вашей семье навсегда сохранится эта традиция. 219 ныне здравствующих потомков А. С. Пушкина гордятся своим великим предком, но даже, если ваши предки не были знаменитыми историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, я думаю, что вы можете по праву ими гордиться. Очень здорово, что традиция узнавать о своих предках, составлять родословную и генеалогическое древо возвращается в семьи. Возвращаются и другие забытые нами традиции. Ведь каждой семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности хотя бы время от времени собираться за большим праздничным столом, принарядиться не для гостей, а для себя, жены, своих детей, включить любимую музыку, порадовать близких подарком. Сам по себе праздник никогда не получится. Не придёт сама в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный пирог. Не возникнут подарки-сюрпризы, которые сделаны родными руками и хранят их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем столько радости и счастья, чувствуя, что мы нужны друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда. Я считаю, что наш сегодняшний праздник удался на славу. А что думает по этому поводу наше уважаемое жюри, мы сейчас узнаем.

Жюри подводит итоги конкурсов и всего праздника в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для родителей.

    Какая самая счастливая минута в вашей жизни?

    В какое время года вы встретили свою половину?

    Кем вы мечтали стать в юности?

    Что вы преподнесли впервые в качестве подарка?

    Приходилось ли вам о чём-нибудь пожалеть в жизни?

    Какие цветы подарили вам на первом свидании?

    Чем вы любите заниматься в свободное время?

    Чувствуете ли вы себя бабушкой (дедушкой)?

Статистика.

Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за двумя детьми и мужем, в течение года перемывает 18 тысяч ножей, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек и так далее. Общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно, достигает за год 5 тонн. Поэтому, конечно же, дело чести каждой дочери, каждого сына и отца присоединиться к маме-тяжелоатлетке и переложить хотя бы парочку тонн посуды с её могучих плеч на свои. А ещё маме нравится быть красивой, даже на кухне. Давайте поможем ей в этом и подарим новый чудесный передник.

Одной из команд выдаётся лист бумаги (обои) длиной 2,5 м, ножницы, клей, цветная бумага. Для изготовления передника приглашаются папа и дети.

Из другой команды приглашаются мама и сын. Им выдаётся по листу бумаги с вопросами и ручка или карандаш. Мама и сын одновременно письменно отвечают на вопросы, повернувшись друг к другу спиной. Затем проводится проверка, сколько ответов на вопросы совпало.

ВОПРОСЫ МАМЕ:

Ваш день рождения.

Как вы ласково называете сына?

Ваша любимая песня.

Ваше фирменное блюдо или блюдо, которое у вас лучше всего получается.

ВОПРОСЫ СЫНУ:

Когда день рождения твоей мамы?

Как мама ласково называет тебя?

Любимая песня твоей мамы.

Фирменное блюдо твоей мамы или блюдо, которое у неё лучше всего получается.

Сценка «У плетня».

Действующие лица.

Дуня

Катерина

Алёша

Девочки – Катерина и Дуня – сидят на скамейке.

Дуня плетёт чуни – верёвочные лапти.

Под весёлую русскую народную мелодию к ним подходит Иванов Алёша. Дети одеты в красочные русские национальные костюмы.

АЛЁША. Здравствуйте, девочки! Что вы делаете?

ДУНЯ. Я чуни плету.

КАТЕРИНА. А я у плетня сижу.

ДУНЯ. Алёша, нам интересно узнать, откуда ты родом. Как произошла твоя фамилия – Иванов? Расскажи нам, пожалуйста.

АЛЁША. А я вам сейчас загадку загадаю. Послушайте и сами всё поймёте.

У кого ты не спроси –

Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его…

ДЕТИ (хором). Иван!

АЛЁША. Правильно, молодцы, отгадали. Я продолжаю:

Всех умнее и добрее,

И конечно, всех сильнее,

А для мира уж не ново:

Русь стоит на Ивановых!

Кто сегодня у плетня

Вяжет свои чуни?

Это вся моя родня –

Катерина с Дуней.

КАТЕРИНА. Спасибо тебе, Алёша, ты очень хорошо объяснил происхождение своей фамилии. А сейчас мы споём с Дуней частушки о твоём предке.

АЛЁША (садится на скамейку). Я с интересом послушаю.

Девочки исполняют частушки.

Эх, топни нога, топни, правенькая,

Я в пляс пойду, хоть и маленькая,

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

Не хотела я плясать –

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла –

Я не удержалася.

А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я – с печки босиком,

Думала: подружки.

По деревне я шла

И Ивана видела.

Под кустом сидел и плакал –

Курица обидела.

Я плясала в две ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Балалаечка-гудок

Своё дело знает.

Она в Ваниных руках

Хорошо играет.

Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат –

Кто бы пел частушки?

АЛЁША. Спасибо, девочки. Очень понравились мне частушки.

ДЕВОЧКИ. До свидания.

АЛЁША. До свидания.

Айгуль Камальтдинова

Сценарий мероприятия праздника родословной

«Моя большая семья»

Сценарий мероприятия посвященной изучению родословной в подготовительной группе «Моя большая семья»

Цель : Способствовать расширению представления о родственных отношениях, элементарного представления о родословной и генеалогическом древе.

Материал : уголок с внутренним убранством юрты, схема генеалогического древа каждой семьи, и мультимедийная презентация каждой семьи «Моя большая семья» , столы оформленные фотографиями, поделками, ручными работами семей, слайды «Природа Башкортостана» .

Ход мероприятия.

Ведущий в национальном костюме башкир.

Ведущий :

Славься земля серединная,

Золотая, роскошная, дивная.

Так природа сама захотела,

Чтоб земля здесь о радости пела,

Над волнами чтоб чайки носились,

А в лесах чтобы звери водились,

Чтобы недра богатыми были,

Чтобы здесь все мы счастливо жили.

Назову эту землю торжественно,

Она гордо звучит и естественно,

Средь созвездия блестящих стран,

Имя это – Башкортостан!

(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)

Дети :

Максим : У матери России

Есть много дочерей

Но нет средь них красивей

Башкирии моей.

Самир : Здесь гордо горы высятся

Леса простор степной

Озёра, реки ширятся

Хрустальною волной.

Рустам : Щедра земля Урала

Богатств её не счесть

Есть в недрах нефть и уголь

Есть золото и медь.

Айсэль : Как не любить твои просторы

Как не любить твои луга

Урала яркие узоры

Долины, горы и поля.

Эвелина : О Башкирии поём

Как мы славно здесь живём

Вся она цветущий сад

Говорим мы ей –

Все хором : РАХМЭТ!

Ведущий : Здравствуйте дорогие друзья! Хаумыхыгыз, кадерле дустар! Мы рады приветствовать вас на празднике родословной - Шежере Байрамы . Род, родословная , Родина – каждому из нас близки и понятны эти слова. Родина, это место, где мы родились, где жили наши родители, дедушки и бабушки и наши далекие предки. Здесь все нам близко и знакомо : язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши друзья, близкие нам люди.

Исполнение песни «Ватан» Ф. Гершовой.

Дети садятся на стульчики по периметру.

Ведущий : Шежере – это родословная . Раньше люди очень хорошо знали свою родословную , до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере . (На экране предоставляется макет генеалогического древа) Я тоже нарисовала свое дерево и заполнила его именами, чтобы мои внуки и внуки внуков по-мнили свои корни?

Звучит грустная мелодия курая и в зал заходит Батыр.

Ведущий : Посмотрите, ребята, на наш праздник пришел Батыр , но он почему

то грустный… О чем ты грустишь, уважаемый гость?

Батыр : У меня случилась большая беда! В моей юрте погас огонь семейного очага. Пусто и холодно стало в нашем доме. Ничто не радует мою семью.

Ведущий : Да, это печально. Когда в доме не горит огонь семейного очага – в нем нет и жизни. Знаешь, Батыр, мы с ребятами очень хотим помочь тебе. Давай мы отправимся на поиски этого волшебного огня.

Батыр : Ребята, вы правда поможете мне найти огонь семейного очага? (ответы детей)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощи у хозяйки гор и лесов. Быть может, там, в горах и лесах мы отыщем волшебный огонь?

Показ Слайда № 1 «Горы и леса Башкортостана»

Батыр : Хозяйка гор и лесов, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка гор и лесов : (голос в записи) Нет, Батыр, в моих лесах, на моих горах, весна сменяет зиму, лето – весну, осень – лето, а потом вновь наступает зима. Мои леса и горы богаты зеленью весной и летом, белым снегом зимой, багряными, желтыми красками осенью… Совсем недавно в моем лесном и горном царстве кружились в прощальном танце осенние листья…

Дети исполняют танец с осенними листьями («Утренний туман» муз. Р. Хасанова)

Ведущий : Батыр, давай попросим помощь у Хозяйки рек и озер.

Показ Слайда 2 «Реки и озера Башкортостана»

Батыр : Хозяйка рек и озер, нет ли у тебя волшебного огня семейного очага?

Хозяйка рек и озер : (голос в записи) Нет, Батыр, мои реки и озера полны прозрачной водой, в них плещутся стайки рыб, на берегу круглый год веселятся взрослые и дети… Какие только игры они не устраивают… Посмотри сам. Игра «Юрта»

Мы веселые ребята

Соберемся в кружок

Поиграем и попляшем

Разбежимся на лужок

Ведущий : Батыр, посмотри, на нашем пути стоит небольшой город. У него красивое название – Янаул. В переводе с башкирского языка это означает Новое село. Может быть в этом городе мы найдем так нужный нам огонь семейного очага?

Батыр : И правда, давайте заглянем в город Янаул. (слайд «Янаул» )

Песня «Янаул мой» исполняют дети.

Ведущий : А в Янауле нас уже ждут и приглашают к себе в гости семьи (представление семей) .

Давай посмотрим и послушаем, что нам расскажут они.

Семьи выходят на сцену. Ведущий представляет их. (семьи : Аминовых, Ахматнуровых, Сергеевых, Шараевых)

Лиана : Шежере. Какое слово!

Бархатом ласкает слух,

Сердцем рождено, готово

Поднимать потомкам дух!

Ильдар : Кем был твой прадед,

Кем твой дед?

О чём они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

Полина : Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызывало дружный смех,

И как они женились?

Марат : Какие испытания им

Достались на веку?

Как до Парижа дед дошёл

В народном том полку?

Радэль : И, если всё узнаешь ты,

Изучишь древний род, -

Полюбишь Родину свою,

Полюбишь и народ.

Исполнение песни «Россия» . Солисты : Лиана, Самир, Марат.

Ведущий : Семья - это дом,

Где тепло и уют,

Где любят тебя,

И, конечно же, ждут.

Семья это те,

Без кого мы не можем,

Они нам всех ближе,

Родней и дороже.

Выступление семьи Аминовых.

Батыр : Как много интересного я услышал! Как много добрых слов было сказано о всех членах семьи.

Ведущий : А самым старшим членам семей – бабушкам и дедушкам, наши ребята посвящают следующую песню.

Дети исполняют песню «Олатай»

Игра для зрителей «Седьмое колено» . Вед. объявляет задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.

Вопросы :

Брат жены (Шурин)

Брат мужа (Деверь)

Сестра мужа (Золовка)

Сестра жены (Свояченица)

Мать жены (Теща)

Отец жены (Тесть)

Отец мужа (Свекор)

Мать мужа (Свекровь)

Дочь брата или сестры (Племянница)

Брат отца или матери (Дядя)

Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)

Мужья двух сестер (Свояки)

Матери жены и мужа (Сватьи)

Элиза : Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом ,

И вместе им совсем не скучно,

Хоть дождь, хоть вьюга за окном.

Выступление семьи Сергеевых.

Батыр обращает внимание детей на игрушечного козлёнка, стоящего около юрты).

Батыр : Какой хорошенький козлёнок! Ребята, а вы знаете что башкиры издавна держали очень много скота. Табуны лошадей- первых помощников людей и в охоте и в быту, неисчислимое количество коров, овец и других животных. Вот и козленок от стада отбился. Потеряется теперь, вот беда… Ребята, а давайте доведем его до загона.

Проводится игра «Загони козлят домой» .

(Дети делятся на 2 команды и с помощью клюшек прокатывают под дугами пластмассовые шарики, на которых изображены мордочки козлят.

Побеждает команда, быстрее других выполнившая задание.

З. Марат : Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле!

Выступление семьи Ахматнуровых.

Танец «Шаль вязала» (Исполняют девочки подготовительной группы)

Яна : В семейном кругу мы все растём

В семейном кругу все корни твои.

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

Выступление семьи Шараевых.

Ведущий : Посмотри, Батыр, от тепла сердец каждой семьи, у которой мы побывали в гостях, загорелась свеча Любви и Доброты. Я думаю, что она поможет тебе зажечь огонь твоего семейного очага. Возьми, береги этот огонь…

Батыр : Спасибо вам! Я поспешу к своему родному очагу. Идет к очагу и зажигает его.

Батыр : (на фоне веселой башкирской народной музыки) . Вот вновь горит огонь моего семейного очага! И вновь тепло и уютно в моем доме! Спасибо вам, ребята, спасибо гости, за помощь и доброту!

Батыр «заходит в юрту» .

Ведущий : Мы не могли поступить иначе, ведь все мы – одна большая, дружная Семья!

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья :

Какая хорошая Ваша семья!

Дети перестраиваются в 4 колонны, исполняют танцевальную композицию с цветами, флажками и воздушными шарами. Звучит песня «Родительский дом»

По окончании - семьи, присутствовавшие на празднике , выходят к детям, все берутся за руки.