«Трехкомпонентная теория» любви Стернберга. Треугольная теория любви роберта стернберга

«Трехкомпонентная теория» любви Стернберга

Различия между страстной и товарищеской любовью получили дальнейшее уточнение в работах психолога Роберта Стернберга (R. Sternberg, 1986, 1988). Этот ученый предложил интересную теоретическую схему концептуализации тех ощущений, о которых люди сообщают, когда им кажется, что они влюблены. По мнению Стернберга, любовь имеет три лица: страсть, интимность и преданность (рис. 5.1):
- Страсть - это мотивационный компонент любви, своего рода «горючее» для романтических чувств, физического влечения и сексуального интереса. Страстью питается сильнейшее стремление к слиянию с любимым человеком. В каком-то смысле страсть подобна наркотику; оказывая стимулирующее воздействие и являясь источником наслаждения, она способна вызывать неутолимый любовный голод.
- Интимность - это эмоциональный компонент любви, включающий в себя чувство душевного единения с любимым человеком. Интимность предполагает также ощущения тепла, участия, эмоциональной близости, желания помогать любимому и готовность делиться с ним сокровенными мыслями и чувствами.
- Преданность - это мыслительный, или когнитивный, аспект любви, который связан с сознательным решением любить другого и сохранять отношения с ним вопреки возникающим трудностям.
Страсть. Мотивационный компонент любви (согласно трехкомпонентной теории любви Стернберга).
Интимность – Эмоциональный компонент любви (по Стернбергу).
Преданность – Когнитивный компонент любви (по Стернбергу).

А) три компонента любви;
б) разные виды любви, обусловленные различным сочетанием этих трех компонентов.
Примечание: «He-любовь» - это отсутствие всех трех компонентов

Стернберг считает, что страсть имеет тенденцию к бурному росту на ранних стадиях любовных отношений и по мере их развития постепенно идет на убыль. Интимность и преданность, напротив, нарастают с течением времени, хотя темпы их роста неодинаковы (рис. 5.2). Таким образом, теория Стернберга помогает объяснить, как страстная любовь эволюционирует в товарищескую любовь. Романтическая любовь, состоящая главным образом из романтических чувств и физического влечения, быстро достигает своего пика и затем столь же быстро идет на спад. Однако по мере ослабления страсти многие пары переживают рост интимности и преданности, что и означает развитие товарищеской любви. Если же между двоими не установится эмоциональная близость и если они не возьмут на себя определенные обязательства друг перед другом, их отношения окажутся под угрозой, когда уляжется страсть. Между ними начнут возникать конфликты. И наоборот, преданность, забота друг о друге и эмоциональная близость служат хорошей основой для разрешения конфликтов и преодоления взаимного недовольства.

Согласно теории Стернберга, страсть быстро достигает своего пика и затем идет на убыль,
тогда как другие два компонента любви - интимность и преданность - с течением времени набирают силу

Каждый из трех вышеописанных компонентов является важным параметром любовных отношений. Однако у разных пар эти компоненты бывают представлены в разных сочетаниях и имеют разную степень выраженности. Кроме того, они могут меняться с течением времени в рамках одних и тех же отношений. По мнению Стернберга, разные комбинации данных компонентов имеют своим результатом если не разные виды любви, то по крайней мере различия в переживании любви разными людьми. Например, отсутствие всех трех компонентов характеризует отношения, которые Стернберг называет не-любовью (то, что мы обычно испытываем к случайным знакомым). При наличии одной только интимности можно говорить о дружбе или симпатии. Если есть только страсть и нет интимности или чувства долга, значит, человек переживает страстное увлечение. Чувство долга без страсти и интимности ведет к пустой любви (эта разновидность может быть характерна для долговременных, статичных отношений). Наличием интимности и преданности и отсутствием страсти отмечена товарищеская любовь (к такому типу отношений часто приходят пары, имеющие за плечами долгие годы счастливой семейной жизни). Сочетание страсти и преданности при отсутствии интимности типично для бессмысленной любви - разновидности глупого, по мнению Стернберга, увлечения, когда один обожает и вожделеет другого, но при душевной отстраненности. Любовь, в которой есть интимность и страсть, но отсутствует преданность, Стернберг называет романтической. И наконец, наличие всех трех компонентов характеризует совершенную любовь - ту идеальную разновидность любви, к которой так стремятся люди, но которую так трудно найти и сохранить.

Любовь и брак: кросс-культурная перспектива

Ученые, занимающиеся изучением разных культур, обнаружили два важных параметра, отличающих одни культуры от других.
В коллективистских культурах, таких как Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины, подчеркивается превосходство групповых, или коллективных, целей над индивидуальными и личными устремлениями. В этих культурах основная цель брака - скорее объединение семей, нежели союз двух индивидуумов. «Хорошим» считается тот брак, который приводит к взаимовыгодному союзу двух семейств. Поэтому браки в коллективистских культурах заключаются главным образом и прежде всего исходя из потребностей семей, а не на основе индивидуальных чувств. Иначе обстоит дело в индивидуалистических культурах, представленных такими странами, как США, Австралия, Англия и европейская Бразилия. В таких культурах индивидуальные цели преобладают над групповыми интересами. Основой для заключения брака в индивидуалистических культурах обычно являются потребности и желания индивидуумов, вступающих в брак, а не интересы их родственников или других социальных групп.
Неудивительно, что представление о том, насколько важна в браке любовь, неодинаково для этих двух типов культур. В индивидуалистических культурах по сравнению с коллективистскими любовь гораздо чаще рассматривается как основа брака. Это различие было продемонстрировано в исследовании, во время которого студентов из 11 стран спрашивали о важности любви для брака. Как видно из приведенной далее таблицы, представители индивидуалистических культур (США, Англия, европейская Бразилия и Австралия) реже давали утвердительный ответ на вопрос о возможности заключения брака с нелюбимым человеком, чем респонденты, представлявшие культуры с более коллективистским отношением к браку (Индия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).
Эмпирическое обоснование теорий любви, включая модель Стернберга, ограничено данными лишь нескольких исследований. Например, исследование, в котором принимали участие несемейные пары, показало, что наличие двух из описанных Стернбергом компонентов любви - интимности и преданности - положительно коррелирует с такими характеристиками, как стабильность и длительность отношений. В другом исследовании обнаружилось, что чувство долга и преданность в большей мере характерны для семейных пар, а не любовников, и это согласуется с теорией Стернберга. В том же исследовании было показано, что со временем отношения становятся более интимными и менее страстными, причем ослабление страсти больше выражено у женщин, чем у мужчин. И наконец, относительно недавнее исследование теории любви Стернберга показало, что понимание любовниками трех компонентов любви не претерпевает существенных изменений с течением времени.

Любовная связь изменяется со временем и, иногда, мы не можем определиться, что же с нами происходит…

Начиная выстраивать отношения с другим человеком, наверное, многие задаются вопросом, а сколько продлится любовь… Лучшей точкой отсчета для ответа на данный вопрос является понимание типа связи, понимание того, что же способна данная пара выстроить во времени.

Первое заблуждение, это думать, что влюбиться - то же самое, что и любить. Влюбленность или неотразимая привлекательность первых месяцев преобразовываются с бегом совместно прожитых месяцев и лет в новую форму временной связи, часто характеризующейся другим типом отношений. Очень часто первоначально идеальная семья превращается в настоящее поле боя, хотя, вступая в брак, супруги даже и не помышляли о том, что окажутся в контрактной армии.

Почему же так случается?

У каждого из нас есть собственное прошлое, со своим опытом, уроками и ошибками, с собственной верой, со стилями, талантами, своими сильными сторонами и собственными слабостями. Поэтому вторым заблуждением является убеждение, что наш партнер, действительно, по сути, одна из половин того же «апельсина».

Любовь, по определению американского психолога, Роберта Стернберга, держится на треугольной теории любви . Именно американский психолог Роберт Стернберг предлагает понимать любящие связи касательно трех вершин треугольника: страсти, близости и договоренности.

Под страстью понимается начальная мотивация, проявляющаяся в желании сексуальной встречи.

Близость - эмоциональная составная, где проявляется желание быть с другим, нравится другому, делить, проводить время вместе, доверят близость и, как нам кажется, даже жизнь.

Договоренность - следствие, решение пребывать с тем, кто любит. Это перемещение времени влюбленности и страсти в этап завершения фигуры треугольника, подтверждающий, что у нас есть общий совместный проект.

Согласно теории Стернберга, класс любви, которую человек может испытывать, зависит от типа комбинации этих трех составных частей. Есть восемь возможных типов:

1. - Привязанность: когда только есть близость.

2. - Страстное увлечение: когда только есть страсть.

3. - Пустая Любовь: когда только есть договоренность.

4. - Романтическая Любовь: когда есть страсть и близость.

5. - Чванливая Любовь: когда есть страсть и договоренность.

6. - Общительная Любовь: когда есть близость и договоренность.

7. - Совершенная Любовь: когда складываются все 3 составные части.

8. - Отсутствие любви: когда нет, ни страсти, ни договоренности.

ТРЕУГОЛЬНИК ЛЮБВИ

Триангулярная теория любви Стернберга

Роберт Стернберг на протяжении нескольких лет изучал динамику любовных отношений и разработал трехкомпонентную модель любви. Эта модель включает три основных компонента, которые можно уподобить трем сторонам треугольника:

1. Интимность (интимная близость).

2. Страсть.

3. Преданность (решение/обязательство).

Эти элементы любви можно располагаются на трех сторонах треугольника, площадь которого соответствует размерам и стилю любви. Рассмотрим эти составляющие треугольника подробней:

1.Интимность является эмоциональным элементом.

Под компонентом "интимность" подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при любовных отношениях.

Близость слагается из оказания и получения эмоциональной поддержки друг другу, а также других видов поведения, создающих теплоту в любовных отношениях. К ним относятся откровенное и честное общение, способность делиться горем и радостью, счастье, испытываемое от общения друг с другом, и умение дорожить любимым человеком.

В процессе развития отношений, по мере того как партнеры сближаются, интимность, как правило, постепенно возрастает, начиная с определенного уровня, достигнутого в начале отношений, а затем стабилизируется. При некоторых вполне удачных отношениях интимность может быть скрытой или латентной, однако при полном отсутствии интимности отношения, скорее всего, обречены на провал.

2.Страсть является мотивационными компонентом любви. Проявляется в виде желания соединиться с любимым, чем и обусловлено половое возбуждение и стремление к сексуальным отношениям. Так, этот компонент включает физическое влечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений.

Страсть обладает позитивным потенциалом, который реализуется быстро, и негативным потенциалом, который реализуется намного медленнее и влияние которого ощущается дольше, поскольку душевная боль остается после того, как проходит любовь. В конечном счете, негативный потенциал возвращается к исходной точке.

3. Преданность представляет собой конгнитивный аспект любви, как при кратковременных, так и при длительных отношениях.

При первых встречах с потенциальным партнером любовные отношения не подразумевают преданности. Однако по мере сближения партнеров взаимная преданность приобретает большее значение. Компонент «преданность» (решение/обязательство) состоит из двух частей. Кратковременная часть - это решение о том, что некий человек любит другого человека, а долговременная - осознание того, в какой степени человек готов выполнять это обязательство, т.е. продолжать любить.

Подобно иным элементам любви, преданность со временем стабилизируется или снижается, если отношения оказываются неудачными.

Согласно результатам исследования Стернберга, прогнозировать удачно складывающиеся отношения можно в том случае, если человек видит в своем партнере желаемое отношение к себе. Если один партнер уверен в том, что другой любит его недостаточно сильно, между ними могут возникнуть размолвки и конфликты.

Оценить степень вовлеченности каждого из партнеров в любовную связь можно на основании степени совмещения их треугольников. Если партнеры хорошо соответствуют друг другу, треугольники почти перекрываются. В неудачных связях, когда один из партнеров ожидает от другого гораздо большего, чем тот может ему дать, или когда интересы партнеров лежат в совершенно разных плоскостях, их треугольники совсем не совмещаются. Эти два измерения любви можно назвать интенсивностью и равновесием во взаимоотношениях.

По мнению Стернберга, удовлетворенность любовными отношениями определяется соответствием между реальными треугольниками двух партнеров и соответствием между реальным треугольником каждого из партнеров и ее или его идеальным треугольником. Например, при значительном несоответствии между идеальным треугольником человека и его реальным треугольником, он будет испытывать неудовлетворенность. Если имеется сильное несоответствие между треугольниками партнеров то это означает, что они "не совпадают по фазе". Следовательно, этим партренарам будет трудно удовлетворить потребности другого.

Триады Стернберга могут изменяться как с течением времени, так и в зависимости от поведения и чувств партнера. По мере привыкания один партнер волнует другого уже не так сильно, как это было прежде. Потребности каждого человека время от времени меняются, а поэтому для сохранения любви необходима гибкость и изобретательность. Так, динамичность любовных отношений является неизбежной.

Р. Стернберг выделяет восемь сочетаний различных компонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживания различного вида.

1. Отсутствие любви.

Отсутствием любви называется отсутствие всех трех ее компонентов.

2. Приязнь (симпатия).

Если в отношениях присутствует только компонент "интимность", а компоненты "страсть" и "решение/обязательство" отсутствуют, то возникает приязнь. Под этим термином подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях, которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Человек испытывает эмоциональную близость к своему другу, но друг не "возбуждает" его.

3. Страстная любовь.

Страстная любовь - это "любовь с первого взгляда". Страстная любовь, или попросту страсть, характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов "интимность" и "решение/обязательство". Страсть может возникать почти мгновенно и при соответствующих обстоятельствах так же быстро проходить.

4. Формальная (придуманная) любовь.

Любовь этого вида возникает в результате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этой любви, в отсутствие как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можно иногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и за это время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическое влечение, которые когда-то были для них характерны. Если чувство долга по отношению к партнеру не является очень сильным, то такая любовь почти ничего не значит. Иногда формальная любовь может являться началом отношений (в обществах, где решения о заключении браков принимают родители жениха и невесты, брачные партнеры могут начать свои отношения всего лишь с принятия на себя обязательств любить, а затем уже эти обязательства перерастают в любовь).

5. Романтическая любовь.

В любви этого вида присутствуют компоненты интимности и страсти. В сущности, это приязнь с добавлением еще одного элемента, а именно - возбуждения, возникающего за счет физического влечения и сопутствующих ему факторов. С этой точки зрения романтические любовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но также эмоциональную привязанность.

6. Дружеская любовь (любовь-товарищество).

Любовь этого вида возникает при наличии сочетания компонентов "интимность" и "решение/обязательство". В сущности, это длительная, преданная дружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение (главный источник страсти) постепенно угасает.

7. Роковая (слепая) любовь.

Для роковой любви характерно сочетание компонентов "страсть" и "решение/обязательство" в отсутствие интимности. Такая любовь легкомысленна в том смысле, что обязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствие стабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развиться почти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, и поэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а в случае скоропалительных браков - риск развода.

8. Совершенная любовь.

Совершенная любовь включает в себя все три компонента. Достижение совершенной любви еще не дает гарантии, что эта любовь будет продолжительной. Формирование и сохранение высшей любви зависит от отношений и от ситуации, в которой эта любовь развивается и сохраняется.

ТРИАДА ЛЮБВИ ПО СТЕРНБЕРГУ (Sternberg, 1988)

Свободные места оставлены для имени человека, с которым вас связывают любовные отношения. Оцените каждое утверждение по шкале от 1 до 9, где 1 означает "совсем нет", 5 - "умеренно", а 9 - "очень сильно". Остальные баллы можно использовать для промежуточных оценок.

1. Я желаю _______ всяческого благополучия.

2. У меня теплые отношения с _______.

3. Я всегда могу рассчитывать на поддержку

4. ______всегда может рассчитывать на мою поддержку.

5. Я готов(а) многим пожертвовать для ____.

6. Я получаю значительную эмоциональную поддержку от _______.

7. Я оказываю значительную эмоциональную поддержку _______.

8. Я хорошо лажу с _______.

9. Я очень ценю роль ______ в моей жизни.

10. Я ощущаю свою близость к _______.

11. Мои отношения с _____ вполне меня устраивают.

12. Я чувствую, что действительно понимаю

13. Я чувствую, что ______ действительно понимает меня.

14. Я чувствую, что действительно могу доверять _____.

15. Я делюсь с ____ своими глубоко личными переживаниями.

16. Мне достаточно увидеть ______, чтобы прийти в возбуждение.

17. Я очень часто думаю о______ .

18. Мои отношения с ______ очень романтичны.

19. Я нахожу ______ очень привлекательным.

20. Я идеализирую _______.

21. Я не могу себе представить, чтобы кто-то другой сделал меня такой(им) счастливой(ым) как _______.

22. Я хочу быть с______ и ни с кем другим.

23. Для меня нет ничего важнее моих отношений с ____.

24. Мне особенно приятен физический контакт с _____.

25. В моих отношениях с ______ есть что-то волшебное.

26. Я обожаю _______.

27. Я не могу представить себе жизнь без___

28. Наши отношения с______ можно назвать страстью.

29. Когда я смотрю фильмы или читаю книги о любви, я думаю о ____.

30. У меня часто возникают сексуальные фантазии, связанные с ______.

31. Я знаю, что я люблю ______.

32. Я твердо решил (а) поддерживать отношения с ______.

33. Я люблю ______ и никому не позволю встать между нами.

34. Я уверен(а) в постоянстве моих отношений с _______.

35. Я не могу себе представить, что может помешать сохранению моей преданности

37. Я всегда буду ощущать глубокую ответственность за _______.

38. Я считаю свою преданность______ очень сильной.

39. Я не могу представить себе, что мои отношения с ______могут окончиться.

40. Я уверен(а) в своей любви к _______.

41. Я считаю свою связь с____ постоянной.

42. Я считаю свои отношения с______ хорошим решением.

43.Я испытываю чувство ответственности за _______.

44. Я намереваюсь продолжить свою связь с _________.

45. Даже когда я ссорюсь с ______, у меня не возникает желания нарушить верность.

Пункты 1-15 оценивают вашу близость, 16-30 - страсть, а 31-45 - служат для оценки третьего компонента триады. Сложите баллы по каждому разделу и разделите сумму на 15. (При проведении опросов пункты предлагаются вразнобой, а не по группам.)


Р. Стернберг говорит о том, что любовь имеет три составляющих.

Первая составляющая -- интимность. Это чувство близости, которое любящие люди испытывают друг к другу. Оно может проявляться по-разному: это и желание сделать жизнь любимого человека лучше, и чувство удовольствия оттого, что он находится рядом; это готовность прийти ему на помощь в трудную минуту и расчет на то, что и он поступит также.

Вторая составляющая -- страсть. Это физическое влечение, приводящее к сексуальным отношениям. Но страсть базируется не только на сексуальных потребностях, в нее входят и компоненты близости, такие, как потребность в принадлежности кому-то, потребность в поддержке, потребность в самоуважении. В межполовой любви иногда страсть предшествует близости, иногда наоборот, сначала формируется чувство близости. Когда речь идет вообще о человеческой любви, один из этих компонентов может отсутствовать, например, любовь братьев и сестер включает компонент близости, но не сопровождается страстью.

Третья составляющая -- обязательство. Мы принимаем на себя некие обязательства перед другим человеком -- решаем, что он является для нас особенным, сохраняем ему верность и т. п. Это то, что Р. Мэй обозначает термином «воля в любви» -- любовь предполагает не просто предпочтение одного человека другому, но выбор, что означает отказ от всех других вариантов, а значит, предполагает волю.

Все перечисленные составляющие любви могут присутствовать в ней в различной степени выраженности. Если предположить, что все три составляющие достигли своих крайних значений, положительных или отрицательных, то получатся следующие возможные комбинации, дающие «виды» любви.

Симпатия. В ней присутствует интимность, а страсть и обязательства отсутствуют.

Страстная любовь. Здесь присутствует только компонент страсти, интимность и обязательства отсутствуют.

Придуманная любовь. Такая любовь встречается чаще всего в подростковом возрасте. Она предполагает наличие обязательств, принятых только одной стороной, например, подросток решает, что он будет любить какого-то человека, которого часто даже не знает лично (киноактер, певец и т. п.), что естественно исключает интимность и страсть.

Романтическая любовь. Такая любовь чаще всего также встречается в юности. В ней присутствуют интимность и страсть, но ей недостает ответственности зрелого человека, так как в ней отсутствуют обязательства.

Любовь-товарищество. В такой любви присутствуют интимность и обязательства, а компонент сексуального влечения (страсти) не выражен. К такой любви могут приходить пары после длительной супружеской жизни.

Слепое увлечение предполагает страсть и обязательства, но интимность в ней отсутствует.

Совершенная любовь. В ней присутствуют все три компонента.

Используя классификацию Р. Стернберга, можно обратить внимание клиента на то, что не все виды любви подходят для брака. Это относится, например, к страстной или романтической любви, в которых отсутствует компонент обязательств. Опираясь на данную классификацию, можно также показать, что одни виды любви могут сменяться другими -- романтическая любовь должна закономерно перейти с течением времени в любовь-товарищество благодаря появлению обязательств и т. д.

Другой работающей в практике консультирования классификацией может быть названа классификация Т. Кемпера. Основанием для выделения различных видов любви здесь выступают различные сочетания двух факторов -- власти и статуса. Власть -- это способность силой заставить партнера сделать то, что ты хочешь, или возможность наказывать партнера. Статус -- это желание идти навстречу требованиям партнера, т. е. желаемый результат достигается не благодаря силе, а благодаря положительному отношению партнера. Т. Кемпер выделяет семь видов любви.

Романтическая любовь. Партнеры в равной степени обладают и статусом, и властью по отношению друг к другу. Самое страшное наказание -- потеря проявления любви со стороны партнера. Эта любовь яркая, страстная, мучительная и трагическая, многократно описанная в художественных произведениях.

Братская любовь. Партнеры обладают высоким статусом и не обладают властью, не могут наказывать друг друга. В такой любви каждый готов уступать и идти навстречу друг другу. Принуждения нет, отсутствует ревность.

Харизматическая любовь. («Харизма» -- благодать, авторитет.) Один партнер обладает статусом и властью, другой -- только статусом. Примером подобных отношений могут быть отношения между учителем и учеником.

«Измена». Один партнер обладает властью и статусом, другой -- только властью. Примером может быть ситуация супружеской измены, когда для партнера, вступившего в новые отношения, супруг еще обладает властью, но уже не вызывает желания идти ему навстречу, т. е. теряет статус.

Безответная любовь. Один из партнеров обладает и статусом, и властью, другой -- ни тем, ни другим.

Поклонение. Один из партнеров обладает статусом, но не обладает властью, другой не обладает ни тем, ни другим. Примером может быть ситуация влюбленности в актера, певца и т. п. при отсутствии реальных отношений с ним.

Детско-родителъская любовь. Один партнер обладает высоким статусом, но низкой властью (ребенок), другой -- низким статусом (так как любовь к нему еще не сформировалась), но высокой властью (родитель). Примером могут служить отношения между родителями и маленьким ребенком,

В этой классификации традиционным представлениям о любви в разнополой паре соответствует романтическая любовь. (Харизматическая обычно характеризуется значительным возрастным или социальным неравенством.)

Данная классификация интересна тем, что подчеркивает момент несвободы и отрицательных переживаний в любви, что связано с наличием в ней компонента власти.

Т. Кемпер не единственный, кто трактует любовь как некую слабость и зависимость человека. В более выраженном виде эта позиция представлена в теории любви Л. Каслера, который считает, что любовь представляет собой сплав различных эмоций, где доминирующую роль играет страх. Речь идет о страхе потери любимого человека, который является источником удовлетворения многих потребностей, поэтому влюбленный человек относится к объекту своей любви крайне амбивалентно. Постоянный страх потери делает человека зависимым, тревожным, несвободным, мешает его личностному развитию. По Л. Каслеру, действительно свободный человек -- это человек, не испытывающий любви.

Вероятно, следует согласиться с Т. Кемпером и Л. Каслером в том, что любовь может восприниматься как несвобода и зависимость, и такой любовью является романтическая любовь, рассматривается Т. Кемпером. Но это относится не ко всем видам любви. В гуманистической психологии существуют другие описания любовных переживаний, которые можно найти у А Маслоу и Э. Фромма.

Э. Фромм в своей работе «Искусство любить» выделяет зрелую и незрелую любовь, что связано с личностной зрелостью или незрелостью любящего.

Незрелая любовь. С точки зрения Э. Фромма, влюбленность и любовь не равны. Влюбленность можно рассматривать как незрелую любовь. Это кратковременное переживание, очень сильное, но непрочное. Оно может смениться разочарованием и скукой по мере того, как люди узнают друг друга и близость перестает быть чудом.

Влюбленность может перейти в зрелую любовь. Это непрерывно длящееся состояние, очень долгое и спокойное.

В обыденном сознании под «любовью» обычно понимают именно незрелую любовь, или влюбленность. Считается, что человек впадает в это состояние как в аффект. Оно не зависит от человека, а захватывает его как какая-то внешняя сила. Это представление репрезентирует себя в виде следующих психологических установок:

· главная трудность любви состоит в проблеме поиска достойного объекта, а не в проблеме формирования способности любить самому;

· любви учиться не нужно.

Таким образом, большинство людей ориентированы на поиск объекта любви и на то, чтобы стать объектами любви другого. Эти цели достигаются по-разному. Мужчинам нужно преуспеть в жизни, достигнуть власти и богатства; женщинам -- стараться быть красивыми внешне, способными внушать любовь (обладать смесью обаяния и сексуальной привлекательности).

Незрелая любовь часто выступает в виде симбиоза. Симбиоз может существовать в пассивной и активной форме.

· Пассивная форма -- мазохизм. Человек избавляется от одиночества, становясь неотъемлемой частью другого, отдает ему свободу, чтобы другой им руководил. Психологическая выгода этой формы состоит в том, что мазохист ничем не рискует, никогда не остается в одиночестве, но и никогда не бывает независимым. Такой человек «не вполне родился». Если у него появляется половое влечение, то он подчиняется партнеру и душой, и телом. Он отрекается от своей целостности и становится орудием другого.

· Активная форма -- господство, садизм. Человек освобождается от плена одиночества, делая другого человека своей частью. За счет этого он растет в своих глазах. Садист включает в себя как часть другую личность, которая его боготворит. Однако и он сам зависит от того, кому причиняет боль, так как не чувствует себя хорошо без обожания со стороны другого.

В одном человеке могут сочетаться обе формы симбиоза. Э. Фромм приводит в пример Адольфа Гитлера, рассматривая его как садиста по отношению к народу и мазохиста к себе (об этом свидетельствует его самоубийство).

Зрелая любовь. В отличие от незрелой любви, зрелая любовь предполагает сохранение целостности человека. Два человека существуют отдельно, сохраняя собственную индивидуальность, разделяя при этом жизнь. Такая любовь помогает преодолеть человеку одиночество и вместе с тем позволяет сохранить себя. Зрелая любовь активна, деятельна. Это не «впадение» в любовь, а пребывание в ней, в отличие от влюбленности. Любовь -- это, прежде всего, готовность давать, а не получать.

Комментируя термин «давать», Э. Фромм поясняет, что человек с рыночной психологией может охотно отдать что-то, но и хочет получить нечто в обмен. А отдать и не получить -- значит считать себя обманутым. Для направленной на плодотворную любовь зрелой личности «давать» -- высшее проявление могущества. Переживание этой силы дает ощущение радости и полноты бытия. Это справедливо как для мужчины, так и для женщины. Они отдают свои эмоции, делятся самими собой, своей жизнью, и такое поведение не воспринимается ими как жертвенное. В зрелой любви человек, обогащая другого, тем самым побуждает его к сотворчеству.

По Фромму, любви надо учиться. Любовь -- это искусство, которое требует труда и знаний. Чтобы избежать в любви неудач, необходимо овладеть теорией и практикой любви, относясь к этому как к самому важному делу.

Теория любви. Теория любви, разработанная Э. Фроммом, базируется на его понимании основной сути человеческого существования, жизни. Человек есть жизнь, осознающая себя. Для существования человеку необходимо оторваться от слияния с природой, выйти из мира инстинктивной адаптации. Человек, в отличие от животных, начинает осознавать свою конечность. «Выход из рая» сопровождается чувством отдельности и связанного с ней одиночества. Осознание одиночества и беспомощности перед лицом смерти превращает существование человека в «каторгу». Человек, рождаясь, «изгоняется» из среды благоприятной в среду ненадежную, открытую, незащищающую. Переживание своей отчужденности вызывает тревогу, внутреннее беспокойство. В итоге человек испытывает стыд, чувство вины. Это мешает ему жить счастливо.

Самая глубокая потребность человека -- потребность вырваться из плена одиночества.

Любой человек любой эпохи, культуры сталкивается с одним и тем же вопросом -- как справиться с одиночеством и вернуть утраченное воссоединение с другими. История философии и религии дает нам варианты ответов на этот вопрос. По мнению Фромма, число этих ответов ограничено. Ответы больше зависят от степени самосознания. Например, у младенца самосознание развито слабо. Одиночество снимается физическими прикосновениями к матери. По мере взросления физических прикосновений становится недостаточно, и используются другие способы. На заре цивилизации весь род человеческий находился как бы на стадии младенчества -- люди соединялись с природой.

Освобождаясь от первичных уз, человек начинает поиск устранения чувства одиночества. Один из этих путей -- оргии. Оргии удовлетворяют желание достичь особого эмоционального состояния -- экстаза, экзальтации. Это делается с помощью наркотических средств или специальных ритуалов, например, слияние с группой в моменты ритуальных танцев, песен. Сексуальное переживание также может быть отнесено к оргиастическим, так как характеризуется высокой силой и страстностью, а также генерализованностью (такое состояние охватывает всего человека -- душу и тело). Однако оргиастические переживания отличаются недолговечностью -- они заканчиваются и необходимо их снова возобновлять. При выходе из сексуального экстаза вновь усиливается чувство одиночества и появляется подсознательное чувство вины и стыда.

Следующий путь «бегства от одиночества» -- подчинение группе, обычаям, верованиям, образу жизни. Для того чтобы избежать одиночества, человек входит в некую группу, становясь ее частью, сливаясь с ней: «если я похож на любого другого, если у меня нет мыслей и чувств, отличных от других, и я следую образцу, то я в безопасности, я спасаюсь от ужасающего чувства одиночества». Идя по этому пути, человек расплачивается потерей собственного «Я».

Третьим способом преодоления чувства одиночества является творческая деятельность. Человек становится творцом и объединяется с материалом. Это относится к плодотворному труду, когда человек сам планирует свою деятельность и определяет ее результаты. Но ощущение единства с миром, достигаемое через творчество, не является межличностным.

Таким образом, все перечисленные способы являются лишь частичным решением проблемы человеческого существования. Полное решение проблемы освобождения от одиночества связывается Э. Фроммом со способностью человека к зрелой любви.

Зрелая любовь всегда предполагает выполнение ряда функций по отношению к любимому человеку.

Забота. Эта деятельность предполагает заинтересованность в благополучии жизни партнера.

Ответственность. Нести ответственность -- означает быть способным и готовым ответить на запрос другого человека.

Уважение. Уважать другого -- значит быть внимательным и видеть другого таким, какой он есть, видеть его индивидуальность. Это означает заинтересованность в том, чтобы партнер двигался по собственному пути, развивался для себя самого, а не для того, чтобы «служить мне». В итоге и я сам могу быть независимым, «могу стоять и ходить без поддержки», я не нуждаюсь в том, чтобы использовать кого-то в своих целях.

Практика любви. Практика любви, по Э. Фромму, требует следующего.

· Дисциплины и терпения. Человек не прекращает учиться любви, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства.

· Сосредоточенности. Для этого человеку необходимо учиться находиться наедине с самим собой. Одна из важных способностей любви -- это умение быть одному, не испытывая при этом страха или тревоги.

· Предельной заинтересованности. Предельная заинтересованность предполагает умение сосредоточиваться на партнере, т. е. умение слушать и слышать. В этом умении есть барьеры, например погруженность в себя, эгоцентризм, неуважение, гордыня. При осознании этих барьеров человек научается слушать.

· Умения быть в настоящем, «быть здесь и сейчас». В противном случае общение превращается в контакт со своим прошлым опытом (например негативным) либо с будущим (переживание последствий).

· Способности чувствовать самого себя. Зрелый человек доверяет своему телу и своим ощущениям, допускает появление негативных чувств и эмоций, которые не перечеркивают весь опыт общения с любимым человеком.

Таким образом, способность к любви, по Э. Фромму, связана с личностной зрелостью человека, т. е. с его индивидуальными качествами.

Похожих взглядов относительно того, способен индивид переживать зрелую или незрелую зависимую любовь, придерживается А. Маслоу. Он пишет о том, что самоактуализирующиеся зрелые партнеры испытывают постоянный растущий интерес друг к другу, заинтересованы в делах друг друга. Они хорошо знают друг друга, и в их восприятии практически отсутствуют искажения, приписывания партнеру положительных качеств, свойственные романтической любви. Они сочетают трезвую оценку другого с принятием его таким, каков он есть. Отношения этих людей в любви равноправны, у них нет двойного стандарта и различий в моральных требованиях друг к другу. Они сохраняют верность партнеру как в повседневной жизни, что проявляется в отсутствии измен, так и в критических ситуациях, например при болезни. Способность к такой любви А. Маслоу также связывает с личностными особенностями, среди которых важное место занимает высокий уровень самопринятия.

Таким образом, только индивид, хорошо относящийся к себе, оказывается способным к принятию другого и может испытывать чувство зрелой любви. Стабильность зрелой любви связана еще и с тем, что она постоянно удовлетворяет существующие потребности роста, а не дефицитарные потребности, удовлетворение которых приводит к их снятию. Потребности роста также характерны для самоактуализирующихся личностей.

Зрелая любовь возникает из незрелой (романтической любви, или влюбленности) благодаря личностному росту партнеров. При этом чувства, которые испытывают партнеры друг к другу, не ослабевают, а, напротив, возрастают с увеличением длительности отношений, т. е. эмоциональные отношения стабилизируются. Стабилизация эмоциональных отношений предполагает их изменение в содержательном, внутреннем плане. Характерные для влюбленности внутренняя конфликтность и напряженность заменяются на непротиворечивые, более спокойные переживания. Целью подобных отношений является обеспечение благополучия и личностного роста, как своего собственного, так и партнера.

Подводя итог сказанному о психологии влюбленности и любви, следует еще раз подчеркнуть следующее:

· возникновение и течение эмоциональных отношений имеет определенные закономерности;

· необходимо различать «влюбленность» и «любовь» как незрелую и зрелую формы любви;

· зрелой любви обычно предшествует этап влюбленности, которая начинается с возникновения симпатии;

· со временем роль различных характеристик индивида, обеспечивающих успешность общения, меняется: значимость внешних характеристик (физические данные индивида, социально-демографические характеристики, поведение при общении) со временем в значительной мере снижается, а значимость особенностей личности, напротив, возрастает;

· способность человека к зрелой любви зависит от его личностных качеств, в частности, от уровня самопринятия и личностной зрелости.

Дружеские отношения взрослых людей

Установление близких отношений

Поиск партнера, создание тесной эмоциональной связи, построение долговременных отношений - задачи, стоящие перед большинством молодых взрослых людей. Однако множественные стили и виды взаимоотношений не поддаются простому анализу. Здесь мы сделаем обзор различных предположений и подходов.

610 Часть IV. Взрослость

По мнению Беверли Ферр (Fehr, 1996), дружеские отношения составляют сущность жизни взрослого человека. Хотя, выражаясь словами Ферр: «Существует столько определений дружбы, сколько есть социальных ученых, изучающих данную проблему», есть несколько общих для всех дружескизготношений аспектов. Близкие друзья - это люди, которым мы доверяем, на{которых рассчитываем, сталкиваясь со сложными ситуациями, они всегда готовы помочь, нам нравится проводить с ними время. Подобно романтическим отношениям, дружба обычно характеризуется позитивной эмоциональной привязанностью, удовлетворением потребностей и взаимозависимостью (Brehm, 1992). В главе 16 мы вернемся к дружеским отношениям взрослых; важно отметить, что дружба часто включает элементы, очень похожие на компоненты, входящие в состав любви.

Трехкомпонентная теория любви Роберта Стернберга (Sternberg, 1986, 1997) демонстрирует сложности, встречающиеся на пути достижения любовных отношений. Стернберг полагает, что любовь имеет три составляющих, как показано на рис. 14.4. Первая из них - интимность, чувство близости, которое появляется в любовных отношениях. Интимность - чувство привязанности или тесных отношений с любимым человеком. Нам хочется сделать жизнь любимых лучше. Мы искренне любим их и находимся на верху блаженства, когда они рядом с нами. Мы рассчитываем, что они окажутся рядом с нами в трудную минуту, и стараемся всегда сделать то же самое для них. У нас общие занятия, мы разделяем с ними бытовые проблемы, мысли и чувства. Фактически общие интересы и занятия могут стать одним из решающих факторов в превращении отношений ухаживания в отношения любви, супружеские или подобные супружеским.

Страсть - вторая составляющая любви. Этим понятием обозначается физическое влечение, возбуждение и сексуальное поведение в отношениях. Сексуальные потребности важные, но не единственные потребности, мотивирующие поведение человека в процессе взаимоотношений. Например, потребности в самоуважении, принятии и принадлежности также могут играть важную роль. Иногда интим-

Рис. 14.4. Трехкомпонентная теория любви Стернберга. Источник: Sternberg, 1986; адаптировано по Feldman, 1998

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 611



ность приводит к возникновению страсти; в других случаях страсть предшествует интимности. Кроме того, бывает, что страсть существует без интимности или интимность существует без страсти (как в отношениях сиблингов).

Вершина треугольника любви Стернберга - решение/обязательство. Эта составляющая имеет кратковременный и долговременный аспекты. Кратковременный аспект - решение о наличии влюбленности или ее осознание. Долговременный аспект - осознание важности сохранения этой любви. Связь составляющей «решение/обязательство» с двумя другими составляющими может иметь различный характер. Для демонстрации возможных комбинаций Стернберг (Sternberg, 1986) разработал систематику любовных отношений, приводимую нами в табл. 14.1. Очевидно, что большинство людей, заинтересованных в супружеских отношениях, надеются, что они будут сравнимы с совершенной любовью. Но, к сожалению, не одна пара ошибочно принимала слепое увлечение за любовь; а во многих браках умирает страсть, и с ее уходом отношения теряют романтичность.

Интимность может разрушаться отрицательными чувствами, в частности гневом. Страх быть отвергнутым также создает преграды близости, особенно когда он приводит к ложной идентичности, в основе которой лежит желание угодить другому человеку, а не реализация важных личностных потребностей. Традиционные способы ухаживания могут разрушить интимность, если они состоят из одних лишь ритуальных действий и разворачиваются на уровне фасадного общения. Некоторые виды поведения наносят близости еще больший вред: случайный секс, садистическая правдивость, напускная холодность не являются благодатной почвой для развития интимности.

Таблица 14.1 Систематика видов любви, основанная на трехкомпонентной теории Стернберга

Виды любви Компонент
Интимность Страсть Решение/ обязательство
Симпатия + - -
Страстная любовь - + -
Пустая любовь - - -
Романтическая любовь + + -
Любовь-товарищество + - +
Слепая любовь - + +
Совершенная любовь + + +
Примечание: «+» - компонент присутствует; «-» - компонент отсутствует. Эти виды любви представляют собой предельные случаи, базирующиеся на трех компонентах теории любви Стернберга. Большинство реальных любовных отношений попадают впромежутки между этими категориями, поскольку разные компоненты любви выражаются континуально, а не дискретно.