Конспект занятия о пасхе по фгос. Конспект занятия на тему "Пасха" в детском саду
Елена Сидубаева
Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе»
Конспект кружковой работы «Декупаж »
в подготовительной логопедической группе «Дружная семейка»
Тема : «Украшение яиц к пасхе »
Руководитель кружка : воспитатель I категории Сидубаева Е. Г.
Цель : формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж » ; развивать творчество.
Интеграция :
О. О. «Познание»
Расширять кругозор детей о духовных праздниках, познакомить с символами праздника «Пасха » .
О. О. «Музыка»
Создавать благоприятный музыкальный микроклимат.
О. О. «Труд»
Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж »
О. О «Коммуникация»
Развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) Активизировать словарь по теме : «пасха » , «символ»
О. О. «Здоровье»
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
О. О. «Социализация»
Воспитывать интерес к народным играм, взаимовыручку и взаимопомощь в игре.
Демонстрационный материал : украшенные писанки , картины с праздником «пасха »
Раздаточный материал : яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клей, кисти, салфетки
1. Организационный момент.
Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками» .
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом.
Опять весна душистая
Повеяла кругом.
Я не зря принесла вам весенним днем эти яички и хочу спросить : «Какой духовный праздник приближается?»
Скажите, что означает слово «Пасха » ?
(избавление)
2. Энциклопедический рассказ о празднике
В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. В этот праздник люди забывают про свои обиды, мирятся друг с другом.
О каком пасхальном обычае вы знаете ?
А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу яйца?) Яйцо-это маленькое чудо,это символ жизни.
Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю - верили, что урожай будет хороший. Эти обряды складывались веками и дошли до наших дней. Один из них - красить и украшать яйца , а затем дарить друг другу.
3. Рассматривание красиво украшенных писанок .
Полюбуйтесь, чем украшены яйца ?
Что обозначает волнистая линия, точки, круги, цветы? (река, солнце, весна)
Ребята, праздник Пасхи мы встречаем
И яички украшаем
Вот пасхальное яйцо-
Ах, не празднично оно.
Ты яичко покатись-
К празднику принарядись.
4. Практическая часть
А украшать мы яички будем в знакомой нам технике «декупаж » .
Подумайте, кто какими узорами хочет украсить свое яйцо ?
Намазываем яйцо клеем;
Накладываем узор;
Разглаживаем кисточкой.
(Оказание индивидуальной помощи при наклеивании салфеток
Вот и окончена работа
Позабыты все заботы.
Вот яичко покатилось
К Великому празднику Пасхи принарядилось .
5. Обобщение. Анализ
Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички .
Какое настроение оно у вас вызывает?
-Как в народе говорится : «Кончил дело, гуляй смело!» Пришла пора поиграть детвора
6. Народная игра «Собери яйца»
При помощи считалки выбирается «зайчик» . Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, на столе, под скамейкой, около шкафа.) .
Дети хором проговаривают : «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе соберу , ищи, я помогу!»
«Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь : 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.
Разинькова Наталья Александровна
Воспитатель ВКК
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 55»
2016г. г. Воронеж
Конспект ОД в подготовительной группеТема: « Пасхальное яйцо»
Цель:
Продолжать знакомство детей с русским народными традициями, с мастерством миниатюрной росписи.
Задачи:
Учить рисовать традиционные элементы;
Уточнить предоставление об элементах декоративной росписи яйца;
Совершенствовать умение использовать полученные знания в собственном творчестве;
Продолжать учить пользоваться цветом как средством художественной выразительности;
Развивать фантазию, наблюдательность и воображение;
Формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому, воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.
Предварительная работа
Знакомство с праздником «Пасха». Рассматривание иллюстраций сизображением яиц. Игра в мини-музей писанок. Беседа о том, что в разныхвидах декоративно-прикладного искусства часто встречается одинаковыеэлементы декора.
Оборудование, материалы, инструменты:
Плакаты с элементами орнамента (символы солнца, бесконечники,звездочки, снежинки, растительные мотивы; прямые волнистые изигзагообразные линии), шаблоны в форме яйца с орнаментальными сетками;игра «Найди пару» - шаблоны в форме яйца с различными росписями. Яйца -писанки. Фотографии с изображением пасхальных яиц.
Запись колокольных звонов с пением птиц.
Аудиозапись «Арабеска».
Вода в баночках, кисти 3 шт. № 1, 2, 3 - белка, гуашь в палитре - яркиецвета, умные палочки, простые карандаши, подставки салфетки.
Корзина в ней шаблоны в форме яйца в цвете, конфеты, рушники.
Ход занятия
Эмоциональный настрой.
«Справа друг и слева друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Вводная часть.
Ребята на прошлой неделе мы с вами праздновали один из величайших христианских праздников. А что это был за праздник? Что обозначает слово «Пасха» (избавление, освобождение). В этот день мы празднуем победу жизни над смертью. Победу добра над злом. Это праздник торжества жизни. А что в этот праздник вы слышите повсюду (слышен звон колоколов)?
Включается аудиозапись - «Звон колокола и пение птиц»
Ребенок читает стихотворение
«Колокол дремавший
Разбудил поля
Улыбнулась солнцу
Сонная Земля
Тихая долина
Разгоняет сон,
И за лесом синим
Замирает звон!
В какое время года это происходит (всегда весной, когда пробуждается природа)? А в какой день недели бывает этот праздник? Какое поверье раньше было у людей (на главную площадь люди ставили качели, а кто выше раскачается, будет самым счастливым и богатым в этом году, водили хороводы - это напоминало движение солнца, они верили, что это поможет быстрому приближению тепла)? Какая примета была в пасхальный день (если погода солнечная, то это к хорошему урожаю к жаркому лету)? Как праздновали? Что готовили? Что являлось главным символом стола? А почему? Яйцо - символ жизни, воспевание солнца как источника жизни на Земле. Что делали люди с яйцами? Как они их называли? Какие они яйца раскрашивали? Затем как стали называться яйца? Почему? Что с ними делали? Для чего их расписывали? Какой обычай был и есть в наше время? Что говорят люди друг другу на «Пасху»?
Показ яиц с росписью мастерицами.
Дети давайте рассмотрим вот эти яйца. Какую использовали мастерицы роспись? А какую роспись вы еще знаете? А какие элементы узора вы знаете?
Солнечные: круг, круг с прямыми и волнистыми линиями, сочетание кругов, круги с точками. Какой цвет?
Растительные мотивы: листья, ветки, цветки, деревья, венки.
Воздушные элементы: снежинки, дождинки, радуга.
Бесконечники: напоминают восьмерку, завиточки символизируют бесконечность жизни, возрождение природы
Зооморфорные: изображение птиц, животных (или только рожки).
А что помогало мастерицам в росписи яйца (орнаментальные схемы-сетки)?
Чем они облегчали труд (её делили на части, чтобы со всех сторон был виден ритмичный узор). А элементы можно разместить внутри участка и на пересечении линий. На основе орнаментальных сеток можно создавать множество композиций.
Игра «Найди пару»
Молодцы как вы много знаете, сегодня, когда я пришла в д/с, почтальон передал мне посылку из города Москва от детей д/с №3. Они пишут нам, что они научились только раскрашивать яйца, а расписывать еще не умеют. Но узнали, что в нашем детском саду настоящие художники и просят вас помочь им расписать яйца. Мы справимся? Тогда поспешите, порадуйте малышей научите их мастерству.
Пальчиковая гимнастика «Кисточка»
Кисточку в руках катаю, между пальчиков кручу
Непременно каждый пальчик, быть послушным - научу.
Поднимаюсь вверх, опускаюсь вниз, рисовать сейчас начну.
Практическая работа детей под музыку «Арабески»
Анализ
Кто хочет рассказать о своей работе? Какой у тебя узор? Цвет? Почему? Вы все молодцы, вам понравились ваши работы? Вы настоящие художники. А за то, что вы потрудились, для вас есть угощенье.
В статье представлено тематическое занятие для детей старшей группы с общим недоразвитием речи. Основная цель занятия состояла в расширении и активизации словарного запаса детей, расширения кругозора, закрепление лексико-грамматической стороны речи, развитие у детей художественно-творческих способностей, воображения, памяти. Также не маловажным моментом в занятии является развитие мелкой моторики детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
«ПАСХА. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ. СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ»
Левшенкова Галина Насурулловна , учитель-логопед
Цель:
- совершенствовать грамматический строй речи; развивать творческие способности; продолжать учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой; развивать диалогическую речь, закреплять умение правильно выстраивать предложение;
- закреплять четкое произнесение поставленных звуков;
- расширять знания о русских праздниках и обычаях, поддерживать интерес к народно-прикладному искусству;
- закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца;
- воспитывать уважение к народным умельцам; закреплять умение лепить из теста жаворонков, воспитывать уважение к хлебу, прививать интерес к кулинарии;
- развивать у детей художественно-творческие способности, воображение, память;
- развитие мелкой моторики.
Материал и оборудование:
- русские народные костюмы, платки, кокошники, рубахи, кушаки, платок, очки, 2 корзины, свеча в подсвечнике, вареные яйца, плетенка с клубками, готовое тесто, клеенки, ножи, полотенца, подносы для жаворонков, фартуки, косынки, подставки для росписи яиц, кисти, подставки под кисти, краски, баночки с водой, тряпочки, угощение.
- группа украшена в русском стиле: печка, люлька, прялка; выставка народно-прикладного искусства, выставка расписных яиц;
- спички, огнетушитель.
Ход занятия:
I. Логопед и дети наряжены в русские народные костюмы.
Логопед: Дети, какие вы все нарядные, красивые. Расскажите, что на вас надето?
Дети рассказывают про свои наряды.
Логопед следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки.
Логопед: Какие вы молодцы. А чем украшена наша группа?
Дети перечисляют предметы, поделки русского народного искусства (павлопосадские платки, гжель, городец, дымку, жостовские подносы, хохлому).
Логопед: Ребята, хотите поиграть? У меня есть корзина с сюрпризом.
Логопед надевает платок и очки, в корзине лежат клубки.
Логопед: Я буду ваша бабушка. Здравствуйте мои хорошие. Садитесь на ковер и слушайте внимательно.
II. В группе выключается свет, логопед зажигает свечу в подсвечнике и ведет беседу:
«В далекие времена, когда электричества еще не было, люди пользовались лучиной, маленькой тонкой щепкой. У меня есть свеча. Ее мы и зажжем. Но я хочу вам напомнить, что самим без взрослых это делать нельзя. И в случае пожара мы воспользуемся огнетушителем. Свеча горит и рассказ льется. А пока я буду рассказывать, я буду перематывать клубочки. Давным-давно, когда я была еще маленькой девочкой, я очень любила праздники. А их на Руси было много. Но самым главным, самым светлым и радостным был праздник Светлой Пасхи. Для этого праздника готовились особо тщательно: чисто прибирались в избе, приводили в порядок одежду. И, самое приятное – готовили много угощений. Моя бабушка пекла куличи и делала пасху. А мы с мамой лепили из теста замечательных жаворонков. А еще на Пасху …. Ой, я, кажется, забыла, что же еще готовили к Пасхе? Внучата, стара я стала, помогите мне».
III. Дети дополняют рассказ. Логопед следит за речью детей, помогает правильно выстроить предложение, хвалит за полные ответы. Включается свет, логопед с детьми рассматривают образцы расписных яиц.
«Замечательно. На Светлый праздник Пасха красили яйца! Одни яйца были чисто красными, а другие расписывали всевозможными узорами. Как же назывались такие яйца? Правильно, красные яйца назывались крашенки, а с узорами – писанки. Для писанок использовали специальные символы: петушиные гребешки защищали от злых сил, солнышко – к хорошему урожаю, звездочки – чистая душа и доброта. А чтобы узор был ровным и красивым нужно работать аккуратно».
«А я принесла вам вареные яйца для росписи. Да только не помню, где оставила корзину. Чтобы ее найти, мне поможет волшебный клубок. Мы будем наматывать нитку в клубок, и двигаться по ней». (Заранее готовится «путанка» для физкультминутки).
IV. Физкультминутка. Дети идут за логопедом, преодолевая «препятствия».
V. Логопед вместе с детьми находят корзину и предлагает детям разбиться на две команды: девочки и мальчики. Мальчики садятся за столы для росписи яиц (фото 1) , девочки подходят к столам для приготовления жаворонков.
Фото 1.
Девочки моют руки, надевают фартуки, косынки. Логопед уточняет принципы работы росписи яиц, затем этапы изготовления жаворонков, дает рекомендации пользования ножом (фото 2) . Предварительно дети тренировались лепить птичек из пластилина.
Фото 2.
После выполнения заданий, писанки выставляются на поднос, а готовые жаворонки выкладываются на противни для выпекания (фото 3, 4) .
Фото 3. Фото 4.
VI. Дети рассматривают работы друг друга, дают оценку, объясняя, чем понравилась работа .
Логопед подводит итог:
«Ребята, вы все сегодня все очень постарались! Вы были молодцы! Я вами горжусь! А вы знаете, что на Пасху детки играли раскрашенными яйцами? Да, стучались ими. Чье яйцо останется целым, тот и выиграл. А с испеченными жаворонками поступали так: первого съедала хозяйка дома, чтобы никогда не болеть, второго давали корове – чтобы та давала больше молока, крошили курам – чтобы несли больше яиц. А еще одного жаворонка вешали на дерево перед домом – весну кликали. И мы с вами обязательно повесим жаворонка на дерево, чтобы быстрее наступила весна! А сейчас у меня для вас есть угощение». Логопед угощает детей.
МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»
воспитатель: Николенко Алена Сергеевна
Конспект ООД по познавательному развитию
в подготовительной группе
«Пасха идёт!»
Задачи:
Познакомить с народным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, традициями;
Познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как, о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
Воспитывать стремление к доброте, правдивости, милосердию, любви к ближнему, к послушанию и трудолюбию. Развивать навыки доброжелательного общения, способность различать нравственное и безнравственное.
Формировать эстетический вкус; развивать воображение и фантазию.
Материал: ваза, веточки вербы, бантики, блюда с крашеными и расписанными яйцами, колокол. Музыка – звон колоколов, народная музыка. Иллюстрации, посвящённые празднику – Пасхи. Гуашь разных цветов, беличьи кисти №1, 2, 3, палитра, готовые изделия пасхальных яиц, пустая скорлупа яиц, бисер, салфетка, баночка с водой. Аудиозапись «Пасхальный Благовест»
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла? Что бы узнать, отгадайте загадку:
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь вербы распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам –
Веселые, живые,
Как маленькие детки. (Веточки вербы.)
А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье? (ответы детей )
Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы. Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.
Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе. (Дети украшают веточки бантиками )
2. Рассказ «Чистый четверг»
Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствуется весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим.
У православных славян существовало множество обычаев, приуроченных к дням Великой недели. Так, Великий Четверг традиционно называют "чистым", причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом.
Во время богослужений в этот день вспоминают важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав тем самым пример братской любви и смирения. С этого дня и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы будут посвящены воспоминанию о земных страданиях Спасителя.
В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой - купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. В этот день убирали в избе, всё мыли и чистили. На Севере и в Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный можжевеловый дым защищал человека и "животинку" от болезней.
Бытовало также поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи.
Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всеобщее бдение. «Бдение» – от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями в эту священную ночь не спали и дети, их тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких.
Начинают праздник Пасхи в семье все без исключения со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».
В вашей семье такие обычаи сохранились? (ответы детей)
2. Беседа «Пасха – светлый праздник»
Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.
Сердце с бедами свыкается –
Но, когда ускачет бес,
К нам на крыльях опускается
Пасха яркая с небес.
Пасха русская, старинная,
С пестротой и толчеей,
Неподдельная, былинная –
Та, что празднуем семьей.
Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.
Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона? (Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)
А как в ваших семьях готовятся к Пасхе? (Ответы детей: украшают дом, пекут куличи, красят яйца.)
3. Физкультминутка.
Со святой пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы встанем в хоровод и покличем весну.
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
И зима – теплее,
а весна – милее!
В лесу вырастут грибы.
В огороде – Бобы,
В поле рожь и ячмень.
В саду зелен – хмель.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными! (Водят хоровод)
4. Игра «Катание Яиц»
Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. - Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца).
На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру «Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится, тот и победит.
(Звучит народная музыка)
На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.
(Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.)
Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
Пестрое – от веснушек.
С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
С жёлтыми колосьями – для урожая.
С домом – к новоселью.
С дубовым листом – будешь сильным.
С зайчиком – этот символ означает храбрость.
С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.
Ребята, а вы хотите своим родным приготовить пасхальные расписные яйца?
У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.
( Дети под аудиозапись «Пасхальный Благовест» расписывают яйца)
6. Подведение итогов
Осмотрите свои работы (выставка)
Чем замечательны ваши сувениры?
О чем вы думали, когда готовили их?
С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Роспись пасхальных яиц»
Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха.
Задачи:
Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.
Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.
Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.
Воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам.
Оборудование: ноутбук, презентация « Детям о Пасхе», аудиозапись колокольного звона, коллекция пасхальных яиц, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.
Ход занятия
1.
Ребята! Каждый год весною мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». (слайд 1)
Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес! (слайд 2)
Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.
Ясно и солнечно в Светлую Пасху!
Крашенки красные, песни и пляски.
Свет на душе, как от яркой свечи.
И на столе уже ждут куличи.
Пусть разнесется по миру: Воскресе!
Будем всегда мы с надеждою вместе. (слайд 3)
В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом. (аудиозапись колокольного перезвона)
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С утра все выходили на улицу и смотрели как «играет солнышко». (слайд 9)
Дети кликали солнышко:
Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.
Ребята, что вы еще знаете о традициях Пасхи? (ответы детей)
Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, пасхи и крашенные яйца. (слайд 10, 11)
Сегодня, ребята, мы познакомимся с разными способами украшения пасхальных яиц. И, конечно, попробуем сами расписать яйцо.
По данным археологов, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.
Существует несколько способов раскрашивания яиц. Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители. Крапанки - сначала варёное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок. (слайд 13)
Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)
Значение цвета:
красный - цвет радости, жизни, любви;
желтый – солнце, луна, звезды;
зеленый – символизирует весну, молодость;
сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.(слайд 14)
Драпанки - яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.(слайд 15)
–Ребята! А как у вас в семье красят яйца? - Ответы детей
Ребята, посмотрите ка еще можно украсить пасхальные яйца (слайд 16, 17, 18).
А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости. Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).
Физкультминутка.
А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо, снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз - присядем, два – присядем
И на стул тихонько сядем.
Самостоятельная творческая работа
Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц.
Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!
Беседа за работой:
Писанкам придавали большое значение.
Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.
Высохшим желтком лечили ожоги.
Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.
Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.
Рефлексия
Ребята! Посмотрите, какие замечательные писанканки и крапанки у вас получились.
Для чего делали яйца-писанки?
Какие цвета использовали мастера?
Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!
Пора надежд и возрождения
Опять пришла! Душа поёт!
Так пусть Христово Воскресение
Любовь и счастье принесёт!