Когда можно сказать мальчика на горшок. Когда следует приучать ребенка к горшку

В жизни любого малыша наступает ответственный момент, когда родители решают, что он достаточно большой и уже может обходиться без подгузника. Одного желания взрослых мало, гораздо важнее физиологическая и психологическая готовность ребенка, без которых приучить к горшку, не вызывая негативных эмоций, невозможно. Следует запастись не только терпением, но и некоторыми знаниями, а также изучить методики, выбрав наиболее подходящую.

Возраст физиологической готовности

До определенного возраста дети не контролируют процессы опорожнения мочевого пузыря и кишечника, они просто не чувствуют их заполненности. Центральная нервная система развита в недостаточной степени и еще не способна передавать импульсы от органов в головной мозг и обратно, а без этого невозможно осознанное освоение подобных навыков.

Неразвитыми являются и органы, которые непосредственно отвечают за физиологические процессы: кишечник, в частности, прямая кишка и ее сфинктеры, мочевой пузырь, уретральный сфинктер, мускулатура брюшной стенки. Перечисленные несовершенства устраняются только к 1.5 годам, а у большинства это происходит и того позднее. Поэтому врачи оптимальным для начала приучения к горшку считают возраст не ранее 1.5 лет, однако уточняют, что затянуться он может до 3-5 лет, и это не будет патологией.

Есть категория родителей, хвастающихся достижениями своих чад, которых они уже в 9-10 месяцев (а иногда и раньше) с успехом высаживают на горшок. При наблюдении за такими малышами можно заметить, что они действительно опорожняются, когда мама сажает их на горшочек или держит над тазиком, ванной, произнося заветное «пись-пись». Однако это всего лишь рефлекс, и ничего общего с осмысленным использованием туалета он не имеет. Как только взрослые «прозевают», свои дела ребенок сделает в штаны, так как это для него все еще неконтролируемый процесс.

Большинство современных педиатров и неврологов против вызывания у ребенка связи между характерными звуками (излюбленное у родителей «пи-пи» и «а-а», звук текущей воды) и физиологическими процессами. Проблемы начинаются в возрасте, когда большинство начинают осознанно проситься на горшок. Они зажимаются и не могут сходить в туалет без «звукового сопровождения». А если ребенка с 3 месяцев держали над тазиком, ванной или пеленкой, то посадить его на горшок гораздо труднее, так как он, скорее всего, будет требовать привычных условий для удовлетворения естественных потребностей.

Гораздо хуже обстоят дела у детей, которых родители насильно усаживают на горшок, прерывая, например, игру, и не дают встать, пока малыш не пописает. Расстроенный ребенок быстро невзлюбит этот атрибут и будет всячески избегать его.

Социальные навыки как показатель готовности

Важную роль в приучении к горшку играет и развитие социальных навыков. Доктор Комаровский, например, считает, что нет смысла начинать обучение, если не сформированы «азы туалетной науки»:

  • увеличение интервала между опорожнениями до 2 и более часов;
  • знание и понимание слов, указывающих на физиологические потребности («писать», «какать»);
  • осознание того, что от него хотят взрослые, полное понимание обращенной к нему речи;
  • нежелание находиться в мокрых штанах;
  • стремление подражать родителям;
  • умение выражать свои желания, пусть и не в словесной форме, а жестами, звуками;
  • умение снимать и надевать штаны самостоятельно.

Если перечисленные навыки развиты в достаточной степени, можно приступать к знакомству ребенка с горшком.

Оптимальный возраст приучения к горшку и как его определить родителю

Во сколько начинать малыша знакомить с горшком, должны определить родители, у каждого ребенка это будет индивидуально. В работе «Дневник развития от рождения до трёх лет» А. Казьмин, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой клинической психологии раннего детства, выделил основные этапы сформированности и определения готовности малыша к освоению гигиенических норм:

  1. В 12-14 месяцев малыш начинает негативно реагировать на то, что его штаны оказались мокрыми, требует их заменить.
  2. В 18 месяцев пытается показать, что хочет в туалет. Ребенок уже способен ощущать некие позывы и давать о них знать. Но он еще не может сдерживаться, поэтому, если родители вовремя не отреагируют, малыш опорожнится в штаны. Это могут быть звуковые сигналы или же изменение настроения. Например, среди игры кроха застывает, задумывается, внимательно смотрит на маму или рядом стоящий горшок.
  3. В 22 месяца ребенок пытается сказать о своей надобности любыми доступными ему средствами, но далеко не все дети в этом возрасте используют слова. Это могут быть жесты, некоторые самостоятельно несут горшок.
  4. К 2 годам малыш уже в течение 3 часов способен оставаться сухим. Если родители смогли к этому возрасту объяснить предназначение горшка, то малыш осваивает эту науку. Он самостоятельно стягивает штаны и садится, нужно следить только, чтобы белье было снято в достаточной мере, одежда не была намочена. Также следует помочь одеться, потому как 2-летнему ребенку еще трудно делать все самостоятельно.
  5. В 2.5 года многие начинают говорить и уже способны объяснить свои потребности. Здесь нужно следить, чтобы ребенок вовремя садился на горшок, потому что, заигравшись, он может не контролировать себя и снова испачкает штанишки.
  6. К 3 годам, как правило, детки самостоятельно контролируют весь процесс: легко находят горшок, не найдя, могут попросить взрослого проводить его, снимают и надевают штаны.

Таким образом, лучшим возрастом, когда ребенку нужно начинать знакомство с горшком, по мнению большинства педиатров, является 1.5-2 года. Именно в это время он физиологически и психологически становится готовым к тому, чтобы полноценно освоить столь важные гигиенические навыки.

Видео: Доктор Комаровский о возрасте приучения к горшку

Подготовительные этапы приучения к горшку

Если по всем показателям (физиологическим, психологическим, социальным) родители определили, что в жизни малыша настал важный этап взросления, следует определить линию поведения и четко придерживаться ее. Нельзя после нескольких неудачных попыток оставлять задуманное, важно запастись терпением и изо дня в день добиваться поставленной цели.

Для начала ребенка «знакомят» с горшком, то есть показывают и объясняют ему, что это и для чего используется. В процессе игры демонстрируют, что одна из игрушек «захотела писать и пошла на горшочек».

После пробуждения утром или днем, перед сном высаживают на горшок на 3-5 минут. Часто бывает, что малышу запрещают вставать, пока он не опорожнится. Так, капризничая, он может просидеть до получаса, что грозит впоследствии психологическим дискомфортом и боязнью туалета. Если ребенок хочет, 3 минут ему хватит, чтобы удовлетворить потребность.

Следует отказаться от подгузника в дневное время. Но не следует во время приучения к горшку оставлять голышом (без штанов или трусиков), так он не сможет установить связь между мокрой одеждой и тем, что необходимо сделать, чтобы она осталась сухой.

Очень важно первое время хвалить кроху, когда получится самостоятельно справить нужду, куда необходимо. Это огромный шаг в его развитии, он должен знать это и то, что его успехи родители очень ценят.

Как только родители увидели, что ребенок без боязни, капризов и истерик садится на горшок, при этом сам снимает штаны, можно переходить к заключительному этапу, то есть к непосредственному приучению.

Основные методики приучения к горшку

Существует несколько методов, применяемых на заключительном этапе обучения. Это может быть классическая методика постепенного приучения или одна из так называемых быстрых методик.

Важно: Приучать самостоятельно пользоваться туалетом следует только после подготовительных этапов знакомства с предметом гигиены и развития необходимых социальных навыков. Нельзя в первый же день после приобретения горшка сажать на него ребенка и требовать, чтобы он сразу же начал им пользоваться по назначению.

Классическая «выжидательная» методика

Часто родители не ставят себе цели за короткое время обучить «горшечной науке», а просто показывают ему горшок, ставят его на видное и доступное место, периодически напоминая, для чего здесь находится этот предмет. Специально высаживать на горшок можно и нужно после и перед сном, перед прогулками, если малыш длительно не справлял нужду. Рано или поздно ребенок сам все поймет и начнет постепенно пользоваться «унитазом».

Конечно, эта методика длительная, но и более естественная. Как говорит Комаровский, следует просто оставить ребенка в покое и дать ему самостоятельно все понять и во всем разобраться. Но важно напоминать, чтобы малыш сам сел на горшочек, а не снимать с него штаны и усаживать. Только так будет происходить самообучение.

Более действенными многие родители считают так называемые быстрые методики.

Как приучить за неделю

Джина Форд и ее система «Добровольный малыш» обещает приучить ребенка к горшку за 7 дней. Эту методику применяют к деткам, достигшим возраста 1.5 лет, имеющим определенную подготовку. То есть ребенок умеет снимать штаны и понимает, для чего это необходимо:

  1. День первый. С крохи снимают подгузник, объясняя, что он стал большим и будет носить трусики. После пробуждения его сажают на горшок на 5-7 минут. При неудачной попытке повторяют через 15 минут. Так до тех пор, пока не будет достигнуто желаемое. Перерывы между результативными высаживаниями составляют 2 часа.
  2. День второй. Родители ставят себе цель следить за поведением, фиксируя любые признаки необходимости горшка. Ребенку следует предлагать горшочек, но не сажать его насильно.
  3. День третий. Убирают подгузник на время прогулки и дневного сна. Для этого следует добиться, чтобы малыш оправился, только потом отправляться гулять или укладывать его спать. В возрасте 1.5 лет перерыв между походами в туалет уже составляет не менее 1 часа.
  4. С четвертого по седьмой дни следует предлагать горшок через равные промежутки времени, особенно если малыш увлекся игрой.

Конечно, через неделю малыш не освоит гигиенические навыки как следует, осечки будут, возможно, поначалу даже чаще, чем хотелось бы. Но уже на этом этапе родители замечают очевидный прогресс. Автор методики отмечает, что главное – не отступать. Если результата через 7 дней нет, все так же продолжают следить за потребностями малыша и предлагать ему горшочек.

Как приучить за 1 день

Авторы методики - Натан Эзрин и Ричард Фокс. Используется метод, когда ребенку уже исполнилось 2 года (и больше), сам он способен полностью понимать обращенную к нему речь и что конкретно от него требуют, может объяснить свои желания и потребности.

Подготовительная работа начинается за 2 недели. Мама знакомит ребенка с горшком, учит снимать и надевать трусики и штанишки. Когда он уяснит простейшие правила пользования предметом гигиены, без сопротивлений и истерик снимает штаны и садится на горшок, можно выбирать день для обучения.

Маме сразу нужно настроиться, что целый день – с утра и до вечера – ей придется быть рядом с ребенком, отложив все домашние дела. Запастись сухой одеждой, любимой игрушкой крохи, лакомством (например, печеньем) и, конечно, терпением. В этот день ребенку нужно давать как можно больше жидкости, это может быть любой напиток, который он любит. Можно выбрать сок, разбавленный водой, чтобы не вызвать аллергию от употребления слишком большого объема, или клюквенный морс, обладающий легким мочегонным эффектом.

Как только ребенок проснулся, следует снять с него подгузник, переодеть в трусики и сразу посадить на горшок. Если ребенок не пописал, долго держать его не стоит.

Мама в течение дня постоянно объясняет, для чего нужен горшок. Для примера усаживает на него любимую игрушку, незаметно подливая в емкость воды, якобы игрушка пописала. Вместе с ребенком идут выливать жидкость в унитаз. Можно разрешить малышу смыть за любимцем, как правило, этот процесс вызывает восторг.

Высаживать ребенка на горшок следует через каждые 10-20 минут. Из-за выпитой жидкости малыш будет писать часто, поэтому в какой-то из разов цель будет достигнута, он опорожнится, куда надо. Мама должна проявить радость и похвалить кроху, вознаградить любим лакомством. При неудачах можно показать, что мама расстроилась испачканной одеждой и мокрым полом, пойти вместе с ребенком вытирать лужу, но ни в коем случае не ругать его.

Как правило, к концу дня после неоднократных объяснений и похвал ребенок уже четко понимает, чего от него хотят, сам при необходимости бежит на горшок, который всегда должен быть рядом. До определенного возраста ребенок не может сдерживать позывы к мочеиспусканию и дефекации. Если в поле его видимости предмета гигиены не оказалось, свои потребности он справит в штаны или, приученный их снимать, в любое удобное для него место.

Видео: Психолог о том, когда и как высаживать на горшок

Приучение по ночам

Часто к этому этапу родители обращаются в последнюю очередь. Ничего плохого в этом нет, но следует понимать, что слишком позднее приучение проситься на горшок по ночам грозит проблемами в будущем в виде энуреза , непроизвольного мочеиспускания. К 5 годам ребенок должен просыпаться при позывах.

Начинают с того, что убирают подгузник на ночь. Чтобы не были испачканы простыни и матрац, который очень непросто высушить и потом избавиться от неприятного запаха, постель ребенка застилают клеенкой, сверху натягивают простынь в 2-4 слоя. Можно использовать современные впитывающие пеленки с непромокаемым нижним слоем, которые есть в аптеке или детском магазине.

Если малыш не просыпается ночью попить или перекусить, родителям придется через каждые 3 часа ставить будильник, чтобы высадить его на горшок. Постепенно интервал увеличится, и просыпаться можно будет только 1 раз за ночь. Держать сонного ребенка нужно не более 3 минут. Если малыш описается, от того, что пеленка мокрая, он, скорее всего, проснется. Следует посадить кроху на горшок и сменить простынь.

Контролировать ночное мочеиспускание получается далеко не сразу. Уходит до полугода и больше, пока не выработается навык вставать, чтобы сходить в туалет.

Важно: Даже у деток, которые по ночам просятся на горшок, случаются промахи. Это происходит, если малыш спит слишком крепко или если он болеет. Некоторым бывает просто лень вставать, они думают, что «разок можно». Именно поэтому до 5-6 лет родителям не следует посылать детей в туалетную комнату, лучше ставить горшочек рядом с кроватью.

Видео: Опыт мамы о ночном приучении к горшку

Какие проблемы возникают и как их решить

Далеко не всегда удается решить проблему сразу. Возникает ряд ситуаций, к которым родители бывают не готовы:

  1. Умеющий пользоваться горшком малыш начинает снова писаться в штаны. Регресс проявляется как реакция на стресс (например, смена места жительства и садика , развод родителей). Может быть признаком приближения так называемого «скачка в развитии», когда после некоторой паузы у ребенка резко появляются новые умения и навыки. Как правило, через время (от недели до месяца) все нормализуется. Если же этого не происходит, лучше посоветоваться с неврологом.
  2. Боязнь горшка. Ребенок изначально не желает садиться на него, плачет и вырывается. К такой реакции чаще всего приводят различные ошибки родителей в процессе обучения данному социальному навыку. В этом случае следует сделать перерыв и совсем убрать горшок из вида. Месяца через 2-3 купить новый, полностью отличающийся формой, цветом и прочими параметрами, и начать все с начала. Можно попробовать приучать малыша садиться сразу на унитаз, используя специальный детский стульчак и подставляя для удобства стульчик-лесенку.
  3. Медицинские проблемы, при которых ребенок 3-5 лет не умеет контролировать мочеиспускание и дефекацию. Эти проблемы решает только врач.

Иногда ребенок отвергает горшок из-за ошибок родителей, наиболее частой из которых является неподходящий возраст приучения, когда малыш не готов ни психологически, ни физиологически, не обладает достаточными социальными навыками.

Постоянное ношение подгузников приводит к тому, что нет неудобств от мокрых штанов. Педиатры советуют с первых дней жизни проводить воздушные ванны, а примерно с 3-4 месяцев надевать впитывающие средства только на сон и на прогулку. Ребенок должен чувствовать свое тело, понимать, когда ему комфортно, от чего бывает дискомфорт и как этого избежать.

Пристыживания вызовут у крохи боязнь горшка. Часто такие детки стараются сделать свои дела незаметно. Опасаясь наказания, ребенок будет ходить мокрый, это ведет к воспалению органов мочеполовой системы, инфекциям, зимой – к переохлаждению.

Начинать приучать малыша к горшку опытные мамы рекомендуют в теплый период, когда не страшно, если ребенок окажется мокрым на улице. Конечно, кроху сразу же следует переодеть в чистое сухое белье.

В момент приучения одевать и дома, и на улице ребенка следует так, чтобы он сам без труда мог снять трусики и штанишки. Для этого выбирают одежду с нетугой резинкой, без застежек, шнуровок и прочих приспособлений. Подгузники с липучками лучше заменить на специальные подгузники-трусики для приучения к горшку, которые малышу также не составит труда быстро стянуть с себя в случае необходимости. Их первое время можно надевать на прогулку или перед поездкой, на дневной и ночной сон.

Мальчиков, как и девочек, начинают приучать к горшку сидя. Когда навык освоен полностью, папа объясняет сыну правила поведения в туалете, не забывая напоминать об обязательном мытье рук после его посещения.

Огромное значение имеет и правильный выбор горшка. Цвет не играет решающей роли, потому как в столь юном возрасте малышу будет безразлично, розовый или зеленый у него горшочек. Если родителям этот вопрос принципиален, можно опереться на предпочтения самого ребенка, взяв его с собой за покупками.

Существует несколько простых требований к первому атрибуту:

  1. Анатомическое выполнение. Для девочек выбирают горшки с круглой выемкой, для мальчиков – с овальной.
  2. Материал. Лучше брать приспособления из качественного пластика: они не охлаждаются, ребенок будет чувствовать себя на нем комфортно.
  3. Отсутствие эффектов. Существует множество горшков со звуковыми или световыми эффектами, но от них лучше отказаться, дабы не напугать ребенка или чтобы малыш не воспринял средство гигиены как игрушку.
  4. Устойчивость. Детки бывают на горшке достаточно активными, особенно когда мамы сажают их на длительное время. Чтобы исключить падение ребенка и выливание жидкости на пол, отдать предпочтение стоит моделям с широким основанием.

Если планируются поездки, то можно приобрести горшок с крышкой или специальный контейнер-непроливайку.

Когда ребенок категорически отказывается садиться на горшок, можно постараться завлечь его любимой игрушкой или читать ему в это время книгу. Увлекаться данным способом не стоит, потому что впоследствии можно столкнуться с отказом идти к своему туалету, пока мама не возьмет в руки книгу.

Видео: Доктор Комаровский о «горшечной науке»


Многие современные родители сталкиваются с такой проблемой в воспитании малыша, как неспособность приучить ребенка к горшку . Вообще привыкание к горшку может стать очень сложным делом и для ребенка и для матери, особенно, если она очень резка и нетерпелива. Во-первых, нужно подождать, чтобы ребенок научился стабильно и уверенно сидеть. Во-вторых, необходимо определить, сколько раз в день и в какое время у ребенка стул. Ну и третье, пожалуй, самое главное, требуется оценить, готов ли ребенок сотрудничать с родителями в процессе привыкания к горшку. Если у вашего малыша стул не в одно и то же время, он обычно гримасой или голосом дает понять, что хочет облегчиться, этого бывает достаточно родителям, чтобы понять его намерения и успеть поднести горшок. Важно – ни в коем случае не принуждать ребенка. Родители должны лишь помочь малышу привыкнуть к горшку, когда он уже к этому готов. Только в этом случае все советы, как приучить ребенка к горшку, вам помогут.

Горшок следует выбирать из пластика, но не из метала, так как такой горшок холодный и вашему чаду будет неприятно сидеть на нем, это может отпугнуть ребенка. Горшок должен быть всегда чистым и теплым, ставить его лучше в детской, где и температура выше, чем скажем в прихожей.

Как быстро приучить ребенка к горшку

Быстро приучить ребенка к горшку обычно требуется в тех случаях, если малыша срочно нужно отдать в ясли или детский сад. Не торопите события. Ваша кроха научится ходить в туалет «по-взрослому», когда будет к этому готова. Процесс привыкания может занять от 3 до 6 месяцев и более. На этом этапе не усаживайте ребенка насильно, кроме протестов и агрессии с его стороны, вы ни чего не добьетесь. Не желает малыш сидеть на горшке – не настаивайте. В наше время, когда детишки с первых дней жизни «обмундированы» в подгузники, приучать к горшку нужно со снятия этого удобного современного приспособления днем, примерно до трех месяцев, до усаживания на горшок.

Если вы планируете в ближайшее время отдать ребенка в детский сад, то начните приучать его к горшку заранее.

Как правильно приучать ребенка к горшку

Во время привыкания малыша к горшку, только мягкий и ненавязчивый подход позволит вам приблизиться к победе. Если что то не получается на первом этапе, не нужно воспринимать это болезненно.

  • Знакомить кроху с горшком рекомендуется постепенно. Попробуйте делать это в игровой форме.
  • Приобретите удобный красивый, желательно яркой привлекательной расцветки, горшок – стульчик и время от времени усаживайте на него малыша.
  • При удачной попытке, обязательно похвалите ребенка.
  • Если процесс привыкания затягивается, не паникуйте и не нервничайте, ваше настроение передастся крохе, и это лишь усугубит положение.

Процесс снятия подгузника, как правило, вызывает у ребенка ассоциации – пописал – мокро, неприятно. Ругать за мокрые штанишки нельзя, можно лишь «удивиться» вместе с ребенком: ах, как мокро, кто это сделал? Если вы заметили изменение в поведении малыша, он показывает различные гримасы и пыхтит, показывая, что что-то не так, попробуйте посадить его на горшок, без нажима и давления.

Во сколько приучать ребенка к горшку

Вопрос, который беспокоит практически всех без исключения родителей. После года или с шести месяцев? Не стоит забывать, что каждый малыш индивидуален, и подход к приучению к горшку к каждому разный. Для начала, ребенок должен начать осознавать ощущение наполненности мочевого пузыря и нужды справиться. Проявляться это начинает с 1.3-2 лет. Однако, ждать, что с этого возраста ваше чадо само побежит на горшок не стоит. Предварительно для этого ребенка нужно подготовить. Во всяком случае, малыш даст знать, когда будет готов.

Пожалуй, самым действенным вариантом приучения к горшку, является перенимание коллективного навыка. Происходит это, как правило, в детских садах. Там дети быстрее привыкают к хождению на горшок, как бы копируя друг друга.

Бывает, что дети, привыкшие к горшку (на что уходит по несколько месяцев), вдруг, перестают в одночасье пользоваться этим приспособлением. Ни в коем случае нельзя их обвинять или ругать, делают они это не из злого умысла. Причин такой перемены может быть несколько: отравление или понос, холодный горшок и прочие факторы, способствующие нежеланию ходить на горшок. Злость и давление на малыша не принесут пользы, теперь потребуется несколько недель или месяцев, чтобы восстановить эту привычку.

С ночным временем дело обстоит несколько иначе. Во сне детки могут писаться до 5 лет. Если вас это очень беспокоит, наденьте на ребенка на ночь подгузник. Если же у вас есть возможность уследить, когда ночью малыш захочет в туалет и сводить его (при условии, что потом он легко заснет), это просто замечательно.

Как приучить мальчика к горшку

Больших отличий между приучением детей разного пола к горшку нет. Скорее всего, ребенок сам поймет, что нужно и когда делать, в зависимости от половой принадлежности.

Терпения и успехов вам!

Доктор Спок
о приучении к горшку
Готовность к этому зависит от возраста
и индивидуальных качеств ребёнка
Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребёнка пользоваться горшком - тяжёлый труд. На самом деле всё обстоит гораздо проще.
С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырём. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребёнком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего, вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.
У одних детей стул бывает регулярно,
у других - нет
В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент.
Но сказанное ещё не означает, что вы приучили ребёнка к горшку. На первом году он ещё почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребёнка, а себя. Ребёнок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня. Если ребёнок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придётся сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.
Второй год
На втором году жизни у ребёнка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком.
В этом возрасте ребёнок осознаёт, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребёнку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребёнка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.
Детей второго года жизни отличают
чувство собственности и упрямство
В начале второго года жизни ребёнок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нём не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему.
Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует всё вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют своё отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами.
Такой ребёнок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встаёт с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь и от поведения матери: ребёнка надо поощрять, а не заставлять.
С полутора до двух лет
дети начинают проситься на горшок
Обычно они сообщают об этом при помощи определённого слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребёнок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребёнка это начинается по-разному.
Если мать регулярно ловит момент, когда ребёнка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает её беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребёнка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора.
Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала.
Если мать постоянно внушала ребёнку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребёнок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребёнка всё равно это чувство возникало.
В 2 года
ребёнок стремится подражать
Стремление двухлетнего ребёнка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребёнок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок.
Часто ребёнок, поняв, в чём дело, полон энтузиазма и через 2 дня уже мочится и испражняется только вгоршок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.
Конечный этап -
умение самостоятельно осуществлять
эту процедуру от начала до конца
Даже когда ребёнок постоянно просится на горшок, он всё-таки ждёт, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать всё сам от начала до конца (обычно между 2-мя и 2-мя с половиной годами).
Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.
Отношение родителей
к проблеме приучения к горшку
Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пелёнки до 2 лет, а иногда и дольше.
На другом полюсе - родители, которые считают, что для развития ребёнка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребёнка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребёнком, и они не могут подавить раздражения, если их ребёнок пачкает штанишки после года или полутора лет.
Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитывали их.
Если родители
боятся помочь ребёнку
Проблема приучения ребёнка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервозности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребёнок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей".
Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребёнка проситься на горшок, было страшно заново начинать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребёнок сам начинал проситься на горшок.
Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок.
Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациям педиатра, а также тем, которые, боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребёнка пользоваться горшком.
Методы приучения
Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребёнка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то, что подходит для одного ребёнка, может быть вредно для другого.
При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребёнка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребёнок испражнялся. Но этим многого достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребёнок понимает, в чём, собственно, дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится всё более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребёнка.
Я думаю, разумнее предоставить ребёнку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастёт и поймёт, что от него требуется, или по крайней мере пока он хотя бы начнёт самостоятельно сидеть.
Методы приучения к горшку
до года
Если у ребёнка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребёнка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребёнок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища.
Если стул у ребёнка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребёнку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения.
Конечно, это только первая стадия обучения, так как до года ребёнок ещё плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнением.
Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно его "ловить" не стоит.
Если же первый стул ребёнка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребёнка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребёнка нетерпеливым и упрямым.
Метод приучения к горшку
с года до полутора лет
Значительная часть родителей начинает приучать ребёнка к горшку в первой половине второго года. Ребёнок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение.
Если стул у ребёнка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение.
Спустя несколько недель ребёнок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребёнок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.
Метод терпения
Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребёнка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребёнка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребёнок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку.
Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребёнка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребёнка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок.
Дело в том, что в этом возрасте ребёнок скорее поймет, что от него хотят. Если ребёнку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребёнок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребёнка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребёнок поймёт, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители так не считают.
Надо ребёнка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки. Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра".
Она может рассказать ребёнку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом.
Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребёнка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.
Если ребёнок сопротивляется
Мы уже упоминали о лёгкой форме нежелания пользоваться горшком: ребёнок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него. Если ребёнок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся.
Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребёнка, но показывает состояние его нервной системы. Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребёнком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство.
Если через 10 минут ребенок всё-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребёнок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором.
Лучший подход к ребёнку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик".
Не удивляйтесь, если сопротивление ребёнка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребёнок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его.
Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому.
С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребёнку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.
Боязнь твёрдого, болезненного стула
Иногда у ребёнка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твёрдый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твёрдый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твёрдый стул большим куском с широким диаметром.
Проходя через сильно растянутый задний проход, твёрдый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остаётся твёрдым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребёнок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами.
Если ребёнку удаётся удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг. Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребёнка стал твёрдым, особенно на втором году жизни, когда ребёнок особенно чувствителен.
Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребёнок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная. Некоторое время вам придётся успокаивать ребёнка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство.
Если ребёнок продолжает бояться и сопротивляться, и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребёнка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.
Чего следует избегать,
если ребёнок упорно отказывается
пользоваться горшком
Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребёнка, который никак не поддаётся уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения.
Если мать будет заставлять ребёнка сидеть на горшке всё чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребёнка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его.
Если вы будете постоянно стыдить ребёнка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, вы всё равно почти ничего не добьётесь. Но таким путём вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.
Как приучить ребёнка быть сухим
Готовность к обучению
С одной стороны, приучение ребёнка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу.
В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года ещё довольно часто мочатся в штаны и днём, и ночью.
С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днём.
Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырём, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нём.
Мочевой пузырь в состоянии удержать
большое количество мочи между 12 и 18 месяцами
У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать всё большее количество мочи.
Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна.
Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чём. Просто его мочевой пузырь окреп.
Иногда ребенок уже в 12 месяцев остаётся сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку.
Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики.
Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час.
Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это ещё не означает, что они приучены мочиться в горшок.
Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично.
Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.
Часто дети начинают проситься между 18 и 24 месяцами
Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери.
Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание.
В первые несколько недель ребёнок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребёнок над ними издевается.
Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря.
У ребёнка самые лучшие намерения. Он делает всё, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребёнок начал проситься, он ещё частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь.
Мать может заметить, в какие часы ребёнок мочится, и напоминать ему.
Ребёнку ещё предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и так далее, т.е. самому проделать всё от начала до конца.
Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.
Метод, при котором с начала второго года
жизни мать замечает время мочеиспускания
Существует два основных принципа обучения ребёнка мочиться в горшок.
Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребёнка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребёнка на горшок тогда, когда ребёнок остается сухим в течение 2 часов.
Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что:
1. мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придётся тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению;
2. спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придётся держать ребенка на горшке слишком долго;
3. ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребёнок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.
Метод, когда мать ждёт, чтобы ребёнок сам начал проситься
Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребёнок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок.
Ребёнок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждёт, чтобы ребёнок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнёт почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок.
Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я ещё раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребёнок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод.
Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребёнка, не требуя от него невозможного.
Некоторые дети не могут мочиться вне дома
Бывает, что ребёнок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его.
Если мочевой пузырь ребёнка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет.
Если вы собираетесь путешествовать с ребёнком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплёт". Но лучше приучить ребёнка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.
Мальчик начнёт мочиться стоя позже
Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему.
Он скоро поймёт, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец.
Когда ребёнок остаётся сухим всю ночь
Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребёнка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра.
Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днём, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?".
Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребёнок оставался сухим всю ночь.
Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребёнок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку.
Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны.
Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днём.
Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днём.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет.
Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.
Я думаю, что родители не должны ничего делать, чтобы ребёнок оставался сухим всю ночь.
Естественного развития мочевого пузыря и дневного приучения мочиться в горшок, благодаря которому у ребёнка составляется понятие, что моча должна быть в горшке, совершенно достаточно в большинстве случаев, чтобы ребёнок перестал мочиться по ночам.
Конечно, вы поможете ребёнку, если вместе с ним будете гордиться и хвалить его, когда он проснётся сухим.

По книге Бенджамина Спока
"Ребёнок и уход за ним"
(Ленинград, изд-во "Машиностроение", 1990):
http://www.geocities.com/tobeamother/gorshok/gorshok4.html

Распространение одноразовых подгузников уменьшило заботы мам в отношении гигиены своего малыша. Оно же и повлекло вопросы и сомнения родителей о том, когда и как правильно приучать ребёнка к горшку.

Младенцев отличает безусловный рефлекс процессов дефекации и мочеиспускания без участия головного мозга. Сознательный контроль формируется с развитием центральной нервной системы.

Возрастные этапы контроля естественных потребностей:

  • До 6 месяцев – рефлекторное мочеиспускание происходит до 20 раз в день.
  • От 6 месяцев до года – их количество сокращается в 2 раза. Ребёнок уже чувствует наполнение мочевого пузыря и начинает плакать или капризничать.
  • До 3 лет – большинство детей начинают контролировать процесс ближе к 2 годам, и это позволяет начинать приучение к горшку.
  • От 3 до 5 лет – у мочевого пузыря увеличивается ёмкость до 200 мл. Ребёнок в состоянии потерпеть, а не осуществлять процесс незамедлительно.

  • Старше 5 лет – навык сформирован окончательно. Психическая нестабильность и инфекционные заболевания могут увеличить длительность этого этапа.

Как понять, что ребёнок готов к знакомству с горшком

При отсутствии психологических и физиологических патологий развития ребёнка, родители сами заметят у него признаки готовности к контролю мочеиспускания:

  1. Подгузник остаётся сухим в течение 1-2 часов — установился режим выделительных процессов.
  2. Мокрые штаны вызывают резкое недовольство ребёнка вплоть до самостоятельного избавления от них.
  3. Малыш может назвать или показать части своего тела, различает понятия «писать» и «какать».
  4. Он ищет горшок глазами или приносит его сам, когда это необходимо.
  5. Может потерпеть немного, пока взрослый ищет туалет и снимает ему штаны.

Когда приучать ребёнка к горшку и как, мама должна решить, наблюдая именно за своим ребёнком, а не за детьми знакомых.

Индивидуальный подход повысит уверенность малыша в себе, и процесс приучения пройдёт безболезненно.

Какой возраст наиболее подходит для приучения

Специалисты утверждают, что устойчивая связь между нервами и мышцами устанавливается не ранее возраста 18 недель . Процесс обучения, начавшийся в этом периоде, будет более осознанным.

Головной мозг развивается и учится реагировать на поступающие сигналы физиологических изменений в организме. Ребёнок уже ощущает сокращение или расслабление мышц. С этого времени безусловный рефлекс мочеиспускания начинает переходить в условный. Сигнал о наполнении мочевого пузыря, поступающий в мозг, вызывает расслабление сфинктеров в момент высаживания на горшок.


Чтобы ответить на вопрос, когда приучать ребенка к горшку и как, нужно в первую очередь понять особенность работы детской мочевыделительной системы

Чем выше уровень развития ребёнка, тем более успешным и быстрым станет привыкание к горшку. Цель будет достигнута, когда малыш самостоятельно станет его использовать. Хорошим результатом считаются также просьбы в туалет на прогулке или ночью. Могут случаться и промахи, если ребёнок увлечётся и заиграется, но большую часть суток он остаётся сухим.

Как выбрать подходящий горшок

Не стоит выбирать деревянный горшок ввиду его экологичности. Постоянная влага станет хорошей средой для развития микроорганизмов. К тому же, поверхность такого предмета сложно отмыть начисто. Холодный металлический горшок может поспособствовать отказу от него ребёнка. Поэтому, родители чаще других вариантов выбирают пластик.

Магазины предлагают большое разнообразие горшков на вкус потребителей:

  • Классический без спинки, подлокотников и ступени – подходит для детей, уже посещающих детский сад. Знакомый предмет дома и в дошкольном учреждении обеспечит быстрое привыкание к нему.
  • Музыкальный – жидкость на дне вызывает мелодию, что говорит об успешности процесса мочеиспускания. Недостаток такого приспособления – выработка рефлекса на определённый мотив. Ребёнок может намочить штаны, если услышит подобные звуки в гостях или магазине. При поломке же горшка и покупке нового придётся заново формировать навык.

  • С подставкой для ног, подлокотниками или высокой спинкой – удобные дополнительные приспособления облегчают самостоятельное использование горшка малышом.
  • В форме машин, зверей и трона – вызывают более быстрое привыкание, но провоцируют сидеть на них дольше необходимого времени, что не приносит пользы здоровью.
  • Трансформер – растёт одновременно с ребёнком. Его верхнюю часть можно впоследствии использовать как сидение на унитаз, а нижнюю – как подставку.
  • Дорожный раскладной или резиновый – подходит для прогулок и путешествий.
  • Женские и мужские – анатомические особенности мальчика учтены наличием выступа спереди, что предотвращает разбрызгивание.
  • Сидение на унитаз для детей старше 4 лет.

Прежде всего, горшок должен быть удобным для ребёнка , не прилипать к телу и устойчиво стоять на полу. Хорошо, если к нему прилагается крышка. Важно учесть размер отверстия и максимально допустимый вес товара.

Ранее высаживание: за и против

Этот процесс означает полный отказ от подгузников с самого рождения. Ребёнка следует удерживать над раковиной, тазиком или горшком для удовлетворения естественных потребностей.

Сторонники такого метода приводят разумные доводы раннего приучения:


Наравне с такими очевидными плюсами, есть и минусы этого процесса:

  • маме необходимо постоянно следить за поведением своего ребёнка, многократно высаживать на горшок и прислушиваться к нему по ночам;
  • несвоевременная реакция обеспечит дополнительную стирку одежды или постельного белья.

От раннего высаживания лучше отказаться мамам, у которых нет времени или сил для частого повторения одних и тех же действий. Сложно уделить внимание каждому ребёнку, если в семье много детей. Отдохнувшая и выспавшаяся женщина принесёт больше пользы своему малышу.

Подготовительный этап в приучении

До начала приучения пусть горшок находится пару недель в зоне видимости малыша, чтобы он привык к новому предмету.

В это время нужно проводить подготовительные действия:


Когда ребёнок будет подготовлен как описано выше, всем членам семьи важно придерживаться одинаковой линии поведения дальнейшего приучения к горшку. Процесс пройдёт легко и быстро.

Что нельзя разрешать

Некоторые дети могут проявить желание попробовать на вкус содержимое уже наполненного горшка. Они расценивают его как продолжение себя. Бесцеремонное выливание горшка способно вызвать обиду. Можно допустить такое 1 раз, но впредь следует пресекать подобные пробы.

Горшки в форме игрушек увлекают ребёнка на долгое время. Он может сидеть на таком предмете по полчаса и не сходить в туалет. Это влечёт проблемы со здоровьем: головокружение при резком скачке вверх из-за нарушения кровообращения, появление раннего геморроя и трещин.

Нельзя допускать нахождение на горшке более 20 минут. Если же ребёнок хочет, но не может сходить в туалет, и попытки доставляют ему неудобство, стоит посетить педиатра для выявления причин и назначения лечения запора.

Старый метод приучения наших бабушек

В прошлом немногие семьи имели в доме стиральные машины, а одноразовых подгузников и вовсе не было в продаже. Отпуск по уходу за малышом составлял всего 1 год, а потом его нужно было определять в ясли. Поэтому наши бабушки практиковали приучение к туалету чуть ли не с самого рождения.

Ребёнка в течение дня постоянно держали над ванной или раковиной, чтобы он пописал. При этом взрослые открывали кран, чтобы звук льющейся воды спровоцировал мочеиспускание.

У малыша не сформировывался осознанный навык. Хождение в туалет, как и кормление, происходило строго по часам. Педиатры подчёркивали необходимость покакать после каждого приёма пищи. Поэтому в ход шли различные свечи и клизмы для требуемой работы кишечника.

Многие дети шли в детский сад, так и не обучившись ходить в туалет самостоятельно. Уже потом, ближе к 2 годам, появлялась осознанность этого процесса. Все попытки раннего принудительного удовлетворения нужд организма были долгими, мучительными и по большей части бесполезными.

Современный метод приучения

Начинать знакомство с горшком лучше в летний период. Для начала следует объяснить ребёнку предназначение этого предмета, комментировать вслух цель и все действия процесса. После завершения вместе вылить содержимое в унитаз. Раз в час пробовать сажать малыша на 5 минут, когда он в хорошем настроении. Можно использовать любимые игрушки в качестве примера.

Нельзя проявлять насилие и заставлять ребёнка демонстрировать результат. Сопротивление может говорить об отсутствии желания к мочеиспусканию в эту минуту или о неготовности к освоению навыка. В последнем случае попытки стоит отложить на пару недель.

В процессе обучения обязательно высаживать на горшок перед прогулкой и по возвращению домой, до и после дневного сна. Важно хвалить ребёнка , если он сам вспомнил об этом.

Удобно использовать в этот период трусики-подгузники. Можно совсем от них отказаться. Малышу будет неприятно находиться в мокрой одежде и процесс привыкания к горшку пойдёт быстрее.

Приучение к горшку по Комаровскому

Доктор Комаровский советует начинать приучение ребёнка к горшку в 18-22 месяцев. До этого возраста пусть малыш ходит и спит в подгузниках. Можно иногда предлагать ему использовать горшок, но настаивать не стоит.

  • Лето – наилучший период. Минимум одежды и тёплая погода позволят маме использовать это время с максимальной пользой для обучения.
  • Важно запастись терпением и выработать режим – регулярные действия позволят закрепить результат.
  • Всегда держать горшок на виду у сына или дочки, не ставить его под кровать или в угол.
  • Не отказываться резко от подгузников , особенно на время ночного сна и прогулок.
  • В продаже есть специальные трусики-подгузники, которые малыш сам может снимать при необходимости.

  • Следить за настроением ребёнка – расстроенный или болеющий кроха может негативно реагировать на постоянные просьбы пописать.
  • Горшок не игрушка – при его покупке необходимо отдать предпочтение простому варианту без музыки или руля.

Евгений Олегович советует не обращать большого внимания на неудачные попытки и не ждать скорого результата. Процесс не должен сопровождаться наказанием или агрессией со стороны взрослых. Приучение пройдёт успешно, когда ребёнок сам поймёт нужность этой гигиенической процедуры, и с удовольствием будет пользоваться горшком или сидением на унитаз, как взрослый.

Приучаем к горшку в форме игры

Игра сделает обучение увлекательным и подарит малышу положительные эмоции. Можно взять туалетную бумагу, скатать из неё шарики и бросать их в горшок. Соревнование заинтересует ребёнка. Маме лучше поддаться и проиграть. После определения победителя ему следует предложить утопить попавшие мишени и похвалить при любом исходе игры.

Хорошо если дома есть резиновые игрушки с отверстиями внизу. Их наполняют водой, и они по очереди ходят на горшок, демонстрируя пример. Ситуации и героев можно менять. Пусть одни звери учат других правилам гигиены.

Ребёнку будет интересно вместе с мамой наклеить на горшок глазки, ротик и носик. Подойдут и любимые картинки животных или машин. Предмет, украшенный своими руками, не будет вызывать у малыша беспокойство и отторжение.

Особенности приучения к горшку ребёнка до 1,5 лет

Некоторые приучают ребёнка к горшку, как только он родился. В интернете можно встретить истории родителей, которые обучили своего ребёнка сохранять штаны сухими, когда ему ещё не исполнилось и года. Такой эффект достигается многократным высаживанием на горшок и повторением «пис-пис».

По мере взросления малыш станет осознавать процесс наполнения своего мочевого пузыря. Это повлечёт резкие протесты против постоянного принуждения к туалету. Желания родителя и ребёнка не будут совпадать, что создаст стрессовую ситуацию.

В этом возрасте малыша можно просто познакомить с горшком и не настаивать на его постоянном использовании.

Особенности приучения к горшку ребёнка после 1,5 лет

Сначала можно показать ребёнку, что на горшке можно сидеть. Пусть он делает это, не снимая памперса. Важно выбрать постоянные часы для этого действия. Ритуал быстрее войдёт в привычку.

Если малыш заигрался и написал в штаны, маме следует взять тряпку и совместно с ним произвести уборку. При нахождении крохи в подгузнике не стоит торопиться переодевать его незамедлительно. Неудобный наполненный памперс будет сигнализировать о том, что писать в штаны дискомфортно.

Как приучить ребёнка к горшку максимально быстро

После 1,5 лет ребёнка можно приучить быстро к горшку при условии, что он уже сам в состоянии снимать штаны и понимает просьбы взрослых.

Этапы обучения:

  • День 1. После сна его высаживают на горшок на 5 минут. Важно проговаривать цель и гигиеническое значение процесса, хвалить полученный результат. Если попытка была неуспешной, её необходимо повторять каждые 15 минут. Вместо подгузника на малыша следует надеть трусики.
  • День 2. Необходимо контролировать детское поведение и при выраженном беспокойстве сразу предлагать ребёнку сходить в туалет. Это закрепит результат предыдущего дня.

  • День 3. Следующий этап — отказ от подгузников во время прогулки . Перед выходом из дома следует посадить малыша на горшок, а на улице регулярно интересоваться желанием пописать. Для этой цели подойдут кусты или взятый с собой небольшой дорожный горшок, если ребёнок стеснительный.
  • День 4 – 7. Формирование режима. Промежутки времени между мочеиспусканиями становятся отчётливее и поддаются контролю ребёнка. В этот период мама может напомнить малышу о туалете, если он заигрался.

Во время приучения хорошо иметь несколько одинаковых горшков , если в квартире много комнат. Это упростит задачу ввиду постоянной видимости предмета для туалета. Бельё на ребёнке должно быть удобное и простое, без лямок, молний и застёжек.

На какие «знаки» в поведении ребёнка необходимо обращать внимание

Ребёнок, который хочет в туалет, может затихнуть, спрятаться или начать кряхтеть. Внимательной маме тут же следует предложить малышу горшок и обязательно похвалить его, что оставил сухими штанишки.

Если сын или дочь плачет и убегает, не стоит настаивать, ругать или шлепать ребёнка. Важно определить причины такого поведения. Ему может не нравиться неудобный горшок или малыш опасается наказания в случае неудачи. Терпение и мягкость родителей помогут малышу привыкнуть к новому действию и предмету.

Как быть с горшком на улице

Когда ребёнок приучен к использованию горшка дома, можно начинать пробовать гулять без подгузников. Собираясь на прогулку, следует напомнить ребёнку сходить в туалет , как и другие члены семьи, и подкрепить просьбу собственным примером.

Летом можно предложить малышу полить травку, дерево или кустики. С собой необходимо иметь запас одежды на смену мокрой, если ребёнок внезапно намочил штаны. Зимой не стоит уходить далеко от дома, чтобы вернуться в случае конфуза.

Как приучить ребёнка ко сну без памперса

Оптимальное время отказа на ночь от памперсов наступит тогда, когда ребёнок будет проситься на горшок днём или делать это самостоятельно. Первое время маме следует поднимать малыша 1 или 2 раза для высаживания и отмечать для себя часы успешных попыток.

На основании этого наблюдения может быть принято решение о полном отказе от ночного туалета. Многие дети спят всю ночь, оставаясь сухими до утра. Необходимо контролировать объём выпитой на ночь жидкости и надевать на ребёнка пижаму, если в комнате холодно.

Возможные проблемы и способы их разрешения:

  • Внезапная потеря навыка – приученный к горшку ребёнок начинает капризничать и протестовать против него. Такую реакцию могут вызвать взрослые семейные ссоры, болезнь, период появления зубов, переезд, адаптация к детскому саду, прививка, рождение брата или сестры. При разрешении критической ситуации навык можно постепенно восстанавливать.
  • Боязнь горшка в результате неудачного знакомства с ним. Не стоит в этом случае бегать целый день за ребёнком и уговаривать его сходить в туалет. Лучше представить всё в форме игры или сочинить сказку о печальном горшке, который ждёт хозяина.
  • Причины медицинского характера – наследственность, слабая нервная система, патологии и воспаления половых органов. Консультации с гинекологом или урологом помогут справиться с энурезом. Может потребоваться встреча с детским неврологом, если анализы окажутся в порядке.

Важно помнить, что каждый ребёнок особенный и нет единого идеального возраста и способа приучения.

Когда и как знакомить малыша с горшком, мама определяет самостоятельно. Девочки быстрее привыкают к нему, чем мальчики. А шустрым детям просто некогда сходить в туалет в положенное время – они постоянно в движении.

Педиатры рекомендуют родителям запомнить, что практически все здоровые дети к 5 годам умеют пользоваться горшком . Всему своё время. Не стоит заставлять малыша это делать, если он ещё не готов, стремясь что-то доказать родственникам и знакомым.

Видео о правилах приучения ребенка к горшку и распространенных ошибках

Видео с советами доктора Комаровского, к огда приучать ребенка к горшку и как — советы доктора Комаровского:

Видео, как быстро приучить ребенка к горшку — ошибки родителей:

Родители, серьезно обеспокоенные проблемой приучения малыша к горшку, всегда очень удивляют и забавляют педиатров. Ведь по большому счету итог всем и всегда известен: не бывает здоровых детей в возрасте после 4-5 лет, которые не умеют самостоятельно справлять нужду в горшок. И тем не менее почти каждая мама, ребенок которой миновал возраст 9-10 месяцев, активно поднимает этот вопрос: как отучить малыша от и приучить его к горшку?

Когда приучать малыша к горшку

Современные ученые доказали, что мозг ребенка созревает до такого уровня, при котором он способен устойчиво контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, лишь к 22-30 месяцам. Поэтому стремиться приучить малыша к горшку раньше этого возраста вообще не имеет никакого смысла. Таким образом на первые два года у вас есть два варианта: пользоваться подгузниками или постоянно стирать детские штанишки.

Эпизодически попадать в горшок может и новорожденный малыш, если вы его точно и вовремя прицелили. Но это еще не повод хвастаться перед подружками и медиками, что ваш гениальный карапуз уже научился пользоваться горшком. Нет никакого резона добиваться от ребенка регулярных и сознательных «походов» на горшок прежде, чем ему исполнится 2-2,5 года и он будет в состоянии сознательно контролировать процесс справления нужды.

Таким образом вопрос «Когда начинать приучать малыша к горшку» сводится к вопросу о вашем родительском здравомыслии: вы можете начать высаживать ребенка на горшок в 2 месяца и старательно приучать его справлять туда нужду «на регулярной основе» ближайшие пару лет.

При этом вы почти гарантированно столкнетесь с ситуациями, при которых ваш карапуз будет то впадать в истерику при виде горшка, то наоборот - играть с ним, как со стульчиком, или же упрямо сидеть на нем часами без результата, а потом мгновенно «делать» в штаны, едва только вы его с этого горшка снимите...

Все эти ситуации, которые так сильно всегда тревожат родителей, возникают лишь потому, что малыш еще не готов осознанно воспринять назначение горшка, а также контролировать сами процессы писания и какания.

С другой стороны, вы можете начать приучать в 20 месяцев, когда ребенок уже отчетливо понимает, что от него требуется, и за пару месяцев, без нервов и истерик, полностью «подружить» между собой ребенка и горшок. Итак, сколько времени тратить на приучение к горшку - это ваше личное дело и ваш собственный выбор. Но не ждите от малыша реальных успехов, если ему еще не исполнилось 1,5-2 лет.

Самое удобное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, это - лето после того, как малышу исполнилось 18-20 месяцев.

Признаки, когда уже пора

Опрометчиво ориентироваться только на возраст, понимая тот факт, что все детки развиваются индивидуально. Существует несколько признаков, которые подскажут любой маме, что ее малыш уже готов обучаться «горшочной» науке:

  • Кишечник ребенка опорожняется более-менее регулярно и «по часам».
  • Ребенок способен в течение 2 - 2,5 часов ни разу не написать в подгузник.
  • Малыш уже знает части тела и элементы одежды. Не обязательно он должен уметь их называть, но показывать по вашей просьбе - должен уверенно.
  • Ребенок «рвется» самостоятельно одеваться и раздеваться.
  • Ребенок понимает значение слов «писать», «какать».
  • В случае «оказии» - если ребенок «напрудил» или даже «наделал» в штаны - он выражает негативные эмоции от своего пребывания в мокром или грязном виде. Иными словами - малыш должен осознавать дискомфорт.
  • Самое главное - малыш должен уметь демонстрировать свое желание сходить по нужде. Пока он не умеет этого делать, любые попытки приучить его к горшку будут тщетными.

Как приучить ребенка к горшку: без проблем!

По большому счету, это тема чрезвычайно усложнена и «раздута» самими родителями. В прежние годы, возможно, и была такая надобность - как можно быстрее приучить малыша справлять нужду в горшок, пока он не испортил всю одежду и не запачкал всю квартиру. Но в наши дни, благодаря существованию подгузников и стиральных машин, этой проблемы не существует вовсе.

Тот факт, что ношение подгузников ни коим образом не влияет на то, как быстро ребенок приучается в будущем пользоваться горшком, давно уже доказан и очевиден. Поэтому подавляющее число педиатров единодушно во мнении, что родителям не стоит морочить себе голову, стремясь подружить ребенка с горшком раньше времени. Не мучайте себя, не мучайте дитё - одевайте подгузники и проводите время с радостью.

Когда ваш ребенок созреет по возрасту до «туалетной науки» (не раньше возраста 18 месяцев), вы можете начать сажать его время от времени на горшок - особенно с утра или после прогулок. И пока он сидит, спокойно и весело объясняйте ему, что вообще должно произойти, зачем его усадили и чего от него ждут.

Коли получится - обязательно похвалите, не получится спустя 5-7 минут, оденьте в подгузник, поцелуйте и отпустите играть.

Ни в коем случае вы не должны выказывать недовольства, раздражения, злости или гнева по отношению к малышу, который не хочет, или не может пока еще сходить на горшок. Иначе ваша семейная «туалетная эпопея» рискует сильно затянуться...

По образу и подобию

Представьте себе, что перед вами стоит задача научить ребенка собирать пирамидку из колечек. Что вы интуитивно сделаете? Скорее всего - первые раз 10-15 вы сами соберете пирамидку на глазах у своего карапуза, терпеливо проговаривая для него, пока он наблюдает за вами: «Это синее колечко, его кладем первым - потому что оно самое большое... затем желтое колечко..., а на самый верх - самое маленькое колечко...». Когда чему-то учишь ребенка (да и человека вообще), нет способа лучше - чем наглядный личный пример.

Но в случае с приучением к горшку наглядные примеры с вашей стороны, мягко говоря, не слишком-то уместны. Ведь в современном обществе справедливо не принято, чтобы родители справляли нужду на глазах у детей. В этой ситуации вас выручат - другие дети! Когда ребенок видит, как его чуть старшие брат или сестра пользуется горшком, или в яслях наблюдает, как все детки дружно совершают этот «ритуал» - он перенимает этот навык совершенно естественным образом и практически мгновенно.

Он просто повторяет то, что делают другие ребятишки - для ребенка это самый простой и понятный способ коммуникации с окружающим миром. Именно поэтому, например, в многодетных семьях никогда не стоит вопрос, как научить младшего ребенка пользоваться горшком - он учится сам, глядя на остальных.

Доктор Е.О. Комаровский: «Даже если ребенка вообще никак специально не приучать ходить на горшок, он практически самостоятельно адаптируется к нему в возрасте максимум 4-5 лет. Достаточно, чтобы этот горшок просто был у вас в доме. И чтобы малыш хотя бы пару недель посещал детский сад, где его сверстники будут для него постоянным наглядным примером.»

В том, когда именно малыш адаптируется к горшку, нет ровным счетом никакой проблемы. Он научится обязательно - это факт. И чем морочить себе голову нелепыми вопросами - Как приучить к горшку? Когда начать приучать? Что делать, если он «ненавидит» свой горшок? - просто «отложите» эту проблему в сторону и займитесь с малышом более приятными и полезными занятиями: , отправляйтесь на прогулку и т.п. Все придет в свое время, и умение пользоваться горшком - в том числе.