Что означает самоутверждение для подростков. Введение

Родительское собрание

«Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»

Цель: оказать помощь родителям в осмыслении и преодолении помех и затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.

Задачи: обсудить с родителями проблемы развития индивидуальности подростков; способствовать взаимопониманию родителей и учащихся, умению преодолевать конфликтные ситуации; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии своих детей; познакомить родителей с рекомендациями психологов.

Форма проведения: беседа.

Подготовительная работа: анкетирование учащихся.

Ход собрания:

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Сегодня наше первое родительское собрание и поэтому позвольте мне представиться (учитель представляется). Прежде всего мне хотелось бы сказать, что я очень рада, что мне достался именно этот класс. Класс замечательный. У нас 11 мальчиков и 9 девочек. Я думаю, что наша работа с ребятами на протяжении ближайших двух лет будет насыщенной, интересной, полной впечатлений и эмоций.

Так как, это родительское собрание является первым в этом учебном году, поэтому по большей части оно будет организационным, однако есть некоторые моменты воспитательного характера, которые мне хотелось бы с вами обсудить.

И начать наш разговор я хочу с одного интересного упражнения. Называется оно «Снежинка».

Упражнение «Снежинка».

Главное условие: закрыть глаза и слушать мою инструкцию. У каждого есть лист, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. сложите лист пополам.

2. оторвите правый верхний уголок

3. опять сложите лист пополам

4. снова оторвите правый верхний уголок

Продолжайте эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же как у вас. Вывод – дети все разные. Различны их способности, возможности и личные качества. И мы, взрослые, не должны об этом забывать

Комментарий классного руководителя.

Ваши дети – ученики 10 класса. Они находятся на финишной прямой, которая приведет их к окончанию школы и выходу в большую жизнь. И наша с вами задача помочь им утвердиться в своих знаниях, профессиональном выборе, оценке собственного «Я» и отношении к жизни в целом.

Современный старшеклассник – это продукт современной жизни. Он сложен, интересен, противоречив. Возраст 15-18 лет принято считать периодом ранней юности. Центральным процессом юности является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного «Я». Мышление старшего школьника приобретает личностный, эмоциональный характер. Юность – это пора становления мировоззрения. Новым и главным видом психологической деятельности для юношей становится рефлексия, самосознание. Сейчас ребята переживают самый сложный период, период взросления, когда особенно проявляется потребность самоутвердиться, найти свое место в жизни. Под влиянием сверстников, окружения складывается отношение к себе, своя самооценка.

Анализ анкетирования учащихся.

Нами были проведены тесты на определение уровня самооценки и вот какие результаты мы получили: согласно 1 тесту более 50% учащихся класса имеют среднюю самооценку. Второй же тест показал, что 12 человек из 19 (1 ученик не принимал участие в опросе) имеют низкую самооценку, 4 человека – средний уровень, 3 – человека с высокой самооценкой.

От самооценки зависит будущее, успехи и неудачи. Другими словами, от самооценки зависит, каким в жизни буде ваш ребенок.

Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом. Оно может снизить эффективность учебы. Низкая самооценка влияет на выбор друзей. К тому же такие подростки стараются не ставить перед собой труднодостижимых целей. Но самыми опасными последствиями заниженной самооценки являются маски, которые помогают подростку спрятаться от внешнего мира. Одна из них «маска шута» , когда человек высмеивает себя. Другая «маска щита», когда человек взрывается, набрасывается с кулаками, иногда сам провоцирует ссоры, идет на конфликт с окружающими. Я также провела тест на тему «Конфликтная ли Вы личность». Результат показал, что более 50 % ребят в классе тактичны и миролюбивы, стараются избегать критических ситуаций. Однако есть ребята, которые могут пойти на конфликт, но только лишь тогда, когда другого выхода нет и все средства исчерпаны. Абсолютно грубых, несдержанных людей в нашем классе не обнаружилось.

Каким образом можно повысить самооценку ребенка?

Полезная информация.

Уважаемые родители! Обратите внимание: есть 4 предмета, которые хорошо было бы преподавать дома и в школе: счастье, уверенность, позитивные мысли, осанка счастливого человека, четыре больших успеха. Каждый родитель хотел бы, чтобы жизнь его ребенка удалась в полной мере. Некоторые думают: учись хорошо – многого добьешься; не будешь учиться – ничего не получится в жизни. Но это не так. 99% успеха зависит от роли самооценки личности. Во многом успех зависит от физиологии нашего тела. Есть 2 модели поведения. Первая – модель поведения рабов : опущенные плечи, виноватый вид, глаза смотрят вниз. Такие люди ничего не добьются. И вторая - модель поведения королей : расправленные плечи, гордый взгляд, приподнятый подбородок. Такие люди многого добьются. Чем больше человек смотрит на мир с улыбкой, тем позитивнее складывается его жизнь.

Научив своего ребенка смело смотреть вперед, ощущать свою значимость в мире, вы научите его мощно воздействовать на других, на самого себя, на судьбу.

Что же делать? Какие существуют правила, помогающие детям самоутвердиться и достичь успехов?

  1. Ежедневно вселяйте в своих детей чувство уверенности. Т олько уверенность способна сохранить в нас личность . Только уверенные люди ч аще всего бывают счастливыми. Если подросток за эти годы привык быть неуверенным, то он потом будет страдать везде. Индийские мудрецы говорят: «Относитесь к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме». Какая глубина мысли. Ребенок, действительно, гостит в семье, в школе, а потом покидает их. Поэтому как можно чаще говорите своему ребенку, что он родился под счастливой звездой, что он красивый, смелый, талантливый .

И не важно, сколько вашему ребенку лет. Ведь человек на протяжении всей жизни может испытывать неудачи. Как важно, чтобы близкие люди постоянно говорили: «Ты справишься, у тебя все получится!» К сожалению, мы часто недооцениваем значение слов. А ведь известно, что слова материализуются. Говори ребенку каждый день, что он «дурак», «идиот», «трус» - и будешь пожинать плоды своих дурных мыслей. Поэтому родители просто обязаны как можно чаще вслух восхищаться своим ребенком. Это так легко, но мы так редко это говорим.

  1. Работайте над осанкой своих детей. Делайте что хотите, но добейтесь, чтобы ребенок выходил из дома с прямой спиной и расправленными плечами. Осанка влияет на внутренний мир человека, на отношение к тебе людей.
  2. Сами будьте уверенными людьми, примером для своего ребенка.
  3. Критикуйте конструктивно.
  4. Умейте трезво оценивать успехи и достижения ребенка.
  5. Искренне радуйтесь победам и достижениям
  6. Верьте в успех и вселяйте веру в ребенка.

Литература

  1. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. : Лидер, 2004
  2. Н. И. Дереклеева. Новые родительские собрания: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2006. - С. 163-167.
  3. Настольная книга умных родителей. ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ Владимир Довгань, Елена Минилбаева ЂК богатству – с пеленокї М.: EDELSTAR, 2007

1

В статье представлено понятие «самоутверждение». Предложены понятия конструктивное самоутверждение, деструктивное самоутверждение, отказ от самоутверждения. Для диагностики различных видов самоутверждения у подростков использовалась «Методика диагностики самоутверждения» (Т.Д. Дубовицкая, Е.А. Киреева). Также использовались: тест коммуникативных умений Л. Михельсон; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК). В ходе исследования выявлены различия типов самоутверждения у подростков. Сравнительный анализ полученных показателей в группах мальчиков и девочек с разными типами самоутверждения свидетельствует о том, что девочки по сравнению с мальчиками имеют более позитивное самоотношение, более общительны, дипломатичны, чувствительны, мечтательны. Они часто используют отказ от самоутверждения, выбирают зависимые стратегии поведения. Мальчики по сравнению с девочками более смелые, жесткие, менее тревожные, дипломатичные и общительные. Мальчики часто выбирают агрессивные стратегии поведения, деструктивные способы самоутверждения. Им в меньшей степени по сравнению с девочками свойственно самопринятие и самопонимание. Полученные результаты позволяют лучше понять сущность самоутверждения, определить условия формирования конструктивного самоутверждения у подростков разного пола.

самоутверждение

конструктивное самоутверждение

деструктивное самоутверждение

отказ от самоутверждения

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии; пер. с англ. А. Боковикова. – М.: Академический Проект, 2007. – 240 с.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – СПб.: Питер, 2006. – 523 с.

3. Киреева Е.А. Исследование самоутверждения у подростков // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2010. – Выпуск 7. – С. 130–135.

4. Киреева Е.А., Дубовицкая Т.Д. Методика исследования особенностей самоутверждения в подростковом возрасте // Экспериментальная психология. – 2011. – № 2. – С. 115–124.

5. Корчагина Г. И. Психологические условия ориентации старших школьников на позицию самоутверждения: дис. ... канд. психол. наук. – Калуга, 2000. – С. 35.

6. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Апрель Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.

7. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 224.

8. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. – М.: Вершина, 2006. – 224 с.

9. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Избранные труды: в 2 т. – М., 2005. – Т. 1. – 456 с.

10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М.: Академический Проект, 2009. – 224 с.

Одной из значимых потребностей развивающейся личности является потребность в самоутверждении. Создателем психологической теории самоутверждения личности считается А. Адлер. По мнению А. Адлера, люди всегда стремятся к превосходству (самоутверждению). Такое стремление является врожденным, это закон человеческой жизни, это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить» . Это фундаментальный мотив, который присущ всем. При этом превосходство как цель может принимать как позитивное (конструктивное), так и негативное (деструктивное) направление. Негативное направление свойственно людям со слабой способностью к адаптации, они борются за свое превосходство за счет унижения других. Хорошо адаптирующиеся, наоборот, проявляют свое стремление к превосходству в позитиве, так что оно соотносится с благополучием других (социальный интерес) .

В своей книге «Невротическая личность нашего времени» Карен Хорни описывает неврозы личности, касающиеся самоутверждения. Под самоутверждением К. Хорни понимает акт утверждения собственного Я или своих притязаний . Согласно К. Хорни, в этой сфере невротики обнаруживают большую группу запретов: на выражение своих желаний, просьб, собственного мнения, критики в адрес другого человека, возможности установить контакт с человеком по своему выбору. Невротики не способны защитить себя от нападок или сказать «нет», если они не хотят уступить желаниям других людей, иметь собственное мнение, принимать самостоятельно решения .

Многие отечественные психологи также обращались к проблеме самоутверждения личности. Согласно В.С. Мухиной, самоутверждение - это «стремление человека к высокой оценке со стороны окружающих и самооценке своей личности и обусловленное этим стремлением поведение» . По мнению Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, «самоутверждение - это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение» . А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов считают, что «самоутверждение - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность» . Н.В. Самоукина характеризует самоутверждение как стремление к реализации своего Эго, силы своего «Я», как ведущую потребность для одаренных и амбициозных людей в профессиональном и личностном развитии . Г.И. Корчагина рассматривает самоутверждение, как специфический вид деятельности по утверждению сущностных сил в различных сферах жизнедеятельности, переживаемый как потребность занять определенную позицию самоутверждения для дальнейшей самореализации личности .

Анализ представленных определений позволяет выявить два доминирующих аспекта в характеристике самоутверждения: мотивационный (потребность в обеспечении своей ценности, подтверждении своей значимости, высокой оценке и самооценке) и поведенческий (в виде действий субъекта, направленных на достижение целей и соответствующего им результата, свидетельствующего о ценности, значимости их субъекта).

Причем в одних определениях акцент делается на мотивационном аспекте (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, 2006; Н.В. Самоукина, 2006); в других на поведенческом (Г.С. Абрамова, 2005; В.Г. Маралова, 2003; Н.Ф. Калугина, 2007); третьи - указывают на оба аспекта (В.С. Мухина, 2000; Н.Е. Харламенкова, 2000, 2004; А.А. Дергач, 2007).

В представленных определениях используются понятия «ценность Я», «самоценность», «реализация своего Я». Для того чтобы самоутвердиться, человек должен реализовать в своем поведении и деятельности имеющийся у него потенциал. В этой связи можно дать следующее определение: самоутверждение - это стремление субъекта к переживанию самоценности (ценности/значимости своего «Я») в процессе реализации им своего личностного потенциала.

Выделение типа самоутверждения должно, на наш взгляд, соотноситься с его сущностью, условиями проявления и методами диагностики. В этой связи считаем возможным выделение следующих типов самоутверждения: конструктивный, деструктивный, отказ от самоутверждения .

Конструктивное самоутверждение (КС) выражается в успешной созидательной, продуктивной, креативной деятельности на благо себя и общества, во взаимовыручке, взаимоподдержке, благодаря которым человек может получать подтверждение своей значимости, позитивную оценку окружающих.

Деструктивное самоутверждение (ДС) проявляется в форме негативизма, агрессии по отношению к окружающим, отрицания личностной ценности и значимости другого, подавления личности другого. Такое поведение также может вызывать у человека чувство удовлетворения, но, как правило, негативно оценивается окружающими, побуждая человека в целях поддержания собственной самооценки отстаивать право на заявленное им поведение.

Отказ от самоутверждения (ОС) может проявляться в форме игнорирования предъявляемых требований, депрессии, аутоагрессии, отказа от самореализации, саморазвития, самоотрицания, пассивно-безразличного поведения, потери смысла жизни.

В подростковом возрасте проблема самоутверждения приобретает особенное значение. Подростки становятся более самостоятельными; более многообразными и содержательными становятся их отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера их деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям. По мнению Д.И. Фельдштейна , данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. Д.И. Фельдштейн рассматривает самоутверждение как один из компонентов особого психического состояния, которое является определяющим для подросткового возраста и способствует развитию социальной зрелости растущего человека.

Однако для подростков свойственны и негативные проявления: дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. В этот период подросток болезненно нетерпим к попыткам взрослых «вмешаться», «повлиять». Обостренное самолюбие заставляет его отстаивать право на самостоятельность любыми средствами, вплоть до резкости, до прямого противодействия взрослым .

Данные явления свойственны подросткам независимо от образовательного учреждения и интеллектуального уровня. Вместо того чтобы самоутверждаться успехами в учебе, спортивными и творческими достижениями, социально значимыми поступками подростки бравируют престижными вещами (телефонами, планшетниками и пр.), местом отдыха на каникулах. Именно они являются предметом зависти у подростков по отношению друг к другу, вызывающей стремление к компенсации неудовлетворенности своим положением. В целях компенсации подростки проявляют злорадство, критиканство, ответное хвастовство и даже физическую агрессию как формы деструктивного самоутверждения.

Формирование конструктивного самоутверждения у подростков является важной задачей в деятельности практических психологов образования. Для этого необходимо знать, какие качества личности характерны для подростков с различными типами самоутверждения, учитывать полоролевые особенности самоутверждения. В этой связи нами было проведено исследование по выявлению доминирующих типов самоутверждения у мальчиков и девочек подросткового возраста.

В исследовании приняли участие 140 подростков (70 мальчиков и 70 девочек) 7-9 классов МАОУ «Гимназия № 1» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан. Для диагностики различных типов самоутверждения у подростков использовалась «Методика диагностики самоутверждения» (Т.Д. Дубовицкая, Е.А. Киреева), включающая три шкалы: конструктивное самоутверждение (КС), деструктивное самоутверждение (ДС), отказ от самоутверждения (ОС) . Также использовались: тест коммуникативных умений Л. Михельсон; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла; тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев); тест для определения уровня субъективного контроля личности (УСК).

В ходе исследования выявлены следующие сходства и различия типов самоутверждения у подростков разного пола. У мальчиков по сравнению с девочками преобладает деструктивный тип самоутверждения (φ* = 5,394 при р ≤ 0,01). У девочек по сравнению с мальчиками чаще встречается отказ от самоутверждения (φ* = 2,400 при р ≤ 0,01) и конструктивный тип самоутверждения (φ* = 3,342 при р ≤ 0,01) (таблица).

Сравнительный анализ типов самоутверждения у подростков

Примечание. Уровни значимости различий по F-критерию Фишера обозначены следующим образом: * Fэмп ≤ 0,05; ** Fэмп ≤ 0,01.

Корреляционный анализ полученных данных свидетельствует о том, что конструктивный тип самоутверждения у девочек-подростков имеет положительную связь с коммуникативной компетентностью (r xy = 0;287, р < 0,05) и отрицательно коррелирует с агрессивным стилем поведения (r xy = -0,332, р < 0,01). Конструктивное самоутверждение у девочек также имеет положительную корреляцию с уровнем субъективного контроля (УСК) (r xy = 0,2887; р < 0,05), факторами MD «адекватность самооценки» (r xy = 0,268; р < 0,05), С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (r xy = 0,223; р < 0,05), Е «подчиненность - доминантность» (r xy = 0,2796; р < 0,05), I«жесткость - чувствительность» (r xy = 0,2301; р < 0,05), N «прямолинейность - дипломатичность» (r xy = 0,23; р < 0,05), а также со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р Пантелеев): С (интегральная оценка) (r xy = 0,4414; р < 0,01), самоуважение (r xy = 0,3930; р < 0,01), аутосимпатия (r xy = 0,3372; р < 0,01), ожидание положительного отношения других (r xy = 0,4094; р < 0,01), самоинтерес (r xy = 0,3205; р < 0,01).

У мальчиков конструктивный тип самоутверждения (КС) имеет положительную корреляцию со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): С (интегральная оценка) (r xy = 0,23; р < 0,05), самоуважение (r xy = 0,327, р < 0,01), отношение других людей(r xy = 0,337; р < 0,01), ожидание положительного отношения других (r xy = 0,442; р < 0,01), самопринятие (r xy = 0,3167; р < 0,01), саморуководство (r xy = 0,382; р < 0,01), с компетентным стилем поведения (r xy = 0;4773, р < 0,01) и отрицательно коррелирует с агрессивным стилем поведения (r xy = -0,35026, р < 0,01), зависимым стилем поведения (r xy = -0,31692; р < 0,01). Конструктивное самоутверждение у мальчиков имеет также положительную корреляцию с уровнем субъективного контроля (УСК) (r xy = 0,511; р < 0,05), факторами MD «адекватность самооценки» (r xy = 0,2750; р < 0,01), С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (r xy = 0,300; р < 0,01), Е «подчиненность - доминантность» (r xy = 0,3; р < 0,01), Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (r xy = 0,2468; р < 0,05) и отрицательно коррелирует с фактором F «сдержанность - экспрессивность» (r xy = -0,27; р < 0,05), фактором О «спокойствие тревожность» (r xy = -0,239; р < 0,05).

Таким образом, и мальчикам, и девочкам подросткам с конструктивным типом самоутверждения свойственны: коммуникативная компетентность, интернальный локус контроля, адекватная самооценка, эмоциональная стабильность, дипломатичность, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность, самопоследовательность, ожидание положительного отношения других. Отличительной особенностью конструктивно самоутверждающихся девочек является дипломатичность, склонность к сочувствию, сопереживанию, эмпатии. Конструктивно самоутверждающимся мальчикам свойственна сдержанность и самоконтроль, отсутствие тревожности, способность к саморуководству и самопринятию.

Деструктивный тип самоутверждения (ДС) у девочек-подростков отрицательно коррелирует с фактором N «прямолинейность - дипломатичность» (r xy = -0,31025; р < 0,01), Q4 «расслабленность - напряженность» (r xy = -0,239; р < 0,05), с коммуникативной компетентностью (r xy = -0;3016, р < 0,01), со шкалой опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): С (интегральная оценка) (r xy = -0,3343; р < 0,01), самоуважение (r xy = -0,2649; р < 0,05), ожидание положительного отношения других (r xy = -0,23; р < 0,05). Деструктивный тип самоутверждения имеет также положительную корреляцию с фактором F «сдержанность - экспрессивность» (r xy = 0,2801; р < 0,05) и агрессивным стилем поведения (r xy = 0,289; р < 0,05).

Для деструктивного типа самоутверждения у мальчиков-подростков характерна положительная корреляция с фактором F «сдержанность экспрессивность» (r = 0,4127; р < 0,01), фактором Q4 «расслабленность- напряженность» (r xy = 0,2555; р < 0,05), агрессивным стилем поведения (r = 0,3816; р < 0,01). Деструктивный тип самоутверждения у мальчиков отрицательно коррелирует со шкалой саморуководство (r xy = -0;3131, р < 0,01) (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), фактором С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (r xy = -0,3411; р < 0,01), фактором Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (r xy = -0;299, р < 0,05), компетентным стилем поведения в общении (r xy = -0,2888; р < 0,05), с уровнем субъективного контроля (УСК) (r xy = -0,325; р < 0,01).

Следовательно, подростки обоего пола с деструктивным типом самоутверждения (ДС) проявляют в общении импульсивность и агрессию, им не свойственны дипломатичность, эмоциональная сдержанность. Также такие подростки имеют низкий уровень самоуважения, самопонимания, саморуководства, ожидают отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Однако мальчики-подростки с деструктивным типом самоутверждения обладают более низким самоконтролем и способностью к саморуководству по сравнению с деструктивно самоутверждающимися девочками.

Отказ от самоутверждения (ОС) у девочек подросткового возраста имеет положительную корреляцию с зависимым стилем поведения в общении (r xy = 0,23; р < 0,05), фактором М «практичность - мечтательность» (r xy = 0,288; р < 0,05), фактором О «спокойствие-тревожность» (r xy = 0,2893; р < 0,05). Отказ от самоутверждения у девочек имеет высокие показатели отрицательной корреляции с факторами MD (r xy = -0,3771; р < 0,01), С «эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность» (r xy = -0,299; р < 0,05), фактором Н «робость - смелость» (r xy = -0,2457; р < 0,05), фактором О «робость-смелость» (r xy = -0,2457; р < 0,05), со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): аутосимпатия (r xy = -0,287; р < 0,05), отношение других (r xy = -0,245; р < 0,05).

Для мальчиков, у которых преобладает отказ от самоутверждения, характерна отрицательная корреляция с фактором А «замкнутость - общительность» (r xy = -0,285; р < 0,05), фактором Е «подчиненность - доминантность» (r xy = -0,485; р < 0,01), с компетентной стратегией поведения (r xy = -0,235; р < 0,05) и положительная корреляция с зависимой стратегией поведения (r xy = 03,45; р < 0,01). Отказ от самоутверждения у мальчиков имеет отрицательную корреляцию со шкалами опросника самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев): С (интегральная оценка) (r xy = -0,269; р < 0,05), отношение других (r xy = -0,2651; р < 0,05), самопонимание (r xy = -0,327; р < 0,01), ожидание положительного отношения других (r xy = -0,3508; р < 0,01), самопринятие (r xy = -0,4161; р < 0,01), самоинтереса (r xy = -0,3145; р < 0,01).

То есть подросткам обоего пола, у которых преобладает отказ от самоутверждения, свойственны: зависимый стиль поведения в общении, эмоциональная нестабильность, подчиненность, низкие показатели в ожидании положительного отношения со стороны других людей. Однако девочки в подростковом возрасте, у которых преобладает отказ от самоутверждения, более тревожные, робкие, имеют низкий уровень аутосимпатии по сравнению с мальчиками. Мальчики с доминированием отказа от самоутверждения проявляют замкнутость, низкий уровень самоинтереса и самопринятия.

Различия между мальчиками и девочками во взаимосвязи черт личности и типа самоутверждения могут быть следствием освоения ими различных стереотипов ролевого поведения. Известно, например, что к десяти годам среднестатистический мальчик участвует как минимум в одной потасовке или драке. Среди девочек только одна из пяти может «похвастаться» этим. Девочки, по сравнению с мальчиками, характеризуются более развитыми коммуникативными умениями, что обуславливает их способность договариваться, более ясно выражать свои мысли и желания.

К тому же девочки в процессе развития чаще сталкиваются с запретами и ограничениями со стороны взрослых и общества, что может привести к снижению их активности, самостоятельности, независимости, к развитию зависимых стратегий поведения в общении, тревожности, неуверенности и чувстве вины. Данное явление может способствовать отказу от самоутверждения, который проявляется в отказе от своих целей и планов и, как компенсация, в отрицании ценности достижений других людей.

И все же девочки по сравнению с мальчиками в условиях города имеют значительно больше возможностей для конструктивного самоутверждения. Помощь в ведении домашнего хозяйства, забота о младших братьях и сестрах, а также о пожилых членах семьи соответствуют природной склонности и предназначению лиц женского пола к заботливости, позволяют им развивать и реализовывать свое женское предназначение. Мальчики (юноши) в меньшей степени, по сравнению с девушками, склонны подчиняться, они в большей степени стремятся к проявлению своей уникальности, тяготеют к соперничеству и доминированию, но ограничены в возможности их конструктивного проявления.

Значительный потенциал в обеспечении конструктивного самоутверждения в подростковом возрасте содержится в общественно полезной деятельности. Но если она носит навязанный характер, а не инициируется самими подростками, то ее позитивный потенциал значительно снижается. Возможно, что подростки не всегда могут видеть возможности конструктивного приложения своих умений и способностей, и здесь помощь взрослых неоценима. Начав, в отдельных случаях, с обязательного участия в каком-либо мероприятии, необходимо обеспечить получение удовлетворения от достигнутого, что может послужить основой для последующей собственной инициации организации и участия в продуктивной общественно полезной деятельности.

Полученные результаты позволяют лучше понять сущность самоутверждения, определить методы работы по формированию конструктивного самоутверждения с учетом полоролевых различий подростков.

Рецензенты:

Дубовицкая Т.Д., д.псх.н., профессор кафедры общей и социальной психологии, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа;

Маджуга А.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Работа поступила в редакцию 23.07.2014.

Библиографическая ссылка

Киреева Е.А. РАЗЛИЧИЯ ТИПОВ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-6. – С. 1352-1356;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35069 (дата обращения: 04.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие взрослости является процессом становления готовности ребенка к жизни в обществе. Он предполагает усвоение общественных требований к личности, деятельности, отношений и поведения взрослых

Становление взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийнаяно.

Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, чувствуя свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ди. Итин. У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым. Это новообразование выражает новую жизненную позицию подростка по людям и миру определяет содержание и специфическую направленность его социальной активности, систему новых стремлений, переживаний и аффективных реакцииій.

Возникновение у подростка представления о себе как о человеке, перешагнула рубеж детства, предопределяет его переориентацию с детских норм и ценностей на взрослые. Его уже не устраивают правила, ограничения, мо орал послушания, которые существуют для детей и является источником их несамостоятельности, неравноправия со взрослыми.

Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению ценностей, норм, способов поведения, которые существуют в мире взрослых. Он всячески пытается реализовать свою потребности ебу в утверждении позиции взрослого человека, но отсутствие психических возможностей мешает достижению этой цели. Это является одной из основных противоречий возраста, решение которой стимулирует дальнейшее психическое р озвитоок.

Подросток пытается приобщиться к жизни и деятельности взрослых путем подражания. Сначала он принимает то, что доступнее для него: внешний вид и манеру поведения

Чувство взрослости подростков может проявляться в общей переориентации от сверстников как значимых. Других (которым в основном уподобляется. Я-прошлое и. Я-то-перишне) на взрослых, качества которых начинают виз определять ожидаемый направление собственных изменений подростка, а также в критическом отношении к. Я-прошлого, в отчуждении многих черт детского. Я. Будущее представляется ему весьма туманным. Однако, оптимальные варианты личностного развития предусматривают, по мнению психологов, относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего. Я в единстве с производительными поступательными изменениями на пути от детства к зрилос тті.

Поскольку стремление получить статус взрослого закономерное для подросткового возраста и жизненно необходимо для полноценного психического и личностного развития ученика, педагог должен правильно воспринимать связанного связанные с этим негативные поступки, не препятствовать проявлениям взрослости, а направлять его энергию в позитивном направлении. Потребность подростков иметь образец для подражания учитель может использовать как один из ка лов воздействия на детей, организуя вечера, встречи, диспуты с известными людьми, раскрывая смысл жизни и деятельности высоконравственных, творческих личностейй.

Со стремлением подростка скорее стать взрослым связана ведущая для него потребность в самостоятельности и независимости. Его способности самостоятельно регулировать свое поведение способствует достигнутый уровень психического и личностного развития. Подросток лучше, чем младший школьник, понимает себя, может анализировать свои поступки, хотя ему еще трудно предвидеть их последствия. Его поведение более осмысленная, не так импульсивно а как младшего школьника, он лучше владеет собой. Подросток ставит перед собой отдаленные цели, формирует первые жизненные планы (выбор профессии), идеалы, стремится быть на кого-то похожим, приобрести определенные черты хар актера, нравственные убеждения. Потребность в самостоятельности реализуется в стремлении действовать без посторонней помощи и опеки, в способности принимать решения и отстаивать собственные взгляды, в умении достигать предстал ной цели, вести под влиянием собственных побужденийукань.

время у подростков усиливается негативизм относительно любых требований взрослых, ярко проявляются признаки эмансипации, попытки что-либо демонстрировать свою независимость. Они стремятся свободно выбирать способ бы выполнение своих обязанностей и одновременно боятся проявить слабость, избегают деятельности, которая может привести чьи-то насмешки или чувство неуверенности в своих силах. Поэтому иногда при отсутствии свободно го выбора подростки скорее вести себя вызывающе, чем позволят заставить себя к активноститі.

Потребность подростка в самоутверждении

Постоянное взаимодействие подростка со сверстниками порождает у него стремление занять достойное место среди них, что является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности. Его потребность в самоутверждении настолько и сильна, что ради признания ровесниками подросток готов поступиться своими взглядами и убеждениями, совершать поступки вопреки своим моральным установкам. Она побуждает так называемых трудных подростков к нарушениям норм и правил поведения. Потерять авторитет в глазах друзей, почувствовать посягательства на свою честь и достоинство являются величайшей трагедией для подростка, что может привести даже к суициду (самоубийства). Том в он бурно реагирует на бестактные замечания учителя в присутствии друзей, считая это унижением своей личности. На этой основе нередко возникают конфликты между учениками и учителем. Только тактичное с тавлення к подростку, поддержание его в глазах сверстников создают психологически благоприятную почву для эффективного влияния на него воспитательных средств педагога. Существенную критику взрослого подросток адекватно м оже воспринять одинаодинці.

Формы самоутверждения подростка могут быть разнообразными. Простейшая из них заключается во внешнем подражании взрослых, их вредных привычек, особенностей поведения (курение, употребление алкоголя, нар ркотикив, чрезмерное и безвкусно использование косметики, ношение своеобразного одежды, послуговування нецензурной лексикой). Родители и учителя должны активно бороться с этим, обращая внимание подростков на по положительная образцы для подражания (литературные герои, исторические деятели, известные личности) важное, чтобы и они были для подростков достойными образцамами.

Положительными формами самоутверждения подростков являются занятия спортом, работа в семье, школе, на производстве, выполнение общественно полезных дел интеллектуального самоутверждения учащихся происходит в их учеб чально и внеучебной познавательной деятельности, реализации познавательных потребностей и интересов. Подростки с увлечением занимаются исследовательской деятельностью в учебно-научных кружках, их привлекает уча во в открытиеях.

Самоутверждение младших и старших подростков имеет различную направленность. Для младших ведущей является потребность в достойном положении в группе. Так, реакция пятиклассника на определенное влияние учителя зависит не столько и от степени его вины или характера влияния, сколько от вреда, который может быть нанесен этим влиянием его положению в классе. При этом упрямство, своеволие и т.п. имеют цель завоевать и укрепить ди заборы в группе, коллективе сверстников. Старший подросток, как и младший, требует общества сверстников, но его самоутверждения выражается в стремлении утвердиться в глазах, а не в глазах окружаяючих.

В работе с подростками взрослые должны учитывать основные новообразования, поскольку они тесно связаны с противоречиями этого возраста, решение которых является шагом в развитии личности

Подростковым считается возраст от 10 до 15 лет. Это своеобразное время перехода к взрослой жизни. В этот период человек делает из детства (времени тотального контроля родителями) первые шаги во взрослую жизнь, которая требует принятия собственных решений. Подросток вынужден пересмотреть свое отношение к окружающему миру, самостоятельно вырабатывать и принимать новые ценности, идеалы, мировоззрение. Подростковый возраст – время самоутверждения для ребенка.

Стремление к самоутверждению

Стремление человека к самоутверждению появляется в раннем подростковом возрасте. Особенно интенсивно оно становится заметным в возрасте 12-13 лет. Если ситуация в окружении ребенка благоприятная, то он как личность развивается гармонично, а его потребность в самоутверждении реализуется в хорошей учебе, в совершенствовании физического и психического развития, стремлении достичь успеха в какой-то деятельности.

Итак, совершенно естественной потребностью подростков является потребность в самоутверждении. Но зачастую, со стороны родителей эта потребность, в лучшем случае, вызывает непонимание. Как следствие, взрослые стремятся продолжать отношения с детьми с помощью уже исчерпавших себя методов диктатуры и авторитарности. Закономерно, что это способствует возникновению смыслового барьера - ответной реакции ребенка в виде упрямства и негативизма.


Одно дело, если подросток стремится самоутвердиться за счет достижений в учебе, спорте, искусстве, и совсем другое – когда самоутверждение выражается посредством нецензурной лексики, курения или даже наркотических средств.

Только благодаря устойчивым положительным социальным установкам, правильному мировоззрению, сформированному в подростковом возрасте, можно избежать употребления ребенком алкоголя, токсических и наркотических веществ. В случае положительного отношения подростка к запретным веществам родителям следует принимать меры, ведь налицо тенденция развития алкогольной и наркозависимости.

А интерес к наркотикам возникает в следующих случаях:

  • В возрасте 8-11 лет. Детям любопытно, все, что связано с наркотиками, ведь они, скорее всего, не слышали о них ничего или ничего не поняли, или просто не приняли всерьез. Информацию о наркотиках дети получают от сверстников, поскольку только единицы их пробовали. А активное употребление в этой возрастной группе связанно, скорее, с токсикоманией.
  • В возрасте 11-13 лет. Это период начала наркомании. Из-за того, что знаний о наркотиках достаточно много, однако они недостоверны, дети практически не знакомы с последствиями. В этом возрасте отношение к наркотикам скорее позитивное. Поскольку в этом возрасте доступны бытовые средства и медикаменты, то именно с них начинается знакомство с действием психоактивных веществ.
  • В возрасте 14-17 лет. Приобщаться к наркотическим веществам наиболее опасно.

Итак, процесс самоутверждения подростка имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. Главная задача родителей в этот период жизни ребенка заключается в максимальной наблюдательности и ненавязчивом контроле, а также в формировании устойчивых положительных социальных установок и положительного мировоззрения.