Взаимодействие заведующих с воспитателями в доу. Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения


Модель взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС дошкольного образования

в МАДОУ «Детский сад № 48» г. Северска

Заместитель заведующего по ВМР Е.З. Шайдулина

МАДОУ «Детский сад № 48» включен в перечень дошкольных образовательных учреждений – базовых площадок по отработке моделей введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее - ФГОС ДО) (на основании распоряжения ДОО ТО № 310-р от 21.05.2014 г.). В связи с этим в ДОУ была создана рабочая группа и разработан план - график мероприятий по внедрению ФГОС ДО, включающий в себя организационное, нормативно-правовое, информационно – методическое и кадровое обеспечение реализации ФГОС ДО.

Цель деятельности рабочей группы – определить и обеспечить условия реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ по решению образовательных задач.


Актуальность и объективные предпосылки создания модели взаимодействия специалистов.

Важнейшим направлением деятельности модели становится подготовка всех участников образовательного процесса к работе в рамках реализации ФГОС ДО.

В рамках внедрения ФГОС назрела необходимость в обновлении содержания деятельности, в выборе современных форм методического воздействия, построении более совершенных механизмов взаимодействия с образовательным социумом; необходимость дальнейшей разработки проблемы тесного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников. Это обусловлено современными требованиями к качеству дошкольного образования, реализацией таких принципов образовательной деятельности, как «адаптивность», «интегративность», «комплексность», принципов «содействия и сотрудничества детей и взрослых», «сотрудничества организации с семьей», которые выступают в качестве ведущих принципов современной государственной политики Российской Федерации в области образования . Это диктует требование приспособления самой системы образования к уровню подготовки и особенностям развития воспитанников.

Выявленные проблемы определили пути формирования и развития методической деятельности, как маркетинговой, личностно-ориентированной, что явилось основой создания Программы межпрофессионального взаимодействия специалистов «Под счастливой крышей», определяющей направления работы в системе «Педагог – ребенок – родитель» (рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ О.И. Киселева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и логопедии ПФ ТГПУ Т.Н. Яркина).

Новизна разработанной модели заключается в создании механизмов эффективного взаимодействия субъектов в образовательной методической среде ДОУ.
Сущностная характеристика модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов ДОУ предлагает один из вариантов создания психологического просвещения и сотрудничества всех участников образовательного процесса в системе «Педагог – ребенок – родитель» и открывает направления и широкие возможности в работе с семьей с целью создания системы «ответственного родительства», способствует изменению психологических установок родителей на роль семьи в формировании личности ребенка, используя различные формы работы с родителями, а также обеспечивают условия взаимодействия специалистов в рамках реализации направлений введения ФГОС ДО.

Цель: повышение качества воспитания и развития детей за счет связей «Педагог - ребенок – родитель».

Ожидаемые результаты:


  • создание условий, обеспечивающих субъектную позицию каждого специалиста в повышении квалификации, предполагающую рефлексивный самоанализ деятельности, освоение способов самообразования и саморазвития;

  • поддержка позитивных инициатив педагогов, связанных с инновационными разработками в области образования;

  • повышение результативности деятельности специалистов за счет включения интерактивности в разнообразные формы взаимодействия с семьей;

  • создание в ДОУ единой системы «Педагог – ребенок – родитель», позволяющей конструктивно решать вопросы воспитания и развития детей, построить партнерское общение с родителями, использовать разнообразные формы общения с родителями, а также повысить социальный статус профессии воспитателя, узкого специалиста ДОУ в глазах родителей воспитанников;

  • развитие педагогической рефлексии и профессиональной компетентности педагогов в общении с родителями и в вопросах возрастной психологии детей;

  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников, как организаторов воспитания ребенка в семье в рамках реализации системного информирования о взаимодействии специалистов в условиях введения ФГОС ДО.

Структура модели.

Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов понимается нами как организационная структура в системе образовательной организации, объединяющая субъектов методической работы и реализующая функции методического сопровождения участников образовательного процесса (приложение 1).

Основа модели – идея оптимизации взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель».

Задачи:


  • формировать психологическую культуру родителей, повышать их психолого-педагогическую компетентность;

  • создавать условия для активной перестройки в отношениях между педагогами, детьми и родителями, оптимизация этих отношений, привлечение родителей к совместной деятельности по воспитанию и развитию детей, участию в жизни ДОУ;

  • изучать семьи воспитанников, условий семейного воспитания и потребностей родителей;

  • оказывать родителям помощь в доверии к образовательному учреждению, создавать условия для перехода родителей из пассивно воспринимающих важную информацию в воспитательном и образовательном плане, в активных участников решения важных вопросов;

  • повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

  • содействовать развитию психофизического здоровья воспитанников, а также формированию у детей представления о нравственных ценностях и качествах (доброта, человеколюбие, любовь и уважение к родителям, вежливость, заботливость, установка на ЗОЖ), адекватному эмоциональному развитию и нравственному поведению;

  • пропагандировать положительный опыт семейного воспитания и создание единого пространства «Семья – ДОУ».
Практическая новизна:

  • показаны возможности повышения качества образования, развития и воспитания детей за счет реализации эффективного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в системе отношений «Педагог – ребенок – родитель»;

  • показано использование разнообразных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической и педагогической работы, выявлены возможности введения инноваций в детском саду путем использования современных педагогических технологий;

  • переход от традиционной модели трансляции опыта к обучению «действием»;

  • ориентация на продуктивность (создание авторских программ, проектов, эффективных методик, дидактических пособий и т.д.).
Субъекты педагогического сопровождения – педагоги, родители, дети.

Модель предполагает три основных блока: работу с педагогами, с детьми и родителями.

Для каждого блока в программе определены цели, задачи, формы проведения мероприятий, методические рекомендации.

Основные направления работы с педагогами :


  • разработка индивидуальных траекторий образовательной деятельности педагогов по повышению уровня профессионального мастерства через практическую реализацию взаимосвязей «Педагог – ребенок – родитель»;

  • методическое и психолого-педагогическое сопровождение педагогов в системе диссеминации передового опыта.
Показатели результативности: стремление к профессиональному росту и непрерывному повышению уровня профессиональной подготовки, активное участие педагогов в различных формах представления и обобщения опыта, конкурсах профессионального мастерства, грантовых конкурсах, инициация образовательных инициатив.
Механизм реализации модели межпрофессионального взаимодействия

Взаимодействие структурных единиц каждого уровня можно представить в виде схемы (приложение 1).

Взаимосвязь всех уровней заложена в принципах построения модели, предполагает наличие и горизонтальных, и вертикальных связей, подчинения и соподчинения, когда каждый из участников методической среды может быть участником и одновременно тьютором какой-либо деятельности. Решая задачу индивидуального методического воздействия, предпочтение отдается обучению «действием».

Система межпрофессионального взаимодействия специалистов строится на базе следующих принципов:


  • принципа системности, включающего не только организационный аспект системы и взаимодействие ее отдельных компонентов, но и соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств развития профессионализма специалистов их образовательным потребностям и затруднениям; развитие психолого-педагогической компетентности родителей;

  • принципа сетевого взаимодействия;

  • принципа оптимальности деятельности;

  • принципа взаимодополнения и компенсации.
Основой для определения содержания деятельности по методическому сопровождению является мониторинг профессиональных и информационных затруднений педагогов и родителей, выявление затруднений дидактического и методического характера. С этой целью осуществляется изучение запросов образовательного сообщества.

Используются различные методы диагностики, оптимальные для каждого уровня: анкетирование, опрос, собеседование, анализ деятельности педагогов, данные диагностики уровня профессиональных компетенций педагогов, данные эффективности педагогического воздействия на ребенка. Полученная информация обрабатывается и систематизируется. На основе полученных данных осуществляется выбор механизмов для предоставления услуг с учетом имеющихся (или по возможности создаваемых) условий.

Процесс сопровождается мониторингом качества предоставленных услуг, поступающая информация позволяет в системе прогнозировать их востребованность. В результате осуществляется обратная связь субъектов всех уровней.
Технологическое сопровождение проекта.

В основе реализации модели межпрофессионального взаимодействия специалистов по решению образовательных задач в рамках введения ФГОС ДО - технологическая составляющая деятельности.

Каждому педагогу и специалисту ДОУ необходимо ориентироваться в широком спектре образовательных технологий. На это, в частности, указывает и профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н.

Одной из задач ФГОС ДО является «обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей».

Для решения новых задач необходим новый инструментарий. Наряду с технологиями, давно утвердившими себя в практике организации работы с семьей, для эффективной реализации модели взаимодействия специалистов нужно освоить современные технологии и методики, направленные как на развитие самой системы, так и каждого ее представителя.

Новизна межпрофессионального взаимодействия специалистов в рамках осуществления программы «Под счастливой крышей» состоит в использовании различных форм работы с родителями, детьми и педагогами в единой системе психопрофилактической работы, а также во введении инноваций в ДОУ посредством использования современных педагогических технологий (ИКТ, технологии проблемного обучения, исследовательской, проектной деятельности).

В результате взаимодействия специалистов развиваются, вводятся и реализуются следующие здоровьесберегающие технологии :


  • обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

  • учебно-воспитательные технологии.
Кроме того, стоит отметить еще одну педагогическую технологию, которая реализуется через данную программу и также является инновационной для нашего ДОУ. Это – педагогика сотрудничества . Стоит отметить ценность целевых ориентаций педагогики сотрудничества, которые заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку и взрослому, в единстве обучения и воспитания, и которые с успехом реализуются через данную программу.

Особое значение в условиях развития инновационной деятельности придается системе консультирования и экспертизы.

В основе создаваемой модели межпрофессионального взаимодействия специалистов лежат идеи партнерства, эффективного взаимодействия, ориентированные на раскрытие личностного потенциала каждого участника воспитательно-образовательного процесса и обратную связь.

В данной модели этот процесс осуществляется через систему проектов различных видов: информационных, практико-ориентированных, исследовательских, творческих.

Одной из эффективных технологий, способствующей успешной реализации модели , является технология педагогического проектирования. Педагогическое проектирование – это вид проектной деятельности, целью которой является создание дидактических единиц (образовательных программ, предметного материала и т.д.).
Условия реализации модели межпрофессионального

взаимодействия специалистов.


  1. Нормативно-правовые.
Нормативно-правовой основой деятельности являются: федеральные. Региональные, муниципальные нормативно-правовое документы.

  1. Материально-технические:

      • кабинеты специалистов (10);

      • музыкально-физкультурный зал (2);

      • музыкальный зал (1);

      • мультимедийные установки (3);

      • цифровая видеокамера;

      • цифровой фотоаппарат;

      • бассейн (1);

      • компьютеры (8).

  1. Кадровые:

      • заведующий – 1;

      • заместитель заведующего по ВМР – 2;

      • старший воспитатель – 2;

      • музыкальный руководитель – 4;

      • руководитель ФВ – 2;

      • учитель-логопед – 2;

      • педагог-психолог – 2;

      • инструктор по плаванию (1);

      • воспитатели (56).
Из них высшую квалификационную категорию имеют 11 человек, первую категорию – 20, вторую – 10 человек, соответствие – 14 педагогов. Шесть специалистов имеют дипломы по специальности «Менеджмент организации».
Критерии эффективности реализации модели.

Первая группа критериев и показателей призвана обеспечить оценку качества на макроуровне через анализ внешних социальных эффектов осуществляемой деятельности.

Такими критериями являются:


  • доступность предлагаемых услуг;

  • эффективность услуг с точки зрения соответствия их результатов потребностям семей воспитанников по уровню социализации.
Вторая группа критериев и показателей характеризует качество деятельности на микроуровне, позволяя получить необходимую информацию для совершенствования рабочих процессов.

Критерий

Показатели

Сформированность системы информационного обеспечения

  • Новизна, актуальность, полезность.

  • Технологические характеристики информации

Сформированность системы нормативно-правового обеспечения

  • Работа с законодательными нормативными документами.

  • Разработанность собственных локальных актов.

Эффективность научно-методического обеспечения

  • Оптимальность и рациональность выбора цели.

  • Соответствие содержания работы целям.

  • Эффективность использования исследовательских методов в инновационной деятельности.

  • Сформированность умений проектирования инновационных идей.

Состояние кадрового потенциала

  • Обеспеченность.

  • Готовность к реализации целей.

  • Уровень методической обученности.

  • Наличие условий для повышения квалификации.

Уровень социально-правовой, психологической, профессиональной защищенности

  • Расширение рынка образовательных услуг.

  • Стимулирование творчества.

  • Психологический климат.

Уровень финансирования

  • Нормативное финансирование.

  • Доля внебюджетных вложений.

В процессе реализации инновационной модели межпрофессионального взаимодействия специалистов могут возникнуть следующие риски и негативные последствия:


  • стихийный, спонтанный характер организации взаимодействия, обусловленный внутренними особенностями ДОУ;

  • ригидность к инновациям со стороны педагогов, их нежелание принимать участие в деятельности педагогического сообщества;

  • возникновение ситуации разрыва между «педагогическим знанием и педагогическим действием»;

  • недостаточная сформированность у педагогов профессиональной идентификации, способности к самопрезентации собственных достижений;

  • пассивность родителей в восприятии информации о ДОУ.

Пути преодоления рисков.


  • Четкое планирование, регламентация деятельности специалистов ДОУ в целях осуществления эффективного управления деятельностью.

  • Своевременная корректировка планов взаимодействия специалистов в соответствии с принятыми обязательствами.

  • Организация системы повышения профессиональной квалификации педагогов на индивидуальной и дифференцированной основе.

  • Организация системы мониторинга состояния и результатов межпрофессионального взаимодействия специалистов с целью своевременной коррекции и выявления лучших практик.

Содержательные результаты за 2014-2015 год.

В процессе становления модели межпрофессионального взаимодействия специалистов достигнуты определенные результаты:


  • рост числа педагогов, умеющих адекватно оценивать свой внутренний потенциал и успешно реализующих себя в различных видах профессиональной деятельности;

  • высокий уровень мотивации в освоении наиболее ценного опыта коллег, поиск и реализация механизмов для предъявления собственного педагогического опыта;

  • отмечается большая активность педагогов в представлении собственного педагогического опыта (конспекты НОД и родительских собраний, семинары-практикумы, консультации, рекомендации для родителей, материалы тематических выставок и т.д.);

  • разработана программа социально-личностной направленности «Под счастливой крышей» и 15 программ по основным направлениям развития и образования детей в соответствии с ФГОС ДО;

  • повышение интенсивного включения родителей и других законных представителей ребенка в совместные образовательные проекты, тесное сотрудничество всех окружающих его взрослых, объединенных общими целями воспитания.

В рамках реализации модели осуществляется диссеминационная деятельность специалистов ДОУ. Позитивный опыт специалистов представлен на мероприятиях различного уровня.


Результат

(место, диплом, сертификат, медаль, грамота и др.)


Форма мероприятия, название

Международный

Публикация в сборнике

I Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: отечественные традиции и международная практика». Статья «Апробация ФГОС ДО посредством отработки модели взаимодействия специалистов дошкольной организации по решению образовательных задач», г. Москва

Всероссийский

Диплом лауреата, золотая медаль, нагрудный знак «Лучший заведующий – 2014»

Всероссийский конкурс «100 лучших ДОУ России – 2014» в рамках III Всероссийского образовательного форума «Взгляд в будущее. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в России».

Диплом лауреата,

золотая медаль



Всероссийский конкурс «100 лучших ДОУ России – 2015» в рамках IV Всероссийского образовательного форума «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России».

Диплом лауреата,

золотая медаль



Всероссийский конкурс «Лучшее дошкольное образовательное учреждение – 2015»

Серебряная медаль,

3 диплома лауреатов



Всероссийский заочный конкурс «Росточек: мир спасут дети» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (Западно-Сибирский филиал МСА), октябрь 2015

Межрегиональный

Диплом в номинации «Комплексное представление образовательной деятельности»

Конкурс «Сибирские Афины» в рамках Межрегиональной выставки-ярмарки «ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ЗАНЯТОСТЬ»

Областной

Благодарственное письмо, сертификаты

Областной конкурс-выставка «Инновация-2015»

Приложение 1


1 этап – диагностический

Обмен информацией о состоянии здоровья ребенка, его поведения, особенностях характера, уровня и темпа развития, анамнез семьи;

Обсуждение результатов;

Выявление перспектив развития


Модель межпрофессионального взаимодействия специалистов МАДОУ «Детский сад № 48»


2 этап – планово-организационный

Согласование направлений, методов и приемов межпрофессионального взаимодействия в системе «Педагог-ребенок-родитель»;

Использование современных педагогических технологий;

Составление индивидуальных программ

по решению образовательных задач

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

ВОСПИТАТЕЛИ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД


4 этап – итогово-оценочный

Совместная оценка эффективности педагогического воздействия и взаимодействия;

Оценка уровня реализации индивидуальных программ;

Прогнозирование задач на следующий период работы



3 этап – деятельностный

Методическое сопровождение педагогов по решению образовательных задач;

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей;

Коррекционно-развивающая работа с детьми



в детском саду каждому специалисту отведена своя сфера профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику, предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники. Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально и в группе. Совместно проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и развлечения, обеспечивается музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем проводят музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. Консультирует воспитателей по проблемам музыкального развития. Знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Совместно с воспитателями разрабатывают и проводят: праздники, развлечения, досуги. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в работе с родителями: готовит консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.

В детском саду инструктор по физической культуре проводит физкультурные занятия, вместе с воспитателем в ходе диагностики выявляют физические способности детей, планируют индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную активность детей в течение дня. Проводит консультирование воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп по вопросам организации физкультурных занятий. Вместе разрабатывают и участвуют в физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной деятельности, утренней гимнастики. Оказывает помощь воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной деятельности, физическому развитию детей, использованию нетрадиционного оборудования, дает советы. Принимает участие в родительских собраниях, в оформлении наглядной информации, консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы: походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.

Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса оказывает педагог- психолог. Основная работа педагога-психолога приходится на адаптационный период, когда формируется новый коллектив. В этот момент помогает воспитателям выстраивать отношения с вновь прибывшими детьми и их родителями. Совместно планируется индивидуальную работу с детьми и педагог-психолог дает рекомендации по дальнейшей коррекционно-развивающей работе. Вместе участвуют в организации и проведении различных праздничных мероприятий. Педагог-психолог оказывает необходимую психологическую профессиональную помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания. Оказывает помощь воспитателю в виде: консультаций, семинаров, анкетирования, оформлении наглядного материала. Принимает непосредственное участие в родительских собраниях.

Учитель-логопед работает в тесном контакте с воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, массаж, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух. Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми по заданию логопеда. Учитель-логопед консультирует воспитателей и родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Совместно создаются в группе условия для развития различных видов деятельности с учетом возможностей интересов, потребностей самих детей..

Обмен профессиональной информацией об особенностях развития того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний, педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает чаще. Поэтому каждый из нас информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении узкопрофильных задач.

Важным моментом в работе является правильно спланированная деятельность в работе с воспитателем. Здесь нужно учитывать, что специалисты должны знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами проводится предварительная работа перед занятием.

Б)На протяжении всего периода пребывания в детском саду, ребенок взаимодействует большую часть времени с детьми его группы, воспитателем и помощника воспитателя. от качества взаимодействия пом. воспитателя и воспитателя зависит эмоциональное и физическое благополучие воспитанников группы.

У каждого сотрудника детского сада есть свои должностные обязанности. Основная обязанность воспитателя – воспитание, обучение и развитие ребенка. Помощник воспитателя основной упор делает на сохранение, поддержание чистоты, обеспечение безопасного пребывания и сохранения здоровья воспитанников. Однако, существуют вопросы над которыми они работают совместно: сохранность жизни и здоровья воспитанников, формирование у детей культурно-гигиенических навыков, речевое развитие детей, эстетика оформления помещений группы, создание условий для эмоционального благополучия ребенка.

Моделей взаимодействия помощника воспитателя и воспитателя существует несколько: начальник – подчинённый, каждый сам по себе, конфликтующие стороны, единомышленники, «Мы-команда».

с педагогами ДОУ»

Модернизация системы образования влечёт за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними. Более того, не каждое образовательное учреждение имеет такой арсенал связей и возможностей, чтобы гибко и эффективно адаптировать педагога к работе в новых условиях.
Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная старшим воспитателем, курирующим работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности.
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование старшего воспитателя на запросы и потребности педагогов. Методическая деятельность – особый вид интеллектуальной деятельности, способствующей росту профессионализма специалистов системы образования. Взаимодействие педагога с методической службой – важное звено непрерывного образования педагогических кадров.
На современном этапе развития системы образования основная цель методической работы с кадрами – это создание условий для самореализации педагога, развития его ключевых компетенций: воспитательных, коммуникативных, организаторских, исследовательских, проектировочных, конструктивных. Ведущими принципами методической работы (МР) безусловно, являются дифференциация, непрерывность и адресность.
В практике старшего воспитателя существуют разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их квалификации и мастерства. В нашем учреждении используются следующие формы для повышения профессиональной компетентности педагогов:

1. Традиционные:
- работа в едином образовательном пространстве
-проблемные семинары
- семинары- практикумы
- дни открытых дверей
- творческие микрогруппы
-наставничество
-эстафеты педагогического мастерства
- педагогические советы
- повышение квалификации

2.Инновационные:
-« копилка» педагогического мастерства
- мастер-классы
-проектная деятельность
- создание банка инновационных идей
- стажёрские площадки
- творческие конкурсы
- творческая лаборатория молодых специалистов
- издательская деятельность

Педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения целенаправленно и планомерно работает над повышением качества образования через обновление его содержания; внедрение современных технологий, которые способствуют созданию благоприятных условий для самореализации участников воспитательно - образовательного процесса.
Процесс обновления образования, его проектирование, запуск и поддержка будут тем эффективней, чем больше новых форм работы и технологий с педагогическим коллективом мы будем использовать. Одной из таких эффективных форм является внедрение в повседневную практику проектных моделей:
«Банк идей» нацелен на формирование накопительного центра педагогических, творческих и научных идей, их обработки и применении в практике педагогов
«Педагогических портфель»- направлен на систематизацию достигнутых результатов и распространение педагогического опыта в социуме, а также повышение имиджа ДОУ.
«Эффективный старт», модель проекта разработана на осуществление модульного принципа воспитательного процесса во взаимодействии всех субъектов педагогического процесса в соответствии со стратегическим планом развития дошкольного образовательного учреждения. Модульный принцип модели « Эффективный старт» имеет конкретный горизонт прогнозирования, который служит повышению эффективности организации качественного образования в детском саду и формирования образа будущего детского сада по ступеням.
В управленческой деятельности ДОУ эффективен современный метод
«Коучинг». Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять.

Коучинг- это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея используется давно в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя. приглашения научных консультантов из институтов повышения квалификации. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант.

Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя.
Педагогический ринг - сориентирует воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки, методической литературы, способствует выявлению различных подходов в решении педагогических проблем.
Метод мозговой атаки, или банк идей – рациональный способ коллективного продуцирования новых идей для решения практических задач, не поддающихся решению традиционными способами.
Следует отметить ещё одну эффективную инновационную технологию в работе с педагогическим коллективом -
педагогическая гостиная. Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения.
работа с педагогами разнообразна как по форме, так и по содержанию.

Творческий подход позволяет выбрать наиболее адекватные в каждом случае формы и методы взаимодействия с педагогами:
- индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей в воспитании детей
- индивидуальное и групповое консультирование по вопросам эффективного взаимодействия взрослого и ребёнка
-дискуссионные клубы, гостиные, семинары- практикумы, круглые столы для педагогов с целью повышения знаний об особенностях воспитания детей в семье проведение тренингов.

Каменная А.С.,
заведующий ГБДОУ д/с № 69;
Одинцова О.Ю.,
Заведующий ГБДОУ д/с № 91
Выборгского района Санкт-Петербурга

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.
В настоящее время, в связи со спадом рождаемости и сокращением процента охвата детей дошкольного возраста услугами общественных образовательных учреждений, ростом конкуренции, появлением дополнительно оплачиваемых услуг, повышением требований, которые родители предъявляют к детскому саду, появившейся у родителей возможности у них выбирать образовательное учреждения для своего ребёнка, детские сады должны искать пути информирования родителей о тех возможностях и услугах, которые предоставляет данное учреждение, привлекать родителей, заинтересовывать их, изучать их потребности и спрос, т.е. перед детским садом встали задачи маркетинга оказываемых услуг и их рекламы, которые являются новыми для дошкольных образовательных учреждений.
Важно проводить сбор информации о семьях, имеющих детей дошкольного возраста, их социальном заказе на характер услуг, которые они хотели бы получить от дошкольного образовательного учреждения. Фактически речь идёт об исследовании спроса на услуги. В результате учреждение может, исходя из имеющихся ресурсов - наличие педагогических кадров, свободных площадей, материальной обеспеченности образовательного процесса, определить приоритетные направления своей работы, а также группу населения, на удовлетворение потребностей которой ДОУ предполагает ориентироваться, уметь перспективно планировать работу учреждения, прогнозировать его загруженность на несколько лет вперёд. Для учреждений находящихся в небольших населённых пунктах, это важно для того, своевременно принять меры по обеспечению наполняемости групп; для расположенных в крупных городах - для того, чтобы определить стратегию развития учреждения, приоритетные направления его деятельности, специализацию, которая позволит данному учреждению выделиться из общей массы, найти «своё лицо» в работе и стабильного потребителя предлагаемых услуг.
Следует отметить, что создание баз данных о конкретных, уже существующих и потенциальных клиентах, включая их социологические, психологические, экономические, даже географические характеристики, считается наиболее перспективным направлением в осуществлении взаимодействия ДОУ и семьи.
Осуществлению данной деятельности руководителю ДОУ могут способствовать следующие функции:
1. Информационно-аналитическая:
- имеет информацию о текущем состоянии процесса взаимодействия между учреждением и семьёй;
- использует управленческий цикл в работе с информацией о данном взаимодействии;
- своевременно систематизирует полученную информацию.
2. Планово-прогностическая:
- осуществляет работу по подготовке планов организации взаимодействия между учреждением и семьёй;
- имеет в наличие и анализирует систему планов (стратегические, оперативные);
- периодически проводит контроль над выполнением плана по организации данного взаимодействия.
3. Мотивационно-целевая:
- осуществляет мотивацию деятельность вовлечения коллектива в создание системы взаимодействия и его реализацию между ДОУ и семьёй;
- формирует систему и методы стимулирования коллектива;
- создает положение о премировании.
4. Организационно-деятельностная:
- распределяет разные виды деятельности;
- делегирует полномочия;
- разрабатывает нормативно-организационную документацию: уставы, правила, положения, должностные инструкции;
- строит организационную структуру ДОУ;
- проводит деловые совещания, беседы.
5. Контрольная:
- осуществляет мониторинг функционирования всех подразделений;
- осуществляет систематический контроль процесса взаимодействия;
- использует систему форм и методов контроля;
- отражает систему контроля, в соответствующем виде документации.
6. Коррекционная:
- оперативно вносит коррективы в состояние дел;
- принимает решения по изменению процессов в соответствии с нормативно правовыми аспектами;
- осуществляет взаимодействие с руководителями подразделений в процессе внесения коррективов;
- анализирует результаты коррекционной работы в ДОУ;
- при постановке целей осуществляет связь с федеральной и муниципальной программой развития;
- формулирует ведущие направления и задачи на основании педагогических принципов;
- разрабатывает программу развития учреждения в аспекте взаимодействия с семьёй.
Эффективность деятельности заведующей с педагогическим коллективом детского сада проявляется не только в том, чтобы провести какую-то работу при участии родителей и добиться результата, но и в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы взаимодействия с родителями и влияние на них.
Администрация ДОУ должна быть ориентирована на создание адекватной условиям образовательного учреждения системы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Это позволит педагогическому коллективу решить двойную задачу:
- во-первых, обеспечить необходимое для нормального развития ребёнка единство требований, подходов к воспитанию;
- во-вторых, реально влиять на семейное воспитание детей, повышая ответственность родителей.

Это предполагает работу с педагогическим коллективом детского сада по анализу материалов уже существующих в данном направлении работы ДОУ с родителями. Заведующая выступает с инициативой в проведении мероприятий по изменению форм работы и взаимодействия родителей и ДОУ. Формирует у сотрудников мотивацию ответственного отношения к выполнению данного вида деятельности, обеспечивает материальную базу, осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками и оформляет их в письменном виде. Формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных обязанностей, планирует, направляет и контролирует деятельность коллектива. Устанавливает деловые контакты с учреждениями здравоохранения, культуры и социальной защиты. Определяет функциональные основы взаимодействия ДОУ и родителей. Привлекает родителей в моделировании предметно-развивающей среды детского сада и т.д.
Социальные запросы, исходящие от родителей, можно осуществить только при тесном сотрудничестве дошкольного учреждения с семьей, чтобы достичь данного уровня сотрудничества, администрации ДОУ необходимо выделить и реализовать следующие цели и задачи.
Цели:
1. Создать единую программу для педагогов и родителей по реализации воспитательно-образовательных задач.
2. Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
3. Создать методическую базу для педагогов по проблеме взаимодействия их с семьей для обеспечения полноценного развития детей.
4. Создать условия для развития доверительных отношений между семьёй и сотрудниками ДОУ.
5. Привлечь внимание педагогов и родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.
Задачи:
1.Изучение интересов, мнений и запросов родителей, не реализуемых в других социальных институтах (семье и др.);
2.Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации
родителей в освоении ими различных социальных ролей;
3. Использование опыта других дошкольных учреждений для построения
модели взаимодействия с родителями;
4. Расширение средств и методов работы с родителями;
5. Обеспечение пространства для личного роста участников сотрудничества;
6. Создание особой творческой атмосферы;
7. Изменение позиции родителей по отношению к деятельности
дошкольного учреждения;
8. Привлечение родителей к активному участию в организации,
планированию и контролю деятельности дошкольного учреждения.
Наряду с этим руководитель ДОУ должен отслеживать достижения и проблемы педагогического коллектива в целом и каждого воспитателя в отдельности в процессе освоения актуального вида взаимодействия, оказывать необходимую поддержку в преодолении трудностей.
Отслеживание качества взаимодействия педагогов с родителями со стороны методической службы разворачиваются параллельно, и носит цикличный характер.
1. Изучение профессиональных компетенций педагогов (в системе «детский сад-семья»).
2. Выявление зон особого внимания методической службы, совместное с педагогами осмысление результатов исследования.
3. Совместное с педагогами обсуждение проблем и создание проекта и плана действий по их решению.
4. Выполнение плана. Отслеживание результатов.
5. Оценка результатов участниками взаимодействия. Сравнительный анализ.
В связи с рассматриваемой нами проблемой, а именно: организации взаимодействия ДОУ и семьи, можно выделить следующий алгоритм управленческих процессов, способствующих созданию эффективной модели данного взаимодействия.
1.Принятие решения на Совете педагогов о необходимости педагогического образования и формирования эффективного взаимодействия между ДОУ и субъектами воспитания.
2. Определение единой методической темы для коллектива.
3. Разработать программы «Детский сад пришел в семью», «Программу педагогического образования родителей».
4. Утверждение плана работы по реализации программ.
5.Составить план взаимодействия с семьей по блокам.
6. Реализация программы через поэтапное планирование и выполнение ежегодных планов -программ
7. Корректирование действий в ходе реализации этапов программы
8. Поэтапный анализ выполнения программы
9. Мониторинг эффективности работы администрации
ДОУ и педагогов с семьей
10. Постановка очередных целей и задач, определение способов деятельности по дальнейшей реализации программ, исходя из проблемного анализа работы за год.
Для этого работа с семьей в дошкольном учреждении должна проводиться по следующим направлениям:
- совместная коллективная деятельность детей и родителей через организацию открытых занятий, выставок совместных детско-взрослых работ из природного материала и по изодеятельности, проведение музыкальных и спортивных мероприятий и групповых праздников и др.;
- просветительская деятельность через консультирование родителей
педагогами ДОУ и специалистами, проведение игровых тренингов с детьми и
родителями, размещение информации на стендах и подготовку тематических
родительских собраний;
- работа службы сопровождения: психолога, медицинского персонала, руководителя по физическому воспитанию, инструктора ЛФК, музыкальных руководителей.
- совместное создание условий для развития ребенка и укрепление его здоровья - обустройство прогулочных участков, закаливающие мероприятия, профилактика простудных заболеваний; наполнение пространства группы развивающим игровым оборудованием, изготовление игровых атрибутов; проведение совместными усилиями ремонта помещений и др.
- создание условий для повышения уровня квалификации педагогов по работе с родителями - проведение лекториев, семинаров-практикумов по проблеме, внедрение в работу ДОУ новой системы взаимодействия с семьёй.
Таким образом, в конце данной главы можно сделать следующий вывод: проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Важной задачей является не поощрять принятие родителями позиции потребителя образова-тельных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад — только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Используемая литература:
1. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблема и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка. // Дошкольное воспитание. 2006. №6.
2. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. - М., 2007.
3. Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - 3-е изд., испр., и доп. - М.: АРКТИ, 2009.
4. Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2008.

Взаимодействия воспитателя с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения.

Воспитатель Растрогина Г.С.

Воспитатель ДОУ должен четко знать концептуальные основы организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, основные направления развития учреждения. Воспитатель должен уметь размышлять над причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитательно-образовательном процессе, чтобы внести изменения в последующую деятельность, добиться лучших результатов.

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения.

Взаимодействия воспитателя с администрацией образовательного учреждения направлено на создание оптимальных условий для полноценного всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и программами, реализуемыми в учреждении. Так же на организацию работы среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности учреждения, определяемой уставом и родительским договором.

Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения.

Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ. Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности. Взаимодействия воспитателя с старшим воспитателем образовательного учреждения не разрывны на протяжении всего образовательного процесса. Старший воспитатель оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, помогает осуществить подготовку к аттестации. Совместно принимаются меры по оснащению групп современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению их учебно-методической, художественной и периодической литературой.

Осуществляется работа по соблюдению в образовательном процессе норм и правил пожарной безопасности, дорожного движения, поведения на улице.

Взаимодействия воспитателя с музыкальным работником образовательного учреждения.

Общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель, имеющий общую музыкальную подготовку.

Работа педагогов сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте.

Музыкальные занятия в детском саду – это основная форма организации музыкальной деятельности детей. В подготовке музыкальных занятий участвует музыкальный руководитель с воспитателем. Эти занятия часто начинаются в группе, где происходит что-то интересное для детей. Например, дети обнаружили, что пропали некоторые игрушки, и отправляются их искать. Они приходят в зал… и начинается игровое музыкальное занятие. Тем самым у детей создается мотивация, интерес к музыкальной деятельности. Всё это педагоги продумывают и проводят совместно.

В деятельность музыкального руководителя и воспитателя входит также проведение музыкально-речевых занятий. Эти занятия являются связующим звеном в деятельности педагогов. Занятия нацелены на развитие речи средствами выразительного пения, являются дополнительными. Воспитатель активно помогает музыкальному руководителю в его проведении. Содержание занятия включает литературный и музыкальный материал.

На музыкальных занятиях развиваются, совершенствуются и закрепляются певческие навыки детей, формируется стереотип правильного произношения слов. Эмоциональная основа музыкальных занятий способствует более качественному усвоению различных навыков. Воспитатель, присутствуя на таких занятиях, обогащает методику своей работы по развитию речи детей и приближает её к методике музыкального руководителя.

Воспитатель и музыкальный руководитель создают предметно-развивающую среду, которая тщательно продумывается ими. Предметно-развивающей среде придаётся основополагающее значение в педагогическом процессе детского образовательного учреждения.

Сущность задач совместного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя заключается в пробуждении творческой активности детей, развитии их музыкального воображения и мышления, стимулировании желания самостоятельно включатся в музыкально-творческую деятельность.

Совместно педагоги должны развивать музыкальность детей, воспитывать их нравственную сферу, психические процессы и личностные новообразования. Таким образом музыкальный руководитель и воспитатель должны предусмотреть целостность музыкального образования: обучение, воспитание, развитие. Все эти задачи могут быть реализованы только при соблюдении следующих условий:

Приобщение к музыкальной деятельности приносит детям только положительные эмоции;

Продуман гуманно-личностный подход, обеспечивающий эмоциональный комфорт детей;

Во всех формах организации создана комфортная музыкально-образовательная среда.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны держать в центре музыкально-образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, и это является главным результатом. Целью гуманно-личностного подхода, провозглашенного педагогикой сотрудничества, является подход к личности ребенка, его внутреннему миру, где таятся неразвитые способности, силы и возможности. Задача педагогов разбудить эти силы и использовать их для более полного развития.

Тесное взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя обеспечивает эффективность решаемых задач музыкального образования, индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Педагоги должны субъективно взаимодействовать с детьми. Такой стиль взаимодействия педагога с ребенком предоставляет ребенку право выбора (песни, игры) для разучивания. Игровая мотивация, наличие диалога и полилога (т. е. взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, игровым персонажем и детьми) делает занятие очень динамичным. В ходе занятия при постановке вопроса ребенку музыкальный руководитель (воспитатель) формирует вопрос таким образом, что в нём закладываются два варианта ответа. Например: «Какое настроение вызвала у вас музыка весёлое или грустное? », «Как поют птенчики высоким или низким голоском? ». Дети отвечают, как правило, всегда правильно.

В процессе субъектного взаимодействия педагоги постоянно ставят детей в позицию экспериментатора, задают им много вопросов, побуждают их постоянно мыслить и искать ответ на поставленный вопрос. Именно такое взаимодействие прекрасно влияет на развитие интеллектуальных способностей.

Процесс музыкального образования долгий, не стоит ждать быстрых результатов. Только совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего и музыкально-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Взаимодействия воспитателя с руководителем физического воспитания образовательного учреждения.

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья народонаселения. Здоровье детей – богатство нации. Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая культура, двигательная активность.

В дошкольном учреждении физкультурно-оздоровительная работа организуется воспитателем и руководителем физического воспитания. Эффективность физкультурно-образовательной работы в дошкольном учреждении во многом определяется их взаимодействием. Каждый из них выполняет работу в соответствии с должностными обязанностями. Требования к деятельности этих специалистов имеют отличия в зависимости от решаемых задач: общей физической подготовки детей, двигательной реабилитации. Педагогическая деятельность направлена на ребенка, поэтому их действия должны быть согласованы между собой. Планирование их совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения и оформляется в виде планов: консультации для воспитателей, выступления на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях

Они в одинаковой мере:

Знают программу, в соответствии с которой претворяет на практике физическое совершенствование детей (цели, задачи, прогнозируемые результаты) ;

Проводят диагностику физического состояния детей по программе, реализуемой дошкольным учреждением;

Знают особенности состояния здоровья воспитанников и планируют занятия физическими упражнениями в соответствии с этими особенностями;

Формируют у детей представления о гигиене и эстетике занятий физическими упражнениями (осанка, образцовый показ физических упражнений, проведение занятия в спортивной одежде и обуви и т. д.);

Используют средства физической культуры для воспитания нравственных

(морально – волевых) качеств у воспитанников;

Контролируют физическую нагрузку по внешним признакам утомления;

Используют средства физической культуры для формирования у детей нормального полоролевого поведения;

Осуществляют закаливание в процессе занятий физическими упражнениями;

Обеспечивают безопасность детей в процессе занятий физическими упражнениями;

Оказывают детям первую медицинскую помощь при несчастных случаях;

Планируют, проводят и анализируют физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутка, подвижные игры между занятиями и на улице, бодрящая гимнастика);

Информируют родителей об уровне физического состояния их детей и успешности в двигательной деятельности.

Жизнь каждого ребенка в ДОУ строится на основе продуманного чередования физических нагрузок, разных видов и форм деятельности.

Взаимодействия воспитателя с медицинским работником образовательного учреждения.

Взаимодействие воспитателя и медицинского работника направлено на:

  • контроль санитарного состояния помещений и участка детского сада;
  • соблюдение санитарного режима по назначению врача, организацию мероприятия по закаливанию детей;
  • обеспечение организаций оздоровительных мероприятий, соблюдение режима дня, правильным проведением утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулок детей;
  • учет отсутствующих по болезни, изоляция заболевших детей;
  • производится совместный ежедневный утренний прием детей;
  • участие в педагогических советах, посвященных проблеме физического развития и здоровья детей;
  • санитарно-просветительская работа родителей;
  • соблюдением графика получения пищи группой;
  • ведение табелей на питание детей по группе;
  • организацию питания в группе.

Взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем образовательного учреждения.

Во взаимодействия воспитателя с младшим воспитателем происходит ежедневно, на протяжении всего дня прибывания детей в детском саду, в него входит:

  • участие в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем;
  • создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников;
  • совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечение сохранения и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня;
  • организация с учетом возраста воспитанников их работы по самообслуживанию, соблюдению требований охраны труда, оказания им необходимой помощи;
  • участие в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников;
  • несение ответственности за их жизнь и здоровье детей;
  • одевание и раздевание детей, проведение закаливающих мероприятий;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса;
  • выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности;
  • обеспечение охраны жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья;
  • совместная работа с детьми;
  • взаимодействие в работе по повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса и по созданию для воспитанников благоприятного эмоционального климата в группе в период их пребывания в дошкольном учреждении.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то, что современные цели и задачи дошкольного воспитания, не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Все специалисты должны стремиться к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов необходимо их тесное взаимодействие.