Семь советов, как способствовать развитию ребенка. Развитие творческих способностей в год

Введите e-mail адрес:

Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.

Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.

Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.

Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.

1. Общайтесь с ребенком

Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.

2. Читайте книги вместе с ребенком

Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.

3. З анимайтесь с ребенком совместными делами

Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.

Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.

4. Развивайте у ребенка творческое мышление

Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.

5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка

Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).

Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.

6. Исследуйте природу вместе с ребенком

Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.

7. Определите таланты и склонности вашего ребенка

Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.

Время в первый год жизни малыша летит очень быстро. К году ребенок, как правило, уже уверенно сам ходит на ножках, может брать небольшие предметы, хорошо понимает речь мамы и папы, с удовольствием играет и, конечно, с огромным любопытством наблюдает за окружающим миром. Главная задача родителей в этот период – направить его развитие в нужное русло. Как это сделать правильно, рассказывают специалисты центра раннего развития «Каркуша».

Интеллектуальное развитие

Поскольку ребенок пока довольствуется ролью наблюдателя, игры должны быть направлены на активное получение зрительных, слуховых и тактильных впечатлений, их осмысление, запоминание и применение.

  • Сделайте тематические альбомы «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Одежда» и другие, наклеив в обычные блокноты для рисования соответствующие картинки. Давайте его рассматривать малышу, называя изображенное.
  • Также ребенку полезно разглядывать семейный альбом, где собраны качественные фотографии ближайших родственников, которых он хорошо знает.
  • Если выдался солнечный день, покажите ребенку, что предметы и люди отбрасывают тень, поиграйте зеркальцем, попробуйте наступить на нее или поймать солнечного зайчика.
  • Включайте ребенку музыку разных направлений, изучайте, как звучат разные музыкальные инструменты, это способствует развитию слухового восприятия.
  • Игры с сортером и геометрическими фигурами сформируют у ребенка представления о разных размерах и формах.
  • Соберите ребенку его первую библиотеку из книжек с толстыми картонными страницами и красочными рисунками. Конечно, он не научится сходу читать, но полюбит заниматься с книгой, это первый шаг к чтению.
  • Поощряйте общение ребенка с другими детьми и взрослыми.
  • Играя с малышом, предоставляйте ему свободу действий, даже если с вашей точки зрения он делает что-то неправильно.
  • Купите конструктор типа «Лего» с крупными деталями, кубики, игрушки без музыкальных и других развлекательных элементов. Игры с ними заставляют проявлять фантазию, самостоятельно придумывать сценарий.
  • Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности, разрешайте ему вам помогать, давая посильные поручения.

Ограничьте просмотр телевизора и занятия с планшетом. Из-за «готовых» развлечений ребенок становится пассивным наблюдателем, а не активным участником игрового процесса, как должно быть.

Речевое развитие

В норме активный словарь годовалого ребенка состоит из 10-12 односложных или двусложных слов. Одно слово часто обозначает полную фразу, кроме того, малыш дополняет слова жестами и мимикой. Для этого возраста характерно становление и совершенствование навыков речи, но сами по себе они не появятся. Речевое развитие требует максимального внимания родителей. Итак, что нужно делать?

  • Постоянно разговаривайте с малышом и следите за правильностью своей речи, ведь вы являетесь почти единственным образцом. Годовалые дети хорошо понимают то, что говорят ему родители.
  • Рассматривая иллюстрации в книжки, описывайте их вслух, задавайте малышу простые вопросы, например, «где у кошки хвостик?».
  • Читайте вслух короткие сказки, стишки, потешки. Включайте детские песенки, пока ребенок бодрствует.
  • Пропевайте с малышом гласные звуки и слоги, постепенно усложняя «песенку».
  • Рассказывайте крохе об окружающем мире, обо всем, что вы видите во время прогулки или дома: как называется, зачем нужно, что делает и т. д. Проговаривайте свои действия, описывайте предметы.
  • Обсуждайте сюжетные картинки, объясняйте ребенку, как выстроить логическую цепочку. Конечно, в основном говорить будете вы, но ребенок будет вас слушать и запоминать речевую модель.

Обязательно выполняйте зарядку для развития артикуляции, чтобы мышцы, участвующие в произнесении звуков, привыкли к новым движениям. Не пренебрегайте пальчиковой гимнастикой и массажем. Мозговые центры, связанные с нервными окончаниями на ладони и подушечках и отвечающие за крупную и мелкую моторику, находятся рядом с центрами речи, логического мышления, памяти.

Мелкая моторика

Важность развитой мелкой моторики очевидна. Педагоги центра раннего развития «Каркуша» рекомендуют выполнять следующие игры и упражнения:

  • Лепка из соленого теста, пластилина, глины. Начните с шарика, потом сплющите его в лепешку и скатайте колбаску и т. д.
  • Рисование обычными или пальчиковыми красками, карандашами. Сначала вам придется помогать малышу, поддерживать его ручку, показывать, как делать мазки и рисовать линии.
  • Создание композиций из пластилина, палочек, камешков, пуговиц, ракушек и др.
  • Шнуровка, наматывание ярких шерстяных ниток в клубок.
  • Бизи-боард. Ее можно купить в магазине или сделать дома: на лист фанеры прикрутите выключатель, шпингалет, счеты из крупных бусин, розетку с привязанной вилкой, лоскуты с липучками, кнопками и т. д.
  • Игры с рамками-вкладышами и сортером.
  • Заведите сенсорную коробку, туда нужно положить предметы разного цвета, формы, размера, веса, поверхностью.
  • Игры с цветным рисом, фасолью, макаронами: пересыпание, выкладывание узоров, «рисование» картин.

Прекрасные результаты дают различные эксперименты с песком и водой. Они оказывают постоянное воздействие на рецепторы и дают ребенку богатый тактильный опыт. Обязательно водите его в песочницу, играйте во время купания в ванне и детском бассейне, купите ему плавающие игрушки, формочки, сито, ведерко, совочек или ковшик, чтобы он мог играть с водой и песком.

Развивающие занятия с годовалым малышом должны строиться на следующих принципах:

    • Регулярность. Занимайтесь ежедневно, желательно в одно и то же время. Только в этом случае упражнения будут эффективны.
    • Разнообразие. Чередуйте упражнения, направленные на физическое,

познавательно, сенсорное, моторное, речевое, психическое развитие.

  • Игровая форма, так как игра – это ведущая деятельность маленького ребенка.
  • Небольшая длительность. В день достаточно потратить 10-15 минут на каждое упражнение.
  • Помощь. Вам придется постоянно помогать малышу, ведь многие действия ему придется выполнять впервые.
  • Комфорт. Занимайтесь в теплом проветренном помещении, убедитесь, что ребенок в чистом памперсе, хорошо себя чувствует, не испытывает голода и жажды, нормально поспал.

Если ребенок капризничает, то занятие лучше отложить. В случае если вы не можете сами заниматься с ребенком регулярно, запишитесь на занятия в центр раннего развития. Занимаясь в мини-группе под руководством опытного педагога, ребенок быстро социализируется и овладеет нужными навыками.

Гармоничное развитие ребенка в современном мире является достаточно трудной задачей для родителей. На первый взгляд - все просто, рынок обучающих услуг предлагает множество вариантов. Но всегда встает вопрос по каждому конкретному случаю - как развивать ребенка и что способствует развитию именно вашего малыша?

Развиваем детей с раннего возраста

Что выбрать? Дошкольные учреждения применяют достаточно обобщенные программы: в основном развивающие занятия и игры для среднестатистических детей. Они одобрены государственными образовательными структурами и обычно не слишком учитывают индивидуальные особенности малышей. Понимая это, родители задумываются о том, как развивать ребенка в домашних условиях. И тут начинается самое интересное!

Арсенал средств огромен - есть домашние развивающие игры и игрушки, секции и студии, занятия и кружки для детей. И мы начинаем все это использовать, не жалея времени и средств. Но через некоторое время замечаем, что ребенку не нравится посещать секции, играть в игры, он упрямится, плачет и совсем не хочет развиваться в выбранном нами направлении. Что же делать?

Правильно развиваем детей в домашних условиях

Растут ли у осинки апельсинки? Как узнать, что именно нужно вашему ребенку? Через свое, родительское, представление о жизни? Но мы уже видим, что такой вариант не подходит, и малыш, внешне похожий на маму или папу, совсем другой по характеру, поведению, желаниям . Как сделать так, чтобы он получал удовольствие от процесса обучения и правильно развился в гармоничную личность, способную реализовать в обществе все свои способности?

На эти вопросы очень точно отвечает системно-векторная психология, которая показывает: каждый человек рождается с определенным набором (вектором) врожденных свойств, потребностей и желаний. Векторов ровно восемь. То есть мы все отличаемся друг от друга своими психическими качествами как минимум в восьми вариантах. А ведь вектора могут еще смешиваться в одном человеке в разных сочетаниях, и это не зависит от родителей, от генов. У мамы осинки вполне могут появиться на свет детишки апельсинки, помидорки и даже ананасы!

И вот мы смотрим на группу ребятишек и поражаемся - какие же они все разные! Один быстрый, юркий, не может усидеть и минуту на одном месте. Другой - основательный, неторопливый, малоподвижный. Один эмоциональный, открытый, с широко распахнутыми глазами, из которых всегда готовы пролиться слезы радости или горя. Другой - тихий, замкнутый, держится особнячком, весь в себе - не дозовешься.

Для того, чтобы понять, как правильно развивать ребенка в домашних условиях, надо для начала осознать - какой набор психических свойств и желаний появился на свет вместе с вашим малышом . Какой вид деятельности будет приносить ему радость, удовольствие и способствовать развитию его личности, а какой - будет приносить только страдания? Давайте познакомимся с вашими детьми поближе!

Развитие ребенка из непоседы в гениального конструктора

Итак, если ваш малыш шустрик, вечно готовый бежать куда-то, невнимательный, непоседливый, активный, быстро переключающийся с одного дела на другое, то это обладатель кожного вектора. Ему от рождения заданы такие прекрасные качества как: быстрое логическое мышление, мгновенная приспособляемость к меняющимся обстоятельствам, целеустремленность и организаторские способности. Кроме того, у него обычно стройное, гибкое тело и море энергии.

Если мы правильно развиваем качества ребенка с кожным вектором, то из него в будущем может получиться великий инженер или конструктор, создающий самые передовые технологии. А может он станет военным, спортсменом или организует собственный бизнес. В любой из этих профессий кожный ребенок может реализовывать себя во взрослой жизни и быть счастливым от занятия любимым делом. Все зависит от того, каким образом вы будете развивать его врожденные качества.

С помощью знаний системно-векторной психологии, которые даются на тренинге Юрия Бурлана, вы мгновенно будете отличать этих детей от всех других и понимать, что способствует развитию ребенка с кожным вектором.

Например, таких детей с раннего возраста необходимо разумно ограничивать и приучать к дисциплине, одновременно создавая в их голове логическую цепочку, показывая причинно-следственную связь процессов и явлений - надо делать так, потому что… И обязательно надо объяснять ребенку пользу, например, какого-либо ограничения, либо давать альтернативу. Это развивает адекватное мышление, которое в будущем позволит ему с помощью логики решать большинство проблем и задач.

На вопрос, какие развивающие игрушки нужны ребенку с кожным вектором, тоже дают ответ его врожденные свойства. Неуемная энергия и подвижность вашего малыша мало способствуют сосредоточению на чем-то, однако есть детальная работа, которая заинтересует его наверняка.

Самый удачный выбор - это детский конструктор, позволяющий вашему малышу использовать весь арсенал своих свойств. Он будет с радостью моделировать самолеты, мосты, ракеты - в общем, все, что может сэкономить время, пространство и энергию. А став взрослым, с таким же удовольствием будет применять эти навыки в работе инженера, конструктора, создателя новейшей техники и технологии будущего.

Конечно, большое удовольствие кожному ребенку доставляет физическая активность . Поэтому смело можете отдавать его в спортивные секции легкой атлетики, гимнастики, стрельбы и игровых видов спорта. Но это не должно быть главным в его развитии, не увлекайтесь развитием только физический качеств. Однако, как дополнение к развитию мыслительных способностей, спорт очень полезен, так как развивает в ребенке целеустремленность, самодисциплину и умение работать в команде.

Развиваем качества ребенка. Что русскому хорошо, то немцу смерть

А вот перед вами другой малыш. Крепенький, неторопливый, неуклюжий, медлительный. Настоящий копуша. Он не любит бегать, он не любит прыгать, он вообще любит - сидеть! Да, спокойно сидеть, слушать сказки и истории, мастерить что-нибудь руками. У этого ребенка с рождения заданы прекрасная память и аналитическое мышление. Знакомьтесь - это обладатель анального вектора.

Обладая знаниями системно-векторной психологии, вы легко научитесь отличать таких детишек от всех прочих и, главное, - будете знать, как правильно развивать вашего ребенка . А что тут знать? Вот же, есть прекрасная методика, описанная выше, - спорт, дисциплина, логические задачки. Ее и можно применить? Оказывается, нельзя. Есть такая поговорка: «Что русскому хорошо, то немцу - смерть». Это как раз про кожных и анальных детишек. Они настолько разные, настолько противоположны по своим психическим свойствам, что применение одинаковых воспитательных мер для них «смерти подобно».

Так какие игры развивают детей с анальным вектором, какие занятия доставят им удовольствие и одновременно помогут реализоваться во взрослой жизни? Если вы знаете свойства и желания вашего ребенка, то развивать их совсем не трудно. Выбирайте игры, развивающие его память, - спокойные, неторопливые, настольные. Он буквально впитывает информацию и может в деталях рассказать, о чем шла речь. Если он что-то умеет делать, дайте ему возможность сделать все своими руками и научить этому других детей или помочь друзьям.

Накопление знаний, опыта и передача их другим людям доставляют обладателю анального вектора огромное удовольствие. Его психологической особенностью является медленная, детальная проработка материала и желание довести любое начатое дело до отличного результата. Не торопите его, дайте достаточно времени. Развивайте аналитические способности вашего малыша, предлагая ему просчитать несколько вариантов развития событий из прочитанной сказки, например. И обязательно похвалите за достигнутые результаты.

Если вам удастся развить врожденные свойства ребенка с анальным вектором, то во взрослой жизни он сможет реализовать себя как преподаватель, ученый, писатель, художник и еще во множестве других видах деятельности. Он будет счастливым человеком, который каждый день занимается тем, что приносит ему радость.

Как правильно развивать ребенка. Безошибочный метод

Каждый желает своему ребенку счастливой и реализованной взрослой жизни. Здесь мы показали самую малую часть, лишь набросок тех знаний, которые вы можете получить, чтобы правильно развивать малыша с любым набором свойств и желаний.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана вы научитесь с одного взгляда распознавать психику любого человека, взрослого и ребенка. Вы получите возможность развивать умственные, физические и творческие способности детей наилучшим образом, действуя безошибочно и доставляя удовольствие ребенку самим процессом развития.

«…Пришла на тренинг из-за сумасшедших проблем с ребенком, которые не могли решиться и не решались лет 7. Поначалу мучила паническая мысль «как страшно все и запущено… я же не успею исправить ЭТО до пубертата, это невозможно!», еще и личных консультаций нет - ужас, безысходность, а как же я, а как же мы? Ребята, ЮРИЙ - УСПЕЛА!!! УЖЕ успела (занимаюсь с декабря прошлого года).

Трудные, сомнительные решения стали приниматься на «раз». Результат - ребенка не узнать, сам себе удивляется. Из сумасшедшего монстра - в чуткого человечка… Камень свалился не передать какой… А до СВП при тех состояниях - хоть в окно… НАСКОЛЬКО ЛЕГЧЕ и спокойнее за детей!..»
Асия В., косметолог, Канада

«… И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери, она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться). И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! …»

Содержание статьи:

Еще пару-тройку десятков лет назад никто особенно не занимался развитием детей: вполне хватало того, что малыши получали в детском саду. Заниматься с ребенком начинали только года в четыре. Но сегодня из всех теле- и радиоточек рассказывают о том, что развивать малыша следует с пеленок. Поэтому многие мамочки начинают изучать курсы раннего развития еще когда только их чадо начинает ползать.

Что же такое развитый ребенок? Что такое раннее развитие малыша и для чего оно необходимо? Будет разбираться.

Поговорим о раннем развитии детишек

Когда начинается обсуждение раннего развития, имеется в виду то, что кроха по своему уровню знаний и темпам развития значительно опережает тех сверстников, с которыми специально не занимаются. Наверное, очень сложно разобраться, что включает в себя комплекс «раннего» для малыша, ведь никто этого с точностью не знает: известно очень много методик, причем каждая из них с уверенностью «утверждает», что мерило развитости именно в ней.
Современные мамы и папы пытаются начинать развитие своего чадушки как можно раньше. Некоторые - даже до его рождения (если кто не знает, то действительно есть такие методики). Иногда даже может показаться, что родителей наших дней можно разделить на два противоположных лагеря: одни не задумываются о раннем развитии, вспоминая о нем только перед школой, а другие - развивают малышей с таким рвением, что крошек становится просто жаль.

Истина, как обычно, примерно посередине. Давайте разберемся а нужны ли малышам какие-то развивающие курсы или специальные занятия.

Авторы методик раннего развития - Монтессори, Зайцев, Никитины, Доман - уверены, что теории, которые все называют ранними, таковыми не являются. Они как раз своевременные. Наиболее интенсивно умственные и творческие особенности малышей развиваются в возрасте от полутора до трех с половиной лет. Учеными было определено, что к трем годам клетки мозга завершают свое развитие на 70 процентов, а к шести - на 90. А потом многие врожденные механизмы, награжденные человеком от природы, отмирают.

Все детишки, которые нормально слышат, рождаются с абсолютным музыкальным слухом. Но если эти способности в них не развивать, то к шести годам многие из них этот дар утрачивают. Узнав об этом, родители начинают очень энергично развивать малышей, определяя карапузов, которым недавно исполнилось года полтора, сразу в несколько кружков - на английский, курс логики, в бассейн и так далее. Еще и дома занимаются с ними по карточкам Домана. Но здесь мамы и папы должны задуматься о том, а кому это нужно больше - малышам для развития либо взрослым, дабы иметь лишнюю возможность похвастаться перед знакомыми или такими же родителями об успехах своего чадушки. Если же будут какие-либо неудачи, то для родителей это будет личным поражением. А страдать в итоге будет малыш, на которого были возложены большие надежды, им не оправданные.

И все же, развивать ребенка необходимо. Только следует помнить, что каждый малыш обычно развивается в исключительно индивидуальном темпе, он постепенно осваивает собственные возможности. Но если с крохой заниматься планомерно, применяя разные методики раннего развития, то его способности развиваются несколько интенсивнее, нежели у остальных деток, с которыми не занимаются. Родители переживают, какую же методику выбрать, чтобы она способствовала самому лучшему развитию? Подсказать всем одну и ту же невозможно. Все детишки индивидуальны, поэтому то, что подойдет одному, совершенно не подойдет другому. Правильнее будет создать для малыша личностно ориентированную систему, которая будет опираться именно на его индивидуальные особенности и потребности.

От природы в каждом малыше есть одаренность в какой-то сфере. Важной задачей родителей и педагогов является нащупать эти «Божьи искорки», раскрыть потенциал крохи и развить его природные способности.

Важно не замыкаться, развивая только сильные стороны малыша и его таланты, поскольку можно получить дисгармонию его развития. Нельзя во главе угла ставить воспитание из малыша гения: стремясь получить как можно больше результатов, обеспечена «перегрузка» крохи.
Намного важнее всестороннее развитие, нежели рекорд в каком-то одном направлении, ведь именно общее развитие способствует формированию гармоничной личности. Не следует нарушать план развития, возложенный на нас природой и стремиться учить ребенка читать и считать прежде, нежели научить его владеть своим телом. Например, к трем годам малыш должен уметь классифицировать данные, делать некоторые выводы. Важно развивать его мышление - как логическое, так и абстрактное, и заложить основы безопасности.

Развитие ребенка по месяцам до года

Сразу после рождения организм малыша активно растет, происходит стабилизация всех систем, появляются новые умения и навыки. Совершенно не обязательно, чтобы развитие карапуза по месяцам проходило по шаблону, ведь не бывает одинаковых людей, каждый из них отличается какими-то особенностями. Родители не должны пугаться незначительных отклонений от стандартов. Рассмотрим, что в среднем должны уметь малыши до года, ориентируясь помесячно.

Развитие от рождения до трех месяцев. Это самый сложный период для малыша, потому что происходит его адаптация к окружающему миру, налаживается работа всех внутренних систем.
В первый месяц карапуз пока слаб, он много спит. Головку пока сам удерживать не может, его конечности большую часть времени поджаты. Цвета малыш пока различать не может, а громкие звуки его не пугают, что говорит о том, что слух у него пока слабо развит.

1-2 месяца: появляется мышечный тонус, малыш уже может сам разгибать кулачки, немножко приподнимать головку и активно размахивать ручками и ножками. Он начинает агукать и улыбаться совершенно осознанно, узнает знакомые лица.

2-3 месяца - активная стадия развития малыша: он учится брать игрушки, которые ему понравились. Теперь он немного меньше спит днем. Карапуз хочет познакомиться с окружающим миром, поэтому лежа на животике пытается сам поднимать головку, упирается ножками, чтобы подняться.

В 4 месяца малыш уже может самостоятельно держать головку, следит за тем, как перемещаются по комнате люди. Он уже может стоять, если его поддерживают под мышки. Кроха может подзывать родных, используя звуки и жесты, способен выразить удовольствие улыбкой и смехом.

В 5 месяцев он начинает сидеть с опорой, умеет перевернуться со спинки на животик и обратно. Малыш уже не может долгое время находиться один, он требует общения. Развит хватательный рефлекс.

К полугоду малыш осваивает новый навык - ползание. Теперь он может играть без участия родителей. У него режутся зубки, поэтому помощь в отвлечении от болезненных ощущений ему оказывают резиновые прорезыватели.

В 7 месяцев ползание входит в привычку, на прогулках любит рассматривать окружающую его среду. В этом возрасте малыш знает свое имя, точно узнает как лица родных, так и их голоса.

В возрасте 8 месяцев у карапуза проявляется пинцетный захват - он берет предметы не всей ладошкой, а двумя пальчиками. Происходит активное развитие навыков разговора и общения.

В 9 месяцев наиболее развитые малыши начинают вставать, придерживаясь ручками за стул или диван. Они могут делать первые шажочки, опираясь на руки мамы. В этом возрасте кроха может говорить что-то типа «ма-ма, ба-ба» и т. д.

В 10 месяцев малыш захочет ползать, преодолевая препятствия, например, подушки или диванные валики, спускаться по ступенькам.

В 11 месяцев он должен уметь кушать овощи, каши, мясо, фрукты, ведь все это необходимо ему для восполнения энергии, которую он растрачивает за день. Теперь малыш должен начинать чистить зубки, дабы предотвращать развитие кариеса.

К году кроха знает, что можно, а что - нельзя; он помнит, что и где находится - его игрушки, книжки, соски; он понимает практически все, что ему говорят родные. Теперь может проявляться и характер малыша Надо научить его выражать свой протест при помощи общения.

Как развивать ребенка в 1 год

Какие бы занятия не проводили с годовалым малышом, ничто так его не развивает, не оказывает воспитательного воздействия, как чтение. Это способствует тому, что речь малыша развивается, внимание концентрируется. Развивающие книжки для малышей 1-2 лет жизни надо выбирать с яркими иллюстрациями. Это могут быть сказки - «Репка», «Теремок» и другие, небольшие стихотворения. Есть и первые энциклопедии для самых маленьких. В них иллюстрации с изображениями предметов. Когда малыш рассматривает их со взрослыми, он будет запоминать названия, параллельно - тренировать речи и память.

Еще подойдут поучительные и развивающие игры. Когда малыш находится в таком возрасте, надо максимально способствовать развитию его моторики. Например, если нет возможности играть в песочнице, дома насыпать в кастрюлю манную крупу и дать малышу. Он сначала будет просто перебирать ее пальчиками. Позже можно спрятать туда небольшие игрушки, камушки или пуговички. Кроха с удовольствием будет все это искать. Пригодятся пластилин, пальчиковые краски, тесто. Таким маленьким очень нравятся и игры с водой.

Как развивать ребенка в 2 года

Для развития мелкой моторики пальчиков, мышления и логики малыша в два года можно предложить ему разнообразные сортировки. Например, пусть он поучится разделять большое количество предметов по цветам, типу, размеру или форме. Для мозга малыша это будет очень полезно.

Чтобы развить внимание крохи и его способность концентрироваться, пригодятся любые игры, которые будут направлены на поиск предметов. Проводить их можно не только дома, но и на улице или даже стоя в очереди. Можно предложить малышу найти машины определенного цвета, кошечек, птичек, листочки. А в итоге надо обязательно хвалить карапуза.

В двухлетнем возрасте можно уже складывать пазл или любую разрезанную картинку. Правда, такие игры вызывают интерес далеко не у всех деток. Можно собирать картинки из кубиков. Если это понравится крохе, мама может купить кубики Никитина «Сложи узор» и ежедневно с ними заниматься, усложняя задание.

Обязательно и развитие речи. Надо постоянно разговаривать с малышом, задавать ему вопросы, читать стихи и сказки, отгадывать простейшие загадки. Очень важны и пальчиковые игры.

Как развивать ребенка с 3 до 5 лет

К навыкам и умениям трех лет можно отнести катание на трехколесном велосипеде, плавание (пока с поддержкой взрослого), малыш может уже стоять и кататься на коньках (опираясь на родителя), играть в разные игры с мячом.

В этом возрасте можно начинать учить буквы и читать свои первые книжки (именно читать, а не слушать, как читает мама или бабушка). Если малыш знает хотя бы несколько букв, он может складывать их в слоги и слова. Полезно знакомить кроху с геометрическими фигурами, цветами и цифрами. Поскольку в этом периоде жизни память работает намного продуктивнее, чем когда-либо в жизни, все будет усваиваться гораздо продуктивнее.

Мелкую моторику хорошо развивать лепкой из пластилина. Родители могут предлагать малышу вылепить овощи или какого-то зверька. Можно предложить малышу опускать в бутылку с узеньким горлом крупные бусинки, одновременно считая их вслух.

В 4 года детки должны знать названия геометрических фигур и сравнивать их с предметами, которые их окружают. Должны знать, как называются объекты и уметь их разделять по группам (животные, цветы, дома). Малыши уже должны научиться ориентироваться в пространстве (понимать, где находится «право», «лево», «впереди», «сзади»).

Речь деток в этом возрасте дает возможность пересказывать содержание сказок, которые они знают. Они должны уметь определять времена года, суток, различать, какие погодные явления за окном. Предложения, которые составляют малыши, все более длинные, а предмет они могут описывать несколькими предложениями.

Детки перед школой требуют больше внимания, чем малыши. Как правило, они находятся в возрасте 5 лет. Они уже хорошо разговаривают, готовы слушать и учиться. В этом возрасте они уже определят положения любого предмета (посередине, слева, внизу); знают основные фигуры (круг, квадрат, треугольник); умеют считать до десяти; понимают сравнение предметов и называют их характеристику (тоньше, тоньше, маленькое, большое); отличают буквы от цифр.

Развитый ребенок в 6-7 лет

В 6-7 лет у ребенка должен быть определенный запас знаний и некоторых представлений об окружающем его мире. Очень хорошо, если в этом возрасте у него есть простейшие знания о животных, растениях, о свойствах явлений и предметов, представление о времени, умение определять время, знания в области астрономии и географии.

Как правило, в 6,5 лет мальчики и девочки готовятся к школе. На этот момент они должны знать свое имя, отчество и фамилию, дату рождения и возраст, времена года, месяцы, дни недели, животных - домашних и диких - и их детенышей, свой домашний адрес и страну, уметь рассказывать стихи и сказки, составлять рассказ по картинке или пересказывать прочитанный, владеть ножницами и линейкой, считать от 1 до 15 и обратно от 5 до 1.

Во время занятий с ребенком учить его не только чтению или счету. Его надо развивать всесторонне. Особое внимание надо уделять развитию памяти - слуховой и зрительной. Все потому, что в школе на уроках детям придется запоминать много разной информации.
Чтобы тренировать зрительную память, пригодятся картинки. Лист бумаги чертится на квадраты, в которые наклеивают, например, героев любимых мультиков. Ребенок полминуты смотрит на изображения. Потом листок переворачивают, а ребенок по памяти должен назвать то, что было на нем изображено.

Для тренировки слуховой памяти взрослые произносит около десяти слов, а ребенок должен из повторить. Если он запомнил хотя бы шесть, это вполне неплохой результат.

В возрасте 6-7 лет ребенок является уже вполне сформировавшейся личностью. Он вполне может осознавать свое положение как в детском, так и во взрослом коллективе. Ребенок может соблюдать общепринятые нормы и поступать так, как требуют правила и распорядок. Он в состоянии почувствовать, какое настроение у окружающих, предложить свою помощь и проявить сочувствие.

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой - любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира - главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.