Ребенок в 2 месяца жизни. Второй месяц жизни новорожденного ребенка: развитие, вес, уход

Первый месяц - самый сложный - позади. На 2 месяце жизни ребенок подарил вам самое главное достижение первых недель - улыбку. Это означает, что он уже не боится этого огромного мира, он узнал вас и полюбил.

Рост и вес ребенка в 2 месяца

К концу второго месяца ребенок набирает от 600 до 1000 г. Вырасти он может примерно на 3 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 2 месяца

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 2 месяца:

Чаще распрямлять ладошки (постепенно пропадает хватательный рефлекс);

Издавать звуки, напоминающие воркование голубя; звуки «а», «е» соединяю с «х»;

Пугаться, если слышит строгий и громкий голос;

Живо реагировать на звук, ожидая его продолжения;

Видеть очертания предметов и их детали;

Чтобы привлечь внимание, не только плакать, но и менять выражение лица;

Следить за предметом, передвигающимся на расстоянии 15 см от его лица.

Развитие ребенка в 2 месяца

На втором месяце жизни ребенок не просто улыбается - он смеется, озорно сверкая глазками. С этого момента вы стали еще ближе. Младенец улыбается маме, как улыбаются солнышку, он любит вас бесконечно. Мама вызывает у малыша восхищение, удивление и ликование. Веселый смех тому подтверждение.

Гуление, тренировка слуха ребенка

В два месяца ребенок уже пытается общаться с вами, произносит простые звуки, гулит. Подобные звуки издают все дети, даже глухонемые.

Дети тонко чувствуют оттенки речи и тембр голоса собеседника. Самое простое, что вы можете сделать для развития ребенка, - чаще разговаривать с ним, причем в лицах. Меняйте интонацию с повествовательной на вопросительную, говорите то тише, то громче, фальцетом и басом. Причем во время беседы вам не обязательно оставаться в поле зрения крохи. Обращайтесь к нему, когда вы, например, ходите по комнате. И ребенок будет поворачивать голову в сторону вашего голоса. Это хорошая тренировка слуха. Используйте также погремушку. Потрясите ею за спиной ребенка. Он с любопытством обернется, чтобы посмотреть, откуда доносится шум.

Зрение ребенка двух месяцев

Зрение маленького человека стало немного острее. Он концентрирует взгляд на заинтересовавшем его предмете в течение 20-30 секунд. Для развития глаз водите игрушкой в разные стороны перед лицом ребенка на расстоянии 50 см (дальше, чем в прошлом месяце). Над кроваткой тоже повесьте яркую игрушку, и малыш с удовольствием начнет наблюдать за ней.

Теперь каждый день будет приносить новые открытия - и не только вашему ребенку. Вместе с ним вы тоже познаете мир заново!

Режим дня ребенка 2 месяцев

Всего несколько недель назад основными занятиями маленького ребенка были сон и еда. Теперь он больше времени бодрствует. Маме остается лишь подстраиваться под него и корректировать режим дня. Конечно, не стоит постоянно сверять часы. В режиме дня ребенка допустимы отклонения на полчаса и даже на час. Но когда с первых дней ребенок знает, что его ожидает утром, днем и вечером, он чувствует себя более спокойно. Да и маме, чтобы все успевать, надо иметь хотя бы приблизительное расписание. Ведь нужно найти время и мужа, и на домашние дела, и на отдых.

Кормление по требованию

Кормите ребенка по требованию. Однако не держите малыша у груди долго, старайтесь укладывать его в кроватку сразу, как только он уснул. Иначе кормление будет занимать у вас большую часть дня.

Для прогулки с двухмесячным ребенком лучше использовать коляску-люльку. В ней малыша можно укачать, укрыть от солнца, шума и осадков. Слинг тоже удобен, но тогда все необходимые на прогулке вещи (бутылочки, памперсы, салфетки, запасную одежду) вам придется нести отдельно.

На втором месяце жизни ребенок спит уже чуть меньше - около 17 часов в сутки. Иногда дети днем спят, а вечером просыпаются. Если ваш ребенок путает день с ночью, тогда каждый день укладывайте его пораньше. Потребуется месяц, чтобы малыш смог перестроится на новый лад.

Если ребенок часто просыпается и его приходится долго укачивать, посоветуйтесь с педиатром, чтобы найти причину такого поведения. Возможно, это связано с темпераментом новорожденного. В этом случае врач подскажет, что необходимо изменить в режиме дня: купать ребенка пораньше или больше гулять с ним. Обычно сон прерывается, если малышу холодно или жарко, если ему мешает свет лампы или мокрый подгузник. Ребенок проснется и в том случае, если мама и папа ссорятся, пусть даже шепотом. Он чувствует, что в семье что-то не в порядке, и переживает. Но чаще всего новорожденные дети просыпаются из-за боли в животе.

Колики у новорожденных

На втором месяце жизни многих детей беспокоят колики. Ферменты желудка еще не полностью сформировались, и стенки кишечника сокращаются недостаточно ритмично. Обычно боли в животе появляются после еды. При этом ребенок плачет и поджимает ножки.

Самое верное средство - помочь отходу газов из пищеварительного тракта. После каждого кормления держите ребенка вертикально, чтобы проглоченный во время сосания воздух вышел наружу. Полезно также положить ребенка на спину и поднять обе согнутые ножки к животу. Отлично помогает от колик у новорожденных и детский лечебный чай из фенхеля.

При коликах у ребенка помогает тепло. Наденьте теплый свитер, прижмите ребенка к груди и походите с ним так. Или приложите к животу ребенка проглаженную теплую пеленку, через нее сделайте легкий массаж по часовой стрелке.

Диета кормящей матери

Колики означают, что организм ребенка еще не в состоянии воспринимать пищу, которую ест его мама. Кормящей матери можно есть белое куриное мясо или мясо кролика, картофель, морковь, крупы, чуть подсушенный хлеб, пить - зеленый некрепкий чай, минеральную воду без газа. Часто кормящей маме нельзя употреблять молоко и молочные продукты. Ведь белок попадает и ребенку, а его неокрепшей пищеварительной системе тяжело с ним справляться. Для того чтобы у ребенка не было газов, маме нельзя употреблять капусту, виноград, бобовые. Свежие овощи кормящим матерям лучше заменить на печеные или приготовленные на пару, а жажду утолять свежезаваренными отварами ромашки и мяты, которые регулируют работу желудка и кишечника.

Что делать, если:

- у ребенка кривые ножки

Ступни ребенка повернуты вовнутрь, ножки при соединении не соприкасаются в коленках.

Ноги новорожденных детей не похожи на ноги взрослого человека, дети же не умеют ходить. Небольшая косолапость и искривление - в пределах нормы. Если ножки разводятся в стороны, сгибаются, разгибаются, педиатр не нашел никаких отклонений, значит все в порядке.

Не лишним будет массаж. Делайте его самостоятельно: разводите ножки, сгибайте, разгибайте, «крутите велосипед», массируйте пяточки, разминайте каждый пальчик.

В дальнейшем, когда организм ребенка получит дополнительную нагрузку: малыш научится ползать, стоять, ходить - ноги выпрямятся.

- когда ребенок начинает улыбаться

Некоторые дети умеют улыбаться уже в две недели, а кто-то не улыбается и в 5. Все это в пределах нормы. Почаще разговаривайте с ребенком, ласкайте его, и он обязательно ответит вам. Улыбка отличается от гримасы новорожденных тем, что ребенок осознанно улыбается вам всем лицом, радуется, пытается повторить улыбку снова.

Если ребенок не улыбается после 6-7 недель, посоветуйтесь с детским неврологом


Ребенку 2 месяца. Что может вызвать у вас беспокойство?
Развитие ребенка в 2 месяца
Кишечные колики у детей.
Двухмесячный ребенок.
Двухмесячные дети. Занятия с ребенком в два (2) месяца.

Общие сведения:

В начале второго месяца жизни здоровый ребенок обычно уже умеет недолго удерживать головку в вертикальном положении и, лежа на животе, сосредоточивать взгляд на лице взрослого, яркой игрушке; улыбаться в ответ на вашу улыбку, более выразительной становится мимика, некоторые малыши начинают гулить. К началу второго месяца ребенок прибавляет в весе 500-700 граммов, к концу - еще 600-800 граммов (разумеется, если малыш прибавит несколько меньше или больше - это также соответствует норме).

В связи с интенсивным ростом потребность ребенка в пище увеличивается и составляет к концу месяца 750-850 граммов грудного молока в сутки. У многих мам, несмотря на выполнение всех советов врача и меры по стимуляции лактации, количество молока становится все же явно недостаточным для кормления ребенка. Поэтому приходится прибегать к докорму (смешанное вскармливание) или даже полностью вскармливать ребенка молочной смесью (искусственное вскармливание). В настоящее время выпускается много адаптированных, т.е. приближенных по составу к женскому молоку, смесей на основе коровьего молока как для здоровых, так и для ослабленных малышей. Выпускаются пресные смеси (отечественные "Малютка", "Детолакт", "Малыш" и импортные: "Пилтти", "Бона", "Туттели", "Симилак", "Нан", "Хумана", "Фрисолак", "Галлия", "СМА" и др.) и кисломолочные, особенно полезные для детей со склонностью к расстройствам стула (отечественные "Агу" и ацидофильная "Малютка", импортная - "Лактофидус"). Существуют также специальные смеси для детей с аллергией на коровье молоко (на основе соевого белка), с непереносимостью углеводов и т.п. Какую смесь давать ребенку, решает врач. На молочно-раздаточных пунктах родителям бесплатно выдают только кисломолочные смеси (детям с 4 месяцев - также цельное молоко, кефир, творог), а пресные адаптированные смеси родители должны покупать сами. Не нужно стремиться закупить много разных смесей, но обязательно нужно проверять сроки годности ее, указанные на упаковке, наличие штрихового кода и сохранность упаковки. Для разведения сухих смесей нужно использовать только кипяченую (предварительно профильтрованную) воду.

Общие правила введения прикорма: смесь, заранее разведенная и налитая в бутылочку, согретая до температуры тела, дается ребенку после того, как он пососал грудь. Начинать введение любого нового, чужеродного для малыша продукта нужно с небольшого количества - 10-15 мл и увеличивать это количество постепенно. Если вы вводите ребенку кисломолочную смесь, вкус которой значительно отличается от вкуса грудного молока, можно вначале смешивать ее с небольшим количеством заранее сцеженного материнского молока. Если ребенок уже переведен полностью на искусственное вскармливание пресной смесью, а врач рекомендует вам ввести еще и кисломолочный продукт, вы также добавляете небольшое количество ацидофильной смеси в бутылочку с привычным ребенку питанием. Еще лет 5 назад врачи рекомендовали на втором месяце жизни вводить в питание ребенка натуральные соки, но в последние годы от этой рекомендации отказались - соки и фруктовые пюре вводятся теперь не ранее 3 месяцев, поскольку велика загрязненность фруктов и овощей химическими веществами.

Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему какой-то препарат витамина Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Начало профилактики рахита может быть сдвинуто на более ранний возраст (у недоношенных детей) или на более поздний (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки). В последние годы облучение детей кварцевой лампой (УФО) с целью профилактики рахита применяется не часто, так как многих детей это облучение возбуждает. Обычная профилактическая доза наиболее распространенного масляного 0,0625%-го раствора витамина Д - 1 капля в день, при искусственном вскармливании - 1 капля через день; но в применении витамина Д не должно быть какой-то самодеятельности родителей - препарат должен назначить врач!

Это же касается и применения поливитаминных препаратов (Мультитабс, Поливит-бэби). На втором месяце жизни увеличивается время прогулок: летом ребенок должен гулять (в "кружевной тени" деревьев) не менее 4 часов - 2 прогулки по 2 часа; в холодное время года при температуре воздуха не ниже минус 10-12 градусов можно гулять 2 раза по 1,5 часа, если мороз несколько сильнее, но нет ветра, можно выйти с ребенком на прогулку на 40 минут - 1 час. Если же погода более холодная и ветреная, можно устроить так называемую "прогулку в комнате" (на веранде) - тепло одеть малыша и открыть фрамугу или форточку. На прогулке ребенок обычно спит. Вообще же распорядок его дня на втором месяце такой: сон, кормление, бодрствование, сон. Если ребенок легко возбудим, с трудом засыпает, допустимо дать ему соску-пустышку, так как сосательные движения обычно успокаивают. Но когда малыш активно бодрствует, пустышка не нужна.

К концу второго месяца ребенок обычно бодрствует не менее 1-1,5 часа после каждого кормления. В это время выберите 10-15 минут, чтобы позаниматься с ним: передвигать в поле его зрения яркие игрушки, вкладывать ему в ручки и вынимать пластмассовые колечки, погреметь то слева, то справа от него погремушкой, поговорить с ним, добиваясь продолжительной улыбки. Остальное время бодрствования ребенок развлекается сам: рассматривает свои ручки, висящие над ним игрушки, гулит.

В первой половине дня, в середине одного из периодов бодрствования, с малышом - если не возражает врач, это можно делать уже с 3-недельного возраста - занимаются массажем, а затем и простейшей гимнастикой. Общие правила проведения массажа и гимнастики: ребенок во время занятий должен чувствовать себя комфортно, быть радостно настроенным, начальные занятия продолжаются 5-7 минут, максимальная продолжительность занятия - 20 минут. Поглаживающие движения направляются снизу вверх, животик массируется по часовой стрелке, при этом не затрагивают правое подреберье (область печени). При массаже спинки обходят позвоночник. Массируя конечности, не трогают их внутренние поверхности.

Если участковый педиатр разрешает, можно заниматься с малышом упражнениями в воде - плаванием - в домашней большой ванне. Раннее плавание полезно всем детям, особенно возбудимым, с повышенным мышечным тонусом, но температура воды и особенности проведения упражнений зависят от особенностей малыша, поэтому заниматься можно только после получения конкретных рекомендаций врача. Большинство малышей занимается в ванне с удовольствием, но есть дети, которые в ванне избыточно возбуждаются или пугаются. Таким детям упражнения в большой ванне противопоказаны; для них будет достаточным закаливающий эффект обычного купания, массажа, гимнастики, прогулок.

Первый, самый сложный, месяц после рождения вашего малыша остался позади. Адаптационный период к домашним условиям прошел гладко, на 2 месяце жизни ребенок уже не считается новорожденным. Он вступает в новую, еще более интересную и насыщенную жизнь. Развитие ребенка в 2 месяца делает большой скачок, активность повышается, за этот период приобретаются новые важные навыки и полезные привычки.

Пошел второй месяц с момента появления в доме появился маленький человечек, и он, сам не зная, диктует собственные правила и устанавливает режим дня всем домочадцев. Обычно в течение 1–2 месяцев у малыша устанавливается четкий график кормления, сна и периодов бодрствования, который необходимо постепенно корректировать по мере подрастания ребенка.

Сейчас главным залогом активности и правильного развития является пища, получаемая от мамы, и здоровый сон, позволяющий ему набраться сил, помогающих ежедневно познавать чудесный окружающий мир.

Количество грудного молока, обеспечивающее потребности младенца, составляет не менее 800 грамм в сутки. В случае невозможности грудного вскармливания ребенка кормят смесью в том же количестве — около 800 г. Современное детское питание обогащено всеми необходимыми микроэлементами и витаминами и является вполне сбалансированным, поэтому перекармливать младенца не стоит.

В среднем за указанный период вес грудничка достигает примерно 0,8–1 кг , а рост увеличивается где-то на 3 см . Однако это усредненные показатели, и не стоит расстраиваться, когда младенец недостаточно вырос либо, наоборот, набрал слишком много. Организм каждого малыша индивидуален, и потребности у него разные.

Младенцу в 2-месячном возрасте полезно много спать и набираться сил для активного роста. Обычно дневной сон длится примерно 2,5 часа, потом период бодрствования и прием пищи (все вместе минут 40). Ребенок большую часть дня спит. Но подобные интервалы тоже крайне индивидуальны, у разных деток режим дня различный. Многие детки достаточно мало спят днем. Главное, чтобы ночной сон длился 5–6 часов и был глубоким и спокойным.

Оцениваем умения малыша

Относительно тех способностей и навыков, приобретенные ребенком в первые 2 месяца жизни, то здесь можно только радоваться. Развитие малыша сейчас идет просто семимильными шагами, и он буквально каждый день преподносит родителям маленькие сюрпризы. В идеале, грудничок во второй месяц должен научиться:

  • удерживать прямо головку примерно 10–20 секунд;
  • лежа на животике, приподнимать голову, плечи и грудь, и оставаться в подобном положении недолгое время;
  • спокойно лежать, расслабив ножки и ручки, в течение достаточно длительного периода;
  • удерживать легкие игрушки, вложенные в ладошки родителями;
  • исследовать свое тело, хватать себя за различные части;
  • прислушиваться к голосам и другим звукам, раздающимся поблизости;
  • следить глазками за медленно движущимися предметами и фокусировать взгляд на неподвижных.

Сюрпризы продолжаются

Кроме всего вышеперечисленного, на втором месяце жизни ребенок начинает улыбаться. Да-да, именно улыбаться, но осознанно, очень мило и беззубо. Малыш выдает не те непроизвольные гримасы, впервые замеченные в 1 месяц и возникающие во время сна или сосания груди. Это очаровательная, самая драгоценная улыбка в мире, и ей младенец одаривает, прежде всего, маму и папу.

К 2 месяцам ребенок начинает гулить, произносить нараспев различные гласные звуки. Постепенно звуки станут складываться в простые слоги и слова — прекрасное начало дальнейшему речевому развитию малыша и пополнения его богатого словарного запаса. А повторяя за ним лепет и одновременно делая акцент на четкой артикуляции, станете ребенку прекрасным примером, помогающим ему развивать речь дальше. Делайте это в виде игры, рассказывая ему различные стишки и потешки.

Плач грудничка в 2 месяца приобретает множество оттенков и значений. Теперь малыш точно знает, как сообщить о том, что он голоден, устал, хочет на ручки и просто пообщаться. Внимательные родители по характеру издаваемых звуков сразу же поймут причины беспокойства малыша. Зачастую за плач принимаются просто крики, с помощью чего ребенок просто подзывает к себе, скучая.

Первые занятия с малышом

В правильном и быстром физическом, психическом и эмоциональном развитии ребенку стоит немного помочь. Различные упражнения, направленные на закрепление приобретенных навыков и умений, принесут малышу неоспоримую пользу в дальнейшем, а вам помогут еще больше сблизиться с крохой.

  • Упражнения на осязание. Чтобы развивать пальчики, полезно ребенку в ручки попеременно вкладывать небольшие предметы, изготовленные из разных материалов: пластика, дерева, металла, ткани, меха, стекла, бумаги, кожи и прочих. Вообще, любые упражнения с пальчиками благотворно влияют на правильное развитие речевого аппарата и впоследствии помогут избежать встреч с логопедом.
  • Упражнения, способствующие развитию зрения и слуха. Надо взять яркую погремушку и потрясти ею в течение нескольких секунд сбоку от малыша, сантиметрах в 30. Малыш обязательно сначала замрет, стараясь определить, откуда доносится звук, а затем начнет активно вертеть головкой по сторонам в поисках его источника. Стоит ту же погремушку подвесить в кроватке и передвигать ее с края на край, давая малышу следить глазками за движением игрушки. Прекрасно в подобном плане действуют на детей мобили на кроватку.

Подобные игры стоит проводить 2–3 раза в день и следить за состоянием ребенка, не переутомлять. С началом капризов и иным проявлением недовольства недовольство, упражнения следует на время прекратить и подождать, пока малыш снова окажется в хорошем расположении духа. Правильное проведение описанных упражнений и некоторых новых подробно показано на прилагаемом видео.

Крупа и другие подручные средства

Прекрасным способом физического укрепления организма малыша служит массаж и самомассаж . Обычно с массажем более-менее понятно, и родители успели освоить его еще в первый месяц жизни ребенка, но о самомассаже многие не слышали. На расстеленную на пеленальном столике простынку надо высыпать немного крупы и положить на нее малыша – животиком или спинкой. Малыш начинает ерзать, тем самым получая новые тактильные ощущения и развивая воображение. Здесь нужно внимательно следить за реакцией ребенка, старайтесь не сделать ему больно, неприятно, ему нельзя тянуть крупу в рот.

Обычный массаж тоже можно несколько разнообразить: например, не просто поглаживать малыша руками, а катать по спинке, животику, ножкам и ручкам разные катающиеся предметы — различные шарики, карандаши, орехи, матерчатые валики.

Также полезно поглаживать тельце крохи лоскутками из различных материалов и меховыми помпонами. Во время подобного массажа делается акцент на разнообразии материалов и, соответственно, различных ощущениях, воспринимаемых ребенком.

Уход очень важен

Основной уход за ребенком в два месяца ничем особо не отличается от ухода за новорожденным. Ребенка по-прежнему необходимо купать 4–5 раз в неделю, подмывать, чистить ушки, носик и глазки. При необходимости – избавляться от себорейных корочек на голове.

Важно ухаживать за пупочной ранкой. Необходимо чистить ее, если еще остались выделения и корочки, обрабатывать 3%-ной перекисью водорода. Но в целом в 1–2 месяца подобной проблемы у деток нет.

В целом, необходимо внимательно наблюдать за самочувствием малыша и с появлением каких-то признаков болезни вовремя обратиться к педиатру. К концу рассматриваемого периода ребенка обязательно осматривает невролог, хирург, окулист, ортопед. Зачастую делают УЗИ тазобедренных суставов и органов брюшной полости.

Кишечные колики в 2 месяца все еще могут беспокоить малыша. Облегчить ему состояние помогут нехитрые манипуляции — выкладывание на животик, поглаживание по часовой стрелке, а прикладывание грелки с теплой водой, свежевыглаженной (либо согретой на батарее) пеленки.

Сейчас грудничку необходимы любовь, забота и внимание. Наслаждайтесь временем, когда вы можете безгранично общаться и заниматься с малышом, дарите ему и себе бесценные минуты общества друг друга, и тогда любые возникающие проблемы станут решаться гораздо легче и оперативнее.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Вот и исполнился ребенку 1 месяц, первый маленький юбилей малыша. Период привыкания и приспособления к жизни вне маминого животика окончен, теперь малыш очень быстро растет и развивается. Его уже можно называть грудничком, а не новорожденным.

Прививки второго месяца

В 1 месяц ребенку полагается сделать прививку от вирусного гепатита В.

К концу второго месяца жизни ребенок поправится примерно на 800 грамм, вырастет на 3-4 см. Родничок немного уменьшится, станет размером 2,5-3х2,5-3 см. В норме он не западает и не выступает, возможна визуально заметная пульсация.

Малыш все еще много спит (до 16-18 часов), но периоды бодрствования уже проходят совсем иначе. Реакции малыша становятся более осмысленными, а внимание - более сосредоточенным.

Даже если кажется, что движения ребенка неподконтрольны ему, то это не совсем так. Малыш учится управлять своим телом, тренирует мышцы, резкие движения (мышечные спазмы) случаются все реже. Ребенку интересно дергать ручками и ножками, приподнимать головку, изучать окружение и свой голос.

Нервная система малыша постоянно совершенствуется, какие-то рефлексы угасают, какие-то приобретаются. Ребенок все чаще выпрямляет ручки и ножки, кулачки ребенка постепенно разжимаются к концу второго месяца.


Зрение ребенка во 2 месяц

Зрения ребенка во второй месяц жизни становится более сфокусированным. Ребенок отлично видит предметы на расстоянии 1 метра, может следить за яркими предметами, например, игрушками, а так же малыш теперь совершенно точно отличает родителей от других людей и осознанно дарит мамочке свою улыбку.

Для развития зрения показывайте ребенку различные яркие предметы и игрушки, медленно водите ими из стороны в сторону.

Возможно, первое время ребенок будет косить глазки на изучаемые предметы, но не паникуйте, со временем это должно пройти.

Осязание ребенка во 2 месяц

Ребенок с удовольствием ощупывает свои ручки и разные предметы, которые вы даете ему: погремушки, ваши пальцы, колечко на пальцах. Можно предлагать ребенку ткани различной фактуры, чтобы малыш мог их потрогать, ощупать. Таким образом он изучает мир и развивает мышцы рук. Также часто поглаживайте ребенка, выкладывайте его себе на живот - все это стимулирует развитие осязания ребенка.

Слух ребенка второго месяца жизни

Малыш уже понимает, откуда идет звук. Если вы потрясете погремушкой где-то в стороне, то ребенок сначала замрет, подумает немного, а потом повернет головку на звук.

Громкие звуки пугают его, и он начинает звать на помощь… плачем. Кстати, сейчас ребенок уже понимает, что на его голос обязательно придут взрослые.

Для развития слуха ребенка разговаривайте с малышом, читайте вслух, включайте во время игр тихую приятную музыку. Поиграйте с колокольчиком, позванивайте то в одной стороне, то в другой. Пусть малыш тренируется искать предметы по звуку.


Кормление ребенка второго месяца жизни

Ребенок быстро растет, потому и питаться нужно хорошо. В среднем малыши в этом возрасте съедают материнского молока 700-800 грамм в сутки (четвертую часть массы своего тела!).

Но не стоит зацикливаться на граммах, взвешивать ребенка до и после кормления, верьте своему малышу: если он ведет себя спокойно, улыбается, значит, он не голоден. У каждого ребенка свои потребности.

Режим дня и купание ребенка второго месяца жизни

К этому моменту желательно уже установить режим дня ребенка. Как нельзя лучше помогают в этом сложном деле ежедневные ритуалы. Например, ритуалом отхода ко сну на ночь может стать купание.

Обычно малыши любят купаться, и время водных процедур во второй месяц жизни можно увеличить до 10 минут. Вода должна быть 37 градусов, а температура воздуха - 25-26.


Гимнастика и закаливание ребенка второго месяца жизни

Утром во время бодрствования можно приступить к закаливанию или простой гимнастике. Главное выбрать время: не сразу после кормления и не перед сном. Следите за тем, чтобы ваши руки были теплые и чистые, не используйте крем.

  • Укладывайте ребенка на животик на большой мяч и немного покачивайте. Совсем скоро малыш начнет поднимать головку и выгибать спинку. Укрепляются мышцы спины и шеи.
  • Разминайте ручки и пальчики ребенка, вспомните бабушкину «сороку-белобоку». Это упражнение развивает мелкую моторику ручек и способствует развитию речевых навыков.
  • Для ходьбы в будущем важно уже сейчас укреплять мышцы ног: для этого отлично подходит упражнение «велосипед». Положите малыша на спинку, двигайте его ножки, имитируя кручение педалей велосипеда. Если делать это регулярно, то скоро вы заметите, что ребенок сам отталкивает ваши руки.
  • Поднимайте ребенка вверх и опускайте вниз . Это упражнение развивает вестибулярный аппарат и помогает ребенку узнать больше о комнате, в которой он живет, посмотреть на предметы под другим углом зрения.
  • Держа ребенка за ручки, поднимайте его, как бы присаживая. Малыш учится придерживать головку. Это упражнение укрепляет мышцы спины и шеи.
  • Можно подвешивать над кроваткой игрушки так, чтобы ребенок мог дотянуться до них ножками. Хорошо, если игрушки разные, например, колокольчик звенит, если задеть его ножкой, погремушка гремит, а простая игрушка без звука только вращается. Таким способом ребенок изучает мир и реакцию на свои действия.


Что умеет малыш во второй месяц жизни?

  • Ребенок может следить за различными предметами, которые вы будете ему показывать, шуметь ими и двигать из стороны в сторону.
  • Малыш с удовольствием ощупывает эти предметы, если поднести их к его ручкам.
  • Держит небольшую игрушку в ручке некоторое время.
  • Ребенок в вертикальном положении может поднимать голову и удерживать ее до минуты.
  • Лежа на животике, малыш может держать головку и грудь приподнятыми и смотреть по сторонам несколько секунд.
  • Время от времени вытягивает ручки и ножки и лежит расслабленно.
  • Начинает гулить, сначала робко, а затем как бы смакуя все новые и новые интонации. К концу второго месяца жизни ребенок может стать настоящим болтунишкой.
  • Улыбается.
  • Соединяет свои ручки и ощупывает их.

Когда малыш не спит, побольше разговаривайте с ним. Рассказывайте стишки, потешки, повторяйте за ним его «слова», тогда ребенок будет пытаться ответить вам. Это, в свою очередь, поможет ребенку развить свою речь.

Пусть малыш еще не умеет переворачиваться, все же не оставляйте ребенка одного на пеленальном столике или другом месте, откуда он может упасть.

На голове малыша под волосиками есть так называемые струпики (желтые корочки). Для того, чтобы очистить головку ребенка, нужно сначала размочить эти корочки.



Для этого намажьте головку ребенка детским маслом, наденьте чепчик, и пусть масло впитается и размягчит корочки. Через полчаса-час помойте головку с мылом. Проделайте это несколько раз перед купанием, и струпики отпадут.

До 3-4 месяцев груднички страдают от коликов. Это связано с незрелостью желудочно-кишечного тракта. Справиться с этой проблемой помогают специальные лекарства для грудничков.

Также в случае грудного вскармливания мамочке стоит серьезней относиться к своему рациону, избегать продуктов, вызывающих излишнее образование и скопление газов.

Можно давать малышу чай из фенхеля или укропную водичку. Облегчить неприятные ощущения помогают специальные приемы: положите ребенка на спинку и легонько погладьте животик по часовой стрелке или положите ребенка на животик на теплую пеленочку.

Гуляйте с малышом на свежем воздухе. Если погода хорошая, в летние месяцы можно проводить на улице по 3-5 часов в сутки. На прогулке ребенок не только дышит свежим воздухом, но и принимает солнечные ванны.

Солнце способствует образованию витамина Д в организме человека, а для ребенка этот витамин особенно важен, так как предотвращает развитие рахита.

Но в летние деньки с солнцем нужно быть поосторожнее. Не стоит воспринимать все слова буквально и укладывать ребенка загорать. Солнечные лучи проникают и в тень, к тому же обязательно нужно надевать чепчик малышу и стараться бывать на солнце до 11 часов утра и после 16.

Дорогие мамочки, помните, что все описанное выше - это средняя норма развития детей второго месяца. Но любой из показателей может отличаться в зависимости от характера, темперамента и других личных характеристик ребенка.

Любое отклонение - не признак проблем и не повод для вердикта «с моим малышом что-то не так». Диагнозы доверьте ставить врачам.

Счастливого материнства!

Как вы ухаживали за малышом на втором месяце жизни? Как часто вы ходили с ребенком на прогулки? Вы пеленали своего малыша?