Материал на тему: Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки. Экоцентр г.батайск

Сценарий праздника «Рождественские святки»

для детей дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Цель: Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа; прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Задачи: воспитывать у детей интерес к истории и традициям русского народа;

знакомить с обрядами, песнями, гаданиями, калядками – песенным русским фольклором;

доставить удовольствие от игр, плясок, песен.

Участники праздника: Хозяйка (взрослый), колядовщики (дети в русских костюмах), ряженые (дети) – лиса, петух, волк.

Взрослые: Емеля, коза и медведь.

Предшествующая работа: Беседа с детьми о Рождестве Христовом (по «Детской библии»), Крещении. Разучивание потешек, плясок, русских народных песен, хороводов, игр, инсценировок, колядных песен. Индивидуальная работа с ведущими персонажами. Воспитателю вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования - звезду, месяц, вертеп.

Ход развлечения:

Под музыку нарядные дети входят в зал и останавливаются полукругом, лицом к зрителям.

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!

С Новым годом, с новым счастьем!

Чтоб здоровы были,

Много лет чтоб жили!

Девочка: Наступило Рождество,

Долго ждали мы его.

Святки празднует народ:

Веселится и поёт!

Дети исполняют танец « Новый год это яркий миг» и присаживаются на места.

Хозяйка: Ребята, сегодня один из самых больших праздников в православии – Крещение. Недавно все отмечали Рождество. Эти праздничные дни от Рождества до Крещения называются Святками.

Мальчик: Ой, девчата, нынче святки,

Не пойти ль нам на колядки?

Хозяйка: Дети, расскажите, что такое святки?

1 ребенок: Праздник этот самый длинный

Он веселый и старинный

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

2 ребенок: От Рождества и до Крещения

Приготовив угощенье

Пели разные колядки

По дворам ходили Святки.

3 ребенок: Наряжались и шутили,

Праздник ждали и любили

Так давайте же сейчас

Пригласим на Святки вас!

Слышится стук в дверь. Входят колядовщики – дети и взрослые наряженные.

Колядовщик взролсый:

1. Эй, хозяева, вставайте!

Шире двери открывайте!

На пороге коляда

2. Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину.

3. Коляда, коляда, длинная борода!

Пышки, лепешки, свиные ножки.

В печи сидят на нас гладят!

Кто не даст пирога

Уведем корову за рога.

4. Кто не даст пышки-

Разобьем крышки,

Кто не даст лепешки-

Разобьем окошки!

5. Мы пришли колядовать,

Христа рожденье прославлять.

Открывайте сундуки,

Да давайте пятаки!

6. С неба ангел к нам спустился

И сказал: «Христос родился!»

Мы пришли Христа прославить, (все вместе)

Вас со Святками поздравить!

Хозяйка: - Угощу, угощу колядовщиков (складывает угощение в мешок) (колядовщики встают ко всем детям)

Хозяйка: Но сначала поиграйте со мной!

Скорее в круг вставайте, игру-веселье начинайте!

Проводится игра – хоровод «Золотые ворота»

Дети садятся.

Коза: А я тоже поиграть хочу.Я, коза-дереза, летом лыко драла, из него что-то сплела. А что это – отгадайте!

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет.

(Лапти)

Давайте поиграем, побегаем в них.

Игру «Бег в лаптях» (2 пары лаптей; 2 команды детей)

Выходит Емеля, поет частушки:

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

Хозяйка: Ты Емеля молодец,

Что колядки нам пропел.

Вот держи в награду

Плитку шоколада.

Петь-то, Емеля, умеешь, это мы все слышали, а в игры ты играешь?

Емеля:

Не - а, а мне неохота!

Хозяйка:

А вот ребятам всегда охота поиграть. У нас здесь- Девчушки-веселушки, да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и посмотрим: кто хитрей, смекалистей, веселей будет.

Проводится игра «Весёлая метелка».

Дети становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот пляшет под веселую мелодию, а дети хлопают.

Хозяйка: Вот, Емелюшка. Видал, как наши ребята играть умеют. А ты-то что-нибудь умеешь?

Емеля: Я мастер на печи лежать, да калачи есть.

Хозяйка: А загадки ты загадывать умеешь?

Емеля: И загадки могу. Отгывайте!

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

В гору их везут, а с горы сами бегут. (Санки)

Едва повеяло зимой –

Они всегда со мной.

Согреют две сестрички,

Зовут их... (Рукавички)

Вокруг шеи свернулся калачик,

От мороза детишек спрячет. (Шарф)

Все в снегу стоят деревья,

Белый на земле ковёр.

На прогулку мы наденем

Этот головной убор. (Шапка)

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь? (Снежки)

Хозяйка. И я с вами поиграть хочу. Вы желание загадайте, снежочек доставайте, да в печь бросайте. Кто попадет, у того желание сбудется.

Игра «Снежки».

Ведущий: Посиделки здесь у нас,

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Раз-два,раз-два, начинается игра!

На концах веревок палки,

Называются “моталки”.

Посреди веревок рыбка.

Ты мотай веревку шибко.

Тот, кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую,

Рыбку золотую.

Эта рыбка в новый год

Много счастья принесет.

Проводится игра “Мотальщики”.

Хозяйка: Собирайся, народ, разевай пошире рот.

В нашей горнице веселье – нынче Святок продолженье!

А теперь игра для всех – тут веселье, шутки, смех!

Игра «Холодно, замерзли руки...»

Хозяйка: А давайте погадаем,

Под горшочки мы заглянем.

Игра «Гадание на горшках»

Посередине зала, на лавке, стоят шесть горшков. В горшках разные предметы. Из зала по очереди выходят желающие погадать. Кто, какой предмет выберет, тот будет по профессии …

Дети водят хоровод и поют: Горшочек с вершочек

Скажи нам, дружочек,

Что сбудется, станется

Плохое пусть останется.

Ребенок открывает горшок, а там

1. Ножницы детские – парикмахер

2. Сантиметр – портной

3. Книжка – писатель, учёный

4. Муз. инструмент – музыкант

5. Краски – художник

6. Градусник – врач

7. Машина - водитель

8. Монета – бухгалтер, кассир, банкир.

(Гадание по профессиям с шутками - прибаутками комментирует Хозяйка).

Медведь: Сито-решето есть у меня, да не простое, а волшебное!

Кто предмет оттуда вынет, свою судьбу узнает!

(Дети гадают – достают предметы из сита, наполненного пшеном. Медведь комментирует).

Хозяйка: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!

Колядовщик: Ну, хозяйка, дорогая;

Мы тебя повеличали,

Святки мы с тобой встречали.

Принесли тебе звезду,

Привели и коляду.

1 ряженый: За привет, за угощенье примите наше поздравленье!

2 ряженый: Наделил бы вас Господь и житьём, и бытьём, и богатством во всём!

3ряженый: И дай Бог вам, господа, здоровья на долгие года!

Хозяйка: Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всем не сказать.

Вечер наш прошёл на славу.

В Святки любо поиграть!

Всем спасибо от хозяйки

За улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски,

Благодарствуем мы всех!

Хозяйка выносит из домика поднос с угощениями.

Хозяйка: Всем кто нас видел,

Всем, кто нас слышал,

Доброго здоровья и низкий поклон.

Под музыку дети уходят из зала.

Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки»

Под музыку дети средней, старшей и подгот.гр. входят в зал.

Ведущий: Все на Святки, все на Святки, проходите-ка, ребятки!

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети: Да!

Ребёнок: Это что такое – Святки?

Вед: Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

Леденьё пришло, зиму в дом принесло.

Коней в сани запрягло, в путь- дорожку вывело.

Хорошо, что каждый год к нам зима приходит.

Песни звонкие поёт, хоровод заводит. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели - Овсень и Коляда!

Там лето - здесь зима!

Как они летели - все люди глядели.

Как они садились - все люди дивились.

Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.

Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Хороводы: «Слышишь кто-то идёт..» (ст. и подг. гр)

«Это что же за народ» (средняя)

В зал под музыку заходят Баба-Яга с чертом.

Баба-Яга: Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт: О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга: Молодец, чернявенький! Но этого мало.

Чёрт: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!

Баб-Яга: Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю!

Чёрт: О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга: И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт: Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга: Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая!

Звучит весёлая музыка, Баба Яга берёт веник и подметает пританцовывая.

Баба-Яга: А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

Улетают.

Вед: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертом. Позовём гостей, будем радоваться, веселиться, в игры играть и в танцах кружиться.

Пусть на небе звёзды засияют, а на земле снежинки засверкают.

Танец с «султанчиками».

Входят ряженые.

1. Пришла коляда, отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

2. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!

(рассыпают зерно)

3. Уж как наша коляда ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт, всем поклон она шлёт!

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Хоровод «Вперёд четыре шага» общая

Дети садятся на стульчики. Заходит Баба-Яга.

Баба- Яга: Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества.

Вед: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга: Не я! Это кот… он не доел, а я ему помогла.

Вед: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята?

Дети: Да!

Вдруг из-за двери в зал летит веник.

Вед: Это ещё что за шутки?

Чёрт: (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

Из-за двери вылетает башмак.

Вед: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам насилушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад, что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю, все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт - тот со мной плясать пойдёт!

Игра «Веселый мешок»

Дети сидят на стульях. Звучит весёлая музыка. Чёрт с Бабой-Ягой берут мешок без дна и пытаются посадить туда нескольких детей. Ребёнок залазит в мешок с одной стороны, выскакивает с другой и убегает на место.

Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Баба Яга: Черт побери, почему мешок пустой? Сбежали! Обманули!

Вед: Кыш, кыш, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес!

Чёрт и Баба-Яга убегают. Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке.

Ряженые.

1. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых я Снегурочку слеплю.

И весной её не брошу – в морозильник поселю!

3 . Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества

Шире двери открывай. Поздравляй всех, поздравляй!

Ведущий: А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем, под горшочек мы заглянем.

Игра со взрослыми «Гадание на горшочках»

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Несколько детей встают в хоровод и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.

Значение содержимого горшков:

1. Полотенце: Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

2. Булка: Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

3. Колечко: Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

4. Лента: Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

5. Пуговица: Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью.

К шестому горшку бежит Баба-Яга.

Баба-Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

Достает веточку от елки из шестого горшка.

Что это? Растолкуй?

Вед: Видно – к новой метле!

Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ой, не так уж и много. Я ещё очень даже молодая. Сейчас докажу.

Тай, тай, налетай, в игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

(Дразнит детей) Девочки с усами! Мальчики с косами!

Ну-ка в круг скорее встать! Будет бабушка играть!

Игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»

Баба Яга стоит в центре круга, в руках у нее помело(веник) Под песню дети идут вокруг Бабы Яги, дразнят ее, затем разбегаются. Баба Яга помелом старается дотронуться до детей - "заколдовать", как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба Ёжка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит.»

Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку!

Вед: Ну, что ж, ребята, наш праздник подошёл к концу.

Загадаем все желание, чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год, чтоб гостей невпроворот!

Баба Яга: Ой, я тоже желание загадала. Хочу к следующему Рождеству стать умницей – красавицей. И фотомоделью. Страсть как фотографироваться люблю. Ребятки, давайте с вами на прощание сфотографируемся.

Дети фотографируются с персонажами и расходятся по группам.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Праздник проходит с ярмаркой сувениров, угощением в палатках, концертом самодеятельных коллективов.

Конкурсы и забавы чередуются с концертными номерами - частушками, танцами, песнями о зиме, Рождестве.
Основа этого сценария - фольклорные мотивы и народные обычаи. Ведущая одета в народный костюм.
Она приветствует собравшуюся публику и объявляет открытие праздника, посвященного Святкам и предстоящему Крещению.

Ведущая: Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называются святками. Они продолжаются до Крещения - 19 января. Святочные развлечения - это хороводы, пляски, катание с горок, обильное угощение. Днём в это время гуляли, играли и веселились, а по вечерам собирались на посиделки, гадали или ходили ряжеными и колядовали. Работать во время святок считалось нежелательным, потому что согласно поверью, весь год тогда мог пройти в трудах и хлопотах. Даже сохранились такие пословицы: "Лето для старания, а зима - для гуляния!", "Зима за морозы, а мужик - за праздники!" Вот поэтому и мы забудем на время обо всех заботах и повеселимся от души! Сколько с тех пор ни прошло лет, а ряженные и в наши дни так же ходят по домам, поют песни с пожеланиями добра, здоровья, а хозяева угощают их. В своих песнях ряженые славят Коляду. Наши предки верили: от того, как будешь славить Коляду, зависит, хорошим ли будет год. А знаете ли вы, друзья, что такое эта Коляда? Или кто такая? Вряд ли, потому что даже учёные до сих пор не могут точно разгадать эту загадку. Но одно старинное поверье, которое нам очень нравится... Но что там говорить, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!..

Появляются ряженые: Медведь, Коза, Курочка, Корова, Пастух, Коляда и Овсень. Коляда одета в сарафан и кокошник в виде солнца, Овсень - в русский народный мужской костюм. Медведь играет на баяне или гармошке, Пастух - на дудочке, Коза несёт сноп сена, Курочка - корзинку, Корова - кувшин, Овсень разбрасывает зерно из торбы.

Ряженые поют песенку-колядку:

Коляда-коляда, Отворяйте ворота,
Открывайте дверцу, Принесите хлебца,
Доставайте чашки, Положите кашки,
Сладкие конфетки, Медные монетки,
Кренделёк и бублик И железный рублик!
Угостите калачом, Не болейте нипочём!
Дай Бог радости тому, Кто да в тереме-дому!
Дай на поле рожь густу, Дай похлёбку не пусту,
Да белой холстинки, Да в хлеву скотинки!
Коляда-коляда, Будет жизнь у вас сыта!

Ведущая (кланяется ряженым): Добро пожаловать, гости дорогие! Пели вы хорошо, получайте за это награду! (Ведущая подаёт Коляде каравай на рушнике). А теперь расскажите нам, кто же вы такие?
Коляда: Я Коляда, дочь самого Бога солнца! А иначе говоря, я ваше новое летнее солнышко. Есть у меня тройка резвых коней - золотой, серебряный и алмазный, и с этого дня направлю я их на летнюю дорогу, к новому урожаю!
Овсень: А я Овсень, Коляде брат родной! Зерна рассыпаю, сею-посеваю, урожай богатый предвещаю!
Коза: Я Козочка рогатая, символ плодородия! Сноп сена ношу, за всходами слежу!
Корова: Я Коровка-Бурёнка, символ достатка! Меня из теста лепили да выпекали, на окошко выставляли да ряженых угощали! Пастух : А я Пастух, Бурёнку пасу, в дом удачу несу!
Медведь: А меня все знают! Я Мишка косолапый, весельчак и балагур! Пою-гуляю, за веселье отвечаю!
Курочка: А я Курочка, и тоже пришла не зря. В народе говорили, что с началом святок короткий зимний день прибавился "на куриный шаг". А это уже означает, что весна не за горами!
Ведущая: Вот так знатная компания собралась! А что вы ещё умеете? Народ честной собрался - веселья просит!
Коляда : А мы загадки умеем загадывать! Да не простые, а с закавыкою!

Загадки на святки

У нянюшки, у нянюшки Сорок восемь детушек, Малы были - все дружили, Подросли - рассыпались. (колосок)
По синему озеру плывут гуси с гусятами. (облака)
Домик деревянный, В домике - водица. (колодец)
Плачет, плачет рёвушка, Бедная головушка. Плачет летом и весной, А осеннею порой Так рыдает, так рыдает, Что почти не высыхает! (дождь)
Белая овечка, Золочёны рожки. Днём ей не пасётся, По ночам не спится! (месяц)
Не лёд, не снег, а тает. (свеча)
Чудной Сашка - Зелёная рубашка: Летом оделся, К зиме разделся! (дерево)
Деревянный великан По лесам-полям шагал. Через реченьку шагнул Да над реченькой уснул! (мост)

Зрители отгадывают, получают маленькие призы.

Ведущая: Да, мудрёные у вас загадки! А плясать вы умеете?
Коляда: А как же! Ну-ка, Мишка косолапый, разверни меха, а мы попляшем - весну покличем!

Медведь играет на баяне весёлую музыку, остальные ряженые танцуют (Коляда с Овсенем, Коровка с Пастухом, Коза с Курочкой). Зрители тоже присоединяются.

Игра "Хоровод"

Все желающие (и взрослые, и дети) выстраиваются в большой хоровод и медленно идут по кругу, ряженые тоже в хороводе, кроме Медведя, который играет на баяне, и Коляды, который "водит". В её руках яркий платочек. Пока Медведь играет и поёт. Коляда ходит по кругу в противоположном хороводу направлении и выбирает, кому подарить платочек, т.е. кого выбрать, и выбранный становится водящим.
Медведь поёт: «Ходи, ходи, хоровод, Не назад, а вперёд! По кружочку я пойду, Да судьбу свою найду! Выбирай, выбирай, Да смотри не прогадай!»
Водящий отвечает словами: «Все собою хороши, Выбираю для души!» (говорит в микрофон и передаёт его выбранному человеку).
Затем всё повторяется сначала. Зрители могут подпевать Медведю.

Ведущая (после игры): Спасибо вам, ряженые, за веселье да развлеченье! У молодёжи во все времена был интерес к шумным играм и забавам. Но зимние праздники - это не только веселье и гуляние. Самая загадочная и таинственная сторона святок - конечно же, гадания. Гадали по вечерам, когда собирались на посиделки и сходки после весёлых дневных игр и забав на свежем воздухе. Сейчас, правда, в самом разгаре недолгий зимний день, но давайте-ка мы всё же погадаем с вами вместе! Вы спросите, как? Одним старинным русским народным способом!

Рождественское гадание


Выносят реквизит: по кругу на достаточном расстоянии от центра ставят миску с зерном, ведро с водой (неполное), чашку с монетами, корзину с соломой. Курочка тоже становится в круг. Ведущая вызывает из зрителей одного мужчину, просит его сыграть главную роль в этом гадании и наряжает Петушком (понадобится шапочка с красным гребнем и клювом). Петушок должен встать в центр получившегося круга.
Ведущая: Не пугайтесь, дорогой Петя-Петушок, гадание очень простое, хотя и довольно ответственное. Сейчас мы завяжем нашему Петушку глаза, несколько раз повернём его вокруг себя, чтобы запутать, и посмотрим, в какую же сторону он направится? Пока завязывают глаза, ведущая объясняет, что так гадали на Руси, внося в избу настоящего петуха. Если «Петушок» подойдёт к ведру с водой, то для всех присутствующих год будет богатым на новые события и знакомства, если к миске с зерном - то сытным и урожайным, если к монетам - то прибыльным и успешным, если к корзине, то - к прибавлению в семействе, а если к Курочке, то для всех, кто мечтает выйти замуж или жениться, эта мечта скоро исполнится. А "Петушок" получает приз за свою работу - леденцового петушка.
Ведущая: Гадания гаданиями, но наши предки понимали, что если сидеть дома и гадать, то исполнения мечты можно ждать долго. И они переходили от слов к делу! Знаете ли вы, друзья, что на Руси во время святок устраивались смотрины? У церковных оград собирались девушки в своих лучших нарядах, и по их нарядам парни могли сделать выводы о том, какие они рукодельницы. Ведущая вызывает дам для участия в конкурсе рукодельниц.

Конкурс рукодельниц

Для конкурса потребуется несколько веников. Участницы должны "нарядить" свои веники - для этого им выдаётся коробка с реквизитом (разные ленточки, шапочки, искусственные цветы и т.п.). Зрители выбирают трёх победительниц, которые получат небольшие призы.

Ведущая: Ай да красавицы, ай да рукодельницы! Спасибо вам, дамы, за участие. А что наши парни удалые да смелые? Есть ли желающие показать свою силушку молодецкую?

Бои на надувных дубинках

Состязаются мужчины попарно, каждый стоит внутри небольшого нарисованного круга. Задача - выбить соперника из его круга, но самому при этом не выйти из своего.
Ведущая: Да, не перевелись ещё на Руси богатыри румяные да красавицы ясноликие! Но кому гадания, кому смотрины, а у кого уже и свадебка не за горами, ведь святки традиционно были и временем подготовки свадеб. Всегда считалось, что лучшие дни для свадеб - дни от Святок до Масленицы. Но и тут надо быть настороже: выйти замуж - не напасть, да как бы замужем не пропасть! У наших предков была широко популярна шуточная песня-игра, которая рассказывала о том, что ожидает молодую девушку, собирающуюся замуж за старика...

Номер-шутка "Моченьки нет"

Исполняет женский коллектив и солист, переодетый стариком. Девушки танцуют вокруг сидящего на стуле старика, одна из них поёт. Музыка - любой частушечный мотив.

Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? В лес по ягоды пойдём, Голубь сизокрылый! Спелая малинка, В пироги начинка!
Старичок
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Пойдём грядки поливать, Голубь сизокрылый! Воду лей-поливай, Будет щедрый урожай!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ты нам песенку пропой, Голубь сизокрылый! Незамысловатую, Невитиеватую!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка : Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Ну-ка с нами попляши, Голубь сизокрылый! Расступись, честной народ, Мой супруг плясать идёт!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? Хоть на ложках нам сыграй, Голубь сизокрылый! Ложками стук-постук, Выходи скорее в круг!
Старичок (вздыхая): Ох, моченьки нет!
Девушка: Ты скажи мне, милый, Что такой унылый? А пойдём-ка водку пить, Голубь сизокрылый! Водка сладенькая, Рюмка гладенькая!
Старичок (радостно вскакивая) А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! А пойдём-ка, дорогая, Пойдём, милая моя! (Старичок пляшет.)

Ведущая: Вот какой она бывает, семейная жизнь! Так что, дорогие девушки, хорошенько подумайте, прежде чем совершить опрометчивый шаг. Но, конечно же, чаще всего бывает совсем наоборот... Вот и сейчас, прямо здесь я вижу столько счастли- вых семей, с детишками! Покажитесь, где вы, наши ребятки? Не замёрзли? Сейчас мы поиграем вместе с вами, немного разогреемся!

Детская разминка

Дети повторяют движения за ведущей. Сначала всё идёт в медленном темпе, потом ускоряется:

Наша зимушка-зима, Прямо с севера пришла,
Вьюгами завьюжена, Ветрами закружена!
Мы замёрзнуть не хотим, Мы на месте не стоим,
Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопали: Топ-топ-топ!
А теперь поприседали: Сели-встали, Сели-встали!
А потом прыжки на месте: Вместе-вместе- Вместе-вместе!
Улыбнёмся веселее И начнём ещё быстрее!.. (Повтор со строчки "Мы замёрзнуть не хотим ", в более быстром темпе, и так несколько раз).
Ведущая предлагает и взрослым присоединиться к разминке.

Ведущая: Ай да молодцы! Теперь вы точно не простудитесь. Мороз невелик, а стоять не велит! Но мы и не будем стоять на месте. Сейчас мне потребуется несколько родителей с детьми для состязания на силу и выносливость!

Семейная эстафета "Резвые сани"

Эта эстафета для родителей с маленькими детьми. Потребуется несколько салазок. Папы (а может, и мамы) на скорость провозят салазки с детьми по специальной "трассе", на которой нужно обойти все препятствия (например, покрышки от колёс). Самая быстрая пара получает приз.

Ведущая: Друзья! Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием. А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен. Но если среди присутствующих найдутся любители нырнуть в ледяную воду, то попросим их быть аккуратнее, чтобы не навредить самим себе... Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!

Екатерина Шевченко

Гуляют ребятки в рождественские святки

Ведущий : Все на Святки , все на Святки , Приходите-ка, ребятки !

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети : Да!

Ребёнок : Это что такое – Святки ?

Вед.: Вы не слышали, ребятки ? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

1 реб.: Леденьё пришло,

Зиму в дом принесло.

2 реб.: В сани коней запрягло,

В путь- дорожку вывело.

3 реб.: Хорошо, что каждый год

К нам зима приходит.

Песни звонкие поёт,

Хоровод заводит.

Дети поют песню : «Как на тоненький ледок»

(дети садятся на стульчики)

(Притухает свет. Заходит Баба-Яга с чертёнком и садятся

на лавочку возле избушки.)

Баба-Яга : Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь . Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт : О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга : Молодец, чернявенький! (гладит его по голове) Но этого мало.

Чёрт : Проникнуть к колядовщикам на гулянье !

Баб-Яга : Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю! (Прикасается к носу чёрта.)

Чёрт : О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга : И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт : Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга : Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе . Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая! (Подпрыгивает, приплясывает.)

(Убирает в избушке.) Танец «Звёзды»

Баба-Яга : А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

(Улетают.)

Вед.: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертёнком. Давайте будем петь и танцевать, Рождество справлять !

Входят ряженые (Цыгане, Скоморох) и поют :

Пришла коляда,

Отворяй ворота!

Ворота отворяй

И гостей принимай!

Здравствуйте, ребята !

Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем,

С Новым годом поздравляем!

(рассыпают зерно)

Уж как наша коляда

Ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт

Да всем поклон шлёт!

Ведущий : Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас

Поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Будем вечер коротать,

Дружно песню запевать.

Песня «Новый год!» общая

(Дети садятся на стульчики.)

(Заходит Баба-Яга.)

Баба- Яга : Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества .

Вед.: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга : Не я! Это кот…он не доел, а я ему помогла.

Вед.: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята ?

Дети : Да!

(Вдруг из-за двери в зал летит веник.)

Вед.: Это ещё что за шутки?

Чёрт : (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед.: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

(Из-за двери вылетает башмак.)

Вед.: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт : Я бежал да запыхался,

Дыму с печки надышался,

К вам на силушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад,

Что увидел вас, ребят !

Веселиться я люблю,

Все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт,

То со мной плясать пойдёт!

Игра «Жмурки»

(Потом Чёрт с Бабой-Ягой начинают гоняться за детьми и сажать их в мешок без дна.)

Черт : Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Вед.: Кышь, кышь, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес! (Чёрт и Баба-Яга убегают. (Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке)

Прикатила коляда,

Коляда-то молода, у-у-ух!

Что за славный денек,

Становись в хоровод,

Будем кругом ходить

Да ребят веселить !

Танец. старшая группа

Ведущий :

Как известно всем, подружки

Мастерицы петь частушки.

И вы, парни, не зевайте!

Петь частушки помогайте! Частушки

1. Эй, спешите все сюда!

В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться,

Бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых

Я снегурочку леплю.

И весной её не брошу –

В морозильник поселю!

3. Вот пришла к нам Коляда

На кануне Рождества

Шире двери открывай

Поздравляй всех поздравляй!

4. Мы носы свои не прячем

В шарфы и воротники.

Жарче печки согревают

Лыжи, санки и коньки!

5. Коляда, Коляда!

Никому не спится!

В каждом доме стар и мал

Ночь всю веселится!

Топни, ножка – нога,

Топни правенькая.

Мы частушки вам пропели

Хоть и маленькие!

(Частушки - русская народная мелодия)

Проводится игра "Бабка Ежка".

Баба Яга :

Тай, тай, налетай,

В игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка,

Костяная ножка!

Буду вас развлекать,

Буду с вами играть!

(Дразнит детей)

Девочки с усами,

Мальчики с косами.

Дети встают в круг. В центре - водящий :

Баба Яга. В руках у нее помело. Под текст песни дети прыгают вокруг Бабы Яги, дразнят ее. Баба Яга помелом (можно веткой) старается дотронуться до детей - "заколдовать": как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит :

У меня живот болит.

Пошла бабка на огород,

испугала весь народ.

Ведущий :

А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем,

Под горшочек мы заглянем.

Игра «ГАДАНИЕ НА ГОРШОЧКАХ»

(Игра с гостями «Гадание на горшочках» )

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Дети идут хороводом и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек,

Скажи нам, дружочек :

Что сбудется, станется?

Плохое пусть останется.

Полотенце : Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

Булка : Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

Колечко : Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

Лента : Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

Пуговица : Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью. (взрослого)

(К шестому горшку бежит Баба-Яга.)

Баба-Яга : И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

(Достает веточку от елки из шестого горшка.)

Что это? Растолкуй?

Вед.: Видно – к новой метле!

Баба-Яга : (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед.: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга : Ой, много. Уж и не помню сколько раз в Рождество пакостила . Раз так, то я ухожу, но опять приду к вам на следующее Рождество . И тогда придумаю что-нибудь новенькое! (Баба-Яга уходит.)

Вед.: Ну, что ж, ребята , Баба-Яга улетела до следующего Рождества , а наш праздник подошёл к концу .

Загадаем все желание,

Чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!