Конспект урока "одежда и требования к ней". Роль и функции одежды в жизнедеятельности человека Какие требования предъявляются к одежде

Создание одежды в соответствии с гигиеническими: требованиями вызвано необходимостью обеспечить нормальную: жизнедеятельность человека, сохранить его здоровье и работоспособность в различных климатических и производственных условиях

Одежда, созданная с учетом гигиенических требований к одежде, позволяет защищать человека от неблагоприятных факторов внешней среды, низких и высоких температур, излишней солнечной радиа-ции, ветра, атмосферных осадков (тумана, дождя, снега), механических повреждений, вредних производственных факторов, а так-же создавать нормальные условия для жизнедеятельности чело-века. К этим условиям относятся сохранение нормального теплового состояния организма, обеспечение нормального кожного дыхания, кровообращения, дыхания и движений человека.

Любая одежда должна удовлетворять перечисленным требованиями, но степень важности гигиенических требований для одежды различ-ных видов неодинакова. Например, зимняя одежда должна явственно защищать человека от охлаждения, белье - поглощать и выводить во внешнюю среду продукты кожного обмена. К специальной одежде предъявляется ряд дополнительных требований, обусловливающих защиту человека от воздействия вредных производственных факторов.

Выполнение одеждой своих функций в соответствии с предъявляемыми гигиеническими требованиями к одежде зависит от целого

Ряда факторов: усло-вий

Эксплуатации одежды, свойств материалов (теплопроводность, воздухопроводность, влагопроводность, жесткость и другие), конструкции одежды и па-кета ее материалов (число слоев, величина воздушных прослоек, величина прибавок на свободное облегание, общая толщина), химической обработки изделия с целью придания ему водозащит-ных функций, формоустойчивости и т. Д.

Рассмотрим основные гигиенические требования к одежде раз-личных видов и назначения.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БЫТОВОЙ ОДЕЖДЕ

Одежда человека разнообразна. Она разделяется на два больших класса: бытовую и специальную.

В каждом классе имеется несколько подклассов одежды, а каждый подкласс разделен на виды. Так, к классу бытовой одежды относятся пальтовые, костюмно-платьевые и бельевые изделия. В I подкласс верхней одежды входят пальто, полупальто, куртки из ткани и меха, плащи и др. К костюмно-платьевым изделиям относятся пиджаки, жакеты, куртки, брюки, блузки, юбки, платья, платья-костюмы и др. Бельевые изделия - это сорочки дневные и ночные, рубашки и пижамы, комбинации, грации и др.

Кроме того, одежда различается по времени и месту использо-вания (торжественная, повседневная), по сезону (зимняя, летняя, демисезонная), по материалу (из тканых, нетканых, дублированных, прорезиненных и других материалов), по волокну (из натуральных, искусственных, синтетических и из смеси различных во-локон).

Специальная одежда классифицирована. Современная одежда человека многослойна (белье, блузки, рубашки, платья, костюмы, пальто и др.). Функции и назначение каждого слоя одежды раз-личны, поэтому и гигиенические требования к ним неодинаковы.

Белье. Бельевые изделия соприкасаются непосредственно с по-верхностью тела человека и поэтому имеют большое значение для обеспечения нормальной деятельности кожных покровов. Белье защищает тело от загрязнения и охлаждения. Оно впитывает и очищает кожу от пота, кожного сала, слущивающегося эпителия (верхнего слоя кожи).

Известно, что в коже находится большое число кровеносных сосудов и нервных окончаний, сальных желез. По всей поверхнос-ти кожи расположено около 3 млн. Потовых желез. Они выделяют пот, углекислоту. За день с поверхности кожи выделяется до 40 г одежды: карманами с клапанами, хлястиками, отложными воротниками.

Учитывая особенности фигуры детей, линию талии в пальто отмечают редко. Рукава пальто - втачные, реглан и полуреглан Удобны для детей дошкольного возраста теплые комбинезоны (с утепляющей прокладкой). В холодное время года они хорошо закрывают тело ребенка и защищают его от охлаждения. Комбинезоны для осени и зимы изготовляют из непромокаемых тканей И хлопчатобумажной ткани с водоотталкивающей пропиткой.

Одежда для младших школьников мало отличается от одежды для дошкольников. Изменения в фигуре детей этого возраст! (четко выделяется шея, удлиняются руки и ноги) сказываются в пропорциях одежды. Пальто для младших школьников и дошкольников рекомендуется изготовлять несколько длиннее, с воротниками-капюшонами.

Фигура детей среднего школьного возраста заметно меняется; намечается талия, еще больше удлиняются руки, ноги и шея. Изменения в пропорциях фигуры детей сказываются на конструкции одежды. Пальто для девочек этого возраста - прямого покроя или полуприлегающее с расширением книзу. Пальто для мальчиков - простые по форме, с поясом; зимнее пальто - на съемной теплой подкладке. Для лета и зимы рекомендуются разнообразные спортивные куртки, свободные, с манжетами на рукавах, с высокой застежкой и капюшонами. I

Одежда для старших школьников приближается к одежде взрослых и поэтому она должна отвечать гигиеническим требованиям, предъявляемым к одежде взрослых.

Требования к детской одежде определяются не только назначением и условиями ее использования, но и возрастом ребенка. В настоящее время нормы на показатели гигиенических требований к детской одежде разработаны не полностью.

Важные показатели гигиенических требований тканей для платьев - их воздухопроницаемость, гигроскопичность, влагопоглощение и вла-гоотдача. Гигроскопичность тканей, используемых для изготовле-ния летних платьев, должна быть не менее 7%. Ткани для летних платьев должны иметь незначительную плотность и небольшую толщину, обладать повышенной устойчивостью к действию светопогоды и моющих растворов. Гигиенические требования к тканям для торжественных платьев, предназначаемых для кратковремен-ной носки, менее значимы, однако их несоблюдение должно быть по возможности компенсировано конструкцией изделия.

Вопрос 6. Как вы понимаете выражение «орга­нолептические свойства воды»? Назовите их.

Органолептические свойства во­ды — это такие свойства, которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств, к ним относятся: степень прозрач­ности, цветность (окраска), запах и вкус. Вода, пригодная для питья, должна быть прозрачной, бесцветной, не иметь запа­ха и обладать приятным, освежающим вкусом.

Вопрос 7. Для чего разработан государствен­ный стандарт оценки качества воды?

Государственный стандарт оцен­ки качества воды разработан для регла­ментирования гигиенических показате­лей воды в отношении содержания хими­ческих веществ, микробов, а также ее вкусовых свойств.

Вопрос 8. Каким требованиям должна отве­чать одежда человека?

Главная функция одежды чело­века — защита организма от неблагопри­ятных внешних условий и воздействий. В гигиеническом отношении одежда долж­на соответствовать климатическим усло­виям среды обитания человека, характеру его работы, иметь свободный покрой, не затрудняющий кровообращение и дыха­ние, легко очищаться от пыли и грязи. При выборе материала для изготовления одежды надо учитывать требования тепло­проводности, воздухопроницаемости, гиг­роскопичности и водоемкости. Лучшим материалом для этого являются натураль­ные ткани.

Определенные гигиенические требова­ния предъявляются и к головным уборам: они должны быть легкими, не должны сжимать голову. Летние головные уборы должны быть из легких, светлых и слабо проводящих тепло материалов с повышен­ной воздухопроницаемостью. Лучшие го­ловные уборы для холодного времени го­да — из натурального меха.

Обувь предпочтительнее иметь из нату­ральной кожи. Она не боится влаги, хоро­шо удерживает тепло, обеспечивает доста­точную вентиляцию стопы. Покрой обуви должен полностью учитывать анатомо-физиологических особенности стопы.

Вопрос 9. Какие требования предъявляются к жилищу?

Гигиенические требования к жи­лищу учитывают тесную связь между ус­ловиями жизни человека и состоянием его здоровья. Помещения должны быть достаточно просторными и сухими, хоро­шо освещаться прямым и рассеянным солнечным светом, проветриваться, иметь благоприятный микроклимат и незагряз­ненную воздушную среду.

Комнатная температура зависит от кли­матических условий. В северных районах она должна быть в пределах 20-21 °С, в умеренных широтах — 18-19 °С, в жарком поясе — 17-18 °С.

Одним из элементов микроклимата жи­лого помещения является относительная влажность воздуха. При температуре воз­духа в помещении 18-20 °С она должна находиться в пределах 40-60%.

Вопрос 10. Расскажите о порядке планировки территории при проведении индивидуального строительства.

При индивидуальном строитель­стве необходимо руководствоваться уста­новленными государственными санитар­ными нормами и правилами. На террито­рии, выбранной под строительство, следует предусмотреть как минимум две зоны: жи­лую и хозяйственно-спортивную. Между этими зонами необходимо предусмотреть достаточный технологический разрыв, в котором разместить зеленые насаждения. Все хозяйственные постройки должны быть на расстоянии не менее 16 м от жило­го дома. Жилой дом должен находиться на передней части территории, на расстоянии 6-7 м от улицы — это позволит вырастить достаточно высокие деревья, защищающие от пыли и шума.

Большое значение с гигиенической точки зрения имеют правильно устроенные водо­снабжение и канализация, лучше, если они централизованные. Там, где это невозмож­но, для водоснабжения можно использо­вать колодцы или артезианские скважины. Их оборудование в обязательном порядке надо согласовать с местными органами Госсанэпидконтроля, а в процессе строительст­ва и после его завершения проводят сани­тарно-гигиенический анализ воды на ее без­вредность и пригодность к употреблению.

Из всех гигиенических проблем благо­устройства загородного дома самой трудной является проблема сбора, обезвреживания и удаления отбросов (мусора, пищевых от­ходов) и фекальных стоков. Оптимальное решение проблемы — это централизован­ный вывоз отходов за пределы территории на специально отведенные места. Если та­кой возможности нет, то надо оборудовать индивидуальное хранилище. Для утилиза­ции фекальных отходов целесообразно ис­пользовать биотуалеты.

Одежда – это совокупность предметов, которыми покрывают тело человека, предохраняющих то неблагоприятных воздействий окружающей среды.

Одежда является одним из средств защиты тела человека. Она выполняет не только утилитарную, но и эстетическую, психологическую, социальную роль.

По целевому назначению одежда:

повседневная – это одежда, которая употребляется ежедневно и отличается относительно строгими формами, умеренным количеством украшений;

торжественная – это одежда для различных торжеств, праздников и отдыха.

Ассортимент (франц. assortiment – подбор, набор, комплект) – состав и соотношение отдельных видов изделий в продукции предприятия, отрасли производства или какой-либо группе товаров.

Ассортимент женской одежды включает белье, легкую и верхнюю одежду:

Белье – это все, что надевают прямо на тело.

Легкое платье – изделия, которые надевают поверх белья.

Верхняя одежда – все то, что надевают поверх легкого платья.

По способу эксплуатации одежда делится на поясную (держится на талии) и плечевую (держится на плечах).

Ассортимент материалов для одежды постоянно обновляется. Применяются различные ткани, нетканые материалы, искусственный и натуральный мех, натуральная кожа, дублированные материалы.

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Функциональные требования

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т. п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто - 5-6 см, для платья, пиджака, жакета - 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододежном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль - исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Эксплуатационные требования

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит то условий его носки. Свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т. д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.

Одежда формирует внешний облик человека, поэтому в комплексе требований, предъявляемых к ней, эстетические требования занимают особое место. эстетический потребительский оценка качество

Эстетические требования к одежде заключаются в соответствии ее современным духовным потребностям человека и общества, выраженным в эстетических идеалах, сложившемся стилевом направлении и моде.

Эстетическая оценка реальных изделий выявляется при сопоставлении их с идеалом, т.е. представлением человека о прекрасном. Понятие "прекрасное" складывается в сознании человека под влиянием ряда факторов: уровня жизни общества, условий труда, уровня культуры и производства, климатических, национальных особенностей и др. Кроме того, на формирование эстетического идеала влияют индивидуальные особенности человека - возраст, образ жизни, род занятий, место жительства и др. У каждого человека свое представление о красивом, в соответствии с которым он формирует свой гардероб, украшает свой дом, отдает предпочтение тем или иным произведениям искусства. Общественное представление о прекрасном изменяется и совершенствуется под влиянием множества различных факторов, и в первую очередь в связи с развитием производительных сил общества, его культуры.

Одежда является объектом декоративно-прикладного искусства и в то же время предметом личного пользования человека. Поэтому она должна удовлетворять эстетическим требованиям как общества в целом, так и индивидуумов. Хотя эстетические вкусы и требования каждой личности и индивидуальны, у людей, живущих в одном обществе, в одно время и в одинаковых условиях, вырабатывается более или менее общее представление о прекрасном в одежде и предметах быта.

Понятие "прекрасное" как положительное выражение эстетического отношения человека к действительности означает не просто красоту формы, но и ее полезность, истинность, нравственность. Понятие "эстетическое" означает эмоциональное восприятие действительности. Эстетические свойства одежды характеризуют не только ее художественную сторону, т.е. красоту, но и утилитарные свойства. Форма красивого изделия органически связана с содержанием, т.е. с его утилитарностью.

Эстетические потребности человек удовлетворяет благодаря способности к восприятию. Чувство эстетического восприятия одежды возникает у человека в момент эмоционального воздействия ее на органы чувств. Эмоциональное воздействие на человека оказывают такие свойства одежды, как геометрическая форма, размеры, масса, цвет, свойства материалов (мягкость, шероховатость, туше и т.д.). Наиболее сильно воздействует на человека цвет изделия. Поэтому в первую очередь он воспринимает и оценивает ощущения от цветосветовых характеристик одежды и ее объемно-пространственной структуры, а потом - другие ее свойства, характеризующие внутреннее строение, содержание и назначение.

Условно форму одежды можно рассматривать в трех аспектах. Функциональная форма определяется назначением одежды, ее утилитарными функциями. Конструктивная форма характеризуется строением одежды - объемом, пропорциями, рациональным использованием свойств материалов. Эстетическая форма удовлетворяет предъявляемое к изделию требование красоты и художественной выразительности. Речь о высокой эстетической ценности одежды может идти только в том случае, если изделие имеет единую форму, созданную с учетом комплекса важнейших требований: функциональных, эргономических, эстетических.

Эстетические требования к одежде в значительной степени зависят от стиля и моды. Стиль - исторически сложившаяся устойчивая общность системы средств и приемов художественной выразительности. Стилевое единство характерно для архитектуры, искусства, для предметов -трудa и быта, одежды и выражается в общей системе организации формы. Стиль охватывает продолжительный период развития общества. Стиль эпохи складывается под влиянием социально-экономических условий жизни общества, преобладающих в нем философских идей, эстетических идеалов, обычаев, природно-климатических и других факторов. Существенные изменения исторических условий предопределяют смену стилей и, следовательно, коренные изменения господствующих форм в искусстве, предметах быта, одежде и др. Так, в эпоху средневековья готический стиль в одежде выразился в предпочтении удлиненных форм. А в эпоху господства стилей барокко и рококо одежда изобиловала украшениями в виде бантов, складок, кружев и других отделок.

Мода в отличие от стиля - временная общность средств художественной выразительности. Мода в одежде выражается в непродолжительном господстве в определенной общественной среде тех или иных привычек и вкусов в оформлении изделий. Возникновение моды в одежде как общественное явление связано с естественной потребностью человека в постоянном обновлении, улучшении изделий и приведении их в соответствие с меняющимися условиями жизни и вкусами. Человек не может всю жизнь носить одно и то же платье или костюм. Форма одежды меняется с возрастом, под влиянием природно-климатических и других условий. Большое влияние на моду оказывают социальные и экономические условия жизни общества.

Периодические изменения моды в одежде можно объяснить и психологическими причинами. Стремление человека к новому и оригинальному побуждает его приобретать новые модные изделия, заметно отличающиеся от старых. Утверждается новая мода на одежду вначале робко и неуверенно, но постепенно количество ее поклонников увеличивается. К моменту наибольшего распространения модных форм одежды, когда мода становится господствующей, наступает психологическое утомление потребителей от однообразия и возникает желание обновить устоявшиеся формы. Происходит резкий, контрастный переход к новой моде, к новым формам одежды. Таким образом, осуществляется циклическое развитие моды. Каждый цикл существенного изменения моды имеет продолжительность от 3-4 до 7-15 лет. Необходимо отметить, что циклические изменения моды происходят по спирали. Это означает, что новая мода содержит элементы старой, но не повторяет их в точности. Например, мини-юбки в женской одежде господствовали в 70-х годах, затем они сменились макси-юбками, а в конце 80-х годов появились вновь, но уже других силуэтов.

Изменения моды обычно проявляются в отдельных элементах формы одежды - силуэте, высоте плеч, форме отдельных деталей, длине изделия, его ширине на различных уровнях (талии, низа и др.) и т.д.

Анализ развития моды показывает, что, несмотря на стихийность процесса смены ее, возможно прогнозирование и управление модой. Учитывая наиболее благоприятное соотношение (равенство) сроков морального и физического износа, можно установить оптимальную продолжительность цикла изменения моды.

Отношение к моде людей разного возраста неодинаково: молодежь активно принимает смелые предложения модельеров, а представители старшего поколения подходят к ним осторожно. Неодинаково принимают моду жители города и деревни, представители различных социальных групп.

Мода в современных условиях должна быть ориентирована на массового потребителя и на промышленное производство одежды.

Таким образом, одежда должна соответствовать довольно сложному комплексу эстетических требований: назначению, условиям эксплуатации, внешности, индивидуальным особенностям и вкусам потребителя, стилю и современному направлению моды, национальным традициям. При этом она должна быть оригинальной, выразительной, все ее элементы должны гармонировать друг с другом и выражать основную эстетическую идею.

Для реализации столь многосторонних эстетических требований одежда должна обладать соответствующими свойствами. Соответствие одежды ее функциональному назначению - комплексное свойство, для всесторонней оценки которого необходимо учитывать условия эксплуатации: климат, сезон, пол и возраст потребителей, целевое назначение (повседневная, выходная, для занятий спортом и отдыха и др.).

Одежда создается художниками в соответствии с законами гармонии. С помощью средств гармонизации ей придается не просто красота, а целостность формы, согласованность и соподчиненность отдельных ее элементов общей композиции изделия, уравновешенность и взаимосвязанность их друг с другом и окружающей средой. Благодаря соответствию законам общей гармонии одежда соответствует назначению, конкретным условиям деятельности человека.

Соответствие современному стилю и моде является важнейшим свойством одежды, от которого зависит потребительский спрос на нее. Социологические исследования показывают, что потребители при выборе одежды едва ли не самое главное внимание уделяют именно этим свойствам.

На эстетические свойства одежды непосредственно влияют ее геометрическая форма и свойства материалов. Геометрическая форма одежды оказывает значительное эмоциональное воздействие на человека и воспринимается им как объем, масса изделия, его силуэт. Она может создавать впечатление массивности или легкости, стройности фигуры. Наряду с формой сильное эмоциональное воздействие на человека оказывают свойства.материалов. Используя материалы различного колористического оформления и свойств (жесткость, драпируемость, пластичность и др.), можно создавать изделия высокой эстетической ценности

Требования, предъявляемые к одежде, зависят от ее назначения, условий эксплуатации, возраста и пола потребителя.

Функциональные требования.

Утилитарная (практическая) функция одежды заключается в том, чтобы предохранить человека от неблагоприятных атмосферных воздействий, обеспечить оптимальные температурные условия.

Одежда должна украшать человека, скрывать его физические недостатки. Одежда может служить знаком печали (траурная) и знаком радости (свадебная). Одежда выполняет различные социальные, обрядовые, профессиональные функции. В соответствии с этим определяется различное значение функций одежды. Например, для торжественно-нарядной одежды главная функция - эстетическая, удобство в носке и прочность - для повседневной.

Эргономические требования.

Эргономические требования к одежде связаны с физиологическими, антропометрическими и другими особенностями человека. Одежда должна быть удобной и создавать ощущение комфорта, она не должна утомлять и вызывать снижение работоспособности.

Антропометрические требования.

Одежда должна соответствовать росту, размеру, полноте покупателя. Одежду должно быть удобно снимать, надевать, застегивать, утюжить, изменять размеры и т.п. Большое значение в одежде имеет степень свободы облегания изделием фигуры, она обеспечивается соответствующими величинами прибавок или припусков.

Минимальный припуск для пальто - 5-6 см, для платья, пиджака, жакета - 2,5 см.

Антропометрические требования удовлетворяются также за счет применения текстильных материалов, способных за счета деформации, удлинения компенсировать изменения размеров тела в динамике. Чем больше удлинение текстильных материалов, тем меньше должны быть припуски на свободное облегание.

Гигиенические требования

Гигиенические требования предъявляются к одежде для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека. Одежда должна обеспечивать человеку свободу движений, не мяться, легко надеваться и сниматься.

К гигиеническим требованиям относятся: теплозащитность, гигроскопичность, паро- и воздухопроницаемость, водонепроницаемость.

Теплозащитность - способность одежды сохранять тепло. На теплозащитность влияют конструкция, покрой, фасон. Для увеличения теплозащитности применяют ткани с начесом, специальные прокладочные утепляющие материалы.

Гигроскопичность - способность одежды впитывать влагу обеспечивать поглощение пота и отдачу его во внешнюю среду. Обусловливается она гигроскопичностью ткани, из которой одежда изготовлена.

Воздухопроницаемость. Одежда должна хорошо вентилироваться. В пододёжном пространстве накапливается углекислота, это отрицательно влияет на самочувствие и работоспособность человека.

Наибольшей воздухопроницаемостью должны обладать изделия бельевого и платьевого ассортимента. Меньшей - пальтовые, плащевые, костюмные.

Паропроницаемость. Чем толще и плотнее ткань, тем меньше паропроницаемость. Наилучшая паропроницаемость у одежды из хлопчатобумажных и вискозных тканей.

Масса швейного изделия. Масса комплекта зимней одежды составляет иногда 1/10 массы тела человека. Это вызывает дополнительные затраты энергии при носке, поэтому необходимо применять легкие основные, вспомогательные и утепляющие материалы.

Эстетические требования

Эстетические требования заключаются в том, чтобы одежда была удобной, красивой. Соответствовала моде, чтобы цвет, фасон и в целом стиль одежды создавали гармоничный облик.

Одежда должна соответствовать современному стилю и моде.

Стиль - исторически сложившаяся устойчивая система средств и приемов художественной выразительности. Особенности готического, романского стиля, барокко, рококо нашли свое отражение в форме, размерах, колорите, пропорциях. Стиль отражает характер эпохи, ее художественный вкус и определяет изменения форм предметов быта, одежды.

Эксплуатационные требования

В процессе носки одежда испытывает нагрузки и претерпевает различные деформации. Длительность эксплуатации изделия зависит от условий его носки, свойств ткани, ее качества и вида обработки.

Надежность одежды в эксплуатации - важное потребительское свойство. В процессе эксплуатации показатели качества не должны резко изменяться на протяжении определенного периода времени (срок службы одежды).

Надежность одежды связана с частичной или полной потерей либо изменением утилитарных и эстетических свойств швейного изделия. Надежность одежды - сложное свойство, состоящее из таких элементов, как безотказность, ремонтопригодность, долговечность и др.

Долговечность изделия зависит от сопротивления его физическому износу. Физический износ - это видимое разрушение материалов, изменение размеров, окраски, потеря водоупорных свойств и т.д. Если изделие перестало отвечать моде или у потребителей изменились требования к форме, цвету, фактуре материала - значит, произошел и моральный износ одежды.