Готовимся к Рождеству с детьми! Новый год в православной семье: с чистого листа.

Готовимся к Рождеству

Рождество Христово 2010 - наш опыт.

Готовимся к Рождеству Христову.

Готовимся к празднику.

Накануне праздника мы начинаем приготовления: украшаем дом, наряжаем елочку. Елка-большое событие, а ее украшение-целое таинство для души ребенка. Наряжать елку лучше после нового года, а зажечь - только в Рождество. Венчает елку вифлеемская звезда. Помогите подросшим детям выучить тропарь праздника (Тропари и кондаки праздников можно прочитать и послушать на сайте pravoslavie.ru в разделе «Календарь »).


Пряники. Другое яркое событие в подготовке к празднику, которое может запомниться ребенку на всю жизнь- выпекание рождественских пряников. Это может стать вашей семейной традицией: для вымешивания теста требуется сила папы, а участвовать в вырезании фигурок и украшении их глазурью могут даже малыши. Если получится - объединяйтесь со знакомыми семьями, в которых есть дети, и пеките пряники вместе, в этом случае тесто лучше приготовить заранее.


Если сделать пряники небольшими и проделать в них дырочки (например, при помощи трубочки от сока), а в дырочки вставить тонкие ленточки, то ими можно украсить елку. Пряники, которые дети приготовили с вашей помощью - хороший подарок для батюшки в храме и для ваших близких.

Рецепт рождественских пряников «Козули»

Тесто . 1 кг муки, 2 стакана сахара, 1/2 стакана горячей воды, ваниль, 2 желтка, 2 столовые ложки сахара, 200 г маргарина, неполную чайную ложку гашеной соды, мед, орехи, пряности: корица, имбирь, черный перец.

Приготовление . На медленном огне пережечь сахар (на сковороде), постоянно помешивая, до коричневого цвета. Тонкой струйкой влить теплую воду и добавить взбитые прежде 2 желтка с 2 ст. ложками сахара. Растопить 200 грамм маргарина, положить соду, пряности, соединить с пережженным сахаром. Остудить немного и добавить муку. Тесто раскатывать не тонко и вырезать из него по лекалам или маленькими формочками фигурки (козлик, елочка, домик, петушок, месяц...). Выпекать 20 мин. Противень можно застелить фольгой. Остывшие пряники украсить глазурью.

Глазурь : 2 белка взбить с 1 стаканом сахарной пудры до крепкой белой массы. Для быстрого затвердения глазури добавить в нее немного уксуса или лимонного сока. Если в часть глазури добавить свекольного сока-получится розовый цвет. Сок петрушки придаст глазури светло-зеленый, моркови - оранжевый, куркумы - желтый оттенок. Разрисовывать кисточкой или тонкой палочкой.


Большое событие- создание Рождественского вертепа

В день Рождества Христова праздник начинается со службы в храме. А дома под елочкой ребенка ждут подарки. Подарки незаметно кладутся под елку каждый день, а то и чаще в течение всех святок - о них лучше позаботиться заранее (маленькие игрушки, шоколадные яйца, книжки, раскраски, материалы для творчества...). Важно, чтобы время святок вы провели семьей - навестили родственников, съездили в лес к пушистым елкам, покатались на санках. Главное-создать атмосферу праздника, ее чувствуют даже самые маленькие дети. А уже перед Крещением елка убирается.

Еще часто спрашивают: "Как быть с елками в школе, ДК, устраивать ли праздник: встречу нового года?" Об этом пишет Р.Ю. Киркос, профессиональный педагог, автор книги «Православное воспитание детей дошкольного возраста»:

Многие родители, к сожалению, идут навстречу общественной светской традиции встречи Нового года, и уже за две недели до конца поста в доме - подобие праздника. Конечно, ребенку тяжело выносить это «новогоднее искушение», когда вокруг веселье, песни, фейерверки, а у него дома - пост со всеми его строгостями. Но тем терпимее все станет ребенку, чем осознаннее он будет воспринимать происходящее. А для этого необходимо читать детскую Библию, где доступно описаны Евангельские события, Жития святых для детей, чтобы ребенок понимал, на какие мучения и подвиги шли люди ради веры в Бога, и мог сравнить с тем малым, что требуется от него, как от маленького христианина. Только так, потерпев совсем немного, наступит потом незабываемая, сильная и глубокая радость истинного Праздника. И именно вы, дорогие родители, призваны помочь своему ребенку в этом его малом делании - поработать Богу, а не светскому устою. Но уж потом дайте чадам своим полный выход в Рождественских увеселениях. (Это замечательно описано в книге И. Шмелева «

В прошлом году мы с Костей начали учить немецкий язык. Он просил меня об этом уже очень давно, но я все считала, что недостаточно к этому готова. Все же моя целевая аудитория – взрослые, а учить детей немецкому с нуля – это мне казалось чем-то очень сложным! И вот меня посетило вдохновение, я побывала на очень интересном форуме Гете-института, презентовавшего открытие виртуального университета для детей, познакомилась, наконец-то с замечательным педагогом, автором интересных учебников по немецкому языку Ольгой Зверловой. О том, как мы учим немецкий, я расскажу отдельно, но сейчас мне хотелось бы рассказать именно о том, как мы готовились к Рождеству.
Адвент-календари уже стали традиционными во многих русских домах. Мы тоже уже не первый год пытаемся готовиться к Рождеству с такими календарями, но в этом году я решила воспользоваться помощью немецкого образовательного канала WDR. Те, кто не знает немецкого языка, не пугайтесь. Интерактивный рождественский календарь на 24 дня предлагает замечательные занятия, смысл которых часто понятен без немецкого языка. Возможно, наши комментарии еще больше облегчат понимание и вдохновят кого-нибудь на творчество.
К сожалению, пока я готовила этот пост, сам адвент-календарь убрали со страницы канала, видимо как уже утратившего актуальность. Я постаралась найти в Интернете хотя бы часть видео, которые мы использовали.

Итак, 1 день. Рождественский фрукт
http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/weihnachtsfrucht.php5

Вначале мы с Костей очень кратко обсудили, что же называется таким красивым словом «Адвент». Это время ожидания праздника – Рождества Христова. Обычно оно длится 4 недели и наполнено очень важными делами, приближающими праздник. Вот и мы постараемся наполнить каждый наш день волшебством, чтобы праздник к нам пришел как можно скорее.
В первый день ожидания Рождества мы посадим Рождественский фрукт, который, если мы сделаем все правильно, порадует нас 24 декабря. Обычай выращивать рождественский фрукт пришел с востока. Очевидно, из Египта. Обычай распространился в Древней Греции. Оттуда пришел в Европу. Обычно пшеницу замачивают 13 декабря в день святой Лючии или Люсии.
Легенда про Люсию страшненькая. Поэтому я ее изложила Косте очень реферативненько. Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку, маяк потух. Но даже после смерти девушка как ангел стояла на скале с фонарём.
Вместе с Кристофом Биманном, ведущим замечательной программы «Передача с Мышкой» мы узнали, как вырастить дома рождественский фрукт. Для этого нам понадобятся:
˗ зерна пшеницы для проращивания (я купила в магазине здорового питания);
˗ вазочка, в которой нужно будет замочить зерна пшеницы (примерно 2 часа);
˗ тарелка, на которую мы кладем сложенное в несколько слоев смоченное бумажное полотенце;
˗ стакан, который мы ставим дном вверх на тарелку и обкладываем его замоченной пшеницей.
Сбрызгиваем все это каждый день водой и ждем…

Вот что у нас получится.

2 день. Музицируем вместе с Мышкой и Слоненком. Делаем мандалы.

Вначале мы посмотрели добрый мультик про мышку и слоненка. Затем мы отправились поиграть на пианино, а потом стали делать мандалы. Раньше я никогда не слышала о мандалах, поэтому вместе с Костей нам было очень интересно узнать, что мандала пришла к нам из Индии Мандала - это модель мира, которую каждый человек создает себе сам, это способ понять себя, улучшить свою память. Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Если в трудных ситуациях создавать мандалы, то можно успокоиться, найти ответ на вопросы, которые тревожат в данный момент.
Мы с Костей создали несколько мандал, используя подручный материал.

3, 8, 15 и 21 день. Рождественская история, рассказанная от лица маленького ослика «Маленький ослик Марии».

Здесь можно скачать героев сказки и сделать театр:
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...

Очень трогательный мультфильм, повествующий историю появления Иисуса на свет от лица маленького ослика. Костю история очень тронула. К сожалению, я нашла на сегодняшний день только одну часть.

1) Перед началом показа м/ф можно сделать дорогу и поставить на нее ослика. Спросить: какие истории ты помнишь, связанные с ослами. Как обычно относятся к ослам? Где ты уже встречался с осликами?

В первой части злой торговец плохо обращается с осликом и продает его Иосифу за бесценок. Когда Ослик узнает, что он куплен в подарок Марии, то старается ей во все помогать.

2) Можно поставить рядом с осликом фигурку торговца. Спросить: как торговец обращался с осликом? Каким он видел ослика? С другой стороны поставить фигурку Марии. Мария чувствует доброе сердце ослика, не видит его внешних недостатков.
3) Можно попросить ребенка нарисовать сердце и спросить, что у ребенка сейчас на сердце. Пусть нарисует все, что он сейчас чувствует или напишет словами. Потом положить это сердечко в коробочку и спрятать до следующего Рождества.

Во второй части злой купец жалеет, что так дешево отдал такого замечательного ослика и просит его вернуть назад. Но Мария говорит, что продать ослик – это все равно, что продать частицу себя, и отказывается вернуть ослика.

4) Можно сделать фигуру ангела. Спросить, кто такой ангел-хранитель.

Царь Ирод приказывает всем отправиться в Вифлеем на перепись населения. Мария и Иосиф хотят ехать на верблюде, но злой торговец отказывается продать им верблюда, отвечая словами Марии: «Я не могу продать часть себя». А помощь приходит ослик.
В третьей части Мария, Иосиф и ослик преодолевают всяческие трудности, чтобы добраться до Вифлеема. Доброта Марии покоряет разбойников. Даже волк не нападает на овец, говоря ослику: «Копи силы, тебя ждет великий день!»

5) Здесь можно проиграть весь путь передвижения Марии, Иосифа и ослика. Как они преодолевают переход через реку, идут через горы, встречают разбойников, идут по пустыне, встречают волка. Ангел все время следует за ними. Так и у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
6) Здесь можно спросить, в каких ситуациях ребенок чувствовал, что ему помог ангел-хранитель или в каких ситуациях ему бы хотелось, чтобы он помог.

Мы прочитали стихотворение Саши Черного «Рождественское» и выучили его наизуст ь.

Рождественское
Саша Черный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

Сделали маленький рождественский вертеп.

4 день. Кто это там так уютно устроился в бороде Рождественского деда? (так называют деда мороза в Германии)

Мы слепили маленького мышонка. Костику захотелось еще и друга слепить.

Из спичечного коробка мы сделали ему маленький домик.

Такой домик легко можно спрятать в бороде Рождественского деда.
А как же могут звать этого мышонка. Я разложила перед Костей типичные немецкие женские имена.


Ему больше всех понравилось имя Габи. А потом мы слушали первый куплет песни, и он должен был услышать, как Мышку зовут на самом деле. Оказывается, Мюммель!

Второй куплет – Рождественский дед и мышонок – большие друзья. Дед любит пощекотать мышонка за мордочку.

Третий куплет: что любит кушать мышонок? Костик предложил сыр. Угадал! Мы слепили из пластилина сыр, порезали его на кусочки.

А еще дед дарит мышонку рождественский букетик, тоже слепили.

Вот текст песенки:

Mümmel-Mümmel-Mäuschen



Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann krault seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
am Morgen und am Abend auch das weiche Mäuseschnäuzchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann legt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
zehn Bröckchen Käse jeden Tag ins kleine Mäsehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann schenkt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
tief in der dunklen Weihnachtsnacht ein kleines buntes Sträußchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann kennt eine Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
die hat in seinem langen Bart ein kleines Mäusehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Ну и, конечно же, рождественскими блинами себя порадовали. Костик узоры сам делал.

5 день. Зимнее удовольствие: катание на лыжах

О, этот день Костик особенно полюбил!
Вначале мы поговорили немного о том, как появились лыжи. Это просто фантастика, но уже первобытные охотники додумались ездить на двух палках. Имеются наскальные рисунки в пещерах Норвегии, подтверждающие этот факт. Длительное время лыжи использовались охотниками и военными, поэтому им была нужна только одна палка. Вторая, не трудно догадаться, была занята – оружием.

Следующий этап:
Мы познакомились с героями мультфильма – кроликом, коровой, петухом и поросенком. Сделали для них лыжи и представили себе, как могут кататься начинающие лыжники. Какие трудности им встретятся?


Потом посмотрели мультик (в общей сложности раз семь – Костик хохотал, не мог остановиться).


А потом сделали лыжницу.

6 день. Где живет Николаус?
https://www.youtube.com/watch?v=0qH2dfNgyIg

Еще один немецкий мультик помог нам представить, как живет Николаус. Мультик был создан на основе представлений детей из Германии. Им были заданы вопросы: где живет Николаус, что он ест на завтрак и как проводит свободное время. Вот мы Костиком тоже на эту тему пофантазировали.

1) Какие типы домов тебе известны?
Вспомнили, что уже изучали:
Индейцы – вигвам, типи
Гренландия – иглу,
Италия – трулло
Киргизия – юрта
Китай – фанза
Россия – изба
Африка – рондавель
http://xn----stb8d.xn--p1ai/Portfolio/88/

2) В каком доме мог бы жить Николаус? Сконструируй его дом из подручных материалов? Какие варианты предлагают дети из Германии?
3) Сколько комнат в доме? Какая мебель там стоит?
Сделали для Николауса елку

7 день. Щелкунчик

http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/nussknacker.php5

Два года назад я привезла Косте из Германии настоящего щелкунчика. В Германии верят, что Щелкунчик защищает детей, и он должен быть в каждом доме. В небольшом видео ведущий пытается всяческими способами раскусить орех. Помочь ему может только щелкунчик. Мы оказываемся в небольшой деревушке в рудных горах. Именно здесь изготавливают щелкунчиков.

В нашей традиции есть представление о том, что к великим вехам ведет великий путь. А что значит «подготовиться к празднику»? Дети обычно отвечают: значит, привести все в порядок — надо дом убрать, украсить. А если мы при этом друг другу нагрубили, обидели, будет у нас праздник? Оказывается, еще душу в порядок надо привести. И поэтому Рождественский пост — это время приготовления души к радостному восприятию праздника. А для педагога, работающего с дошкольниками, — это возможность поговорить об очень важных вещах.

Звездочки радости

Ожидание делает праздник праздником. И это нужно использовать как определенный методический прием, наполняя занятие смыслами, связанными с содержанием праздника. И когда ребенок узнает эти смыслы, он становится на «ты» со своей традицией, он понимает пространство храма, понимает язык изображений.

Когда мы говорим с малышами, им сложно объяснить, что постом нужно стать лучше. Ведь каждый из них себя воспринимает хорошим. И неслучайно в Церкви принято исповедоваться с семи лет. Это значит, что для того чтобы мужественно сказать в семь лет о себе плохое, у ребенка к этому времени должно сформироваться четкое различение добра и зла и понимание, что зло не вне его, а что оно прорастает в его сердце и он хочет с ним бороться. Сколько у педагога дошкольного образования времени, чтобы воспитать это понимание? С трех до шести лет, у семьи — семь лет.

Поэтому с малышами мы говорим не о том, что нужно стать лучше за пост, а о том, что нужно мамины улыбки видеть чаще, чтобы радости в доме прибавлялось. И о том, что для этого нужно сделать, а что делать нельзя. Поэтому, готовясь к празднику, мы зажигаем звездочки на календаре Рождественского поста. Мы становимся на эту дорогу, чтобы к празднику принести радость. Перед ребенком открывается путь, большая задача, и жизнь становится осознанной.

В первый день Рождественского поста, 28 ноября, зажигается маленькая звездочка, которую еще надо отыскать. Но то, что она появилась на окошке студии или на потолке, это весть о том, что наступило особое время. А для педагога это повод для целого спектра видов деятельности вместе с детьми.

Звездочка зажглась, и это наш первый шаг к светлому празднику, который будет, когда мы сделаем 40 шагов. Мы идем к празднику Рождества. А что это за слово такое — «рождество»? День рождения. А что же это за День Рождения, который собирает столько людей по всему миру? Даже ночью люди приходят в храм, чтобы отметить этот праздник. И начинаем мы с беседы о Вифлеемской звезде, глядя на икону.

После беседы дети делают звездочки. Подмечают вокруг себя то, из чего соткана добрая ткань жизни, и учатся за это благодарить. Каждый день мы садимся с детьми в круг, ставим икону, зажигаем фонарик, создавая атмосферу доверительного общения. И обсуждаем: как мы готовимся к празднику? Зажигаем звездочки добрых дел на небе. А небо нарисовано на листке ватмана, там же снежное поле, по которому вьется дорога поста. Недели на ней отделяют верстовые столбики или елочки, мы можем двигаться по ней на саночках, а впереди нас ждет часовенка с закрытыми дверями. Но если открыть их и подглядеть, то можно увидеть икону Рождества.

Вестники праздника

Каждую неделю мы узнаем что-то новое о Рождестве. У каждого праздника есть свои вестники, мы делаем их своими руками. Первый вестник — звезды, которые позволяют нам говорить о чуде Вифлеемской звезды, о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы на эту звезду смотрим и помним о Том, Кого нам надо искать. Звезды выполняем в разных техниках. То есть не просто сделали звездочки и ангелочков, а объединили все в единый рассказ, провели системное занятие.

Следующие вестники — Ангелы. Если каждый сделает одного ангела и повесит его на обруч из ветвей березы, перевитый голубой лентой, то получится целое ангельское воинство. Мы обсуждаем с детьми, что за крылатые существа изображены на иконе. Это Ангелы, а «Ангел» значит «вестник». В Библии говорится о том, что Ангелы приносят людям вести от Бога. Рассматриваем иконы Благовещения, Рождества, Воскресения Христова, обсуждаем, какие вести принесли Ангелы, читаем Евангелие.

Наша приуготовительная к Рождеству традиция вся поющая, вся мелодичная. Ведь христославия — это не только те радостные песни, которые могут быть исполнены, когда праздник уже наступил. Есть множество христославий, которые не столь бодрые и танцевальные, потому их можно начинать петь уже постом. Они более мелодичны, напевны, и в них разворачивается вся история Рождества:

Пастухи у стада

В эту ночь не спали,

Святый Ангел прилетел к ним,

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий

Тех детей пустыни.

Он сказал им: «О, не бойтесь -

Всему миру радость ныне.

Ныне Бог родился,

Людям во спасенье;

Вы пойдите, посмотрите

На великое смирение».

Нужно подобрать христославия, которые сопровождали бы занятия, помогали вам рассказывать истории, сплетать их между собой, чтобы не было отдельных уроков, а было единое занятие.

В вышине небесной

Много звезд горит,

Но одна всех ярче

Радостью блестит.

То звезда Младенца

И Царя царей -

В ясли Он положен

Матерью Своей.

И волхвы с востока

За Звездой идут,

И дары с любовью

Господу несут.

Мы делаем на рукоделье дары и беседуем о волхвах, которые всю мудрость свою сложили к ногам Младенца. Потому что Сам Бог пришел на землю. И мы с детьми тоже делаем дары тем, кого любим. Причем делаем это втайне от родителей, прячем подарки в шкатулки и мешочки. Дети это очень любят, но их нужно научить дарить, радоваться этому не меньше, чем когда подарок дарят им.

Обязательно обсуждаем с детьми: почему на Рождество наряжают елку? Потому что вечнозеленые ветви ели — это напоминание о том, в какую жизнь открывает дорогу Своим Рождеством и Воскресением Христос — в жизнь вечную, которой конца не будет. Со всех деревьев листочки опадают и напоминают нам о бренности. А елка говорит о вечности. Поэтому мы украшаем елки в храме и дома. Круг из веток ели, который принято делать на Западе, — тоже символ вечности, бесконечности. Напоминание: «Человек, ты в вечности живешь. Найди туда дорогу». Потому что есть два пути — принять Того, Кто нам эту дорогу открыл, или отвергнуть. И каждый человек свой путь выбирает.

Скоро наступит Рождество…

Прежде чем рассказать о Рождественском вертепе, который мы тоже делаем с детьми, хочу отметить, как важно ответственно отнестись к выбору вертепной истории. Очень часто преподаватели, почувствовав, что в нашей традиции заложено что-то такое, что им в помощь, начинают неизбирательно относиться к традиции. А ведь что такое культура? Это поле неоднородное, и растут там и прекрасные маки, и целебная мята, и чертополох, а пустоцветов сколько! В этом поле нашей культуры — и матерные частушки, и скабрезные анекдоты, и порой непростые отношения между старшими и младшими. Все это есть наряду со многими прекрасными и замечательными явлениями. Культура — это поле ценностей и смыслов, она помогает человеку быть человеком, народу быть народом. И нам, педагогам, надо брать то, что этому ядру ценностному не противоречит.

Сюжет традиционной вертепной истории, которую радостно выбирают многие педагоги, состоит в следующем. К царю Ироду приходит мать Рахиль и говорит: «Твои воины хотят убить мое дитя. Дай ему хоть три денечка пожить». А Ирод отвечает: «Да я и трех минут не дам». Мать просит два дня, потом один. Ирод отказывает и отдает приказ воину. Воин за сценой убивает дитя. Потом идет песня-плач Рахили. А потом эта сцена повторяется в зеркальном отображении, когда к Ироду приходит смерть. Царь просит три дня, два, один. А смерть подхватила царя и в ад унесла. Так вот, я убеждена, что эта история не для дошкольников. Потому что мы говорим о радости Рождества, о светлом празднике. Потому что наша православная традиция окрыляет человека, Небо ему открывает. Наша вера знает страх Божий, но не в том житейском, упрощенном понимании. А эта история не о радости. Ее можно рассказать уже более старшим детям, но не как основное повествование о празднике.

Рождественский вертеп тоже может помочь нам построить разговор с детьми. Как правило, преподаватели показывают на праздник вертепное представление. Но ведь вертеп — это тоже повод для целого ряда видов деятельности. После разглядывания иконы мы начинаем с детьми творить вертепное пространство. Взяли коробку из-под телевизора и большими кисточками начинаем раскрашивать. А в какие цвета? Можно разными, но интересно заглянуть в сегодняшний Вифлеем и узнать, что такое пещера, как она выглядит. Затем из коричневого пластилина прикрепляем бляшки и на них накладываем скорлупки от грецких орехов. А можем залить монтажной пеной и потом раскрасить.

Внутри выкладываем травку, плетем из нее коврики. Лепим барашков. Делаем ясельки и рассказываем о том, что это такое. Но Младенца там нет, Он там появится на Рождество. Вспоминаем, сколько осталось шагов до этого. Дети очень ждут.

Пастухи могут греться в вертепе, а вот волхвы двигаются потихоньку к вертепу, подогревая ожидание праздника. Дети спрашивают: «Ну, когда же?». А воспитатель напевает:

Падает снег, всюду светло,

Скоро наступит Рождество…

Когда дети чего-то очень ждут, оно должно наступить. Вот они приходят в группу на Рождественской неделе и обнаруживают вертеп преображенным. Воспитатель уже без них обвил гирляндой вертеп, золотой фольгой внутреннюю стенку обклеил и поставил икону Рождества. Не надо заполнять пространство вертепа куколками. У нас есть прекрасный образ, и пусть он у детей запечатлеется.

И ребенок видит: все сияет, пришли пастухи, волхвы, домашние животные смотрят на ясли. И мы с детьми встали и запели:

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились —

Днесь Христово Рождество!

Анастасия Абрамова, сотрудник Московского семейного клуба «Рождество»

Варвара Волкова, мама пятерых детей

Примерно за месяц до Рождества, когда выпадает первый снег:

– Пишем письма Деду Морозу – кто что хочет получить на Рождество – это уже сложившаяся традиция. Дети ждут этого события. Когда пишем, садимся все вместе, зажигаем свечи. В этом году мы на улицу выставили корзинку с письмами. На утро, понятное дело, они исчезли.

Потом, соответственно, у Деда Мороза начинается работа – поиск по магазинам того, что попросили. Обычно стараемся всё заготовить заранее.

Вывешиваем Рождественский календарь. Каждый год – он разный. В прошлом году он выглядел как большая картина, на которой висело много маленьких пакетиков – на каждый день по пакетику – от 19 декабря до 7 января. В каждом пакетике – рассказ о Рождестве и 4 конфеты. Дети с нетерпением ждали каждый следующий день, чтобы открыть пакетик, а вечером мы читали новый рассказ.

В этом году мы развесили большие «носки Деда Мороза», то же с числами, на каждый день – по одному носку. В них – не только рассказы, но и задания. Например, одно из них – сделать семейную Рождественскую почту, для чего подготовим специальную коробку. Еще задания в некоторые из дней – с помощью ребусов искать книги про Рождество.

– Еще я написала в этом году несколько рассказов о нашей семье, в которые свои добавления будут вносить и дети – это тоже одно из заданий.

– Одно из заданий – «спасти» замёрзшего динозавра, который спрятан в морозилке, в замороженном шарике воды.

– Или что-то смастерить, сделать своими руками.

– Включено в задания и разучивание колядок, стихов.

До Нового года

Дети разучивают стихи. В этот раз со старшими готовим спектакль – «Щелкунчик».

Начинаем украшать дом. Мы ёлку покупаем до Нового года, но не наряжаем: Новый год обязательно встречаем у дедушки, а вот когда возвращаемся, принимаемся за подготовку к Рождеству.

Украшения – не только магазинные, это и специально высушенные и раскрашенные апельсины (апельсины режутся круглыми дольками, высушиваются за ночь на батарее, а потом раскрашиваются цветным лаком для ногтей с блестками). А еще мы обязательно печём печенья и потом их развешиваем на ёлку, делаем бумажные украшения –гирлянды и фонарики.

– Тогда же, когда печём печенья, печём и пряничный домик, тесто-то одно и то же.

Дня за четыре до Рождества

Стараемся вместе с детьми ездить в храм – помогать убирать его, украшать. К пятому ребенка я поняла одну простую вещь. Слоган такой в голове звучит: «Ты ничего не успеешь». И на этом надо успокоиться. Не успеешь того, что успел бы, будь у тебя один ребенок, не успеешь того, что успел бы, живя ты в центре нашей столицы и т п. Поэтому надо сосредоточиться на чем-то одном главном. Я выбрала календарь, написание писем и настоящих открыток всем крестным, бабушкам-дедушкам и друзьям, которые они получат по почте, украшение дома своими руками. Еще мне кажется, что ребенок больше запомнит домашний спектакль, разучивание стихов, чем бесконечное беганье по ярмаркам и елкам.

В Сочельник наш папа, отправляется за продуктами, покупает мясо. Потом мы стараемся дать ему поспать – у него впереди три службы (папа – диакон Александр Волков, руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси). Правда, не всегда это удается.

– Это сугубо моя личная традиция: украшать по-особенному ночью, когда дети спят, их комнаты. С маленькими детьми на ночную службу ходить не получается, но зато они просыпаются в настоящую сказку – их комнаты ощутимо меняются. Дети очень ждут этого, чтобы открыть утром глаза и вокруг – уже точно Рождество, совсем не то, что было вчера: на окнах гирлянды, повсюду фонарики и свисают блестящие «дождики».

Утром идём на Литургию.

Огоньки и гирлянды на ёлке зажигаем только 7 января . Когда появляются подарки, зажигается и ёлка. Чтобы у детей была ассоциация – ёлка зажигается именно в Рождество.

Теперь, поскольку мы переехали в свой дом, в этот день у нас собирается вся семья, – бабушки, дедушки.

Дети идут на ёлку (до Рождества – елки в школе, у дедушки на работе). Я думаю, что ребёнку важны же не наши родительские «галочки» – сходили на столько-то ёлок, ему важно накопить впечатления. Многие, например, став взрослыми, говорят: «Помню, как в детстве ходил в храм, там было полутемно, красиво, пели так-то» А не: «Я посетил всенощное бдение, где особенно трогательными мне показались стихиры на литии». Дети живут образами, впечатлениями, атмосферой. Поэтому, как мне кажется, если мы будем стараться сделать так, чтобы яркие, праздничные впечатления ассоциировались с Рождеством Христовым, то именно они запомнятся на всю жизнь.

Детская елка у нас дома. Дети будут показывать спектакль, который репетировали до того, петь колядки, читать стихи. Зовем всех родственников и друзей, с которыми вместе ставим спектакль.

Рецепт Пряничного домика от Варвары Волковой:

мука - 1 стакан (до получения нужной консистенции теста)
сода - 1/2 ч. ложки
сахар - 200 г
мёд (жидкий) - 250 г
масло сливочное растопленное и остывшее - 200 г
яйца куриные - 3 шт.
водка или коньяк - 50 мл (не обязательно)
корица (молотая) - 1/4 ч. ложки
имбирь (молотый) - 1/4 ч. ложки
гвоздика (молотая) - 1/4 ч. ложки
кардамон - 1/4 ч. ложки
перец душистый (молотый) - 1/4 ч. Ложки

Специи смешаем в ступке и тщательно разотрем их в мельчайший порошок (в тонкую пыль).

Муку обязательно просеим сквозь сито (!) и затем смешаем с содой.

Остальные ингредиенты теста, включая растертые пряности и водку (или коньяк, ром), соединим в отдельной миске.

Старательно перемешаем венчиком или ложкой, но взбивать не нужно

Добавим муку с содой к остальным ингредиентам и тщательно вымесим тесто руками около 12-15 минут.
Тесто должно получиться упругим и эластичным.

Хорошо промятое тесто скатаем в шар, завернем в пищевую пленку и поместим минимум на 3 часа в холодильник (лучше на ночь).

Примечание. Настоящее пряничное тесто не допускает никаких отсрочек после замеса - вымесили в течение до 20 минут, быстро разделали изделия и без промедления ставим на выпечку. Иначе пряничное тесто “затянется”, и изделия значительно утратят качество.

Перед разделкой деталей домика вынем тесто из холодильника и оставим его при комнатной температуре минимум на 1 час, чтобы дать согреться.

Подстраиваемся под расписание детей

Наталья Ялтанская, мама девятерых детей

У нас всегда очень напряжённый конец года и мы все планы строим, исходя из планов детей. У детей две школы – светская общеобразовательная и православная у младших.

В православной – готовятся к Рождеству, в светской – заканчивается полугодие, контрольные, концерты.

Есть также хор, расписание занятий на конец декабря и начало января – почти каждый день. Плюс концерты, плюс дети поют на службах. После Рождества – на ёлке и 12 января всё заканчивается участием в службе в Успенском соборе Кремля.

Мы должны привезти детей, отвезти.

У меня после 11 января – сессия: я учусь на Курсах повышения квалификации учителей. Так что мне нужно тоже готовиться к экзаменам.

Так что мы берём расписание на один день каждого (у одного ребёнка репетиция, у другого – концерт, у остальных еще что-то), и пытаемся спланировать именно этот день.

Что точно запланировано заранее – это покупка ёлки 31 декабр я, просто потому, что после Нового года её уже не купишь. В позапрошлом году – ездили в лесничество, в прошлом – позвонила подруга и сказала, что в Москве многодетным ёлки на ёлочном базаре раздают бесплатно.

Еще, что мы обязательно должные сделать – сходить на Святках в театр. В этом году дети пойдут в Большой театр (билеты мы купили заранее – за три месяца).

С 1 по 6 января , по возможности, стараемся наводить порядок. Как кто когда можем: у студентов сессия, их особо тоже не задействуешь.

Так что хорошо, если бы все можно было бы заранее спланировать, но не получается. Так что, что успеем и – слава Богу!

Одежда для выступлений у детей всегда в боевой готовности – мы знаем, что в любой момент могут позвать выступать, так что здесь снова – никакой специальной подготовки.

Праздничный стол готовим в Сочельник, между службами. Это не сложно – нас много, и накануне распределяем, кто что будет делать. Обычно всегда есть добровольцы – кто-то берется за салат, кто что-то еще. Обычно на все это уходит час – два.

У нас чудесным образом возник воцерковлённый Дед Мороз из Новоерусалимского монастыря, и сказал: «Все дети (от 26 – до 4 лет) пишите письма с пожеланиями». Написали, теперь ждем, что будет.

На каждый праздник дети готовят концерт, но когда они это делают – я не знаю: это их личная инициатива.

Не забыть термос и бутерброды

Юлия Баграмова, мама троих детей

  1. Живую ёлку покупаем накануне Нового года и наряжаем на улице около дома. Зато она потом стоит долго-долго, не осыпаясь. Это действо по украшению обычно происходит, когда папа дома, а я на работе: чтобы дети не скучали без меня. Дома ставим искусственную, на неё вешаем пластмассовые игрушки, чтобы, если уронят, не было никаких порезов и так далее (а что роняли – было неоднократно).

На окна наклеиваем наклейки.

  1. Подарки я обычно стараюсь готовить за месяц до Нового года – мелкие и мало на Новый год, значительные и больше – на Рождество.
  2. Я вообще стараюсь делать всё очень заранее, поскольку иначе просто ничего не успею. Так, адвент-календарь начала готовить еще летом. Придумывала задания, идеи. В этом году он состоит из двух недель – неделя до Нового года и неделя после, до Рождества. В прошлом году детям идея такого календаря очень понравилось, они с нетерпением ждали каждый день, чтобы узнать, что сегодня – загадка, кроссворд, задание смастерить что-то, для маленького – просто конфетка и возможность наблюдать за процессом… Внешне календарь у нас в этот раз суровый – дощечка и на ней 14 шурупов, по которым будет «передвигаться» мешочек с сюрпризами.
  3. Чтобы подготовиться к Рождеству, стараемся читать с детьми какую-нибудь рождественскую книгу – в день по главе. Начинаем где-то за неделю до Праздника.
  4. Закупку еды и готовку я тоже стараюсь растягивать во времени и не оставлять до последнего. То есть числа 4-5 января все покупаю, 6 – только мариную (поскольку скорее всего – главное блюда – курица), а 7, когда все вернемся домой, просто ставлю её в духовку.
  5. 6 января я планирую сделать вместе с детьми печенье .
  6. Накануне Рождества мы достаём вертепы . Одному, самодельному, – уже года три. Я рисовала, папа наш выпиливал из фанеры. Мы делали его летом, и дети тоже принимали в этом участие. Он устанавливается рядом с ёлкой. Другой – покупной, но он не очень надежный, детали то и дело приходят в негодность, и нужно что-то подклеивать.


  1. 7 января стараемся поехать на детскую литургию. Поскольку живем в Подмосковье, нужно ехать в Москву.

Мы пробовали брать детей на ночную службы, но мне кажется, они еще маленькие и особой пользы для них в этом нет. В лучшем случае – они просто засыпают. Ближе к Причастию мы их тормошим, они не понимают, где они, чего от них хотят… Хотя сначала ждут, им интересно, что нужно ехать. Но в итоге устают, у них нет ощущения праздника.

Дети привыкают к одному храму, а детские литургии в нем не служатся. Поэтому я заранее объясняю, что мы поедем в другой храм, где тоже будет причастие, а потом мы вернемся домой, поедим и подарим им подарки.

  1. 7 утром все ещё спят, я встаю, готовлю еду с собой, поскольку – Праздник – делаю бутерброды с колбасой или с котлеткой. В термос наливаю чай, готовлю наши «походные» чашки.

После чего по одному бужу детей. Старшие одеваются сами. Я – младшего. Папа идёт с ними в машину, я закрываю двери.

В целом нам нужно часа два, чтобы собраться и доехать.

После службы мы, если есть возможность, идем в кафе, а потом – в зоопарк. В зоопарке зимой – здорово, хотя погода чаще, как полагается – зимняя, ветреная. Животных – больше, чем людей и можно их рассмотреть.

К празднику готовились загодя: верующие люди соблюдали сорокадневный пост, который известен под названием Рождественского. В этот период люди молились, читали Закон Божий, каялись. Ели простую, постную пищу: грибы, овощи, рыбу. Кто побогаче - белугу, осетрину, судака, навагу, кто победней - селедку, сомов, леща.

В города ближе к Рождеству тянулись обозы с мороженой свининой, гусями, индюшками. Перед Рождеством, за 3 дня, на площадях и рынках торговали елками - настоящими лесными красавицами. Вся площадь превращалась в чащу. Среди деревьев мужики в тулупах помогали народу выбрать к празднику елку. Ходили сбитенщики, носили самовары с горячим, душистым и сладким сбитнем (это своеобразный напиток с медом и имбирем).

Простые горожане тоже готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные - белые с голубым - рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер - на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены.

Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки.

В день перед Рождеством, называемый Сочельником, совсем воздерживались от пищи до появления в небе той первой звезды, что, по преданию, указала путь волхвам к новорожденному Иисусу.

Во всех семьях, независимо от социального и культурного положения, детям в эти дни обязательно рассказывали о Деве Марии, о явлении к ней архангела Гавриила, о том, как родился младенец Спаситель, о поклонении волхвов, о тех дарах, что они принесли, о значении этих даров.

Дети с малого возраста впитывали в себя обычаи, традиции; духовность, заложенная в православии, органично и легко проникала в их души.

В Сочельник ели сочиво (оттого и Сочельник) - постную кашу и овощи. Варили кутью из пшеницы с медом и взвар из чернослива и груши, иногда рисовый или ячменный взвар с медом и ягодами. Этот взвар как дар Христу ставили под образа на сено, символизирующее то сено, на котором лежал маленький Спаситель в яслях.

Высматривали в небе первую звезду, потом шли ко всенощной. В домах зажигали лампадки.

В деревнях сообразно своим представлениям о рождении младенца Иисуса после вечерней молитвы хозяин дома прикреплял свечу к хлебу и шел во двор. Со двора он приносил ворох соломы или сена и застилал избу. Крестьяне заранее готовили праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном: для такого праздника не годилась печальная одежда. Как правило, в этот день принято было собираться всей семьей в родительском доме и встречать праздник Рождества.