Физические изменения у подростков. Физические изменения в подростковом периоде

Половое созревание обычно начинается в подростковом возрасте. В течение этого периода организм ребенка пройдет через серию биологических изменений: быстрый рост, увеличение веса, развитие половых органов, рост волос на теле.

Эти изменения означают, что вчерашний ребенок постепенно превращается во взрослого человека.

Что такое половое созревание?

Это последовательные биологические и физические изменения в детском организме, которые приводят к развитию вторичных половых признаков и появлению возможности зачатия и рождения детей.

Взрослый разговор

Когда начинается половое созревание?

Половое созревание начинается у всех в разное время. Как правило, у девочек оно происходит в период с 10 до 14 лет, а у мальчиков – с 12 до 16.

В наше время девочки-подростки развиваются быстрее юношей. Так, средний возраст появления первой менструации в 1900 году составлял 15 лет. В 1990 году – уже 12,5 лет.

Ученые считают, что раннее половое созревание у девочек вызывают такие факторы, как избыточное питание и ожирение.

По данным некоторых исследований, слишком раннее начало гормональных изменений в организме ребенка может увеличить риск онкологических заболеваний в старшем возрасте.

Какие физические изменения происходят во время полового созревания?

Развитие вторичных половых признаков

Первый признак начала половой зрелости у девочек – это развитие молочных желез . Оно начинается примерно в 11 лет вместе с началом производства женских половых гормонов – эстрогенов. Затем обычно происходит рост волос на лобке и в подмышечных впадинах.

Следующий этап – начало овуляции (созревание готовых к оплодотворению яйцеклеток в яичниках) и начало менструаций .

Основной признак начала полового созревания у мальчиков – увеличение размера яичек . Оно начинается примерно в 11 лет и продолжается около полугода. Затем у подростков увеличивается в размерах половой член, и появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах.

Под действием мужского гормона тестостерона, который начинает производится в организме, у мальчиков грубеет голос и увеличивается мышечная масса . В это же время у мальчиков начинает вырабатываться сперма, способная к оплодотворению.

Последний этап полового созревания – появление волос на лице .

Скачок роста

Половое созревание у обоих полов обычно сопровождается быстрым ростом тела в высоту. За этот период он увеличивается в среднем на 17-18 процентов.

У девочек скачок роста начинается в среднем на два года раньше – примерно за полгода до первой менструации.

Рост скелета

Период полового созревания характеризуется ростом и повышением плотности костной массы у подростков. У девочек и мальчиков этот процесс достигает пика сразу после скачка роста.

Важно ! Кости сначала растут в длину, и только потом увеличивается плотность костной массы. Из-за этого подростки подвержены высокому риску переломов .

Изменение веса

В период полового созревания у девочек начинается активное формирование жировой ткани в организме, преимущественно на бедрах и ягодицах.

У мальчиков тоже начинает откладываться жир, но внешне это не так заметно, поскольку параллельно происходит усиленный рост мышечной ткани. Ее масса к концу полового созревания у подростка мужского пола становится в полтора раз больше, чем у девочки такого же роста и веса.

Другие изменения

Вместе с половым созреванием у подростков происходит окончательное формирование сердечно-сосудистой системы и легких. Это приводит к увеличению работоспособности этих органов. Особенно эффективно этот процесс проходит, если подросток занимается спортом.

Самое важное

Половое созревание – это не только появление менструаций у девочек или волос на лице у мальчиков. Это еще и период активного роста и развития всего организма подростка.

Физические изменения у подростков - это очень важная тема. В среднем у молодых людей в одиннадцать лет начинается жизнь с чистого листа. Ведь у них происходит вступление в подростковый возраст. Какие именно изменения настигают мальчиков и девочек, мы узнаем далее в статье.

В школе у большинства учеников на биологии был урок физических изменений у подростков. Именно по этой теме многие учителя иногда делают презентацию, чтобы наглядно показать все то, что, пожалуй, не расскажешь за 45 минут занятий. Для тех, кто прогулял урок или был недостаточно внимателен, создана эта статья. Начнем с того, что же все-таки это за изменения?

Очень быстрый рост ребенка в определенном возрасте и называют физическими изменениями у подростков. В это время начинают более упорно развиваться умственные способности ребенка, а мышцы быстрее набирают обороты при физических нагрузках. У детей начинает формироваться сила воли, характер, который нельзя будет изменить в течение всей жизни. И это все завершится ближе к юности, т. е. к пятнадцати-шестнадцати годам.

Половое созревание

Люди иногда называют период от одиннадцати до пятнадцати лет возрастом полового созревания. Уже к восемнадцатилетию заканчивается бурный рост человека и развитие основных органов и систем. В период этого созревания обычно люди начинают набирать вес, но вместе с набором роста это происходит незаметно. Иногда даже кажется, что человек худеет. Это все связано с половым созреванием. Заметно также ускорение процесса метаболизма в подростковом возрасте. Нервная система в период юношества ведет себя обычно, не подавая никаких особых признаков.

Созревание всего организма

Это очень непростой для ребенка процесс, и он не у всех людей проходит четко и слаженно. Пример этому можно привести такой: подростки часто замыкаются в себе, требуют внимания к себе ото всех, и от родителей в частности. Если родственники не способны справиться с возникающими проблемами, то приходится идти к психологу. Бывает и так, что непонятые подростки совершают суицид из-за своих чувств. Это самый худший исход событий.

Физические изменения у подростков также беспощадны. Стоит отметить, что развитие как мальчиков, так и девочек до 10 лет совершенно одинаково. После прохождения этой отметки девочки начинают ускоренно расти в высоту. Все мальчики помнят ситуацию, когда одноклассницы или девочки младше них были на голову выше по росту. Это продолжается до 14 лет, после чего мальчики начинают превосходить противоположный пол по всем показателям, включая рост.

Анатомическое развитие нервной системы

К пятнадцати годам у всех подростков завершается формирование двигательного аппарата, что имеет огромное значение для физических способностей детей. Ведь именно это влияет на выносливость, ловкость ребенка, а также на трудовую деятельность. Благодаря развитию они могут с ребятами бегать по улице, заниматься физкультурой, обеспечивая себе здоровое тело, развиваться умственно и, возможно, помочь учителю подготовить по интересующей теме презентацию.

Физические изменения у подростков при наступлении определенного возраста - это сложный процесс. Рост мускул юношей, который вызван эндокринной стимуляцией, очень сильно отражается на мышечной силе. То есть, начиная заниматься спортом и качать мышцы в подростком возрасте, вы сможете создать красивое и рельефное тело без особых усилий. Ведь именно в этом возрасте мышцы больше всего развиваются. Так что рекомендуем заниматься спортом именно в этом возрасте, когда физические изменения у подростков положительно влияют на все процессы в организме.

Является именно пресловутый переходный возраст. Подростковая психика в этот период становится особенно нестабильной и ранимой.

В чем причина изменения поведения подростка

В жизни любого наступает период, когда активизируется деятельность желез внутренней секреции, прежде всего, и гипофиза. За короткое время в кровь поступает большое количество гормонов. Как следствие – заметное увеличение роста и веса, формирования вторичных , пробуждение интереса к противоположному полу.

Кроме того, из-за возрастания концентрации гормонов происходят психологические изменения. Именно они влияют на поведение подростка.

Эти изменения могут проявляться как очень сильно, так и довольно умеренно. Но в любом случае они будут, и родителям следует быть готовыми к ним.

Какие психологические изменения наиболее характерны в подростковом возрасте

У подростка отмечается нестабильное эмоциональное состояние. Поведение часто кардинально меняется буквально в считанные секунды, причем без каких-либо . Самый незначительный повод может либо вызвать у них неадекватную реакцию, бурный всплеск положительных эмоций, либо, напротив, повлечь вспышку злости, гнева, агрессии.

Также можно заметить инфантильность в поступках, рассуждениях, сопряженная с упрямством и максимализмом. Подростковый период – возраст, когда детство уже закончилось, но зрелость еще не наступила. Вчерашние дети очень эмоционально, негативно реагируют на любую попытку обращаться с ними как с малолетними несмышленышами. Они отстаивают свое право на самостоятельность буквально во всем. Однако не понимают (а порой просто не хотят понимать), что они пока еще не могут считаться самостоятельными людьми в полном смысле слова, что их бунт против взрослых просто смешно, нелепо.

Можно понять недовольство родителей поведением сына или дочери. Однако не следует прибегать к наказаниям за такие попытки самоутверждения или высмеивать их.

Это лишь еще больше ожесточит подростка и отдалит его от самых близких людей.

Также можно отметить в поведении демонстративную грубость, резкость. Случается и депрессия, убежденность в том, что их никто не любит и не понимает, что они никому не нужны. Словом, подростковый период – нелегкое испытание для родителей. Но при желании, терпении и любви его вполне можно преодолеть.

Основной особенностью подросткового возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до «взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменения артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря приводит к неуравновешенности.

Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Половое созревание - центральный психофизиологический процесс подросткового возраста. Его функциональными специфическими признаками являются менархе (начало регулярных менструаций) у девочек и эякулярхе (начало эякуляций, первое семяизвержение) у мальчиков. В основе полового созревания лежат гормональные изменения, влекущие за собой сдвиги в телосложении (появление вторичных половых признаков), изменяющие физический облик подростка. В этот период у мальчиков происходит заметное увеличение и изменение формы гортани. Особенно значительно изменяется щитовидный хрящ, образуя гортанный выступ - кадык, адамово яблоко. В результате у мальчиков изменяется тембр голоса, он понижается примерно на одну октаву - происходит мутация голоса. На психическое состояние подростков оказывает заметное влияние разница в темпах индивидуального физического роста и физиологического развития.

Личностное развитие подростка

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростка . Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее «ключом ко всей проблеме психологического развития подростка». В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к собственной личности); «доминанта дали» (установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние); «доминанта усилия» (тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях); «доминанта романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Л.И. Божович также отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более взрослую позицию в жизни. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется иерархической системой, наличием определенной системы соподчиненных различных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Что касается механизма действия мотивов, то они действуют теперь не непосредственно, а возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

Эмоционально волевая сфера . Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка. Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение кряду явлений жизни делает длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции. Для детей в подростковом возрасте характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Но при определенных обстоятельствах (конфликты) подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже попытка самоубийства. Резкий перепад настроения – это свойственная подростку особенность.

Нравственное развитие школьника существенным образом изменяется именно в переходном возрасте. Как писала Л.И.Божович, «выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются любой деятельностью, которая требует общения: производственной, научной, художественной и др.». Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образца не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются не замеченными ни родителями, ни учителями. Нравственные убеждения возникают и оформляются только в переходном возрасте. Вследствие недостаточной обобщенности нравственного опыта нравственные убеждения подростка находятся еще в неустойчивом состоянии. В убеждении, по мнению Л.И. Божович, находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивам поведения и деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, и позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему нравственную позицию.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости в подростничестве изучены Т.В. Драгуновой. Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т.п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования. Интенсивный физический рост и переживания, с ним связанные, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности и тому подобное вносят мощный диссонанс в Я-концепцию подростка. Напряжение, вызванное этим, требует преодоления за счет увеличения силы Я, которая приходит за счет освоения жизненного пространства, выстраивания своего места в нем. Подростки резко и часто меняют интересы и увлечения, у них наблюдается перестройка системы оценок других людей и себя, возникают конкретные жизненные планы и проявляются усилия по их осуществлению.

Развитие самооценки подростка сложный и противоречивый процесс. Подросток выделяет для себя «эталон взрослости», через который он воспринимает и оценивает себя, но который, однако, не всегда соответствует действительным возможностям подростка. В результате самооценка подростка часто колеблется, она неустойчива и, в основном, неадекватна. Подросток либо недооценивает, либо, напротив, переоценивает себя. Уровень его притязаний часто не соответствует уровню фактических достижений. Поведение, регулируемое подобной самооценкой, может привести к конфликту с окружающими.

Процесс формирования самооценки протекает на фоне высокой эмоциональности и связан с разнообразными переживаниями. По мере накопления и интеграции познавательного и аффективного опыта в отношении себя в ходе учебной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками самооценка подростка теснее соотносится с социальными ценностями, с требованиями ближайшего коллектива, связывается с устремлениями ив будущее, становится более расчленённой, глубже учитывающей результаты самопознания и все более адекватной.

Самооценка подростка на всех уровнях своего развития включается во внутреннюю регуляцию поведения, деятельности, общения. Но психологические условия общения оказывают обратное воздействие на уровень его саморегуляции. М.И. Боришевский, исследуя моральную саморегуляцию поведения подростков, наблюдал, что у подростка с устойчивой и адекватной самооценкой, находящегося в условиях, способствующих удовлетворению его потребности в самоутверждении, моральная саморегуляция поведения проявляется на достаточно высоком уровне, происходит её дальнейшее развитие, усложнение. Если же подросток с такой же самооценкой оказывается в условиях общения, где он постоянно сталкивается с недооценкой его возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства и регламентацией действий, саморегуляция нарушается. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе, уменьшается инициативность поведения, он превращается в исполнителя власти другого или восстает против любого авторитета. Подросток с заниженной самооценкой, недостаточным уровнем ее устойчивости, в такой ситуации оказывается в наиболее неблагоприятных условиях. Саморегулирование становится узко ситуативным, снижаются его возможности.