Дети 6 мес. Развитие ребенка в шестой месяц жизни

Все о развитии ребенка: месяц шестой

Шестой месяц жизни ребенка знаменует собой круглую дату: полугодие его роста и развития. Уже в конце пятого месяца ребенок проявляет себя всё более и более активно. Он научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, с большим интересом смотрит на вас, как бы ожидая вашего участия, «призывает» к общению.

Если в 5 мес. малыш научился хорошо делать повороты на бок, а затем на живот, то на 6-м месяце жизни дитяовладевает поворотами с живота на спину. Таким образом, его локомоторное развитие (изменение положения тела в пространстве) получает статус большей самостоятельности. Это очень важно для дальнейшего развития малютки. Теперь ребенок без вашей помощи делает повороты в горизонтальной плоскости во все стороны, практически на 360°С. Поэтому малыша нельзя оставлять без присмотра на высоте, в не ограниченном бортами пространстве.

Ребенок, овладев поворотами, «тренируется» в своих умениях. Очень хорошо, если мама побуждает малютку к движению и, радуясь его успехам, поддерживает улыбкой, радостным голосом.

Шестой месяц привносит еще одно действие, вернее, двигательную реакцию в поведение ребенка . Ребенок начинает подтягивать свое тело на руках. Нет, это еще не ползание, а только подготовка к нему! Поэтому и называется оно подползанием. Как это выглядит?

Руки малыша настолько окрепли, что он может, перевернувшись со спины на живот, расставить их и, опираясь на ладони, высоко приподнять свое тело. Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта.

Чтобы малыш начал подползать, следует ему помочь: скатать валик, например из байкового одеяла, и подложить под стопы малютки, создав таким образом ситуацию отталкивания от опоры. Необходимо организовать пространство, в котором ребенку удобно поворачиваться и двигаться, наполнить его игрушками, побуждающими к движению.

Третьим достижением ребенка становится удивительная способность брать предметы (игрушки) самостоятельно из любого положения.

Вспомним, на пятом месяце жизни ребенок научился «перехватывать» у вас из рук протянутую ему погремушку с удобной ручкой для захвата. Теперь же малыш, видя предмет перед собой, протягивает руку и берет его. Он может выполнить это действие, лежа на животе, на боку, на спине. При этом рука начинает выполнять скользящие, обводящие движения с целью достичь и захватить предмет.

С освоением самостоятельных действий с предметами (игрушками) меняется позиция ребенка по отношению к окружающему миру. Теперь ведущей в развитии ребенка становитсяпредметная деятельность – это ознакомительная игра с предметами: манипулятивная по форме и ориентировочно-исследовательская по содержанию. Поясним сказанное.

В шесть месяцев малыш обостренно реагирует на окружающий мир. Любопытство его безгранично. Ребенок открывает для себя новые свойства предметов в процессе действий с ними. В работу включаются все органы чувств (анализаторы) – зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Вы видите, что малыш каждый предмет или игрушку берет в рот, как бы вы ни старались противодействовать этому. Оказывается, ребенок языком (язык обладает особой чувствительностью) обследует поверхность игрушки и узнает её вкус. Вот почему в этот периодяркой сенсорной активности ребенку не следует давать в руки предметы экологически опасные. Любая игрушка, предназначенная для малютки, должна иметь медицинский сертификат качества. И еще очень важная информация. Ребенку не следует давать в руки мелких предметов. Погремушка в объеме должна иметь не менее 5-6 см. Если же вы хотите дать ребенку предметы меньшие по объему, то закрепите их тщательно на тонкой, гладкой ленточке. Все действия с предметами и игрушками малыш совершает в присутствии мамы и с её активным участием. Ребенку полезны погремушки, имеющие разные по форме ручки для захвата и занимательные основные части, увлекающие цветом, формой, неожиданностью «скрытых» свойств, звуком. Это могут быть и геометрические игрушки, т.е. имеющие форму шара, куба, цилиндра, и сюжетные, например зайчик, лисичка, кошечка.

Другим большим достижением ребенка к концу шестого месяца жизни являются яркие речевые реакции . Если к концу пятого месяца малыш гулил, радуя вас руладами гласных звуков типа «ауа», «уау», «ау», «иоа», то теперь вы четко слышите: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «м-м-ма». Это новый этап речевого развития, который называется лепетом. Лепет включает в себя сочетания согласного и гласного звуков, т.е. слоги.Этот этап речевого развития очень важен, потому что малыш начинает овладевать звуками (фонемами) родного языка, их артикуляцией.

Столь существенные новации в двигательной, сенсорной, речевой сферах оказывают положительное влияние на развитие первых жизненно необходимых навыков , возникающих при вашем участии. Если вы начнете их вовремя формировать, то в дальнейшем малыш сумеет хорошо есть, снимая пищу губами с ложки, пить из чашки и т.п.

В заключение хочется упомянуть о темпах развития ребенка . Обычно в конце каждого месяца подводятся итоги – чему малыш научился за прошедший период. В педиатрии нормальное развитие ребенка в этом возрасте подтверждается формированием навыков с отклонением от средних сроков не более чем на 15 дней. Если малыш в шесть месяцев не выполняет определенные действия, характерные для этого возраста, у него в запасе есть еще время (14-15 дней) для овладения необходимыми умениями. А это большой срок для раннего детства. Навыки, сформированные на 16 и более дней раньше срока, свидетельствуют об ускоренном или раннем развитии . Овладение действиями с задержкой по одному или нескольким показателям на один месяц (т.е. ниже допустимой степени отклонения) говорит о замедлении темпа развития. Причины этого явления следует установить. Это может быть связано с индивидуальностью малютки, но может и сигнализировать о какой-либо болезни. Если причина в неосведомленности родителей или педагогической запущенности ребенка , советуем родителям пересмотреть свои позиции. Малыш, отстающий в развитии в пределах одного месяца, нуждается в увеличении количества воспитательных и обучающих воздействий.

Формирование умений с задержкой на два месяца классифицируется как отставание , а на три месяца и больше – как значительное отставание в развитии , которое может быть отнесено к состоянию, пограничному с патологией, или к патологии. В этих случаях малышу требуется немедленная консультация специалистов: невролога, педиатра, психолога, педагога и т.д. для выявления причин задержки развития, а также для определения методов их устранения. Приведенная ниже таблица поможет вам правильно оценить успехи вашего малютки. И даже если ему что-то пока не удалось, не печальтесь: у него и у вас еще всё впереди.

Развитие и воспитание ребенка . 6-й месяц жизни

ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Педагогическая направленность

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Эмоциональное воспитание в процессе общения со взрослым

Подготовительные этапы развития активной речи и мышления

Развитие общих движений и действий руки

Мини-программа 6-го месяца

1. Продолжать развивать предметность восприятия, побуждая ребенка к рассматриванию одинаковых и разных игрушек, помещая их на близкое и более дальнее расстояние от малыша, приближая и удаляя от него.

2. Закреплять опыт зрительного восприятия предметов (игрушек) из разных положений: лежа на животе, на боку, на спине, в вертикальном положении на руках у взрослого.

3. Формировать более сложные ручные умения, обогащая действия с предметами (игрушками) более сложными двигательными заданиями.

1. Обогащать эмоциональную жизнь малыша, усиливая содержательную сторону общения взрослого с ребенком.

2. Гигиенические процедуры, кормление, игры, занятия и пр. осуществлять на фоне эмоционально-положительного состояния ребенка .

3. Приучать к элементарной самостоятельности в быту.

1. Развивать понимание речи взрослого, обращенной к ребенку , используя все возможные моменты игры с предметами и специальные речевые занятия.

2.Создавать ситуации, побуждающие ребенка к речевой активности: развивать гуление, способствовать возникновению л е п е т а.

1. Создавать условия, способствующие двигательной активности малыша. Продолжать укреплять мышцы плечевого пояса, шеи, брюшной пресс и мышцы ног.

2. Осуществлять дальнейшее локомоторное развитие (повороты).

3. Продолжать развивать действия рук.

Задачи

1. Продолжать формировать простые ориентировочно-исследовательские действия с предметами (игрушками): знакомить с их цветом, формой, величиной, массой, фактурой и физическими свойствами.

2. При захватывании, удерживании и сжатии предмета побуждать к простому результативному действию (например, сжимая резиновую игрушку-пищалку, извлекать звук; поворачивая шарик погремушки, обнаруживать изменения ее цвета; подтягивая одни игрушки – подвески, изменять положение других и т.п.).

3.Формировать умение брать предмет (игрушку) из любых положений: лежа на животе, на боку, на спине и т.п.

1. Стимулировать радостное настроение, создавая игровые ситуации, побуждающие малыша к улыбке, смеху, эмоциональному контакту со взрослым.

2. Наряду с ласковым обращением к ребенку (например, «солнышко», «заинька», «ягодка» и т.п.) нужно обязательно называть его и по имени, а также добиваться, чтобы малыш воспринимал это обращение.

3. Эмоциональное общение с ребенком постепенно обогащать «деловыми» контактами по поводу действий с предметами и игрушками.

4. Обращать внимание на индивидуальные проявления личности ребенка , реакцию на присутствие близкого человека, знакомый голос, вид любимой игрушки, звучащую мелодию и т.п. Учитывать предпочтения малыша.

5Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

1. Продолжать развивать речевой слух ребенка , побуждая его прислушиваться к голосу взрослого.

2. Создавать ситуации, способствующие развитию понимания речи взрослого (введение вопроса «где?», обращение по имени и т.п.).

3. Создавать ситуации, способствующие развитию активной речи – проявлению у ребенка лепета. Отмечать, какие звуки (приближенные к речи), слышатся в его лепете.

4. Вступать в «перекличку» с ребенком, повторяя за ним его речевые звуки.

5. Способствовать возникновению интонационно-выразительных голосовых реакций на основе подражания взрослому.

1. Закреплять умение длительное время лежать на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук.

2. Побуждать ребенка к поворотам со спины на живот, а затем с живота на спину.

3. Способствовать движениям, подготавливающим появление ползания. На данном этапе – подтягивание на руках: подползание (к игрушке).

4. Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры (поверхность стола, колени взрослого).

5. Способствовать локомоторному развитию, помогая ребенку самостоятельно изменять положение своего тела в пространстве (повороты, подползание и т.п.)

6. Учить брать игрушки из разных положений, разными способами (подтягивание, захватывание и т.п.).

Реализация мини-программы и задач воспитания ребенка 6-го месяца

ЗАНЯТИЕ 1

Цель. Развивать ориентировку на предметы, находящиеся в горизонтальной плоскости перед ребенком. Совершенствовать тактильную чувствительность (чувство прикосновения к чему-либо) ладоней при соприкосновении с предметами.

Материал. Плоская подушечка из поролона (40x40 см, толщина 1--1,5см), к которой прилагается такого же размера набор чехлов из ярких тканей, различных по фактуре (махровой, байковой, ситцевой, шелковой, джутовой и т.п.). Стороны чехлов могут быть украшены крупной выпуклой аппликацией (цветы, ягоды, различные узоры).

Ход занятия. Ребенок лежит в манеже на животе, опираясь на предплечья, мама берет ладонь малыша и проводит ею по поверхности предмета, давая возможность ощупать его. Взрослый должен обратить внимание ребенка на рисунок, назвать изображенное на чехле. Далее подушечка переворачивается, малыш знакомится с фактурой другого типа.

ЗАНЯТИЕ 2.

Цель. Обучить выполнению двух взаимосвязанных действий, приводящих к определенному результату (например, подтягивание одного предмета приводит в движение другой).

Материал. Подвесное устройство (модуль), к которому крепятся различные игрушки. Оно позволяет создать ситуацию простых результативных действий, возникающих при поочередном захватывании и притягивании игрушек.

Ход занятия. Мама побуждает ребенка протянуть руку к висящему в поле его зрения предмету (шарику, колокольчику). Притягивание одной игрушки изменяет положение второй и третьей, находящейся рядом со второй. ЗАНЯТИЕ может иметь множество вариантов, а различный подбор игрушек способствует обогащению чувственного опыта ребенка .

ЗАНЯТИЕ 3

1.Взрослый подбирает 23 яркие игрушки, различные по физическим свойствам. Например, резиновую пищалку, мягкую игрушку, пластиковую погремушку (лошадка, попугайчик и т.п.). Мама показывает каждую игрушку, привлекая внимание к их звуковым свойствам. Затем кладет игрушки перед малышом, слева или справа примерно в 30 см от него. Ребенок вначале лежит на спине, рассматривает игрушки, которые показывает мама. Затем, видя их сбоку, около себя, делает поворот со спины на бок, а затем на живот. Высоко приподнимает себя на вытянутых руках, чуть подтягивает тело (выполняет подползание). Протягивает руку и берет игрушку. Рассматривает ее, прислушивается к звуку. Выполняет поворот на бок, затем на спину. Манипулирует игрушкой. Аналогично действует с другими игрушками, перекладывает их из руки в руку. Тем самым ребенок знакомится с физическими свойствами предметов из различных материалов.

2.Взрослый кладет перед ребенком музыкальную игрушку, например, яркого Петрушку. Предварительно обвивает игрушку лентой (ширина 3--4 см, длина 60--80 см), в два-три оборота, на конце которой пришито кольцо (например, прорезыватель для зубов). Кольцо кладется перед ребенком, на расстоянии его вытянутой руки.

Малыш протягивает руку, обхватывает кольцо и натягивает ленту. Игрушка раскачивается, звенит. Ребенок практически устанавливает связь между интенсивностью своих действий с предметом (кольцом) и движениями и звоном Петрушки. Стремится подтянуться к игрушке ближе или подтянуть ее за ленту к себе (действие и результат).

Примечание: занятие с лентой проводится только в присутствии взрослого. Если малыш не заинтересовался предметом, мама «помогает» ему обнаружить занимательность Петрушки.

3. Взрослый использует подвесные игрушки-модули.

Ребенок выполняет простые результативные действия, подтягивая то одну, то другую игрушку. Берет предметы из любого положения.

1. Взрослый, приступая к кормлению, переодеванию, умыванию и т.п., создает у ребенка предварительную эмоциональную установку. Так, например, перед кормлением мама показывает ребенку бутылочку. Далее звучит вопрос: «Кто будет кушать?». Мама улыбается малышу, помогает ему принять позу «для кормления» и ожидает ответной реакции.

Ребенок вступает в эмоциональный контакт с мамой, «внутренне» готовится к предстоящему приему пищи. «Отвечает» улыбкой, гулением, общей двигательной активностью.

В процессе кормления он держит руки на маминой груди или бутылочке.

Примечание:

«Игровое» общение обеспечивает общее хорошее настроение.

2. Взрослый способствует тому, чтобы малыш реагировал на обращение к нему по имени.

Мама проверяет реакцию малыша: находясь вне поля зрения ребенка , называет имя, не сходное по звучанию с именем ребенка . Повторяет его два раза. После паузы (10 сек) называет два раза имя ребенка и после следующей паузы (10 сек) – другое имя.

Ребенок, услышав свое имя, радуется, быстро оборачивается, смотрит на взрослого.

1. Взрослый в процессе ухода за ребенком разговаривает с ним, поясняет кратко свои действия и действия ребенка . Слова взрослого и его действия синхронно совпадают с ощущениями ребенка .

2. Взрослый вслушивается в речевые реакции малыша. Если у ребенка в основном слышится гуление (гласные звуки), иногда лепет: «в-ва», «ба-ба», «м-ма» и т.п., мама голосом вступает в «перекличку» с малышом на основе тех звуков (фонем), которые уже появились в его речевых реакциях.

Ребенок прислушивается, затем выразительно вторит взрослому. Если у него что-то не получается, делает попытки к повторению. Создаются ситуации, способствующие появлению у ребенка активного лепета.

3. В 6 месяцев взрослый вводит в обращение к ребенку вопрос «где?».

Для этого в определенном месте комнаты ставится игрушка (собачка) или какой-либо предмет (часы).

Мама несколько раз в день спрашивает: «Где собачка?». Показывает собачку, всегда стоящую на одном и том же месте. Аналогично: «Где часы?».

Ребенок постепенно на вопрос взрослого начинает поворачивать голову в сторону «заученного» предмета.

ЗАНЯТИЕ 1.

Цель. Учить брать погремушку из любого положения, а также из рук взрослого. Удерживать её в руке не менее 2--3 мин. Закреплять умение менять положение своего тела, ориентируясь на лежащий сбоку предмет. Делать поворот со спины на живот и с живота на спину.

Материал. Яркие погремушки, имеющие различные по форме ручки: в виде палочки, ровной или утолщенной книзу по типу булавы, в виде петельки, в виде кольца, в виде гантели, а также образные погремушки (попугайчик, обезьянка, крокодил и т.п.). Их нижняя часть (хвост попугая, крокодила) служит ручкой для захвата.

Ход занятия. Ребенок лежит на спине. Мама предлагает ему погремушку с ручкой в виде палочки. Располагает её на высоте 20--30 см над грудью ребенка . Взрослый держит игрушку за кончик ручки, оставляя среднюю часть свободной, т.е. создает условия, удобные для перехватывания погремушки из рук взрослого. Ребенок ее берет. Желательно, чтобы он смог удержать в руке игрушку 1,5--2 мин. Мама исключает все отвлекающие моменты, отходит в сторону, создает все условия, чтобы малыш слышал звук погремушки при встряхивании.

Во второй части занятия мама побуждает ребенка взять у нее из рук погремушку другого типа, например с ручкой в форме кольца. Дальнейший ход занятия аналогичен первой его части.

В третьей части занятия ребенок должен сделать поворот с живота на бок и на спину. Для этого ребенку , лежащему на животе, мама показывает игрушку, добивается сосредоточения на ней. Затем мама перемещает предмет по кругу за спину ребенка .

Он следит за игрушкой, поворачивает голову и быстро переворачивается на спину. Чтобы вызвать у ребенка подползание, предметы располагают перед малышом на расстоянии чуть большем его вытянутой руки.

Ребенок смотрит на них и пытается достать. Подтягивается на руках, подползает вперед. Может менять направление, двигаясь в сторону или назад в зависимости от перемещения игрушек. Так жевзрослый создает игровые ситуации с предметами, которые побуждают ребенка не только брать игрушку из разных положений, но и способствуют обучению (метод пассивных упражнений) различным приемам их захватывания. Взрослый выполняет рукой ребенка скользящие, накрывающие, петлеобразные и пр. действия. Взрослый продолжает учить различать игрушки разной фактуры,

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1--3 мин заниматься одним предметом.

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт. 2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3--5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Полугодовалый малыш уже оставил позади первую, самую трудную часть своего младенчества, а родители научились узнавать настроения и желания ребенка, обустроили свой быт и установили комфортный для всех членов семьи режим.

Шестимесячный карапуз начинает активно познавать окружающую обстановку, в этом ему помогает развитие его тела. С 6 месяцев ребенок свободнее двигается – управляет обеими ручками, переворачивается на живот, потом садится и начинает ползать на четвереньках. Он узнает вкус не только материнского молока или смеси, но и более взрослой еды.

С полугодичного возраста можно уже развивать как физиологические механизмы навыков ребенка, так и его умственные способности, восприятие прекрасного. Чтобы ваши старания были направлены в верное русло, разберемся, что может уметь шестимесячный карапуз.

Физическое развитие полугодовалого малыша: нормы и особенности

Нужно отметить, что каждый человек, в том числе и младенец - это индивидуальность, поэтому любые нормы развития организма оцениваются лишь примерно. Как взрослые люди разнятся по своему весу, росту и темпераменту, так и дети могут быть худыми или полненькими, приземистыми или высокими, но при этом здоровыми. Беспокоят обычно серьезные отклонения, из-за которых человек неполноценно живет и не вливается в социум.

К 6 месяцу жизни мальчик или девочка набирают соответственно 500-600 г к своему весу при рождении, а рост увеличивается на два сантиметра. В среднем вес полугодовалого малыша достигает 9 кг, а рост может находиться в пределах от 65 см до 70 см.

  • К 7 месяцу он должен спокойно перекатываться с животика на спинку и обратно . Ваш ребенок значительно более подвижным, может упасть с обычной кровати на пол, если за ним не присматривать - оставлять одного малыша можно только в манеже с защитой.
  • В возрасте 6-7 месяцев некоторые ребятки уже садятся самостоятельно или подтягиваются , держась за что-то или кого-то руками. В этом возрасте позвоночник ребенка еще не окреп, он не выдерживает веса ребенка долгое время, поэтому ваш малыш должен сидеть не более 15-20 минут за раз. Еще не время приобретать ходунки, сидячие слинги и качели (рекомендуем прочитать: ).
  • В 6 месяцев ребенок активно начинает использовать обе ручки . Вертит в них игрушки, может тянуться за ложкой во время прикорма, перекладывает предметы из одной ручки в другую.
  • По достижении полугода многие малыши начинают ползать, а некоторые даже стоять, держась за опору (рекомендуем прочитать: ) . Если ребенок еще этого не умеет, то обычно использует другие забавные способы перемещения - он может перекатываться с боку на бок, тянуться, хвататься за все ручками и подтягиваться, приподнимать верхнюю часть туловища, лежа на животике, пытаться что-то схватить.
  • В этот период важно не ограничивать физическую активность младенца: старайтесь часто оставлять его свободным от одежды на пеленальном столике, выкладывайте на кровати или на одеяле на полу, чтобы ребенок мог подвигаться столько, сколько захочет.

Активное использование обеих ручек - отличительный навык этого периода, который говорит о правильном развитии моторики и психики малыша

Еще один важный процесс, который активизируется у ребенка в шесть месяцев - это прорезывание зубов. Если малыш активно тянет ручки, игрушки и посторонние предметы в рот, стал капризным или вялым, отказывается от еды и любимых развлечений – скоро покажется первый зуб.

Нервно-психическое и эмоциональное развитие ребенка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Возможность по-новому, более полноценно воспринимать окружающий мир способствует тому, что ребенок в полгода проявляет уже больше эмоций, раскрывает свой темперамент и показывает характер. Он четко фокусирует взгляд на предметах и людях, осознанно улыбается, копирует звуки, понимает, когда его хвалят или ругают. Реже плачет, а причина плача становится все чаще понятной для взрослых. Самое главное – многие малыши уже идентифицируют себя, реагируют, когда окружающие произносят их имя.

Один из наиболее популярных педиатров современности Комаровский считает, что именно с 6 месяцев можно начинать развивающие занятия с вашим сыном или дочкой в игровой форме. Выделите несколько игрушек, на которые ребенок обращает наибольшее внимание, рассказывайте простые истории, читайте маленькие сказки и стихи - ребенок будет слышать правильную речь и его собственная быстрее разовьется.

Используйте новые физиологические возможности вашего малыша, развивайте эти умения. Купите игрушки для улучшения моторики, кубики, мячи, крупные пазлы и сортеры (рекомендуем прочитать: ). Можете играть с горохом и фасолью, макаронами, но следите, чтобы ребенок сам не контактировал с мелкими предметами, ничего случайно не проглотил, ведь именно с этого возраста карапузы тянут в рот инородные предметы из-за беспокоящих десен, желания попробовать все на вкус.

Купите прорезыватели для зубов, игрушки, сшитые из разных тканей – пусть он знакомится с текстурой вещей. Полезен кинетический песок и пластилиновое тесто, пирамидки и пасочки, деревянные игрушки, книжки с картинками и музыкальные инструменты для самых маленьких. Также можно включать коротенькие развивающие видео.

Что должен уметь маленький непоседа в этом возрасте?

Шесть месяцев - возраст, когда у ребенка начинает проявляться его темперамент. Спокойные малыши больше заняты созерцанием окружающего мира и изучением своих ручек, тогда как активные детки меньше спят, все время находятся в движении, любят гулять и играться. Развитие деток с 6 месяцев протекает по-разному: один долго ползает и не торопится ходить своими неокрепшими ножками, другой сразу начинает бегать. Родители не должны выискивать в своем чаде болезни и признаки отставания.

Стандартные пункты удовлетворительного физиологического и нервно-психического развития полугодовалого малыша по доктору Комаровскому:

  • ребенок самостоятельно переворачивается со спины на животик;
  • любит делать прыжки на коленях и попе;
  • садится, если его потянуть за руки (рекомендуем прочитать: );
  • берет игрушки обеими руками;
  • гулит, кряхтит и смеется;
  • эмоционально реагирует на обращение, отмечает приход родителей, чужих людей;
  • пытается имитировать звуки, к примеру, мяуканье кошки;
  • пьет из бутылочки и ест с ложечки.

Малыш становится деятелем: он ищет сотрудничества со взрослыми, активно взаимодействует с предметами - уже не просто похлопывает по игрушкам, а умело манипулирует ими - рассматривает, достает, трясет, перекладывает из руки в руку, бросает. Родители по-настоящему имеют основания беспокоиться и обращаться к врачу, если после достижения 6-месячного возраста ребенок однообразен в двигательной активности, не реагирует на обращение, не интересуется происходящим вокруг него.

Определяем уровень развития полугодовалого малыша при помощи тестов

  • Определите развитие внимания: возьмите в руки игрушку и держите ее на дистанции 20-30 см от ребеночка. Он сфокусирует на ней взгляд.
  • Дайте своему малышу бутылочку с молоком или соком, потом предложите любимую игрушку. К 7 месяцам реакция младенца уже должна быть неодинаковой. При виде занимательной игрушки - оживление, интерес, попытка схватить предмет. При виде еды – сосательные движения, открытый ротик.
  • Когда малыш лежит, позвените прямо над ним колокольчиком или включите музыкальную игрушку, а потом медленно отодвиньте ее. Ребенок сам или с небольшой помощью взрослого поднимется, стараясь забрать игрушку.
  • Поговорите наедине с сыном или дочерью, глядя в глаза, эмоционально и меняя мимику. Карапуз должен хоть немного повторять за вами.
  • Попытайтесь отобрать у вашего ребенка любимую игрушку, которую он сейчас крепко держит в ручке и намеревается поиграть. Малыш должен упрямо держать предмет, сопротивляться, выражать свое недовольство, даже расплакаться.
  • Если вы и родные часто обращаетесь к ребенку по имени, то в возрасте полугода карапуз уже должен оживляться и реагировать на него мимикой, гулением.

(1 оценили на 4,00 из 5 )

Привыкшие к относительно долгому и спокойному сну родители, могут вспомнить бессонные ночи после роддома. Кроху начинают активно беспокоить зубки, вернее, нижний резец, который появляется к 6-8 месяцам. Свидетельством тому будут слюни, которых вдруг станет невероятно много. Кроха капризничает, все тянет в ротик, а его нижняя десна может выглядеть припухшей, с белыми вздутиями на поверхности.

Особенности физиологического развития

Младенец в шесть месяцев, развитие которого отвечает нормам, легко осваивает новые навыки движения. Он уже свободно сидит, опираясь на спинку, поэтому становятся возможными прогулки в коляске сидя. Не стоит утомлять кроху слишком ровной посадкой, так как его спинка еще не готова к столь существенному воздействию на позвоночник. Пройдет совсем немного времени, и кроха сядет сам (уверенно он сделает это к ). Вот тогда вы сможете практиковать долгие пешие прогулки, и освоить новые игры.

Обязательным пунктом, характеризующим здоровое развитие 6 месячного ребенка, становится введение прикорма. Даже если до этого ваш малыш кушал только грудное молочко из сиси, а вам хочется продолжать кормить его грудью, знакомиться с новой пищей нужно обязательно. Грудное вскармливание при этом можно сохранять и до годика, и даже дольше.

Общее время сна ребенка в 6 месяцев составляет около 16 часов. Из них 8-10 он спит ночью, а дневной отдых делит на 2-3 приема. Если периодичность сна составляет 2 раза в день, длительность каждого периода должна достигать двух часов. При троекратном «подходе», утренний и вечерний отдых будут меньше, а дневной - самый продолжительный.

Вес ребенка в 6 месяцев уверенно возрастает, несмотря на то, что кроха все время находится в движении. Это говорит о том, что грудного молока или смеси все еще вполне хватает, но так будет еще месяц, не больше. Нормы веса, окружности головы и роста ребенка в 6 месяцев мы приводим в табличке ниже.

5 основных навыков шестимесячного ребенка

Итак, что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Как мы сказали выше, уверенно сидеть и активно двигаться: крутиться, кувыркаться, переворачиваться. Поэтому если ребенок 6 месяцев не переворачивается, вам стоит обратиться за консультацией невролога, что вам обязательно порекомендует участковый педиатр. Хотя если малыш весел и здоров, освоил навыки сидения и активно демонстрирует желание ползти, возможно, стоит согласиться, что такова индивидуальная особенность вашего крохи. Но эти слова должны прозвучать не от вашей бабушки или подруги, а от специалиста - педиатра или невролога.

К другим навыкам, что может ребенок в 6 месяцев, относят следующие.

  • Кроха сидит в стульчике, коляске, а из положения лежа делает попытки сесть самостоятельно. Если малыш в 6 месяцев не сидит, это не повод для беспокойства. При отсутствии других нарушений стоит спокойно подождать еще месяц, когда кроха обязательно сядет.
  • Малыш старается ползти и хорошо делает это на ровной поверхности. Поощряйте этот полезный навык! Во время ползания мускулатура малыша крепнет и развивается, его тело готовится к хождению. И чем дольше и активнее будет ползать ребенок, тем меньше вероятность проблем с позвоночником во взрослом возрасте.
  • Ребенок точно берет предметы, играет с ними, пробует «на зуб». Обязательно пробует, как «работает» каждая игрушка, экспериментирует: звенит ими, бросает, бьет друг об дружку. В таком возрасте начинают формироваться причинно-следственные связи: дернул ручкой - игрушка зазвенела, выбросил из кроватки - она пропала. Обязательно комментируйте действия и их последствия крохе. Так вы поможете ему быстро понимать суть вещей не только в младенчестве, но и во взрослой жизни.
  • Кроха громко смеется, кричит, привлекая внимание, бормочет и даже поет. Имитация речи становится все уверенней, в ней присутствует больше гласных звуков, но появляются и согласные.
  • Малыш очень любит игры с мамой и папой, особенно, качания, подбрасывания, прыжки на коленях. Не отказывайте ему и себе в таком удовольствии, тем более, что такие упражнения - прекрасная гимнастика для детей 6 месяцев. Пока кроха мал, практикуйте настоящие «космические полеты»: пусть папа качает его за ручки и ножки, подкидывает на вытянутых руках.

Полезные развивающие игры

Новые игры с ребенком 6 месяцев могут включать водные процедуры. Так как кроха уверенно сидит, запустите в его ванночку плавающие фигурки, резиновые игрушки, пластиковые чашечки. Для повседневного обихода подойдут и обычные бытовые предметы, которыми ребенок интересуется даже больше, чем своими игрушками. Предложите ему чайную ложечку, крышку от кастрюли, сито, деревянную поварешку. Еще одним вариантом, чем занять ребенка 6 месяцев, станет пластиковое зеркало, в котором кроха сможет изучать свое отражение. Или небольшая корзинка с игрушками без мелких деталей, в которой он будет с удовольствием копаться.

Каждый день вы будете придумывать новые занятия с малышом 6 месяцев, а он обязательно поможет вам. Маленький исследователь подрос для активного изучения всего, что его окружает!

В этом видео эксперт по музыкальному развитию проводит урок для детей возрастом 6 месяцев.

В этом возрасте ребенок умеет уже очень много. Он уже может самостоятельно переворачиваться со спины на живот и обратно, облокачиваться на одну руку, хватая другой игрушку , держаться пальчиками за руку взрослого, а некоторые дети в 6 месяцев могут уже сидеть. Малыш, скорее всего, пытается ползать на четвереньках, приближаясь к интересующей игрушке. А если взять его за подмышки, он будет упираться и отталкиваться ножками, как бы пританцовывая. Возможно, дитя пытается самостоятельно встать, держась за край кроватки. Шестимесячный ребенок изучает игрушку, ощупывая ее, а если игрушку спрятать, начнет искать. В этом возрасте малыш умеет самостоятельно играть до 10-15 минут, но с родителями ему будет интереснее.

Ребенок меньше кричит и плачет, теперь он пытается взаимодействовать с взрослыми с помощью лепета. Может создаваться впечатление, что малыш уже произносит слова, но это не так. В этом возрасте дети успешно имитируют взрослую речь, но смысловой наполненности в лепете пока нет. При этом малыш пытается понять смысл сказанного вами, например, он может найти взглядом вещь, о которой говорится, узнать по голосу отца и мать. В детском мышлении появляется первичное понимание о причинно-следственных связях. Он знает, что если нажать на кнопку – заиграет музыка и т.д. Малыш начинает интересоваться функциями и качествами окружающих предметов и просит показать их у взрослых.

Стимулировать развитие навыков и умений малыша лучше всего с помощью игр. Например, развитие речи можно поддерживать с помощью красочных книжек, которые содержат не только картинки, но и короткий текст. Читайте детям вслух, это поможет малышам раньше заговорить.

Важно начать развивать мелкую моторику рук. Тут помогут игры с коробочками или формочками, матрешками. Вложите ребенку в ладошки небольшой шарик, размером 5-6 см в диаметре, своими руками сожмите его руки с шариком внутри и покатайте его там. Поможет развитию мелкой моторики рук сжимание специальной игрушки-пищалки и игры со спиральками, по которым нужно двигать фигурки.

Игры, способствующие психоэмоциональному развитию

Знакомая всем с детства игра в ладушки не потеряла актуальности. Она способствует и развитию мелкой моторики рук, и появлению причинно-следственных связей.

Развитию речи поспособствует игра "Разговор с чашкой". Для нее нужно собрать вместе несколько чашек разного размера и поставьте их в картонную коробку. Поднося каждую ко рту, произнесите какое-то слово (например, имя ребенка). Малыш обратит внимание, что слово каждый раз звучит по-разному, а чем чаще будет их слушать, тем скорее начнет повторять.

Причинно-следственные связи поможет постичь игра с шариком, наполненным водой. Для этого наполните воздушный шарик небольшим количеством воды и привяжите к нему шнурок. Сжимайте и разжимайте шарик, чтобы малыш увидел, как меняется его форма, а затем дайте ребенку самому поиграть с ним. Экспериментальным путем дитя выяснит, что шарик подпрыгивает, когда его бросают, и качается, когда его вертят.

Налейте в пластмассовые бутылочки разное количество воды. Ударяйте ложкой по каждой за них, чтобы бутылки издавали разные звуки. Ребенок тоже заметит разницу и захочет присоединиться к игре.

Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Например, когда ребенок держит в обеих руках по игрушке, предложите ему третью. Поначалу он будет пытаться схватить ее, не освобождая рук, но скоро поймет, что это невозможно и сначала нужно выпустить хотя бы одну игрушку из рук.

Если спрятать любимую игрушку под одеяло, оставив видимой какую-то ее часть, малыш схватит ее за ту часть, которую увидит, а через какое-то время научится стаскивать с игрушки одеяло.

В возрасте 6 месяцев уже можно давать ребенку доску для игр, поместив на нее любимые игрушки малыша и те предметы, с которыми удобно обращаться.

Игры для развития координации

Медленно и внятно расскажите ребенку какую-нибудь сказку о птицах. Когда вы произносите фразу "Птички полетели", аккуратно поднимите руки малыша наверх и хлопните в ладоши. Через какое-то время он начнет ждать этого момента и заранее смеяться, а в дальнейшем и сам начнет хлопать в ладоши.

Ребенок будет учиться сохранять равновесие, если папа или мама посадят его на плечи и слегка пораскачивают. Малыш начнет контролировать свои движения, а кроме того, увидит мир с новой точки зрения.

Поможет развитию координации и покачивание малыша на ноге. Для этого сядьте на удобный стул и посадите малыша на ногу. Возьмите его за руки и начните покачивать ногой в такт какой-нибудь песенке.

Если ребенок уже учится ползать, соорудите для него полосу препятствий из нескольких подушек в разноцветных наволочках. Пускай малыш попытается перебраться через них.

Если ребенок не хочет ползать, можно подтолкнуть его к этому с помощью крутящегося шарика. Начните медленно вращать шарик на некотором расстоянии от ребенка, привлекая его внимание. Скорее всего, малыш заинтересуется и подползет поближе к шарику.

Поиграйте с мячиком, посадив ребенка на пол и начав катать перед ним мячик туда-обратно. Чтобы ребенку было веселее, пойте ему какую-нибудь песенку.

Игра в туннель поможет развитию не только координации, но и мыслительных навыков, пространственному ориентированию, решению задач. Чтобы построить туннель, вам понадобятся картонная коробка и небольшое детское одеяло. Обрежьте коробку с двух сторон, сделав туннель. Положите малыша на пол с одной стороны этого туннеля. Перейдите на другую сторону туннеля и позовите малыша. Когда он заберется в коробку, завесьте ваш конец туннеля одеялом, чтобы малыш не видел вас, а потом протяните руку к ребенку и потяните его к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.

Комментировать статью "Как играть с ребенком в 6 месяцев"

Ребенку 6 месяцев, усыновлен в 2 месяца. На настоящий момент не говорит слоги, только плач и Ы - какое-то мычание. В 6 месяцев для развития речи Вы можете только продолжать с ребёнком много разговаривать и всячески поощрять любую его двигательную активность.

Обсуждение

Речевое развитие у всех разное, Вам уже написали. В 6 месяцев для развития речи Вы можете только продолжать с ребёнком много разговаривать и всячески поощрять любую его двигательную активность. Хотя, можно ещё ради интереса и в принципе для диагностики к остеопату сходить, это в любом случае полезно (если к хорошему), например, он может скорректировать некоторые родовые травмы, поправить асимметрию и т.п..

А насчёт "не пугается чужих взрослых", "всем улыбается" и "своих-чужих не различает" - это разные вещи. Наша дочь прекрасна различала своих-чужих и даже братьев-близнецов, что не мешало ей улыбаться всем направо-налево, охотно общаться с посторонними на улице и в общественном транспорте, идти на руки к любому, их протянувшему. Аналогичный период был у моей племянницы. Не помню, когда именно, вокруг года примерно, как отрезало. Начала стесняться взрослых, перестала идти ко всем желающим на руки, перестала оставаться с братьями, когда мне надо было отлучиться: только с папой, либо приходилось брать с собой, ей каждый раз требовалось время, чтобы привыкнуть к дедушке и дяде (с бабушкой и тётей такого не было). У племянницы - ровно то же самое. Обе девицы просто мегаобщительные, выраженные экстраверты с жизнерадостным, открытым характером. Ровесница моей племянницы, дочь подруги, - интраверт с замкнутым, обидчивым характером, на общих тусовках разница была ооооооочень заметна: эта девочка вообще никогда ни к кому не шла, не улыбалась и даже, если её маме кто-то пытался помочь вещи перенести, орала, как резаная, мать на своём горбу таскала сумки, велосипеды, автокресла и всё такое, лишь бы деточка молчала.
Так что конкретно эти проявления вообще не повод для беспокойства в этом возрасте, на мой взгляд. Наоборот, я бы радовалась, что такой подарочный характер вам достался вместе с ребёнком. Собственно, я и радовалась и радуюсь))))).
Насчёт имени я тоже, помню, волновалась, у нас был полный игнор очень долго. Ничего, ещё до двухлетия ребёнок бодро оперировал первым лицом всех частей речи и именем-фамилией.

Может, это индивидуальная особенность ребенка. Мой, усыновленный грудничком, вообще никогда не гулил и слогов никаких не произносил. Вообще никаких и практически не плакал. Только где-то к 9-10 месяцам сразу стал произносить осознанные короткие слова - мама, баба, и сразу называя конкретные предметы и действия - сок, пить. То есть этап детского лепета у нас вообще как класс отсутствовал. К году он говорил где-то 30 слов и только их, никакой тарабарщины и замены слов. Мы так никогда би-би и не говорили, сразу машина. Правда речь была очень нечистая. Мне казалось, что у нас будут страшные проблемы по логопедии. Я даже здесь советов спрашивала, потому что новые слова ребенок говорил почище, а вот старые, произносил совсем непонятно. Но тем не менее к двум годам он уже сам говорил предложениями, пусть и очень нечисто. А я все ждала, когда ребенок станет старше и сможет заниматься с логопедом. Накупила книг по логопедии. В итоге сейчас в 3 года, говорит абсолютно чисто, стихи наизусть читает очень длинные. Вот только Р пропускает в словах. Опять же ничем не заменяет, а просто пропускает. Даже щипящие и свистящие есть. Так и обошлись без логопеда, а прогнозы были неблагоприятные как раз на основании того, что ребенок вообще не лепетал.

Шунтированная гидроцефалия. Медицина/ дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей В 6 месяцев ему поставили первый шунт Он развивался нормально, учился на отлично с опережением на 2 года.

Обсуждение

У меня у подружки племянник с шунтом голове... Ходит в садик, в обычную группу они живут в подмосковье, но у него и еще одного мальчика своя воспитательница.
Летать на самолетах и т.д. нельзя, т.е. вести максимально безопасный образ жизни. Он еще маленький, но могу узнать сколько раз уже меняли шунт и сколько планируется, если надо?

Друзья я из Таджикистана у моего сына краниостеноз (гидрацефелия)в три месяца сделали операцию после этого идет реабилитация сейчас нам 11 меся у моего сына сударги,повышенный гипертонус,травма,давление,и развитие отстает он не ползает я не знаю в будущем что будет это мой первый ребенок у кого было такое было хотело бы знать как они справляется с во ими малышами заранее спасибо у кого есть вайбер пишите мне пожалуста мой вайбер:+992927532332 и Фейсбуке диля бердиева

10.12.2017 12:54:19, диля

Возрастные нормы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стул 6-месячного ребенка. Девочки, сколько должен какать ребенок в 6 месяцев? Мы на ГВ, в 4.5 мес. ввели прикорм (2 зуба вылезло).

У моей знакомой ребенок родился 1100 гр. в Волгограде выходили его, правда он плохо ходит в возрасте 4 лет, но там уже родители мало Они еще состоят в группе Право на чудо, там общаются мамы недоношенных детей и есть вообще замечательные истории, истории чуда)...

Обсуждение

Здравствуйте. Скажите плиз, как у вас сейчас дела? Как ребёночек ваш? У нас сейчас такая же ситуация и просто нервы сдают

08.02.2018 16:23:44, Ликуся

Мне 32 годаа я рожена на сроке 26 недель с весом 650 грамм.Сама Я уже мама 12летнего парня...)))все хорошо

07.11.2017 22:19:29, Аанна

Малышу 6 месяцев. Он хорошо держит голову, переворачивается на живот и обратно, ползает по пластунски. Диагноз ставят, т.к Двигательное развитие нормализовалось после 20 сеансов зверского массажа в 6 месяцев у массажистки, много работавшей с проблемными детками.

Обсуждение

Прошлись по всем пунктам. У мальчика:
1. манипулирует двумя руками, но когда руки свободны, сжимает обе ладошки в кулачки. Ногами бежит обеими, но одна нога зажатее другой (ставили мышечную дистонию)
2.Позу сидя не удерживает, но ему еще 5,5 месяцев. Но сесть из положения лежа пытается.
3. В развитии вроде не отстает, только опирается не на ладошки, а на кулачки. И не произносит согласные пока.
4. нет
5.Не поймем. Временами лежит и играет, а временами ноет.
6.Стоя опирается на всю стопу, но подгибает пальчики на одной ножке.
А что такое крестит ножки?
7. ноги развести сложно, если малыш этого не хочет. Если он чем-то занят, то проблем нет.
А еще он встал на четвереньки и раскачивается. Но при этом опирается не на ладошки, а на кулачки.

21.02.2007 11:10:05, везунья

Мой (нетематический) в 6 мес. не сидел, не ползал, плохо переворачивался (умел, но ленился), тонус был повышен, согласных тоже не было, да и вообще "говорил" мало. Неврологию мы серьезно лечили, но угрозу ДЦП никто не ставил. Двигательное развитие нормализовалось после 20 сеансов зверского массажа в 6 месяцев у массажистки, много работавшей с проблемными детками. Деть пополз по-пластунски, сел, встал у опоры в 7 месяцев. Потом еще в 10 мес. 15 сеансов, после которых деть пошел. Сейчас у нас от неврологии осталась ЗРР, которую пока медикаментозно лечить не предлагают.
Так что рекомендую Вам тоже найти хорошую массажистку и поплотнее изучить неврологию ребенкину. И не пугаться заранее:-)

Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Пишу, как обещала. чем можно заняться с ребенком в 7 месяцев. Уж не знаю будет ли это для вас ново, но это та информация, которая оказалась у меня под рукой.

Обсуждение

Пишу, как обещала. чем можно заняться с ребенком в 7 месяцев. Уж не знаю будет ли это для вас ново, но это та информация, которая оказалась у меня под рукой. Если поискать, наверняка можно найти ещё много чего. Из книги Камышановой К.И. "Ребенок от рождения до 2х лет":
В период бодрствования ребенка в возрасте 6 - 9 месяцев следует помещать в манеж или отгороженное место на полу. Его надо учить самостоятельно садиться и вставать, при разгворе с малышом добиваться, чтобы он отвечал лепетом, повторяя слоги вслед за взрослым. Для этого, в частности, можно использовать незатейливые потешки, прибаутки, песенки-небылицы, скороговорки.
Играя с ребенком, следует называть игрушки, производимые действия, побуждать ребенка подражать действиям взрослых.
С 7 - 8 мес. для установления связи между предметом и обозначающим его словом во время чтения потешек и прибауток следует показать соответствующие игрушки, несколько раз их назвать, потом дать в руки ребенку. Зрительное подкрепление повышает заинтересованность, усиливает ориентировочное поведение ребенка.
С 6 месяцев лучше покупать различные деревянные, пластмассовые, резиновые игрушки, разнообразные по форме, величине и цвету для рассматривания и ощупывания. Озвученные, яркие, крупные игрушки помогают развивать и понимать речь (кукла, собака, петух). Также для занятий во время бодрствования используют крупные сюжетные игрушки - куклы, кошка, собака, петух, лягушка.
Подбор игрушек должен предусматривать развитие целевых действий: шары, мисочки для вкладывания и вынимания мелких предметов, кольца для надевания на руку, озвученные заводные игрушки.
Вообще, по поводу игрушек, лично я, очень советую сходить вот сюда: http://www.psytoys.ru/index.php/)
С 6 -9 мес. взрослый начинает учить ребенка выполнять действия по слову, дает поручения: "Дай, покажи, сделай ладушку". Обучения действиям по слову проходит в 3 этапа: сначала взрослый начинает действие и выполняет его вместе с ребенком его рукой, затем побуждает малыша выполнить движения по слову, но сам первый выполняет действие, а ребенок подражает, и лишь к году малыш выполняет так назывваемые разученные действия по просьтбе взрослого. Полазьте по интернету, походите по книжным магазинам с психологичекой и педагогической литературой (например, "Гном" на Рижской) и поищите там сборники развивающих игр. При их выборе ориентируйтесь на возрастные нормы развития (то, что нужно развивать в данный возрастной период и следующий после него), их вы можете посмотреть, например, тут - http://www.ourbaby.ru, а также на собственного ребенка.
Однако, 7 месяцев - это ещё даже не год, поэтому не ждите найти нечто сосбенное. Думаю, того, чтоя описала будет достаточно. И если вы всё это возьмётесь добросовестно реализовывать, то лишнего времени не останется:)
По лазайте по сайту www.ourbaby.ru, сходите сюда:: http://www..
А также оччень советую побывать здесь: http://www.psyparents.ru/ и http://www.psyparents.ru/index.php?view=mc&sc=17&cat=3&desc=32. Ну и, пожалуй, здесь: http://www.childpsy.ru/index.php/ - может что- то полезное найдёте.
Удачи! :)

Я вам попозже напишу, хорошо?

Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. И мы тоже до где-то до месяцев 15 развивались нормально. Вернее физически он развивался медленно, ходить начал только в 17 мес. но был очень социальный, всем...

Обсуждение

а у нас все было в норме до года.Хотя ближе к году заметили,что ему нравятся ярлычки на мягкой игрушке больше,чем сама игрушка.Знаете такая тряпочка на которой написана фирма,как стирать...Мы ее отрезали и сынуля закатил скандал.Контакт глаз был хороший,даже слишком.Залезал на ручки к блондинкам,а если она в очках...вообще отпад.Гладил,прижимался.просто цирк.Я все говорила,что у меня невестка будет блондинка в очках:))Бежал к телефону кричать ало,встречал меня с работы,крича мама....:((Зря я на роботу пошла.Да что теперь,близко локоток да не укусишь. Врачи мне говорят,что я просто чего-то раньше не видела,что они такими рождаются,а не становятся.Пересматриваю фотографии и самой уже не верится,что он таким был.Органические поражения нам тоже присваивают,поэтому видимо давали ноотропы.Мамочки с опытом этой органики,а что лучше помогло вашим деткам?Хотя на Комп.Томографии написали,что отклонений нет.Подскажите,пожалуйста,кто остался,а то Леонида,Фенечка,да и ты Наташа,все куда то пропали.Хотя лето,конечно.

Неправильное развитие. Вот сегодня в книге прочла: " 6 месяцев: Значительным достижением в координации считается, когда ребенок засовывает в рот свои ножки". Сижу, думаю: ребенок у меня кокой-то неправильный, ему восемь, а ножки в рот еще не разу не засовывал.Да и...

Раннее развитие. Как играть с ребенком в 6 месяцев. Научите ребенка разбираться с проблемами тоже можно с помощью игр. Чему можно учить ребенка в 5 месяцев? Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению...

Девиз шестого месяца: жизнь - это движение, за крохой глаз да глаз!

Начиная с пяти месяцев малыш демонстрирует свои двигательные навыки. Лежать в кроватке и переворачиваться со спинки на животик уже скучно. Пора исследовать квартиру самому! К счастью, из кроватки он сам не выберется, но все равно не стоит оставлять надолго ребенка одного.

Лучшее место для игр и тренировок - это ковер на полу. Малыш уже предпринимает попытки попробовать на вкус пальчики своих ножек, ползти и садиться.

Сейчас все больше и больше ребенок нуждается в общении, постоянно требует внимания к себе. Даже одевание-переодевание для малыша - знак внимания, особенно если вы будете при этом напевать песенки или проговаривать любимые потешки. А если вы заняты и в данный момент не можете подойти к ребенку, а он уже начинает капризничать, знакомые песенки в мамином исполнении помогут ненадолго успокоить карапуза.

Не пугайтесь, если малыш набирает вес слишком быстро. До полугода ежемесячная прибавка не более 2 кг - нормальна. Сейчас ребенок начнет активно двигаться, - и этот процесс немного приостановится.

Если ребенок на искусственном вскармливании, то на шестом месяце можно начинать вводить каши в качестве прикорма. В любом случае, прислушивайтесь к педиатру в этом вопросе. Одному ребенку назначают прикорм раньше, другому - позже, в зависимости от конкретных условий.

Что умеет малыш на шестом месяце жизни?

  • Ребенок уже переворачивается со спинки на живот и наоборот. Если он делает это еще плохо, посоветуйтесь с педиатром, он обязательно подскажет упражнения, которые помогут научить этому вашего малыша. Также, возможно, назначит массаж и гимнастику для укрепления мышц.
  • Малыш подтягивается на ручках, пытаясь приподняться. Помогайте ему в этом: держите за ручки и немного притягивайте вверх.
  • Пытается ползти. Не мешайте ребенку в этом, даже помогайте. Подставляйте руки под ножки в качестве опоры, пусть малыш от них отталкивается. Если ребенок научиться ползать еще до того, как сидеть, то это очень хорошо. Ползание укрепляет мышцы спины.
  • Пытается сесть. Сидеть ребеночку на шестом месяце жизни еще рано даже в подушках, лучше повременить, пока не окрепнут мышцы спины. В этом ему помогут специальные упражнения. Хотя к концу месяца можно присаживать ребенка на несколько минут, придерживая его.
  • Лежа на животике, ребенок на шестом месяце жизни может приподняться на прямых ручках.
  • Начинает говорить слогами «ба», «па», «ма». Разговаривайте с малышом, и он вас будет удивлять все новыми и новыми «словами».
  • Помогает рассказывать потешки , может напевно гулить или в такт песенке «подпевать».
  • Изучает предметы вокруг себя и все старается попробовать на зуб. Будьте бдительны, чтобы ребенку в руки не попали опасные предметы. В их числе могут оказаться и детские игрушки с мелкими деталями или из небезопасного состава.
  • На шестом месяце жизни ребенок свободно владеет пальчиками: играет игрушками, берет их в ручки, перекладывает из одной в другую. А если не хочет отдавать вам погремушку - это очень хорошо. Малыш не просто держит ее, он осознанно держит и не отдает предмет, который ему нравится.
  • Разделяет людей на своих и чужих. Голос папы, вернувшегося вечером домой, ребенок узнает, даже если папа еще в прихожей.
  • Может увлечься игрушками на время до 10-15 минут.
  • С удовольствием будет изучать всякие баночки и коробочки , открывать их и закрывать по миллиону раз.
  • Радуется интересной игрушке и расстраивается, если ее забирают.
  • С интересом прислушивается к звукам музыки, в зависимости от музыки может демонстрировать, нравится она ему или нет.
  • Если дать ребенку мячик, на шестом месяце жизни он должен уметь взять его в ручки, растопырив пальчики.
  • Лежа на спинке, малыш следит за вами , когда вы ходите по комнате, вертит головой в ту сторону, где вы.
  • Если ребенку ввели уже прикорм, то он с готовностью открывает ротик , чтобы проглотить содержимое ложки.


Режим дня ребенка на шестом месяце жизни

Если родители уже успели привыкнуть к более-менее продолжительному ночному сну, то сейчас все снова может измениться. На шестом месяце жизни у ребенка активно начинают резаться зубки, появляются обильные слюни, десны зудят и чешутся, от этого малыш может стать капризным.

Давайте малышу в часы бодрствования специальные игрушки-прорезыватели для массажа десен. Многие мамы используют вместо игрушек сушки или сухие корки хлеба, но лучше этого не делать. Ребенок может размочить сушку и откусить достаточно большой кусочек, которым просто подавится.

К этому моменту режим дня ребенка уже сформирован.

Малыш на шестом месяце жизни днем спит три раза примерно по два часа. Первый раз через полтора-два часа после пробуждения. Второй - днём (с 12 до 14 часов), а третий - вечером (с 17 до 19 часов).

Ночью ребенок засыпает в 22 часа и может проспать до часов 6 утра без перерыва. Конечно, все это очень индивидуально и зависит от каждого конкретного малыша.

Нарушение сна или ухудшение аппетита не всегда следствие роста зубов. Вполне вероятно, что ребенок капризничает из-за пропущенной или слишком короткой прогулки на свежем воздухе.

Также если вы начали вводить прикорм, то следите за тем, чтобы не давать в один день несколько новых продуктов или сразу большой объем нового продукта. Пищеварение ребенка тоже может влиять на сон.

В любом случае, соблюдение режима дня поможет вам и вашему малышу оставаться спокойным и уравновешенным. Малыш привыкает к определенным процедурам отхода ко сну и довольно быстро засыпает, спокойно спит ночью, весел и бодр днем.


Игры и занятия с малышом на шестом месяце жизни

  • Игра в «ку-ку» по-прежнему очень нравится малышу и будет нравится еще долго. Прячьтесь-появляйтесь, - и ребенок будет смеяться. Можно немного видоизменить игру: накрывать пеленочкой лицо малыша, он уже должен уметь ее снимать, при этом говорите «ку-ку».
  • Купите малышу носочки с колокольчиком, поставьте ребенка на ножки, и пусть он ими потопает. Ему наверняка понравится эта игра.
  • Дайте ребенку в ручки новый белый предмет , а потом новый яркий. Второй предмет малыш должен разглядывать дольше, чем первый.
  • На шестом месяце жизни уже можно и нужно читать книжки с яркими и красочными картинками , называйте животных, произносите звуки, которые свойственны этим животным.
  • Показывайте на себе и на ребенке нос, рот, глаза, бровки, ушки и тому подобное. При этом обязательно называйте.
  • Носите малыша по квартире, он с удовольствием будет рассматривать все вокруг. Показывайте и называйте предметы в комнате, игрушки. Только не сюсюкайте, а правильно выговаривайте все названия.
  • Давайте ребенку трогать различные предметы: холодное - горячее, мягкое - твердое…Произносите эти слова вслух.
  • Все свои действия сопровождайте объяснениями , рассказывайте, что вы делаете.
  • Убирайте на время игрушки , которые уже надоели, заменяйте их новыми. Игрушки должны быть разными по цвету и по составу (пластмасса, ткань, резина, дерево).
  • Можно сшить небольшие подушечки, которые будут легко помещаться в ладошке малыша, с разными наполнителями (гречка, рис, крупные макароны).
  • Ребенку на шестом месяце жизни очень нравится бросать предметы на пол. Расположитесь на краю дивана или кровати, подавайте малышу игрушки, а он пусть бросает. Только следите, чтобы ребенок не упал.
  • Самыми популярными игрушками сейчас становятся музыкальные игрушки, пищалки, погремушки . Ребенок изучает причинно-следственные связи.

Диагностика проблем в развитии ребенка на шестом месяце жизни

На проблемы в развитии могут указывать некоторые симптомы. Например, ребенок на шестом месяце жизни мало улыбается или не улыбается вовсе. Не реагирует на ласковую речь. Также малыш не должен резко запрокидывать голову или закатывать зрачки при испуге. Все это должно насторожить родителей и стать поводом для визита к невропатологу. Помните, что это не приговор! Своевременное обращение к врачу - залог успешного лечения!

Если ребенок постоянно спит с открытым ртом, то нужно обратиться к педиатру. Возможно, у малыша заложен нос или аденоиды.

Прививки ребенку в 5 месяцев: против коклюша, дифтерии и столбняка (АКДС-3), против полиомиелита (ОПВ-3) и против гепатита В (ВГВ-3).

Что уже умел делать ваш ребенок в пять месяцев? Когда вы стали вводить ребенку прикорм?