Зачем человеку друзья аргументы из литературы. Сочинения по русскому языку и литературе

Текст из ЕГЭ

(1)Во всех временах дружество почитали из числа пер­вых благ в жизни; сие чувствование родится вместе с нами; первое движение сердца состоит в том, чтобы искать соеди­ниться с другим сердцем, и между тем целый свет жалует­ся, что нет друзей. (2)С начала мира все веки вместе едва- едва произвели три или четыре примера дружества совер­шенного. (3)Но если все люди согласны, что дружество пре­лестно, почто же не ищут наслаждаться сим благом? (4)Не есть ли сие заблуждение слепого человечества и следствие развращения оного - желать блаженства, иметь его в своих руках и убегать его?

(5)Выгоды дружества блистательны сами собою: вся при­рода единогласно подтверждает, что они приятнейшие изо всех благ земных. (6)Без дружества жизнь теряет свои при­ятности; человек, оставленный самому себе, чувствует в сво­ем сердце пустоту, которую единое дружество наполнить может; от природы заботливый и беспокойный, в недрах дружества утишает он свои чувствования.

(7)Коль полезно пристанище дружбы! (8)Она охраняет от коварства людей, которые почти все непостоянны, обманчи­вы и лживы. (9)Первое достоинство дружбы есть вспомоще­ствовать добрым советом. (Ю)Сколь бы ни рассудителен кто был, но всегда нужен проводник; не должно без опасения вверяться своему собственному разуму, который страсти наши заставляют часто говорить по их воле.

(И)Древние познали все благо любви, но они описания дружества сделали столь огромными, что заставили почи­тать оное за прекрасную выдумку, которой нет в природе. (12)Кажется, они худо знали свойства человека, когда умышляли прельщать его такими описаниями и заставлять искать дружбы, столь богато раскрашенной ими: они как будто позабыли, что человек более склонен знатным приме­ром удивляться, нежели им последовать.

…(13)Первое достоинство, которое должно сыскивать в друге, есть добродетель: она-то уверяет нас в нем, что он способен к дружеству и оного достоин. (14)Не надейся ни­мало на ваши обязательства, как скоро не на сем основании они утверждены: ныне не выбор, но нужды соединяют лю­дей, и для того-то нынешнее дружество так же скоро кон­чится, как и начинается: дружатся без разбору и ссорятся не раздумывая; ничто столь не презренно: худой выбор ока­зывает или дурное сердце, или дурной разум. (15)Из тысячи умей выбрать себе друга, ничто столь не важно, как сей вы­бор, ибо от него зависит наше благополучие.

(И. А. Крылов)

Вступление

Дружба – вторая значимая эмоция в жизни человека после любви. Друзья становятся настоящей опорой в сложных ситуациях: дают советы, помогают делом. «Друг познается в беде», — гласит старинная русская пословица.

Проблема

И.А. Крылов поднимает проблему дружбы. Он размышляет над самим понятием дружбы и ее значении для человека. Почему человечество, понимая все плюсы дружества, не делает ничего ради сохранения истинных дружеских отношений? Автор ищет ответ на этот вопрос.

Комментарий

Крылов пишет, что о дружбе говорили испокон веков. С самого рождения человек стремится найти родное сердце, близкого по духу человека, который был бы поддержкой и опорой ему на всю жизнь.

Но почему-то за всю историю человечества известно только три-четыре примера настоящей совершенной дружбы. Автор задается вопросом – почему же так происходит? Почему, если в дружбе столько плюсов, люди так легко теряют друг друга?

Человек одинокий чувствует внутреннюю пустоту, а с близким по духу человеком он найдет поддержку, всегда сможет утешить свои даже самые тяжелые чувства.

Друзья помогают уберечься от коварства людей лживых и притворных. Они помогут советом, и человеку этот совет очень нужен, так как полагаться только на свой разум не стоит – эмоции могут захлестнуть рассудок.

Люди древности так восхваляли дружбу, что людям она стала казаться чем-то недостижимым. И это не есть хорошо, так как люди больше удивляются чему-то недосягаемому, а не пытаются этому следовать, к этому стремиться.

Очень важно правильно выбрать друга. Он должен быть добродетельным, надежным. Но во времена Крылова люди стали сходиться по иным принципам – по необходимости, из какой-либо корысти. Такая дружба, уверяет автор, весьма недолговечна. Как быстро начинается она, так быстро и закончится. Нужно уметь выбрать правильного человека из тысячи, и подходить к этому выбору с умом, так как от него зависит наше будущее благополучие.

Авторская позиция

Автор уверяет читателя в необходимости дружбы, в ее ценности. Самым главным, по его мнению, становится умение правильного выбора друга среди множества коварных и лживых недоброжелателей. Настоящая дружба станет залогом более счастливой жизни.

Своя позиция

Позиция автора мне максимально близка. Дружба – главное для человека в жизни. Наверное, даже важнее любви. Любовь способна угаснуть, а вот настоящая дружба никогда не закончится. В мире есть не так много людей, которые смогут понять вас полностью и принять со всеми недостатками и слабостями. Поэтому очень важно тщательно присматриваться к окружающим, чтобы исключить возможность неверного выбора, что может привести к нежелательным и печальным последствиям.

Аргумент №1

Проблема дружбы раскрывается во многих произведениях русской литературы. Одно из первостепенных значений она занимает в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой романа Евгений Базаров – нигилист. Он отрицает все – любовь, дружбу, законы и моральные нормы. Но сам того не замечая, на основе общности интересов он начинает дружить с Аркадием Кирсановым, который разделяет его взгляды и убеждения.

Но как только Аркадий влюбляется и создает семью, его интересы уходят далеко от жизненной позиции Базарова. Они постепенно отдаляются друг от друга, и дружба их заканчивается.

Тургенев пытается показать, что без общности интересов дружба невозможна.

Аргумент №2

Григорий Печорин, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» также не верит в дружбу. Он считает, что среди друзей всегда один раб другого. На протяжении всего романа судьба сталкивает его с разными людьми, которые искренне желают помочь ему, но он всячески открещивается от их дружбы.

Пожалуй, самым близким по духу для него становится доктор Вернер, с которым он делится своими самыми сокровенными мыслями. Вернер понимает Печорина, но вскоре и он отворачивается от него, так как воззрения Григория противоречат его нравственным принципам.

Печорин так и остается один, потому что не способен дать окружающим ни единого шанса для сближения с ним.

Заключение

Дружба важна для каждого человека. Без дружбы жить становится намного сложнее. Друзья всегда поддержат и дадут совет в сложной ситуации, когда нам самим бывает сложно сделать правильный выбор. Очень важно выстраивать правильные отношения с людьми.

Тема "Дружбы и вражды" всегда будет животрепещущей. Рассматривать ее можно как в глобальном аспекте отношений между государствами, так и на уровне обычных человеческих отношений. Тема сложная, интересная, и всю жизнь, можно сказать ежедневно мы так или иначе с этими понятиями сталкиваемся.

Конечно, тут идет противопоставление "Дружба и Вражда". Хочется сказать, что в жизни часто есть еще и промежуточные формы отношений, например те же нейтральные отношения между людьми, а то и вовсе - равнодушие. Поэтому иной раз и не знаешь,что хуже - враг (он хотя бы движем каким то интересом к твоей персоне) или псевдодруг, которому по крупному счету все равно, что произойдет с человеком.

Из всех высказываний о дружбе мне особенно нравится высказывание Марка Твена.

"Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой".

В действительности, это так и есть, потому как сложно оставаться другом тому, кто противопоставляет себя большинству, кто возможно заблуждается. И у человека есть простой выбор, или пытаться быть рядом, помочь чем можешь, пробовать общение, понимать мотивы поступков. Или опираясь на то, что человек не прав с общественной точки зрения, умыть руки, и принять сторону большинства. Ведь оно не осудит, раз человек не прав. А остаться с таким другом - значит навлечь на себя лишнее внимание, а возможно и порицание, за такую то дружбу.

Вообще, высказывания и афоризм великих о дружбе иногда заставляют сильно задуматься. А иной раз они даже вводят в ступор. Вот есть известное всем с детства выражение "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты". Это даже не пословица, это какой то закон жизни. " Не водись с Машей, она из "неблагополучных", Что про тебя подумают? Наберешься от нее всякого" И так ребенок не успев обзавестись другом, прислушивается к данному выражению и...он вполне может обзавестись врагом. В лице той самой обиженной гипотетической Маши.

Поэтому в противовес этой народной мудрости неожиданно на ум идут слова Поля Валери -" Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". И прошу заметить, что данное правило работает в обе стороны.

Если говорить о литературных героях, на примере которых можно более детально рассмотреть понятия "Дружбы и вражды", то мне лично кажется, что Герой нашего времени и главный герой Печорин очень для этого подходит. К слову сказать, в школе, я как раз не любила это произведение, так как Печорин, как и обломов на меня навевал скуку. Но потом уже перечитывала книгу в более зрелом возрасте и удивлялась, до чего же этот образ современен. Даже еще более современен, чем чем допустим 100 лет назад. И причина в том, что люди стали на мой взгляд менее способны на искреннюю дружбу.

А Печорин, как раз такой. При ряде своих неоспоримых достоинств,он остается человеком, просто не умеющим дружить. Для дружбы важна некая жертвенность, хотя бы в минимальном проявлении. Тратить время на человека, чтобы его выслушать, напрячь голову, чтобы дать дельный совет, если нужно изменить свои планы - дружить на самом деле не просто.

Печорин видит в дружбе некое посягательство на его свободу, ведь если ты друг, то делать все как тебе заблагорассудится, ты не можешь. И исключив из своей жизни подобные привязанности, Печерин уж точно не становится счастливей. Для меня вообще его внутреннее состояние ассоциируется с болотом. Тягучим, медленно засасывающим, настолько медленным, что человек уже и не понимает, что пропущен тот момент, когда еще можно спастись.

И как мы видим, Печорин при таком умении дружить довольно быстро становится с Грушницким врагами.

И страшно то, что таких не умеющих дружить, эгоистичных, но по своему эффектных натур не так мало. Но они " не рыба, не мясо". Поэтому о Печорине и звучат эти строки " Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно"

Настоящая дружба остается крепкой и нерушимой вопреки времени и испытаниям. Дружеские отношения основаны на доверии и взаимопомощи, поэтому исключают эгоистические мотивы и предательство. Однако жизнь зачастую ставит человека перед сложным выбором, в котором лишь немногие выбирают правильный путь, остальные же – становятся жертвами ошибок, и могут совершить измену, предав самые лучшие чувства, в том числе и товарищескую привязанность. Многие писатели утверждали, что проблема верности и измены в дружбе – очень серьезный и актуальный вопрос. Поэтому они затрагивали его в своих книгах, мы же перечислим самые известные их примеры.

  1. В повести В. Железникова «Чучело» Лена Бессольцева умеет любить и сопереживать ближнему как никто другой. Она знает цену дружбе и одинаково готова разделить с другом радости и печали. Она верит в искренность и честность того, кому однажды поверила и подарила тепло. Ее выбор пал на Диму Сомова, который приходит на помощь Лене в ссоре с одноклассниками. Он кажется ей сильным и правильным, но только до тех пор, пока сам не оказывается в беде. Когда ребята обвиняют Лену в том, что она рассказала о пропущенном уроке учительнице, Дима молчит и позволяет другим издеваться над ней, хотя сделал это он сам. Страх осуждения и наказания заставляет его сознательно скрыть правду. Он боится признаться в собственном проступке и оставляет Лену в одиночестве в минуту, когда та особенно нуждалась в его помощи. Он осознает, что совершил предательство, но не может поступить иначе, потому что мнение окружающих оказывается для него важнее товарищества, которое он не в состоянии оценить и разделить в полной мере.
  2. Узы дружбы связывают людей совершенно разных, непохожих друг на друга, иногда совершенно противоположных в своих взглядах и стремлениях. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дружба между Онегиным и Ленским представляется как взаимная борьба характеров и интересов. Онегин – разочарованный в жизни циник, Ленский – сентиментальный и трогательный в своих наивных стремлениях романтик, видящий красоту там, где Онегин примечает лишь скуку и пошлость. Герои сближаются друг с другом, но несхожесть их характеров рождает противоречие, которое оказывается переломным в жизни каждого из них. Раздраженный Онегин решает проучить своего восприимчивого друга, оказывая внимание его невесте, которая, к слову, ни капли не интересует Евгения. В результате друзья в одночасье становятся врагами, и Ленский погибает на дуэли от руки Онегина. Евгений боится чужого мнения и обвинений в трусости, тем самым предает дружбу по причине минутной слабости и эгоизма.
  3. Дружба – верное лекарство от одиночества, основанное на полном духовном взаимопроникновении и принятии другого человека со всеми его достоинствами и недостатками. Терпение, помощь, понимание, доверие – главные составляющие этого глубоко чувства.
    В сказке А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» тема дружбы является центральной. Постичь глубину этих отношений, отдать им лучшие душевные порывы, научиться быть ответственным за того, кому дал обещание быть рядом – это величайшее искусство, которому учится Маленький принц. В своем путешествии он открывает для себя много важных истин, одной из которых с ним делится Лис. «Мы в ответе за тех, кого приручили», — говорит он герою и дарит ему самое ценное, что у него есть – бескорыстную дружбу, которая соединяет сердца и делает их нужными друг другу. Лис верен себе и своему товарищу, поэтому терпеливо учит того, как нужно дружить, а не раздражается при виде неосведомленности мальчика.
  4. В романе В.А. Каверина «Два капитана» тема дружбы раскрывается на примере отношений двух центральных персонажей – Сани и Ромашки. Их связывает многолетняя дружба, которая оказывается сотканной из противоречий. Каждый из них проходит важные этапы взросления, в результате которых формирует собственные представления об ответственности, понимаемой и интерпретируемой героями по- разному. Ромашка решает поступиться дружбой во имя собственных интересов, которые для него остаются на первом месте. Саня остается прямым и честным, отвергая предательство как способ достижения личного счастья. Дружеские узы оказываются разорванными одним из героев, по причине нравственной ограниченности, которая доминирует над благородством души и становится причиной предательства.
  5. В романе И.А. Гончарова «Обломов» автор создает два глубоких и противоречивых образа — Штольца и Обломова, которых связывает бескорыстная дружба. Оба героя очень схожи по характеру, что делает их близкими и важными друг другу, однако разность стремлений, целей и воспитания в целом становится причиной противоречий, которые в конечном итоге разделяют их. Эти противоречия во многом носят внешний характер, ведь оба героя — яркие личности, которые находятся в постоянном поиске счастья. Штольц активен, деятелен, он всеми силами пытается привить жажду жизни Обломову, склонному к созерцательности, размеренности и лени. Однако, как только их дружба угасает из-за супружества, и деятельный Штольц, и пассивный Обломов в конечном итоге теряют себя, не находят гармонии в жизни: Илья Ильич умирает, а Штольц остается в растерянности и смятении перед лицом будущего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тезисы

Дружба - это братство.

Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутым.

Настоящая дружба соединяет лишь достойных людей.

Без истинной дружбы жизнь - ничто (Цицерон).

Цитаты

- «Друг - это одна душа, живущая в двух телах» (Аристотель).

- «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься» (Л.Н. Толстой).

- «Искренность отношений, правда в общении - вот дружба» (А.В. Суворов).

- «Настоящий друг - не матрац, но положиться на него можно» (А.В. Суворов)

Если ж он не скулил, не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шел,

А когда ты упал со скал,

Он стонал, но держал,

Если шел за тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,-

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

(В. Высоцкий)

Виноградную косточку в теплую землю зарою,

и лозу поцелую, и спелые гроздья сорву,

и друзей созову, на любовь свое сердце настрою.

А иначе зачем на земле этой вечной живу.

(Б. Окуджава).

Литературные аргументы

В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, - между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер давно любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Анатолем Курагиным, он считает за честь и обязанность защищать и оберегать невесту своего друга.

И. Гончаров «Обломов. Характеры героев столь различны, что многие критики сошлись во мнении: Штольц - это своеобразное «противоядие» Обломову. Гончаров писал: «Их связывало детство и школа - две сильные пружины». Обломов и Штольц - совершенно разные герои. Но не только детство и школа, как писал Гончаров, соединили их. Штольц и Обломов взаимодополняют друг друга.

В «Отцах и детях» И.С. Тургенева основная история дружбы, проходящая через весь роман – это история дружбы главного героя Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова. Аркадий очень дорожит дружбой с Базаровым, гордится им. Базаров старше и опытнее своего товарища. У него сформировавшиеся взгляды на жизнь, порой очень жесткие и циничные. Аркадий - абсолютная противоположность. Все, к чему он стремится, - уют и покой, а это противоположно жизненной установке Базарова - не сидеть сложа руки, трудиться, двигаться. По ходу действия романа мы видим, что Базаров осмеивает то, что так дорого Аркадию: открытое проявление теплых чувств к родным и любимым, восхищение красотой природы, наслаждение поэзией. Аркадий привязан к Базарову, но назвать это дружбой нельзя. У Евгения нет друзей. Нет того человека, который не спасовал бы перед ним и мог бы общаться на равных. В конце романа Аркадий это понимает, и практически без сожаления они расстаются.

Фронтовая служба – выражение почти легендарное; не подлежит сомнению, что более крепкой и преданной дружбы между людьми нет. Литературных примеров тому множество. В повести Гоголя «Тарас Бульба» один из героев восклицает: «Нет уз светлее товарищеских!». Но наиболее часто эта тема раскрывалась в литературе о Великой Отечественной войне. В повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и девушки-зенитчицы, и капитан Васков живут по законам взаимовыручки, ответственности друг за друга. В романе К. Симонова «Живые и мёртвые» капитан Синцов выносит с поля боя раненого товарища.

Л.Улицкая «Глюк»

Проблема ссор между людьми. Вражда людей

Тезисы

Цитаты

- «Иного выгоднее иметь в числе врагов, чем в числе друзей» (Ф.М. Достоевский).

- «От природы люди вовсе не враги друг другу» (Ж.Ж. Руссо)

- «Бесконечно вражды не держи - ты смертен» (А. Фет).

Литературные аргументы

В повести «Дубровский» А.С. Пушкина вскользь брошенное слово привело к вражде и многим бедам для бывших соседей.

В «Ромео и Джульетте» У Шекспира вражда семейств закончилась смертью главных героев.

«Слово о полку Игореве». Святослав произносит «золотое слово», осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли.

Проблема доброты, всепрощения

Тезисы

Несите миру свет и добро!

Цитаты

- «Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро» (А. Чехов).

Литературные аргументы

М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита». Образ Иешуа – образ Иисуса Христа, несущего в себе идею подлинной доброты и всепрощения. Он обо всех людях, даже о тех, кто несёт ему боль и страдания, говорит: «Добрый человек». Прокуратора Иудеи, обрекшего его на мучительную смерть, он прощает, уходя с ним в вечность.

Проблема подлинных и мнимых ценностей

Тезисы

Цитаты

- «Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар» (А.П. Чехов).

- «Смотри вдаль - увидишь даль; смотри в небо - увидишь небо; - взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя» (Козьма Прутков).

Литературные аргументы

Л. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей, лёжа на поле Аустерлица, смотрит в «доброе… высокое, бесконечное, справедливое небо» и понимает, что небо, облака, земля – это вечное, высшее, главное. По сравнению с вечностью ничтожно значение славы и честолюбия. «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», - думает герой. Отныне для него не важна военная карьера, он разочаровывается в былом кумире и стремится к миру, бескорыстию и справедливости.

Рассуждению о подлинных и мнимых ценностях посвящено содержание рассказа А. Чехова «Крыжовник». Заветной мечтой главного героя, человека кроткого и доброго, становится приобретение «маленькой усадебки где-нибудь на берегу реки или озера». Категория идеала по природе своей возвышенна, поэтична. Идеал же Николая Ивановича мещанский, низменный. Он, сидя в канцелярии, мечтает, как вырастит крыжовник, без которого счастье просто невозможно. Как мало для счастья нужно человеку, всего-то усадьба да кусты с кислыми и жёсткими ягодами! Иван Иванович думает иначе, удивляясь духовной узости брата, он считает, что сытость и праздность «развивают в русском человеке самомнение, самое наглое». Невозможно стать счастливым, удовлетворив только материальные потребности, потому что «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар».

И. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско» показал судьбу человека, который служил ложным ценностям. Богатство было его богом, и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.

Л. Улицкая «Глюк».

Проблема интеллигентности (Какого человека можно назвать интеллигентным?)

Тезисы

Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Несвободен интеллигентный человек только от своей совести.

Настоящий интеллигент - неутомимый борец за справедливость с самим собой.

Цитаты

- «Белая гвардия» - «это упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране..» (М.А. Булгаков).

- «Интеллигент - это тот, чья мысль не подражательна» (Александр Солженицын).

- «Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию» (В.А. Жуковский)

- «Интеллигентность - это ежедневное и ежечасное несение подвига, хотя часто только потенциальное» (А.Ф.Лосев)

Литературные аргументы

Звание интеллигента в русской литературе заслуженно носят герои Б.Пастернака («Доктор Живаго») и Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей») . Ни Живаго, ни Зыбин не пошли на компромисс с собственной совестью. Не принимают они насилие в любом проявлении, будь то Гражданская война или сталинские репрессии.

Есть и другой тип русского интеллигента, который предаёт это высокое звание. Один из них - герой повести Ю.Трифонова «Обмен» Дмитриев . У него тяжело больна мать, жена предлагает обменять две комнаты на отдельную квартиру, хотя взаимоотношения невестки и свекрови складывались не лучшим образом. Дмитриев поначалу возмущается, критикует жену за черствость, мещанство, но вскоре соглашается на обмен. В квартире становится всё больше вещей, еды, дорогих гарнитуров: плотность быта нарастает, вещи замещают духовную жизнь.

Направление "Дружба и вражда" итогового сочинения 2016-2017 по литературе: примеры, образцы, разбор работ

Примеры написания сочинений по литературе по направлению "Дружба и вражда". К каждому сочинению приведена статистика. Некоторые сочинения школьные, и использовать как готовые образцы на итоговом сочинении не рекомендуется.

Данные работы можно применять для подготовки к итоговому сочинению. Они предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Наверное, каждый из нас задумывался над тем, каким должен быть настоящий друг. И каков бы ни был итог наших размышлений, мы все сходимся в том, что истинной дружбой можно назвать только отношения, полные искренности, доверия, душевной близости, готовности прийти на помощь в трудную минуту… Тот, кто обрёл в лице другого человека такого верного товарища и сам соответствует высокому званию друга, может смело назвать себя счастливцем.

Но, к сожалению, тот или та, что звались нашими друзьями, не всегда ими являются. Открывая свои сокровенные мысли или протягивая руку помощи другому человеку, мы всегда рискуем, так как «чужая душа - потёмки». И враг, умело скрывавшийся под дружеской личиной, конечно же, самый опасный, потому что ему известно о вас многое.

Русские писатели не раз обращались к сюжетам, где вчерашний друг оказывался страшнейшим врагом, причинявшим герою страдания. Вспомним «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина. Коварный Швабрин, сначала казавшийся Петру Гринёву приятелем, не раз совершает подлости по отношению к молодому дворянину. Алексей Иванович, оклеветав Машу Миронову, вынуждает Гринёва защищать честь девушки на дуэли. Но и на дуэли Швабрин ведёт себя далеко не благородно. Воспользовавшись тем, что Пётр на секунду отвлёкся на спешившего к ним Савельича, наносит тяжёлую рану Гринёву. На протяжении всего произведения мы видим, как Швабрин, недавно притворявшийся другом не только Петра, но и семьи Мироновых, с лёгкостью отрекается от них, от дворянской чести, от императрицы…

В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» мы знакомимся с ещё одним персонажем, который только симулирует дружеское расположение. Печорин неспособен быть другом, но, чтобы играть человеческими судьбами, притворяется внимательным товарищем Грушницкого, а также пылко влюблённым в княжну Мери. Убедив наивного молодого человека в том, что девушка испытывает к нему влюблённость, Григорий Александрович сплетает сеть интриг, в которую попадает и неопытная Мери, полюбившая Печорина, а также самовлюблённый Грушницкий, уязвлённый охлаждением княжны к нему из-за Григория Александровича. Чтобы развеять скуку, Печорин становится режиссёром кровавого спектакля, развязкой которого станет разбитое сердце юной девушки и смерть несчастного Грушницкого, действительно любившего Мери… Лермонтов хорошо понимал, что такое подлость мнимого друга и оставил потомкам переложение мудрых строк Абдуррахмана Джами:

Что от врагов ты хочешь скрыть,
Друзьям не должен говорить.

Да, враг - это человек очень опасный, но неприятель, надевший маску друга, в стократ страшнее. Столкнувшись с таким лицемером, разрушившим жизнь, человек может на многие годы и десятилетия перестать доверять людям и оставаться одиноким. Но всё-таки, как ни велик риск быть преданным, счастье иметь искренних друзей гораздо больше.

(387 слов)

Материал Н.А. Зубовой

"Друг познается в беде" так гласит народная мудрость, но я не совсем согласен с ней. Настоящий друг познается не только в беде, но и в радости. И это доказали многие писатели.
В романе Вениамины Александровича Каверина “Два капитана” показывает нам двух друзей Сашу Григорьева и Мишу Ромашова. Их дружба в один миг заканчивается, так как Миша не смог спокойно смотреть на близкие взаимоотношения Кати Татариновой и Сашки Григорьева, потому что Ромашка сам был в неё влюблен. Миша способен на предательство своего друга, во время войны он бросил раненного Сашку умирать.

Это показывает, что Ромашову вовсе не нужны были друзья, да и способны ли полюбить такого человека. Ведь такие люди как Миша не способны помочь человеку в трудную минуту, да и радости с ним не разделишь.

А Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее “Война и мир” показывает нам настоящую дружбу на примере Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Пьер пытается помочь Андрею справится с потерей жены и соболезнует ему. А когда Болконский влюбляется в Наташу, Безухов искренне радуется счастью своего друга. Эти эпизоды показывают отношения Пьера к дружбе, он дорожит своей дружбой с Андреем. Пьер Безухов готов пожертвовать своим счастьем ради друга. Это видно потому как рьяно он пытается помирить Андрея с Наташей, хоть и сам в неё влюблен. Только настоящий друг способен прийти на помощь в трудную минуту, он не умеет завидовать и причинять боль своему близкому другу. Таких друзей способна разделить только смерть.
Таким образом, друг может называться настоящим, если он и в горе поможет и в радости порадуется вместе с тобой.

(252 слова)

Рассуждая о важных людях в своей жизни, мы чаще всего расставляем их в таком порядке – родители, близкие родственники, друзья, знакомые. Родителей и родственников не выбирают, знакомых не впускают слишком глубоко в жизни. И только настоящий друг – это человек, отношения с которым основываются на взаимности, доброжелательности, искренности и симпатии. Вот так случается – встречаются двое незнакомцев и при определенных условиях становятся незаменимыми друг для друга.

Без дружбы жизнь не полноценна. Но только если речь идет о настоящей дружбе – не пустом общении, использовании друг друга в корыстных целях. Как раз это наоборот не приносит нам ничего хорошего. Зачем вам друг, который с вами только потому, что ему больше ничем заняться, и он легко исчезнет надолго, даже не предупредив? Или друг, который с вами говорит одно, аза вашей спиной сплетничает о вас? Или тот, кто общается с вами, только когда ему что-то нужно? Или завистник? Разве такие «друзья» делают жизнь полноценной?

И лучше всего истинная сущность дружбы, как по мне, раскрыта в сказке «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери. Там в разговоре Лиса с Маленьким принцем говорится, что для того чтобы стать близкими, нужно узнать друг друга. Надо впустить человека в свое сердце, мысли, жизни. И самому войти в его. Это - доверие, и именно оно священно. И это настоящее счастье - быть с кем откровенным и знать, что тебя таким примут и не предадут. И это необходимость в жизни каждого из нас.

(318 слов)

«В доме человеческого счастья дружба сводит стены, а любовь образовывает купол». В этих словах К. Пруткова образно определенная роль дружбы в человеческих отношениях. Ныне, когда время бежит чрезвычайно быстро, когда ритм жизни приобретает неистовый темп, когда не хватает времени для общения, а телевидение часто заменяет его, как понять что есть Настоящая дружба? Не смешиваются ли эти отношения с поверхностными приятельскими, которые основываются на общности дел и отдыха? Дружба облагораживает жизнь, ее ценили и возвеличивали мыслители древности. Дружба, в оценке Аристотеля, – наинеобходимейшее для жизни: ведь никто не хочет жить без друзей, даже если бы он имел все другие богатства.

Дальше он разъяснял: «Дружба не только неоценимая, а и прекрасная - мы прославляем того, кто любит своих друзей, имеет много друзей - это чудесно, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом - это одно и то же. Чрезвычайно высоко оценивается дружба в украинской культуре. Раскрывая большую силу дружбы, Григорий Сковорода приводит слова Плутарха: «Дружба, сопровождая жизнь, не только прибавляет утехи и обворожительности светлым его сторонам, а и уменьшает страдание, и Бог, прибавив к жизни дружбу, сделал так, чтобы все было радостным, приятным и милым, когда друг рядом и вместе с вами утешается. И как бы льстец не ковал бедствие, используя наслаждения и приятности, надо знать, что он ничего радостного не вносит в дружбу». Сковорода учил быть осмотрительным в выборе друзей. Конечно, время вносит свои коррективы, но такие понятия, как дружба, любовь всегда будут оставаться высочайшими ценностями.

Они представляют собой какой-либо таинственный процесс, который невозможно запрограммировать, наполняют жизнь радостью общения, взаимопонимания, эмоционально обогащают его. В психологии понятия «дружба» определяется как стойкие личностно-выборочные межличностные отношения, которые характеризуют взаимную благосклонность их участников, взаимные ожидания соответствующих чувств и отдача преимущества. Развитие дружбы предусматривает следование ее неписаному «кодексу», что утверждает необходимость взаимопонимания, откровенности и искренности. Она предусматривает доверчивость, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям другого, искренность и бескорыстие чувств.

Серьезные нарушения «кодекса дружбы» ведут к ее прекращению, или к поверхностным приятельским отношениям, или даже к преобразованию дружбы в ее противоположность - враждебность. Наибольшей интенсивности достигает дружба в юношеские годы и в период ранней зрелости, когда отмечается исключительная значимость отношений с друзьями, наибольшая частота встреч и наибольший объем совместно проведенного времени. При этом отношения между друзьями наполнены глубоким эмоциональным содержанием и часто сохраняются на протяжении всей жизни. Дружба выступает иногда своеобразной формой психотерапии. Она разрешает высказать сокровенные чувства, которые переполняют человека, и найти поддержку тех, кто разделяет ее мысли.

Для меня друзья имеют большое значение. Это самые дорогие люди после родителей.

С ними я всегда могу быть откровенным. Вместе с друзьями я быстрее нахожу решение любой проблемы, с ними легче выполнять всякую работу, радостнее проводить свободное время. Я ценю своих друзей, стараюсь не ссориться с ними и помогать им всегда, когда возникает потребность. Итак в самом деле, как утверждает народная пословица, человек без друзей - что дерево без корней.

(467 слов)

Дружба и вражда – эти антиподы всё чаще и чаще встречаются в 21 веке. Дружба-это отношения,основанные на доверии,взаимопомощи и поддержке. А вражда – это противопоставление дружбе. Люди не ценят друг друга, дружбы между друг другом. Поссорившись,можно никогда не вернуть дружбу.За доказательствами своих рассуждений хочу обратиться к примерам из художественной литературы.

В романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин" рассказывается о двух товарищах – Онегине и Ленском. Их дружба была настолько крепка,но вражда позволила эту дружбу разрушить. На дне рождении Татьяны Лариной,Евгений Онегин пригласил на танец возлюбленную Ленского – Ольгу Ларину.Это было со стороны Евгения,как бы отместка. Но эта отместка очень оскорбила Ленского,после чего он пригласил на дуэль Евгения. Дуэль закончилась весьма трагична-смертью Ленского.По началу Евгений не хотел убивать Ленского,но также он не хотел выглядеть трусом в обществе. После смерти Ленского Евгений просто не понимал смысла жизни,ведь он потерял близкого человека.

Также в качестве доказательства своих мыслей могу привести роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", где главными героями являются Печорин и Грушницкий.Грушницкий клеветал на своего друга Печорина,потому что он считал себя лидером,предполагая,что им двоим места нет.После всей этой гнусной клеветы,Печорин вызвал Грушницкого на дуэль. Он считал,что больше ему ничего не оставалось кроме нее.В мелкой душе Грушницкого не пробудилось великодушия. И он выстрелил в безоружного человека. К счастью, пуля только оцарапала колено соперника. Презрение и злоба охватили Печорина при мысли, что этот человек с такой легкостью мог убить его.

Здесь
– Темы итогового сочинения 2016-2017 по всем направлениям
процедура написания итогового сочинения (изложения)
– утвержденные критерии оценки выпускного сочинения ;
для школ .
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов .