Тувинские шапки. Тувинский национальный костюм

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу - горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь - главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма - удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

Как в облике тувинцев запечатлелись черты разных предков, не только тюрков, но и монголов, китайцев, тибетцев, так и в одежде - традиции многих азиатских народов. С XVII века, когда в Туве утвердился буддизм, одежда стала отражать и символику этой религии. Простая по крою, с яркими чистыми цветами радуги после дождя, с богатой отделкой, одежда тувинцев сконцентрировала в себе целую историю развития народа, его представлений о мире и о себе. Каждый элемент здесь - говорящий, хотя современные урянхайцы не всегда помнят, что именно он означает. По костюму можно было «считать» информацию о социальном положении человека, о его возрасте, профессии, поле, характере. Есть различия между одеждой западных тувинцев - аратов-скотоводов и восточных - охотников и оленеводов.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс - кур, головной убор - борт, безрукавка - кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка - хурме, брюки - чувур, сапоги - идик, носки - ук, наколенники - дешки, муфта - чулдургууш, поясные подвески - дерги и украшения - каасталга.

«Визитные карточки» - разновидности костюмов ребенка, девушки и юноши, женщины и мужчины отличались целой системой символов и цветов.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви - бопук - чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы - до десяти штук! Вместе с ними - любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели - оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. У девушки в праздник или в холода на рукавах появляются нарядные манжеты - уштук. В моменты внезапной радости, смущения, огорчения тувинка поднимала рукав со спущенным уштуком и прикрывала им лицо. Уштук для нее - как веер для китаянки. Девушка уже носит украшения - кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные - это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески - дерги. С левой стороны - коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой - коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда - остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки - ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

В сказке «Кангывай Мерген» встретившиеся юноша и девушка так говорят о том, что повзрослели: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».

Свадебные костюмы отличались особой роскошью. Тоны и хурме шили из хороших мехов, шелка или бархата, цветные канты делали более широкими, чем обычно. Головные уборы богато украшали вышивкой, чеканкой, шелковыми лентами (маак) красного цвета, дорогим навершием. Богатые девушки имели к свадьбе десять тонов, бедные - только два, а иногда и один. Если невозможно было сшить шелковый тон, старались украсить невесту хотя бы шелковым поясом. К тону добавлялись обязательные накидки. И, конечно, украшения. Свадебные дерги - пряжки, сделанные из серебра, передавались невестам по наследству. Сложные серебряные серьги, перстень, обычно с кораллом, и браслет невеста получала в подарок от матери или другой родственницы. В западных кожуунах невесты надевали длинные серебряные серьги, соединенные цепочкой. Малейшее движение красавицы издавало нежный звон. Говорили, что невесту сначала слышно, а затем видно.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат - эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг - вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса - шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха - пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни - святого материнского молока.

При изготовлении этого наряда портнихи не всегда пользовались нитками: между предполагаемыми швами вставляли прокладки из ткани, которые склеивали с помощью особого состава. На верхней поле был оорук - широкая кайма, которую создавали сочетания черного бархата, красного шелка и золотой парчи. До 50 лет женщины носили серьги, перстни, браслеты, гребни, подвески, украшавшие косы.

Женские пояса обычно были красными - этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам - оок и тесьме для петель - оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом - узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым - эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги - нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповиднный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием - такая вот демонстрация мирных намерений.

Женщины старшего возраста раздаривали свои украшения молодым родственницам. Мужчины передавали молодым праздничные тоны, тяжелые нарядные меховые шубы, серебро. В то же время добротную ношеную одежду молодые, наоборот, отдавали старикам - был такой обычай благотворительности.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать - это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.

Сегодня национальную одежду можно увидеть в основном на шаманах и артистах. Выступления популярных во всем мире тувинских этногрупп привлекают зрителей не только горловым пением, погружающим человека в языческое единство с духом природы, но и незабываемой зрелищностью: не последнюю роль в представлениях играют сшитые вручную по старинным правилам костюмы.

В последней премьере Кызылского театра - «Короле Лире» постановщики одели шекспировских героев в костюмы с национальными тувинскими элементами.

Но национальные костюмы не стали в Туве экзотикой, есть у каждого. Во многих семьях по-прежнему одежда передается от отца к сыну или специально шьется родителями для повзрослевших детей. В праздничных тонах щеголяют на свадьбах, на празднике скотоводов Наадыме, на Шагаа - встрече тувинского Нового года. А на гербе республики в пятилепестковом обрамлении - стилизованном древнебуддийском знаке вечности - скачет навстречу золотым солнечным лучам всадник-арат в национальном тоне.

В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят халат (тон), пояс (кур), головной убор (бөрт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хөректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чүвүр), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (дешки), муфта (чүлдүргүүш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Национальную верхнюю одежду - длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками, на плече и под мышкой, тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.

Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Одежда была демисезонной, летней, зимней, но различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.

Зимой носили хураган кежи тон и тодарлыг тон. Шили их из разных шкурок подросших ягнят и всегда покрывали тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть должна была иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых.

Наиболее популярны зимой были шубы негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, то есть были нагольными.Негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз, причем использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше. В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон; он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что изготовлялся из шкур баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым.

Зимняя одежда была темной, а летние ткани - более светлых расцветок. Летом население пользовалось видами халатов терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани с тканевой же подкладкой.

Символы и цвета в национальных костюмах тувинцев тоже имели особый смысл. Среди них можно выделить систему символов цвета. Следует сказать, что в этом смысле у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами.

Самые распространенные цвета в национальной одежде тувинцев - белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. У каждого из них свое значение. Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» - самый священный и желанный, символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Противопоставляется белому цвету черный. Если в тибетской системе он однозначно олицетворял все злое и мрачное, то в тувинской символике, как и монгольской, он противоречив. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, - это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, - несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений. Кроме того, черный в одежде применяла часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава. В одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны - выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.

Остальные цвета - это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети»: розовый, голубой и другие. Они обладали не таким обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий - удачу, победу, золотой и желтый - святость, божественность, высшую исключительность.

Аннотация.

Для исследования этого вопроса я ознакомилась с материалами ученых, путешественников, исследовавших Туву в разные годы начиная с XIX века, брала информацию у информантов, пользовалась интернетом, использовала экспонаты Национального музея Республики Тыва.

Abstract.

To investigate this question, I reviewed the materials scientists travelers, who have studied Tuva in different periods, beginning in the XIX century, took information from informants used the Internet and got acquainted with the exhibits of the National Museum of the Republic of Tyva.

Keyword(s)

Тувинская одежда, тон, кандаазын,хурме,шегедек,кышкы тон.

Tuvan clothing, tone, candiasis,persimmon,segedeк,Kushka tone.

Эпиграф

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды. (http://luiza-m.narod.ru/smi/ethnic/tuva.htm

Цель: Раскрыть значение тувинской верхней одежды, как защиты от негативного воздействия окружающей среды, как принадлежности его владельца к какому- нибудь сословию, как отношение к символам, к которым относится данный вид одежды.

Задачи: Изучить литературу, содержащую информацию по этому вопросу, общаться с информантами, которые могут помочь в моей исследовательской работе, познакомиться с экспонатами Национального музея Республики Тыва, искать материалы в Интернете.

Актуальность.

В современном мире в связи с глобализацией малые народы забывают свои традиции и обычаи, они ассимилируются с другими народами, теряют свою культуру, перестают носить свою национальную одежду и в итоге они могут исчезнуть как народность. Это грозит и тувинскому народу. Данная работа, я надеюсь, внесет лепту в осознание необходимости возрождения традиционной тувинской одежды, в частности, тыва тон. Тем более, что тувинская верхняя одежда довольно таки практична, зимой спасает людей от экстремальных морозов, которые естественны в условиях Тувы, летом от жары. Также тувинская верхняя одежда удобна в ношении. Стилизованная современная тувинская одежда выглядит очень нарядной, ее можно носить и в повседневной жизни, и в праздники.

План доклада:

1. История создания тувинской верхней одежды.

3. Технология изготовления.

4. Аксессуары.

5. Сакральный смысл тувинской национальной одежды.

История.

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Тувинцы – тюркский народ и они носили одежду характерную для тюркских народов с неширокой левой полой, без стоячего воротника, без пояса и V-образным вырезом между левой и правой полами.

Туркменская зимняя одежда. Киргизская зимняя. Киргизская летняя. Каракалпакская зимняя.

Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней. В середине XVIII века маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии и Тувы и заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер.

Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания поручиться поддержкой духовенства, маньчжуры сделали исключение для лам позволив им носить «тон» прежнего кроя.

(М.О. Сиянбиль, А.А. Сиянбиль. Национальный тувинский костюм. История и символика)

Повсеместно бытующей у тувинцев является верхняя одежда «тон». «Тон» бывает мужской, женский, детский, зимний, демисезонный, летний, свадебный, шаманский, борцовский. Тувинская одежда не отличалась большим разнообразием, она единообразна по покрою, но различна по материалу и по отделке. Зимняя одежда шьется из шкур животных мехом внутрь. Демисезонная из лысых шкур или из ткани с хлопковым подкладом. В теплое время года носили «тон» из ткани.

Виды тыва тона:

1) Алгы тон. (тон из выделанной шкуры).

а)аскыр негей тон. (тон из шкуры 3-4 годовалого барана)

б) негей тон. (тон из шкуры 2-летнего барана).

в) додарлыг тон (крытая шуба)

Аскыр негей тон. Негей тон. Додарлыг тон.

Экспонаты Национального музея Республики Тыва.

в)особая сезонная одежда, одевавшаяся поверх «тона»- «чагы», «хевенек», «хурме», «кандаазын»

Чагы Рисунок Чагы. Из рукописи Мужской жилет Тоджинский нойон Т=мут

В.Даржа Прокофьевой Е.Д. кандаазын» с женой. Оба в «х\рме» из

и женская безрукавка пушнины.

« шегедек»

в) ошку кежи хоректээш. (короткая легкая одежда из козьей шкуры).

г) ой тон. (тон из шкуры с отросшей шерстью после стрижки овцы.).

д).он тон. (не крытый тканью тон).

е) хураган кежи тон. (нарядный тон из ягнячьей шкуры).

Х=ректээш Ой-тон. Рукопись Кара-оол Ш.В. +ё-тон. Хураган кежи тон

Прокофьевой Е.Д Взята из Интернета журнал «Вокруг света». Взята из Интернета

ё) детский тон, «чучак»- тон ребенка до года

2).Ховенниг тон – тон на ватной основе.

3).Шекпен тон- тон, сшитый из сукна.

4).Шыва тон – тон, сшитый из материи (из шелка, далембы и др. с подкладом.

Ховеёниг тон. Шекпен тон. Шыва тон.

Фотографии из рукописи Прокофьевой Е.Д. Взята из интернета. Экспонат Национального

РАНhttp://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator. Музея Республики Тыва.

6). Хамнаар тон – одежда шамана.

7). Свадебный тон.


Эдектиг тон Шаманская Одежда пожилых людей.

Экспонат Национального

Музея РТ.

Изготовление алгы тон (шубы из шкуры)

После того, как сняли шкуру с тушки, его сушат, через некоторое время его начинают обрабатывать. Жир со шкуры убирают с помощью инструмента, который называется «хыйырак» или ножичка «кестик». Потом мажут шкуру с мездряной стороны молочным продуктом «божа» или ааржы. Ааржы – это продукт, получаемый в результате перегонки молочнокислого Фото-я Дьяконовой В.П. продукта- хойтпак, из которого получают тувинский алкогольный напиток- арага. Под действием «ааржы» происходит дубление кожи. Так тувинцы выделывают кожу до сих пор.

Шкуру мажут с «ааржы» и сушат несколько раз, потом тщательно моют в

речной воде и начинают обрабатывать. Если шкура ягнячья или козленка, то только мнут руками, если шкура большая, то используют кожемялку, которое называется «эдирээ». «Эдирээ» бывает ручное и ножное.


Ручное эдирээ Ножное эдирээ. Выделка шкуры с помощью

«Материалы по одежде тувинцев»

Шитье.

Тон из шкуры шили из ниток, сделанных из сухожилий крупного рогатого скота. Обычно такие сухожилия у КРС находятся на спине около позвоночника. Сухожилия сушат, размягчают, делят на множество маленьких и тонких нитей и потом кадып аар. (сучили руками)

Тон из шкуры овцы кроили так, что на верхнюю её часть брали одну шкуру, перекидывали со спины на грудь, таким образом, на плечах шов не делали. В ней же делали вырез для воротника. Для шейного выреза, на почти готовую заготовку клали чашку- пиалу, обводили вокруг чашки углем и по рисунку кроили вырез. Сзади шкуру подгоняли до должной длины.



Рисунок В. Даржа. Крой тыва тона. Крой тона для лам.

Дьяконова В.П. «Материалы по одежде тувинцев»

Полы (хойну) шили по разному, левую полу делали из цельной шкуры, нижнюю (правую), собирали из кусков, так как полы запахивались слева направо, и правая обычно не видна. Застегивалась левая пола на правом плече и сбоку под подмышкой на круглые металлические пуговицы (==к). Рукава (чеё) – кроили широкими сверху, сужавшимися к кисти.

На одну шубу – «тон», требуется 7 шкур взрослых баранов, а шкур ягнят около двадцати. Вначале тщательно ощупывая и осматривая шерстки, выбирают из 7 шкур, те которые пойдут на изготовление пол, рукавов и иных частей шубы. На грудь и спину идут шкуры с самой густой и тёплой шерстью. Рукава и передние полы делают из относительно тонких и лёгких шкур с несколько укороченным ворсом.

Широкая левая пола и узкая правая. «Почему?». Это связано с тем, что тувинцы являлись кочевниками и передвигались чаще всего на лошадях. Садились на коня с левой стороны, перекидывали правую ногу через седло. Если правая пола будет широкой, то будет трудно её перекинуть через седло. Еще преимущество широкой левой полы связана с тем, что она защищала человека от холодного ветра, так как скорость езды на лошади достигала до 40 км/час. При низких температурах (-30,-40) левая пола,

Рисунок Прокофьевой Е. Д.

особенно если всадник сидит, развернувшись вперед левым боком, защищает от холодного воздуха. Наличие широкой левой полы тувинской национальной одежды также имеет преимущество всаднику на войне, так как на левой стороне одежды отсутствуют какие-либо предметы, за которые может зацепиться тетива лука при производстве выстрела Левая пола, когда человек подпоясывается, образует карман (пазуха), в котором хранили (если надо) мелкие вещи или согревали правую руку.

Обязательным требованием в традиционной верхней одежде, было то, что она должна быть свободна, ничем не сковывать движения человека.

Кышкы тон.

Животные к осени набирают запас жира и отращивают густую шерсть, из шкур животных забитых поздней осенью или зимой шили «кышкы тон»- зимнюю одежду. Кышкы тон- зимняя одежда должна быть очень теплой, так как зимы в Туве очень холодные, тем более, что тувинцы ездили на коне. Аскыр негей тон шили из шкуры 3-4 годовалых баранов, забитых в зимнее время, они были довольно тяжелые, их одевали чаще всего во время пастьбы скота, на длительную поездку и т.д. Негей тон шили из шкур 2-х годовалых баранов, был немного легче и был повседневной одеждой в зимнее время(В К Даржа). Кышкы тон или покрывали тканью (богатые дорогой шелковой тканью, а бедные простой, хлопчатобумажной) или оставляли непокрытым (=ё тон). Воротник обязательно обшивали шелковой тканью или далембой с узором. Верхние края левой полы декорировали узким кантом из ткани, из которой сделан воротник. «Чем тоньше кант, тем мастерица искуснее» Э.М. Намзал. Журнал «Кадын» №1 1996г

Чагы - зимняя дорожная одежда с мехом наружу, сшитая из шкуры горного козла,оленя, яка.Это была широкая распашная одежда с разрезом посредине, с полами равной ширины, с широким рукавом, с широким «шалью» воротником. При этом левую полу все же несколько запахивали на правую и завязывали вязками. Сзади имелся разрез. Длина одежды -несколько ниже колена (тогда как вышеописанные «тон» делали очень длинными - до лодыжки). Эта шуба была очень удобной при далеких поездках верхом на коне, полы закрывали ноги, а поднятый воротник защищал лицо и шею от ветра и холода. В осеннюю дождливую погоду по-верх осенней одежды «тон» араты надевали короткую войлочную или су-конную куртку - «хевенек», скроенную как и шуба «чагы», только значи-тельно короче ее. В фольклоре «хевенек» упоминается всегда как одежда бедняка-пастуха. (Прокофьева Е.Д. Процесс национальной консолидации тувинцев. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАНhttp://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/© МАЭ РАН)

Многие богатые тувинцы поверх тона надевали короткие распашные куртки с широкими рукавами

«х\рме». Шили их из косульей ровдуги, х/б ткани, шелка, шкур (чаще всего из волчьей шкуры) мехом наружу. Мужской «х\рме» из ткани называется «кандаазын», женский- «шегедек». (Вайнштейн С.И.)

Рисунок В. Даржа.

Хураган кежи тон

Особо нарядным считался тон из ягнячьей шкуры, он обычно покрывался яркой шелковой тканью, был легким. Обычно девушке, выходящей замуж обязательно шили такой «хураган кежи тон».

Детский тон.

Детский тон не отличался от одежды взрослого человека. Шили его из шкуры, чаще всего из шкуры ягненка, из ткани, из ткани на ватной основе и т.д.

Детский тон - чучак.

Его кроили так же, как тон взрослого, но могли сделать без ворота или с запахами в стык, края запахов и место воротника обшивали мерлушкой, кант не делали. В весенне- осеннее время можно было сшить ребенку ватный тон. Такая одежда была очень удобна.

Демисезонная одежда из шкуры.

В осеннее - зимнее время, тувинцы одевали ой тон. Ой тон- демисезонная одежда. Весной овец стригли, потом, когда шерсть немного отрастала, овец забивали и обрабатывали шкуру и шили «ой тон», Шкуры имели шерсть разной длины в зависимости от времени забоя и их носили в разное время года в зависимости от наступающих холодов. Значит, они имели разные термоизолирующие свойства. Шубы, сшитые из овчины с очень короткой шерстью, полученной в июле-июне месяце, сразу после стрижки, называли «тас ой тон» - от тас- «лысый».Некрытые материей шубы, называли «алгы тон»; крытые материей – додарлыг тон. Бедные могли одевать тон из шкур без шерсти (нагольные шубы, обычно из козьей шкуры) и в летнее время. Они обычно бывали легкими и удобными.

Если тон покрывали тканью или тон был только из ткани, швы с изнанки гладили. Утюга не было, было специальное приспособление -хаарыыл.

Хаарыыл. Рисунок Салчак А. Ч. Учитель ИЗО в МБОУ СОШ №2.г Кызыла.

Его нагревали в углях очага, таким горячим «утюгом» гладили предварительно смазанный сырой селезенкой шов. Гладилось отлично. Воротник и края «тона» до пояса по краям обшивались косой бейкой, из шелковой или более простой ткани, такие канты тоже обрабатывались селезенкой перед глажкой.


Похожая информация.


Монгуш Арат

Тувинский национальный костюм

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г.Чадана

Дзун-Хемчикского района Республики Тыва

Исследовательская работа

на тему:

Тувинский национальный костюм.

Выполнил(а): ученик 8 «А» класса

Монгуш Арат Аясович.

Руководитель работы:

Монгуш Очур Олегович.

Чадан – 2017

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Тувинский национальный костюм создавался и менялся на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней.

Тувинский национальный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие было обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения культуры и быта, характеристики традиционного художественного творчества, а также многих других сторон жизни народа, исторического процесса развития нации в целом.

В тувинском национальном костюме выразились миропонимание, обычаи, характер и сама суть коренного тувинского человека. В силу своего положения именно тувинцы являлись хранителями национальных традиций в костюме.

Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками, материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горностепной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. В одежде тувинцев можно проследить и социальные различия, и эстетические вкусы народа, увидеть отражение нескольких историко-генетических слоев в ее развитии. Она имела ряд особенностей, образуя, как и в других формах культуры, западно-тувинский скотоводческий и восточно-тувинский охотничье-оленеводческий комплексы (а также промежуточный охотничье-скотоводческий комплекс).

Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

С появлением общественного неравенства людей одежда превратилась в социальную маркировку. Разделение труда, развитие религии, наук, искусств, политических движений и многие другие направления человеческой деятельности породили свои знаки, символы. Некоторые из них оказались недолговечными, а некоторые просуществовали столетия, тысячелетия.

Степень изученности: одежда тувинцев была много изучена в II и III четверти XX века многими советскими учеными этнографами и издано достаточно материалов. А трансформация с 1960-1970-х г. и начало XXI века практически изучены мало.

Объектом исследования является тувинский национальный костюм.

Предметом исследования является особенности тувинского национального костюма.

Цель работы - показать особенности тувинского национального костюма.

Задача:

Выявить особенности тувинского национального костюма.

Источниковедческая база: изучению и описанию национальной одежды тувинцев посвятили свои труды ученые – исследователи В.П. Дьяконова, С.И.Вайнштейн, Л.В. Гребнев, Н.Я.Бичурин, Л.Ш. Сат-Бриль в 1950-1980-х годах.

Авторы данной работы провели самостоятельное исследование в поисках философско-нравственного содержания традиционного тувинского костюма. Раскрытие этой темы было бы невозможно без определенного изучения национальной одежды, системы символов других народов. Только таким путем мы быстрее понимаем общность, родство всех культур и неповторимую индивидуальность отдельной культуры.

Методы исследования:

Анализ теоретической литературы.

Наблюдение как научный метод.

Хронологические рамки исследования охватывает нижние грани XVII-XVIII вв., то есть с создания единого этноса «тыва улус» (тувинцы), а верхние грани – начало XXI столетия до периода современной трансформации тувинского национального костюма.

Территориальные рамки нашей работы охватывает территорию современной Тувы.

Научная новизна заключается в том, что нами была изучена трансформация тувинской национальной одежды на современном этапе, и какие изменения в национальной одежде произошли за последние полвека.

Практическая значимость. Материалы данной работы могут быть использованы во внеклассных мероприятиях по изучению тувинских обычаев и традиций тувинцев, а также на уроках краеведения.

История тувинской национальной одежды.

Традиционный тувинский костюм, бытовавший до маньчжурской экспансии, выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V – образный угол. Можно заключить, что подобное платье предки этого края носили достаточно долго, исходя из подобия одежды древних тюрков, уйгуров, кыргызов, монголов, под властью которых в разные времена VI века находились племена центральной части азиатского материка. Уточняя, можно добавить, что такую нательную одежду продолжали носить монголы периода династии Юань в VIII веке, носили и носят тувинские ламы третье столетие.

Костюмы выше перечисленных народов берут свои истоки в скифской культуре (VIII в. – II в. до н.э.). в тувинской одежде это влияние запечатлелось в крое нижней нательной рубашки, брюк и в облике головного убора «оваадай».

В XVII – XVIII в. в центре Азии из разных племен единой культурой сложился этнос, названный «тыва улус» (тувинцы).

Известно, что на протяжении нескольких тысячелетий для каждой семьи центрально-азиатских племен было традиционным выделывание войлока, обработка кожи и шкур животных, пошив одежды, обуви, изготовление домашней утвари. Эта традиция была в силе и для тувинцев вплоть до начала XX века. Естественно, уровень мастерства изготовителей был разным. Но благодаря массовости и прочности традиции стало возможным развитие высокой технологии изготовления красивейших образцов.

Но не успели тувинцы окрепнуть в самостоятельности, как в середине XIII века алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии, Тувы.

Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Это были последние заметные изменения в формировании традиционного тувинского костюма, и в таком виде он сохранился до наших дней.

Маньчжурские изменения должны были свидетельствовать о том, что жители этих стран являются подданными Маньчжурии. Из желания заручиться поддержкой духовенства маньчжуры сделали исключение для лам, позволив им носить халаты прежнего кроя. А для зажиточных местных феодалов обновленная одежда становилась государственной формой наместников новой власти.

Вот тогда и появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием «оолет», знаки различия на мужских головных уборов, безрукавная одежда кандаазын (маньч:ханьтадзе), короткополая хурме (др.вариант: курме) с рукавами, массовое ношение мужских косичек «кежеге».

Некоторые правила изготовления формы чиновников, в том числе подбора ткани, меха, а также знаки различия на головных уборах, платьях, другие детали костюма были представлены документом «Уложение китайской палаты внешних сношений».

Логично предположить, что к простым подданным предъявлялось гораздо меньше требований в отношении внешнего вида: стоячие воротники, фигурный вырез «оолет», для мужчин – прически «кежеге».

Следует отметить, что кежеге, которые следовало носить подобно маньчжурам, не стали нововведением, так как косичку на темени урянхайцы носили издавна. О том, свидетельствуют изображения на каменных изваяниях тюркского времени, найденных на территории Тувы, а также хроника времени Чингис-хана и тувинские народные сказки.

В полный комплект верхнего тувинского костюма тогда и позднее входили: халат (тон), пояс (кур), головной убор (борт), безрукавная одежда (кандаазын, шегедек, хоректээш), короткополая куртка (хурме), брюки (чувур), сапоги (идик), носки (ук), наколенники (одешки), муфта (туткуй), варежки (чулдургууш), подвески поясные (дерги) и украшения (каасталга).

Особенности национальной одежды тувинцев.

Тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому быту, подчинена целесообразности, вписана в природу – горы, степи, тайга, зимний хлад и летний зной. Конь – главный помощник, друг. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – чулдургууш, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

Тон малышей почти как у взрослых, и это придает карапузам-тувинцам важность вундеркиндов, в смокинге ковыляющих к роялю, или испанских инфант с полотен Веласкеса. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы.

Начало самостоятельного передвижения по миру, пусть и ползком, отмечается изготовлением первой обуви – бопук – чулок до колен, сшитых из войлока. А с бопуком мальчика или девочку обряжают и в первый тон, правда, без пояса, чтобы обеспечить телу больше свободы. К одежде детей привязывали медные бубенцы – до десяти штук! Вместе с ними – любимую игрушку. Но в отличие от нее бубенцы имели и практические цели – оберечь от злых духов, да и от других, не менее реальных опасностей: мать, занятая хозяйственными заботами, слыша не только голосок ребенка, но и нежный звон бубенчиков, всегда знала, где ее малыш.

Девица и юноша должны своими костюмами выражать скромность намерений и вместе с тем радость молодости. Девушка уже носит украшения – кольца и серьги. Полы девичьего тона закрытые, недвижные – это символ девственности. Все должны знать о том, что девушка готова стать невестой. Об этом сообщают появившиеся на уровне колен полоски разноцветной материи, идущие вдоль всего халата. Ну а вместо игрушек к поясу прикрепляются подвески – дерги. С левой стороны – коробка маникюрных принадлежностей: ножницы, щипцы для удаления заноз; с правой – коробочка с иглами, ножницами, наперстком. Это не просто необходимость иметь под рукой инструменты труда – остроконечные предметы защищают от злых сил.

Тоны юноши и девушки – ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

Выйдя замуж, женщина получала право носить самый красивый халат – эдиктиг тон. От девичьего он отличался округлой кокеткой, разноцветными поперечными полосками под ней. Кокетка переходила в кыдыг – вертикальные полосы по низу подола. На уровне бедра две пуговицы соединяли левую и правую полы. Подол низа у замужней женщины, в отличие от девичьего, усеченный, словно открывшийся. Он как бы освобождает дорогу будущему рождению. А радужная полоса – шалан, начинающаяся от усеченного края, «заклинает» новое богатство для рода. Главная деталь верха – пазуха (хоюн) является символом защиты всего сокровенного, в том числе напитка жизни – святого материнского молока.

Женские пояса обычно были красными – этот цвет приносит женщине счастье, дети у нее растут здоровыми и крепкими. Во время беременности пояса снимали.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оокдижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом – узлом счастья. В тувинских сказках шубы богатыря застегиваются на восемнадцать и более пуговиц!

Мужчина, достигший благополучия в создании семьи, в воспитании детей, приумножении благосостояния рода, общества, повязывал многослойный пояс ниже талии, чтобы подчеркнуть свою степенность, дородность. Мужской пояс был синим или голубым – эти цвета приносят удачу в охоте и других делах. Обычные мужские дерги – нож в ножнах, красивые курительные принадлежности (кисет, огниво, металлическая чашка для пепла, серповидный крючок для чистки трубки) иногда дополняла раковина-амулет. Интересно, что в чужой юрте нож в ножнах вытаскивали из-за пояса и подвешивали, что не позволяло быстро воспользоваться оружием – такая вот демонстрация мирных намерений.

А вот пояса нельзя было ни дарить, ни продавать – это считалось скверной приметой. После смерти человека, достигшего старости, его одежду оставляли неподалеку от погребения. И только кур возвращался сыновьям. Ведь при жизни человека он был вместилищем его души.

Заключение

Таким образом, в данной работе были рассмотрены история и виды национального тувинского костюма.

В ходе длительного исторического пути сформировался богатый, красивый, удобный национальный тувинский костюм, сохранивший свое значение до наших дней. В настоящее время национальная одежда применяется и развивается в двух направлениях:

В повседневной жизни как обыденная, праздничная, ритуальная, культовая и спортивная одежда;

В концертной деятельности как сценический костюм.

В повседневной жизни тувинцы чаще всего продолжают носить меховые и тканевые короткополые безрукавки «хоректээш», «кандаазын», тканевые халаты «терлик-тон». В зависимости от возможностей, т.е. реже носят, меховые шубы – очень теплые, долго ноские, поясных и других атрибутов костюма.

Менее всего востребованы поясные подвески, так как они в настоящее время потеряли свое функциональное значение.А многие мужчины заменили старинные огниво, табакерку, трубку на зажигалку и сигареты. Нож продолжает оставаться необходимым для осуществления производственной деятельности и современной мужчины – скотовод или охотник – еще носит его за поясом или в сапогах.

Поэтому можно заключить, что современные мужчины носят полный комплект народного костюма в качестве повседневной и праздничной одежды весьма редко.

Традиционный тувинский костюм – прекрасный памятник самобытной культуры маленького народа.

Он поможет тувинцам возродить наиболее важную часть культуры – духовную, которая неизбежно выражается через материальный мир, обретая достойную форму.

Список источников и литературы

1. Вайнштейн С.И. «Мир кочевников центра Азии». М.,1991г.,с.165.

2.Вайнштейн С.И., Крюкова В.М. «Об облике древних тюрков», М.,

1966 г.,с.182.

3.Кенин-Лопсан М.Б. «Традиционная этика тувинцев», с. 50.

4. Сат-Бриль Л.Ш. «Традиционная одежда тувинцев». Кызыл,1988г.,с.49.

5. Сат-Бриль Л.Ш. «Традиционная верхняя одежда тувинцев»,с.49.

6.Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм. Кызыл, 2000г.,с.155.

7. «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир», Новосибирск,1988г.,с.175.

Научные статьи из журналов:

1.Иргит И. «Эр кижининкаазы бар чуведээн: боргу, куру болгашидии» в газете «Тыванын аныяктары»,1992г.,8 декабря, с.4.