Конспект по речевому развитию в старшей группе. Путешествие в сказочный лес

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Мы – артисты»

Воспитатель Земелькина Надежда Николаевна. МБ ДОУ "Детский сад №203", г.Новокузнецка.

Данная работа будет полезна воспитателям старших групп. Занятие представлено в игровой форме. Действия происходят в "киностудии", где дети выполняют роль артистов.

Цель: совершенствование речевых навыков.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить составлять рассказ-описание по предмету сообща с товарищем;
расширять словарный запас детей словами: аплодисменты, артист, реклама, киностудия, радиопередача, репетиция;
закрепить умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию согласные;
учить образовывать однокоренные слова;
учить дифференцировать звуки с и з на слух
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, воображение, интонационную выразительность речи.
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, формировать навыки сотрудничества.

Реализуемые образовательные области:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: беседа с детьми о работе артистов, знакомство детей с языком жестов, чтение стихотворения А.Л. Барто «В театре».
Ресурсное обеспечение: корзина с игрушками, картинки с изображением предметов со звуками с и з, маленькая корзина, микрофон, магнитофон, диск (флэшка) с танцевальной, веселой музыкой, шоколадные медали, «волшебная палочка».
Ход НОД:
Вам нравиться профессия артиста? (ответы детей) А вы хотите побыть сегодня артистами? Мы будем, как артисты учиться выразительно и интересно говорить и понимать друг друга.
Артисты работают: в театре, в киностудии, на радио… Во время работы артисты внимательно слушают друг друга, не перебивают говорящего.

А как зрители благодарят артистов? (артисты это называют аплодисментами)
Итак, представьте, что вы все знаменитые артисты. Вы пришли на работу в киностудию. Пожалуйста, пройдите, и сядьте, кто с кем хочет. Я, Надежда Николаевна, директор киностудии.
1. Вы любите мультфильмы? Сейчас мы будем артистами, которые озвучивают мультфильм.
На экране рой пчёл («Ж-ж-ж»)
Следующий кадр: вечер, кругом комары (з-з-з)
Кадр изменился: пески, кругом змеи (ш-ш-ш)
И вот на экране заработал нанос (с-с-с)
Поаплодируем за прекрасное озвучивание мультфильма!
2. Артисты умеют интересно рассказывать обо всём. О любой вещи они расскажут так, что вы захотите купить эту вещь. Это называется реклама. Сейчас мы будем рекламировать игрушки. Об игрушке нужно рассказать кратко, но интересно, чтобы всем захотелось с ней поиграть. Послушайте, как будем рекламировать игрушки.
Воспитатель даёт образец рассказа.
Образец:
1. Это кукла.
2. На ней розовое платье и есть туфельки.
3. кукла изготовлена из мягкого материала, волосы – из шерстяных ниток.
4. У куклы есть туловище, руки, ноги, голова. У неё добрые глаза и улыбка.
5. С куклой можно играть, кормить, гулять, укладывать спать.

Воспитатель проходит мимо детей с корзиной игрушек.
- Возьмите одну игрушку на двоих. Придумайте рассказ о ней и договоритесь, кто из вас будет рассказывать.
После каждого рассказа – аплодисменты. «Эти артисты заслужили наши аплодисменты!» «Вы вместе составили рассказ об игрушке, поэтому реклама получилась удачная – все игрушки будут распроданы!»

3. Динамическая пауза.
- А теперь приготовьтесь к съёмкам Новогоднего карнавала, на который приглашены все игрушки, с которыми любят играть дети. Они будут танцевать под музыку. Когда музыка закончится – игрушки перестанут танцевать. А я буду корреспондентом (воспитатель подходит к ребенку с микрофоном). Расскажите, пожалуйста, какую игрушку вы изображали.

Аплодисменты.

4. Артисты умеют говорить одно и то же предложение по-разному. Вы будете на радиопередаче, и говорить предложение: «Наступила снежная зима». Я буду превращать вас волшебной палочкой в различных героев, и вы будете говорить их голосом это предложение. Говорит сердитый волк (хитрая лиса, весёлый Дедушка Мороз, добрая Снегурочка, грустный клоун)

После выступления всех артистов: «Аплодисменты не смолкают! Вы замечательно справились со своей ролью!»

5. Игра «Кузовок».
На репетиции, перед съёмками, артисты развивают свою речь. Они учатся находить нужный звук в словах. У вас на столах лежат карточки. В эту корзинку нужно положить карточку с предметом, в названии которого есть звук з. Вы посовещайтесь вдвоём и решите, карточку, с каким предметом нужно положить.
Давайте проверим, что же у нас оказалось в корзинке. Если в названии предмета, изображенного на карточке, есть звук з - вы ничего не говорите, а утвердительно киваете головой; если нет звука з - показываете жестом – «нет».

6. Продолжаем репетицию. Очень много надо уметь настоящим артистам, даже подбирать слова похожие на слово снег.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю… (снег)
С неба всё скользят пушинки
Серебристые… (снежинки)
Все бегут вперегонки
Все хотят играть в …(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка –
Это девочка… (снегурка)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил… (снег)

Бурные аплодисменты!

7. Уважаемые артисты, подойдите, пожалуйста, к директору киностудии.
Рабочий день артистов подошёл к концу. Что вы делали, как артисты? (предполагаемые ответы детей: придумывали рассказы об игрушках, показывали разные движения, озвучивали мультфильмы, находили слова с разными звуками, подбирали слова похожие на снег). Вам понравилось быть артистами?
Я, как директор киностудии, выражаю благодарность за хорошую работу, и хочу вручить премию (раздать шоколадные медальки)

Наше занятие закончилось, а всем артистам я предлагаю потанцевать.

Занятие для детей старшей группы направленно на то/ чтобы:

Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

детский сад № 291

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Путешествие к зайчику на день рождения»

Подготовила: воспитатель

Кривенченко Е.Л.

2012

Задачи.

Образовательные.

Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.

Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.

Развивающие.

Развивать у детей мышление, память, внимание.

Воспитательные.

Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал: цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа: заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия.

Орг. момент.

Воспитатель.

Здравствуйте, ребята! Послушайте, что я вам сейчас расскажу.

Когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе. (открываем письмо)

Основная часть.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

Воспитатель.

Интересно, пригласить - то пригласили, а открыток нет.

Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:

«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».

Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

Ло-ло-ло – у сосны дупло;

Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

ля-ля-ля – вот моя земля;

ли-ли-ли – мы козу пасли;

лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Воспитатель

Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.

Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают? (Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).

Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. (дети называют).

А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/

Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

Воспитатель

– Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? (Белка) Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две.

Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь

Сахар – соль

Чистота – грязь

Зима – лето

Потолок – пол

узкая – широкая /юбка/

длинное – короткое /платье/

сильный – слабый /спортсмен/

веселая – грустная /девочка/

высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/

Лежит – сидит /человек/

Закрыть – открыть /книгу/

Взлетает – садится /самолет/

Надевает – снимает /свитер/

Воспитатель.

Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.

Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую).

А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).

Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише

Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

Топтался и рычал.

Хотел он очень меда

А где достать – не знал.

Воспитатель

Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.

Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?» /иллюстрации/

медведь лиса солнце

волк белка окно

лось сорока дерево

аист ворона яблоко

Воспитатель.

Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.

Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.

Настроение у зайчика /какое?/ - радостное,веселое,счастливое.

А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

Воспитатель.

Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. (Да)

Интересно, куда Зайчик положит хлеб?

Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).

Для сахара? (Cахарница).

Для конфет? (Конфетница).

Для салата? (Салатница).

Для салфеток? (Салфетница).

Для масла? (Масленка).

Для соли? (Солонка).

Молодцы! Справились с очередной задачей. Надевайте свои наряды, мы идем на праздник с наилучшими пожеланиями, ведь мы так славно потрудились.

Ребята, а какие пословицы про труд мы знаем?

«Терпение и труд все перетрут»;

«За всякое дело берись умело»;

«Жизнь дана на добрые дела»;

«Какие труды, такие и плоды» и др.

Итог занятия

- Молодцы, ребята! Все задания выполнили правильно.

А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.

(проводится чаепитие)


Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.

Задачи:

· развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;

· развивать память, мышление, наблюдательность, речь;

· побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации;

· воспитывать у детей бережное отношение к книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;

· воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе «Сказочная страна»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: закрепить знания по сказкам и активизировать речь детей.

Задачи:

  • развивать слуховое и зрительное внимание, мыслительные процессы;
  • развивать память, мышление, наблюдательность, речь;
  • побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), развивать навыки импровизации;
  • воспитывать у детей бережное отношение к книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности;
  • воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки, дружбу.

Оборудование: фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп. В. Толкунова), письмо от сказочных героев, картинки с изображением персонажей сказок.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок («Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры-драматизации и инсценировки сказок.

Работа с родителями: просмотр с детьми мультфильмов по русским народным сказкам, беседа по ним.

Ход занятия:

Звучит фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп. В. Толкунова).

Дети входят в групповую комнату, присаживаются на стульчики, образуя круг.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие по сказкам?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие бывают сказки?

Дети: Сказки, которые придумал целый народ, и сказки, которые придумал один человек – автор.

Воспитатель: Молодцы. А как называются сказки, которые придумал целый народ?

Дети: Сказки, которые придумал народ, называют народные.

Воспитатель: А как называют сказки, которые придумал один человек – автор?

Дети: Сказки, которые придумал один автор – авторские.

Раздается стук в дверь. В группу входит почтальон и передает письмо от сказочных жителей.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Ребята! Помогите! Мы совсем запутались, кто в какой сказке живет. Что нам теперь делать? Помогите нам.

Сказочные персонажи.»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь сказочным персонажам?

Дети: Да, конечно хотим.

Игра «Угадай, какой персонаж, из какой сказки».

Воспитатель достает по одной карточке, на которой изображен сказочный персонаж, и показывает детям. Дети должны угадать сказку, в которой этот герой фигурирует.

Например:

щука (сказка «По щучьему велению»), курочка-Ряба («Курочка-Ряба»), Жучка («Репка»), лягушка («Сказка о царевне-лягушке»), мышка-норушка («Теремок»), козленок («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»), крошечка-Хаврошечка («Хаврошечка»), лиса («Лиса и кувшин», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух, лиса», «Петушок – золотой гребешок»), кот («Кот, петух, лиса»).

Воспитатель: Молодцы, вы очень добрые дети. Ребята, сказочные персонажи приготовили для вас игру. Хотите поиграть?

Ответы детей.

Игра «Найди ошибку в сказке».

Воспитатель зачитывает сказку детям, а одно слово меняет на другое. Дети на скорость должны «исправить ошибку» рассказчика.

Например:

– ... Бабка била-била, не разбила. Дед бил-бил не разбил. Кошка бежала, хвостиком махнула, яйцо и разбилось. (Кошка - мышка).

– … Вот едет дед и видит: серый волк свернулся калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к волку, а он не ворохнется, лежит себе как мертвый. «Вот будет подарок жене», - сказал дед, взял волка и положил на воз, а сам пошел впереди. (Волк - лиса).

– … А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит – сидит мышка, подхватила его стрелу. (Мышка - лягушка).

– … Вдруг идет слон. Увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Я, мышка-норушка.

Я, лягушка-квакушка.

Я, зайчик-побегайчик.

Я, лисичка-сестричка.

Я, волчок-серый бочок.

А ты кто?

А я слон.

Иди к нам жить! (Слон – медведь косолапый).

Воспитатель: Молодцы. Ребята, я предлагаю немного отдохнуть, вы согласны?

Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно, а сказочные персонажи нам помогут.

Физминутка «На лесной опушке в ряд».

На лесной опушке в ряд

Звери делают зарядку.

Заяц головой вращает –

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движение –

Очень ему нравится это упражнение.

Полосатенький енот изображает вертолет –

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далекий полет.

Серый волк немного сонный,

Выполняет он наклоны.

Ты, волчишка, не ленись,

Вправо-влево поклонись,

А потом вперед-назад

Получишь бодрости заряд.

Медвежонок приседает,

От пола пятки отрывает.

Спину держит прямо-прямо,

Как учила его мама.

Ну а белки, словно мячики

Дружно прыгают и скачут.

Дети выполняют движения по тексту.

Воспитатель: Ну что ж, немного отдохнули. Наше путешествие по сказкам продолжается.

Игровое упражнение «Перепиши сказку на свой лад».

Воспитатель: Ребята, вам интересно будет узнать, что приключилось с героями после окончания сказки? Например, что стало с лисой и волком из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», как сложилась судьба Хаврошечки?

Ответы детей.

Игра «Исправь ошибку».

Воспитатель: Ребята, вы столько знаете сказок и помните сказочных персонажей. А сможете ли вы найти ошибку в названии сказки? Проверим?

Ответы детей.

Воспитатель называет сказки, умышленно допустив ошибку, а дети исправляют.

«Петушок Ряба»

«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»

«Утки – лебеди»

«Лисичка с кастрюлькой»

«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»

«Мальчик с кулачок»

Воспитатель: Ребята, молодцы, вас не проведёшь, как я ни старалась, названия сказок вы очень хорошо знаете! А теперь я предлагаю вам стать героями сказки «Лисичка-сестричка и серый волк». Вы согласны?

Ответы детей.

Пантомимический этюд «Горе», «Хитрость», «Голод», «Злость» по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».

Дети изображают: дед горюет – подставляют ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздёргивают брови под углом, опускают голову; лиса хитрая – прищуривают глаза, делают повороты туловищем; волк голодный – поглаживают по животу, облизывают губы языком; волк злится на лису – одна рука согнута в локте, другая сжата в кулак, брови нахмурены, сердитое выражение лица.

Воспитатель: Ребята наше путешествие по сказкам подошло к концу. Вам понравилось путешествие в страну сказок? А в какие игры со сказками мы играли? А что вам понравилось больше всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на наш книжный уголок. Здесь у нас тоже живут книжки со сказками. Для того чтобы им хорошо жилось, нужно бережно к ним относиться: не рвать, не мять, аккуратно читать.


Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:

З.К.Р: Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.
Словарь: Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.
Продолжить знакомство детей с многозначными словами.
Грамматика: Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;
Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Материал:

Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги; иллюстрации, обозначающие антонимы; предметные картинки; нарисованная схема на ватмане; сундучок; пригласительные открытки; посуда для чаепития; письмо, магнитофон, карта-схема.

Предварительная работа:

Заучивание пословиц, физминутки; дидактические игры.

Ход занятия:

Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе./открываем письмо/

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.
Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:
«Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, вообщем, хорошо потрудиться».
- Ребята, а больше всех у нас трудится язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;
Ло-ло-ло – у сосны дупло;
Лу-лу-лу – дайте нам пилу;
ля-ля-ля – вот моя земля;
ли-ли-ли – мы козу пасли;
лю-лю-лю – я вас всех люблю.

Ребята, да с такими успехами мы все преодолеем. Готовьтесь, берите с собой нарядную одежду, подарки - все же на день рождения идем.

1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Анжелой Петровной не изучали, что они обозначают?/ Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные/.
- Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке. /дети называют/.
- А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их и определите первый звук в этих словах./бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек/
- Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. – Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть? /Белка/ Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол

Узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный – слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/

Смеется – плачет /ребенок/
Лежит – сидит /человек/
Закрыть – открыть /книгу/
Взлетает – садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/

Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с мухоморчиком разговаривает.
- «Я помогу вам дальше пройти, если вы про мои иголочки что-нибудь интересное расскажете, а мухоморчику про его ножку».
- Конечно, знаем. Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще иголки знаете? /у сосны, швейную, у ежа, медицинскую/.
- А какие ножки вы знаете? /у детей, у стола, стула, кресла/.
- Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит, может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.

4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.
- Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

/иллюстрации/

медведь лиса солнце
волк белка окно
лось сорока дерево
аист ворона яблоко

Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется, и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
Настроение у зайчика /какое?/ - радостное,веселое,счастливое.
А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.
- Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «В деревне у бабушки и дедушки»

Тема: «Домашние животные»

Цель:

  • расширять и закреплять словарь по теме « Домашние животные» , упражнять в подборе определений;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • продолжать учить разгадывать загадки ;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику;
  • закреплять умение составлять рассказ – описание, развивать связную речь;
  • воспитывать бережное доброе отношение к животным.

Оборудование:

“цветик – семицветик”, 7 конвертов с заданиями, картинки с изображением домашних животных, волшебная палочка, магнитная доска, прищепки по количеству детей, игрушка – котёнок. Фотография дедушки и бабушки, фотография внучки Маши, посылка, плоскостное изображение «хлев».. Картина, опорные картинки к картине .

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок , иллюстраций с изображением животных;
  • рисование, лепка животных
  • загадки, игры о домашних животных;
  • чтение рассказа Н. Носова “Живая шляпа”, рассказывание русской народной сказки “Зимовье зверей”, рассказы Е. Чарушина, М. Пришвина о домашних животных.

Методы и приёмы:

Вопросы, рассказы детей, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, чтение стихотворения, прослушивание песни “Голубой вагон”, разгадывание загадок.

Словарь : табун, стадо, отара, свора, названия животных, их жилищ.

Ход занятия

На ковре стоят 2 стола.

Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Ульяны и дедушки Феди. Они прислали нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что они пишут: «Дорогие ребята! У нас есть внучка Маша. Но она отправилась путешествовать и заблудилась в сказочной стране Знаний. Помогите нам, пожалуйста, мы уже старенькие и не можем ее отыскать. Мы надеемся, что вы смелые и активные и можете нам помочь. Большое спасибо вам. Дедушка Федя и бабушка Ульяна.»

Ребята! Поможем дедушке с бабушкой?

Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Знаний. Как вы думаете, на чем можно путешествовать?

Дети: на машине, на автобусе, на велосипеде, на воздушном шаре и т. д.

Педагог: а мы с вами поедем.… Нет, попробуйте сами отгадать.

Загадка:

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(поезд)

Педагог : Правильно. Это поезд. Он уже давно ждёт вас, но в вагон сядет лишь тот, кто приобретет билет. А билетом в наш поезд будет картинка с домашним животным.

(Дети называют животных и садятся на места. Звучит песня “Голубой вагон”)Стульчики стоят в виде вагона.

Педагог : Вот, ребята, мы и приехали в страну Знаний, Страна эта – необычная и загадочная. И предметы в этой стране необычные. Посмотрите, какой красивый цветок. А вы знаете, как он называется?

Дети : цветик – семицветик

Педагог : правильно, а кто знает, почему он так называется?

Дети : у него 7 лепестков разного цвета. Назовите цвета лепестков.

Он -то нам и поможет разыскать Машу. Но для этого нужно открыть все лепестки. Посмотрите, у него на лепестках есть номера. Такие же номера стоят на конвертах с заданиями. Нам нужно открыть все конверты, их должно быть 7 – столько же, сколько лепестков у цветика – семицветика. Мы должны выполнить все задания, а затем открыть лепестки под такими же номерами. И тогда Цветик - семицветик нам поможет найти Машу. Ну что, начнём! Тогда ищите 7 конвертов, несите их на стол и мы будем по порядку их открывать и выполнять задания.

(дети приносят конверты, находят с цифрой 1)Каждый ребенок, принесший конверт должен рассказать где лежал конверт, используя предлоги.Подходим к мольберту.

У бабушки и у дедушки в деревне много верных друзей. Они за ними ухаживают, да и друзья в долгу не остаются. Хотите посмотреть, кто это?

1. Речевая игра: «Какой, какая, какие?»

Кто это?

Какая она?

А это кто?

Какая она?

Дети по очереди подходят к магнитной доске, берут карточку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто изображен на карточке

Это корова.

Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

Это собака.

Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.

(коза – маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая; кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая)

Один ребенок описывает, остальные добавляют.

Теперь мы открываем лепесток с цифрой 1.Какая следующая цифра идет за цифрой один? Найдите конверт с цифрой 2.

Конверт № 2

Задание “Кто где живёт?”

Я задаю вопрос и передаю кому-нибудь палочку. У кого она окажется, тот и отвечает.

  1. Где живёт лошадь? - в конюшне
  2. Собака - в конуре
  3. Кролик - в клетке, в крольчатнике
  4. Свинья – в свинарнике
  5. Кошка – в доме
  6. Корова – в хлеву, в коровнике
  7. Коза – в хлеву
  8. Овца – в овчарне

(открываем лепесток с цифрой 2) Какая идет следующая цифра ? Найдите конверт с цифрой 3.

Конверт №3

Задание “Объясни словечко”

(дети по очереди объясняют значение каждого слова)

Табун – много лошадей,

Стадо – много коров,

Отара – много овец,

Свора – много собак.

(открывают лепесток 3)

Конверт 4. Речедвигательная гимнастика «Игра в стадо. Дети читают стихотворение и выполняют действия.

Игра в стадо

Мы вчера играли в стадо,
И рычать нам было надо.
Мы рычали и мычали,
По-собачьи лаяли,
Не слыхали замечаний
Анны Николаевны.

А она сказала строго:
- Что за шум такой у вас?
Я детей видала много -
Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:
- Никаких детей тут нет!
Мы не Пети и не Вовы -
Мы собаки и коровы!

И всегда собаки лают,
Ваших слов не понимают.
И всегда мычат коровы,
Отгоняя мух.

А она в ответ: - Да что вы?
Ладно, если вы коровы,
Я тогда - пастух.
И прошу иметь в виду:
Я коров домой веду

Конверт 5. Составление описательного рассказа по картине.

Дедушка с бабушкой очень любят слушать интересные рассказы, истории. Давайте составим рассказ по картине, которую они нам прислали. Внучке Маше тоже будет интересно послушать.

Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть.

ВОПРОСЫ:

1.Придумайте кличку кошке.

2, Какого цвета кошка?

3. Какая шерстка у кошки?

4. Какие части тела есть у кошки?

5. Какое у нее настроение?

6. Почему она грустная?

7.Что надо сделать, чтобы кошка стала радостной, веселой?

Воспитатель просит детей отвечать полными предложениями

Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки. (Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности). Кто хочет?

(Выслушать 2-3 ребенка)

Какая следующая цифра за цифрой? Найдите конверт с цифрой 6.

Конверт №6

Задание “Успокой котёнка” - котенок плачет, дети успокаивают его ласковыми словами (маленький, пушистенький, ласковый, усатенький, хорошенький и т. д.)

Пальчиковое упражнение “Котёнок” (с прищепкой)

Кусается сильно котёнок – глупыш,
Он думает это не палец, а мышь (смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться – скажу тебе: “Кыш!”

Поиграли мы с котёнком, он и успокоился, ему стало весело. А нам пора открывать последний лепесток.

Конверт 7.

Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру « Доскажи словечко».

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная … (радуга).

Утром дед спросил у внучки:

Почему не моешь… (ручки)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота…(гол)

Солнце светит очень ярко,

Бегемоту очень … (жарко).

Где обедал воробей?

В зоопарке у…(зверей)

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

Жук упал и встать не может,

Ждёт он, кто ему…(поможет)

Мы открыли все лепестки Цветика - семицветика и теперь он сможет выполнить наше любое желание. Давайте загадаем желание, чтобы Маша оказалась дома с дедушкой и бабушкой?!(загадываем желание).Давайте посмотрим, вернулась ли Маша? Несу фотографию, где Маша вернулась домой. Посмотрите, что случилось у Бабушки Ульяны и дедушки Федора? Какое настроение у героев картинки?

Я хочу сказать вам, что вы все “МОЛОДЦЫ”. Вы прекрасно справились со всеми заданиямиА теперь нам пора в детский сад.

(Воспитатель встаёт впереди, дети - сзади “паровозиком”, под музыку “идем на ковер. В какой стране мы с вами побывали? Кого нам удалось спасти? Какое задание Цветика Семицветика вам понравилось больше всего?