Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов? Благословение молодых родителями.

В давние времена благословение родителями жениха и невесты было обязательным, без него молодых бы никто не поженил. Сегодня этот обряд уже утратил свою значимость, но все же многие молодожены стремятся получить благословение родителей на свадьбе.

Благословение родителей на свадьбе

Обряд благословения родителей состоит из двух этапов: перед свадьбой (ЗАГСом или венчанием) и перед началом празднования.

  1. Перед свадьбой жених с невестой получают благословение родителей невесты. Происходит это обычно после выкупа, когда жених уже преодолел все каверзные задания и добрался до невесты, но перед выходом из ее дома. Соблюдение последнего условия обязательно – за порогом начнется новая жизнь, поэтому первое благословение пара должна получить перед выходом из родительского дома. Родители невесты произносят напутственные слова и пожелания молодой паре. Это считается знаком одобрения избранника дочери, а не только пожеланием счастливой жизни. Первое благословение может быть получено и в день сватовства. Но сегодня эту традицию соблюдают не так часто, поэтому обычно оба благословения молодые получают в день свадьбы.
  2. Второе благословение на свадьбе молодожены получают от родителей жениха. Происходит это после возвращения из ЗАГСА (церкви) перед входом в банкетный зал или дом жениха. Родители жениха произносят теплые слова и пожелания счастливой жизни молодой семье. Свое благословение родители могут продемонстрировать и в поздравлениях во время банкета. Это может быть стихотворное поздравление или рассказ о хороших качествах дочери (сына), в конце которого родители говорят, что их дети обязательно будут счастливы в браке. По традиции речь должен начинать говорить отец невесты, но не все мужчины многословны, поэтому допускается, чтобы роль рассказчика на себя взяла мать.
Благословение родителей по православной традиции

В православной традиции также обряд благословения проходит в 2 этапа – сначала одобрение со стороны родителей невесты, а потом пожелания счастья от родителей жениха.

Иконы, которыми благословляли молодых, ставятся на стол на время празднования. После эти иконы переходят к молодоженам и становятся семейными реликвиями. Впоследствии эти иконы передаются по наследству детям.

В христианских семьях благословение родителей на счастливую семейную жизнь детей является давней и тщательно соблюдаемой традицией. Считается, что оно поможет молодой паре в будущем и будет охранять ее от сглазов и невзгод. Поэтому и в наши дни этот ритуал неукоснимо соблюдается на большинстве свадеб. Портал Свадьбаголик.ru расскажет, как следует встречать молодоженов .

Благословение дочери перед свадьбой

Считается, что напутственные слова матери своей дочери перед заключением брака имеют особую оберегающую силу. Этот обряд является неотъемлемой частью нашей культуры. Несмотря на это, он остается одной из самых трогательных и волнительных свадебных традиций. Благословление от мамы своей дочери означает, что она полностью принимает ее выбор, и в день свадьбы желает молодым только счастья. Но при этом не стоит забывать, что слова обращены не только к невесте, но и к жениху, потому что в этот день они становятся одним целым.


По обычаю, в день свадьбы жених должен приехать за невестой, пройти ряд испытаний и заплатить за нее выкуп. Только после этого он допускается к своей суженой, и именно здесь наступает момент благословения. Если запланировано несколько дней празднования, то этот ритуал проводится только в первый день, ведь особенности второго дня свадьбы подразумевают больше раскованности, веселья и развлечений.


В нашей культуре существует два способа такого благословления:


В первом случае ритуал проводится только с участием молодых, родителей и крестных родителей в отдельной комнате. Мать невесты должна держать икону с рушником лицом к молодым. При этом ей не следует волноваться по поводу того, что следует говорить в момент, когда она начнет благословлять молодоженов иконой. Специальных формулировок для произнесения нет, все зависит от искренности родителей и их красноречия. Но обязательным будет для матери трижды перекрестить дочь, затем будущего зятя, затем обоих, признав их парой. Отец в этом случае может поступить таким же образом. После этого должны перекреститься и молодые и поцеловать икону.

Второе благословение по православной традиции происходит после ЗАГСа в банкетном зале. Их встречают родители жениха с иконами и караваем и держат слово. В соответствии со свадебным обрядом, свекровь произносит благословение своей невестке уже как родной дочери. После такой речи молодые целуют иконы и принимают хлеб-соль.

Иконы для благословения молодоженов

Портал сайт отмечает, что для соблюдения всех правил нужно знать, какой иконой и каким образом благословляют молодоженов. Для такого обряда выбираются две иконы:

  • Казанская икона Божьей Матери.
  • Спас Вседержитель.

Казанская икона Божьей Матери - самое известное и каноническое изображение Богородицы. Она считается защитницей русского народа, именно этот образ оберегал Россию во время войны с войском польским. Именно ей мать благословляет дочь перед свадьбой, произнося красивые слова.

Икона «Спас Вседержитель» - тоже традиционное изображение, но на этот раз Христа. На нем Сын Божий в одной руке держит Евангелие, указывая спасительный путь, а второй рукой благословляет смотрящего. Этой иконой в день свадьбы будущая теща благословляет жениха как своего родного сына, чтобы та направляла главу семейства и оберегала семью.

В наше время иконы используются как по отдельности, так и в формате складня - так называемой венчальной пары. Она представляет собой оба образа, соединенных вместе и которые можно сложить.

Кроме того, некоторые иконы можно преподности в качестве подарка на свадьбу молодоженам от гостей. Свадебные традиции и обычаи говорят, что лучше всего подойдет икона Петра и Февронии Муромских, символизирующие семейное счастье и любовь. Она считается чудодейственной, ей можно молиться о благополучии. Оформление образа в таком случае не имеет значения и зависит от фантазии и финансовых возможностей дарящих.

Родительское благословение может давать огромную силу и защиту детям, если его давать правильно.

Что такое родительское благословение? В чем его необходимость? Рождается оно спонтанно, или к нему готовятся? К сожалению, в современном обществе и родители, и дети над этими вопросами задумываются не так часто. Обычно это связано с вопросом вступления в семейную жизнь, да и то не всегда.

Интересно, многие ли из нас вспомнят тот момент, когда они получали именно родительское благословение или сами его давали? Такие вопросы были предложены участникам круглого стола.

Архимандрит Лонгин (Чернуха) - насельник Киево-Печерской Лавры, главный редактор «Церковной православной газеты».

Трудно найти народ, в этических нормах которого не было бы прописано почитание родителей. Очевидно, что эта добродетель является одним из основных факторов благополучия человека, который готовится или уже вступил в самостоятельную жизнь. Но, с другой стороны, акцент на хранении этого жизненного правила как раз и свидетельствует о том, что оно чаще всего нарушается.

Почему? Вопрос нужно задавать и родителям, и детям. Что касается детей, то это, скорее, недостаток жизненного опыта, легкомысленность, поверхностное отношение к жизни, но также и недостаток авторитета родителей. Вот тут уже нужно спрашивать родителей, почему их авторитет и доверие детей к ним пропадают. Родительское благословение будет иметь большую силу, если оно подкрепляется авторитетом родителей.

Родительское благословение слова видео

К сожалению, также можно констатировать и факт утраты многих традиций, которые были созданы нашими предками. И как это часто бывает – старое утратить легко, а новое приобрести очень сложно. Новые традиции семьи современным обществом не созданы, а то, что создается, к сожалению, не могут служить украшением нашей жизни. К таким утраченным традициям относится и традиция родительского благословения.

А ведь именно благодаря традициям мы обретаем мировоззрение, уклад жизни, обычаи семьи. В старину родители понимали, что вступление в бракведет к объединению двух родов, уклад каждого из которых мог сильно отличаться друг от друга. Люди жили большими семьями, и традиции рода были важной частью, так как помогали регулировать отношения между всеми членами семьи.

Сегодня происходит тоже самое. Молодая семья так же объединяет совершенно разные системы укладов. Поэтому, конечно же, традиция родительского благословения важна и сегодня. И эти традиции нужно возрождать.

- насельница Киевского Флоровского монастыря, литературный редактор Издательского отделаУПЦ, член редакционной коллегии «Церковной православной газеты».

Вполне согласна с матушкой Екатериной. Все начинается с традиции семьи. Если в семье почитают дедушек и бабушек, если помнят прадедушек и прабабушек, а возможно, и более отдаленных родственников, рассказывают о них детям, о том, как они жили, о каких-то поступках и случаях из жизни родных, свидетельствующих о трудолюбии, честности, благочестии и других достойных уважения качествах, то дети учатся гордиться своими предками и сами стараются жить достойно, зная, что их внукам когда-то будут рассказывать о них уже их дети.

Вспомним жизнеописания великих людей, многие из них знали свою родословную чуть ли не с возникновения фамилии. Недаром же в Евангелии, главной книге всех христиан, такое внимание уделяется родословию Христа.

Конечно, мы должны отдавать себе отчет, что сегодня семейный уклад очень далек от того, каким он был, скажем, в XIX веке. И если мы просто начнем копировать его - это будет подделка, вроде тех казаков, которые носят неизвестно где и как заработанные Георгиевские кресты.

Родительское благословение сына

Мне кажется, все должно идти от сердца. Главное – понять, что традиция это не лубочная картинка, что это то, что жизненно необходимо нам, если мы хотим, чтобы наши дети были счастливы и прожили свою жизнь достойно.

В Священном Писании сказано: «Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания»(Сир. 3, 8-9).

В качестве иллюстрации расскажу две истории о родительском благословении. Приходит как-то ко мне одна верующая женщина и жалуется, что муж пьет и безобразничает. Дети страдают, семья на грани нищеты. Я спрашиваю, а ты когда замуж за него шла, у мамы своей спросила? Она в ответ: «Ой нет, он моей маме очень не нравился, она не хотела, чтобы я за него выходила».

И другая история. Была у меня знакомая верующая старушка, Мария Андреевна Ганжулевич. Родилась она в Житомире в большой священнической семье, в которой была самой младшей, последышем. В начале 30-х годов отец ее был арестован и сослан в Сибирь.

По дороге в ссылку его, 74-летнего, ослепшего больного старика, думая, что он все равно умрет, просто выбросили из вагона теплушки. Но он не умер, и пешком, побираясь, как нищий, и ночуя где придется, добрался до дому.

Когда Мария, еще совсем девочка, окончила медицинское училище (надо сказать, что это было чудо, так как детям лишенцев не разрешалось учиться в средних и высших учебных заведениях), то получила назначение в медпункт на лесопильню. И вот папа, напутствуя, благословил ее иконой Богородицы на труд во благо по сути той чудовищной власти, от которой жестоко и несправедливо пострадал.

Я видела эту икону и сама читала слова родительского благословения на ней. К сожалению, не помню дословно написанного. Но помню, как меня поразила серьезность отношения отца Андрея к предстоящему его дочери малоинтересному, как мне тогда казалось, поприщу.

Он писал, что благословляет дочь Марию на честный труд и помощь страждущим людям. Я думаю, само собой понятно, что Мария Андреевна прожила долгую и достойную жизнь. После училища она, верующая девушка, поступила в медицинский институт и, будучи советской студенткой не побоялась помогать и навещать в ссылке своего духовного отца архиепископа Волынского и Житомирского Аверкия (Кедрова), расстрелянного в 1937 году.

Родительское благословение молодым

Мария Андреевна прошла всю Великую Отечественную войну, сначала как врач в партизанском отряде, а затем и в действующей армии. После войны она до пенсии работала врачом в психиатрической больнице. На протяжении всей своей жизни Мария Андреевна неизменно пользовалась уважением и любовью близких, своих пациентов и всех, кто знал этого светлого человека. Так что, как в известной песне, «думайте сами, решайте сами иметь или не иметь».

Архимандрит Лонгин (Чернуха)

Мне вспомнилась одна история. К принятию монашества я созрел, когда мои родители уже умерли. В конце Великого поста, на Страстной, мне былоназначено время пострига. Я решил съездить на родину, вроде прощания с родными и друзьями.

У меня было сомнение: говорить о постриге своей родной сестре, которая старше меня на 13 лет и в детстве воспитывала меня, или нет. Я боялся, что она расстроится. Мне было дискомфортно от одной мысли о прощании со слезами… Но, как я позднее понял, мною в большей мере руководил эгоизм. Я не хотел себе лишних проблем, душевных переживаний.

В то время из Киева и обратно я ездил «автостопом». Максимум ждать машину приходилось не более сорока минут. Вот я, никому не сказав о постриге, вышел из дому. На трассе я простоял больше трех часов. Более того, решив добираться на перекладных, я застрял в дороге, достаточно отдалившись от дома.

Ни туда, ни сюда. За это время мне о многом пришлось передумать. И чем дольше я ждал машину, тем яснее доходило до меня, что я поступаю с сестрой неправильно.

Все-таки она старше меня, самый родной после родителей человек, и я непросто должен ей сказать о своих изменениях в жизни, но должен попросить у нее благословения. Смирившись с этой мыслью, я перешел на другую сторону дороги. Тут же подъехал автобус и через час я был уже дома. Получив благословение у сестры, на другой день я вышел на трассу. Через пару минут остановилась машина, и я отправился в Киев.

- клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы на жилмассиве «Солнечный» г. Днепропетровска, руководитель катехизаторских курсов Днепропетровской епархии.

Говоря о благословении, в частности и родительском, православному христианину неизбежно становится немного грустно. Потому что благословение, это то, что почти отсутствует в современной жизни. Само понятие «благо» имеет корни Божественного происхождения. «Господь даст благо» (Пс. 84. 13).

А значит Божественно и все то, что несет в себе благо: БЛАГО-дать, БЛАГО-дарение, БЛАГО-вестие, БЛАГО-деяние, БЛАГО-честие, БЛАГО-разумие, и, конечно же, БЛАГО-словение. Благословить, значит передать слово от Самого Бога, которое обожествляет и одухотворяет нашу жизнь.

Собственно благословение неразрывно связано с понятием отцовства, родительства. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр 7.7). То есть благословить может родитель свое чадо, а не наоборот. В благословении происходит соединение всего самого священного, что мы видим в родителях.

Родительское благословение детям

Для того, кому преподносится благословение, духовный отец, родители по плоти, неразрывно связаны с Отцом Небесным, с Царицей Небесной. Вопрос: всегда ли происходит эта священная связь на самом деле?

О том, что священническое и даже архиерейское благословение часто бывает простой формой приветствия, сегодня пишут и говорят достаточно много. А вот родительское благословение, нынче как – то забыто вовсе.

Да и о каком благословении можно говорить, если живая, личностная связь человека с Богом, для большей части человечества давно разорвана. А у большинства тех, кто считает себя людьми верующими, духовная жизнь ограничивается довольно слабенькой интеграцией в традиционно – обрядовую систему.

Родительский статус утратил свое Божественное начало. Попросту говоря, в лице родителей, дети не видят Бога и поэтому, чаще всего, не имеют авторитета. Это, в свою очередь, приводит к потере взаимопонимания между родителями и детьми, да и в целом, между поколениями, к социальным конфликтам и разобщенности. Все это делает нашу жизнь тусклой, бессодержательной и бессмысленной. Грустно.

Монахиня Евтропия (Бобровникова)

Грустно, думаю, многим, и не только из-за того, что «благословение, это то, что почти отсутствует в современной жизни». К сожалению, очень многое «отсутствует» сегодня в нашей жизни. Ильин говорил, что религиозность - это, прежде всего, ответственность.

Так вот, отсутствие благословения - свидетельство отсутствия ответственности детей перед родителями и родителей перед детьми, а значит - перед Богом. И это, к сожалению, в первую очередь относится к нам, тем, кто считает себя верующими.

Архимандрит Лонгин (Чернуха)

Думаю, что все же дети тоже могут благословлять своих родителей. Мы же благословляем Отца нашего Небесного. Как раз одна из современных проблем заключается в том, что дети стесняются своих родителей, избегают разговоров с ними при своих сверстниках, а иногда в компаниях с пренебрежением говорят о своих «стариках».

Не хочу винить в этом только детей. Часто родители бывают виновными в утрате к ним уважения. Но и не оправдываю их. Как пример уважительного отношения детей к родителям, не смотря на их безответственное отношение к своему отцовству, предлагаю читателям прочесть рассказ А.П.Чехова «Отец».

Как правильно дать родительское благословение

Наталья Горошкова - главный редактор семейного православного журнала «Фамилия», Киев.

Сегодня трудно говорить о родительском благословении, если родители, зачастую, не знают, чем живут их дети, какие книги читают, с кем проводят время. Что они могут, в таком случае, посоветовать? И имеют ли они право? Как можно предостеречь ребёнка от неправильных шагов, не зная в каком направлении он двигается.

Родительское благословение – это вопрос ответственности и духовной зрелости. Притом, с двух сторон. Это показатель добрых, искренних отношений между детьми и родителями. Когда родители одобряют решения, которые принимают их выросшие дети. И родительское благословение – это следствие правильного воспитания и гармоничного развития отношений в семье, выстроенной на любви и уважении.

В начале жизни, дети полностью подчинены родителям. По мере взросления, всё больше ответственности перекладывается на детей. И задача родителей – не командовать детьми, а научить самостоятельно принимать правильные решения, решать сложные вопросы.

Чтоб дети поняли и захотели делать то, что правильно. Тогда родительское благословение будет значимым экзаменом на взаимопонимание. И, так как во многих семьях не выстраиваются правильно эти отношения, – нет участия и живого интереса друг к другу, -то, как следствие, всё больше беспомощных родителей, которых не слышат их повзрослевшие дети, и которые в отчаянии готовы кричать вслед за Тарасом Бульбой: “Я тебя породил, я тебя и убью”.

Монахиня Евтропия (Бобровникова)

Начинать надо с нас, взрослых, т.е. с себя. Во-первых, надо избавиться от советской привычки врать и вообще всякого рода «показухи». Понятно, что вот так сразу избавиться от того, что десятилетиями воспитывалось, невозможно. Но надо, по крайней мере, стараться честно относиться к себе и своим детям.

Надо искренне желать нашим детям добра, не «успеха», а именно добра в христианском понимании этого слова. Надо честно говорить детям (конечно, сообразно с возрастом), что «успех» в жизни не самое главное, что жизнь их может быть и трудной, но, главное, в любых обстоятельствах оставаться человеком.

Мне очень понравились слова отца Ольги Седаковой: «Я тебя не для тебя ращу, а для людей»… Еще лучше растить людей для Бога, но только это не должно быть просто декларацией. А если это будет глубоким внутренним убеждением, то родительское благословение будет не просто некой благочестивой формой, ибо «от избытка сердца глаголют уста».

Анастасия Бондарук

Опираясь на слова о. Александра «Собственно благословение неразрывно связано с понятием отцовства, родительства. «Без всякого же прекословия меньший благословляется большим» (Евр 7.7). Так в семье устанавливается иерархия, т.е. возникает структура определенным образом организованная. Иерархия (от греч. hieros - священный, arche - власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему.

Родительское благословение дочери

Противоположность принципу иерархии – принцип равенства. Таким образом, то, что окружает развивающегося ребенка извне, становится им самим. Тогда ребенок и в себе может либо иметь структурную иерархию, как говорили на Руси «Царя в голове», тогда все его низшие силы души будут управляться высшими. Или внутри его личности будет принцип равенства. И любая душевная сила может излиться во вне безо всякого осмысления.

Так формируется, например, антисоциальная личность. Человек, который не может управлять своими деструктивными импульсами. Поэтому, в тех семьях, где дети принимают родительское благословение, а родители его дают, возникает возможность духовного и психологического здоровья, открывается возможность социализации.

Ребенок учится уважать и слышать другого. Если благословение исчезает, упраздняется иерархия, то принцип равенства вступает в свои разрушительные права.

Конечно, в жизни не все так полярно. К счастью, в не церковных семьях могут остаться сильными закон почитания старших, заложенный верующими прадедами. И в православных семьях могут быть трудности, когда власть родителей может быть чрезмерно жесткой, требования слишком высокие. Соответственно, в таких случаях, старшим важно учиться видеть возможности и силы ребенка.

Протоиерей Александр Немчинов

Именно такое равенство навязывают сегодня всему человечеству вместе с «идеалами» гуманизма и демократии. Результат, как говорится, налицо. Современному человеку очень трудно бывает порой понять, что слова «равенство» и «справедливость», это отнюдь не синонимы.

Демагогическая триада «свобода, равенство, братство», в начале ХХ века, в России стала настоящей эпидемией, которая частично проникла даже в церковное сознание. Охваченные болезненной эйфорией «обновления и переустройства мира», люди не хотели и не могли увидеть того, что священное понятие «свобода», они попросту перепутали с вольностью и распущенностью.

А равенство, при таком понимании свободы, в конечном итоге может привести только к разрушению всех основ иерархичности, то есть – к АНАРХИИ. Стоит ли удивляться, что патриархальный уклад, сакрализирующий не только Церковную, но и общественную, и семейную иерархию, был почти полностью сметен «волной» этой эйфории.

Восстановить сегодня в обществе прежнее благоговейное (но не подобострастное!) отношение к субординации, куда сложнее, чем восстанавливать города снесенные цунами. Вот, созерцая эту печальную картину, и зададимся Толстовским вопросом: «Так что же нам делать?».

Анастасия Бондарук

В консультировании семей, работает формирование понимания у родителей тех личностных нарушений, которые формируются у ребенка при отсутствии отцовской позиции в семье. Список их достаточно обширен. Иногда семья уже приходит, столкнувшись со сложными, иногда необратимыми нарушениями у ребенка. Часто такие семьи готовы к изменениями. Хотя, есть у них и сопротивление росту духовному и психологическому.

Родительское благословение на брак

Многие мои коллеги, столкнувшись с невозможностью отца стать для семьи авторитетом, рекомендуют семье походить на беседы, которые проводят при храме тот или иной батюшка. Так, при помощи авторитета священника, который свидетельствует человеку о бытии Божием, об истинном Отцовстве у ребенка формируется представление Кто такой Отец. Это становится частью личности.

Характер ребенка меняется. Меняются и отношения в семье. Говорить о проблемах – меры не самые популярные. Когда они применяются на социальном уровне, по статистике, люди часто реагируют депрессивно. Поэтому, можно использовать контраст. Давать образ сильного отца, как это влияет на детей, на семью и влияние слабой отцовской позиции.

Многие спрашивают: «А если я воспитываю сына одна?» Здесь нужно вспомнить, как наш народ выстоял в послевоенные годы. Матери говорили своим сыновьям: «Ты, что делаешь? Твой отец за тебя кровь проливал, погиб геройски. Что бы он сказал на это?» Так формировался образ сильного отца, отца героя. И ребенок старался хоть немного соответствовать.

В наше время очень много говорится о роли матери, о матери поют песни, а об отце? «Папа может…., только мамой не может быть». Если мы работаем в православныхСМИ, то можем формировать понимание значение отцовской позиции, понимание того, что существует дефицит такой позиции, последствия этого дефицита и выход.

Кто такой сильный отец? Это не деспотичный отец, это не отец, который стучит кулаком по столу и требует к себе уважения, это не отец, запугивающий всех карой Божией и забывающий о Божией любви. Часто цитируют ап. Павла «жене – глава муж», забывая, что полная цитата: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор.11.3)

То есть сильный отец – это отец стремящийся жить в соответствии с законом, помня при этом о блаженстве тех, кто понимает свою духовную нищету. Поэтому и с православными есть о чем говорить. Например, о комплексе православной полноценности.

«Если я хожу в Церковь, то я почти идеален. Проблем у меня быть не должно. Я с Богом договорился». Так же не понимание, необходимости и важности социализации. Ведь иногда, позиция родителей настолько сильна, что детям можно жить только в семье и трудно выходить в социум. Не учитывается, что для нормального психологического развития в подростковом возрасте авторитет родителей сменяется на социальные авторитеты.

Например, одна мама обратилась с тем, что ее сын стал дружить с готами. Она всеми силами предлагала себя как пример для подражания. Мальчику это не подходило. В работе с ним стало понятно, что у готов он ищет позицию, отличную от маминой. «Хочу стать собой». И выходом для него стало знакомство с тренером по борьбе, которой он увлекся. Этот молодой мужчина стал для него примером силы и мужества.

Мама же думала, что может заменить ребенку весь мир. Это очень опасно. Ребенок хотел стать собой, а не копией мамы. Да, тренер не был православным. Однако, он учил ребят, что такое ответственность, дисциплина, возможность защитить девушку и себя, почему вредно пить и курить.

Архимандрит Лонгин (Чернуха)

Мы лишь частично коснулись ряда вопросов, связанных с ролью родителей как иерархов семей, имеющих власть от Бога благословлять и запрещать. Но уже есть над чем поразмыслить. Я хотел бы завершить нашу беседу примерами, как иногда эпизоды из общения между детьми и родителями могут стать по-настоящему заповедями, благословением на будущую жизнь. Предлагаю два случая, рассказанных митрополитом Антонием Сурожским.

«Я вспоминаю печальный эпизод в своей жизни, когда мой отец спросил меня: «Какая у тебя самая большая мечта?» Я был молод тогда и ответил: «Быть с Богом наедине». Тогда он посмотрел на меня с грустью и сказал: «Ты еще и не начал быть христианином». Потому что если мы любим Бога, то должны разделить с Ним Его заботу о всем мире и о каждом человеке в этом мире».

Благословение молодых на свадьбе — это согласие родителей на их женитьбу, выраженное в торжественной форме, в присутствии гостей. Это пожелание им счастливой жизни. У многих матерей и отцов этот момент вызывает много вопросов: как правильно благословлять молодоженов, кто, когда и в какой форме это должен делать, что говорить? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы с точки зрения светского общества и православия.

Традиция благословения на свадьбе

Благословение — это, по своему определению, дозволение к совершению того или иного действа. Любое важное дело на Руси было принято начинать с прошение на благословение. Смысл этого акта заложен в самом этом слове: «благо» + «слово». Это доброе, благое напутственное слово, одобрение решения покинуть родительский дом и вступить в новую — семейную — жизнь.

Традиция родительского благословения была заложена в православной вере. Но в разных видах она присутствует и в других религиях. Это, по сути, было не что иное, как согласие родителей на брак. Если дети решались вступить в него без благословения родителей, это считалось тяжким грехом и осуждалось в обществе. Семейная жизнь такой пары с самого начала считалась неблагополучной. Священник мог отказать в венчании пары, не получившей благословения старшего поколения.

Сейчас благословение родителей на свадьбе стало обрядовой традицией. Но смысл его остается прежним. Это согласие родителей на брак, поддержка и одобрение. А со стороны молодых — это дань мудрости старшего поколения и уважение к его мнению.

Когда происходит благословение и каковы его обязательные условия?

Первое благословение молодые обычно получают в тот момент, когда родители собираются, чтобы обсудить детали свадьбы. Обычно это происходит в доме невесты.

Второй раз родители благословляют своего ребенка дома, перед выездом в ЗАГС или в церковь. Но самый торжественный момент благословения наступает обычно уже на самом торжестве. Иногда это происходит перед церемонией бракосочетания. Но на практике чаще всего родители жениха и невесты ждут с иконами уже зарегистрированных новобрачных на пороге праздничного заведения, в котором будет отмечаться это важное событие.

Прежде всего, стоит сказать, что нет единого обязательного к исполнению сценария этого обряда. А вот одно непременное условие есть. Если родители благословляют молодых православными иконами, то и жених, и невеста, и тот, кто держит иконы, должны быть обязательно крещеными. Благословлять могут как родители, так и крестные.

Впрочем, есть и еще один важный момент, который должен быть соблюден. Это согласие и моральная готовность всех участников на проведение такого обряда.

Как правильно благословлять молодых?

Для благословения родителей на свадьбе сына (жениха) обычно покупается икона Спасителя. Для невесты приобретается икона Казанской Божьей Матери. Если в семье есть фамильный образ, для обряда может быть взят он. Однако нужно знать, что после этого иконы остаются в доме молодых. Они должны хранить их как реликвию.

Перед бракосочетанием родители (обычно мать) оборачивают икону новым красивым рушником. Можно просто взять образ на рушник.

Затем, повернув его ликом к сыну или дочери, трижды осеняют своего ребенка иконой сверху вниз и слева направо. Т.е. сначала к его правому плечу, а затем к левому.
Говорят напутственное слово обычно без посторонних глаз. Это тот момент, когда сын или дочь должны услышать самое сокровенное, самое важное напутствие.

Самый торжественный момент благословения наступает тогда, когда новоиспеченные муж и жена подходят к крыльцу дома или банкетного зала.

Вам будет интересно узнать также про и.

Кто какие иконы держит при благословении?

Сразу оговоримся, что правил на этот счет не существует. Есть только традиции. В разных населенных пунктах и у разных народов нашей страны они могут отличаться. Кроме того, не всегда на свадьбе присутствуют родители в полном составе — это тоже вносит свои коррективы.

Приведем наиболее распространенные варианты:

  1. Если икона одна (складень), то ее держит отец жениха. В руках у матери невесты — каравай с солью на рушнике. Мама жениха и папа невесты просто стоят рядом.
  2. Если икон две, их держат мамы. Тогда отец жениха держит каравай, а папа невесты — шампанское и бокалы.
  3. Мамы держат каравай и складень, в руках у пап — бокалы с шампанским. Или же они просто стоят рядом.

Говорим напутственные слова

Первой, по традиции, с напутственным словом обращается к молодым мама жениха. В ее словах должно сквозить одобрение этого брака, готовность принять в свой дом молодую жену. Она обещает оказывать ей помощь и поддержку, а ее просит достойно хранить семейный очаг. Обращаясь к сыну, она просит его любить и уважать свою жену.

Если к ней присоединяется со своим словом отец жениха, он должен более обращаться к сыну. Он желает ему стать настоящим мужем, мужчиной, добытчиком и отцом.

Каким должно быть благословение на свадьбу от родителей невесты? Первым обычно берет слово отец. Обращаясь к зятю, он говорит о том, что отдает ему свое дорогое сокровище — любимую дочь. Просит всегда ее беречь, уважать и любить. И последним благословение родителей на свадьбе молодожены слышат из уст мамы невесты. Это самые проникновенные, самые трогательные слова а в адрес дочери и ее мужа. Она желает им вместе преодолевать невзгоды, ценить минуты радости, всегда быть вместе и вырастить счастливых детей.

Разумеется, слова благословения родителей на свадьбе могут быть какими угодно, это лишь пример. Но они должны нести любовь, призыв к взаимопониманию и к самостоятельности. Не нужно надеяться на то, что вы скажете свое напутственное слово экспромтом. В минуту волнения все нужные слова могут перепутаться в вашей голове. Но и не стоит учить речь наизусть. Забыв одно слово, вы не сможете продолжить. А кроме того, ваши слова потеряют свое обаяние и искренность. Лучше просто наметьте пункты, план.

Иконы и рушник — семейная реликвия

После того как пожелания сказаны, родители осеняют детей иконами и дают их им целовать. Затем иконы заворачиваются в рушник и отдаются невесте. Теперь это их семейная ценность. В своем будущем доме она должна поставить их на видное место, никогда никому не передаривать и беречь.
Если молодая пара не является верующей и не хочет выставлять иконы в своем доме на всеобщее обозрение, они должны бережно храниться в особом месте завернутыми в рушник.

Конечно, далеко не все семьи являются православными. Сейчас у молодых есть выбор — совершать обряд согласно религиозным правилам и традициям или же получить благословение родителей на свадьбе в более простом, светском варианте. Помните, что главное — это не сам обряд, некий порядок действий или очередность напутственного слова. Главное — это искренние пожелания любви и процветания, мира и счастья в семейной жизни для своих детей. Это одобрение их выбора не на словах, а от всей души!

Прошу, научите, как правильно дать родительское благословение детям на брак, какие иконы и чьими родителями дарятся, т.к. у жениха нет матери, а у невесты погиб отец, крестные у невесты есть, а с крестными жениха утеряна всякая связь и в его воспитании они участия не принимали.

Отвечает священник Афанасий Гумеров :

С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ее, руководствуясь любовью и мудростью.

По традиции жених с родителями приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку - иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становяться семейно-родовой святыней.

Если кого-нибудь из родителей нет уже, то благословляет оставшийся в живых.

В старые времена крестные родители также участвовали в благословении. К сожалению, в наше время восприемники редко участвуют в духовном воспитании своих крестников. Не участвуют они и в устроении их брака.