Как научить 5 летнего ребенка контролировать эмоции. Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями? Оцените предложенные решения на основании ценностей вашей семьи

Тема эмоционального развития ребенка очень интересная и очень широкая. В последнее время, следуя пожеланиям моих подписчиц, я стараюсь по мере сил, освещать ее в на моем сайте, но некоторые вопросы, которые я получаю по электронной почте, да и, что уж греха таить, которые ставит передо мной мой собственный сын, подтолкнули меня к мысли обратиться к практикующему психологу, эксперту в области детско-родительских отношений, автору проекта «Фишки воспитания», маме дочки 5 лет, Елене Пятницкой .

Детская непосредственность в выражении эмоций

Елена: Здравствуй, Марина. Спасибо, что пригласила меня побеседовать на тему детских эмоций. На мой взгляд она одна из важнейших в воспитании ребенка, т.к. от психологического самочувствия ребенка часто зависит и его успешность, и способность усваивать новый материал. Видеть своего малыша довольным и радостным — желание многих родителей, поэтому так важно каждому родителю разбираться в вопросах эмоций.

Марина: Дети такие непосредственные в выражении своих эмоций. Но одно дело, когда ребенок с разбега запрыгивает на папу, вернувшегося с работы, и совсем другое – когда он орет на весь магазин в ответ на отказ купить очередную машинку или ведет себя агрессивно. Возможно ли научить ребенка сдерживать свои эмоции и выражать их в какой-то приемлемой форме? И нужно ли это, не пропадет ли от этого та самая детская непосредственность?

Елена: Да, дети — народ непосредственный! Но агрессивный, часто устраивающий истерики ребенок — это не похоже на непосредственность выражения эмоций. Это, скорее всего — крайний способ выражения эмоций ребенка, который просто не умеет выражать эмоции по-другому. Малыш и сам страдает от своих криков и агрессии, но эмоции внутри, и держать их в себе дальше он уже не может. Поэтому и начинает безобразничать. Учить ребенка управлять эмоциями можно и нужно. Но учить не столько сдерживать, сколько находить приемлемые варианты для их выражения.

Эмоциональное развитие ребенка в семье

Марина: Как родители могут помочь ребенку справиться с эмоциями?

Лена: Марина, от родителей зависит очень многое. Именно они дают ребенку образец того, как надо справляться со своими эмоциями. Если мама раздражается и кричит каждый раз, когда сталкивается с детским непослушанием или «проделками», она дает пример агрессивного реагирования на недовольство.

И ожидать от ребенка, что он будет спокойно объяснять то, что ему не нравится, конечно, нельзя. Скорее всего, справиться со своими эмоциями ему будет очень сложно, и вполне возможно ребенок будет решать сложную ситуацию кулаками.

Существует множество способов, которыми родители могут помочь ребенку выражать свои эмоции. Это и поведение самых родителей как образец эмоциональной грамотности, и игры, направленные на выражение эмоций, и беседы с ребенком.

Коррекционные игры для эмоционального развития ребенка

Марина: Я знаю, что даже в очень «запущенных» случаях отлично помогает:

  • песочная терапия,
  • различные психологические упражнения,
  • коррекционные игры,
  • сказкотерапия.

Да и любому ребенка такие занятия идут только на пользу. Это всё – только для кабинета психолога или же какие-то из этих приемов могут и должны применять обычные родители, не имеющие педагогического или психологического образования?

Елена: Марина, отличный вопрос. Я очень люблю эти методы в работе с детьми и знаю, насколько они эффективны. Ребенок, казалось бы, просто играет, а спустя несколько занятий, он уже начинает себя чувствовать совершенно иначе. Да, психологи активно их применяют. Но и родители, зная основы работы с этими методами, могут использовать их для того, чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции и почувствовать себя лучше.

Игра с песком дает ребенку новые тактильные ощущения, расслабляет, позволяет внутренне успокоиться. Песок и работа с красками — это глубокое погружение в свой внутренний мир, как говорят психологи, в бессознательное. А значит, это возможность сгладить внутренние переживания и немного «утихомирить» внутренних «бунтарей». Но так как это работа с бессознательным, то и осуществляться она должна корректно, чтобы не навредить малышу. Поэтому тут хороша консультация психолога в отношении того, что и как можно использовать их этих методов самостоятельно.

Если говорить о сказкотерапии, то совершенно безопасно можно читать ребенку народные сказки, т.к. они кладезь народной мудрости. Сейчас также существуют уже готовые авторские психотерапевтические и психокоррекционныесказки, которые направлены на решение какой-то конкретной детской проблемы. Но тут лучше использовать проверенные сказки. Конечно, это отдельная тема, но на вебинаре я буду касаться этого вопроса.

Марина: Чего НЕ стоит делать родителям в ситуациях, когда ребенок не может справиться с эмоциями и ведет себя неадекватно? Как не закрепить подобное поведение своими необдуманными реакциями?

Елена: Начнем с того, что совершенно бесполезно кричать и срывать свое раздражение и гнев на ребенке. Сильные негативные эмоции, например, агрессия и гнев, только «заведут» ребенка еще больше. Вспомните свои ощущения, когда кто-то кричит на вас. Хочется успокоиться и замолчать? Конечно, нет! Хочется ответить тем же, защищая себя.

Угроза наказания действует примерно также. Возможно, из страха, ребенок послушается и сможет успокоиться. Но перестанет ли он внутри испытывать негативные эмоции? Скорее всего, он просто сможет сгладить внешнее проявление эмоций. Но, известно, что невыраженные эмоции только усиливаются, не находя выхода и очень сильно вредят человеку, так большому, так и маленькому.

Тревожные признаки эмоционального состояния малыша

Марина: Как понять, что в эмоциональном плане с малышом не все в порядке? Что можно предпринять при первых тревожных признаках, а когда стоит обратиться к специалисту?

Елена: Понять, что в эмоциональном плане все хорошо, мы можем, наблюдая и разговаривая с ребенком:

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

  • если малыш доволен,
  • часто испытывает радость,
  • открыто радуется новым игрушкам,
  • легко увлекается игрой,
  • соглашается на новые игры,

Тогда мы можем говорить о норме. Также надо обратить внимание на то, как малыш выражает негативные эмоции и как часто он их испытывает.

Тревожные признаки:

  • это истерики до того состояния, когда ребенок не может успокоиться самостоятельно,
  • частые проявления агрессии,
  • стремление решать вопросы кулаками,
  • ситуации, когда ребенок специально (начинает первым) кусается или толкает других детей.

Беспокойство вызывают также «идеальные дети», которые слишком спокойные и на первый взгляд, беспроблемные. Тревожные признаки в этом случае, если:

  • ребенок с трудом вступает в контакт с новыми людьми (взрослыми или детьми),
  • часто тревожится по разным поводам,
  • испытывает множество страхов,
  • не любит и избегает общения со сверстниками.

В этих случаях, во многом, ребенку могут помочь родители, но консультация специалиста очень желательна.

Марина: Многие слышали, что на эмоциональное состояние ребенка могут сильно влиять ссоры и развод родителей, появление младших детей в семье, начало посещения детского сада, болезни и т.п. А что ты скажешь о влиянии позитивных событий, они тоже могут быть стрессом для малыша?

Елена: Очень интересный вопрос. Марина, ты абсолютно права. И позитивные события могут стать для ребенка неожиданным стрессом . Например, рождение братика или сестренки может быть для ребенка долгожданным событием.

Ребенок ждет рождения малыша и возможно очень хочет этого события, но когда младший ребенок появляется, это оказывается не таким радужным событием для него. Мама постоянно занята с младшим ребенком, который часто плачет. И вообще непонятно как играть и общаться с младшим братиком или сестрой. Появляется ревность и масса новых, непонятных малышу чувств.

Даже если говорить о таких положительных эмоциях, как посещение детских мероприятий, походы в гости и пр., то большое количество положительных эмоций может вызвать перевозбуждение и малыш просто может не справится со своими эмоциями. Вы наверняка наблюдали, что активные и интересные игры детей часто заканчиваются слезами, драками или ушибами.

Как заниматься эмоциональным развитием ребенка

Марина: В последнее время я замечаю, что среди родителей растет интерес к развитию эмоционально-волевой сферы ребенка. Я связываю это с тем, что развитие интеллекта, обучение письму, счету, чтению сегодня можно доверить специалистам развивающих центров, да и богатство дидактических материалов, пособий, игрушек тоже радует мам, увлекающихся развитием ребенка.

А вот достойных материалов, методик и четких рекомендаций о том, как развивать эмоциональную грамотность ребенка, я пока не встречала. Давай немного приоткроем завесу тайны для наших слушательниц. Расскажи о том, чего ожидать участницам тренинга «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей».

Елена: Дело в том, что мы с Мариной подготовили новый тренинг « » . Это просто грандиозная задумка 3-х недельного мощного курса по развитию у ребенка эмоционального интеллекта с двумя авторами-тренерами. На тренинге мы расскажем о том:

  • как выявить уровень развития эмоций ребенка,
  • как оценить нормы эмоционального развития вашего малыша,
  • как развивать эмоциональный интеллект ребенка.

Будет множество практических упражнений и заданий, обратная связь на ваши ситуации от тренеров. Это возможность и родителям повысить свою эмоциональную грамотность.

Марина: И последний вопрос. Твои 3 самые главные рекомендации родителям, которые хотят воспитать, скажем так, эмоционально благополучных детей .

Вторая рекомендация — это сохранять «ребенка» внутри себя. Играя с малышом, делайте это не как родитель, желающий чему-то научить своего ребенка, развить в нем какие-то качество, а с удовольствием, так, как это делают наши дети.

И наконец, третья! Позволяйте ребенку быть собой, выражать то, что он чувствует, даже если это не самые приятные эмоции. Он живой, он чувствует, и поэтому не может быть всегда довольным и веселым. Принимайте своего малыша разным — он такой один!

Марина: Лена, большое спасибо за интервью!

Напоминаю, что я и Елена Пятницкая ждем всех родителей, неравнодушных к вопросам воспитания эмоционально грамотных детей, на тренинге «Уроки эмоциональной грамотности для детей и их родителей «.

Кажется, сейчас самое время признаться. Название этой книги – «Секрет счастливых родителей» - далек от реальности!

Во взрослом мире нет абсолютно счастливых людей; думаю, никто и не хотел бы стать абсолютно счастливым. Так что наша цель – вовсе не в том, чтобы воспитать счастливого ребенка. Если вы будете все время пытаться сделать ребенка счастливым, в конце концов и он, и вы станете несчастными! На самом деле родители хотят, чтобы их дети научились справляться со множеством эмоций, которые мы испытываем на протяжении жизни – и продолжать жить. Счастья можно достигнуть, ощущая уверенность в себе и испытав все эмоции, на которые способен человек.

До недавнего времени в человеческой культуре отсутствовало нормальное понимание эмоций. Мы еще помним времена, когда считалось, что «большие мальчики не плачут» и «настоящим леди не пристало выходить из себя». Попробуем вспомнить, как устроены человеческие эмоции, – родителям без этого не обойтись. К счастью, научные открытия способны помочь нам и нашим детям обрести внутреннее спокойствие, жизнестойкость и эмоциональную устойчивость.

Что мы подразумеваем под «эмоциями»?

Эмоции – это особая последовательность физических ощущений, которые мы испытываем в определенных ситуациях. Их интенсивность варьируется от едва различимых до невероятно сильных. Мы испытываем эмоции постоянно – они перетекают из одной в другую и переплетаются между собой, по мере того как мы завершаем один жизненный этап и двигаемся к другому. Мы всегда что-то ощущаем - эмоции сигнализируют, что мы еще живы!

Различают четыре основные эмоции – гнев, страх, печаль и радость. Остальные оттенки чувств – соединение четырех основных. Эмоции – как многообразные оттенки цвета, которые появляются при смешении базовых красного, желтого и синего. Возможны тысячи комбинаций – например, ревность – сочетание злости и страха, ностальгия – печали и радости. Человек – удивительное создание!

Сразу после рождения эмоции ребенка только начинают формироваться. В первые месяцы жизни ребенка наблюдательные родители могут проследить, как малыш учится выражать свои чувства определенными жестами и звуками – крик страха, слезы печали, красное от ярости лицо и радостный смех.

У младенцев нет комплексов – они выражают чувства легко и естественно, поэтому действие негативных эмоций длится недолго. Но подрастающий ребенок должен научиться контролировать свои эмоции и найти эффективный способ выпустить мощный заряд негативной или позитивной энергии. Родители должны помочь ребенку овладеть этими навыками, и вы поймете, что сделать это не так сложно.

Поняв, почему мы испытываем эмоции, как их выражать и каких ситуаций стоит избегать, мы сможем сделать нашу жизнь и жизнь наших детей счастливее.

Почему мы испытываем эмоции?

Иногда каждому из нас хочется вообще перестать чувствовать – особенно испытывать неприятные эмоции, которые причиняют боль – гнев и грусть. Зачем природа наделила нас способностью переживать столь интенсивные ощущения? Дело в том, что каждой эмоции отведено особое место.

Для начала возьмем гнев. Представьте себе человека, который по какой-то причине никогда не злится – что-то вроде врожденной аномалии. В один прекрасный день он стоит на стоянке у супермаркета. Тут подъезжает машина и останавливается, придавив колесом его ногу! Наш терпеливый супергерой будет стоять и ждать, пока водитель сделает покупки и уедет!

Если бы не гнев, мы не могли бы постоять за себя. Если бы не гнев, мы превратились бы в рабов, придверные коврики, мышей! Гнев – стремление к свободе и инстинкт самосохранения.

Страх представляет не меньшую ценность. Если бы не страх, все бы ездили по встречной полосе! Страх не позволяет вам безрассудно рисковать. Если вы не верите, что страх может оказаться полезным, вспомните те случаи, когда вы сидели рядом с водителем, который вел машину, как ненормальный! Страх заставляет нас задуматься, вынуждает остановиться, искать способ избежать опасности – даже если мозг еще не выяснил, что именно нам угрожает.



Грусть - эмоциональное состояние, которое помогает нам перенести горе. Грусть в буквальном смысле освобождает нас от горечи потери чего-то или кого-то. Химические процессы, вызываемые грустью в мозгу, помогают избавиться от боли и жить дальше. Грусть помогает пережить трудности и снова начать общаться с окружающим миром и людьми.

Итак, вы видите, что отрицательные эмоции могут принести пользу – если уметь с ними справляться.

Гнев – делает нас свободными

Страх – сигнализирует об опасности

Грусть – помогает наладить контакт с окружающим миром и людьми

Перед вами три необходимые составляющие человеческого счастья. Четвертая эмоция – радость – возникает тогда, когда эти три потребности (свобода, безопасность и общение) удовлетворены.

Как научить детей контролировать гнев

Вы можете научить ребенка понимать и контролировать все три «негативные» эмоции. Начнем с гнева.

Когда ребенок злится, его непосредственная реакция – дать кому-нибудь тумаков. Это желание вполне естественно, но, если ребенок собирается жить в обществе, с ним нужно что-то делать.

Когда родители вмешиваются в жизнь своих детей, их цель – помочь ребенку понять, как правильно себя вести во взрослом мире. Задумайтесь на минуту – существует ли идеальный способ контролировать гнев? Главное – сохранять равновесие. Если вам что-то не нравится, нужно сказать об этом – уверенно, вслух и как можно раньше, – пока вам не захочется применить насилие. Гнев и насилие – не одно и то же. Человек прибегает к насилию, если не умеет контролировать свои действия.

Взрослый человек умеет сдерживать гнев так, что его проявления ощутимы, но не наносят вреда и не оскорбляют окружающих. Если ребенок редко злится, его могут посчитать слабаком и другие дети начнут им помыкать или использовать. Если он впадает в ярость слишком часто, его возненавидят и навесят ярлык драчуна. Вы должны показать детям, как достигнуть идеального баланса, – это потребует многих лет практики, начиная с возраста одного года.

Проверка – определите уровень «эмоциональной грамотности» своих детей

Имя ребенка

Положение в семье (старший, младший, единственный ребенок)

Как ребенок проявляет гнев

0 – никак

1 – впадает в истерику, проявляет агрессию и физическое насилие

2 – спокойно, уверенно на словах объясняет причины недовольства

Как ребенок проявляет грусть

0 – никак

1 – хандрит или впадает в ярость

2 – откровенно признается, что ему грустно, плачет, хочет обнять

Как ребенок проявляет страх

0 – никак

1 – замыкается в себе или нападает, ругается

2 – вслух признается в своих страхах и не боится рассказать о них

Как ребенок проявляет радость

0 – никак

1 – ведет себя по-дурацки, легкомысленно, возбужденно

2 – признается, что ему весело, поет, танцует, обнимается, смеется


Теперь сложите баллы и определите уровень «эмоциональной грамотности» ребенка (максимум 8). Если показатель равен 6 и меньше, есть над чем поработать!

Теперь вы сами видите, с какими эмоциями у ваших детей возникают проблемы. Подбодрите ребенка, позвольте ему высказаться, признаться, что он на самом деле чувствует и почему. Маленькие дети могут нарисовать картинки или объяснить, что у них на душе, с помощью веселых и грустных рожиц. Проявите нежность и заботу. Может, и вы начнете лучше разбираться в своих чувствах и на собственном примере покажете детям, как быть честным, с самим собой и найти безопасный способ выражения эмоций.

Помогите ребенку справиться с гневом

1. Объясните, что гнев необходимо выражать словами, а не насилием. Дети должны вслух произнести, что они в ярости, и рассказать почему.

2. Помогите ребенку найти взаимосвязь между эмоциями и причинами их возникновения. Поговорите с ним, выясните, что спровоцировало вспышку гнева. Маленьким детям иногда нужно помочь «вспомнить», что же пошло не так. «Ты злишься на Джоша, потому что он взял твою машинку?», «Тебе надоело ждать, когда я закончу разговор?»

Очень скоро дети сами смогут объяснить, чем они недовольны и почему – вместо того чтобы сразу переходить к импульсивным действиям.

3. Ребенок должен знать, что вы готовы его выслушать и принять во внимание его чувства (но это не значит, что все будет так, как он захочет). «Я понимаю, почему ты злишься. Я тебя не слушала. Но теперь слушаю». Или: «Знаю, ты уже устал стоять в очереди и я тоже, но что мы можем поделать? Может, придумаем занятие поинтереснее, чем мучить маленького братика?»

4. Прямо скажите, что насилие – неприемлемый способ выражать гнев. Сразу же пресекайте все попытки, после каждой драки анализируйте негативные последствия и настаивайте на том, чтобы ребенок исправил свою ошибку (то есть высказал недовольство вслух, на словах!).


5. Дети должны говорить, чего они ХОТЯТ. Очень часто ребенок начинает хныкать и жаловаться, потому что чего-то НЕ хочет. Настройте его на позитивный лад…

– Он меня бьет.

– Скажи ему громко, при всех, чтобы так больше не делал.

– Майра отняла мой велосипед.

– Попроси ее вернуть немедленно. Скажи, что это твой велосипед и он тебе нужен прямо сейчас.

6. Будьте примером для своих детей. В сложных ситуациях ребенок, скорее всего, будет делать то, что вы ДЕЛАЕТЕ, а не то, что вы ГОВОРИТЕ. Вы должны стать для него ролевой моделью. Если вы злитесь, так и скажите громким голосом. Не позволяйте себе завестись по-настоящему – злитесь и кричите, чтобы выпустить пар. Тогда дети поймут, что можно выговориться, и злость пройдет. Часто повторяйте простые фразы:

«Я разозлилась!»

«Ты меня рассердил!»

«Не перебивай!»

«Мне неприятно, что ты не сдержал слово.

Что происходит?»

Дети лучше научатся контролировать гнев, если вы умеренно проявляете свои эмоции, а не всегда улыбаетесь, ведете себя разумно и сдержанно. Ребенок должен понимать, что его родители – тоже из плоти и крови.

Можно сильно злиться на детей, при этом не унижая их и не прибегая к насилию. Не забывайте о том, что эмоции нужно выражать прямо и непосредственно. Ребенку может потребоваться какое-то время, чтобы научиться справляться с гневом. Радуйтесь, если он демонстрирует хоть какие-то сдвиги в этом направлении – не пытается ударить другого ребенка или вас, а громко произносит: «Я разозлился!» Даже некоторые взрослые на такое не способны – поэтому считайте, что добились огромных успехов!

Как научить детей пережить грусть

Народная мудрость гласит – когда вам грустно, поплачьте, и станет легче. Во времена королевы Виктории не было принято проявлять печальных эмоций, «прикусив губу». Мальчикам твердили: «Будь сильным, будь мужчиной». У детей бытует мнение, что слишком много плакать нехорошо и очень подозрительно – есть даже особое словечко «плакса-вакса».

Иногда выплакаться просто необходимо. Плакать так же естественно, как и дышать. Если постоянно сдерживать слезы, вы не станете «сильным человеком», а озлобитесь, будете жить в прошлом, теряя контакт с настоящим и бояться эмоций других людей и всего, что связано со смертью и утратой. Если вы умеете плакать и переживать боль, вы справитесь с чем угодно.


Ученые обнаружили, что когда человек плачет, его организм высвобождает химические вещества группы эндорфинов, блокирующие болевые рецепторы и действующие как анестезия. Слезы, содержащие эндорфины, помогают совладать с тяжким горем, которое иногда приносит утрата. Кстати, эндорфин – близкий родственник морфия и почти так же эффективен.

Помогите ребенку преодолеть печаль

Печаль проходит, если обеспечить ребенку поддержку и понимание. Вам нужно просто быть рядом, успокоиться, сесть или встать рядом с плачущим ребенком. Иногда дети хотят, чтобы их обняли и держали на руках, иногда им хочется сидеть на расстоянии.

Можно посочувствовать ребенку, если вы думаете, что это уместно: «Ничего, поплачь», «Мне очень жаль дедушку», «Мне тоже грустно». Если ребенок запутался или стесняется, поясните ситуацию: «Тони был хорошим другом. Я понимаю, почему ты грустишь».

Однажды мы были в гостях у наших друзей и смотрели потрясающий фильм – «Маска». Фильм закончился на печальной ноте, и всем было грустно, а хозяйка дома громко всхлипывала. Тут в дверях появился ее трехлетний сын в пижаме, подошел к маме, ласково положил руку ей на плечо и произнес: «Все хорошо, мамочка, поплачь, и станет легче!»

Как научить детей побороть страх

Страх необходим каждому. Если ваши дети умеют вовремя застыть на месте и не броситься навстречу опасности, это может спасти их жизнь. Также важно научить ребенка быстро бегать и прыгать, чтобы он не попал под несущуюся машину или резко свернувший велосипед по пути в школу. В нашем безумном мире нужно опасаться слишком дружелюбных незнакомцев или людей, которые ведут себя странно.

С другой стороны, сильная боязнь может превратиться в серьезный недостаток – дети должны уметь разговаривать со взрослыми, постоять за себя в школе и высказывать свое мнение в обществе. Дети должны понимать, что мир – безопасное место, если опасностей избегать. Мы хотим, чтобы наши дети были храбрыми, открывали для себя новые горизонты – в спорте, с друзьями, в творчестве и так далее.

Страх вызывает две естественные реакции. Во-первых, вы фокусируете внимание. Увидев змею, готовую напасть на вас на лесной тропинке, вы вряд ли рассеянно и задумчиво пройдете мимо. Кроме того, страх придает вам силы. Уверен, увидев змею, вы рванете, перепрыгивая через бревна, не хуже чемпиона по бегу с препятствиями!

Все, чему должны научиться ваши дети, чтобы бороться со страхом, – ДУМАТЬ. Наше сознание помогает проанализировать страхи и спланировать путь к действию. Когда мне пришлось часто путешествовать – такая уж у меня работа, – я стал все сильнее бояться самолетов. Мне было неуютно – я подвешен высоко в воздухе, кругом облака, самолет трясет, крылья накреняются и так далее. Я провел над собой работу – ведь лайнер австралийской авиакомпании еще ни разу не потерпел катастрофу, путешествовать на самолете намного безопаснее, чем наземным транспортом, и вообще, тысячи самолетов во всем мире как ни в чем не бывало бороздят воздух. И это сработало. Именно такой подход я применяю с детьми.

Четыре основных способа побороть страхи:

1. БУДЬТЕ БЕСПРИСТРАСТНЫ. В возрасте трех-четырех лет дети часто начинают больше задумываться об окружающем мире, а значит, и испытывать сильное беспокойство – некоторые психологи даже говорят: «Испуганные четырехлетки». Поговорите с детьми, будьте терпеливы и ведите себя как обычно. Доверяйте детской интуиции – иногда их боязнь по отношению к какому-то месту или человеку не беспричинна. Страх – своего рода радар, не раз сослуживший хорошую службу человеческому роду в опасном прошлом.

2. АНАЛИЗИРУЙТЕ СТРАХИ. Если у ребенка появился страх перед реальными событиями или людьми, объясните, что в жизни такое маловероятно – но на всякий случай разработайте план действий. Подумайте вместе, что нужно сделать, чтобы опять почувствовать себя в безопасности.

3. ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ВЫМЫШЛЕННЫХ СУЩЕСТВ, СКАЖИТЕ ЕМУ ПРАВДУ. Не стоит искать чудовище под кроватью – если только вы не живете на Комодо, острове ужаса!

4. ЗАТАЕННЫЙ СТРАХ. Если ребенок постоянно чего-то боится, выслушайте его и задумайтесь: может, на самом деле причина боязни кроется где-то еще? Иногда один страх – всего лишь прикрытие для более глубокого, затаенного страха, в котором ребенку трудно признаться.


В наше время, особенно в больших городах, детей со всех сторон подстерегает опасность. Поэтому во многих школах действует программа «Защитное поведение», которая учит детей, как и куда обратиться за помощью, если произойдет непредвиденное. К сожалению, самая большая опасность, которой подвергаются дети, – сексуальное домогательство, обычно со стороны знакомого человека.

«Защитное поведение» обучает ребенка двум правилам: «Даже о самом плохом можно рассказать» и «У каждого человека есть право всегда чувствовать себя в безопасности». (Если бы эти правила соблюдали во всем мире!) Программа деликатно избегает объяснений специфики сексуальных домогательств маленьким детям – те, кто с этим столкнулся, и так слишком хорошо все знают; тем, кому ничего не известно, знать не обязательно. Программа не предусматривает опросов или работы с отдельными детьми. Каждый ребенок знает, к какому психологу обратиться за помощью в случае опасности. В течение нескольких месяцев с начала программы количество подтвержденных сообщений о попытке сексуальных домогательств значительно возросло. Благодаря обширной рекламной кампании упало и количество случаев сексуальных надругательств над детьми, поскольку преступники ощутили риск быть разоблаченными.

Несомненный плюс программы в том, что в основном она учит детей справляться с повседневными проблемами – например, объясняет, что делать, если ты пришел из школы и никого нет дома, а дверь заперта; или сел не на тот автобус. Некоторые похожие программы попросту пугают детей, не сообщая никакой полезной информации; другие ничему не учат и внушают мысль о собственной беспомощности. «Защитное поведение» учит детей думать о своей безопасности. Если в школе вашего ребенка не проводят занятия по этой программе, спросите почему!

В заключение скажу, что страх необходим детям как защитное средство. Не стоит загружать их страшными историями из мира взрослых – мы сами можем о себе позаботиться. Нужно научить их, как справляться с опасными ситуациями, и лучший способ подготовить их к возможным испытаниям и ответить на все вопросы – вместе придумать выход из положения: «Что бы ты сделал, если…»

Эмоциональный шантаж – когда эмоции выходят из-под контроля

Иногда интуиция подсказывает, что ребенок не испытывает настоящие эмоции, а всего лишь притворяется. Дети часто добиваются от родителей реакции на определенное эмоциональное состояние и при этом исхитряются очень натурально изображать грусть или страх для достижения желаемого эффекта. У каждого из нас есть особые «кнопочки», которые реагируют на эмоции, вызывающие сочувствие. И ребенок легко соображает, как нужно себя вести, чтобы произвести наибольшее впечатление на маму и папу.



Такое поведение называется «эмоциональным шантажом» (хотя я пытаюсь придумать менее обидный термин). Итак,

Крайнее проявление гнева истерика.

Крайнее проявление грусти - уныние.

Крайнее проявление страха робость.

Эти три вида эмоционального шантажа – самая большая трудность, с которой приходится сталкиваться родителям маленьких детей. Посмотрим на каждую разновидность с практической точки зрения…

Покончим с истериками!

Устраивать истерики дети учатся случайно. В возрасте от восемнадцати месяцев до двух лет ребенку приходится многому учиться – переживать разочарование, ждать, смиряться, когда отвечают «нет». Когда ребенок впервые в жизни закатывает истерику, сила собственного гнева поражает его – он полностью теряет над собой контроль и испытывает нечто, что раньше ни с ним, ни с вами никогда не случалось. Иногда все происходит так внезапно, что сам ребенок напуган до смерти! «ЧТО это было?!» – спрашивает он сам себя, плачет и просит у вас утешения. С этого самого момента маленькие дети начинают понимать, что они делают, и ПОЛНОСТЬЮ контролируют свои эмоции. «Вот, смотри, я кричу во все горло – так-так, падаю на асфальт… немного соплей для достоверности… здорово, все получилось!»


Зачем ребенку так себя вести? Частично он испытывает облегчение, выпустив недовольство. Но основная мотивация любого малыша – произвести незабываемый эффект на взрослых! Ведь если устроить истерику, взрослые смущаются, пугаются, становятся напряженными и иногда исполняют все твои желания! Таким образом, истерики как крайнее проявление гнева и разновидность эмоционального шантажа могут войти в привычку.

Как с этим бороться?

1. НЕ ПООЩРЯЙТЕ ИСТЕРИКИ. Самый первый и самый важный шаг – принять твердое решение. Ваш ребенок никогда не получит то, что он хочет, в результате истерики. Может, в прошлом вы пытались откупиться от него, чтобы он замолчал, но больше этого не произойдет.

2. ЗАЙМИТЕСЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ. Если истерика началась, делайте все что нужно, чтобы ее прекратить. Некоторые не обращают на детей внимания и уходят (хотя мне кажется, это очень трудно сделать), другие хватают за шкирку и относят в комнату или в машину. Выбор зависит от вас или от ситуации. Гораздо более важно предотвратить последующие истерики. Что приводит нас к следующему этапу…

3. РЕБЕНОК ДОЛЖЕН БЫТЬ НАКАЗАН. Когда истерика закончится, не оставляйте все как есть. Ваш ребенок должен понять, что так выражать гнев просто нельзя. Когда вы и ваш ребенок успокоитесь, настанет время проучить его. Пусть сидит у себя в комнате, стоит у стены или ждет, пока вы оба вернетесь домой из супермаркета. Ребенок должен столкнуться с ситуацией лицом к лицу, извиниться, сказать, что вывело его из себя, что он сделал неправильно. Можно придумать практическое наказание – если он закатил действительно жуткую истерику или если это происходит не в первый раз, – отнять игрушку, запретить смотреть телевизор до конца дня и так далее.

4. ПЛАНИРУЙТЕ СВОЮ ЖИЗНЬ. Истерики – верный показатель того, что родители и дети переживают слишком сильный стресс. Хотите, чтобы ваша жизнь стала легче – тогда проследите, какие именно ситуации вызывают недовольство у вас и ваших детей. Сделайте все возможное, чтобы свести такие случаи к минимуму. Если ваши дети не любят долго ходить по магазинам, идите сами, а детей оставьте с няней. Или сократите время пребывания в магазине, чтобы ребенок привык быть рядом с вами, но не рассчитывал на ваше внимание. Предусмотрите заранее те случаи, когда будете заняты или слишком раздражены, чтобы детям было чем заняться и с кем поиграть час или два.


Подведем итог – как бороться с самым чудовищным кошмаром родителей. Во-первых, дайте ребенку понять, что он никогда не добьется желаемого истерикой. Если он все-таки устроил «концерт», игнорируйте его или успокойте другим безопасным способом, в зависимости от ситуации. Когда ребенок прекратит беситься, поговорите с ним. Самое время заставить ребенка понять, что он должен сделать по-другому, чтобы в следующий раз добиться желаемого. Если вы видите, что ребенок начал заводиться, попытайтесь предотвратить истерику. Застаньте его врасплох! И, наконец, насколько это возможно, избегайте провоцирующих ситуаций.

Ребенок вполне проживет и без истерик. Многие дети пробуют закатывать истерики, но, если грамотно с ними обращаться, это очень скоро пройдет.

Как победить буку

Душераздирающее зрелище – ребенок сидит на полу, на подушке посреди гостиной. На самом видном месте. Бедняжка и не скрывает своей печали, издавая громкие и жалобные вздохи. Выражение лица достойно «Оскара» за спецэффекты. Игнорировать ситуацию нельзя, поэтому вы спрашиваете: «Что случилось?» Ответ всегда один и тот же: «Ничего». И это только начало!

Впадая в уныние, ребенок пытается доказать самому себе, что вам на него не наплевать. Вы изо всех сил пытаетесь его успокоить и тем самым показываете свою заботу, начинаете суетиться и строить догадки: «Ты что-то съел?», «Кто-нибудь тебя обидел?», «Что-то случилось в школе?», «Ты плохо себя чувствуешь?» – «Не-а, а-аах, о-ох…»

В конце концов ребенок позволяет вам себя успокоить, но все равно продолжает грустить – вам удалось приободрить его лишь на время, а вселенскую тоску он будет лелеять в сердце до следующего раза! Вам начинает казаться, что вы – плохая мать или отец.

Пора с этим покончить! Уныние как способ эмоционального шантажа срабатывает, если родитель страдает затаенным комплексом вины и ребенок научился этим комплексом пользоваться. Может, когда ваш ребенок был совсем маленьким, вы проснулись как-то ночью и спросонья одели ему грязный подгузник вместо чистого? Или укололи его булавкой, и теперь малыш страдает от посттравматического стресса. На чем бы ни был основан ваш комплекс вины, выбросьте это из головы – вашему ребенку это не поможет.

Проявите внимание и заботу, когда ваши дети делают вид, что им плохо, и вы научите их простой истине: если прикинуться несчастным, тебя полюбят. Если хочешь, чтобы о тебе заботились – сделай вид, что ты в глубокой депрессии, относись ко всему с пессимизмом – и все тут же обратят на тебя внимание. Проблема в том, что такое отношение может стать образом Буки делают карьеру, притворяясь несчастными!

Я часто встречаю детей-бук и взрослых-бук. Когда-то я был готов из себя выпрыгнуть, чтобы завоевать их доверие, угодить им, развеселить. Я строил из себя «Мистера Хорошее Настроение» (хотя в глубине души был измучен и зол, как собака). Но теперь я с гораздо большим успехом применяю противоположную тактику. Если ребенок напускает на себя унылый вид, я говорю: «Ты мне очень дорог. Я хочу помочь. Подумай, что тебе на самом деле нужно. Я буду на кухне». И оставляю его в одиночестве. Обычно дети приходят и более откровенно рассказывают о своих трудностях. Тогда я с удовольствием помогаю. Поверьте, сидеть с несчастным видом очень скучно, если на тебя никто не смотрит.

Если вы хотите победить буку в своем ребенке, внушите ему:

1. Что каждый человек – ребенок и взрослый – знает, чего хочет. Нужно просто подумать и разобраться в себе.

2. Если ребенок чего-то хочет, можно попросить об этом прямо, вслух.

3. Людям нужно совсем немного – еда, крыша над головой, воздух, любовь и физическая активность.

4. Все остальное – желания. И в жизни не всегда получаешь то, что желаешь!

5. Ты можешь ощущать себя счастливым или несчастным, но мир от этого не изменится. Так почему бы не стать счастливым?

Миф о тихонях

У вас в семье есть тихони? Прочитав эту главу, вы, скорее всего, измените свое мнение! Дело в том, что робость – это миф. Робость – ловушка, в которую попадают дети и не знают, как выбраться. Застенчивая девочка – это славно, но во взрослой жизни у нее возникнет множество проблем. Потому что тихонь никто не замечает.

Почему дети страдают от робости и как помочь им стать более общительными? Робость всегда начинается случайно и зависит от обстоятельств. Иногда определенные ситуации застают нас врасплох, и мы будто язык проглатываем. С детьми такое тоже случается. Как-то раз я видел, как клоун в цирке подошел к маленькому мальчику и наклонился – очевидно, чтобы поздороваться, – так малыш чуть не расплакался от страха! Актер Робин Уильямс рассказывал, как отвел двухлетнего ребенка в Диснейленд. Позднее малыш поделился с ним впечатлениями – оказывается, с точки зрения двухлетнего карапуза, старый добрый Микки-Маус похож на кошмарную восьмифутовую КРЫСУ!

Родители должны пройти эту стадию вместе с ребенком. Ведь люди, с которыми вы знакомите своих детей, не опасны и не страшны – поэтому нет смысла их бояться.

Вот подсказки:

1. НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ. Это очень просто. Когда кто-то заговаривает или здоровается с вашим ребенком и вы находитесь рядом, объясните, что нужно сделать:

посмотреть на того, кто с тобой заговорил;

поздороваться и назвать человека по имени.

Вы можете знакомить ребенка с людьми, говоря: «Это Питер (или доктор Браун, и т. д.), поздоровайся с ним!» Ребенок посмотрит в глаза собеседнику и скажет: «Привет, Питер». Вот и весь фокус! Для детей меньше четырех лет такого диалога вполне достаточно. Им не следует находиться в центре внимания больше нескольких секунд – иначе они ощутят давление и станут «маленькими актерами». Приветствие и зрительный контакт – уже хорошее начало.

2. ЗАСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ ОБЩАТЬСЯ! Родители считали трехлетнюю Анджелу тихоней. У них часто были гости, и хотя в остальное время Анджела была настоящей болтушкой и вела себя довольно шумно, с незнакомыми людьми она начинала скромничать, прятаться за мамину юбку и стесняться. Ситуация повторялась, когда девочка знакомилась с детьми.

Родители поговорили с нами, и мы разработали план действий. Мама и папа объяснили ребенку, что, когда с ней разговаривают, нужно посмотреть в лицо собеседнику и поздороваться. Когда в гости пришла девушка, которая уже была у них дома раньше, и Анджела замкнулась в себе вместо того, чтобы поздороваться, родители велели ей встать к стенке и подумать, что она делает неправильно. (Встать и подумать – этот способ сейчас применяют многие родители, чтобы помочь детям разобраться в своих ошибках, – мирная альтернатива оплеухам и крику.) Энджи встала к стене, но начала шуметь, и родители отвели ее в другую комнату. (К тому времени родители были уже рады, что к ним в гости пришла их старая подруга, а не новый знакомый, который наверняка засомневался бы в их родительских способностях.) В первый раз обычно трудно заставить ребенка отказаться от привычного способа поведения. Когда Энджи успокоилась, ее привели обратно в комнату. Она тут же сказала: «Я готова». (Может, Энджи и была упрямой, но уж точно не дурочкой.) Она как ни в чем не бывало подошла к гостье и произнесла: «Привет, Мэгги», после чего убежала и стала весело играть. Вскоре после этого она без опаски подошла к Мэгги, показала ей игрушку и начала болтать. Проблема была забыта, но, если, она возникала снова, достаточно было на несколько секунд поставить Энджи к стене подумать, и все легко решалось. Всего за несколько дней Анджела превратилась из тихони в общительного ребенка.

Дети страдают от робости по одной простой причине – потому что взрослые уделяют этому так много внимания. Взрослые считают, что робость – это славно, мило, трогательно, и устраивают целый спектакль, пытаясь разговорить ребенка. Ребенок получает вдвое больше внимания и начинает думать, что, если бы он вел себя, как обычно, никто бы не стал с ним так возиться.


Некоторые дети и взрослые спокойны и сдержанны от природы. Не вынуждайте ребенка быть экстравертом – просто убедитесь, что он легко общается с людьми, когда к нему обращаются.

Иногда дети должны опасаться окружающих – когда родителей нет рядом или когда взрослый представляет потенциальную угрозу – пьян, опасен или сексуально домогается ребенка. Во-первых, ваш ребенок вообще не должен встречаться с такими людьми. Последите за реакцией ребенка и выясните причину беспокойства как можно скорее.

Чтобы стать общительным, нужно только начать, сделать первый шаг – дальше все будет легко. Научите ребенка здороваться, смотреть собеседнику в глаза и произносить свое имя – и скоро у него появятся друзья, ему понравится общаться с людьми, его навыки будут развиваться. Общительные люди добиваются успеха в личной жизни, в учебе и карьере. Это стоит того, чтобы решить проблему робости на ранней стадии.

Маленькие дети часто не знают, как справиться с чувством злости, но родители могут научить их расслабляться и отпускать свои эмоции. Разумеется, у взрослых больше реальных причин испытывать злость (у вас проблемы на работе, вы уронили и разбили телефон или попали в пробку). Но поставьте себя на место ребенка: в его жизни тоже много разочарований. Его расстраивают другие дети, не желающие делиться игрушками; взрослые, вмешивающиеся в его игры; старшие братья, имеющие в семье больше привилегий, и множество вещей, которые ребенок еще не освоил. Неудивительно, что маленькие дети так часто подвержены эмоциональным срывам.

Вы не можете устранить причины таких эмоциональных срывов, но уже в возрасте 2–3-х лет следует научить ребенка контролировать себя. Ваша задача – помочь ему найти способы выражать свои эмоции и справляться с ними. Когда ребенок впадает в истерику, у вас может возникнуть соблазн призвать его к порядку, но это еще больше его разозлит. Вместо этого стоит проявить сочувствие и предложить ребенку найти лучший способ выразить свои эмоции.

Дети, сохраняющие спокойствие в трудных ситуациях, более склонны достигать жизненного успеха. Согласно исследованию американских психологов, дети, которые лучше справлялись с эмоциями, показывали лучшие результаты в обучении и социальной жизни. Они также оказывались более эмоционально устойчивыми в стрессовых ситуациях.

Разумеется, некоторым детям труднее оставаться спокойными, когда они испытывают давление, чем остальным, но в любом случае родители могут помочь им стать спокойнее.

Определите чувства

Маленькие дети могут не понимать, что они чувствуют злость – они просто дают выход своим чувствам. Вам следует помочь ребенку осознать свои чувства, прежде чем он выразит их.

Объясняя ребенку природу чувств, используйте аналогию с вулканом: лава некоторое время кипит внутри вулкана, прежде чем прорвется наружу. Скажите ребенку, что чувство злости работает так же, но можно научиться предотвращать извержение.

Прежде всего, ребенок должен научиться называть свои эмоции. Обсуждайте с ребенком те или иные ситуации, например: «Мне кажется, ты злишься на своего друга, потому что он дразнил тебя, правда?» Со временем ребенок тоже научится использовать такие фразы. Когда он будет лучше понимать свои эмоции, научите его распознавать физические проявления чувств («Мои щеки горят») и ситуации, которые вызывают эти чувства («Я злюсь, когда мой старший брат делает то, что мне не разрешают делать»). Так он научится распознавать свои эмоции.

Делайте паузы

Поговорите с ребенком о том, как трудно трезво мыслить, испытывая отрицательные эмоции. Научите ребенка делать паузы, чтобы успокоиться, и после этого искать решение проблемы.

Чтобы ребенок успокоился, возможно, вам понадобится увести его в тихое и спокойное место. При этом вам нужно справиться с его противодействием (например, скажите: «Дорогой, тебе нужно успокоиться»). Если вы просто уводите ребенка из места, где происходит эмоционально сложная ситуация, этого может оказаться недостаточно. Вам нужно будет предложить ему какое-то действие (например, послушать музыку или побегать во дворе).

Есть еще один известный способ успокоиться – глубокое дыхание. Объясните ребенку, что чувство злости заставляет его дышать чаще. Чтобы успокоиться, необходимо медленно вдыхать через нос и выдыхать ртом. Ребенка можно научить этому с раннего возраста, и это войдет у него в привычку.

Обсудите ситуацию

Как только ребенок успокоился, он может сразу же забыть о том, что его беспокоило. Но, если он все еще злится, спросите, что он в следующий раз может сделать по-другому, чтобы избежать отрицательных эмоций. Если ребенок не может придумать ничего подходящего, предложите вариант сами (например, «Если ты предлагаешь брату поиграть в футбол, а он занят, предложи ему поиграть, когда он закончит свою работу). Воспринимая ваши идеи, ребенок научится и сам находить решения, которые устраивают всех.

Такая стратегия общения может помочь вам контролировать ситуации, не допуская, чтобы ребенок испытывал отрицательные эмоции. Например, когда ребенок в магазине требует купить ему игрушку, можно поставить ему ультиматум под видом выбора: или он прекращает выпрашивать игрушку, или идет домой с папой. В таком случае он сам выбирает вариант дальнейшего развития событий.

Используйте юмор

Люди, которые могут посмеяться над своими проблемами и над собой, лучше справляются со сложными ситуациями. Когда ребенок видит, что вы с юмором относитесь к своим проблемам, он начинает делать так же. Например, если вы с ребенком едете в машине и попали в пробку, превратите ваше беспокойство в шутку («На прошлой неделе я видел в автосалоне летающие автомобили. Жаль, что я не купил такой автомобиль, сейчас бы он нам пригодился»). Если вы видите, что ребенок испытывает стресс, постарайтесь облегчить его состояние с помощью шутки («Ты злишься из-за того, что младшая сестра уронила твое мороженое на землю? Давай расскажем ей, что мороженое нужно есть, а не сажать в землю»).

Создайте в доме определенную зону, в которой нельзя кричать

Не стоит объяснять, что у родителей, которые кричат на своих детей, впоследствии дети также склонны кричать на окружающих. Нельзя ожидать, что ребенок научится контролировать свои эмоции, если вы сами не умеете это делать.

Даже если у вас возникают разногласия с ребенком, приучите его обсуждать ситуации спокойным тоном. Установив такое правило у себя дома, продумайте план, как научить этому ребенка. Например, сначала вы можете использовать напоминания («Не забывай правило – мы не кричим»), затем предупреждения («Если ты опять поднимешь голос, мы не пойдем на выходных в кино, как договаривались раньше»). Будьте готовы применить последствия, если предыдущие методы не сработают.

«Как помочь ребенку справиться с негативными эмоциями».

Хохуля Марина Викторовна

Педагог-психолог МКОУ КСШ № 1

Эмоции играют важную роль в жизни детей, они помогают им воспринимать действительность и реагировать на нее.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, его поведение свидетельствуют о его психическом состоянии, благополучии.

А кто как не взрослые – родители, педагоги – должны способствовать положительному развитию эмоциональной и поведенческой сфер ребенка.

Заниматься эмоциональным воспитанием детей так же важно, как нравственным и интеллектуальным. Необходимо учить его преодолевать свои отрицательные переживания, и не позволять негативным эмоциям брать над ним верх.

Многие психологи утверждают, что не умение ребенка справляться с негативными эмоциями влияет на такие сферы его жизни как: здоровье, учеба, общение. Дети не способные преодолеть страх перед самостоятельной или контрольной работой становятся невнимательными, рассеянными, допускают большое количество ошибок, и как следствие получают плохую оценку, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику. Дети не умеющие справиться со злостью, агрессией, как правило, имеют проблемы в общении. Если ребенок постоянно скрывает свои эмоции, загоняет их внутрь себя – это вредит его здоровью. Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность.

Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.

Как же помочь ребенку справиться с негативными эмоциями?

Эмоциональное воспитание - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы научить ребенка правильно их направлять. По-моему мнению, немаловажным принципом в эмоциональном воспитании детей является «личный пример». Ребенок многому учится, глядя на взрослых (родителей, педагогов), увидев адекватное проявление ими своих эмоций, непременно будет стремиться к подражанию.

Очень важно научить ребенка «выплескивать» негативные эмоции без вреда для себя и окружающих.

Существует два способа адекватного проявления негативных эмоций:

1. «Сострадательное слушание».

В те минуты, когда ребенок находится под давление негативных эмоций, он нуждается в сострадании. Название метода говорит само за себя. Заключается он в том, чтобы в спокойной обстановке выслушать ребенка, при этом ни осуждая его, ни анализируя его поведение. Несколько минут молчаливой ласки и понимания – вот главное правило данного метода. Ребенок должен почувствовать, что рядом с ним человек, который готов сострадать любым его эмоциям. В процессе такого монолога происходит «освобождение» от негатива, и постепенно настроение ребенка улучшается.

2. «Метод уединения».

Некоторые дети, испытывая сильные чувства, переживания стараются уединиться, уйти куда-нибудь, где бы им никто не мешал. Это способ создания укромного местечка для переживаний.

Уединяется ребенок для того, чтобы:

    Его негативные эмоции не беспокоили окружающих;

    Чтобы дать выход захлестнувшим его эмоциям;

    Для того, чтобы не вызвать реакцию родителей (или других окружающих его людей), которая порой бывает унизительной и опасной для самого ребенка.

«Метод уединения» не должен показаться ребенку наказанием, поэтому взрослому важно соблюдать следующие правила:

    никогда не закрывайте дверь комнаты, в которой уединился ребенок, на ключ;

    оставляя ребенка одного, не говорите ему слова, так знакомые каждому с детства: «Подумай о своем поведении!». Оставаясь один, ребенок должен чувствовать поддержку и понимание;

    не заставляйте ребенка поговорить с вами, если у него нет желания этого делать.

Побыв один на один с самим собой, ребенок осознает, что заставило его так себя вести (злиться, плакать, кричать).

Не стоит забывать о том, что каждый ребенок индивидуален, и то, что хорошо для одного, плохо для другого. Кому-то в трудные минуты необходимо побыть одному, кому-то важно, чтобы его выслушали. Расскажите ребенку о существующих способах адекватного проявления своих эмоций, а он сам выберет наиболее приемлемый для него. И какой бы выбор не сделал ребенок, задача взрослого – понять, принять и поддержать!

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ?

Иногда ребенок испытывает негативные эмоции – страх, тревогу, гнев. И родители, переживая, не знают, как ему помочь справиться с ними. Многие боятся сделать что-то неправильно, а при любом затруднении бегут за советом к друзьям или психологу.
Ребенок же, чувствуя их неуверенность, беспокоится еще сильнее, и эта тревога сразу же проявляется в его поведении. На самом деле, родителям свойственно себя недооценивать, они знают своего ребенка, его особенности и часто даже интуитивно понимают, что именно нужно сделать, чтобы помочь.

Есть несколько простых методов, которые помогут детям от трех до 12 лет справляться со своими чувствами (обидой, ревностью, разочарованием) или преодолевать бессознательные страхи (страх перед расставанием, боязнь неудачи или соперничества...).

1) Спросить «Того, кто все знает»

Этот метод основан на идее коллективного бессознательного, согласно которой каждый из нас с рождения несет в себе весь опыт человечества. Эту часть психики можно назвать «Тот, кто все знает» и научить ребенка обращаться к нему за помощью. Например, робкий ребенок не сможет объяснить, почему он боится подходить к другим людям. Бесполезно расспрашивать его об этом или рассказывать, как лучше действовать. Для начала вы предлагаете вместе с ним выбрать, что (или кто) мог бы олицетворять мудрую фигуру «Того, кто все знает». К примеру, животное, сказочный герой или предмет. А затем рассказать ребенку, что он может обращаться к этому персонажу за советом каждый раз, когда ему становится страшно, неприятно или трудно. Взрослым будет интересно узнать, что отвечает бессознательное, но лучше не настаивать. Решения, которые оно предлагает, обычно оказываются разумными и действенными. Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы.

2) Сочинить свою сказку

Решение многих детских трудностей и конфликтов можно найти в волшебных историях. Непросто объяснить ребенку, что с ним происходит, но он легко узнает себя в герое сказки, кем бы тот ни оказался – Мальчиком-с-пальчик или испуганным поросенком. Метафора – это язык бессознательного, и потому сказочные истории так нравятся детям. Они утешают, дают надежду и показывают выход из сложной ситуации. Вы можете сочинить для ребенка сказку, в которой речь будет идти о таких же, как у него, проблемах – застенчивости, страхе, ревности. Ее героем может стать не только ребенок, но и животное или любой предмет. Нужно наделить его похожим характером, добавить узнаваемые детали, которые помогут ребенку идентифицировать себя с героем сказки. Он будет сталкиваться с похожими трудностями, но выйдет победителем благодаря уникальному свойству, о котором он даже не подозревал. Развязка истории всегда положительная. Сочинительство обращено к собственному бессознательному родителей, которое напрямую связано с бессознательным ребенка. И потому терапевтической пользы от сказки, придуманной родителями, гораздо больше, чем от традиционной, с прописными истинами.

ПОМНИТЕ!
Важно, чтобы, занимаясь с ребенком, взрослые были расслаблены и спокойны: чувствуя это, дети тоже успокаиваются и начинают больше доверять себе.

3) Посетить волшебный мир
Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия. Цель этого метода – научить их чувствовать себя в безопасности и создавать особенное пространство, «волшебный мир», в котором возможны (и будут происходить) положительные изменения. Чем больше в этом мире конкретных деталей, подробностей, тем легче и быстрее ребенок будет попадать в него.

Можно предложить ему закрыть глаза и представить, как он отправляется в какое-нибудь знакомое и приятное ему место, где он чувствует себя хорошо и спокойно. Лучше, если он сам выберет способ передвижения – лошадь, ракета, ковер-самолет или что-нибудь другое». Для более полного погружения попросите его обращать внимание на то, что он видит, слышит и ощущает. Цвет, запах, вкус и прочие детали помогут сделать волшебное пространство почти настоящим. На это необходимо время, поэтому не торопитесь сами и не торопите ребенка. После возвращения из воображаемого путешествия обязательно расспросите его о том, что с ним происходило, какие чувства он испытывал. «Это был лес или море? Тебе было тепло? А звери там были?» Заканчивая, обязательно спросите, вернулся ли он обратно и все ли с ним сейчас в порядке. В этот мир можно отправляться снова и снова, сначала с помощью родителей, а затем, освоившись, самостоятельно.

4) Помочь расслабиться
Релаксация помогает справляться с трудностями, которые проявляются телесно, – непоседливость, вспышки гнева. Этот метод необходим прежде всего тем детям, которые не уверены в себе и часто тревожатся. И тем, кто бывает агрессивен: некоторым детям мир кажется настолько опасным и ненадежным, что они, не выдерживая, нападают первыми. Расслабление снижает агрессию, физическое и эмоциональное напряжение и приносит долгожданный отдых». Ребенок оказывается в состоянии полусна, откуда ему легче «войти» в мир фантазий или слушать терапевтические сказки. Релаксации помогают негромкая спокойная музыка и успокаивающие запахи (лаванда, душица, мелисса). Предложите ребенку устроиться поудобнее и дышать животом – это легче сделать, если представить, что в животе находится воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. Взрослый может показать это на себе не только для примера, но и для того, чтобы расслабиться самому. Воображение – хороший помощник для расслабления. Можно предложить ребенку притвориться, что он снежная баба… У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Под лучами солнца баба постепенно тает, сначала голова, затем одна рука, другая… И вот она уже превратилась в лужицу… Для первых сеансов необходима помощь взрослых, но затем ребенок может расслабляться самостоятельно, например в школе, перед тревожащим его событием.

5) Выразить переживания
Чтобы освободиться от негативных эмоций и почувствовать себя легче, ребенку необходимо их выразить. Но дети часто отказываются говорить о них, они могут еще плохо понимать себя или, зная, что некоторые переживания не одобряются, скрывать их от взрослых. Любые творческие занятия помогают обойти эту трудность. Предложите ребенку нарисовать или вылепить то, что ему неприятно или пугает его. Теперь ему будет гораздо легче рассказать, что это, какое оно. Напомните ему, что допустимы любые чувства и фантазии.
В момент рассказа родителям достаточно быть внимательными и заинтересованными слушателями, которые тактичными вопросами «достанут» из сына или дочери как можно больше переживаний. Но какими бы ни были чувства ребенка, их нельзя оценивать, осуждать или исправлять. После того как ребенок закончит рассказывать, он может сделать со своим «произведением» все, что захочет, – разорвать, скомкать, уничтожить… Пусть он представит, как одновременно с этим разрушается и ситуация, которая его тревожила. Следующая задача – заполнить опустевший «сосуд» положительными чувствами. Предложите слепить или нарисовать то, что ему нравится, из неприятного события сделать приятное, как это часто случается в жизни.