Инновационные подходы к воспитанию. «Инновационные подходы в учебно-воспитательного процесса

Савостина Екатерина Николаевна, воспитатель МБДОУ
д/с №21 «Сказка» г. Старый Оскол, Белгородская область

В ходе модернизации системы образования, сложились принципиально новые условия для развития, обучения и воспитания дошкольников. Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь дошкольные учреждения, как начальную ступень развития и формирования личности ребенка. В настоящее время в дошкольных учреждениях появляется много инновационных технологий, программ, направлений. Для инновации характерно возникновение и накопление разнообразных новшеств и инициатив, которые в совокупности приводят к существенному изменению в сфере образования и трансформации его содержания и качества. Инновационная деятельность не может существовать и развиваться стихийно, она требует специальной, поэтапной и систематической организации.

Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются изучить и применять в своей работе новые приемы и методы воспитания и обучения детей, а также методику работы с родителями. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению современного и творческого потенциала специалистов нашего дошкольного учреждения. Мы считаем, что очень важную роль играет профессиональная компетентность педагогов, в основе которой лежит личностное и профессиональное развитие. Одной из важных задач, которые решают наши воспитатели, при реализации инновационных подходов является определение личностных и профессиональных качеств: отношение детей и родителей; отношение педагогов и детей, моральные правила; профессионализм и коммуникабельность.

Педагогический коллектив нашего детского сада старается найти и применить в своей работе новые формы работы с родителями: ознакомительные (наглядно-информационные; познавательные; информационно-аналитические) ; просветительские (семинары – практикумы, педагогические гостиные, анкетирование, психологические тренинги, анонимную переписку, выпуск газет, совместные досуги, выставки, ярмарки) . Несмотря на многочисленные методы взаимодействия с родителями нам бы хотелось подробнее остановиться на более эффективном методе взаимодействия и сотрудничества с родителями - метод проектирования. Он позволяет добиться успехов во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей, а так же немаловажно, что данный метод оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие малышей.

Проведенное нами ежегодное анкетирование родителей показало, что современные родители, очень сильно нуждаются в помощи специалистов, а главное, что они этого абсолютно не стесняются и готовы обсудить проблемы воспитания своего ребенка с человеком компетентным в данном вопросе. Для родителей становятся актуальными многие вопросы: чему нужно научить ребёнка, как с ним играть, как научить своего ребенка играть со сверстниками, как правильно любить и как можно наказать ребенка не подвергая насилию, как снизить агрессию и тревожность? Родители получают ответы на свои многочисленные вопросы в нашем детском саду: у воспитателей, психолога, учителя-логопеда, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию. Совместная проектная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ помогает осознать родителям, что совместные усилия необходимы, прежде всего, детям для их полноценного, социального и гармоничного развития. Исходя из результатов анкетирования родителей, в сложившейся ситуации возникла необходимость создания системы по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с родителями дошкольников через реализацию проекта «Детский сад наш второй дом».

В рамках данного проекта был организован «День открытых дверей». Экскурсия начинается с посещения групп, помещений для дополнительного образования (изостудия, экологическая тропа, краеведческая комната, физкультурный и музыкальный залы) , медицинского кабинета в сопровождении заведующего и старшего воспитателя. Родители по желанию могли посмотреть работу педагогов с детьми (посетить занятия, понаблюдать за разными видами деятельности детей, оздоровительными процедурами) . В процессе экскурсии с родителями беседуют педагоги дополнительного образования (педагог-психолог, логопед, педагог английского языка) , медицинские работники, которые консультируют их по возникающим вопросам. Прошла выставка детских поделок, рисунков для родителей «Осенние мотивы».

В рамках реализации нашего проекта были проведены встречи за «круглым столом»: «Что мешает ребенку развиваться?», «Какие мультики смотреть?», «Любимая игрушка вашего малыша». В ходе проведения круглого стола, родители пришли к выводу, что проявление агрессии это результат зависимости влияния средств массовой информации на психическое и физическое состояние детей. Показанный видеофрагмент о вреде иностранных мультиков позволил родителям прийти к пониманию того, как важно подходить к выбору передач, транслируемых по телевидению и подбору мультфильмов иностранного и отечественного производства. Благодаря педагогам, родители узнали, что гармоничное развитие ребенка в период дошкольного детства невозможно без родительской любви, заботы, взаимопонимания, доверия друг к другу.

Близкий эмоциональный контакт, основанный на безусловной любви, т. е. принятие ребенка таким, какой он есть, учет его индивидуальности и неповторимости дарит ему чувство защищенности, формирует доверие к миру, делает его уверенным в себе, общительным. У ребенка формируется внутренняя позиция: «Я нужен, я любим и я люблю вас тоже». Многие родители пересмотрели систему воспитания в своей семье, признали свои ошибки и пытаются устранить их и выстроить совершенно новые, доверительные отношения с ребенком. В рамках данного проекта проведена серия индивидуальных устных консультаций с родителями по актуальным вопросам воспитания и общения с детьми. Системная работа нашего проекта позволила родителям больше и чаще использовать гуманные методы взаимодействия с ребёнком. Мы считаем, что вся проделанная нами работа над данным проектом способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями, педагогами, развитию творческих способностей в совместной деятельности.

Список литературы:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) , утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17. 06. 2003;
  2. Письмо Минобразования России от 15. 03. 2004 № 03 51 46ин/14 03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»;
  3. Майер А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Поташник М. М. , Хомерики О. Б. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении//Магистр. 1994. №5.
  5. Сластенин В. А. , Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М, 2003.

г. Санкт-Петербург

2013 г .

Инновационный подход в обучении

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Важнейшей составляющей процесса обучения становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика. Особую роль отводят духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые, инновационные подходы к организации процесса обучения.

Именно инновации (нововведения ) являются наиболее оптимальным средством повышения эффективности образования. Инновация означает новшество, новизну, изменение; применительно к педагогическому процессу - это введение нового во все компоненты педагогической системы - цели, содержание, методы, средства и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащихся, их методическое обеспечение.

Инновационный подход к обучению или воспитанию означает введение и использование педагогических инноваций.

Педагогические инновации – это:

а) целенаправленные изменения, вносящие в образовательную среду новшества, улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;


б) процесс освоения новшества (новые средства, методы, технологии, программы, и т. д.);

в) поиск новых методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и творческое переосмысление .

Инновационные процессы в образовании существуют не изолированно друг от друга, а взаимодействуют между собой. Эта тенденция обусловлена интеграционными процессами в науке, в формировании современного стиля научного мышления человека и интеграционными процессами в самом образовании.

Так, например, под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования (интеграционные (межпредметные) программы), методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в этой области относятся:

1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)

Создание профильных классов;

Игровые методики (викторины, диспуты).

Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):

Метод проектов,

Создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).

Индивидуальные образовательные траектории;

2. Представление и передача содержания образования

Опорные сигналы;

Организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;

Создание компьютеризированных курсов;

Метод погружения;

Выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;

Проблемное обучение;

3. Методы оценивания образовательного результата:

Расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);

Создание портфолио.

Под инновациями в воспитании предлагается понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие снизить асоциальные явления в детско-юношеской среде:

Создание различных вариантов школы полного дня;

Создание психолого-педагогических центров и подразделений школ;

Создание детско-родительских объединений вокруг школы;

Создание развернутой системы дополнительного образования внутри школы;

Создание систем дополнительной мотивации к общественно-полезной деятельности.

Перейдем к рассмотрению современных, инновационных методов обучения иностранному языку , направленных на более эффективное развитие личности.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий , Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении.


Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т. д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

В настоящее время приоритет отдается коммуникативности, интерактивности, аутентичности общения, изучению языка в культурном контексте, автономности и гуманизации обучения. Данные принципы делают возможным развитие межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности. Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, т. е. общению. Сегодня новые методики с использованием Интернет - ресурсов противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т. е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение. Эту ошибку пытаются исправить новые технологии , в частности Интернет.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Типология проектов разнообразна. По, проекты могут подразделяться на монопроекты, коллективные , устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты. Хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения , умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.


Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой , словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества.

К современным технологиям относится и технология сотрудничества. Основная идея заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности. В условиях использования мультимедиа учащиеся получают информацию из газет, телевидения, сами берут интервью и проводят телемосты.

Что касается языкового портфеля, то в его основу заложено соотнесение российских требований к уровню овладения иностранным языком с общеевропейскими системами, что, в свою очередь, является отправной точкой для создания единого образовательного пространства. Основным критерием оценки уровня владения иностранным языком в технологии языкового портфеля является тестирование. Приоритетом данной технологии становится переориентация учебного процесса с преподавателя на обучаемого. Обучаемый же, в свою очередь, несет сознательную ответственность за результаты своей познавательной деятельности. Вышеуказанная технология приводит к постепенному формированию у учащихся навыков самостоятельного овладения информацией. В целом, языковой портфель многофункционален и способствует развитию многоязычия.

В современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Нужно не только продвигать вперёд инновационные методы, но и не забывать о традиционных методах, которые не менее действенны , а в иных случаях без них просто не обойтись.

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства РФ от 01.01.01 года.

2. Хуторской инноватика – рычаг образования // Интернет-журнал «Эйдос»,-2005.-10 сентября. http://*****/journal/2005/0910-19.htm. – В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», е-mail:*****@***ru.

3. Хуторской инноватика: методология, теория, практика: Научное издание,-М.: Изд. УНЦ ДО, 2005.

4. , Добудько преподавания информатики: учебное пособие для студентов пед. института /Самарский гос. пед. ин-т,1993.-С.250.

5. , К вопросу обеспечения качества образования в вузах // Современные проблемы науки и образования.-2006.-№1-С.31-31.

6. Фрумин подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. - Красноярск, 2003.

Что такое дидактическая мастерская? Мастерская педагогическая (или дидактическая) - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности. В мастерской построения знаний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его закономерностей - соотнесение полученного с достижениями культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т.д.


Регламент для выступающих Общее количество времени для выступления каждой группы – до 7 мин. Общее количество времени для каждого выступающего от группы – до 3-4 мин. Правила: 1. Простота – печать истины. Лат. 2. Моё правило – разделить каждую проблему на много частей так, чтобы каждая была реально выполнима. Р. Декарт. 3. Всякая экономия сводится в конечном счёте к экономии времени. К. Маркс.


Цели и задачи педагогической мастерской: ознакомление с основными положениями новых стандартов, анализ особенностей образовательных стандартов второго поколения и их реализация внедрения с сентября 2011, 2012 года; изучение инновационных подходов, реализуемых в образовательных стандартах второго поколения; возможность применения инновационных подходов в условиях внедрения стандартов второго поколения.


Приоритеты образовательной политики Зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол 36) - Основных направлениях деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г р) - Приоритетном национальном проекте «Образование» на годы - Федеральной целевой программе развития образования - Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»


Уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности


Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями); личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); предметным (освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира) результатам;


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД к обучению Долгие годы в научных и методических рекомендациях преобладал поэлементный, функциональный подход, когда глубоко и подробно анализировалась та или иная функция учителя, воспитателя, методиста, в результате чего то или иное явление часто изучалось в отрыве от других. На определённом этапе такой подход принёс пользу и оправдал себя, в современных условиях всё чаще используют системный подход.




КОММУНИКАТИВНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД к обучению Коммуникативно – деятельностноый подход к обучению предполагает учебное сотрудничество. Основу коммуникативно-деятельностного подхода к обучению составляют: формирование способности к самоучению, саморазвитию; воспитание коммуникативной культуры, гуманных нравственных качеств; интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся в условиях коллективной учебной деятельности. интеллектуальное и эмоциональное развитие обучающихся в условиях коллективной учебной деятельности.


Конкретность, чёткость и диалогичность цели. Доминирование развивающей цели в единстве с обучающей и воспитывающей. Ориентирование на уровень образованности и развития обучающихся (образованность). Реализация коммуникативно-деятельностного подхода к сообщению темы и цели занятия


ПРОБЛЕМНО-ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД в системе интерактивного обучения По сути, вся человеческая жизнь состоит из решения разнообразных задач… В.Симонов Процесс решения задач способствует развитию мотивационной, интеллектуальной, предметно- практической сфер личности.


Само- и взаимоконтроль. Целесообразность форм контроля. Оптимальное сочетание направленных и ненаправленных вопросов. Использование активных методов диагностики (анализ конкретных ситуаций, анализ ситуационных задач и др.). Реализация проблемно-задачного подхода к контролю исходного уровня знаний


Макрокультурный подход к обучению Макрокультурный подход к школе обеспечивается за счёт планомерного перехода к командной культуре, способствующей объединению творческого потенциала и усилий всего коллектива, позволяющей строить процесс взаимодействия всех членов образовательного процесса на более устойчивых демократических началах.


Оптимальное сочетание инвариантной и вариативной частей изучаемого материала. Ориентация на дидактические принципы: научности, системности, сознательности и активности, связи теории с практикой. Преобладание активных методов обучения. Реализация макрокультурного подхода к объяснению нового материала на занятии


ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Личность – это то, какие выборы делает человек на протяжении своего жизненного пути. Б. Ярмахов Научиться строить обучение так, чтобы проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация способностей и задатков.


Реализация личностно-ориентированного развивающего подхода к организации практической части занятия Целесообразность практических методов. Формирование осознанного отношения к полученному инструктажу. Проблемно-поисковый характер методических указаний. Частично-поисковый характер самостоятельной работы обучающихся.


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД Дифференциация (в переводе с латинского «difference») означает разделение целого на различные части, ступени. Дифференциация (в переводе с латинского «difference») означает разделение целого на различные части, ступени. Новая психологическая установка учителя: «Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».


Реализация дифференцированного подхода к закреплению на занятии 1.Использование интерактивных; диалогичных, диагностических форм и методов определения уровня усвоения изученного. 2.Методы получения обратной связи – диалог и полилог. 3.Повышение уровня совершенствования знаний – систематизация и актуализация знаний.


ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД как основа здоровьесберегающей педагогики Тот, кто держит в руках своё время, держит в руках свою жизнь. Кто не ценит собственного здоровья, тот меньше заботится о других людях. В.М. Шепель Эргономика (в переводе с греч. ergon – «работа» + nomos - «закон» – это научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания оптимальных условий труда, что способствует увеличению его производительности, а также обеспечивает необходимые удобства и сохраняет силы, время, здоровье и работоспособность человека (словарь иностранных слов).


Конкретность, чёткость поставленных вопросов. Управление вниманием обучающихся. Акцентирование на самых важных и основополагающих вопросах занятия. Ориентация на осознанность, системность и мобильность полученных знаний. Реализация эргономического подхода к подведению итогов занятия, рефлексии


ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД Особенности творчества как процесса: 1. Получение нового результата, нового продукта. 2. Получение нового метода, приема, способа действия. 3. Новый продукт или способ не может быть получен в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. 4. Способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. 5. Наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. 6. Творческий мыслительный акт обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.


ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД как научная основа управления методической работой в современной школе Основой диагностической деятельности является научно обоснованный анализ деятельности учителя и её результатов. А.Н. Кочетов Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Яккока


Работать в постоянном поиске – девиз развития современного педагогического коллектива. Постоянная диагностика доминирующих, то есть преобладающих у членов педколлектива мотивов педагогической и методической деятельности. Сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования. Научная организация труда педагогов, работающих в инновационном режиме. Анализ и устранение затруднений педагогов. Реализация диагностического подхода к организации методической и учебно- воспитательной работы 29 Наша новая школа Школа формирования идентичности гражданина России. Школа формирования идентичности гражданина России. Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта. Школа доверия, толерантности, миролюбия, диалога культур и психологического комфорта. Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России. Школа успешной социализации личности и развития инновационного потенциала России. Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности. Школа вариативного образования, поддержки индивидуального развития детей и подростков, развития одаренности.


Наша новая школа Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду. Школа поддержки мотивации личности к познанию, творчеству и труду. Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современное общество. Школа интеграции детей с ограниченными возможностями и проблемами в обучении в современное общество. Школа предупреждения и профилактики социальных рисков. Школа предупреждения и профилактики социальных рисков. Школа формирования здорового и безопасного образа жизни. Школа формирования здорового и безопасного образа жизни.

Подробности

Савченко Мария Александровна, воспитатель МАДОУ ЦРР детского сада №67 «Белочка»

посёлка Биокомбината ЩМР Московская область, Россия, [email protected]

Аннотация: автор статьи делится опытом применения в воспитательной работе с детьми-дошкольниками инновационных образовательных технологий, в том числе различных средств коммуникации, раскрывает основы успешного взаимодействия педагога с родителями воспитанников.

Ключевые слова: инновация, педагогическая технология, экспериментально-исследовательская деятельность, познавательная активность ребенка, зона ближайшего развития.

В настоящее время актуальной задачей для проведения реформ образования, направленных на повышение эффективности обучения дошкольников, является применение инновационных технологий в воспитательном и образовательном процессе в дошкольном учреждении. Согласно ФГОС ДО воспитатель должен создать условия социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

Педагогическая инновация – это нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, поиск доступных активных методов и средств, для передачи информации, с целью повышения их эффективности.

Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Ребёнок большую часть своего времени проводит в детском саду, откуда получает информацию, социализируется, приобретает необходимый жизненный опыт. Именно для того, чтобы методы воспитания и образования были более эффективными и развивали в ребёнке разностороннюю, творческую личность, способную познавать и воспроизводить полученную информацию, в своей работе я применяю технологию исследовательской деятельности, которая включает в себя проблемное обучение и информационно-коммуникационные технологии.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

  • эвристические беседы (один из главных методов активизации познавательной активности детей дошкольного возраста при диалогическом методе обучения);
  • постановка и решение вопросов проблемного характера (это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению)
  • наблюдения (основываются на ближайшем окружении);
  • опыты (исходя их поставленной проблемной ситуации);
  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • использование художественного слова;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
  • дидактические игры;
  • игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
  • трудовые поручения, действия .

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякает интерес. Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов. Эту возможность обеспечивает технология проблемного обучения. Именно метод проблемного обучения помогает детям изыскивать средства решения поставленной перед ними задачи, используя ранее усвоенные знания и умения.

Создаваемая при совместной деятельности проблемная ситуация становится для ребёнка ситуацией, при которой тот хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать, а главной целью воспитателя в это время является – побудить у ребенка интерес к поиску верного решения поставленной проблемы. Исходя из ранее полученных знаний и приобретённых умений, ребёнок может самостоятельно решать поставленную перед ним задачу.

Также главной опорой в нашей работе служит применение в непосредственно образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие высших психических функций детей. К ним относятся: зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно применять в обучении детей дошкольного возраста. В своей работе мы часто используем интерактивную доску Smart board, возможности которой позволяют организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к нашей с ними совместной деятельности, увеличилась концентрация внимания, скорость мыслительных процессов. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий, в которые входят графика, цвет, звук, видеоматериалы, позволяет моделировать в процессе образовательной деятельности различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включённые в мультмедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

Благодаря предоставленным вашему вниманию технологиям, методам и средствам воспитания и образования дошкольников, мы надеемся достичь выполнения поставленных задач:

  • воспитывать социально–личностных качества дошкольников, умеющих мыслить неординарно и творчески;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творчеству, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развивать способность детей применять современные инновационные технологии, направленные на успешную социализацию личности в обществе и повышение уровня интеллектуального мышления и креативного воображения.

Учитывая тот факт, что главным воспитателем ребёнка является его родители (законные представители), мы разработали интерактивную модель партнёрского общения воспитателя и законного представителя ребёнка.

Применяя инновационные технологии при работе с родителями, мы сумели заинтересовать их в воспитательно-образовательном процессе и жизни ДОУ в целом, что дало хорошие результаты в развитии нашей группы. Сотрудничество родителей и воспитателей предполагает равен-ство позиций партнеров, что создаёт в работе с детьми благотворный микроклимат для полноценного развития личности . Позитивный вклад в работу с родителями внесло использование индивидуального сайта группы, где родители в любое время могут получить информацию о своём ребёнке и группы в целом. Благодаря установленному в музыкальном зале проектору и экрану, родительские собрания стали более посещаемыми, родители – более активными. Занимаясь инновационной деятельностью, развивая инновационную активность, создавая что-то новое, достойное внимания, воспитатель не только помогает детям стать уникальными, разносторонними, уверенными в себе людьми, но и сам растет. Потому, главной нашей задачей на данный период времени остаётся самообразование и саморазвитие.

Список литературы:

  1. Андерсен Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. –М. : Дрофа, 2007.
  2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю. В. Атемаскина. - М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. - Саратов, 2008.
  4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение / А. П. Панфилова. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
  5. Методическая разработка на тему: ФГОС ДО | Социальная сеть работников образования (дата обращения 17.03.2016 г.).
//

«Инновационные подходы в учебно-воспитательного процесса »

Хабиева Айжан Гарифоллиевна

Учитель казахского языка и литературы

КГУ ОШ №57 города Алматы, Казахстан

«Учитель – это тот, кто заинтересовывает своих учеников в обучении».

Прогресс современного общества, наполненного информацией, достижениями науки и техники, постоянного актуального развития и общества в целом. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличивают требования к системе образования, которые в свою и совершенствования всех сфер жизни и деятельности каждого человека очередь выполняют социальный заказ общества.

Совершенствование системы образования, на мой взгляд, должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого учителя, его подходов к обучению и воспитанию детей.

Я проходила курсы Первый (продвинутый) уровнь в рамках повышения квалификации казахстанских педагогов в новом формате на основе лучшей мировой практики, инициированного Министерством образования и науки Республики Казахстан. Данная программа разработана совместно с факультетом образования университета Кембридж (Великобритания) в рамках соглашения между Международным Экзаменационным Советом университета Кембридж и Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Благодаря данным курсам я поняла, что могу внести изменения в обучении. Раньше у нас существовал авторитарный тип общения, но новые подходы в обучении и преподавании позволяют педагогу перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами. Внедряя новые подходы в обучении, моим коллегам нужно сломать те стереотипы, которые живут в них: результат обучения – это оценка; учитель знает лучше, чем ученик; ученик не может допустить ошибку, деление детей на «слабых и сильных». Учителя должны быть способны вдохновить ребенка на самообучение, на саморазвитие, на самостоятельный поиск информации. Отношение к ученику также должно претерпеть изменения. Развитие природного любопытства ребенка, но не его ограничение, должно быть целью школы. Ребенок должен иметь возможность высказывать свое мнение, даже отличное от позиции коллектива, даже неправильное. И это мнение должно встретить внимание и уважение со стороны учителя.

Наша страна претерпевает огромные перемены в самых разных направлениях. Естественно, это не могло не коснуться и системы образования. Государственные документы по совершенствованию системы и качества образования требуют необходимости глобальных изменений в современной школе.

Данная программа ставит перед собой задачу-помочь казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Основатель программы Лейм Вилсон, профессор Кембриджского университета, факультета образования. Освоение данной программы проходило через изучение идей семи модулей, названия которых наверняка многим уже знакомы:

Новые подходы в преподавании и обучении

Обучение критическому мышлению

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Использование ИКТ и цифровых систем для усовершенствования систем обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Обучение талантливых и одаренных учеников

Управление и лидерство в обучении

Современная бельгийская писательница Амели Нотомб говорила:

« Единственный ключ к знаниям - желание, и ничего более». Моё желание учиться и познавать различные педагогические новшества, было велико. Но, честно сказать, было нелегко, т.к. эти курсы заставили меня снова учиться. Сложность состояла в том, что готовой информации тебе никто не давал, только в работе (особенно групповой) понимала и примерно представляла свои действия на дистанционном этапе. Если сначала у меня была паника, то, к окончанию 1-го этапа я стала спокойной и уверенной в своих силах. Внедряя на практике задуманное, в ходе уроков я столкнулась с некоторыми трудностями (нехватка времени, оценивание для обучения, несовершенство диалоговой формы обучения), но вместе с тем отметила и плюсы (активность учащихся, повышение интереса к предмету, развитие навыков самостоятельности).

Данные курсы помогли мне наконец найти ответы на мои вопросы, которые меня в последнее время волновали: Как увлечь учащихся? Как приучить их к самостоятельному поиску знаний? Как разнообразить формы и методы работы на уроке, чтобы добиться высоких результатов? Теперь у меня есть ответы на многие из этих вопросов. Я думаю, что многие учителя испытывают внутреннюю потребность в изменении своей педагогической деятельности и желают научиться работать по-новому, внедрять в свои практику новые подходы в обучении, учить детей учиться самостоятельно, а не путём получения готовой информации. Самое главное, что внедрение идей программы в нашу ежедневную практику вполне реально и применимо в наших условиях.

Каким же образом можно внедрить в один урок идеи всех семи модулей? На этом мне хочется остановиться поподробнее.

Каким же образом мне удалось это сделать? Начнём по – порядку.

1. Одним из самых важных и взаимосвязанных с другими модулями является модуль «Новые подходы в преподавании и обучении».

Я думаю, что идеи именно этого модуля в моём уроке прослеживались от начала урока до его завершения, потому что многие виды деятельности проходили через диалог и беседу: получив положительный заряд на урок при помощи психологического тренинга. . Через вопросы высокого и низкого порядка, которые задавались учащимся мной, как учителем, и самими ребятами проходило усвоение темы урока..Вопросы, озвученные детьми, были разной направленности: и по фактическому материалу, который можно было узнать из учебника, и вопросы требующие размышления и анализа ситуации

2. Использование ИКТ в преподавании и обучении. Для успешного достижения поставленных целей на уроке мне было просто необходимо использование интерактивного оборудования. Причем я использовала его не только для просмотров слайдов презентации. Учащиеся имели возможность выходить к доске и при помощи активной ручки зачёркивали предметы, созданные руками человека. При внедрении ИКТ единство теоретических и практических знаний обеспечивает продуманность их использования, что способствует улучшению процессов преподавания и обучения.

3. Один из наиболее понравившихся модулей программы, это «Обучение критическому мышлению».

Применяя идеи этого модуля на уроке, на этапе закрепления новой темы, я предложила учащимся следующее задание:

Мы провели исследования, узнали много интересного. А теперь можно отправляться домой и выполнить творческий отчет нашего путешествия.

Напрмер: на столах у вас листочки с текстом, необходимо содержание текста изобразить в виде рисунка, т.е. создать проект о необходимости воздуха для всего живого на планете.

Текст: Воздухом дышит все живое на Земле. Но вот что удивительно: кислородом дышат люди и животные, его сжигают самолеты и машины, не могут без него работать заводы и фабрики. Почему же его не становится меньше? Потому что на Земле есть зеленые растения. Они - настоящая фабрика кислорода.

Подводя итоги данного урока, с целью определения уровня усвоения нового материала, учащимся было предложено задание в группах: представить тему урока, используя метод Синквейна. Надо отметить, что на моё удивление, группы справились с заданием почти верно, не считая подбора синонима к слову воздух. Но я считаю, что это произошло потому, что с синонимами дети вообще не знакомились, и у них ещё нет навыка подбора таких слов.

Но вот пример такого задания, которое предоставила мне одна из групп:

Примерный ответ детей:

Чистый, прозрачный.

Движется, сжимается, поднимается.

Воздух необходим всему живому.

Кислород.

На этом уроке для меня было самое главное, что ребята при выполнении этого задания не просто подбирали какие-то прилагательные или глаголы, а именно опирались на знания и свойствах воздуха, полученные на этом уроке.

4. Обучение талантливых и одарённых учеников .

Работа над проектом. Для более качественного и эффективного выполнения подобных заданий, дети заранее были разделены на три группы по 6 человек. Прежде чем приступить к созданию флипчарта по данному тексту, учащиеся определили, кто один из них прочитает и познакомит остальных учащихся с содержанием текста. В каждой группе были одарённые, способные учащиеся, и учащиеся с ограниченными возможностями. После ознакомления с текстом, ребята, анализируя содержание, стали обсуждать, как можно данный текст представить в виде рисунка, что можно на нём изобразить. Конечно, предложения в основном исходили от более сильных учащихся, но оформлением флипчарта были заняты все участники группы. Затем, завершив работу, учащимся, более слабым в учёбе было предложено в роли спикера защитить свои проекты с целью повышения их самооценки.

Подводя итоги данного урока, с целью определения уровня усвоения нового материала, учащимся было предложено задание в группах: представить тему урока, используя метод Синквейна. И опять же ведущую роль здесь брали на себя одарённые и талантливые ученики. В принципе, я на это и рассчитывала, что при выполнении этого задания сильные учащиеся помогут слабым.

5. Оценивание для обучения и оценивание обучения.

Узнав, что оценивание делится на формативное и суммативное, я на своих уроках старалась использовать более чаще формативное оценивание.

Наблюдая за деятельностью учащихся во время выполнения заданий, я могла отследить степень усвоения ими учебного материала, их активную и пассивную позицию в группе. При осуждении учащимися каких-то проблемных ситуаций, вызывая у них интерес к данному заданию, подводила их к логическому выводу. В заключении, подводя итоги урока, учащиеся оценивали своё настроение, участие в обучении, роль в групповой деятельности в ходе урока. Оценив себя, учащиеся осуществляли взаимооценку.

6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Сама специфика моей педагогической деятельности, обязует меня в своей практике учитывать возрастные особенности своих воспитанников. Поэтому, зная физические и психологические особенности младших школьников, мы, учителя начальных классов, на каждом уроке используем разнообразные сюрпризные моменты. Это помогает нам сконцентрировать внимание учащихся на теме урока, вызвать у них интерес к обучению, создать доброжелательную атмосферу. На данном уроке в классе «появился» воздушный шарик, который помогал в течение всего урока детям получать новые знания о воздухе.

Ну, а учитывая чрезмерную подвижность малышей и их неустойчивое внимание, использование физминуток просто необходимо. Это помогает снять общее напряжение организма и расслабиться.

7. Управление и лидерство в обучении.

Лидерство, как и обучение, является основной человеческой способностью, побуждающей к постоянному развитию. Нелегко управлять процессами изменений, которые могут вызвать дискомфорт и разногласия. Но даже без ведущей роли или очевидного высокого положения учитель может использовать профессиональные качества убеждения для воздействия на окружающих и инициирования изменений, а также – для совершенствования тактических навыков и развития стратегического мышления. Вашему вниманию был представлен лишь один урок из моей послекурсовой практики. Нельзя сказать, что он и многие другие уроки прошли безупречно. Были, конечно, сложности. Поначалу учащимся было сложно самостоятельно определять тему урока и ставить перед собой цели. Возможно, дети ещё не привыкли определять это самостоятельно. Ведь куда чаще цели урока ставим перед ними мы, учителя. Поэтому я ставила перед собой задачу научиться задавать учащимся вопросы так, и подбирать такие задания, чтобы они умело подводили учащихся к самостоятельному определению темы и целей урока. Также не совсем удавалась работа по взаимооцениванию учащихся, ребята руководствовались своими личными симпатиями и чувствами, поэтому оценки получились не у всех объективными. Поэтому совместно с учениками были разработаны критерии оценивания устных и письменных ответов.

Но, несмотря на это, я поняла, что подобные уроки дают свой положительный результат. Я вижу блеск в глазах своих учеников. Я чувствую их интерес к подобным урокам. Я слышу их мысли, которые они не боятся высказывать перед своими одноклассниками. Я радуюсь вместе с ними, когда они довольствуются результатами своей совместной работы. Я осознаю, что и у меня и у моих ребят желание одно - учиться.

Дети:- Мы учимся критически мыслить, оценивать себя и своего товарища, общаться друг с другом, работать и учиться творчески.

Учитель:- Я учусь работать по-новому, увидела в своих учениках не своих подопечных, а равноправных партнёров, стремлюсь развить и воспитать в них современную, конкурентно-способную личность.

Нужно сказать, что все семь модулей связаны между собой, при использовании одного модуля на уроке прослеживаются параллельно и другие модули.

Чтобы применять данную программу в дальнейшей своей работе, каждый из нас должен обладать широким профессионализмом, делиться опытом с другими педагогами и проявлять свои лидерские качества, расширять круга единомышленников,стараться не останавливаться на достигнутом.

Список используемой литературы:

1. «Руководство для учителя» АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012

2. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан третий (базовый) уровень АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» 2012