Во сколько можно оставить ребенка с бабушкой. Когда можно оставлять ребенка

У нас многонациональная страна, и поэтому в зависимости от принадлежности человека к какой — либо национальности произношение разных звуков может вызывать затруднение. Специфическое строение органов артикуляционного аппарата меняет силу и направление потока воздуха, выходящего из организма. Бывают случаи, когда разговаривая с кем-то, по акценту его речи понимаем, что он из другого региона, области или города. Но это не единственная причина, по которой плохо выговариваются буквы нашего алфавита. Данная статья, независимо от того где человек родился и где живёт, даст необходимый навык в правильном произношении звука, связанного с высоким подъёмом корня языка.

Возможные проблемы

Интересен факт произношения звука «к». Он напрямую связан с корнем нашего главного речевого органа. В ряде случаев звук произносится смазано и нечётко, цепляя другие звуки — «г», «х», «д», «т». Здесь возможна причина, связанная с врождённым отклонением. Могут повлиять на качество произносимого звука стрессовые ситуации, последствия повреждения органов речи и дыхания, после каких либо травм. Самая простая причина — ребёнок просто ленится. Мы должны вовремя, на раннем этапе разобраться с ситуацией и своевременно начать работу по коррекции речи.

Взгляд со стороны

Посмотрим на человека, у которого не всё нормально с дикцией. Общаясь с ним, трудно понять, о чём он говорит. Нередко отпадает желание продолжать разговор или что-то объяснять ему. Над таким человеком смеются, а многие даже злятся на него. У детей такие взаимоотношения очень ярко выражены. И вот поэтому надо править речь с раннего возраста, чтобы дети свободно себя чувствовали в обществе, хотя, конечно, эта проблема не относится к основным в жизни. Но если есть возможность, желательно потренировать речь, чтобы произношение было четким.

На что делаем акцент

Тонкость обучающего процесса в произношении буквы «к» заключается в том, что надо направить внимание малыша на внутреннюю (среднюю и заднюю) часть языка. Но в образовании выговариваемых букв активно участвуют и другие органы нашего речевого аппарата. Это верхняя и нижняя челюсть, губы, мягкое и твёрдое нёбо. Поможет нам в правильном взаимодействии всех этих органов артикуляционная гимнастика для заднеязычных звуков.

Занятие

Занятие артикуляционной гимнастики для звука «к» кроет в себе совокупность работы речевых органов и мозга. Ученик должен осмыслить положение артикуляционных органов и правильно их сориентировать. К тому же он должен, понять какие мышцы нужно напрягать, а какие расслаблять. В этом помогает ему педагог.

Организация занятий

Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.

Главные этапы обучения

Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.

1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.

2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.

3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.

4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.

5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.

6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.

7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.

8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.

9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.

Подсказки и вмешательства

Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.

Шагаем к цели

С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.

«Язычок – борец»

Укрепляем мускулатуру языка.

Взрослый садится перед лицом ребёнка и объясняет ему правила игры, в которой язычок будет бороться с посторонним предметом во рту. Пусть посторонним предметом будет чистая ложечка, к ней малыш уже привык. Предмет упирается в верхнюю часть кончика языка и начинается «борьба». При этом рот должен быть достаточно открыт, чтобы язык был виден. Наш «борец» пытается вытолкнуть «чужака» со своей территории.

Преподаватель старается увидеть выгнутую спинку языка, стремящуюся к нёбу. При этом необходимо добиться того, что бы приподнялся корень языка. Данное упражнение следует делать в несколько ступеней, которые должны быть разделены во времени. Не перегрузите мускулатуру язычка, иначе потом придётся долго отдыхать. Задача взрослого — добиться нужного положения «борца» во рту малыша – подняться должна не только середина, но и корень язычка. В последующих уроках надо закреплять положение языка, чтобы ребёнок запоминал.

«Массаж»

Расслабляем мышцы языка, увеличивая кровоснабжение.

Приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд-назад, покусывая его зубками.

«Самомассаж»

Научится расслаблять распластанный на губе язык.

Улыбнуться, подать язык вперёд, приоткрыть рот. Язик слабо прижать к нижней губе. Пошлёпать язычок губами – на выдохе получится «пя–пя–пя». Данное упражнение ещё называют так — «наказать непослушный язычок».

«Блинчик»

Учимся удерживать язык в расслабленном состоянии.

Рот открыт. Язычок лежит и «отдыхает» на нижней губе. В таком состоянии улыбнуться, затем убрать улыбку с лица. Далее чередуем и меняем мимику лица.

«Мостик»

Учимся выгибать и удерживать язык дугой к твёрдому нёбу, тем самым развиваем мускулатуру язычка.

Открыть рот, упереть язычок остриём в передние нижние зубки и выгнуть горкой. Шпателем помочь малышу сделать дугообразный мостик во рту. Второе название этого упражнения — «горка».

«Мостик смело соберём и очень быстро разберём»

Связываем упражнения напряжения и расслабления.

Приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубки и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его – уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем.

«Лопаточка»

Расслабляем мышцы языка.

Улыбнуться, приоткрыть рот и положить расслабленный язычок передним краем на нижнюю губу. Отдыхаем несколько секунд.

«Ветер дует с горки»

Учимся гнать воздух по языку. Включаем в работу дыхательный аппарат.

Открыть рот и сделать «горку». Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по язычку наружу. Сосредоточить внимание малыша на «переход» вдоха к выдоху. В этот момент мягкое нёбо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук «к».

«Катание с горки»

Укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого нёба вместе с дыхательными органами.

На ладошку взрослого или ребёнка кладётся шарик, сделанный из ваты или бумаги. Малыш открывает рот и делает «мостик». Но наш язычок на мостике ещё и «борец», край языка отодвигается от передних зубок, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На «границе» вдоха-выдоха активно начинают работать мышцы мягкого нёба. Звук «к» должен «вылететь» изо рта.

Первые звуки «к» будут «напряжёнными». Если слышимость буквы будет недостаточная, то следует попросить ребёнка покашлять в процессе выполнения таких упражнений, как «мостик» и «язычок – борец». Впоследствии с ходом занятий ребёнок задействует работу своего мозга и поймёт, как ему надо активизировать мышцы во рту и буква «к» будет выговариваться спокойно. Особое внимание следует обратить на чередование упражнений по напряжению и расслаблению мышц. Уважаемые родители, не торопитесь и не ускоряйте процесс. Берегите мышцы языка малыша от перегрузок, и результат не заставит долго ждать.

Вы только даете ребенку инструкции, не используя при этом собственного произношения.
1. Пусть ребенок, не отрывая языка от нёба, длительно и внятно произнесет звук [к]. Получится звукосочетание [кх – х - х]. Укажите ребенку на то, что вслед за [к] слышится другой звук, именно тот, который вам нужен. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и будет «дуть» в нее следующим после [к] звуком.
2. Дальше нужно произносить звукосочетание (фактически слог [кх – х - ха] (используя соответствующую картинку), в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто - это придаст звуку [х] большую внятность.
3. Затем ребенок должен произносить слоги [кх – х – ха - ха - ха] (скажите ему, чтобы он повторял только второй после [к] звук
4. Сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.
5. В дальнейшем следует произносить слоги [ха - ха - ха] и слоги остальными гласными звуками. Это можно делать по подражании

Этот способ можно использовать, когда ребенок либо вообще не выговаривает звук «Х» (вместо него может слышаться выдох), либо заменяет его на звук [ф]. Во время работы над звуком следите, чтобы ребенок не открывал широко рот, именно из-за этого чаще всего нарушается произношение заднеязычных звуков (задняя часть спинки языка не дотягивается до нёба). Зубы должны быть в форме правильного прикуса. При нарушенном прикусе рот должен быть максимально прикрыт.
1. Ребенок должен имитировать смех. Делать это нужно после выдоха (плечи должны быть опущены), «смеяться» нужно негромко и низким голосом. Вы должны очень эмоционально (для того чтобы ребенок не догадался, что вы на самом деле произносите звук [х]) произносить слоги [ха - ха - ха] (звук [а] должен звучать, как нечто среднее между [а] и [э]).
2. Пусть ребенок «смеется», подставив ко рту ладонь и «попадая» в нее своими «смешками» (струя воздуха должна ощущаться горячей). Вначале вам не следует произносить звук [х] слишком отчетливо (особенно, если ребенок заменяет его на [ф]), пусть произнесение этих слогов больше напоминает смех.
3. В дальнейшем вы предлагаете ребенку «смеяться» более «внятно», «с нажимом» (он может «похохотать» «насмешливо», даже «издевательски»), «смешки» должны быть короткими и четко «попадать» в ладонь. Вы более внятно произносите звук [х].
4 . После этого под видом смеха ребенок должен повторять за вами слоги [хо - хо - хо], затем - слоги с другими гласными.
5 .Когда ребенок начнет безошибочно произносить звук, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает.



Постановка звука «Х» по подражанию.

Способ заключается в имитации смеха .

Смеяться надо после выдоха (плечи опущены), негромко, низким голосом.

Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

В дальнейшем предлагается ребенку смеяться, произнося ХО-ХО-ХО, ХЭ-ХЭ-ХЭ, ХЫ-ХЫ-ХЫ и мягкие ХИ, ХЕ, ХЁ.

Постановка звука «Г».

Зондом- рамкой или шпателем от слога "ДА", передвигая кончик языка зондом внутрь рта, в начале слышится "ГЯ", а затем "ГА".

Постановка звука «К».
Звук «К» следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука «Т». При этом звук «Т» должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.
Ребенку предлагают произносить слог «ТА». В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог «ТЯ». Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог «КЯ».

Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - «КА».
Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык в глубь рта - прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог «ТА», а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука «К».
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук «К» получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.
Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук «К» с горловым оттенком.

Недостатки произношения звука «К».
1. Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.
Исправление: ставить звук заново.

2. «К» заменяется звуком «Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.
Исправление: а) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при «К» и плавной струей при «Х»; б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.
3. Вместо «К» твердого слышится мягкое («кет» место «кот»). Причина : язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для «КЕ», «КИ», где звук «К» смягчается под влиянием следующих гласных.
Исправление : показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого «К». Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).
4. Слышится глубокое, горловое «К», свойственное некоторым восточным языкам. Причина : язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога «ТА» и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого «К» (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).
5. После звука «К» в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук «Э» («Ы»). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком «П» или «Т» («ап-ак, ат-ак»). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука «К» она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).
6. Вместо «К» получается «Г». Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука «К» соответствует аналогичному дефекту произношения звуков «П» и «Т».
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т», если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки; б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками «П» и «Т» (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани).
Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.
7. Произношение «К», особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина: состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков «П» и «Т», одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление : а) проверить произношение звуков «П» и «Т» и исправить его (если необходимо); б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; aп - ат -ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.
Упражнения

Постановка звука "К"

1-й способ. Звук к следует ставить механическим способом при помощи пальца или шпателя, исходя из звука т. При этом звук т должен быть у ребенка «чистым», т. е. произноситься без призвуков.

Ребенку предлагают произносить слог та. В момент произнесения педагог нажимает пальцем на переднюю часть спинки языка, благодаря чему получается слог тя. Затем педагог продвигает палец несколько глубже, в результате чего получается слог кя. Наконец, третий этап - еще более глубокий нажим на язык - дает твердый звук - ка.

Довольно часто бывают такие случаи: как только педагог приближает свой палец ко рту ребенка, тот сразу же отодвигает язык вглубь рта - прячет язык от педагога. В таких случаях педагог должен приучить ребенка к пальцу. Для этого он просит ребенка произносить слог та, а сам только кладет свой палец на кончик его языка, не нажимая на него. Так следует упражнять ребенка до тех пор, пока он не научится в этом положении не отодвигать кончик языка назад. Тогда педагог начинает выше описанную работу по постановке звука к.
Сначала педагог пользуется для постановки только своим пальцем, но как только звук к получается правильно с его помощью, он учит ребенка пользоваться своим собственным пальцем.

Механическое воздействие на язык не следует прекращать слишком рано, иначе могут легко укорениться различные дефекты произношения к, например, мягкий звук или звук к с горловым оттенком.

2-й способ. Постановка К на вдохе. Беззвучная или шепотная имитация храпа (следить, чтобы не появился горловой звук Р). Похрапеть можно с переливами в свое удовольствие. Как правило, после упражнения слышится звук, похожий на К. Затем произносят КА на вдохе, и наконец, КА на выдохе. Далее автоматизация идет по традиционной методике: КА-КО-КУ-КЫ и группа мягких КИ-КЕ-КЁ.

Недостатки произношения звука "к"

1. Вместо к слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

Исправление: ставить звук заново.

2. к заменяется звуком х. Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.

Исправление:

А) дать возможность ребенку на тыльной поверхности кисти руки ощутить разницу между резким толчком воздуха при к и плавной струей при х;

Б) если это не поможет, ставить заново механическим способом.

3. Вместо к твердого слышится мягкое (кет место «кот»). Причина: язык смыкается не с задней, а со средней частью нёба. Эта артикуляция является правильной для ке, ки, где звук к смягчается под влиянием следующих гласных.

Исправление: показать перед зеркалом, что язык должен быть оттянут назад. С помощью шпателя, пальца или зонда нажать на спинку языка и отодвинуть язык назад настолько, насколько это окажется необходимым для получения твердого к. Показать ребенку, на какую глубину он должен вводить в рот свой палец (две фаланги).

4. Слышится глубокое, горловое к, свойственное некоторым восточным языкам. Причина: язык смыкается своей корневой частью с нижним краем мягкого нёба и с задней стенкой глотки. Недостаток носит устойчивый характер и возникает обычно потому, что педагог или сам ребенок слишком глубоко нажимают на спинку языка при постановке звука.
Исправление: ставить звук заново, исходя из слога та и нажимая на язык несколько менее глубоко, чем требуется для твердого к (чтобы ребенок вновь не сбился на горловое произношение звука).

5. После звука к в обратном слоге и в сочетании с другими согласными слышится призвук э (ы). Обычно этот недостаток соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.

Исправление:

А) проверить произношение звуков п и т, если оно страдает аналогичным дефектом, прежде всего исправить эти звуки;

Б) устранить недостаток произношения звука к путем сопоставления со звуком п или т (ап-ак, ат-ак). Приложить руку ребенка к гортани и показать, что после произнесения звука к она не должна вибрировать. Временно преувеличить силу выдоха после взрыва, дав ее ощутить на тыльной поверхности ладони (или на полоске бумаги, поднесенной ко рту).

6. Вместо к получается г. Причина: в работу включаются голосовые связки. Обычно подобное озвончение звука к соответствует аналогичному дефекту произношения звуков п и т.
Исправление:

А) проверить произношение звуков п и т, если они озвончаются, прежде всего исправить эти звуки;

Б) устранить озвончение к путем сопоставления со звуками п и т (па-ка, та-ка, апа-ака, ап-ак). Обратить внимание ребенка на то, что в момент смычки и взрыва гортань не должна вибрировать (приложить руку к гортани). Временно преувеличить силу выдоха после взрыва.

7. Произношение к, особенно в обратном слоге, напоминает звук, слышимый при откупоривании бутылки. Причина состоит в том, что, как и при аналогичном недостатке произношения звуков п и т, одновременно со смычкой языка и нёба смыкаются и голосовые связки (без вибрации). Взрыв производится за счет воздуха, находящегося в полости рта и глотки.
Исправление:

А) проверить произношение звуков п и т и исправить его (если необходимо);

Б) сопоставлять произношение всех трех звуков (п - т - к; an - ат -ак).
Во избежание возврата к дефектному произношению следует в течение некоторого времени требовать от ребенка, чтобы он произносил звук к с некоторым придыханием.

  1. Губы принимают положение следующего звука.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за г гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части спинки языка опущены, задняя часть спинки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, таким образом, проход в носовую полость закрыт, воздушная струя идет через рот.
  5. Голосовые складки смыкаются и вибрируют в момент, предшествующий взрыву смычки между языком и нёбом в результате прохождения выдыхаемой струи воздуха. Образуется звук звонкий, твердый [г].

I этап не проводится, так как подъем задней части спинки языка отрабатывается при прохождении звука к.

II этап работы проводится как часть занятия.

Тема. Уточнение произношения звука г.

Цель . Добиваться от всех детей правильного, звонкого произношения звука г в звукоподражаниях.

Предшествующая работа. Отработан звук к, от которого звук г отличается в основном наличием голоса.

Подготовительная работа . Чтобы правильно сочетать фронтальную работу с индивидуальной, воспитателю нужно выяснить, кто из детей недостаточно озвончает звуки б, д, г.

Подобрать для занятия картинку.

Игра «Гуси» в детском садй

Краткое описание.

Воспитатель показывает картинку. На ней изображена девочка, которая гонит гусей. Педагог говорит, что гуси идут домой и гогочут: «га-га-га...» «Как гуси гогочут?» - спрашивает педагог. Дети отвечают: «га-га-га...» Он продолжает: «По пути попалась канава, стали гуси прыгать через нее: «гоп-гоп-гоп...» Как они стали прыгать через канаву?» Дети: «гоп-гоп-гоп...» Потом дети делятся на 2 группы. Одна изображает гусей. Дети ходят и говорят: «га-га-га». Другая изображает пастушков. Когда дети подходят канавке (перевернутой скамейке), пастушки говорят: «гоп-гоп-гоп». И гуси прыгают. Затем участники игры меняются ролями.



Методические указания. Следить, чтобы дети не выкрикивали звукосочетания (га-га, гоп-гоп), а произносили их четко, громко, чтобы у всех звук г был звонким.

III этап работы (проводится вне занятия)

Тема . Формирование правильного, четкого произношения звука г во фразовой речи и воспитание силы голоса.

Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука г во фразах, учить пользоваться громким голосом.

Предшествующая работа

Проведено уточнение произношения звука г.

Подготовительная работа

Продумать, кого назначить пастухом: сначала надо назначить тех, кто сможет дать правильный образец речи, а потом тех, кому необходимо закрепить произношение звука г.
Игра «Волк, пастух и гуси»
Краткое описание
Пастух. Гуси-гуси, вы откуда?
Гуси. Га-га-га. Мы из дома.
Пастух. Гуси-гуси, вы куда?
Гуси. На луга, на луга.
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да-да-да.
Пастух. Ну, идите на луга.
(Гуси ходят и щиплют травку.)
Пастух. Гуси белые, домой. Серый волк под горой.
Гуси гогочут и бегут домой. Волк ловит гусей. Пойманные выходят из игры.

Методические указания

Следить, чтобы дети произносили текст громко, четко, но не кричали.