Умения 3 месячного ребенка. Как правильно развивать малыша в домашних условиях

Физическое развитие.

Прибавка в весе на третьем месяце жизни должна составлять 700 – 800 г. Рост увеличивается в среднем на 2,5 см. По средним показателям объем головы у мальчиков в три месяца составляет примерно 40,9 см, а объем грудной клетки – 41,5 см. В то время как у девочек эти показатели несколько меньше: объем головы и грудной клетки трехмесячной девочки – 40 см. В это время продолжается укрепление опорно – двигательного аппарата ребенка. Совершенствуется центральная нервная система. Кости малыша очень хрупкие и подвержены внешним воздействиям. Родители должны быть предельно внимательны в обращении с малышом, чтобы ему не навредить. Например, тугое пеленание или неправильная посадка ребенка могут привести к деформации костей. К концу третьего месяца уходит физиологически повышенный тонус мышц ребенка. Ребенок способен к некоторым осознанным движениям, его ручки, ножки, шея и туловище становятся более подвижными. Тянется к игрушкам, разжимает пальчики. Ребенок может захватить погремушку и притянуть ее к себе. На руках у родителей в вертикальном положении кроха хорошо удерживает голову. Он свободно поворачивает голову во все стороны. Малыш рассматривает свои руки, следит за их движением, подносит их к личику.

Психоэмоциональное развитие.

Ребенок в трехмесячном возрасте хорошо реагирует на звук: может определить от куда он идет, поворачивается на него. Малыш слушает маму, когда она с ним разговаривает. Малыш уже может улыбаться, узнает голос мамы, звуками может выразить свои эмоции, желания и недовольства. Ребенок пытается поднять голову, когда лежит на спине. Если положить его на животик, он начинает приподниматься на локтях. Ребенок вырабатывает хватательные движения ручек. Он следит за движением мобиля над кроватью, пытается тянуться к ней и хватать. Малыш всматривается в игрушки. Его внимание привлекают крупные узоры. Ребенок наблюдает за заинтересовавшим его предметом лежа на спине, на животе, на боку, находясь на руках у родителей.

Здоровый малыш может упираться стопами о поверхность, если поддерживать его под мышки. При этом его ноги согнуты в тазобедренном суставе. Кроха меняет позы во время сна. Ребенок может следить взглядом за движущимися родителями, домашними животными. Малыш вслушивается в звуки. Малыш улыбается, когда видит мамино лицо. В три месяца он может гулить. Может звуками подражать голосу родителей или музыке. Малыш хочет, чтобы ему уделяли все внимание. Для этого он хныкает, улыбается, кричит, гулит и т.д. Может проявлять свое недовольство, если с ним прекратили общаться, отобрали игрушку, что – то беспокоит. Кроха вздрагивает, когда слышит резкий звук. Прислушивается к звукам. Он ненадолго может сосредоточиться на игрушке. Всматривается в лица родных. Ребенок пытается общаться со взрослыми гулением, криками. Он может гулить наедине с собой. В три месяца малыш умеет пить водичку с ложечки. Радуется, когда его купают.

Распорядок дня.

К третьему месяцу у малыша уже сформирован режим сна и бодрствования. Ребенок должен спать 16 - 17 часов в сутки. В дневное время малыш спит примерно 4 раза по 1,5 - 2 часа. Кормить его следует 6 - 7 раз в сутки. Между кормлениями должно пройти 3 - 3,5 часа. Ребенку необходимо давать витамин D. Педиатр назначит, как и сколько его давать ребенку.

Прогулки.

Гулять с ребенком надо много, до 6 часов в день. Малышу очень нужен свежий воздух. Гуляйте в любую погоду. Только при морозе ниже "-10", педиатры не рекомендуют гулять с крохой. Приучайте аккуратно ребенка к солнышку. Солнечные лучи способствуют укреплению организма, так как под их воздействием кожа ребенка самостоятельно вырабатывает витамин D. Таким образом, идет естественная профилактика организма от рахита, анемии, повышается иммунитет. В крайнем случае, малыша можно вынести в коляске на лоджию. Только обязательно проследите, чтобы не было сквозняка и на ребенка не попадали прямые солнечные лучи.

Кормление.

Очень сложно проследить за тем, сколько молока съедает малыш, когда он только на грудном вскармливании. Но известно, что в день кроха съедает 800 - 850 г. То есть за раз ребенок съедает 120 - 140 г. Можно рассчитать необходимое количество молока по - другому: Вес ребенка разделите на шесть. Полученный результат - то количество молока, которое надо съесть малышу. Лучше кормить ребенка грудным молоком. Мама не должна забывать сцеживать остатки молока после кормления и правильно питаться. Если приходится докармливать ребенка или переводить его на искусственное вскармливание, используют адаптированные молочные смеси. Инструкция по применению заменителя грудного молока и возраст ребенка, с которого можно кормить его написаны на упаковке. Кроме заменителей грудного молока, ребенку можно давать такие кисломолочные продукты, как биолакт, нарине, ацидофильное молоко, мацони, кефир, который можно найти на молочной кухне. Покупной кефире, для ребенка такого возраста, не подходит, так как там слишком много микробов. В любом случае, перед тем, как дать ребенку любые продукты питания, ОБЯЗАТЕЛЬНО проконсультируйтесь с педиатром! С 3 месяца можно давать малышу капельку фруктового пюре (предпочтительнее начинать с яблочного или грушевого) и сока, но только не более 2 раз в день и обязательно после кормления. Количество сока не должно превышать 25 г. Вводите сок с нескольких капель и внимательно следите за реакцией ребенка. Фруктовое пюре можно давать 2 раза в день после кормления по 3 чайные ложки. Начинать прикорм лучше с яблочного пюре.

Уход за трехмесячным малышом.

Каждое утро протираете глаза ребенка от внешнего края ко внутреннему ватным тампоном, смоченным в чистой воде. Потом протрите другим, смоченным в чистой воде, ватным тампоном все личико. У малыша в этом возрасте уже функционируют слезные железы. Ватными жгутиками надо чистить ребенку нос и ушки. Ногти следует стричь регулярно, но не коротко, закругленно на руках и прямо на ногах. Купать ребенка надо каждый день без мыла до кормления. Температура воды – 36 – 37 градусов. Мыло используют не чаще 1 – 2 раз в неделю. Ребенка уже можно не пеленать. Игрушки должны быть чистыми, легко мыться. Нельзя давать малышу мелкие предметы и игрушки с острыми краями.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.

Мнение педиатра Коваль Анастасии "3 месяц жизни"

Три месяца жизни-это первый рубеж, достижения которого ждут все мамочки. Ребенок немного подрос, и уже способен к осознанному контакту с родителями. Он различает человеческое лицо, мимику и голос, обратившегося к нему взрослого, приветствует улыбкой и агуканьем, умеет захватывать погремушки, пытается дотянуться до висящих над ним игрушек, с удовольствием лежит на животе опираясь на предплечья, некоторые уже умеют самостоятельно переворачиваться.

Питание

В этом возрасте основным источником питания для малыша является молоко матери. Большинство детей при этом не нуждается в допаивании водой. Режим кормлений строго индивидуален и формируется у каждой пары мама-ребенок свой. Основной характеристикой нормального питания является хорошая прибавка в весе, а не время прошедшее между кормлениями. В среднем оно может составлять от 1,5 до 3,5 часов. Остатки молока сцеживать не нужно, тк его количество при естественном вскармливании подстраивается под нужды ребенка. А избыток может вызвать лактостаз и мастит. При недостаточной ежемесячной прибавке, следует совместно с врачом решить необходимость докорма смесью.

Её тоже поможет выбрать ваш педиатр, с учетом особенностей малыша.

Прикормы в этом возрасте не вводятся. Нормальная прибавка 800 гр (плюс-минус 200).

Уход

Утро маленького человечка начинается с умывания. Протирается личико и глазки чистой водой. Носик и ушки чистятся по мере загрязнения.

В течение дня ребенка подмывают теплой водой с мылом обязательно после того как он покакает, и по мере необходимости, но уже без мыла. Влажные салфетки лучше использовать только при отсутствии возможности воспользоваться водой. Несмотря на все удобства, они все же содержат отдушки и прочие вещества не всегда желательные для детской кожи.

День заканчивается вечерней ванной. Особо возбудимых детей лучше купать в обед.

Температура должна быть 37-37,5 градусов, как наиболее благоприятная для комфортного самочувствия ребенка. Стоит учитывать,что в отличие от взрослых, малыш еще не умеет хорошо подстраиваться под изменение температур. Если вы хотите начать закаивание, то следует помнить о принципе регулярности и постепенности в приучении к более холодной воде. После основного купания ребенка опаласкивают водой с температурой на 0,5-1 градус ниже.

Прогулки

Прогулки играют очень важную роль в развитиии ребенка. Они помогают обогатить кровь кислородом, являются частью закаливания и знакомства с окружающим миром.

Их длительность в среднем от 2 до 4 часов в день. А в хорошую погоду до 6-7 часов.

При невозможности выйти на улицу можно вынести коляску на время дневного сна на балкон. Одевать малыша следует как себя, плюс один дополнительный слой одежды. Чтобы узнать не замерз ли ребенок, следует обратить внимание на нос, если он теплый-то все в порядке. Для прогулки можно пользоваться как колясками,так и слингами или кенгуру. В последних ребенку обеспечивается не только контакт с мамой, но и более полный обзор для получения новых впечатлений. Обратите внимание на позу ребенка и соответствии вашего переносного устройства возрасту.

Дополнительные занятия

В этом возрасте ребенок способен воспринимать стишки и музыку в течение 3-5 минут, его интересуют игрушки, можно стимулировать малыша тянуться за ними, полезно проводить знакомство с различными тканями и фактурами,а также звуками. Если ребенок на прогулке не спит, стоит побольше рассказывать о том,что происходит вокруг.

Дома следует проводить закаливающие процедуры (воздушные ванны, обтирания) , подобрать комлекс массажа и гимнастики, соответствующий умениям малыша. С ним обычно знакомят в комнате здорового ребенка в поликлинике. Также возможно его сочетание с потешками. Также хорошо способствует развитию и нормализации мышечного тонуса плавание.

Автор статьи Коваль Анастасия Андреевна,
врач-педиатр, закончила Кировский Государственный Медицинский Институт, мама со стажем

Дата публикации: 20.09.2011
Дата обновления: 16.03.2012.
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Елена 23.06.2016 19:18
Интересно, в одной статье две противоположные рекомендации, я так не поняла нужно доплачивать или нет?

Анастасия 10.06.2016 14:16
Статьи правда за 2012 год. Желаю всем мамам быть адекватно современными и грамотными.

Алина АХ 04.06.2015 18:51
ирина, у каждого свое мнение на этот счет!!! Я вот соглашусь с мнением, что лучше кормить ребенка до полугода только своим молоком ну или смесями, а потом только вводить прикорм. Допустим, моя мама нам тоже рано кашу начала давать так моя сестра с гастритом выросла. Так что свою ляльку я сначала молоком кормила, а потом молоко пропало перевела на смесь Нэнни и прикорм стала вводить только ближе к 6 месяцам, развиваемся и растем нормально, главное с ЖКТ проблем нет.

ирина 28.04.2015 22:27
Все что вы пишите насчёт прикорма и питья в 3месяца это все ерунда. Я своей малышки начала варить кашкимолочные в 2.5 месяца и нормально все. А как же раньше было,когда мама не могла кормить грудью, так же варили кашки и все норм было, это сейчас врачи нельзя кормить кашками рано, надо смесями кормить. Так вот какрасто смеси это все хернея, вот из-за них и могут быть проблемы

Баева М 24.04.2015 12:17
Мы тоже кормили ребенка по требованию. Я считаю, что кормежка по графику это просто абсурд. Малыш не наедается, капризничает. Но это касается только грудного вскармливания. Что касается деток, находящихся на искусственном вскармливании, то им график просто необходим. Там и правда нужно выдерживать три часа. У меня сестренка кормить племяшку смесью Нэнни. Малышу вполне хватает, он от кормления до кормления вполне сыт.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За прошедший месяц жизни (со второго по третий) мальчик должен был прибыть в весе и росте на 700–900 грамм и 2,9 см, девочка на 600–870 г. и 2,7 см.

С трех месяцев, большинство здоровых мальчиков прибавляют в весе примерно по 150 грамм в неделю , девочки — по 130 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 560–730 грамм в весе и 2,5 см в росте, девочка 490–710 г. и 2,3 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Трехмесячных малышей ни в коем случае нельзя садить и присаживать, так как это может обернуться проблемами со здоровьем в далеком будущем. Нежелательно делать какие-либо упражнения, которые могут спровоцировать ребенка принять сидячее положение.

Малышу полезно лежать на животике под присмотром взрослых, чтобы укреплять мышцы живота и учиться уверенно держать головку. Однако, лежа на животике, нежелательно спать, так как ребенок может уткнуться носиком в подушку.

Кормление грудным молоком и прикорм

Здоровых детей в три месяца положено кормить грудным молоком . Регулярный прикорм или кормление смесями должны производиться только по показанию педиатра. Поскольку только грудное молоко идеально подходит для здорового развития ребеночка, то на постоянное кормление малыша смесями должно быть веское основание.

Многие мамочки, видя, как чужие малыши хорошо набирают вес, уплетая смеси, начинают необоснованно кормить смесями свою здоровую малютку. Иногда им кажется, что грудничку не хватает молока, или знакомые недалекие мамаши назедают фразами "как, вы еще не кормите смесью, соком, пюре?". Идя на поводу у окружающих и собственных эмоций, мамы раньше времени переводят детей на искусственное питание, оставляя малыша без полезного грудного молока.

На третьем месяце жизни ребенок должен питаться грудным молоком около 6 раз в день, выпивая по 120 мл за раз.

Прочее

С третьего месяця по четвертый идут недели 13, 14, 15, 16-я и половина 17-й.

Ребенку 3 месяца: что умеет малыш, развивающие игры, советы специалистов

Ребенку 3 месяца : как развивается малыш, каковы его достижения к концу месяца, как проводить развивающие игры и упражнения с трехмесячным малышом, какие игрушки нужны малышу с 3 месяцев. Обо всем, что важно для развития ребенка в 3 месяца, Вы узнаете из этой статьи.

Ребенку 3 месяца: что важно знать о развитии малыша в этом возрасте

Вашему малышу уже три месяца! Он улыбается Вам, гулит, отвечает на Ваши слова , тянется за игрушкой, лежит на животе с опорой на предплечья. «Комплекс оживления» уже может возникать не только как ответ на Ваши слова и улыбку, а по собственному желанию малыша – так малыш привлекает к себе внимание.

Что же главное в дальнейшем развитии ребенка? Какие главные задачи нужно решить на четвертом месяце жизни малыша?

На четвертом месяце жизни самым главным для малыша является его эмоциональное развитие. Именно эмоциональное общение с близкими взрослыми ведет за собой развитие сенсорное, моторное, познавательное, речевое.

Основные линии развития ребенка в 3 месяца это:

  • эмоциональное общение с близкими взрослыми в играх-перекличках, диалогах;
  • овладение хватательными движениями;
  • развитие речевых реакций для привлечения к себе внимания; гуление и гуканье;
  • развитие мышц рук, ног, спины и подготовка к повороту с живота на бок;
  • совершенствование зрительного и слухового сосредоточения.

С ребенком 3 месяцев можно и нужно проводить игры-занятия . Каждая такая игра длится 3-5 минут и состоит из ласкового разговора с ребенком, показа игрушки, упражнения. Такие игры-беседы с мамой не займут много времени, но внесут огромный вклад в развитие ребенка. Примерная рекомендация – проводить их 4 раза в день по 5 минут. Лучше всего это делать через 40 минут – час после пробуждения, когда ребенок хорошо себя чувствует.

Какие развивающие игры и упражнения нужны ребенку 3 месяцев и как их проводить?

Задача 1. Учимся произносить звуки

Ребенок в 2-3 месяца начинает произносить короткие согласные звуки – гукать. Сначала это мягкие согласные, потом твердые – н, м, п, т, д.

Для развития речи ребенка нужно обязательно проводить переклички – диалоги с ним. В перекличках малыш должен видеть лицо взрослого (контакт «глаза в глаза»).

Перекличка проводится очень просто. Сначала взрослый повторяет те звуки малыша, очень эмоционально беседует с ним, утрированно тянет – произносит эти звуки. Малыш ему отвечает. Затем взрослый говорит звуки, а малыш повторяет.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Как провести игру-занятие с перекличками с ребенком в 3 месяца:

Такая игра-занятие займет примерно 5-6 минут и будет состоять из трех частей.

Часть 1. Перекличка с мамой.

Мама ласково разговаривает с малышом, называет его по имени, поглаживает. Мама должна говорить очень четко и медленно, чтобы малыш начал вслушиваться в ее речь. Можно использовать пестушки, потешки, короткие стишки, говорить отдельные звуки – А, О, У, И с разными интонациями (удивленно, огорченно, ласково, восхищенно, воспросительно). Для трехмесячного ребенка очень важно, чтобы мама напевно произносила гласные во всех потешках, — «петушооооооок – петушоооооок, золотоооооой гребешооооооок». Длится такой разговор примерно полторы минуты.

После этого взрослый делает паузу. Пауза нужна для того, чтобы малыш произнес ответные звуки. Ребенок реагирует на звучание гласного, «выдавая» звук в своем исполнении: оооо. Это происходит не сразу после образца взрослого!

Если взрослый говорит разные звуки без остановок, то часто встречается такая ситуация. Взрослый уже начал говорить другой звук, а малыш продолжает тянуть предыдущий. Поэтому и нужна пауза, чтобы ребенок успел отреагировать.

При разговоре взрослый утрированно произносит интонации, чтобы малыш их различал, разговаривает с энтузиазмом, с яркими эмоциями.

Такую перекличку можно проводить по очереди с разными гласными – А, У, И. О.

В 3 месяца взрослый может уже не спешить говорить в перекличке первым и этим вызывать у ребенка «комплекс оживления». Надо дать возможность ребенку проявить инициативу. Это малыш уже умеет! Видя близкого взрослого, ребенок в 3 месяца начинает привлекать к себе его внимание улыбкой, радостными движениями, гулением (гулением называется певучее протягивание гласных звуков)

Часть 2. Упражнение с игрушками (их описание будет дано дальше)

Мама показывает звучащую игрушку или обычную игрушку.

Если это погремушка на ручке, то проводится упражнение по развитию умения схватывать и удерживать предметы.

Если это игрушка для театра бибабо (кукла, надевающаяся на руку), то прочитайте о ней стишок, перемещайте куклу в разных направлениях. Как только малыш проследил за направлением перемещения игрушки, начинайте ее перемещать по-другому. Затем поднесите игрушку поближе к малышу, подтолкните ручку ребенка к ней, помогая ему схватить игрушку.

Если это музыкальный инструмент (бубен, барабан, металлофон, ложки и т.д.), то мама играет на нем и передвигает предмет в поле зрения ребенка, чтобы он стал за ним следить. Все действия с игрушкой мама сопровождает речью! Это очень важно! Называйте, что это такое, что Вы делаете, какая игрушка, как она звучит. Например: «Бум-бум, ба-ра-бааан! Бум-бум, ба-ра-бан! Сейчас будем барабанить – бум-бум, бум-бум! Громко барабаним: бум-бум!» После показа игрушки, сопровождаемого речью взрослого, снова делается пауза, чтобы малыш смог отреагировать.

Часть 3. Диалог с мамой. Мама убирает игрушку и начинает общение с малышом (как и в первой части игры-занятия). Используются другая потешка или пестушка. Слова потешки надо произносить очень выразительно, с разной интонацией, то громче, то тише, с разными эмоциями.

Можно провести эту часть игры-занятия по-другому — произносить звуки беззвучно (а, о, у, и) но так, чтобы по губам было видно, какой это звук. Для этого утрированно произносим молча эти звуки. Малыш должен хорошо видеть Ваше лицо. Это вызывает у малыша желание подражать и он будет двигать губы, пробовать по-разному шевелить ими. Так малыш будет учиться воспроизводить звуки. Это упражнение важно для развития артикуляционного аппарата малыша и для предупреждения речевых нарушений в дальнейшем.

На этом пятиминутная игра-занятие из трех частей заканчивается.

Для своевременного речевого развития малыша читайте ему стихи стихи во время купания, переодевания, пробуждения, укладывания спать, разговаривайте с младенцем – называйте предметы, действия, признаки (теплый, легкий, веселый, пушистый и др.) Так малыш приучится вслушиваться в речь взрослого, выделять в ней отдельные слова и звуки. Очень хороши для малышей потешки и стихи с повторяющимися звуками. Целую коллекцию стихов для самых маленьких, колыбельных и пестушек Вы найдете в статьях , « .

Затраченное время и силы на разговоры с малышом с лихвой вернутся к Вам, когда ребенок заговорит. Тогда Вы заметите, что малыш употребляет намного больше слов, чем его сверстники, быстрее начнет строить предложения, более активен и самостоятелен, быстро запоминает новые слова и легко их повторяет.

Беседуя с малышом во время кормления, купания, переодевания, укладывания спать, игры, надо использовать в своей речи разные интонации – восклицание, удивление, огорчение, вопрос, утверждение. «Где же наше полотенце? (вопрос) Вот оно! Белое, пушистое! (восхищение). Сейчас мы будем вытираться чистым полотенцем. Вот так! (радость). Где у Миши ручки? (вопрос) Вот они, ручки! (радость) Где у Мишеньки ножки? (вопрос) Вот ножки! (радость)… Ой, упало (огорчение) и т.д.» Важно, чтобы Ваше лицо (мимика) отражали Ваши эмоции! Так мы закладываем у малыша культуру эмоций, знакомим его с разными эмоциями человека – радость, огорчение, удивление, восхищение.

Ребенок возрасте 3 месяцев уже реагирует и на простые маски, на которых показана эмоция, следит за ними глазами при их перемещении, улыбается им.

Задача 2. Учим ребенка различать свое имя

Малыша в 3 месяца нужно как можно чаще называть по имени, использовать его имя в колыбельных. Называть имя малыша надо в разных формах, например: Ваня – Ванечка – Ванюша – Ванюшка.

Когда наши бабушки и прабабушки заботились о младенцах, они всегда в пестушках, потешках, колыбельных называли имя ребенка. Именно в три месяца малыш начинает выделять свое имя из потока речи и узнавать его. Разумеется, это не означает, что до трех месяцев не нужно называть ребенка по имени. Здесь важно другое – привлечь внимание трехмесячного младенца к звучанию его имени.

Для этого разговаривайте с малышом в течение дня, по-разному его называя: «Вот наша Маша встала! Маааашенька – Машуня проснулась! Будем с Машей умываться, будем с Машулей одеваться! Какое у Маааашеньки имя красивое!» Произнося имя ребенка, гладьте его, улыбайтесь. Через некоторое время Вы заметите, что ребенок начал поворачивать к Вам голову, услышав свое имя. Значит, он уже выделяет это слово в потоке речи и понимает, что его зовут!

Задача 3. Развиваем хватательные движения ребенка

У малыша в 3 месяца пальцы начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому малыш уже может захватывать предмет и игрушку. В три месяца развивается способность ребенка сначала случайно, а затем целенаправленно дотрагиваться до игрушек. Поэтому для игр с ребенком нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать хохломские ложки (но не большие, а маленькие и легкие)

Именно с трех месяцев нужно помочь малышу в развитии зрительно-моторной координации, то есть в развитии согласованности движений глаз и рук, в развитии умения дотягиваться до игрушки и схватить ее (используются игрушки разной формы). Для этого мы проводим с ребенком упражнения с игрушками.

Упражнения с игрушками: как научить ребенка захватывать и удерживать игрушки

Что нужно приготовить: деревянную хохломскую ложку или погремушку с ручкой или кольцо 10-15 см в диаметре (можно взять кольцо от пирамидки). Для упражнения нужна только одна игрушка, не используйте в одной игре больше одной игрушки! В последующих играх используйте уже другую игрушку. Чередуйте игрушки разной формы, разного цвета, используйте упражнения в разных вариантах.

Согласно требованиям, удобная для захвата игрушка имеет ручку длиной примерно 10 и более сантиметров. Именно такую игрушку лучше выбрать для первых упражнений. В дальнейшем малыш сможет захватывать и игрушки других размеров – более мелких.

Как провести игру:

Вариант 1. Мама привлекает внимание малыша к погремушке с ручкой (предмету с ручкой), разговаривает с ребенком, гремит погремушкой. Игрушку надо держать на расстоянии 20-30 см над грудью малыша. Ребенок начинает следить взглядом за игрушкой. Затем мама вкладывает игрушку в ручку малышу — в его ладошку. Можно попробовать легонько «отобрать» игрушку. Слегка потяните игрушку к себе, чтобы ребенок почувствовал мышечное напряжение. Вскоре малыш сам начнет тянуть ручки за предметами.

Важно, чтобы взрослые проводя это упражнение, сопровождали свои действия речью: «Вот какая погремушка! Красивая! Где погремушка? (передвигая игрушку, с вопросительной интонацией) Вот она! (с восклицательной интонацией). На, Катюша, игрушку (вкладывая в ладошку малышки)»

Вариант 2 . Подвесьте игрушку ближе к правой или левой ручке ребенка (погремушку подвесьте вниз ручкой). Не спешите вкладывать погремушку в ручку малыша. Упражнение нужно для того, чтобы малыш это сделал сам! Чтобы развивались активные действия руки ребенка! А не активные действия руки мамы J. Поэтому делаем всё не спеша и не подгоняя ребенка.

Сначала дотроньтесь погремушкой до тыльной стороны ручки ребенка, позвените, привлеките внимание к игрушке. Чтобы игрушка привлекла внимание малыша, она должна быть яркой! Малыш должен сам проявить интерес к игрушке и взять ее в руку. Если игрушка не привлекла внимание ребенка, можно снять ее и подвесить другую, привлекая к ней внимание, сопровождая действия с игрушкой своей речью и улыбаясь малышу: «Вот какая птичка прилетела. Птичка летает. Как она летает? (перемещая игрушку и звеня ей). Птичка села на ручку Кате. Вот какая птичка!» и т.д.

Вариант 3. Возьмите разноцветные слингобусы или сделайте яркие детские бусы из очень крупных деревянных разноцветных бусин на крепком шнуре. Позвените, постучите ими, привлеките к ним внимание. Если малыш не тянется к предмету, протяните сами предмет поближе к ребенку и держите на близком расстоянии. Малыш начнет тянуться к бусам.

Вариант 4. Вложите в руку малыша резиновую игрушку с пищалкой. Или погремушку. Помогите малышу потрясти игрушкой или сжать ее.

Для всех вариантов этого упражнения сначала используйте крупные игрушки, которые малышу легче захватить. Затем можно брать более мелкие игрушки (5 см). Играет малыш под присмотром взрослого!

Игрушки для захватывания удобно подвешивать к стойке в виде буквы Г, укрепленной на кроватке ребенка.

Очень важно хвалить малыша, захватившего игрушку! В три месяца ребенок уже понимает похвалу взрослого и начинает радоваться своим успехом! Поэтому игры нужно проводить эмоционально и не скупиться на похвалу! Это для нас просто – захватить игрушку руками! А Вы попробуйте провести такой эксперимент — лечь на спину и схватить качающуюся игрушку… ногами. Очень непростая задача! Ребенку нужно научиться управлять своими ручками, и ему приходится приложить большие усилия, чтобы скоординироваться движения своих рук! И ему очень приятна похвала и поощрения за усилия!

Для трехмесячного ребенка очень важно обследовать любую игрушку ртом! Ругать его за это бесполезно. В это возрасте дети активно используют рот для изучения окружающего мира. Поэтому игрушки должны быть чистыми.

Часто бывает так. Малыш взял игрушку, засунул в рот, выронил и… забыл о ней! Это происходит со всеми малышами 3 месяцев. Поэтому в таких играх, обучающих детей захватывать и держать игрушки, должен обязательно участвовать взрослый. Мама или бабушка подхватит игрушку, и снова предложит ее ребенку. И малыш с радостью продолжит свое занятие!

Для исследования ребенку можно давать не только игрушки, но и предметы разной формы. Пусть малыш ощупывает предмет. Ощупывание предмета требует мелких движений пальчиков и развивает ручки малыша.

Малышу 3 месяцев, который научился хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать новую игрушку – гирлянду . Хорошо, если в гирлянде будут подобраны детали разного цвета, размера и формы! В магазине не всегда есть гирлянды игрушек, соответствующие этим требованиям. Поэтому такую гирлянду можно сделать самим. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой. Можно использовать кольца от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку. Они как раз разного цвета и размера. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить!

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Но их нужно связать особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы! Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь!

Упражнение «Ладошки»

Вам понадобятся игрушки и предметы размером 5-10 см из разных материалов (разные на ощупь – твердые и мягки, гладкие и шероховатые, тяжелые и легкие и т.д.).

Вкладывайте в ладони ребенка игрушки по очереди. Важно правильно вкладывать предмет в ладонь малыша. Предмет надо помещать поперек ладошки между большим пальчиком и другими пальчиками.

Игрушки для ребенка 3 месяцев

Малышу в 3 месяца и позже понадобятся игрушки:

  • Погремушки с ручкой для хватания и удерживания
  • Пластмассовая пирамидка с разноцветными кольцами (в 3 месяца используется для удерживания колец в руке и их захватывания)
  • Неваляшка
  • Бубенчики, металлофон, барабан и другие звучащие игрушки
  • Подвески и гирлянды разной формы, цвета и величины. Можно их делать самим, соединяя в одну гирлянду разные игрушки и предметы.
  • Легкие мягкие кубики с разным звуковым наполнителем.
  • Игрушечные животные, птицы из резины, ткани, пластмассы. Размер игрушек для демонстрации от 15 до 40 см, для самостоятельных игр – примерно 10-20 см.

Задача 4. Развитие движений у ребенка в возрасте 3 месяцев

В три месяца малыш приобретает новое умение — умение приподниматься на локтях, лежа на животе. Причем в этом позе он может оторвать грудь от поверхности и сохранить это положение до 30 секунд. В этом положении ребенок способен рассматривать разные предметы, тянуться к ним, прислушиваться к звукам. Это достижение малыша помогает ему в познании мира. Ведь лежа на спине, много не увидишь!

Такая поза ребенка на животе с опорой на предплечья готовит малыша к овладению в будущем умением переворачиваться с живота на бок.

Какие упражнения помогут маме и малышу

Упражнение «Неваляшка»

Положите ребенка на животик. Положите перед ним игрушку (например, неваляшку, погремушку или любую яркую игрушку). Игрушка должна стоять или лежать на расстоянии вытянутой руки ребенка. Извлеките звук (покачайте неваляшку или позвените погремушкой). Разговаривайте с малышом, рассказывайте ему об игрушке: «Вот неваляшка! Красииииивая! Будет Ванечка неваляшкой играть!…» Малыш начинает наблюдать за игрушкой. По окончании погладьте и похвалите его.

Упражнение «Кто поет?»

Упражнение развивает умение поворачивать голову вправо и влево, лежа на животе.

Для упражнения Вам понадобится помощник.

  • Положите малыша на животик. Бедра малыша разведены. Одной рукой взрослый прижимает таз ребенка к столу, а другой рукой – приподнимает грудь малыша, стимулируя опору на руки.
  • Второй взрослый сбоку начинает петь песенку, называя имя малыша: «Я поюууууу, Леночке поюуууу, Леночке поюууууу, песенку своюууууу» (слова могут быть любыми)
  • Малыш будет поворачивать голову в сторону звука.
  • Затем встаньте с другого бока и снова начните петь. Малыш повернет голову в другую сторону.

При повороте головы таз малыша должен оставаться на столе и не должен от него отрываться. А подбородок должен быть обращен к плечу.

Упражнение «Уголок подушки»

Положите малыша на пеленку, подложив маленькую подушку под его животик. Подушка должна стоять уголком вверх и образовывать конус. Малыш, приподнимаясь на предплечья, поддерживается «уголком» подушки. Покажите малышу интересную игрушку, позвучите ей.

К 4 месяцам малыш уже будет подниматься еще выше с опорой на вытянутые руки.

Упражнения для развития вестибулятного аппарата.

Держа трехмесячного ребенка на руках, маме нужно как можно больше разнообразить позы: чуть приподнять малыша и опустить, покружиться на месте, чтобы ребенок рассмотрел всё вокруг, пройтись по комнате туда-сюда. Это развивает вестибулярный аппарат.

Для развития вестибулярного аппарата также можно делать упражнения на большом мяче. Положите малыша на животик на мяч и придерживайте его за бока. Очень медленно и осторожно катайте мяч взад-вперед.

Упражнение «Подтанцовывание»

В 3 месяца нужно делать и другое важное упражнение – опускать малыша на твердую поверхность (например, стол), вызывая упор в вертикальном положении, и тут же приподнимать. Ребенка держим под мышки. Малыша именно опускаем, но не ставим. Ставить ребенка в 3 месяца еще нельзя! Это упражнение называется «подтанцовывание». В три месяца, выпрямляя ноги в коленях, малыш может упираться на всю ступню. Выполняем упражнение примерно минуту. Делая упражнение, разговариваем с малышом, поем ему песенку.

Задача 5. Развитие слухового сосредоточения

Трехмесячному малышу можно давать слушать музыку разного характера – громкую и тихую, быструю и медленную, марш, вальс и колыбельную Поставив малышу мелодию для прослушивания, мама может хлопать в ладоши в такт музыке или отбивать ритм деревянными ложками или бубном. Особенно хороши для самых маленьких народные песенки.

Упражнение «Учимся слушать музыку» (Разработано Ю.А. Разенковой)

Возьмите малыша на руки. Одна рука должна поддерживать его грудь, другая – ягодицы. Малыш смотрит на Вас. Спойте плясовую («Калинка-малинка-малинка моя» или любую другую) и одновременно чуть подбрасывайте малыша. Начните напевать другую мелодию. Танцуйте под ритмичную мелодию и нежно покачивайте малыша под спокойную песню. Так ребенок научится различать плясовые и спокойные мелодии.

Упражнение «Колокольчик на ленточке»

Чтобы познакомить ребенка с частями своего тела, можно прикрепить к запястью ручки колокольчик. Лучше всего зашить бубенцы в хлопчатобумажную игрушку и привязать к ножке или ручке ленточкой. Важно, чтобы малыш заметил колокольчик и стал им звенеть. Потом можно привязать колокольчик к другой ручке. Затем к ножке.

Упражнение «Шуршалки» (Разработано Ю.А. Разенковой)

  • Возьмите любую шуршащую бумагу, пленку, фольгу, оберточную бумагу, бумагу писчую или для компрессов.
  • Начните ей шуршать справа от малыша.
  • Если малыш не поворачивает голову, а только вслушивается, то покажите ему бумагу и пошуршите ей. Пусть он увидит, что это такое шуршит. Затем снова уберите бумагу от взгляда ребенка и начните шуршать справа. Малыш повернет голову.
  • Поменяйте бумагу (чтобы получился новый звук) и начните шуршать слева от малыша.

Упражнение помогает малышу научиться поворачивать голову в сторону источника звука и находить источник звука.

Если малыш не поворачивает голову в сторону звука, можно ему легонько помочь, повернув его головку в сторону. Помогать нужно только тогда, когда ребенок сам не может справиться!

Упражнение «Колокольчик»

  • Закройте бока кроватки ребенка простынкой. Сбоку от кроватки на расстоянии примерно 1 метра тихонько позвените колокольчиком (звук должен быть сначала негромкий, чтобы не испугать малыша). Позвените погромче. Малыш начнет вслушиваться и повернет голову в сторону источника звука. Тогда уберите простынку и дайте возможность малышу увидеть, что звенит. Когда ребенок найдет источник звука и зафиксирует на нем взгляд (до 10 секунд), уберите колокольчик.
  • Подойдите к другой стороне кроватки и повторите действия с другой стороны.
  • Затем дайте возможность ребенку схватить колокольчик. Приблизьте колокольчик к руке малыша, тихонько коснитесь колокольчиком его ручки, стимулируя захватывание предмета.
  • Для игры можно использовать и другие звучащие предметы, самодельные шуршалки.

Упражнение «Музыкальные звуки для самых маленьких» (Разработано Л.Н. Павловой)

  • Начните разговаривать с малышом, называйте его по имени, растягивайте при этом гласные: «Вот какая Кааааатенька! Девочка пригоооожая! Девочка хороооошая! Будет Катенька песенки пееееееть! Будет песенки слууушать. Сейчас мама Катеньке споет пеееесенку.»
  • Начинайте петь. Пойте одну музыкальную фразу: «Во поле береза стояла», «Ах, вы сени» или другую.
  • Сделайте паузу, дайте малышу возможность отреагировать на пение мамы. Ребенок оживляется, слушает, улыбается, гулит.
  • Исполните ту же фразу на музыкальном инструменте – музыкальной электронной игрушке, детском пианино, металлофоне.
  • Позвучите звуками, контрастными для пения – сыграйте на ложках, позвените колокольчиком, используйте шумовой инструмент («шум моря», «шум водопада», например), постучите на барабане.

В этом упражнении ребенок знакомится с разными звуковыми характеристиками окружающего мира – стук, шуршание, жужжание, треск, звон, журчание и т.д.)

Задача 6. Развитие зрительного сосредоточения у трехмесячного ребенка

В 3 месяца ребенок, с которым ранее проводились упражнения для развития зрительного сосредоточения, может плавно совершать глазами движения вслед за траекторией движения игрушки. Причем эта траектория уже сложная. Ребенок может плавно отслеживать перемещение предмета не просто справа – налево или вперед- назад, но и по кругу, змейкой, восьмеркой, с остановками.

Упражнение «Знакомое и незнакомое»

  • Вам понадобится игрушка, знакомая малышу, и новая игрушка.
  • Покажите ребенку знакомую игрушку с расстояния 60-70 см, перемещайте ее вправо – влево. Важно научить малыша активно следить за перемещающейся игрушкой, поэтому перемещайте ее то быстрее, то медленнее, делайте остановки для фиксации взгляда, меняйте траекторию перемещения игрушки.
  • Затем приблизьте игрушку к малышу. Если малыш не потянется за игрушкой, наложите ладошку малыша на предмет.
  • Затем те же действия проделайте с новой игрушкой. Чтобы ребенок хорошо рассмотрел игрушку, ее показ с перемещением должны быть длительными и медленными.
  • Затем попеременно покажите новую и старую игрушку.

Во время упражнения мама постоянно разговаривает с малышом, называет игрушки, действия, имя малыша, хвалит его.

Малыш в 3 месяца реагирует на исчезновение игрушки из его поля зрения (например, если Вы ее резко передвинули). Он замирает и начинает поворачивать голову, чтобы отыскать игрушку, которую он только что видел. Когда Вы проводите такие упражнения с ребенком, следите за тем, чтобы игрушка «убегала» не только вправо, но и влево, за голову малыша, вперед, т.е. в разных направлениях. Частая ошибка – что игрушка передвигается только в одну сторону – в сторону от стены (если кроватка малыша стоит у стены). Можно привязать игрушку к палочке, чтобы было легче ее перемещать.

В три с половиной месяца ребенок разглядывает (осмысленно) свои движущиеся ручки. А к 4 месяцам уже в состоянии оценить расстояние до предмета, который хочет схватить руками.

К трем месяцам у ребенка развивается конвергенция – способность фиксировать оба глаза на одной игрушке. Благодаря этому малыш может рассматривать игрушки и предметы на близком расстоянии.

К 3 месяцам развивается и бинокулярное зрение – способность воспринимать объект двумя глазами сразу. Ребенок видит одно изображение, так как видим его мы, взрослые.

В этом возрасте развивается цветовое восприятие. По этому поводу есть много разных и зачастую противоречивых мнений. Одни говорят, что младенец видит сначала только черно-белые картинки, потом начинает видеть красный цвет, и только потом другие цвета. Другие опровергают это с помощью современной техники и доказывают, что даже самые маленькие детки различают не просто цвета, а даже их оттенки. Но все сходятся в том, что к 4 месяцам малыш различает цвета. Поэтому в упражнениях и играх важно использовать предметы и игрушки разных цветов.

Что нужно знать о физическом развитии ребенка 3 месяцев

Что важное происходит в физическом развитии ребенка 3 месяцев? Как связан массаж и развитие мозга ребенка?

Как делать ребенку 3 месяцев дома массаж? Рекомендации врача. Пошаговая инструкция общеукрепляющего массажа.

Трехмесячный ребенок к концу этого месяца развития умеет:

  • Поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его глазами.
  • Вглядываться в звучащий предмет, найдя его (фиксация взглядом до 10 секунд и более)
  • Узнавать знакомые предметы (малыш по-разному реагирует на знакомые и незнакомые предметы)
  • Узнавать близких людей, радоваться им.
  • Привлекать внимание близких взрослых – оживляется, гулит, тянется к ним, улыбается.
  • Различать близких и незнакомых взрослых. К близким взрослым тянется, улыбается, смеется. К незнакомым взрослым безразличен.
  • По-разному реагировать на плясовую и спокойную мелодию. Плясовая мелодия вызывает комплекс оживления. При спокойной мелодии младенец вслушивается и замирает.
  • Умеет гулить – гулит эмоционально-выразительно, интонационно ярко в разных ситуациях. Начинает гулить сам. Или гулит после 1-3 минут «разговора» — переклички с мамой.
  • Умеет хорошо удерживать голову и спину с опорой на предплечья в положении лежа на животе. При этом наблюдает за взрослым или игрушками.
  • Хорошо удерживает голову в вертикальном положении, наблюдает окружающий мир, действия взрослых.
  • Рассматривать, захватывать, ощупывать игрушки. Способен играть с игрушкой до 3 минут.

Вот и закончилась наша встреча! Впереди – целый месяц удивительных открытий и радостного общения с малышом!

Основные показатели развития ребенка от рождения до 3 лет Вы найдете в статье Из нее Вы узнаете о научно-обоснованных и длительно апробированных в практике нормах развития ребенка по каждому возрастному этапу.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

В 3-4 месяца жизни новорожденного знаменуется интенсивным увеличением показателей роста и веса. Ребенок ест и спит большую часть суток, тем временем организм приспосабливается к новой для него среде. Некоторым родителям кажется, что в этот период их чадо не нуждается в общении и развитии. Это не так, однако заметна потребность малютки в психологической, социальной и физической активности становится лишь к концу 3 месяца жизни малыша.

В этот период кроха начинает проявлять активный интерес к своему окружению, ярким или движущимся предметам, речи людей, звонким звукам. Он заметно реагирует на обращение к нему взрослых и их интерес, осознанно улыбается, узнает значимых взрослых, особенно единственную мамочку.

В 3 месяца малыш уже становится забавным и игривым, способен узнавать близких ему людей, постоянно требует внимания. Также он готов к восприятию новых объектов с подачи мамы и папы

Значит ли это, что ребенок в 3 месяца сам способен совершенствоваться без грамотной помощи взрослых (см. также: )? Находясь в социальной среде, до определенного уровня ребенок способен развиться самостоятельно. В этот период он учится по принципу «делаю, как ты». Он усваивает стереотипы поведения взрослых их способы эмоционального реагирования, но если не уделять время игровой деятельности, в будущем это будет иметь негативные последствия. Поэтому многие заботливые родители задаются вопросом, как не упустить момент для развития той или иной сферы и соотнести свои ожидания с возможностями малыша.

Развитие двигательной сферы

Развитие координаторных навыков в 3 месяца только начинается:

  • Ребенок научается управлять собственным телом. Двигается малютка уже несколько свободнее и плавнее. Он потягивается, вытягивает ручки и ножки, тянется к игрушкам и хватает их, разжимает кисти.
  • Яркие предметы и игрушки, которые можно погрызть и которыми можно позвенеть, начинают его интересовать.
  • Он может лежать на животике достаточно продолжительное время, поднимать голову и верхнюю часть тела, опираясь на предплечья.

С трех месяцев кроха готовится к ползанию и сидению, делает попытки перевернуться, некоторые малыши уже могут это делать. В этот период ваше чадо интересуется своими ручками и ножками. Может играть с ножками. Предметы, до которых может дотянуться, подвергаются ощупыванию и осмотру.

Если у родителей есть финансовая возможность, они приобретают своим 3-х месячным крохам дорогостоящие сложные игрушки, но в этом нет особой необходимости. Ребенку нужны простые и яркие вещи, с помощью которых мама сможет с ним успешно заниматься.


Игрушки для малыша в 3 месяца должны быть яркими и привлекающими внимание, а также полностью безопасными. Он с удовольствием будет ощупывать их, пробовать на зубок, дергать ручкой и тянуться к ним

Подвижные игры для развития тела младенца

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В период бодрствования младенцу нужно предлагать игрушки, которые удобно хватать (например, с кольцами):

  • Если это погремушка, ручку малютки с зажатой в них игрушкой можно потрясти, чтобы показать ему, как можно погреметь.
  • Если кроха хорошо берет и удерживает игрушку, можно показать, как игрушку переложить из одной руки в другую. Со временем он поймет, какие именно движения приводят к появлению мелодичных звуков.
  • Над кроваткой также следует развешивать игрушки (колокольчики, шумелки, предметы разной формы и структуры). Детки начинают различать форму предмета и отдельные его детали.

Чему учить малыша в 3 месяца?

  1. Для обучения ползания перед малюткой кладут полюбившуюся ему игрушку, за которой он будет с энтузиазмом тянуться, кроха лежит на животике, в то время как мама дает возможность малышу упереться ножками в свою руку.
  2. Обучению переворотам помогает следующая развивающая игра: кроху кладут на спинку, и рукой, которую мама кладет ему под плечо, малыша покачивают и переворачивают (см. также: ).
  3. Для тренировки мышц, которые понадобятся растущему человечку, чтобы сидеть, его кладут на спинку, берут за ручки и приводят в сидячее положение, затем плавно опускают на спинку, слегка покачивая. Как правильно делать упражнения, можно посмотреть на видео, либо попросить помощи у участковой медсестры или врача.
  4. В 3 месяца ребенку могут назначить массаж, который проведет специалист. Такой массаж поможет устранить гипертонус, укрепить ослабленные мышцы (если такое явление наблюдается) (рекомендуем прочитать: ). Подробнее об этом в видео-школе доктора Комаровского:

Развитие сенсорной сферы

Любые сенсоры способны развиваться, только если они задействованы. Привыкнув к окружающей обстановке, которая уже больше вызывает интерес, нежели пугает, крошка, как и любой человек, перестает воспринимать привычные звуки, как нечто достойное внимания. Они превращаются для него в привычный шум.

Поэтому, чтобы сенсоры и обрабатывающие их информацию мозговые центры работали, нужно время от времени менять звуковые раздражители, то есть менять погремушки, давать игрушки с разными мелодиями. Это поможет не только развлечь и рассмешить ребенка, но и упражняться с малышом, развивая его слух.

Трехмесячный кроха прекрасно вычленяет из общего звукового ряда голос мамы и актуальных взрослых, при обращении к нему он оживляется, двигается более активно. Основой для развития сенсорной сферы младенца являются:

  • разговор с малышом (описание процесса одевания или внешней обстановки);
  • пение детских песенок;
  • похлопывание по поверхности в такт музыке;
  • прослушивание детских песен;
  • использование в занятиях шумящих, свистящих, пищащих предметов.

Разговор мамы с малышом или пение колыбельных для него - значительная составляющая близких взаимоотношений. Даже если кажется, что ребенок пока не способен уловить смысл, стоит знать: он ориентируется на интонацию, на те чувства и энергию, которые вкладываются в слова

Игры для развития сенсорики

В домашних условиях любую деятельность для малыша можно превратить в игровую и развивающую. Для детей этого возраста очень важно обучаться воспринимать окружающий мир:

  • осязать;
  • обонять;
  • видеть;
  • слышать.

В этом возрасте основным способом познания окружающего мира являетсяанализ тактильных ощущений. Именно поэтому очень важно предлагать не только яркие игрушки, но и разные по форме и по материалу:

  • дерево;
  • пластик;
  • ткань самая разнообразная, от меха до бязи;
  • живые листики, настоящие овощи и т.п.

Занимаясь с малюткой, свои действия нужно обязательно комментировать. Например, можно говорить так: «Это кубик, он твердый, желтого цвета, пластиковый», также полезно показывать части тела и лица у себя и у него, называя их и т.д.

Хороши для маленьких детей и занятых мамочек детские мобили на кроватку. Особенно интересны музыкальные варианты. Движение фигурок привлекает внимание малыша и может его занять в период бодрствования, пока мама делает важные дела, а негромкие мелодии способны даже убаюкать кроху.


Каждая игра, в которой ребенок касается, трогает и ощупывает что-либо, отлично подходит для развития его мозговой деятельности и мелкой моторики

Хорошо забытое старое

  • Хороши в этом возрастном периоде игры, имеющие глубокие исторические корни, например, «сорока-белобока» - это и «обучалка» для крохи, и массаж, и способ стимулировать некоторые зоны мозга.
  • «Ладушки» тренируют внимание, координаторные функции и память.
  • «Ку-ку» часто безумно нравится деткам, игра способна не только развлекать вашего ребенка, но и тренирует когнитивные функции мозга. В мире современных технологий эти простые, но полезные игры незаслуженно позабыты.

Одним из самых увлекательных занятий для маленького человека в три месяца является изучение его конечностей. Он способен довольно длительный период посвятить разглядыванию своих рук или игре с ногами. Для того чтобы превратить игровую деятельность в обучающую, маме понадобиться немного фантазии. Цветные носочки с разными зверушками или мордочками станут отличными помощниками. Их можно надеть как на стопы, так и на ручки.

Некоторые детки увлеченно рассматривают цветастые ткани, некоторые активно щупают их, а другие просто снимают, тренируя координацию, развивая точность движений. Однако проводя с трехмесячным малышом полезные и интересные занятия, важно не перестараться. Если ребенок устал, хочет спать или просто не настроен на занятия, перенесите их на другое время.

За четверть года малыш сильно меняется и внешне, и психологически. Из худенького опухшего новорожденного кроха превращается в милого карапуза, который многому научился. Ежедневно он продолжает стремительно расти, приобретать интересные и забавные навыки, удивляя родителей новыми умениями.

Нормы развития ребенка в 3 месяца

Существуют установленные и согласованные в медицинских учреждениях стандарты, отражающие физиологическое и эмоциональное состояние малышей в конкретном возрасте. Развитие ребенка на 3 месяце жизни указывается для здоровых детей, матери которых не имеют вредных пристрастий, придерживаются рекомендаций педиатров в отношении и ухода за малюткой. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого младенца и не паниковать при незначительных несоответствиях нормальных и реальных показателей.

3 месяца ребенку – развитие, вес и рост

Рассматриваемые стандарты зависят от нескольких косвенных факторов:

  • масса и длина при рождении;
  • тип питания;
  • генетические данные.

Отечественные и зарубежные нормативы, отражающие, сколько весит ребенок в 3 месяца, слегка отличаются. Согласно мировым медицинским стандартам, масса тела должна составлять:

  • 5-8 кг – мальчики;
  • 4,5-7,5 кг – девочки.

Дополнительно развитие ребенка в 3 месяца показывает увеличение его роста:

  • 57,3-65,5 см для мальчиков;
  • 55,6-64 см для девочек.

Важным параметром считается и окружность головы младенцев:

  • 38,1-42,9 см – мужского пола;
  • 37,1-42 см – женского пола.

Ребенок в 3 месяца – развитие и питание

Чтобы расти и набирать вес крохе нужно хорошо кушать. Если малютка ест специальную смесь, необходимо строго следовать рекомендациям производителя, указанным на упаковке или в инструкции. Для младенцев, наслаждающихся грудным молоком, рекомендуется питание по требованию. Количество дневных прикладываний составляет 10-12, ночью малыш может проголодаться 2-4 раза.

Важно ничего не добавлять в меню, когда исполняется 3 месяца ребенку – развитие прикорм не предусматривает. В рационе крохи не должно быть никаких фруктовых соков или жидких пюре, даже если у мамы наступил или имеются другие проблемы с лактацией. За 2-3 дня выработка молока стабилизируется, в противном случае можно временно (или на постоянной основе) перевести чадо на смесь.

В описываемом возрасте грудничок еще много спит, до 17 часов в сутки, но если он бодрствует, то ведет себя активно. Как развивается ребенок в 3 месяца:

  • перекатывается на бок;
  • находясь на животе, может опереться на предплечья, хорошо держит головку;
  • внимательно рассматривает предметы;
  • следит за подвижными объектами;
  • изучает свои руки и ноги, трогает лицо;
  • понимает, откуда исходит громкий звук, поворачивается в правильную сторону;
  • старается координировать движения рук;
  • пробует все на вкус (тянет в рот).

Иногда физиологическое развитие ребенка в 3 месяца немного ускоряется. Некоторые дети уверенно хватают яркие игрушки и могут их удерживать в кулачках, переворачиваются с живота на спину и наоборот. Есть малыши, способные произносить слоги, объединяя протяжные звуки с согласными, «гулить», «ворковать», особенно если с ними ласково разговаривать.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Младенцы в этом периоде становятся очень коммуникабельными и дружелюбными, они охотно идут на контакт даже с незнакомцами, пытаются по-своему поддержать разговор. Что делает ребенок в 3 месяца:

  • искренне и громко смеется, широко улыбается;
  • узнает лица родителей;
  • копирует звуки;
  • подражает мимике;
  • стесняется;
  • задумывается, увидев что-то необычное;
  • капризничает с целью привлечь внимание.

Грудничок умеет показывать радость, заинтересованность и недовольство. Развитие ребенка в 3 месяца предполагает, что ему приятно внимание окружающих, поэтому кроха не ждет установления контакта, а пытается наладить его самостоятельно. Карапуз целенаправленно ищет лица, смотрит в глаза, лепечет и расплывается в улыбке. Особенное удовольствие ему доставляет наблюдение за мамой, даже если она с ним не играет, а просто появляется в поле зрения.

Недоношенный ребенок в 3 месяца – развитие

«Нетерпеливые» малыши тоже активно растут и приобретают новые умения, но чуть позже. Это зависит от того, когда родился грудной ребенок – 3 месяца развитие происходит со смещением на время, которое кроха должен был провести еще в утробе. «Скороспелый» младенец может весить немного меньше и уступать в росте, но психологически такой грудничок прогрессирует наравне с доношенными детьми.

Говорить о серьезных нарушениях в четверть года слишком рано, поэтому важно не беспокоиться преждевременно. Нет четкого перечня навыков, которым обязан обучаться ребенок 3 месяца – развитие (что должен уметь и делать) протекает у каждого малыша индивидуально. Отставанием считается, если у крохи не пропадают рефлексы новорожденного и сохраняется высокий мышечный тонус. В таких случаях необходимо обратиться к опытному неврологу, он проведет исследования, оценит физиологические и психологические параметры малютки, назначит соответствующее лечение.

Как развивать ребенка в 3 месяца?

Прогресс детей зависит от усилий и количества времени, которое им уделяют родители. Темпы развития ребенка в 3 месяца – показатель внимательности и любви мамы и папы. Для приобретения нужных физических навыков следует ежедневно заниматься с крохой разными упражнениями, стимулировать его для активных действий. Как развивать малыша в 3 месяца:

  1. Чаще класть младенца на животик.
  2. Располагать рядом с грудничком яркие и привлекательные игрушки, чтобы он захотел дотянуться до них, потрогать.
  3. Массировать и разминать ступни, ладошки, пальцы крохи.
  4. Аккуратно растягивать, сгибать и разгибать ручки и ножки.
  5. Купать в наполненной взрослой ванной, плавание способствует улучшению мышечной моторики и координации движений.
  6. Давать ребенку пощупать и рассмотреть интересные предметы (с разными текстурами, издающие звуки, светящиеся).
  7. Включать ритмичную музыку, петь и танцевать вместе с карапузом.
  8. Часто называть малыша по имени.
  9. Гримасничать, показывать крохе «рожицы», чтобы ему хотелось их скопировать.
  10. Улыбаться малютке, смеяться вместе с ним, хвалить за достижения.
  11. Помогать изучать части тела и лица, дотрагиваться до них пальцами.
  12. Держа младенца на руках, носить его по комнатам, обращать внимание на яркие предметы, рассказывать о них.

3 месяца ребенку – развитие и игры

Коммуникабельность крохи в рассматриваемом возрасте помогает родителям работать над его физическими, социальными и эмоциональными навыками. Как играть с малышом в 3 месяца:

  1. Спрятать свое лицо за широким платком или ладонями, отчетливо спросить: «Где мама?» Убрать «ширму», радостно произнести: «Ку-ку!» Повторить действия, но в следующий раз спрятать лицо ребенка.
  2. Показать яркую крупную игрушку, дождаться, пока младенец ее заметит. Медленно водить предметом в поле зрения грудничка, чтобы он следил за ней взглядом.
  3. Взять погремушку и пошуметь ею рядом с малышом, спросить: «Где звенит (гремит, динь-динь)?». Дождаться, пока он не повернется в нужную сторону, показать игрушку.
  4. Приблизившись к лицу ребенка, произносить простые звуки и слова («агу», «да-да», «бу-бу», «мама» и аналогичные), стимулируя его повторять.
  5. Выложить младенца на животик, перед ним расположить интересующую его игрушку. Подставить под пяточки свою ладонь, чтобы малыш смог оттолкнуться ногами и дотянуться до предмета.