Страх перед наказанием. Рабдофобия — боязнь наказания, лечение, причины

Поглощающее мысли и чувства человека ощущение своей вины, готовность к признанию виновности отбирают способность к борьбе, лишают мужества и приводят в постоянное трусливое состояние.

Признание вины порождает страх наказания. Пропадает мотивация принимать решения в сложных ситуациях, человек боится не последствий собственного выбора, а наказания за его принятие.

Психология боязни

Опасения подобного рода, испытываемые при необходимости взять на себя ответственность, находятся в разных сферах.

Объединяет эти аспекты их важность для человека и тревога, связанная с необходимостью принимать определенные действия:

  1. Наказание может выражаться, как лишение определенных прав владения. К этой категории относятся и материальные вещи, и такие понятия, как социальный статус, занимаемая должность, сохранение стабильности во взаимоотношениях с другими людьми. Зависимые люди панически боятся потерять покровительство близких или начальства.
  2. Самым жестоким наказанием для многих становится осуждение за ошибку, когда молчание будет убивать страшнее крика или рукоприкладства. На подсознательном уровне игнорирование побуждает во внушаемом человеке ассоциации с исчезновением и смертью. Когда тебя не замечают, появляется ощущение, что ты перестаешь существовать.
  3. Распространенным является страх наказания материальными санкциями. Примером такой боязни может быть опасение лишиться наследства, части имущества в ходе семейного конфликта или лишение для школьника карманных денег в качестве воспитательной меры.
  4. В значительной мере модулирует поведение опаска санкций со стороны государства посредством фискальных и правоохранительных органов. Штрафные или административные взыскания становятся препятствием для ответственного и честного поступка.

Страх наказания

У детей

Беспричинного появления боязни детей перед наказанием не бывает. Родители недоумевают при таких признаках поведения малыша. Они не хватаются при каждом конфликте за ремень, не кричат, а ребенок, тем не менее боится.

В подобной ситуации причина часто лежит на поверхности, и не является тайной за семью печатями:

  • взрослые обращаются с маленьким человеком слишком властно, не допускаются даже малейшие возражения, способные поколебать устои родительского авторитета;
  • к ребенку предъявляются завышенные требования: в душу маленького человека вселяется боязнь быть нелюбимым и отвергнутым, а для него это представляется самым худшим наказанием;
  • страх наказания родителями часто испытывают дети с так называемой «врожденной интеллигентностью», несоответствие темпераментов и уровня культуры общения часто оказывается далеко не в пользу родителей; жизнь ребенка с утонченной психикой в атмосфере грубости и невысокого уровня культуры превращается в настоящую пытку.

У взрослых

В основе этого явления лежит распространенное заблуждение, которое свойственно большинству людей. Человек программирует себя на то, что любая ошибка неизменно сопровождается последующим наказанием.

Есть два варианта событий, вытекающих из подобного умозаключения:

  1. Вы находитесь в состоянии ожидания кары за допущенный промах.
  2. Вы сами наказываете подчиненных, родственников, коллег. (Второй случай всегда выполняется с гораздо большим удовольствием и успехом).

Страх наказания связывает человека узами безинициативности и боязни негативного результата при попытке самостоятельного решения какой-либо проблемы. Наказание, даже теоретическое, становится доминантой, определяющей образ мышления и поступков.

Такую поведенческую модель с полным основанием можно назвать «страусиной» — голова в песке и никаких проблем. Почему-то забывается, что почти всегда находится доброхот, который с огромным наслаждением поддаст пинка стоящему в такой позе.

В роли такого доброжелателя обычно оказывается наша жизнь, не прощающая страха и апатии.

Как избавиться от фобии

Приняв решение изменить собственное поведение, родители могут дополнительно воспользоваться советами психологов по преодолению страха наказания у детей:

  1. Игра в «Пятнашки» . Шутливо угрожая малышу, пятнающий взрослый постоянно подыгрывает ребенку, восхищается его ловкостью, шутит, приучает к несерьезности наказания. Таким образом происходит процесс снижения уровня страха, малыш чувствует себя равным по отношению ко взрослым и более раскованным.
  2. «Жмурки» . Выступающий в роли гротескного Бармалея взрослый пытается вслепую определить местонахождение участников, чтобы наказать и расправиться с ними. Затем каждый ребенок тоже выполняет эту роль. Игра оказывает помощь в преодолении боязни замкнутого пространства, темноты и наказания.

Есть еще несколько активных игр, способных эффективно бороться с этим явлением в детском возрасте. Но каждый родитель обязан помнить о главной истине – ребенок, ощущающий любовь, теплоту и поддержку, никогда не будет испытывать чувства страха. Допущенные ошибки должны стать причиной для дружеского анализа, а не поводом для экзекуции.

Как побороть паническое настроение взрослому человеку:

  1. Необходимо проникнуться сознанием, что очень часто допущенная ошибка на самом деле не является промахом. Как часто кажущаяся промашка спасала жизнь человеку. Главенствующим должно быть убеждение, что произошедший казус станет ступенькой на пути к успеху.
  2. Испытывая страх наказания, не следует забывать, что наказывают вас люди. А таким правом обладает только тот, кто имеет над вами власть. Это и друг, от которого вы зависите, и начальник на работе, и один из супругов. Ошибочно стараться не допускать ошибки. Гораздо целесообразнее не попадать в зависимость от окружающих. Самостоятельность и уверенность в себе, выработанная жизненная позиция избавят от страха перед наказанием.
  3. Принимайте взыскание не как наказание, а как безвозмездно предоставленную помощь. Взгляните на ситуацию совершенно по-другому: ведь можно было и не заметить собственной ошибки. А раз вас наказали – значит, неравнодушны к вашей деятельности, заметили и предоставили шанс не повторять ошибку в будущем.

Принимая наказание как двигатель своего прогресса, полностью устраняешь страз перед ним. Зачем бояться того, что помогает личностному росту? Все, что происходит с нами в жизни – самый лучший из существующих мастер-классов.

Видео: Говорит психолог

Добрый день. Может ли ребёнок любить и бояться своего родителя или что-то одно преобладает больше? Я достаточно строгая мама, ребёнка физически не наказываю, безмерно люблю и говорю дочери об этом ежедневно, обнимаю, целую, совершаю поступки, интересуюсь её жизнью, окружением и её чувствами/мыслями. Она мне доверяет, но боится меня, боится просто одного моего взгляда, если что-то не так. Наказать могу лишением развлечения какого-то на день или другое время. Отец у неё не родной и в воспитание не лезет, поэтому я и любовь и каратель в одном лице. Как ослабить хватку и при этом не упустить ребёнка? Почему при слове «маме скажу» у неё цепной страх? Я ведь стараюсь просто беседовать и объяснять. Может ли любовь и страх сочетаться или потом это выйдет куда-то? Спасибо.

Здравствуйте, спасибо за очень интересный вопрос. Давайте разбираться.

Конечно, ребенок может испытывать противоречивые чувства к одному и тому же человеку. В этом он ничуть не отличается от взрослого. Любовь к маме, и страх перед мамой вполне могут уживаться в детском сердечке.

Вы правильно делаете, что каждый день говорите своему ребенку о вашей любви, беседуете с ней, проявляете интерес к ее чувствам, тем самым укрепляете доверие между вами.

Так же согласна, что в некоторых случаях без наказаний не обойтись. Но наказание должно быть соразмерно проступку. И ребенок должен понимать, за что его наказали, за что лишили радостей. Какое его поведение мама не одобряет. И лучше, если ребенок будет заранее предупрежден о мерах наказания за те или иные проступки.

Однако действительно «цепной страх» является не совсем здоровой реакцией на угрозу пожаловаться маме. Я не знаю всей ситуации, особенностей вашей семьи, но могу сделать одно предположение, а вы сами решите, подходит ли оно для вашей ситуации или нет.

«Цепной страх» перед мамой может указывать на страх потерять любовь мамы за плохое поведение. Для ребенка очень важно, чтобы его любили. И потерять любовь родителей самое страшное для малыша. Не случалось ли вам говорить ребенку примерно следующее за проступки: «Ты плохая, я не люблю таких детей. Ты сегодня вела себя плохо, я не буду разговаривать с таким плохим ребенком». Т.е. не приходилось ли вам наказывать ребенка за проступки лишением своей любви. Не пытались ли вы показать свое неодобрение игнорированием, полным равнодушием к ребенку? Скорей всего ребенку было показано, что его любят только тогда, когда он хороший. И вот сейчас при любой угрозе наказания от мамы, у ребенка возникает страх, что его перестанут любить. В детской голове вполне могла сложиться такая формула: «Мама любит меня, когда я хорошая. И перестанет меня любить, если я буду плохой».

Если такие моменты имеют место в вашей жизни, то стоит пересмотреть этот воспитательный подход. Важно оценивать не личность ребенка, а только его поступки. «Плохой ребенок» (оценка личности) и «плохие поступки» (оценка поступков) — разные вещи (хотя вроде это не очевидно). Наказывать ребенка нужно не за то, что он плохой, а за то, что он плохо поступил. Т.е. важно показывать своему ребенку словом и делом, что он хороший, что ваша любовь к нему не изменится ни при каких условиях. А вот поступки плохие иногда совершают все, но ребенок не перестает быть от этого хорошим, любимым, нужным вам. Важно показывать ребенку, что вы не одобряете его поступок, а не его личность. И еще, никогда не наказывать ограничением своей любви. Вы можете лишить ребенка мультиков на день, это вполне уместное наказание, но не надо игнорировать его весь этот день, грубо разговаривать, лишать внимания. Потеря любви мамы – самое страшное для ребенка, и вполне возможно, ваш ребенок именно этого и боится. Но ведь от кого-то же она узнала, что это возможно?

Повторю, так как я не знаю досконально особенностей вашей семьи, высказанное мною мнение является только предположением. Возможно, оно будет для вас полезным.

Чтобы проконсультироваться у психолога по вопросам воспитания, детского развития, психического здоровья и др. кликайте здесь < >

P.P.S Если у вас есть вопрос к психологу, напишите мне его на admin@сайт или оставьте в комментариях под этой статьей. Ответ размещу на сайте.

» мы, так или иначе, касались темы страха. Предлагаю познакомиться с ним поближе.

Согласно Большой советской энциклопедии "страх - в психологии отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.). Ранний психоанализ, также различая рациональный страх перед внешней опасностью и глубинный, иррациональный страх, трактовал последний как результат неактуализированных жизненных стремлений, подавления невоплощённых желаний". А Википедия добавляет: "Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания".

Рациональные страхи действительно несут в себе положительную функцию защиты организма человека от реальных угроз. Страх перед огнем заставляет человека соблюдать правила безопасного обращения с ним, страх перед электричеством также способствует соблюдения норм безопасности. Попадая в дикий лес, человек мобилизует все свои умения и навыки, все силы организма для выживания в агрессивной среде. На биологическом уровне в кровь человека поступают особые вещества, гормоны, которые позволяют человеку в моменты опасности многократно увеличить ловкость, скорость, быстроту реакции и т.д. Именно страх, чувство опасности являются катализаторами этих биологических реакций организма.

Вред человеку наносят иррациональные страхи. Именно им мы посвятим наш разговор.

Почему люди боятся? В чем природа страха?

Давайте посмотрим, почему несовместимы страх и творчество? В чем природа страхов.

Человек изначально создан как творец, создание, живущее в постоянном творчестве, творческом поиске. Любой эксперимент имеет две стороны: удачный опыт творения и неудачный, не соответствующий поставленным целям, но также опыт. Ведь опыт не имеет плюса или минуса.

Постепенно человек забывает про творчество. Он боится собственных неудач, считая их признаком собственной несостоятельности. Так возникает страх.

Энергия страха - очень плотная, сковывающая движения и сознание. Именно она уводит человека от своей задачи - творить.

В результате, человек настолько напитывается энергией страхов, что весь мир кажется ему враждебным, а люди агрессивно настроенными. И для того, чтобы выжить в этих условиях, нужно бороться, защищаться, доказывать окружающим свою правоту и право на существование. Сам же страх начинает управлять человеком, провоцируя "хозяина" на новые страхи, множась и развиваясь. И так он растет и крепнет, получая всё большую власть над человеком.

Помимо этого к собственным страхам человека добавляются еще и чужие, «пришельцы».

Каков механизм приобретения чужих страхов?

Например: отец боится за сына. Он имеет личный опыт неудач и искренне считает, что если предупредит сына заранее, то поможет ему избежать ошибок. Поэтому он настойчиво говорит сыну о возможных негативных последствиях его поступков. Иногда настолько красочно, что практически программирует сына на неудачу, вселяя в него страх перед ошибкой, ограничивая свободу творчества сына. Так из лучших побуждений, любви к своим чадам родители грубо вмешиваются в процесс творения и получения опыта собственными детьми.

Результат:

Лучший вариант - сын получил опыт в принципе положительный, но процесс творения проходил в ограниченном варианте (ведь он помнил настойчивые предостережения отца и потому осторожничал). И результат получен неполный. Худший вариант - у сына ничего не получилось. Тогда отец ему говорит: «Я же тебя предупреждал!» Страхи и сына, и отца еще больше усиливаются. И они оба еще дальше уходят с пути творения.

Каждому человеку необходимо помнить об ответственности за свои действия. Творите и получайте опыт! Помните, страх - это разрушительная энергия! Конечно, нужно стараться уберечь детей от опасности, но не слишком усердствуйте в этом.

Отсутствие страха

Не всегда отсутствие страхов говорит о высоком уровне развития человека. Это может являться следствием огромной гордыни. Девиз таких людей: "Я ничего не боюсь!" "Я все могу!" "Мне все нипочем!" "Я гений!" Но рано или поздно в жизни людей начинают появляться обстоятельства, говорящие об обратном. Стремясь доказать себе и окружающим, что они непобедимые и всемогущие, такие люди приводят себя к гибели, иногда моральной, иногда физической.

На самом деле у таких людей гораздо огромное количество страхов. И самый главный - окружающие могут заметить их слабости. У них не хватает смелости признаться себе, что страхи являются их настоящими хозяевами.

Конструктивное отсутствие страхов рождает состояние творческого полета, свободы, любви ко всем окружающим, милосердия и открытости.

Как на протяжении жизни человека формируются его страхи?

Ребенок рождается свободным от страхов. В младенческом возрасте у него преобладают рациональные страхи как реакция на внешнюю опасность: резкие звуки, громкие крики, боль, дискомфорт. Изначально он получает защиту от родителей, чаще всего от матери. Постепенно у него возникает зависимость в этой защите. Поэтому естественной реакцией на любую опасность или дискомфорт для ребенка является плач, как механизм привлечения внимания взрослых, просьба о защите и помощи.

С момента начала идентификации ребенком себя как личности и члена семьи берут начало иррациональные страхи.

Ребенок привык получать в случае опасности защиту от мамы или другого взрослого человека. Поэтому когда он остается один, возникает страх вовремя не получить необходимую защиту. Ребенок начинает плакать и капризничать, боясь отпускать от себя своего защитника. А вдруг опасность? Таким образом, он начинает бояться воображаемых опасностей и проблем.

Далее со временем ребенок начинает понимать, что ему выгодно, когда родители в хорошем настроении. Ведь тогда они добры, щедры на ласки и подарки. Поэтому если вдруг мама начинает сердиться, повышать голос ребенок начинает плакать. Ведь он уже на уровне подсознания выработал этот механизм как способ получения защиты. И конечно, у какого взрослого не дрогнет сердце при виде плачущего малыша? Даже если один взрослый в порыве гнева не сможет остановиться, то всегда найдется кто-нибудь другой, кто пожалеет несчастного кроху, приласкает, защитит и даже, может быть, что-нибудь подарит в виде компенсации за страдания. Так у некоторых людей с детства формируется способ поведения "жертвы", как наиболее выгодный механизм получения защиты и материальных благ, а по существу как способ манипуляции окружающими.

Ребенок взрослеет, появляются новые страхи. Когда взрослые начинают предъявлять свои требования к поведению малыша, они всегда совмещаются с каким-либо наказанием: физическим, материальным или психологическим. Кто-то просто шлепнет или даст подзатыльник за плохой поступок, кто-то лишит сладкого или не поведет в цирк, а кто-то просто обидится, не будет разговаривать, играть и ласкать. В любом случае у ребенка появляется страх перед наказанием.

Когда ребенок попадает в социум, группу детского сада, школу у него формируется страх неприятия обществом.

В момент осознания своей половой принадлежности появляется страх перед представителями противоположного пола.

И чем старше становится человек, тем все большее количество иррациональных страхов рождаются в его душе. А чем больше страхов, тем меньше внутренней свободы и тем меньше творческого начала в его жизни.

Для того чтобы победить своего врага, нужно знать его в лицо. Давайте попробуем поближе рассмотреть наши страхи и понять, как нам их преодолевать.

Страх и гнев

Когда мы видим выражение гнева со стороны другого человека, мы зачастую испытываем чувство страха перед ним или страха за свою безопасность, безопасность других людей.

Задумывались ли вы о том, что сам гнев как эмоция -это защитная реакция, вызванная страхом?

Когда щенка сторожевой собаки учат быть злым, его загоняют в угол и начинают пугать. Вначале щенок пугается и прячется. Но с какого-то момента он начинает отчаянно лаять, чтобы защитить себя и испугать своего обидчика. И в этот момент его перестают пугать. Повторяя эту процедуру многократно, у собаки закрепляют лай как ответную реакцию на опасность.

По большому счету, то же самое происходит и с человеком. В процессе получения жизненного опыта мы часто видим, что выражение агрессии -это наиболее быстрый и легкий способ получения желаемого от окружающих. Не нужно прикладывать усилий на то, чтобы убедить человека. Не приходится искать компромисса в ущерб себе, т.е. ограничивать себя и свои притязания. Нужно просто как следует продемонстрировать свою силу и могущество при помощи гнева и агрессивного поведения. Тогда все будут бояться, признавать лидером и безоговорочно подчиняться.

Но корнем такого поведения все равно остается страх. Страх неспособности донести до других свою просьбу. Страх не получить желаемого. Страх, сидящий на уровне подсознания, порождающий гнев и агрессию как форму защиты.

Страх перед наказанием

Он возникает у человека перед кем-то более могущественным, по его мнению, тем, кто может причинить нам боль и страдания как физические, так и душевные. Этот страх является неким сдерживающим фактором, ограничивающим человека в его действиях, мыслях. В этом случае существует некий свод писанных и неписанных правил, норм, требований, которым мы должны следовать. Любое отклонение от них чревато наказанием. Карающей силой в этом случае может выступить родитель, учитель в школе, преподаватель в ВУЗе, работодатель или непосредственный начальник, спутник или спутница жизни, священник и сам Господь.

С одной стороны страх перед наказанием несет в себе положительный момент. Он является тем ограничителем, который позволяет вышестоящему управлять нижестоящими, формирует нормы поведения, приемлемые в обществе.

Иногда он выступает в роли двигателя, толчка, дающего начало движению. Из страха перед наказанием со стороны родителей, ребенок садится делать уроки, из страха перед начальником мы работаем, даже если нам не хочется или недомогаем, из страха перед наказанием Божьим мы чтим родителей, стараемся не осуждать ближних и не нарушать Его заповеди.

И все же от этого страха тоже необходимо освобождаться. Ибо это искусственный ограничитель. Он подобен плотине, построенной на полноводной реке. Она сдерживает естественное течение реки, регулирует его в зависимости от нужд и потребностей тех, кто ее контролирует. Уровень воды в реке регулируется в рамках безопасных величин. Создается иллюзия спокойной реки, поддающейся контролю.

Но стоит потерять этот контроль и воды реки снесут на своем пути и саму плотину, и тех, кто ее контролировал, и все, что попадется на пути. И тогда мы говорим: "Человека понесло", "пустился во все тяжкие"...

Особенно ярко это можно увидеть на примере детей, выросших в очень строгой семье, где неисполнение воли родителей всегда чревато строгим наказанием. Но стоит им оказаться вне контроля родителей, они начинают творить абсолютно несовместимые с общепринятыми нормами морали поступки, вести себя агрессивно и вызывающе. Таким поведением они компенсируют все те усилия, что им приходилось прикладывать для соответствия внешним требованиям. А окружающие удивляются, как мог так измениться послушный и примерный ребенок?

Освобождение от страха наказания позволяет человеку быть самим собой, выполнять требования морали и общепринятые нормы поведения естественно, без усилий и напряжения. Тогда это является достижением человека, его души, а не инстинктом выживания, формой приспособления к предлагаемым обстоятельствам.

Страх и контроль

Наверняка вам в своей жизни приходилось сталкиваться с людьми, которые все обстоятельства своей жизни держат под контролем. Причем они стремятся контролировать не только события, действия близких людей, но и тех, кто попадает в их поле зрения и сферу влияния.

Как правило, у окружающих складывается впечатление, что это очень уверенные в себе люди, знающие как поступить в любой ситуации.

На самом деле истинная причина такого поведения -страх, порожденный и усиленный отсутствием веры в себя, других людей, партнеров. Это страх, порожденный собственным умом, личностью, окруженный иллюзией самой возможности контролировать обстоятельства жизни и людей.

Конечно, до определенной степени можно контролировать действия других людей при помощи искусственных ограничителей. Но ни одному человеку не удавалось полностью контролировать чужие мысли и сознание. Можно контролировать людей, насаждая страх перед наказанием. Но мы уже увидели, что и он недолговечен.

Стремление всё и всех контролировать всегда сопряжено с приступами гнева, обид, разочарований в людях и других негативных эмоций. И какими бы праведными помыслами ни прикрывался контролер, какой бы любовью к окружающим он ни оправдывал себя, его действия всегда наносят вред. Он насильственно подчиняет людей, заставляет их предпринимать действия, не соответствующие их собственным интересам и желаниям, порождает страх перед наказанием, а значит ограничивает и замедляет их развитие, "лишает Пути".

Такие люди стремятся фактически заменить Бога. Им кажется, они способны осчастливить всех, кто будет им подчиняться. Как правило, таких людей в жизни настигают серьезные разочарования. Всегда найдутся люди, которые попытаются развеять их иллюзию тотального контроля. Эти "неблагодарные" люди вызывают "праведный" гнев благодетеля. И тогда, в зависимости от личности, у самого контролера могут проявиться страх перед наказанием за собственные действия, самоедство, неудовлетворенность происходящим. И как следствие новые приступы гнева.

Это может продолжаться до тех пор, пока человек полностью не осознает, его контроль -чистейшей воды иллюзия, сотворенная собственной умом.

Страх и физическая красота

В момент осознания себя как социальной единицы, своей половой принадлежности человек очень много внимания уделяет своему внешнему виду, физической красоте. Это относится как к одежде, так и внешнему облику. Стимулом для этого является страх и неуверенность в себе. И чем больше внимания мы этому уделяем, тем больше наш страх "не понравиться".

Каковы последствия этого страха? Они могут выражаться по разному: скованность в движениях и речи, стремление подражать "идеалу", чрезмерность в косметике, одежде, вызывающее поведение как форма привлечения внимания к себе.

Такая неуверенность в себе, как правило, не остается незамеченной. Обычно люди начинают шутить или язвить по этому поводу, что вызывает только усиление страха.

Когда этот страх находится на уровне подсознания, глубоко внутри, человек становится высокомерным и излишне самоуверенным. Даже если он выглядит безупречно, от него веет холодом и неприступностью.

Если же человек искренне принимает себя таким, какой он есть, то его красота будет основываться на внутренней любви к себе, окружающих его людях. Его глаза будут светиться добротой. И даже если его внешний облик будет далек от идеала, вокруг него всегда будут люди, он будет пользоваться вниманием и любовью окружающих.

Страх потерять человека

В процессе своей жизни мы очень часто эмоционально привязываемся к людям. И как следствие, стараемся максимально продлить возможности общения с ними. Особенно это видно на примере близких нам людей, членов семьи. Что касается наших детей, то зачастую родители относятся к ним, как к своей собственности. Иногда подобный страх возникает в отношении супруга(и), спутника(цы) жизни. Возникает навязчивый страх потерять этого человека. Как следствие - попытки любыми средствами привязать его к себе. Это может выражаться в банальной "покупке" деньгами, подарками, другими материальными благами. Или это страх проявиться в виде истерик, скандалов, ревности, подозрительности и прочего. Чем сильнее страх потерять, тем больше желание превратить человека в собственную игрушку, марионетку.

Как обычно реагирует "предмет желания"? Кто-то вполне может смириться с этой ролью, удовлетворившись получаемыми выгодами и привилегиями. Но существует опасность его "измены", если вдруг найдется "перекупщик" побогаче.

Другой вариант развития событий - человек внешне смиряется под давлением обстоятельств, либо из любви к своему "тирану". Но внутренне напряжение и неудовлетворенность подобной ролью может привести к "тихому алкоголизму", уходу в виртуальный мир соцсетей и компьютерных игр, в другие саморазрушающие занятия и увлечения.

Третий вариант развития событий - бурное противостояние, скандалы, драки, обиды, взрывы негативных эмоций, желание мести и прочее.

Лекарство от такого страха одно. Необходимо помнить, что простой закон физики «любое давление рождает сопротивление» действует и в области человеческих отношений. Нужно уяснить для себя, что "предмет желаний" - свободный человек, имеющий право на собственные мысли, чувства, поступки. Что любовь не всегда бывает взаимной, но от этого истинная любовь не становится менее прекрасной.

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится".

(Первое послание св. Ап. Павла к Коринфянам, 13: 4-8)

Страх смерти

Этому страху подвержен практически каждый. Когда физическое тело человека здоров или просто не вызывает дискомфорта, болезненных ощущений, мы забываем про этот страх. Он уходит глубоко в подсознание.

Но стоит проявиться малейшим признакам болезни, он тут же "приступает к работе". Мы начинаем вспоминать о бренности нашего тела, об ограниченности времени его существования. Мы боимся физических страданий, связанных с болезнями. И величина этого страха напрямую зависит от уровня болевого порога: кто-то страдает от малейшей ранки, а кто-то способен спокойно переживать боль от серьезного пореза или ушиба.

Но в любом случае физическая реакция тела на боль одинакова. Мы начинаем напрягать место или орган, вызывающий болезненные ощущения, жалеем себя и злимся на саму болезнь.

При этом происходит следующее. Сама по себе боль дана человеку как сигнал об опасности, угрожающей его здоровью, т.е. как защитный механизм. Он начинает работать там и тогда, где и когда возникает проблема, отрицательно влияющая на состояние физического тела. Злясь на боль, на болезнь мы посылаем в проблемную зону дополнительный заряд негатива, который только ухудшает наше самочувствие, дает дополнительный импульс к его разрушению.

Попробуйте при возникновении боли сделать все наоборот. Максимально расслабить проблемную зону или орган, поблагодарить боль за вовремя поданный сигнал и мысленно направить в это место любовь к своему физическому телу, успокоить и утешить свой больной орган, пообещайте ему внимательно отнестись к его самочувствии и устранить все причины болезни. Вы обязательно заметите, что этого достаточно для того, чтобы боль стихла совсем или уменьшилась до терпимых размеров, что выздоровление пойдет максимально быстро и с минимальными потерями.

Можно ли освободиться от страха смерти?

Для человека нет ничего невозможного. Страх смерти, пожалуй, один из самых сильных страхов, но освобождение от него не требует больших усилий.

Человек должен искренне поверить и принять, что физическое тело - это одежда, костюм, который временно надевает бессмертная Душа для того, чтобы выполнить какую-то определенную задачу. И что фасон этой одежды зависит от этой задачи напрямую. Так же как мы одеваемся в стиле соответствующим нашим предполагаемым действиям. Ведь мы не идем в вечернем платье выносить мусор или плавать в бассейне в норковой шубе. Точно также и тело нам дается таким, чтобы оно максимально соответствовало нашим жизненным задачам в конкретном воплощении.

И как легко мы освобождаемся от обветшавшей или устаревшей одежды, так же легко мы должны научиться относится к собственному физическому телу. Мы содержим его в чистоте и порядке, для того чтобы увеличить срок его службы, но делать это до бесконечности невозможно.

Приняв это как аксиому, мы спокойнее начнем относиться к самому факту смерти.

На самом деле наши переживания об ушедших есть не что иное, как эгоизм.

Эгоизм выражается в наших слезах и страданиях. Ведь мы плачем не потому, что человека не стало, а от того, что жалеем себя любимых. Вспомните причитания в такие моменты: "Как я буду без тебя?" "Как мне жить дальше?" "На кого ты меня покинул(а)?

Так случилось, что у меня есть опыт клинической смерти, мне дали опыт переживания собственной смерти. Я видела со стороны свою похоронную процессию. Внутри меня было нетерпение. Мне хотелось, чтобы эта процедура закончилась поскорее, как дети нетерпеливо ждут в цирке, когда же поднимется занавес и начнется волшебное представление. И вот когда похороны закончились и я попыталась взлететь, то поняла, что не могу этого сделать. Мне ужасно что-то мешало, какие-то канаты тянули меня назад. Так вот этими канатами оказались слезы и страдания тех, кто меня провожал. И мне очень хотелось, чтобы они прекратили рыдания и отпустили меня туда, где был яркий свет, где была Бесконечная Любовь.

Не буду лукавить, что имея такой опыт, я абсолютно избавилась от страха смерти. Но это дало мне силы помочь моему отцу спокойно уйти, когда он лежал в реанимации после обширного инсульта. Он был без сознания, его рука судорожно искала мою. Я понимала, что ему очень страшно уходить, оставлять нас, своих детей и внуков. Сами собой появились слова утешения. Превозмогая слезы, я сказала ему, чтобы он не боялся. Что за нас переживать не нужно, мы взрослые и справимся. Его рука расслабилась, из глаз скатилась слеза. И через несколько часов он ушел.

Как избавляться от страхов?

Для начала понять и принять, что страх - естественная реакция человека. До определенной степени он необходим ему для выживания. Главное, чтобы страх не управлял вашей жизнью, не ограничивал её.

Необходимо увидеть свои страхи, внимательно их изучить, понять причину появления и механизм их работы. А затем контролировать и ограничивать их проявление в разумных пределах.

Не стоит бросаться на все страхи одновременно. Лучше работать с каждым в отдельности.

Любой страх рождает напряжение как внутреннее, так и мышечное. Дэн Милман в своей книге «12 ступеней ежедневной просветленности» приводит пример японских самураев. У них был девиз: «Расслабься или умри». Движения воинов были молниеносны, а оружие смертоносным. Если воин напряжен, то для того чтобы уклониться от удара ему необходимо сначала расслабиться, а только потом изменить своё положение, позу. Такова физическая природа человеческого организма. Соответственно, на процесс расслабления необходимо дополнительное время. Если же воин изначально расслаблен, то он легко ускользает от удара. Именно поэтому движения японских самураев легкие и даже «текучие».

Возьмите на вооружение этот девиз самураев. Он поможет вам легко и свободно справляться с любыми трудностями, поможет разбудить ваше творчество и справиться со своими страхами.

Тебя мучает Рабдофобия - боязнь наказания?

Исключите Страх наказания с помощью психотехник Стиратель Старт и начни жить без страха, быть счастливым и радостным человеком!

Рабдофобия - боязнь наказания как избавиться?

Убрать Страх наказания из своей жизни по курсу Стиратель Старт, вы можете самостоятельно, тайно, у себя дома. Без найма дорогих психологов. Научитесь психотехнологиям прямо сейчас в курсе Начало и уже через несколько часов вы получите первые результаты, а через пару дней сила вашего страха снизится на 80-90%, далее вы сможете полностью избавиться от него.

Страх наказания как преодолеть?

Психология поможет .
1. Освойте методику Стиратель Старт.
2. Работайте над собой, стирая страх.
3. Каждый день применяйте против страхов методики и обучайте себя далее. Вы сможете побороть страх используя метод Стиратель Старт гораздо быстрее, чем преодолевать страх не используя наши психотехнологии.

Освойте методику стирания страхов Стиратель Старт, это быстро и удобно, а результаты ощутимы уже через пару часов.

Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Ничего удивительного тут нет: нынешнее искусство для детей нельзя назвать щадящим. Еще не так давно Сергей Образцов, создатель знаменитейшего кукольного театра, на полном серьезе не рекомендовал родителям приводить пятилетних детей на спектакль "Красная Шапочка", считая, что образ волка может произвести на них слишком тяжелое впечатление. А теперь пятилетние дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Если добавить к этому компьютерные игры, герои которых тоже мало похожи на добродушных мишек, задумчивых осликов и милых поросят, то можно лишь поразиться, как при такой нагрузке на психику еще не все наши дети невротизированы.

Поэтому к вроде бы такому безобидному детскому развлечению, как просмотр мультиков, следует относиться очень осторожно: если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров. Даже если он этого требует (нередко дети, замирая от страха, не могут, тем не менее, оторваться от экрана, когда там показывают ужасы). Вы ведь не пойдете у него на поводу, если он потребует наркотиков или водки, а в данном случае вред вполне сопоставим.

Случается, что страх сказочных персонажей и чудовищ маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных или грубых родителей. И в этом случае вам придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы вы ни потратили сил на коррекционные игры. Как определить такую боязнь? Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Например, фиксируйте в течение недели, сколько раз в день вы делаете ребенку замечание и сколько раз хвалите его. Или поинтересуйтесь мнением окружающих, только не обижайтесь, если оно окажется для вас не совсем лестным. А потом пригласите в компанию еще пару человек (желательно тех, с кем у ребенка нейтральные отношения) и разыграйте в куклах несколько сказок с участием отрицательных персонажей. Если при раздаче ролей ребенок будет упорно назначать вас на роль Бабы Яги, Волка и пр., я бы расценила это как повод к размышлению.

"Маски страха"

Этот прием используют очень многие психологи и психиатры. Детей просят сделать маску страха (или "кого-то страшного"), которой малыши по очереди пугают друг друга. Эту игру нужно проводить на большом эмоицональном подъеме, не скупясь на шутки и смех, чтобы заглушить чувство страха, которое поначалу может овладеть детьми. Взрослым пугать ребенка не стоит. Еще один совет: обязательно дозируйте игру, не давайте малышам перевозбуждаться: резкий выплеск страхов может привести к проявлениям агрессивности. Не настаивайте, если ваш ребенок будет отказываться играть роль боящегося и захочет только пугать (или наоборот). Затевайте игру примерно раз в неделю, и через некоторое время он, скорее всего, заразившись примером товарищей, согласится исполнить обе роли (это важно для не только преодоления робости, но и чересчур критичного отношения к себе, нередко сковывающего поведение нерешительного ребенка).

Через два-три сеанса введите в игру новый элемент: пусть тот, кого пугают, прогонит страшную маску. Но только пантомимой.

"Превращение сказочного злодея"

Можно играть вдвоем, а можно пригласить еще нескольких детей. Смысл игры состоит в том, чтобы придумать, в кого или во что превратился сказочный злодей, который тревожит воображение вашего ребенка, а потом изобразить это в рисунках, лепке или в маленьких театральных сценках. У детей 7-8 лет пользуется популярностью пантомима. Тогда у игры появляется дополнительное условие: надо отгадать, кого изображает водящий. Отгадавшему начисляются очки. Обращайте внимание на занимательность сюжета и хотя бы на некоторую мотивированность превращения. Например, колдунья может превратиться в кошку (лучше беспомощного котенка), веник или метлу (ассоциация с помелом), в старый халат или рваные шлепанцы (колдуньи ведь часто изображаются в книгах и мультфильмах неопрятными, грязными старушенциями). Такое обытовление сказочных злодеев, включение этих образов в цепочки привычных логических связей лишает их ореола сверхъестественности и способствует преодолению страха.

Страх смерти

Обычно он появляется у детей лет в шесть и в принципе вполне нормален. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, это бывает для него серьезным потрясением. Но затем довольно скоро жизнь берет свое: дети утешаются тем, что все это будет еще нескоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют существование ребенка.

Однако на некоторых детей осознание людской смертности производит такое тяжелое впечатление, что они бывают не в состоянии от него оправиться. Страх смерти не дает им покоя. Родители подчас совершенно теряются, не зная, что сказать тоскующему малышу. Да и действительно, что тут скажешь? Что он будет жить долго-долго, а потом ученые придумают какое-нибудь лекарство? Увы, такие уговоры обычно не действуют на детей с невротическим, усугубленным страхом смерти. Как же быть?

Мы с моей коллегой И.Я. Медведевой советуем приобщать таких детей к религии. Вера в загробную жизнь и в бессмертие души дает очень многим детям, да и не только детям, точку опоры. По крайней мере, наш опыт работы с маленькими невротиками это подтверждает.

Вот, к примеру, рассказ матери одного семилетнего мальчика: "Мой сын очень боялся умереть. Плакал навзрыд, спрашивал, страшно ли лежать одному в земле и изобретут ли таблетки, от которых можно жить вечно. Сначала я не знала, как его успокоить. Говорила, что это еще нескоро. Но, естественно, ничего не помогало. При одном упоминании о смерти Ваня начинал плакать. А потом я решила рассказать то, во что сама верю. Так меня наставляла моя бабушка (она была очень набожной и верила в загробную жизнь): "После смерти душа человека улетает на небо и оттуда наблюдает за всем, что происходит на земле. Если человек хороший, то его душу забирают светлые силы, а если плохой — темные и страшные силы. А когда умершего человека закапывают в землю, он ничего не чувствует. Ему все равно, так как он, вернее, его душа, уже на небе". Ваня после этого стал меньше беспокоиться и больше не плакал. Хотя вопросы еще задавал". Родителям стоит проанализировать и свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях (своих и детских), на разговорах о тяжелой, опасной жизни и т.п.? И не пытайтесь себя успокоить тем, что дети не слышат "взрослых" разговоров. Подчас бывает достаточно обрывка фразы, а главное, флюида тревожности, который ловится впечатлительными детьми моментально и нарушает их хрупкое душевное равновесие часто сильнее слов.

Детям лет до 8-10, тем более нервным и ранимым, лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Это для малыша настолько непосильное переживание, что его потом могут даже мучить скрытые навязчивые страхи, что родители, родственники на самом деле не живые люди, а мертвецы. Последствия таких психических травм порой аукаются и через много лёт. Например, некоторые взрослые проявляют поразительное бесчувствие, узнавая о смерти друзей и близких. Окружающих оно возмущает, а на самом деле вполне может свидетельствовать вовсе не о жестокости и неблагодарности человека, но о неизжитом иррациональном детском страхе, перед которым его взрослое сознание оказывается совершенно бессильным. Недавно я слышала рассказ об учительнице, которая, решив наглядно продемонстрировать десятилетним ученикам устройство человеческого организма, сводила их в морг. У рассказчика уже родились и выросли свои дети, но при одном упоминании об этой "просветительной акции" его забила мелкая дрожь.

Это не значит, что при детях вообще не следует говорить об умерших родственниках. Конечно, следует, ведь, кроме всего прочего, это тоже дает надежду на "жизнь после жизни": если человека вспоминают, значит, он не покинул нас окончательно.

Что же касается изживания страха смерти в игре, то вряд ли этично делать это напрямую. Поэтому приведенные мной игры борются и со страхом смерти опосредованно.

"Ищем в плохом хорошее" (для детей 6-8 лет)

Эту игру мы с И.Я. Медведевой предлагаем детям, склонным предаваться унынию и легко впадающим в отчаяние (а именно среди таких чаще всего распространен страх смерти).

Ведущий обозначает какую-то малоприятную ситуацию. Например, ребенок с отцом пошли в кино, но опоздали и их не пустили. Неприятная ситуация? Безусловно! Спрашивается: а что в ней можно найти положительного, чем себя утешить? А можно, например, на сэкономленные деньги покататься на аттракционах или поесть мороженого. За каждый правильный ответ начисляется по очку. У кого очков будет больше — тот, естественно, выиграет. Можно играть и вдвоем, задавая ситуации по очереди (но, разумеется, избегая трагических историй, связанных с гибелью).

Игры, связанные с перевоплощением

В них в основном играют девочки, обладающие природным артистизмом и развитым воображением. Фантазируя на тему, кем они были в какой-то сказке ("давай играть, что я была когда-то принцессой..."), они тоже подспудно избавляются от навязчивого страха смерти. Задача родителей в данном случае не столько участвовать в этой игре, сколько подпитывать воображение ребенка, рассказывая ему о жизни людей в разные эпохи, о ярких исторических событиях, читая увлекательные книги, чтобы сегодня их дочери захотелось представить себя принцессой, завтра — маленькой циркачкой вроде Суок, а послезавтра — "гостьей из будущего".

Страхи хулиганов, бандитов, войны, катастроф и т.п.

Увы, в наше время эти детские страхи становятся все более обоснованными, и взрослым надо постараться по возможности создать у ребенка чувство большей защищенности. Не надо смотреть при нем новости, в которых сейчас то и дело рассказывают про катастрофы, теракты, военные конфликты, говорить в его присутствии про всесильность мафии и о том, "как страшно жить". Непременно защищайте свое чадо во всех сложных для него ситуациях! Если ребенок не может за себя постоять, а родители требуют, чтобы он сам давал отпор обидчикам, малыш в большинстве случаев лишь еще больше невротизируется, чувствует себя совсем одиноким, брошенным на произвол судьбы.

Страхи хулиганов, нападения и т.п. чаще бывают у мальчиков, поэтому и игры, направленные на их преодоление, в основном, мужские.

"Сражение" (игра, предложенная А.И. Захаровым)

Смысл игры в противоборстве с кем-то, кто символизирует опасность. Победа возможна только при подавлении в себе страха, она требует уверенных и точных действий. "Сражение" — комплекс из четырех игр. Они проводятся последовательно под наблюдением взрослого. —> Первая игра ~ фехтование на игрушечных саблях (палках). Победивший сражается со взрослым. Щит не применяется специально, поскольку он создает искусственную защиту и уменьшает эффект игры. Разумеется, взрослый должен следить, чтобы дети не перевозбуждались и не причиняли друг другу боль.

Вторая игра — поочередная стрельба из лука стрелами-присосками с расстояния порядка 10 м. Нужно уворачиваться от стрелы, заслоняться можно только руками. Напряженное ожидание выстрела создает острое чувство беспокойства, но в то же время ребенок может принять защитные меры. А после выстрела, независимо от результатов, испытывает чувство облегчения. Таким образом происходит разрядка эмоционального напряжения. Неоднократная смена ролей нападающего и обороняющегося помогает совершенствовать способы реагирования на стрессовую ситуацию.

Третья игра — бросание друг в друга игрушечными кеглями. Дети укрываются за стульями и креслами, поставленными на расстоянии нескольких метров. Взрослый должен следить, чтобы они бросали кегли не слишком сильно. Тот, кто израсходует все кегли, должен будет выйти на "нейтральную территорию" между стульями и собрать их под обстрелом снова. Взрослый при всех этих действиях весело комментирует происходящее, сопровождает бой шутливыми угрозами и насмешками. н&- Четвертая игра — борьба с игрушечными заводными роботами, которые олицетворяют бездушие, насилие, зло. В этой игре должны участвовать как минимум двое детей и один взрослый (можно играть и в большем составе, разделившись на команды). Дети стоят друг напротив друга. Ребенок, борющийся с роботом, становится у черты. В полуметре от него находится другая черта. Если робот перейдет за нее, его противник проиграл. Робот ставится в 2 метрах от обороняющегося. Взрослый запускает его. Защищающийся ребенок должен подождать, пока робот подойдет поближе, и попасть в него кеглей или стрелой с резиновой присоской. Количество "снарядов" ограничено тремя-четыръмя. От обоих противников требуются самообладание и преодоление страха, а от взрослого — умелая регуляция игры. Надо следить за тем, чтобы в этих играх не было вечных победителей, и незаметно подыгрывать менее ловкому ребенку.

"Карлсон против Филе и Рулле"

За основу этой ролевой игры берется сюжет из "Повести о малыше и Карлсоне, который живет на крыше". Собственно говоря, в книге А. Линдгрен целых два сюжета, посвященных попытке ограбления, но с дошкольниками лучше ограничиться первым, в котором Карлсон выступает в роли привидения. В образе мумии, ласково названной толстощеким проказником Мамочкой, для малышей есть пугающая новизна, поэтому вместо излечения страхов у них вполне могут появиться новые. Школьники же лет 8-9 психологически более подготовлены к восприятию этого образа. Скорее всего, они уже что-то слышали и о бальзамировании, и о египетских гробницах (а может, и видели мумии в музеях), так что для них на первый план в этой истории выйдет юмористический момент: то, что мумия сделана из полотенец и из вставной челюсти дядюшки Юлиуса (которую очень просто нарисовать). Разыгрывать сценки можно и в куклах, и "живьем".

Предложите ребенку поимпровизировать на тему ловушек для воров, пусть внесет свои предложения. Большинство детей, особенно мальчиков, будет выполнять это задание с энтузиазмом, припоминая фильмы, мультики и компьютерные игры, в которых тема ловушек сейчас достаточно популярна. Их вовсе не обязательно мастерить (это далеко не всегда выполнимо, поскольку "техническое обеспечение" часто не соответствует грандиозности детских замыслов). Можно ограничиться рисунками или даже словесным описанием, ибо уже само придумывание способов защиты придает ребенку уверенности. Однако не спешите связывать игру с реальностью ("если к нам попробуют залезть воры, ты можешь поступить, как в этой игре"). Тем самым вы невольно поддержите тревожные ожидания ребенка, а ваша задача, наоборот, успокоить его, но при этом ненавязчиво дать модели поведения в опасной ситуации. Так что пусть лучше не ваш ребенок, а Малыш отказывается открыть дверь незнакомцу, не признается в том, что он один дома, а говорит злоумышленнику про "спящего папу", вызывает милицию, срочно звонит бабушке и т.п. Причем с дошкольниками, которые еще не остаются дома одни, модели самозащиты прорабатывать не следует. Это не одежда, которую покупают на вырост.

Страх уколов, боли, врачей

Эти страхи распространены у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают. Мальчикам полезна игра "Сражение", причем взрослый, комментируя происходящее, должен особо отмечать выдержку ребенка, поражаться тому, как это он не боится боли, говорить, что другой на его месте давно бы разревелся и т.п. Можно потом поиграть еще в военный госпиталь, опять-таки подчеркивая мужественное поведение "раненого".

"Больница"

Это традиционная игра девочек, обычно один из вариантов игры в куклы. Но для более эффективного преодоления страха боли и врачей лучше ее "очеловечить". Все врачебные процедуры, которые вызывают страх, нужно воспроизводить как можно подробней. Пусть ваша дочка побудет и в роли доктора, и в роли пациентки. Причем не одной, а нескольких: сыграет и девочку, которая ничего не боится, и девочку, которая боится только уколов, зато все остальное воспринимает спокойно, и трусиху, которая даже в кабинет зайти не соглашается. Однако не соотносите это с ее поведением и не читайте нравоучений, а если она сама затеет разговор о своем страхе, скажите, что раньше, может, дочка и вела себя немного похоже, но сейчас все уже по-другому.

Страх наказания, крика и т.д.

Тут, как говорится, "нет дыма без огня". Хотя и не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это! Подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о врожденной интеллигентности! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.

Для преодоления страха наказания, разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение, показаны подвижные игры.

"Жмурки" (игра, предложенная А.И. Захаровым)

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т.е. выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Детям же ставится условие, что они должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда "Бармалей" подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук "у-у-у-у!". Если кто-то себя обнаружит раньше времени, он либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Когда водящий кого-то поймает, он, как и положено в "Жмурках", опознает его наощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20-30 минут, чтобы каждый не раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, "Жмурки" помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.

"Вышибалы"

Это достаточно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет 15-20 назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: один человек находится посередине, а двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5-8 метров, пытаются попасть в него мячом и "вышибить" из игры. Если "вышибаемому" удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной "жизни" в компьютерных играх) и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда игроки, кидающие мяч, наконец, попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец наотрез отказывается "заниматься ерундой", и его ничем не проймешь), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.

Татьяна Шишова,
детский психолог