Сколько весит ранец первоклассника. Сколько должен весить ранец школьника или какова тяжесть современного образования

За здоровье детей отвечают педагоги

Интересно, что «школьный» багаж существенно зависит от самого рюкзака. Простой «потянет» на 400–500 г. С ортопедическими вставками - значительно тяжелее: 700–800 г и более. Вот и думайте, родители, какой портфель купить ребенку - тяжелый, но с ровной спиной, или мягкий, но легкий?

Ответственность за сохранение здоровья в учреждении образования несет руководитель, а также, в пределах своих должностных обязанностей, сотрудники школы, поясняет врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. К слову, за тяжелые рюкзаки школьников специалисты санстанции оштрафовали на 5–8 базовых четырех руководителей гродненских школ в прошлом учебном году.

Важно, что «перевес» считается только по школьным принадлежностям. В общем весе не учитывают телефон, средства личной гигиены и другие необязательные для обучения предметы. Проверка рюкзаков в гродненской гимназии № 7 в прошлом году показала: в рюкзаках много лишних предметов, которые не имеют отношения к учебе.

В младших классах дети берут в школу игрушки. Рюкзаки старшеклассниц тяжелеют от косметики и парфюмерии почти на килограмм. За тем, что ребенок кладет в рюкзак и в каком количестве, должны следить родители и педагоги. Но опрос знакомых родителей школьников показал: папы и мамы не знают, сколько должен весить рюкзак ребенка. По словам Галины Конопинь, эта информация всегда доступна в школе, санстанции или больнице.

Как уменьшить вес портфеля?

В управлении образования облисполкома считают, что все необходимые нормы Минобразования и Минздрава в школах соблюдают. Самые маленькие, первоклашки - «льготники»: они оставляют книги в школе. Если же в классах появляются рюкзаки-«тяжеловесы», то детям рекомендуют носить книги пополам с соседом по парте. Такое решение могут принять педагоги, родители и школьники. Компромисс поможет и здоровье детям сохранить, и учебный процесс не нарушить.

Тяжелый школьный рюкзак, который ребенок носит на одном плече, может спровоцировать искривление позвоночника и боли в спине, - предупреждает заведующая педиатрическим отделением № 1 детской поликлиники № 1 Алина Полякова.

По ее словам, в прошлом году среди гродненских школьников было 3,3 % с нарушением осанки. Причину детских сколиозов врач видит в неправильной позе на уроках и дома. Если в школе за осанкой следит учитель, то дома это обязаны делать родители. Стол для школьника должен быть с наклоном, ноги при сидении - согнуты на 90 градусов, ступни - ровно на полу, спина - струной, а от глаз до книги - минимум 45 сантиметров.

Справка «ВГ»

По санитарным нормам и правилам, масса ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями для первоклашек и второклашек не должна превышать 1,5 кг (2,1 с рюкзаком). Максимальный вес для 3–4 класса - 2 кг (2,6 с рюкзаком), для 5–6 - 2,5 кг (до 3,5 с рюкзаком), для 7–8 классов - 3 кг (4 с рюкзаком). Самый тяжелый груз у старшеклассников - до 3,5 кг (4,5 с рюкзаком). Пустой рюкзак должен весить не более 600–700 граммов для учеников начальных классов и до 1 кг - для средних и старших классов, проинформировала врач-гигиенист Гродненского зонального ЦГЭ Галина Конопинь. Существуют и негласные нормы, по которым вес школьного рюкзака с содержимым не должен превышать 10 % веса ребенка.

Вес рюкзака школьника часто превышает нормы, установленные государством. Как решить проблему постоянных тяжестей «Летидору» рассказывают врач и учитель.

В Министерстве образования уже несколько лет плотно занимаются проблемой веса школьного рюкзака. Главная идея чиновников перевести детей на обучение по электронным книгам пока трудновыполнима, так как техническое оснащение школ далеко от идеального. Из-за этого родителям приходится выкручиваться: сменять за год по нескольку рюкзаков, возить на тележках и носить тяжести за ребенка. Кто-то перенимает опыт заграничных мамочек и покупает детям сумки на колесиках, как делают родители в Израиле и Испании.

Сколько должен весить рюкзак ученика младшей, средней и старшей школы

Согласно нормам СанПиНа, вес ежедневного комплекта учебников, письменных принадлежностей, а также папок, сменки и всего остального, что впихивает в рюкзак школьник, не должен превышать нескольких килограммов.

Норма для разных возрастов:

  • 1-й и 2-й класс - не более 1,5 кг,
  • 3-й и 4-й класс - не более 2 кг,
  • 5-й и 6-й класс - не более 2,5 кг,
  • 7-й и 8-й класс - не более 3,5 кг,
  • 9-й и 11-й класс - не более 4 кг.

Однако часто мы не задумываемся, что вес рюкзака можно уменьшить, соблюдая три правила:

  • Не брать ничего лишнего

Это удивительно, но дети, особенно в старшей и средней школе, часто носят каждый день почти весь набор учебников. Приучите ребенка вытаскивать ненужные тетради и книги, принадлежности для творчества, которые не пригодятся ему в конкретный день.

Также не стоит брать по десять запасных ручек и карандашей.

  • Раз в неделю очищать рюкзак от посторонних предметов

Если заглянуть в портфель ребенка в конце модуля, то можно удивиться, как много посторонних предметов скопилось там за месяц. Недоеденная шоколадка, апельсины, яблоки и сок из школьной столовой… Все эти вещи существенно утяжеляют сумку.

  • Распределять вещи правильно

Если положить все самое тяжелое на дно рюкзака, он будет тянуть вниз, а значит, покажется тяжелее. Распределяйте предметы равномерно: самые тяжелые учебники надо положить ближе к спинке - вес от этого не уменьшится, но спине станет легче.

Мнение врача

Комментирует ** к.м.н., ** детский ортопед-травматолог ** Европейского медицинского центра **к.м.н. Ирина Бут-Гусаим:
В первую очередь рюкзак должен быть удобным и нетяжёлым, когда пустой. При ношении он должен плотно прилегать к спине - так нагрузка будет распределена равномерно. Если рюкзак не соприкасается с верхней частью спины - это плохо. Лямки рюкзака должны быть тщательно отрегулированы, чтобы рюкзак заканчивался строго на пояснице, а не в области таза. Объясните ребёнку, что носить рюкзак нужно обязательно на двух плечах. В противном случае начинается дисбаланс в мышцах спины и плечевого пояса, под тяжестью рюкзака ребёнок начнёт наклоняться вперёд, что впоследствии приведёт к болям в спине.

Если после первого месяца учебы ребенок жалуется на боли в спине, на тяжесть рюкзака, не поздно подыскать ему подходящую замену или пересмотреть укомплектованность старого.

О том, как подойти к этим вопросам рационально, рассказывает главный врач клиники «Остеон» остеопат Бутенко Людмила:

  • Меняем рюкзак

Форма рюкзака должна быть прямоугольной и продолговатой, по всей ширине спины. Спинка рюкзака обязательно должна быть ортопедической, лямки широкие и соединяющиеся специальным фиксатором спереди.

  • Освобождаем руки

Родители часто обращаются с вопросом, что лучше для спины: носить все школьные принадлежности только в рюкзаке или разгружать портфель и нести физкультурную форму, сменную обувь и папку для творчества в руках. Честно, говоря, второй вариант не самая удачная идея.

Для спины лучше носить все школьные принадлежности в рюкзаке, не перегружая ребенка пакетами и папками. Постарайтесь сместить в рюкзак все необходимое, чтобы ребенок мог свободными руками поддерживать лямки рюкзака впереди.

  • Об использовании сумки вместо рюкзака

Ученики в средней школе отказываются ходить с «правильными» рюкзаками и часто делают выбор в пользу сумок через плечо. Родителям стоит помнить, что сумку вместо рюкзака показано носить только в старших классах, когда у подростков уже сформировался торс. Чтобы поддерживать правильную осанку, не нужно использовать длинную лямку и носить ее на плече, с перекосом корпуса. Идеальный вариант ношения сумки и для детей и для взрослых - на вытянутой вдоль корпуса руке, внизу, попеременно меняя нагрузку с правой руки на левую.

Во времена СССР это был всем известный портфель. Он есть и сейчас. Но альтернативой к нему стали делать еще ранцы и школьные рюкзаки. Впрочем, ранцы были известны и в царское время – посмотрите картины художников. Но потом их забыли. Причина? Скорее всего, в том, что на ранцы шла натуральная кожа. А она стоила дорого. И ее было мало в стране. Намного проще оказалось шить портфели из дешевого кожзаменителя.


Но потом (во второй половине двадцатого века) медики забили тревогу, обратив внимание на то, что ношение тяжелых портфелей портит осанку детей. В ходе довольно долгой дискуссии медики сошлись на компромиссе: портфель «отдать» старшеклассникам, а ученикам младших классов шить рюкзачки. Исходили из того, что небольшой вес за плечами детям даже полезен, поскольку заставляет не нагибаться вперед.


Школьных рюкзаков сейчас шьют очень много – на любой, как говорится, вкус. Но появилась проблема, о которой спорившие медики даже не догадывались. Современные учебники теперь толще прежних. Стало быть, тяжелее. По программе их теперь больше. Кроме того, обязательной для посещения школы стала вторая обувь. Для нее в рюкзаке есть специальный отдел. Существенно подорожавшие обеды в школьной столовой вынуждают родителей отказываться от внесения денег на них и снаряжать ребенку в полиэтиленовом мешочке обед из домашних продуктов.


В итоге получается, что вес рюкзака – около четырех килограммов! И это при том, что медики рекомендуют родителям обеспечить ребенку за плечами более низкий вес: девочкам – до двух килограммов, мальчикам – на полкилограмма больше. Интересно, а учитывается ли вес самого рюкзака?


Хотя школьные рюкзаки шьют по двум категориям (для девочек и для мальчиков), различаются они только цветовым оформлением, но не по весу! И если «лишние» 200-300 граммов веса для мальчика допустимы к рекомендуемым двум с половиной килограммам, то для девочки это заметная нагрузка на спину. Очевидно, рюкзаки для девочек должны быть более компактными, из более легких материалов. Но стандарт, увы, одинаковый.


Очень актуальным стал вопрос: как уменьшить вес рюкзака для первоклашки до рекомендуемого медиками? Тут несколько путей. Прежде всего, при покупке ориентируйтесь на вес и размеры рюкзака. Нет смысла приобретать рюкзак, сшитый из тяжелых материалов. Конечно, он вполне приемлем для более старших по возрасту ребят, но брать «на вырост» первокласснику – значит, не думать о его здоровье. Относительно тяжелой в рюкзаке должна быть только ортопедическая спинка из плотного материала. Например, из картона или тонкой пластмассы. Все остальное – легким по весу.


Покупать рюкзак надо обязательно с его примеркой на ребенке в самом магазине. Если у рюкзака не регулируются лямки, он заставляет ребенка придерживать их руками от сползания, такой рюкзак явно не годится. Примерку проводите с носимым весом (тут можно вместо учебников использовать любые другие книги и предметы).


Особое внимание обратите на вторую обувь, которую ребенку потребуется брать с собой в школу. Она должна свободно входить в ранец, быть легкой и удобной.


Как еще уменьшить вес рюкзака? Конечно, желательно вносить деньги на питание в школьной столовой. Там оно горячее и свежее. Но если такой возможности нет, в рюкзак нужно класть только легкие продукты.


И еще один немаловажный совет. С первых же дней учебы попросите ребенка договориться с напарником (напарницей), кто и какие учебники поочередно приносит на занятия из дома. Нюанс здесь в том, что зачастую на уроке нет никакой необходимости иметь на столе два одинаковых учебника – вполне достаточен один, открытый на нужной странице.

Собирая второклашку в школу, родители порой впадают в ступор. Ведь укомплектовав рюкзачок малыша всем, что требует школа, они возлагают на детские плечи неподъемную тяжесть. Проблемой большого веса портфелей озабочены родители и педиатры.

Разберемся, сколько должен весить портфель ученика начальных классов.

Масса портфеля второклассника

Разновидности школьных сумок

Чтобы сделать правильный выбор, уточним виды школьных сумок.

  • Портфель. Верный спутник школьных лет бабушек-дедушек, он отличается твердостью стенок и крепкой ручкой. Раньше его покупали не на один год. Но ношение в одной руке может плохо сказаться на осанке , поэтому модель обязательно должна быть снабжена лямками!
  • Ранец . Плотный корпус равномерно распределяет переносимый вес по спине школьника. Имеет удобные отделения внутри, ортопедические широкие лямки, иногда - усиленные ортопедические вставки. Идеален для младшеклассника.
  • Рюкзак . Популярен у детей постарше и подростков. Имеются модели и с твердой спинкой, но корпус не оснащен каркасом. Поэтому для малышей не рекомендуется.

Выбирая сумку для школьника, обратите внимание на наличие таких элементов, как поясной и нагрудный ремешки. Будут полезны также дополнительные кармашки и светоотражающие элементы.

Первые два обеспечат маленькому школьнику комфортное распределение нагрузки, последнее - безопасность на проезжей части. Однако дополнительные карманы после заполнения добавят веса выбранной сумке.

Важно! Имеют значение на габариты ранца: верх не должен подпирать затылок, а низ - давить поясницу.

От чего зависит вес школьной сумки

Производители ученических атрибутов соревнуются между собой, создавая яркие и стильные модели. При этом нередко снабжают их целыми комплектами с пеналами и мешочками для «сменки», бутылочками для воды и кошельками. Каждый предмет такого комплекта добавляет граммов массе школьной сумки .

Родители нередко ориентируются на выбор и мнение будущего владельца вещи. Это правильно, но важно, чтобы ребенок не пожертвовал удобством ради красоты.

Совет : выбирая портфель, постарайтесь взвесить его, по возможности после загрузки!

Кроме внешней привлекательности, следует оценить все особенности будущего вместилища знаний. Качественно ли выполнен внутренний каркас, защищающий от сколиоза и неудобства врезающихся в спину краев предметов? Вызывает ли доверие добротность подушечек ортопедической спинки? Они не должны истрепаться в первые же месяцы эксплуатации?

Особые требования стоит предъявить к материалу ранца: синтетическая ткань должна быть одновременно плотной и как можно более легкой.

Норма веса пустого портфеля

Важно ! Максимально допустимой массой пустого портфеля ученика 2 класса (как и первого) признаны семьсот граммов.

Интересно, что самые простые и дешевые модели и являются самыми легкими. Ортопедические элементы, признанные необходимостью, являются и утяжелителями.

Но пустым портфель бывает только в момент покупки. Обратим внимание на его содержимое.

Сколько должно весить содержимое портфеля

Все СанПиНы последних лет сошлись на простом принципе: вес переносимого учеником начальных классов «багажа» не должен превышать десятой части массы его тела. В цифрах в среднем это обычно около полутора килограммов.

Данная норма диктует особые требования к весу учебных принадлежностей.

Важно! По нормам гигиены для детей и подростков учебник в начальной школе должен весить около трехсот граммов (возможно превышение на десять процентов).

Собранные вместе тетради, дневники и пенал тоже дают в итоге серьезное утяжеление. А еще - сменная обувь, форма для физкультуры, принадлежности для уроков труда.

Важно! Оценивая «перевес», надо учитывать и массу не входящих в школьные принадлежности предметов: сотовых телефонов, бутылочек с водой, завтраков и т. д.

Как снизить вес портфеля

  • Все лишнее не должно пройти пункт родительского контроля: игровой планшет и любимая кукла подождут дома.
  • Покупая школьные товары, выбирайте самые легкие варианты. Дневник с твердой обложкой, возможно, сохранит внешний вид до конца года, но добавит массы. Тетради также лучше брать потоньше. Слишком много ручек и карандашей также представляются балластом. Придерживайтесь принципа: пеналы - полегче, папки - потоньше и т. д.
  • Имеют смысл попытки договориться с другими участниками ученого процесса. С родителями соседа по парте - о ношении комплекта учебников, поделенного на двоих. С администрацией школы - о пересмотре расписания с целью равномерного распределения «тяжелых» и «легких» предметов.

Использование ранцев ученических для переноса книг, тетрадей, необходимых учебных пособий более целесообразно, чем различного рода сумок, портфелей и т. п. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, формирует правильную осанку, освобождает руки. Больше того, – не затрудняет работу органов дыхания, системы кровообращения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей.

Данные рекомендации отражены в новых СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно - эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно - эпидемиологическому надзору.

Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 – 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или на шпации в местах крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в соответствии с ростом ребенка и характером одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца во избежание травм и порчи одежды.

Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.

В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:

  • 300 гр. – для 1-4 классов
  • 400 гр. – для 5-6 классов
  • 500 гр. – для 7-9 классов
  • 600 гр. – для 10-11 классов

Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.