Подготовка к примерке изделий верхней одежды. Конспект урока по технологии "Подготовка изделия к первой примерке

«Подготовка изделия к примерке»

Цели.

1. Коррекционно-образовательные.

Познакомить детей с последовательностью подготовки юбки к примерке.

2.Коррекционно-развивающие.

2.1.Развивать мыслительные процессы учащихся на основе аналитической работы над образцом изделия.

2.2.Развивать память и внимание в процессе воспроизведения порядка последовательности пошива прямой юбки.

2.3.Развивать навыки и умения швейного дела.

2. 4.Развивать связную речь в процессе обговаривания операций по подготовке юбки к примерке.

3. Коррекционно-воспитательные.

3.1.Воспитывать аккуратность, умение организовать рабочее место.

3.2.Воспитывать культуру поведения, дисциплинированность, доброжелательные отношения в коллективе.

3.3.Воспитывать трудолюбие, целеустремленность.

Наглядность. Образец готового изделия, чертеж прямой юбки, эскизы, выкройка, крой деталей, словарные слова, технологическая карта, инструкционные карты, правила безопасной работы.

Оборудование. Индивидуальные карточки-задания, мел, сантиметровые ленты, ножницы, иглы, нитки.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение-беседа, на основе имеющихся знаний.

2.1. Индивидуальные карточки – задания: “Назови лишнее”, “Назови плечевые изделия”, “Назови поясные изделия”, “Обведи изделие, которое мы шьем”.

Ученицы отвечают устно. В последнем задании нужно обвести юбку.

2.2. По плану “Описание изделия” ученицы рассказывают о своих изделиях.

  • К каким изделиям по способу носки относятся юбки?
  • Юбки относятся к поясным изделиям.
  • Какие бывают юбки по назначению?
  • По назначению юбки бывают нарядные, повседневные, спортивные, форменные.
  • Какую ткань можно использовать для пошива юбки?
  • Для пошива юбки можно использовать х\б ткань, лен, шерсть.

2.3. Задание. На доске расположены наглядные пособия поэтапного изготовления юбки. Необходимо расположить под ними определяющие слова:

ЭСКИЗ ЧЕРТЕЖ ВЫКРОЙКА КРОЙ

2.4. Задание. По чертежу юбки необходимо назвать детали и контурные линии. Ученица закрепляет на чертеже карточки с названиями деталей юбки и контурных линий: заднее полотнище, переднее полотнище, линия середины, линия бока, линия низа, линия талии, линия бедер.

2.5. Вопрос . Какую работу по изготовлению юбки мы выполнили на прошлом уроке?

Ответ. На прошлом уроке мы подготовили крой юбки к обработке: проложили копировальные стежки по контурным линиям, отметили линию середины деталей.

2.6. Задание. На крое деталей определить, по какой линии не проложены копировальные стежки.

Физминутка.

3. Сообщение нового материала.

На предыдущих занятиях мы уже говорили об особенностях изготовления легкой одежды. Одна из них – пошив изделия с примеркой. На примерке мы уточняем посадку изделия на фигуре, его объем и длину. Подробнее мы остановимся на этом вопросе на следующих занятиях. А сегодня мы должны подготовить изделие к примерке.

Учитель записывает на доске, а учащиеся в тетрадях тему урока.

Что, значит, подготовить юбку к примерке? Это, значит, соединить детали юбки, чтобы ее примерить до пошива.

Учитель предлагает рассмотреть образец юбки готовой к примерке

На примерку сметываются вытачки, боковые швы по линиям бока. С левой стороны юбки по линии бока оставляем 15см на обработку застежки. По верхнему срезу приметывается пояс. Заметываем низ по намеченной линии.

Детали юбки, вытачки соединяются стежками временного назначения вперед иголку. Стежки должны быть достаточно плотными, чтобы они не разошлись во время примерки. Длина стежков 5-6 мм, в начале и в конце строчки делаются закрепки.

А сейчас давайте проверим, как внимательно вы меня слушали.

Задание. На доске разбросаны карточки пооперационной работы. Нужно составить последовательность подготовки юбки к примерке. Каждая ученица предлагает свой вариант подготовки юбки к примерке. Во время общего обсуждения плана работы выбирается оптимальный способ.

Учитель подводит итог, зачитывает по технологической карте последовательность подготовки юбки к примерке:

– Сметывание вытачек переднего полотнища юбки

– Сметывание вытачек заднего полотнища юбки

– Сметывание деталей по линии правого бока

– Сметывание деталей по линии левого бока

– Приметывание пояса по линии талии

– Заметывание нижнего среза юбки

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности.

Ученицы вытягивают “билетики” с вопросами по технике безопасности, отвечают устно.

4.2. Инструктаж к предстоящей работе .

Учитель объясняет учащимся, что во время работы нужно пользоваться технологической картой, кроме этого перед каждой ученицей на парте находится “Инструкционная карта” с подробным описанием работы. Учитель напоминает, что вытачку сметывают от острого конца к тупому, во время работы применяем швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

Работу необходимо выполнять качественно, чтобы во время примерки ручные швы не распоролись. После выполнения работы необходимо проверить качество и сравнить свое изделие с образцом.

4.3. Во время работы учитель контролирует выполнение задания и помогает отстающим ученицам.

4.4. Физминутка, гимнастика для глаз.

4.5. Проверка качества работы.

5. Подведение итогов урока.

Что сегодня вы сделали на уроке?

  • Подготовили юбку к примерке.
  • Какие швейные термины применяли на уроке?
  • Применяли швейную терминологию для ручных работ: сметать, заметать, приметать.

6. Закрепление.

  1. Задание. Рассказать для чего выполняется примерка.
  2. Задание. Назовите технологические операции по подготовке прямой юбки к примерке.
  3. Задание . Ученицы проверяют и анализируют качество выполненной работы друг друга.

7. Оценки за урок.


Примерка юбки

Примерять юбку следует стоя прямо, но свободно, в естественной позе. Надевают изделие на фигуру, расправляют боковые швы по обе стороны, сгибы вытачек при этом должны быть направлены к середине полотнищ, застегивают молнию или скрепляют несметанный участок для застежки булавками, определяют приметанную тесьму точно по талии. Верх юбки оформляют по фигуре.

Примерку следует проводить очень внимательно, обращая внимание на:

1) общий вид (свободу посадки, отсутствие неровностей, видимых дефектов, пропорциональность изделия, гармоничность композиционного решения)

2) симметричность переднего и заднего полотнища (анализируя положение контрольных линий посередине деталей, которые должны располагаться точно посередине фигуры проходить строго вертикально);

3) баланс изделия (признаками правильного баланса являются: вертикальность боковых швов, одинаковая степень прилегания полотнищ к ногам спереди и сзади, горизонтальность верхнего среза юбки по линии талии и горизонтальность линии низа). на примерке необходимо стоять прямо, ноги на ширине плеч. Для проверки баланса соединим низ переднего и заднего полотнищ юбки, совмещая точно посередине. Если баланс нарушен, то есть переднее и заднее полотнища не уравняются по низу своими серединами, в этом случае исправление производим только за счет линии талии. Подчеркнув линию талии тонкой резинкой, следует сбалансировать изделие на фигуре, отметив изменения по линии талии – следует выпустить припуск по верхнему срезу того полотнища, которое кажется вздернутым, и забрать - на более прилегающем к ногам).

4) направление и длину вытачек, при помощи чего можно визуально корректировать фигуру (если фигура худая, вытачки расположим ближе к боковым швам, если полная - ближе к середине линии полотнища. Визуально варьировать соотношение обхватов талии и бедер можно, изменяя направление вытачек – концами к боковым швам или к середине полотнища).

5) положение и конфигурацию боковых швов (боковой шов должен проходить строго вертикально, по прямой линии, располагаться посередине бедра.);

6) облегание изделия по линии талии и бедер; (если изделие широко - излишки скрепим булавками, а если заужено - распорем боковой шов и выпустим ткань из запаса шва, предварительно приколем булавками середины полотнищ к белью).

7) конфигурацию фасонных линии, положение отделочных деталей (карманы, подрезы, драпировки). Если изделие с застежкой, размечают петли;

8) линию верхнего края юбки (она должна проходить горизонтально, точно совпадая с тесемкой или резинкой по талии, или параллельно ей при завышенной или заниженной линии талии).

9) в расклешенных изделиях дополнительно уточняют положение линии низа, отмечая линейкой вкруговую одинаковое расстояние от пола до подгибки низа (без обуви) Нижний край правильно сидящей юбки должен находиться на одинаковом расстоянии от пола по всей длине.

Примерка брюк

Примерку лучше проводить в той обуви, с которой предполагается носить брюки. Во время примерки уточняют объем и длину изделия.

Последовательность проведения примерки.

1. Надеть изделие, сколоть застёжку, уточнив положение средних линий передней и задней половинок.

2. Проверить посадку изделия на фигуре – прилегание по линии талии, бёдер.

3. Уточнить ширину брюк и положение боковых швов. Лишний объем по верхнему срезу брюк убирают в шов сиденья, задние вытачки или в боковые швы (равномерно). Исправления вносить за счёт запаса в среднем шве. Лишний объем удобно убирать, просто прикалывая булавки с лицевой стороны изделия.

4. Уточнить ширину половинок и длину изделия. Длину регулируют так, чтобы половинки брюк полностью покрывали задник обуви. Для очень широких брюк длину увеличивают соответственно длине каблука, для узких - укорачивают до немного ниже щиколотки.


Дефекты юбки:

Дефект Причина возникновения Способ устранения Графическое изображение
Поперечные заломы у пояса на заднем полотнище юбки Раствор задних и боковых вытачек не соответствует фигуре (глубокие) Уменьшают раствор задних и боковых вытачек
Юбка широка по линии бедер Юбка не соответствует фигуре - расширена Забирают излишки в боковые швы
Юбка спереди прилегает к ногам, сзади - вздернута Недостаточный прогиб посередине верхнего среза переднего полотнища Увеличивают прогиб посередине переднего полотнища в соответствии с фигурой
Юбка сзади прилегает к ногам, впереди - вздернута Недостаточный прогиб посередине верхнего среза заднего полотнища Увеличивают прогиб посередине заднего полотнища в соответствии с фигурой
Складка внизу расходится Недостаточнфый прогиб по верхнему срезу юбки Верхний срез припуска на складку не соотвевтвует по формеверхнему срезу юбки Изделие заужено по линии бедер Увеличивают прогиб верхнего среза юбки Верхний срез припуска складки приводят в соответствие Изделие расширяют по линии бедер за счет припусков боковых швов или уменьшают глубину складки
Слабина по боковому шву на уровне линии бедер Увеличение раствора боковой вытачки Уменьшают раствор боковой вытачки, соответственно на такую же величину увеличивают раствор задний и передних вытачек
Поперечные заломы в области бедер Изделие заужено в области бедер Выпустить запасы из швов

Дефекты в брюках и их устранение.

Дефект Причина возникновения Способ устранения Графическое изображение
брюки широки в поясе неверно выполнено измерение обхвата талии; брюки растянуты по верхнему срезу. забрать излишки ткани в боковые швы и вытачки или в средний шов от талии до бедер; сделать соответствующую посадку брюк по верхнему срезу на пояс
брюки широки в бедрах - вертикальная складка на задних половинках вдоль бокового шва на уровне бедер неверно проведено измерение обхвата бедер или увеличена прибавка по бедрам. забрать излишки ткани в боковой шов на уровне бедер
сгибы передних половинок смещены наружу половинки брюк неправильно соединены по шаговому шву; при конструировании не была учтена особенность позиции ног - носки стоп обращены внутрь; заужены задние половинки брюк в области ягодиц; короткий боковой шов - не учтена особенность фигуры (выпуклые бедра переднюю половинку брюк сместить вверх по шаговому шву на необходимую величину, углубляя при этом линию банта; при необходимости срезать излишки ткани у талии спереди; соответственно на такую же величину выпустить запас ткани внизу и поменять положение контрольной точки на линии колена; расширить задние половинки брюк в области ягодиц; выпустить запас ткани у бокового шва или поднять линию банта; при необходимости углубить средний шов.
слабина на задних половинках брюк у линии притачивания пояса задние половинки брюк длинны по линии среза наверху : забрать излишки ткани в пояс, затем срезать излишки ткани
излишнее провисание среднего шва в нижней части увеличена глубина сидения уменьшить глубину сидения (срезать излишки от линии талии, выпустить длину снизу).
сгибы передних половинок смещены внутр половинки брюк неправильно соединены по шаговому шву - передняя половинка смещена вверх; при конструировании не была учтена особенность позиции ног - носки стоп развернуты наружу из-за отсутствия запаса ткани по линии банта передней половинки исправление производится за счет задней половинки; заднюю половинку нужно сместить вверх по шаговому шву на необходимую величину, углубляя при этом средний шов, соответственно выпустить запас ткани в низке на такую же величину и изменить контрольную точку на линии колена
веерные заломы в области подъягодичной складки задние половинки брюк заужены на уровне сидения выпустить запас ткани по шаговому шву задних половинок; если дефект значительный, нужно притачать клин к задней половинке.
горизонтальные складки от линии бедер и выше -брюки узки по линии талии неверно проведено измерение обхвата талии; не учтена прибавка по линии талии. выпустить запас ткани по боковым швам, уменьшить глубину вытачек.
Винтообразное закручивание половинок брюк, наклонные заломы Нарушение технических условий подготовки к примерке – соединение боковых и шаговых швов со стороны разных половинок. Распороть один из швов и сметать со стороны задних половинок

Если вы шьете одежду по выверенным лекалам, и абсолютно уверены в том, что посадка по фигуре и баланс изделия будут соблюдены практически идеально, несколько примерок выполнить все равно нужно. А что говорить о нестандартных фигурах? В этом случае примерки просто необходимы и их количество определяется при пошиве и зависит не только от сложности модели, ткани, из которых шьется изделие, но и от профессионализма портного. Мы расскажем вам как подготовить изделие к примерке и правильно ее провести.

Важные моменты при примерке изделий: примерку платьев и блузок производят в нижнем белье, жакетов – в рубашке, пальто – в свитере или жакете.

Первая примерка: все по правилам!

Для того чтобы подготовить изделие к первой примерке необходимо сметать вытачки, швы, наметочными стежками перенести на лицевую сторону линии полузаноса полочек, перегибы лацканов, расположение петель (если они предусмотрены в изделии), расположение карманов, пат и т. п. Если по спинке платья предусмотрены застежка-молния, ее следует вметать. Также необходимо вметать рукава. Припуски по низу изделия заметать. Если в изделии предусмотрены подплечники, примерку следует производить с ними.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Желательно перенести наметочными стежками линии груди, талии, бедер на лицевую сторону. Это упростит процесс корректировки баланса изделия, если таковой потребуется.

Наденьте подготовленное изделие на заказчика (под заказчиком мы понимаем того, на кого шьется изделие), застегните молнию на платье, на жакете или пиджаке сколите обе полочки по линии полузаноса, совместив детали по линии талии и по низу изделия.

Не спешите сразу приступать к перекалыванию швов, сначала внимательно оцените посадку изделия, баланс передней и задней части изделия, совпадение горизонтальных линий (груди, талии, низа изделия).

Что следует делать на первой примерке?

На первой примерке следует оценить общий вид изделия и посадку по фигуре, ширину и длину спинки и полочки, рукавов, длину и раствор вытачек, расположение рельефных швов и декоративных деталей. Если в изделии есть рукава, на первой примерке следует проверить ширину и длину рукава, подогнуть и заметать рукава до нужной длины, затем отделите рукав от изделия и переходите к устранению дефектов посадки, если это требуется.

Баланс изделия – важный показатель!

Баланс изделия – многих пугает это определение, однако сложного тут ничего нет, главное понять как правильно оценить баланс изделия и как исправить дефекты посадки, если они возникли.

ВАЖНО! Если при построении базовой выкройки изделия вы точно сняли мерки, проблем с балансом изделия быть не должно.

Многие опытные портные при снятии мерок используют плечевую накладку, которую очень просто сшить, однако она будет незаменимым помощником при снятии самых важных мерок, формирующих баланс изделия.

Рис. 1. Выкройка и детали кроя плечевой накладки

Выкроите из плотной ткани 2 детали передней и задней половинок накладки без припусков на швы. Сложите обе детали изнаночными сторонами друг к другу и обметайте по контуру швом зиг-заг или оверложным швом.

Сшейте 4 бейки шириной 0,5 см и длиной 0,5 м и притачайте по разметке. Линию плечевого шва обозначьте машинной строчкой контрастными нитками.

Для фиксации обхвата талии сшейте бейку шириной 0,5 см и длиной равной 2-м обхватам талии. При снятии или контроле мерок повяжите на шею накладку, а по талии бейку, зафиксировав ей бейки, притачанные к накладке на полочке и спинке.

Рис. 2. Плечевая накладка на манекене

При помощи такой накладки очень удобно снимать мерки, сопряженные с линией талии, длину плеча и обхват шеи.

Рис. 3. Снятие мерки Длина плеча с помощью плечевой накладки

Так что же такое баланс изделия? Это уравновешенность всех частей изделия, надетого на фигуру — соответствие плечевых и боковых швов, линии талии и линии груди и их полное соответствие фигуре заказчика.

Мерки, которые составляют основу баланса изделия – Длина переда до талии (ДТП) и Длина спинки до талии (ДТС). Еще их называют балансовыми мерками.

Рис. 4. Снятие мерки Длина переда до талии (ДТП)

Рис. 5. Снятие мерки Длина спинки до талии (ДТС)

Есть 3 вида баланса: переднезадний, боковой и баланс, характеризующий разновидность сочетания опорной части детали с ее нижней частью.

Самые распространенные дефекты изделия связаны с нарушением переднезаднего (или вертикального) баланса (определяется линией талии) и бокового (или горизонтального) баланса – определяется углом наклона плечевых срезов.

Если при примерке видны балансовые дефекты, необходимо переколоть плечевые швы, (используйте булавки), а расположение самого шва наметить мелом.

ВАЖНО! При нарушении переднезаднего баланса требуется более сложная корректировка, о которой мы расскажем подробно чуть позже.

Уточните длину изделия, расположение рельефных швов, расположение карманов и петель. Вырез горловины переда, спинки и пройм (без припусков) обмелите мелком по лицевой стороне ткани, в горловину вколите воротник. Все изменения, внесенные при примерке, перенесите на парные детали.

Вторая примерка — повышенная готовность

При подготовке изделия ко второй примерке необходимо стачать и проутюжить вытачки и рельефные швы (кроме плечевых и боковых), вшить молнию, обработать карманы.

Проводить вторую примерку следует аналогично первой, но уровень готовности изделия гораздо выше, поэтому вы сможете с большей уверенностью внести изменения, если это потребуется, сравнить полученный силуэт с эскизом модели и скорректировать силуэт заужением или расширением боковых швов.

Совет! При примерке боковые швы платья будет проще скорректировать, если надеть изделие изнаночной стороной наверх. Сколите припуски швов булавками, затем аккуратно снимите изделие и стачайте по наметке.

Необходимость третьей и последующих примерок зависит от сложности модели, качества ткани и уровня вашего профессионализма. После завершения пошива изделия удалите все наметочные стежки, булавки и проведите влажно-тепловую обработку изделия.

Мы желаем вам совершенствовать ваше швейное мастерство, ведь даже опытным мастерам всегда есть чему учиться. Шейте красивые вещи и носите их с удовольствием!

Раздел: Технология изготовления плечевого изделия.

I. Дидактическое обоснование урока:

Цели урока:

1. Образовательные:

  • способствовать формированию и развитию умений и навыков подготовки деталей кроя к обработке и изделия к примерке;
  • способствовать формированию самостоятельных навыков обработки плечевого изделия по инструкционным картам;
  • способствовать формированию умений моделировать плечевое изделие заданного фасона.

2. Развивающие:

  • способствовать развитию умений анализировать, сопоставлять способы и приемы подготовки швейных изделий к примерке;
  • способствовать развитию познавательного интереса к предмету, через использование игровых форм проверки знаний;
  • способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

3. Воспитательные:

  • способствовать воспитанию бережного отношения к оборудованию, материалам;
  • способствовать воспитанию взаимопомощи, сотрудничества;
  • воспитывать уважение к труду.

II. Методическое оснащение урока.

1. Учебно-техническая документация: инструкционно-технологические карты по подготовке деталей кроя к обработке и плечевого изделия к примерке, презентация “Подготовка изделия к примерке”.

2. Материал для контроля знаний учащихся: карточки-задания, кроссворды, ребусы, рисунки, эскизы изделий, журналы мод, дидактический и наглядный материал по теме “Моделирование плечевого изделия” (наглядность по переносу нагрудной вытачки, построению кокетки, рельефа, формы силуэта, виды стилей), “Раскрой плечевого изделия” (набор ткани различной ширины и разного рисунка, выкройки, мел, раскладки выкройки на ткани), поузловая обработка плечевого изделия, образцы изделия.

3. Материально-техническая база: машинки, манекен, ножницы, альбом, мультимедийный проектор, карандаши, фломастеры, сантиметровая лента, иглы.

III. Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • методы проблемного изложения (частично-поисковый);
  • игровые и информационно-коммуникационные формы обучения.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (объяснение, сообщения учащихся, беседа);
  • наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);
  • практическая, самостоятельная работа.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • самостоятельная работа;
  • игровая;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Словарная работа: стиль, силуэт, моделирование, выкройка, кокетка, контрольные, контурные линии, примерка.

Тип урока: комбинированный.

Организация урока:

  • 1 этап урока - проверка знаний в форме игры по теме “Моделирование и конструирование одежды”, “Раскрой швейного изделия”;
  • 2 этап урока – объяснение новой темы с использованием ИКТ;
  • 3 этап урока - практическая работа.

Межпредметные связи: ИЗО, литература, история, информатика, черчение.

Оформление кабинета: выкройка плечевого изделия с элементами моделирования, эскизы швейных изделий, рисунки, чертеж платья, силуэты изделия, высказывания.

Рисунок 1

На доске высказывания:

  • “Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде”. О. Роден.
  • “Мастерство и художественное совершенство – необходимый элемент прекрасного, без него не возникает эстетическое чувство и эстетическое переживание” А. Эренгросс
  • Будьте всегда естественны, женственны, неповторимы в своей красоте – вот средство, которым можете пленить окружающих” Г. Козловски
  • “Одеваться модно – одеваться со вкусом” - П.Карден
  • “Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной”- В. Зайцев.
  • “Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы”. Ж.Ж. Руссо
  • “Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды”. А. Моравия.

Ход урока

Организационный момент.

Сегодня, на уроке мы проверим ваши знания по темам: “Конструирование и моделирование плечевого изделия” и “Раскрой швейного изделия”, закрепим знания и умения снятия и записи мерок, необходимых для построения чертежа плечевого изделия, понятий “стиль”, “силуэт”, “моделирование”, проверим умение моделировать и экономно раскраивать плечевое изделие.

  • 1 часть урока будет проходить в форме урока – конкурса, на котором мы попадем в экспериментальный цех Дома модели, где создается, конструируется и моделируется плечевое изделие. Вы будете художниками - модельерами и конструкторами. Затем переместимся в раскройных цех где повторим приемы, последовательность раскроя швейных изделий.
  • На 2 этапе урока мы разберем последовательность подготовки деталей кроя и изделия к примерке и выполним практическую работу.

Представляются члены жюри - “ОТК” (отдел технического контроля).

Представление команд, девиза и эмблем: класс делится на две команды - “Пуговица”, “Нить”.

За каждый правильный ответ команда получает в награду сушку, у кого на ленточке окажется больше сушек, та команда получит ожерелье победителя.

Задание для выбора капитана команды:

Кто быстрее и больше придумает слов из букв слова “эскиз”, относящиеся к технологии изготовления одежды? (Эскиз – этикет, сарафан, кокетка, игла, застежка).

Учитель: “Одеваться модно – одеваться со вкусом” - эти слова Пьера Кардена актуальны и сегодня. Чтобы подчеркнуть свою индивидуальность мы стараемся опираться на такие понятия как “стиль”, “силуэт”, “мода”.

“Вне моды человека просто нет. Любой из нас либо приверженец старой моды, ушедшей, либо поклонник моды, идущей, может быть, впереди времени, либо моды современной” - говорил Вячеслав Зайцев. Вот так и мы пойдем сегодня с вами от самых истоков моды. Прежде чем художник-модельер создаст свою новую модель, он должен изучить историю костюма, традиции, все то, что создали до него.

Прямыми предшественниками одежды, являлись татуировка и окраска тела, а также нанесение на него магических знаков, с помощью которых люди пытались предохранить себя от злых духов, устрашить врагов и расположить к себе друзей. В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальность и сословную принадлежность, имущественное положение и, конечно, возраст.

Конкурс 1. (по 2 ученика от каждой команды)

Определить стили в одежде (работа у доски):

1. Представлен набор одежды, необходимо распределить ее по стилям.

Рисунок 2

2. На доске карточки с названием стилей, необходимо убрать название стиля, которого не существует, и подобрать под каждый стиль свой эскиз.

Рисунок 3

Учитель: Следовать в одежде какому-то стилю – это не значит, что нужно строго придерживаться его, а можно дополнять, изменять в деталях в соответствии с модой. Каждый стиль предоставляет в ваше распоряжение множество самых разнообразных фасонов и сочетаний, годных на все случаи жизни.

Конкурс 2. Кто больше? (все учащиеся)

Самостоятельная работа учащихся:

  • дать краткую характеристику понравившихся стилей (домашнее задание). (Приложение 1)
  • определить какие из представленных стилей, распространены в настоящее время.
  • назвать любимый стиль одежды и обосновать свой выбор.

Учитель: “Истинная элегантность всегда предлагает беспрепятственную возможность движения” - этот закон Коко Шанель, можно отнести ко всем понятиям, связанным с конструированием одежды.

Конкурс 3. Определить силуэт. (работа у доски)

Рисунок 4

1 команда:

  1. определите виды силуэта по предложенным эскизам, рисункам;
  2. определить силуэт костюма амурских казачек на рисунке 8.

2 команда:

  • дать понятие “силуэт”, найти соответствующий силуэт по рисункам;
  • определить стиль одежды амурских казачек на рисунке 8.

Рисунок 8

Учитель: Современная одежда композиционно очень разнообразна. Художники-модельеры достигают этого различными путями. Прав был Ж.. Ж.. Руссо говоря: “Насколько законы моды непостоянны и разорительны, настолько законы хорошего вкуса экономны и устойчивы”. Как всякий настоящий художник-модельер нам не обойтись без полета творчества, фантазии, основанной на чувстве меры.

Конкурс 4. Конкурс капитанов.

Вам дается модель с указанием только конструктивных линий или силуэта:

Рисунок 5.

Задание:

1. Создайте свою модель, добавив отделочные линии, детали, цвет (таблица гармоничных сочетаний цветов);

  • назовите свою модель;
  • определите назначение модели;
  • предложите, из какой ткани можно ее сшить.

2. Нарисуйте эскиз современного костюма на основе фотографий казачьей одежды.

Рисунок 9

А пока капитаны творят высокую моду у нас веселая минутка!!!

Веселая минутка: Найди слова.

Карточка с набором букв, среди которых спрятаны слова.

ЙЦКНВМОДАВРЛЭСКИЗАВФЫВЫТАЧКАЖ

ЮБЛДМОДЕЛЬЕРЖДЛОРЛИНИЯПРШОВУРО

ЩШГПЕРЕНОСЕАПИСРЕЛЬЕФХЗЩДСТИЛЬЮ

ОРПКОКЕТКАШДЛПРИБАВКАВЫФЯСИЛУЭТ

ХОЖАКЕТНГКПОЯСНАЯФВПСТЖИЛЕТКВПР

Конкурс 5. Блицтурнир. (по 5 вопросов каждой команде)

Вопросы 1 команде:

  1. Аксессуары – это дополнение к одежде: чулки, шарф, платок, сумка, пояс, перчатки, зонтик или предметы украшения из дешевых материалов, стекла, недрагоценных металлов, камней, кожи, пластмассы, имитирующие и заменяющие дорогие ювелирные украшения.
  2. Одежда должна создавать благоприятный микроклимат для нормальной жизнедеятельности человека – это гигиенические или эксплуатационные требования к одежде.
  3. Элегантность – это полное душевное и физическое равновесие, полная гармония или умение одеваться в соответствии с индивидуальностью, чувство меры во всем, искусство найти грань между “можно” и нельзя”
  4. Что не относится к стилю одежды: ампир, модерн, резонанс, ренессанс?
  5. От чего зависит выбор цвета в одежде: индивидуальных особенностей человека, роста, сезона, характера, возраста, рода занятий.

Вопросы 2 команде:

  1. Какой из перечисленных способов моделирования можно использовать при переносе нагрудной вытачки: расчетный, шаблонный, графический, муляжный, безрасчетный.
  2. Гардероб – это предмет мебели для оформления интерьера жилища или это вся одежда, принадлежавшая одному человеку и отвечающая определенным социальным, климатическим условиям и образу жизни человека.
  3. Модель - это человек, демонстрирующий одежду или образец швейного изделия в виде рисунка, фотографии или готового изделия (от лат. слова образец, мера)
  4. Конструкция изделия – это чертеж деталей одежды на плоскости в натуральную величину или детали изделия из бумаги.
  5. Прибавка добавляется к меркам при расчете конструкции чертежа изделия или раскрое изделия?

Учитель: “Важно не то, что носите – важно то, как носите” гласит поговорка. Поэтому модельеры и конструкторы несут большую ответственность за будущую модель.

Конкурс 6. “ Кто быстрее?” (на каждое задание по одному ученику от команды)

На доске изображен чертеж переда и спинки:

1. Определить линии чертежа конструкции плечевого изделия.

Рисунок 6

2. Из набора карточек с названием размерных признаков выбрать мерки, необходимые для построения чертежа плечевого изделия.

3. Произвести правильное снятие размерных признаков на манекене.

Конкурс 7. “Кто внимательнее?”

Задание по знаниям прибавок: (набор карточек с надписями мерок и прибавок)

На листе указан набор названий прибавок: Пш, Пт, Пб, Пг, определить к каким меркам их необходимо добавлять (Ди, Ст, Сг2, Дст, Сш, Шг, Сб).

Конкурс 8. “ Кто точнее?”

1. Скорректировать выкройку плечевого изделия на 2 размера больше, объяснить приемы корректировки выкройки плечевого изделия.

2. Скорректировать выкройку на 2 размера меньше. Объяснить приемы корректировки выкройки рукава.

Конкурс 9. Конкурс модельеров-конструкторов.

Рисунок 1

Рисунок 7

1 команда:

  1. Смоделировать перенос нагрудной вытачки в линию талии, середины и найти соответствующий эскиз.
  2. Подобрать к данному рисунку соответствующую смоделированную кокетку.
  3. По данному рисунку из журнала мод смоделировать выкройку.

2 команда:

  1. Смоделировать перенос нагрудной вытачки в линию проймы, бока и найти соответствующий эскиз.
  2. Найти по рисунку соответствующую конструкцию рельефа.
  3. Предложить свою модель платья и смоделировать выкройку

Конкурс 10. Состязание эрудитов.

  1. Женская национальная одежда, страны восходящего солнца, состоящая из рукавов. (Кимоно)
  2. Брюки, имеющие вкусное название. (Бананы)
  3. И название ткани, и сборник карт по географии. (Атлас)
  4. Раньше так называли девушек – модниц, сейчас верхнюю, отделочную, отрезную деталь изделия. (Кокетка)
  5. Фурнитура, обычно применяемая в поясных изделиях и обозначающая природное явление. (Молния)
  6. Из них состоит юбка “годе”, еще их вбивают в землю или дерево, о нем говорится в пословице “Куда ни кинь, всюду ….” (Клин)
  7. Головной убор, являющий собой компромисс между цилиндром и фетровой шляпой. Незаменимая вещь в походе, в нем готовят пищу на костре. (Котелок)
  8. Мягкая, рыхлая хлопчатобумажная ткань с ворсом, применяемая для шитья детской одежды, пеленок, распашонок. Их любят рассказывать охотники, рыбаки, преувеличивая свои трофеи. (Байка)
  9. Вид нарядного галстука у мужчин. Насекомое с красивыми крыльями. (Бабочка)
  10. Фурнитура, застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п. Укороченная и облегченная винтовка. (Карабин)

Конкурс 11. Решить кроссворды, ребусы. (Приложение 2)

Конкурс 12. “Конкурс раскройщиков”.

1. Подготовить ткань к раскрою. (Определить лицевую, изнаночную стороны; найти дефекты; направление нити; провести декатирование ткани)

2. Разложить выкройку на ткани. (Выполняется экономная раскладка, в зависимости от ширины ткани и направления рисунка, обмеловка)

3. Проанализировать раскладку выкройки на ткани.

Конкурс 13. Отгадайте загадки:

  1. Весь мир одевает, а сама нагишом. (Иголка)
  2. На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)
  3. По поляне шерстяной пляшет тонконожка.
    Из под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машина)
  4. Инструмент бывалый – не большой, не малый.
    У него полно забот – он и режет и стрижет. (Ножницы)

Конкурс 14. Продолжите:

Пословицы и поговорки:

  1. Без веретена... (пряжи не спрядешь).
  2. Без дела жить... (только небо коптить).
  3. Без клиньев и... (кафтана не сделаешь).
  4. Всякий портной... (на свой покрой).
  5. Где шьют, там … (и порют).
  6. Добрый портной … (с запасом шьет).
  7. Как ручки сделают, … (так спинка износит).
  8. Какова пряха, … (такова на ней и рубаха).
  9. Кривое веретено … (не выправишь).
  10. Кроить – не шить, … (после не распорешь).
  11. Не бывает скуки, … (коли заняты руки).
  12. Не игла шьет, … (а руки).
  13. Не привыкай к безделью, … (учись рукоделью).
  14. У портного и локоток … (наотлет).
  15. Долог день до вечера... (коли делать нечего).
  16. Кончил дело... (гуляй смело).
  17. Глаза страшатся... (а руки делают).
  18. Мало хотеть... (надо уметь).
  19. Маленько дело... (лучше большого безделья).
  20. Семь раз отмерь... (один отрежь).
  21. Поспешишь … (людей насмешишь).
  22. Дело … (мастера боится).

Подведение итогов проверки знаний.

Учитель: На первом этапе урока мы проверили ваши знания видов стилей и силуэта, узнали о новых видах стилей в одежде, определили свой стиль. Проверили знания конструкции изделия и мерок, необходимых для ее построения. Закрепили умение моделировать и раскраивать изделие. Мы узнали, что каждая женщина должна обладать вкусом и быть элегантной. Ведь недаром французская поговорка гласит: “Хороший вкус - это наилучшее украшение женщины”.

Подведение итогов состязания и выставление оценок. Вручение “ожерелья-победы” команде победителю.

2 этап урока.

На доске терминология ручных стежков: сметать, заметать, приметать, обметать, наметать, пришить.

Объяснение новой темы. Сопровождается презентацией.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изготовлению плечевого изделия. Для этого нам необходимо определить порядок дальнейшей обработки изделия:

Вопросы классу:

  1. Что необходимо сделать с полученными после раскроя деталями изделия?
  2. Как подготовить детали кроя к обработке?
  3. Какие линии мы должны нанести на детали кроя, для чего они нам нужны?
  4. От чего зависит способ переноса контурных линий?

Задание учащимся:

  1. Определите последовательность подготовки деталей кроя к обработке.
  2. Учащиеся предлагают, что необходимо нанести контрольные и контурные линии.
  3. На доске расположена деталь кроя плечевого изделия, ученица должна показать где будут проходить контурные и контрольные линии (на табличках указаны название – контрольные, контурные)

Рисунок 6

  1. Другая ученица подбирает соответствие: для чего нужны эти линии и способы их нанесения. (набор карточек с названиями линий, их назначением)
  2. На представленных образцах разобрать способы переноса контурных линий, объяснить в каких случаях можно их применять.
  3. Демонстрация приемов нанесения контрольных линий.

На доске отображается при помощи проектора основные положения, разобранные с учащимися, они выполняют записи в тетради. (Приложение 3. Слайды 1-9)

  • название линий;
  • назначение;
  • месторасположение;
  • способы нанесения, переноса линий.

Вопрос классу:

  1. Как подготовить изделие к примерке?
  2. По каким линиям нужно сметывать детали?
  3. Укажите размер стежка?

На примере образца подготовленного к примерке объяснить последовательность и приемы выполнения работы (Приложение 3. Слайды 10-15):

а) заготовка полочки: сметать нагрудные вытачки, начиная от узкого края к широкому;

б) заготовка спинки: сметать плечевые вытачки, средний срез;

в) сметать плечевые срезы переда и спинки, высшие точки горловины должны совпасть;

г) сколоть, сметать боковые срезы спинки и переда.

Величина стежков сметывания – 7-10 мм, закрепки. Для более прочного сметывания деталей ширину стежка можно чередовать: стежками 2-3 мм и 5-7 мм.

Подведение итогов 2 этапа урока: сегодня мы разобрали последовательность обработки деталей изделия, наша задача выполнить подготовку изделия к примерке так, чтобы во время примерки было как можно меньше недочетов.

3 этап. Практическая работа. Подготовка изделия к примерке.

3.1. Вводный инструктаж учителя:

  • сообщение названия практической работы;
  • разъяснение задач практической работы;
  • ознакомление с образцом труда;
  • ознакомление с инструкционной картой;
  • предупреждение о затруднениях в работе;
  • инструктаж по технике безопасности при ручных работах.

3.2. Самостоятельная работа учащихся.

3.3. Текущий инструктаж учителя.

Самоконтроль (Приложение 3. Слайд16):

  • ровность строчек, стежков сметывания;
  • ровность переноса линий.

3.4. Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащихся;
  • разбор типичных ошибок уч-ся, причины ошибок;
  • объяснение способов устранения ошибок;
  • самоанализ работы.

4. Подведение итогов урока (сообщение о достижении целей урока, оценка работы, демонстрация лучших работ)

Литература.

  1. Burda. Шитье – мое хобби. Изд-во "Энне Бурда ГмбХ&Ко, Д-77641, Оффенбург, Германия.
  2. Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить: Кн.для учащихся сред. шк. возраста. –М. Просвещение, 1989. -160с.
  3. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. - М.: Просвещение, 1990. -335с.
  4. Скопцова М.Й. Технология: Учебное пособие по Обслуживающему труду для учениц 5-8 классов. Ростов-на-Дону: изд-во “Феникс2, 1997 – 384с.
  5. Столярова С.И., Домненкова Л.В. Обслуживающий труд: Учеб. пособие для учащихся 7-8 кл. – М.: Просвещение, 1985 – 224с.